Дхарана. На пути к самадхи | Masajista.ru

Дхарана. На пути к самадхи

Дхарана. На пути к самадхи

16. ПРАТЬЯХАРА, ДХАРАНА, ДХЬЯНА, САМАДХИ

Хатха-йога – это гупта-видья (тайное знание), сохраненная учителями, которая изучалась и практиковалась достойными садхаками под прямым руководством опытных учителей. Накопив достаточно силы для осуществления контроля над физическим телом, жизненными силами, чувственными потребностями, ментальными наклонностями, интеллектуальным любопытством и сомнениями, садхака практикует более глубокое сосредоточение на высших духовных идеалах, намереваясь достичь полного просветления сознания, силы и целостности бытия. Пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи – последовательные ступени концентрации, представляющие собой главные методы Раджа-йоги, которую каждый хатха-йог практикует с лёгкостью, непринужденностью и радостью на высших стадиях духовного прогресса.

Пратьяхара – это процесс отвлечения внимания от любых частных объектов: внутренних и внешних, грубых и тонких, чувственных импульсов и мысленных образов, желаний и чувств, включая даже йогические силы, которые становятся помехой для концентрации. Это требует неукротимой решимости, духовного противостояния естественной природе, неутомимого терпения и постоянства. Пратьяхара дается сравнительно легче тем, кто развивается посредством практики Хатха-йоги.

Наряду с пратьяхарой следует практиковать дхарану – последовательное сосредоточение внимания на определённом объекте, будь то мантра, звук, символ, разумная концепция, бессодержательная идея пустоты ( шунья ) или тишины, спокойное и умиротворенное состояние сознания или ясно представляемая идея Высшей Реальности. При продвижении в пратьяхаре и дхаране выбранный для сосредоточения объект должен постепенно утончаться, очищаться и одухотворяться, что повлечет за собой сокращение усилий, необходимых для отвлечения внимания от внешних объектов. Когда пратьяхара станет легкой и почти спонтанной, а дхарана постоянной и утонченной, тогда сознание практически освободится от тенденций к отвлечению и дхарана преобразуется в дхьяну . Когда развивается способность к дхьяне (глубокой медитации), садхака должен особенно внимательно оберегать ум от всех предвзятых мнений относительно Высшей Истины, различного рода сектанских наклонностей и предубеждений. Целостное сознание, очищенное путём предварительных практик, ставшее постоянным и ясным, должно открыться сиянию Истины, чтобы озариться божественным светом.

Когда йог погружается в медитацию все глубже в состоянии чистоты и устойчивой непривязанности и его мышление лишено жёсткой фиксации на чём-либо, тогда «двери» скрытых отделов сознания, запертые в нормальном состоянии, открываются перед ним. Он благословлен даром прямого интуитивного восприятия духовных тайн, скрытых в глубинных слоях человеческого сознания, вся его ментальная энергия и жизненная сила теперь сконцентрированы, соединены и неизменно направлены внутрь, постепенно все больше и больше наполняясь сиянием Высшего Духа.

Индивидуальное сознание на пути прогресса поднимается к совершенному просветленному состоянию Сверх-Сознания, где трансформируются все личные ограничения, исчезают различия между телом и космосом, между «я» и другим, между субъектом и объектом, — после чего ум становится Верховным Разумом, а сила – Верховной Волей. Такое состояние называется самадхи , оно наступает при совершенном овладении дхьяной , или глубокой медитацией. Йоги школы Горакхнатха описывают это состояние как полнейшее блаженство, единение Шивы и Шакти, Трансцендентного Духа и Динамической Силы. Сознание йога достигает этого блаженного состояния, когда после интенсивной практики мистической Йоги оно совершенно освобождается от всех видов загрязнений, непостоянств, слабостей и ограничений, мирских влияний и привязанностей к удовольствиям и полностью осуществляет наивысшую х духовную возможность своей внутренней природы.

Следует отметить, что в йогической системе самадхи не представляется как полностью статическое состояние, оно не исключает сознание, силу и действие, оно вовсе не подобно временной смерти, крепкому сну или обмороку, как это кажется извне и как предполагают поверхностные мыслители.

Несомненно, самадхи – это самое спокойное, умиротворенное и мирное состояние сознания, без каких-либо внутренних движений или перемен, без эмпирического знания, эмоций или воли, без определённых субъектно-объектных отношений, но в то же время это предельно динамичное, крайне разнообразное и очень радостное состояние. Это переживание полной активности и полного покоя, совершенной радости при отсутствии всяких эмоций, совершенного знания без какого-либо процесса познания. В этом состоянии йог наслаждается блаженством бессмертия в смертном теле, испытывая безграничность и вечность, преобразуя ограничения времени и пространства в своем крошечном меняющемся теле. Он реализует единство с Шивой в глубине своего сознания и бесконечно наслаждается им.

Переживание самадхи обычно считается наивысшей целью практики садхака , но великие учителя Йоги высказывали некоторые предостережения по данному поводу. Когда термин «самадхи» используется применительно к совершенному духовному просветлению – это верно. Но обычно его используют в значении временного подавления естественных состояний и процессов феноменального сознания, сдерживания сознательных желаний и импульсов, мыслей и эмоций, ощущений, воспоминаний и образов, а также состояний сна и сновидения. Такое подавление не обязательно подразумевает духовное просветление, истинную реализацию, или достижение единства с Шивой. Подобное самадхи можно искусственно создать путём размышления и удерживать некоторое время постоянным волевым усилием с помощью соответствующих методов ментальной и физиологической дисциплины, даже при загрязненном уме и теле, не просветленном сознании. Прочные мирские склонности ума могут оставаться какое-то время бездействующими на подсознательном уровне, и мирские силы могут не стимулировать их в течении данного периода. Но они снова утвердятся в полной мере, когда пройдёт так называемое самадхи . Такое самадхи не имеет особой духовной важности. Под определёнными формами такого подавления иногда проявляется непостоянство ума. Следует уметь распознавать истинное самадхи и тщательно отличать его от всех разновидностей ложного и обманчивого самадхи .

Для достижения истинного состояния духовного просветления предписывается полный курс йога-садханы .

Кроме того, даже переживания подлинного самадхи один, два или несколько раз недостаточно для духовной реализации. Нужно практиковать так долго, пока не будет достигнуто необратимое преобразование обычных состояний ума и чувств, пока сознание не озарится и не одухотворится светом Высшего Духа в глубочайшей медитации и не станет настолько динамическим, чтобы обрести силу озарить и одухотворить все уровни психофизического воплощения йога. До тех пор пока интеллектуальный, психический, жизненный и физический планы эмпирического сознания не озарены обретённой в самадхи духовной мудростью ( самадхиджа-праджня ), йог не способен достичь духовного совершенства. Йоги провозглашают, что самадхи, или безмолвное и спокойное просветленное сознание, которое превыше ограничений пространства, времени, принципа относительности и индивидуальности, вовсе не инертное состояние. С низших планов такое положение дел представляется негативным, и поэтому дальнейшее восхождение кажется невозможным. Но на самом деле существуют разные истинные переживания и истинные наслаждения даже в том состоянии, которое представляется как единое трансцендентное состояние чистого сознания. Существуют даже ещё более высокие ступени самадхи , ещё более великолепные и сладостно-сияющие состояния Сверх-Сознания, еще более слитное единение с Шивой.

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

0 Comments

Дхарана – шестая ступень в Восьмиступенчатой Йоге Патанджали, буквально означает «неподвижная концентрация ума». Основная идея состоит в том, чтобы держать концентрацию или центр внимания в одном направлении. Это не принудительная концентрация, например, в случае решения трудной задачи в математике; скорее дхарана — форма ближе к настроению, которое можно назвать восприимчивой концентрацией.

На практике дхарана — это создание определенных условий для ума, чтобы он смог сосредоточиться в одном направлении вместо того, чтобы метаться в разные стороны. Глубокая вовлеченность и рефлексия – вот главные условия дхараны. Когда ум направлен на объект концентрации, а внимательность не дает ему соскальзывать и увлекаться мыслями, луч сознания все больше «прилипает» к объекту и дхарана усиливается. Медитативные методы, использующие в основе сосредоточение на выбранном объекте, направляют ум практика в одно определенное русло, при этом он становится тихим, неподвижным и податливым.

Цель дхараны состоит в том, чтобы стабилизировать ум, сосредотачивая его внимание на определенном объекте, избегая отвлечений. В начале будет сложно игнорировать все мысли и эмоции, сопровождаемые ими. Начинающему практику рекомендуется осваивать концентрацию на простой форме (например, черная точка на белом листе бумаги).

После того, как ум немного натренирован и его способность сосредотачиваться увеличилась, можно перейти на более тонкие объекты и процессы (янтры, мантры, дыхание, визуализация и т. д.). Способность к хорошей дхаране зависит от превосходного психологического здоровья и способности интеграции, и не является побегом от реальности, а скорее движением к восприятию истинной природы «Я».

Дхьяна – седьмая ступень Аштанга Йоги , означает поклонение, или глубокую и погруженную медитацию. Дхьяна вовлекает концентрацию в саму основу объекта, проникая в его суть. Во время дхьяны усиливается способность ума проникать в суть тонких различий между объектами и в глубинные слои подсознания, что в свою очередь приводит к объединению видящего и видимого.

Нас учат дифференцировать между умом (воспринимающим), средствами восприятия и воспринятыми объектами — между словами, их значениями и идеями, и даже между всеми уровнями естественного развития. Но интуитивно мы понимаем, что все они сплавлены в одном недифференцированном континууме. Нужно приложить большую ясность ума, наблюдая за объектом и предметом, чтобы обнаружить их общие черты. Таким образом, дхьяна это ощущение реальной идентичности среди очевидных различий.

Во время дхараны ум становится однонаправленным, а во время дхьяны частью того объекта, на котором фокусируется. Именно по этому, дхарана должна предшествовать дхьяне, поскольку для установления связи ум должен сначала сфокусироваться на объекте. Если дхарана – контакт, то дхьяна – связь. Понятно, что сосредоточение внимания на одном объекте не приведет к реализации. Чтобы достигнуть цели нужно «стать одним» с объектом медитации. В дхаране сознание медитирующего закреплено на предмете, а в дхьяне оно находится в одном потоке.

Заключительный шаг в Йоге Патанджали – достижение самадхи. Когда мы достигаем такого уровня, что становимся тотально поглощенными чем-то, когда ум полностью слился с объектом, мы в состоянии самадхи. Самадхи означает «примирять, сливаться». В самадхи полностью исчезают наши личные отождествления. В момент самадхи различий не существует, есть только всеобъемлющая недвойственность. Мы становимся одними с Божественным Существованием.

В состоянии самадхи мы осознаем идентичность без различий и наслаждаемся чистым восприятием недвойственности. Ум находится у своего источника, откуда он и возник. Яркая вспышка, душа освобождена… Абсолютная и вечная свобода ограниченной души за пределами состояний, отождествлений и вне времени и места. После того, как сознание освободилось, оно уже никогда не возвращается в неволю.

Совершенство этого состояния охватывает и прославляет все аспекты существования, изливая на них свет высшего понимания. Человек, достигший самадхи, сохраняет свою индивидуальность, но он уже не связан ей. Он знает, что он не тело, не ум и не личность, он есть ТО…

Итак, вы практикуете йогу. Классическую йогу. Именно то, что принято называть «аштанга-йога» или (реже) «раджа-йога». Это значит, что вы методично, шаг за шагом, осваиваете все восемь ступеней йогического мастерства, определённых ещё Патанджали в его «Йога-сутре». Описанию этих ступеней и посвящён предлагаемый вам цикл статей. Сегодня настала очередь шестой ступени, именуемой дхарана. На практике лишь немногие доходят до этой ступени, прочно застревая на этапе выполнения асан в совокупности с пранаямами и считая это вполне достаточным. Ошибочность такой установки состоит в том, что достижение подлинной гармонии тела и ума, которое и является целью практики йоги, возможно лишь при добросовестном освоении всех её ступеней. И ничего невозможного (а тем более, лишнего!) в них нет. Здесь каждая последующая ступень является вполне логичным следствием предыдущей. Единственное, что вам нужно – так это упорство и целеустремлённость. Но если вы уже освоили хотя бы первые две ступени, именуемые яма и нияма, то эти качества у вас, по определению, уже есть.

Так что же представляет собой дхарана? В чём её важность и необходимость? Какое место она занимает в ряду повседневной практики йоги? Давайте попробуем разобраться. И поверьте на слово, ничего сложного и сверхъестественного здесь нет. Итак…

Что такое дхарана?

Когда выполнение асан уже укрепило ваше тело, пранаяма приучила ум к спокойствию и наполнила вас энергией, а пратьяхара помогла взять под контроль собственные чувства, вы уже готовы к следующему этапу практики, целиком и полностью направленному на работу с умом. До полного успокоения ума, его остановки и выхода за пределы его искусственной обособленности вам следует освоить простейшие механизмы контроля ума. На Востоке недисциплинированный ум часто сравнивают с обезьяной, которая постоянно скачет с ветки на ветку, беспорядочно хватается то за одно, то за другое, не в состоянии сосредоточиться на чём-то конкретно. Для дрессировки этой обезьяны издавна применяются различные методы. Дхарана – второй из них, следующий за пратьяхарой.

Дхарана – это полная, тотальная концентрация ума на какой-либо одной мысли, образе или материальном объекте. Если во время выполнения пратьяхары вы научились контролировать свои чувства (индрии, к которым, как уже писалось ранее, принято относить и ум), удалять их от объектов чувственного восприятия, то на стадии дхараны вы достигнете полной концентрации ума на каком-либо одном объекте, что само по себе уже достаточно сложно. Можно сказать, что дхарана – это первичная стадия медитации, пока ещё неполная и несовершенная, при которой бурный поток мыслей останавливается и уделяется внимание лишь одному объекту. Или, если продолжать вышеупомянутую аналогию, можно было бы сказать так: ваша обезьяна ещё не спит, но уже не скачет по веткам; она не хватает в свои лапы множество предметов, а зачарованно рассматривает всего один, при этом совершенно забывая о себе.

Практика дхараны

Согласно многочисленным канонам, тотальная фиксация сознания на каком-либо внешнем объекте, мысли, образе в течении, как минимум, двенадцати секунд – уже есть дхарана. Соответственно, двенадцать таких дхаран, следующих непрерывно – это дхьяна, а двенадцать дхьян – самадхи. Впрочем, к этому ещё нужно прийти.

Все тонкости и нюансы выполнения дхараны вам, несомненно, сможет грамотно и доступно изложить ваш учитель йоги. Достаточно лишь знать, что объектом концентрации здесь могут быть: сердце, трикути (центр сознания, помещаемый между бровей), макушка головы (сахасрара-чакра), кончик носа, пупок, звук собственного дыхания. Также концентрация может производиться на изображении или мысленном образе Учителя, святого, божества или ишта-девата (личного божества). Кроме того, существуют традиции концентрации на янтре (мандале), на звуке мантры, на различных предметах (например, кристалл, цветок лотоса, луна или пламя свечи).

Важный момент! Вопреки устоявшемуся ошибочному мнению, для христиан практика дхараны вовсе не противопоказана, ибо не несёт в своей сути чего-либо «языческого» или «идоломолитвенного»! Христиане, православные в том числе, объектом концентрации могут избрать распятие, огонь лампады под образами, образ Спасителя или Пресвятой Богородицы. Ведь при выполнении этой практики объект концентрации не особо важен. Главное, чтобы он вызывал у вас позитивные чувства и настраивал на долгое, максимально сосредоточенное созерцание.

Как бы то ни было, освоив технику дхараны, вы продвинетесь ещё на один шаг по пути к гармонии и совершенству, по пути к окончательному Освобождению, самадхи – высочайшей из восьми ступеней йоги. До этой стадии вам остаётся сделать всего два шага, подняться всего-то на две ступени… но это, как правило, оказывается самым трудным для большинства практикующих. Почему? Об этом мы с вами поговорим в заключительных статьях этого цикла, повествующих о дхьяне и самадхи. А пока хотелось бы пожелать вам чистоты устремлений и упорства в практике. Так или иначе, мы на верном пути!

Дхарана. На пути к самадхи

Свами Шивананда. Четырнадцать уроков раджа-йоги

Следующие четырнадцать элементарных уроков по раджа-йоге предназначены для искателя, который говорит так: «Йога — это мой идеал, но я не знаю, то ли это разновидность мистицизма, то ли процесс обретения сверхъестественных сил, столь желанных для земных смертных». Перед вами — последовательное и понятное, четкое и лаконичное изложение замечательной психоаналитической и в высшей степени рациональной системы раджа-йоги, которое рассеивает ошибочные представления об истинной природе этого учения и подчеркивает его экстраординарное значение в обретении настоящего счастья и интегральном развитии человеческой личности.

Здесь вы найдете квинтэссенцию восьмеричной системы Патанджали, которая начинается с этической дисциплины и заканчивается окончательным растворением индивидуального восприятия в едином всеобщем космическом сознании. Сюда же вошли дополнительные конкретные сведения о качествах ученика йоги, о рационе питания, которого он должен придерживаться, о процессе гармонизации ментальных модификаций и т. д. Кроме того, здесь представлена философия Ом, составляющая основу практики концентрации и медитации.

В данной работе не пропагандируются какие-то невыполнимые методы. Чтобы идти по йогическому пути, нет необходимости отказываться от своего призвания. Цели и задачи раджа-йоги не требуют принятия новой религии. Наука раджа-йоги универсальна: она применима ко всем людям. Она действительно показывает, как можно жить наполненной и счастливой жизнью с пользой не только для себя, но и для других.

Урок первый. Йога.

1. Приветствую Садгуру (духовного учителя) и Махариши Патанджали, представителя раджа-йоги.

2. Вот изложение раджа-йоги.

3. Раджа — йога — это сдерживание мыслей, или волн, или модификаций сознания.

4. Йога — это союз с Господом, или Верховной Душой.

5. Йога придает физическую и ментальную силу.

6. Йога дает хорошую концентрацию, хорошее здоровье, душевное равновесие и спокойствие духа.

7. Йога освобождает от колеса рождений и смертей.

8. Йога дарует бессмертие, вечное блаженство, свободу, совершенство, непреходящую радость и вечный покой.

9. Раджа-йога означает «царская йога», потому что она напрямую связана с сознанием.

10. Сознанию присущи три качества: caттва, раджас и тамас.

11. Саттва — это чистота, доброта, гармония, свет и мудрость.

12. Раджас — это страсть, действие и движение.

13. Тамас — это инертность, тьма и неведение.

14. Между саттвой и раджасом — тамасом происходит внутренняя борьба.

15. Преобразуйте тамас в раджас в процессе работы, а раджас в саттву в процессе медитации.

16. Садхана, или абхьяса, — это духовная практика, которая способствует сосредоточению сознания и осознанию Бога.

17. «Садхак» — это «стремящийся», или ученик йоги, выполняющий садхану, или абхъясу (духовную практику).

18. Бог существует. Он всемогущий, всеведущий и вездесущий. Он — вечный внутренний Правитель, Создатель и Покровитель.

19. Бог — это истина. Бог — это любовь. Бог — это мудрость. Бог — это мир. Бог — это бесконечность. Бог — это вечность. Бог- это бессмертие. Бог — это красота. Бог — это чистота. Бог — это совершенство. Бог — это свобода.

20. Бог — это изысканный вкус апельсина. Он — сила акробата. Он — благоухание жасмина. Он — разумность сознания.

21. Он наделяет светом и силой интеллект, прану (энергию) и чувства.

22. Он пребывает в вашем сердце. Он — в вас, а вы — в Нем.

23. Он ближе к вам, чем воздух в вашем носу, чем ваша яремная вена.

24. Он качает кровь к вашим артериям. Он превращает пищу в сок и кровь.

25. Он закрывает и сжимает ваши веки.

26. В каждом теле есть стремление к достижению совершенства, свободы и бессмертия. Это показывает, что Бог существует.

27. Покоя, бессмертия и вечного блаженства можно достичь только в Боге.

28. Кто создал это тело и душу? Кто направляет разум? Кто оберегает дитя в материнском чреве? Бог, Царь Природы.

29. Он — шактиман, или шакта — управляющий шакти (энергией, или природой).

30. Кто сохраняет порядок во вселенной? Кто предопределяет смену времен года? Взгляните на небо. Кто создал солнце, луну и звезды? Это Бог.

31. Встаньте в четыре часа утра. Этот период благоприятен для медитации.

32. Сейчас у вас свежая голова. Окружающая вас атмосфера наполнена тишиной и покоем.

33. Можете принять падмасану (позу лотоса) или любую другую удобную позу.

34. Можно сидеть на стуле или в кресле и медитировать. Но не поддавайтесь сонливости.

35. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на межбровном пространстве (трикути).

36. Вначале поприветствуйте вашего гуру, или учителя йоги.

37. Начинайте с десяти минут и постепенно доведите длительность сеанса до получаса или часа.

38. Мысленно повторяйте: «ОМ. ОМ. ОМ. «

39. Соедините образ бесконечности, вечности, бессмертия, вечного блаженства и высшего покоя с ОМ.

40. Сознание будет включаться, но снова и снова возвращайте его на место, в точку, в центр.

1. Что такое йога?

2. Что такое раджа-йога?

3. Какие плоды приносит йога?

4. Что такое саттва, раджас и тамас?

5. Что такое садхана?

6. Кто такой садхак?

7. Приведите несколько доказательств существования Бога.

8. Какова божественная природа?

9. В каких позах надо медитировать?

10. Какова продолжительность медитации?

11. Что такое трикути?

Урок второй. Качества ученика йоги

1. Ученик должен иметь веру и быть беззаветно преданным гуру и Богу.

2. У него должно быть доверие к учению гуру и к текстам йогических писаний.

3. Он должен испытывать сильное стремление к Духу и быть бесстрастным.

4. Вера, духовное стремление и бесстрастие — вот три важных качества ученика йоги.

5. Ненасилие, правдивость и целибат — вот три фундаментальные добродетели.

6. Ученик должен быть кротким, скромным, смиренным и великодушным.

7. Он не должен быть лживым, хитрым, корыстным, лицемерным, грубым, невоспитанным, жадным и эгоистичным.

БЕСКОРЫСТИЕ И КОСМИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

8. В нем должен присутствовать дух бескорыстного служения. Он должен служить бедным и больным. Он должен делиться с другими всем, что у него есть.

9. Он должен ощущать космическую любовь. Он должен любить всех. Его любовь должна быть всеобъемлющей. Он должен ее развивать и совершенствовать.

10. Он должен быть спокойным. Божественный свет рождается лишь в спокойной душе.

11. В нем не должно быть насилия, он ничего не должен желать и никогда не должен лгать.

12. Он должен придерживаться золотой середины, или серединного пути.

ЧИСТОТА И САМОКОНТРОЛЬ

13. Он должен соблюдать абсолютный целибат и вести упорядоченную, дисциплинированную жизнь. Он должен соблюдать умеренность во всем.

14. Он должен жить в состоянии удовлетворенности.

15. У него должен быть абсолютный самоконтроль. Он должен постепенно дисциплинировать чувства и держать их в подчинении.

Дхарана и Бхавана — два «секрета» йоги

ДХАРАНА

Считается, что практика йоги должна начинаться с изучения и принятия морально-этических правил: Ямы и Ниямы. Но на мой взгляд, на этот вопрос можно взглянуть и по-другому: практика йоги начинает приносить плоды и действительно ощущаться как успешная, только когда человек приступает к Дхаране и получает хотя бы ее первые проблески. Появляется контроль над умом и эмоциями, и даже своей «личностью». А там и до естественного следования Яме и Нияме недолго! Как бы то ни было, в нашу эпоху достичь успеха в Дхаране и Бхаване гораздо легче, чем — находясь в социуме! — следовать довольно суровому кодексу Ямы и Ниямы.

Многие Дхараны (112 разных!) описаны в широко доступном (в т.ч. на русском языке), достоверном, и известном серьёзным йогам трактате «Виджняна Бхайрава Тантра» (ВБТ).

  1. Дхарана на кончике носа (Насикагра-дришти Агочари-мудра);
  2. Дхарана на точке межбровья (Шамбхави-мудра) — например, 12я Дхарана ВБТ ;
  3. Дхарана на процессе дыхания (Анулом-вилом с Прана-Шуддхи): 1-4 Дхараны ВБТ, в том числе;
  4. Дхарана на чакрах (Сурья-намаскар с концентрацией по чакрам в каждой асане цикла);
  5. Дхарана на одной чакре (Мулабандха, Чакра-Шуддхи);
  6. Дхараны, использующие особые мудры и энергетические практики. Например, 12-я Дхарана ВБТ,
  7. Дхараны с мантрами (например, 15-я Дхарана ВБТ),

Для успеха в медитации, вам не надо делать все эти упражнения, достаточно какое-то одно, или несколько самых «любимых»! Каждое из этих упражнений занимает начиная всего от 5 минут в день, и может с успехом быть освоено любым человеком без особых ограничений. Концентрация приходит с опытом, а опыт — в результате банального повторения упражнений. Таким образом, практика Дхараны — очень «честная», а результат — прогнозируемый.

Дхарана на дыхании широко известна — и, к стати, применяется как составная техника во многих пранаямах. Важно лишь помнить, что Дхарана — это не просто «отслеживание» или «внимание» на дыхание, в данном случае. Должно быть безраздельное, полное «погружение» в процесс дыхания! Начинать осваивать Дхарану на дыхании разумнее всего с простого наблюдения за процессом естественного, не специального дыхания. Со временем тонкость восприятия возрастет, и кроме «вдох. выдох» вы начнете замечать и «видеть» много чего еще, дыхание «раскроется» и станет гораздо более интересным и вдохновляющим процессом, чем раньше можно было вообразить.

Если наблюдая свое (естественное или же специальное) дыхание, вы «забыли обо всем на свете»: в том числе, в какой позе вы сидите, как вас зовут, ваши планы на день и т.п. — и такой момент длится — то это Дхарана. Таким образом, Дхарана несовместима с «правками» позы, суетностью ума и спутанностью сознания. Дискомфорт во время Дхараны не ощущается, даже если поза дико неудобна, и посторонние звуки не беспокоят, их не слышно, т.к. сознание их отфильтровывает, отбрасывает. Но самое главное — процесс Дхараны «отфильтровывает» сами мысли, и ум становится чистым, буквально «прозрачным». Помимо йогических целей, такое состояние содержит гиганстский терапевтический эффект. Но в начале, реакция ума может быть обратной: вместо желанного покоя, сразу за Дхараной «всплывают» травматические воспоминания прошлого, такие как давние обиды, какие-то ошибки, которые вы совершили в далеком прошлом, и т.п. Если такие неприятные открытиявоспоминания просто наблюдать, не вовлекаясь, и мимолетные эмоции пройдут: «карма сожжена», а точнее — интегрирована.

Помимо простых — как на дыхании, на кончике носа и т.п. — бывают и очень необычные — даже вернее сказать, экзотические — дхараны:

Например, из текста ВБТ известна Дхарана, в которой нужно представить, что твои пять чувств — это разноцветные круги, «как на пере павлина» — «поместив» сигналы от соответствующих органов чувств отделно от себя, «в кружочке» или «на экране». Многие другие Дхараны этого трактата столь же необычны, это далеко не медитация на точке посреди белого листа! Что для вас эффективнее — покажет лишь опыт. Но зачастую подключение воображения и чувств окупается сполна.

Известны и шокирующие типы концентрации: такие, как дхарана на медленном протыкании своей плоти иглой (!) — медитация № 91 из «Виджняна Бхайравы», или дхарана на процессе соития (коллектив магазина и блога «Хануман» не несет ответственности за последствия и моральный ущерб!).

Трудности в Дхаранах типичны и были описаны йогами столетия назад:

Самшая — «сомнения»: начав делать какую-то технику, и не получив быстрого результата, можно усомниться и «соскочить» на другую, уничтожив тем самым достигнутый прогресс;

Аласья — «лень»: довольно очевидное препятствие: надо не лениться, и заниматься регулярно, и побольше;

Нидра — «сонливость»: при достижении первых уровней медитации, утомленная стрессом психика среднего человека часто включает «запасной клапан», и человек моментально засыпает. Так можно происходить не раз. Понятно, что проникновения в глубины медитации при этом не происходит;

Бхая — «страх»: страх — естественная реакция на остановку мыслей, на достижение Дхараны, и с этим вряд ли можно что-то специально поделать, но с практикой страх уходит, т.к. человек замечает, что ничего дурного не происходит;

Доша — «болезнь»: Дхарана может пробуждать, обостряться скрытые и необследованные заболевания, а также вызывать эффекты простуды, понос и др., которые, если не прекращать регулярную практику, проходят: а если «сорваться» — будет «откат», последующим повторным прохождением периода «чистки».

Любая Дхарана приводит к:

  • предварительным («Анандам» («Ананда») — ощущение блаженства, которое сохраняется и некоторое время после завершения практик — иногда долгое время: дни)
  • и действительным результатам (следующие за Дхараной уровни концентрации: Дхьяна и Самадхи).

То, что стоит помнить при этом — если вы не получили явных результатов сразу, при первом же искреннем опыте такой практики, или даже по прошествии нескольких недель ежедневных тренировок ума — расстраиваться и тем более отчаиваться не надо. Вряд ли есть люди, «не способные» к концентрации! Просто некоторым легче, а другим тяжелее это делать.

БХАВАНА

Если Дхарана — это техника, устанавливающая контроль над умом, интеллектом — то Бхавана это контроль над чувствами, эмоциями. Дхарана — это пробуждение ума, Бхавана — пробуждение сердца. Само слово «бхава» или «бхавана» означает «сильные эмоции». Применительно к йоге, это значит — особое состояние, вдохновение, внутренняя позиция, тончайшая эмоция.

Кстати, Бхавана — в смысле «внутреннее ощущение, переживание» — например, чувство чистой любви к Гуру, эмоция гнева или другое ощущение — может быть объектом Дхараны. В то же время, когда вы достигаете успехов в Дхаране, состояние Дхараны в каком-то смысле становится вашей бхавой, Бхаваной — вашим внутренним мироощущением, позицией. Это ощущение гармонии, покоя и радости («Саттва», «Ананда», «Сат-Чит-Ананда»).

Использование Бхаваны — тантрическая практика. Это значит, что для целей медитации могут быть использованы не только «хорошие» и «положительные» эмоции, а вообще любые, и чем сильнее, тем лучше. Любая эмоция — это Шакти, т.е. чистая энергия, родственная энергии Кундалини. Поэтому тут нет места для морали и этики. Только надо помнить: медитация всегда у нас внутри, и ни одна практика йоги не призывает использовать других людей для получения сильных эмоций.

Практика Бхаваны может заключаться в:

  • Cоздании у себя сильного положительного желания заниматься йогой, расти — в этом смысле, она родственна техникам Бхакти-йоги. Если вас привлекает мантра-йога, бхаджаны, проведение ведических церемоний — это хороший способ «подзарядки» своей бхаваны. Надо лишь помнить, что создание у себя эмоции — не самоцель, а лишь часть метода, т.к. любые эмоции приходят и уходят. Важно именно научиться их контролировать!
  • Другое направление Бхаваны — это чистое наблюдение над уже возникшей, вызванной «жизнью» эмоцией. (Дхараны 37-49 ВБТ). Например, «Виджняна Бхайрава Тантра» приводит такую технику: «Будучи разгневанной, ляг, словно мертвая; останься так (неподвижно)» — тут, как говорится, комментарии излишни, и надо только делать технику с полным вниманием (и в подходящих условиях, т.е. дома).

Ограничения и противопоказания:

Практикуя Дхарану и Бхавану, даже начинающий йогийогиня наверняка получит только положительные результаты, и никаких специальных «противопоказаний» и ограничений по здоровью тут нет. А кроме того, травмы себе нанести невозможно: если, конечно, вы не будете сидеть в Дхаране по 10 часов в день на пятках или скрестив ноги). Если в Дхаране ноги затекли — значит, вы не в Дхаране!) Между подходами медитации имеет смысл походить, размяться, сделать несколько кругов Сурья-намаскара, или полежать в Шавасане.

Но стоит сказать и о другом. Успех в некоторых Дхаранах может прийти неожиданно быстро, и вызвать непривычно сильные эмоциональные переживания и то, что называется «измененным состоянием сознания». Поэтому эти — как и любые другие медитативные — техники убедительно не рекомендуются людям с больной или неустойчивой психикой.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Дхарана. На пути к самадхи

Дхарана помогает научиться концентрировать внимание на том, что мы делаем в данный конкретный момент, видеть только то, что имеет к этому отношение, помогает успокоить беспокойство, смятение сознания, указывает путь к душевному покою.

«Дхри» означает «держать». Основная идея концепции «дхарана» поддержание однонаправленности концентрации внимания.

Представьте водоем, который используют для орошения своих полей. В разные стороны от него идут каналы. Если вырыть все каналы одинаковой глубины, количество воды в них будет одинаково. Но если один из каналов глубже других, в него поступает больше воды.

То же самое происходит в дхаране: мы создаем условия, чтобы все внимание фокусировалось в одном направлении, а не разбегалось в разные стороны. Подходящие условия могут появиться при глубоком созерцании или размышлении, которые обеспечивают очень интенсивную концентрацию на одном выбранном объекте. Мы помогаем уму двигаться в одном определенном направлении, и с ростом интенсивности этого движения другие направления движения постепенно отпадают. Таким образом, дхарана это состояние, в котором ум целиком и полностью фокусируется на одной точке. Такой точкой может быть все что угодно, но это обязательно должен быть единичный объект. Дхарана всего на один шаг отстоит от дхьяны — созерцания, медитации.

Дхьяна — медитативное состояние. Медитируя, мы выбираем способность отрешиться от всего вокруг, ни на чем, не сосредотачивая внимание, погружаемся в состояние полного покоя, когда ни одна мысль не тревожит сознание, не уводит за собой, когда желания и страсти растворяются, их как бы нет. Мы получаем несомненные преимущества от этого пребывания в «тайм-ауте».

Во время дхараны ум, подобно спокойной реке, движется в одном направлении. Больше ничего не происходит. В дхьяне же вы погружаетесь в определенный объект, между «я» и объектом устанавливается связь. Другими словами, вы воспринимаете определенный объект и в то же время постоянно взаимодействуете с ним. Дхьяне должна предшествовать дхарана, потому что прежде, чем сможет возникнуть связь, ум должен сфокусироваться на объекте. Дхарана

это контакт, а дхьяна связь.

САМАДХИ САНЬЯМА КАЙВАЛЬЯ

Это озарение, постижение высшей истины, когда душа воссоединяется с универсальной душой самого Бога, пребывает в гармонии со всем сущим. Это и есть конечная цель практики йоги.

Если нам удалось настолько раствориться в объекте, что наш ум слился с ним воедино, значит, мы в состоянии «самадхи». Самадхи означает «сонакладывание», «слияние». В самадхи наши личные характеристики имя, профессия, родословная, счет в банке и т. д. полностью исчезают. Ничего этого больше не существует. Ничто не отделяет нас от выбранного объекта, мы сливаемся с ним в одно целое.

Если дхарана, дхьяна и самадхи направлены на один объект, возникает состояние, которое называется «саньяма». Сан означает «вместе», а «яма» можно перевести как «обуздание», «дисциплина». Когда человек постоянно концентрируется на одном объекте, он обретает все более и более глубокое понимание этого объекта.

Допустим, я хочу понять, как движутся звезды. Для этого мне нужно тщательно разобраться в этом предмете. Я могу начать с вопросов: «Что такое звезда? Почему она движется с востока на запад?» Затем я буду задавать все более и более глубокие вопросы о движении звезд, пока мое желание знать не будет удовлетворено. Что при этом происходит? За короткое время я получаю больше знаний по данной теме, чем по какой-либо другой. Это саньяма. Вместо того чтобы каждый день выбирать новую тему, я пытаюсь хорошо понять одну и не позволяю любопытству уводить меня ни в какую другую сторону. Если меня интересуют асаны, я узнаю об асанах все, что только возможно.

Говорится, что саньяма пробуждает сверхъестественные силы. Однако эти силы только побочный эффект саньямы, а не ее цель. Если они станут для человека самым главным, он потеряет подлинный смысл саньямы. Ее истинное назначение в том, чтобы сконцентрироваться на объекте и изучать его, пока о нем не станет известно все.

Кайвалья — понятие, описывающее состояние человека, постоянно находящегося в самадхи. Это то состояние внутренней свободы, к которому стремится йога. Ему посвящены последние тридцать четыре стиха «Йога-сутр».

Этимологически «кайвалья» происходит от слова «кевала», которое переводится как «быть с самим собой», и его иногда интерпретируют как изоляцию или отчужденность. Человек в состоянии «кайвалья» понимает мир настолько хорошо, что стоит в стороне от него, в том смысле, что он не подвержен влиянию мира, хотя сам может на него влиять.

Неверно думать, что тот, кто живет в состоянии «кайвалья», больше не является живым человеком с нормальными человеческими потребностями и функциями. В действительности, те, кто достигли кайвальи, ведут себя как обычные люди, но при этом они не несут на своих плечах тяжесть мира. Живя в мире, они не подвластны ему. Они не свободны от восприятия объектов чувств, у них есть тело, но они немного отличаются от других. Где бы они ни находились, они чувствуют себя уверенно. Это кайвалья. Внешние силы не имеют власти над такими людьми, но сами они знают внешний мир очень хорошо.

Согласно йоге, цель мироздания в том, чтобы позволить нам понять, чем мы являемся и чем мы не являемся. Когда мы это поймем, наступит состояние «кайвалья», и задача пракрити будет выполнена. Человек, достигший кайвальи, видит материальный мир (пракрити) просто таким, каков он есть, не вкладывая в него никакого дополнительного смысла.

Выполняя асаны, мы становимся более гибкими. Занимаясь пранаямой, мы обретаем способность управлять дыханием. Похожее происходит и с кайвальей: постепенно появляется нечто, над чем мы не властны. Между нашими усилиями и состояниями, о которых идет речь, всегда существует разрыв. Здесь всегда есть спонтанность; что-то просто происходит внутри нас. Это похоже на момент засыпания — его невозможно точно определить. Или мы пропускаем этот момент, или мы еще не спим.

В нас есть две силы: одна рождается из наших старых привычек, другая из новых, возникающих в результате изменения поведения. Пока в нас живут обе эти силы, ум колеблется между ними. Но когда старая сила исчезает, ум больше не мечется из стороны в сторону. Мы достигаем другого состояния, и оно воспринимается как постоянное.

Рассекреченный первоисточник йоги (52 стр.)

Дхарана — это концентрация внимания на одном объекте, внешнем или внутреннем, в течение достаточно длительного периода времени. Этот процесс контроля за мыслями с целью сократить их активность, обуздать рассеянные мысли и намеренно сосредоточить их в желаемом направлении до тех пор, пока они не сконцентрируются полностью на избранном вами объекте (Лакшья).

В древних священных писаниях шестая и седьмая ступени йоги — (Дхарана и Дхьяна) предназначались также и для сугубо прагматических целей — искоренения шести зол, таящихся внутри человека: камы (желания), кродхи (гнева), лобхи (жадности), мохи (привязанности), мады (гордости) и матсарьи (ревности). Эти пороки рассматривались как пятая колонна, главные враги человека, и от них старались избавиться с помощью упражнений Дхараны и Дхьяны. В течение веков йоги тщательно изучали свойства процессов мышления. Вот их наиболее характерные черты: тенденция, привязанность мыслей к внешним объектам, отсюда — предметное мышление, многоплановость и разнообразие, бесконечная и быстротечная их сменяемость, их неустойчивость.

Методом Пратьяхары количество мыслей сокращается, а с помощью Дхараны происходит концентрация на одной-единственной мысли и ее длительное удержание.

Ступени Самьямы определяются в йога-сутре так: «Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете». Таким образом, в состоянии дхараны субъект и объект еще строго различаются. «Ток сознания, единственно туда направленный, есть дхьяна». Между дхараной и дхьяной по существу нет качественной разницы, скорее здесь можно говорить о количественной разнице.

7. САМАДХИ ЙОГА

Самадхи — это завершение исканий садхака. На вершине медитации садхак переходит в состояние самадхи, в котором тело и чувства отдыхают, как во сне, а способности ума и рассудка действуют, как при бодрствовании, и все же он находится за пределами сознания. Человек в состоянии самадхи совершенно бодр и в полном сознании.

Все сущее — это Брахман. Садхак спокоен и почитает его, как то, из чего произошел, то, чем дышит, и то, в чем растворится. Душа, находящаяся в сердце человека, меньше горчичного зернышка и больше небес, она вмешает все труды и все желания. В нее входит садхака. И тогда уже ощущения «я» и «мое» исчезают, поскольку деятельность тела, ума и интеллекта прекратилась, как бывает в глубоком сне. Садхак достиг тогда истинной йоги, у него остается только переживание сознания, истины и невыразимой радости. Это покой, превосходящий всякое понимание. Уму не найти слов для описания этого состояния, и языку не выговорить их. Сравнивая переживание самадхи с иными переживаниями, мудрецы говорят: «Нети! Нети!» («Это не то! Это не то!») Такое состояние можно выразить только глубочайшим молчанием. Йог расстался с материальным миром и погружен в Вечное. Познающий и познаваемое не раздвоены, но слиты, как камфора и огонь.

7.1. Гхеранда сказал: Самадхи — великая Йога и ею овладевают благодаря очень удачной судьбе. Она достигается с помощью доброты и милости учителя и преданностью ему:

7.2. Кто верит в учение, в своего учителя и в собственное Я, чье мышление пробуждается изо дня в день, тот йогин достигает прекрасного Самадхи.

7.3. Отделить Ум (Манас) от тела и соединить его с высшим Я (Параматман) — это Самадхи, освобождение сознания от всех состояний.

7.4. Я — Брахман и ничто другое. Брахман есть Я. Страдание не является уделом «Я», природа которого — абсолютное Сат-Чит-Ананда (бытие-сознание-блаженство); «Я» всегда свободно и является моей собственной сущностью.

7.5. Самадхи четверично: Дхъяна Самадхи (Самадхи через созерцание), Нада Самадхи (Самадхи через поглощение разума во внутреннем звуке Нада), Расананда Самадхи (Самадхи от вкушения нектара), Лайа Самадхи (Самадхи растворения). Эти пути осуществляются таким методами: Дхъяна Самадхи — Самбхави Мудрой, Нада Самадхи — Кхечари Мудрой, Расананда Самадхи — Бхрамари Мудрой и Лайа Самадхи — Йони Мудрой.

7.6. Пятый путь к Самадхи — Бхакти Йога, шестой — Маномурчха Кумбхака, ведущая к Раджа Йога Самадхи.

Дхъяна Йога Самадхи

7.7. Самбхави Мудрой достигается познание своего «Я». Созерцай Брахмана, как светящуюся точку. Фиксируй ум в этой точке.

7.8. Помести свое Я в середину Кха, а Кха — в середину своего Я. Созерцай таким образом тождество Я и КХА (Брахмана) и сделай так, чтобы тебе ничего не мешало. Будучи полным бесконечного блаженства, человек переходит к Самадхи.

Нада Йога Самадхи

7.9. Поверни язык вверх, закрывая проход воздуху практикой Кхечари Мудры. Так достигается Самадхи. Все другие средства здесь излишни.

Расананда Йога Самадхи

7.10. Медленно вдохни, сделай Бхрамари Кумбхаку и медленно выдохни. Так возникает звук жужжащей пчелы.

7.11. Прислушиваясь к этому звуку, помести Манас в центр звука. Так приходит Самадхи, знание «со-хам» («Я есть То») возрастает и наступает великое счастье.

Лайа Сиддхи Йога Самадхи

7.12. Совершив Йони Мудру, представляй, что ты есть Шакти, а Параматман — Пуруша. Эти двое соединяются. Так ты становишься полным блаженства и достигаешь Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман).

7.13. Это ведет к Самадхи недвойственности (Адвайта), устраняющей двойственность Я — Брахман.

Бхакти Йога Самадхи

7.14. Созерцай в своем сердце излюбленное Божество. От этого созерцания наполняйся экстазом.

7.15. С радостным возбуждением и слезами счастья приходит транс. Это ведет к Самадхи и Маномани.

Раджа Йога Самадхи

7.16. Упражняясь в Маномурчха Кумбхака (обморочном состоянии), соединяй Манас с Атманом. Этим соединением ты достигаешь Раджа Йога Самадхи.

7.17. О Чанда! Я сообщил тебе о Самадхи, ведущем к освобождению. Раджа Йога Самадхи, Унмани (безмыслие), Сахаджавастха (естественное состояние) — синонимы, означающие единство Манаса с Атманом.

7.18. Вишну в воде, Вишну в земле, Вишну — в вершинах гор. Вездесущий есть в вихре вулканического огня и в пламени. Весь мир наполнен Вишну.

7.19. Все существа, которые движутся на земле или в воздухе (деревья, кусты, лианы, корни, травы, моря и горные хребты) — знай: во всем этом Брахман. И все это обнаружь в Атмане.

7.20. Атман, пребывающий в теле, есть абсолютное сознание (Чайтанья). В нем, наивысшем, нет мгновений; оно вечное. Познавший его отдельность от тела, будет свободным от страданий и страстей.

7.21. Самадхи недоступно никакому страданию. Свободный от привязанности к своему телу, своему сыну, своей жене, своим друзьям, своим богатствам — существующий свободно от всего — йогин достигает полноты Самадхи.

7.23. Шива возвестил много истин — таких, как бессмертие растворения (Лайа Амрита), и другие. Одну из этих истин, ведущих к спасению, я передал тебе кратко.

7.23. Итак, о Чанда, я рассказал тебе о труднодостижимом высоком Самадхи. Кто знает это, тот никогда не родится снова в этом мире.

Пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи 7

Хатха-йога – это гупта-видья (тайное знание), сохраненная учителями, которая изучалась и практиковалась достойными садхаками под прямым руководством опытных учителей. Накопив достаточно силы для осуществления контроля над физическим телом, жизненными силами, чувственными потребностями, ментальными наклонностями, интеллектуальным любопытством и сомнениями, садхака практикует более глубокое сосредоточение на высших духовных идеалах, намереваясь достичь полного просветления сознания, силы и целостности бытия. Пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи – последовательные ступени концентрации, представляющие собой главные методы раджа-йоги, которую каждый хатха-йог практикует с легкостью, непринужденностью и радостью на высших стадиях духовного прогресса.

Пратьяхара – это процесс отвлечения внимания от любых частных объектов: внутренних и внешних, грубых и тонких, чувственных импульсов и мысленных образов, желаний и чувств, включая даже йогические силы, которые становятся помехой для концентрации. Это требует неукротимой решимости, духовного противостояния естественной природе, неутомимого терпения и постоянства. Пратьяхара дается сравнительно легче тем, кто развивается посредством практики хатха-йоги.

Наряду с пратьяхарой следует практиковать дхарану – последовательное сосредоточение внимания на определенном объекте, будь то мантра, звук, символ, разумная концепция, бессодержательная идея пустоты (шунья) или тишины, спокойное и умиротворенное состояние сознания или ясно представляемая идея Высшей Реальности. При продвижении в пратьяхаре и дхаране выбранный для сосредоточения объект должен постепенно утончаться, очищаться и одухотворяться, что повлечет за собой сокращение усилий, необходимых для отвлечения внимания от внешних объектов. Когда пратьяхара станет легкой и почти спонтанной, а дхарана постоянной и утонченной, тогда сознание практически освободится от тенденций к отвлечению и дхарана преобразуется в дхьяну. Когда развивается способность к дхьяне (глубокой медитации), садхака должен особенно внимательно оберегать ум от всех предвзятых мнений относительно Высшей Истины, различного рода сектанских наклонностей и предубеждений. Целостное сознание, очищенное путем предварительных практик, ставшее постоянным и ясным, должно открыться сиянию Истины, чтобы озариться божественным светом.

Когда йог погружается в медитацию все глубже в состоянии чистоты и устойчивой непривяанности и его мышление лишено жесткой фиксации на чем-либо, тогда «двери» скрытых отделов сознания, запертые в нормальном состоянии, открываются перед ним. Он благословлен даром прямого интуитивного восприятия духовных тайн, скрытых в глубинных слоях человеческого сознания, вся его ментальная энергия и жизненная сила теперь сконцентрированы, соединены и неизменно направлены внутрь, постепенно все больше и больше наполняясь сиянием Высшего Духа. Индивидуальное сознание на пути прогресса поднимается к совершенному просветленному состоянию Сверх-Сознания, где трансформируются все личные ограничения, исчезают различия между телом и космосом, между «я» и другим, между субъектом и объектом, после чего ум становится Верховным Разумом, а сила – Верховной Волей.

Следует отметить, что в йогической системе самадхи не представляется как полностью статическое состояние, оно не исключает сознание, силу и действие, оно вовсе не подобно временной смерти, крепкому сну или обмороку, как это кажется извне и как предполагают поверхностные мыслители. Несомненно, самадхи – это самое спокойное, умиротворенное и мирное состояние сознания, без каких-либо внутренних движений или перемен, без эмпирического знания, эмоций или воли, без определенных субъектно-объектных отношений, но в то же время это предельно динамичное, крайне разнообразное и очень радостное состояние. Это переживание полной активности и полного покоя, совершенной радости при отсутствии всяких эмоций, совершенного знания без какого-либо процесса познания. В этом состоянии йог наслаждается блаженством бессмертия в смертном теле, испытывая безграничность и вечность, преобразуя ограничения времени и пространства в своем крошечном меняющемся теле. Он реализует единство с Шивой в глубине своего сознания и бесконечно наслаждается им.

Переживание самадхи обычно считается наивысшей целью практики садхака, но великие учителя йоги высказывали некоторые предостережения по данному поводу. Когда термин «самадхи» используется применительно к совершенному духовному просветлению – это верно. Но обычно его используют в значении временного подавления естественных состояний и процессов феноменального сознания, сдерживания сознательных желаний и импульсов, мыслей и эмоций, ощущений, воспоминаний и образов, а также состояний сна и сновидения. Такое подавление не обязательно подразумевает духовное просветление, истинную реализацию, или достижение единства с Шивой. Подобное самадхи можно искусственно создать путем размышления и удерживать некоторое время постоянным волевым усилием с помощью соответствующих методов ментальной и физиологической дисциплины, даже при загрязненном уме и теле, не просветленном сознании.

Кроме того, даже переживания подлинного самадхи один, два или несколько раз недостаточно для духовной реализации. Нужно практиковать так долго, пока не будет достигнуто необратимое преобразование обычных состояний ума и чувств, пока сознание не озарится и не одухотворится светом Высшего Духа в глубочайшей медитации и не станет настолько динамическим, чтобы обрести силу озарить и одухотворить все уровни психофизического воплощения йога. До тех пор пока интеллектуальный, психический, жизненный и физический планы эмпирического сознания не озарены обретенной в самадхи духовной мудростью (самадхиджа-праджня), йог не способен достичь духовного совершенства. Йоги провозглашают, что самадхи, или безмолвное и спокойное просветленное сознание, которое превыше ограничений пространства, времени, принципа относительности и индивидуальности, вовсе не инертное состояние. С низших планов такое положение дел представляется негативным, и поэтому дальнейшее восхождение кажется невозможным. Но на самом деле существуют разные истинные переживания и истинные наслаждения даже в том состоянии, которое представляется как единое трансцендентное состояние чистого сознания. Существуют даже еще более высокие ступени самадхи, еще более великолепные и сладостно-сияющие состояния Сверх-Сознания, еще более слитное единение с Шивой.

Пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи

Хатха-йога – это гупта-видья (тайное знание), сохраненная учителями, которая изучалась и практиковалась достойными садхаками под прямым руководством опытных учителей. Накопив достаточно силы для осуществления контроля над физическим телом, жизненными силами, чувственными потребностями, ментальными наклонностями, интеллектуальным любопытством и сомнениями, садхака практикует более глубокое сосредоточение на высших духовных идеалах, намереваясь достичь полного просветления сознания, силы и целостности бытия. Пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи – последовательные ступени концентрации, представляющие собой главные методы раджа-йоги, которую каждый хатха-йог практикует с легкостью, непринужденностью и радостью на высших стадиях духовного прогресса.

Пратьяхара – это процесс отвлечения внимания от любых частных объектов: внутренних и внешних, грубых и тонких, чувственных импульсов и мысленных образов, желаний и чувств, включая даже йогические силы, которые становятся помехой для концентрации. Это требует неукротимой решимости, духовного противостояния естественной природе, неутомимого терпения и постоянства. Пратьяхара дается сравнительно легче тем, кто развивается посредством практики хатха-йоги.

Наряду с пратьяхарой следует практиковать дхарану – последовательное сосредоточение внимания на определенном объекте, будь то мантра, звук, символ, разумная концепция, бессодержательная идея пустоты (шунья) или тишины, спокойное и умиротворенное состояние сознания или ясно представляемая идея Высшей Реальности. При продвижении в пратьяхаре и дхаране выбранный для сосредоточения объект должен постепенно утончаться, очищаться и одухотворяться, что повлечет за собой сокращение усилий, необходимых для отвлечения внимания от внешних объектов. Когда пратьяхара станет легкой и почти спонтанной, а дхарана постоянной и утонченной, тогда сознание практически освободится от тенденций к отвлечению и дхарана преобразуется в дхьяну. Когда развивается способность к дхьяне (глубокой медитации), садхака должен особенно внимательно оберегать ум от всех предвзятых мнений относительно Высшей Истины, различного рода сектанских наклонностей и предубеждений. Целостное сознание, очищенное путем предварительных практик, ставшее постоянным и ясным, должно открыться сиянию Истины, чтобы озариться божественным светом.

Когда йог погружается в медитацию все глубже в состоянии чистоты и устойчивой непривяанности и его мышление лишено жесткой фиксации на чем-либо, тогда «двери» скрытых отделов сознания, запертые в нормальном состоянии, открываются перед ним. Он благословлен даром прямого интуитивного восприятия духовных тайн, скрытых в глубинных слоях человеческого сознания, вся его ментальная энергия и жизненная сила теперь сконцентрированы, соединены и неизменно направлены внутрь, постепенно все больше и больше наполняясь сиянием Высшего Духа. Индивидуальное сознание на пути прогресса поднимается к совершенному просветленному состоянию Сверх-Сознания, где трансформируются все личные ограничения, исчезают различия между телом и космосом, между «я» и другим, между субъектом и объектом, после чего ум становится Верховным Разумом, а сила – Верховной Волей. Такое состояние называется самадхи, оно наступает при совершенном овладении дхьяной, или глубокой медитацией. Йоги школы Горакхнатха описывают это состояние как полнейшее блаженство, единение Шивы и Шакти, Трансцендентного Духа и Динамической Силы. Сознание йога достигает этого блаженного состояния, когда после интенсивной практики мистической йоги оно совершенно освобождается от всех видов загрязнений, непостоянств, слабостей и ограничений, мирских влияний и привязанностей к удовольствиям и полностью осуществляет наивысшую духовную возможность своей внутренней природы.

Следует отметить, что в йогической системе самадхи не представляется как полностью статическое состояние, оно не исключает сознание, силу и действие, оно вовсе не подобно временной смерти, крепкому сну или обмороку, как это кажется извне и как предполагают поверхностные мыслители. Несомненно, самадхи – это самое спокойное, умиротворенное и мирное состояние сознания, без каких-либо внутренних движений или перемен, без эмпирического знания, эмоций или воли, без определенных субъектно-объектных отношений, но в то же время это предельно динамичное, крайне разнообразное и очень радостное состояние. Это переживание полной активности и полного покоя, совершенной радости при отсутствии всяких эмоций, совершенного знания без какого-либо процесса познания. В этом состоянии йог наслаждается блаженством бессмертия в смертном теле, испытывая безграничность и вечность, преобразуя ограничения времени и пространства в своем крошечном меняющемся теле. Он реализует единство с Шивой в глубине своего сознания и бесконечно наслаждается им.

Переживание самадхи обычно считается наивысшей целью практики садхака, но великие учителя йоги высказывали некоторые предостережения по данному поводу. Когда термин «самадхи» используется применительно к совершенному духовному просветлению – это верно. Но обычно его используют в значении временного подавления естественных состояний и процессов феноменального сознания, сдерживания сознательных желаний и импульсов, мыслей и эмоций, ощущений, воспоминаний и образов, а также состояний сна и сновидения. Такое подавление не обязательно подразумевает духовное просветление, истинную реализацию, или достижение единства с Шивой. Подобное самадхи можно искусственно создать путем размышления и удерживать некоторое время постоянным волевым усилием с помощью соответствующих методов ментальной и физиологической дисциплины, даже при загрязненном уме и теле, не просветленном сознании. Прочные мирские склонности ума могут оставаться какое-то время бездействующими на подсознательном уровне, и мирские силы могут не стимулировать их в течении данного периода. Но они снова утвердятся в полной мере, когда пройдет так называемое самадхи. Такое самадхи не имеет особой духовной важности. Под определенными формами такого подавления иногда проявляется непостоянство ума. Следует уметь распознавать истинное самадхи и тщательно отличать его от всех разновидностей ложного и обманчивого самадхи. Для достижения истинного состояния духовного просветления предписывается полный курс йога-садханы.

Кроме того, даже переживания подлинного самадхи один, два или несколько раз недостаточно для духовной реализации. Нужно практиковать так долго, пока не будет достигнуто необратимое преобразование обычных состояний ума и чувств, пока сознание не озарится и не одухотворится светом Высшего Духа в глубочайшей медитации и не станет настолько динамическим, чтобы обрести силу озарить и одухотворить все уровни психофизического воплощения йога. До тех пор пока интеллектуальный, психический, жизненный и физический планы эмпирического сознания не озарены обретенной в самадхи духовной мудростью (самадхиджа-праджня), йог не способен достичь духовного совершенства. Йоги провозглашают, что самадхи, или безмолвное и спокойное просветленное сознание, которое превыше ограничений пространства, времени, принципа относительности и индивидуальности, вовсе не инертное состояние. С низших планов такое положение дел представляется негативным, и поэтому дальнейшее восхождение кажется невозможным. Но на самом деле существуют разные истинные переживания и истинные наслаждения даже в том состоянии, которое представляется как единое трансцендентное состояние чистого сознания. Существуют даже еще более высокие ступени самадхи, еще более великолепные и сладостно-сияющие состояния Сверх-Сознания, еще более слитное единение с Шивой.

Раджа-йога — высшие ступени йоги

Раджа-йога объединяет в себе четыре последние ступени классической восьми ступенчатой йоги (или аштанга йоги). Некоторые авторы разделяют классическую йогу на хатха-йогу и раджа-йогу, а некоторые считают классическую йогу раджа-йогой.
Такая разница в определении этого понятия не слишком влияет на конечную цель классической йоги – духовное развитие. Разница, скорее всего в тех приоритетах, которые ставят перед собой различные учителя йоги.
В этой статье мы будем придерживаться такого представления, что раджа-йога – это практика четырёх высших ступеней классической йоги к которым относится пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.
Хатха-йога в основном ориентирована на развитие физического тела, его возможностей и тех тонких тел , которые связаны с физическим телом. Это — эфирное тело, астральное и ментальное. Хатха-йога позволяет человеку иметь хорошее здоровье, позволяет контролировать свои эмоции и управлять своим мышлением. Хатха-йога может быть в значительной степени ориентирована на внешний мир, что в принципе позволяет человеку иметь активную жизненную позицию и эффективно проявляться в социуме.
Надо отметить, что на Западе, занимаясь хатха-йогой люди, чаще всего, используют асаны, для развития физического тела и вовсе не используют энергетики. Такие занятия скорее можно назвать физкультурой, чем йогой.
Раджа-йога, в принципе, не исключает активную жизненную позицию, однако в основном ориентирована на развитие внутреннего духовного мира . Это потребует развития надментальных, духовных тонких тел человека – каузального, буддхиального и атманическоло, а также связанных с ними коллективных чакр – анахаты, вишудхи, аджны и сахасрары.
Все практики раджа-йоги реализуют описанные выше принципы. Для того, чтобы освоить ступени раджа-йоги потребуется довольно значительное время проводить в уединении и в тишине, по крайней мере, до тех пор, пока внимание не станет устойчивым, воля сильной, а ум спокойным и управляемым. Чтобы добиться этого одних физических и дыхательных упражнений недостаточно. На данном этапе развития главным инструментом становится медитация.
Далее — краткие характеристики ступеней раджа-йоги.

Ступени раджа-йоги

Пратьяхара

Пратьяхара буквально означает – отвлечение сознания от органов чувств. Обычно сознание человека связано с пятью органами чувств, которыми человек воспринимает информацию, обрабатывает её и осознаёт. И таким образом находится в постоянной зависимости от этой информации, его поведение и его жизнь обусловлена этими восприятиями.
Все внешние проблемы являются отражением определённых внутренних состояний.
Практика пратьяхары позволяет отвлечь внимание (инструмент сознания) от внешних объектов, направить его во внутрь. Таким образом, человек получает возможность научиться воспринимать свой внутренний тонкоматериальный, духовный мир и, соответственно, влиять на него.
На этапе пратьяхары значительная роль отводится практике дыхательных упражнений.

Дхарана, это этап освоения глубокой концентрации внимания. На этом этапе практикующий нарабатывает способность долго и «твёрдо» удерживать внимание на любом выбранном объекте (сам термин дхарана в числе прочего означает – «твёрдо удерживать»). Фактически это глубокая медитация, когда на некоторое время ничто не отвлекает внимание от выбранного объекта.
Ум обычного человека очень подвижный и легко отвлекается на различные сигналы и раздражители. А его внимание рассеяно. Всё вместе это приводит к тому, что внимание человека неуправляемо двигается по законам броуновского движения. Соответственно, и жизнь такого человека в значительной степени хаотична и неуправляема.
Дхарана – шестая ступень классической йоги и она базируется на практическом освоении предыдущих пяти ступеней. Следует последовательно пройти этот путь, чтобы достичь способности устойчиво удерживать внимание, которая достигается практикой дхараны.
На этом этапе развития человек уже способен в значительной степени влиять на сценарий своей жизни.

Дхьяна – седьмая ступень классической йоги. Практически дхьяна — это вид глубокой медитации.
Этот этап естественный и логически вытекает из предыдущих ступеней раджа-йоги. На этапе пратьяхары практикующий научился освобождать внимание от информации поступающей от органов чувств. На этапе дхараны научился твёрдо, не отвлекаясь на мысли, удерживать внимание на выбранном объекте.
Теперь, на этапе дхьяны мы получаем ситуацию, когда сознание, не подверженное влиянию органов чувств и ментального тела (предыдущей накопленной информации) может исследовать выбранный объект. Получается исследование с «чистого листа». Или, можно сказать, что чистое сознание исследует объект.
Условно говоря, в данной ситуации мы получаем некий ограниченный мир, в котором существует только чистое сознание практикующего и выбранный объект, и ничего более. Сознание сливается с объектом, становится неразделимым с ним. Объектами для дхьяны могут быть материальные предметы, мысленные образы, абстрактные понятия, Бог. Объекты следует выбирать в описанной выше последовательности – т.е. от простых, к сложным.

Самадхи последняя восьмая ступень классической йоги, высшая цель духовного развития.
Патанджали в своих «Афоризмах» даёт следующее определение (2.45): «Принесением всего в жертву Ишвары достигается Самадхи».
Примечание: Ишвара – многоплановое понятие (от санскр. îsvara — властитель, господин). Имеет различные трактовки в разных философских и религиозных школах — Бог, личный Бог, выбранное (для служения) Божество. В самом общем случае – это Бог-творец мира .
Из этого афоризма следует, что состояние самадхи может быть достигнуто, когда сознание человека, его душа сливаются с сознанием Ишвары-Бога.
Существует несколько видов самадхи и множество путей достижения этого состояния. Виды самадхи способы их достижения описаны в первой главе «Афоризмов Патанджали». Кроме этого в разных философских школах индуизма и буддизма есть своя классификация и свои трактовки этого состояния. В общем, они не противоречат друг другу. Скорее разница в акцентах.
Рассмотрим другой момент. Есть некоторая проблема в том, что большинство людей, которые довольно благосклонно относятся к хатха-йоге, особенно к асане, т. к. видят в ней пользу для здоровья, не могут принять раджа-йогу, её конечную цель — самадхи. Идея отказа от собственного сознания ради слияния с Абсолютом, кажется неприемлемой, или, во всяком случае, непонятной. Практически, в крайних случаях, это может ассоциироваться со смертью.
Эта позиция вполне объяснима. У большинства среднестатистических, «нормальных» людей доминирующими являются три нижние чакры, которые связаны с выживанием, с самоидентификацией, с эго. На этом уровне сознания главное – выживание, защита и укрепление своих позиций, накопление потенциала, материальных благ, опыта, знаний.
С этого уровня сама идея лишиться чего-то, а тем более сознания, может показаться дикой, нелепой.
Только с переходом сознания на верхние, коллективные чакры, с получением трансцендентного опыта, с переживанием каких-то озарений, человек постепенно начинает понимать, что все его ощущения, знания, опыт -это клетки, ограничивающие свободу, ловушки, создающие иллюзию реальности от которых следует освободиться. И тогда, постепенно, человек всё больше внимания начинает уделять духовной работе, медитациям. Он начинает сознательно стремиться постичь раджа-йогу и достичь состояния самадхи.

.
Автор статьи: Киризлеев Сергей

Напишите свой отзыв на эту статью .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector