Древняя линия духовного учения или королевская раджа йога | Masajista.ru

Древняя линия духовного учения или королевская раджа йога

Царица среди всех йог Раджа-йога: самое совершенное направление для духовного развития

Раджа-йога базируется на трудах великого йогина Патанджали «Йога-сутры». Раджа-йога переводится как «царица среди йог», «царская йога». Практикующий обретает контроль над своими мыслями, а также над своей животной и божественной натурой.

Раджа-йога практикуется для освобождения своего негативного мышления при помощи позитивных идей.

Что это такое?

Раджа-йога – это сочетание Карма-йоги, Бхакти-йоги и Гьяны-йоги. Она более совершенна, так как наряду с физическими упражнениями, здесь присутствует и медитация.

Патанджали определил 3 ступени раджа-йоги:

  1. Дхарана (концентрация).
  2. Дхьяна (сосредоточение).
  3. Самадхи (результат соединения с Богом).

Главный элемент Раджа-йоги – это медитация.

Раджа-йога говорит, что в жизни человека есть страдания. Она рассказывает откуда они возникают, как преодолеть их и какие способы существуют. Строгое выполнение всех предписаний ведёт к освобождению от всех мирских страданий и к неиссякаемому внутреннему покою и счастью.

Путь Раджа-йоги базируется на работе со своим внутренним «Я». Практикуя её, человек начинает осознавать то, что для него казалось невозможным осознать и понять. Она не отрицает каких-либо фактов лишь на том основании, что они сложны в объяснении. Она показывает, что присутствие “некой сущности над облаками”, не может быть объяснением силы и веры в чудеса.

Учение Раджа-йоги гласит, что человек обладает всем необходимым для полного удовлетворения своей бесконечной жажды, что он всего лишь капелька воды в бесконечном океане знания и блаженства. Этот океан находится внутри человеческого сознания, осталось только добраться до него. Также она рассказывает, что в мире присутствуют грубые и тонкие проявления. Тонкие проявления – причина грубых, они не улавливаются нашими пятью органами чувств. Грубые же – результат, который мы ощущаем. Раджа-йога совершенствует и расширяет человеческое восприятие.

Для успеха на этом пути, практик должен принять наставничество опытного учителя, так как он сможет определить конкретный эффективный метод для него индивидуально. В Раджа-йоге каждый случай – уникален, то что подходит одному человеку, может не подойти другому.

Раджа-йога даёт человеку соответствующие практики, в зависимости от его уровня развития. Для утвержденных практикующих – это медитация на своё Высшее Я. Для утверждающихся – разные способы усмирения эго (крийя, аскеза, священные писания и предание себя Богу). Для только начинающих предусмотрена восьмиступенчатая садхана.

Восемь ступеней

Раджа-йога включает в себя 8 ступеней («Восемь ступеней йоги»): яму, нияму, асаны, пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхъяну и самадхи.

Это свод моральных правил, которые помогают человеку уберечься от негативных проявлений ума, результат которых всегда один – страдания и несчастья. Яма состоит из 5 принципов:

  1. Ахимса (не причинение вреда себе и всему живому).
  2. Сатья ( честность, правдивость).
  3. Астея (не воровство и не присваивание себе чужого).
  4. Апариграха (ограничение себя в материальных объектах, не приобретать то, что не нужно).
  5. Брахмачарья (видение Бога во всём).

Практика Ниямы способствует развитию самых светлых добродетелей человеческой души. Она также состоит из пяти принципов:

  1. Шаоча (чистота на уровне тела ума и духа).
  2. Сантоша (удовлетворенность имеющимся) .
  3. Тапах (дисциплина и намеренная аскеза, служение миру).
  4. Свадхьяя (изучение духовной литературы).
  5. Ишвара Пранидхана (опора на Бога и служение ему).

Третья ступень – это асаны. Это физические упражнения, которые делают тело здоровым и объединяют его с разумом, делая его спокойным. В переводе асана означает «удобная позиция».

Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Четвертая ступень Раджа-йоги – это дыхательные упражнения, цель которых получить контроль над своей внутренней энергией (праной).

Пратьяхара

Пятая ступень. Суть этой ступени в отвлечении своих органов чувств от внешнего мира. Практикуя эту ступень, человек приобретает душевную силу и волю при помощи сосредоточенности, которые помогают достичь контроль над эмоциями.

Шестая ступень йоги. Ее основа – умение максимально сконцентрироваться на идее.

В седьмой ступени, практик сливается с объектом своей концентрации, т. е с Богом. Это высшая форма медитации. Тот, кто овладел способностью ни о чем не думать, переходит на Дхьяну.

И наконец, последняя фаза – это Самадхи. Она является конечным результатом. Самадхи – это просветление, абсолютное освобождение, полная потеря своей индивидуальности. Человек осознает своё настоящее «Я» и начинает истинно служить этому миру.

Раджа и Хатха

В Раджа-йоге упор именно на сознание. Практикуя, человек становится физически здоровым, психически сильным и духовно возвышенным.

В Хатха-йоге смысл – преодолеть своё ограниченное тело, сделать его совершенным и тем самым достичь просветления. В Раджа-йоге цель – превзойти ограниченный ум, полный иллюзий. Их объединяет один принцип – преодоление. Но преимущество Раджа-йоги в том, что она помогает человеку познать фундаментальную философию себя и всего мира. Но тут важную роль играет то, что человек ищет.

Нужно понять, что цель Раджа-йоги не в контроле своих мыслей, это лишь важный дополнительный инструмент для самореализации. Главная цель – в освобождении от иллюзий, разрушении ограничений внутри ума и слияние с бесконечностью.

Путь Раджа-йоги – интровертный, т. е. перенаправление своего внимания снаружи внутрь в себя для познания своей настоящей природы. Опытные учителя и наставники рассказывают и доказывают о существовании Высшего Сознания (Бога), рассказывают о просветленных людях, которые смогли достичь освобождения и стали бесконечными.

Также Раджа-йога показывает нам на практике, что грубые проявления нашей натуры искривляют и мешают полному обширному восприятия мира. Практикующий может достичь четырёх состояний сознания: глубокий сон, сон со сновидениями, состояние бодрствования и турийю (просветление).

Основным вызовом для человека, начавшего практиковать Раджа-йогу – это приобретение навыка «ни о чем не думать» и преодоление своего негативного мышления, все это стадия борьбы. Только после овладения этим умением, в абсолютном штиле внутри разума, практикующий может осознать свою истинную природу, которая, на самом деле, является любовью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Раджа йога: что это такое и зачем она необходима

Раджа-Йога в переводе обозначает «царскую йогу». Главная цель Раджа-Йоги – достичь состояния чистого сознания и научиться полностью контролировать свою внутреннюю энергию, то есть достичь глубокой осознанности, овладеть самим собой и стать тем, кем мы являемся в действительности.

Что такое Раджа-Йога

В мировой сети интернет вы можете найти много статей, в которых Раджа-Йогу называют практикой царей, королевской йогой и чуть ли не способом достичь абсолютной власти на миром. В действительности подобный подход абсолютно неверен. На самом деле любая разновидность йоги направлена не вовне, на окружающую реальность, а вглубь и призвана обеспечивать внутреннее равновесие и гармонию с самим собой, соединяться с верховным Абсолютом Души.

Практика Раджа-Йоги направлена на работу с человеческим разумом и представляет собой достаточно важное направление йоги. Тело и разум человека постоянно и неразрывно связаны друг с другом и если вы хотите оказать влияние на ум, то должны уметь идеально контролировать собственное тело. На эту стадию у новичков, решивших заняться йогой, припадает больше всего основных ошибок.

Они начинают чересчур много внимания уделять физическим упражнениям, при этом страдают духовные, к примеру, медитативные практики или упражнения на дыхание. А в Раджа-йоге важны все стадии. Ведь лишь тогда, когда человек научится полностью контролировать своё тело и психоэмоциональное состояние, сможет начать брать под контроль и свой разум. С помощью этого постижения разработали классическую методику для новичков.

В ней все занятия выполняются по системе, образованной восьмью этапами (или уровнями). По этой причине вы можете встретить варианты названия Раджа-йоги «Аштанга-йога» (ведь «аштанга» — переводится как 8 ступенек).

  • Яма – рассказывает о правилах поведения.
  • Нияма – погружает в состояние духовных практик.
  • Асана – на этой стадии выполняются специальные упражнения, призванные гармонизировать дух и тело.
  • Пранаяма – данная практика позволяет контролировать своё дыхание, благодаря чему соединяются духовная и телесная сущность.
  • Пратьяхара – отвлекает внимание от внешних факторов.
  • Дхарана – концентрирует внимание на умственных способностях.
  • Дхьяна – погружает в медитативное состояние.
  • Самадхи – позволяет достичь полного умиротворения, внутреннего созерцания своего единения с Высшим разумом.

Лишь прошествие всех этих восьми ступенек позволяет полноценно осваивать Раджа йогу. Ни в коем случае нельзя пренебрегать ни одним этапом практики или исключать его, ведь совместно они представляют собой единое целое, основное условие освоения йоги разума. Также рекомендуется найти себе опытного учителя, хотя есть много упражнений для новичков, по которым можно работать и самостоятельно.

Книга В. Слейтер – помощник начинающим йогам и йогиням

Указанное издание поможет значительно облегчить процесс постижения практик йоги, ведь оно содержит методы, за основу которых автор взял свой собственный опыт. Техники будут понятны и доступны для наших соотечественников, учитывая наш специфический менталитет. Курс очень упрощён и вполне подойдёт даже для тех, кто никогда в жизни не практиковал йогу.

Так в книге описываются практики для новичков, рассчитанные на 10 месяцев занятий. В общей сложности в издании десять уроков, а значит, на освоение каждой практики отводится всего тридцать календарных дней.

Обучение по этой книге поможет вам освоить упрощённую версию Раджа йоги значительно быстрее, чем если вы бы делали это, отталкиваясь от прочих внешних источников. Помимо этого, грамотный и правильно сформулированный «учебник» поможет гораздо быстрее и в более лёгкой форме освоить эту систему, а ещё – убережёт себя от серьёзных ошибок.

Институт Брахма Кумарис

На сегодняшний день практика царской йоги или Раджа-йоги обретает всё большую популярность. Поэтому совершенно не удивляет тот факт, что возникают всё новые и новые её версии и варианты.

Пожалуй, самый знаменитый центр, в котором пропагандируется именно это направление, — это Брахма Кумарис (является Всемирным Духовным Университетом Брахма Кумарис). Он выступает современным религиозным течением, основу которого составляет Раджа йога, как медитативная практика.

В Брахма Кумарисе предлагается весьма упрощённая и адаптированная для понимания и усвоения современным человечеством практика Раджа-йоги. При этом Брахма Кумарис заимствует часть своих положений из знаменитой «Йоги-Сутр», написанной Пантаджали.

  • Так приверженцам течения Брахма Кумарис запрещено вступать в интимные связи и употреблять мясо – они становятся вегетарианцами.
  • Кроме того, сторонники Брахма Кумарис должны отказаться употреблять спиртные напитки, курить или использовать наркотические вещества.

Основная цель данного течения – попасть в блаженное состояние полного счастья и благополучия.

Для этого учение базируется на четырёх главных принципах:

  • знании;
  • соединении в мыслях;
  • положительных качествах;
  • служении.

Число приверженцев Брахма Кумарис постоянно растёт, что указывает на высокую популярность данной разновидности йоги.

Царь царей

Если переводить слово «раджадхираджа» с санскрита, то оно будет обозначать «царь царей». Поэтому выходит, что Раджа йога выступает практикой, которая даёт возможность йогину перестать чувствовать себя исключительно как физическое тело и ощущать себя больше как душа – часть всемирного разума.

Тогда если считать, что разум – это царь человеческого тела, то душа превращается в царя царей – руководителя разума. Именно про это и говорит название данной системы.

Раджа йога обладает глубокими корнями и очень древней традицией. Она по факту исходит из самых лучших проявлений тантры, а в прошлом столетии её упражнения восстановили, расширили и развили, плюс адаптировали к потребностям современного населения.

Предлагающаяся на сегодня Раджа йога основана на деликатно выполняемых асанах, призванных гармонизировать телесное и духовное. Учитель индивидуально подбирает подходящие асаны для каждого конкретного человека, также как и мантры, которые в мыслях повторяются совместно с выполняемыми упражнениями.

Благодаря такому сбалансированному комплексу становится возможным гармонизировать гормональный фон, за счёт чего происходит улучшение общего состояния организма и обеспечивается дальнейший процесс очищения ума.

Упражнения, которые используются в Раджа йоге

Необходимо всегда помнить про то, что физический аспект всех практик, упражнений на дыхание и медитативных практик не находится в приоритете, это всего лишь средство, которое призвано достичь духовное совершенство.

В «царской йоге» нет целей насильно постигать все знания. Чтобы достичь нужную цель, весь процесс разбит на стадии:

  1. устранить негативные чувства и проявления;
  2. развить в себе положительные свойства, умения и чувства;
  3. накопить прану;
  4. пройти разные состояния сознания;
  5. самадхи.

Совместно с обыкновенными видами упражнений, которые, возможно, вы найдёте, как слишком простые, известна также техника по правильному дыханию. Она выступает очень важным этапом, который требует достаточного внимания. Умение брать своё дыхание под контроль появляется не только с опытом, но также для этого потребуется приложение больших усилий.

  • Изначальное упражнение – задержать дыхание. Задержка дыхания по времени должна в два раза превышать выдох и в четыре – вдох.
  • Вторая стадия – максимально замедлить мыслительные процессы до такой стадии, чтобы все лишние мысли просто исчезли из вашей головы. При этом психика сможет отдохнуть, но будет постоянно контролироваться вами. В будущем благодаря этому вы научитесь контролю и своего бессознательного.
  • Третья ступенька – медитативная практика. Выступает глубинным погружением в недры себя и поможет с ходом времени освоить искусство осознания своей духовной сущности.

Чтобы уметь контролировать разум от вас понадобится освоение способов контролировать собственное тело. Например, в Раджа йоге достаточно популярна Эка Пада Раджакапотасана (известная также как «поза царя голубей»). При её выполнении необходимо сильно выдвинуть вперёд грудную клетку, что очень схоже с горделивым поведением данной птички.

Указанная поза может выполняться в разных вариациях, при этом ноги оказываются в том либо ином положении. Для выполнения асаны следует сесть на пол, как правило, одну ногу поджимают под себя, а вторую отводят назад, сгибая в районе колена, и поднимают наверх.

Верхнюю часть тела вытягивают наверх и подтягивают к приподнятой стопе, выгибаясь вперёд, как дуга. Подобное упражнение улучшает снабжение мозга кровью и позволяет «вытянуть» позвоночник, что в свою очередь нормализует умственные процессы.

Теперь вы знаете, чем в действительности является Раджа йога. В завершение данной темы рекомендуем вам просмотреть интересное тематическое видео:

Раджа Йога

РАДЖА-ЙОГА (Санскр.) Истинная система развития психических и духовных сил и единения со своим Высшим Я — или Верховным Духом, как его называют непосвященные. Упражнение, управление и сосредоточение мысли. Раджа-Йога противопоставляется Хатха-Йоге, физической или психофизиологической тренировке в аскетизме.

Источник: Блаватская Е.П. — Теософский словарь

Единственно только Алайа, обладающая абсолютным и вечным существованием, может обладать абсолютным знанием; и даже Посвященный в своем Нирманакая [1] теле может иногда совершить ошибку, принимая ложное за истину при своих исследованиях «Беспричинного» Мира. Один только Дхармакая Бодхисаттва непогрешим, когда он находится в действительному Самадхи. Алайа или Пьинг-по, будучи корнем и основой всего, невидимая и непостижимая человеческому глазу и разуму, – она может отражать только свое отражение, а не Самое Себя. Таким образом, это отражение будет отражаться, подобно луне в спокойных и ясных водах, только в бесстрастном интеллекте Дхармакаи, и будет искажаться мелькнувшим изображением всего, воспринятого в ум, который сам подвержен нарушению.

Короче говоря, эта доктрина есть доктрина Раджа Йоги в ее практиковании двух видов состояния Самадхи; один их этих «Путей» ведет в сферу блаженства (Сукхавати, или Дэвачан), где человек наслаждается совершенным, ничем не омраченным счастьем, но все же остается связанным с личным существованием; другой – Путь, который ведет к полному освобождению от миров иллюзии, Я и нереальности. Первый открыт всем и достигается просто заслугами; второй – в сто раз быстрее – достигается через познание (Посвящение).

Это обещание Менандром «воскресения», разумеется, имело в виду просто переход из тьмы невежества во свет истины, пробуждение человеческого бессмертного Духа и внутренней и вечной жизни. Это есть Наука Раджа Йогов – Магия.

Каждый, кто читал Неоплатоническую Философию, знает, как ее главные Адепты, такие как Плотин, и особенно Порфирий, боролись против феноменальной Теургии. Но, помимо всех их, Ямблих, автор «De Mysteriis», высоко поднимает завесу над настоящим термином «Теургия» и показывает нам в ней истинную Божественную Науку Раджа Йоги.

Посредством Теургии, или Раджа Йоги, человек достигает:

  1. Пророческое Прозрение через нашего Бога (соответственного Высшего Эго каждого из нас), открывающее нам истины того плана, на котором нам приходится действовать;
  2. Экстаз и Озарение;
  3. Действие в Духе (в Астральном Теле или через Волю);
  4. Власть над низшими бессознательными демонами (элементалами) посредством самого естества наших очищенных Эго. Но это требует полного очищения последних. И это названо им Магией через посвящение в Теургию.

в развитии Раджа Йоги ни один из публичных трудов не годится; в лучшем случае они могут дать намеки по Хатха Йоге, что в лучшем случае может развить медиумизм, а в худшем – довести до туберкулеза легких.

две высшие Таттвы и их соответствия [в Хатха Йоге] игнорируются и исключаются; и так как они являются главными факторами в Раджа Йоге, то никакой духовный или интеллектуальный феномен высшей натуры не может иметь место.

Наука о Пяти Дыханиях – влажном, огненном, воздушном и т. д., имеет двойное значение и два применения. Тантрики принимают это буквально, как касающееся регулирования жизненного, легочного дыхания, тогда как древние Раджа Йоги понимали это как относящееся к ментальному или «волевому» дыханию, которое одно только ведет к высочайшим силам ясновидения, к функционированию Третьего Глаза, к приобретению истинно Оккультных Сил Раджа Йоги. Разница между этими двумя огромна. Первые, как показано, пользуются пятью низшими Таттвами, последние же начинают с применения одних только трех высших для ментального и волевого развития и пользуются остальными только после того, как полностью овладевают этими тремя; следовательно, из тантрических пяти они пользуются только одной (Акаша Таттвой).

И если, как учит индусская философия, в начале космической эволюции «Свара преобразилась в форму Акаши», а затем последовательно в формы Вайю (воздуха), Агни (огня), Апас (воды) и Притхиви (плотной материи) [2] , то ясно, что нам следует начинать с высших сверхчувственных Таттв. Раджа Йог не спускается на планы субстанции ниже Сукшма (тонкой материи), тогда как хатха йог развивает свои силы и пользуется ими только на материальном плане.

Тот, кто изучил обе системы, Раджи и Хатха Йоги, обнаруживает огромную разницу между ними: одна чисто психофизиологическая, другая же чисто психодуховная. Кажется, что тантрики не идут выше шести зримых и известных плексусов, каждому из которых они присоединяют Таттву; а то большое значение, которое они придают главному из них, Муладхара Чакре (крестцовому плексусу), показывает материальный и эгоистический уклон их усилий к приобретению сил. Их пятеро Дыханий и пятеро Таттв главным образом сосредотачиваются на предстательном, надчревном, сердечном и ларинговом плексусах. Почти игнорируя Аджну, они безусловно не знают о синтезирующем ларинговом плексусе. Но у последователей старой школы дело обстоит по-другому. Мы начинаем с овладения тем органом, который расположен у основания мозга, в глотке, и западными анатомами называется Гипофизом.

Чтобы стать Раджа Йогом, нужно подняться до седьмых врат – Сатьялоки. Ибо таков, Совершенные Йоги говорят нам, есть плод Яджны, или жертвования. Когда пройдены (состояния) Бхур, Бхувар и Сварга, и сознание Йога сосредоточено в Махарлоке, то оно находится на последнем плане и состоянии между полным отождествлением Личного и Высшего Манаса.

Titiksha – пятая ступень Raja Yoga – состояние высочайшего равнодушия; подчинение, если это нужно, тому, что называется «радостью и горем для всех», но не испытывая при этом ни радости ни горя самому; короче состояния физического, ментального и морального безразличия и бесчувственности к радости и страданию.

Раджа-йога (йога Патанджали)

Бог — наш высший идеал. Размышляйте о нем.

Тело есть объективная форма того, что мы называем умом (ум субъективен). Мы, само ‘я” вне тела и ума. Мы — “агман”. Плоть есть кристаллизованная мысль.

Раджа-йога (или «королевская йога») — самое известное направление йоги индуизма. Ее основоположником является Патанджали, автор текста «Йога-Сутра» или «Патанджали Сутра» (II в. до н.э.). Сам философ признавал, что его намерением было не создание новой философской системы, но систематизация традиционных доктрин йоги и ее технических приемов с некоторыми исправлениями и уточнениями. «Йога Патанджали» основывается на авторитете Вед, а ее теоретическим фундаментом является одна из шести древних индийских философских систем (даршан) — санкхья.

Философия санкхьи существует в двух формах — эпической и классической. Эпическая санкхья признает существования бога Ишвары как источника духовного и материального бытия. В отличие от нее, классическая санкхья утверждает дуалистическое мировоззрение: она отрицает существование бога и признает дух и материю онтологически первичными и независимыми друг от друга субстанциями.

Представление о сущности абсолютной и феноменальной реальности.

Патанджали принял за основу метафизику санкхьи, однако внес в нее некоторые изменения [202, с. 301]. Например, философ признает Ишвару истинной духовной реальностью, но приходит к выводу, что бог не может быть творцом космоса, жизни и человека. Источником феноменального бытия Патанджали утверждает материю.

Абсолют в философии Патанджали имеет также второе имя — Пуру- ша. Это вечное Чистое Сознание. Материя была названа Пракрити и наделена реальностью. Она так же реальна и вечна, как Пуруша, но, в отличие от него, выполняет роль творческой силы, порождая Вселенную во всем многообразии ее форм.

Йога учит, что Пракрити существует в трех разных видах — гунах (от санскрит. «качество», «нить»): 1) саттва (качество света и ума); 2) раджас (качество энергии и активности ума); 3) тамас (качество статической инерции и духовного мрака).

Гуны пронизывают материальный мир и находятся в процессе вечного изменения. Принято выделять два типа изменений. Первый предполагает, что гуны существуют как однородная масса, внутри которой еще не произошла их дифференциация. Это состояние равновесия характерно для мира, находящегося перед возникновением или перед распадом. Второй тип изменений предполагает преимущество одной из гун над двумя другими, что приводит к возникновению всего разнообразия явлений феноменального мира. Такой тип характерен для мира, существующего между возникновением и распадом.

Гуны в каждом физическом, биологическом и психическом явлении присутствуют одновременно, но в неравных пропорциях. Из них строятся не только природные явления, но также состояния психической жизни человека. Например, понятием «тамас» обозначают одновременно и «принцип инертности материи», и «затемненное сознание», и «бурю страстей».

Согласно учения йоги, когда пракрити выходит из состояния полного равновесия, она приобретает форму энергетической массы махат (от санскрит. «большой»), а в дальнейшем происходит ее эволюционное самораз- вертывание. Но само понятие «эволюции» в учении йоги существенно отличается от западного значения этого слова. Паринама (от санскрит, «развитие») означает саму возможность развития как реализацию потенциала пракрити, заложенную в махат. При этом не происходит творение качественно новых форм жизни, потому что ни одна новая форма не может выйти за пределы всего того, что уже существует во Вселенной.

В отличие от «религий откровения», йога учит, что ничего не творится «из ничего»: мир является вечным, но может существовать как в состоянии проявленном, так и непроявленном. Он никогда полностью не уничтожается, а только возвращается в первичное состояние абсолютного равновесия (во время большого поглощения —махапралайи) [290]. В результате материальное бытие воспринимается как бытие вечного становления и динамического процесса.

Раджа-йога — королевская йога

Раджа-йога («царская йога»), также известна как классическая йога, — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой «восьмиступенчатой йогой» (от санскритского ашта — восемь).

Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за природы взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами

Свами Сатчитананда говорит по этому поводу, что: «Каждая мысль, чувство или воспоминание приводит в движение ум, меняет его, окрашивая зеркало ума в разные цвета. Если вы сможете удержать ум от изменений — он станет спокойным и неподвижным и вы сможете войти в контакт с вашим истинным „Я“». Практики, которые обеспечивают для индивида возможность достичь этого состояния, можно отнести к раджа-йоге.

В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней:
Яма — нормы поведения — самоограничение;
Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам;
Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности;
Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума;
Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами;
Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума;
Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи);
Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы.

Яма состоит из пяти элементов: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (воздержание от воровства), брахмачарья (самодисциплина, контроль над желаниями), и апариграха (отсутствие алчности).

Нияма заключается в следовании пяти правилам: шауча (внутренняя и внешняя чистота), сантоша (удовлетворённость), тапас (аскеза), свадхьяя (изучение священных писаний и повторение мантр), и ишварапранидхана (предание себя Богу и поклонение Ему). Те, кто практикуют медитацию, не следуя безукоризненно моральным принципам, без практики ямы-ниямы не смогут получить плоды своей медитации. Вначале необходимо очистить ум через практику ямы-ниямы, и только потом заниматься обыкновенной медитацией, в конце концов достигая совершенства.

Асаной называется любая устойчивая, неподвижная поза. Асаны укрепляют тело. Эта ступень йоги характеризуется снятием напряжённости и медитацией.

Прана — дыхательные упражнения для контроля энергий. Прана означает «жизненная сила», а «яма» — контролировать, управлять.

Пратьяхара — техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.

Дхарана — концентрация. Настоящая йога начинается со сосредоточенности, которая переходит в медитацию. Конечный результат медитации — самадхи. Умственному сосредоточению способствуют удержание дыхания, брахмачарья, саттвическая еда, уединение, молчание, сатсанга (нахождение в обществе гуру) и ограничение общения с людьми. В особенности рекомендуется концентрация на трикути (пространстве между бровями, которое также называют третьим глазом). Таким образом можно достичь контроля над умом, так как трикути считается точным местоположением ума.

Дхьяна — это медитация. Основными препятствиями в медитации являются сон, блуждания ума, привязанность к объектам чувственного удовлетворения, тонкие материальные желания и стремления, лень, секс и алчность. Для достижения прогресса в йоге необходимо свести до минимума удовлетворение телесных нужд и научиться управлять страстями.

Самадхи — конечная реализация йогина, которую можно интерпретировать как просветление. Препятствия и блуждания ума устраняются, йогин становится независим от внешнего мира и растворяется в безличностном абсолюте

Философия йоги на Западе многие века была недоступной и непонятной. Первым, кто на научной основе стал интересоваться йогой, был великий философ Шопенгауэр. Ближе всего по духу ему была именно раджа и буддхи йога, то есть йога ума и сознания. Шопенгауэр опирался на Упанишады, но современному учёному или изучающему йогу доступны многие другие исторические и очень древние документы, что, несомненно, упрощает погружение в мир йоги и облегчает понимание её особенностей.

Не секрет, что люди в наши дни, особенно в больших городах, подвержены стрессу. Накопленное психологическое напряжение приводит к ухудшению самочувствия и болезням. Благодаря телесному и ментальному расслаблению, Раджа-йога может помочь человеку устранить последствия стресса и сохранить хорошее самочувствие, телесное и психическое здоровье.

В астрологии раджа-йога образуется, когда несколько планет находятся в одном и том знаке. В этом случае качества планет объединяются, усиливаются или разрушаются в зависимости от их природы.

Что такое Раджа-Йога?

В современной литературе, посвященной йоге, описывается множество практик. В реальности существуют не меньше школ, каждая из которых предлагает собственный путь достижения физического и психического равновесия. Человек, который бы хотел заняться практикой, становится перед проблемой выбора той, что поможет ему раскрыть способности наиболее полной. Одной из таких систем является раджа-йога.

Раджа-йога, аштанга-йога, восьмиступенчатая или царская йога берет за основу утверждение, что человек является собственным повелителем. Он знает и управляет своими духовными и телесными силами.

Цель данной практики — полная независимость от внешних факторов, влияния среды, достижение очищения и совершенства ума. На промежуточных этапах ставятся тактические цели: развитие позитивных качеств, устранение негатива, накопление и усовершенствование праны, достижение различных состояний сознания, самадхи.

Книга о Раджа-Йоге

Посвященная раджа-йоге книга содержит всю необходимую информацию об одной из шести ортодоксальных школ индуизма. В ней детально описываются все восемь этапов духовной практики, используемые мантры и редкие асаны для медитации.

Внимание уделяется и пранаяме — особой технике дыхания при выполнении упражнений. В книге рассматриваются фундаментальные принципы царской йоги: правильный и праведный образ жизни, включающий отказ от насилия и лжи. Человек любой религии найдет здесь идеи, созвучные его учению: о мире, благодетели, духовной чистоте.

Раджа-йога — упражнения

Решив уделить время изучению упражнений по раджа-йоге которой на первый взгляд просты, не поддайтесь этому обманчивому впечатлению. Как и все остальные индуистские практики, огромное внимание в царской йоге уделяется дыханию. Умение контролировать его приходит с опытом. После занятий вы должны чувствовать усталость, когда выходите из состояния полного расслабления.

Основное упражнение на контроль дыхания заключается в том, чтобы задержка была в 4 раза дольше вдоха и 2 раза дольше выдоха.

Следующее упражнение — замедление течения своих мыслей, вплоть до способности не думать. Это дает полный отдых психике, но при этом держит ее под контролем. В итоге вы подчините бессознательные мысли своей воле.

Третье упражнение — медитация, искусство полного сосредоточения, погружения в вопрос. Медитация помогает практику царской йоги получать новую информацию о событиях, вещах и явлениях, познать их глубину и достичь нового типа сознания.

Прежде чем научиться контролировать свой разум, подчинить себе его глубины, следует научиться контролировать свое тело. Сядьте или лягте в любую удобную для вас позу и проследите за ощущениями. Запоминайте и анализируете любые неудобства, например, когда захочется почесаться или сменить позу. После нарастания дискомфорта, напряжения, появления зуда придет стадия полного расслабления.

Контролируйте мышцы конечностей. Сядьте и вытяните руку в сторону, на уровне плеча, направьте ладонь вниз. Смотрите на средний палец и не допускайте его малейшего движения. Повторяйте в течение 1 минуты.

Научитесь контролировать произвольные движения: медленно, сосредоточено вращайте большие пальцы на руках вокруг друг друга от 50 до 100 раз.

Видео о сущности Раджа-Йоги

По пути самопознания комфортнее идти с чутким и знающим проводником. У вас есть возможность увидеть своими глазами все упражнения, которые включает в себя видео по раджа-йоге включает в себя как практические упражнения пранаямы, так и теоретические основы древних знаний, учение о сознании и контроле над ним.

Вы узнаете, что для практики царской йоги не обязательно иметь богатырское здоровье, а техника доступна в любое время: на работе, отдыхе, днем и ночью, в движении или лежа.

Йога – древнее учение о гармонии тела и сознания

Йога представляет собой древнюю систему с детальными техниками для всех аспектов развития человека – от музыки и танца до психологии и социологии.

В переводе с санскрита йога обозначает «объединять, координировать или насыщать энергией». Вот лишь неполный список того, как сегодня понимают данное глубокое духовное учение: модная система физических упражнений; нетрадиционная медицина; правильная интеграция тела, ума и духа, позволяющая во всей полноте раскрыть наш высокий жизненный потенциал; объединение тайных энергий и естественного ума для достижения вершин духовности и так далее.

Можно сказать, что йога – это часть тысячелетнего поиска человечеством здоровья, счастья и просветления. Поэтому неудивительно, что сегодня она получила признание во всем мире. Уроки йоги доступны и очень популярны, занятия проводятся повсеместно: в фитнес-клубах, на курортах и в SPA-салонах, в медицинских и реабилитационных центрах. По своей многогранности йогу можно сравнить лишь с индийской аюрведой (с которой она, кстати, тесно взаимосвязана) и китайским цигун.

Но йога – это гораздо больше, чем просто великая система физических упражнений. Обладая необыкновенно целительной силой, как для тела, так и для психики, ее воздействие направлено не только на структурную дисгармонию в теле (например проблема с суставами и костями), но и на органические дисфункции, включая расстройства гормональной и иммунной систем.

Кроме того, дыхательные и медитационные практики йоги позволяют лечить нервные расстройства, эмоциональное напряжение и психологические проблемы всех типов – от стрессов до психозов.

Главная практика йоги – асаны, или позы. Специалисты еще называют их «внешним лицом йоги», а для многих людей они – первый шаг на пути к овладению этим древним учением.

Корни асан можно найти в йоговской традиции под названием «хатха-йога», которая базируется на триединстве следующих духовных традиций: асанах, пранаяме (дыхании) и медитации, направленных на развитие наших внутренних энергий. Именно тексты хатха-йоги содержат самое полное и подробное описание асан, но следует учитывать, что это только один аспект, а не вся система целиком.

Традиция хатха-йоги также имеет свои корни, которые уходят в классическую йогу, сконцентрированную в «Сутрах» великого мудреца Патанджали (200 г. до н. э.). Эти «Сутры» называют «Йога Даршана», или «философия йоги». Но Патанджали нельзя назвать изобретателем древнего учения, йога существовала много веков до него. Патанджали систематизировал и кодифицировал ее традицию в форме афоризмов, которая на сегодняшний день остается лучшим итогом системы, усвоенной разными путями из методик йоги. Йогу Патанджали называют «раджа-йога», или «королевская йога», из-за высокого уровня преподавания. У нее есть и другое название «аштанга-йога», или «восьмиступенчатая йога», так как она состоит из восьми ступеней, где асаны – всего лишь одна из них.

Хатха-йога имеет отношение к начальным стадиям раджа-йоги, особенно это касается подготовки тела и праны (энергии). Можно сказать, что хатха-йога – важный шаг на пути их полного развития.

Раджа-йога Патанджали, в свою очередь, уходит корнями в еще более древние учения хинду-йоги в «Упанишадах», «Бхагават Гите», «Махабхарате» и в философскую систему «Санкхья», содержащуюся в них.

Перечисленные санкритские тексты объясняют различные практики йоги – медитации, мантры, посвящения и развитие праны (энергии). После Патанджали именно «Бхагават Гита» считается первоначальным текстом йоги, а учитель «Бхагават Гиты» – Кришна – величайшим из всех йогов.

Действительно, йога так же древна, как и само человечество.

Восемь ступеней йоги

Патанджали «рисует» полный восьмиступенчатый путь йоги, имеющий отношение как к внутренним аспектам, так и к внешним.

Восемь ступеней (аштанга) йоги

• Нияма – образ жизни.

• Асана – позы йоги.

• Пранаяма – контроль над праной (энергией).

• Пратьяхара – контроль над ощущениями.

• Самадхи – высшая ступень реализации потенциала человека.

И немного более подробно по каждой из ступеней.

Яма и Нияма– это практики, применение которых исключает возможность неправильного, вредного или беспокойного поведения.

Они помогают создать основу правильной жизни, покоя и гармонии – как социальной, так и персональной. Благодаря им, йога предоставляет простую модель самодисциплины, искореняющей проблемы, возникающие из-за чрезмерных материальных запросов, присутствующих в повседневной жизни.

Яма и Нияма базируются на десяти практиках, пять из которых касаются персонального и социального поведения, а пять – личного развития и принципов образа жизни.

Пречислю их: непричинение вреда, правдивость, правильное использование сексуальной энергии, неучастие в воровстве, нестяжательство, чистота и непорочность, удовлетворенность, самодисциплина, самообучение, признание божественной воли.

Асана состоит из движений и поз, которые снимают напряжение, выводят токсины, наполняют тело энергией и подготавливают ум для медитации.

Пранаяма. Нашему организму жизненно необходима избыточная прана, или энергия. Большинство практик пранаямы состоит из дыхательных упражнений, очищающих тело и активизирующих энергию.

Асана приводит тело в гармоничное равновесие, чтобы можно было работать над пранами посредством пранаямы.

Некоторые техники пранаямы являются духовными практиками, специально разработанными для развития глубокой связи между космической жизнью и могучими преобразующими силами.

Пратьяхара касается методов управления впечатлениями и контроля над ощущениями, которые являются основным источником нашего контакта с внешним миром. Посредством правильного использования ощущений мы можем жить в гармонии с окружающим миром. Частью пратьяхары также считается глубокая релаксация, позволяющая привести в спокойное состояние моторные органы.

Дхарана – это практики по концентрации, позволяющие улучшить и стабилизировать внимание. А внимание, как известно, – главная сила ума. Мы должны тренировать его, как мышцу, особенно если хотим раскрыть наши ментальные способности. Типичными примерами дхараны считаются концентрация на чакрах (внутренних энергетических источниках) или на каком-либо предмете (например на пламени свечи).

Асаны тоже помогают концентрации сознания, удерживая тело в устойчивой позе.

Дхьяна относится к медитации, которая является глубоким размышлением или продолжительной концентрацией. Медитируя, мы можем прийти к глубокому пониманию реальности всего мира. Медитация – основной метод классической йоги, возможность управлять своим сознанием. И если асана успокаивает наше тело, медитативные практики – успокаивают сознание.

Самадхи – высшая цель практики йоги, которая осуществляется посредством долговременной медитации. Она состоит в слиянии ума с объектом его внимания; когда сознание становится единым целым с объектом, мы переживаем глубокий покой и блаженство. Но эта высочайшая цель предназначена только для немногих необыкновенных мистиков и духовных учителей.

В конце данной главы добавлю лишь, что, занимаясь йогой, вы будете чувствовать себя гармоничнее, счастливее, мудрее, она дает нам путеводную нить того, как это сделать оптимальным способом, и открывает нас для высшего духовного стремления.

Раджа-йога. Йога углубления сознания. Часть 1

В Классической йоге есть два основных компонента: Хатха-йога — система очищения организма, развития и баланса жизненных энергий и Раджа-йога — система методов управления психическими процессами в сознании. Раджа-йога — это путь углубления и расширения сознания. Углубление осуществляется по мере сосредоточения ума на внутренней природе разума, основе сознания. Это необходимо для устранения, накопленных в бессознательном, негативных энергий (вритти) и блоков искаженной информации (кармических санскар).

Расширение сознания возникает как результат проявления свободного потока чистой энергии разума, которая более не ограничена обусловленностями и стереотипами, омрачающими психику человека.

Теория и практика Йоги
Философия Раджа-йоги — основы учения о сознании
Цели Раджа-йоги. Познание и Освобождение — направление развития в практике
Что такое очищение ума? — истинное состояние естественного ума
Равновесие ясности и покоя — сосредоточенность и расслабление
Сущность контроля над неустойчивым умом — механизмы управления психикой
Стабилизация и развитие саттвы ума — гармоничное состояние разума
Этапы развития Знания — элементы Раджа-йоги
Мантры в практике Раджа-йоги — использование вибраций для управления умом
Визуализации в практике Раджа-йоги — визуальные образы для развития концентрации
Асаны для практики медитаций Раджа-йоги — наилучшие позы для медитативных практик
Пранаяма в практике Раджа-йоги — дыхание во время сеансов концентрации и медитации
Раджа-йоги и Кундалини-йога — контроль над умом и энергией
Переживания во время практики — психические феномены возникающие в процессе Раджа-йоги
Достижение сверх способностей (сиддхи) — раскрытие особых уровней энергетики и психики
Почему применение сиддх может создавать препятствия — ошибка использования сверх способностей

Философия Раджа-йоги

Раджа-йога — учение о достижении совершенства сознания или путь овладения умом. Йога есть «читта вритти нироддха» — прекращение модификаций ума (читты) — так утверждает классический текст по Раджа-йоге «Йога-сутра». Само по себе выражение «прекращение модификаций или видоизменений ума» может пониматься очень неоднозначно. В литературе и среди практикующих йогу можно встретить самые разноплановые толкования: (1) остановка ума (смерть ума); (2) волевое прекращение; (3) подчинение или подавление ума; (4) растворение ума;
и так далее.

Но что стоит за подобными определениями на самом деле?
Действительно, через понятие «нироддха» речь идёт о преднамеренном контроле работы ума с целью его упорядочивания и баланса, так как психические процессы в сознании обычного человека крайне нестабильны и окрашены омрачающими влияниями как извне, так и из глубины самого ума, из подсознания.

Невозможно привести к покою и равновесию ум, который пребывает в нестабильном состоянии, если не приложить определённое усилие усмиряющее «беспокойное море бессознательного». Но следует понимать, что само усилие по контролю может создать возбуждающий фактор, выраженное напряжение, которое будет препятствовать обретению баланса и спокойствия в измерении ума.

Поэтому процесс активного подчинения на определённой стадии должен плавно переходить к более свободному искусному уравновешиванию психического состояния через гармонизацию ментального и энергетического состояния. Иначе действительного чистого, сбалансированного духовного состояния сознания не возможно будет добиться. Исходя из этого основного принципа и следует рассматривать всю психическую работу по «очищению ума».

Цели Раджа-йоги. Познание и достижение Освобождения

Целью медитации могут быть самые разные задачи и результаты. Высшая цель йоги — достижение Кайвальи или Мокши (окончательного освобождения сознания от омрачающих ограничений), это предельная задача. Но на промежуточных этапах могут быть значимы и тактические цели — развитие конкретных позитивных качеств тела и ума или устранение их негативных противоположностей, овладение энергией (накопление праны и её уравновешивание), достижение определённых состояний сознания (разного уровня самадхи).

Что такое очищение ума?
Поскольку с безначальных времён живое существо накопило в собственном бессознательном огромное количество кармы в виде самскар и васан (бессознательных склонностей и омрачений), требуется провести настойчивую работу по очищению ума от действия этих психических аффектов (вритти). Через состояния концентрации и медитации освобождается эмоционально-ментальная энергия личности, праническая энергия, блокируемая психическими «связанностями» и ум обретает подлинную спонтанность и чистоту, личность достигает состояния естественности самовыражения.

Процесс очищения приводит сознание к восстановлению природного потенциала психики, что раскрывает утраченный доступ к творческим силам человека, прежде блокируемым внутренними «психо-зажимами». Фактически, самоочищение ума начинает происходить во время применения методов концентрации и погружения в состояние медитации. Удержание ума в «однонаправленном потоке» выводит из подсознания глубоко укоренившиеся психические травмы и комплексы и самоосвобождает их, трансформирует эти негативные факторы в «чистые качества и силы». Таким образом, через практику Раджа-йоги способности человека растут и духовное начало (Атман) проявляется всё более ярко.

На предельно глубоком уровне достижения чистоты сознания и обретается состояние мокши (освобождения или нирваны). Истинная чистота сознания равноценна переживанию «пустоты» или свободы от всех омрачающих качеств и признаков, что даёт возможность незамутнённым умом беспрепятственно воспринимать удивительную полноту бытия.

Раджа йога: описание и принципы

Работа с «царем» человеческой структуры – умом

Раджа-йога, или царская йога, подходит людям, которые занимаются умственным трудом или творчеством и хотели бы научиться концентрироваться и начать мыслить нестандартно, приобрести хорошую память и стать более уравновешенными и счастливыми.

Всем известна фраза о материальности мысли. Если же прислушаться к своему уму, можно понять, что в одну секунду в нем возникают миллионы разнообразных мыслей, переплетающихся между собой. Конечно, далеко не все из них – позитивные. Умение контролировать мыслительный поток, которое развивает раджа-йога, всегда ведет к положительным изменениям в жизни.

Восемь ступеней раджа-йоги

Так как раджа-йога состоит из восьми ступеней совершенствования ума, ее также называют аштанга-йогой (в переводе с санскрита «ашта» значит «восемь»). Итак, вот эти ступени:

  1. Яма. Моральные нормы поведения.
  2. Нияма. Нормы организации внутренней жизни человека.
  3. Асаны. Физические упражнения, помогающие гармонизировать тело и ум.
  4. Пранаяма. Дыхательные упражнения, также направленные на уравновешивание тела и разума.
  5. Пратьяхара. Отвлечение чувств от материальных и психических объектов.
  6. Дхарана. Концентрация, сосредоточенность ума.
  7. Дхьяна. Медитация.
  8. Самадхи. Умиротворенное состояние полной осознанности и единения с Высшей мудростью.

Моральные принципы

Каждый человек, практикующий раджа-йогу, постепенно приходит к тому, что нужно жить порядочной, чистой и полной добрых дел жизнью. А для того, чтобы он всегда мог удостовериться в том, что действует правильно, древние мудрецы описали принципы, которым должен следовать каждый йог.

  1. Ахимса – запрет насилия, причинения вреда, в том числе, самому себе, а также запрет на убийство, в том числе, убийство животных.
  2. Брахмачарья. Умение воспринимать каждого человека, встречающегося на жизненном пути, как проявление Божественного Абсолюта, без высокомерия и неприязни.
  3. Астейя. Запрет на желание того, что принадлежит другим.
  4. Сатья. Благожелательная правдивость. Умение говорить только то, что приносит людям добро, воздержание от очерняющих речей и лжи.
  5. Апариграха. Запрет на материальные и психические излишества, умение жить, окружая себя ценностями лишь в том количестве, которое необходимо для жизни.

Нияма тоже состоит из пяти пунктов:

  1. Шауча (шаоча). Необходимость соблюдать чистоту тела, жилого помещения, одежды, а также чистоту разума и души.
  2. Сантоша. Умение радоваться всему, что дает жизнь, в том числе, неприятным событиям, как важным жизненным урокам, дающим силу и мудрость.
  3. Тапах (тапас). Жертвование своих сил, времени и денег на помощь нуждающимся в этом людям.
  4. Свадхья (свадхиайя) – постоянное самосовершенствование, обучение чему-то новому, развитие интеллекта и поиск знаний.
  5. Ишвара Пранидхана – постоянное поддержание мысли о том, что в мире есть Высшая Сила (энергия или Божественная сущность).

Если хорошо подумать над каждым из этих принципов, вы поймете, что всегда интуитивно считали правильной и честной жизнь именно по ним. Внутреннее мерило правильности наших поступков, которое мы обычно называем совестью, подсказывает, что соблюдение перечисленных правил – это очень хорошая привычка.

Подробнее о техниках медитации и концентрации читайте в следующих статьях.

Йога. Общие положения и краткая история

Йо́га (дев. योग ) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п. Впервые встречается в «Риг-веде» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы. За пределами Индии термин «йога», как правило, ассоциируется с хатха-йогой и её асанами или с физическими упражнениями. Того, кто занимается йогой, называют йогом или йогином.

История йоги

Большая статуя в Бангалоре, изображающая медитирующего Шиву

Николай Рерих. «На вершинах (Туммо) », 1936

История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал. Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Риг-веде». Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.). В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане», присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом. В Упанишадах, наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде», — одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными X — IX веком до н. э. Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан» ) индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимом раджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.

Индская цивилизация

На нескольких печатях, обнаруженных при раскопках в долине реки Инд и датируемых периодом с 3300 по 1700 год до н. э., были найдены изображения людей в медитативных и йогических позах, занимающихся «одним из видов ритуальной практики, возможно древней формой йоги». Из всех артефактов Хараппской культуры, археолог Грегори Поссель выделяет 16 специфических фигурок в йогических позах. По мнению учёного, они свидетельствуют о том, что обитатели Хараппской цивилизации занимались ритуальными практиками йоги и медитации. При этом, были найдены изображения в йогических позах не только людей, но и божеств. Исследователь и профессор Эгберт Рихтер Ушанас указывает на связь хараппских артефактов с Ведами, в частности с «Риг-ведой» и «Атхарва-ведой».

Наиболее известным из хараппских йогических изображений является «печать Пашупати» обнаруженная британским археологом Джоном Маршаллом, который полагал, что на ней изображена одна из древних форм Шивы. Некоторые учёные, однако, подвергают сомнению идею того, что изображённый на печати «Пашупати» («Господь животных» ) представляет фигуру Шивы или Рудры. К ним принадлежит британский индолог Гэвин Флад, называющий подобные предположения «спекулятивными». К известным сторонникам идеи Пашупати как йогической фигуры принадлежит археолог Джонатан Марк Кенойер, в настоящее время занимающий должность зам. директора Хараппского археологического исследовательского проекта в Пакистане. Идея также нашла поддержку со стороны известного немецкого индолога и историка южно-азиатского искусства Генриха Циммера.

Печать Пашупати Дели, изображающая медитирующего Шиву.

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….» Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши, в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения.

«Йога-сутры» Патанджали

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста:

योग: चित्त-वृत्ति निरोध:
yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ

Йога есть обуздание волнений, присущих уму.

Хатха-йога — это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

История йоги на Западе

В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середина XX в.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector