Функциональное воздействие йоги на физиологическое состояние нервной системы | Masajista.ru

Функциональное воздействие йоги на физиологическое состояние нервной системы

Физиология йоги

Физиология йоги изучает влияние техник хатха-йоги на физиологические составляющие человека.

С каждым днем в мире все больше увеличивается интерес к изучению хатха-йоги. В основе системы хатха-йога лежат разнообразные техники работы с телом – асана (положение тела, форма, позиция) и пранаяма (дыхательные практики и задержки дыхания), основной целью которых является специфическое воздействие на организм человека. Одна из целей системы хатха-йога – совершенное здоровье и увеличение продолжительности жизни человека, посредством комплексного воздействия на органы и системы организма.

Физиология йоги исследовать вопросы подобного типа:

  • Влияние техник йоги на ВНС
  • Влияние техник йоги на ССС
  • Физиология медитационных практик
  • Традиционные методы психофизического самосовершенствования и другие

Более подробную информацию и некоторые исследования по физиологии йоги вы можете увидеть в соответствующем разделе нашего сайта.

Наиболее корректно рассматривать влияние методов хатха-йоги на 3-х планах. Как пример говорил один из величайших учителей современности Свами Сатьянда Сарасвати: “Йога-асана дейсвует на 3 плана человека: физический, психологический и духовный”

Влияние на физиологию:

Мышцы и суставы, нервная и эндокринная, дыхательная и выделительная системы, а также система кровообращения скоординированы таким образом, чтобы поддерживать и облегчать функционирование друг друга. Асаны увеличивают адаптивные функции организма, делают тело сильным и гибким. Поддерживают тело в оптимальном состоянии, способствуют выздоровлению больных органов и омоложению организма в целом.

На психику:

Асаны делают разум сильным, способным преодолевать боль и несчастья. Они развивают решительность, сосредоточенность и уверенность. В ходе регулярной практики асан уравновешенность становится нормальным состоянием разума. Все проблемы мира, все тревоги и печали вы сможете встретить с абсолютным спокойствием. Ум успокаивается, краски жизни становятся более светлыми, а трудности превращаются в средство достижения совершенного психического здоровья. Практика асан пробуждает спящие энергии, которые вызывают у окружающих чувство доверия и стремления к человеку, излучающего их. Происходит расширение сознания, человек способен увидеть себя и окружающий мир.

Йога – асана и духовность:

Асаны являются третьей ступенью восьмиступенного пути Раджа-йоги, и в данном аспекте, асаны подготавливают тело и ум к более высоким практикам йоги, а именно: к пратьяхаре — отвлечению органов чувств от объектов, дхаране — сосредоточению, дхьяне — медитации и самадхи — достижению космического сознания. Классические тексты по хатха-йоге:«Хатха-Йога Прадипика» и «Гхеранда-Самхита». И хотя асаны сами по себе не могут дать духовного просветления, они, тем не менее, являются важной частью духовного пути. Некоторые люди полагают, что асаны — это всего лишь физические упражнения, не имеющие никакой связи с духовным развитием. Это совершенно неверная точка зрения. Для тех, кто стремится пробудить и развить свои психические способности, асаны являются почти неизбежной необходимостью!

Т.е в физиологическом аспекте речь идет о рассмотрении методов йоги на организм человека и развитии сознательного управления и регуляции моторной, сенсорной, вегетативной и другой физиологической деятельности, т. е. сознательное воздействие на соматические и психические функции.

Тело человека насчитывает около 200 сегментов поперечно-полосатой мускулатуры, каждый из которых окружен фасцией, переходящей в сухожилие и прикрепляющееся к кости. Кроме того, в местах сочленения костей – суставах, находятся связки, образующие суставные сумки.

Каждый такой сегмент имеет рецепторы, через которые ЦНС получает соответствующую информацию о силе и характере раздражения (возбуждения). Непосредственная локализация этого раздражения – кора головного мозга.

Таким образом, стимулируя определенные группы мышц, используя статический и динамический режим работы, а также растягивание и расслабление мышц, при помощи двигательных действий и поз, возможным становится опосредованное воздействие на ЦНС.

Стимуляция определенных зон коры головного мозга (кортико-висцеральное взаимодействие), оказывает воздействие на мыслительный процесс и связанные с ним чувства и эмоции. Психическая деятельность, в свою очередь, воздействует как на скелетную так и на гладко-мышечную мускулатуру внутренних органов.

Кроме того, определенные положения тела воздействуют на эндокринную систему, что так же проявляется в соответствующих реакциях организма. Использование различных средств и методов работы с опорно-двигательным аппаратом, позволяет достигать необходимых функциональных реакций и состояний организма человека, для выполнения или решения им соответствующих задач.

Говоря языком физиологии, происходит воздействие на функциональное состояние ЦНС, то есть на психические и физиологические функции организма. Используя эти знания и возможности, человек может корректировать различные дисфункции своего организма.

Такой процесс самопознания позволяет вывести человеческое существо на новую ступень эволюционно значимых изменений и, как следствие, более высокий уровень реализации личности. Однако практическое достижение этих изменений, как например коррекция позвоночника или избавление от хронического стресса, требует специальных знаний и должно реализовываться постепенно. Первое время необходимо практиковать под наблюдением квалифицированного специалиста, который сможет отслеживать правильность выполнения и адаптировать комплексы персональной практики под изменение состояния организма.

Традиционно считается, что асаны хатха-йоги могут практиковаться в любом возрасте, вплоть до глубокой старости. Последователи системы сумели чисто эмпирически, путем обобщения векового опыта, открыть основную общебиологическую закономерность: правильно подобранная и дозированная функциональная нагрузка, при регулярном систематическом повторении в виде упражнений, формирует и совершенствует организм, его ткани, органы и системы.

Занятия хатха-йогой способствуют приобретению навыка глубокого расслабления, что так же благотворно влияет на эмоциональную сферу, со временем формируя стрессоустойчивость. Тренировка психоэмоциональной устойчивости дает человеку возможность даже сознательно снижать болевой синдром.

Влияние позиций йоги на нервную систему человека

Всем известно, что йога — очень древняя система. Её возраст исчисляется тысячелетиями. Много спорных моментов возникает в предположениях, кому принадлежит авторство системы йоги. Великий мудрец Патанждали был первым, кто систематизировал техники йоги и предоставил нам стройную систему телесного оздоровления и духовного самосовершенствования.

Насколько актуальны сегодня техники йоги? Можно предположить, раз они древние, может, сегодня они потёрли свою силу?

Нам ответят те, кто в нашем современном мире компьютеризации, урбанизации и научно-технического прогресса имеют странность практиковать такую устаревшую систему. И чтобы доказать, что йога — всё-таки не просто система экзотических гимнастических упражнений, а очень точная наука, адепты йоги создали научно-исследовательские институты, изучающие физиологические и психологическое воздействие практики йоги на человека.

В действительности, наука йоги не ставила целью поправить здоровье, а разрабатывалась, как технология для достижения высоких духовных состояний, и выздоровление происходило, как побочный результат.

Так в чём секрет исцеления йогой?

«Целью практики йогических тренировочных техник вообще всегда являлось достижение способности осознанного управления умственными процессами и всестороннее развитие творческих способностей человеческого существа. Поэтому вся гимнастическая компонента практики направлена на тотальную функциональную оптимизацию организма. Ведь само существование и вся жизнедеятельность его органов и систем фактически обусловлены существованием сознания и имеют своей целью обеспечение самой возможности этого существования. То есть, все телесные функции существуют лишь ради обеспечения нормального режима работы центральной нервной системы, которая воплощает в себе сознание, как высшую функцию организма. Отклонение функций органов и систем от некоторого «условного оптимума» неизбежно приводит к нарушению функционирования центральной нервной системы за счёт нарушений в схеме её питания и биохимических схемах управления её деятельностью. И наоборот, неадекватность функционирования центральной нервной системы приводит к болезненным нарушениям деятельности органов и физиологических систем» (А. Сидерский «Интегральные тренировочные технологии третьего тысячелетия»).

В первую очередь правильное выполнение асан способствует правильному распределению праны (жизненной силы) по организму. Многие болезни уходят только благодаря выравниванию эфирного тела за счёт очищения энергетических каналов и наполнения энергией (праной, ци) органов и систем. Заболевание на тонком плане зачастую выглядит, как переизбыток или недостаток энергии низкого качества, негативной и излишне структурированной (сгустки, камни, тромбы).

Все асаны построены по принципу энерго-геометрии и несут естественную схему движения энергии. При чёткой отстройке геометрической формы, происходит внутреннее выравнивание тела в асане. Положение тела выстраивается по векторным направлениям силовых линий земли, погружая человека в поток, что даёт дополнительную силу и энергию этих потоков. Улучшается состояние энергетики, налаживается работа всех органов и систем организма, электромагнитное поле человека упорядочивается, синхронизируясь с магнитным полем Земли.

При регулярной практике асан все железы внутренней секреции нашей эндокринной системы выделяют оптимальное количество гормонов. Это нормализует как физическое, так и психическое состояние человека. Регулярная практика асан очищает и омолаживает больные органы, восстанавливая их нормальную деятельность. Асаны делают тело гибким и способным легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды, стимулируют внутренние органы, вследствие чего вырабатывается нужное количество пищеварительных соков (слюна, ферменты и т.д.). Суммируя всё сказанное, можно сделать вывод, что асаны поддерживают тело в оптимальном состоянии и способствуют выздоровлению больных органов.

Асаны делают разум сильным, способным преодолевать боль и несчастья. Они развивают решительность и сосредоточенность. В ходе регулярной практики асан уравновешенность становится нормальным состоянием разума. Ум успокаивается, краски жизни становятся более светлыми, а трудности превращаются в средство достижения совершенного психического здоровья. Практика асан пробуждает спящие энергии, которые вызывают у окружающих чувство доверия к человеку, их излучающему, а его речь, поведение и поступки носят отпечаток величественности.

Для тех, кто стремится пробудить и развить свои психические способности, асаны являются почти неизбежной необходимостью. Асаны следует рассматривать как формы медитации и психического очищения.

Нервная система с точки зрения Йоги

0 Comments

Из школьных книг мы знаем, что человеческая нервная система состоит из двух систем – симпатической системы и объединения спинного и головного мозга. К системе спинно-головного мозга относятся те части нервной системы, которые составляют спинной и головной мозг, а также все ответвления, ведущие от них.

Данная система управляет такими проявлениями организма как ощущения, желания и т. п. В состав симпатической нервной системы входит сеть нервов, расположенных в различных полостях тела, а именно – брюшной, грудной и тазовой полости. Функции этой системы – контроль над внутренними органами тела. Симпатическая система контролирует те процессы, которые не подвластны воле человека: питание, кровообращение, рост тела и прочее.

Система спинно-головного мозга отвечает за чувства слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса. Именно она приводит тело в движение, другими словами – она работает тогда, когда человек бодрствует, когда он сам работает, когда активно его сознание. Эта система является орудием в руках человека, и при полном здоровье всецело подчинена его воле. Этот инструмент необходим ему для взаимодействия с внешним миром.

Головной мозг состоит из большой массы нервов. Он делится на три основные части: большой мозг, мозжечок и продолговатый мозг, из которого начинается спинной мозг. Большой мозг отвечает за умственную деятельность, малый управляет волей и движениями тела, в продолговатом мозге начинается сеть нервов, идущая в разные части тела. Спинной мозг расположен в канале, который проходит вдоль хребта. Он состоит из большой массы нервной ткани, от которой отделяются нервы и расходятся ко всем частям тела.

Симпатическая нервная система образовывается из цепи ганглий, расположенных по сторонам хребта, а также из ганглий в груди, голове и брюшной полости. От ганглий ответвляются нервные окончания, которые расходятся по всему телу. В некоторых местах эти ответвления пересекаются, образуя сплетения. Функцией симпатической нервной системы является контроль над бессознательными процессами, происходящими в организме, такими как дыхание, пищеварение, кровообращение.

Силу, которая передается мозгом во все части тела с помощью нервов, на западе называют «нервной силой», а йоги именуют ее праной. По своей скорости она похожа на движение солнечны лучей. И без нее кровь не может циркулировать, сердце биться, а легкие – дышать. В ее отсутствие все органы прекращают свою деятельность, даже мозг не может работать, когда праны нет в теле.

Древняя наука, именуемая Йога идет дальше западных ученых в изучении нервной системы. Так, например, западная наука рассматривает солнечное сплетение как скопление нервов симпатической нервной системы. Йога же считает, что солнечное сплетение является очень важной частью нервной системы, и что оно есть одним из видов мозга.

Располагается солнечное сплетение рядом с желудком, против внутренней стороны спинного хребта. Оно, как и все другие виды мозга в человеке, состоит из серой и белой мозговой массы. И на самом деле играет гораздо более важную роль, чем это принято считать. Солнечное сплетение управляет всеми органами в теле человека и является неким складом праны, ее хранилищем. Известно, что точным ударом в солнечное сплетение можно надолго лишить противника сил, а иногда и убить.

Не зря этот узел назван «солнечным сплетением». Действительно он, как солнце, посылает лучи энергии во все части тела, чтобы заставить его действовать. Йоги говорят, что первым шагом на пути управления праной в мире есть контроль над той праной, которая сконцентрирована в наших умах и телах, по это самые первые усилия должны быть направлены на развитие собственного организма и ума.

Кроме той праны, которая отвечает за жизнедеятельность грубого тела, в организме присутствует ее более тонкий вид этой энергии, а именно психическая прана, которая проявляется в деятельности ума и души. Чем тоньше энергия, тем в большей мере ее вибрации схожи с вибрациями истинного «Я», по этому управление праной ( Пранаяма ) может дать результаты намного быстрее, чем, скажем, физические упражнения. Но в таком случае неопытный практикующий может сильно навредить себе, не зная тонкостей выполнения конкретного метода, или имея неподготовленный организм.

Физиологические основы йоги

комплекс упражнение физиология йога

Согласно учению йогов наше тело живет за счет “положительных” и “отрицательных” токов, и когда они находятся в полном равновесии, то можно говорить об отличном здоровье (речь идет, видимо, о равновесии процессов ассимиляции и диссимиляции в обмене веществ). На языке древней символики “положительный” ток обозначался словом “ха” (Солнце), а “отрицательный” — словом “тха” (Луна). Слиянием этих двух слов и получено слово “хатха”, смысл которого символизирует единство противоположностей. Как считает В. Евтимов (1986), при помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги добиваются возможности регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение хатха-йоги характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.

Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: “. мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны — статичные упражнения йогов — хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии”. В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного — духа (“тренированное тело способствует тренировке ума”).

Общеизвестно, что многие функции нашего организма регулируются сознанием. Мы ходим, бегаем, останавливаемся, садимся, берем ложку, жуем твердую пищу, проглатываем жидкую, открываем и закрываем глаза и т. п. — все эти действия можем начать и прервать по собственному желанию. Но в состоянии ли мы одним ишь волевым усилием ускорить либо замедлить биение сердца? Способны ли повлиять на работу желудка и перистальтику кишечника? Можем ли мы управлять функционированием желез внутренней секреции? Как считает М. С. Тартаковский (1986), на эти вопросы ответить следует положительно. Небольшая специальная тренировка — и можно ускорять или замедлять ритм сердца. Вспомним кислый вкус лимона, влажную от сока поверхность разреза — и во рту набегает слюна. Не очень сложно вызвать непроизвольную реакцию у другого человека, например, заставить его покраснеть, т. е. спровоцировать резкое расширение мельчайших кровеносных сосудов. При беспричинных или неадекватных страхах или бессоннице, когда возбуждено правое, “эмоциональное” полушарие мозга, иногда бывает достаточно проанализировать рассудительно свои эмоции, т. е. “подключить” левое “логическое” полушарие, чтобы успокоиться. Раздражительному человеку можно посоветовать в момент эмоционального всплеска несколько задержать дыхание, причем на выдохе. Избыток углекислоты сосредотачивает работу мозга на дыхательном центре и вспышка гнева гаснет.

Незначительные траты энергии резко отличают хатха-йогу от европейской атлетики. Расслаблению уделяется больше внимания, чем напряжению мышц. Не случайно в некоторых исследованиях полушутя отмечается, что “йога — это гимнастика для лентяев”. Однако сами йоги ставят это себе в заслугу. “. Мышечное развитие отнюдь не тождественно здоровью. Все движения выполняются медленно и плавно. Основная цель — в усилении циркуляции крови и притоке кислорода. Это достигается при посредстве движений позвоночника и различных сочленений, при глубоком дыхании, но без интенсивной работы мышц” (Косамби Д., 1968). Другое мнение высказано Е. А. Крапивиной (1991), которая считает, что европейская физическая культура, уходящая корнями в классическую Элладу, куда естественнее и ближе к природе, чем йога. Упражнения на гибкость тела и силу отдельных мышц (а таковы основные асаны) широко практикуются в европейской атлетике при отборе новичков в спортивные секции.

Давно замечено, что некоторые достаточно дискомфортные положения тела стимулируют внутренние силы организма, вызывают ответную сопротивляемость. Дело в том, что при таких позах происходят “зажимы” в организме, спирает дыхание, отчасти перекрываются крупнейшие кровеносные сосуды, а в ряде случаев и лимфоток. Этим “жизненным сокам” приходится преодолевать значительные препятствия на своем пути, и сосуды при этом как бы упражняются. Регулирующие их миниатюрные мышцы, совершая дополнительную активную работу, требуют больше кислорода, питательных веществ. Своеобразное упражнение без движения, в чем-то подобное изометрической гимнастике. Отдельные участки тела работают при этом в экстремальных условиях. Давление крови в тех или иных местах повышается из-за “перетяжек”. Она стремиться растечься по прилегающим мелким сосудам, капиллярам. Активнее включаются в работу не только главные лимфатические русла, но и межтканевые, межклеточные промежутки. Отсюда и ощущение тепла в данных зонах.

Стесненные условия способствуют и тренировке дыхательной системы. Для поддержания жизнедеятельности наш организм непрерывно расходует энергию, которую получает при распаде сложных высокомолекулярных органических соединений на соединения с более простой структурой и меньшей молекулярной массой. Различные органические соединения, вступающие в химическое взаимодействие с кислородом воздуха, сгорают до более простых продуктов, и высвобождают энергию, необходимую для поддержания жизненных функций организма. Конечные продукты этого сгорания, наибольшую долю которых составляет двуокись углерода, непрерывно выделяются в окружающую среду. Таким образом, в течение всей жизни организм, постоянно контактируя с окружающей средой, постоянно поглощает кислород и выделяет двуокись углерода. Дыхательный процесс состоит из трех этапов: внешнего (легочного) дыхания, транспортировки кислорода из легких к тканям через кислород и внутреннего (тканевого) дыхания. При внешнем дыхании осуществляется обмен газами между кровью в легочных капиллярах и атмосферным воздухом (в альвеолах). Транспорт газов — перенос через кровь кислорода из легких к тканям и двуокиси углерода от тканей в легкие и внутреннее дыхание, включающее в себя все окислительные процессы. При нормальном дыхании диафрагма смещается приблизительно на 1 см. При дыхании по системе йогов это смещение достигает 7-13 см. Сравнение обычного дыхания с дыхательными упражнениями йогов показывает, что:

  • 1. Если обычное дыхание осуществляется автоматически и регулируется дыхательным центром в продолговатом мозге, то дыхание йогов управляется сознанием.
  • 2. При обычном дыхании йогов наблюдается определенная продолжительность вдоха и выдоха и их строгая ритмическая последовательность.
  • 3. Полное дыхание йогов представляет собой комбинацию трех типов дыхания: диафрагмального, грудного и ключичного.
  • 4. Во время выполнения дыхательных упражнений сознание сконцентрировано исключительно на самом дыхании.

Для правильного дыхания по системе йогов существенное значение имеет хорошая проходимость полости носа и отсутствие патологических изменений на ее слизистой. Целью йогов является оказание при помощи ритмического дыхания косвенного воздействия на тканевое дыхание, чтобы повысить до максимума биоэнергетическую эффективность обмена веществ. Прямым следствием этого является замедление дыхания в результате более экономичного и избирательного потребления кислорода.

В целом же в физиологическом аспекте хатха-йога дает следующие результаты:

  • — развивает мышцы и повышает подвижность;
  • — массирует внутренние органы, что обеспечивает их хорошую работу;
  • — устраняет физическое напряжение и умственные стрессы, что автоматически приводит к расслаблению мышц и снятию стрессов и таким образом обеспечивает первый шаг к снятию умственного напряжения, поскольку физического расслабления невозможно достичь, если человек находится в состоянии умственного напряжения.

5 способов, как йога улучшает психическое состояние

Почему йога решает психологические проблемы не хуже терапевта?

Люди по всему миру отмечают, что после регулярной практики йоги их психологическое состояние каким-то волшебным образом улучшается. Они становится более спокойными, легче справляются с проблемами, разбираются с комплексами и обидами, начинают жить проще и легче. Но почему так происходит? Как случилось, что йога заменила поход к психотерапевту? Вот 5 изменений, которые происходят на ментальном уровне после практики йоги.

  1. Переход от симпатической к парасимпатической нервной системе. Другими словами, йога помогает переключиться с режима перевозбуждения на режим спокойствия. Сделать это силой мысли — практически невозможно, а вот, используя специальные техники, — вполне. Осознанное абдоминальное дыхание поможет устранить беспокойство, напряжение и стресс, успокоить нервную систему.
  2. Рост самосознания. Практика йоги позволяет установить гармоничные отношения, в первую очередь, с самим собой. Принять себя, отказаться от осуждения в собственный адрес, прислушиваться к себе, к своим потребностям и желаниям, а не идти на поводу у общества и стереотипов. Такое поведение освобождает, приносит психологическое облегчение, эти условия не подразумевают накопление стресса. Вы начинаете правильно питаться и регулярно заниматься практиками не потому, что тогда вас оценят по достоинству, а потому, что вы любите и уважаете себя. Вы становитесь увереннее в себе, но не за счёт эго, а за счёт честного отношения с самим собой.
  3. Улучшение романтических отношений. Предыдущий пункт автоматом порождает этот: зрелость в жизни переносится и на отношения с возлюбленным. Если мы понимаеи, чего мы хотим, если мы гармоничны и довольны жизнью, то нам нет нужды терроризировать своего партнёра. С нами становится тепло и комфортно, к нам начинают тянуться. Но не все подряд, а подобное к подобному. Мы начинаем притягивать таких же гармоничных, счастливых людей, как мы сами.
  4. Принятие своей индивидуальности. Главная причина нашего дискомфорта — непринятие себя. Мы часто пытаемся усовершенствовать себя, чтобы нас полюбили, но не понимаем, что мы и так уже достаточно хороши. Если мы слышим: ты хорош таким, какой есть, мы воспринимаем это, как призыв к лени и деградации, как будто развитие возможно только в условиях самоуничижения. Но это не так. Понять это сложно. Именно поэтому необходимо практиковать йогу, которая постепенно и мягко объясняет, о чем всё-таки идёт речь.
  5. Любовь к своим корням. В йоге отношения с родителями крайне важны. Если мы рождаемся в конкретной семье, значит мы должны пройти конкретные уроки. Такое отношение позволяет более мудро вести себя в отношении своих родственников: отпускать обиды, видеть лучшее в людях, не принимать любовь как должное. Большинство людей имеют натянутые отношения с родителями и это отравляет жизнь. Йога прорабатывает эти моменты и освобождает от обид, зависти и злости.

Функциональное воздействие йоги на физиологическое состояние нервной системы

Эффективность оздоровительного действия хатха-йоги зависит от грамотного использования асан, если говорить врачебным языком – назначения по потребности организма. Понимание принципов использования асан хатха-йоги под различные запросы тела базируется на понимании их механизмов действия на организм человека. В традиционной литературе по йоге (Сафронов А.Г. «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика» — Х, 2010; Эберт Д. «Физиологические аспекты йоги»- СПб — 1999) обычно выделяют следующие механизмы:

  • механический (локальное воздействие);
  • гуморальный (изменение гидростатического давления);
  • рефлекторный ;
  • гормональный;
  • стрессовый;
  • психосоматический;
  • энергетический.

Опыт применения асан хатха-йоги в терапевтических целях, изучение биомеханики, анатомии и физиологии человека, понимание человеческого тела как системы с биомеханической точки зрения неразделимой, с большим количеством связей между отдельными элементами, с целью обеспечения широкого диапазона компенсаторных возможностей, чуткого реагирования на внутренние потребности и внешние условия позволили придти к выводу о существовании ещё одного механизма – фасциально-сухожильного. Полем действия данного механизма является соединительная ткань.

Если бы создать способ изучения, при котором осталась нетронутой соединительная ткань, а остальные ткани стали невидимы, нашему взгляду открылась бы удивительная картина всего остова организма в целом, начиная от базального слоя кожи до структурной организации внутренних органов. В названии этой ткани заключён большой смысл – она действительно объединяет отдельные клетки, ткани, системы организма, и именно она является строительным материалом для всех стенок, перегородок и оболочек. Её объединяющая функция уравновешивает функцию разделяющую.

С целью более подробно раскрыть процесс действия данного механизма необходимо уделить внимание анатомическим и физиологическим особенностям соединительной ткани. Среди физиологов, занимавшихся изучением соединительной ткани (И.И. Мечников, А.А. Заварзин, Л.Ашоф), отдельное место занимает Богомолец А.А., который выделил соединительную ткань в «физиологическую систему» (т.е. совокупность органов и тканей, выполняющих одну функцию), которая отличается универсальностью, гетерогенностью, высокой приспособляемостью.

Универсальность проявляется в широком, «повсеместном» распространении в организме. Соединительная ткань составляет до 50 % массы тела человека. Эта ткань образует связки, фасции, оболочки и строму внутренних органов, оболочки нервов и сосудов, хрящи и кости. Соединительнотканная оболочка покрывает все участки тела, одновременно ограничивая и объединяя, она практически беспрерывна.

Гетерогенность (разнородность) проявляется в широком арсенале вариантов ткани. Имея ограниченное число ингредиентов (клетки и волоконные структуры), смешивая их в разных пропорциях, природа создала много разновидностей — от прозрачной роговицы глаза, до кости.

Кроме того, одной из особенностей системы соединительной ткани, которая также лежит в основе процесса действия фасциально-сухожильного механизма действия асан, является высокая приспособляемость — чуткое реагирование на изменение внутренней среды и внешних факторов, возможность активной регенерации.

С анатомической точки зрения в структуре соединительной ткани можно выделить

  • клеточные элементы,
  • волоконные структуры, продуцируемые этими клетками, и
  • матрикс (базовое вещество).

Матрикс представляет собой водянистое желе, которое образовано высокомолекулярными соединениями, составляющими до
30 % массы межклеточного вещества. Оставшиеся 70 % — это вода. Высокомолекулярные компоненты представлены белками и углеводами (мукополисахариды и глюкозоаминогликаны — гиалуроновая кислота, сульфаты хондроитина, гепарина и кератина). Это коллоидные растворы, которые окружают каждую живую клетку, чутко изменяют своё состояние, чтобы удовлетворить нужды клеток. В «обездвиженных» участках базовое вещество становится более густым, вязким, накапливая метаболиты. (Кстати – это место действия чисток, пракшаланы, голодания). Особый интерес представляют волоконные структуры. Наиболее широко представлены коллагеновые волокна. В основе лежит белок – коллаген, состоящий из закрученных в спираль трёх нитей проколлагена. Далее по 5 — 6 нитей коллагена объединяется в протофибрилы, которые в свою очередь – в фибриллы. Коллагеновые волокна отличаются высокой прочностью и малой растяжимостью, что формирует особенности фасциально-сухожильных структур, как то — пластичность и упругость.

Процессы старения тела связывают с нарушением синтеза и пространственной организации коллагеновых волокон. С возрастом структура этих волокон меняется – разрыхляется, увеличивается количество поперечных сшивок в фибриллах, и в результате снижается эластичность ткани. Она становится более жесткой, что в свою очередь приводит к сгущению основного вещества и замедлению метаболизма.

Занимательно, что строение и организацию этих волокон часто сравнивают с полупроводниками. Коллагеновые волокна обладают свойствами жидких кристаллов. В ответ на механическое воздействие (растяжение или сжатие) на поверхности волокон появляется разность потенциалов. Эффект, именуемый пъезоэлектрическим, распространяется по системе соединительной ткани в виде изменения конфигурации электро-магнитного поля. В свою очередь, линии электромагнитного напряжения включают в работу клетки, продуцирующие волокна, расположение которых упорядочено и ориентировано вдоль линий растяжения, оказывая сопротивление механическому воздействию. В глобальном масштабе, это выражается в поддержании или изменении пространственной организации тела и внутренних органов. При изменении температуры, давления, кислотно-основного равновесия, биохимического состава матрикса система соединительной ткани реагирует как биологический жидкий кристалл изменением электромагнитного поля. В виду широчайшего распространения в организме и тесной связи с другими органами система соединительной ткани индукторно влияет на органную структуру и функцию. Именно в поле соединительной ткани происходит объединение действия нервных окончаний, биологически активных веществ, клеток иммунной системы и гормонов. Непрерывность этой жидкокристаллической среды проявляется в формировании ещё одной системы коммуникации и регуляции – соединительно-тканной, в дополнение к нервной и гуморальной.

Фасциально-сухожильные структуры можно представить в виде разнонаправленных струн, обеспечивающих своим натяжением и конфронтацией формирование осанки, выстройки. На мой взгляд, анатомический фокус действия асан хатха-йоги нацелен на описываемые структуры.

«Асана — это упражнение, в котором управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счёт перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле» («Сафронов А. Г. «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика» -Х, 2010г.). Сознательное натяжение определённых соединительно-тканных «струн» посредством мышечной работы – сокращения и расслабления мышц, в процессе выполнения асан, позволяет запустить механизм восстановления коллагенового синтеза, упорядочить расположение коллагеновых волокон, восстановить и стабилизировать пространственную структуру электромагнитного рисунка человеческого тела. Посредством нервно-мышечных и нервно-сухожильных веретён (рецепторов) осуществляется прямая и обратная связь с нервной системой, посредством метаболизма в матриксе – с гуморальной. В силу непрерывности и повсеместного распространения системы соединительной ткани выполнение асан позволяет воздействовать на внутренние органы через связочный аппарат и строму последних, поддерживая структуру и функцию жизненно-важных систем организма, формируя пространственную организацию тела и отдельных органов. В этом и состоит процесс действия предложенного мной фасциально-сухожильного механизма.

Наталья Кравец. Инструктор Украинской Федерации Йоги, врач йогатерапевт
Источник : www.yogatherapy.com.ua

На фото: Ирина Сикорская, автор направления Кайя-йога

Wellness Blog

Желание улучшить свое здоровье – основная причина, по которой люди обращаются к йоге. В статье будут рассмотрены механизмы влияния йоги на здоровье человека.

Рассмотрим с научной (физиологической) точки зрения ключевые аспекты и механизмы влияния йоги на здоровье человека:

Очистительные процедуры (шаткармы), используются в обязательном порядке при практике йоги на всех этапах совершенствования. При работе с физическим телом – проводится тщательная очистка всего организма от шлаков и токсинов, чистится кишечник, пазухи носа, язык, проделываются специальные упражнения для глаз и дыхательной системы. При работе с сознанием – устраняются все негативные мысли и эмоции, очищается сфера подсознания от накопленного годами негатива, создается настрой на безупречность в делах и поступках. Такая практика внутреннего и внешнего очищения очень быстро начинает оказывать мощную поддержку иммунной системе и облегчает дальнейшие шаги по оздоровлению тела и сознания.

Практика асан в статическом и динамическом режимах влияет на организм человека в соответствии с фундаментальными физиологическими закономерностями, активизируя абсолютно все функциональные системы. Функциональное состояние организма и здоровье — тесно взаимосвязанные процессы. Показателем состояния здоровья организма является не только отсутствие патологических нарушений, но и уровень развития адаптационных изменений, возникающих благодаря систематическому приспособлению к повышенным запросам и, со своей стороны, являющихся фактором зашиты от чрезвычайных напряжений. Благоприятные эффекты физических нагрузок в йоге реализуются через активацию метаболизма в процессе адаптации к практике асан. В процессе адаптации происходят изменения во всех органах и системах, так или иначе причастных управлению и к обеспечению энергией работающих мышц:

— оптимально тренируется опорно-двигательный аппарат,

— укрепляются сердце и сосуды,

— раскрываются резервы кардиореспираторной системы,

— совершенствуется вегетативная нервная регуляция,

— гормональная и нервная системы начинают работать более гармонично и слаженно.

В результате, у практикующих даже начальные стадии хатха-йоги, появляется новое качество психосоматического баланса, когда начинают исчезать болезни, бывшие следствием негативного психоэмоционального состояния и зашлакованности организма. Параллельно этому решаются задачи укрепления мышц, увеличения их эластичности и выносливости, улучшения гибкости позвоночника. А это — основа хорошего самочувствия, высокой работоспособности и, в конечном счете, отличного настроения и оптимистичного настроя, которые и создают ощущение здоровья.

Наш организм — целостная система. Высокая работоспособность, хорошее самочувствие, отсутствие болезней — возможно только в том случае, если ни в одной клетке организма, органе или системе нет участков, где поврежден генетический код, нарушена иннервация или снабжение кислородом, гормонами, аминокислотами и т.п., а сами клетки в целом имеют высокие резервные возможности на случай «непредвиденных обстоятельств». Однако те или иные повреждения и отклонения от нормальной работы в разных отделах организма возникают постоянно. Это связано, прежде всего, с реакцией организма на стрессовые ситуации повседневной жизни, учебы и работы. Организм в ответ на стрессовую ситуацию реагирует активацией симпатоадреналовой системы, что ведет к выбросу в кровь гормонов стресса, которые должны стимулировать организм на активные действия (борьбу за выживание или спасание бегством). Если ни того, ни другого не происходит и человек, никакой двигательной активностью не отреагировал на стрессовый фактор, то у него в организме эти самые гормоны стресса разрушают мембраны тех органов, которые были ослаблены вследствие генетических особенностей, плохой экологии, травм или образа жизни. На выходе мы, как правило, получаем заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, вегетативные нервные расстройства или заболевания опорно-двигательного аппарата.

Физическая нагрузка хатха-йоги оказывает мощное воздействие на организм человека. Прежде всего, это сказывается на уменьшении общего количества гормонов стресса в крови занимающихся йогой, т.к. многие асаны и дыхательные упражнения построены таким образом, чтобы активизировать парасимпатику (снять стресс) и уравновесить симпатическую и парасимпатическую нервные системы, таким образом, чисто на физиологическом уровне решается проблема многих отклонений в состоянии здоровья. При этом происходят, в частности, такие явления, как:

а) долговременное повышение защитных реакций иммунной системы против чужеродных факторов и активизация адаптационных перестроек в организме;

б) ускорение синтеза в клетках равносильно ускорению обновления и исправления ДНК — наследственной информации, от которой «глобально» зависит здоровье клетки;

в) ускоряется обновление самих клеточных структур (мембран, ферментативных комплексов и др.) и тем самым снижается вероятность появления глубоких повреждений внутри клеток, приводящих к их дисфункции — болезни.

Т.о. занятия йогой способствуют тому, что на смену слабым или поврежденным клеточным структурам приходят новые, молодые, более жизнеспособные.

На здоровье человека также влияет состояние его позвоночника, ведь это основной канал через который все наши внутренние органы иннервируются, получают управляющую информацию из нервной системы и в ответ сигнализируют ей о своем состоянии. В йоге работа с позвоночником и его оздоровлением – одно из самых главных направлений практики.

Влияние пранаямы (дыхательных упражнений) не оставляет сомнений в благотворном воздействии на организм. Польза от дыхательных упражнений в процессе занятий йогой определяется следующим:

— воздух, проходящий через носовые пазухи, рефлекторно воздействует на многие системы и органы;

— экскурсия диафрагмы (при глубоком «брюшном» дыхании) является дополнительным массажем органов брюшной полости;

— редкое глубокое дыхание увеличивает амплитуду изменения парциального напряжения кислорода и углекислого газа в крови, что способствует расслаблению гладкой мускулатуры сосудов и улучшает трофику тканей;

— ритмичное глубокое дыхание уравновешивает психические процессы.

Такие элементы раджа-йоги, как способность к устойчивой психической концентрации и связанное с ней умение управлять своим психическим состоянием — жизненно важный навык современного человека. Если характер тренировочного занятия в йоге позволяет достаточно длительно концентрировать внимание на определенных мышечных группах и областях тела, активных в данный момент, то тем самым формируется условно рефлекторный навык, позволяющий не только устойчиво фиксировать внимание на объекте, но и вызывать требуемые вегетативные реакции в организме (это — основа психофизиологического аутотренинга).

Влияние хатха-йоги на психическое состояние

Попадая на занятие по хатха-йоге, многие люди получают приподнятое состояние, а бывает, что «необычное» и «интересное».

Эти состояния могут:

  1. Возникать на тренировке и быстро заканчиваться;
  2. Держаться постэффектом – в течение примерно 48 часов;
  3. Возникать потом уже независимо от тренировок.

«Направленность» и интенсивность этих состояний зависит от:

  1. методики построения занятия;
  2. конституции человека, в том числе особенностей нервной и эндокринной системы;
  3. предпочтительной сенсорной модальности человека (кинестетик, визуал и т.д.);
  4. отношения человека к этим ощущениям.

Факторы же самого занятия, создающие эти состояния, таковы:

1. Фактор интенсивной нагрузки (адаптационный)

В зависимости от общего объема «затратной» активности (пассивная растяжка не в счет) и применения специальных «возбуждающих» упражнений, у человека повышается тонус симпатоадреналовой системы, за которым следует выброс гормонов. Это «встряхивает» организм, повышает его «общий тонус». Эффект от «адаптационного стресса» длится примерно 48 часов. Для восстановления «потренированной» мускулатуры организм тратит силы, отчего поначалу человек может чувствовать себя уставшим. Но постепенно весь организм в целом таким образом тренируется и человек чувствует себя лучше «по жизни».

При грамотно построенной тренировке, человек не чувствует после нее общей усталости, а наоборот, приподнятость.

В значительной степени этому способствует расслабление в конце занятия, в результате которого организм сразу эффективно переходит в режим «восстановления».

Если же расслабление не выполняется, или выполнялось недостаточно, или занятие было слишком динамичным и содержащим много элементов, повышающих симпатоадреналовый тонус, то «нервно-гормональная буря», как правило, не успокаивается адекватно и человек находится в возбужденном состоянии. Оно тоже может субъективно трактоваться как приподнятость, но отличается неадекватностью реакций, движений, стилем общения с окружающими, что хорошо заметно со стороны.

С другой стороны, если занятие состоит из растяжки без силовой компоненты, то общий адаптационный («физкультурно-встряхивающий») эффект будет выражен гораздо слабее.

Если же занятие вообще проходит под эгидой «медитативного релакса», адаптационный эффект будет выражен слабо.

Таким образом, адаптационный фактор повышает общий тонус организма, и зависит от корректного сочетания возбуждающих, силовых и расслабляющих техник. При этом также важна частота тренировок и отдыха. При частых силовых тренировках организм не будет успевать восстанавливаться.

Адаптационный фактор создает состояние жизненного тонуса и общей приподнятости.

Заметим, что жизненный тонус – достояние здорового организма, и может иметь место у человека, не занимающегося йогой вообще, либо у того, кто благодаря практике обрел хорошее здоровье. Таким образом, после одного или нескольких лет практики «адаптивной хатха-йоги» человек должен чувствовать себя имеющим хороший «общий тонус» в течение нескольких месяцев, вообще почти не занимаясь никакой физкультурной практикой. Или несколько лет, занимаясь с меньшей интенсивностью, чем в «ударный период».

2. Фактор стимуляции «блока общего тонуса мозга»

Высшая психическая деятельность, которая и делает нас Людьми, происходит за счет активации нейронных связей в «высшей» коре. Чтобы эти связи активировались, к «высшим» клеткам подходят специальные нервные пути от ствола мозга и других подкорковых структур. Это называется активирующей (или модулирующей) системой мозга.

В процессе практики хатха-йоги сильно стимулируется множество рецепторов по всему телу, и ствол мозга и другие активирующие структуры получают непривычное для них множество интенсивных сигналов. Это временно повышает тонус активирующих структур. В результате происходит и тренировка способности мозга находиться в состоянии бодрствования.

Существует такие психофизиологические понятия – ширина сознания и локальный сон. Сознание может быть широким или узким. Широту сознания определяет количество каналов распространения локальной активации, модулирующей информационные сети нейронов. Чем больше задействовано локальных модуляторов, тем шире сознание. А если человек устал, часть модуляторов перестает поддерживать интенсивность – появляется невнимательность, сонливость и пр. Тренировка модулирующих систем мозга – эффективный способ стать бодрее по жизни.

3. Опиатный фактор

В процессе растяжки и статической силовой работы опиоидная система мозга производит выброс опиатов – эндорфинов, энефалинов и др. Называть их «гормонами счастья» не совсем адекватно, их назначение — обезболивающее. Термин «эндорфин» расшифровывается как «эндогенный морфин» — т.е., морфин, вырабатываемый организмом.

Эндогенные опиаты вырабатываются в безвредном количестве и оказывают эффект расслабления, удовлетворения, понижения тревожности.

Наибольший их выброс как раз возникает в результате продолжительной силовой статической нагрузки и медленной растяжки. Т.е. – потянули мышцу (связку) немного, затем больше, затем еще больше – и телу кажется, что его медленно рвут на части – отчего и происходит выброс опиоидов. При медленном наращивании растяжки происходит последовательное увеличение стимуляции рецепторов. Если же быстро принять самое предельное для себя положение, то эффект будет ниже.

У продолжающих практиков несколько понижена чувствительность рецепторов, но они могут медленно с усилием наращивать натяжение. Поэтому правильное выполнение растяжки дает эффект независимо от степени гибкости. И принятие телом особо сложных форм НЕ ПОВЫСИТ уровень опиатов в крови. Поэтому не стоит пытаться себя травмировать с целью получения большей дозы обезболивающих.

В йоге повышение уровня продукции опиатов достигается не только «физкультурной компонентой», но об это в другой статье.

По мере опыта практики активность опиоидной системы начинает закрепляться. Если у опытного физически здорового практика йоги часто наличествует неудовлетворенное состояние, то ответ надо искать, либо в некорректной методике занятий, либо в недостатке определенных аминокислот или других веществ, либо в мотивационной сфере.

4. Фактор нестандартности сферы анализа информации

Обычно сознание человека занято «обработкой» звуковых, визуальных образов и речевой информации. Как уже говорилось, в практике хатха-йоги мозг человека получает непривычно большое количество «телесной» информации.

Эта сфера информации является непривычной, и смещает внимание человека с привычных доминант (последние часто имеют избыточную интенсивность). В результате практики происходит снижение избыточной активности «обычных» психических доминант. Психика как бы «обновляется», повышается способность к саморегуляции психических процессов.

5. Фактор расширения сферы доминант внимания

Благодаря приведенному выше смещению сферы анализа информации в психике человека постепенно происходят два сильных процесса:

Первый процесс — некоторое «отстранение» «я» (самоотождествления) от привычных психических процессов – в основном, желаний и страхов. Это очень НЕПРИВЫЧНОЕ для многих людей состояние, которое иногда даже пугает.

Второй процесс – повышается «связь с телом». В отличие от другой информации, являющейся как бы «внешней» или «внутренней», телесная информация всегда «при нас». И регулярная практика хатха-йоги, особенно при соответствующей «работе с ощущениями» выводит внутренние телесные ощущения в сферу ПОСТОЯННОГО внимания человека.

Это внимание освободилось благодаря частичному уменьшению «прежних» доминант фиксации внимания.

Это повышает его возможности контроля психики.

Конечно, многие люди не согласны с тем, что они – это тело, но собственно это и не утверждалось. Еще раз акцентирую внимание на идее – повышение связи с телом дает «самоидентификации» точку отсчета, по отношению к которой остальные психические процессы можно описать как внешние, которые можно контролировать. Что собственно и является одной из главных целей йоги.

6. Фактор отношения человека к практике

Нередко бывает, когда человек делает из самой идеи практики хатха-йоги, или новых ощущений чрезмерно сильную доминанту, которая способствуют генерации идей «озабоченности» и «привязанности» с разными эмоциональными вариациями.

Пример – многие занимающиеся йогой говорят о повышении уровня энергии, хотя по факту их уровень бодрости может быть ниже, чем у посетителя тренажерного зала, которые вообще на этом почти не акцентируются. И этот акцент на уровне энергии может занимать в сознании значимую часть, отнимая возможность фокуса на других сторонах жизни, тогда как эффект от такого акцента явно того не стоит.

Делать этого не надо. Не стоит забывать о здравом смысле. Йога – для человека, а не человек – для йоги.

Стоит привести идею «большого скачка». Когда человеку не нравиься его жизнь, ему хочется чтобы все быстро поменялось, и он оказался в другой картине жизни, совершил «скачок». И иногда людям кажется, что йога может быть средством для этого. Но желание «большого скачка» означает, что человек уже глубоко зашел в неприятии окружающей реальности. И его психика начинает обрабатывать все больше не реальную картину мира, а придуманную. И развитие в реальности заменяется развитием в придуманном мире.

Конструктивным будет оценка объективных изменений – т.е. что практика йоги дает РЕАЛЬНО, а не «предположительно».

Также см. об этом вопросе см. в статье Отношение к хатха-йоге.

Аспекты хатха-йоги: 1. Психофизиология

Я надеюсь, что вы любите хатха-йогу как и я. А значит, вам, также как и мне, интересно узнать, как она работает. Во многих школах и учениях йоги присутствует иногда почти незаметный, а иногда и очень сильный элемент мифологизации. Сильная мифологизация выражается, например, в директивном убеждении, что упражнения нужно делать только так, а не иначе, и только в этом, а не ином порядке. Это подкрепляется наличием УЧИТЕЛЕЙ, которые, по нашему глубинному подсознательному убеждению, знают всё гораздо лучше, чем мы. Здесь хочется немного пофилософствовать на тему культа и культуры. Культ, если вы знаете, лучше всего развивается в низкокультурной среде, он связан не только с отсутствием знаний, но и недостатком предложений. Ну а когда предложений становится много, знания тоже преподаются, происходит естественная десакрализация: то, что раньше доверялось некому авторитетному лицу — учителю или преподавателю йоги, теперь мы хотим знать и понимать сами. Признаём своё право. Слабая мифологизация обычно выражается в обожании, восторге от «этих замечательных упражнений». Обожание переносится и на инструктора, хотя сами понимаете, это не он, а вы сделали то, что доставило вам такую радость и удовлетворение. И вам следует знать, как и почему это получилось.

Но с какого-то момента мифология перестаёт удовлетворять человека, познакомившегося с упражнениями йоги на практике и желающего узнать механику, а также «химию» и психологию всех её процессов.

В этом цикле статей я постараюсь рассказать то, что мне известно из собственного опыта, о том, как работает йога.

Хатха-йога — это инструмент для изучения и преобразования себя, начиная с телесного уровня. Упражнения йоги работают и на психическом уровне, они не только «успокаивают» и «расслабляют», но затрагивают глубинные уровни психики, подвергая их последовательной проработке. А какое великолепное воздействие производится на эндокринном уровне! Нам нужно научиться глубокому и объемному наблюдению за самими собой, чтобы оценить тот эффект, который производят иногда с виду простые упражнения.

Тело и психика – тоже ещё не всё: упражнения йоги действуют гораздо глубже, приводя в движение фундаментальные силы и аспекты мироздания. Основываясь на собственном опыте, я выделяю 10 аспектов, в которых можно рассматривать упражнения йоги. Возможно, их гораздо больше, но я постараюсь осветить то, что получилось увидеть и понять.

1. Психофизиологический аспект

пока вы не расслаблены, вам трудно наклониться

На самом начальном этапе хатха-йога представляет собой работу с напряжениями мышц. Мышечные напряжения – именно то, что делает занятия йогой поначалу такими трудными. Мы просто не можем расслабиться в достаточной мере.

Работа с мышцами не так проста, как может показаться вначале. Напряжения мышц в теле имеют психологическую причину, они являются проекцией наших психических напряжений, житейских проблем и беспокойства. Также они имеют физиологическую причину в виде функциональных нарушений и дисбалансов в организме.

Многие напряжения связаны с нарушениями осанки, и часто в жизни мы их даже не замечаем. Но они выявляются, когда мы делаем непривычные движения или принимаем непривычные позы.

Мышечные напряжения совсем небезобидны: их физиологические последствия включают в себя широкий диапазон недугов – от хронической усталости и болей до поражения отдельных органов. Постоянное мышечное напряжение ведёт к ухудшению кровообращения, затруднению лимфотока, снижению общей сопротивляемости организма. В результате, человек становится жертвой какой-нибудь инфекции, а кроме того, из-за нарушения кровообращения идёт разрушение костей и суставов. Суставы теряют подвижность и заболевают, в костях начинают происходить органические изменения, часто сопровождающиеся воспалением.

Даже если до серьёзных нарушений далеко, а здоровье у вас – дай Боже каждому, постоянное мышечное напряжение съедает огромное количество вашей энергии. Просто освободившись от него, вы ощутите заметный прилив сил. Это и происходит во время занятий хатха-йогой: первое, что ощущает человек после занятия, это освобождение от напряжений, успокоение, восстановление и прилив сил. Прилив сил будет тем более мощным, чем более глубокие упражнения вы выполняли. Посредством интенсивных скручиваний и растяжений вы стимулируете кровообращение, прокачку лимфы (уносящей из тканей всё отработанное) а также происходит стимуляция эндокринных желез. Именно включение эндокринной системы обеспечивает наибольший «кайф» от занятия йогой. Он держится ещё некоторое время – столько, сколько работают гормоны. Гормоны запускают друг друга. И в это время происходит в буквальном смысле перестройка всего организма, перебалансировка всех его систем.

В среднем физиологический эффект от упражнений йоги продолжается около полутора суток. Отсюда рекомендация: заниматься каждый день, быть может, иногда пропуская один день, и лучше всего, примерно в одно и тоже время. Такой порядок занятий обеспечивает регулярность воздействия на нервную и эндокринную системы.

вариант «позы голубя»

Напряжение мышц и последующее их расслабление в телесных упражнениях йоги — хороший самомассаж. Этот самомассаж снимает многие напряжения, укрепляет мышцы, суставы, сухожилия и прорабатывает внутренние органы. Да, воздействию упражнений йоги подвергается не только скелетная мускулатура, о существовании которой знают все, но также гладкие мышцы внутренних органов. Перенапряжение или недостаточное функционирование этих мышц являются основой многих заболеваний.

Работа с мышечным напряжением в йоге не освобождает нас от необходимости отыскивать корни наших проблем и стрессов. Однако для того, чтобы глубоко наблюдать за собой, мы должны стать спокойнее, намного спокойнее, и намного расслабленнее. Снятие мышечных напряжений ведет к значительному успокоению.

Глубокое расслабление после хорошей мышечной проработки – сильный метод, ведущий к обретению покоя и осознанности. Есть мастера йоги (приведу в пример Виктора Бойко), которые настаивают на этом аспекте йоги и только на нём. Не могу сказать, что это кажется мне верным. Скорее, я вижу в этом страх «впасть в религию». Знание, прошедшее сквозь глубину веков, не заслуживает того, чтобы с него грубо срывали покров тайны. Психофизиология – это ещё не всё.

Работа на мышечном уровне имеет подводные камни. Один из главных камней – стремление сделать больше, прогнуться глубже, завязаться в лотос и т.д. Чаще всего, это не ведёт к какому-либо полезному достижению, но перерастягиваются мышцы, становятся чрезмерно мобильными суставы. Возможны даже небольшие травмы, а потом – ригидность мышц, когда вы не можете сделать даже то, что раньше могли. Все проблемы возникают оттого, что люди упускают из виду: проработка организма – это целостный процесс, включающий в себя многие составляющие. Попытка надавить в каком-то одном направлении нарушает баланс. Изменение возможностей тела, даже таких как глубина наклона, растяжка, задержка дыхания, происходит тогда, когда тело к этому во всех смыслах подготовлено.

кошка потягивается в «позе собаки»

Я рекомендую всем как и себе видеть здоровье, энергичность, спокойствие и радость в качестве главных результатов занятий хатха-йогой. Ценя их, вы не будете сильно стремиться к достижениям.

Другой подводный камень мышечного подхода – это истощение организма, когда человек изо всех своих сил стремится улучшить себя при помощи йоги. Такое встречается нередко. Первый признак, что вы перегружаете себя упражнениями (или одним отдельным упражнением) – это когда вы перестаёте получать удовольствие. Так происходит, когда вы ставите цель, которая где-то впереди: радость, следовательно, тоже будет где-то впереди, а пока – изнурительный труд. Такой подход и в жизни часто бывает вреден, а в йоге он вреден необычайно. Радость должна присутствовать в каждый момент занятия йогой, она должна ощущаться и после занятия. Это значит, эндокринная система работает как положено. Радость, получаемая от того, что вы делаете, — это знак, что вы на правильном пути.

Здесь нет комментариев, опубликованных еще.

felbert

Мозаика странностей

Felbert’s Freak Collection

Научные исследования и экспериментальное тестирование чётко показывают, что практика йоги прямо влияет на нейронные сети, меняя когнитивный, эмоциональный и поведенческий опыт, и даже способна изменять функционирование вегетативной нервной системы под воздействием стресса.

Йога усиливает связи между мозгом и телом

Одна из первых статей на тему влияния йоги на мозг, опубликованная в «Frontiers in Human Neuroscience», выдвигала предположение о том, что практика йоги (с регуляцией дыхания, медитацией, удержанием поз и этическими предписаниями) усиливает интероцепцию – передачу информации на вышележащие и нижележащие уровни мозговых взаимосвязей. Эти нейронные сети, в свою очередь, возвращают информацию телу.

Такая петля обратной связи способствует улучшению саморегуляции, что является важнейшим компонентом стрессоустойчивости и психологического благополучия.

Последующая статья в том же журнале поддержала точку зрения о том, что практика йоги запускает сложный двунаправленный обмен информацией между нейронами, включающий как нисходящие когнитивные процессы, так и восходящую физиологическую обратную связь.

«Нисходящие» когнитивные процессы относятся к концептуально–обусловленным ментальным явлениям, на которые влияют наши мысли, ожидания, ценности и верования. Другими словами, опираясь на уже существующее знание мы ищем информацию и тот опыт, который «заполнит готовые бланки».

Это позволяет нам использовать уже известную систему отсчёта вместо прояснения каждой ситуации заново, с нуля. Например, если вы столкнётесь с гремучей змеёй на своей тропе, то скорее прибегните к предварительному знанию о том, что гремучие змеи ядовиты, чем выставите руку, чтобы проверить на практике что произойдёт, когда она вас укусит.

В противоположность этому, «восходящие» процессы переработки опираются на информацию от тела и от эмоциональных центров мозга. В них сенсорная информация из окружающей среды фильтруется через мозговые структуры, связанные с эмоциями, до того, как будет спроецирована в структуры более высокого порядка, «мыслительные центры», для интерпретации. Восходящая переработка информации имеет место, когда вы реагируете прежде, чем подумать, к примеру, жмёте на тормоза своего автомобиля, когда на вашем пути появляется пешеход. Только после того, как авария была предотвращена, вы начинаете анализировать то, что произошло.

Оформляющаяся сейчас теория и доказательства свидетельствуют, что регулярная практика йоги усиливает как нисходящие, так и восходящие нейронные взаимодействия. Это может происходить за счёт того, что йога обучает нас управлению физиологической реакцией на стресс и балансирует систему саморегуляции нашего организма в ходе практики. В частности, мы учимся управлять физическим, эмоциональным и психологическим напряжением, которое высвобождается в процессе выполнения различных поз, дыхательных и медитативных техник, что укрепляет нашу способность к нахождению внутреннего баланса в сложных жизненных ситуациях.

Йога может стать буфером, смягчающим возрастные отклонения в здоровье

В исследованиях выдвигается предположение, что регулярная йога может привести к изменениям мозга на структурном и функциональном уровне. Например, исследование Villemure и коллег, в котором мозг практикующих йога–экспертов сравнивался с контрольной группой методом функционально–магнитного резонанса (ФМРТ).

В данном исследовании было обнаружено, что люди, длительное время практикующие йогу не демонстрируют тех возрастно–зависимых отклонений в общем объёме серого вещества головного мозга по сравнению с контрольной группой. В добавок к этому, годы практики непосредственно влияют на возрастание объёма мозга в зонах, ассоциированных с исполнительными функциями, эмоциями и регуляцией стресса, в связи с чем авторы исследования приходят к заключению о том, что йога способна повышать когнитивные функции мозга, психологическую устойчивость, а также защищать от возрастных нарушений.

В другом исследовании, сопоставлявшем результаты опытных йогов и медитаторов с контрольной группой, Gard с коллегами обнаружили, что практикующие йогу и медитацию имеют значительно большую функциональную взаимосвязь между хвостатым ядром (caudate nucleus; участвует в контроле медленных и плавных произвольных движений – прим.пер.) и несколькими областями коры головного мозга, ответственными за эффективность познавательных процессов. Это позволяет предположить, что у людей, регулярно практикующих йогу и медитацию, может повышаться общий уровень ментального здоровья, наряду с повышением умственной и поведенческой гибкости, что является ключевым фактором устойчивости и управления стрессом.

Телесная осознанность – другой важный аспект практики йоги, который начинают изучать экспериментаторы. В одном исследовании команда европейских учёных проверяла продемонстрируют ли опытные практики йоги более высокие уровни проприоцептивной осознанности и самотрансценденции, по сравнению с контрольной группой. Результаты показали, что опытным йогам присущ более высокий уровень телесной осознанности (о чём свидетельствовала большая зависимость в регуляции поведения от телесных сигналов и меньшая – от визуальных), чем участникам, не практикующим йогу.

Испытуемые–йоги с наиболее высоким уровнем самотрансценденции оказались также значительно более настроенными на телесные потоки информации.

Хотя многое ещё только предстоит изучить, появляющиеся сейчас исследования свидетельствуют о том, что йога воздействует на нейрофизиологические и нейрокогнитивные механизмы, связанные с саморегуляцией, психическим здоровьем и управлением стрессом. Более того, регулярная практика йоги может затормаживать эффекты старения и увеличивать устойчивость к жизненным проблемам и стресс–факторам. Так что как бы вы на это не смотрели, йога приносит пользу не только для тела и сознания, но также и для вашего мозга.

Источники:
Gard, T., Noggle, J., Park, C., Vago, D. & Wilson, A. (2014). Potential self–regulatory mechanisms of yoga for psychological health. Frontiers of Human Neuroscience.

Schmalzl, L., Powers, C. & Henje Blom, E. (2015). Neurophysiological and neurocognitive mechanisms underlying the effects of yoga–based practices: Towards a comprehensive theoretical framework. Frontiers of Human Neuroscience.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector