Йога: через асаны к состраданию | Masajista.ru

Йога: через асаны к состраданию

Йога: через асаны к состраданию

Л ожусь в асану «стрекоза». Первая реакция – просто заплакать от сильной боли в плечевых суставах. Но я сдерживаю слёзы, дышу глубоко и размеренно, веду внутренний диалог: «Нужно терпеть. Дышать и терпеть. Развитие не бывает без страдания».

Когда йога впервые входит в жизнь человека, она, непонятая и неузнанная, манит необычностью, нестандартностью и миражом возможных достижений. Кажется, чуть-чуть практики, и ты с лёгкостью будешь гнуться, тянуться, станешь стройным и сильным, сможешь на восхищение закидывать ногу за голову или стоять в безумных балансах. И ты, как в омут головой, бросаешься в практику, неистово разрывая тело в эгоистичном желании быстрее достичь совершенства. Месяц-другой такой бурной деятельности, и ты сгораешь: пропускаешь занятие, просыпаешь утреннюю медитацию, и вот уже коврик полгода пылится в углу. Не та мотивация, не тот посыл. В мелкой воде не водится большая рыба.

При первом столкновении в йоге с собственным телом ты с удивлением обнаруживаешь, что будто впервые знакомишься с руками, ногами и позвоночником, и знакомство это далеко не радужное и приятное. Достать лбом до колена? Скрутиться и посмотреть за правое плечо? В наклоне выпрямить ноги? Сделать прогиб назад? Тело истошно вопит, сопротивляется, а вечно суетной ум искушает расслабиться, полежать, поспать или отвлечься. В первые месяцы занятий происходит самое полезное открытие для новоявленного йогина: тело – это не «Я», силой мысли его не сломаешь, оно требует уважения, усердной работы, тонкой осмысленности малейших действий и сострадания. В повседневной жизни человек совершает физические движения бездумно, хаотично, привычно и абсолютно не задумываясь, как работает весь его живой отлаженный механизм.

Асаны учат здесь и сейчас относиться к телу с вниманием, заставляют погружаться в себя и ощущать тело в единстве с умом и внутренней совершенной природой. Развитие тела через йогические упражнения – это узнавание своей Самости в мельчайших физических нюансах. До йоги я и не подозревала, что не умею делать глубокие вдохи животом, что сидеть в позе лотоса мне дано лишь через адское жжение в голенях, что из-за застарелой торопливости ума я не в состоянии освоить ни один баланс, а погружение в медитативное состояние проходит через борьбу со сном, страхами, эмоциями и безволием. Занимаясь изо дня в день, ты снова и снова говоришь себе: «Ну, здравствуй, моё драгоценное человеческое тело. Давай сегодня потерпим ещё чуть-чуть. И да воздастся нам однажды падмасаной и усмиренным спокойным умом». И терпишь, и дышишь, и осознаешь. Но всё это снова Эго — для себя и о себе: ожидание результата, рассматривание в зеркале изменений тела, сравнение итогов с выстроенными однажды идеалами. Игры разума, использование внутренних ресурсов на отстраивание внешней картинки. Уже не тамас, но всё ещё ярко пылающий раджас.

Гарудасана

Но однажды ты понимаешь, что цель кропотливой работы с телом – уже не само тело, а нечто большее и глубинное. Ты вдруг осознаешь, что любая освоенная асана – это маленькая ступенька к постижению души и её целостности с мирозданием. В моей личной йоге такой момент произошел на пятом году занятий. В очередной раз выполняя Матсиасану, я вдруг вообразила яркую картинку: вот так рыба ощущает себя выброшенной из воды, выгибаясь и инстинктивно хватая воздух жабрами. В этот момент моя практика впервые перешла из стадии чисто механической работы в стадию постижения единства души со всеми живыми существами в мире. В ментальном плане освоение асан — это первая доступная тропа к развитию сознания от низшего состояния к высшему. Стоит лишь задуматься, что большинство асан имитируют разные ступени развития: гора, дерево, лотос, разные виды рептилий, птиц, млекопитающих, зародыш, ребёнок , цари, мудрецы и святые. И каждое занятие в любом из видов йоги неизбежно заканчивается шавасаной – позой мертвеца. Эволюция, которую мы неосознанно проживаем на коврике за пару-тройку часов.

Узнавание собственного тела через йогу учит человека быть в единстве со всей живой и неживой природой. Только олицетворив себя с неподвижным деревом, которое годами безмолвно созерцает переменчивый мир вокруг, ты действительно сможешь устойчиво стоять во Врикшасане. Динамика в позе Марджариасаны подлинно прочувствуется лишь при воспоминаний о грациозных тягучих движениях кошки после пробуждения. А достойно освоить Вирабхадрасану удастся, лишь вообразив себя воином перед сражением, сильным, устремленным и напряженным, как струна. Изучение и осознанное выстраивание асан словно погружает нас в многочисленные варианты реинкарнаций, которые душа неизбежно проходит в круге сансары.

Йога и сопряженное с ней страдание тела учит нас смирению, состраданию и милосердию. В суматошной мирской жизни человек всячески избегает боль, стремится к наслаждению и блаженству, и как следствие, взращивает Эго и перестает замечать боль других существ. Йога же через сознательное причинение дискомфорта и физической боли в асанах, через переживание трудностей аскез заставляет вспомнить, осмыслить и ощутить единство со всеобщим страданием в мире. Именно поэтому чем сложнее и болезненнее даётся йогический путь, тем более весомый урок ты вынесешь по итогу своей короткой человеческой жизни, и тем более глубокую целостность почувствуешь с любой ежесекундно страдающей душой, которая встретится на пути. Через практику ты вновь и вновь ощущаешь: «Мы дышим воздухом друг друга».

Падмасана

Именно поэтому на вопросы родных и друзей: «Зачем? Зачем вставать в 4 утра? Зачем часами петь мантры? Зачем делать странные очищения и замысловато дышать? Зачем голодать? Зачем изо дня в день пытаться сидеть в медитации? Зачем тратить свободное время на коврике, когда можно отдыхать и развлекаться?», — ты объясняешь снова и снова, что через йогу учишься жить с широко открытыми глазами, учишься дышать полной грудью, ходить прямо, стоять твёрдо, мыслить и поглощать информацию вдумчиво. Через физическое развитие ты делаешь первые неумелые шаги к глубокому пониманию себя и своей изначальной Божественной природы. Все приложенные усилия нужны лишь для того, чтобы через сопротивление и страдание расти духовно, стараться ясным взглядом смотреть на мир и по капле взращивать внутри себя единство со всеми живыми существами во Вселенной. Потому что это самое тело с привычными руками и ногами – это не просто физическая оболочка, а сосуд для души. Сосуд, который однажды должен стать чистым и прозрачным, чтобы душа могла свободно поглощать большой Свет и отражать отточенными гранями свой малый Свет обратно…

7 асан для 7 чакр

Упражнения для последовательной проработки энергетических центров.

Врикшасана. Стабилизирует, дает уверенность в себе, безопасность. Поставьте ноги на ширину плеч. Создайте прочное основание. На выдохе присогните колени, опустите копчик вниз, напрягите мышцы бедер. Прижмите правую стопу к внутренней части левого бедра. Продолжайте опускать копчик и напрягать бедро опорной ноги, чтобы сохранить прочность, как если бы вы стояли на обеих ногах. Тщательно прижимайте левую ступню к полу, вытягивая себя макушкой вверх. Оставайтесь в позе в течение пяти циклов дыхания. Затем поменяйте сторону. Позвольте силе тяжести укоренить вас; наблюдайте, как энергия поднимается вверх по позвоночнику.

Свадхистана. Эта чакра связана с репродуктивными и сексуальными органами. Она отвечает за изменения (текучесть, переменчивость), творчество, фертильность. Можно воспринять непосредственную связь этих понятий с данной чакрой. Можно также проассоциировать состояние этой чакры с тем, чувствуете ли вы себя достойным жить полной жизнью, творчески и получать от жизни удовольствие. Когда она разбалансирована, вы отмечаете эмоциональную неустойчивость, чувство вины, занимаетесь самокопанием. Когда эта чакра находится в равновесии, вы ощущаете прилив творческой энергии, позитивный настрой и открытость изменениям — как океан, вы меняетесь, находитесь в движении.

Девиасана. Широко расставьте ноги, уведите стопы в стороны пальцами наружу и опускайте бедра до тех пор, пока колени и щиколотки не окажутся на одной линии. Положите руки на передние бедра, опускайте копчик, поднимайте лобок. Глубоко дышите, двигая таз вперед-назад. Можно наклониться вперед и поставить руки между стопами. Важно испытывать удовольствие от движения. Не сдерживайте вздохи и не стесняйтесь издавать звуки. Держите позу 8-10 циклов дыхания. Раскрывая бедра, вы фокусируете работу на репродуктивных органах, медленное плавное движение помогает ощутить течение жизни.

Манипура Вы слышали выражение «Искра во всех цилиндрах»? Когда Манипура сбалансирована, вы чувствуете, что вы в прекрасной форме, ваша самооценка и уверенность в себе позволяют вам быть активными и эффективными. Когда она заблокирована, вам не хватает решительности, вы страдаете от низкой самооценки, чувствуете себя инертными. Поработав с этой чакрой, вы разбудите вашу внутреннюю энергию и сможете преодолеть нерешительность и излишнюю осторожность.

Навасана. Сядьте на пол и вытяните ноги вперед. Прижмите колени к груди. Захватив руки под коленями, оторвите ноги от пола. Балансируйте на седалищных костях. Поднимайте грудную клетку, опускайте плечи вниз. Смещайте вес на переднюю часть седалищных костей, одновременно задействуя пупок и мышцы живота. Вытяните руки вперед, поднимайте ноги вверх. На выдохе перекрестите руки на груди и опустите ноги на расстояние нескольких сантиметров от пола. На вдохе вернитесь в позу. Повторите (упражнение) пять раз и опуститесь на спину. Поза Лодки заряжает энергией, заставляет работать мышцы спины и живота.

Анахата. Пробуждает энергию безусловной любви через сострадание, прощение и принятие. Когда сердечная чакра заблокирована, вы ведете себя собственнически и ощущаете созависимость. Это может привести к нездоровым отношениям. Возможно, чувствуете одиночество и отверженность. Стимуляция Анахаты залечит прошлые раны, заново раскроет ваше сердце, научит вас безусловной любви и поможет создать гармоничные отношения.

Уштрасана. Встаньте на колени. Сядьте на пятки. Соедините ладони перед грудью. Подверните пальцы ног и начинайте поднимать таз, возвращая бедра в положение над коленями. Убедитесь, что колени и пальцы на ногах расставлены на ширину таза. Поставьте ладони на нижнюю часть спины пальцами вверх и мягко опускайте крестец вниз, направляя подвздошные кости вверх. Плавно отклоняйтесь назад. Направляйте лопатки друг к другу. Оставайтесь в этом положении, дышите. Или захватите пятки руками. Если вы не чувствуете напряжения, опустите голову назад. Через несколько дыханий верните ладони на крестец и сядьте на пятки, соедините ладони в Намасте, наклоните голову к ладоням. Поза Верблюда раскрывает область сердца. Перед тем как войти в позу, подумайте о ком-то, к кому вы испытываете теплые чувства.

Вишудха. Когда эта чакра заблокирована, вы страдаете от того, что не можете обрести свой собственный голос или свою правду. Вы также можете быть чересчур болтливы и не слышать других. Когда чакра раскрыта и разработана, ваш голос прео- долевает пространство, помогая вам выразить ваши эмоции правильно. Вы научаетесь лучше слушать других людей и уважать их мнение, не осуждая.

Саламба Сарвангасана. Лягте на спину и поместите плечи на сложенное одеяло. Согните ноги в коленях, качнитесь тазом вверх, вытяните ноги за головой, поставьте пальцы ног на пол за макушкой. Поместите руки на середину спины и вытяните вверх каждую ногу по отдельности. Позвольте взгляду скользнуть к вашему сердцу и слушайте свое дыхание. При желании можно соединить подошвы стоп или опускать ноги по одной к полу. Оставайтесь в позе максимум две минуты. Для выхода опустите обе ноги на пол за головой, затем положите руки на пол и опускайте позвонок за позвонком. Расслабление шеи и позвоночника, обращение органов чувств к собственному дыханию позволяет вам почувствовать свой внутренний ритм.

Аджна. Эта чакра связана с интуицией и отвечает за то, как работают все остальные чакры. Когда она в порядке, интуиция вас не подводит, вы доверяете своему внутреннему чувству, когда сталкиваетесь с трудностями или должны сделать выбор. Когда она заблокирована, вы можете быть зашорены, слишком зависимы от логики, недоверчивы, циничны. Работа с шестой чакрой дает вашему сознанию более полную картину мира и открывает различные перспективы, помогает получить знание, которое недоступно обычным органам чувств.

Сукхасана. Сядьте. Согните ноги в коленях, направьте сначала одну, потом другую пятку к промежности. Если колени не опускаются ниже бедер, сядьте на сложенное одеяло. Сложите руки в Хакини-мудру (соедините между собой кончики пальцев обеих рук) на 10 циклов дыхания. Закройте глаза, задайте себе вопрос и сфокусируйтесь на своем дыхании, дотрагиваясь кончиком языка до неба на вдохе и расслабляя его на выдохе. Опустите руки тыльной стороной ладони на бедра и попробуйте почувствовать (услышать) ответ. Оставайтесь так на протяжении 5 минут. Хакини-мудра улучшает концентрацию, и в этой позе вы без труда можете достичь спокойной сосредоточенности.

Сахасрара. Чакра макушки связана с изначальной красотой и духовным началом. Она помогает понять, кто вы, помимо вашего физического эго, дает почувствовать себя духовным существом, проходящим человеческий опыт. Она находится не в теле, а парит над макушкой. Когда она закрыта, вы думаете, что счастье может прийти только извне, и поэтому страдаете. Работа с этой чакрой помогает почувствовать освобождение в любой ситуации.

Шавасана. Лягте на спину. Можно укрыться одеялом, накрыть глаза маской для глаз и подложить скатанное в трубочку одеяло под колени или голову. Разведите ноги на ширину таза, свободно опустите руки по бокам ладонями к потолку. Глубоко вздохните и напрягите каждую часть вашего тела, поднимая голову, руки и ноги от пола. Задержитесь на одну секунду в этом положении и отпустите все напряжение вместе с глубоким выдохом через рот. Повторите это действие несколько раз. Представьте у себя на макушке цветок лотоса. С каждым вдохом представляйте себе Божественный свет, проливающийся в вас через цветок, с каждым выдохом отпускайте все, что связывает вас с прошлым. Оставайтесь так 5-20 минут, затем постепенно переключите внимание на дыхание, пошевелите пальцами на руках и ногах, чтобы почувствовать физическое тело, сохраняя связь с вашим вечным «я».

«Счастливые» асаны йоги

В классической философии йоги есть понятие «Сантоша». Сантоша — это скромная удовлетворенность настоящим, так называемое «спокойное счастье». Это состояние, когда мы счастливы не потому что едим шоколад, пьем «Активию», отдыхаем на дорогом курорте или получили желанный подарок. Сантоша – это счастье вне зависимости от внешних обстоятельств. Часто мы ошибочно полагаем, что станем счастливее, если будем делать то, что нам нравится, или получать от жизни то, что мы хотим. Но это ложный путь. Он делает нас зависимыми от внешних обстоятельств. В итоге неудачи приносят нам неудовлетворенность и лишают душевного комфорта. Истинное счастье – сантоша – это ощущение удовлетворенности и благодарности при любых даже неблагоприятных жизненных ситуациях. Если хотите, это состояние приподнятости и оптимизма, умение извлечь урок и найти положительное даже в обстоятельствах, которые со стороны могут показаться неприятностями.

Помочь достичь состояния «спокойного счастья» помогут занятия йогой. Контроль дыхания, выполнение не только любимых асан, практики медитации, чтение мантр со временем сгладят зарождение в вас сильных эмоций (как положительных, так и отрицательных) и подарят ясность ума и состояние истинного счастья.

«Счастливыми» мы условно назвали асаны, которые помогут понять суть сантоши. Эти позы направлены на раскрытие тазобедренных суставов, и, как правило, многими не любимы, поскольку приносят разочарование и недовольство собой. И именно поэтому мы предлагаем вам их практиковать, чтобы расти, развиваться и, в конце концов, избавиться от своих «слабых» мест, перестать заниматься самообманом, выбирая для домашних практик йоги только те асаны, которые вам хорошо удаются.

Итак, давайте посмотрим, что же это за «счастливые» асаны.

1. Врикшасана – Поза Дерева

Встаньте в Позу Горы. На вдохе перенесите вес тела на левую ногу, правую ногу согните в колене и ее стопу разместите на внутренней поверхности бедра опорной ноги поближе к паховой области. Сложите ладони в намасте на уровне груди и, не размыкая ладоней, вытяните руки над головой. Балансируйте в течение 5 дыхательных циклов. Затем повторите асану, сменив опорную ногу. Спокойно принимайте покачивания тела в этой позе. Со временем вы также спокойно сможете относиться к различным нестандартным ситуациям в своей жизни.

2. Вирабхадрасана II – Поза Воина II

На выдохе сделайте широкий шаг назад правой ногой и разверните ее стопу наружу. Левую ногу согните в колене, опустите корпус вниз и разверните вправо. Пятка передней ноги должна находиться на уровне середины стопы задней ноги. Прямые руки разведите в стороны. Почувствуйте, как тянется грудная клетка, а с ней раскрывается область сердца и проясняется ум. Оставайтесь в асане 5 дыхательных циклов, а затем повторите ее с другой ноги.

3. Уттхита Паршваконасана – Поза Вытянутого Угла в Сторону

4. Триконасана – Поза Треугольника

После завершения выполнения предыдущей асаны на вдохе выпрямите переднюю ногу в колене, корпус расположите параллельно полу. Одноименную с передней ногой руку расположите на ее лодыжке, а противоположную прямую руку поднимите вверх, разверните к ней корпус и устремите взгляд на ее пальцы. Оставайтесь в асане 5 дыхательных циклов, а затем повторите ее с другой ноги.

Аккуратно выходите из асаны. На выдохе разверните корпус к передней ноге, руки разместите на полу по обе стороны от ее стопы. По полу шагайте к центральной оси между стопами и разверните их параллельно друг другу. На вдохе поднимите корпус и вытяните позвоночник.

5. Прасарита Падоттанасана – Наклон Вперед с Широко Расставленными Ногами

На выдохе выполните наклон вперед, корпусом потянитесь к пространству между бедрами. Ладонями примите упор в пол или обхватите себя руками под коленями, сцепив пальцы рук на спине. Оставайтесь в асане 5 дыхательных циклов.

6. Подготовка к Эка Пада Раджакапотасане – позе Царя Голубей

Выполните глубокий выпад на правую ногу, корпус разместите параллельно бедру передней ноги, руки согните в локтях и упритесь ладонями в пол. Плечо правой руки разместите под коленом одноименной ноги. Следите за тем, чтобы голова не опускалась на пол, почувствуйте, как тянется позвоночник. В первое время эта поза будет довольно дискомфортной, но со временем гибкость тазобедренных суставов увеличится, и выход в асану будет более простым. Оставайтесь в асане 5 дыхательных циклов, а затем повторите ее с другой ноги.

7. Эка Пада Раджакапотасана – поза Царя Голубей

После выполнения предыдущей асаны впереди у вас окажется левая нога. Ладони разместите по обеим сторонам от ее стопы. Опираясь на ладони, согнутую в колене переднюю ногу разместите на полу, подвинув ее стопу к паху. Заднюю ногу также вытяните на полу за спиной. Корпус выпрямите, макушкой потянитесь в потолок, раскройте грудную клетку. Оставайтесь в асане 5 дыхательных циклов, а затем повторите ее с другой ноги.

Дальше поработаем в положениях, сидя на полу.

8. Баддха Конасана – Поза Связанного Угла

На вдохе согните ноги в коленях, разведите их в стороны и соедините стопы. С помощью рук помогите себе соединить внешние края стоп, а внутренние – раскройте, как книгу. Опустите колени как можно ниже к полу. Оставайтесь в асане 5 дыхательных циклов.

9. Упавиштха Конасана

После выполнения предыдущей асаны выпрямите ноги в коленях и разведите в стороны, постарайтесь расположить их на одной линии друг с другом. Корпус наклоните вперед, облокотитесь или полностью расположите корпус на полу, вытянув руки вдоль головы. Оставайтесь в асане 5 дыхательных циклов.

10. Джана Ширшасана

Из предыдущего положения поднимите корпус, одну ногу согните в колене и подтяните ее стопу к паху, вторую ногу вытяните на полу перед собой, стопу подайте на себя, обхватите ее ладонями рук и наклонитесь к прямой ноге всем корпусом. Оставайтесь в асане 5 дыхательных циклов, а затем повторите ее с другой ноги.

Теперь всю описанную выше последовательность придется повторить в обратном порядке. Завершите тренировку в шавасане. Совершенствуйтесь вместе с йогой и будьте счастливы!

Ананда йога — асаны йоги с аффирмациями

Здравствуйте дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги и в этой статье начнём рассматривать тему асан.

Именно благодаря физическим упражнениям, йога получила такую широкую известность в современном мире. И хотя раздел хатха йоги, который и занимается асанами, является далеко не самым важным сектором всей науки йоги, однако обучаться медитации гораздо проще имея здоровое тело и здоровый позвоночник, и асаны йоги как раз таки очень хорошо (при правильном их исполнении) способствуют здоровью тела, ума и позвоночника.

Что такое асана йоги и как она работает.

Словом асана называется третья ступень Восьмиступенчатой йоги Патанджали, на которой осваивающий тему йоги должен научиться контролю энергии на уровне тела. С точки зрения йоги Патанджали, асана — это комфортная поза с прямой спиной, в которой человек может без какого-либо движения просидеть три часа. При таком раскладе (если человек неподвижен, с прямой спиной и сидит долгое время, желательно концентрируясь в точке между бровями), энергия естественным образом начнёт перенаправляться от периферии тела вовнутрь и вверх, что собственно йогой и должно быть достигнуто.

Однако же в современном мире под асанами, чаще понимаются многочисленные позы йоги, скрутки, всевозможные наклоны и прогибы, стойки на ногах, руках и голове…это тоже асаны, которых на самом деле существует больше тысячи и даже больше миллиона (в древних манускриптах говориться что Шива — создатель йоги, описал восемь миллионов четыреста тысяч асан), однако чаще всего в практических занятиях по асанам используют от 56-ти до 84-х асан и то не все сразу.Сегодня асаны йоги широко используются для оздоровления и укрепления тела, этим очень успешно занимается такое направление йоги как йога-терапия. Лечит от всего! Лишь бы йога терапевт под руководством которого человек занимается был грамотным.

Но физическое здоровье это далеко не всё что асаны способны дать, да и как ранее в статье про семь оболочек души было рассмотрено, состояние физического тела во многом лишь следствие более тонких тел. И через асаны можно очнеь здорово настроиться на эти самые тонкие тела.

Самое основное и интересное, что про асаны следует понимать — это то,что асаны превращают человеческое тела в своего рода антенну для определённой частоты энергии. Принимая разные асаны человек настраивается на определённую волну энергии (словно приемник настраивающийся на определённый канал радиоволны). И это всегда позитивная волна, способствующая оздоровлению как физического тела так и всех остальных тел человека.

Через гармонизацию эфирного тела происходит исцеление физического, успокаиваются эмоции и мышление. Все люди занимающиеся асанами йоги хотя бы пару раз в неделю продолжительный период от нескольких месяцев, даже если сперва они пришли ради похудения, замечают за собой, что стали оптимистичнее, умиротвореннее и счастливее.

Революционным дополнением к практике асан стали аффирмации данные Свами Криянандой. Он прочувствовал энергии и состояния в каждой из асан и сформулировал краткие позитивные утверждения. Если повторять их в своём уме во время выполнения асаны, то положительный эффект от выполнения асаны во много раз усиливается.

Асана + аффирмация

Приведу пример 12-ти асан с аффирмациями:

Как правильно выполнять асаны

В современном мире йоги на тему асан имеется достаточно информации. Конечно же лучший способ освоить асаны — это заниматься с опытным инструктором. Однако же не все те, кто преподают йогу и имеют сертификаты таковыми являются, да и самому тоже кое что освоить можно, но осторожно. Довольно мощное описание техники выполнения асан есть в книги Шивананды «Йогатерапия» скачать можно здесь: asans-of-shivananda

В этой статье дам всего пять общих, но очнеь важных рекомендаций по выполнении асан:

  1. Прогресс в асанах на растяжку, скрутки, изгибы выполняется не за счёт усилий, а за счёт расслабления. Все асаны должны делаться в максимально расслабленном состоянии. Для этого надо для начала научиться расслабляться и понять, как это делать в асанах. Никаких давящих, тянущих, волевых усилий по принятию правильной позы. Тело должно само позволить войти в правильную асану! А терпеливое прорабатывание напряженных участков через дыхание (можно представлять что через напряженный участок мы вдыхаем и выдыхаем воздух), позволяет углубиться в асану и усовершенствовать её.
  2. В большинстве асан позвоночник должен оставаться ровным. Во многих из них для этого слегка подают таз вперёд (поджимают копчик). Это предохраняет от излишней наргузки поясницу. Не надо делать в асанах прогибы в пояснице, берегите её. Прогибы следует делать за счёт грудного отдела и растяжки тазобедренных суставов.
  3. В асане не должно быть больно. Одно дело лёгкий дискомфорт при умеренном растяжении, который и будет полем для деятельности, чтобы достигать в асане прогресса. И совсем другое резкая боль или силовое перенапряжение в асане, которые принесут много проблем в будущем и являются показателями нарушения ахимсы. Асаны делаются на грани между комфортным положением и началом ощущения дискомфорта, но это грань не переходит в боль и самоистязание. Через напряженные участки очень здорово как бы дышать… например в собаке мордой вниз пока она не будет легко получаться концентрируйтесь на напряжении в подколенных сухожилиях, как бы вдыхайте воздух через напряженные участки, а затем всё напряжение выдыхайте во вне в окружающее вас пространство света и спокойствия.
  4. Асана — это определённая волна приёмника, и чтобы эффект от этой волны энергии был воспринят в ней надо находиться не менее 30-ти секунд. Постепенно укрепите свое тело так, чтобы вы без особого труда смогли находиться в нужной вам асане 30-ть и более секунд. Важно не количество асан, а степень концентрации в них и глубина погружения.
  5. Заканчивайте практику асан, либо медитацией, к которой они и призваны подготовить тело, либо асаной под названием шавасана, о ней подробнее напишу в бушующих статьях.

Все рекомендации из серии — практикуйте в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, на голодный желудок возможно опишу в бушующих статьях, но они есть и в книге Шивананды.

Кстати у практики асан есть так же противопоказания…поэтому если уж хотите эту тему как следует освоить, то отнеситесь к ней серьёзно: неправильным выполнением асан можно достичь обратного здоровью эффекта. Мне рассказывали, что в Индии есть больница предназначенная для инструкторов йоги, которые чрезмерными усилиями в асанах серьёзно повредили своему телу.

А я желаю вам, мой дорогой читатель, быть здоровым и становиться всё здоровее.

Асаны йоги

В каталоге вы можете найти основные асаны. Удобная поисковая система позволяет осуществлять поиск асан по различным признакам: названию, показаниям, противопоказаниям, анатомическому фокусу и виду фигуры. Нажав на название асаны, вы попадете на страницу подробного описания (техника выполнения, фото, показания и противопоказания, терапевтический эффект).

Бхуджангасана

Мочекаменная болезнь, проблемы мочеполовой системы, радикулит в пояснично-крестцовом отделе (под наблюдением специалиста), астма, недостаток тестостерона, депрессия, стресс.

Ущемление и значительные смещение позвоночных дисков, позвоночная грыжа, патологические лордозы, острые стадии радикулитов, прострелы, менструация, беременность, заболевания внутренних органов брюшной полости в острой стадии. Людям с гиперфункцией щитовидной железы не стоит запрокидывать голову назад.

Випарита Карани

Гипертония, заболевания горла, артрит, геморрой, варикоз, болезни мочеполовой системы, бессонница.

Увеличенная щитовидная железа, серьезные заболевания сердца, повышенное артериальное давление, хронический гайморит, отит, инфекционные заболевания глаз, глаукома, травмы шеи, менструация.

Вирабхадрасана I

Остеохондроз, радикулит в пояснично-крестцовом отделе. Кроме этого, асана способствует уменьшению жировых отложений в области таза.

Высокое кровяное давление, нарушения в работе сердца. Тем, кто страдает радикулитом или прострелами, следует очень осторожно и медленно входить в позу и выходить из неё.

Вирабхадрасана II

Артриты и остеохондрозы позвоночника. Кроме этого, асана способствует уменьшению жировых отложений в области таза.

Высокое кровяное давление, нарушения в работе сердца. Тем, кто страдает радикулитом или прострелами, следует очень осторожно и медленно входить в позу и выходить из неё.

Вирабхадрасана III

Травмы подколенных сухожилий.

Повышенное кровяное давление, проблемы сердца. При проблемах с поясницей нужно аккуратно входить в асану и выходить из асаны.

Ревматические боли в коленях, плоскостопие, излечивает подагру, избавляет от солевых шпор, менструация.

Выполняйте позу очень осторожно, если у вас были травмы лодыжек и коленей. При проблемах с сердцем и головных болях выполняйте Вирасану, лежа спиной на болстере.

Врикшасана

Плоскостопие, нарушения осанки, скованность плечевых суставов.

Травмы ног, боли в суставах, повышенное давление.

Вришчикасана

Менструальные нарушения, проблемы мочеполовой системы, геморрой, варикоз.

Высокое давление, головокружение, церебральный тромбоз, сердечные заболевания, менструация.

Гарудасана

Пояснично- крестцовый радикулит, ревматизм ног и рук, отеки, судороги в икроножных мышцах.

Гомукхасана

Проблемы тазобедренных суставов, стресс, дисфункция яичников.

Не выполняйте асану, если у вас были серьезные травмы шеи, плеч, коленей и поясницы.

Выстраиваем свою последовательность асан!

Последовательности практик — очень важный элемент личной садханы (опыта в йоге), который многие мастера просто-напросто держат под секретом. Некоторые преподаватели даже пытаются защитить патенты и авторские права на свои последовательности (так, например, попытался сделать печально известный Бикрам Чоудхури — правда, безуспешно). Согласитесь, что дыма без огня не бывает? Что же кроется в последовательностях практик?

Практики йоги: асаны, пранаямы, мантры и другие — воздействуют на человека на разных уровнях: на мышцы и связки, на внутренние органы (в т.ч. пищеварительную и репродуктивную систему), на эндокринную систему (гормональные железы), на течение жизненной энергии (праны) в организме, и на ум, психику человека. Все инструменты йоги хороши, нет плохих, нет слабых, неэффективных. И все их, по-хорошему, надо тщательно изучать. Но на нашей ответственности ещё и использовать эти инструменты воздействия в правильной последовательности. Так, как нужно именно каждому отдельному человеку.

Умение составить последовательность практик для конкретных нужд составляет саму суть компетентности любого йога и особенно мастера, преподавателя йоги. В двух словах это искусство не передать, да и не в двух тоже. Но есть общие закономерности. Проверьте, может быть что-то из этого сработает для вас! Всё это очень индивидуально, и должно адаптироваться под конкретного человека и его (её) состояние на сегодня, на сейчас!

Чтобы составить последовательность практик для бодрости — например, для хорошего начала утра рабочего дня — поставьте практики примерно так (Комплекс 1):

  • Капалабхати,
  • Агнисара,
  • Бхастрика (каждую по 3-4 подхода, по столько раз сколько делается на пределе полного комфорта).

2) Сурья-намаскар в среднем скоростном режиме: 6-12 кругов под свободное дыхание.

3) Асаны с чередованием по физиологии: наклон-прогиб, вытяжение-расслабление, влево-вправо, и т.п.

  • Например, Начните с Тадасаны (позы горы)- это вытяжение.
  • Затем сделайте Падахастасану (Позу головы к рукам) — это, наоборот, расслабленный пассивный наклон корпуса вперёд. Затем снова сделайте вытяжение — например, в Бхуджангасане (Позе кобры): включите поясницу и верхнюю часть спины. Затем сделайте Шалабхасану — так включите нижнюю часть спины (это тоже прогиб).
  • Поменяйте направление работы с позвоночником с прогибов на наклон — сделайте Пасчимоттанасану (Позу вытяжения спины), это тоже пассивная поза — в противовес силовой, энергичной Шалабхасане. Затем сделайте скрутки: например, Ардха Матсиендрасану в обе стороны: вправо-влево (поза держится в статике, на удержании).
  • Скомпенсируйте скрутку разминкой для спины — Вьяграсаной (это динамическая поза, тело всё время в движении).
  • После любой динамики лучше сделать Шавасану (1-2 минуты) или посидеть в одной из медитативных поз — например, в умеренно расслабляющей Ваджрасане («Позе алмазной твёрдости»), полезной для пищеварения и мышц ног.
  • Сделайте 1-2 позы на раскрытие грудной клетки: например, Уштрасану (Позу верблюда) и затем Чакрасану (Позу колеса).
  • Отдохните в расслабленном, несиловом наклоне — Баласане (Позе ребёнка) или в Йога-мудрасане («Позе психического союза») если делаете «Лотос».
  • Завершите комплекс перевёрнутой позой — Випарита Карани асаной (Перевёрнутой позой), Сиршасаной (Стойкой на голове) или Наман-пранамасаной («Позой молящегося», это облегчённый вариант стойки на голове).

Полежите в Шавасане 10 минут, наблюдая своё естественное дыхание.

4) Завершите ещё одной пранической техникой — например, дыхание Уджайи + Мула-бандха (или Ашвини мудра, для начинающих). Это даст прирост силы, энергии для активного дня.

Если вы хотите спланировать вечернюю, или же просто медитативную практику, акценты надо выставить совсем по-другому — например, так (Комплекс 2):

1) 3-6 кругов Сурья-намаскар в медленном ритме, лучше всего с закрытыми глазами

2) 3-5 минут Шавасана, для выравнивания течения пран. Мысленное попеременное дыхание (Анулом-вилом).

3) Комплекс успокаивающих асан, которые помогают направить энергию в Центральный Канал (Сушумну), для достижения медитативного состояния:

  • Пададхирасана (поза выравнивания дыхания с ладонями под мышками)
  • Пасчимоттанасана (поза, которая направляет энергию в Сушумну)
  • Дханурасана (противоположная по воздействию на позвоночник асана, тоже способствует протеканию энергии по Сушумне)
  • Гомукхасана (поза, включающая Анахата-чакру. Концентрация внимания на центре груди)
  • Йога-мудрасана (поза, пробуждающая Кундалини в той или иной степени в зав. от уровня практикующего)
  • Сарвангасана (пробуждает Анахата-чакру и Вишуддхи-чакру, концентрация на ямочке между ключиц)
  • Халасана (Поза плуга помогает направить энергию от нижних чакр, в т.ч. «сексуальной чакры» Свадхистаны — к верхним, особенно горловому центру Вишуддхи; визуализация потока снизу вверх по позвоночнику)
  • Матсьясана (интенсивная концентрация энергии в Вишуддхи — горловом центре; концентрация внимания на ямочке между ключиц)
  • Наман-пранамасана или, лучше, Сиршасана (стойка на голове) — пробуждают Сахасрара-чакру.

3) Пранаямы: Капалабхати или Бхастрика, затем Анулом-вилом, затем Мурчха, затем Нади Шодхана с Шамбхави-мудрой. В конце комплекса вы будете в глубоком медитативном состоянии. Если нет сильной сонливости (типичная реакция очищения организма) можно ещё усилить его — например, медитацией по выбору: Агочари-мудра, Бхучари-мудра, Бхрамари-пранаяма, Ом-чантинг, Анулом-вилом с Прана Шуддхи, мантра-йога (джапа) или Аджапа-Джапа, и т.п.

4) После такого комплекса вы не будете перевозбуждены, и если надо — можно идти спать. Избегайте есть и пить после такой йоги, по возможности.

Классическая Йога мало походит для лечения болезней. И для применения не здоровыми людьми её приходится сильно видоизменять — почти до неузнаваемости, чтобы добиться именно лечебных эффектов. Но некоторые асаны и пранаямы уместны, и даже полезны при лечении некоторых заболеваний. Для осознанного, безопасного по здоровью выбора нужным вам практик, обратитесь к йогатерапевту или (хуже) воспользуйтесь авторитетным справочником-указателем по практикам йоги, например:

  • Книга Свами Шивананды «Новый взгляд на традиционную йогатерапию» (пер. и комм. А. Сидерского) Там есть указатель лечебных эффектов практик йоги для разных болезней;
  • Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха (под ред. Свами Сатьянанда Сарасвати) — «оранжевая книга» — один из лучших справочников по классической хатха-йоге. Там приведены подробные показанияпротивопоказания по каждой асане, пранаяме и т.п.;
  • «Древние тантрические практики Йоги и Крии» (курс йоги и крии в трёх томах, с указателем практик).

Мастера йоги могут также составлять комплекс йоги спонтанно, в ходе занятия. Этому можно научиться, если дать себе несколько начальных асан — а потом делать известные, освоенные техники — в такой последовательности, «как тело просит». Надо лишь избегать сложных асан и вообще перенапряжения — и, конечно, технических ошибок. Комплекс по йоге всегда завершается 10-20-минутной Шавасаной.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Комплекс йоги — асаны на семь чакр

Что такое йога и кому она подходит?

Йога — это не гимнастика, это энергетическая практика. Но для того, чтобы энергия в теле начала течь, человек должен уже иметь определённый уровень физического развития и здоровья. Однако, в том случае, если вам удастся почувствовать энергию в теле, вы не застрахованы от тех негативных последствий, как с собственным физическим и психическим здоровьем, так и в целом по жизни, к которым могут привести любые энергетические практики.

Поэтому серьёзно заниматься йогой мы можем рекомендовать только социально реализованным людям, полностью выстроившим свою личность, внутренне гармоничным, обладающим любовью к себе и достаточно осознанным. Это традиционные принципы Яма и Нияма — две первые ступени йоги.

Для остальных йога либо останется на уровне гимнастики (не станет йогой), либо, как сильная энергетическая практика, только обострит существующие в жизни проблемы, а не решит их. Для большинства людей гораздо эффективней проще и полезней будет заняться плаванием, конным спортом, просто походить в спорт.зал.

Асаны на семь чакр

Ниже описан комплекс упражнений, включающий в себя базовые йоговские асаны для семи отделов позвоночника, которые можно привести в соответствие как с органами нашего физического тела (см. рисунок ниже), так и с чакрами (энергетическими центрами) в нашем эфирном теле.

В этой статье мы не вдаёмся в подробности того, как правильно выполнять асаны, доносим только их порядок и информацию о том, на какой отдел позвоночника идёт воздействие, и на каком энергетическом центре концентрироваться в момент выполнения упражнения.

Для того, чтобы правильно научиться выполнять эти асаны, вам потребуется сходить на занятия профессиональных инструкторов (см. наш анализ московских инструкторов по энергетике) или посетить специализированный ресурс с форумом по йоге.

(чакры считаются в данном случае снизу вверх)

Мы даём в фотографиях несколько примеров выполнения упражнений (несколько асан) на один и тот же энергетический центр, ориентируясь на средний уровень читателя. На самом деле для каждого центра есть объединяющий принцип, а конкретные асаны каждый должен подобрать для себя, исходя из личных предпочтений и уровня сложности.

Желательно перед выполнением комплекса прийти в максимально уравновешенное гармоничного состояние. Для этого сделать ту технику медитации, которая вас максимально гармонизирует. Все асаны делаются почти без напряжения, до того состояния, в котором вам комфортно.

После каждого упражнения необходимо полежать и расслабиться 10-30 секунд.

1. Падмасана. Поза лотоса (концентрация на 1 чакре)

Ниже три асаны — слева направо, от самого простого варианта до наиболее действенного. Самая правая и есть Поза лотоса.

2.Вирасана I – поза Героя (концентрация на 2 чакре)

…или Матсиасана. Поза рыб

3.Махамудра асана (концентрация на 3 чакре)

Более простой и более продвинутый варианты.

4. Уштрасана. Поза верблюда (концентрация на 4 чакре)

…или мостик. Любые подобные прогибы назад

5. Сарвангасана. Стойка на плечах, берёзка (концентрация на 5 чакре)

6. Бхуджангасана. Поза кобры. (концентрация на 3м глазе)

Более простой и более продвинутый варианты.

Современные асаны и Йога-сутры Патанджали. Есть ли противоречие?

Современные асаны и Йога-сутры Патанджали. Есть ли противоречие?

Многими любима сейчас вот такая тема: как же современная практика асан соотносится с классикой аштанга-йоги Патанджали, описанной в Йога-сутрах?

Любимый вывод: нынешняя практика асан не соответствует Йога-сутрам Патанджали, все современные, часто согревающие и активные, варианты практики асан и виньяс, не основаны на Йога-сутрах. Некоторые идут в выводах еще дальше: всё это вообще не йога, а гимнастика.

На чем основываются такие выводы? Всегда – на трех шлоках из текста, а именно 2:46-48. Там, где «Стхирам Сукхам Асанам». Кому интересны подробности – да обратятся они к тексту самостоятельно.

Однако оценивать практику асан по этим трем шлокам – некорректно. И сейчас разберемся, почему. Единственная печаль – для этого придется глубже забраться в текст, что не все любят…

Итак. Нас интересует 2я глава Йога-сутр. Которая называется «Садхана-пада», т.е. «глава о практике», «о способах осуществления йоги». Именно там описано все, что нам сейчас актуально. И начнем мы – не с начала и не с конца. А с середины главы. И пойдем пока задом-наперед. 🙂

Шлока 2:28. Суть ее такова – для развития вивеки необходима регулярная практика аштанги. Аштанга – это дальше по тексту, Яма-Нияма-Асана-… и так до Самадхи. Восьмизвенный путь йоги. А вот «вивека»?

Вивека – точнее, «вивека-кхьятир», это различение, различающее видение. Именно его позволяет развить до максимума аштанга-йога. Но зачем это надо и кого с кем различаем-то?

Шлока 26-я – «для избавления необходимо непоколебимое различающее видение». Т.е. вивека нам необходима для того, чтобы избавиться. От чего же надо избавиться посредством развития различающего видения?

25-я шлока говорит о том, что избавление (забавно, но на санскрите это слово выглядит так: «Хана». Только ударение будет на 1й слог…) – это исчезновение самйоги. Исчезновение определенной связи, существовавшей до этого. Что это за связь, от чего она возникла и что в ней такого плохого, что нам необходима «хана» (т.е. избавление от) этой связи?

А это уже шлоки 23я и 24я. Самйога – это (иллюзорная) связь Духа и Материи, Пуруши и Пракрити. Это – источник страдания живого существа. Помните, в самом начале Йога-сутр: «Йога есть прекращение деятельности сознания – тогда Зрящий пребывает в собственной форме, иначе Он отождествляется с деятельностью сознания». Только через осознание Духом Самого Себя и установление в собственной форме, возможно, согласно Йоге, освобождение от страдания для любого человека. А для этого необходимо оборвать связь между Духом и Материей, перестать считать свои мысли – собою… Итак, самйога – это то, от чего нужно избавиться, чтобы достичь освобождения.

А причина этой самйоги, причина ее появления – Авидья (шлока №24).

Что такое Авидья? Авидья – это одна из пяти клеш, базовых загрязнений сознания, аффектов, приносящих страдание. Это неведение. В первую очередь – неведение о том, что каждый из нас не тело и не ум – а Дух (см. шлоку №5). Более того, Авидья – это самая фундаментальная клеша. Из которой, как из корня, произрастают 4 остальные – Асмита (эгоизм), Рага и Двеша (привязанность и отвращение), а также Абхинивеша (страх смерти). Про это нам подробно рассказывают шлоки 2й главы, с 3й по 9ю.

Вы еще не потеряли нить? Мы шли задом наперед по 2й главе: от аштанги (частью которой являются асаны, с чего мы, собственно, и начали) – к вивеке, оттуда к избавлению от самйоги (которая суть связь Духа и Материи), причиной которой является Авидья – неведение, самый базовый аффект, присутствующий в сознании любого человека…

Осталось сделать последний шаг назад по 2й главе, к шлокам за номерами 1 и 2. Они нам представляют крийя-йогу. Согласно Йога-сутрам, в крийя-йогу входят Тапас (аскетизм, жар, горение, упорная практика), Свадхьяя (самоизучение, в т.ч. через изучение священных текстов) и Ишвара-пранидхана (посвящение всего себя Богу). Это – самая первая шлока главы про практику йоги. И для чего же нам нужна практика этой крийя-йоги?

А в том числе для того, чтобы «ослабить клеши»(шлока №2).

Итак. Глава про практику йоги начинается с описания крийя-йоги. Которая необходима для «ослабления» клеш. Другими словами, плодами крийя-йоги должно стать уменьшение аффективных проявлений в сознании, несущих с собою страдание.

А в середине этой же главы, мы же не забыли, нам встречается аштанга-йога. А вот ее практика нужна для того, чтобы развить различающее видение (вивеку) до такой силы, чтобы через это устранить самйогу и ее причину – Авидью. Самую базовую из клеш.

Чувствуете разницу? Крийя-йога – для ослабления клеш. Аштанга-йога – для полного устранения Авидьи, корневой клеши, что, неизбежно, означает и устранение оставшихся четырех.

При этом цель видна общая, не так ли? Воздействие на клеши с целью уменьшения их проявлений, несущих страдание. Но крийя-йога является здесь первым, подготовительным, этапом. А аштанга-йога – главным этапом, собственно и приводящим к результату.

Знаете, пищеварение углеводов начинается во рту, посредством слюны – но главная работа по их расщеплению происходит в тонком кишечнике. Очевидно, что арифметика – полезная наука, но она лишь подготавливает к интегральному и дифференциальному исчислению.

Итак, и содержание текста, и порядок следования шлок говорят нам об одном и том же. Вначале практикуется крийя-йога, она ослабляет клеши . Затем – практикуется аштанга-йога, она клеши устраняет . А полное устранение Авидьи – суть Кайвалья, тотальное освобождение, цель йоги как таковой.

Так вот. Не стоит думать, что мы находимся на уровне, с которого можно начать («с понедельника») практиковать аштанга-йогу. Практиковать Яму и Нияму – как они описаны в Йога-сутрах. Практиковать асаны – как они описаны там же. Пранаяму… Нет. Вначале – извольте подготовиться к этому. Через крийя-йогу.

Тут нужно понимать, конечно, что крийя-йога – это не та, про которую пишет Парамаханса Йогананда, посвящение в которую в разных вариантах традиции сейчас можно получить у некоторых Учителей. Крийя-йога Йога-сутр – это Тапас, Свадхьяя и Ишвара-пранидхана.

Т.е. это, во-первых, некая практика, аскетическая (как минимум, в сравнении с образом жизни, когда мы себя вообще ни к чему не принуждаем) и разжигающая в теле жар. Во-вторых, наблюдение за мыслями, эмоциями, плюс чтение Гиты, Сутр, Евангелия, Дао дэ Дзин, скажем. И посвящение себя Высшему, понимание, что это Его сила движется сквозь тебя, что все плоды практики принадлежать не тебе, а Ему. Вот крийя-йога. Вот йога действия. Вот начало практики йоги как таковой.

С этого начинается практика йоги. «С чего наааачинается Родина…» А не с Ямы-Ниямы. Не с того, что асана – лишь «неподвижная и удобная».

И вот этой крийя-йоге абсолютно не противоречит активная, разогревающая (и очищающая базовые нечистоты) практика асан, вьяям, виньяс, пранаям и шаткарм, часто используемая в современном мире! Единственное – совмещаем ее с обретением базового философского фундамента, навыка наблюдения за своим внутренним состоянием и смирением, посвящением всего – Богу. Совмещаем Тапас – со Свадхьяяей и Ишвара-пранидханой. И вот это – входной билетик на аштанга-йогу. Это – основа, из которой потом вырастет асана, которая будет «стхирам-сукхам», при полном расслаблении. И так далее…

Поклон всем, кто добрался до этого места. 🙂 Итак, до аштанги еще надо дорасти. Можно пробовать по чуть-чуть, да. Но вначале, и скорее всего много лет, посвятим-ка себя более базовому и начальному. Крийя-йоге. Тапасу, Свадхьяяе и Ишвара-пранидхане. Вот это-то и подготовит почву, на которой вырастет та самая «Стхирам Сукхам Асанам». Откуда уже – четвертая пранаяма, Пратьяхара и Самьяма… И далее по тексту и по пути многих жизней. До Кайвальи.

Опасные асаны — когда йога может стать причиной травмы

Йогу считают самой безопасной и одновременно эффективной практикой для здоровья и долголетия. Но мало кто обращает внимание на предупреждения о противопоказаниях или совет найти хорошего инструктора, который научит прислушиваться к своему телу и не спешить.

А главное — исключить опасные асаны, которые могут практиковать только люди в отличной физической форме и без хронических заболеваний.

Йога может серьезно подорвать здоровье

К занятиям йогой чаще прибегают люди, уже имеющие проблемы со здоровьем и лишним весом, и ищущие панацею. Соблазняют также обещания обрести гибкость суставов, хорошую растяжку и тренированные мышцы.

Древние тексты не содержат предупреждений о возможных печальных последствиях. Учитель и ученик занимались вдвоем и соблюдали все правила. Сейчас часто йога — просто способ заработать. Неграмотные наставники занимаются с группами по 10-20 человек, требуя выполнять самые немыслимые упражнения.

На самом деле йога не призывает всех своих сторонников выгибать голову назад на 90 градусов или часами стоять в асанах с неестественно вывернутыми суставами. На это толкает дезинформация из интернета или излишнее рвение неопытного йогина.

К сожалению, горе-тренеров тоже хватает. И тогда полезная практика начнет медленно разрушать тело.

Самые опасные асаны

Ряд асан могут быть полезны только опытным и абсолютно здоровым людям. Эти упражнения популярны на практике, но могут нанести вред даже самому крепкому организму:

  • Позы плуга во всех разновидностях.

Эти перевернутые асаны считаются полезными особенно для женщин, так как не только укрепляет все органы и поясницу, но и нормализуют цикл. Зато таким образом можно сорвать спину, заработать разрыв диска и межпозвонковую грыжу. Наклоны Упавишта Конасана гораздо безопаснее, и они помогут избавиться от женских и пищеварительных проблем без риска для жизни.

Они обращают вспять энергию и омолаживают, укрепляют сердце и пищеварение, помогают при варикозе. А еще они чреваты смещением шейных позвонков, пережатием сосудов и нарушением мозгового кровообращения. Итог печальный, вплоть до инсульта. Людям, стремящимся укрепить слабое сердце и сосуды, лучше не предпринимать такие радикальные действия.

  • Асаны с большой нагрузкой на позвоночник (поза Лука полная, Саранчи и подобные).

Польза — гибкость позвоночника, укрепление ног. Но природой не предусмотрена чрезмерная гибкость спины. А вот смещение позвонков может навсегда оставить человека инвалидом. Для укрепления ног можно подобрать массу асан с ровной спиной.

  • Позы с опасной нагрузкой на бедра и коленные суставы (полная поза Лотоса и подобные).

Такие асаны успокаивают, растягивают мышцы бедер. А у начинающих йогинов от них зачастую смещаются мениски, разрушаются тазобедренные и коленные суставы. Альтернатива — похожая, но более простая Сукхасана.

Занятия, направленные в первую очередь на укрепление нервной системы, могут ее безвозвратно нарушить.

Последствия — неизлечимые заболевания, страшные боли и риск навсегда остаться инвалидом. А то и умереть.

Это ни в коем случае не призыв отказаться от йоги. Умеренные занятия ею пойдут только на пользу. Для начала нужно соблюсти два первых правила:

  1. Найти по-настоящему грамотного наставника.
  2. Не проявлять излишнего рвения и слушать свое тело. Оно само подскажет — полезна ли ему такая йога.

Продолжая занятия, не нужно пытаться прыгнуть выше головы. Безопасных и полезных асан, которые можно подобрать каждому нуждающемуся в помощи, гораздо больше, чем рискованных.

Эту часть мы бы хотели начать словами уже не раз цитировавшегося нами Патанджали, который сумел систематизировать и теоретически обосновать великое учение йоги. Итак, он писал: «Асана – это состояние уравновешенности и блаженства». И далее: «. асана означает то, во что мы себя облекаем». О пользе овладения искусством асан он, со свойственным ему обобщением, пишет так: «Когда достигается совершенство в асанах, йоги не подвержены ни холоду, ни зною, ни голоду, ни жажде – вот в чем суть».

Мы же подойдем более конкретно к вопросу об асанах, дав, насколько это в наших силах, понятие о технике их выполнения с описанием всех полезных воздействий их на организм, так называемых терапевтических эффектов.

Из всех приведенных и описанных ниже асан многие начинающие, возможно, будут способны сделать только две-три или четыре. Но это не столь важно. Мы снова и снова указываем, что йога – не просто система культуры тела, и так как вы не соревнуетесь ни с самим собой, ни с кем-то другим, то не следует огорчаться или падать духом из-за неспособности выполнить сразу все то, что вам бы хотелось. Конечно, запасаясь терпением, вы сможете постепенно преуспеть в гибкости, но в конце концов это не основная цель занятий йогой. Всегда помните, что ваши ежедневные занятия, определенные вами же, должны представлять сплав умственного, духовного и физического опыта. Вам необходимо научиться жить в полную меру своих возможностей, но не заходить за эту меру.

Почти все европейцы, исключая атлетов и молодых или от природы гибких людей, найдут свои суставы болезненно неподатливыми с началом занятий йогой. Более того, при определенных позах могут возникнуть болезненные ощущения и в некоторых членах. Все это вполне естественно, и, когда это случится, то разомните и аккуратно промассируйте беспокоящее вас место, а затем повторите упражнение. Если вы будете плавно, без натуги выполнять упражнения, то к концу уже первой недели почувствуете некоторую легкость в выполнении. Лучше практиковать две-три асаны утром и вечером, в течение некоторого времени, пока не почувствуете, что достигли прогресса в них, нежели сразу выполнять множество упражнений небрежно и без должного обдумывания.

Еще раз хотим напомнить, что асаны следует делать в связи с обычным ритмическим дыханием и полным сосредоточением (концентрацией). Обязательно также немного отдыхать после каждой асаны. Лучше чередовать асаны, требующие известных усилий, с совершенно спокойными: после стойки на голове, например, – Шавасану, после «плуга» – «лотос» и так далее.

Так как контроль сознания – очень важная цель, то само собой разумеется, что необходимо сосредоточиваться на том, что вы делаете. Только так ваш разум окажет максимальное влияние на каждую отдельную мышцу и сухожилие, на каждый нерв и клетку крови, и в то же время ваше дыхание будет наполнять тело праной – положительными жизненными струями, необходимыми для оздоровления организма и долгой жизни.

Всегда начинайте упражнения с глубокого расслабления. Как уже упоминалось, утро – лучшее время для занятий. Для некоторых окажется невыполнимым оправляться до занятий, так как многие люди привыкли делать это после завтрака. Не беспокойтесь по поводу последнего, просто заведите правило оправляться в одно и то же время, и постепенно ваши привычки переменятся.

Если же вы выбрали для занятий йогой вечернее время, необходимо всегда чувствовать, не переутомлены ли вы, сможете ли в достаточной мере расслабиться, но не уснуть и сосредоточиться на том, что выполняете. Помните, что без должного умственного настроя занятия превратятся в физические упражнения, в экзотическое, но не эффективное подобие гимнастики. Поэтому не стоит заниматься, если разум ваш переутомлен.

Перечисленные ниже асаны не даны в какой-то определенной последовательности, которую необходимо соблюдать, хотя в какой-то степени они прогрессируют от относительно простых к более сложным. Конечно, нет необходимости делать их все, да многие и не смогут этого просто физически или от недостатка времени. Все, что вам надо сделать, – выбрать те упражнения, которые подходят к вашим индивидуальным способностям и потребностям или которые вам просто нравятся. И всегда помните, что вы вольны изменять установленную программу, расширяя или урезая ее по вашему усмотрению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
31 мая 2017, 7:03