Индра Деви. Поставившая весь мир на голову

Индра Деви. Поставившая весь мир на голову

Знаки рыцарской верности и плебейского бунта

Фото: СЭНДИ ФЕЛЛМАН (х6)

Термин «татуировка» имеет полинезийское происхождение. Одни ученые связывают его этимологию со словами «та» — картина и «ату» — дух, другие — с именем бога Тики, который, по преданию, научил жителей Полинезии разукрашивать тела. Однако история тату началась не на тихоокеанских островах, о чем свидетельствуют неолитические статуэтки, найденные археологами в Венгрии и датированные V тысячелетием до н. э. Грудь и ягодицы этих древних антропоморфных фигурок покрыты орнаментом.

Хотя искусство татуировки возникло и не в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но именно здесь оно достигло своих вершин, и японская татуировка тому бесспорное свидетельство. Начиная с VI века в Стране восходящего солнца несмываемыми надписями или изображениями метили преступников. Эта практика называлась «нэсаку». На теле нарушившего закон можно было «прочитать» всю его криминальную биографию. Со временем японское тату эволюционировало и постепенно превратилось в настоящее искусство — хоримоно, расцвет которого пришелся на вторую половину XVIII века.

1. Дзюродзин — бог долголетия и мудрости. К его священному посоху сяку прикреплен свиток, в котором содержатся сведения о всех живых существах и рецепты долголетия и бессмертия. Изображается в шапке ученого.

2. Хотэй — божество сострадания и счастья. Большой живот символизирует широту его души.

3. Маска — символ вызова власти самураев, образ храброго и злого городского жителя.

4. Журавль — еще один символ долголетия, неизменный спутник Дзюродзина. Существовало поверье, что именно журавли уносят в небеса просветленных, достигших бессмертия.

Рост популярности хоримоно был обусловлен не только эстетическими, но и социальными факторами. В 1603 году князь Токугава Иэясу, заставив японского императора признать за собой титул сёгуна («полководца»), взял власть в свои руки. Так была основана новая правящая династия, а японской столицей объявлен город Эдо. За время правления Токугавы Иэясу в междоусобных битвах пролилось немало японской крови, однако несгибаемый правитель добился своей цели — страна стала единой. По инициативе энергичного сёгуна, стремившегося везде навести военный порядок, начал активно формироваться кодекс самурая — Бусидо сёсинсю, основанный на философии конфуцианства с его идеалом «благородного мужа», следующего строгой морали и полностью посвятившего жизнь служению своему господину. Однако в дальнейшем сёгунам показалось мало заставить жить по законам Конфуция военное сословие, нечто подобное было необходимо и в отношении податного населения. Стремление властей усилить этическую дисциплину, регламентирующую все стороны жизни, конечно, вызвало у горожан протест, который, правда, открыто выразить никто не решался. И тогда на помощь пришло искусство. В XVII веке в японских городах появляется театр, а в литературе — жанр эротической повести, в которых активно использовались фольклорные сюжеты, весьма далекие от конфуцианской морали. Во главу угла новая городская культура, получившая название «укиё», ставила не долг перед обществом и государством, а личную драму, эмоции отдельного человека — то есть то, о чем рассказывал народный эпос. Татуировка хоримоно, мастера которой с охотой «кололи» героев и сюжеты народных преданий, стала знаком культурной оппозиции городского простонародья: изображение фольклорного персонажа на теле свидетельствовало, что обладатель рисунка живет так, как считает нужным, а не так, как предписывают правила.

5. Кинтаро (Золотой мальчик) — символ, помогающий преодолевать жизненные трудности. Он был рожден в горах, и с детства его отличала не обыкновенная физическая сила. Поскольку там, где он рос, не было других детей, друзьями Кинтаро стали животные, язык которых он скоро научился понимать.

6. Харамаки — оберег для защиты души от всех внешних зловредных воздействий (часть воинской экипировки). Харамаки представляет собой специальную повязку, прикрывающую живот. В японской культуре живот — хара — считается местом сосредоточения жизненной силы, вместилищем души, и к его благополучию относились с особым вниманием.

