Ахимса — первый шаг в мир без боли и зла | Masajista.ru

Ахимса — первый шаг в мир без боли и зла

Ахимса — первый шаг в мир без боли и зла

Ахимса — первый принцип Ямы. Яма — первая из восьми ступеней Аштанга йоги. Это пять правил, которым мы должны следовать, взаимодействуя с другими людьми.

Ниже мы приводим разъяснение этих правил разными учителями. Задача практикующих — изучать и постепенно внедрять в повседневную жизнь.

Первая ступень йоги Яма, правило № 1 — Ахимса (ненасилие)

Ахимса пратиштайям тат саннидху вайратьягах.
Если перестанешь причинять вред, сможешь
Прекратить вражду с помощью ахимсы.
(Йога-Сутры Патанджали, II:35)

Шарат Джойс: «Ахимса означает ненасилие в словах, мыслях и действиях. Это означает не быть причиной боли других живых существ включая животных, насекомых и растения. Если мы утверждаемся в ненасилии в повседневной жизни, то все конфликты закончатся. У нас есть цитата на языке Каннада (язык моей мамы) «Нужно две ладони, чтобы хлопать». Одна ладонь не даст звука. То есть если вы не реагируете, когда кто-то начинает конфликт с вами, тогда он заканчивается. Нет хлопка, нет звука».

Паттабхи Джойс: «Ахимса означает никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах, ни мыслью, ни словом, ни делом не причинять никому вреда. Даже если в какой-то ситуации Веды позволяют нанесение вреда, такой поступок не соответствует ахимсе. К примеру, два зверя, готовые сцепиться в кровавой драке, забывают о своей вражде в присутствии человека, практикующего ахимсу».

Йога сутры, разные переводы:

35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает
враждебность. (перевод с санскрита Е.П.Островской и В.И.Рудого)

35. В присутствии утвердившегося в непричинении вреда прекращается
всякая вражда [в других].(перевод с санскрита Свами Вивекананды)

35. Утвердившийся в непричинении вреда способен подавить неприязнь к
себе [в любом живом существе]. (перевод с санскрита А.Фалькова)

35. Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебность
ослабевает в его присутствии.(перевод с санскрита К.Свенссон)

Комментарии к Йога-сутрам Свами Сатьянанды Сарасвати

Сутра 35: Плоды (I) ахимсы

  • Ahimsap̱ ratist̤ hay̱ am̱ tatsannidhau vairatyag̱ ah
    Ahimsa̱ — ненасилие;
    pratis̤tha̱ya̱m — будучи прочно установленным;
    tatsannidhau — в этой окрестности;
    vaira — враждебность;
    tya̱gah — отказ.

При прочном утверждении в ахимсе имеет место отказ от враж-
дебности в его [йога] окрестности.

Ахимса означает любовь, безвредность, неубийство, ненасилие. Она означает отсутствие неприязни, враждебности и [желания нанесения] вреда. Духовному последователю под ахимсой следует понимать отсутствие любого вредного намерения, каким бы оно ни было. Пратиштха означает быть твердо установленным. Когда кто-то установлен в ахимсе, в нем развивается некий вид магнетизма, который оказывает влияние на любого, кто к нему приближается.

Он становится свободен от настоящей опасности — комплекса вражды, т. е. насилия и враждебности. В индийской истории существует много великих людей, которые могли преображать даже наиболее грубые и дьявольские сердца. [Вместе с тем] Махатма Ганди, [например], который был предан ахимсе и не питал какой-либо недоброжелательности, также имел врагов, и в конце концов он был застрелен. Это показывает, как трудно практиковать ахимсу [в совершенстве]. Господь Будда развил практику ахимсы настолько сильно, что преображал любую грубую личность в добросердечного человека. Однажды он столкнулся с грубым дакойтом (разбойником), который пришел убить его, и одним простым взглядом [Будды] дакойт был преображен. В ашраме Патанджали корова, коза и тигр могли жить, есть и пить вместе, благодаря высшей стадии ахимсы, практикуемой [обитателями ашрама].

Очень просто говорить, что мы должны следовать ненасилию, что нам следует любить друг друга. Концепция же любви для нас слишком велика, чтобы ее понять. Для нас любовь означает безопасность или защиту от страха смерти и ничего более. Это психологическая необходимость. Но в действительности любовь есть нечто более великое. Христос был распят, Мохаммеда противники побили камнями, великого суфия Мансура мусульмане пытали так, что с него слезла кожа. Все эти люди имели врагов. Но в Индии есть много людей, у которых нет врагов, потому что они в со-
вершенстве практиковали ахимсу. Наиболее важная вещь — не противостоять даже людям, совершающим насилие; это также является ахимсой. Если понятие ахимсы развивать более глубоко, то она означает практику уничтожения комплекса вражды — неосуждение. В Индии такой человек называется аджата шатру — рожденный без врагов.

Таким образом, складывается впечатление, что великие святые и пророки не были твердо установлены в ахимсе. Например, Будда, Господь Кришна, Шанкара противостояли другим школам философии и критиковали их. Логика же йоги говорит, что ахимса должна практиковаться в полном виде. Это должен быть величественный путь, когда достойно принимается все, что в обществе считается неправильным. Вот что означает сатьяграха. Итак, сутра означает, что когда последователь твердо стоит на позиции ахимсы, когда даже последний след враждебности стерт, душа раскрывает себя изнутри в некоей магнетической форме. Эта магнетическая форма называется вайрагьягах, т. е. отказ от враждебности. Таким образом, следует отказаться от убийства [всех] живых существ. [В этом смысле] в Индии известен знаменитый культ ахимсы в джайнизме.

Книги и статьи по теме:

  • Базовые принципы Аштанга йоги
  • Йога-сутры Патанджали, 5 переводов
  • Йога сутры с комментариями Свами Сатьянанды Сарасвати

Подписывайтесь на новости, чтобы получать новые статьи (подписка справа). Также не забывайте ежедневно практиковать асаны, для этого загляните в расписание и приходите 🙂

Фундаментальный принцип йоги Ахимса: как не причинять вреда другим ни словом, ни мыслью, ни действием

Ахимса с санскрита переводится как «не причинение вреда живому», «ненасилие». «Химса» значит «вред», а приставка «А» означает «не», «против». Мир очень страдает из-за несоблюдения данного принципа. Тот, кто полностью практикует Ахимсу, обретает сиддхи (гармонию и благость с самим собой и с окружающим миром). Конфликты и ссоры волшебным образом сами избегают такого человека.

Что это такое?

Ахимса относится к первому принципу Ямы «Йога-сутр» Патанджали.

«Яма» или по-другому «Джама» – это первая ступень восьми ступенчатой йоги. Она предназначена для отречения от удовлетворения эгоистических амбиций человека.

Яма представляет из-за себя набор из 5 моральных правил для достижения баланса с внешним миром. Каждое из них может показаться как ограничение, но на самом деле, эти устои – ключ к свободе от невежества и тьмы внутри себя. Патанджали сформулировал их:

  • Ахимса (отказ от насилия);
  • Сатья (благожелательная правдивость);
  • Астейя (не воровство, не присвоение себе того, что не твоё);
  • Брахмачарья (видение Бога во всех проявлениях материального мира);
  • Апариграха (иметь то что нужно и не иметь то, что не нужно).

Справка! Ахимса подразумевает не только не причинять вред на физическом уровне, но и на уровнях слов и мыслей.

Ненасилие в разных сферах жизни

Очевидно, что невозможно идеально следовать этому принципу. Наше существование уже неосознанно причиняет вред другим существам. Например: во время дыхания убиваются миллионы микробов и бактерий, находящихся в воздухе. Гуляя по парку, мы не замечая, можем раздавить муравья. Так как же жить, если мы обречены совершать насилие?

Справка! В древнем источнике мудрости Бхагавадгита описывается, что в жизни случаются обстоятельства, когда проявление меньшего зла предотвращает большое. Пренебрегая этой мыслью, человек совершает ещё большее зло. Иногда нужно применить силу.

На войне эта учение проявляется во всей красе. Воин должен защитить свою Родину, семью и близких от физического истребления агрессора, который сам же нарушает Ахимсу. Если он поднимет руки в верх, то поспособствует распространению ещё большего зла. В итоге он потеряет свою землю, своих близких и собственную жизнь.

Сознательно, человек может совершить акт насилия только в 6 случаях: в случае попытки отравы, атаки с летальным оружием, поджигания дома, ограбления, разбойничества своей земли и надругательства над женой и детьми. Это описано в ведических текстах.

Агрессия и гнев

Любой человек сдерживает свой гнев, чтобы избежать крупный конфликт. Это тягостное разрушительное чувство отравляет человеческое нутро и может привести к непредсказуемым последствиям.

Важно! Ахимса в философии – это не подавление гнева, а перенаправление, результатом которого будет полное его отсутствие. Это умение, как и всё остальное в йоге, приходит с интенсивной практикой. Невозможно за одну неделю стать святым. Во время приступа гнева, следует абстрагироваться от конфликта, посмотреть на него с далекой перспективы, расслабиться и опомниться.

Следует сказать себе: «это не мой враг, а друг, я хочу чтоб он был счастлив» . Если в словах критикующего есть хоть доля правды, то стоит поблагодарить его, т.к. он указал на недостатки, невиданные вам. В случае неконструктивной критики – не обращать внимания, отдалиться от такого человека.

Причинение вреда ради удовольствия

Эксплуатация кого-то в своих личных интересах является грубейшим нарушением Ахимсы. Например: рыбалка или охота (убийство живых существ ради забавы), заключение животных в неблагоприятных условиях (в зоопарках, дельфиниумах, террариумах, в цирках) ради заработка денег.

Ахимса учит не причинять никому вред осознанно, но в случае угрозы своей жизни (нападения хищного животного, опасности умереть с голоду) убийство не будет нарушать принцип. Комар пытается выпить кровь, он по факту нападает, его уничтожение также не считается насилием.

Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Влияние принципа на питание

Вегетарианцы осознанно не едят продукты животного происхождения, ведь в XXI веке, в большинстве случаев, есть возможность не причинять вреда. Перед убийством, нужно тщательно обдумать, можно ли сохранить свою жизнь, не прибегая к расправе. Если есть хоть одна причина не делать это – стоит избежать этого действия.

Рациональным решением будет употреблять продукты, в которых сознание развито наименее слабо. Например: между коровой и рыбой – выбрать рыбу, между рыбой и яйцом – выбрать яйцо, между яйцом и овощами – выбрать овощи и т. д.

Одна негативная мысль может служить причиной плохого самочувствия, усталости и апатии. В Ахимсе большой упор делается именно на сознание и мысли, эти два фактора являются основополагающими. В случае гнева, стоит на холодную голову проанализировать ситуацию, найти причину и понять, что с ней делать. Не нужно копить недовольство в себе, ведь рано или поздно, это всё выльется наружу.

Человек, причиняющий вред, сам, глубоко внутри несчастен и живет в расколе с самим с собой. Такие люди больше всех нуждаются в любви и счастье. Тот, кто искренне желает благополучия другим – сам его получает.

