История и происхождение йоги | Masajista.ru

История и происхождение йоги

Когда появилась йога, факты из истории

Согласно различным древним источникам, дошедшим до наших дней, история йоги берёт своё начало в Индии. Основным доказательством теории происхождения этого философского течения именно здесь являются Веды – письменный памятник индийской культуры.

Древний этап

Исследователи выделяют две основные теории происхождения йоги. Первая теория предполагает создание практики коренными племенами, населяющими полуостров Индостан в глубокой древности, и его последующее освоение арийскими захватчиками (около 2,5 тысяч лет до н.э.). Вторая теория предполагает внесение данной культуры в Индию самими ариями.

Однако главными историческими источниками учения йоги, как уже упоминалось, до сих пор считаются священные тексты – Веды – и более поздние комментарии к ним – Упанишады. Где она представляется в качестве способа духовного очищения разума и контроля над чувствами. Разумеется, в Ведах содержались лишь основополагающие принципы.

Средневековый этап

Формирование йоги в качестве самостоятельного, оформленного философского течения тесно связано с именем индийского мудреца Патанджали (11-1 век до н.э.), которому удалось собрать многие практические и теоретические знания о йоге, передававшиеся устно, в единый трактат. Именно труд Патанджали послужил основой философии йоги, которую многие исследователи считают классической.

Существуют материалы, подтверждающие, что идеями и техниками йоги пользовался Гаутама Будда при создании своего Учения об избавлении от страданий.

Дальнейшая история йоги связана с появлением и развитием различных течений, отделившихся от классического. Среди них:

раджа – основывается на дисциплине сознания, чувств и тела;

бхакти – концентрируется на стремлении к Высшему началу и отказа от всего бренного;

джнани – фокусируется на идеях поиска и познания истины;

карма – направлена на преодоление кармической зависимости.

Наиболее близкий прототип современной йоги в данный период – хатха-йога, основывающаяся на процессе развития и контроля над способностями человеческого тела.

Сама практика начала выходить за пределы Индии, а после и за пределы восточных регионов во многом благодаря её смешению с Буддизмом. Несмотря на то, что ведическая философия, частью которой являлась и йога, во многом расходилась с основами Буддизма, его последователи активно пользовались приемами медитации и аскетизма.

По мере распространения с Востока на Запад йога начинает смешиваться с другими мировыми духовными практиками. Так появляются суфизм и исихазм – своеобразные эквиваленты практики в рамках исламской и христианской религии соответственно.

Современный этап

Примерно в XIX веке практика приходит в Европу, США и Россию. В процессе адаптации практики под новые культурные традиции и временные тенденции из классического учения рождается такое направление, как Агни Йога, чье развитие связано с именами Елены Рерих и Махатмы Мории. Несмотря на то, что Агни Йога имеет серьезные философские корни, большую популярность она обрела в качестве системы упражнений, направленных на укрепление здоровья и тела, а не духовного течения.

В наши дни в западной культуре йога выполняет функции практического учения, позволяющего вести здоровый образ жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира. Однако, несмотря на это, она продолжает развиваться и как направление духовно-философской мысли.

Видео взято из открытого источника с сайта YouTube на канале Позвоночник — Суставы.рф

История йоги: развитие, основные этапы, тенденции и интересные факты

Миллионы людей по всему миру занимаются йогой, выполняя различные позы тела на ярких ковриках. Но большая часть из них даже не подозревает, что изначально в эту науку был вложен совершенно иной смысл. Поэтому опытные гуру разделяют ее на две стороны одной медали: это то, чем занимается сейчас большинство, и Йога с большой буквы – то, что на самом деле является сутью этого учения. В данной статье коротко рассматриваются основные этапы в истории развития йоги и тенденции современной интерпретации.

Что такое йога?

По мнению исследователей, слово «йога» произошло от слова «йодж», что на древнем санскрите означало «соединение в упряжи, связь». Подразумевалось, что это связывание ума, тела и сознания в единую троицу, отголоски которой можно отследить в христианстве (хотя в другой подаче). В истории йоги основополагающим считалось yogaś—citta-vr̥tti-nirodhaḥ, что означало избавление от колебаний ума, то есть тотальный ежесекундный самоконтроль.

Понятно, что физические упражнения, позы и акробатические этюды здесь ни при чем. При этом четко оговаривается: йога – это не религия, хотя может тесно с ней переплетаться, ведь религия и духовность – это совершенно разные понятия.

Кто придумал эту систему?

История зарождения йоги корнями уходит в глубокую древность и доподлинно установить, кто был ее родоначальником нет возможности, так как некоторые историки считают, что этой науке более 5 тысяч лет!

Более того, утверждается, что именно Индийский полуостров – на самом деле ее историческая родина, хотя практически в каждой культуре встречаются схожие техники самосовершенствования личности на разных уровнях бытия. Естественно, что такое глобальное учение – это дело рук не одного человека. Столетиями оно по крупицам впитывало в себя практические знания сотен мудрецов: браминов, йогов, просветленных гуру.

Бхагавад-Гита говорит фактами

Легенда о йоге как о пути для воссоединения с Богом детально описывается в главной книге индуизма – Бхагавад-Гите. В ней рассказывается, что Кришна (воплощение бога в человеческом теле) разговаривает со своим другом, могучим воином Арджуной и дает ему учение, чтобы понять бога и воссоединиться с ним душой после смерти физического тела.

Главы книги очень просто и понятно описывают три пути йоги, по которым человек может идти, развиваясь – это йога действия (Карма), служения (Бхакти) и знания (Джняна). Каждый волен для себя выбрать близкое по духу направление, и встав на путь самосовершенствования, уже с него не сворачивать. При этом об упражнениях для физического тела там опять-таки практически ничего нет, что говорит о том, что позы – это не главное в практике йоги.

Первые упоминания хатха-йоги

В основе йоги источником первых текстов о воздействии на ум принято считать «Йога-сутры» Патанджали, который во втором веке до н. э. систематизировал все многовековые накопленные знания по этому вопросу. Но при этом прямых упоминаний о позах, как инструменте воздействия на тело в трактате нет. Более значимым трудом в этом вопросе является «Хатха-йога Прадипика», написанная приблизительно в XIV веке Свами Сватмарамой. В ней подробно описываются многие позы, их воздействие на организм и сознание человека.

При этом исследователи полагают, что этот труд был создан на базе более ранних древних текстов, которые были основоположниками хатха-йоги (йога для тела). Такие монументальные трактаты, как «Упанишады», «Горакша-паддхати», «Йога-мартанда» и «Шива-самхита» до сих пор являются основными источниками знаний для ищущих суть практиков, несмотря на то, что некоторым из этих трудов около тысячи лет!

Основоположник современной йоги

В истории йоги как науки гармонии тела и души в наше время сыграл решающую роль Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888–1989), который был наставником основных выдающихся учителей последнего столетия: Айенгара, Паттабхи Джойса и Дешикачара. 85 % современной йоги базируется на их методиках, которые после стали модифицировать другие последователи.

Кришнамачарья разработал принцип виньяс – плавного входа и выхода в позу, который синхронизируется с дыханием, являющимся основой всей практики йоги. Он считал, что любой человек может обучиться этой науке и успешно это доказывал на своих многочисленных учениках. Еще одной особенностью его учения был метод преподавания – индивидуальный подход к каждому, что впоследствии использовал Джойс, основав майсур-стиль ведения урока йоги. Прожил «отец учения» 101 год, до последнего дня сохраняя ясность ума, бодрость духа и хорошие физические данные тела.

Значимые люди в становлении йоги

Если выделить самые авторитетные имена в истории йоги начиная с древних времен, то можно составить такой список:

  • Кришна (IV век до н. э.) – впервые принес в мир людей знания о просветлении как единстве с Абсолютом.
  • Патанджали (II век до н. э.) – первый, кто законспектировал учение йоги на бумаге.
  • Сиддха́ртха Гаута́ма (563-483 гг. до н. э.) – основатель буддизма – религии, которая до сих пор является максимально близким учением о самосовершенствовании. Поэтому буддизм и йога часто идут рука об руку.
  • Матсьендранатх (XI век н. э.) – святой, Гуру, ставший случайным учеником самого Шивы, который передавал знания йоги своей жене.
  • Горакшанатх был учеником Матсьендранатха и написал более 20 (!) важных трактатов по учению йоги и ее разъяснению.
  • Рамакришна Парамахамса (1836-1886) индийский гуру, учение которого было направлено на слияние с Богом. В возрасте около 20 лет он постиг это состояние и стал основателем (предположительно) Адвайты – учения о недвойственности.
  • Свами Шивананда Сарасвати (1886-1963) написал около трехсот книг по йоге, что кажется немыслимым! Его ученик, Вишнудевананда, стал основателем Бихарской школы йоги – самой значимой в Азии.
  • Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989), который стал основателем современной интерпретации йоги и занимался продвижением ее в Европе и Америке.

Тело, как инструмент для развития сознания

Исходя из всей истории возникновения йоги возникает вопрос: чем тогда занимается большая часть йога-практиков, усиленно потея на ковриках и закручивая тело в немыслимые узлы? Какая связь между слиянием с богом и ногой, заложенной за ухо в стойке на руках? Ответ кроется в знаменитом высказывании Паттабхи Джойса, которое стало лозунгом Аштанга-йоги: «Практикуй, и все придет».

Действительно, те, кто занимается йогой стабильно более восьми лет, отмечают, что занятия перестали носить физкультурный характер, как это выглядит поначалу, и трансформировались в духовную практику (хотя со стороны ничего не изменилось). Это подтверждает то, что к духовной трансформации, соединению с богом и эволюции человека в целом ведут разные дороги, и метод использования тела как инструмента тоже имеет результат, хотя и не такой быстрый.

Современные тенденции в мире йоги

К сожалению, в наше время многие практики йоги ограничиваются только развитием тела, стремясь выполнить сложную позу, чтобы доказать себе и миру, что они именитые йогины. Соцсети пестрят различными фото и видеоизображениями, призывами посетить семинар, ретрит или тур в теплых странах.

В большинстве случаев практика превратилась в бизнес и от простой необходимости слияния с богом (как это предполагалось у истоков истории йоги) не осталось и следа. Конечно, есть люди, о которых мало известно широкой публике. Они предпочитают смиренно совершенствовать себя, продвигаясь на духовном уровне и не кричать о своем опыте просветления на весь мир.

Несколько интересных фактов

Большинство неискушенных людей полагают, что йог — это обязательно вегетарианец, который часто ходит по раскаленным углям, битому стеклу, может спать на гвоздях и часами напролет поет мантры, обернувшись в одеяние оранжевого цвета. Учитывая, что сейчас XXI век – такие средневековые стереотипы выглядят смешно, но они действительно широко распространены среди масс.

О происхождении йоги до сих пор ведется много дискуссий. Некоторых заинтересованных исследователей не устраивает факт «индийского» места зарождения этого учения. Выдвигаются теории о том, что на самом деле йога впервые себя проявила на южной территории Украины (искусство характерников), среди индейцев майя (позже просто спутались национальности: индийцы – индейцы), у японских воинов-ниндзя и т. д.

Учителя йоги утверждают, что добиться разительных изменений можно всего за полгода, при условии 100 % следования их инструкциям. Одно но: это доступно только единицам, так как современный человек не готов отказываться от привычного образа жизни. Отсюда у многих складывается мнение, что йога им «не помогла».

Порой шокирующая гибкость на самом деле не цель, а побочный эффект от избавления внутренних психологических зажимов, которые сковывают тело человека в панцирь. Отсюда следует: хочешь быть гибким – перестань переживать по любому поводу.

История и происхождение йоги

Это я Тобою недоволен
(конкурс «Моя практика)

Здравствуйте, уважаемый Сергей Николаевич!
Спасибо Вам за всё!
Вот некоторые, самые важные «открытия» из моего опыта за последние годы, помогающие в работе над собой.
Пожалуй, главный негативный момент у меня внутри – накопленное по роду большое недовольство. подробнее.

Не против обнародования, все равно эти стихи мне полностью не принадлежат, просто мне удалось что-то уловить из общего потока.

Родился и жил. а открыл себе только:
Бесконечность веков, точно неведомо сколько подробнее.

Подписка на новости

Напишите свой e-mail и несколько раз в месяц мы будем оповещать вас о новинках, предстоящих событиях и об интересных статьях и письмах наших читателей.

Йога: история возникновения

Сегодня учение йоги заполонило собой умы всего человечества. Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета — повсюду появляются новые йогические школы, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры

Легенда о возникновении йоги

Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати. Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом». Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!
Матсиендра был очарован учением йоги. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления). Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра. Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги — матсиендрасана.

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) — справа, 3500-2700 гг. до н. э.

Исторические факты и археологические свидетельства

Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана), 3500-2700 гг. до н. э.

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды — сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Ригведа (Веда гимнов);
Самаведа (Веда песнопений);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Атхарваваеда (Веда заклинаний).

Ряд ученых возводят происхождение йоги к III – II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги. Первые письменные памятники — Веды — появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями. Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

Печать из Мохенджо Даро, III-II тыс. до н.э.

Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом. Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III – I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты — это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.
Согласно Бхагавад-Гите «йога — это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам — гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.

Йога-сутры, II век до н.э.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».
До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие духовные учения востока

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.

Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.
Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал. И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги. Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».
В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов. Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» — ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.

Статуэтка с изображением мудреца Патанджали, создателя йога-сутр

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес». Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.
Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» — «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами. На самом деле чаще всего садху — это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).

История и происхождение йоги

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно — веды. В «Ригвёде» (одной из четырех вед), создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается и о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.

Приводятся поэтические гимны, воспевающие красоту природы, появляются попытки постичь тайны окружающего мира и жизни человека.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Харалпы (III—II тысячелетия до н. э.) на основании того, что во время раскопок» в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги. В дальнейшем постепенно появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые в течение тысячелетий проходят апробацию и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение — йога — путь психофизического самосовершенствования.

В Индии, как и вообще на Востоке, существует традиция, по которой йога может передаваться лишь от учителя (гуру) непосредственно ученику (чёля), следуя строгим правилам йогов: от простого к сложному. Такая непосредственная передача знаний позволяет сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Учитель, который на собственном опыте испытал методы йоги, строго следил за своим учеником, по мере того как тот осваивал данное учение, и следил за его нравственным совершенствованием. Это был долгий, кропотливый путь, на котором физическое укрепление здоровья неразрывно переплеталось с воспитанием морально-этической чистоты.В этом, на наш взгляд, заключается научный подход к воспитанию вообще.

Нередко на Западе, да и в нашей стране тоже, пытаются исказить йогу, нарушают методические принципы, следуя скоростными путями и средствами, не изучив одного вопроса, переходят к другому. Отделяют физическое совершенствование человека от психического и духовного развития. Тем самым лишают это учение его рационального зерна.

Тот факт, что учение йоги в своем совершенном виде дошло до наших дней, говорит о его рациональности и целесообразности для современного общества. Оно имеет тысячелетний эмпирический опыт, точное физиологическое обоснование и заслуживает бережного отношения, сохранения всех традиционных и методических принципов, которые подарила нам эта мудрая система.

В Индии йогов можно разделить на две группы: йоги-философы и йоги-практики. Йоги-практики уделяют внимание в основном одному из аспектов учения йоги, а именно Хатха-йоге. При этом йоги-практики подразделяются на непрофессионалов и профессионалов. Непрофессионалы — это люди разных профессий, занимающиеся йогой ради здоровья либо для развития своих способностей, гармонии, то есть физического, психического и духовного совершенствования. Для них Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры,

В дальнейшем постепенно появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые в течение тысячелетий проходят апробацию и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение — йога — путь психофизического самосовершенст вования.

Йога получила большое признание и распространение и в других странах мира. Почти во всех из них созданы общества, секции, клубы, институты йоготерапии и йогокультуры или лаборатории, где с помощью современной медицинской техники и аппаратуры изучаются с целью дать научное обоснование достижения индийских йогов, а также проводятся практические занятия по Хатха-йоге. Туда часто приглашаются специалисты из Индии.

В Индии в 1965 году принято правительственное постановление о введении изучения йоги в армии, полиции и в учебных заведениях страны.

В ряде стран Хатха-йога введена в систему обязательной физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Многие спортсмены и космонавты в своих тренировках зачастую успешно используют методы йоги. В ряде стран по телевидению регулярно передаются практические комплексы Хатха-йоги.

Созданы Международный всемирный союз йоги со штаб-квартирой в Стокгольме (Швеция) и Европейская ассоциация йоги со штаб-квартирой в Будапеште (Венгрия).

Такой огромный интерес к йоге можно объяснить тем обширным арсеналом средств, которыми она обладает в плане поддержания отличного здоровья, а также профилактики и лечения многих заболеваний. Рекомендации йогов по вопросам дыхания, питания, работы, отыха, гигиены, физической тренировки приобретают актуальное значение и в наше время, так как способствуют здоровому образу жизни.

Психическое равновесие, которое дает йога в наш век стрессов и психологических перегрузок, невозможно переоценить.

Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать методические правила занятий, советы и рекомендации по этой системе, которые будут даваться в этой работе, постепенно осваивать их практически. Именно постепенно, йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, так как тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом.

Существуют некоторые ситуации, когда нельзя заниматься физическими упражнениями по системе Хатха-йога, а именно:

  1. при повышенной температуре;
  2. при острых заболеваниях и обострении хронических;
  3. детям до 6 лет;
  4. людям старше 60 лет следует соблюдать большую осторожность и постепенность;
  5. женщинам нельзя выполнять упражнения во время месячных;
  6. женщинам с начала третьего месяца беременности следует прекратить занятия; можно возобновить их через 3—4 месяца после родов.

Кроме того, имеется ряд противопоказаний при тех или иных заболеваниях, которые указываются при описании упражнений комплекса.

Йога не является панацеей от всех болезней, но она оказывает комплексное воздействие на работу всех внутренних органов, желез внутренней секреции, нервную систему и тем самым помогает излечиванию многих заболеваний.

История йоги

Йога — учение, дошедшее до нас из глубины веков и упоминаемое в самых древних источниках. Отголоски этого учения можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах. История йоги насчитывает несколько тысяч лет.

Археологические свидетельства и исторические факты

Считается, что йога возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – сборник самых древних писаний на санскрите. Веды состоят из четырех частей:

Ригведа (Веда гимнов);
Яджурведа (Веда жертвенных формул);
Самаведа (Веда песнопений);
Атхарваведа (Веда заклинаний).

В Ригведе, датирующейся 2,5 тыс. лет до н.э., упоминается о йоге как о своде законов, затрагивающих социальные, нравственные и экологические стороны жизни общества.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к III—II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время археологических раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, находящихся в различных йогических позах.

Тысячу лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индо-арийская культура. В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды — священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним — Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги.

Однако существует и альтернативная точка зрения, что Индия не является родиной йоги, Индия – это страна, где лучше всего сохранилось учение йоги. Согласно этому предположению йога была принесена в Индию представителями более древней цивилизации. По легенде, родина йоги — древнейшая на Земле цивилизация — Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединяющем Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды и донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию и Египет.

Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (II-I век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде Йога-сутры Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас считается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него, и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в Йога-сутрах, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

Философские принципы йоги и ее мировоззрение подробно описаны в древнем трактате Бхагавад-гита (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.). Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

Согласно Бхагавад-Гите «йога — это равновесие». Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта. Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее. Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному. Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведет к освобождению, сохранилось до наших дней.

Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс. Это Шива-самхита и Гхеранда-самхита, а также Хатха-йога Прадипика.

До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

Йога и другие восточные учения

Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил ее технологию под свои нужды. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.

Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме. Тантрики, нащупывая соответствие между космосом и телом, глубоко вникали в физиологию человека, а также связь между телом и психикой.

Если в классической йоге освобождение достигалось через самадхи, то Тантра предоставляла своим адептам возможность достичь состояния «дживан-мукты» («освобожденного при жизни») без отрыва от социума.

Разные модификации йоги возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» — ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания ее демонами. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть йог Наропы.

В Японии психотехники буддизма трансформировались в дзэн, в котором явно присутствуют элементы йоги.

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), еще в XI веке был переведен на арабский и персидский языки. После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма.

Современное изучение йоги

В настоящее время древнее учение йоги становится предметом все более пристального, глубокого изучения со стороны западной науки. За рубежом созданы специализированные исследовательские учреждения: научно-исследовательские институты йоги в Бомбее и в Дели, Международный институт йоги в США, Академия йоги во Франции, специализированные центры в Англии, ФРГ, Швейцарии, Италии, Канаде, Японии, Болгарии и других странах. Практическое изучение йоги становится популярным среди населения многих стран мира, в кругах ученых и политиков, представителей мира искусства и деловых людей.

Ученые и специалисты сегодня еще только пытаются разобраться и понять, что такое йога и кто такие йоги. При этом у них возникают определенные трудности, поскольку современная научная методология пока плохо справляется с адекватной оценкой теоретических основ йоги и ее практических результатов. Это относится, кстати, и к ряду других смежных с йогой пограничных областей — к экстрасенсорике, астрологии, уфологии. В то же время именно учение йоги может дать подходы к пониманию этих пока что спорных для науки дисциплин.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЙОГИ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЙОГИ

Йога как система возникла в Индии приблизительно 200—300 тысяч лет назад. Это учение принесли сюда две человеческие працивилизации, имевшие свои колонии в Индии: Лемурия и Атлантида. В то время континент Лемурия соединялся с Индостаном сухопутным перешейком через Австралию и Индонезию. Люди переходили из Антарктиды в Гималаи посуху и приносили свои знания. Лемурийцы оставили здесь своим потомкам систему обучения Хатха йоге и Тантра йоге. Антаранга йога пришла в Индию из Атлантиды. Некоторые атланты бежали сюда от очередного катаклизма, разломившего Атлантический материк на две части. Лайа йогу, Мантра йогу и Кундалини йогу принесли с собой переселенцы с островов Рута и Даитья — осколков великой Атлантиды. Тех читателей, кому интересно узнать, как все это происходило и как попали учения йоги в Лемурию и Атлантиду, я отсылаю к своей книге «Инопланетные цивилизации Атлантиды» (Москва, изд. «Гиперборея», 2001 г.).

Самые древние письменные свидетельства о йоге, дошедшие до нас — это Веды. В «Ригведе» (одной из четырех Вед, создание которой ученые-материалисты датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры) упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни человеческого общества. Ряд современных ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Хараппы (три тысячи лет до нашей эры) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, находящихся в позах йоги.

Каждые пять тысяч лет на Землю приходит Аватар и рассказывает подлинную историю йоги. Однако все мы в силу своей греховности по-разному понимаем слова воплощенного Бога

Если вы хотите самостоятельно, без посредников, узнать подлинную историю земного человечества и историю возникновения йоги на Земле, то я вам советую приобрести в магазине мою книгу «Сознательные выходы из тела» (Москва, изд. «Гиперборея», 2002 г.). Там описаны три довольно простых способа путешествий во времени. Я их использую, когда мне нужно что-то срочно проверить или спросить у очевидцев.

Похожие главы из других книг

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЙОГИ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЙОГИ Йога как система возникла в Индии приблизительно 200—300 тысяч лет назад. Это учение принесли сюда две человеческие працивилизации, имевшие свои колонии в Индии: Лемурия и Атлантида. В то время континент Лемурия соединялся с Индостаном

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА К СНОВИДЕНИЯМ (КРАТКИЙ ОБЗОР)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА К СНОВИДЕНИЯМ (КРАТКИЙ ОБЗОР) Донаучный период интереса человека к сновидениям имеет длительную историю. Собственно, сколько пребывает наша цивилизация на земле, столько и существует этот интерес. Однако сновидная тематика этого

Странник Шива и Кундалини — все тайны индийской йоги! (психология индийской йоги в России) Москва — 2009 г

Странник Шива и Кундалини — все тайны индийской йоги! (психология индийской йоги в России) Москва — 2009 г Всем «читателям-эзотерикам» и российским духовным искателям — всяческим йогам, магам, тантристам, кришнаитам… адресована эта интересная книга — прочитайте её и

РУНЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. РУНИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ. ПРАВИЛА РАБОТЫ С РУНАМИ

РУНЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. РУНИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ. ПРАВИЛА РАБОТЫ С РУНАМИ В пророчествах истолкователь часто более важная персона, чем сам пророк. Георг Кристоф Лихтенберг Руны и рунические надписи – знаки древнейшего германского алфавита II века нашей эры. Они

Совмещение хатха-йоги и раджа-йоги

Совмещение хатха-йоги и раджа-йоги Опираясь на два основных классических текста – «Йога-сутры» и «Хатха-йога-прадипику» – Айенгар стремится развеять неверное представление о том, что раджа-йога духовна, а хатха-йога – просто физическая подготовка. В обоих текстах целью

Глава 1 Фэн-шуй – наука о гармоничной жизни. История возникновения и основные понятия

Глава 1 Фэн-шуй – наука о гармоничной жизни. История возникновения и основные понятия Рассказывают, что давным-давно служил в Китае инспектором рвов и плотин человек по имени Фу Си. Он был прославлен как компетентный специалист, одаренный и техническими познаниями, и

История мира — это история противостояния тайных обществ (Вместо предисловия)

[Краткая история возникновения Теософского общества; сложность работы его основателей – Г. Олькотта и Е.П. Блаватской]

[Краткая история возникновения Теософского общества; сложность работы его основателей – Г. Олькотта и Е.П. Блаватской] Так как нам, уважаемый сэр, вероятно, не придется очень часто переписываться, я хочу сказать кое-что, что вам нужно знать и из чего вы можете извлечь

Человеческий род до возникновения человека

Человеческий род до возникновения человека Первые анализы камня усложнили ситуацию. Невозможно было с точностью датировать этот материал. С точки зрения геологии, это андезит, камень — теоретически сформировавшийся в третичный период, но интересно, что изображения

История возникновения алфавитов

История возникновения алфавитов Имя можно сделать материальным, если представить его в виде определенных символов. Эти символы воплощают мысль, образ, заложенный в имени. У любого современного цивилизованного народа существует способ обозначения слов с помощью системы

Гипотезы возникновения призраков

Гипотезы возникновения призраков Отрицать существование призраков или привидений современная наука уже не может. Слишком много свидетелей их видело. Причем среди тех, кому они являлись, есть немало людей, чьи показания вряд ли могут вызвать сомнения.Поэтому возникла

История семейства этрусских Тарквиниев — история развития сознания в Средние века

История семейства этрусских Тарквиниев — история развития сознания в Средние века Сейчас мы с вами увидим воочию, как развивалось сознание в Средние века и почему оно к настоящему времени зашло в тупик. По ходу повествования вспоминайте всё то, что мы говорили о путях

Глава 1 История возникновения денег. Деньги в современном мире

Глава 1 История возникновения денег. Деньги в современном мире История возникновения денег Ни для кого не секрет, что первые деньги появились тогда, когда начала развиваться торговля. До этого существовал натуральный обмен, когда меняли один продукт или товар на другой.

История возникновения денег

История возникновения денег Ни для кого не секрет, что первые деньги появились тогда, когда начала развиваться торговля. До этого существовал натуральный обмен, когда меняли один продукт или товар на другой. Постепенно люди начали придумывать какие-то символы обмена,

Две особенности возникновения целостности

Две особенности возникновения целостности Итак, как же ты овладеваешь целостностью? Она развивается постепенно на протяжении нескольких десятилетий. Но имеешь ли ты представление о том, как она появляется на свет?Существует два вида обстоятельств, при которых можно

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ, РАССКАЗАННАЯ НА ЯЗЫКЕ ТРИПТАМИНА

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ, РАССКАЗАННАЯ НА ЯЗЫКЕ ТРИПТАМИНА Майкл Харнер, предшественник неошаманизма, является автором книги «Путь шамана», одной из ключевых книг для практикующих шаманов западной культуры. В ней, в самом начале, Харнер описывает свою первую

История возникновения йоги

В истории йоги очень много загадочных и таинственных мест, так как священные тексты передавались только в устной форме, а ее учения имели очень скрытную природу. Ранние сочинения по йоге были перенесены на хрупкие пальмовые листья, которые можно было легко повредить, уничтожить или потерять. Развитие йоги продолжалось на протяжении почти 5000 лет, но некоторые исследователи считают, что возраст йоги может составлять до 10 000 лет. Длительную богатую историю йоги можно разделить на четыре основных периода инноваций, практики и развития.

Доклассическая йога

Начальные постулаты йоги было разработаны цивилизацией Инда-Сарасвати в Северной Индии более 5000 лет назад. Слово йога впервые упоминалось в самых старых священных текстах – Ригведе. Веды были сборниками текстов, содержащих песни, мантры и ритуалы, которые использовались брахманами, священниками-ведиками. Йога постепенно усовершенствовалась и развивалась брахманами и ришами (мистическими провидцами), которые задокументировали свои практики и убеждения в Упанишадах, огромном сочинении, содержащем более 200 писаний. Самым известным из йогических писаний является Бхагавад-Гита, составленном около 500 до нашей эры. Упанишады взяли идею ритуальной жертвы из Вед и переняли ее, обучая жертвовать своим эго через самопознание, действие (карма-йогу) и мудрость (джняна-йогу).

Классическая йога

На доклассической стадии йога была смесью различных идей, убеждений и техник, которые часто противоречили друг другу. Классический период определяется Йогой-Сутрой Патанджали, первым систематическим представлением о йоге. Написанный когда-то во втором веке, этот текст описывает путь Раджа Йоги, который часто называют «классической йогой». Патанджали организовал практику йоги в «восьмерку», в которой были шаги и этапы достижения Самадхи или просветления. Патанджали часто считают отцом йоги, и его Йога-Сутры все еще сильно влияют на большинство стилей современной йоги.

Пост-классическая йога

Через несколько столетий после Патанджали мастера йоги создали систему упражнений, направленных на омоложение тела и продление жизни. Они отвергли учения древних Вед и приняли физическое тело как средство достижения просветления. Они разработали Тантра Йогу, используя радикальные методы, чтобы очистить тело и ум, сломать узлы, которые связывают нас с нашим физическим существованием. Это исследование физико-духовных связей и практик, концентрирующихся на теле, привело к появлению того, что мы на Западе воспринимаем как йогу: Хатха-йоге.

Современный период

В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей. Это началось в Парламенте религий в 1893 году в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил участников лекциями по йоге и универсальностью мировых религий. В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу. Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг. Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С. Айенгара, Т.К.В. Дешикачара и Паттабхи Джойса. Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру.

Импорт йоги на Запад все еще продолжался до тех пор, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1947 году. С тех пор многие более западные и индийские учителя стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и набрав миллионы последователей. Хатха-йога теперь имеет много разных школ или стилей, все они подчеркивают множество различных аспектов практики.

Возникновение и история развития йоги

Зарождение йоги

Йога — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния [3]. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т.п. Впервые встречается в «Ригведе» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

Йога существует настолько давно, что мы не знаем имена тех людей, кто развивал это учение в древности. Это вероятно также связано с тем фактом, что на Востоке, где йога сохранилась наиболее хорошо, считалось нескромным привлекать внимание к своей личности. Древние мудрецы считали, что они только озвучивают то учение, которое они черпают из Высших Сфер Вселенной. До нас дошли имена менее поздних последователей йоги, таких как: Патанджали.

Патанджали — основатель Йоги философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н.э. [4]. Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы) для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния Просветления или «Маха Самадхи», нирваны. Считается автором (составителем) знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию. Патанджали представил свою работу в стиле Сутры.

Некоторые исследователи отождествляют его с другим Патанджали, лингвистом, автором обширного комментария к знаменитой индийской грамматике Панини, озаглавленного «Магабхашья». Полагают, что Патанджали жил во II в. до н.э. и был современником Катьяяны. В индийских памятниках встречаются легендарные подробности его биографии: так, рассказывается, что Патанджали упал с неба, в виде змейки в ладонь Панини, что, очевидно, основано на народной этимологии имени Патанджали (pal = падать, anjali — ладонь).

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….»

Согласно мифам, родина йоги — древнейшая на Земле цивилизация — Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединяющим Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды и донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию и Египет.

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV — Х вв. до н.э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе древних человеческих цивилизаций [5].

Археологические находки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традиция говорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом эзотерическую историю йоги, как было сказано выше, ведут от Индии вглубь веков к древнему Египту, а от него — к еще более отдаленным легендарным цивилизациям.

Тысячу лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индо-арийская культура. В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды — священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним — Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги. Шло время, и мысль облекалась в действие: так родились шесть брахманнческих даршан, шесть философских систем. Имена им Миманса, Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя. Однако йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (11-1 век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде «йога-сутра» Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, в том числе и росийскими философами, признается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в «Йога-сутре», согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

История йоги:

История йоги уходит своими корнями в древние времена. По мнению некоторых историков нечто подобное практиковали ещё в доведический период VI-III век до н.э. Традиционно считается, что йога возникла в древней Индии, но есть и альтернативная точка зрения, согласно которой йогу в Индию вмести с другими знаниями принесли арии с севера.

П ​ ервые находки, свидетельствующие о существование йоги, были найдены при раскопках городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд, и датируются 3300-1700 годами до н. э. Там были найдены печати (таблички) и фигурки изображающие людей в йогических позах.

Что касается письменности, то слово «йога» впервые встречается в самых древних священных писаниях в мире – ведах, в первой её части – «ригведа». Дату её составления соотносят примерно с 1700—1100 гг. до н. э. Веды в основном содержат гимны, прославляющие разные аспекты бога. В них вы не встретите строки о здоровом питании и физических упражнениях хатха-йоги. Вместо этого в них упоминается о нравственных и экологических сторонах жизни человеческого общества.
В таких писаниях как Брахманы и Упанишады (комментарии к ведам), йога стала приобретать более целостную структуру. В Брахманах упоминаются медитативные техники, связанные с повторением мантр, и раскрывается смысл звука АУМ. В «Тайттирия-упанишаде» и в «Катха-упанишаде» термин йога обретает более техническое значение. В целом в разных Упанишадах повествуется о пране, кундалине, энергетических центрах и каналах в теле человека. В них так же изложены некоторые положения раджа-йоги, которые позднее систематизировал Патанджали.

Первый комплексный труд, полностью посвящённый йоге — это «Йога-сутры», написанные мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. Это систематизированное руководство по классической йоге, которое является самым почитаемым и по сей день. В нём Патанджали не придумал ничего нового, но переработал знания накопленные за несколько тысяч лет до него, создав целостное и лаконичное учение под названием «Раджа-йога». Так как практика делится на 8 частей, её ещё называют 8 ступенчатая йога (Аштанга-йога). Согласно этому учению практик должен вначале научиться соблюдать морально-этические принципы йогов (первые 2 ступени – яма и нияма), далее проработать своё физическое тело (3-я ступень — асана), затем практиковать дыхательные упражнения (4-я ступень — пранояма). В следующих четырёх ступенях (пратьяхара, дхарана, дьхьяна и самадхи) идёт тонкая работа с умом и сознанием, целью которой является достижение сверхсознания.
Другой важный труд по йоге — «Бхагавад-гита». Это логически законченная часть более объемного труда, памятника древнеиндийской религиозно-философской мысли — «Махабхараты». Оценка времени его написания очень размыта. По одним данным труд был создан где-то в IX веке до н.э., после чего появился в виде текста в III-IV веке до н.э. По другим данным «Бхагавад-гита» была написана уже после «Йога-сутр Патанджали» (II век до н.э.). Данное произведение является одним из самых почитаемых священных текстов и приравнивается к таким писаниям как Библия и Коран. Бхагавад-Гита повествует о диалоге между Кишной (воплощением бога) и воином Арджуной перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра. В процессе диалога Кришна даёт краткое описание различных видов йоги, из которых выделяют три основных: Бхакти-йога, Карма-йога и Джнана-йога.
Следующим важным витком в развитии йоги стал труд «Хатха-йога Прадипика» (Прояснение Хатха-йоги), написанный ориентировочно в XV веке н.э. — Свами Сватмарамой. Здесь очень подробно описываются такие техники как асаны, праноямы, шаткармы, мудры и бандхи, акцент идёт на работе с физическим телом, а не с умом. В первых строках данного трактата подчеркивается, что хатха-йога является подготовительной ступенью для раджа-йоги, которая была изложена в «Йога-сутрах». Ещё спустя два века вышли «Гхеранда самхита», а затем «Шива самхита». Все вместе эти три произведения являются основными трактатами классической хатха-йоги.
Европа начала знакомство с йогой только в XIX веке. Впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр. Сразу после этого интерес к йоге начал стабильно расти, в середине XX века достиг бума и не спадает до сих пор. В современном западном мире под йогой многие представляют только её малую часть – хатха-йогу (йогу физического тела). Таким образом, йога воспринимается исключительно как один из видов физической активности по аналогии с фитнесом и гимнастикой. Между тем изначально система йоги была разработана для более высоких целей, таких как управление умом и расширение сознания. Более подробно об этом можно ознакомиться в пункте цели йоги.

Кто и зачем придумал йогу

Эту статью я решил написать в качестве ответа на вопрос моего коллеги о том, для чего разрабатывалась йога. Сразу оговорюсь, что точного ответа на этот вопрос наверно дать невозможно, поскольку йога возникла много тысяч лет назад, когда постановкой и письменной фиксацией целей и задач каких-либо разработок никто себя не утруждал. Сами современные йоги по-разному обозначают цель практики йоги. Наиболее распространенная индуистская версия состоит в том, что йога — это соединение индивидуальной души человека со всеобщей душой — Богом.

Однако, в современной науке существует несколько версий истории происхождения йоги. В этой публикации я коротко обозначу те из них, которые мне известны.

Основная этнографическая версия происхождения йоги

Большинство исследователей происхождения йоги относят ее истоки к древней индо-арийской цивилизации.

В 1983 году издательство «Мысль» выпустило книгу Бонгарда-Левина Г.М. и Грантовского Э.А. «От Скифии до Индии». Один из авторов индолог, другой иранолог. На основании анализа ведической и авестийской литературы авторы делают вывод о происхождении йоги от северного шаманизма. Данная точка зрения основывается на общности мифологических сюжетов индо-арийских народов, а так же описания в ведах явно северных условий жизни – северного сияния, Молочного океана, Полярной звезды находящейся в центре неба (из территории современной Индии она видна близко к горизонту), описания мифического зверя Шарабхи (лось), который не водится на территории современной Индии, а живет лишь в условиях северной тайги, использование шлема с имитированными оленьими рогами, который одевается на коня для проведения обряда и т.п.

Аналогичная точка зрения на происхождение ведических представлений от древних ариев содержится и в работе английской исследовательницы Мери Бойс. В книге «Зороастрийцы: верования и обычаи» (СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003 г.) она описывает общеарийские представления о богах Вата (бог ветра и облаков) и его ипостаси Вайю (бог жизненной силы) и духах природы, как имеющих непосредственное происхождение от шаманизма.

Таким образом, в соответствии с этой версией, ведические обряды и практика йоги имеют то же самое предназначение, что и шаманские обряды – привлечение в жизнь человека благополучия и удачи, обеспечение и восстановление здоровья.

Разница между шаманством и ведической практикой йоги по этой версии заключается лишь в том, что шаманство опирается на родовой уклад, а ведическая практика йоги формируется в условиях развития производственной культуры, отрывается от рода и, соответственно, обретает черты сословно-клановых практик (формируется каста брахманов и брахманизм).

Таким образом, эта версия относит формирование йоги к периоду 4 – 4,5 тысячи лет назад.

Позже, в развитых условиях ведического индуизма каста социализированных священнослужителей формируется, как брахманская («каста хороших людей»), а йогами тогда называли маргинализированных (не входящих в касту социально признаваемых) колдунов.

Забегая наперед, скажу, что из маргинальных колдунов в «уважаемых людей» йогов вывели просветители, масоны и эзотерики типа Елены и Николая Рерихов, Елены Блаватской и Алисы Бейли. К популяризации йоги приложил руку и коммунист Ромен Роллан, который в 1929 году написал книгу «Жизнь Рамакришны».

Существует версия, что йога в ее наиболее распространенном современном варианте (хатка-йога) сформировалась около 10 – 11 веков нашей эры в среде тантрической традиции и происходит от натхов (мастеров) Горакши и Матсиендры. В этой версии йога представляет собой магическую практику.

Философская версия Йоги

Сутры Патанджали относятся по разным оценкам к периоду от второго века до нашей эры, до второго века нашей эры. Это больше философский трактат, который описывает представление Патанджали о йоге. Физических упражнений (асан) там практически нет. Описана только одна асана – Сукх асана (поза удовольствия). Это обычная поза сидя со скрещенными ногами (сесть по-турецки). В трактате Патанджали описано восемь ступеней йоги, поэтому ее называют аштанга-йогой (восьмиступенчатой йогой). В этом тексте уделяется много внимания психическим упражнениям и сверхсилам (сиддхам) Эту же восьмиступенчатую йогу часто называют и раджа-йогой (Вивекананда С., 1906). Многие специалисты считают именно аштанга йогу началом всех остальных видов йоги.

Версия происхождения йоги от времен Ледникового Периода

Эту версию рассказал мне мой коллега Чича Александр Витальевич. Он работает психологом на железной дороге, в мариупольском вагонном депо. По первому образованию он историк. Он где-то читал версию, что йогу придумали люди в Ледниковый Период, когда нужно было пережидать в юрте длительные периоды сильных морозов. В условиях ограниченного пространства люди практиковали различные изометрические упражнения для разминки затекающих мышц и суставов. Таким образом была создана традиция асан йоги. Ссылок на литературу Чича А.В. не дал – говорит потерял, давно это было.

Данная версия вполне логична и выглядит достаточно практической. Однако, в этом случае возникает вопрос – почему современные северные народы не практикуют подобные упражнения в условиях пережидания в юрте морозов по минус 50-60 градусов? Или они практикуют, но не рассказывают, а никто из этнографов на это не обратил внимание?

Интересно было бы проверить эту версию.

На что влияют версии происхождения йоги?

Практически ни на что. В любом случае та йога, которую мы имеем сегодня очень отличается и от той, которая была 4000 лет назад, и от той, которая была 40 000 лет назад, и от той, которая была 1000 лет назад. Даже если сравнить йогу, которая была в начале двадцатого века, в середине и в конце – разница достаточно большая. В книгах Йога Рамачараки йога представлена достаточно простыми упражнениями, не требующими каких-либо усилий в освоении. А вот с середины двадцатого века йога начинает приобретать те черты, которые мы видим сегодня – со сложными «завязываниями в узел». Если посмотреть на упражнения средневековых источников Хатха йога прадипика, Шива Самхита и Гхеранда самхита – там тоже нет сложных асан. Почему же в середине 20 века они появились?

Все просто – йога стала товаром. И чтобы было «что продавать» — нужно было разработать сложные комплексы упражнений, которые нужно осваивать много лет. Это способ «удержать клиента».

Однако, такое усложнение деятельности в области йоги, с другой стороны – создало и достаточно устойчивую групповую культуру освоения йоги и, соответственно, увеличило «культурный слой» йоги, создало своего рода «касту йогов». А появление такой «касты йогов» в западном обществе создало условия для утверждения здорового образа жизни.

Традиция йоги на постсоветском пространстве

На постсоветском пространстве йога существует около ста лет – с начала русскоязычных изданий книг С.Вивекананды и Й.Рамачараки в 1906 -1916 г. Особенностью развития йогической традиции у нас явилась некоторая изоляция советской культуры в советский период. Поэтому, йога Рамачараки и Вивекананды подверглась более глубокой переработке, чем это произошло в Европе и США, где Вивекананду и Рамачараку быстро забыли под впечатлением новых модных течений йоги, которые сделали акцент на достижение физической гибкости. Направленность подхода Йога Рамачараки интересна сохранением древнего анимистического элемента – общением с духами, а так же наличием целительского компонента – «лечения праной». Эта особенность попала в сочетание наличия на территории СССР древней индуистской традиции йоги в Азербайджане – храм огнепоклонников Атешгях в 15-16 вв. осуществлял священнослужение в индуистской традиции. Поэтому в Азербайджане сложилась своя традиция йоги. Сочетание азербайджанской традиции йоги, подходов Вивекананды и Рамачараки сформировали в СССР свою йогическую традицию, которую Стаценко Геннадий Григорьевич (один из московских учителей йоги) назвал «русской йогой».

В разных направлениях йоги могут быть свои и исторические объяснения «зачем разрабатывалась йога» и свои смыслы практики. Однако, общим для всех направлений йоги является здоровый образ жизни и стремление к гармонизации отношений человека с окружающей средой. С этой точки зрения совершенно неважно кто и для чего разрабатывал йогу в древности, а важно то, что сегодня йога помогает многим людям восстанавливать душевное равновесие и здоровье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector