Баланс в Дурвасане

Баланс в Дурвасане

Мудрец Дурваса принес Индре ароматную гирлянду из цветов в качестве подарка. Но Индра был слишком пьян, чтобы обратить внимание на этот подарок. Эта гирлянда какое-то время свисала с хобота его слона, который затем сбросил её на землю, растоптав её ногами. Возмущенный этим проявлением неуважения Дурваса изрёк проклятье, что Индра потеряет всё своё великолепие. В тот же самый момент, Лакшми исчезла из Aмравати. Мрак опустился на мир. Всё стало бесплодно и лишено радости. Опечаленные Дэвы пришли к Вишну, который сказал, что поскольку Лакшми растворила себя в первозданном молочном океане, то её можно вернуть назад лишь путём пахтанья (взбивания) океана. Однако, это не возможно будет сделать без помощи Асуров. Асуры, также сильно скучавшие по Лакшми, согласились помочь Дэвам. Поэтому и Дэвы, и Асуры, забыв свои разногласия, объединились, чтобы вместе начать сбивать океан. Гора Меру была использована в качестве взбивающей оси. Вишну же приняв форму черепахи (инкарнация Вишну в форме черепахи — Курма), подставил свой панцирь как точку опоры для горы Меру, тем самым не дал горе погрузиться в глубины вод. Змей же Вишну, Шеша (змей на котором Вишну возлежит вовремя своего отдыха – символизирует время), обвил себя вокруг горы. Дэвы схватили его за хвост, а Асуры за шею. Затем они поочерёдно начали тянуть каждый в свою сторону, тем самым вызывая вращение горы Меру вокруг своей оси. Так началось пахтанье. Океан вспенивался и вскипал целую вечность, когда, наконец, его воды сгустились и начали выявлять невероятные сокровища, из которых самым восхитительным была Лакшми.
(Падма Пурана)

Дэвы и Асуры используются как две силы участвующие в пахтании первичного молочного океана: действующая и противодействующая, их стержень — гора Меру (согласно индуизму, она представляет собой ось вселенной, вокруг которой формируются и вращаются все миры), а веревка, которую они используют в форме змея Шеши, — это само время. Вишну же, в своей инкарнации черепахи, стабилизирует это пахтание. Молочный океан представляет собой безграничные потенциальные возможности мира. Вся материя находится в постоянной трансформации до тех пор, пока Дэвы и Асуры возбуждают её. То, что возникает в результате этих действий, является теми сокровищами, которые представляют собой силу, наслаждение и процветание — все те вещи, которые придают смысл мирской жизни.
Наряду с символами силы, наслаждения и процветания появляется загрязнение в виде вязкой и тягучей массы называемой Халахала. В некоторых версиях этой легенды Халахала — это ядовитая рвота змея Шеши, используемого как верёвку в пахтании океана. Загрязнение является неизбежным компонентом любого технологического процесса. Поэтому Халахала представляет собой побочный продукт всех тех хороших вещей, которые появляются на поверхности молочного океана, вовремя этого пахтания. Никто не захотел прикасаться к этому отвратительному веществу. Поэтому Дэвы обратились к отшельнику Шиве. Так как он равнодушен к окружающему физическому миру, то он не видит различия между вещами желательными и благоприятными и вещами нежелательными и неблагоприятными. В его глазах Халахала ничем не отличается от Aмриты, нектара бессмертия. И он поглощает этот яд. В литературе вайшнавов Халахала воплощается в Aлакшми — богине несчастья, сестре-близнеце Лакшми. Так же, как ничто прекрасное не может быть создано без одновременного производства неких отходов, Лакшми всегда сопровождается Алакшми. Те, кто игнорирует эту сестру близнеца богини благосостояния, подвергают себя опасности. Считается, что Алакшми является также богиней раздора. Если её не признают, то удача всегда приносит с собой бедствия.

Риши Дурваса известен свои скверным нравом, в силу которого он обрушил на головы многих людей проклятия. Традиция сообщает, что у него было десять тысяч учеников, а сам он являлся частичным воплощением Шивы. История рождения Риши такова:

Отцом Риши Дурвасы был Риши Атри, один из трёх Брахма Риши, наряду с Риши Готамой и Риши Бхарадваджей. Эти Риши известны тем, что открыли миру священный слог АУМ. Процесс созидания мироздания начинается с А-У-М. Риши Готама (Гаутама) связан с А (Брахма); У связан с Риши Атри (Вишну), а М – с Риши Бхарадваджей (Шива).

Деви Анусуйя, жена Риши Атри, желала иметь ребёнка. Однажды ей приснился сон-откровение. Высшее Начало сообщило ей, что она должна совершать аскезы, если хочет стать матерью ребёнка. Она попросила у мужа позволения совершать аскезы с целью умилостивить Тридева (Брахму, Вишну и Шиву).

Анусуйя хотела не просто ребёнка, но ребёнка, наделённого атрибутами и сиянием Брахмы, Вишну и Шивы.

В то время, когда Деви Анусуйя совершала аскезы, многие называли её Маха Сати. (Сати, супруга Господа Шивы, явлется олицетворением добродетели, целомудрия, жертвенности, служения и аскезы.) Жёны Тридева – Сарасвати, Лакшми и Парвати – стали возражать против этого титула, дарованного смертной женщине, поскольку, по их мнению, лишь они были Маха Сати.

Они потребовали, чтобы эта женщина совершила самые суровые аскезы, прежде чем получить желаемое.

Тогда Тридев явился в ашрам Атри в обличии Риши, просящих подаяние. Это произошло в то время, когда сам Атри отсутствовал – его пригласили в другой ашрам провести религиозную церемонию.

«Риши» попросили Деви Анусуйю накормить их, но при этом она должна была прислуживать им нагой. Будучи замужней женщиной, Анусуйя отказалась.

Однако Риши настаивали на своём. Благодаря своему дивья дришти, божественному видению, Анусуйя поняла, что перед ней Брахма, Вишну и Шива. Она обратила их в младенцев, после чего накормила, будучи нагой, как они и просили. Тогда Тридеви, жёны тёх богов, были вынуждены признать Анусуйю Маха Сати, ибо она повела себя как мать их мужей.

Анусуйя попросила благодарных богов воплотиться в качестве её сыновей. Брахма воплотился как Сома, Вишну – как Даттатрейя, а Шива или Рудра – как Дурваса. По своей природе Рудра неистов и гневается на людей, отпавших от пути Дхармы. Подобный характер достался и Дурвасе. В качестве воплощения Шивы он был способен контролировать десять тысяч своих учеников и руководить ими на пути познания истины.

Возможно, самая известный эпизод из жизни Дурвасы – это история его взаимоотношений с Амбаришей Махарджем. Говоря, что, поскольку Дурваса имел неосторожность оскорбить преданного Вишну Амбаришу, его стала преследовать Сударшана Чакра. В страхе за свою жизнь он обращался за помощью к разным богам, и, в конце концов, к самому Вишну, однако последний заявил ему, что простить его может только сам Амбариша Махарадж. Лишь когда прощение было получено, Сударшана прекратил преследовать Риши. Возможно, мораль этой истории состоит в том, что нет ничего более высокого, нежели смирение – независимо от степени могущества, которым обладает человек.

Дурвасасана

Поза мудреца Дурвасы

  • Сесть на пол в позу Дандасана, ноги вытянуть перед собой.
  • Согнуть левую ногу в колене, взяться кистями обеих рук за лодыжку и приблизить левую стопу к туловищу.
  • Выдохнуть, подтянуть левое бедро вверх и назад, туловище нагнуть немного вперед и заложить левую ногу за шею. Внешняя сторона левой голени над лодыжкой соприкоснется с задней поверхностью шеи.
  • Поднять шею и голову, спину держать прямо, отпустить левую лодыжку и сложить ладони перед грудью. Задняя поверхность левого бедра будет касаться задней поверхности левого плеча. Если голову не держать надлежащим образом, нога соскользнет с шеи. Правая нога должна лежать прямо на полу. Вся ее задняя поверхность должна касаться пола, а ее пальцы должны быть обращены вперед. Это промежуточная поза Эка Пада Ширшасана.
  • Разъединить ладони и опустить их на пол около бедер.
  • Оторвать таз от пола, и балансируя на ладонях, поднять и приставить правую ногу таким образом, чтобы можно было на нее опереться и балансировать на ней.
  • Затем положить ладони на правое бедро. Выдохнуть и, прижимая ладони к правому бедру, постепенно встать на правую ногу, держа ее прямо за счет напряжения мышц.
  • Подтянуть талию и грудь вверх, сложить ладони перед грудью и балансировать на правой ноге. Левая нога заложена за шею. Стараться дышать нормально.
  • Удерживать позу сколько возможно. Поскольку балансировать трудно, можно вначале опираться на стену или пользоваться поддержкой товарища.
  • Опуститься на пол на короточки, сесть на ягодицы, выпрямить правую ногу. Взяться за левую лодыжку кистями обеих рук, опустить левую ногу на пол и выпрямить ее.
  • Повторить позу в правую сторону, поместив правую ногу за шею. Выдержать позу в обе стороны равное количество времени.

Намасте, уважаемый практик!

Вашему вниманию представлен наиболее полный Каталог Асан и йогических упражнений. Асаны были разработаны древними Йогами как способ оздоровления тела и успокоения ума для подготовки к более продвинутым практикам. В переводе с санскрита Асана означает – устойчивое и удобное положение . Эти упражнения действуют на всех трех уровнях человека – на уровне тела, уровне ума и на уровне осознания. Поэтому правильный подход к практике асан сделает Вас лучше во многих аспектах Вашей жизнедеятельности. Также есть мобильная версия Каталога Асан.

    Каталог Асан разделен на следующие разделы:
  • Поиск по оригинальному, переведенному наименованию и тексту асаны;
  • Алфавитный указатель по оригинальному наименованиюасан;
  • Алфавитный указатель по переведенному наименованиюасан;
  • Алфавитный указатель динамических асан, связок из упражнений, коротких комплексов и крий;
  • Алфавитный указатель медитаций, дыхательных упражнений и пранаям;
  • Алфавитный указатель по оригинальному наименованию мудр;
  • Алфавитный указатель методик для терапевтических целей, объединенных под названием йогатеррапия;
  • Алфавитный указатель упражнений для разминки и растяжки.

Как научиться выполнять асаны с балансами на руках

Выполнив первую стойку на руках, йогин ощущает чувство победы над собой и гравитацией, а также непередаваемое ощущение парения над землей. Но осуществить задуманное часто мешает напряжение из-за боязни упасть, непроизвольные движения тела, дрожащие руки. И человек, физически готовый выполнить любые балансы на руках, отказывается от них.

Почему не получается удержать баланс

Безусловно, подобные стойки на равновесие требуют хорошей подготовки — гибкости, сноровки, выносливости, силы (особенно в руках).

Но асаны важны не только для физического развития — это тренировка сознания, необходимая для нормализации энергообмена. Одновременно с телом важно закалять и дух. Качественно подготовиться к отрыву от земли помогут советы опытных практиков:

  • правильное дыхание успокаивает ум и тело, поэтому вдыхать и выдыхать нужно глубоко и ровно;
  • почаще тренировать концентрацию (удержать равновесие особо хорошо помогает техника Дришти, удержание внимания на точке);
  • для преодоления страха упасть нужно развивать силу духа, ибо эта боязнь живет в голове, а не в теле;
  • при неправильной подготовке могут сильно пострадать запястья (они не рассчитаны на удерживание веса тела, но вполне на это способны), поэтому им уделяется особое внимание при тренировках;
  • полезно предварительно освоить практику Тапас, которая похожа скорее на образ жизни (это поддержание духовного накала и силы воли, помогающих сохранять самодисциплину).

Человеческие возможности ограничены лишь внутренними блоками, собственными страхами и комплексами.

Поэтапное вхождение в баланс

Освоение каждой асаны баланса на руках — это маленькая победа над собой. Начать практику обучения можно с овладения более простыми позами (Чатуранга, Навасана), а потом переходить к сложным.

Выполняя любую балансовую асану, легко получить растяжение связок, поэтому разогревающая разминка обязательна.

Входить в баланс на руках нужно медленно и постепенно, стараясь удерживаться неподвижно на каждом этапе.

Титтибхасана (или Поза светлячка), освоение которой показывает хороший уровень тренировки, задействует одновременно все мышцы тела. Поэтапное выполнение:

  • сесть на пол;
  • руки упереть перед собой, расставив чуть шире плеч и согнув локти;
  • левую ногу закинуть на левую руку, чтобы сгиб колена оказался чуть выше локтя;
  • повторить процедуру на правую ногу;
  • качнуться вперед, перенести вес тела на руки и встать на них, медленно оторвавшись от пола;
  • выпрямить ноги (насколько позволит растяжка).

Рекомендуется поэкспериментировать с положением ладоней на полу — от этого во многом зависит успех. Кому-то удобно пальцами вперед, кому-то — в стороны.

Бакасана. Со стороны Поза журавля выглядит как исключительно силовая, но в первую очередь она требует хорошего чувства равновесия. Относится асана к перевернутым, т.е. поворачивает вспять все гравитационные процессы в организме. Считается, что это возвращает йогину молодость. Пошаговое выполнение:

  • сесть на корточки;
  • руки упереть ладонями в пол на ширине плеч (пальцы разведены и направлены вперед), слегка развести локти;
  • наклонить вперед туловище, перенеся вес на руки, колени развести и постараться как можно выше обхватить ими корпус ближе к плечам;
  • во время отрыва ступней ногами можно опираться на согнутые руки, новички этот этап могут выполнять сначала с отрывом одной ступни по очереди;
  • выпрямить руки.

Бхуджапидасана (Поза паука), или поза давления на руки (за счет чего балансировать в ней немного легче, но на руки создается дополнительная нагрузка). Как выполнить поэтапно:

  • присесть на корточки, расставив ноги на ширине плеч;
  • руками упереться в пол сзади пяток (пальцы вперед);
  • ноги опираются на предплечья, локти согнуты;
  • колени сжимают плечи, таз отводится назад;
  • ноги как бы обнимают руки, ступни сцепляются в замок;
  • медленный отрыв ног от пола с перенесением веса на руки.

В каждой из асан нужно пробыть 3-7 дыхательных циклов — по своим возможностям. Новичкам рекомендуется подстилать одеяла — это уменьшит чувство страха.

Противопоказаны балансы на руках людям с травмами запястий, а также локтевых и плечевых суставов. С осторожностью, если есть заболевания позвоночника.

Асаны на баланс

Интересное о йоге

Если заглянуть в современные социальные сети в поисках так называемого йога, то вы заметите, что весь Интернет сейчас «кишит» стойками на руках. У кого стойка на руках — тот крут, — считают многие. Сразу приходит осознание, что, если человек смог выйти в стойку на руках, значит, вам есть чему у него поучиться. Это бесспорно так, но главное, чтобы человек не ставил самоцелью исполнение сложных асан и не зацикливался только на физическом развитии. Ведь в современном мире со словом «йога» обычно ассоциируются такие понятия, как «асаны», физические упражнения, растяжка, гибкость, шпагаты… Ну а теперь и балансы на руках, или, как их величают, «хэндстэнды» (заимствование с английского). Но ведь йога — это нечто большее, чем просто асаны, к йоге нужно подходить комплексно, тогда и развитие будет полноценным. Так ли важны асаны на баланс в йоге? Давайте разбираться!

Различают множество различных поз, или асан на баланс. Почему-то сейчас, когда слышат про балансы в йоге, все думают, что это именно балансы на руках, но под словом «баланс» йога подразумевает нечто большее: различные вариации Бакасаны, Каудиньясаны, Аштавакрасаны, Адхо мукха врикшасаны, Бхуджапидасаны и т. д.

Балансы могут быть не только на руках, и здесь мы увидим большое разнообразие балансирующих асан. Это могут быть асаны-балансы на ноге, такие как Врикшасана, Уттхита хаста падангуштхасана 1, 2, Вирабхадрасана 3, Ардха чандрасана, Гарудасана. Также различают асаны, в которых баланс проиходится на ягодицы, так называемый копчиковый баланс: Убхая падангуштхасана, Урдхва мукха пашчимоттанасана или Упавишта конасана (вариант с балансом на копчике). Та же Ширшасана (стойка на голове) или Супта сарвангаса («берёзка») тоже являются балансовыми позами!

Вообще, нужно понимать, что асаны в йоге на баланс — это в первую очередь асаны, при которых человек с небольшой точкой опоры (одна стопа, кисть, ягодицы) и центром тяжести выше этой опоры старается взаимодействовать с пространством и не упасть, т. е. основная задача — это удержание равновесия. Поэтому во многих асанах можно пребывать в балансе. В той же Марджариасане вы можете поднять левую ногу и правую руку — и окажетесь в балансе.

Так почему же важны асаны на баланс? В первую очередь давайте коснёмся положительных эффектов от балансовых асан для физиологии человека. Когда вы пребываете в балансе, то начинают включаться глубокие и тонкие мышцы вашего тела, которые в обычной жизни используются очень редко. Важность заключается в том что, укрепляя мышцы живота, плечевых суставов, ягодиц и бёдер в балансовых асанах, вы защищаете ваш позвоночник и суставы от травм, а самое главное, что, укрепляя данную группу мышц, вы способствуете исправлению осанки и излечиванию многих заболеваний суставов.

Стоит также отметить, что асаны на баланс важны при заболеваниях нервной системы, когда нарушена координация движений, при инсультах и даже ДЦП.

Если брать ментальную и духовную стороны, то балансовые асаны помогают не только успокоить ваш ум, но и способствуют пребыванию в состоянии «здесь и сейчас», когда ничего вас не волнует в этот момент: ни какого вы пола, ни кто вы, откуда вы здесь, потому что вы максимально сконцентрированы на действии и дыхании. Именно этому учит йога: чтобы вы были максимально осознанными и находились всегда в адекватном состоянии, и воспринимали этот мир осознанно, таким, какой он есть.

При тяжёлых заболеваниях, конечно же, нужно соблюдать технику безопасности и начинать с более лёгких асан.

Главным правилом в йоге при выполнении всех асан является принцип «не навреди». Также стоит соблюдать правило «тише едешь — дальше будешь», которое также является приоритетным в практике йоги. Что же касается балансовых асан, то тут стоит максимально сконцентрировать своё внимание на выполнении, т. к. возникает риск получения травмы при падении из-за потери равновесия, сдвижения центра тяжести. Также важно соблюдать следующее правило при стойках и балансах на руках: ладони должны быть плотно прижаты к поверхности, а пальцы при этом ловят баланс, если вы вдруг ненароком будете падать. Важно ладонь прижимать к полу, потому что таким образом включается так называемый запястный замок, который поможет защитить ваше запястье от чрезмерного излома.

Не стоит осваивать стойки на голове, если вы новичок и никогда ранее не стояли на голове. Стоит это делать под присмотром преподавателя или опытного практика, потихоньку укрепляя мышцы шеи.

Помните, что в йоге есть три «ямы», «попав» в которые, вам будет тяжело потом вернуться к практике. Это шейный, поясничный отдел и колени. Поэтому берегите их с особой внимательностью, т. к. эти отделы очень трудно восстанавливаются после травм.

Берегите свои суставы и помните, что если заниматься комплексно, по заранее составленным опытными практиками последовательностям асан, то вы будете укреплять те мышцы и сухожилия, которые помогут вам выходить в балансовые асаны. Каждый раз старайтесь отмечать даже малейшие улучшения и благодарить себя и своё тело за практику. Это позволит вам продвигаться в практике более эффективно и мотивировать вас к занятиям.

Конкретно каждая асана очень хорошо описана на нашем сайте, с очень детальной отстройкой, ну а если вам что-то будет непонятно, вы всегда сможете посетить наши онлайн занятия в режиме реального времени, где наши опытные преподаватели помогут вам.

Есть несколько общих принципов, которые следует соблюдать при выполнении многих асан на баланс:

— позвоночник стоит всегда вытягивать и выпрямлять, если вы находитесь в таких асанах, как Эка пада каудиньясана 1, т. к. наш позвоночник не очень любит двойную ротацию (скручивание и сгибание);

— не нужно выпрямлять или, не дай Бог, переразгибать опорную конечность, на которой вы стоите, пусть ваша нога или рука будет слегка амортизировать, а если вы стоите на стопе, то старайтесь вес переводить в середину стопы, на ту часть, которой вы подпрыгиваете вверх и приземляетесь, т. е. вы должны быть максимально мобильны;

— дыхание должно быть максимально спокойным и ровным, чем спокойнее и глубже дыхание, тем спокойнее ваши мысли, чем спокойнее ваши мысли, тем проще удерживать баланс.

— очень важно также направление вашего взгляда: старайтесь как бы «зацепиться» взглядом за любую недвижимую опору в полу или в стене, это поможет вам удержаться в трудную минуту.

— после того как вы более-менее освоили балансовые асаны в йоге, вы всегда можете улучшать и усложнять ту или иную асану, прикрывая глаза, тогда работа уже идёт с вашим «внутренним Я», что позволит вам разобраться в ваших мыслях и теле более детально.

Для тех, кому тяжело даётся выполнение балансовых асан, есть несколько подсказок, как упростить и облегчить выполнение. Одним из вариантов упрощения и помощи является опора на какой-либо предмет или стену, а также увеличение площади опоры. Например, при выполнении балансов на руках нужно раскрыть пальцы рук максимально широко, сконцентрировать внимание на дыхании, на опоре и на распределении веса в пространстве относительно пола.

Главное, не гонитесь за результатом, будьте «здесь и сейчас», следите за дыханием — и у вас всё получится!

Физика баланса в йоге. Часть 1: выравнивание

Три кита баланса — выравнивание, сила и внимание. Выравнивание тела имеет решающее значение, так как делает баланс физически возможным. Сила позволяет нам удерживать и регулировать выравнивание. А внимание — постоянно отслеживать его, давая нам понимание, когда и куда стоит направить усилия для сохранения равновесия. Каждому из этих трёх китов мы посвятим отдельную статью. Сегодня поговорим о выравнивании.

Розовые фламинго могут запросто вздремнуть на одной ноге даже при наличии шумных соседей и при этом не упасть. Могут ногу сменить и продолжить сладко дрыхнуть.

Может ли человек вздремнуть, стоя на одной ноге? Конечно, нет. Некоторые люди не то что вздремнуть — нескольких секунд не простоят на одной ноге без опоры. Даже относительно простые асаны на развитие баланса вроде позы дерева и позы полумесяца требуют нашего полного внимания. Как только мы теряем фокус — падаем.

Но самое интересное в тренировке баланса с помощью таких асан заключается в том, что при полной сосредоточенности и напряжённости мы очищаем своё сознание и успокаиваемся, так как именно спокойствие, полный контроль над всем телом и сосредоточенность позволяют удержать равновесие.

При балансировании мы добиваемся физического равновесия с фундаментальными силами природы. Однако нельзя достичь этой гармонии, оставаясь абсолютно неподвижным. Мы должны постоянно менять центр равновесия и обновлять ощущение баланса каждую секунду. И когда у нас это получается, не только наше тело находит своё состояние баланса, но и наши нервные импульсы, мысли и эмоции.

Равновесие приносит с собой уравновешенность.

Потеря равновесия в «одноногих» асанах происходит из-за нашей инстинктивной боязни упасть, и невозможность удержать равновесие ударяет прямо по нашему эго. Самое интересное заключается в том, что в реальности мы редко падаем на пол и больно ударяемся. Мы просто ставим вторую ногу на пол — всё, никто уже не падает. Но тем не менее невозможность выполнить такое простое действие иногда может очень злить. Когда мы теряем баланс в такой простой асане, как поза дерева, и не можем задержаться в ней достаточно долго, наш внутренний критик начинает шептать: «Да что с тобой не так? Почему ты не можешь устоять? Это ведь так просто!». Падение на занятии йогой при всей группе может вызвать у нас чувство стыда и лёгкой злости на себя, так как наша несостоятельность только что была показана большому количеству людей.

aerogondo2/Shutterstock.com

Но не стоит опускать руки, так как регулярное выполнение позы дерева улучшает концентрацию, дарит спокойствие, укрепляет мышцы, развивает координацию и баланс, что положительно влияет на нашу походку (делает её более устойчивой), на то, как мы стоим и как выполняем многие повседневные действия, о которых обычно не задумываемся. Можно даже сказать, что все эти преимущества продлевают нам жизнь, так как помогают избежать падения, которые часто приводят к травмам и даже смерти среди пожилых людей.

Выравнивание

Во многом удерживание равновесия на одной ноге похоже на балансирование на качелях-доске: и там и там действуют одни и те же законы физики. Если вы расположите центр тяжести над базой поддержки — сохраните баланс, если нет — одна из сторон обязательно перевесит.

Однако с удержанием равновесия не всё так просто. Когда вы стоите в позе горы, готовясь перейти из неё в позу дерева, ваши ноги образуют эту самую базу поддержки. Центр тяжести (точка, которую вы должны расположить прямо над базой) для каждого свой, так как все люди разные. Но, как правило, он находится немного ниже пупка в глубине живота и, так как в большинстве своём люди более-менее симметричны, располагается прямо посередине.

Если вы встанете перед зеркалом и представите себе вертикальную линию, которая идёт от пола до потолка и проходит прямо через эту точку, вы должны увидеть, что она заканчивается прямо между вашими ногами, в центре вашей базы поддержки.

Ваш вес равномерно распределятся по обе стороны линии. Держать баланс в таком положении очень легко.

Но в тот момент, когда вы поднимаете правую ногу и начинаете отводить правое колено в сторону для перехода в позу дерева, меняется всё! Ваша база поддержки сужается — теперь это только ваша левая нога. Вес вашей правой ноги, которая отводится вправо, перемещает центр тяжести, и он уже не находится на условной линии, проходящей через центр вашего тела. Для того чтобы это компенсировать, вы автоматически перемещаете туловище в левую сторону, одновременно работая над тем, чтобы провести новую линию и определить новую базу поддержки.

Вы снова должны распределить вес тела равномерно по обе стороны горизонтальной линии. Чтобы понять, как это работает, представьте себе двух людей разной весовой категории, которые стараются удержать в равновесии качели-балансир. Баланс может быть достигнут, если более лёгкий человек сядет на самый край своей стороны качели, а его более тяжёлый напарник подвинется ближе к центру.

В йоге применяется та же практика: более лёгкая часть тела отдаляется от центра, а более тяжёлая — приближается. В позе дерева ваша слегка согнутая нога уходит вправо довольно далеко от центра базы поддержки. Достичь равновесия можно, сместив более тяжёлые части тела — бёдра и корпус — немного влево.

Используя свои руки для балансировки, разводя их в стороны, как канатоходец, вы интуитивно принимаете тот факт, что, как только вес далеко отходит от вашего центра тяжести, это сразу же отражается на вашем равновесии. Если у вас есть трудности с балансом в позе дерева и подобных, постарайтесь для начала уравновешивать себя с помощью рук.

Перемещение центра тяжести вверх-вниз влияет на удержание баланса так же сильно, как и горизонтальное перемещение. Проверьте сами: в позе дерева раскинутые в сторону руки поместите перед грудью, сложив ладони. Ещё сложнее будет устоять, если вы поднимете руки в этом же жесте над головой.

Wavebreakmedia/Depositphotos.com

Это происходит потому, что с каждым движением вы перемещаете свой центр тяжести немного вверх. А когда он находится высоко, отклонение в сторону всего лишь на несколько градусов может привести к потере равновесия. Когда центр тяжести находится ниже, у вас остаётся больше места для манёвров. Так что, если у вас проблемы с сохранением равновесия в позе дерева, попробуйте не так высоко поднимать согнутую ногу и для начала упереться в щиколотку. Позже можно будет подтянуть ногу выше — до колена или бедра. Ещё один способ улучшить равновесие в позе — постараться как можно сильнее расширить стопу, расставив пальцы.

Между Я и Ты. Урдхва мукха пашчиматтанасана.

Поза вытяжения задней поверхности тела в балансе сидя.

Вытяжение задней поверхности тела в балансе

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь,

И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь тверд в удаче и в несчастье,

Которым, в сущности, цена одна.

Р.Киплинг «Если»

«Когда урдхва мукха пашчиматтанасана практикуется правильно, с сильной прямой спиной, с касанием подбородком коленей и правильным направлением взгляда (падхойораграи дришти (прим.большие пальцы ног), это укрепляет и стимулирует три энергетических узла, которые расположены внутри спинного мозга. Первый иногда называют узлом Брахмы, второй — узлом Вишну, и третий — узлом Шивы». Лино Миеле.

Грандхи — буквально означает: «узлы». Три грандхи соответствуют трем чакрам: муладхаре (в основании тела), анахате (в области сердца) и аджне (в области межбровья).

Лино Миеле также пишет, что эта асана помогает при бесплодии и болезнях мочеполовой системы. Многие человеческие конфликты, не найдя своего выражения в жизни человека выражаются через болезнь тела. Психосоматически, и в бесплодии и в ряде болезней мочеполовой сферы лежит острое чувство обиды, которое невозможно выразить словами или действиями. Психологический конфликт, не найдя своего решения возвращается опять в тело, используя его, чтобы хоть как-то снять имеющееся напряжение.

Пашчима в переводе с санскрита — «запад». Символически, эта асана прячет все «восточное» — духовное и личное и дает возможность прочувствовать «западное» — все то, что мы обращаем вовне, к другим людям. Баланс еще больше заставляет нас задуматься о том, что взаимоотношения — это всегда баланс между «западным» и «восточным», между нашим Я и Я нашего партнера, между тем, что мы оставляем себе и тем, что выставляем напоказ, между тем, что хотим получить и тем, что готовы потерять, отдаваясь другому. Образно говоря, если «растворяться в Другом, оставаясь собой», то не возникнет обиды. Ведь обида — это когда мы, обвиняя, говорим: «я люблю тебя, а ты…», смешивая любовь, злость и желание переделать другого.

Перед выполнением урдхва мукха пашчиматтанасаны, включите в практику следующие асаны:

  • собаки мордой вниз (адхо мукха шванасану),
  • вытяжение задней поверхности тела (пашчиматтанасану),
  • позу гирлянды (маласану),
  • захват за большой палец ноги лежа (супта падангуштасану),
  • позу цапли (краунчасану).

Это поможет вытянуть мышцы ног и спины и избежать излишнего напряжения в позе.

Техника выполнения:

    Сядьте в дандасану и хорошо выровняйте спину и таз.

Захватив себя за голени или щиколотки, войдите в половинную позу лодки с поддержкой (саламба ардха навасана). Словите баланс на ягодицах и потянитесь всей спиной вверх. Не округляйте поясницу. Локти направляйте в стороны — это поможет больше раскрыть грудную клетку. Фото 2.

  • Постепенно пробуйте поднять обе ноги вверх. Спину при этом держите прямо.
  • Если вы только начинаете освоение асаны, для начала держите себя за щиколотки или икры. Постепенно пробуйте захватить себя за стопы или большие пальцы ног (это позволит еще больше удлинить икроножные мышцы и бицепсы бедра). Фото 3 и Фото 4.
  • Научившись хорошо удерживать баланс, потянитесь подбородком за колени, удлиняя спину. Не зажимайте область живота и грудной клетки.
  • 1. Асаны на баланс: разновидности, способы адаптации к нагрузке.

    2. Кумбхаки: виды.

    3. Шаткармы: виды, назначение, противопоказания.

    Вопрос 1. Асаны на баланс: разновидности; способы адаптации к нагрузке.

    Смысл асан заключается в устойчивости и комфорте, в удержании баланса в позе.

    Физический баланс зависит:

    — от вестибулярного аппарата

    — от глаз (глаза помогают уравнивать тело в пространстве)

    — от сенсорных импульсов в мышцах разных частей тела.

    В процессе физической практики асан подключается ум, а так же контроль над дыханием.

    Работа ума и дыхания снижают активность коры головного мозга, и баланс строится уже не автономно, а за счет ума и воли. Это приводит к более эффективному контролю над функциями тела и ума. А в дальнейшем улучшает баланс и гармонизирует совместную работу различных функций организма. Ум становится более стабильным и концентрированным.

    Так практика йоги помогает в балансировке ума и тела.

    — на голове: саламба ширшасана, ширшасана параврита.

    — на ногах: ардха чандрасана, вирабхадрасана 3, врикшасана, натараджасана.

    — на плечах: саламба сарвангасана, нираламба сарвангасана, падма сервангасана, пиндасана в Сарвангасана.

    — на руках: бакасана, вришчикаса (скорпион), маюрасана, пинча майюрасана, чаркасана,

    Дви пада ширшасана (две ноги за головой).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8368 — | 7999 — или читать все.

    193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Приветствуем всех на сайте о Шри Вриндаван Дхаме. Здесь вы найдете много интересной и полезной информации о паломничестве в святую обитель.

    Дурваса муни

    Враджа-мандала состоит из 12 главных лесов (маха-вана). В состав каждого из них входит множество меньших лесов (упа-вана), в которых сокрыты бесчисленные лесные рощи (кунджи). На восточном берегу Ямуны располагаются Бхадравана, Бхандиравана, Билвавана, Махавана и Лаухавана, а на западном берегу расположены Мадхувана, Талавана, Кумудавана, Бахулавана, Камьявана, Кхадиравана и Вриндавана. В лесу Лаухавана в двух километрах от берега Ямуны находится древний ашрам Риши Дурвасы.

    Еще со времени трех предыдущих юг — Сатья, Трета и Два-пара — Дурваса Муни известен в мире как совершенный йог и великий мудрец. Он низошел на Землю как частичное воплощение Шанкары. Нигде не говорится о том, умер он или нет. На самом деле он и сейчас живет где-то, невидимый для обычных глаз. У него непредсказуемый нрав — никогда нельзя понять, что намеревается сделать Дурваса в следующее мгновение и какова будет его новая выдумка. Иногда он без всякой видимой причины приходил в гнев, который долго не утихал. Характер Дурвасы покрыт тайной…

    Его обитель, известная как Ашрам Дурваса-риши, является очень древним и прославленным местом. Здесь Дурваса совершал аскезы, силой которых обрел множество мистических совершенств. Ашрам Дурвасы овеян славой трех Юг. Люди со всех концов Индии приходят сюда чтобы получить тиртха-даршан и вознести молитвы стопам святого мудреца с просьбами об исполнении различных мирских желаний. Дурваса способен даровать любые благословения.

    САТЬЯ-ЮГА. Рождение Дурвасы.

    Махариши Атри родился из ума Брахмы, творца материальной вселенной. Однажды Брахма, Вишну и Махеш (Шива) явились разом пред взором мудреца Атри, желая дать ему особое благословение. Увидев перед собой три небесных Божества и потому чувствуя себя безмерно счастливым, Атри дрожащим от волнения голосом вознес горячие молитвы. Три-Мурти, довольные преданностью риши, попросили его выбрать для себя любое благословение. Спросив совета у Анасуи, своей жены, Атри Муни пожелал, чтобы все трое Богов стали их сыновьями. Сказав: «Да будет так!», три великих Бога вернулись в свои обители.

    Спустя некоторое время Девариши Нарада, играя на вине и воспевая славу Бхагавана, встретил на своем пути Сарасвати, Лакшми и Уму. В разговоре с ними Нарада умышленно принялся славить Анасую, говоря об ее исключительном целомудрии. Нарада произнес такие слова: «Вся Вселенная удивляется целомудрию Анасуи, жены Атри. Скажу больше — во всех трех мирах не найти женщины праведней и чище ее. Услышав слова Девариши Нарады, три Богини впали в уныние. До того дня они гордились тем, что мир считает их самыми верными и благочестивыми женами во Вселенной. Мысль о том что где-то на свете живет женщина, превосходящая их в этом, была невыносимо тяжкой для них. Сговорившись, Богини убедили своих мужей — Брахму, Вишну и Шанкару — испытать целомудрие Анасуи, поставив ее перед сложным жизненным выбором.

    Итак, Брахма, Вишну и Махеша прибыди в Читракут к ашраму Атри и Анасуи, затерянному в глухих, непроходимых джунглях, В ашраме они увидели пребывавшую в одиночестве Анасую, ибо в тот момент Атри совершал поклонение Бхагавану, уединившись в близлежащей пещере. При появлении гостей Анасуя без промедления встала. Смиренно сложив ладони, она произнесла: «О почтенные, скажите, как я могу вам служить?» Не дожидаясь ответа, она поспешно вынесла фрукты и цветы, желая предложить их гостям.

    Однако гости Анасуи не были обычными людьми. Едва заметно улыбаясь, они сказали: «О прекрасная хозяйка, мы с радостью примем твои дары, но только в том случае, если ты вручишь их нам, будучи полностью обнаженной. Иначе мы разгневаемся и покинем твой дом, недовольные и оскорбленные». Услышав столь странные речи не менее странных гостей, Анасуя задумалась на мгновение. Затем, попросив Богов немного подождать, она побежала к мужу и рассказала о случившемся.

    Внимательно выслушав жену, Атри Муни погрузился в медитацию и сразу же понял, что за гости пожаловали в его дом. Он обратился к супруге: «Нам выпало счастье принять в своем доме самих Брахму, Вишну и Махеша. Не бойся, окажи почтение им, исполнив любую их просьбу. Они не причинят нам вреда». Вернувшись в ашрам, разумная Анасуя сказала Богам: «Я согласна исполнить ваше пожелание, но и вы, пожалуйста, примите мои условия — станьте новорожденными младенцами, чтобы я смогла взять вас к себе на колени и напоить грудным молоком». Божества, повинуясь воле святой Анасуи, тотчас же предстали перед ней в облике маленьких детей, и счастливая женщина смогла утолить свое материнское чувство. Младенцам были даны имена Чандрама, Даттатрея и Дурваса. Брахма воплотился как Чандрама, Вишну — как Даттатрея, а Махеша — как Дурваса.

    Прошло некоторое время, и Богини, ожидавшие возвращения мужей, начали тревожиться за них. От Нарады Муни им удалось узнать, что Брахма, Вишну и Махеш, обратившись в маленьких детей, живут теперь в доме Анасуи. Приняв обличие обыкновенных земных женщин, Богини спешно отправились к ашраму Анасуи.

    Поприветствовав их на пороге хижины, Анасуя спросила: «Кто вы?» Богини отвечали: «Мы — твои невестки!» Удивленная, Анасуя сказала: «Как такое возможно?» Стыдливо опустив глаза, Богини произнесли: «Трое детей, что играют в твоем доме, — наши мужья. Раз они стали твоими сыновьями, теперь мы твои невестки!» Анасуя улыбнулась: «Что же вы хотите?» Молитвенно сложив руки, Богини обратились к ней: «Пожалуйста, будь милостива к нам — позволь нашим мужьям вернуться в свои изначальные обличия, чтобы мы смогли вновь служить им, как это положено законным женам». Анасуя сказала: «Хорошо. Пусть будет так — дети останутся здесь как мои сыновья, но одновременно с этим вернутся с вами в свои небесные обители, приняв привычные для них образы».

    Эта история произошла в начале Сатья-юги и приводится в Пуранах и «Махабхарате».

    Шло время. Дурваса Подрос. По указанию родителей он перестал есть и пить, полностью отдавшись суровым аскезам. С помощью восьми методов йоги Дурваса достиг многих мистических совершенств и прославился в мире как совершенный йог. Все сказанное им непременно сбывалось. У него появилось множество учеников.

    Дурваса Муни построил себе хижину на берегу Ямуны и поселился в ней. Иногда из необходимости или по своей доброй воле он отправлялся в путешествие. Многие знаменитые мудрецы приходили к ашраму Дурвасы, желая встретиться с ним. Запрятанная в зарослях на берегу Ямуны, его тихая обитель излучала особое очарование. Вокруг паслись резвые олени, грациозно танцевали павлины, а на ветвях деревьев пели кукушки. Звери и птицы обитали в лесной кундже Дурвасы, не боясь людей. Речную гладь Ямуны покрывал ковер благоухающих лотосов; до ашрама доносилось ласковое журчание ее вод.

    После истории с Махараджей Амбаришей Дурваса стал равнодушен к брахма-гьяне и к восьмиступенчатой практике йоги. Узнав о славе чистых преданных Бхагавана, он развил вкус к следованию по пути бхакти.

    После этих событий Дурваса большую часть времени проводил в своем ашраме во Враджа-мандаде. Если возникала необходимость, он отправлялся путешествовать по миру, а иногда посещал и другие миры.

    Хотя Дурваса-ашрам появился в Сатья-югу, в течение Кали-юги многие махатмы жили здесь и совершали хари-бхаджан, однако это место подолгу оставалось необитаемым. Примерно двести пятьдесят лет назад махатма по имени Шри Бриджа даса Бабаджи из Шантану-кунды, находящейся в пяти-шести милях от Матхуры на дороге, ведущей к Говардхану, поселился в Дурваса Ашраме. После его ухода ученики Бабаджи по имени Макхана даса Бабаджи и Лакшмана даса Бабаджи продолжили заботиться об этом святом месте. Ученик Макхана даса Бабаджи по имени Гокула даса Бабаджи, а затем его ученик Ямуна даса Бабаджи стали владельцами земли, и наконец ученик Ямуна даса Бабаджи по имени Рамакишана дас Бабаджи взял на себя ответственность за поддержание ашрама. В настоящее время Рамакишана дас Бабаджи очень стар и не способен совершать сева-пуджу и арчану. После долгих размышлений и обсуждений со старшими жителями деревни он поручил заботу о Дурваса Риши Мандире и прилегающих к нему землях Шриле Бхактиведанте Нараяне Махарадже из Шри Кешаваджи Гаудия-матха в Матхуре. Комитет по восстановлению Шри Дурваса Ашрама передал все права Шриле Нараяне Махарадже, под чьим руководством был разработан план по восстановлению ашрама, постройки нового мандира и организации севы и пуджи.

    Балансы на руках: только ли для продвинутых?

    Для многих воспарить над землей, соприкасаясь с ней только руками, кажется чем-то фантастически недостижимым. А ведь именно в этом состоит особенность баланса на руках – различными способами вы принимаете опору на руки, а остальное тело отрываете от пола. К сожалению, многие люди, даже не один год практикующие йогу, обходят стороной асаны, связанные с балансом на руках. Тем самым они лишают себя большого количества преимуществ подобных практик. Между тем, стойки на руках не являются чем-то недостижимым. Немного больше веры в себя, желание, упорство, регулярная практика, и балансы на руках один за одним войдут в ваш личный список покорившихся вам асан. Но давайте обо всем по порядку.

    Чем же так хороши балансы на руках?

    Кроме уже упомянутого выше невероятного чувства парения над землей, легкости, балансы на руках помогают:
    — укрепить такие мышечные группы как мышцы-стабилизаторы, мышцы рук, спины и др.;
    — улучшить координацию движений;
    — укрепить нервную систему;
    — улучшить гибкость;
    — увеличить выносливость организма;
    — повысить подвижность суставов;
    — почувствовать себя более сильным в физическом плане;
    — стать более энергичным;
    — повысить свою самооценку.

    Что нужно для того, чтобы начать успешно практиковать балансы на руках?

    Конечно, неподготовленному новичку, незнакомому с йогой, не стоит сразу хвататься за попытки выполнить сложные балансы на руках. Однако кое-что для подобных побед над собой можно уже сделать в начале пути.

    Во-первых, необходимо всячески укреплять руки и спину. Именно благодаря развитым мышечным группам этих частей тела балансы на руках становятся возможными.

    Для этих целей, например, подойдут Чатуранга Дандасана (поза Посоха на четырех опорах), Парипурна Навасана (поза Лодки), Вирабхадрасана III (поза Воина III) и Адхо Мукха Врикшасана (Стойка на Руках) у стены. Если вы в состоянии оставаться в этих асанах 45 секунд, то вы готовы к выполнению балансов на руках.

    Во-вторых, перед выполнением балансов на руках, как и перед любой тренировкой, следует выполнить разминку. Для этих целей идеально подойдут несколько кругов так называемой практики «Приветствие солнцу» (Сурья Намаскар).

    В-третьих, помните, что оставлять балансы на конец тренировки не стоит. Они требуют много сил и концентрации внимания, а на финише часового занятия йогой их уже не так много. Поэтому работайте над техникой балансов на руках сразу после разминки и нескольких асан в положении стоя и сидя.

    В-четвертых, осознайте, что балансы на руках – это не только и не столько наличие развитой мускулатуры, но также и умение равномерно распределять вес своего тела, концентрировать внимание, обладание навыками гибкости.

    В-пятых, учитесь держать руки и верхнюю поверхность бедра ближе друг к другу, а ноги – подтягивать ближе к плечам.

    В-шестых, чтобы оторвать стопы от пола, сместите центр тяжести своего тела, расположив его точно над точкой опоры. Таким образом, вы переместите вес тела на руки и разгрузите ноги, после чего их будет проще поднять над полом.

    В-седьмых, центр ладоней отрывайте от пола, а пальцы прижимайте крепко в пол и вытягивайте. Вес тела вам необходимо распределить между внешними и внутренними краями ладоней. Если за этим не следить, то вся нагрузка придется на внешние края ладоней, и держать баланс будет сложнее. Поэтому тщательно прижимайте большие и указательные пальцы к полу.

    В-восьмых, продвигайтесь в своих практиках постепенно от простых асан к более сложным. Для начала хорошо подойдет Бакасана или так называемая поза Журавля:

    Очертания тела в этой позе действительно напоминает шагающего по воде журавля. Собственно «бака» в переводе и есть «журавль». Отсюда и название асаны.

    Попробуйте также Бхуджапидасану или так называемую позу Паука:

    Очертания тела действительно в этой асане напоминают паука. А ее название образовалось от «бхуджа», что в переводе означает «рука», «плечо», и «пида», что в свою очередь переводится как «боль», «давление». Дело в том, что в этой позе заднюю поверхность коленей необходимо разместить на руках, то есть вы словно надавливаете ногами на руки.

    Постепенно переходите к более сложным балансам на руках: например, Маюрасане или (так называемой позе Павлина) и ее разновидностям.

    Пробуйте также Титибхасану или так называемую позу Светлячка.

    Такие сложные асаны как Адхо мукха врикшасана (стойка на руках) и ее разновидности первоначально практикуйте возле стены. Это и облегчит выполнение асаны и сделает его более безопасным.

    Ссылка на основную публикацию
    14 декабря 2016, 8:03