Полезные видео

Посмотрите эти видео, они помогут вам лучше понять этот принцип в йоге:

Что противоречит Ахимсе?

  • причинение физического вреда (побои, убийство);
  • невегетарианское питание;
  • сердитость на других из-за своей неудовлетворенности в чём-то;
  • умышленная попытка обидеть человека, критика на эмоциях;
  • неблагоприятные мысли о людях, высокомерие по отношению к другим;
  • истязание себя, мазохизм;
  • осознанная попытка помешать спать, учиться или развиваться другим;
  • осуждение всего мира и искать виноватых в неудачах;
  • любые другие способы, которые задерживают людей и в том числе и вас в развитии.

Утверждение в практике

Утвердившись в Ахимсе, человек учится смирению. Он искренне принимает мир таким, каким он является со всеми его недостатками. В его разуме больше нет враждебности и агрессии, в нём проявляются самые светлые добродетели человеческой души. Он по-настоящему становится свободным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое ахимса и в чем основной ее принцип

Ахимса — одно из основных, фундаментальных понятий большинства философий и религий Востока. Переводится термин как «ненасилие», «отказ от убийства» («а» — не, «химса» — насилие). В основу принципа заложена безграничная любовь ко всему окружающему.

Откуда берет начало ахимса

Восточная и западная философии всегда отличались противоположными взглядами. То, к чему европейцы начали приходить последние десятилетия, является нормой жизни уже несколько тысяч лет для Индии, где всегда не одобрялось плохое обращение с животными и употребление в пищу мяса. Все живое в этом мире имеет Божественное происхождение и единое начало.

А значит, причиняя зло кому-либо, человек вредит и себе, своей карме. Древние индусы одухотворяли все существа, которые могут чувствовать. Бессмертная душа воплощается на Земле из одного существа в другое, чтобы пройти долгий путь совершенствования. И лишь в человеческом обличии находит возможность познать Истину.

Зародилось эта идея задолго до нашей эры. Письменные свидетельства о принципе ненасилия сохранились сразу из нескольких религий (ведизм, буддизм, брахмаизм и прочие). Изначальная идея ахимсы преследовала отказ от кровавых жертвоприношений в ведических культах. И в каждой из религий принцип ненасилия толковался по-разному.

Дальше всех пошла школа индийской философии джайнизм — у них запрет на убийство распространился вплоть до комаров и микроорганизмов. Джайны впадали в крайности — даже было ввели запрет на пахоту (ведь во время нее гибнут насекомые и мелкие животные), что сразу создало угрозу массового голода.

Принцип ахимсы положил начало вегетарианству (не как пищевой привычки, а как духовному убеждению). В Индии оно популярно и по сей день и имеет под собой несколько мотивов:

  • нравственные — недопустимость насилия над животными;
  • медицинские — вегетарианское питание полезно для здоровья, мясо считалось неестественной пищей для человека, о чем с древности упоминалось в текстах многих учений;
  • экологические — выращивание скота в промышленных масштабах губит окружающую среду.

В Йога-Сутрах, первом подробном письменном свидетельстве философского учения йоги, понятие ахимсы автор Патанджали поставил на первое место. Его произведение — это руководство для тех, кто хочет узнать, как отыскать правильный путь от обычной жизни к совершенству.

Ахимса и йога — два неразрывных понятия, первое из которых является фундаментом для всех практик второго.

Практика ахимсы

Среди качеств характера, присущих личности, не должно быть места злу и обману. Но принцип ненасилия имеет более обширное значение. Считается, что не соблюдающий ахимсу человек не сможет искренне молиться, полноценно медитировать и найти путь к освобождению. Искоренять в себе нужно любое проявление жестокости:

  • прямое (причинение физической боли);
  • посредническое (побуждение, приказ причинить боль);
  • стороннее (даже одобряя плохой поступок, человек нарушает ахимсу, в том числе и в мыслях).

Ненасилие по отношению к себе и окружающим — первая и главная человеческая добродетель. Воспитав в себе это качество, человек с легкостью достигнет высот в любых начинаниях. К осознанию этого сложно прийти, еще труднее удержать.

Не единожды в текстах приводятся примеры, когда человек, практически пришедший к просветлению, утрачивал все достигнутое, если в какой-то момент не мог побороть в себе жестокость или гнев.

Ненасилие в современном мире

Влияние ахимсы на сознание индийцев велико и по сей день. Ни в одной стране мира нет такого числа вегетарианцев. Последователи идеи встречаются и среди великих деятелей современности. Легендарный политический и духовный лидер Махатма Ганди, освободивший родину от длительного гнета завоевателей, действовал по принципу «ненасильственного сопротивления».

Люди не должны отстаивать права с оружием в руках или унижать противника, считал он, но терпеть насилие в свой адрес тоже не обязаны.

Ганди был убежденным приверженцем этой идеи, поэтому считал, что пассивность и бездействие — преступление по отношению к себе.

Действительно, первое правило Ямы в Йога-Сутрах призывает к добру и гуманности, но защищать себя от жестокости также является необходимостью. Важно при этом не впустить зло в свое сердце.

Однако в наши дни принцип ахимсы постепенно утрачивает свою ценность. Теперь Индия — один из крупнейших экспортеров говядины в мире. Придерживаться принципов йоги от начала и до конца стало уделом избранных людей, которые добровольно выбрали для себя путь ненасилия.

Ахимса — первый шаг в мир без боли и зла

По-видимому нет никаких исторических данных, подтверждающих мнение, будто усиленное применение ахимсы хронологически совпадает с исчезновением у нас мужества. За последние полторы тысячи лет мы как нация неоднократно доказывали свою физическую храбрость, но нас терзали внутренние раздоры больше, нежели любовь к родине. Мы, надо это признать, скорее были проникнуты равнодушием к религии, чем религиозностью.

Я не знаю, в какой мере обвинение в недостатке мужества может быть предъявлено джайнам. Я не выступаю здесь в качестве их адвоката. По рождению я вайшнав и обучен ахимсе с детства. Я извлек много пользы в отношении религии из священных книг джайнов, так же как и из священных книг других великих мировых религий. Я многим обязан личному общению с покойным философом Раджачанд Кави, который был от рождения джайном. Таким образом хотя мои воззрения относительно ахимсы являются результатом изучения большинства религий, существующих на земном шаре, тем не менее они уже покоятся не на авторитете упомянутых священных книг. Они составляют часть моей жизни и если я внезапно убедился, что священные книги, которые я читал, заключают в себе иной смысл, нежели тот, который я привык находить в них, я тем не менее останусь при тех воззрениях на ахимсу, которые я собираюсь изложить здесь.

Наши шастры, кажется, учат, что человек, действительно применяющий ахимсу во всей ее полноте — держит весь мир в своем подчинении. Он так влияет на все окружающее, что даже змея и другие ядовиты пресмыкающиеся не причиняют ему никакого вреда. Говорят, что святой Франциск Ассизский испытал это на себе.

В отрицательной своей форме ахимса означает непричинение зла как физического, так и духовного ни одному живому существу. Я не должен таким образом причинять боль злодею или питать к нему в какой-либо мере недоброжелательство и тем причинять ему душевные страдания. Это не касается страданий, причиняемых моими естественными действиями, которые не проистекают от злой воли. Таким образом это не мешает мне увести от него ребенка, которого он, допустим, собирается ударить. Наоборот, подлинное применение ахимсы требует, чтобы я отнял у злодея намеченную им жертву, если я в какой-либо мере являюсь ответственным за этого ребенка. Поэтому пассивные сопротивленцы в Южной Африке имели полное право оказывать сопротивление злу, которое правительство Южноафриканского союза пыталось причинить им. Они не испытывали никакого недоброжелательства по отношению к правительству, они это доказали том, что помогали ему, когда оно нуждалось в их помощи. Их сопротивление заключалось только в неповиновении распоряжениям правительства, причем за это они готовы были даже принять смерть. Ахимса требует сознательного самопожертвования, а не преднамеренного причинения зла предполагаемому злодею.

В своей положительной форме ахимса означает любовь в самом широком смысле этого слова, самое широкое милосердие. Если я последователь ахимсы, я должен любить моего врага, я должен применять к учинившему зло, даже если он мой враг или чужой мне, такие же правила, как если бы зло учинил мой отец или сын. Такая активная ахимса неизбежно требует правдивости и бесстрашия. Человек не может обмануть тех, кого любит, он не боится и не пугает их. Дар жизни есть величайший дар, и человек, который действительно отдает свою жизнь — разоружает всякого врага. Он тем самым пролагает путь к почетному соглашению. Тот, кто сам подвержен страху, тот не в состоянии расстаться с этим даром. Поэтому ему надо самому не знать страха. Человек не может осуществлять ахимсу и быть в то же самое время трусом. Применение ахимсы в жизни требует величайшей храбрости. Это наиболее воинская из всех воинских добродетелей. На известной статуе генерал Гордон изображен только с палкой. Это уже значительный шаг в направлении ахимсы. Но воин, которому для защиты нужна хотя бы даже палка, тем самым уже не вполне воин. Подлинным воином является тот, кто умеет умирать, не покидая своей позиции среди града пуль. Таким воином был Амбариш, который стоял недвижимо, хотя Дурваса творил над ним ужасные вещи. Арабы, которых обстреливала французская артиллерия и которые бросились к дулам пушек с кличем «Аллах» на устах, обнаружили мужество почти такого же рода. Но у них это было мужество отчаяния, а у Амбариша оно проистекало от любви. Однако отвага арабов, их готовность умереть, обезоружила французских артиллеристов; они стали неистово размахивать шапками, прекратили стрельбу и приветствовали как товарищей тех, кто только что был их врагами. Точно так же сторонники пассивного сопротивления в Южной Африке предпочитали тысячами умереть, чем продать свою честь за небольшую личную выгоду. Это была ахимса в ее активной форме, она никогда не допускает уклонений от требований чести. Беспомощная девушка найдет у последователя ахимсы лучшую и более надежную защиту, чем у человека, который готов защищать ее только до тех пор, пока это позволяет ему его оружие. В первом случае насильник должен будет перешагнуть через труп защитника, прежде чем доберется до своей жертвы; во втором случае ему нужно только осилить защитника, ибо по канону приличий во втором случае достаточно, если защитник боролся, пока ему позволяла его физическая доблесть. В первом случае, где защитник противопоставляет физической силе насильника свою душу, есть шансы, что и в насильнике проснется душа и у девушки будет несоизмеримо больше возможности защитить свою честь, чем при каких-либо других обстоятельствах, причем, конечно, здесь не принимается в расчет ее личная храбрость.

Если мы теперь не мужественны, то не потому, что не умеем наносить удары, а потому, что боимся смерти. Не имеет права называть себя последователем Махавиры, апостола джайнизма, или последователем Будды и Вед тот, кто боится умереть и потому бежит от опасности, действительной или воображаемой, и в то же время хочет, чтобы кто-нибудь устранил эту опасность и уничтожил человека, причиняющего ее. Не является последователем ахимсы тот, который относится совершенно безразлично к тому, что он медленно убивает человека, обманывая его в торговле, или тот, кто силой оружия защищает несколько коров и для этого убивает мясника, или тот, кто желая сделать то, что он считает благом для своей страны, не задумывается убить несколько чиновников. Все эти люди руководствуются в своих действиях ненавистью, трусостью и страхом. Ахимса, правильно понимаемая, по моему скромному мнению, является всеисцеляющим средством во всех земных и неземных делах. Никогда нельзя зайти слишком далеко в применении ахимсы. В настоящее же время мы совершенно не применяем ее. Ахимса не устраняет применения прочих добродетелей, но делает их применение абсолютно необходимым, прежде чем она сама может быть применена хотя бы в самой элементарной форме. Махавира и Будда были военными, так же как и Толстой. Только они глубже и правильнее поняли свою профессию и нашли секрет подлинной, счастливой, почетной и угодной богу жизни. Последуем же примеру этих учителей, и тогда наша страна станет со временем местопребыванием богов.

Пер: с английского Р. Ульяновского

Изд: Ганди М.К. Моя жизнь, М., «ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ», 1934

Ахимса — первый шаг в мир без боли и зла

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «АХИМСА» в других словарях:

ахимса — ненасилие, ахинса Словарь русских синонимов. ахимса сущ., кол во синонимов: 2 • ахинса (2) • ненасилие … Словарь синонимов

Ахимса — (санскр.) – жер бетіндегі тіршілік формаларының (адамның, жануарлардың және бүкіл табиғаттың) өзара байланыстылығы, біртұтастығы, үнді философиясындағы және дінінде тіршілік иелеріне зиян келтірмеу, қиянат жасамау деген этикалық (моральдық)… … Философиялық терминдердің сөздігі

АХИМСА — (санскр. непричинение вреда) религиозный принцип буддизма и джайнизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ … Большой Энциклопедический словарь

АХИМСА — (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма (см. БУДДИЗМ) и джайнизма (см. ДЖАЙНИЗМ), отказ от намеренного и случайного убиения живых существ. * * * АХИМСА (санскр. отказ от убийства, невреждение, непричинение ущерба, ненасилие),… … Энциклопедический словарь

Ахимса — (санскр. अहिंसा, ahiṃsā IAST) поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда ненасилие. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире,[1] поведение, направленное против… … Википедия

АХИМСА — (ахинса, санскр.): непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства. Выражает идею единства природы, взаимосвязи всего живого, направлена на все живые существа без ограничений. Ахимса вменяет человеку любовь и глубокое… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

АХИМСА — (невреждение) одно из важнейших нравств. понятий и требований, принимаемых почти всеми школами индийской философии (кроме мимансы, признающей кровавые жертвоприношения) и в еще большем объеме и со всей строгостью джайнизмом. Понимается… … Словарь индуизма

ахимса — ах имса, ы … Русский орфографический словарь

ахимса — (сскр) забрана за убивање на живи суштества како основен морален закон на будизмот, хиндуизмот и џаинизмот (оттаму вегетаријанството и неприфаќањето на војната и крвопролевањето) … Macedonian dictionary

Ахимса — (ahimsa, санскрит не желающий насилия), непричинение вреда всему живому в инд. религии джайнизм. Джайны аскеты обычно вегетарианцы, А. запрещает любую деят ть (напр., земледелие), к рая может нанести вред находящимся в земле живым существам. Буд … Народы и культуры

Здоровье и йога

Первое правило Ямы – это Ахимса.

Принцип ахимсы включает в себя понятие ненасилия, непричинения вреда. Иначе ахимсу можно трактовать как благожелательность.

Отрицательную приставку позволительно объяснить тем, что как только из сознания удаляется склонность к притеснению других живых существ, сразу же спонтанным образом раскрывается благожелательность как естественное качество человеческой души.

Наличие желания причинения вреда живым существам, даже нанесение вреда природе и окружающей среде отделяет человека от реальности души и способствует укреплению иллюзии собственного эго.

Ахимса — отсутствие вреда

Все принципы ямы и ниямы измеряются не внешними поступками, а внутренним отношением человека. Естественно, что в этом мире нельзя жить совсем не причиняя вред и страдания другим живым существам. Самим нашим существованием уже причиняется какой-то вред.

Каждый цикл нашего дыхания уничтожает миллионы бактерий. Прогулка по улице приводит к гибели множества насекомых. Даже пища, которую мы употребляем, является формой жизни. Само естество жизни велит хищным животным убивать свою жертву. Так разве можно ли рассматривать данные поступки греховными?

Бхагавадгита, источник древней мудрости, говорит о том, что иногда в жизни возникают ситуации, когда становится необходимым причинить вред меньшего масштаба, чтобы предотвратить появление большего. И, уклоняясь от данного долга, человек проявляет акт насилия.

Так, например, задача воина, защищающего свою землю, родину, своих близких, сводится к физическому уничтожению агрессора, грубо нарушающего тот же самый принцип ахимсы. И если воин не выполнит свой долг, то согрешит, не справившись со своим предназначением, и будет способствовать проявлению еще большего вреда в виде убийства жителей своей земли, в том числе и своих близких.

В ведических текстах даже описывается 6 случаев, когда человек имеет полное право совершить убийство: когда хотят отравить, нападают со смертельным оружием, пытаются поджечь дом, ограбить, захватить чужую землю, хотят силой увести жену и детей.

Утверждение в ахимсе

В тот момент, когда мы реализуем установку своего сознания на благожелательность, внутренне отказываясь от причинения вреда любому живому существу, нас наполняет ощущение полного принятия других такими, какие они есть на самом деле, причем отношение окружающих также изменяется – они утрачивают враждебность в нашем присутствии.

Практикуя удержание внимания на ахимсе, мы также устраняем внутреннее напряжение, которое конфликтует с умиротворенностью, и даем естественный выход благим тенденциям человеческой души.

В публикации использованы фотографии Натальи Чистяковой.

Рекомендуем к просмотру

Ахимса. Жизнь без страха и агрессии. Принцип отказа от зла.

Урок еще недоступен

Каждое видео курса становится доступным
через 3 дня после просмотра предыдущего.

По желанию вы сможете в любой момент отписаться от рассылки

Комментарии

спасибо что Вы есть!

спасибо что Вы есть!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

И спасибо Вам за то же самое!

И спасибо Вам за то же самое!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Дада,я из Болгарии,большое

Дада,я из Болгарии,большое спасибо Вам,так щастлива что я Вам нашла в интернете и что я понимаю что говорите,будте всегда такой вдахновляющий человек ,мьй так нуждаемся от етими знания ,вдохновлении ,духовньй уроки! Извините за мой Рускйй язьк!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Всё правильно. Спасибо.

Всё правильно. Спасибо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Спасибо! Я без этого уже не

Спасибо! Я без этого уже не могу. Я и моя жизнь стали меняться. Я даже мясо перестала кушать. Вы светлый солнечный Человек, через экран чувствую Вашу энергетику.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Рад за вас

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Благодарю Высшие силы, что

Благодарю Высшие силы, что привели меня к такому человеку. Дада, вы так хорошо всё доносите до. самого сердца. Спасибо за то, что вы есть, за то что вы делитесь своим опытом духовной работы, за вдохновение, смысл жизни, за продолжение Уроков медитации.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Спасибо Вам за ваши лекции и

Спасибо Вам за ваши лекции и знания, которые вы несете людям. Ваши лекции выстроены так логично, последовательно и в то же время доходчиво и просто.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Дада, спасибо! Весьма

Дада, спасибо! Весьма своевременно. Я чувствую, что в последнее время у меня все более и более стали появляться негативные мысли по отношению к другим (особенно вызванные завистью, когда кто-то что-то делает, а я — не делаю, в основном, думаю).
Правильно ли я полагаю, что надо избавляться и от постоянной самокритики, прекратить себя ругать, больше себя одобрять и доверять себе. Это — тоже важно для внутренней гармонии.
Хотя, во внешнем мире, «неважно, как ты себя чувствуешь, важно, как чувствуют себя другие рядом с тобой», как сказала одна моя знакомая:)
При этом, говоря о прощении, правильно ли я понимаю, что Ахимса не должна отменять разделения прощения на внутреннее и внешнее? Ахимса, в основном, относится к внутреннему прощению и доброжелательности/корректности в отношении человека, который повел себя неправильно по отношению к тебе, к отпущению обиды и нежеланию зла этому человеку. Но это не должно означать, что, если поведение человека никак не меняется, то внешне его нельзя «прощать», нельзя не обращать его внимание на это, если приходится с ним общаться, нельзя «спускать» некорректное поведение. При этом, при общении с человеком надо «держать себя в руках» и не раздражаться, потому, что тебе от этого лучше не станет и делу это не поможет, так ведь? А лучше, наверное, стараться с людьми, которые не развиваются, остаются в своих обидах и агрессии, не общаться. Что Вы можете сказать об этом?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Дада, вы замечательный

Дада, вы замечательный преподаватель! Спасибо Вам огромное за Ваш труд, за лекции, они заряжают теплом и энергией, мотивируют на движение вперед и работу нас собой. Я так же прохожу курс, и вот вопрос который так мучает меня- можно ли делать татуировки на теле? Ведь с одной стороны- это наверное является нарушением принципа ахимсы? Это приченение боли и страдания, так как процедура болезненная. Но с другой стороны, это могут быть символы, фраза или что-либо еще, что будет вдохновлять и радовать самого себя.
Скажите пожалуйста свое мнение.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Дада! Спасибо Вам за вашу

Дада! Спасибо Вам за вашу просветительскую деятельность. Вы так легко и понятно излагаете достаточно сложные вещи. Спасибо еще раз.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Dada BlagoDary

Dada BlagoDary
Budte lybezni sdelajte video kak pravilno delat pranoyamu

Практика: медитация на Ахимсу

МЕДИТАЦИЯ НА АХИМСУ (НЕПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА)


Для того чтобы понимать, что такое Ахимса и как сильно она влияет на практику йоги в целом, прочитайте статью «Яма-нияма: кодекс йогов».

Что такое Ахимса

Ахимса – это ненасилие, непричинение вреда. Также можно назвать это “благожелательностью”. Это естественное качество сердца, но его закрывает наша склонность притеснять других, так или иначе их обижать.

Желание как-либо обидеть другое живое существо или нанести вред окружающей среде, природе отчуждает нас от реальности души и укрепляет иллюзию эго.

Всё, что отделяет нас в сознании от безграничности всей жизни, равнозначно отрицанию того единства, к которому мы должны стремиться в медитации.

В Ахимсе важны как наши внешние дела, так и внутренние установки сердца. Почти невозможно жить в этом мире, совсем не причиняя вреда. Какой-то вред неизбежно причиняется самой нашей жизнью. Каждый наш вдох и выдох убивает мириады бактерий. Каждый автомобильный выхлоп непредумышленно приносит смерть бесчисленным насекомым. Выходя на улицу, едва ли можно не раздавить нескольких муравьёв. В Природе постоянно происходит сохранение одной жизни за счёт другой. Даже плоды, которые мы едим, являются формами жизни.

То, что мы можем, – это сознательно исключить из нашей повседневной жизни, из наших действий, слов и мыслей установку на причинение вреда любому живому существу.

С приходом благожелательности мы встречаем и доброе отношение к себе со стороны других. В присутствии человека, который совершенствуется в ненасилии, прекращается враждебность.

Желание навредить создаёт внутреннее напряжение, далекое от умиротворённости, которую мы стремимся развить в медитации.

Ненависть, гнев и злоба противоположны Ахимсе. Ахимса вызывает ощущение универсального братства и космической любви. Вегетарианство – тоже наш вклад в практику Ахимсы.

Единое высшее «Я», или Атман, пребывает во всём. Всё это – проявления единого Бога. Обижая другого, мы обижаем своё высшее «Я». Служа другому, мы служим собственному Высшему «Я». Будем же любить всех. Ни к кому не проявлять ненависти. Никому не причинять боли ни мыслью, ни словом, ни делом.

Каждый, кто хочет осознать Бога, должен практиковать Ахимсу. К развившему Ахимсу притягиваются все другие добродетели.

Медитация на Ахимсу

Удобно сядьте или лягте. Пусть глаза будут закрыты, а внимание обращено на дыхание.

Дыхание свободно движется по телу, каждое дыхание приносит спокойствие и легкость. Обратите внимание на сердце – оно спокойно и расслаблено.

Теперь проведём медитацию на АХИМСУ.

Представим наше сердце источником любви. Эта любовь льётся из него и распространяется на весь мир, это любовь без границ ко всему живому в природе. Представьте, как эта любовь наполняет собою весь мир и не встречает преград.

Подумаем, есть ли в нашем сердце неприязнь и вражда к кому-то? Вспомним их лица и простим этих людей. Пусть неприязнь и вражда к ним навсегда покинут наше сердце.

Обиды – это тоже нарушение Ахимсы. Это лелеяние недобрых мыслей к обидчику. Умеем ли мы прощать? Давайте вспомним ваши самые сильные обиды и тех, кто их нанёс, – и простим их. Может быть, они нас оскорбляли, нападали на нас, осуждали, критиковали, упрекали? Давайте не будем желать отомстить им, не будем желать им зла, не будем держать в сердце обиду. Примиримся, простим и будем великодушными, соблюдая Ахимсу! Любая антипатия в нашем сердце – это нарушение Ахимсы.

Склонны ли мы к негативному мышлению? Это тоже нарушение Ахимсы, ибо негативным мышлением мы причиняем вред и самому себе, отрицая божественное в нас и в Природе. Непричинение вреда себе – тоже часть Ахимсы.

А что с нашими словами? Оскорбляли ли мы кого-то, осуждали или упрекали, выражали ли недовольство на словах, говорили ли о ком-то словами, наполненными злобой, высказывали ли презрение к другим? Это тоже нарушение Ахимсы.

Подумаем о том, что впредь наши слова будут нести добро, мир, гармонию в отношения между людьми.

Евангелие об Ахимсе и др.

«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

Абсурд выбора между Добром и злом, Богом и с. зла

С некоторых пор привычной стала установка выбора между Добром и злом.
Выбрал Добро — очень хорошо.Выбрал зло — плохо, но, это его, (мой) выбор.
Словно под гипнозом эту фразу твердят и те, кто следует негативным или разрушительным «своим» желаниям и, те, кто допускает подобный их выбор.

За этим кроется повсеместное завуалированное принятие зла. Добро и зло — это одни из многих свойств Бога и зла.
Выбор между добром и злом на самом деле означает выбор между Богом и демоном.

Неизвестно, когда произошла подмена Выбора в пользу Бога, (добра, созидания) на «свободу» выбора между Богом и злом, но, на деле, мучительный такой выбор не стоял перед человеком.

Изначально выбор был один — в пользу Бога, Добра.
Древнее слово «Ахимса» так и переводится как «ненасилие», не причинение вреда ни себе ни другим, поступать по доброму. (Шри Рамана Махарши).

В этом смысл и фразы В.завета:
«Смотри, предлагаю тебе ныне «Жизнь и смерть, избери же жизнь, (путь разума + чувств = мудрости или здравомыслию), дабы жив был ты и потомство твоё», (в духовном смысле, т.е. в смысле здорового сознания)..

(Добро и зло, одни из свойств Бога и сатаны).
Сознание нашего ума подразделяется на сознание от Бога и от зла.

Искажения, негативы, агрессия, разрушения, духовная смерть — это признаки воздействия сущ. зла на наш ум.
Тяга к знаниям, стремление к добру, созиданию, творческому видению. — от Бога.

Когда мы выбираем добро, жизнь, любовь . значит мы с Богом.
Выбираем смерть, суррогат наслаждения от любой зависимости, привычку к сплетням, осуждению, раздражению. — явный признак воздействия зла на нас. Как следствие тяжесть на душе, на сердце, безразличие ко всему, даже, к жизни физической, это и есть признаки духовной смерти.

Т.к. человек – носитель частицы не только Бога, но, и частицы зла в себе. Независимо друг от друга, Бог и зло влияют на жизнь человека.
Бог ведет по созидательному, позитивному, творческому пути,
Сущность зла — искривляет прямой путь, перенаправляет на иллюзорный, негативный, искаженный, в итоге, на разрушительный путь.

В этом смысл, «отделять Добро от зла», Бога от сатаны, выбирая Бога.

Тот же смысл в словах Мухаммеда, «Каждая душа имеет свою супротиву, так старайтесь опережать друг друга в добрых делах. »
Все, кто, пойдет по пути Бога, закономерно окажутся в итоге в Его Мире, в Раю.

Аналогию отсутствия выбора можно взять из происходящего в физическом организме.
Физически здоровому человеку не надо выбирать, что поесть. Организм «сам» подсказывает, что ему надо; яблока или мяса. При этом, мы «понимаем» свой организм, (потребности «его»).

Когда организм разрушается, аппетит пропадает, мы перестаем его понимать, е знаем, чего хотим. Без удовольствия принимаем еду за компанию или от нечего делать, пока хронические болезни, боли окончательно не вынудят нас сделать выбор в пользу здоровья.

В сознании происходит то же самое. От рождения в нас заложены все необходимые свойства разума, (логика, правда, порядок, осознание. ) и чувства сердца, (добро, любовь, стыд, совесть, страх, (чувство самосохранения) . ).

Посредством каждого из них Бог ведет нас по жизни. Стыдом уклоняет от проступков, страхом — от опасности, душевными качествами + разумностью направляет к созиданию, творчеству, любовью — к созданию семьи, душевностью, разумом и чувствами наделяет мудрым отношением к Миру, к людям,

В случае нарушения или разрыва связей ума с разумом + чувствами, т.е. с Богом, наступает раздвоенность сознания. Начинается то или иное воздействие зла.

В этот период «физически» Бог не может до нашего ума достучаться, для того, чтобы заново связать ум человека с разумом и чувствами. Как не могут лучи солнца осветить, оздоровить затхлый воздух комнаты, когда окно занавешено черным полотном.

Негативы или зло, то же самое черное полотно вокруг ума, из за чего связь Бога с человеком и человека с Богом нарушается, начинается ограниченность ума, если в какой-то степени сохраняется сознание разума + чувств Бога, то, лишь, на уровне элементов их.
В худших случаях, когда ум полностью лишается и элементов их, он остается со своим умом один на один с миром демона.

И вот перед ним стоит выбор, пить не пить, объесться или сохранять меру, украсть не украсть, отомстить не отомстить, убить не убить. как правило, выбирает что приятней, а, это главный метод воздействия зла на человека.

К примеру, все понимают вред курения, а курильщик испытывает суррогат удовольствия.
Чревоугодник, деспот, садист, маньяк, безмерная власть, финансы . все находятся под воздействием одного и того же демона.

Но, проблема не во зле. Оно заложено в нас изначально Богом, для освобождения от него в течении жизни с Его помощью.
«Не во грехе мы рождены, не по грехам нам будет воздано». А по степени очищения себя от зла, в результате чего, латается сама черная микро «дыра», откуда поступает оно. Проблема в нас самих.

Ошибки, негативные и злобные мысли неизбежно будут появляться, до поры до времени, пока не начнем регулировать сознание. От нас требуется вовремя, с Богом, их осознавать, останавливать, отделять Добро от зла, не допускать до ума, разума и сердца. Вовремя делать выбор в пользу Добра, здоровья, восстановления себя.

«От мелких неисправимых ошибок легко перейти к крупным порокам».
«Всякое зло легко подавить в зародыше».
«Если не исправить зло, оно удвоится».

И от хронического зла, даже, в стадии т.н. одержимости, с Богом, в любом случае можно освободиться, но, на это уже могут потребоваться время и усилия.

Ахимса — первый шаг в мир без боли и зла

АХИМСА — а х и н с а (санскр. – непричинение боли или зла), – этич. термин древнеинд. философии и религии, обозначающий поведение человека, основанное на принципе ненанесения боли или зла. Особенное значение получает в джайнизме, где, в соответствии с… … Философская энциклопедия

ахимса — ненасилие, ахинса Словарь русских синонимов. ахимса сущ., кол во синонимов: 2 • ахинса (2) • ненасилие … Словарь синонимов

Ахимса — (санскр.) – жер бетіндегі тіршілік формаларының (адамның, жануарлардың және бүкіл табиғаттың) өзара байланыстылығы, біртұтастығы, үнді философиясындағы және дінінде тіршілік иелеріне зиян келтірмеу, қиянат жасамау деген этикалық (моральдық)… … Философиялық терминдердің сөздігі

АХИМСА — (санскр. непричинение вреда) религиозный принцип буддизма и джайнизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ … Большой Энциклопедический словарь

АХИМСА — (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма (см. БУДДИЗМ) и джайнизма (см. ДЖАЙНИЗМ), отказ от намеренного и случайного убиения живых существ. * * * АХИМСА (санскр. отказ от убийства, невреждение, непричинение ущерба, ненасилие),… … Энциклопедический словарь

Ахимса — (санскр. अहिंसा, ahiṃsā IAST) поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда ненасилие. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире,[1] поведение, направленное против… … Википедия

АХИМСА — (ахинса, санскр.): непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства. Выражает идею единства природы, взаимосвязи всего живого, направлена на все живые существа без ограничений. Ахимса вменяет человеку любовь и глубокое… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

АХИМСА — (невреждение) одно из важнейших нравств. понятий и требований, принимаемых почти всеми школами индийской философии (кроме мимансы, признающей кровавые жертвоприношения) и в еще большем объеме и со всей строгостью джайнизмом. Понимается… … Словарь индуизма

ахимса — ах имса, ы … Русский орфографический словарь

ахимса — (сскр) забрана за убивање на живи суштества како основен морален закон на будизмот, хиндуизмот и џаинизмот (оттаму вегетаријанството и неприфаќањето на војната и крвопролевањето) … Macedonian dictionary

Ахимса — (ahimsa, санскрит не желающий насилия), непричинение вреда всему живому в инд. религии джайнизм. Джайны аскеты обычно вегетарианцы, А. запрещает любую деят ть (напр., земледелие), к рая может нанести вред находящимся в земле живым существам. Буд … Народы и культуры

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector