Философия и практика лайя йоги | Masajista.ru

Философия и практика лайя йоги

Философия и практика лайя йоги

«Учение зародилось около 3-5 тыс. лет до н. э. и окончательно оформилось в традицию в VIII—XI вв. Учение представляет собой глубокую изысканную традицию индуистского тантризма стиля „Сахаджаяны“ (колесницы естественного пути), в свое время впитавшей идеи буддизма Ваджраяны, и которая по праву относится к разряду высших недвойственных Учений Ануттара -тантры. Бессмертные сиддхи-авадхуты являются живым воплощением самых глубоких и сокровенных принципов Учения Лайя-йоги, главные представители из которых Авадхута Даттатрейя, махасиддхи Матсиендранатх, Горокхонатх, Великий Брахман Сараха, Бхагаван Шри Рамалинга Свамигал. Учение махасиддхов сосредоточено на неконцептуальном, живом опыте постижения природы „Я“, которое может быть открыто в самадхи (прямое видение Шуньяты). Сиддхов не интересуют теологические спекуляции, философия, эсхатология и т. д. Учение сиддхов — это глубоко внутренний путь трансмутации энергии и сознания, вплоть до достижения высших состояний — сахаджа-нирвикальпа-самадхи, то есть непрерывной внимательности к естественному состоянию, пребывание в созерцании на Высшую Сущность — Истинное „Я“, вплоть до саруба-самадхи — перехода в Радужное тело Света. Для авадхутов не имеет значение, каких концептуальных идей придерживается йогин, для сиддхов главное — практический подход, достигнуто самадхи или нет? Критерии успешного самадхи — остановка дыхания и сердцебиения в медитации, способность осознавать себя во сне без сновидений, а также способность поддерживать состояние осознанности в повседневной жизни и проявлять сверхъестественные силы — путешествовать в тонком теле по другим мирам, контролировать энергию, управлять стихиями, событиями и т. д. Во взглядах на мир и творение вселенной за основу принята традиционная Адвайта-веданта в толковании Даттатрейи, Гаудапады, Шанкары. Взгляды близки кашмирскому шиваизму, идеям буддизма Ваджраяны (Дзогчен, Махамудра), а в некоторых аспектах неотличны от них. Подобный подход имеет место в виду „двоякой“ принадлежности многих махасиддхов как к традиционному индуизму, так и к буддизму. К примеру, Матсиендранатх, Горокхонатх, Сараха считаются одновременно и индуистскими, и буддийскими святыми, давшими начало школам кауликов, натхов, канпхатов и школам Ваджраяны в Тибете. Много общего можно найти и в других близких по духу Учениях — даосизме, китайском дзен, Учении Кабира.»

Философия учения

Философской, концептуальной основой Лайя-йоги безусловно является Адвайта-веданта. Понимание недвойственности, тождество «я» и Брахмана — фундамент всех высших учений йоги и тантры.

Я никогда не был рожден, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий — ни хороших, ни плохих. Я — тот чистый Брахман, лишенный каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?»

Таким образом, в основе философии Лайя-йоги лежит недвойственное видение Реальности, вне слов и концепций, достигаемое лишь в самадхи — чистом состоянии ума. Это Исконное «Я» есть «Сахаджья» — естественное состояние каждого, но оно затмевается покровом двойственных мыслей и клеш. Когда йогин может пребывать в созерцании, естественное состояние раскрывается, обнажая пустотную природу Ума.

В Лайя-йоге самадхи достигается за счёт естественного созерцания без усилий, а не за счёт метода. Также, в отличие от других видов йоги, в Лайя-йоге нирвикальпа-самадхи — не самоцель, а всего лишь промежуточная ступень для достижения более высоких — сахаджа-самадхи и саруба-самадхи.

Саруба-самадхи предполагает Просветление не только ума, но и энергии, тела, проявляющиеся как звук, свет, божества (нада, джьоти, дэвата). Практика с усилием на этом уровне прекращается и становится «не практикой» — «не методом» — «анупайя», «не медитацией», так как любое усилие является помехой.

Сахаджа-самадхи — это особое состояние сознания йога, когда он естественно, без усилий погружён в присутствие Атмана независимо от того, ест он, работает, говорит, спит, ходит или сидит. Такая погружённость и есть бхава (чувство). Ничего не отрицается, всё объединяется с присутствием в этом состоянии. Всё больше отдаваясь этому чувству («прапати» — самоотдача), йогин растворяет «я» в Высшей Реальности Брахмана. Полностью отдавшись ему, он испытывает неописуемое состояние непрерывного естественного единства; без усилий, без отречения, без техник и медитаций, реализовав ум без опоры — «нираламбха». В этом самадхи он окончательно узнаёт своё «я» как тождественное Брахману (пратьябхиджня) и с этого момента не отождествляет себя ни с чем иным. Цель и средства здесь объединяются. Цель — погружённость в Атман, средство — тоже.

Путь — это методы созерцания, медитации, управления внутренней энергией. Путь состоит из трёх главных принципов:

  • прямое введение в естественное состояние с помощью Учителя (шравана);
  • прояснение с помощью обдумывания и устранения сомнений (манана);
  • неуклонное продолжение созерцательного присутствия с помощью особых методов Лайя-йоги (нидидхьясана).

Главным же методом практики является непрерывная внимательность к естественному состоянию, созерцание, самоосвобождение двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности.

Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чём-либо конкретном. Йогин старается не цепляться за прошлое, не фантазировать о будущем, не схватываться концепциями настоящего, а пребывать за пределами концепций в естественном состоянии.

Естественное состояние ни внутри, ни снаружи, оно подобно небу без границ и центра. Это ум в его Истинной Таковости. Он подобен пространству без качеств, однако все качества возникают из него.

Узнав своё сознание — Чити как безграничное пространство, подобное небу, йогин учится поддерживать его, не отвлекаясь на пути к высшей цели — саруба-самадхи — трансмутации физического тела. Для этого он учится воспринимать весь мир недуальным способом как манифестацию, игру сознания — Чити-Шакти. Весь мир он видит как свой ум, а ум не имеет ни качеств, ни основы; своё тело — как иллюзорное, а свою чистую энергию — как божества, звук — нада и свет — джьоти.

Медитация включает в себя пять путей или пять янтр Лайя-йоги:

  • Путь Мудрости (Праджня-янтра);
  • Путь Энергии (Шакти-янтра);
  • Путь Сновидений (Нидра-янтра);
  • Путь Звука (Нада-янтра);
  • Путь Света (Джьоти-янтра).

Путь Мудрости (Праджня-янтра) предполагает овладение непрерывным созерцательным состоянием, погружённостью в природу Ума (сахаджа-стхити). Для этого йогин тренируется в медитации сидя и в движении.

К практикам сидячей медитации относятся:

  • упражнение-концентрация (дхьяна) для овладения однонаправленностью ума;
  • медитация на входящее и выходящее дыхание (Анапанасати);
  • медитация на чувство «я» (ахам-вритти);
  • медитация на пустотное состояние ума;
  • медитация на Великое изречение (Махавакью);
  • решение парадоксальных задач (аналог коановдзен);
  • медитация на пространство неба;
  • медитация на просветляющие силы вселенной, пяти элементов и т. д.;
  • медитация на световое пространство и другие.

К практикам созерцательной ходьбы относятся:

  • наблюдение за телом;
  • наблюдение за дыханием;
  • ходьба с поддержанием санкальпы (аффирмации);
  • самовспоминание;
  • созерцание Света;
  • созерцание Бесконечного пространства;
  • настройка на нисходящие силы Вселенной;
  • интеграция с пятью элементами и другие.

Путь энергии (Шакти-янтра) включает практики работы с каналами (нади), ветрами (праной) и центрами (чакрами) для:

  • пробуждения Кундалини;
  • получения опыта нектара бессмертия;
  • выходов тонкого тела;
  • обретения непрерывного сознания в самадхи;
  • раскрытия четырёх блаженств и пяти пространств в теле.

Для этого используются практики: асаны, мудры, бандхи, пранаямы, визуализации чакр, каналов, слияние с пятью элементами стихий и другие.

Путь сновидений (Йога-Нидра) включает обучение специальным методам ночных практик для:

  • осознавания себя во сне;
  • развития тела сновидений (Майя-дэха);
  • управления и трансформации сновидений;
  • вхождения в осознание сна без сновидений и Ясного Света.

Путь йоги Звука (Нада-йога) включает десять стадий сосредоточения на внутренних звуках для достижения нирвикальпа-самадхи и практику, когда йогин работает с единством Звука и пустотного осознавания.

Путь йоги Света (Джьоти-йога) содержит в том числе некоторые тайные методы созерцания Света, которые за короткое время генерируют световые видения: божеств, мандалы, сферы света и др. Упражняясь в созерцании, йогин работает с видениями, последовательно проходя четыре стадии: «начала», «сосуда», «нарастания», «исчерпания». Путь йоги Света считается очень глубокой садханой, позволяющей сделать быстрый скачок в практике — за одну жизнь реализовать бессмертное тело Света.

Фундаментальные практики Лайя-йоги

Читать книгу Фундаментальные практики Лайя-йоги онлайн

Сатгуру Свами Вишну Дэв — русскоязычный монах-учитель Лайя-йоги в традиции авадхутов-махасиддхов. Он также является основателем и настоятелем Монастыря йоги (Адвайта-йога-ашрам «Гухья Самаджа»).

В детские и юные годы, занимаясь медитацией, он спонтанно имел глубокие переживания недвойственности, которые в йоге описаны как «нирвикальпа-самадхи». В поисках Учений, которые бы объяснили его опыты, он обращается к западной философии, затем становится последователем Учителя индийской традиции вишнуизма, интенсивно следуя пути преданности, который приводит его к знакомству с еще более глубокой эзотерической традицией Сахаджия (индуистская тантра, ассимилировавшая идеи буддизма Ваджраяны). Параллельно, в течение многих лет, он изучает традиционный шаманизм и оккультные практики тантры.

С 1989 года он обучается Лайя-йоге в традиции сиддхов у своего коренного Учителя, а также классической Раджа-йоге и Кундалини-йоге у различных Учителей.

С1992 г. по1995 г. он посвящает себя аскетичной практике в уединении, благодаря которой реализовывает состояние «сахаджа-самадхи». В это время он глубоко изучает Ануттара-тантру в индуистской и буддийской традициях.

Длительная упорная практика созерцания и методов йога-тантры в течение более чем шестнадцати лет, привели автора к глубокому личному опыту недвойственности, дав живое переживание тех великих истин, которые описаны в традиционных текстах.

Во исполнение воли своего Учителя с1995 г. является основателем и Учителем Монастыря-академии Лайя-йоги, учебного заведения для монахов и монахинь.

Его перу принадлежит множество исследовательских статей, очерков, трактатов и книг. Наиболее известные из них:

• «Сутра сердца йогической практики» («Йога Садхана Хридайя Сутра»)

• «Освобождающий нектар драгоценных наставлений» («Лайя Амрита Упадеша Чинтамани»)

• «Сокровище зеркала безмятежного океана».

С2000 г. живет в монастырском поселении йогов «Дивья-лока» в СНГ.

В Монастыре проводит различные учебные семинары по пяти разделам (янтрам) Лайя-йоги:

• Йога созерцания (Лайя-йога)

(базовые медитации Лайя-йоги)

Фундаментальные практики Лайя-йоги

Место для медитации

«Йогин, который понимает сущность йоги, не будет практиковать йогу в местах шумных, возле огня, источника воды, на сухих пастбищах, перекрестках дорог, сухих листьях, на берегу реки, в местах, полных змей, сжигаемых мертвых тел, страшных местах, колодцах или на болоте.

Йогину следует покинуть место и время, когда божественные чувства не возникают. Нечестные люди никогда не могут выполнять практику йоги, и это то, почему йогину следует покинуть место.

О, дорогой король! Нет никаких сомнений, что качество времени и великолепие места увеличивают силу ума и очищают сердце. Какова нужда в объяснениях о качестве времени и места, когда ум, будучи божественного качества, сливается в единстве с Брахманом, высшим «Я»?»

Авадхута Даттатрейя, «Йога Рахасья» (49-52)

Время для медитации

«Йогин не будет заинтересованно практиковать йогу, когда он голоден, устал или пребывает в сердечном беспокойстве.

Йогин не будет делать усилия в практике йоги, для пребывания в медитативном состоянии, когда очень холодно, жарко или ветрено».

Авадхута Даттатрейя, «Йога Рахасья» (47, 48)

Поза для медитации

В искусном положении тела заключается жизненно важное качество медитации. Принимая семиричную медитационную позу, йогин в нашей традиции:

1. Садится на мягкое сидение, ноги в позе лотоса или, если он не может так сделать, то в сукхасане

2. Руки в позе созерцания: у живота и примерно около пяти сантиметров ниже пупка, тыльная сторона правой ладони помещается на открытой ладони левой руки, два больших пальца подняты вверх, касаясь друг друга

3. Спина выпрямлена, позвоночник вертикален так, что придает жесткость всему телу

4. Руки в локтях выпрямлены снизу до плеч, не сгибаются

5. Подбородок чуть прижат вниз так, что шея слегка наклонена

6. Кончик языка дотрагивается до верхнего неба, в то время как зубы едва соприкасаются, губы слегка закрыты

7. Глаза спокойно глядят в пространство чуть-чуть дальше кончика носа, глазные яблоки неподвижны

Другие учат, что губы и зубы должны быть в более естественном положении, но для начинающих лучше упомянутая поза.

Восьмой аспект — дыхание в медитации. Медитируя, вдыхают и выдыхают мягко, без усилия, даже не ощущая этого. Не следует пыхтеть, не следует дышать тяжело или с напряжением.

«Практику йоги следует сохранять свое сердце в обузданном состоянии, сидя прямо в асане, согнув ноги, держа тело выпрямленным и бедра впереди себя совершенно плоскими (горизонтальными), не прикасаясь к гениталиям и слегка приподняв голову, так, чтобы она была обращена прямо вперед.

Ему не следует касаться зубами зубов. Не обращая внимание ни на что вокруг, ему следует сосредотачиваться на «кончике носа» (следует узнать лично от Гуру, что «кончик носа» означает и где он расположен).

В это время йогину, который укрепился в чистой сущности, покорив тамасические качества раджасическими и раджасические саттвическими, следует достичь неподвижного состояния дыхания или успокоенного дыхания. Изолируя свой ум и праны от объекта сосредоточения уравновешенным состоянием (успокоенным дыханием), ему следует выполнять пратьяхару, самоуглубление.

Ему следует сосредотачивать внимание только на Атма (Атмане), «Я», наблюдая свое «я», обуздывая его кама (привязанность, внимание к внешнему) и кродха (гнев), подобно черепахе, втягивающей свои органы чувств. Очистив себя внутренне и внешне от горла до пупа, ему следует практиковать пратьяхару, самоуглубление, наполняя тело.

Так, обузданный, йогин становится свободным от всех нечистот. Бесконечный мир возникает в нем. Он достигает способности видеть качества природы и высшего «Я».

Авадхута Даттатрейя, «Йога Рахасья» (29-36)

«Держи руки ровными, опущенными вниз,

Язык касается неба,

Зубы и губы в расслабленном положении,

Глаза устремлены в пространство рядом с носом».

«Позвоночник должен быть прямым,

Как бусы, нанизанные на тростник.

Шея должна быть слегка наклонена.

Тело должно быть выпрямлено вертикально,

как дикая лилия.

Руки вытянуты и параллельны,

Словно образуя квадратный узел.

Ладони в медитативной позе

Должны давить на место ниже пупка.

Ноги должны быть скрещены,

как линии на шахматной доске».

Что касается пользы от этих положений тела: апана-вайю (изливающаяся вниз энергия) контролируется позой со скрещенными ногами; самана-вайю (тепловая энергия) — давлением на пупок; вьяна-вайю (распространяющаяся энергия) — выпрямлением позвоночника и вертикальным положением тела; прана-вайю (жизненная энергия) — выпрямлением плеч, ладоней и локтей; удана-вайю (восходящая энергия) — малым наклоном шеи и касанием нёба языком. Если йогин может контролировать эти фундаментальные энергии в теле, он сможет получить и контроль над всеми вторичными энергиями. Их особенно хорошо можно контролировать неподвижным пристальным взглядом. Благодаря этим положениям все каналы, энергии и бинду (субстанции тела) могут быть оживлены и стабилизированы. В результате всего этого элементы тела достигнут гармонии, комплекция будет величественной, и хорошее, спокойное погружение возникнет естественно, поскольку медитативной позой успокаиваются беспорядочные мысли. Ум будут меньше одолевать тупость или страсть. С ясностью проявится осознавание, в теле появятся легкость и сила.

Если сидеть неправильно, результат будет противоположным. Если тело склонится вправо, ум притянется к чувственным объектам, несмотря на первоначальное спокойствие. Если тело наклоняется влево, умом завладевает беспорядочное мышление, даже если он и был изначально успокоен. Если тело согнуто вперед, ум возбуждается, даже если и был ясен. Если тело отклоняется назад, умом овладевает сильное рассеяние, даже если он сначала был ясен и расслаблен. Если фокус глаз смещается, появляются зрительные образы, вызывающее скачущие мысли. Эти наставления пришли от сиддхов йоги.

Философия и практика лайя йоги

Лайя-йога

Лайя йога — мгновенный путь просветления

Название: Лайя йога (йога растворения)

Лайя йога — один из видов йоги, её философской основой является адвайта-веданта (недвойственность), а целью — достижение Освобождения (мукти) и обретение бессмертного божественного тела (дивья-деха) за одну жизнь.

Термин «Лайя» на санскрите буквально переводится как «ритм» — «растворение», то есть возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом) — «растворение в Абсолюте». Мгновенный путь просветления, когда путь и идущий по пути с самого начала признаются неотличными от плода конечной реализации.

Сущность учения Лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности, бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания, он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Отбрасывая связь с концептуальным мышлением, возможно достижение состояния безопорного ума (нираламбха манас) и вход в состояние нирвикальпа-самадхи (единства со всем сущим).

Принципиальным отличием Лайя-йоги от других практик является достижение состояния самадхи не за счёт метода, а благодаря естественному созерцанию без применения усилий. Происходит вхождение в состояние живого присутствия — вне концепций и мыслей. Конечной целью Лайя-йоги является достижение — саруба-самадхи. Это состояние божественного света, великий переход к одному из четырёх тел:

  • Шудха-дэхам — бессмертное и нестареющее тело, освобождённое от кармы, не нуждающееся во сне и еде;
  • Пранава-дэхам — бессмертное тело, которое невозможно осязать, можно только увидеть;
  • Джняна-дэхам — чистое и бесконечное сознание;
  • Дэва-дэхам — полное единство с Брахманом (Абсолют), йогин в этом состоянии не имеет фиксированной формы, эманируется в бесчисленных телах.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Сияние Драгоценных Тайн Лайя-йоги. Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика. Том 1. Свами Вишну Дэв.

Название: Сияние Драгоценных Тайн Лайя-йоги. Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика. Том 1.

Автор: Свами Вишну Дэв.
2003.

Учение Лайя-йоги является мистическим откровением, нисшедшим от богов сферы Брахма-локи из рода Сарасвати. Боги, в свою очередь, его получили от Пяти Великих Риши, олицетворяющих пять саморожденных мудростей изначального Бытия. В первый том вошли 3 из 5 разделов учения: Вселенная Созерцания, Вселенная Звука и Вселенная Света. Трактат представляет большой интерес для всех тех, кто серьезно изучает высшие разделы йоги и Тантры для достижения Просветления и Освобождения от круга рождений и смертей, как для начинающих, так и для опытных практиков.

Учение Лайя-йоги и Сахаджаяна.
Если искать корни Лайя-йоги, то их можно обнаружить в Сахаджаяне, присущей как буддизму, так и индуизму, и даже в некоторых чертах китайскому даосизму2. Возникновение стиля авадхутов — Сахаджаяны, из которого родилась традиция Лайя-йоги, датируют примерно VIII в. н.э.

Сахаджаяна появилась как ответ на засилье обрядовой и магической стороны в индуистской и буддийской йоге и тантре. В основном, Учение авадхутов не базируется на философских или тантрических текстах, поскольку сам дух Сахаджаяны противоречит опоре на какие-либо Писания или тексты. «Святые безумцы» йоги и буддизма, авадхуты-сиддхи Сахаджаяны оставляли после себя песни, которые выражали их прозрения, эти песни назывались «дохи» или «чарьи», они были популярны среди низших каст Индии вплоть до середины XVI в. и часто заучивались наизусть или исполнялись на праздничных собраниях.

Учение сиддхов (Сахаджия) сильно повлияло на традиционную индуистскую тантру, на взгляды и практику вайшнавов, буддистов, джайнистов. Часто «дохи» переводились или составлялись на языках, присущих этим традициям. Сиддхи естественного пути учили, что изначальный Ум невозможно реализовать, накладывая на него словесные ограничения, логику, философские понятия, соблюдением тех или иных ритуалов или йогическими усилиями. Напротив, они настаивали, что прямой путь к быстрой реализации — это следовать пути естественности и созерцательного недеяния, растворить кокон индивидуального восприятия, отпусканием себя через естественность, безусильность, спонтанное пребывание в созерцательном недеянии.

Наиболее известны песни «доха» йогини Мадаласы, Сахаджайогиничинты, Тилопы, брахмана Сарахи, йогина-махасиддхи VIII в. Сараха получил реализацию, благодаря передаче сиддхи от дакини — дочери кузнеца стрел, а само имя его означает «выпускающий стрелу» («сара» и «ха»). Песни махасиддхов о спонтанной реализации предостерегают йогина от буквализма в духовной практике, увлечения эгоцентричным усилием и подмены живого духа «безумной мудрости» сиддхов ритуальной обрядовой стороной, техническими практиками и логическими философскими дебатами о реальности.

Часто безумные мудрецы сиддхи-авадхуты выражали свое спонтанное состояние Просветления непосредственно своим видом и поведением. Они были святыми-юродивыми, которые не заботились о здравом смысле и пренебрегали принятыми нормами и правилами. Они пребывали в таком безграничном состоянии реализации, где больше не было никаких связывающих ум или тело норм или оков, чувствуя себя полностью свободными, подобными божеству, танцующему в пространстве. Они часто высмеивали ханжество, одевались вызывающе или ходили обнаженными, пренебрегая общественными нормами и условностями. Иногда они откровенно вышучивали узость взглядов ученых-пандитов, догматиков и схоластов, указывая им на их духовную слепоту и зашоренность, несмотря на их многообразные книжные знания. Такое поведение не следует называть легкомысленным или эгоистичным, напротив, сиддхи Сахаджаяны были теми, кто принес искры живого огня богов людям. Они прямо своим поведением и своей жизнью воплощали высшие духовные истины.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Сияние Драгоценных Тайн Лайя-йоги. Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика. Том 1. Свами Вишну Дэв. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

0 Comments

В различных первоисточниках — Упанишадах, в «Тиру-Мандирам» риши Тирумулара, Гхеранда Самхита, Хатха-Йога-Прадипика считается, что 250 тысяч учений Лайя-йоги впервые были поведаны Адинатхом ( Богом Шива ) через откровения сиддхам Матсиендранатху и Горакханатху. И по сей день учения Лайя йогу, подобно алмазным россыпям, сверкают в бесчисленных шастрах, тантрах и устных наставлениях святых мудрецов.

Тирумулар, Боганатар, Матсиендранатх, Горак-шанатх, Нанак, Кабир – сиддхи-авадхуты будучи существами, пребы-вающими в неизмеримой свободе, практиковали Лайя йогу, внутри раз-личных конфессий – индуизма, буддизма, сик-хизма, даосизма. Учение Лайя-йоги сиддхов не принад- лежит к какой-либо индуистской школе или секте. Так же оно не является повседневной, «бытовой религией». Лайя йога будучи за пределами слов, методов и символов является сердечной сущностью любой духовной традиции, обнаруживая себя как ее внутренняя сущность.

Часто учение Лайя йоги называют учением «трех свобод», что означает подлинную свободу в проявлениях тела, речи и сознания. Телу позволяется быть в свободе от ритуалов, форм, поклонений и каких-либо искусственных норм поведения. Энергии речи позволяется быть свободной от мантр, молитв и песнопений. Уму позволяется быть свободным от связанности философией, доктринальными теориями или постулатами.
«Позволяется быть в свободе» означает, что мы, практикуя, пребываем в состоянии созерцательного присутствия, распахнутой осознанности подобной небу, не имеющей никаких ограничений.

В этом состоянии мы можем проявлять любые действия тела, речи и ума, которые проявляясь мгновенно самоосвобождаются, превращаясь в спонтанную игру тела, речи и мыслей. Таким образом, любые внешние проявления (поведение, речь, мысли и т.д.) с точки зрения Лайя йоги представляют собой спонтанную игру активности – лилу и не являются чем-то однозначно застывшим, самоценным или реальным.

Применение практики лайя-йоги

Приведенные медитативные техники концентрации на
чакрах ставят целью познакомить читателя с некоторыми
специфическими особенностями аутогенной тренировки
в системе лайя-йоги. Рекомендуется применять эти методы
лишь после овладения более простыми медитативными
упражнениями, выполняя последние в течение нескольких
лет, а также только в том случае, когда налицо физическая
и эмоциональная устойчивость личности упражняю-
щегося. Нельзя забывать также и то, что у нас отсутствуют

1 См.: Goswami S. S. Laya Yoga. Routledge and Kegan Paul,
London, Boston and Henli, 1980.

опытные инструкторы, а имеющаяся западная литература
не очищена от мировоззрения мистического толка. Попу-
лярные книги Госвами, Вудрофа ‘ и других авторов
связаны с социальным опытом иного типа, коренным
образом отличным от нашего.

При занятиях лайя-йогой существует опасность
функциональных психических нарушений. Причиной этого
может явиться снятие торможения с некоторых ранее
блокированных нервных центров. Это приводит к реализа-
ции интенсивной психической деятельности, которая может
превысить адаптационные возможности организма и
довести нервные клетки до состояния, превышающего
допустимую физиологическую границу. Вот почему при-
менение медитативных техник системы лайя-йоги до-
пустимо только в случае безупречного физического здо-
ровья, стабильности психических процессов и под руковод-
ством опытного инструктора 2 .

При занятиях по системе лайя-йоги необходимо
соблюдать физические, эмоциональные и социальные
гигиенические нормы. Заниматься нужно в меру.

Ряд исследователей йоги пытались найти соответствие
между чакрами и регулятивными центрами вегетативной
нервной системы. Но все опыты в этом направлении до сих
пор оказывались безуспешными. Различные интерпрета-
ции кундалини, допускающие существование нематериаль-
ных проводников биоэнергии, а также чакр как центров,
контролирующих биоэнергию, представляют собой смесь
наивности и метафизики. Материалистическое объяснение
феноменов лайя-йоги связано пока с трудностями
и с нерешенными вопросами о связях, существующих
между процессами в вегетативной и центральной нервной
системе. Детальное изучение этой связи представляет
объект современной физиологии и психологии. В конкрет-
ной практике лайя-йоги наиболее существенным является
не то, что чакры не существуют как реальные объекты, а то,
что концентрация сознания на определенных цветах
и фигурах приводит к некоторым вегетативным реакциям.
Эти явления имеют психосоматическую основу, аналогич-
ную той, что имеет место при «излучении» тепла солнечным

‘ См.: Woodroffe J. The Serpent Power. Ganesh and Company,
Madras, 1974.

2 Под опытным инструктором надо понимать медицинского работ-
ника, знакомого с теорией и практикой соответствующей системы
йоги, а не любителя-энтузиаста.

сплетением в аутогенной тренировке. Очевидно, что здесь
смысл не в том, что солнечное сплетение действительно
излучает тепло, а в том, что мысленное представление об
этом приводит к определенному физиологическому
эффекту.

Медитация на позвоночнике

Данное упражнение является рациональным упроще-
нием «пробуждения кундалини» в лайя-йоге.

Примите медитативную позу. Расслабьтесь. Мысленно
представьте, что в основании позвоночника находится
скрученная белая спираль, излучающая тепло. Постепенно
тепловое излучение усиливается. Очень медленно горящая
спираль раскручивается и начинает подниматься по
позвоночнику. От соприкосновения со спиралью позвоноч-
ник разогревается. Постепенно спираль достигает шейных
позвонков. Вы ощущаете приятное тепло, которое она
излучает. Постепенно в основании позвоночника начинает-
ся едва уловимая вибрация. Вы ощущаете весь свой
позвоночник. Все ваше существо излучает приятное тепло
и спокойствие. Вы расслабляетесь. Все ваше тело рас-
слаблено. Руки расслаблены, ноги расслаблены. Рас-
слаблены веки. Расслаблены мышцы лица. Вы полностью
расслаблены. Приятно нагрет ваш позвоночник. Вы его
ощущаете.

Это медитативное упражнение помогает усилению
кровообращения в области позвоночника и таким образом
оказывает очень благоприятное воздействие на симпа-
тическую и парасимпатическую нервные системы. Его
можно выполнять без особой предварительной подготовки.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 81 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Применение практики лайя-йоги

Читайте также:

  1. V3: Криминалистическая идентификация и диагностика, их применение при расследовании преступлений.
  2. Автокорреляционная функция и ее применение.
  3. Амора Гуань-Инь — Плеядеанские практики Божественного Потока: Возвращение к Источнику Бытия
  4. Аналитические характеристики и применение атомно-эмиссионной спектроскопии.
  5. Аппаратура и практическое применение люминесцентного анализа.
  6. АТАКА ВОЗДУШНОЙ ЦЕЛИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОЛС
  7. Б-12. Видеозапись как средство фиксации криминалистически значимой информации. Применение видеозаписи при производстве следственных действий.
  8. Бетонирование с применением противоморозных добавок
  9. Боевое применение автомата АК-74
  10. Бойко Виктор Сергеевич — Йога. Скрытые аспекты практики
  11. Взаимно корреляционная функция и ее применение.
  12. Взаимодействие процессов (IPC). Синхронизация в Windows. Применение спин-блокировок.

Техника стимулирования деятельности вегетативной нервной системы

Техника медитации на чакрах

Займите медитативную позу. Расслабьте тело. Не-
сколько минут старайтесь ни о чем не думать. Далее
сознание концентрируется на идее преодоления недостат-
ков, связанных с лепестками чакр. В течение 3—4 минут
создается психический фон с помощью мантр. Внимание
исполнителя концентрируется на зрительном изображении
чакры и одновременно с этим начинается процесс джапа
с ведущей мантрой.

В своей книге «Лайя-йога» Госвами описывает технику
из системы тантрика, предназначенную для стимулиро-
вания деятельности вегетативной нервной системы ‘. Она
может быть представлена следующими пятью этапами.

1. Концентрация на чакре муладхара. Практикующий
представляет в воображении спираль кундалини (символ
потенциальной нервной энергии), которая излучает крас-
ный свет.

2. Дыхание ритмичное, глубокое и одновременно
выполняется джапа с мантрой ханг. Исполнитель концен-
трируется на представлении о спирали кундалини, которая
начинает постепенно разгибаться и подниматься вверх
по позвоночнику. Последовательно она проходит через
все чакры и достигает теменной области, где находится
важный жизненный центр — чакра сахасрара.

3. Внимание направляется на сегмент спирали, находя-
щийся между чакрами муладхара и анахата. Исполнитель
представляет, что эта часть спирали излучает огненно-
красный цвет.

4. Далее концентрация направляется на сегмент спи-
рали между чакрами аджна и вишудха. Упражняющийся
представляет, что эта часть спирали излучает белый цвет.

5. Концентрация направляется на окончание спирали
в чакру сахасрара. Упражняющийся представляет, что там
сосредоточена/огромная энергия, которую он может конт-
ролировать.

Приведенные медитативные техники концентрации на
чакрах ставят целью познакомить читателя с некоторыми
специфическими особенностями аутогенной тренировки
в системе лайя-йоги. Рекомендуется применять эти методы
лишь после овладения более простыми медитативными
упражнениями, выполняя последние в течение нескольких
лет, а также только в том случае, когда налицо физическая
и эмоциональная устойчивость личности упражняю-
щегося. Нельзя забывать также и то, что у нас отсутствуют

1 См.: Goswami S. S. Laya Yoga. Routledge and Kegan Paul,
London, Boston and Henli, 1980.

опытные инструкторы, а имеющаяся западная литература
не очищена от мировоззрения мистического толка. Попу-
лярные книги Госвами, Вудрофа ‘ и других авторов
связаны с социальным опытом иного типа, коренным
образом отличным от нашего.

При занятиях лайя-йогой существует опасность
функциональных психических нарушений. Причиной этого
может явиться снятие торможения с некоторых ранее
блокированных нервных центров. Это приводит к реализа-
ции интенсивной психической деятельности, которая может
превысить адаптационные возможности организма и
довести нервные клетки до состояния, превышающего
допустимую физиологическую границу. Вот почему при-
менение медитативных техник системы лайя-йоги до-
пустимо только в случае безупречного физического здо-
ровья, стабильности психических процессов и под руковод-
ством опытного инструктора 2 .

При занятиях по системе лайя-йоги необходимо
соблюдать физические, эмоциональные и социальные
гигиенические нормы. Заниматься нужно в меру.

Ряд исследователей йоги пытались найти соответствие
между чакрами и регулятивными центрами вегетативной
нервной системы. Но все опыты в этом направлении до сих
пор оказывались безуспешными. Различные интерпрета-
ции кундалини, допускающие существование нематериаль-
ных проводников биоэнергии, а также чакр как центров,
контролирующих биоэнергию, представляют собой смесь
наивности и метафизики. Материалистическое объяснение
феноменов лайя-йоги связано пока с трудностями
и с нерешенными вопросами о связях, существующих
между процессами в вегетативной и центральной нервной
системе. Детальное изучение этой связи представляет
объект современной физиологии и психологии. В конкрет-
ной практике лайя-йоги наиболее существенным является
не то, что чакры не существуют как реальные объекты, а то,
что концентрация сознания на определенных цветах
и фигурах приводит к некоторым вегетативным реакциям.
Эти явления имеют психосоматическую основу, аналогич-
ную той, что имеет место при «излучении» тепла солнечным

‘ См.: Woodroffe J. The Serpent Power. Ganesh and Company,
Madras, 1974.

2 Под опытным инструктором надо понимать медицинского работ-
ника, знакомого с теорией и практикой соответствующей системы
йоги, а не любителя-энтузиаста.

сплетением в аутогенной тренировке. Очевидно, что здесь
смысл не в том, что солнечное сплетение действительно
излучает тепло, а в том, что мысленное представление об
этом приводит к определенному физиологическому
эффекту.

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 219 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Лайя-Йога (Словарь Йоги)

Система йоги, уделяющая основное внимание пробуждению и направлению латентной, спящей силы кундалини (см.), которая обычно покоится в основании позвоночника. С ней тесно связаны религиозные трактаты «Тантры», которые содержат мистические формулы, описывающие работу с силами божеств и богинь, власть которых, распространяющаяся на всю Вселенную, или макрокосм, имеет свои эквиваленты — соответствующие энергетические центры — и в микрокосме человеческого организма, что в особенности касается кундалини и чакр (см.).

Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.

Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.

На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.

Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые «Сутры» Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); «Бхагавад-Гита» — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как «Хатха-йога Прадипика», «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита» и другие тексты «Упанишад» — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.

На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.

Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.

Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: «Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!» Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.

Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.

В современном обществе нередко смешиваются, а иногда и отождествляются такие понятия, как йога и буддизм. Это может происходить по разным причинам. У йоги и буддизма общие корни — и то и другое возникло в Древней Индии. Буддизм действительно заимствовал некоторые практические методы из йоги. К тому же легко спутать восьмиступенчатый путь совершенствования в классической йоге и, так называемый, восьмеричный путь в буддизме. В действительности же йога и буддизм — это два самостоятельных учения.

Философия и практика йоги

Классическую йогу связывают с именем древнеиндийского философа Патанджали, который создал уникальный труд по практике йоги “Йога-сутры” (предположительно конец I тысячелетия до н.э.). В нем Патанджали обобщил личный и многовековой опыт аскетов-практиков. Дело в том, что в Индии очень долго существовала традиция именно устной передачи знания от учителя ученику, так что сказать, когда в точности возникло учение йоги, очень трудно. По некоторым данным его истоки берут свое начало в период Индской цивилизации, т.е. до прихода ариев на территорию Древней Индии. Йога как учение создавалась веками, обогащаясь новыми открытиями и достижениями тех, кто ее практиковал. То же самое касается и философии йоги, которая формировалась постепенно по мере развития религиозно-философской мысли Индии.

Во-первых, огромное влияние на философию йоги оказали Упанишады, величайшие философские тексты Древней Индии. В них рассматривались вопросы мироздания, взаимоотношения человека и космоса, человека и богов, вопрос жизни и смерть. Именно в Упанишадах впервые появляется концепция перерождения, идея о том, что за смертью следует новая жизнь, новая форма. И какой будет эта другая жизнь, зависит только от самого человека, от его поступков, мыслей и т.д. в жизни настоящей. Тогда же возникает понятие кармы, одной из важнейших категорий индийской философии, которая будет в дальнейшем фигурировать практически во всех религиозно-философских системах Древней Индии, в том числе и в йоге, и в буддизме.

Во-вторых, философия йоги во многом опирается на позиции такого учения как санкхья. Это философское направление было основано предположительно в VIII — VII вв. до н.э. индийским философом-мыслителем Капилой. Оно во многом опирается на Упанишады. В основе этого учения лежит идея о том, что существуют два начала: Пуруша (духовное начало) и Пракрити (материя, энергия), которые взаимодействуют друг с другом. Пуруша состоит из бессчетного количества душ, оно сознательно, но инертно, в то время как Пракрити бессознательна, но обладает энергией. Их взаимодействие и является причиной возникновения и существования мироздания. Цель индивидуальной души — освобождение из плена материи, путем отделения в себе Пуруши от Пракрити. Цель в йоге та же, что и в санкхье — добиться Освобождения (Мокши), выйти за пределы Пракрити и слиться с Пурушей. Но есть одно кардинальное отличие: йога — это практика. В ней меньше абстрактных философский рассуждений, зато есть комплекс конкретных упражнений и методов для преобразования обыденного сознания, сознания Пракрити, в сверхсознание, т.е сознание Пуруши. Таким образом, достигнуть этого сможет только тот, кто отречется от мирской жизни, станет аскетом и будет практиковать йогу.

Есть хорошее выражение: “Санкхья заканчивается там, где начинается классическая йога”. Система йоги подразделяется на восемь ступеней-этапов, где каждый последующий этап имеет в своей основе предыдущий. Другими словами, перескакивать с одного на другой или работать только с одним-двумя по выбору нельзя — цель достигнута не будет. Хорошо бы об этом помнить и тем, кто практикует йогу в наше время. Восемь ступеней системы йоги — это морально-нравственные заповеди (Яма), предписания образа жизни (Нияма), практика определенных позиций тела (Асаны), практика дыхательных упражнений (Пранаямы), практика отрешенности (Пратьяхара), практика концентрации (Дхьяна), практика размышления (Дхарана) и познание истины (Самадхи).

Философские основания современных школ хатха-йоги (49 стр.)

Прежде чем приступить к майтхуне, оба партнера должны быть очищены от всякой скверны как внешне, так и внутренне. Это требование тантры чрезвычайно трудно понять обычному человеку, который под сексуальным взаимодействием привык понимать исход страсти, душевную привязанность или средство деторождения. Чтобы освободиться от инстинктивных побуждений и встать на путь вама-марги, необходимо долгие годы следовать по пути дакшина-марги. Тантрический путь в целом предназначен для трезво мыслящих людей, которые относятся к энергии как средству достижения самадхи, высшего духовного пробуждения. Иначе, как совершенно серьезно предостерегает Свами Сатьянанда, эта энергия превратится в средство их гибели.

Лайя-йога – концентрация на чакрах

Первая лекция по лайя-йоге, прочитанная студентам Свами Сатьянандой, относится к 1968 г., когда главной целью было развеять неверные представления об этой практике. Лайя означает «растворение» или «таяние», отсюда возникает вопрос, чем лайя отличается от самадхи. С одной стороны, во всякой практике происходит «растворение» низших состояний сознания в высших, поэтому любая йога приводит к лайе. С другой стороны, лайя-йога сама по себе остается отдельным видом йоги, и именно в этом качестве она нуждается в истолковании. Высшее сознание является целью индивидуального осознания, которая должна быть достигнута без потери самосознания, однако в практике лайя-йоги прекращаются все контакты с внешними и внутренними объектами, причем не посредством трансцендирования, а путем «отступления» от них. Мозг и нервная система, а также все центры сознания в теле вступают в состояние бессознательности осознано, с сохранением полного контроля над процессами растворения сознания.

Технически лайя-йога соответствует кундалини-йоге, ибо предполагает последовательное проведение кундалини по сушумне от низшей до высшей чакры. Лайя-йога требует ускоренного волевого давления на сознание и должна выполняться под руководством учителя, после подготовки средствами хатха-йоги. Свами Сатьянанда подчеркивает, что он не имеет в виду асаны и пранаямы, ибо классическая хатха-йога состоит из серии очистительных техник, восстанавливающих равновесие между симпатическим и парасимпатическим отделами нервной системы, тогда как асаны и пранаямы образуют часть тантры. Таким образом, хатха-йога состоит из шести систем, известных как шат-карма, и самой важной для лайя-йоги является наули. Примечательно, что Свами Сатьянанда обучал лайя-йоге только мирских учеников, вступивших в брак, объясняя это особенностями гормонального обмена.

Свара-йога – гармонизация дыхания

Свами Сатьянанда подводит под понятие свара-йоги практически всю практику пранаямы в целом, хотя в более узком смысле этот термин относится к выравниванию потоков воздуха в обеих ноздрях. Дыхание изменяется в соответствии с обстоятельствами, и состояние тела и сознания можно оценивать по таким характеристикам, как длина дыхания и преобладание потока воздуха через ту или иную ноздрю. Согласно свара-йоге, этот поток меняется приблизительно через час: когда он проходит через левую ноздрю, активизируется ида-нади («лунный» поток слева от позвоночника), а когда через правую – пингала-нади («солнечный» поток справа от позвоночника). Если потоки воздуха в обеих ноздрях одинаковы, то потоки праны в обеих нади также выравниваются. В таком случае прана начинает течь по важнейшей нади энергетического тела – сушумне («нейтральный» поток внутри позвоночника), и практикующий получает возможность достичь состояния глубокой концентрации, чтобы реализовать высшие ступени медитации. Кроме того, важно замедлить дыхание в целом для достижения контроля над потоком праны.

Йога-нидра – «йогический сон»

Йога нидра – уникальная технология Бихарской школы, разработанная Свами Сатьянандой после того, как он обратил внимание на свою способность воспроизвести учение Свами Шивананды, которое давалось другим ученикам, пока он спал после ночных бдений. В окончательном варианте йога-нидра – это особый вид неподвижной медитации, во время которой последовательно расслабляется все тело, и осознание отвлекается от внешнего мира. В системе аштанга-йоги данная практика соответствует этапу пратьяхары. В расслабленном состоянии разум обретает способность избавиться от ненужных тенденций и восприимчивость к интуитивной информации из области бессознательного. Разум может использовать йога-нидру для решения проблем и достижения совершенства в любой области. Сама техника очень проста: практикующий лежит в шавасане (позе трупа) и сканирует вниманием изнутри все тело в указанном порядке, сосредоточивая сознание на расслаблении соответствующих мышц. В конце концов, он обретает способность воспринимать все тело в целом на глубинном уровне и наблюдать за ним, сохраняя полный контроль над самой деятельностью наблюдения.

Глава 8. Малоизвестные традиции

Безусловно, малоизвестных традиций и школ хатха-йоги намного больше, чем известных, но важны только те, которые действительно обладают характерными чертами и длительной преемственностью. Другими словами, несмотря на неизвестность на Западе, они все же представляют собой устойчивую систему в самой Индии. В рамках этого раздела можно выделить еще одну специфическую категорию передачи техник хатха-йоги, возникшую в последнее время – институты, дающие «йогическое образование» с выдачей дипломов вплоть до ученой докторской степени. Среди них заслуженной популярностью пользуются Кайвалья-дхам в Лонавле, неподалеку от Пуны, и Институт им. Вивекананды возле Бангалора (Южная Индия). В них готовят инструкторов по йоге, причем поступать туда могут как индийцы, так и иностранцы. Также весьма примечателен центр возрождения южно-индийской культуры – Ананда-ашрам в Пондичерри, основанный Свами Гитанандой, включающий Международный центр обучения и исследования йоги, где в аштанга-йогу вводятся уникальные методы крийя-терапии. Но основатели названных институтов не были прямыми продолжателями какой-то устойчивой традиции, а интегрировали в собственный подход техники, полученные от многих учителей. Так, среди наставников Кувалаянанды, основателя Кайвалья-дхам, много авторитетных личностей, хотя своим гуру он признавал Парамахамсу Мадхавадаса. Однако главным продолжателем традиции этого гуру следует считать Шри Йогендру, основателя института йоги в Бомбее, на истории которого мы остановимся, наряду со школой Дхирендры Брахмачари.

Школа Дхирендры Брахмачари

Традиция Шри Дхирендры Брахмачари малоизвестна на Западе, ибо он сам предпочитал учить йоге на родине и выезжал за рубеж лишь с редкими визитами, но неизменно посылал своих учеников в разные места Индии. В России об этой школе можно судить лишь по его книге «Йога-сукшма-вьяяма», а также благодаря краткому визиту Бал Мукунд Сингха в Москву и Санкт-Петербург, организованному Аштанга Йога Центром, где отдельные инструкторы используют элементы этого стиля. В остальном, мы имеем лишь обрывочные сведения из кратких статей и интервью. Дело не только в невнимании русских практикующих к этому стилю, но и в недостатке первоисточников: полулегендарный основатель данной традиции вообще не занимался литературным трудом. Шри Дхирендра написал всего три книги, причем последняя рукопись «Мудра и пранаяма» до сих пор хранится в его архиве, опечатанном индийским правительством после его безвременного ухода, и никогда не издавалась даже на английском языке. Ценность ее, независимо от степени доработанности, велика, и опубликование могло бы многое прояснить не только в истории, но и в практике йоги.

Линия преемственности

Шри Махариши Картикейя

Великий святой Шри Махариши Картикейя родился в середине XVII века в брахманской семье в штате Уттар-Прадеш (Северная Индия). В детстве он отличался достойным поведением, бегло читал на санскрите и обладал способностью предвидения. После завершения ученичества он отправился в Гималаи, где провел долгие годы в отшельничестве и скитаниях. Образ бога Бадринараяна в одном из лесных святилищ вдохновил его посвятить жизнь служению человечеству. Глубокие философские познания, владение тайными йогическими техниками и безграничная любовь к людям способствовали выполнению миссии. Махариши Картикейя объездил всю Индию и повсюду облегчал методами йоги страдания множества людей и служил для них источником вдохновения к освобождению. Где бы он ни появлялся ненадолго, огромные толпы народа стекались к нему, чтобы увидеть хотя бы мельком. Прожив в непрерывном служении более трехсот лет, в 1953 г. он вошел в махасамадхи, сидя в сиддхасане перед собранием народа на берегу священной реки Сарайю – месте рождения Рамы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector