Йога Наропы | Masajista.ru

Йога Наропы

Шесть йог Наропы

Шесть йог Наропы – или, если следовать дословному переводу, «Шесть дхарм Наропы» представляют собой систему практик, впервые объединенных из сотен систем буддийской тантры йогином Тилопой. Изначально система не была распространена, и, скорее, была тайной для многих людей, тысячам же послушников монастырей она стала известна благодаря Марпе Лотсаве ученику буддийского мастера Наропа, который, в свою очередь, был учеником Тилопы. Шесть йог Наропы включает в себя шесть практик: йога внутреннего огня, йога ясного света, йога сновидений, йога иллюзорного тела, йога промежуточного состояния и йога переноса сознания. Краткую информацию о них я приведу в данной статье.

Одним из лучших трудов о шести йогах считается трактат ламы Цонкапа Великого «Книга трех вдохновений», рассказывающий об этапах обучения глубине Пути Шести Дхарм Наро. Трактакт Цонкапы, основателя школы Гелукпа — одной из крупнейших школ тантрического буддизма, более пяти веков служил фундаментальным руководством по системе Шести йог Наропы для тысяч монастырей по всей Центральной Азии. Вероятно, с него следовало бы начать изучение шести йог, однако, я бы рекомендовал начать с книг последователей Цонкапы, чтобы облегчить путь.

Давайте рассмотрим, что это за шесть йог, но имейте в виду, что здесь приведено очень условное описание, поскольку шесть йог Нарупы требуют более глубокого и детального изучения, чтобы понять, что это вообще такое.

Йога внутреннего тепла. Основная практика, на которой зиждутся остальные пять из Шести йог Наропы. Во время выполнения йоги внутреннего огня практикующий сосредотачивает своё внимание на энергетическом центре в области пупка, его главной целью при этом является достижение особого тантрического экстаза, побочным эффектом, по-видимому, становится увеличение температуры тела. Со слов Цонкапы, для того, чтобы зажечь внутренний огонь, необходимы три принципиальных элемента:

  • 1. Медитация на каналах.
  • 2. Медитация на мантрах.
  • 3. Медитация и вазовая техника дыхания.

Йога ясного света. Выполняется для осознания себя во время глубокой фазы сна. Сначала выполняется йога ясного света во время бодрствования – практикующий использует йогу внутреннего тепла для накопления энергии в центральном канале. Во время выполнения йоги ясного света во сне, практикующий работает с несколькими чакрами для приведения их в гармонию, а перед отходом ко сну перемещает энергию из центрального канала в сердечную чакру.

Йога иллюзорного тела. Цель медитации – увидеть все проявления ума в состоянии бодрствования. Практикуется на основе одной из трех йог – йоге «очищения тела», «очищения речи» и «очищения ума», которым соответствуют три физических измерения – грубый, тонкий и очень тонкий. Энергетический центр расположен в области лба.

Йога сновидений. Может рассматриваться, как один из подвидов практики йоги иллюзорного тела. Во время выполнения йоги сновидений практик пребывает в теле сна. Сосредотачиваясь на энергетическом центре, расположенном в области горла, человек может сохранять осознанность находясь в фазе сновидений.

Йога промежуточного состояния. Еще один подвид практики йоги иллюзорного тела. Йога промежуточного состояния переносит практикующего в еще более тонкое тело – в бардо, или, точнее иллюзорное тело бардо, поскольку тело бардо – это промежуточное состояние между смертью и новым воплощением.

Йога переноса сознания. В данной практике йог подготавливает канал смерти для будущих перерождений в течение жизни, пока он не ослаблен болезнью или старостью. В момент смерти практикующий может сознательно покинуть тело, через проход смерти. В момент смерти практикующий испытывает состояние просветления.

Практики, не вошедшие непосредственно в список шести йог Нарупы:

Кармудра. Одна из важнейших, по мнению Цонкапы, практик, считающаяся, скорее, ветвью йоги внутреннего тепла, поэтому не включенная в список шести йог Наропы. Камамудра, имеющая название «печать действия» – это йога блаженства, буддийская сексуальная практика с настоящим либо воображаемым супругом или супругой.

Йога силовой проекции. Одна из самых экзотических и секретных практик, не вошедших в список шести йог Наропы. Здесь практикующий переводит свое сознание в тело недавно умершего существа, начиная практику с тел животных, заканчивая телом человека. Достигнув совершенства в практике человек к моменту одряхления собственного тела переносит свое сознание в тело умершего человека, кремирует свое старое тело и продолжает жить в другом теле.

Некоторую полезную информацию о шести йогах Наропы вы можете узнать из книги Ламы Тубтене Еще «Блаженство внутреннего огня. Сокровенная практика Шести йог Наропы», правда, в ней он уделяет большее внимание йоге внутреннего огня, так как она является основой реализации остальных практик этого цикла. Внутреннему огню приписывают способность возносить ум практикующего в наиболее высокое и чистое состояние, и поднятие уровня его восприятия реальности до запредельных значений. Остальные же из шести йог Нарупы обладают не менее чудесными преимуществами, но прийти к ним вы, вероятно, сумеете только с помощью длительной и усердной практики.

Учения по практикам Шести Йог Наропы

11 и 12 июня 2011 года Лама Йонтен Гиалтсо дарует благословение и учения по практикам Шести Йог Наропы.

Программа семинара:

11 июня (сб) 12-00 — 17-00
* Благословение и лунг на практику Шести Йог Наропы. Благословение дает разрешение выполнять практику Шести Йог Наропы. Лунг (устная передача) будет дарован по тексту Ne Gi Choo Drug, который используется практиками традиций Кагью и Джонанг.
* Совместная медитация Шаматха. Это практика однонаправленной концентрации на различных объектах, которая предназначена для успокоения ума и является основой для выполнения Шести Йог.
* Практика Йоги Туммо. “Туммо” — это внутренний огонь, порождаемый для устранения омрачений, достижения Ясного Света и радости блаженства. Наставления по Йоге Туммо: объекты созерцания, как собирать ветры в «кувшин». Совместная практика.
* Йога Иллюзорного Тела. Это практика управления жизненными энергиями для постижения мудрости и очищения ума. Объекты созерцания в этой йоге. Комментарий и выполнение практики Йоги Иллюзорного тела.

12 июня (вс) 12-00 — 17-00
* Йога Ясного Света. Практика созерцания пустоты с одновременным переживанием Ясного Света ума. Объекты созерцания. Наставления по практике этой йоги. Совместная практика.
* Йога Сновидений. Эта йога практикуется во время сна. Объекты сосредоточения, управления сновидениями, развитие осознанности во время сна. Комментарий и практика Йоги Сновидений.
* Йога переноса сознания (Пхова). Суть метода состоит в том, чтобы при жизни подготовить свое сознание, а в момент наступления смерти — перенести его в Чистую землю. Объяснение практики Пховы и совместная медитация.
* Йога Бардо. Эта практика предназначена для того случая, когда смерть стоит на пороге или когда человек уже находится в «Бардо» — промежуточном состоянии между смертью и новым рождением. Лама дарует наставления по практике этой йоги.

Лама Йонтен Гиалтсо прошел обучение в монастыре Сер Гомпа традиции Джонанг, где успешно выполнил практики и сдал экзамены по учениям тантры Калачакры. После этого Лама много лет провел в медитациях в пещерах Миларепы, Долпопы и др. местах отшельничества, где занимался практикой Калачакра-тантры. c 2003 года Лама большую часть времени находится в России, где передает свои знания и опыт российским, а также украинским и молдавским ученикам. Лама Йонтен Гиалтсо дает наставления по практикам Нендро, Шаматха, Випашьяна, 6 Йог Наропы, передает духовные и исцеляющие мантры на благо учеников.

Время проведения семинара:
11 и 12 июня с 12-00 до 17-00.

Стоимость участия в семинаре:
2000 рублей (1000 рублей за 1 день).

Место проведения семинара:
Центр «Шамбала», г. Москва, ул.Марксистская д.9 (рядом с метро «Пролетарская»).
http://www.shambala-center.ru

Для участия в семинаре необходимо зарегистрироваться по электронной почте jonangpa@mail.ru

Контактный телефон:
8-903-100-8488 (Павел)

Atmanspirit

Возникновение Махамудры и Шесть Йог Наропы- Нигумы, туммо.

Махамудра и Шесть Йог Наропы являются квинтэссенцией, основой школы Кагью, одной из четырех школ тибетского буддизма. Шесть Йог или Шесть Дхарм – это техники медитации, которые совершенствуют практику Махамудры. Она помогает достичь наивысшей степени просветления – Сампаннакрамы. В Ануттара-йога-тантре такие божества, как Хеваджре или Чакрасамваре, символизируют это недвойственное состояние.

Первый Гуру школы Кагью, Тилопа, живший с 988 по 1069 год нашей эры, собирал учение о Шести Йогах Наропы из разных источников и от разных учителей. Известно, что он познал истину Иллюзорности Тела и Ясного Света от Нагарджуны. Учения о Снах он получил от Лавапы, Перемещения Сознания и Промежуточное Состояние – от Сукхасиддхи, Внутреннее Тепло – от Сиддхи Чарьи. Поскольку четыре устных традиции со временем сплелись в одну, учение и правление Тилопы прославилось вместе с именем школы Кагью (устной традиции). Затем, он передал накопленную информацию своему ученику – Наропе (1016-1100). Тот, со своей сестрой по имени Нигума, превратил учение в целую практику, назвав ее Шестью Йогами Наропы и Шестью Йогами Нигумы, обе из которых до сих пор сохранены и практикуются в буддистских школах.

Переводчик по имени Марпа собрал воедино эти практики, отвез из в Тибет и, с помощью святого поэта Миларепы, распространил тайные знания под патронажем школы Кагью. Они держались в большой строгости и каждый, кто получал право владеть ими, сохранял их в первозданном виде, относясь к каждому слову, как к святому. Именно поэтому практика Шести Йог Наропы передалась к нам в том виде, в котором ее соединил сам Тилопа.

Позже, конечно же, многие тибетские святые и учителя добавили свои комментарии к этому учению. Следует заметить, что без пояснений опытного Гуру, Шесть Йог Наропы слишком трудны для понимания обычным человеком.

В этой статье приведена общая идея Шести Йог Наропы, без внедрения в какие-либо эзотерические сферы.

Принципы Шести йог Наропы

Внутреннее Тепло вырабатывается и может быть испытано с помощью медитативных практик. Это жар, который предназначен для сжигания всех жизненных препятствий и беспорядков. Поэтому, его называют лютым, свирепым огнем кундалини . Несмотря на то, что ему уделяется особое внимание в данной практике, он никогда не работает самостоятельно. Другой, вспомогательной частью Шести Йог Наропы являются нади, прана и бинду. Эти упражнения дают возможность синхронизировать тело и ум.

Тантрические тексты описывают прану как лошадь, сознательность как наездника, нади как путь, а бинду как пищу для ума. Функции праны также изображаются символическими “лаланой и расаной”. Их две: правая и левая, и они словно две противоположности, зачинают наше понимание, нашу осознанность. Также, эти два канала изображают кармическую деятельность. Если функции праны в центральном канале (авадхути) трансформируются в прану мудрости, то ум обретает способность видеть мир недвойственным, ощущать дхарму, как нерождение. Медитация на прану, нади и бинду называется туммо. Когда внутренняя туммо синхронизирована с внешней, Махамудрой, прана, нади и бинду растворяются в Сампаннакраме, блаженстве единства всего сущего. Этот процесс также известен, как приобретение тела ваджры, голоса ваджры и ума ваджры. Туммо – это путь, благодаря которому существуют все другие виды йоги.

Иллюзорное тело Шесть йог Наропы, Тантра

Иллюзорное Тело или его видимость обобщенно разделено на три категории:

1) мирское иллюзорное тело

2) чистое иллюзорное тело

3) и самое чистое иллюзорное тело.

Вселенная и ее составляющие являются, на самом деле, не более, чем иллюзией, поскольку они состоят из пустоты, у них нет ни основы, ни “строительного материала”. Но они могут принимать разнообразные формы, похожие на тела, сны, отражения в зеркалах и так далее. Понимание этой истины помогает занимающемуся правильно медитировать и сосредотачиваться на исключительной правде. Тантра помогает понять, что пять скандх, двенадцать дхату и шесть органов чувств – это воплощение божественного в человеке. Практика Шести Йог Наропы помогает превратить повседневные мысли в божественные. Тогда вселенная приобретает форму мандалы, где каждая форма, каждый предмет – это разные формы богов и богинь, где звуки – это мантры, а мысли – трансцендентная мудрость. Даже та безупречная внешность, которую получают йогины является иллюзорной и не имеет субстанции.

Чистое иллюзорное тело по-прежнему имеет некоторый привкус искусственности. В то время, как самое чистое иллюзорное тело спонтанно, природно и рождено из чистой праны, недвойственной мысли о самом себе.

Работа со сновидениями Шесть йог Наропы

Первой ступенью работы над Снами является осознание, что вы спите. То есть, ученик должен тренироваться, чтобы входя в состояние сна он отдавал себе отчет в том, что спит. Вторая ступень – это использование сновидений для тренировки различных магических навыков, в том числе и работы над иллюзорным телом. После овладения этими практиками, сновидящий трансформирует сны в работу над Светимостью . Кроме всего прочего, работа над собой во время сна имеет огромный положительный эффекти и на жизнь в бодрствовании. Спустя какое-то время у ученика появится ощущение, что он не видит разницы между снами и реальностью, жизнью и смертью. Практика Светимости считается сущностью верного пути. Светимость в тантре спонтанна, она подобна Будде, ее можно увидеть находясь лишь в глубокой медитации или тотальном интуитивном состоянии разума. Несмотря на то, что светимость иногда приходит к людям во время ощущения смерти, обмороков, оргазмов и подобных необычных состояний, она не имеет ничего общего с другой, истинной Светимостью. Однако, подобные процедуры могут помочь человеку увидеть, что есть Светимость, поэтому не стоит избегать этих состояний. К тому же, практика Сновидений очень эффективна для достижения света. Поэтому говорится, что настоящий йогин медитирует даже тогда, когда спит. Светимость относится к последней ступени Сампаннакрамы Ануттара-йога-тантры и работа над ней ведет к опыту Самбхогакаи и Дхармакаи.

Практика Бардо йоги финал ШЕсти йог наропы

Промежуточное Состояние объясняется многими способами. Самым известным из них считается классификация Марпы, в которой бардо разделено на три типа:

1) промежуточное состояние между рождением и смертью (жизнь)

2) промежуточное состояние сна

3) промежуточное состояние становления (между смертью и перерождением).

Практика Бардо-йоги или Промежуточного состояния – это финальная часть Шести Йог Наропы.

Промежуточное состояние после смерти еще называют “телом разума”. Это очень важная часть пути каждого из нас, поскольку принятие решений, кармическая деятельность влияет на характер будущего рождения и всю окружающую ситуацию следующей жизни. Например, в каком теле или где родится душа.

“ В нашем бытии есть страсть, отвращение и недоумение. Из-за страсти мы превращаемся в духов, из-за отвращения – в жителей ада, из-за недоумения – в неразумных животных. Из-за собственного непонимания и слепоты мы навеки погрязаем в кругах самсары, делая из нее цель собственного существования. Тогда как Наропа учит нас тому, как раз и навсегда покончить с этим”.

Практика перемещения сознания Шесть йог Наропы

Перемещение Сознания – это практика, известная тем, что ее можно выполнять без медитации и достичь состояния Будды. Ее основой является ежесекундная готовность умереть и знать, как сделать так, чтобы родиться в хороших условиях в следующей жизни. Она тоже разделена на три части:

1) умение трансформироваться в Светимость

2) способность осознать божественную сущность и довести до совершенства иллюзорное тело

3) трансформация мирского ума в мудрость Гуру и достижение Сукхавати.

Преимущество техник Шести Йог Наропы заключается в том, что их можно выполнять в любое время и в любом месте. Более того, человек, разбирающийся в этом, может помочь другому сделать то же самое и переродиться в благоприятных условиях.

Следует отметить, что Шесть Йог Наропы не обязательно должны практиковаться одновременно и вместе. Однако, они составляют путь идущего. Нужно помнить, что первые четыре – это дороги йоги, а другие две – ее части. Не обязательно выполнять все шесть частей, и не обязательно строго следовать писаниям во время практики. Главное – это понимание и осознание. Возможно, вам хватит всего нескольких практик (возможно, даже не относящихся к Шести Йогам Наропы) для достижения просветления.
Google

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Йога Наропы

ШЕСТЬ ЙОГ НАРОПЫ

Из книги Гленна Мюллена «Чтения на тему Шести Йог Наропы.» Издательство Снежный Лев, 1997.

ПРЕДИСТОРИЯ И ПРИРОДА ПРАКТИКИ

Школа Гелуг, которая сформировалась в начале XIX столетия как слияние линий из дюжины более раниих сект, получила передачу Шести Йог в основном от школы Жалу (Сакья). Жалу получила их от Дрикунг Кагью (одной из Восьми Поздних Школ Кагью), которая, в свою очередь, происходит от Пакмо Друпа Кагью (одной из Четырёх Ранних Школ Кагью). Линия Гелуг представляет Шесть Йог согласно тому, как они были переданы Ламой Пал Пакмо Друпа, основателем Школы Дрикунг Кагью.

Согласно линии Ламы Пакмо Друпа шесть йог перечислены следующим образом: йога внутреннего тепла; йога иллюзорного тела; йога ясного света; йога переноса сознания в высшие сферы; йога переноса сознания в другое тело (форсированной проекции); йога бардо.

При таком расположении шести йог, йога внутреннего тепла является основанием всех йог; йоги иллюзорного тела и ясного света сгруппированы вместе как основные или собственно практики для получения переживания просветления; и йоги переноса сознания в высшие сферы и переноса в другое тело являются вспомогательными приложениями или ответвлениями. Таким образом классифицируются пять йог из шести; шестая, йога бардо, считается как ответвлением йоги иллюзорного тела, как и третьей вспомогательной практикой.

Другими словами, первые три йоги – внутреннего тепла, иллюзорного тела и ясного света – являются реальными методами для достижения просветления в течение одной жизни. В последних трёх йогах – переноса сознания в высшую сферу, переноса сознания в другое тело и йога бардо – возникает необходимость только тогда, когда просветление не достигнуто, а смерть близка, и в последний момент приходится прибегнуть к насильственному методу. Первый Панчен Лама описывает это следующим образом в труде «Золотой Ключ: Глубинное Руководство к Шести Йогам Наропы»:

Идея заключается в том, что если человек не сможет завершить все практики, ведущие к просветлению до того, как смерть придёт разрушить сосуд тела, тогда для того, чтобы завершить исполнение целей своих и других людей, практикующий применяет либо йогу переноса, либо проекции сознания в другое тело. В противном случае, если практикующий не способен осуществить этот перенос, или если он вместо этого желает попытаться достичь окончательного просветления в бардо, тогда для этого существует доктрина йог бардо.

Как в более длинном, так и в кратком трактатах о системе Шести Йог («Книга Трёх Вдохновений» и «Практическое Руководство по Шести Йогам») Лама Дже Цонкапа уделяет особое внимание первой из шести йог или йоге внутреннего тепла, потому что успех в остальных пяти зависит от уровня мастерства, достигнутого в практике внутреннего тепла. Как он объясняет в «Книге Трёх Вдохновений»,

В общем, все системы стадии завершения высших йога тантр включают предварительный процесс контролирования жизненных энергий, протекающих через два боковых канала, расануи лалану, и перенаправление их в центральный канал, авадхути. Это является необходимостью.
Существует множество способов для достижения этого, основываясь на традициях индийских махасиддхов, которые почерпнули из различных тантрических систем. В этой традиции (в Шести Йогах Наропы) основная техника заключается в пробуждении внутреннего тепла в пупочной чакре, «колесе происхождения [эманации]», и, затем, посредством контролирования жизненных энергий путём мантрического слога АХ-с ударением, провести тонкие поддерживающие жизнь энергии через центральный канал. Когда эти энергии входят в центральный канал, это пробуждает четыре благодати, и практикующий культивирует медитацию на их основе таким образом, чтобы вызвать проявление врожденной мудрости махамудры.
В этой традиции хорошо известно выражение «внутреннее тепло, краеугольный камень». Причина этому то, что в йогах стадии завершения практикующий с самого начала использует технологию внутреннего тепла с тем, чтобы собрать тонкие жизнедательные энергии в центральный канал. В него энергии входят, пребывают и растворяются. Усердная практика этой техники приводит к тому, что интенсивность переживания обладает силой давать контроль над потерей субстанции боддхи-ума (т.е. сексуальных капель). Затем, основываясь на этой способности, практикующий может надеятся на карма мудру как способствующее условие для пробуждения четырёх благодатей. На этом основании пробуждается врождённая благодать. Пробуждения врождённой благодати является целью практик йоги внутреннего тепла и карма мудры. Практикующий объединяет внутреннюю благодать с [медитация на] пустоте, и во время состояния бодрствования применяет себя (ориг. applies oneself) к доктрине иллюзорного тела. Основываясь на опыте практики иллюзорного тела, практикующий может приступить к техникам ясного света.
Затем, ночью во время сна практикующий может культивировать осознование иллюзорной природы сновидений. Чтобы делать это эффективно, следует сперва овладеть йогой удержания ясного света сна [т.е. ясного света, который возникает в момент засыпания], и последующего вхождения в состояния сновидения с этим осозносанием. Если способность удерживать ясный свет сна достигается средствами обретения контроля над жизненными энергиями, это означает, что во время практики в бодрствующем состоянии следует овладеть этим контролем и культивировать способность направлять энергии в центральный канал. Таким образом, краеугольным камнем обеих практик [йоги сна и йоги сновидений] является доктрина внутреннего тепла.
Только когда достигнут прочный прогресс в йоге сновидений, можно эффективно работать с йогами бардо. Таким образом, здесь опять [с йогами бардо] краеугольным камнем является уровень энергии (ориг. power), достигнутый посредством внутреннего тепла.
Что касается йог особого переноса сознания и форсированной проекции, то в качестве предварительного требования к ним следует культивировать способность направлять жизнедательные энергии в центральный канал. Следовательно, йога внутреннего тепла является основанием для этих двух йог.

Таким образом, йога внутреннего тепла является основой успеха в остальных пяти йогах. По этой причине Цзонкапа и большинство более поздних комментаторов-гелугпа сделали освещение этой йоги своим приоритетом. В течение недавних столетий большинство трактатов, написанных тибетскими ламами двенадцати школ Кагью опустили пятую йогу – йогу форсированной проекции в другое тело – потому что принадлежащая этой йоге линия Наропы предположительно была утеряна со смертью сына Марпы Дармы Доди. Они составили список из шести йог, отделив йогу сновидений от йог иллюзорного тела, и рассматривали их независимо друг от друга.

Однако, Цзонкапа, подобно Пал Пакмо Друпа, обучал йоге сновидений как одной из трёх ступеней практики иллюзорного тела, и эта традиция продолжалась гелугпинской литературе комментариев. Он приводит подробное описание йоги форсированной проекции в «Книге Трёх Вдохновений», однако в «Руководстве по Практике Шести Йог» он просто упоминает название этой йоги и не освещает практику, возможно потому, что он считает её недоступной способностям и интересам большинства людей.

Несмотря на вышесказанное, однако, важно помнить, что хоть линия йоги форсированной проекции Наропы, вероятно, прервалась (и даже эта теория находится под вопросом), источником техники является Чатурпита Тантра, которая, вместе со своей устной традицией, всё еще существует.

Как бы то ни было, йога форсированной проекции несомненно наименее практикуемая из всех Шести Йог, и в действительности поддерживается только из почтения к мастерам прошлого.

ПЕРВОИСТОЧНИКИ ШЕСТИ ЙОГ

Как и во всех остальных буддистких учениях, традиция утверждает, что первоисточником Шести Йог Наропы был сам Будда, который 2500 лет назад учил многим различным сутрам и тантрам, где сутры были открытыми проповедями, а тантры – тайными проповедями Ваджраяны. Шесть Йог Наропы являются синтезом многочисленных тантрических доктрин, воплощенных в исходных тантрах, преподанных Буддой. Это объясняется Ламой Цзонкапой в «Книге Трёх Вдохновений»:

Наставления по йоге внутреннего тепла приходят к нам через Тилопу, который пояснил, что она была передачей Махасиддхи Кришначарьи, также известным [тибетцам] как Лопон Ачарьяпа, которая сплавляет воедино [учения по внутренней йоге, присутствующие в] Хеваджра Тантре и Херука Чакрасамвара Тантре.

Доктрины иллюзорного тела и ясного света берут начало из устной традиции учений Гукхьясамаджа Тантры, как она была передана через индийского махасиддху Джнанагарбху. Эта традиция передачи устных наставлений Гукхьясамаджи Марпы использовалась как основа, обогащенная передачей Гукхьясамаджи Ариев – Отца и Сыновей [т.е. Нагарджуны и его учеников Арьядевы и Чандракирти].

Практики переноса сознания и форсированной проекции в новую обитель основаны большей частью на Шри Чатурпита Тантре.

Все эти исходные тантры были переведены с санскрита на тибетский и сохранены в каноне Канжур. К тому же, многочисленные комментарии к ним более поздних индийских мастеров сохранены в Танжуре. Цзонкапа указывает, что для традиции Шести Йог наиболее важным из индийских комментариев является трактат Кришначарьи о йоге внутреннего тепла.

Еше Другпа — Cуть и смысл тибетского буддизма

Буддизм, Дхарма, тайные учения, личный опыт, духовные победы, СМИ про Дхарму, буддийское учение, буддийская йога и медитация, Ваджраяна и Тантраяна, Алмазный путь, практика сутры и тантры в буддизме, нью-эйдж, иконы буддизма, бон и чод, неотантризм и шарлатанство, буддийские лидеры, тантра и тантризм

Шесть йог Наропы

Важно знать каждому тантристу: Шесть йог Наропы

Обычно 6 йог Наропы или 6 йог Нигумы (смысл тот же) — это специальные методы Ваджраяны, которые были созданы специально для стадии завершения в маха-аннутара-йога-тантре. Ну прежде всего это тайные и особые учения, которые вы не сможете узнать в книжках, ведь их можно получить только изустно, от ума к уму или шепотом на ухо.

Почему именно 6 йог Наропы, да тут явно ошибка!?

А вообще формально этих тайных йог 12, так как Наропа, (это не тот йогин или махасиддх, который их придумал), просто собрал их в таком первоначальном количестве. Почему именно 6 йог Наропы или Нигумы, это явно ошибка, скажут прямые ученики Наропы из традиции Кагью, на самом деле это не просто ошибка это специальное удобоваримое сокращение, которое сдиктовали в традиции Гелукпа, потому как в остальные традиции из-за ограниченности монашеских обетов, устава и монастырских традиции остальные 6 йог просто не вошли. Другими словами сама тайность и передача есть только в традиции Кагью в иных традициях этих передач и йог нет.

Например, в Кагью отдельно разбивает йога иллюзороного тела на две йоги, есть также йога божества и кармамудры, а также особая йога переноса в другое тело (пхова), есть также йога достижения состояния будды в этой жизни (санг-ге). В других традициях этих йог нет просто лишь потому, что другие тибетские школы заимствовали учения от других махасиддхов.

Наропа и 6 йог — путь махасиддха

Наропа был великим махасиддхом, как и его сестра Нигума, они оба обучались у Гуру Тилопы и были весьма способными учениками. А кроме того, они учились и у других учителей махасиддхов (львов будды), каждый из которых передавал свой особенный метод духовной быстрой практики.

В этом случае некоторые шиваиты называют и связывают 6 йог Наропы или 6 йог Нигумы с творчеством шиваитских (или шактийских) гималайских гуру. Тут сложно сказать на сколько и в чем они правы. Да, действительно, активный обмен духовными практиками между первыми буддистами-тантристами (создателями Ваджраяны) и шиваитами (шактистами) был и более того существовала общая практика.

Здесь можно упомянуть сосанику (буддийскую практику понимания смерти и непостоянства), в которой монахи посещают в частности места кремации и кладбища.

Вероятно, взаимодействие и прямая передача знаний порой переходила общепринятые рамки так и возникло целое направление йогинов, которые стали создавать собственное подразделении универсальных и мощных тантрических учений.

6 йог Наропы — суть и смысл

Суть и смысл 6 йог Наропы можно свести к достижению состоянию будды уже в этой жизни или в течении нескольких лет. В этом случае от практикующего лишь потребуется пройти путь сутры и понять их смысл и суть, развить благую карму и бодхичитту, перед тем, как вступать на этот путь.

Книги о 6 йогах Наропы

6 йог могут даваться в отдельных тантрах класса аннутара в йоге завершения. Примечательно, что обычно в классических печатных книгах или комментариях по 6 йогам, не важно, возьмите любую традицию для примера, (Кагью, Сакья, Гелукпа, Джонангпа), ключевые моменты практики туммо или скажем иллюзорного тела специально или упущены или опускаются, тут мы не говорим про другие +6 йог, которых вообще нет в классическом Нагриме или Дзогриме у Цонкапы, так как они были запрещены и не получили передачи от других традиций. Для чего это было сделано? Вероятно, специально, ведь получить 6 йог можно было только прослужив учителю 6-10 лет (гуру-йога и преданность). Да и сама практика требовала от новичка или адепта соответствующей подготовки и тут было недостаточно просто доверия к учителю или желания получить просветление за одну жизнь.

Работа с чакрами и божество

Некоторые тантры, впрочем отлично и подробно описывают важные моменты практики божества, мандалы, будд и идамов, они отлично разъясняют и показывают сложные моменты практики туммо, как начало 6 йог, так и саму реализацию — окончание практики или итог: иллюзорное или радужное тело. При это йогин должен использовать все возможные условия и трудности какими бы сложными они не были именно для практики. Тантрийские учения дают подробные инструкции для того, чтобы сделать практику 6 йог быстрой и успешной, дают защиту, посвящения и полномочия для ученика.

Шесть Йог Наропы

Шесть йог Наропы или Шаданга-йога-надапада (санскр. षडङ्ग योग नाडपाद ṣaḍaṅga yoga nāḍapāda; «Шестиконечная йога Надапады») — система практик, впервые объединённых Таликой (санскр. तालिका Talika; один из 84 махасиддх, также известный как Тилопада или Тилопа), но распространившихся под именем его ученика Надапады (или Наропы).

Во времена расцвета тантрического буддизма в Индии существовали сотни систем буддийской тантры, большинство из которых относилось к высшему классу ануттара йога тантры. Видимо изначально, каждая тантра представляла собой законченный метод для достижения пробуждения, однако позднее йогины-махасиддхи стали комбинировать методы из различных тантр, для достижения наибольшей эффективности, что и привело к появлению таких систем как Шесть Йог Наропы, Шесть йог Сукхасиддхи и др. Говорится, что йога туммо и йога кармамудры, которая имеет дело с сексуальными практиками исходят из Хеваджра-тантры, йога иллюзорного тела — из Гухьясамаджа-тантры, йога ясного света — из Чакрасамвара-тантры, йога сновидений — из Махамайя-тантры, а две йоги — переноса ума и переселения сознания — произошли из Шри Чатухпитха-тантры [1] .

Впервые Шесть Йог объединил в единую систему йогин-махасиддха Тилопа. Согласно Тилопе, передача йоги Внутреннего Тепла идет от Сиддхи Чарьи, Иллюзорное Тело и Ясный Свет — от Нагарджуны, Йога Сна — от Лавапы, Перенос Сознания и Промежуточное Состояние — от Сукхасиддхи. Этот комплекс Тилопа передал своему ближайшему ученику — Наропе.

Хотя практики, включённые в этот комплекс, впервые были введены в обращение не Наропой, они стали известны под его именем, так как именно его авторству принадлежит первое более-менее подробное письменное руководства по этим йогам — «Наставление по шести учениям» (санскр. Шаддхармопадеша). Хотя в этом сочинении была принята иная классификация этих йог, широко распространился следующий перечень:

  1. йога внутреннего тепла (санскр. Чандали-Йога, тиб. gtum mo), базовая практика Шести Йог Наропы, в которой преобразуются привычные тенденции к жадности и привязанности и углубляется мудрость союза блаженства и пустоты (шуньята). В йоге внутреннего тепла применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка;
  2. йога ясного света (санскр. Прабхасвара-Йога, тиб. ‘od gsal), в которой концентрация на энергетическом центре, находящемся в области сердца, применяется для тренировки осознавания в фазе глубокого сна. Медитирующий практикует, пока не достигает состояния сияющей ясности, в котором все проявления видятся как игра ясности и пустоты (шуньята).
  3. йога сновидений (санскр. Свапнадаршана-Йога, тиб. mi lam), позволяющая сохранять осознание на стадии сна со сновидениями. Здесь применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области горла;
  4. йога иллюзорного тела (санскр. Майядэха-Йога, тиб. Гьюлу), посредством которой медитирующий учится видеть все проявления ума в состоянии бодрствования как иллюзорное тело Йидама. Применяется концентрация на энергетическском центре, находящемся в области лба;
  5. йога промежуточного состояния (санскр. Антарабхава-Йога, тиб. бардо), используемая для узнавания неразделимости ясности и пустоты (шуньята) в промежуточном состоянии между смертью одного тела и зачатием следующего;
  6. йога переноса сознания (санскр.Самкранти-Йога, тиб. pho ba), позволяющая использовать процесс умирания физического тела для достижения Просветления;

Основа, путь и цель этих йог — Махамудра.

Эти шесть упражнений предназначены для того, чтобы практикующий научился сохранять ясность сознания всегда, в каком бы состоянии ни находились тело и ум, в частности бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, медитация, умирание и период между смертью тела и зачатием следующего. Через ученика Наропы Марпу Шесть Йог были принесены в Тибет и широко распространились в буддийских школах «традиции нового перевода» — сакья, кагью и гелуг [2]

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ШЕСТИ ЙОГАМ НАРОПЫ

Автор: ламаДже Цонкапа (1357-1419)

На тибетском: Na ro ì chos drug gi dmigs skor lag tu len tshul

В избранных трудах ламы Дже Цонкапы, основателя школы гелуг, есть два текста по Шести йогам Наропы: три-йиг (тиб. ‘khrid yig), или «краткие наставления», и миг-рим (тиб. dmigs rimi), или «ступени созерцания».

Трактат «Три-йиг», вошедший в мою книгу «Цонкапа и Шесть йог Наропы», по объёму вдвое превосходит «Миг-рим». Он написан в виде критического анализа сущности системы Шести йог в целом и включает рассмотрение сложных и спорных вопросов, представляющих философский и исторический интерес.

Что касается текстов класса миг-рим, то обычно они представляют собой квинтэссенцию наставлении по медитации в сочетании с садханами. Именно в такой форме написано и цонкапинское руководство по Шести йогам. Изучая этот текст, необходимо помнить, что он является чисто практическим описанием системы Шести йог. Его особая сила в том что здесь в сжатой форме содержится обзор созерцаний и йог этой традиции.

Краткие наставления по Шести йогам от Тилопы и Наропы, приведённые соответственно в главах 1 и 2 этой книги, вопросы, затронутые Дже Шерабом Гьяцо в III главе, а также взгляд Гьялвы Энсапы на эту систему с точки зрения трёх слияний, в деталях представлены в работе Цонкапы в виде постепенного описания методов созерцания.

Лама Дже Цонкапа родился в 1357 году в тибетской провинции Амдо на границе с Китаем в крестьянской семье. Его рождение сопровождалось множеством благоприятных знаков, а монахом он стал ещё в детстве. К подростковому возрасту он уже изучил все сутры и тантры, а также достиг мастерства в медитации. Учитель послал его в Центральный Тибет завершить образование, и в течение нескольких последующих лет Цонкапа чередовал обучение с отшельничеством в сорока пяти монастырях и скитах под руководством всех величайших лам своего времени.

Посчитав уровень полученных знаний и навыков удовлетворительным, Цонкапа ушёл в традиционный четырёхлетний затвор, где полностью посвятил себя созерцанию. Вскоре после этого он снова уединился и по прошествии года достиг реализации.

Все последующие годы своей жизни Цонкапа учил, писал, преподавал и создавал духовные центры. Вершиной его деятельности стало сооружение в 1409 году монастыря Ганден (в переводе с тибетского «Обитель радости»), вскоре ставшего колыбелью новой традиции. В первые годы своего существования эта школа тибетского буддизма была известна под именем галук, или «радостная». Позже её переименовали в гелуг, что означает «безупречная добродетель».

Среди тысяч его последователей особенно прославились пятеро, самым младшим из которых был монах, вошедший в историю как Первый Далай-лама. Все последующие Далай-ламы, включая и нынешнего, четырнадцатого, получали основное монашеское образование у наставников школы гелуг, основанной Дже Цонкапой.

В своём подходе к буддийскому совершенствованию Цонкапа придерживался равновесия между теорией и практикой. Эпоха, в которую он жил, хоть и была до предела наполнена духовными поисками и достижениями, однако в ней имелся серьёзный изъян, выражавшийся в поляризации буддийских общин. С одной стороны — денно и нощно практикующие, но при этом полуграмотные, а то и вовсе безграмотные йогины, рассевшиеся по пещерам и кладбищам, с другой — высокообразованные ламы, весьма сведущие в Каноне, но ровным счётом ничего не понимающие в медитации. Цонкапа требовал от всех приходящих к нему за учением уверенного знания буддийской классики, а также обязательной ежедневной практики и непременного выполнения главных затворов. Кроме того, на фоне достаточно строгого разделения тибетского народонаселения на приверженцев раздела сутр махаяны и поклонников тантрического пути Дже Ринпоче настаивал на том, чтобы его ученики сначала обретали основы внутренней уверенности с помощью общемахаянской подготовки и только потом переходили к высшим тантрическим йогам.

Его рецепт оказался безошибочным, и гелугпинские монастыри и скиты во множестве распространились по всей Центральной Азии. Не прошло и нескольких веков, как школа гелуг перегнала все остальные школы тибетского буддизма, вместе взятые. Например, в Китае ещё при жизни Цонкапы возникло семнадцать монастырей, основанных его учеником. А в Монголии, после того как в 1578 году туда по приглашению чахарского правителя Алтан-хана приехал с проповедью Третий Далай-лама, гелугпинская традиция и вовсе стала процветающей по сей день государственной религией.

Цонкапа был и необычайно плодовитым писателем. Его многочисленные работы по таким основным вопросам сутраяны, как мадхьямака и праджняпарамита, входят в сокровищницу буддийской литературы. Но его труды по тантрическому пути ещё ценнее и, конечно же, гораздо объёмнее.

Трактат Дже Ринпоче по Шести йогам Наропы «Книга трёх воззрений» — одно из популярнейших произведений тантрической литературы: гелугпинские ламы часто берут его за основу при подготовке своих публичных проповедей. Его же «Практическое руководство по Шести йогам Наропы» не имеет широкой известности, потому что обычно передаётся только практикующим йогинам в затворах. Тем не менее это руководство считается важнейшим тантрическим текстом.

«Практическое руководство по Шести йогам Наропы», хоть и неизменно публикуется в составе собрания сочинений Цонкапы, в действительности его перу не принадлежит. Оно составлено из отрывков его наставлений и сведено воедино одним из его прямых учеников по имени Семпа Ченпо Кунсангпа, который к тому же был ещё и учителем Первого Далай-ламы. Ну а поскольку это всё-таки слова самого Цонкапы, то и авторство текста тоже по праву приписывают ему.

Текст открывается тремя садханами: это созерцание Ваджрасаттвы, гуру-йога и краткий метод Херуки Чакрасамвары. Все три считаются предварительными практиками, обязательными для исполнения всеми, кто решил заняться Шестью йогами. Считается, что большинству подвизающихся необходимо 100 000 раз произнести Стослоговую мантру Ваджрасаттвы, сопровождая начитывание соответствующей медитацией, и 100 000 раз повторить мантру Гуру, тоже с визуализацией, описанной в садхане. Обычно этими практиками занимаются в затворе, где на завершение каждой из них отводится от месяца до шести недель.

Кроме того, практикующие обычно предпринимают как минимум трёхмесячное уединение для созерцания йидама в мандале, сопровождающегося начитыванием нескольких сотен тысяч мантр. Как утверждает Дже Шераб Гьяцо, в качестве главного йидама для практики Шести йог чаще всего выступает Херука Чакрасамвара.

Лама Дже Цонкапа

Практическое руководство по Шести йогам Наропы»

Припадаю к лотосовым стопам моего Учителя, природа которого неотделима от Будды Ваджрадхары!

Наставления по практике глубокого пути, всюду известного как Шесть йог Наропы, представлю в двух частях: сначала расскажу о предварительных тантрических практиках, а затем о том, как, закончив предварительные, выполнять основные практики.

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 318 | Нарушение авторских прав

Шесть йог Наропы

Wikipedia open wikipedia design.

Шесть йог Наропы или Шаданга-йога-надапада (санскр. षडङ्ग योग नाडपाद ṣaḍaṅga yoga nāḍapāda; «Шестиконечная йога Надапады») — система практик, впервые объединённых Таликой (санскр. तालिका Talika; один из 84 махасиддх, также известный как Тилопада или Тилопа), но распространившихся под именем его ученика Надапады (или Наропы).

Во времена расцвета тантрического буддизма в Индии существовали сотни систем буддийской тантры, большинство из которых относилось к высшему классу ануттара йога тантры. Видимо изначально, каждая тантра представляла собой законченный метод для достижения пробуждения, однако позднее йогины-махасиддхи стали комбинировать методы из различных тантр, для достижения наибольшей эффективности, что и привело к появлению таких систем как Шесть Йог Наропы, Шесть йог Сукхасиддхи и др. Говорится, что йога туммо и йога кармамудры, которая имеет дело с сексуальными практиками исходят из Хеваджра-тантры, йога иллюзорного тела — из Гухьясамаджа-тантры, йога ясного света — из Чакрасамвара-тантры, йога сновидений — из Махамайя-тантры, а две йоги — переноса ума и переселения сознания — произошли из Шри Чатухпитха-тантры [1] .

Впервые Шесть Йог объединил в единую систему йогин-махасиддха Тилопа. Согласно Тилопе, передача йоги Внутреннего Тепла идет от Сиддхи Чарьи, Иллюзорное Тело и Ясный Свет — от Нагарджуны, Йога Сна — от Лавапы, Перенос Сознания и Промежуточное Состояние — от Сукхасиддхи. Этот комплекс Тилопа передал своему ближайшему ученику — Наропе.

Хотя практики, включённые в этот комплекс, впервые были введены в обращение не Наропой, они стали известны под его именем, так как именно его авторству принадлежит первое более-менее подробное письменное руководства по этим йогам — «Наставление по шести учениям» (санскр. Шаддхармопадеша). Хотя в этом сочинении была принята иная классификация этих йог, широко распространился следующий перечень:

  1. йога внутреннего тепла (санскр. Чандали-Йога, тиб. gtum mo), базовая практика Шести Йог Наропы, в которой преобразуются привычные тенденции к жадности и привязанности и углубляется мудрость союза блаженства и пустоты (шуньята). В йоге внутреннего тепла применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка;
  2. йога ясного света (санскр. Прабхасвара-Йога, тиб. ‘od gsal), в которой концентрация на энергетическом центре, находящемся в области сердца, применяется для тренировки осознавания в фазе глубокого сна. Медитирующий практикует, пока не достигает состояния сияющей ясности, в котором все проявления видятся как игра ясности и пустоты (шуньята).
  3. йога сновидений (санскр. Свапнадаршана-Йога, тиб. mi lam), позволяющая сохранять осознание на стадии сна со сновидениями. Здесь применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области горла;
  4. йога иллюзорного тела (санскр. Майядэха-Йога, тиб. Гьюлу), посредством которой медитирующий учится видеть все проявления ума в состоянии бодрствования как иллюзорное тело Йидама. Применяется концентрация на энергетическском центре, находящемся в области лба;
  5. йога промежуточного состояния (санскр. Антарабхава-Йога, тиб. бардо), используемая для узнавания неразделимости ясности и пустоты (шуньята) в промежуточном состоянии между смертью одного тела и зачатием следующего;
  6. йога переноса сознания (санскр.Самкранти-Йога, тиб. pho ba), позволяющая использовать процесс умирания физического тела для достижения Просветления;

Основа, путь и цель этих йог — Махамудра.

Эти шесть упражнений предназначены для того, чтобы практикующий научился сохранять ясность сознания всегда, в каком бы состоянии ни находились тело и ум, в частности бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, медитация, умирание и период между смертью тела и зачатием следующего. Через ученика Наропы Марпу Шесть Йог были принесены в Тибет и широко распространились в буддийских школах «традиции нового перевода» — сакья, кагью и гелуг [2]

Шесть йог Наропы

Шесть йог Наропы или Шаданга-йога-надапада (санскр. षडङ्ग योग नाडपाद ṣaḍaṅga yoga nāḍapāda; «Шестиконечная йога Надапады») — система практик, впервые объединённых Таликой (санскр. तालिका Talika; один из 84 махасиддх, также известный как Тилопада или Тилопа), но распространившихся под именем его ученика Надапады (или Наропы).

Во времена расцвета тантрического буддизма в Индии существовали сотни систем буддийской тантры, большинство из которых относилось к высшему классу ануттара йога тантры. Видимо изначально, каждая тантра представляла собой законченный метод для достижения пробуждения, однако позднее йогины-махасиддхи стали комбинировать методы из различных тантр, для достижения наибольшей эффективности, что и привело к появлению таких систем как Шесть Йог Наропы, Шесть йог Сукхасиддхи и др. Говорится, что йога туммо и йога кармамудры, которая имеет дело с сексуальными практиками исходят из Хеваджра-тантры, йога иллюзорного тела — из Гухьясамаджа-тантры, йога ясного света — из Чакрасамвара-тантры, йога сновидений — из Махамайя-тантры, а две йоги — переноса ума и переселения сознания — произошли из Шри Чатухпитха-тантры [1] .

Впервые Шесть Йог объединил в единую систему йогин-махасиддха Тилопа. Согласно Тилопе, передача йоги Внутреннего Тепла идет от Сиддхи Чарьи, Иллюзорное Тело и Ясный Свет — от Нагарджуны, Йога Сна — от Лавапы, Перенос Сознания и Промежуточное Состояние — от Сукхасиддхи. Этот комплекс Тилопа передал своему ближайшему ученику — Наропе.

Хотя практики, включённые в этот комплекс, впервые были введены в обращение не Наропой, они стали известны под его именем, так как именно его авторству принадлежит первое более-менее подробное письменное руководства по этим йогам — «Наставление по шести учениям» (санскр. Шаддхармопадеша). Хотя в этом сочинении была принята иная классификация этих йог, широко распространился следующий перечень:

  1. йога внутреннего тепла (санскр. Чандали-Йога, тиб. gtum mo), базовая практика Шести Йог Наропы, в которой преобразуются привычные тенденции к жадности и привязанности и углубляется мудрость союза блаженства и пустоты (шуньята). В йоге внутреннего тепла применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка;
  2. йога ясного света (санскр. Прабхасвара-Йога, тиб. ‘od gsal), в которой концентрация на энергетическом центре, находящемся в области сердца, применяется для тренировки осознавания в фазе глубокого сна. Медитирующий практикует, пока не достигает состояния сияющей ясности, в котором все проявления видятся как игра ясности и пустоты (шуньята).
  3. йога сновидений (санскр. Свапнадаршана-Йога, тиб. mi lam), позволяющая сохранять осознание на стадии сна со сновидениями. Здесь применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области горла;
  4. йога иллюзорного тела (санскр. Майядэха-Йога, тиб. Гьюлу), посредством которой медитирующий учится видеть все проявления ума в состоянии бодрствования как иллюзорное тело Йидама. Применяется концентрация на энергетическском центре, находящемся в области лба;
  5. йога промежуточного состояния (санскр. Антарабхава-Йога, тиб. бардо), используемая для узнавания неразделимости ясности и пустоты (шуньята) в промежуточном состоянии между смертью одного тела и зачатием следующего;
  6. йога переноса сознания (санскр.Самкранти-Йога, тиб. pho ba), позволяющая использовать процесс умирания физического тела для достижения Просветления;

Основа, путь и цель этих йог — Махамудра.

Эти шесть упражнений предназначены для того, чтобы практикующий научился сохранять ясность сознания всегда, в каком бы состоянии ни находились тело и ум, в частности бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, медитация, умирание и период между смертью тела и зачатием следующего. Через ученика Наропы Марпу Шесть Йог были принесены в Тибет и широко распространились в буддийских школах «традиции нового перевода» — сакья, кагью и гелуг [2]

Йога Наропы

Шесть йог Наропы или Шаданга-йога-надапада ( “Шестиконечная йога Надапады”) — система практик, впервые объединённых Таликой (один из 84 махасиддх, также известный как Тилопада или Тилопа), но распространившихся под именем его ученика Надапады (или Наропа). Во времена расцвета тантрического буддизма в Индии существовали сотни систем буддийской тантры, большинство из которых относилось к высшему классу ануттара йога тантры. Видимо изначально, каждая тантра представляла собой законченный метод для достижения пробуждения,однако позднее йогины-махасиддхи стали комбинировать методы из различных тантр, для достижения наибольшей эффективности, что и привело к появлению таких систем как Шесть Йог Наропы, Шесть йог Сукхасиддхи и др. Говорится, что йога туммо и йога кармамудры, которая имеет дело с сексуальными практиками исходят из Хеваджра-тантры, йога иллюзорного тела — из Гухьясамаджа-тантры, йога ясного света — из Чакрасамвара-тантры, йога сновидений — из Махамайя-тантры, а две йоги — переноса ума и переселения сознания — произошли из Шри Чатухпитха-тантры. Впервые Шесть Йог объединил в единую систему йогин-махасиддхаТилопа. Согласно Тилопе, передача йоги Внутреннего Тепла идет от Сиддхи Чарьи, Иллюзорное Тело и Ясный Свет — от Нагарджуны, Йога Сна — от Лавапы, Перенос Сознания и Промежуточное Состояние — от Сукхасиддхи. Этот комплекс Тилопа передал своему ближайшему ученику — Наропе. Хотя практики, включённые в этот комплекс, впервые были введены в обращение не Наропой, они стали известны под его именем, так как именно его авторству принадлежит первое более-менее подробное письменное руководства по этим йогам — «Наставление по шести учениям»(санскр. Шаддхармопадеша). Хотя в этом сочинении была принята иная классификация этих йог, широко распространился следующий перечень:

1. йога внутреннего тепла (санскр. Чандали-Йога,тиб. gtum mo), базовая практика Шести Йог Наропы, в которой преобразуются привычные тенденции к жадности и привязанности и углубляется мудрость союза блаженства и пустоты (шуньята). В йоге внутреннего тепла применяется
концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка;
2. йога ясного света (санскр. Прабхасвара-Йога,тиб. ‘od gsal), в которой концентрация на энергетическом центре, находящемся в области сердца, применяется для тренировки осознавания в фазе глубокого сна. Медитирующий практикует, пока не достигает состояния сияющей ясности, в котором все проявления видятся как игра ясности и пустоты (шуньята).
3. йога сновидений (санскр. Свапнадаршана-Йога,тиб. mi lam), позволяющая сохранять осознание на стадии сна со сновидениями. Здесь применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области горла;
4. йога иллюзорного тела (санскр. Майядэха-Йога,тиб. Гьюлу), посредством которой медитирующий учится видеть все проявления ума в состоянии бодрствования как иллюзорное тело Йидама. Применяется концентрация на энергетическском центре, находящемся в области лба;
5. йога промежуточного состояния (санскр.Антарабхава-Йога, тиб. бардо), используемая для узнавания неразделимости ясности и пустоты (шуньята) в промежуточном состоянии между смертью одного тела и зачатием следующего;
6. йога переноса сознания (санскр. Самкранти-Йога,тиб. pho ba), позволяющая использовать процесс умирания физического тела для достижения Просветления; Основа, путь и цель этих йог — Махамудра.
Эти шесть упражнений предназначены для того, чтобы практикующий научился сохранять ясность сознания всегда, в каком бы состоянии ни находились тело и ум, в частности бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, медитация, умирание и период между смертью тела и зачатием следующего. Через ученика Наропы Марпу Шесть Йог были принесены в Тибет и широко распространились в буддийских школах «традиции нового перевода» — Сакья, Кагью и Гелуг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector