Йога как инструмент работы с эго | Masajista.ru

Йога как инструмент работы с эго

Влияние Эго на практику йоги

Возможно, вы слышали фразы типа: «Освободиться от Эго», «Эго причиняет страдания», «Разотождествление себя с Эго» и т.д.

Давайте попробуем понять, по какой причине нам следует освободиться от Эго, и каким образом мы можем избавиться от негативного влияния нашего Эго на практику. Рассмотрим Эго, воплощённое в различных эмоциях и переживаниях, постигающих нас во время занятий йогой.

Эго в страхе

Страх — это естественная защитная реакция организма. Страх ограждает нас от опасности, которая потенциально может нам угрожать от чего-то, что может быть опасным для целостности нашего тела и психики. Практикуя йогу, вы рано или поздно встретитесь с асанами, которые вызовут в вас это чувство. Это могут быть некоторые перевёрнутые асаны, или балансы на руках.

Но давайте поймём, по какой причине этот страх появляется. Да, вы боитесь упасть и удариться головой, свернуть или потянуть себе что-то. И это не безосновательно. Ведь это может случиться, если вы не будете делать всё постепенно и внимательно! Но, когда вы систематично практикуете йогу, разбираетесь в корректности выполнения асан, приводите в тонус тело, начинаете больше его чувствовать, старательно оттачиваете более простые и безопасные положения, ваше тело постепенно приобретает навыки и внутреннюю уверенность. А это, в свою очередь, сводит основания к страху до минимума. Но, почему-то, он всё равно остаётся.

Если в начале вашего пути в йоге Эго помогало и оберегало ваше хрупкое и неуверенное тело, то теперь его происки становятся на пути нашего развития. Вот тут-то нам и нужно заняться самоанализом, поверить своему телу и дать ему свободу, как подростку, который уже многому научился и хочет сделать что-либо без навязчивой помощи родителей. Поверьте своему телу, освободите его от оков страха, ведь страх действительно физически сковывает наше тело, и делает его менее гибким и чувствительным. Скажите своему Эго: «Стоп! Моё тело готово, оно не пострадает, ведь приобрело уже достаточно опыта». Расслабьте напряжённые мышцы, отпустите дурные мысли, сосредоточьтесь на своём дыхании и теле, вспомните о замках, соберитесь наслаждайтесь практикой!

Эго в стремлении достигнуть результата любым путём

Желание достижения чего-либо — способ выражения нашего Эго. Практика йоги периодически даёт нам вызовы, которые мы принимаем и пытаемся победить, всеми силами стремясь освоить какую-либо новую асану. Это пробуждает своего рода азарт, и мы практикуем, стремимся освоить всё новое и новое, стать на ступень выше, радуемся достижениям, и делаем всё, чтобы идти вперёд. Но, часто, эта погоня перерастает в доминирование количества над качеством. Мы забываем о важном аспекте йоге — ненасилии над собой и своим телом. Да, нужно поддерживать в себе огонь стремления к развитию. Но, в то же время, необходимо укрощать своё Эго там, где на передний план выходит чрезмерное самодовольствование и желание добиться результата любой ценой. Помните, что практика должна приносить удовольствие, а не боль и дискомфорт. Стремитесь, достигайте, но не поддавайтесь на провокации Эго и не забывайте о том, что тело у вас одно, с ним нужно считаться в первую очередь.

Эго в гордости

Стремление порождает гордость за результат. Очень приятно достичь того, над чем так долго работал. Это награда за старания и сладкий плод победы. Это даёт нам силы к постижению нового, ведь ничего не стимулирует лучше, чем успех. Но гордость также делает нас неспособными посмотреть реальности в глаза. Эго говорит нам, что мы достигли многого и пути назад нет, мы выше остальных. Но путь назад должен быть открыт всегда. Например, вы уже достаточно далеко ушли в практике — вы научились стоять на руках, делаете шпагаты и глубокие прогибы. Но, вдруг, вы замечаете, что в прогибах у вас начала болеть поясница или напрягаться шея. Возможно, вы что-то пропустили в погоне за результатом, что-то недоработали ранее. Вот тут-то и нужно остановиться наперекор своей гордости и вернуться на пару шагов обратно, какое-то время уделяя внимание более простым асанам и заново оттачивая в них комфортные и опрятные прогибы. Для нашего Эго — это постыдный шаг назад, для нашего организма — это спасение. Он скажет вам огромное спасибо, отплатит новыми возможностями тела и ваше развитие пойдёт вперёд семимильными шагами.

Эго в установленных представлениях о себе

Наше устоявшееся представление о себе является нашей самоидентификацией, так Эго выражает себя и в этой идентификации оно живёт. Очень часто случается так, что единственным камнем преткновения в развитии является именно наше представление о себе. Это могут быть фразы или мысли на подобие: «Я не гибкая (-кий)», «У меня слабые руки», «У меня тяжёлое тело», «У меня слишком длинные/короткие руки/ноги». Конечно, что-то из этого может быть правдой, но всё равно это явление временное и всё подлежит изменению. Может быть, вам нужно немного похудеть или больше практиковать. Но, зачастую, такие фразы являются нашими оковами, мы ставим на себе клеймо и огорчаемся на себя и своё тело. Как ни странно, но несмотря на то, что нам самим это не нравится, именно так мы себя подсознательно идентифицируем. И единственным способом вырваться из этих оков является разотождествление себя с заданным образом. Понятно, что это не так просто сделать, ведь вы себя так ощущаете. Ваше разотождествление не произойдёт моментально, но с каждой последующей практикой, представляя противоположное (гибкость, лёгкость, силу и т.д.) и стремясь к этому, допуская для себя то, что раньше казалось невозможным, вы будете отпускать свои клише и постепенно развиваться. Посредством йоги мы развиваем не только наше тело, но и мозг! Об этом важно помнить и верить в себя и свои силы — они действительно велики!

Основы работы с Эго

А что же в Традициях? Увы, я недостаточно знаю все Традиции чтобы говорить в общем. Однако то что мне известно попробую изложить, кратко: в Традициях Эго вообще не упоминается.

Традиции работают с Я человека, т.с. с его первичными энергиями. И когда в энергетике человека = в психике человека = в самом человеке происходят ожидаемые Традицией изменения, то вопрос с Эго вообще прекращает свое существование.

В Христианстве этот процесс реализуется через Любовь. Первая и единственная заповедь Иисуса Христа — «Возлюби ближнего как самого себя» — является высокоэффективным и исчерпывающим решением проблемы Эго.

Механистическая трактовка: Любовь — вырубает Эго и перенастраивает энергетику так что Эго рулить перестает — пока человек любит ближнего своего; уточнение: не любовь ко всем людям в общем, а любовь к каждому конкретному ближнему.

В буддизме этот процесс реализуется через медитации. Медитацией человек останавливает словомешалку, фактически останавливает ум и лишает Эго подпитки. И пока Эго неактивно — решается вопрос самообманов и других заблуждений, т.с. разрушается фундамент Эго.

Аналогичный подход используется в некоторых направлениях йоги.

В суфизме и бхакти-йоге этот процесс реализуется через молитву, ну и в христианстве частично тоже. Но если в христианстве стрежнем все таки является Любовь, то суфизм и бхакти-йога переносят акцент на Веру (насколько я понимаю в настоящий момент; уточняю: в бхакти и суфизме я не силен и могу тут ошибаться).

Итого: Традиция обращается к Я человека, и конструктивное улучшение Я приводит к тому что Эго перестает рулить, получает меньше и меньше энергии и как следствие играет все меньшую и меньшую роль в жизни человека.

Но так ли вредно Эго? Исходя из моего текущего понимания заявляю: не всегда оно вредно.

Более того, я считаю что работа с собой должна начинаться с полного приятия себя, с отказа от осуждения своих частей, а значит и отказа от осуждения своего Эго. Ведь Эго — это часть человека. Без осуждения и без восторга, без порицания и одобрения. В идеале — бесстрастно и безупречно.

Далее: ощутимые неудобства Эго может организовать на относительно поздних стадиях развития человека; а для большей части людей неудобства приносят недоработки в Эго. А это значит что Эго следует улучшить!

Не укрепить — Боже упаси — но сделать более эффективным и подогнать под текущие потребности, сделать более гибким и динамичным.

Чем, кстати, психология с успехом и занимается. И большая часть эзотерики, кстати, тоже. но лучше я поясню на примере:

Допустим человек выбрал своим путем целительство. Некоторое время поработал, включился в свой профильный эгрегор и тал выполнять свою задачу — лечить/исцелять людей. При этом у него открылось видЕние (допустим «внутреннее видение»), и с его помощью он точно и полно диагностирует больных. Да, видЕние=работа через эгрегор=работа через свою субличность=работа через Эго.

Но что в этом плохого. Еще раз: человек поставил себе цель, использует часть себя/часть своего Эго как эффективный инструмент и таким образом достигает поставленной на его текущем жизненном этапе цели. И еще при этом грамотно исцеляет других людей. С моей точки зрения если человек эффективно использует доступные ему инструменты — то он молодец и достоин уважения.

Так и в остальных областях, особенно в части работы с субличностями: люди их используют и таким образом быстрее и эффективнее решают свои задачи, так зачем же с этим бороться? Наоборот, следует повысить эффективность работы субличностей. И не переживать относительно наличия у себя Эго. «Не так старшен черт как его малюют» :

С другой стороны не стоит Эго укреплять, и в некоторых частях его очень даже полезно ослабить. А именно:

— поменьше себя ругать
— поменьше себя хвалить
— поменьше себя сравнивать с другими людьми
— свести к минимуму самообман. Говорить себе только правду, особенно когда такая правда неприятна, но без осуждения себя.

— поменьше врать другим людям, особенно в мелочах.
— уменьшать количество страхов, фобий, тревог.
— поменьше судить вообще и осуждать в частности; и себя и других людей (т.е. работать с приятием)

— поменьше себе потакать, особенно в мелочах.

Конечно, этот список можно продолжить; но пока хватит. Прошу вас обратить внимание на добавку «особенно в мелочах»: вот такие вот мелкие, даже микроскопические ослабления Эго очень эффективны если носят постоянный характер. И при этом не проходят под флагом «я борюсь с Эго!!», т.е. скорее всего не станут частью игры с самим собой. ну я надеюсь что не станут. лучше так: имеют меньше шансов стать частью игры с самим собой.

Да, эти меры не носят т.с. кардинального характера, но с другой стороны кажутся мне здравыми и с «общегражданской» точки зрения (спорным может быть только «поменьше себя хвалить», но это тоже высокополезно). И, насколько мне известно, не противоречит ни одной религии 🙂

Следующий важный момент — работа с собственным телом.

Тут даже физкультура/шейпинг очень полезны, хотя именно с т.з. работы с Эго конечно намного полезнее хатха-йога или тайцзицюань/ци-гун. Думаю что где-то посерединке между ними (по полезности) находятся практики телесно-орентированной терапии (есть такое направление в психологии). Причем регулярные занятия хотя бы 3 раза в неделю хотя бы пару лет. Это, кстати, и для здоровья очень полезно. Причем занятия без всякой теории; и даже больше — с сознательным отказом от изучения теории (йоги и/или тайцзицюань/цигун).

Почему — объясню на примере йоги: увы, как только новичок начинает зачитыватья книгами по йоге — он моментально вооружает свое Эго как новыми знаниями так и способами фальсификации ожидаемых ощущений/изменений. и тогда йога становится частью игры Эго, со всеми вытекающими последствиями.

Специально для тех людей, которые не считают работу с телом необходимой: сочувствую, вы себя грабите. Но почему — объяснять не буду 🙂 Также и не буду объяснять почему работа с телом ослабляет Эго, оставляю это вам для размышлений 🙂

Вернемся опять к Эго и к его улучшению. Работайте с субличностями. Работайте с визулизацией и аррифмациями. Работайте эгрегорами.

Главное — работайте максимально осознанно. Осознанность — это ключ ко всему, ну или по крайней мере один из ключей.

Работайте со своими привычками, с эмоциями, мыслями; т.е. областями где вам трудно определить Эго это или нет.

Это же ваша жизнь — так сделайте ее лучше!
И не бойтесь ненароком укрепить Эго: чем меньше в вас будет конфликтов и противоречий, страха и страданий — тем будет лучше вашему Я, и тем меньшим будет фундамент для вашего Эго.

И при этом вы — именно Вы! — нарабатываете такой важный навык как самосовершенствование; и улучшение Эго смело можете рассматривать как тренировку перед улучшением вашего Я.

Здоровье и йога

Практикуя йогу, садхака сталкивается с рядом препятствий или ступеней, поднимаясь по которым, он или эволюционирует, либо находится в стагнации или же, что еще грустнее, накапливает карму . Известно, что в процессе практики йоги у человека есть возможность, только выполняя асаны на коврике развязывать свои кармические узелки, а как же выходит так, что он завязывает новые плюс к уже имеющимся?

Вот на эти и другие вопросы попробую ответить в этой статье. Давайте по порядку: почему статья называется йога и эго

Эго — это часть структуры личности человека, которую он осознает, как свое Я, которая отвечает за его самовыражение в социальной, интимной жизни и жизни духовной (но на начальном этапе духовного становления). Эго – это проводник между внутренним и внешним содержанием мира, в нас и в не нас.

Йога и человеческий эгоизм

Эго начинает формироваться у человека в возрасте 3-х лет, а потом, по мере взросления, крепнет и становится сильным или слабым эго и, к сожалению, становится довольно ригидным. Эго — это определенная константа в жизни, своего рода призма личности, через которую человек ощущает себя и окружающее пространство. Оно отвечает за достижения человека, за то какие оценки он выносит себе и своему окружению. Часто, эго называют ложной частью личности человека.

Происходит это из-за того, что система не может познать сама себя изнутри, а эго это некая внутренняя организация психики, которую невозможно потрогать или увидеть или даже услышать, а значит и познать полностью невозможно. Говоря по- другому, это если бы кого-нибудь попросили описать себя, но при этом он ни разу не видел себя. Как бы он это сделал?

Вот так происходит и с человеком, который практикует йогу . Он знает, или, думает, что знает себя, прилагает усилия, входя в различные асаны, ежась на коврике, говорит о себе: « Я занимаюсь йогой, я йог и т.д. …» А что и ради чего, зачем он это делает? И тут на помощь приходит эго. Садхака отвечает себе на вопрос и, конечно, ответов много….. А что отвечаете себе вы? Особенно тогда, когда тяжело или не комфортно в какой-либо асане, куда вы смотрите в этот момент, что слышите, что чувствуете?

Вот в этот момент ответ дает ВАШЕ эго: оно либо стимулирует, либо говорит, — «А вон, посмотри, и у других тоже не получается», а может так: «Мне так тяжело, это не для меня, мне еще рано, делать такие сложные асаны»… Или же другой вариант: «Вот онона делает, чем я хуже? И я так могу»…

И снова, все не так однозначно, как хотелось бы. Если нет честолюбия в процессе практики асан, скорее всего, нет и реальных результатов. Честолюбие и эго взаимосвязаны и каждый выбирает сам путь, по какому идти.

Древние писания в один тон утверждают, что нужно:

— Не быть привязанным к эго
— Не цепляться за жизнь
— Быть свободным от своих желаний
— Трудиться, не привязываясь к плодам своего труда

Это своего рода отражение закона парадокса или единства противоположностей — выбирайте сами, кому какая парадигма ближе. Все положения истинны только в какой-то мере, всякое доказательство имеет несколько сторон, любая истина частично справедлива только наполовину, проследите ее, и вы обязательно столкнетесь с ее другой стороной. Всякое понятие «существует» и «не существует» одновременно, и поэтому всякое полностью истинное утверждение обязательно должно быть парадоксально.

Все это происходит из-за того что наше эго позволяет видеть нам только одну сторону медали в данный момент. Если допустить, что мы можем разотождествиться со своим телом, эго, то мы, находясь везде и нигде одновременно, смогли бы увидеть все грани того или иного явления. Это было бы похоже на то, как увидеть все точки шара одномоментно, находящиеся как внутри так и снаружи его. Вот в этом и заключается истинное понимание, как наше эго помогает нам расти в практике йоги и как оно одновременно с этим является мощнейшей преградой на пути нашего духовного взросления.

Погружаясь в практику йоги, развивайте осознанность, раскрывайте механизмы работы Вашего эго и ищите путь к своему истинному Я!

Рекомендуем к просмотру

Эгоизм, эго и практика йоги

Эгоистичная и неэгоистичная практика йоги

С самого начала духовная практика эгоистична.
У нас нет другого инструмента осознания, как только наше индивидуальное сознание.

Мы ложно полагаем его центром, как некую заданность существующую саму по себе вне мира, вне мироздания, вне вселенной.

Будучи таким образом в ложном представлении своей отделенности — мы стремимся дать этому центру некую мифическую свободу, счастье, радость.

При этом мы связываем это с внешними объектами чувств, восприятия, мыслеформами, мечтами, отпечатками в подсознании.

И каждый из нас имеет миллиарды ложных привычек и отождествлений, которые мы стремимся реализовать. Но будучи отделенными от всего — как мы можем реализовать полноту?

Нужно осознать, что корень истинного, подлинного состояния счастья, свободы, радости — присутствует в полноте, когда мы сливаем объект, субъект и процесс переживания — именно в этот момент мы переживаем всю полноту сущности бытия и этот момент не связан с нами, он связан со всем Бытием.

Но мы не ухватываем парадокс этого переживания.

Как только включается ум — он начинает анализировать само переживания и приписывать его ложному индивидуальному я.

Однако вспомните в момент переживания присутствовала ли отделенность.
Вы не можете этого сказать.

Вы можете отметить только само переживание.

Духовная практика это отделение моментов переживания от умственных связываний их с внешними объектами и индивидуальным я и когда это возможно?

Когда мы начинаем отделять себя от индивидуального я, когда мы все приписываем, передаем, перепоручаем своему Высшему Я присутствующему как акт Бытия во всем, в любом явлении, в любом переживании, в любой форме, в любом проявлении реальности.
А это отказ от эго.

Отказ это не ограниченность в чем-то, это не отказ от чего-то в подлинном смысле, это уход от ложного неправильного восприятия Бытия

«Гордость, собственничество, чувство того,ч то счастье принадлежит «мне», чувство того, что страдание принадлежит «мне», чувство того, что это — «мое» -таково пятикачественное эго.» Махасиддха-Горакшанатх,Сидха-сиддханта-паддхати,ч.1.(гл. 2 шл. -47)

Эго (ахамкара) выражена в следующих проявлениях:

Абхимана -(гордость) — «чувство собственной важности», высокомерие.

Мадия (собственничество) — чувство «мое», или осознание чувств, ума и интеллектуальных функций как собственных.

Мама-сукха — чувство, что счастье принадлежит именно «мне».

Мама-дукха — ощущение того, что горе, страдание является именно «моим».

Мама-идам — чувство «это мое», то есть отождествление с обладанием и монополией на любое переживание, вещь.

Если практика усиливает эти чувства, она является эгоистичной. Практика без самаи, Веры, духа преданности, любви, самоотдачи неизбежно вырождается и становится эгоистичной.

Абхимана. Иногда это появляется как гордыня, Ишваризм. Когда садхак немного попрактиковав, начинает очень много мнить о себе, спорить на каждом шагу с другими, чтобы самоутвердиться, отказывается принимать духовные авторитеты, ведет себя заносчиво, надменно, борется за влияние на других, пытается поучать, когда его даже не просят об этом. Если гордыня не распознается как пустая энергия. Это — эгоистичная практика.

Мадия. Иногда это проявляется, когда йог «подсаживается» на ум, логику, интеллектуальную ясность и она ему затмевает истинную мудрость вне ума. Не распознается пустая игривая суть концепций, понятий и ума в целом.

Мама-сукха. Иногда это проявляется как незрелая захваченность духовным «кайфом» в садхане.
Не распознается пустое пространство сознания Бхагавана сахаджьи. Блаженство не отдается ему, а жадно удерживается у себя. Это — эгоистичная практика.

Мама-дукха. Если у человека мало заслуг и есть немало дурной кармы в этой жизни, он обязательно будет страдать, болеть, испытывать депрессии, дисгармонию. И если он, испытывая это, впадает в уныние, безверие, поддается этому, то это проявление эгоизма в форме «мама-дукха». Не распознается пустотная светоносность страдания, не распознается даршан, шактипатха ишта-дэваты и Бога. Это — эгоистичная практика.

Мама-идам. Иногда человек, даже практикуя, привязывается к супругу, мечтая о неземной любви, или имуществу, или служению, или своим мыслям и узким представлениям о жизни,или оценкам других, или, получив опыт, пытается увековечить его, приписывая его себе лично, а не Богу или ишта-дэвате, то есть он творит кумира себе из чего либо. Это — эгоистичная практика.

Когда целью практики становится нечто, рожденное от собственных иллюзорных установок: получение «духовных приключений», обретение сиддхи, магического могущества, достижение высокого статуса в обществе, желание самовыражения и т.д. Это эгоистичная практика.

Эта заповедь дважды упоминается в Бхагавад-гите, каноническом ведическом источнике, который уважается всеми,к то следует по пути Вечного закона — Санатана-дхармы.(глава 5,шл.25,гл. 12. шл.4.)
Это прямое наставление священного писания по поведению для каждого садху.
Она звучит так: «сарва-бхута-хите-ратах» — что значит: «действуя во благо всех живых существ», «на благо всех живых существ.»

Подобная установка с самого начала воспитывает в йогине, в садху, понимание верного (дхармичного) действия и это действие всегда должно нести благо всем существам.

Адвайта, есть единство всех живых существ в Абсолюте, в божественном и садху, идущий по пути Адвайты, должен понять, что благо не может быть отдельным, личным, индивидуальным. Благо — всеобщееи единое.
Эту формулировку также часто используют буддисты, что также говорит об их правильном настрое на неэгоистичную практику.

Йога универсальный инструмент для души и тела

Душа содержит внутри себя все потенциальные возможности, и по мере того как человек развивается, он открывает новые энергии и новые качества в своей жизни.

Человек может появиться и функционировать на нескольких планах в соответствии с его эволюцией. Большинство людей этого века могут проявиться только на низших планах. Высокие планы используются только некоторыми продвинутыми людьми, хотя каждый человек, как бы он ни был слабо развит, потенциально обладает всеми высшими первоосновами.

Несмотря на то, что физическое тело является наинизшим и грубейшим проявлением человека, оно составляет основу для роста на настоящей стадии развития. Тело — это храм живущей в нем души . И для того чтобы сделать его совершенным инструментом, нужно хорошо научиться управлять им.

Если посмотрите кругом, то увидите, что физические тела различных людей развиты в разной степени. Некоторые сильные, другие слабые, некоторые худые, другие толстые. Долг каждого развитого человека тренировать свое тело до высочайшей степени совершенства, так чтобы оно могло быть использовано для занятий с целью духовного продвижения. Одним из наиболее важных аспектов изучения в философии йоги является вопрос, как подчинить тело интеллектуальному контролю ума. Мудрец Патанджали в своих » Афоризмах йоги » определяет йогу как сочетание модификаций принципов мышления, достигаемых различными методами или способами, такими, как контролирование дыхания и статичные позы, каждый из которых тесно связан с разумом.

Эта связь подтверждается нашим ежедневным опытом. Когда человек погружается в глубокое раздумье, дыхание замедляется. Временная остановка ментальной активности усиливается пропорционально замедлению дыхания, в случае удушья ментальная активность прекращается до момента восстановления дыхания. Полное исчезновение рассудка происходит при смерти тела. Эти рассуждения доказывают, что ум, жизненно важное дыхание и тело связаны непосредственно. Ум и тело есть инструменты, с помощью которых мы получаем весь жизненный опыт.

Существуют различные виды йоговской практики, при которых Бог постигается различными путями. Но психические изменения и жизненно важное дыхание всегда берутся под контроль. Предпосылками йоги являются мораль, установка на духовность и регулярная практика йоговских упражнений. Одна из форм йоги — хатха йога уделяет первостепенное внимание физическому телу, которое является средством существования и активности души. Чистота ума невозможна без чистоты тела, в котором он функционирует и через которое он подвергается воздействиям. Итак, в философии йоги отдается предпочтение мобилизации тела и контролю жизненной энергии.

    Мы можем разделить йогу следующим образом:
  • Очищение тела снаружи и изнутри.
  • Практика поз.
  • Практика мудр и бандх, которые подобны позам и создают определенный вид электрического тока, или силу, называемую кундалини.
  • Контроль жизненно важного дыхания через йоговское дыхание.
  • Успокаивание ума и его модификаций, отключая чувственное восприятие.
  • Развитие психического контроля или концентрации.
  • Медитация на различные нервные центры, которые делают ум стабильным, подобно пламени свечи в закрытом помещении.
  • Последняя стадия — суперсознание, когда маленькое эго «я» соединяется с супер Я или Богом.

Первые три процесса предназначены для тренировки грубого физического тела. Следующие три этапа: дыхание, приведение ума в спокойное состояние и концентрация предназначены для усиления и контроля второго вместилища души — астрального тела. Медитация — седьмой процесс — используется для преодоления границ как физического, так и астрального тела. Здесь душа работает в каузальном теле, тончайшем из всех вместилищ души.

В этом теле душа может выражаться ясно и знать свою силу и потенциальную возможность, потому что здесь ум и «эго» функционируют только в ограниченной степени. В конечной стадии души ничего не связывает. Здесь душа как чистое сознание имеет полное выражение, т. к. она уже преодолела все ограничения и барьеры своих вместилищ, своих тела и ума. В эхом состоянии душа или дух вместо души объединяется с Богом или вселенским духом.

Душа или дух является неделимым целым. Ум и тело, являясь активной энергией души, которая происходит из души и приносит индивидуальное сознание, являются частями целого. Таким образом, сознание или душа, становясь неизменной в одном аспекте, изменяется в другом аспекте в активную энергию, проявляясь как ум и тело. В конечной стадии душа снова осознает ее действительную природу через отрицание скрытой первоосновы — тела — ума.

Полюбить себя. Как техники йоги,интегрированные в процесс психотерапии,помогают работать с самооценкой.

Все чаще ко мне обращаются клиенты с такими запросами, как неуверенность в себе, неудовлетворенность своей внешностью, проблемы в отношениях с противоположным полом, сексуальной сфере.

Начиная глубже исследовать проблему, как правило, мы сталкиваемся с таким явлением как нелюбовь к себе, непринятием своего тела, низкой самооценкой, которые своими корнями уходят глубоко в детство.

Ребенок учится любви у своих родителей. Эмоциональная вовлеченность в потребности ребенка, нежные отношения родителей друг к другу, поддержка всех членов семьи – безопасная среда в которой у ребенка формируется адекватная самооценка.

Наоборот, упреки, критика поведения или внешности ребенка, супруга, других людей в присутствии ребенка, постоянные замечания, чтение моралей, наказания, ТЫчки и подзатыльники – небезопасная среда, в которой ребенку будет трудно сформировать адекватное представление о себе.

Ребенок вырастает, но он по-прежнему не чувствует себя в безопасности, вечно недовольный родитель продолжает шептать внутри все те же: ты не достаточно хороша, ты не стараешься, посмотри на себя, как ты выглядишь и так далее. Как итог: постоянные сомнения, неудовлетворенность собой, своей внешностью, деятельностью, отношениями.

Работая с подобными запросами в психотерапии, важно объяснить клиенту, что любить, принимать себя можно научиться в любом возрасте. Для этого ему придется стать самому для себя и заботливым, любящим родителем, и в то же время ребенком, который будет учиться эту любовь принимать.

Однако клиенту нужно понимать и быть готовым к тому, что на это могут уйти годы.

В своей работе с подобными запросами я заметила, что эффективнее всего в данном случае работают методы телесно-ориентированной терапии. «Образ тела» определяется как та мера, на сколько физическая концепция о себе играет роль в самооценке человека. Считается, что «образ тела» основной параметр самоуважения. Если вам нравится ваше физическое «я» у вас будет сильное чувство собственной ценности.

Человек учится любви к себе через то, что он уже имеет прямо сейчас – свое тело, и как не странно это сейчас прозвучит, в этом ему эффективно помогает практика йоги.

Много лет изучая философию и практику йоги, я пришла к выводу, что если отбросить мистический аспект, йога дает очень сильные психотерапевтические инструменты:

  • Знакомство с собой. Практика йоги начинается с упражнений в которых мы учимся отслеживать сигналы тела, ощущения и чувства. Как правило в обычной жизни мы игнорируем эти сигналы, до тех пор, пока не начинается физическая боль или недомогание. Затем, мы стараемся удерживать внимание на ощущениях в теле в течении всей практики, отвечая себе на вопросы: что происходит сейчас с моим телом? Что я чувствую? На этом этапе мы учимся видеть свое тело таким какое оно есть на самом деле, учимся безоценочно принимать его особенности.
  • Примирение со своим телом. Легко быть довольным своим телом, когда оно становится сильнее и стройнее. Но йога учит нас принимать наши сильные и слабые стороны – и для многих это является самым сложным. Исследуя возможности своего тела, мы неизбежно приходим к выводу, что у нас многое не получается и йога учит тому, что важно не то, достаете ли вы пальцами до пола в наклоне, а то как вы воспринимаете себя в этот момент, осознанию того что вы МОЖЕТЕ в данный момент и чего вы НЕ МОЖЕТЕ в данный момент. По мере того, как мы учимся приниматься свои ограничения на коврике, мы приходим к пониманию того, что можем так же принимать «ограничения» нашей внешности. Процесс установления здоровых отношений со своим телом это умение принимать себя не только здоровыми, молодыми и красивыми, но также и умение принимать те изменения, которые происходят с возрастом, беременностью и после, когда мы заболеваем или получаем травму.
  • Осознание своих потребностей. На йога классе есть только вы и пространство вокруг вашего коврика. Только вы управляете своей практикой и понимаете, что лучше сейчас для вас. Йога учит замечать и уважать свои индивидуальные потребности даже если для этого приходится ставить под сомнение авторитет и инструкции учителя.
  • В гармонии с собой. Здоровое тело — это дар. Но здоровое не значит «совершенное». Оставив поглощённость своей внешностью даже на миг, мы можем полностью ощутить удовлетворенность своим телом.

Моя практика показывает, что интеграция методов йоги в процесс психотерапии создает мощный инструмент для работы с клиентами в достижении качественных изменений в связи с запросом о неприятии своего образа «я».

Рассказывает клиентка: «Фраза в конце занятия «Благодарим себя и свое тело за работу» стала для меня настоящим открытием, ранее я даже не задумывалась о том, что можно благодарить себя же за работу».

Таким образом, клиент получает инструменты на которые всегда может опереться самостоятельно, что положительно сказывается на дальнейшей, более глубокой и эффективной работе в решении внутренних конфликтов относительно образа «я».

Кундалини йога: путь эго и путь духа

История развития Кундалини-йоги демонстрирует ее трансформацию из зам­кнутой на себя духовной традиции сикхов в открытую, доступную западному человеку с его специфическим менталитетом систему саморазвития, в чем, не­сомненно, знаменательная роль принадлежит Йоги Бхаджану — популяризатору Кундали­ни-йоги и Белой тантры на Западе.

Вступление на путь Кундалини-йоги требует принятия определенной антропологии, освоения важнейших ее понятий. Антропология кундалини-йоги базируется на энергети­ческих представлениях о человеке, энергийных особенностях каждого пола, взаимоотно­шений между людьми, подразумевающих возможность самосовершенствования вплоть до раскрытия духовной природы человека.

Кундалини йога — это йога для тех, кто остаётся в мире. Она построена так, чтобы чело­век обретал состояние гармонии внутреннего и внешнего мира. Это утончённая, точная и совершенная технология, воздействие которой легко пережить на опыте; когда открывает­ся источник энергии, человек испытывает огромное воодушевление, желание жить и да­рить радость другим.

Современная трансперсональная психология как всеобъемлющая модель развития со­знания, связывающей психологические и духовные дисциплины, оказывается важным средством в теоретическом исследовании Кундалини-йоги. Кундалини-йога как духовная традиция и практика представляет собой один из важных источников для развития транс­персональной психологии, с одной стороны. С другой стороны, многое в традиции Кунда­лини-йоги становится доступным современному человеку благодаря трансперсональной психологии; практику Кундалини-йоги можно рассматривать как одну из интенсивных интегративных психотехнологий (ИИТП).

Став общедоступной духовной традицией для современного человека, живущего в мире и не выходящего из него при вступлении на этот путь, Кундалини-йога приобретает вид интенсивной интегративной психотехнологии. При этом характерные черты ее (основные понятия и антропология) сохраняются, но утрачивают свою уникальность и самодовлеющий характер, вписываясь в холистическую парадигму современной интегра­тивной психологии наряду с другими традициями и практиками.

Йога обладает всеми характерными чертами ИИТП; по сути, йога является одной из ее форм. Специфичными является внешние историко-культурные особенности. Все исто­рико-культурные составляющие йоги могут быть адаптированы для современного челове­ка.

Представление о развитии духовности и ее развитии в Кундалини-йоге вернее всего по­падает в то определение интегральной психологии, в котором духовность представляет со­бой отдельную линию развития. В этом случае для духовного развития должно быть ха­рактерно определенное поэтапное развертывание, что не исключает отступлений назад, спиралей, временных скачков вперед или пиковых переживаний любого из главных состоя­ний, не исключает также и наличия отдельных линий развития, присутствия в пара­дигме кундалини-йоге и четырех других представлений о духовности. Таким образом, па­радигма кундалини-йоги и парадигма интегративной психологии являются, по меньшей мере, пересекающимися, а по большей мере — идентичными друг другу.

Важен вопрос о том, утрачивается или сохраняется эго на более высоких уровнях раз­вития. Большинство представителей трансперсональной психологии называют высшие уровни «находящимися за пределами эго» или «надэгоическими», что, по-видимому, подразумевает утрату эго. Если под «эго» подразумевается исключительное отождествле­ние с личным «Я», то эта исключительность по большей части утрачивается или прекра­щается при дальнейшем развитии — такое «эго» в значительной мере уничтожается (и бо­лее высокие стадии правильно именуются надэгоическими). Но если под эго имеется в виду функциональная самость, которая вступает в отношения с обычным миром, тогда та­кое эго определенно сохраняется (и нередко усиливается).

Общее психологическое развитие — развитие самости или эго — не обязательно должно завершиться, прежде чем может начаться какое-либо духовное развитие.

Пять стадий на пути к мудрости в учении кундалини-йоги описывают стадии развития ду­ховности в со­отнесении с преобразованием эго. Мы видим, что стадии развития мудрости являются од­новременно стадиями развития духовности и стадиями развития самости. «Смерть эго», по­нимаемого как состояние омрачения вследствие эгоцентризма, происходит на критиче­ской третьей стадии развития; но эго, понимаемое как самость, продолжает свое развитие вместе с духом вплоть до стадии мастера.

Две школы ­- медитации кундалини-йоги и интегративная психология — постепенно приходят к одинаковым позициям. Хотя стоит заметить, что многие учителя кундалини-йоги не считают возможным дополнять свой метод другими современными техниками интегральной и трансперсональной психологии. Ими утверждается, что йога изначально включает в себя все необходимые практики для самосовершенствования. Что вполне соотносится со словами Кена Уилбера о том, что духовная традиция является лучшей психотехнологией, так как она выверена в течение веков своего становления.

Йога является путем развития эго и познания себя в духе. Йога развивает эго через по­знание телесности и души, дает возможность получать дополнительные телесные и психо­логические ресурсы. Практика кундалини-йоги является психотехнологией, в ходе которой происходит исследование и трансформация тела и эго; результатом являются состояний целостности — холотропные состояния сознания. Таким образом, в процессе совершенствования эго происходит совершенствование духа. Путь эго и путь духа в кундалини-йоге — неразделимы.

Консультация для родителей и воспитателей «Йога как инструмент гармоничного развития ребенка»

Анна Горячкова
Консультация для родителей и воспитателей «Йога как инструмент гармоничного развития ребенка»

С каждым годом все острее встает вопрос поиска универсального инструмента для гармоничного развития и воспитания ребенка. Современный мир с его постоянным стрессом негативно влияет на формирование детского организма. В результате появляются проблемы физического и умственного развития, позитивной социализации, адинамии и так далее.

Что такое “гармоничное развитие”?

Большинство ученых, педагогов, психологов сходятся к тому, что основа гармоничного развития — это психическое и физическое здоровье. Показателем их наличия можно считать равномерное развитие ребенка в различных областях. Одним из эффективных способов помогающих этого добиться является йога. Подтверждением этого может служить опыт зарубежных и отечественных преподавателей йоги, который показал, что данный вид занятий, при грамотном подходе, способен раскрыть возможности ребенка в разных видах деятельности.

Йога — это уникальная система, которая сочетает в себе физические, психологические практики, методики правильного дыхания и самосовершенствования. Она направляет даже самых маленьких к познанию окружающего мира, себя и возможностей своего организма.

Выполняя специальные физические упражнения — асаны и суставную гимнастику, ребенок начинает осознанно относится к своему телу и изменениям, которые происходят в нем. Регулярные занятия приводят к развитию гибкости, корректировке и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной системы, улучшению мозговой деятельности, мелкой и крупной моторики рук.

Йога учит ребенка правильному дыханию. В ходе дыхания кровь, лимфа очищаются от углекислого газаи продуктов распада и активно насыщается кислородом. У большинства детей, как правило, поверхностное дыхание, которое не позволяет клеткам в полной мере получать питательные вещества. Дыхательные упражнения (пранаямы) помогают скорректировать этот процесс и сделать его более глубоким.

Йога — это важная практика в становлении личности ребенка. Она делает его более внимательным к себе и окружающим, развивает концентрацию, чувство эмпатии и уверенности, помогает стать менее критичным к себе и окружающим людям, улучшаются навыки общения, сформируется ценностно-смысловое понимание мира, происходит становление эстетического, обогащается словарный запас, раскрывается творческий потенциал и улучшаются способности к обучению.

Все практики даются в игровой форме и по мере взросления усложняются. Преподаватель может включать в занятие живопись, пропевание звуков, работу с цветом, терапевтические сказки, которые помогут ребенку снять напряжение и почувствовать внутреннее равновесие.

Детскую йогу можно вводить в качестве дополнительных занятий в образовательных учреждениях, а также рекомендовать родителям для самостоятельной практики, предварительно проконсультировавшись со специалистом в этой сфере.

Самое главное помнить, что цель детской йоги не выполнение упражнений на “отлично”, а создание доверительной, плодотворной, не конкурентной атмосферы, где дети будут чувствовать себя свободно, радостно и смогут расслабиться.

Консультация для воспитателей на тему «Двигательная активность дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию-консультацию для воспитателей и физкультурных работников, на тему «Двигательная.

Значение сенсорного воспитания Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно -Является основой для интеллектуального развития; -Упорядочивает хаотичные представления.

Лекция Йоги Бхаджана: Эго, Гуру и Путь

Цель жизни заключается не в поисках Бога. Мне все равно, побьете вы меня сейчас или нет, но вы никогда не убедите меня в том, что мы здесь для этого. Это – величайшая ложь, в которую люди в наше время верят. Почему вы хотите обрести Бога? Бог уже нашел вас. Вы здесь, на Земле, по одной единственной причине — по Его воле. Меня просто поражает, во что вы позволяете себе верить. Даже если бы вы могли найти Бога, что бы вы с ним стали делать? Он ведь не кокосовый орех, который можно съесть…

Бог — это не что иное, как ваше собственное внутреннее сознание. И вот теперь я могу согласиться с вами в том, что вы не всегда можете ощущать Бога. Это происходит из-за того, что вы думаете, что вы отделены от Бога. Мы называем это Майя. Майя — это иллюзия отделенности; это – зыбучие пески жизни.

Всегда, когда вы забываете, что у вас есть способность быть Богом, вы становитесь отделенным от Бога. И это очень печально и очень болезненно. Вы теряете связь со своим Наставником, и вас засасывает в зыбучие пески. Без направления не может быть самоопределения. Без самоопределения не может быть никаких достижений. Без достижений не может быть знания. Без знания не может быть осознания. Без осознания не может быть сияния. А без сияния вы будете как животные. Животное просыпается, кушает, совокупляется, воспитывает потомство и делает все тоже самое, что и вы. Но животное не способно мыслить, чтобы осознавать себя. В этом и состоит разница между животным и человеческим существом (human being). «Hu» – означает свет, «man» – означает ум. Человеческое существо — это существо светлого разума, ума, также как и тела. Но для того, чтобы ощутить себя людьми, вы должны тренировать свой ум методами Кундалини йоги для того, чтобы получить опыт Бесконечности.

Жизнь задает вам вопрос, на который должен быть найден ответ. Жизнь говорит Эго: «Ты пришло со мной в эту жизнь, но ты не можешь идти со мною в смерть. Я должна использовать тебя, чтобы ты провело меня, но я не смогу взять тебя с собой, когда я уйду». Это тайна Эго, с которой мы сталкиваемся. Жизнь принадлежит к запредельным сферам; Эго дается вам просто как попутчик, чтобы вы могли выйти за пределы, преодолели ограничения, и Эго само по себе не способно это сделать. Также Эго не может указать вам Путь, потому что Эго не знает, куда вы двигаетесь. Эго не знает, что вы принадлежите эфиру, тонким сферам, потому что Эго не дитя эфира. Оно является порождением Земли. Эго — друг и попутчик, которого нужно взять в путешествие, но он не водитель автомобиля. Хотя это вовсе не означает, что попутчик на заднем сидении не попытается начать управлять автомобилем.

Вы должны контролировать этого товарища, и в итоге жить согласно своему предназначению. Без этого жизнь не имеет смысла, в ней нет радости, и не может быть никаких достижений. Если вы посвятите себя только Земле, вы не сможете наслаждаться жизнью, потому что ваша жизнь должна выходить за Земные пределы. Вы можете достичь огромного успеха, но все достижения относятся только к этому миру. Лишь духовные достижения позволят вам познать свою Бесконечность. Чем лучше вы узнаете свою Душу, тем полнее вы сможете слиться с Бесконечностью, из которой вы пришли. Вот почему у вас есть Гуру: чтобы вы могли узнать и изучить свою Душу. Это – Наставник, который помогает вам исполнить свое предназначение, став великим.

Вам нужен Гуру не для того, чтобы управлять вами, а чтобы направлять вас. Вам нужен этот Наставник, чтобы ценить, вдохновлять и поправлять вас, когда вы ошибетесь. Гуру похож на компас: он укажет вам, где находится Северный полюс и ваше местоположение по отношению к нему, но он не отведет вас туда. Он установит отношения между вами и вашим бесконечным сознанием, чтобы у вас в жизни был путеводитель. Гуру — это как насос, который накачивает воздух в шину, чтобы ее можно было использовать. Как только эта работа выполнена, насос не бежит за шиной по дороге. Но если эта шина сдуется, насос снова можно использовать, чтобы колесо могло ехать дальше. Гуру — это как заправочная станция, которая наполняет вас духовностью.

Гуру должен развеять ваши сомнения и тьму. Он должен возродить вашу духовность и перенаправить вас к вашей истинной цели. Он должен напомнить вам, что на самом деле является реальностью. И показать вам дорогу к этой реальности. Это работа Гуру – того, кто способен при любых обстоятельствах декламировать бесконечную Истину. Гуру вскрывает вас и испытывает, соотнося ваше Эго с Бесконечностью внутри вас. И вас это будет бесить, вы будете сходить с ума, но это будет удерживать вас на пути к Истине.

Если Бог дарит что-то этой Земле, Он хочет получить обратно тоже самое. Это – Его природа. И приближенные к Богу – это те, которые могут понять, кто ты есть, и напомнить тебе об этом, если ты об этом забудешь.

Этот мир создан для того, чтобы мы получали удовольствие, живя в нем. Но наше Эго не позволяет нам наслаждаться нашим пребыванием на Земле. Бесконечная Самость дается нам как подарок, но мы не верим ей. В тот момент, когда вы осознаете свою Душу, вы достигните просветления. Когда вы познаете Самость, вы уже точно будете знать, что вам делать и куда идти. В противном случае вы застрянете здесь надолго. Освобождение – это не вознесение на Небеса. Нет такого королевства, куда нужно во что бы то ни стало попасть. Царство Небесное находится прямо там, где вы сейчас есть.

Гуру — это Наставник, который может вывести вас из тьмы к свету. Гуру — это океан, погружаясь в который, вы выходите из него умытым и чистым. Гуру — это секретная комната внутри вас, где вы можете познать свои величайшие секреты и узреете свет Истины. Те, кто отвечают этим требованиям, истинно благословлены на служение человечеству и на сопровождение нас через времена и эпохи.

Перевод с английского Стефанович Е.&М.

S > открыть боковую панель

Свежие записи

Поиск по сайту

Состояние Потока и внутренняя работа в йоге.

ОПУБЛИКОВАНО alexander в 18.08.2016

Йога — это ощущения.

Йога — это не о впечатляющих позах. Йога — это, прежде всего, наблюдение за ощущениями.

В красиво выполненной асане — йогической форме — нет ничего плохого или хорошего. Как и любой инструмент, он нейтрален. Лишь определенная внутренняя работа — регистрация и наблюдение за ощущениями в асане — превращает гимнастическую форму в йога-асану.

И тогда мы говорим: наполненная асана.

Асана и Поток

Асана характеризуется наполненностью, если сознание человека в момент ее выполнения пребывает в состоянии Потока.

И наоборот. Состояние сознания, в котором пребывает человек, практикующий гимнастическую форму, определяет глубину практики:

  • асана как физическое упражнение;
  • асана как энергетическая практика;
  • «наполненная» асана в потоковом состоянии сознания.

Условия Потока.

Состояние Потока характеризуется соединением

  • энергетической мощи телесной структуры,
  • уравновешенности и активной расслабленности тела и ума,
  • собранности ума.

Энергетическая сила — это аспект праны или телесной энергии. Он сводится к метаболическим процессам, то есть преобразованию телесной энергии в теле.

Уравновешенность и активная расслабленность возникают как следствие балансировки и оптимизации нервной системы во время пиковой ситуации, которой является асана.

Собранность или концентрация — это аспект дхараны или силы концентрации. Это развитие силы самадхи / samadhi.

Все три составляющие берут источник в искусстве управления дыханием в разных аспектах: от тонкого, ментального, до грубого, физиологического.

Королем дыхания является однонаправленный ум.

Энергия и Поток.

Асана, выполняемая в состоянии Потока, всегда сопровождается мощной или уравновешенной энергией, которую осознанно или неосознанно воспринимает человек с развитой чувствительностью.

Энергетическая мощь йогической формы (асаны) — в сути своей представляет оптимизированные физиологические процессы и сбалансированную нервную систему человека.

Одной энергетической мощи во время практики асаны недостаточно для запуска состояния Потока.

Однонаправленность ума и Поток.

Для запуска состояния Потока, внешне проявляемого в «наполненной асане», необходима собранность и внимательность (ума) к ощущениям в теле.

Удерживаемая длительное время сосредоточенность на ощущениях в асане развивает силу самадхи и запускает состояние Потока в асане.

Внутрення работа — наблюдение ощущений.

Активная регистрация в сознании всего спектра ощущений, возникающих во время практики йогической формы, развивает однонаправленность ума — качество samadhi.

Работа с ощущениями в асане — это условие возникновения состояния Потока.

Негибкий человек, выполняющий асану «не идеально» с точки зрения гимнастики, может достигать состояния потока, при том что гимнаст, раскрытый во всех направлениях, может иметь «пустую» асану.

Йога — это всегда о внимательности к возникающим внутри тела ощущениям.

Напряжение и расслабление, вытяжение и сжатие мышц, кожи и тканей, приятные ощущения, нейтральные и неприятные — отслеживание этого без отвлечения и есть внутренняя работа в асане.

Обучение внутренней работе в йоге.

Когда говорится об обучении хатха йоге, проходя через этапы возвращения потерянных телесных функций и обучения управлению телом и нервной системой, мы ненавязчиво переходим к сути йоги — к работе с ощущениями.

Йога как оптимизация человеческого ресурса.

Йога представляет собой оптимизацию человеческого потенциала — его физиологической компоненты и ментальной.

Физиологическая или телесная компонента в своем развитии и оптимизации проходит через этапы:

  • возвращения потерянных функций тела,
  • настройки физиологических иметаболических (энергетических) систем организма,
  • настройки нервной системы и головного мозга.

Ментальная компонента развивается за счет дисциплины ума.

Суть дисциплины ума и процесса ментальной оптимизации во время практики асаны состоит в развитии и накопления состояния собранности (samadhi) и внимательности (sati) во время внутренней работы в асане.

Внутрення работа в асане состоит в наблюдении за:

  • формой тела,
  • движением тела,
  • дыханием и
  • за ощущениями внутри тела.

Наблюдение за дыханием во время практики асаны формируют ситуацию, чтобы случилось состояние йоги — состояние не отождествления с флуктуациями сознания.

Наблюдение за ощущениями в теле формируют ситуацию, чтобы случилось состояние йоги — состояние не отождествления с флуктуациями сознания, подкрепленное мудростью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector