Баланс в эка пада ширшасане

Великий комбинатор

Последовательность Универсальной йоги – игра, в которой нет проигравших. Собирая из разных элементов асан Комбинированную позу, вы подсознательно стремитесь к цельности и неизменно достигаете ее.

Универсальной йоге существует такое понятие как «Комбинированные асаны». Это класс асан, которые совмещают в себе несколько сложных элементов других поз. Применение Комбинированных асан позволяет нам более творчески организовать пространство личной практики, дает возможность бросить вызов самому себе, а также сокращает время одной тренировки без потери физической и энергетической эффективности.

Для освоения Комбинированных асан необходимо сначала научиться выполнять более простые асаны, чтобы подготовить к продвинутой работе руки, ноги и позвоночник. После того как отдельные элементы будут освоены, можно попробовать совместить их в Комбинированных позах.

Разбор по составу

Человеческий скелет состоит из 200-212 костей (их количество может варьироваться). Кости скелета крепятся с помощью множества суставов и сочленений. Во время практики задействуются всего 12 суставов (тазобедренные, плечевые, коленные, локтевые, мелкие голеностопные и запястные) и три отдела позвоночника (поясничный, грудной и шейный). С помощью этих костей совершаются движения во всех направлениях во время выполнения асан. Универсальная йога выделяет 15 зон тела, в которых происходит растяжение скелета при выполнении любых из существующих в арсенале асан Хатха-йоги. Для всех перечисленных суставов и отделов позвоночника существует по 6 направлений подвижности. Для коленей и локтей — по 3 направления. Каждому из направлений соответствуют элементарные асаны.

1. Рассмотрим этот принцип на примере вращения тазобедренного сустава в Эка Пада Раджакапотасане (позе Царя голубей с одной ногой). В этом положении люди с жесткими мышцами будут прежде всего ощущать сильное вытяжение мышц бедра и ягодиц. Чем больше угол между бедром и голенью, тем интенсивней будет вытяжение. Это первый уровень — растяжение мышц. При корректно выстроенной практике на их вытяжение уходит от нескольких месяцев до полутора лет.

2. Далее, когда мышцы станут достаточно эластичными, работа переходит на следующий уровень. Работает тазобедренный сустав и сухожилия, а вращение сустава значительно углубляется. Пример — Агни Стамбхасана (поза Усиливающая огонь). Как правило, при настойчивой практике на этот период уходит несколько лет. Очень важно, чтобы практикующий все время вырабатывал в себе намерение превзойти ограничения своего тела, так, чтобы практика была вызовом самому себе.

3. Продолжая и углубляя это направление вращения тазобедренного сустава, мы в итоге получаем Эка Пада Ширшасану (позу с Ногой за головой) — энергетически очень сильную позу. Проще всего осваивать ее в положении лежа. Нужно активно работать шеей и плечом, фиксировать ногу за головой, дыханием стараясь как бы разжимать тазобедренный сустав. Когда это положение станет достаточно комфортным, можно пытаться сделать эту позу — повторить все предыдущие движения, но уже в положении сидя.

4. Поза Лунной птицы. Когда Эка Пада Ширшасана в положении сидя освоена и нога за головой удерживается без лишнего напряжения в шее, можно переходить на новый уровень. Выполните позу Лунной птицы — баланс на руках — и попробуйте удержать его хотя бы в течении нескольких циклов дыхания.

5. Комбинированная поза. Эка Пада Ширша Паривриттасана (Скрученный баланс на руках с одной ногой за головой). После того как вы почувствуете свои силы в позе Лунной птицы и сможете какое-то время в ней продержаться, пора переходить на новый уровень — пробовать Комбинированную асану. Здесь открывается уникальная возможность для творчества, ведь если вы освоите такой сложный баланс на руках с ногой за головой, то сможете добавлять к нему элементы самых разных поз — скручивать вторую ногу в Падмасану (позу Лотоса) или закладывать стопу под мышку, скручиваясь в балансе на руках. В данной последовательности мы выполняем Эка Пада Ширша Паривриттасану — комбинацию всех изученных ранее движений, которые обретают цельность и гармонию в финальной, комбинированной позе.

Каждое положение рук, ног или позвоночника оказывает уникальное воздействие на энергетические зоны тела — мармы. Совмещение различных положений рук, ног и позвоночника в одной Комбинированной позе не только расширяет физические возможности, но и балансирует эмоциональное состояние практикующего.

1. Эка Пада Раджакапотасана, поза Царя голубей с одной ногой

Встаньте на четвереньки. Уведите согнутую в колене правую ногу влево, так, чтобы стопа правой ноги оказалась рядом с тазом, а колено было направлено вперед в одной плоскости с тазобедренным суставом. Если бедро правой ноги не лежит на полу, подложите под него свернутое одеяло. Колено вытянутой назад ноги смотрит в пол. Дышите ровно, переместите вес тела влево и вниз, стараясь опустить грудную клетку на правую голень. Очень важно найти положение, в котором будет ощущаться вытяжение в бедре и ягодичной мышце. Не допускайте дискомфорта в колене. В противном случае движение будет осуществляться за счет противоестественного движения в коленном суставе, а нужное вращение в тазобедренном происходить не будет, а следовательно, поза не будет работать.

2. Агни Стамбхасана, поза Усиливающая огонь

Из позы Царя голубей выведите левую ногу вперед и расположите пятку на правом колене. В идеале колено правой ноги должно находиться под левой пяткой, а колено левой ноги на правой пятке, голени в этом положении лежат друг на друге. На деле выполнить это бывает не так просто. В таком случае вы можете слегка скрестить голени. Удерживайте колено нижней ноги на полу. На вдохе вытяните позвоночник вверх, а с выдохом опустите грудную клетку на голени. Оставайтесь в позе на 10-15 циклов дыхания.

Если же поза не вызывает особых затруднений, попробуйте сдвинуть пятку верхней ноги еще больше вправо — так, чтобы голень оказалась на весу, а колени приблизились друг к другу. Это положение углубляет работу тазобедренных суставов.

Если продолжить траекторию вращения сустава, то следующим шагом будет поворот сустава и уведение ноги за голову.

3. Эка Пада Ширшасана, поза с Ногой за головой (лежа и сидя)

Из положения лежа на спине подтяните согнутую правую ногу к груди. Почувствуйте, когда нога перестанет сопротивляться. С выдохом уведите ногу за голову, стараясь расположить голень за затылком. Активно помогайте себе плечом, отводя колено и голень ноги больше назад. Шеей толкайте голеностоп. Если это необходимо, освободите руками плоть правого бедра, чтобы сжатые мышцы не мешали вращению ноги. Не забывайте тянуть левое бедро к полу, стараясь как бы вытянуть все тело в одной плоскости. Торопиться переходить к более сложным вариантам не стоит. Показателем готовности идти дальше будет то, насколько свободно нога удерживается за головой без помощи рук и возможность выпрямить позвоночник.

Если этот уровень достигнут — попробуйте уводить ногу за голову из положения сидя. Для начала можно просто учиться садиться с ногой за головой из позы лежа. Сохраняйте те же действия плечом и шеей, чтобы в итоге научиться удерживать равновесие, сидя с ногой за головой и максимально выпрямленной спиной.

4. Баланс на руках, поза Лунной птицы

Отрабатывайте положение Эка Пада Ширшасаны до тех пор, пока не научитесь удерживать ногу за головой без помощи рук и перенапряжения шеи. Нужно, чтобы поза стала комфортной и не препятствовала дальнейшим маневрам. Будьте готовы к тому, что на это могут уйти годы. Если же нужная легкость достигнута, пробуйте для начала подтянуться руками и оторвать таз и левую ногу от пола — это поза Лунной птицы.

5. Комбинированная асана:
Эка Пада Ширша Паривриттасана, Скрученный баланс на руках с одной ногой за головой

Научившись удерживать баланс на руках, попробуйте добавить скрутку. Для этого из положения сидя с правой ногой за головой уведите правую руку за левое бедро. Ладони прижмите к полу на ширине плеч. Хорошо зафиксировав бедро на плече, перенесите вес тела на руки, стараясь оторвать таз от пола. В конечном варианте, оторвав левую ногу от пола, толкайте стопу в сторону, сохраняя осознанность в каждой части тела.

Андрей Лаппа – автор Универсальной йоги. Один из наиболее квалифицированных и опытных преподавателей йоги в СНГ. Его книги: «Динамические практики в классической йоге» и «Йога: Традиция Единения» – бестселлеры.

Нога за головой. Ключевые моменты освоения Эка Пада Ширшасаны

Перевод названия:

  • эка (एक) — одна;
  • пада (पाद) — стопа;
  • ширша (शीर्ष) — голова;
  • асана (आसन) — поза.

Эту позу часто так и называют «Одна нога за головой».

Основные направления вытяжения:

Эка Пада Ширшасана — это, прежде всего, наклон. Значит, если мы хотим освоить эту позу, то мы должны научиться делать базовый наклон вперед, то есть Пашчимоттанасану.

2. Раскрытие тазобедренных суставов

Затем нужно раскрывать тазобедренные суставы с небольшим наклоном и разворотом в сторону. Лучше всего это делать в вариациях Баддха Конасаны.

Обратите внимание на то, что нужная нам ротация в бедре включается именно при выполнении наклона в Баддха Конасане, а не в положении сидя с вытянутым вверх позвоночником.

3. Уведение ноги в сторону и за линию спины

Следующий момент — это разворот ноги в сторону. Лучше всего это делать в следующих асанах:

Самое простое положение — это Супта Хаста Падангуштхасана — вытяжение ноги лежа в сторону. Вторая по сложности поза — выполнить уведение ноги в сторону сидя на ягодицах. И следующий этап — уведение ноги за линию спины, когда одноименная рука стоит перед вытягиваемой ногой.

Между прочим, можно научиться уводить ногу за голову до того, как нога в этих позах идеально выпрямится. Ведь в Эка Пада Ширшасане нога, находящаяся за головой, согнута в колене.

4. Вариации Акарна Дханурасаны

Акарна Дханурасана сочетает в себе, как раскрытие в тазобедренном суставе, так и уведение ее в сторону. Именно в этом положении она немного согнута в колене, поэтому если вы хотите освоить Эка Пада Ширшасану, то вариации этой асаны надо добавить в практику.

Существует вариация этой позы лежа на спине.

Если вы делаете регулярно описанные выше позы, то можно приступать и к самой асане.

Эка Пада Ширшасана. Вход в позу

Если вы первый раз пробуете сделать эту асану, то сначала попытайтесь дотянуться пяткой до плечевого сустава.

На следующем этапе освоения Эка Пада Ширшасаны нужно тянуться пяткой ко лбу.

Затем попытаться коснуться пяткой макушки. При этом спина немного округляется, как будто мы ныряем под ногу.

Вначале ногу за головой можно придерживать руками, затем нога удерживается в нужном положении за счет мышц шеи.

Помните, что растяжка нарабатывается на расслабление. В положении лежа расслабление получается лучше, поэтому полезно делать эту асану лежа на спине. Эта поза называется Бхайравасаной.

Если у вас есть проблемы с шейными позвонками осторожно осваивайте полный вариант Эка Пада Ширшасаны. На шейные позвонки в этой позе оказывается довольно большая нагрузка. Желательно освоить полный вариант Ширшасаны (стойку на голове), чтобы укрепить мышцы шеи.

Для развития Эка Пада Ширшасаны имеет смысл выполнять наклоны с ногой за головой. Тогда эта поза будет называться Скандасана. На первом этапе ногу можно придерживать рукой.

Если тазобедренный сустав плохо разворачивается, и нога не уходит за линию спины и за голову, то увеличить его подвижность в этом направлении поможет регулярное выполнение Йога Дандасаны.

Только нужно иметь в виду, что Йога Дандасана более сложная поза. Эка Пада Ширшасана скорее всего у вас получиться раньше Йога Дандасаны.

Польза от Эка Пада Ширшасаны

Б.С.К. Айенгар в своей книге «Йога Дипика» написал об этой асане: «Эта поза укрепляет шею и спину, мышцы бедер и подколенные сухожилия полностью растягиваются. От сокращения мышц живота улучшается пищеварение. Выполняя эту асану, понимаешь, как велико давление и вес ноги, которая лежит на шее».

Усложнение Эка Пада Ширшасаны

Если нога за головой хорошо держится без помощи рук и получается выпрямить вторую ногу при выполнении Бхайравасаны, то имеются все предпосылки для выполнения Ручикасаны (наклон с ногой за головой стоя) и Дурвасасана — баланс на одной ноге, когда другая находится за головой.

Осваивать Дурвасасану лучше около стены. Успехов в практике!

Видео урок с акцентом на Эка Пада Ширшасану

Эка Пада Ширшасана

Цикл асан с ногой за головой

  • Сесть на пол в позу Дандасана, ноги вытянуть перед собой.
  • Согнуть левую ногу в колене, взяться кистями обеих рук за лодыжку и приблизить левую стопу к туловищу.
  • Выдохнуть, подтянуть левое бедро вверх и назад, туловище нагнуть немного вперед и заложить левую ногу за шею. Внешняя сторона левой голени над лодыжкой соприкоснется с задней поверхностью шеи.
  • Поднять шею и голову, спину держать прямо, отпустить левую лодыжку и сложить ладони перед грудью. Задняя поверхность левого бедра будет касаться задней поверхности левого плеча. Если голову не держать надлежащим образом, нога соскользнет с шеи. Правая нога должна лежать прямо на полу. Вся ее задняя поверхность должна касаться пола, а ее пальцы должны быть обращены вперед.
  • Задержаться в позе 15-20 секунд, дышать глубоко.

  • Из позы Эка Пада Ширшасана следует вытянуться вверх, по возможности выпрямить спину.
  • С выдохом нагнуть туловище вперед, взяться обеими кистями за вытянутую правую ногу, как в Пашчимоттанасане, и положить подбородок на правое колено.
  • Вытянуть подбородок, чтобы нога не соскользнула.
  • Оставаться в этой позиции около 15-20 секунд, дышать глубоко.

  • Находясь в Скандасане, вдохнуть, расцепить руки, поднять голову и туловище.
  • Ухватив левую лодыжку левой кистью, опустить левую ногу еще ниже.
  • Поднять правую руку от плеча, отвести ее вбок, предплечье повернуть назад и положить на левую лодыжку над стопой.
  • Следует сцепить руки перед собой или взять в замок их за спиной.
  • Оставаться в этой позиции около 15-20 секунд, дышать глубоко. Вдохнуть, поднять голову и туловище.

  • В Буддхасане сцепите руки сзади, если они не были сцеплены.
  • Удерживая захват кистей в Буддхасане при заложенной за шею левой ноге, выдохнуть, нагнуть туловище вперед и положить подбородок на колено вытянутой правой ноги, как в Пашчимоттанасане.
  • Оставаться в этой позиции около 15 секунд, дышать глубоко. Вдохнуть, вытянуть голову вдоль левой ноги.

  • Освободив кисти от захвата в Капиласане, выдохнуть и отклониться назад. Сложить кисти в Намасте.
  • Оставаться в этой позиции около 15-20 секунд, дышать глубоко.

  • После завершения Бхайравасаны отвести руки от груди, упереться ладонями в пол и возвратиться в Эка Пада Ширшасану.
  • Разъединить ладони и опустить их на пол около бедер.
  • Правую руку перенести на левую сторону и повернуть тело влево, упереться руками в пол.
  • Выдохнуть, поднять тело от пола и сделать два дыхания.
  • Выдохнуть, поднять правую руку от пола, повернуть туловище вправо и положить правую руку вдоль правого бедра. Если получается удержать равновесие, поднять руку вертикально вверх, чтобы правая и левая рука составляли одну линию.
  • Сделать два дыхания.
  • Все тело, повернутое боком, опирается на левую ладонь и внешний край правой стопы. Правая нога образует угол в 30 градусов по отношению к полу.
  • Оставаться в этом положении около 15-20 секунд, дышать глубоко.

  • Закончив Кала Бхайравасану, поместить правую ладонь на пол и, сгибая правую ногу в колене, опуститься на пол, как в Эка Пада Ширшасане — левая нога остается заложенной за шею.
  • Разъединить ладони и опустить их на пол около бедер.
  • Поднять таз с пола и балансировать на ладонях. Поднять вытянутую правую ногу примерно на 60-90 градусов от пола.
  • Оставаться в позе сколько возможно при нормальном дыхании не более 20 сек.

  • Балансируя в Чакорасане, положить вытянутую правую ногу на пол. Согнуть правое колено и опуститься на корточки, поместив ладони на пол.
  • Затем положить ладони на правое бедро. Выдохнуть и, прижимая ладони к правому бедру, постепенно встать на правую ногу, держа ее прямо за счет напряжения мышц.
  • Подтянуть талию и грудь вверх, сложить ладони перед грудью и балансировать на правой ноге. Левая нога заложена за шею. Стараться дышать нормально.
  • Удерживать позу сколько возможно, но не более 20 сек. Поскольку балансировать трудно, можно вначале опираться на стену или пользоваться поддержкой товарища.

  • После завершения Дурвасасаны выдохнуть, нагнуть туловище вперед и поместить ладони на пол по обе стороны от правой стопы.
  • Приложить голову к правому колену, не позволяя левой ноге соскальзывать с шеи. Затем, постепенно вытягивая шею, достать подбородком до колена.
  • Оставаться в позе около 15-20 секунд, дышать нормально.
  • Согнуть правое колено, сесть на пол.
  • Взяться за левую лодыжку кистями обеих рук, опустить левую ногу на пол и выпрямить ее. Расслабиться.
  • После выполнения полного цикла Эка Пада Ширшасаны, держа одну ногу на шее. Затем, отдохнув 1-2 минуты, повторите цикл, заложив за шею другую ногу. Эти позы требуют значительного напряжения, освоить их можно после длительных упражнений.

Намасте, уважаемый практик!

Вашему вниманию представлен наиболее полный Каталог Асан и йогических упражнений. Асаны были разработаны древними Йогами как способ оздоровления тела и успокоения ума для подготовки к более продвинутым практикам. В переводе с санскрита Асана означает – устойчивое и удобное положение . Эти упражнения действуют на всех трех уровнях человека – на уровне тела, уровне ума и на уровне осознания. Поэтому правильный подход к практике асан сделает Вас лучше во многих аспектах Вашей жизнедеятельности. Также есть мобильная версия Каталога Асан.

    Каталог Асан разделен на следующие разделы:
  • Поиск по оригинальному, переведенному наименованию и тексту асаны;
  • Алфавитный указатель по оригинальному наименованиюасан;
  • Алфавитный указатель по переведенному наименованиюасан;
  • Алфавитный указатель динамических асан, связок из упражнений, коротких комплексов и крий;
  • Алфавитный указатель медитаций, дыхательных упражнений и пранаям;
  • Алфавитный указатель по оригинальному наименованию мудр;
  • Алфавитный указатель методик для терапевтических целей, объединенных под названием йогатеррапия;
  • Алфавитный указатель упражнений для разминки и растяжки.

Йога Дипика: прояснение йоги (42 стр.)

7. Выполните позу правой ногой, разместив ее на задней поверхности шеи. Вытягивайте левую ногу вдоль пола. Пребывайте в позе то же количество времени.

Эффект

Асана укрепляет мышцы шеи и спины и вытягивает мышцы бедер, в том числе по задней поверхности. Абдоминальные мышцы сокращаются, что в результате положительно влияет на процесс пищеварения. Расположение ноги на шее дает возможность ощутить, насколько велики вес и давление ног.

Цикл Эка Пада Ширшасаны

Описанные ниже асаны совсем необязательно практиковать отдельно: их можно выполнять в продолжение Эка Пада Ширшасаны.

Сначала выполните Эка Пада Ширшасану и ее цикл одной ногой, затем расслабьтесь на 1–2 минуты и после этого выполните его другой ногой. Это довольно сложные позы, и, чтобы освоить их, требуется высокий уровень практики.

136. Скандасана (фото 372). Шестнадцатая

Поза посвящена Богу войны Сканде. Его рождение описано Калидасой в эпической поэме «Кумара-самбхава». Было время, когда богам не давал покоя демон Тарака, уничтожить которого по предсказанию мог только сын Шивы и Парвати, прекрасной дочери горного хребта Гималаи. Но боги не надеялись, что у Шивы может появится сын: после смерти своей жены Сати он был постоянно погружен в медитацию. Боги послали Парвати, которая в прошлой жизни была Сати, ухаживать за Шивой. Она все время делала попытки завоевать его расположение, но Шива ее не замечал. Васанта, Бог весны, и Кама, Бог любви, всячески старались помочь Парвати увлечь Шиву. Кама послал в него стрелу желания и прервал медитацию. Шива открыл третий глаз и испепелил Каму вырвавшимся из глаза пламенем. Чтобы добиться расположения того, кто в прошлой жизни был ее мужем, Парвати решила тоже предаться аскетизму: сняла все свои украшения и стала жить отшельницей на соседней скале. Шива, уже пораженный стрелой Камы, заметил отшельницу и полюбил ее. Свадьбу отпраздновали очень торжественно, присутствовали все боги. Парвати родила Сканду, Бога войны, и он, когда вырос, убил демона Тараку.

Техника

1. Выполните Эка Пада Ширшасану (фото 371).

2. На выдохе наклонитесь вперед и захватите правую ногу обеими руками, как в Пашчимоттанасане (фото 160). Опустите подбородок на правое колено.

3. Чтобы левая нога не соскользнула вниз, продвиньте подбородок как можно дальше вдоль колена.

4. Оставайтесь в позе около 20 секунд. Дышите глубоко.

137. Буддхасана (фото 373). Двадцать вторая

Буддха означает «просветленный». Эта поза – продолжение Скандасаны (фото 372).

Техника

1. В Скандасане (фото 372) с левой ногой на шее на вдохе поднимите голову и корпус.

2. Захватите левую лодыжку левой рукой и опустите ногу ниже.

3. Вытяните правую руку вверх от плечевого сустава, отведите ее в сторону, заведите предплечье за спину и опустите его на левую лодыжку в участок прямо над стопой (фото 373).

4. Задержитесь в позе на 15 секунд. Дышите глубоко.

138. Капиласана (фото 374). Двадцать вторая

Капила – это имя великого мудреца, который считается основоположником философии санкхьи. Эта асана – продолжение предыдущей (фото 373).

Техника

1. Не отпуская левую ногу, с выдохом наклоните корпус вперед и отпустите подбородок на правое колено, как в Пашчимоттанасане (фото 160).

2. Пребывайте в позе в течение 10–15 секунд. Дышите глубоко. На вдохе поднимите голову и корпус, высвободите руки.

139. Бхайравасана (фото 375). Шестнадцатая

Бхайрава означает «ужасный», «грозный». Это одна из восьми ипостасей Шивы.

Техника

1. Высвободив руки в Капиласане (фото 374), сделайте выдох и одновременно отклонитесь назад.

2. Сложите ладони перед грудной клеткой. Продолжайте вытягивать правую ногу вдоль пола (фото 375).

3. Оставайтесь в асане примерно 20 секунд. Дышите глубоко.

140. Кала Бхайравасана (фото 378). Девятнадцатая

Кала Бхайрава – это ипостась Шивы как разрушителя вселенной, воплощения принципа разрушения.

Техника

1. Выполнив Бхайравасану (фото 375), разъедините ладони, прижмите их к полу по обеим сторонам от таза и вернитесь в Эка Пада Ширшасану.

2. Отведите правую ногу вправо.

3. С выдохом оторвите таз и правую ногу от коврика, прижав к полу правую стопу (фото 376). Сделайте два вдоха.

4. На выдохе оторвите от пола правую ладонь, разверните корпус вправо и опустите правую руку на правое бедро (фото 377). Сделайте два вдоха.

5. Вытяните правую руку вертикально (фото 378).

6. В этом положении правая нога находится под углом 30° к полу, а вес тела распределяется между левой ладонью и внешним краем правой стопы.

7. Оставайтесь в позе около 20 секунд. Дышите глубоко.

141. Чакорасана (фото 379 и 380). Двадцатая

Чакора – это разновидность куропатки, которая, по преданию, питается лунными лучами.

Техника

1. В Кала Бхайравасане (фото 378) опустите правую ладонь на пол. Согните правую ногу в колене и опуститесь на пол, вернувшись в Эка Пада Ширшасану (фото 371).

2. Прижмите ладони к полу по обеим сторонам от таза.

3. Оторвите таз и правую ногу от пола и балансируйте на руках. Поднимите правую ногу вверх так, чтобы угол между ней и полом составил примерно 60–75° (фото 379 и 380). Оставайтесь в позе как можно дольше. Дышите в нормальном ритме.

142. Дурвасасана (фото 383). Двадцать первая

Дурваса – это имя мудреца, чья вспыльчивость стала притчей во языцах.

Техника

1. В Чакорасане (фото 379), продолжая прижимать руки к полу, опустите правую ногу на пол и согните ее в колене. Не опускайте таз (фото 381).

2. Поместите ладони на правое бедро. На выдохе, отталкиваясь ладонями от бедра, постепенно выпрямляйте правую ногу и корпус. Стойте на правой ноге, подтягивая ее мышцы (фото 382).

3. Удлините вверх область талии и грудную клетку, сложите ладони перед собой и балансируйте на правой ноге (фото 383). В этом положении левая нога все еще находится за шеей. Старайтесь дышать в нормальном ритме.

4. Оставайтесь в позе как можно дольше. Если вам сложно сохранить равновесие, обопритесь рукой о стену.

143. Ручикасана (фото 384 и 385). Восемнадцатая

Ручика – это мудрец, который приходился дедушкой Бхагавану Парашураме, шестому воплощению Вишну.

Техника

1. Выполнив Дурвасасану (фото 383), с выдохом наклонитесь вперед и поместите ладони по обеим сторонам от правой стопы (фото 384 и 385).

2. Опустите голову на правое колено, не позволяя левой ноге соскальзывать с шеи. Постепенно выпрямляйте шею до тех пор, пока подбородок не коснется правого колена, как в Уттанасане (фото 48).

3. Задержитесь в позе на 15 секунд. Дышите в нормальном ритме.

4. Согните правую ногу в колене, сядьте на пол, высвободите левую ногу и расслабьтесь.

5. Заведите правую ногу за шею и повторите весь цикл Эка Пада Ширшасаны, меняя правую сторону на левую, и наоборот.

Эффект асан, входящих в цикл Эка Пада Ширшасаны

Движения, которые совершаются в позах, стимулируют работу мышечной, нервной и кровеносной систем организма. Значительно улучшается кровоснабжение позвоночника, что увеличивает количество нервной энергии в чакрах (нервных сплетениях внутри позвоночника), которые являются своего рода маховиками в человеческом организме. Эти асаны также развивают грудную клетку, способствуя тем самым более глубокому дыханию. Все тело становится крепче, исчезает нервный тремор, а также болезни, которые его вызывают. Асаны вызывают приток свежей крови к каждому участку тела, помогая венозной крови возвращаться к сердцу и легким для очищения, благодаря чему из организма выводятся токсины. Регулярная практика этих поз повышает количество гемоглобина в крови, делая тело и ум более жизнеспособными и повышая работоспособность.

144. Виранчиасана I (фото 386 и 387). Девятнадцатая

Виранча (Виранчи) – одно из имен Брахмы, первого Бога индуистской триады, который является создателем всего сущего.

Техника

1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой (фото 77).

2. Согните правую ногу в колене и поместите стопу в основание левого бедра.

3. Согните левую ногу в колене, приведите стопу к себе и захватите лодыжку обеими руками. На выдохе потяните левое бедро на себя и отведите его назад. Слегка наклонитесь вперед и разместите левую ногу на задней поверхности шеи. В этом положении внешняя сторона левой голени в участке прямо над лодыжкой прижимается к шее. Поднимите голову, выпрямите спину и шею. Отпустите левую лодыжку.

Category Archives:
Асаны

Тадасана, Поза Горы, Самастхити

Тадасана, известная также как Поза Горы или Самастхити, является очень важной асаной. Когда практикующий осваивает Тадасану в совершенстве, перед ним открываются ключи к выполнению большинства позиций Хатха Йоги. Попробуйте выполнить Тадасану, используя подсказки из данного видео.

Пашчимоттанасана

Вытяни ноги, как палки, согнись, ухвати большие пальцы ног руками, положи голову на колени — это Пашчимоттанасана (Хатха Йога Прадипика). Однако так ли всё просто с этим упражнением? В этой статье мы разберём нюансы выполнения наклона сидя, именуемого также «Складка» в кругах современного фитнеса и стретчинга.

Стоит ли любой ценой держать ноги прямыми, или, при недостаточной гибкости, можно согнуть колени? В данном ролике, на примере муляжа скелета, я достаточно наглядно покажу вам все нюансы выполнения данного упражнения.

Маюрасана, Поза Павлина

Маюрасана, Поза Павлина, является мощным упражнением. Регулярная практика Позы Павлина тонизирует внутренние органы брюшной полости, разжигает элемент огня в теле, что усиливает пищеварение практикующего и позволяет лучше сжигать токсины в теле. В данной статье мы поговорим о том, как правильно выполнять Маюрасану, разберём несколько вариантов выполнения, от простого к сложному, а также поговорим о противопоказаниях к выполнению.

Джану Ширшасана и Паривритта Джану Ширшасана.

Джану Ширшасана переводится, как поза «головы к колену». Её выполнение способствует вытягиванию мышц спины, ног, тонизирует внутренние органы. При длительном удержании оказывает благотворное воздействие на предстательную железу. Как правильно выполнить Джану Ширшасану?

Бакасана и Паршва Бакасана

Бакасана — поза Журавля, и её вариант со скруткой — Паршва Бакасана, относятся к упражнениям несколько повышенного уровня сложности, однако, как показывает моя практика преподавания, зачастую их вполне успешно осваивают люди, которые совсем недавно начали заниматься йогой. Какие моменты следует понимать и учитывать человеку, решившему освоить эти асаны?

Ардха Чандрасана

Ардха Чандрасана, название этой позы происходит от слов «Ардха» — половина, «Чандра» — луна. Добиться идеального выполнения Ардха Чандрасаны не так просто, как может показаться. Эта поза помогает раскрытию тазобедренных суставов, растягивает внутреннюю поверхность бедра, прекрасно тренирует вестибулярный аппарат.

Балансы на руках — как удержать равновесие в асанах баланса.

В данном ролике я постарался объяснить основной принцип сохранения баланса, который работает одинаково для всех высоко расположенных физических объектов. Осознав эту простую истину, вы сможете намного проще выполнять многие асаны, в которых необходимо удерживать баланс, как на ногах, так и на руках.

Эка Пада Каудиниасана

Эка Пада Каудиниасана является упражнением среднего уровня сложности. Название переводится с санскрита, как баланс с на одной (эка) ноге (пада-стопа) имени мудреца Каудиньи. У асаны есть вариант выполнения с прямым позвоночником и со скруткой — Париврита Эка Пада Каудиниасана. Как выполнить Эка Пада Каудиниасану?

Прасарита Падоттанасана

Прасарита Падоттанасана является прекрасным упражнением для проработки наклона вперёд, наряду с такими асанами, как, Пашчимоттанасана и Уттанасана. Идеальным выполнением Прасарита Падоттанасаны считается вариант, когда голова касается пола. Давайте разберём более подробно выполнение этого упражнения.

Аштавакрасана

Аштавакрасана является достаточно силовым упражнением и, к тому же, интенсивной скруткой. Поэтому её не стоит делать самостоятельно людям, у которых есть проблемы с позвоночником, при которых интенсивные скрутки противопоказаны. При освоении последовательности входа и отработке баланса в ней, Аштавакрасана оказывается не такой уж и сложной. Видеоурок, в котором рассмотрена техника выполнения Аштавакрасаны:

Серия мастер-классов “Асаны среднего и сложного уровня”
12 февраля – 5 марта 2017г Москва

Цель: Обсудим тонкости освоения и выполнения основных групп и направлений работы в асанах среднего и сложного уровня. Практическое занятие будет специально разработано для глубокой проработки конкретной группы асан. Будут освещены принципы для самостоятельного построения последовательности. Несколько раз за курс будет дано творческое задание для самостоятельного выполнения дома.

Даты (ориентировочно): 12, 19, 26 февраля и 5 марта.
Начало в 15:00
Серия мастер-классов – четыре занятия по 2,5 часа. В начале занятия 1 или 0,5 часа теории и потом 1,5 или 2 часа практики.

Место проведения: Йога108
г.Москва, м.Китай-Город, Старосадский переулок д. 6/12, стр.2

Стоимость:
Цена одного занятия (2,5-3 часа) – 900 рублей при оплате после 1-го занятия или в день начала семинара и 800 рублей по предоплате.
Цена всех мастер-классов: 3400 при оплате в день 1-го занятия, 3100 при оплате заранее.

Темы занятий:

Фотографии по теме:

Если вы проходили этот курс, оставьте, пожалуйста, свой отзыв о нём. Буду признателен за это!

Федерация йоги России

Телефоны: 8 (495) 215-00-79 +7 (903) 766-94-26 +7 (985) 007-36-66 E-mail: yoga-rf ∂ mail.ru

Словарь терминов йоги

Хатха Йога зародилась в Индии, поэтому названия позам йоги изначально даны на санскрите – древнем индийском языке. Часто тем, кто только начинает заниматься йогой, сложно дается запоминание этих непривычных для русского уха названий. Поэтому инструктора в группах начального уровня часто называют асаны на русском языке. Не всегда это бывает точный перевод. Иногда используется вообще не перевод слова, а дается другое понятие. Рано или поздно практикующие сталкиваются с необходимостью запомнить санскритские названия асан. Например, на семинарах индийских или западных учителей йоги звучат названия поз йоги именно на этом древнем языке.

Данный словарь поможет Вам лучше понять и запомнить названия асан.

1. Санскритские числительные

Эка – один (Эка Пада Ширшасана).
Дви – два (Дви Пада Каундинасана).
Три – три (Уттхита Триконасана).
Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана).
Панча – пять (Панча Карма).
Шат – шесть (Шат Карма).
Сапта – семь.
Ашта – восемь (Аштавакрасана).
Нава – девять.
Даша – десять.

2. Названия частей тела

Пада – стопа (Падахастасана).
Хаста – рука, кисть (Эка Хасата Маюрасана).
Ангуштха – большой палец (Падангуштха Дханурасана).
Ширша – голова (Ширшасана).
Джану – колено (Джану Ширшасана).
Бхуджа – рука, плечо (Бхуджа Пидасана).
Паршва – бок (Паршва Дханурасана).
Мукха – лицо (Гомухасана).
Карна – ухо (Акарна Дханурасана).
Джатхара – желудок (Джатхара Паривартанасана)
Ганда – щека и вся боковая часть лица (Ганда Бхерундасана)

3. Названия части, целого, геометрические фигуры

Сарва – всё (Саламба Сарвангасана).
Анга – часть (Саламба Сарвангасана).
Ардха – половина (Ардха Матсиендрасана).
Пурна – полная (Пурна Матсиендрасана)
Парипурна – завершенная (Парипурна Навасана).
Кона – угол (Упавиштха Конасана).
Мандала – окружность (Мандаласана).

4. Положение в пространстве

Паривритта – повёрнутый (Правритта Триконасана).
Паривартана – поворачиваться, крутиться (Джатхара Паривартанасана)
Випарита – обратный, перевернутый (Випарита Шалабхасана)
Сама – ровный, прямой (Самаконасана).
Супта – лёжа (Супта Вирасана).
Упавиштха – сидящий (Упавиштха Конасана).
Урдхва – вверх (Урдхва Мукха Шванасана).
Адхо – вниз (Адхо Мукха Шванасана).
Пашчима – запад (Пашчимоттанасана).
Пурва – восток (Пурвоттанасана).

5. Действия с телом

Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Пашчимоттанасана; звук «у» меняется на «о»).
Уттхита – вытянутый (Уттхита Триконасана).
Прасарита – расширенный (Прасарита Падоттанасана).
Баддха – связанный, схваченный (Баддха Конасана).
Пида – давление (Бхуджа Пидасана).
Саламба – с опорой (Саламба Сарвангасана).
Нираламба – без опоры (Нираламба Сарвангасана).
Утката – сильный (Уткатасана).
Стхити – стояние спокойно, неподвижность (Самастхити).
Лола – дрожащий, колеблющийся, раскачивающийся, подобно серьге (Лоласана).

Данда – посох, палка (Йогадандасана).
Дханур – боевой лук (Дханурасана).
Нава – лодка (Парипурна Навасана).
Хала – плуг (Халасана).
Мала – бусина, гирлянда из бусин, четки (Маласана).
Паша – петля (Пашасана).
Ваджра – молния (Ваджрасана).
Тада – скала (Тадасана)
Парвата – гора (Парватасана – Падмасана с вытянутыми вверх руками).
Чандра – луна (Ардха Чандрасана).
Паригха – перекладина, засов (Паригхасана).
Тола – весы (Толасана).
Чакра – колесо (Чакрасана – кувырок назад в АВЙ)
Сету – мост (Сету Бандха Сарвангасана)
Парианка – кровать, кушетка, софа (Парианкасана – Супта Вирасана с прогибом)

Уштра – верблюд (Уштрасана).
Гаруда – орёл (Гарудасана).
Ватаяна – лошадь (Ватаянасана).
Шалабха – саранча (Шалабхасана).
Макара, накра – крокодил (Макарасана).
Бхуджанга – кобра, змея (Бхуджангасана).
Швана – собака (Адхо Мукха Шванасана, Урдхва Мукха Шванасана).
Го – корова (Гомукхасана).
Бхека, мандука – лягушка (Бхекасана, Ардха Бхекасана).
Симха – лев (Симхасана).
Марджари – кот, кошка (Марджариасана)
Матсиа – рыба (Матсиасана).
Кукута – петух (Кукутасана, Урдхва Кукутасана).
Краунча – цапля (Краунчасана).
Маюра – павлин (Маюрасана).
Пинча – хвост, перо (Пинча Маюрасана).
Вришчика – скорпион (Вричикасана).
Курма – черепаха (Курмасана, Супта Курмасана).
Чакора – сказочная птица питающаяся солнечными лучами (Чакорасана – баланс на руках с ногой за головой).
Титибха – светлячок (Титибхасана).
Бака – журавль (Бакасана)
Кака – ворон (Какасана)
Капота – голубь (Капотасана, Эка Пада Раджа Капотасана)
Хамса – лебедь (Хамсасана, Ардха Хамсасана)
Шашанка – заяц (Шашанкасана)
Капинджала – разновидность куропатки (плечевой выворот в балансе на одной руке и ноге, как в Васиштхасане)

Врикша – дерево (Врикшасана, Адхо Мукха Врикшасана)
Канда – корнеплод, узел (Кандасана)
Падма – лотос (Падмасана, Урдхва Падмасана).

9. Человеческие состояния

Раджа – владыка, король (Натараджасана, Раджа Капотасана, Эка Пада Раджакапотасана)
Гарбха – чрево (Гарбха Пиндасана).
Пинда – эмбрион (Гарбха Пиндасана)
Вира – герой (Вирасана, Супта Вирасана).
Сиддха – совершенный (Сиддхасана).
Сукха – простой, лекгий, приятный (Сукхасана)
Нидра – сон (Йога Нидрасана).
Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана).
Бхайрава – страшный, грозный (Бхайравасана – положение на лежа на спине с ногой за головой)
Бхерунда – страшный, ужасный (Ганда Бхерундасана)
Маха – великий
Буддха – просвятленный (Буддхасана – нога за головой с захватом рук за спиной)

10. Имена героев индийского эпоса

Вирабхадра – имя демона рождённого от гнева Шивы (Врабхадрасана 1, 2,3).
Аштавакра – мудрец, родившийся скрученным в 8-ми частях тела (Аштавакрасана).
Каундинья – мурец из рода Васиштхи (Эка Пада Каундиниасана, Дви Пада Каундиниасана).
Васиштха – легендарный мудрец (Васиштхасана).
Вишвамитра – легендарный мудрец родившийся кшатрием и ставший брахманом благодаря аскезе (Вишвамитрасана).
Маричи – имя сына Брахмы (Маричасана 1, 2, 3, 4).
Матсиендра – один из основателей хатха йоги (Ардха Матсиедрасана, Пурна Матсиендрасана).
Бхарадваджа – легендарный мудрец, отец Дроны (Бхараваджасана – скрутка почти из Вирасаны, часто дают в школе Айенгара, второй вариант – скрутка с одной ногой в полу лотосе, другой в полу Вирасане).
Вамадева – одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (Вамадевасана).
Хануман – великая обезьяна, сын Ваю (ветра) персонж Рамаяны (Хануманасана).
Тривикрама – одно из имен Вишну (викрама – шаг,поступь; в одном из воплощений Вишну в теле карлика за три шага обошел всю Землю (Супта Тривикрамасана)
Горакша – имя великого мастера хатха йоги, переводится как пастух (Горокшасана).
Галава – мудрец, ученик Вишвамитры (Галавасана, Эка Пада Галавасана).
Ручика – дед Парашурамы (Ручикасана – наклон с ногой за головой).
Дурваса – легендарный мудрец, аватара Шивы (Дурвасасана).
Кала Бхайрава – одно из имён Шивы (Кала Бхайравасана – баланс с ногой за головой, как в Вишвамитрасане)
Сканда – имя бога войны, сына Шивы (Скандасана – наклон с ногой за головой).
Кашьяпа – легендарный мудрец, сын Маричи прорадитель девов и асуров (богов и демонов) (Кашьяпасана – Вишвамитрасана с полу лотосом и захватом)
Ната – танец, танцор (Натараджасана).
Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша (Анантасана).
Валакхилья – небесные духи размером с палец (Валкхилисана – Эка Пада Раджа Капотасана с захватом за заднюю ногу)

11. Понятия, используемые в названиях Пранаямы

Пурака – вдох (наполнение)
Речака – выдох (опустошение)
Кумбхака – задержка (горшок)
Мудра – печать, знак
Бандха – оковы, замок
Мула – корень
Джала – сеть
Дхара – верхнее напряжение
Уддияна – взлет
Наули – волна
Нади – энергетические каналы
Пингала – правый канал
Ида – левый канал
Сушумна – центральный канал
Шодхана – очищать, чистить
Сурья – солнце
Чандра – луна
Бхедана – проникать, пронизывать
Ситали – прохладный
Ситкари – охлаждающая
Бхрамари – черная пчела
Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть)
Анулома – по направлению
Бхастрика – кузнечные меха
Капала – череп
Бхати – сияние, сияющий
Уд – вверх
Джайя – победа
Сутра – нить
Джала – вода
Нети – очищение

Шри Б.К.С. Айенгар

Белур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар появился на свет 14 декабря далекого 1918 года. Он рос очень болезненным мальчиком. В шестнадцатилетнем возрасте Айенгар едет к сестре, живущей в Майсоре вместе с собственным мужем – знаменитым учителем йоги Т. Кришнамачарья.

На просьбу юного гостя преподать ему несколько уроков Кришнамачарья ответил отказом, ссылаясь на отсутствие у того благоприятной кармы. Но вскоре Айгенару неожиданно повезло. Гуру решил провести с ним несколько занятий после того, как лишился лучшего ученика, который сбежал от своего преподавателя в очень ответственный момент. Старания Айгенара по освоению асан были настолько велики, что он смог за очень короткий срок добиться серьезных успехов. Это позволило ему выступить вместо сбежавшего ученика на демонстрации и показать свои умения самому Махарадже Майсора.

Айгенар продолжил учиться у Кришнамачарья, а затем и сам стал преподавать в его школе. Ежедневно он накапливал опыт, добиваясь в выполнении асан всё большего совершенства. На это тратилось огромное количество времени, но старания не оказались напрасными. Знание английского языка позволило восемнадцатилетнему Айгенару отправиться преподавать йогу в Пуну.

В 1943 году состоялась свадьба двадцатипятилетнего Айгенара и шестнадцатилетней Рамамани, которая совершенно не обладала представлением о йоге. Замужество заметно изменило ее жизнь. Уже совсем скоро она стала помогать мужу в его практике и даже сама приступила к преподаванию йоги детям.

Учениками Айгенара были многие известные индусы. Знакомство со скрипачом Иегудди Менухиным, состоявшееся в 1952 году, привело впоследствии к тому, что у него появилось и большое количество учеников из зарубежья. Среди них была даже королева Бельгии. Сегодня открыто можно сказать о том, что именно Белур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар открыл йогу всему западному миру.

В связи с появлением огромного количества учеников, Айгенар уже не мог продолжать преподавать йогу в своем небольшом жилище. В 1968 году он приобретает землю и начинает строительство Института Йоги. Оно длилось целых семь лет. Открытие центра под названием «Рамамани Айенгар Мемориал Йога Институт» состоялось 19 января 1975 года. Здесь Айгенар и продолжил свою деятельность уже вместе со своей дочерью Гитой и сыном Прашантом, которые также стали преподавателями йоги. Айгенар объездил огромное количество стран, везде делясь своими знаниями. В 1989 году по приглашению ГосКомСпорта и Минздрава СССР он приезжал в Москву. После этого в нашей стране у него появилось большое количество последователей, многие из которых и сегодня обучают искусству йоги всех желающих.

Паривриттаикапада Ширшасана / — / — / 72

Паривритта означает «повернутый», эка—«один», пада—«ступня». В этом варианте Ширшасаны ноги разъединены — одна сзади, другая впереди, а туловище повернуто в сторону.

1. Встаньте в Ширшасану (ил.70).

2. Разведите ноги, отводя правую ногу назад, а левую ногу вперед; держите ноги прямыми, для чего напрягайте мышцы бедер и колени. Балансируйте так несколько мгновений.

3. Выдохните, поверните туловище вправо так, чтобы левая нога была повернута вправо, а правая нога — влево (ил.72). Позвоночник вращается здесь как в Паршва Ширшасане, но ноги при этом разведены.

4. Оставайтесь в этом конечном положении 10-15 секунд, нормально дыша. При этом:(1) вытяните обе ноги и сделайте их твердыми, как прутья;(2) поднимите оба бока туловища вверх;(3) поднимите левое плечо и подмышку вверх; (4) туловище не должно оседать.

5. Выдохните, перейдите в положение как в пункте 2, затем в Ширшасану (ил.70).

6. Теперь повторите асану в левую сторону, нормально дыша, обращая внимание на те же самые моменты и оставаясь в позе такое же время. Вернитесь в Ширшасану.

Эффект.Эта поза способствует пищеварению и выделительной деятельности, тонизирует репродуктивные и выделительные органы.

Эка Пада Ширшасана / — / — / 73

В этом варианте нужно балансировать так, чтобы одна нога была в Ширшасане, а другая находилась внизу.

1. Встаньте в Ширшасану (ил.70)

2. Вытяните левую ногу от тазобедренного сустава вверх и держите ее твердой; держите туловище поднятым вверх.

3. Выдохните и опускайте правую ногу, не сгибая ее, вниз, пока пальцы ног не коснутся пола (ил. 73).

4. Оставайтесь в этом конечном положении 10-15секунд, нормально дыша. Приэтом:(1) напрягите обе ноги; добейтесь такого ощущения, как будто что-то тянет левую ногу вверх;(2) тяните правое бедро внутрь к тазобедренному суставу, сокращая расстояние между тазом и бедром;(3) в этом положении, вероятно, появятся реакции, которые надо скорректировать:а) позвоночник может стать выгнутым, что приведет к сгибанию туловища;б) равновесие может сместиться на правую ногу, которая находится на полу, вместо того чтобы оставаться на голове;в) правая сторона туловища может подвинуться вперед, а левая назад, вызывая при этом наклон таза;г) ключица может быть не поднята;д) шейные мышцы могут сократиться;с) левая нога может не остаться перпендикулярной, она может склониться вперед.

5. Вдохните и поднимите правую ногу вверх, держа оба бедра хорошо вытянутыми. Перейдите в Ширшасану.

6. Повторите асану на левую сторону, опустив на пол левую ногу. Дышите нормально и выполняйте все инструкции, оставаясь в позе столько же времени. Вернитесь в Ширшасану (ил.70).

Особые замечания:(1) Если правая нога не может достать до пола, тогда держите ее параллельно полу. Не сгибайте позвоночник для того, чтобы опустить ногу вниз. Повторите то же самое с левой ногой.

Эффект.Эта асана укрепляет шею и живот, а также спину. Она способствует пищеварению.

Паршваика Пада Ширшасана / — / — / 74

В этом варианте Ширшасаны одна нога опущена вниз, на пол, в сторону по одной линии с плечом.

1. Встаньте в Ширшасану (ил.70).

2. Сделайте левую ногу твердой. Поверните правый тазобедренный сустав вправо так, чтобы бедро, колено, лодыжка и ступня повернулись вправо.

3. Выдохните и опустите правую ногу в сторону на пол, чтобы эта нога была на одной линии с ухом (ил.74).

4. Оставайтесь в этом конечном положении 10-15 секунд, дыша нормально. При этом:(1) не сгибайте колени; (2) не сокращайте мышцы спины с правой стороны; (3) когда вы держите правую ступню на одной линии с ухом, втяните правую ягодицу внутрь;(4) поднимите правое ложное ребро;(5) не переводите вес тела на правую ступню.

5. Выдохните и поднимите правую ногу в положение Ширшасаны (ил.70).

6. Повторите асану в левую сторону, опуская на пол левую ногу, дыша нормально, выполняя те же инструкции и оставаясь в позе такое же время. Вернитесь в Ширшасану.

Особые замечания:1) Когда вы опускаете ногу в сторону, не позволяйте телу наклоняться в стороны или вперед. Если необходимо, держите ногу на полпути вниз и параллельно полу.

Эффект.Шея, позвоночник и живот становятся сильными. Кишечник укрепляется и активизируется.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Как образуются названия асан на санскрите

Хатха Йога зародилась в Индии, поэтому названия позам йоги изначально даны на санскрите — древнем индийском языке. Часто тем, кто только начинает заниматься йогой, сложно дается запоминание этих непривычных для русского уха названий. Поэтому инструктора в группах начального уровня часто называют асаны на русском языке. Не всегда это бывает точный перевод. Иногда используется вообще не перевод слова, а дается другое понятие. Рано или поздно практикующие сталкиваются с необходимостью запомнить санскритские названия асан. Например, на семинарах индийских или западный учителей йоги звучат названия поз йоги именно на этом древнем языке.

В книге Б.К.С. Айенгара «Йоги Дипика» можно найти описание большого количества асан с названиями на санскрите. Санскритские корни, используемые в каждой позе, были переведены Айенгаром на английский язык. Затем эту книгу перевели на русский. В этой статье представлены санскритские корни согласно книге «Йога Дипика». Возможно, на прямую с санскрита на русский их можно перевести и точнее.

В названии асан, описанных в книге Айенгара, встречаются числительные, названия частей тела, положение тела или его частей в пространстве, названия растений и животных, имена героев индийского эпоса. Рассмотрим по отдельности все эти группы.

1. Санскритские числительные:

Эка – один (Эка Пада Ширшасана).

Дви – два (Дви Пада Каундинасана).

Три – три (Уттхита Триконасана).

Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана).

Панча – пять (Панча Карма).

Шат – шесть (Шат Карма).

Ашта – восемь (Аштавакрасана).

2. Названия частей тела

Пада – стопа (Падахастасана).

Хаста – рука, кисть (Эка Хасата Маюрасана).

Ангуштха – большой палец (Падангуштха Дханурасана).

Ширша – голова (Ширшасана).

Джану – колено (Джану Ширшасана).

Бхуджа – рука, плечо (Бхуджа Пидасана).

Паршва – бок (Паршва Дханурасана).

Мукха – лицо (Гомухасана).

Карна – ухо (Акарна Дханурасана).

Джатхара – желудок (Джатхара Паривартанасана)

Ганда – щека и вся боковая часть лица (Ганда Бхерундасана)

3. Названия части, целого, геометрические фигуры

Сарва – всё (Саламба Сарвангасана).

Анга – часть (Саламба Сарвангасана).

Ардха – половина (Ардха Матсиендрасана).

Пурна – полная (Пурна Матсиендрасана)

Парипурна – завершенная (Парипурна Навасана).

Кона – угол (Упавиштха Конасана).

Мандала – окружность (Мандаласана)

4. Положение в пространстве

Паривритта – повёрнутый (Правритта Триконасана).

Паривартана – поворачиваться, крутиться (Джатхара Паривартанасана)

Випарита – обратный, перевернутый (Випарита Шалабхасана)

Сама – ровный, прямой (Самаконасана).

Супта – лёжа (Супта Вирасана).

Упавиштха – сидящий (Упавиштха Конасана).

Урдхва – вверх (Урдхва Мукха Шванасана).

Адхо – вниз (Адхо Мукха Шванасана).

Пашчима – запад (Пашчимоттанасана).

Пурва – восток (Пурвоттанасана).

5. Действия с телом

Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Пашчимоттанасана; звук «у» меняется на «о»).

Уттхита – вытянутый (Уттхита Триконасана).

Прасарита – расширенный (Прасарита Падоттанасана).

Баддха – связанный, схваченный (Баддха Конасана).

Пида – давление (Бхуджа Пидасана).

Саламба – с опорой (Саламба Сарвангасана).

Нирламба – без опоры (Нирламба Сарвангасана).

Утката – сильный (Уткатасана).

Стхити – стояние спокойно, неподвижность (Самастхити)

Лола – дрожащий, колеблющийся, раскачивающийся, подобно серьге (Лоласана).

Данда – посох, палка (Йогадандасана).

Дханур – боевой лук (Дханурасана).

Нава – лодка (Парипурна Навасана).

Хала – плуг (Халасана).

Мала – бусина, гирлянда из бусин, четки (Маласана).

Паша – петля (Пашасана).

Ваджра – молния (Ваджрасана).

Тада – скала (Тадасана)

Парвата – гора (Парватасана – Падмасана с вытянутыми вверх руками).

Чандра – луна (Ардха Чандрасана).

Паригха – перекладина, засов (Паригхасана).

Тола – весы (Толасана).

Чакра – колесо (Чакрасана — кувырок назад в АВЙ)

Сету – мост (Сету Бандха Сарвангасана)

Парианка – кровать, кушетка, софа (Парианкасана – Супта Вирасана с прогибом)

Уштра – верблюд (Уштрасана).

Гаруда – орёл (Гарудасана).

Ватаяна – лошадь (Ватаянасана).

Шалабха – саранча (Шалабхасана).

Макара, накра – крокодил (Макарасана).

Бхуджанга – кобра, змея (Бхуджангасана).

Швана – собака (Адхо Мукха Шванасана).

Го – корова (Гомукхасана).

Бхека, мандука – лягушка (Бхекасана).

Симха – лев (Симхасана).

Марджари – кот, кошка (Марджариасана)

Матсиа – рыба (Матсиасана).

Кукута – петух (Кукутасана).

Краунча – цапля (Краунчасана).

Маюра – павлин (Маюрасана).

Пинча – хвост, перо (Пинча Маюрасана).

Вришчика – скорпион (Вричикасана).

Курма – черепаха (Курмасана).

Чакора – сказочная птица питающаяся солнечными лучами (Чакорасана – баланс на руках с ногой за головой).

Титибха – светлячок (Титибхасана).

Бака – журавль (Бакасана)

Кака – ворон (Какасана)

Капота – голубь (Капотасана, Эка Пада Раджа Капотасана)

Хамса – лебедь (Хамсасана, Ардха Хамсасана)

Шашанка – заяц (Шашанкасана)

Капинджала – разновидность куропатки (плечевой выворот в балансе на одной руке и ноге, как в Васиштхасане)

Врикша – дерево (Врикшасана, Адхо Мукха Врикшасана)

Канда – корнеплод, узел (Кандасана)

Падма – лотос (Падмасана, Урдхва Падмасана).

9. Человеческие состояния

Раджа – владыка, король (Натараджасана, Раджа Капотасана, Эка Пада Раджакапотасана)

Гарбха – чрево (Гарбха Пиндасана).

Пинда – эмбрион (Гарбха Пиндасана)

Вира – герой (Вирасана, Супта Вирасана).

Сиддха – совершенный (Сиддхасана).

Сукха – простой, лекгий, приятный (Сукхасана)

Нидра – сон (Йога Нидрасана).

Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана).

Бхайрава – страшный, грозный (Бхайравасана – положение на лежа на спине с ногой за головой)

Бхерунда – страшный, ужасный (Ганда Бхерундасана)

Буддха – просвятленный (Буддхасана – нога за головой с захватом рук за спиной)

10. Имена героев индийского эпоса

Вирабхадра – имя демона рождённого от гнева Шивы (Врабхадрасана 1, 2,3).

Аштавакра – мудрец, родившийся скрученным в 8-ми частях тела (Аштавакрасана).

Каундинья – мурец из рода Васиштхи (Эка Пада Каундиниасана, Дви Пада Каундиниасана).

Васиштха – легендарный мудрец (Васиштхасана).

Вишвамитра – легендарный мудрец родившийся кшатрием и ставший брахманом благодаря аскезе (Вишвамитрасана).

Маричи – имя сына Брахмы (Маричасана 1, 2, 3, 4).

Матсиендра – один из основателей хатха йоги (Ардха Матсиедрасана, Пурна Матсиендрасана).

Бхарадваджа – легендарный мудрец, отец Дроны (Бхараваджасана – скрутка почти из Вирасаны, часто дают в школе Айенгара, второй вариант – скрутка с одной ногой в полу лотосе, другой в полу Вирасане).

Вамадева – одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (Вамадевасана).

Хануман – великая обезьяна, сын Ваю (ветра) персонж Рамаяны (Хануманасана).

Тривикрама – одно из имен Вишну (викрама – шаг, поступь; в одном из вопрощений Вишну в теле карлика за три шага обошел всю Землю (Супта Тривикрамасана)

Горакша – имя великого мастера хатха йоги, переводится как пастух (Горокшасана).

Галава – мудрец, ученик Вишвамитры (Галавасана, Эка Пада Галавасана).

Ручика – дед Парашурамы (Ручикасана – наклон с ногой за головой).

Дурваса – легендарный мудрец, аватара Шивы (Дурвасасана).

Кала Бхайрава – одно из имён Шивы (Кала Бхайравасана – баланс с ногой за головой, как в Вишвамитрасане)

Сканда – имя бога войны, сына Шивы (Скандасана – наклон с ногой за головой).

Кашьяпа – легендарный мудрец, сын Маричи прорадитель девов и асуров (богов и демонов) (Кашьяпасана – Вишвамитрасана с полу лотосом и захватом)

Ната – танец, танцор (Натараджасана).

Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша (Анантасана).

Валакхилья – небесные духи размером с палец (Валкхилисана – Эка Пада Раджа Капотасана с захватом за заднюю ногу)

11. Понятия, используемые в названиях Пранаямы

Пурака – вдох (наполнение)

Речака – выдох (опустошение)

Кумбхака – задержка (горшок)

Мудра – печать, знак

Бандха – оковы, замок

Дхара – верхнее напряжение

Нади – энергетические каналы

Пингала – правый канал

Ида – левый канал

Сушумна — центральный канал

Шодхана – очищать, чистить

Бхедана – проникать, пронизывать

Бхрамари – черная пчела

Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть)

Ссылка на основную публикацию