Асаны, как наследие индусов и получения благодати от практики хатха йоги

Хатха йога

Йога – это один из видов ортодоксальных учений индуизма, который, в свою очередь, так же под­раз­де­ля­ет­ся на шко­лы, самой популярной из которых в европейской культуре яв­ля­ет­ся хат­ха йога. О практиках йоги известно из таких древних источников, как Веды, Упа­ни­ша­ды, Тан­тры и других книг древней Индии. Но, само собой, что отношение к ин­дийс­ким тра­ди­ци­ям на их родине и среди тех народов, где они являются чу­же­зем­ны­ми, раз­ли­ча­ет­ся. И это обусловлено характером ми­ро­восп­рия­тия лю­дей. Ес­ли в вос­точ­ной куль­ту­ре отношение к окружающей дейст­ви­тель­нос­ти но­сит фи­ло­софс­кий ха­рак­тер, то в европейской культуре отношения строго утилитарные. И имен­но по­это­му ев­ро­пей­цы соз­да­ли «буйст­во материальной энергии», а индусы нет.

Хатха йога, как наиболее практичный вид йоги, потому и приобрел такую популярность в Ев­ро­пе, что, по су­ти, среди европейцев сложилось впечатление, что хатха йога это и есть вся йога, хо­тя это и нет так. Ви­дов йоги существует огромное множество, и о том, как выб­рать тот вид йоги , ко­то­рый больше всего подходит Вам, мы уже писали в наших пред­ыду­щих ста­тьях. Так же рекомендуем Вам ознакомиться со статьей о поль­зе и вре­де йоги , поскольку перед началом занятий следует здраво оценить свои воз­мож­нос­ти, что­бы фи­зи­чес­кие упражнения принесли Вам пользу, а не вред. Но, в це­лом, сле­ду­ет по­ни­мать, что всегда нужно начинать с чего-нибудь попроще, поскольку иду­щий в пра­виль­ном нап­рав­ле­нии об­го­нит бегущего, сбившегося с пути!

В случае если Вам уже за 20, у Вас практически полностью сформировался скелет, а гим­нас­ти­кой Вы пос­лед­ний раз занимались в школе, соблюдение принципа пос­те­пен­нос­ти обя­за­тель­но! И, вообще, при занятиях хатха-йогой, постепенность яв­ля­ет­ся осо­бен­но важ­ным критерием успеха. Начинайте занятий с наиболее простых асан и вы­пол­няй­те их в той амп­ли­ту­де, которая является для Вас комфортной. Не сле­ду­ет пы­тать­ся сра­зу выполнить все асаны полностью, или выполнять весь их комп­лекс це­ли­ком. Прин­ци­пы дозирования нагрузки актуальны и в йоге! Так же стоит об­ра­тить вни­ма­ние на вре­мя занятий, поскольку больше всего организм пред­рас­по­ло­жен к рас­тяж­ке с ут­ра, в связи с чем, рекомендуем выполнять асаны имен­но в это вре­мя су­ток. И если есть такая возможность, обязательно обращайтесь за по­мо­щью к спе­циа­лис­ту, что­бы он поставил Вам технику выполнения упражнений, и дал Вам ин­ди­ви­ду­аль­ные ре­ко­мен­да­ции, которые возможно дать только в том случае, если не­пос­редст­вен­но тре­ни­ру­ешь че­ло­ве­ка.

Асаны, как наследие индусов и получения благодати от практики хатха йоги

Книга 1. Ученик среди учителей

Предисловие к 2-му изданию

Прошло более 10 лет с создания этого текста (2003-2004), а после выхода книги в свет еще три года я провела непрерывно в Индии. Перед отъездом мне пришлось заново переписать более половины текста, но доселе он оставался неопубликованным в последней редакции. Дело не в том, что изначально что-либо было неправильно. Просто в силу вступил фактор времени, неактуальный при первом издании. В судьбах всех учителей йоги произошли столь значительные изменения, что сведения о них сильно обновились. Однако это не частный случай, а вполне общее правило: ученику среди учителей приходится привыкать, что не только он сам развивается и соотносится с ними, словно с недвижным звездным небом над головой, но и они меняют места проживания, принципы преподавания, цены на занятия, да и отношение к жизни в целом. Мы учимся у тех, кто продолжает учиться сам, – это касается даже наиболее прославленных и авторитетных имен.

Ришикеш и Майсур, где я изучала хатха-йогу 10 лет назад, уже не будучи «начинающей», а готовясь к защите третьего диплома по теме «Философские основания современных школ хатха-йоги» – два тихих городка в Северной и Южной Индии соответственно. Их по-прежнему очень удобно использовать в качестве двух основных моделей современной ситуации в йоге, которые я обозначила ранее как «концентрат всестороннего обучения» и «вычленение новой традиции». Ришикеш веками считался «столицей йоги» и хранит прежние традиции, тогда как Майсур долгое время был столицей княжества, а в прошлом веке вдруг превратился в провинциальный городок и, одновременно, столицу нового стиля аштанга-виньяса-йоги. Конечно, «столичность» и «провинциальность» йоги всегда были достаточно условными, именно поэтому можно говорить о моделях. Но становится сложно ограничиться двумя моделями, вот почему вторая половина книги «разрослась».

Варанаси – древний «город света», притягательный для индуистов-паломников и учителей хатха-йоги, стал для меня в последние индийские годы (2005-2007), «третьим домом» после Ришикеша и Майсура. Ситуация с йогой отличается в нем выраженным «академизмом»: большинство преподающих инструкторов так или иначе связаны с центром практики йоги в Бенарес Хинду университете, а также с расположенной там Индийской академией йоги. Ранее я упоминала о существовании «институтов йоги», где обучение поставлено на уровне «высшего образования», претендуя на научность. Сейчас я могу на материале собственных полевых исследований подробно описать одну из подобных структур – университет в Варанаси и удивительные судьбы его выпускников, вполне заслуживающие внимания. Будучи учеными, они способны сами изучать традицию и рефлексировать свои достижения в дискурсивной форме.

Данная книга положила начало трилогии «Практика хатха-йоги», в которой впоследствии были написаны еще два текста – «Ученик перед стеной» (2005) и «Ученик без тела» (2007). Постепенно исследования хатха-йоги как «йоги техники» переросли собственные границы, и уже в третьем тексте речь идет в большей мере о смежных с хатхой традициях. Однако первый текст не утратил своей актуальности для начинающих, которым все же приходится воспроизводить в собственном опыте сходные этапы пути. Во многом внесенные сюда изменения и дополнения вызваны письмами читателей, описывавших мне личный опыт или ставивших далеко не банальные вопросы. Что же касается моих бывших учителей, то я воздержусь от личных благодарностей. Многие учителя представлены в самом тексте, а в целом мне пришлось бы назвать к настоящему времени более трех десятков имен, каждое из которых было значимо в том или ином отношении. Достаточно помнить, что Шива (чистое сознание) – учитель всех хатха-йогов, и мы благоговеем перед ним.

Введение. «Гуру» и «инструкторы»

Для современной ситуации приобщения к практике характерны два основных аспекта: ответственность за себя и многомерность обучения. Оба они как создают дополнительные трудности, так и открывают неизвестные ранее возможности. Перед начинающим стоит задача не поиска учителя в глухих джунглях, а выбора инструктора в многолюдном городе. В древности отношения «ученик – учитель» были сугубо личными: учитель принимал ученика, и если тот делал что-то неправильно, то на учителе лежала ответственность за то, что он ошибся в способностях своего подопечного либо не сумел его правильно подготовить. В настоящее время занятия преимущественно групповые: ученик выбирает инструктора, и если тот преподает что-то неверно, а у ученика возникают серьезные проблемы, в значительной мере ответственность лежит на самом ученике, который ошибся в уровне своего наставника либо не сумел приспособиться к его манере ведения группы. Что касается поиска настоящего учителя, то сейчас это задача не для начинающего, а для продвинутого практика, наделенного немалыми сиддхами (силами).

Современная тенденция к «смешению» стилей также достаточно очевидна: начинающему приходится разбираться в огромном количестве словосочетаний со словом «йога» и пытаться понять, чем лучше заняться. Закрытость какой-то системы – определенная кармическая ситуация, не подлежащая общему суждению, поэтому речь идет лишь об изобилии открытых систем. В целом, это книга для начинающих, то есть для тех, кто уже практикует и намерен продолжать заниматься и совершенствовать свою практику. Здесь нет «пятиминутных комплексов» из разряда «йоги для занятых людей», которые заведомо больше ни в чем не нуждаются. Здесь также нет рекомендаций по йога-терапии, ибо терапия еще не йога, и в соответствии с принципом «страдающему многое позволено» человека выздоравливающего рано относить к начинающим. Цель книги – помочь начинающим разобраться в огромном количестве современных школ хатха-йоги и способов построения практики, чтобы сориентироваться и выработать свой способ действия, а далее продолжать занятия в нужном направлении с выбранным инструктором. Вот почему я не привожу здесь описание каждой асаны, ибо на это есть немало книг и инструкторов.

Начинающий сродни дилетанту в области хатха-йоги. Характерная черта дилетантизма практически в любой области – игнорирование дифференциации внутренней структуры, которое неизбежно при наличии множества последователей. Другая крайность состоит в допущении самоопределения для каждого, кто объявляет себя к конкретной традиции причастным. В итоге, складывается внешнее впечатление, что за самыми общими фразами «йоги считают», «в йоге принято» скрывается вседозволенность в создании «своей йоги», вовсе не считаясь с объективными законами развития. Тогда традиция воспринимается со стороны как нечто однородное и в то же время совершенно хаотичное, «кишащее» яркими и не слишком яркими личностями. Но нет йоги вообще, и нет ни «как таковой», ни «своей» философии йоги. Перед человеком, решившим чего-то достичь, встает проблема определить, какие существуют варианты формулировки цели и способы ее достижения. Ему приходится начинать со структурирования и постижения структуры традиции в целом; а при выделении элементов неизбежно оказывается, что вычленить их едва ли возможно, и нужно налаживать связи.[1]

Часть I. В поиске: проблема восприятия

Движение в выбранном направлении

Предрассудок о йоге как таковой

Развенчание предрассудка о существовании «йоги как таковой» не представляет труда даже после краткого обзора традиций и школ йоги. Достаточно очевидно, что не существует йоги вообще, но есть много различных систем, в рамках которых можно работать над собой. Получив предварительное представление о том, какие методы применяются людьми для преобразования самих себя, можно попробовать примерить имеющиеся перспективы к своей собственной жизни. Когда область йоги оказывается более или менее картографирована, ученик оказывается на перепутье с тремя указателями: выбор, синтез и хаос. Другими словами, прежде чем выбирать, вам придется заранее определиться со своей склонностью к выбору вообще, ведь возможность отказаться от выбора существует, и даже не одна.

В первом издании Часть I «На перепутье: выбор направления» с обзором школ хатха-йоги представляла собой конспект дипломной работы на тему «Философские основания современных школ хатха-йоги», защищенной на отлично в Русском Христианском гуманитарном институте в 2004 г… Труд был опубликован под названием «Основные школы хатха-йоги» в серии «Мир Востока» издательством «Петербургское востоковедение» в 2007 г. Позже та книга была переиздана издательством «Традиция» (Москва) в 2014 г.

Индийская и Западная йога: два пути.

Индия — родина йоги, и именно здесь йога еще кое-где сохранилась в своем первоначальном виде. Хотя в последние десятилетия в Индии наметилась интересная «обратная» тенденция к принятию западной «йоги» как коммерчески более выгодной. К сожалению, то, что мы видим у нас, в России, и на Западе (в США и Европе) — а теперь и в крупных йога-центрах Индии в большой степени йогой не является. Это либо физкультура, либо секта — и то и другое далеко от оригинальной традиции йоги как пути гармоничного саморазвития и духовного совершенства. Поэтому обращая взгляд к истоку, сравнивая индийскую и западную йоги, можно понять, какой должна быть истинная йога — сегодня и завтра.

Первое, что бросается в глаза западным йогам, которые приезжают в Индию с Запада — то, как тесно здесь переплетена йога с религией. Несмотря на то, что индийские йоги понимают отличие йоги (как процесса личного преображения через практику) и религии (поклонения перед божествами, которое не всегда является методом конструктивного преображения), все-таки в Индии йога и религия — это одно. На деле, индуизм невозможно отделить от йоги, т.к. если философия йоги, зафиксированная в Упанишадах и др. йогических текстах, и стоит особняком от религии (ср. «Что не видно глазом, чем видны глаза — знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом (мире люди)» — Кена Упанишада), то термины йоги насквозь пропитаны индуизмом. Так, каждая чакра человеческого тела имеет не только янтру и мантру, но и Дэвату — «председательствующее» над ней божество, а три Грантхи («узла») которые надо развязать с помощью йоги, имеют имена божеств: Брахма, Вишну и Рудра. Даже пандит — ученый-философ от йоги — с трудом разберет, где в йоге начинается и заканчивается индуизм. Так, например, один человек может почитать Шиву как личностного бога, другой — как безличностное вселенское космическое сознание (совершенно не обожествляя его в религиозном смысле), а третий — как пример подвижничества, историческую личность: полулегендарного первого йогина, который дал изначальный толчок развитию этой науки, и поэтому называется Адинатх — «первый учитель». На практике, такое взаимопроникновение саморазвития и религии дает интересную картину: индийские учителя йоги поют на занятиях мантры, совершают пуджи перед или после урока по йоге, поощряют своих студентов совершать ритуалы поклонения в храмах и паломничества по святым местам индуизма — окончательно сбивая с толку своих западных учеников. Сложно сказать, чего больше приносит обращение западных йогов в индуизм — вреда или пользы, но можно сказать с уверенностью, что без обращения к первоисточникам именно по йоге (Упанишадам, Ведам, Тантрам) слепое принятие индуизма для человека западного склада ума, скорее всего, будет лишь пряным интеллектуальным развлечением, и мало что даст духовному развитию, т.к. способно лишь создавать секты и сектантов.

Второе важное отличие западной йоги от индийский в том, что западная йога — это физкультура для тела, а индийская — гимнастика для ума и кузница духа. Западные йоги отлично совмещают свою практику с фитнесом, бодибилдингом, даже иногда профессиональным спортом — а индийскому йогу все это просто не интересно. На деле, в древние времена йоги занимались самоистязанием, например, стояли по 10 и больше лет на одной ноге или держали одну руку поднятой вверх, что, понятно, не слишком полезно для физического здоровья. Дело в том, что индийские йоги совершенствуют свое тело не как самоцель, а как средство достижения внутреннего совершенства в практике медитации. Фактически, весь обширный арсенал асан йоги делают лишь для того, чтобы тело могло сидеть в медитации один или несколько часов в день без движения, не испытывая при этом дискомфорта.

В этом, пожалуй, самое коренное отличие: западный «йог» отождествляет себя с телом, индийский — с душой. Оба заботятся о теле, но с разной мотивацией, и поэтому, конечно же, достигают разных результатов.

Есть две причины такого различия: первая в том, что западные йоги в большинстве не дают себе труда ознакомиться с философией йоги (изложенной в обширной оригинальной литературе, масса которой, кстати, уже переведена и на английский, и даже на русский язык), и поэтому не имеют представления об истинных целях и методологии йоги. Западный йог в массе бездумно потребляет то, что ему предлагают на коммерческих занятиях — специфический фитнес. Индийский йог понимает цели и последовательность действий, которые составляют костяк йоги (Раджа Аштанга Йога, или «восьмиступенчатая» йога Патанджали — не путать с «Аштанга-виньяса-йогой»), поэтому асаны для него — лишь третья из восьми ступеней, а практике предшествует принятие принципа Ненасилия и других, как указано в кодексах Ямы и Ниямы (выполнение которых является ступенью йоги).

Наконец, третье важное отличие — это отношение к учителю и традиции. На Западе преподаватель йоги — это не Брахман (Учитель, наставник), а Шудра, т.е. обслуживающий персонал, человек, которого вы нанимаете себе в инструктора. В этой роли нельзя говорить ни об Учителе, ни о традиции (преемственности, Парампаре). Учителя йоги на Западе — никакие не «учителя», они просто инструктора, преподаватели, и не важно, с дипломом или без. Они не являются носителями какой-то определенной традиции, т.к. сами не имели ни Гуру, и поэтому практикуют синтез разных практик и философия их обычно эклектична, зачастую включает элементы индуизма, Агни-йоги, Кастанеды и др. Они зачастую не принадлежат к определенной традиционной (индийской) школе йоги, или же, наоборот, имеют десяток разных посвящений в индуизме, буддизме и оккультизме, что ставит под сомнение их серьезность. Поэтому западные инструктора йоги обычно не обладают благородными качествами характера, не имеют сами и не могут передавать посвящения в мантры, не владеют основами философии йоги и не представляют никакое направление традиционной йоги. Это люди, у которых в лучшем случае можно научиться лишь «гимнастике йогов» (по гениальному определению А. Сидерского). Но, кроме того, многие из них пришли в йогу из спорта или гимнастики, и даже их грубые физические наработки не являются результатом их практики йоги, так что авторитет их сомнителен.

С другой стороны, в наши дни стали появляться преподаватели йоги, получившие настоящие посвящения от индийских учителей, и которые действительно являются носителями той или иной духовной традиции. Из русских адептов стоит, пожалуй, выделить Йоги Матсиендранатха и Свами Вишнудевананда Гири, хотя, безусловно, есть и другие. В оригинальной йогическое литературе неоднократно подчеркивается необходимость найти традиционного Гуру для получения какого-либо серьезного прогресса в йоги как духовной дисциплине, поэтому надо отдать должное истинным традициям и школам. С другой стороны, на пространстве бывшего Союза изголодавшиеся по духовности люди зачастую ударяются в другую крайность — показную религиозность и сектантство, «творят себе кумира» из йогов и не совсем йогов, что опять же создает препятствия для истинного роста.

Подводя итог нашему мини-исследованию, хочу также сказать, что йога изначально никогда не была авторской дисциплиной, и в русле йоги традиция и передача знаний в неизмененной форме — это основа развития. В настоящей йоге действует правило «не меняй йогу, позволь йоге изменить тебя». Поэтому идеи «усовершенствования» йоги, которые весьма популярны на Западе, противоречат самому духу йоги. Отбросив шелуху коммерции и эгоизма тех, кто создает «авторские стили», для реального духовного роста надо практиковать так, как это делали реализованные учителя прошлого, достигшие в йоге совершенства.

Если рассуждать в этом ключе дальше, то вообще странно, как йога смогла прийти на Запад, с его идеями потребления и технического прогресса, однако приходится сделать вывод, что она фактически она и не пришла — то, что у нас здесь продается как разные йога-бренды, фактически на 90% йогой не является и к описанным в йогической литературе результатам (духовная реализация, Просветление, Нирвана) не приводит. Если это вызывает сомнения — достаточно посчитать, сколько на Западе духовно реализованных мастеров, и сколько из их западных учеников хотя бы пробудили Кундалини, не говоря уже о ее дальнейшем подъеме. Если для индийских йогов такие феномены, как Самадхи и Кундалини — инструменты ежедневного саморазвития, то для подавляющего большинства преподавателей и студентов йоги на Западе это пустой звук, что-то за гранью практического применения. Западная йога даже не то, что сошла с пути традиции, она изначально была основана не невежестве и ограниченной информации об истинных целях и методах йоги. Поэтому приходится сделать неутешительный вывод: фактически, в наши дни йога — это импортный индийский продукт, а до его локализации еще далеко.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Сатьянанда йога (Бихарская школа йоги)

Сатьянанда йога – весьма мягкий стиль практики, который имеет терапевтический характер. Он абсолютно не имеет противопоказаний для начинающих йогов или для людей старшей возрастной категории. Но вряд ли это направление йоги подойдет тем людям, которые предпочитают фитнес-йогу и сосредоточены на физических аспектах, ведь эта школа очень сильно привязана к философским учениям, индийским традициям и культуре.

Основная идея этой школы — «ясное сознание в здоровом теле», полное освобождение души от мрака, высшее расслабление и блаженство.

История создания школы

Основал это направление йоги Сатьянанда Сарасвати, который родился в Гималаях в 1923 году и был учеником знаменитого мастера йоги Свами Шивананды. Мастер наставлял своего ученика словами: «работай прилежно и ты станешь просветленным. Не думай о свете, и он сам будет исходить от тебя». Сатьянанда более десятка лет обучался у Шивананды, а потом отправился странствовать, и в своих странствиях по Афганистану, Индии, Нипалу, Бирме и Цейлону он обучался у мастеров Тантры йоги.

В 1963 году Сатьянанда Сарасвати организовал собственную школу в Мунгере, которую назвал Бихарской школой. В этом месте объединились ашрам и научно- исследовательский институт. Подобное заведение находилось в этой же местности в средние века, это был университет Наланда, который послужил образцом для создания школы.

В этом ашраме-университете обучаются как индийские, так и приезжие студенты. Кроме того, этот ашрам готовит синьясинов-женщин.

Здесь преподаватели обучают Крийа-йоге, Садхане и Йоготерапии и другие практические и теоретические дисциплины. Студенты делятся на две категории — те, кто проживает здесь постоянно и те, кто приезжают на некоторое время на обучение.

Этот университет имеет обособленные филиалы в Америке, Австралии Индии и Европе. С 1983 года руководит всей системой обучения в Бихарской школе Свами Ниранджанананда, который является ближайшим учеником Сатьянанды Сарасвати. Сам же основатель школы сейчас живет жизнью Парамахасы (полное отречение от мирской жизни и сосредоточение на духовном).

В 1984 Сатьянанда также организовал Фонд Исследования Йоги, в котором ученые занимаются тем, что исследуют воздействие йогических практик на человеческое тело и сознание.

На территории нашего государства на данный момент эта школа не имеет распространения и доступна только в виде книг, которых Сатьянанда успел написать более 80 штук.

Особенности школы

Главная особенность этой школы йоги в том, что она объединяет в себе древнейшие практики с новым современным подходом и видением. Сатьянанда разработал это учение специально для современного человека с его ритмом жизни. Практики Бихарской школы базируются одновременно на современных знаниях о физиологии человека и на древних йогических и тантрических учениях.

Бихарская школа, в отличие от других школ, которые также берут свое начало от учения Свами Шивананды, сочетает в себе Йогу и Тантру, а именно, такие элементы, как пробуждение праны с помощью визуализации и крийю (замки, асаны-позы дыхательные элементы и мудры).

От Хатха йоги в Бахирскую школу перешло несколько поз (асан), которые берут свое начало в учениях Шивананды. Они носят терапевтический эффект. Кроме этого присутствуют в традициях школы и очистительные процедуры – Шаткармы.

Основная цель, которую преследует школа Сатьянанда-йоги, это работа с Кундалини и проработка ее по всем чакрам человеческого тела, вплоть до самой наивысшей духовной чакры – Сахасрары, которая расположена за пределами тела (над головой).

Школа йоги Сатьянанды уделяет огромное значение такому моменту как Йога-нидра. Йога-нидра — это разновидность медитации или психического сна, выполняется, находясь в неподвижной позе Шавасане (Поза Трупа). В основе этой медитации лежат древнейшие Тантрические практики, которые способствуют самоосознанию и глубочайшему расслаблению.

Существует широко распространённое заблуждение, что Йог надра – это просто погружение в состояние сна, но это абсолютно не так. По сути это техника, которая отвлекает разум от внешних раздражителей, это достигается путем сосредоточения внимания на определённых участках тела в определенной последовательности.

Во время Исполнения йога-нидры налаживается контакт сознательного с подсознанием и бессознательным. Как утверждал Сатьянанда, Йога нидра позволяет практикующему слиться с Божественным.

Как происходят занятия

Основные элементы — это асаны, праноямы, Мудры и Йога нидра. Асаны выполняются с бандхами и мудрами таким образом, чтобы пробудить Кундалини и подготовить организм к Йога нидре. Все асаны и прочие элементы очень просты и доступны даже начинающим йогам.

После практик асан в школе Сатьянанда йоги следуют Пранаямы (дыхательные техники). Пранаяма нужна, чтобы устранить суету в уме. После этого практикуется Йога нидра, которая занимает большую часть занятия. В этой части все, что требуется от ученика, это находиться в Шавасане и следовать за словами инструктора.

Происходит это так: сперва называется часть тела, далее ученик визуализирует ее, затем касается ее рукой, а потом направляет мантру в эту область. Очень важно, что во время такой практики ученик обязан создать в себе некое намерение. После того, как оно вживётся в организм благодаря Йога нидре, оно возымеет необыкновенную силу и будет непрерывно побуждать человека к действиям.

Эффект от занятий

Как и в прочих школах, корректное выполнение асан и пранаям приносит благотворное влияние на все части человеческого организма и способствует наполнению энергией. Регулярные практики Шавасаны дают расслабление, как телу, так и мозгу.

Йога нидра освобождает сознание от накопившихся в нем негативных блоков, учит самостоятельно управлять своей собственной психикой и устранять ментальные препятствия, которые мешают вам в реализации идей и целей. Такая практика поможет вам встретиться лицом к лицу со своими страхами, переживаниями и комплексами, понять и победить их. Как учит Сатьянанда, Йона нидра – это подлинное освобождение ума и возможность достичь любых целей в любых областях жизни.

Ссылка на основную публикацию