Алмазная позиция в йогической практике — Ваджрасана

Ваджрасана (алмазная асана)

Ваджрасана (алмазная асана)

Это положение называется еще «поза ученика». Стать на колени, стопы вытянуты пятками вверх и в стороны, носки вместе. Затем сесть на стопу, руки уложить на бедра, туловище и шею держать прямо. Эта асана также дает определенную пользу, несмотря на свою простоту в исполнении. Она укрепляет тело. Недаром йоги назвали ее Ваджрасаной, т.е. алмазной асаной, имея в виду, что тело становится «твердым», как алмаз. Пальцы ног, колени и вообще ноги укрепляются. Асана чрезвычайно полезна для тех, кто склонен к пересыпанию. Может помогать студентам-полуночникам и вообще тем, кто вынужден бодрствовать ночью. Ее следует выполнять помимо комплексных занятий и отдельно после еды в течение 5 минут, когда ток в каналах нади обычно устремлен вниз. Асана изменяет направление тока, и он устремляется опять вверх, что способствует скорейшему перевариванию пищи. Экстракт переваренной таким образом пищи настолько целен и чист, что все тело, не исключая кости и каналы нади, становятся подобными алмазу.

Необходимо добавить, что эта асана на концентрацию. Также можно в ней заниматься и медитацией.

Похожие главы из других книг

Асана Поза в практике йоги.

III Асана — Поза

III Асана — Поза 1. Вы должны научиться длительные периоды сидеть совершенно неподвижно, держа каждый мускул в напряжении.2. Вы не должны надевать одежду, которая помешала бы принимать позиции какого-либо из этих экспериментов.3. Первая позиция: (Бог). Сесть в кресло; голова

Асана и пранаяма

Падмасана, ваджрасана, сиддхасана

III. Асана (поза)

III. Асана (поза) 1. Вам следует научиться подолгу сидеть в полной неподвижности таким образом, чтобы все ваши мышцы оставались напряжены.2. На вас не должно быть никакой одежды, мешающей удержанию позы в этих упражнениях.3. Первая поза («поза Бога»). Сядьте на стул. Поднимите

Часть I. Асана

Часть I. Асана Проблему, которая стоит перед нами, можно сформулировать так: человек стремится контролировать свое сознание, чтобы обрести способность непрерывно фиксировать внимание на одной-единственной мысли столько, сколько захочет.Как я отмечал в своих лекциях,

Алмазная Сутра

Алмазная Сутра Так я слышал. Однажды Будда жил в роще Джета в «Саду, подаренному [Анатхапиндадой] сироте». Вместе с ним там была великая община бхикшу — всего тысяча двести пятьдесят человек. Когда приблизилось время трапезы, Превосходнейший в мире оделся, взял свою патру

ЧТО ДЕЛАЕТ АСАНА

Алмазная преданность

Алмазная преданность Эвелин попыталась избавиться от бриллианта. Из-за громадной стоимости продать его было почти невозможно. Тогда она начала бросать колье где ни попадя. То кухарка натыкалась на него в банке с солью, то горничная выуживала его из цветочного горшка.

Асана Супта Ваджрасана — Алмазная поза

«Супта» означает «лежащий» или «спящий». Слово «Ваджра» — означает удар грома (молния), еще известная как оружие Индры, Царя Богов.

Супта Ваджрасана предназначена для нормализации давления, проработки мышц спины, усиления кровообращения в области пищеварительного тракта и проработки кровеносных сосудов ног. При отсутствии противопоказаний, упражнение снимает усталость ног, способствует усилению кровообращения. Благодаря усилению кровотока в области пищеварительного тракта и половых органов(в особенности, во время выполнения усложненного варианта), асана применяется для облегчения состояния при метеоризме, геморрое, болезнях печени и поджелудочной железы.

Выполнение упрощенного варианта Алмазной позы способствует растягиванию мышц ягодиц и ног, проработке коленных и тазобедренных суставов. Для этого сядьте на пятки и откиньтесь назад, опираясь на локти. Продолжайте до тех пор, пока затылок не окажется на полу. Руки заложить за шею, постараться расслабить тело. Колени держать сомкнутыми. При возникновении неприятных ощущений в суставах немного их развести. Если эффекта нет — выходить из асаны.

Усложненная Супта Ваджрасана благотворно воздействует на щитовидную железу за счет усиления кровотока в области шеи, укрепляет мышцы шеи и связки вокруг позвоночного столба. От предыдущего варианта она отличается тем, что позвоночник выгнут вверх, а руки лежат на бедрах. При правильном выполнении асаны пола касаются три точки — голени и затылок. При этой мышцы шеи расслаблены, но конструкция жесткая.

Поскольку Алмазная поза создает напряжение в коленных, тазобедренных суставах и позвоночнике, она противопоказана лицам с болезнями нижних конечностей в стадии обострения и повреждениями позвоночника. Людям с повышенной возбудимостью рекомендуется выполнять асану осторожно из-за ее тонизирующего воздействия на ЦНС. Не рекомендуется гипертоникам, поскольку приводит к повышению кровяного давления.

Как выполнять Супта Ваджрасану максимально правильно?

  • Во-первых, колени остаются сомкнутыми. Постепенно напряжение в мышцах ног пройдет и асану будет все проще и проще выполнять.
  • Во-вторых, вся спина должна касаться пола. При этом копчик прижимается вниз, а лобковая кость выходит вверх. В идеальном варианте нельзя отрывать поясницу от поверхности.
  • В упрощенном варианте голова приподнимается, так же можно положить под спину подушку.
  • Супта Ваджрасана выполняется до первых признаков напряжения в спине и коленях.
  • В усложненном варианте рекомендуется расслабить и не зажимать мышцы шеи и верхней части плечевого пояса.
  • На первых этапах разведенные колени допустимы для снятия избыточного напряжения.

Дыхание во время работы должно быть равномерным и свободным, дышим нижним дыханием, животом. При возникновении напряжения «выдыхать» воздух в напряженную зону, представляя, как с каждым выдохом неприятные ощущения уходят и остается полная расслабленность. Во время энергетической работы внимание концентрируется на солнечном сплетении, Манипура-чакре.

Выполняя асану помните, что йога — это не гимнастика. Возникновение стойких неприятных ощущений — показатель, что что-то идет не так, как нужно. Ни в коем случае нельзя терпеть боль, стараясь выполнить сложную асану. Вместо этого лучше остановиться и сосредоточить внимание на подготовительных и упрощенных вариантах.

Остались вопросы по данной асане?

Задать вопросы по йоге можно в разделе Вопросы и ответы по йоге.

Ваджрасана (поза молнии)

Ваджрасана (поза молнии)

Ваджрасана (поза молнии) техника выполнения : Станьте на колени; ступни направлены назад, большие пальцы скрещены, пятки разведены, колени держите вместе. Опустите ягодицы на внутренние поверхности голеностопных суставов. Положите ладони на колени.

Длительность практики: Практикуйте ваджрасану как можно чаще и дольше. Особенно полезна практика ваджрасаны (хотя бы 5 минут) сразу после еды – это усиливает пищевари – тельные процессы.

Сосредоточение: При выполнении этой асаны сосредоточивайте внимание на естественности дыхания. Если асана выполняется с закрытыми глазами, она способствует успокоению разума.

Примечание: Ваджрасана – это молитвенная поза мусульман, а также медитативная поза японских буддистов.

Польза практики: Ваджрасана интенсифицирует кровоснабжение тазово-крестцовой области и тонизирует ее нервные ткани. Это особенно полезно людям с нарушениями пищеварения.

Ваджрасана способствует уменьшению притока крови к половым органам и массирует их нервные ткани. Это особенно полезно мужчинам с увеличенными яичками.

Асана укрепляет мышцы таза, что предотвращает возникновение грыжи и помогает женщинам при родах.

Ваджрасана является единственной позой, которую можно рекомендовать для медитации людям с пояснично-крестцовым радикулитом и нарушениями, локализованными в области крестца.

Ваджрасана – очень эффективное профилактическое средство, предупреждающее и устраняющее такие заболевания желудка, как язва или повышенная кислотность.

«Ваджра» – это название энергетического канала (нади*), непосредственно связанного с мочеполовой системой. Известно, что способность сознательно управлять этим каналом с помощью своей воли приносит сверхчеловеческое могущество.

Ваджра является оружием Индры – короля всех дэвов (богов). Точно так же наш разум можно назвать королем всех чувств. Управляя каналом ваджра-нади, разум способен управлять всей сексуальной энергией.

Ваджрасана и асаны на ее основе оказывают разностороннее положительное воздействие и относительно легки в выполнении.

Начинающие могут чувствовать боль в ногах во время практики ваджрасаны. В этом случае им следует вытянуть ноги вперед, взять одну ногу обеими руками за голеностоп и энергично потрясти, то же самое проделать со второй ногой. Эту процедуру нужно выполнять до тех пор, пока боль и онемение не пройдут.

После этого можно вернуться к практике ваджрасаны.

ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ:

АЮРВЕДА ИЗ ИНДИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ ПО МИНИМАЛЬНЫМ ЦЕНАМ! БОЛЬШОЙ АССОРТИМЕНТ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

Йогарадж Борис Сахаров
ЙОГА ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

3. АСАНА (Поза тела)

“Алмазный сон” (СУПТАВАДЖРАСАНА)

После “Скорпиона” идет , так называемое, “Алмазное сидение”, как подготовительное упражнение к высшей ступени — “Алмазному сну”. Как показывает фотография, садятся на пятки, держа колени и концы ступней вместе, а пятки врозь. Если сначала попытка в этом причиняет некоторую боль по причине сильного натяжения верхних мышц бедра, то избавиться от боли можно большим или меньшим разведением их в стороны. Руки кладут во всех случаях на колени, а голова, шея и спина образуют прямую линию. Лишь после многих и многих попыток удается свести вместе разведенные до этого колени. Если больно в подъеме, то при первоначальных попытках на него положить подушку или мягкий валик дивана. Позже убрать это вспомогательное средство. Другой, а для некоторых людей, особенно женщин и более легкий вариант — “Алмазный сед” между пяток.

«Алмазное сидение” (ВАДЖРАСАНА) имеет сильное действие и поэтому очень сильно ценится йогинами. В первую очередь его действие распространяется на коленные суставы. Здесь отметим важность того, что растяжение, и еще в большей мере в “Алмазном сне”, коленные суставы укрепляет и при осторожном упражнении улучшает и равным образом предохраняет так оберегаемый мениск. Далее, эта поза преодолевает подагру, ревматические боли в коленях и ишиас. Как дальнейшее более важное условие (действие) йогинами называется сильное благоприятное влияние на органы пищеварения. Если сразу после еды около получаса провести в этом “Алмазном седе”, пищеварение должно происходить очень активно — вероятно по этой причине почти все восточные народы как татары, арабы, индусы, китайцы и японцы сидят в этой позе при каждом приеме пищи. Усиленное пищеварение побуждает к известной сонливости и увлекает многих людей “вздремнуть после обеда”. Так находит подтверждение приведенное выше утверждение йогинов, что сидение в “Алмазном седе” после еды действительно устраняет любую потребность в таком послеобеденном сне. Действительно, стоит пробовать.

Дальнейшее преимущество этой позы сидения заключается в воздействии ее на область половых органов, в смысле успокоения сексуального влечения, не в последнюю очередь благодаря очевидной гармонизации сексуальной сферы посредством правильной поляризации обеих магнитных потоков правой и левой частей тела, о чем еще будет идти речь ниже в связи с дыхательной техникой. В равной мере распространяется благотворное влияние на центр крестца (плексус сакралис) и так называемые “канды” (кауда эквина), откуда по учению ЙОГИ исходят все (72000) НАДИ (астральные каналы).

Этот “Алмазный сед”, который между прочим можно выполнять бесконечно, как отличный, и особенно любимый женщинами, сед для медитации, хотя при этом, как всегда, рекомендуется осторожное увеличение нагрузки.

“Алмазный сед” является, так сказать, лишь “полупозой”, ибо собственно сед этого ежедневного ряда имеет еще дальнейшее развитие — “Алмазный сон”. Как он выполняется? В простом (а также вариантах, см. выше) “Алмазном седе” попытаться сначала с разведенными коленями, опираясь на ладони, все больше и больше положить спину на пол. При этом снова два варианта — в первом опираются на макушку головы (причем седалище покоится на пятках), руки держат как в «Рыбе” на бедрах с опорой на локти. Этот вариант предлагается для возможно большего растяжения мускулатуры бедер. Во втором, более легком варианте, седалище остается между пятками. Это позволяет прямое положение спины, так что практически не только лопатки и затылок коснутся пола, но и спина. Руки при этом (согнуты в локтях) лучше всего положить над (а не под) головой. Это положение рук и головы можно выполнять и в первом варианте. Как первый, так и второй вариант этого “Алмазного сна” (название указывает на то, что в этой позе можно спать, так легко она воспроизводится!) повышает уже описанное действие обычного “Алмазного седа”, но имеет кроме того еще и сходство с “Рыбой” (МАТСИАСАНА) и, следовательно, имеет и ее положительные качества, почему этот “Алмазный сон” с успехом выполняется, как замена “Рыбы” тем, кто еще не овладел “Седом лотоса”. Если простой “Алмазный сед” рекомендуется нормальным образом, без ограничения времени, то для более трудного “Алмазного сна” соответствует длительность 2-5 минут как максимум. Однако, не следует переходить известных границ. Сначала чувствуется сильное натяжение в бедрах, через некоторое время это проходит, за ним, однако, возникает чувство, что, похоже, тянет в спине. Это знак того, что достиг границы, что любое дальнейшее пребывание в этой позе угрожает сильными болями в спине на следующий день. Итак, закончить как только потянет в спине.

Поза молнии

Ваджрасана

Ваджрасана является одной из медитативных поз йоги. Отличительной чертой всех медитативных поз, будь то полный лотос, полулотос или просто положение сидя на полу со скрещенными ногами, является выпрямленный позвоночник. Прямая спина обеспечивает беспрепятственное движение энергии по позвоночному каналу и улучшает проводимость нервных импульсов. Если вы пытаетесь медитировать или выполнять дыхательные техники из йоги и при этом горбитесь в спине, у вас вряд ли что-то получится. Это все равно что пытаться пустить поезд по тоннелю, который забаррикадирован. Если вы обнаружили, что вам сложно держать спину прямой в классических медитативных позах, то поза молнии будет для вас прекрасной альтернативной.

У позы молнии есть еще одно название — алмазная поза. И алмаз, который способен все разрезать, кроме себя, и молния, представляющая огромный электрический разряд, говорят о необыкновенном воздействии такой, казалось бы, простой позы. Дело в том, что когда мы находимся в ваджрасане, происходит воздействие на тонкий психический канал, называемый ваджра нади. Ваджра нади представляет из себя энергетический путь, по которому движутся нервные импульсы от мозга к половой системе. Считается, что ваджрасана позволяет практикующему трансформировать сексуальную энергию и направить ее на расширение сознания. Возможно именно поэтому ваджрасана широко использовалась буддийскими монахами для медитации.

Но был и другой путь преобразования сексуальной энергии в духовную силу. Ваджраяна — одно из направлений тибетского буддизма — , которое тоже происходит от слова «ваджра», использует сексуальное соединение партнеров как способ духовной практики.

В любом случае, нет никаких сомнений в важности этого тонкого канала. Поэтому ваджрасану стоит практиковать. И не только из-за ее воздействия на ваджра нади, а хотя бы просто потому что она улучшает пищеварение. А хорошее пищеварение это хорошее настроение. Это одна из немногих поз йоги, которую можно и нужно практиковать сразу после еды. Все позы йоги практикуются обычно через 3-4 часа после еды. Для улучшения пищеварения выполняйте позу молнии от 5 до 10 минут.

Как делать позу молнии

  1. Постелите сложенное вчетверо одеяло на пол.
  2. Встаньте на колени, старайтесь держать колени вместе. Большие пальцы ног касаются друг друга.
  3. Сядьте на пятки. Спина вертикальная, вес тела давит на пятки. Положите руки на бедра. Закройте глаза.
  4. Дышите глубоко через нос.

Когда вы сидите на пятках в ваджрасане, пятки надавливают и стимулируют определенные точки на ягодицах, которые в свою очередь стимулируют энергию кундалини.

Возможно тем, кто будет выполнять эту позу впервые или у кого ригидные колени и ступни, это поза покажется сначала трудновыполнимой. Есть несколько способ как себе помочь. Во-первых, вы можете положить на пятки свернутое одело (или даже несколько одеял) или подушку и уже сесть на них. Во-вторых, если совсем тяжело, нужно разрабатывать коленные и голеностопные суставы. В нашем видеозале вы найдете великолепное упражнение для повышения гибкости в коленях — «лягушка». Для повышения эластичности в голеностопных суставах делайте простые упражнения: вращения ступнями в обе стороны, сгибание вперед-назад. Конечно, это требует вашего внимания, времени и терпения. Но разве это не стоит того ? Ваше мироощущение и настроение во многом зависят от того, как вы себя чувствуете в вашем теле. И пока жизненная энергия бьет ключом в первой половине жизни, человек вообще не задумывается о своем здоровье. Так может все таки стоит проявить внимание, терпение и уважение к своему телу, чтобы энергия жизни била ключом и во второй половине тоже.

Пробуйте каждый день, и со временем вы обнаружите, что сели в ваджрасану и можете находиться в ней без малейших затруднений. Более того, вы в ней расслабитесь.

В моей практике были люди, которые вообще не могли сесть в важдрасану. Сейчас делают это с легкостью. Предполагаю, что большинству начинающих нахождение в позе молнии несколько минут покажется нелегкой задачей, особенно на первых порах. Причина все та же — неэластичность суставов. Найдите для себя мотивацию и у вас все получится!

Алмазная позиция в йогической практике — Ваджрасана

Свами Шивананда. Йога-терапия

Авторизованный перевод, примечания и дополнения

Неизменно разрушается потоком времени тело человека, подобно тому, как распадается необожженный кувшин в потоке воды. Йога — вот огонь, которым тело закаляется, делаясь неподвластным времени. Обожги же тело свое в этом огне, так свершив его очищение.

Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его движение воле своей, с легкостью побеждает в битве 6о смертью.

Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже дряхл.

Не следует относиться к описанной в данной работе системе лечения как к панацее, ибо таковой она становится лишь в результате некоторой практики. Поэтому начиная ее осваивать, вряд ли целесообразно сразу же полностью и наотрез отказываться от помощи обычной медицины, по крайней мере на начальном этапе, даже если результаты применения Йога-терапии превзойдут все самые смелые ожидания, что случается нередко. Впрочем, в самом выгодном положении оказываются те, кто обладает непоколебимой верой в себя, а также те, кому нечего больше терять. Они могут позволить себе такую роскошь, как риск, который во многих случаях оказывается более чем оправданным.

Кроме того, необходимо учитывать, что Шри Свами Шивананда писал свою книгу в Индии, рассчитывая на интеллектуальный тип и образ жизни индийского читателя, индийский климат и традиционный для Индии набор продуктов питания. Поэтому, несмотря на точность и ясность изложения, простоту, доступность и эффективность предложенных практик и их всесторонний характер, настоятельно рекомендуется подходить к применению предлагаемых методов разумно, по возможности консультируясь со специалистами в области практической Йоги и Йога-терапии, имеющими опыт работы в наших условиях, а также с профессиональными медиками, хорошо знакомыми с практикой Йоги.

Йога — самый древний и наиболее основательно разработанный в философско-космогоническом и практическом отношениях метод осознанного гармоничного самосовершенствования человека. Она начинает с того, что возвращает нам полноту самоконтроля — столь редкую в наше время способность сознательно управлять своей собственной волей и личной силой. Тем самым восстанавливается естественное состояние внутреннего равновесия и покоя, не зависящее от внешних обстоятельств.

Йога-терапия — еще не Йога, но ее преддверие —надежная проверенная практикой нескольких тысячелетий система лечения, основанная на методах осознанного пробуждения сил самого организма. С помощью Йога-терапии исцеляются практически любые функциональные расстройства и многие органические нарушения: заболевания органов дыхания и кровообращения, системы пищеварения, крови, эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, болезни мочеполовой сферы, хронические воспалительные процессы, последствия травм, операций, отравлений, радиоактивного облучения, инфекционные заболевания, нарушения иммунной системы, аллергические реакции, ослабление адаптивных способностей организма и др.

Йога-терапия — это также естественные, гармоничные и надежные способы реабилитации, восстановления сил и здоровья, утраченных вследствие пребывания организма под давлением жестких психологических, экологических и прочих стрессовых ситуаций.

Медикаментозные методы и способы лечения с применением внешнего влияния (экстрасенсорное воздействие, мануальная терапия и проч.), не подкрепленные усилиями самого пациента, направленными на победу над причинами недугов, делают человека рабом, ибо не исцеляют его, а лишь устраняют некоторые последствия нарушений, коренящихся глубоко в самой личности человека, в его сознании.

При таком лечении причины болезней не искореняются и через некоторое время дают ростки тех же, а иногда и еще более замысловатые патологий. И снова требуется внешняя сила. Так страдалец попадает в прочную зависимость от некоего внешнего благодетеля — врача или целителя.

Йога-терапия предлагает человеку средства, с помощью которых он может устранить не только симптоматические проявления, но также личностные и кармические корни болезней — осознанно, творчески изменить свою личность, задействовать резервы собственного организма и его взаимодействия с миром, своими силами, своей волей добиться полного исцеления, не попадая ни в какие зависимости.

Книги Шри Свами Шивананды на протяжении нескольких десятилетий остаются классикой как по уровню философского осмысления и исчерпывающего изложения самых разнообразных аспектов искусства практической Йоги, так и по немыслимой концентрации в них глубинной мощи осознания великого Мастера, неукротимой творческой силы его свободного Духа.

Все творения Мастера — неоценимый дар любви человечеству, ведущему трудную битву за новое качества осознания.

«Йога-терапия» Шри Свами Шивананды — одна из наиболее интересных работ по методике лечебного применения практической Йоги.

Поистине огромная радость — иметь возможность представить вниманию широкой публики «Йога-терапию» Шри Свами Шивананды — замечательную практическую работу известнейшего мастера Йоги, до настоящего времени имевшуюся на русском языке только в весьма несовершенном «самиздатовском» переводе и без единой иллюстрации.

Следует, однако, учитывать, что книга эта была написана полвека назад — во времена, когда значительная часть внутренних аспектов практики Йоги разглашению на Западе не подлежала и могла быть передана только учителем ученику из уст в уста.

С тех пор ситуация несколько изменилась. Наиболее разительные перемены произошли в течение последних двенадцати лет. В течение же трех-четырех лет, непосредственно предшествовавших году нынешнему, в свет вышел целый ряд книг, посвященных собственно психоэнергетической практике в различных направлениях Йоги.

Среди них — такие работы, как второе издание «искусства Пранаямы» Б. К. С. Айенгара, «Мула-бандха — ключ к мастерству» Буддхананды — одного из нынешних представителей линии Шри Свами Шивананды Сарасвати, замечательная серия книг по даосской Йоге китайского Мастера Мантэка Чиа, «Йога-Сутра» Патанджали в переводе и редакции г-на Десикачара — сына и одного из ближайших учеников Шри Кришнамачарьи (,Шри Кришнамачарья — учитель таких всемирно признанных мастеров, как Б. К. С. Айенгар и Поттабхи Джойс), а также многие другие книги.

Из не изданных пока еще, но ставших достаточно известными благодаря учителям, использующим изложенную в них информацию в своей практике, весьма интересными являются два манускрипта, обнаруженные совсем недавно. Один был найден около двадцати лет назад в книгохранилище одного из индийских раджей Шри Кришнамачарьей и Поттабхи Джойсом.

Имя автора манускрипта неизвестно, поскольку в рукописи отсутствовал титульный лист и страница с посвящением, однако текст в основном сохранился. Судя по языку рукописи, точности проработки и изощренности техники, а также философско-теоретическим трактовкам, отчасти характерным для шиваистской Йоги, отчасти — совершенно оригинальным, возраст манускрипта вряд ли превышает полторы тысячи лет. Работал с манускриптом в основном Поттабхи Джонс.

Восстановив порядок страниц и переведя текста классический санскрит, он обнаружил, что манускрипт является подробнейшим руководством по практике несколько необычной, но тем не менее исключительно эффективной динамической тренировочной системы — Аштанга-виньяса-йоги. Шри Кришнамачарья и Поттабхи Джойс дали рукописи название «Йога-Корунта» — «Самообучение Йоге».

Как выполняется асана Ваджрасана

Ваджрасана — популярная поза в йоге, которая используется для решения широкого спектра проблем. Техника известна под различными названиями — поза алмаза, молитвенная или поза молнии. Это медиативное упражнение.

Для новичков оно может показаться сложным. Регулярная практика помогает укрепить иммунную систему, избавиться от многих проблем на соматическом уровне и достичь духовного равновесия. Занятие должно проводится каждый день. Лучше тренироваться по несколько раз в сутки.

Этапы реализации техники

Выполнение упражнения подразумевает большое количество тонкостей, которые важно не упустить из внимания. Рассмотрим поэтапно, как выполнить позу:

  • Необходимо расположиться на полу, подогнув колени. Это сделать требуется таким образом, чтобы ягодицы располагались на пятках, а большие пальцы ног касались друг друга.
  • Ладони кладутся на колени. Расположить тыльную сторону можно вверх или вниз, в зависимости от того, как покажется комфортно.
  • Придается прямое положение спины. Нельзя допускать прогибы или наклоны.
  • Позиция удерживается на протяжении двух минут. Впоследствии время увеличивается до 30 минут.
  • Отслеживаем состояние дыхания. Оно должно быть ровным. Новичкам может быть тяжело на первых этапах. Можно порекомендовать участить дыхание.
  • Глаза закрываются с целью достижения эффекта успокоения.

Ваджрасана — техника, предполагающая предельной концентрации на работе и отвлечения от посторонних мыслей. Существует еще один вариант упражнения. В нем можно не смыкать ступни, а разводить их немного в бок. Таз при этом находится между пятками.

На первых этапах выполнения может появиться сильный дискомфорт или даже боль, онемение. При возникновении подобной реакции необходимо приостановить медитацию. Если размять ноги, разогреть тело, растереть части тела, состояние приходит в норму.

Рекомендуется приступать к занятиям сразу после приема пищи. Но его можно проводить при желании в любое время суток.

Ваджрасана — польза для души и тела

Поза алмаза имеет массу преимуществ. Для достижения максимального эффекта практика должна носить систематический характер. Это одна из основных техник асан.

Она не редко применяется в комплексе с другими упражнениями. С ее помощью тело получает расслабление и настраивается на работу. Организм набирается энергии и обретает гармонию с самим с собой и окружающим миром. Отмечается положительное влияние техники на эмоциональном, физическом духовном уровне.

Тазовые кости, передние и задние поверхности бедра приходят в норму. Снижается риск заболеть такими заболеваниями, как простуда, грыжи, травмы, язва желудка. Практика может проводится при беременности. Цикл движений улучшает гибкость суставов, укрепляет сосуды.

Что необходимо взять на вооружение?

Необходимо делать правильный выход из позы. Дело в том, что после занятия может появиться небольшое онемение в конечностях. Руки требуется снять с колен и направить в пол. Далее осуществляется подъем колен и перенос веса тела на пальцы ног посредством опоры их на поверхность. Те места, в которых есть дискомфорт, растираются руками.

Упражнение проводится с осторожностью при больных суставах, артритах, артрозах. При наличии варикозного расширения вен не следует длительно пребывать в позе. При травмах коленей и голеней нужна консультация врача, так как эти зоны подвержены максимальной нагрузке.

Что такое базовый аккаунт

Вам доступны только два бесплатных вводных видео и 30 секунд остальных уроков. Чтобы получить доступ ко всем материалам без ограничений, оплатите подписку.

Если у вас есть вопросы по тарифам или
требуется помощь в выборе, пишите мне:

Правильное питание

В этом разделе ты найдешь рецепты здоровых блюд на каждый день и научишься готовить из натуральных продуктов. Для начала следует почитать об общих рекомендациях в разделе «Схема питания», чтобы понять принципы здоровой диеты.

Асана Алмаза в хатха-йоге

Ваджрасана: поза Алмаза

Поза Алмаза (Ваджрасана) – несложная асана в хатха-йоге. На ее основе выполняется несколько других асан. Кроме того, поза Алмаза считается отличной для медитации. Ваджрасану называют позой скалы, несокрушимой, поскольку тело тех, кто практикует ее, будет крепким, как алмаз, а ум умиротворенным, ясным и спокойным.

Поза Алмаза – одна из немногих, которую не только можно делать после приема пищи, но и рекомендуется ее практиковать после еды для стимуляции пищеварения. Также Ваджрасана помогает справиться с заболеваниями желудка (повышенная кислотность, язва и др.), приносит облегчения при геморрое. Поза Алмаза уменьшает приток крови к гениталиям, что благотворно влияет на репродуктивную систему человека: женщине может помочь при нарушениях цикла. Эта асана часто используется для медитаций, при этом наиболее подходит она для тех, кто страдает от воспалений в области крестца или радикулита в поясничном отделе позвоночника. Из связи с медитацией вытекает еще одно важное действие Ваджрасаны – успокоение ума. Польза позы Алмаза в йоге состоит в перенаправлении сексуальной энергии в верхние энергетические центры, а это благотворно для работы мозга, для духовного развития.

Техника выполнения позы Алмаза

На колени надо встать так, чтобы большие пальцы ног соприкасались, а пятки были разведены. Верхняя часть стоп лежит на полу. На пятки опускаются так, чтобы ягодицы оказались прижаты к внутренней поверхности стоп. Пятки в это время касаются внешней стороны бедер. Прямые руки кладут на колени ладонями вниз. Плечи необходимо отвести назад и опустить вниз. Шею и позвоночник держат вертикально, копчик чуть подать вперед, но при этом спина остается прямой, прогиба в пояснице нет.

После принятия этой позы нужно закрыть глаза, расслабить сначала руки, потом – все тело. Дышать ровно. В этом положении рекомендуют оставаться столько по времени, сколько комфортно. Для усиления пищеварения в позе Алмаза необходимо пробыть не менее 5 минут. При остром пищевом расстройстве в этой асане лучше сделать сто вдохов и выдохов через брюшное дыхание.

Еще один вариант выполнения Ваджрасаны заключается в том, чтобы сесть на сведенные вместе пятки, расположив их по обе стороны ягодиц. Такая поза более напряженная и меньше подходит для медитаций.

Замечания к практике и противопоказания

Начинающие практиковать йогу при выполнении позы Алмаза могут почувствовать дискомфорт в лодыжках через какое-то время после пребывания в асане. Устранить эти ощущения можно следующим образом: вернуться в исходное положение, вытянуть вперед ноги, потрясти стопами до тех пор, пока неприятные ощущения не прекратятся.

После этого можно вновь принимать Ваджрасану. Если чувствуется дискомфорт или боль в бедрах, можно слегка развести колени. Если находиться в позе алмаза совсем неудобно или неприятно, между ягодицами и пятками можно положить тонкую подушку или сложенное одеяло. Также практиковать эту асану лучше всего на йога-коврике или на шерстяном одеяле, так как нагрузка приходится на колени, которые могут пострадать от жесткого соприкосновения с твердой поверхностью.

Не стоит практиковать позу алмаза, если у вас воспаление голеностопных суставов или мышц голени. С осторожностью стоит отнестись к асане, если имели место травмы колена. При любом дискомфорте в области колен – нужно или подложить подушку под таз или выйти из асаны.

Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс (20 стр.)

Встаньте на колени. Колени и стопы можно слегка раздвинуть или держать вместе; допустимо и то, и другое. Наклонитесь вперёд и положите ладони на пол напротив коленей. Ладони следует поместить так, чтобы при горизонтальном положении туловища руки были вертикальными – другими словами, ладони должны находиться прямо под плечами. Бёдра должны стоять вертикально. Расслабьте всё тело.

Выдыхая, прогибайте спину вверх, чтобы она образовала горб. Втяните живот, чтобы удалить из лёгких как можно больше воздуха.

В конце выдоха голова должна быть опущена между руками, лицом к бёдрам.

Затем, вдыхая, медленно опускайте спину и поднимайте голову. В конце вдоха голова должна быть запрокинута вверх, а спина – как можно больше прогнута вниз (смотрите рисунок).

Полностью выпятите живот, чтобы наполнить лёгкие максимальным количеством воздуха.

Затем, на выдохе, распрямляйте спину и опускайте голову. Снова повторите весь процесс. Выполните столько циклов, сколько позволяет время.

Дыхание и продолжительность выполнения

Дышать следует так, как описано выше, стараясь максимально втягивать живот на выдохе и максимально выпячивать его в конце вдоха.

Попробуйте выполнять движение и дыхание как можно медленнее, с полным осознанием. Добивайтесь того, чтобы движения вверх и вниз занимали не менее пяти секунд каждое.

Эту асану можно выполнять как угодно долго. Для общих целей достаточно десяти полных циклов. Если у вас имеется какое-то конкретное заболевание, следует повторять асану более продолжительное время.

Эта асана дополняет предыдущую (сайтхалиасану), раскрепощая спину. Особенно рекомендуется регулярно практиковать марджариасану людям с негибким позвоночником и хроническими болями в спине или шее.

Марджариасана обеспечивает хороший массаж брюшной и тазовой областей, что благотворно сказывается на внутренних органах. Нервы, идущие к органам пищеварения, воспроизводства и выделения, располагаются внутри позвоночника и вдоль него. Марджариасана мягко растягивает и стимулирует эти спинные нервы, что оказывает дополнительное влияние, улучшающее работу внутренних органов. Обнаружено, что многие женщины страдают от заболеваний половых органов. Как оказалось, эта асана чрезвычайно полезна в оздоровлении этих органов и помогает восстановить репродуктивные функции. Женщины с нарушениями менструального цикла и лейкореей получали огромную пользу, регулярно проделывая эту асану. Во время менструаций асана может принести облегчение при менструальных спазмах.

Это превосходная асана в период после родов, так как при её выполнении сжимаются брюшные мышцы и происходит восстановление обычной формы живота.

Тема 5
Асаны. Простые медитативные асаны

В предыдущем уроке мы описали восемь упражнений для раскрепощения тела, в частности, ног, в целях подготовки к выполнению медитативных асан и других разновидностей асан. В данном разделе мы объясним две простейшие сидячие позы, которые можно использовать в различных практиках медитации, пранаямы и крийя-йоги, описанных далее в этой книге.

Подготовка к классическим медитативным асанам

Следующие две асаны очень полезны на ранних этапах занятий йогой. Однако, наилучшими сидячими позами, несомненно, являются классические медитативные асаны. Это падмасана (поза лотоса), сиддхасана (совершенная поза) и свастикасана (благоприятная поза). Со временем вы должны научиться сидеть в одной из этих классических асан. Поэтому следует продолжать выполнять данные ранее упражнения для раскрепощения ног, чтобы в будущем можно было овладеть более сложными медитативными асанами.

Сукхасана (лёгкая поза)

Это самая лёгкая из всех медитативных асан, и каждому следует научиться сидеть таким образом. Хотя её можно использовать для занятий медитацией, она имеет один серьёзный недостаток: большая часть веса тела приходится на небольшую площадь опоры – ягодицы. Спустя некоторое время эта область становится слегка болезненной. Однако этого можно, в определенной степени, избежать, подложив под ягодицы подушку. В других медитативных асанах площадь соприкосновения с полом больше – вес тела приходится частично на ягодицы, а частично – на ноги, что уменьшает вероятность болезненных ощущений.

Положите на пол сложенное одеяло или коврик.

Сядьте, вытянув ноги прямо перед собой.

Подогните левую ногу под правое бедро.

Затем поместите правую ступню под левое бедро. Держите голову, шею и спину вертикально, в удобном положении. Положите руки на колени, ладонями вниз или вверх. Закройте глаза.

Полностью расслабьте всё тело.

Руки должны быть расслаблены, и их не следует вытягивать. Спину следует держать в устойчивом вертикальном положении, но без напряжения.

Примечание: как только вы научитесь с удобством для себя выполнять любую другую медитативную асану, от сукхасаны следует отказаться.

Ваджрасана (поза молнии или алмазная поза)

Поначалу эта поза кажется многим людям слегка неудобной, поскольку мало кто сидит в таком положении. Первое время лодыжки и колени побаливают, но по мере дальнейшей практики эта асана становится чрезвычайно удобной и сидение в ней превращается почти в удовольствие. Это не только превосходная медитативная асана, которую используют мусульмане и японские буддисты, но и исходное положение для многих других асан.

В переводе с санскрита слово ваджра означает «удар молнии». Эта поза оказывает огромное влияние на психический канал ваджра нади – важный энергетический проводящий путь, по которому движутся нервные импульсы от мозга к мочеполовой системе. От этого же слова происходит название ваджраяны – разновидности тибетского буддизма, в которой сексуальное соединение используется как часть духовной практики (садханы). У этого слова есть и многочисленные другие значения, относящиеся к тому же предмету. Поэтому считается, что ваджрасана позволяет практикующему обретать контроль над сексуальными функциями и направлять их энергию на расширение сознания.

Положите на пол свёрнутое одеяло. Встаньте на одеяло на колени, держа их вместе или слегка раздвинув. Расположите ступни так, чтобы большие пальцы касались друг друга. Положите руки на пол по бокам. Опускайте ягодицы на пятки, одновременно опираясь руками на пол. Попробуйте сесть на пятки.

Если вы ощущаете боль или неудобство в лодыжках или коленях, приподнимите тело вверх, перенеся вес на руки.

Если сможете, попробуйте держать вес туловища на ногах, без помощи рук.

Держите голову вертикально, а шею и спину на одной линии, но не слишком прогибая спину назад. Положите руки поверх бедер вблизи коленей. Расслабьте руки и всё тело. Это и есть конечная поза.

Начинающим может оказаться трудным сидеть на ногах без опоры на руки. Хороший метод раскрепостить ноги состоит в том, чтобы удерживать вес тела на руках и затем медленно опускать ягодицы к ступням. Потерпите неудобство одну – две секунды, а затем снова обопритесь на руки, чтобы снять напряжение. Вновь опустите ягодицы и повторите ту же процедуру. По мере дальнейшей практики, вы обнаружите, что напряжённость исчезает и, со временем, вы сможете сидеть на ступнях более продолжительное время без малейших затруднений. Помните, что упражнения на раскрепощение ног также будут помогать вам делать свои ноги более гибкими, позволяя сидеть в ваджрасане.

Начинающим, которые обнаружат, что их ноги и ступни болят после непродолжительного пребывания в этой позиции, следует вернуться в положение на коленях, а затем сесть на пол, вытянув перед собой ноги. Согните одну ногу, возьмитесь за лодыжку и энергично трясите ступню до тех пор, пока не исчезнут все признаки онемения. Повторите то же самое с другой ногой. Затем снова сядьте в ваджрасану.

Ваджрасана – одна из немногих асан, которые можно выполнять после еды, поскольку в целом асаны после приема пищи строго противопоказаны. Мы действительно рекомендуем практиковать ваджрасану в течение пяти или десяти минут после еды. Причина проста: это очень расслабляющая поза, которая способствует спокойствию ума и тела и стимулирует процессы пищеварения в желудке.

Как мы уже объясняли, ваджрасана – прекрасная медитативная поза и, по существу, единственная медитативная асана, пригодная для людей, страдающих от радикулита или воспалений пояснично-крестцового отдела.

У ваджрасаны есть одно заметное преимущество перед сукхасаной: выполняя ваджрасану, человек автоматически старается держать спину прямой, тогда как в сукхасане его больше тянет горбиться вперед. По этой причине ваджрасана, коль скоро она освоена, значительно лучше сукхасаны.

Ваджрасана (поза молнии)

Ваджрасана (поза молнии) техника выполнения : Станьте на колени; ступни направлены назад, большие пальцы скрещены, пятки разведены,

колени держите вместе. Опустите ягодицы на внутренние поверхности голеностопных суставов. Положите ладони на колени.

Длительность практики: Практикуйте ваджрасану как можно чаще и дольше. Особенно полезна практика ваджрасаны (хотя бы 5 минут) сразу после еды – это усиливает пищевари – тельные процессы.

Сосредоточение: При выполнении этой асаны сосредоточивайте внимание на естественности дыхания. Если асана выполняется с закрытыми глазами, она способствует успокоению разума.

Примечание: Ваджрасана – это молитвенная поза мусульман, а также медитативная поза японских буддистов.

Польза практики: Ваджрасана интенсифицирует кровоснабжение тазово-крестцовой области и тонизирует ее нервные ткани. Это особенно полезно людям с нарушениями пищеварения.

Ваджрасана способствует уменьшению притока крови к половым органам и массирует их нервные ткани. Это особенно полезно мужчинам с увеличенными яичками.

Асана укрепляет мышцы таза, что предотвращает возникновение грыжи и помогает женщинам при родах.

Ваджрасана является единственной позой, которую можно рекомендовать для медитации людям с пояснично-крестцовым радикулитом и нарушениями, локализованными в области крестца.

Ваджрасана – очень эффективное профилактическое средство, предупреждающее и устраняющее такие заболевания желудка, как язва или повышенная кислотность.

«Ваджра» – это название энергетического канала (нади*), непосредственно связанного с мочеполовой системой. Известно, что способность сознательно управлять этим каналом с помощью своей воли приносит сверхчеловеческое могущество.

Ваджра является оружием Индры – короля всех дэвов (богов). Точно так же наш разум можно назвать королем всех чувств. Управляя каналом ваджра-нади, разум способен управлять всей сексуальной энергией.

Ваджрасана и асаны на ее основе оказывают разностороннее положительное воздействие и относительно легки в выполнении.

Начинающие могут чувствовать боль в ногах во время практики ваджрасаны. В этом случае им следует вытянуть ноги вперед, взять одну ногу обеими руками за голеностоп и энергично потрясти, то же самое проделать со второй ногой. Эту процедуру нужно выполнять до тех пор, пока боль и онемение не пройдут.

После этого можно вернуться к практике ваджрасаны.

Ссылка на основную публикацию