Иногда традиционные образы даже перетолковывались в антисамурайском духе. Например, карп, который на Дальнем Востоке считался символом стойкости, стал одним из главных символов тех, кто был не склонен уважать военную аристократию. Дело в том, что простым горожанам было запрещено в праздник Дня детей выставлять перед домом ритуальные оружие и доспехи, и тогда домовладельцы податных сословий стали вывешивать бумажных карпов в пику дворянским атрибутам мужественности.

То же произошло и с Кинтаро (Золотым Мальчиком). Этот популярнейший персонаж японского фольклора изображался великим воином и настоящим самураем. Но на татуировках вы редко увидите Кинтаро с мечом и в доспехах: среди горожан были популярны сюжеты о его детстве, когда он воспитывался матерью в лесу и проводил большую часть времени, общаясь с дикими животными. Вместо воина на татуировках изображался обыкновенный мальчик, воплощавший отвагу, мужество, любовь к близким и неразрывную связь с силами природы. Но, подчеркнем, большинство изображений хоримоно все-таки нужно трактовать именно в духе традиционного, а не маргинального городского фольклора.

7. Пион — оберег от злых духов. Стоит сказать, что пион, скорее, считается китайским символом, и здесь можно найти некое его противопоставление хризантеме, традиционному символу императорского дома Японии.

8. Иероглифы — авторская подпись. Профессия мастера татуировок — хориси — весьма ценилась в Японии, и умельцы не отказывали себе в удовольствии быть узнаваемыми по стилю и подписи.

9. Дракон — символизирует силу, мудрость и счастье. Его образ тесно связан с образом карпа: обычно дракон покрыт чешуей этой рыбы. Восточные представления о драконе очень сильно отличаются от европейских. В Китае, Японии и Корее это не инфернальная тварь, а божественный покровитель, податель воды, гарант плодородия и богатства, объединяющий три стихии (воду, землю и воздух): дракон живет в воде, но имеет лапы для передвижения по суше и может летать.

10. Кленовые листья — символ долгожительства (клен живет до 200 лет). Однако это дерево может выступать (особенно в живописи) и символом осени, старения и неумолимого бега времени.

11. Карп — символ упорства, стойкости и мужской жизненной силы. Этими качествами его наделяли за редкостную жизнеспособность, и даже многие божества делали карпа своей священной рыбой. Изображения карпа на теле человека должны были принести его владельцу здоровье, долголетие и многочисленное потомство .

12. Взрослый Кинтаро — редкий случай, когда Золотой Мальчик изображен на татуировке зрелым воином, в самурайском облачении и с кинжалом. Однако сам сюжет не изменился — он борется с могучим карпом. Это был популярный сюжет, символизирующий необычную силу маленького героя.

13. Красный цвет — символизирует жизнь, счастье и защищает от болезней и злых сил. В период Эдо существовал запрет на ношение красной одежды для большей части населения, однако он не распространялся на татуировку, благодаря которой этот запрет и обходился. Живот этого японца украшает вытатуированный харамаки.

Индра Деви. Поставившая весь мир на голову

Я завтракала с приятельницей, недавно приехавшей в Бомбей из Европы. В Индии все было для нее ново и волнующе, как для меня четыре года тому назад. «Вы видели йогов, которые расположились на Чоупетти Бич. Пойдемте туда вечером», — сказала она умоляющим голосом, надеясь, что я не откажусь, как другие ее друзья, которые предупредили ее, что вмешиваться в толпу индийцев просто безумие, недопустимое для белой женщины. В тот же вечер мы бродили между рядами зонтиков, похожих на грибы, под которыми сидели мужчины. Эти, странного вида люди, почти совсем голые, с ног до головы вымазанные пеплом, напоминали фокусников или акробатов, одетых в серое трико и загримированных. На головах у них возвышались фантастические прически, напоминающие огромные птичьи гнезда, вымазанные желтоватым навозом. Большинство индейцев считало этих религиозных фанатиков святыми. «Посмотрите!» — воскликнула моя приятельница, показывая на одного из них, который преспокойно стоял на голове.

— Зачем он это делает? — удивленно спросила я.

— Чтобы угодить богу, — ответил стоящий рядом.

Я не удержалась от иронического замечания по поводу такой странной формы служения небесному владыке и сказала, что вовсе иначе представляла себе индийских йогов.

— Это вовсе не настоящие йоги, — презрительно воскликнул один из студентов. — Это грязные бродяги только марают в глазах иностранцев доброе имя Индии. Чтобы добраться до кошелька туристов, они проделывают всякие удивительные штуки или прикидываются святыми, чтобы наш невежественный народ поклонялся им и кормил их. Усвоив некоторые приемы йогов, они просто морочат публику. Ни один йог никогда не станет показывать за деньги не будет хвастаться своим искусством, — сердито закончил он. Когда мы через полчаса возвращались домой, то тот самый человек все еще стоял на голове. Обман или не обман, но это произвело на меня впечатление.

На другой день после посещения лагеря Садху мне дали почитать книгу, написанную йогом Рамачарака. Начав читать, я почувствовала что-то знакомое.. На память пришли предреволюционные дни в Москве. Я вспомнила, что слушала чтение друга, который громко читал мне русский перевод книги «Четырнадцать уроков по философии йогов и научному оккультизму». Я крикнула тогда: «Я должна ехать в Индию!». Он захлопнул книгу и сказал: «Вы слишком эмоциональны, дитя мое! «

Эта книга, как по волшебству, затронула в душе моей какие-то струны, которые я не могла объяснить и определить сама для себя. Я лихорадочно начала читать книги об Индии. Независимо от того, насколько они были мне понятны, каждая производила на меня сильнейшее впечатление. Особенно и заинтересовало меня описание первой поездки в Индию мадам Блаватской, которая организовала там штаб-квартиру теософов. Народ принял ее как свою. Они увидели в ней не надменную иностранку, а любящего друга: она была одной из них.

«Со мной будет точно также», — подумала я. Почему меня так неодолимо тянуло в Индию? Не знаю. Отец мой был директором банка в Риге, он был светловолосым шведом и никак не был связан с Востоком. Мать — дочь русского генерала из поляков – воспитывалась на севере, недалеко от Балтийского моря. Единственными восточными людьми моего детства был крестный грузинский князь да китайские купцы, приносившие товары на дом. Но что-то тянуло меня к Востоку, особенно к Индии.

Русская революция и гражданская война временно оборвали эту мечту. Но когда через несколько лет мы с матерью бежали в Германию, я поняла, что приближаюсь к исполнению своего заветного желания. Через год я поступила в известный театр «Голубая птица» и объездила всю Европу. Дальше Индра Деви описывает, что хотела ехать в Индию со своим женихом, но он заболел и скрылся, не желая обременять ее.

По дороге в Литву, к матери, она прочла в газете, что в Голландии, в конце лета будет собрание членов «Ордена звезды», основанного теософкой Анной Безант. Она создала это общество во имя Кришнамурты, молодого индуса, которого она объявила вторым Христом и Учителем.

Я никогда не слышала о Кришнамурте, но душевное беспокойство и желание увидеть учителя из Индии заставило меня посетить съезд. Я уехала в Оман со смешанным чувством ожидания чего-то, так как всегда с подозрением относилась к громким словам к широковещательным заявлениям. Но когда я увидела Кришнамурти, мне стало ясно, что его прямой, честной натуре противна вся эта реклама. И действительно, через 3 года, в 1929 году, он распустил «Орден звезды», отказавшись от могущественной и богатой организации. В Омане все мне было странно, начиная с вечерних бесед Кришнамурта у огромного костра до спанья в палатках и мытья собственных тарелок.

Один голландский дворянин предоставил свое имение, и на сборищах присутствовало более четырех тысяч человек, которые жили в больших и маленьких палатках. На следующее утро после прибытия все мы собрались для размышления. Мне объяснили, что это совсем нe похоже на молитву — что это форма длительного сосредоточения, когда сердце и мозг успокаиваются. Когда Кришна на чал петь священные гимны на санскрите, мне показалось, что я слышу забытый зов, знакомый, но отдаленный, вновь возникшие грезы туманного прошлого.

Когда размышление закончилось, я бросилась в свою палатку и рыдала, как никогда в жизни. С этого дня все во мне перевернулось. Исчезли страдания измученного беспокойного духа. Каждый новый день в омменских лесах наполнял мое сердце несказанной радостью. Я чувствовала удивительную свободу и счастье. Эта неделя в лагере стала поворотной в моей жизни. Сама того еще не зная, я сделала первый шаг в направлении йоги, и моим руководителем и учителем стал Кришнамурти.

Когда я уехала из Омана, я с удивлением убедилась, что испытываю отвращение к мясу, хотя всегда предпочитала его любой другой пище. Еще в лагере я отворачивалась от вегетарианской еды и шокировала обедавших заявлениями, что умираю, хочу поесть настоящего бифштекса. Но, вернувшись домой, я оказалась вегетарианкой. Я по сей день не ем мяса, хотя не принуждай к этому свою семью или друзей.

Через много лет я прочитала в книге Рома Ландау «Бог — подвиг», что после встречи с Кркшнамурти автор таким же необъяснимым образом бросил курить. Говорят, что великий Конфуций несколько месяцев не мог есть мясо после того, как слушал древнюю китайскую музыку.

17 ноября 1927 года Индра Деви, наконец, отправилась в Индию на деньги, подаренные ей друзьями. Она скоро почувствовала себя в стране как дома, приобрела доверие индейцев тем, что усвоила их образ жизни. Мне почему-то казалось странным носить сари, сидеть на полу, мыться, как индейцы и есть без ложек, вилок и ножей, пальцами правой руки. Например, на юге богатые и бедные вместо тарелок употребляют банановые листья, а вместо постели расстилают на полу соломенные циновки. На Юге на серебряных медных и оловянных круглых подносах едят и спят на кровати.

В разных частях Индии можно встретить различные обычаи. Индра Деви объездила всю страну и узнала ее лучше, чем многие европейцы, живущие в Индии годами. Она познакомилась с Махатмой Ганди, Рабиндранатом Тагором и стала другом пандита Неру. Она посетила некоторые из собраний последователей Кришнамурти и ехала с ним на одном пароходе в Европу. Но в Европе жить она не смогла, ее тянуло в Индию, которая стала ее настоящим домом. Она вернулась в Индию и некоторое время кила на средства от продажи своих мехов и немногих драгоценностей. Неожиданно ей предложи ли сниматься в кино. Затем она вышла замуж за чехословацкого консула в Бомбее и вела светскую жизнь. Единственно от чего я не отказалась, это была моя дружба с индийцами всех каст и рангов, хотя это и нарушало неписанные, но строгие законы для белых людей, живущих в Индии. Конечно, встречаться с владетельным принцем не считалось столь неприличным, как видеться с Джавахарлалом Неру и другими членами Конгресса. К счастью, ни мой супруг, ни правительство не возражали против моих связей и я видела и принимала у себя, кого хотела.

Но за этим ли я приехала в Индию? Затем ли, чтобы стать хозяйкой популярного салона и светской дамой? Что сталось с моими планами работать, помогать людям, учиться? Я сказала себе, что надо действовать. Надо изменить свою жизнь и начать все сначала.

Это желание, наверное, оказалось бы благим намерением, но случилось событие, которое совершенно изменило весь мой образ жизни. Это началось однажды вечером, когда я обедала с одним из наших друзей. Муж уехал на юг охотиться. Мы не успели кончить обед, как вдруг моему другу стало плохо, и он почти потерял со знание. Я повела его домой и по дороге он почти без памяти повторял: «Я никак не могу сейчас заболеть!» Я знала, что он занят важной и ответственной работой. Я страстно желала бы взять на себя его болезнь. Что для меня, свободного человека, если я пролежу в постели неделю-другую. Тут я вспомнила, о методах йогов. Я решила попробовать, но не знала, как это сделать. Я смутно, вспомнила, что надо концентрировать мысли на желании вылечить его. Это казалось совершенно простым и безвредным, и я не колебалась. Хотя я и не знала, что с ним случилось, но сделала несколько исцеляющих пассов над всем его телом, дала ему выпить магнетизированной воды и сосредоточила все мысли на том, чтобы забрать его болезнь. Он почувствовал себя лучше и задремал. Тогда я ушла домой.

Читать онлайн «Йога (ЛП)» автора Деви Индра — RuLit — Страница 18

Повторите от двух до четырех раз, затем сделайте все в другую сторону. Очень полезно при запорах, несварении и астме. Оказывает воздействие на почки, печень, сплин и надпочечники.

Упражнение для таза

Станьте на колени, сжав колени, расставив пятки, за тем сядьте между ног (не на пятки) на пол. Оставайтесь в таком положении от двух секунд до 10 минут и делайте глубокое дыхание.

Это упражнение укрепляет мускулы ног и бедер, делает гибкими суставы ног, колен, лодыжек и пальцев. Помогает отходу газов, действует на запоры и ишиас.

Если не можете сразу выполнить это упражнение, то сядьте сначала на пятки или как можно ниже, если болят лодыжки, подкладывайте подушку под пальцы. Если не можете сидеть на пятках, то раскачивайтесь, стоя на коленях, вверх и вниз, по степенно ноги разработаются.

Упражнение для таза, лежа на спине

Когда освоите позу для таза, перейдите к этому упражнению. Приняв позу для таза, откидывайтесь назад, сначала на одном локте, потом на другом. Лягте на спину, руки под голову или закинуть прямо над головой. Закройте глаза и делайте глубокое дыхание. Оставайтесь в этой позе как можно дольше. Это необходимо (от нескольких секунд до 5 минут). Затем вернитесь в исходное положение и вытяните ноги. Это упражнение укрепляет и тонизирует брюшину, внутренние органы, органы малого таза и нервы, связанные с функцией половых органов.

Ручной замок

Сядьте на скрещенные лодыжки или на пятки, поднимите правую руку над головой, а левую вдоль бока. Согните оба локтя так, чтобы сомкнуть замком руки на середине спины. Закрой те глаза и глубоко дышите, меняя руки. «Замок» укрепляет трапециевидные мускулы спины, развивает бицепсы и грудь, вытягивает руки и помогает выпрямлять спину. Если сначала трудно сцепить руки, пользуйтесь платком, постепенно сближая руки.

В Индии эта поза называется «гомунхасана», так как «коровья морда».

Вытягивание живота

Станьте прямо, немного расставив ноги, на ширину ступни. Вдох, выдох и на задержке — глубоко втяните живот. При этом слегка согните колени и наклонитесь вперед, руки на ляжках.

Поза сохраняется все время, пока задерживается дыхание.

После краткого отдыха повторите упражнение от трех до 10 раз..

Можно ставить на стул ручное зеркало, чтобы видеть упражнение. Оно считается одним из самых сильных: тонизирует нервы солнечного сплетения, улучшает пищеварение, отводит газы, помогает согнать брюшной жир и укрепляет дряблые стенки желудка. Оживляет мускулы нижней части живота.

Не рекомендуется людям со слабым сердцем и серьезными кишечными заболеваниями. Регулирует работу надпочечников.

Поза льва

Несмотря на нелепый вид, эта поза помогла очень многим, в том числе и мне, избавиться от больного горла и предупредить заболевание носоглотки.

Сядьте на пятки, руки на колени, расставив пальцы широко. Глубокий вдох, затем выдох, широко откройте рот и высуньте язык до предела, стараясь достать им подбородка (почти до ощущения, что вы давитесь). Напрягайте пальцы, таращите глаза, вы должны испытывать сильнейшее напряжение.

Сохраняйте напряженную позу несколько секунд, затем расслабляйтесь. Повторите 5-7 раз и почувствуете немедленное улучшение в горле, так как это упражнение массирует и тонизирует мускулы глотки и привлекает кровь. Вообще укрепляет связки и мускулы глотки.

Поза павлина

Станьте на колени, расставьте их, соедините кисти рук и локти. Упритесь ладонями в пол, положив на локти на живот. Вытяните ноги держа пальцы на полу. Сделайте вдох и поднимите ноги от пола так, чтобы локтями поддерживать в воздухе верхнюю часть тела. Ноги надо держать параллельна полу. После нескольких секунд делайте выдох и опустите ноги на пол. Это упражнение требует сильных рук, поэтому его легче делать мужчинам. Это упражнение укрепит вас очень сильно и быстро, Помогает при запорах, несварении, вялости печени. Тонизирует желудок, почки, поджелудочную железу и всю область брюшины.

Стойка на голове

Станьте на колени перед двойным ковриком. Сцепите пальцы обеих рук и положите их и руки до локтя на коврик, не разводя локти слишком широко. Поместите темя головы между ладонями. Приподнимитесь на коленях и подвиньтесь вперед к голове. Сделайте вдох и медленно поднимите ноги. Станьте вертикально. Когда вы стоите на голове не сгибайте спину, иначе появятся напряжение в шее, плечах. (Тело должно быть расслабленным, закройте глаза и глубоко дышите).

Сохраняйте эту позу 16 секунд, затем медленно спускайтесь, сначала наклоняя колени и опуская сначала одну ногу, затем другую, иначе вы повредите их, если они вытянуты).

Советую вам начинать это упражнение с помощью другого человека. Положите коврик в угол, поместите сцепленные пальцы в угол плотно к стенкам, повесьте голову между ладонями, поднимите колени и подвиньтесь на шаг или два к углу. Теперь поднимите ногу и попросите помощника поставить ее в угол, затем, оттолкнитесь и вторая нога автоматически присоединится к первой. Затем стойте спокойно, поддерживаемые двумя стенами. Помните, что стоять надо не напрягаясь, а расслабляясь. Постояв несколько секунд, попросите помощника поддержать вам одну ногу, пока вы будете опускать другую. Делайте от 15 секунд до 5 минут, прибавляя в неделю 5 секунд. Не стойте больше, чем 12 минут в сочетании с другими упражнениями.

Если помочь некому, попробуйте сами, но не делайте на середине комнаты, не подложив большую подушку за голову, сзади, не случай, если вы повторяете равновесие и упадете. По степенно вы сами выйдите из угла.

Стойка на голове — полезное упражнение для тех, кто страдает головными болями, неврозами, бессонницей, несварением, запорами, астмой, тонзиллитом, болезнью печени, слабостью зрения, хроническим насморком, половыми расстройствами. Действует как сильное тонизирующее и улучшает кровообращение. Благотворно действует на сердце, так как требует меньше усилий для подачи вверх венозной крови. Тонизирует, всю нервную систему, посылая больше крови к мозгу и стимулирует функции эндокринных желез в области черепа, как и все прочие. Помогает сохранить ясность, остроту мысли, остроту восприятия и хорошее настроение.

Те, кому не хватает энергии, живости, усталые, с ослабевшей памятью и умственной отсталостью, испытывают благотворное влияние этого упражнения. Порой это также способствует росту волос и улучшению зрения. Недаром это упрочнение называют «королевский асан».

Пандит Неру, например, относит свою неиссякаемую энергию и физическую выносливость исключительно за счет упражнения в стойке на голове. Также поступают и многие другие известные люди.

Лотос и стойка на голове

Стоя на голове, можно принять и позу лотоса. Это следует делать лишь тем, кто твердо стоит на голове и не испытывает неудобств от позы лотоса. Согните сначала одну ногу и попросите кого-нибудь помочь вам скрестить ее с другой ногой, пока вы не научитесь делать это без посторонней помощи. Эта поза ничего не добавляет к стойке на голове, но лишь свидетельствует о продвижении человека в контроле над собственным телом.

Ссылка на основную публикацию