Йога в воспитании детей

Воспитание Ребёнка

У вас рождается ребёнок для того, чтобы вы помогли ему встретиться с кармой этой жизни. Ребёнок – это не ваше эго, это не ваш домашний питомец, и не замена любви. Ребёнок не имеет к этому никакого отношения. У вас рождается ребёнок, чтобы вы подготовили его к встрече с Вечностью.

Согласно стилю жизни организации 3HO (Здоровые, Счастливые, Благословенные), наши дети даны нам в дар и по духовному доверию. У родителей невероятно важная работа. Они являются первыми учителями. От этих первых учителей зависит, вырастет ли ребёнок уверенным и сильным или ментально и эмоционально неполноценным.

В первую очередь, дети учатся на примере. Это сверхчувствительные существа. Йоги Бхаджан описывает детей как «совершенных людей с мощной антенной, которая записывает каждую вибрацию из своего окружения – глубоко, целиком и полностью».

Когда мы обманываем их, они знают об этом. Когда мы противоречим себе, они знают об этом. Когда мы хитрим, они знают об этом. Ребёнок учится через импринтинг (запечатление). Мы можем запечатлеть в них только то, что мы сами практикуем и чем мы сами живем.

Ключ к воспитанию ребёнка, способ, описанный Йоги Бхаджаном, – это дать ребёнку ценности. В задачу родителей не входит говорить ребёнку, что делать. Задача родителей – научить ребёнка видеть разницу между правильным и неправильным и подарить ребёнку доверие к своей собственной идентичности.

«У вас нет права говорить ребёнку, что делать. Ребёнок имеет право знать, что хорошо и что плохо. Если вы научите ребёнка разбираться в том, что хорошо, а что плохо, ребёнок никогда не оставит вас. Не существует учеников лучше. Вы никогда не принимали ребёнка как Богом данного ученика. Вы воспринимали ребёнка как свою собственность. В этом ваша ошибка».

«Сначала мы используем детей для своей собственной безопасности, затем наши дети используют нас для собственной безопасности, и в жизни царит беспорядок. Подарите ребёнку их собственную безопасность: Истину и Бога. Не важно, обманывали ли вы себя, или вы вообще лгали в вашей жизни, или ваши родители обманывали вас. Просто ради Бога, говорите правду, ради детей, чтобы они могли понять, что истина существует – это Сат Нам. Подарите им их собственную истинную идентичность, и у вас появятся ангелы на Земле».

+7 (812) 425-31-71

О Воспитании Детей (Дети Кхалсы)

«Единственное, что нужно помнить, – это то, что всё приходит от Бога, и всё уходит к Богу. Всё приходит от Него и затем идёт обратно Домой».

Этим Учением с нами поделился Йоги Бхаджан. Это Учение можно рассматривать как основу всех других Учений, в нём прекрасно преподносятся знания о детях, о тех душах, которые воплотились в это тёмное время, чтобы принести Свет, Истину и Надежду на заре Эпохи Водолея.

Первый принцип, которому нас учил Йоги Бхаджан, состоит в том, что ни один родитель не должен считать ребёнка принадлежащим ему («этот ребенок – мой»). Ребёнок приходит от Бога и в итоге вернётся к Богу. Мы же выступаем в роли хранителей и опекунов, обеспечивая детей всем, в чем они нуждаются на физическом уровне, ментальном и духовном, чтобы задать им направление в сторону Бога.

Мать в роли Первого Учителя

Процесс обучения начинается задолго до рождения, и даже до зачатия. Находясь ещё в утробе матери, в эмбриональном состоянии, ребёнок учится через вибрации матери, он учится взаимодействию с самим собой и окружающей средой на примере её отношений.

Обучение на Примере

Легче всего ребёнок учится на примере. Если родители живут теми принципами, которым они желают научить ребёнка, никаких проблем не предвидится. Если же то, что говорят, не соответствует тому, что видит ребёнок, то он очень рано научится применению двойных стандартов, и тогда можно ожидать, что лицемерие станет неотъемлемой частью его жизни. Йоги Бхаджан говорил, что мы всегда должны говорить детям правду, в противном случае мы оскорбляем их, чрезвычайно несправедливо. На вибрационном уровне они в любом случае поймут, правда это или нет. Говорить правду и жить в Истине – это самое высшее знание, которому они могут научиться.

Первые 6 Лет Жизни

Первые три года жизни касаются изучения времени. «Пора идти спать» означает, что именно сейчас наступило время идти в кровать. Сказать это и продолжать разговаривать с кем-то следующие пять минут означает дать неверное представление о понятии «сейчас». Если ребёнок научится с уважением относиться ко времени, то позже он уже не попадётся в его ловушку. С трёх до шести лет с помощью сигналов можно намекать ребёнку на определённое действие, которое прежде уже было продемонстрировано. Вместо слов «Послушай, пожалуйста», можно поднести ладонь к уху. Такие намёки учат ребёнка ментальной обработке информации, уже изученной раньше, на более тонких уровнях и делают его более чутким и осознанным в окружающей среде.

Естественный Порядок Вселенной

Первые шесть лет жизни являются самыми важными для развития ребёнка. Обучаясь дисциплине, ребёнок очень рано начинает узнавать о естественном порядке вещей во Вселенной. Например, он узнаёт, что всё в космосе живёт благодаря существующему балансу между причиной и следствием: на каждое действие существует реакция. И опять, самым лучшим обучением здесь будет пример родителей. Нужно просто обязательно следовать тому, что говорится. Слова «Пожалуйста, сядь и покушай» означают, что нужно сесть и покушать. Если ребёнок так не делает, взрослый должен продемонстрировать действие. На таких примерах дети учатся очень многому, и прежде всего, ценности слова. И, кроме того, осознание существующего в мире порядка дает ребёнку чувство безопасности.

В процессе воспитания необходимо оказывать сопротивление негативности детей и направлять их энергию к Богу. В первые 3 года жизни родители задают направление воле ребенка, необходимо сформировать волю за первые 5 лет жизни. За первые 7 лет родители должны научить ребёнка самостоятельности, и за 11 лет – самоуважению. После 11 лет это всё – бесполезная трата времени. Если за эти годы дети не научились дисциплине, то, скорее всего, они бросят нас, также как мы бросили своих родителей.

У Всего Творения Один Творец

Нам были даны основы воспитания детей, прекрасный план! Основой нашей жизни является Эк Онг Кар – Единый Творец, создавший всё это Творение. Имея это знание, ребёнок будет понимать, как относиться к другим созданиям в его среде: «Творец – Один. Он создал меня, и Он также создал всё остальное. Я должен относиться ко всему и ко всем как к себе, как я бы относился к Богу». Очевидно, что такая осознанность и такое сознание – благословение для всего человечества. Назови этого Творца Богом или Аллахом, или Иеговой, или Сат Нам, или Истиной – это не важно. Любое из этих Имён относится к одному и тому же – Единому. Люди имеют право называть Создателя так, как им это нравится, и имеют право почитать Его так, как они это видят. Демонстрация этого помогает детям научиться толерантности и состраданию.

Всё Приходит От Бога

Мы можем приложить все вышеизложенное к учению, за которое очень благодарны Йоги Бхаджану, «Самая Великая Вещь этого Дня, и это единственное, что нужно помнить, что всё приходит от Бога, и всё возвращается к Богу». Всё приходит от Него и потом возвращается обратно Домой. Благодаря этому космическому закону дети станут бесстрашными и не будут бояться даже смерти. В конце концов, чего тут бояться? Страх приходит от неосознанности. А осознание того, что энергия, из которой всё создано, приходит от Бога, и что всё, что окружает нас и поддерживает нас, тоже приходит от Бога, и что когда цикл завершается, то всё опять идет обратно к Богу, сливается воедино и затем снова перераспределяется так, как Он это видит — это даёт подрастающему человеку веру и доверие к Создателю, и у него всегда будет надежда на лучшее, даже в самые трудные времена.

С. Сантокх Каур Кхалса

Источник «Человек по имени Сири Сингх Сахиб», стр. 240-242.

Перевод на русский язык Екатерины Резниченко

Воспитание ребёнка — статья Свами Шивананды*, часть 1

Воспитание должно способствовать формированию твёрдого и безупречного во всех отношениях характера.

Чем раньше начнётся воспитание ребёнка, тем меньше проблем вам придется решать впоследствии. Вам почти не придётся ругать ребенка. Примерно в начале возраста освоения речи необходимо начать прививать ребёнку здоровые с а м с к а р ы (привычки).

Родителям следует относиться к появлению ребёнка как к величайшему сокровищу, доверенному им самим Богом. Нет жертвы, которая была бы слишком велика во имя надлежащего воспитания ребёнка.

Многие дети шалят, не хотят ложиться спать, и матери их пугают: «Смотри, вот придёт привидение и тебя заберёт!» Этого делать не стоит. Любые запугивания, как опасный яд, нужно держать подальше от детей. Дети не должны знать страха.

Помогайте подрастающему поколению

Любознательность – это природное качество ребёнка. Любые знания человек получает как результат своей любознательности. То, что часто кажется шалостями, на самом деле есть проявление детской любознательности. Ребёнок стремится к познанию, к изучению. Ребёнок отказывается спать ночью и продолжает задавать вам вопросы – вы раздражаетесь! Но, напротив, вы должны бесконечно этому радоваться и стараться ответить на вопросы с умом, чтобы удовлетворить детское любопытство. Если вопросы касаются запретных тем, разумеется, родители должны уметь остроумно повернуть разговор в нужное русло.

Даже если маленький ребёнок пока не понимает глубокого значения слов, все равно рассказывайте ему воодушевляющие истории со смыслом, пойте колыбельные духовного содержания. Старайтесь избегать негативных мыслей, слов и действий в присутствии ребёнка. Старайтесь показывать ему положительный пример и передавайте ему свои духовные практики.

Родителям не следует выяснять свои отношения или осуждать действия других людей в присутствии ребёнка. Старайтесь оградить ребёнка от проявлений вульгарности и нечистых выражений. Проявляйте максимум поддержки, любви и доброты, на которые вы способны.

Дисциплина и любовь

Вышесказанное не значит, что ребёнку нужно ваше слепое обожание. Вместе с тем, как ребёнок растёт, учится ходить, говорить, играть, необходимо также прививать ему дисциплину. Дисциплина и любовь должны идти рука об руку. Её нельзя добиться запугиванием или другими негативными действиями. Вдумчиво, с любовью, старайтесь донести до ребёнка понимание того, что дисциплина приносит успех и процветание. Если ваши шаги по воспитанию ребенка были правильными, вам никогда не придется прибегать к наказаниям. Ребёнок сам с готовностью будет вас слушаться. А ваша помощь ребёнку в здоровом выборе друзей и окружения поможет избежать многих проблем.

* Прим. переводчика : автор статьи — Свами Шивананда Сарасвати (1887-1963) — врач, монах, аскет, йогин. Написал более 200 книг о йоге и явился вдохновителем для основания множества школ, больниц и ашрамов как в Индии, так и за ее пределами.

Воспитание детей. Секрет йогов и йогинь

  • Воспитание детей. Секрет йогов и йогинь
  • Йога и вегетарианство
  • Карма Йога как основа социального благополучия

Главное, чем руководствуются родители-йоги по отношению к ребенку, это принцип свободы. Не стоит путать с вседозволенностью! Это уже крайность. А любые крайности йога не приемлет.

Другая крайность — это тотальный контроль. В семье, где практикуют такой стиль воспитания, каждый шаг ребенка отслеживается, никакой свободы, все просчитано родителями заранее. Зачастую на многие годы вперед. В такой ситуации ребенок не имеет ни малейшего шанса проявить свою природу, не говоря уже о том, чтобы гармонично ее развивать!

Почему принципу свободы уделяется такое значение именно в семье йогов? Потому что люди, которые сами практикуют древнее знание, свободу считают наивысшей ценностью. А ребенка, который у них родился, никогда не будут считать своей собственностью. Они осознают, что ребенок это душа, которая пришла к ним, и она уже имеет свою природу. Ей надо помочь раскрыть тот потенциал, который уже имеется.

В йоге также говорится о том, что тем фактом, что душа родилась именно в вашей семье, она делегировала вам полномочия направлять ее. Также нашей задачей является оберегать ребенка от совершения глупостей, а еще от того, что может ему навредить.

В определенных ситуациях будет необходимо проявить строгость, применить наказание. На каждую ситуацию в воспитании родители-йоги смотрят с позиции, как повлияет на свободу самого ребенка то или иное поведение, тот или иной поступок. Нам следует оберегать малыша, но не навязывать и не приказывать ему!

Важно уметь подружиться с ребенком. Чтобы этого добиться, необходимо быть на равных, т.е. уважать жизненную позицию и выбор ребенка, принимать его таким, какой он есть. Если ребенок проявляет интерес в определенных сферах, нужно помочь ему раскрыть себя в них. Таким образом, можно узнать, в чем талантлив ребенок, к чему стремиться его душа.

Уметь договориться с ребенком, стать ему другом бывает не просто, но очень важно в семейных взаимоотношениях.

Йога в воспитании детей

В наше время в воспитании детей слишком много времени уделяется внешнему. В погоне за развитием способностей мы перестаём обращать внимание на суть, на развитие внутренних качеств, которые делают человека человеком.

Дать знания необлагороженному, бездуховному человеку — это всё равно, что дать саблю сумасшедшему!

Я как раз из числа тех мам, которые ещё до рождения ребёнка стали изучать тему воспитания и психологии в поисках идеального рецепта. Как только первый ребёнок родился, началась гонка за достижениями: раньше сеть, раньше встать – пойти – побежать – начать говорить и т. д. Методик сейчас масса, каждая «самая правильная». А вдруг до года не успею, а «после трёх уже поздно». Времени не хватало, но «если не я, то кто же?». Такая гиперответственность отбирает много сил. Но результат не всегда соответствует ожиданию. Очевидно, что ребёнок растёт и развивается по какой-то своей программе. Со вторым ребёнком все эти процессы ещё больше подтвердились, т. к. то, что действует с одним, со вторым частенько не прокатывает.

Был один случай, который помог пересмотреть мой взгляд на родительство. В кризисных ситуациях без веры в высшие силы, карму и реинкарнацию, как мне кажется, можно сойти с ума, если считать, что только твои действия определяют исход событий. Когда дети заболели коклюшем, младшей дочке было 3 недели. Это самый опасный возраст для данной болезни. Причём пик болезни наступает через несколько недель. То есть неизвестно, как будут развиваться события, и можно только ждать. Старшая дочка тоже болела, но с ней было проще, так как она заболела раньше, и, пока я поняла, что это за болезнь, пик уже прошёл. А с младшей – режим ожидания. Бессонные ночи: слушаешь, дышит ли ребёнок. Ежедневный подъём в 4 утра и прогулка к озеру – дышать влажным воздухом. И отсчёт каждой минуты в ожидании. В этот момент происходила серьезная работа над собственными переживаниями, поиском причин и стремлением принять ситуацию. Чему научила меня эта ситуация? Ни идеальные беременность и роды, ни питание и образ жизни не спасут, если есть карма чему-то случиться. У каждого человека в жизни свои уроки и учителя. Ещё я ощутила неповторимую энергетику ранних подъёмов, но сейчас не об этом.

В общем, не всегда действия родителя «во благо» ребёнка могут гарантировать это благо. Но я не о том, что нужно всё бросить и ничего не делать. Моя роль как родителя — работать над собой. В моём случае ЙОГА — это идеальный путь развития себя, в том числе и как родителя.

Детская йога

Речь не только о физических упражнениях. Изучение законов кармы и реинкарнации дают иной взгляд на происходящее вокруг, другое отношение к событиям в твоей жизни и в жизни окружающих людей (в том числе детей). Появляется иной взгляд на ребёнка. Это не чистый лист, который надо чем-то заполнить. Это не «цветок жизни», которым нужно наслаждаться. Это —личность, которая имеет свой накопленный опыт и пришла в этот мир с задачами, не зависящими от наших планов. И моя роль в воспитании, повторюсь, — работать над собой, вести здравый образ жизни. И тогда в будущем, столкнувшись с иной реальностью, ребёнок сможет сделать свой выбор.

Мощным инструментом являются внутренние практики. Занимаясь по утрам, я чувствую, как меняется моё внутреннее состояние и как сильно это сказывается на здоровье и поведении детей.

ЯМА и НИЯМА. Прежде всего. С этих этически-нравственных принципов начинается йога. Изучить эти принципы достаточно легко, гораздо сложнее вводить их в свою жизнь и практиковать. Если говорить об этих понятиях с точки зрения родительства, то тут другая ответственность в отношении воспитания. Такой подход отнюдь не лёгкий, но, как мне кажется, он наиболее правильный. Ведь волшебных пилюль не бывает. Без личного примера странно надеяться, что дети вырастут такими, как мы хотим.

В заключение приведу здесь отрывок из размышлений Льва Николаевича Толстого, который очень созвучен мои мыслям. «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя» (Письмо к Ф. А. Желтову. 18 декабря 1895).

Почему стоит отвести ребёнка на йогу?

С какого возраста малышу можно заниматься йогой? Чем она полезна для здоровья, с какими заболеваниями помогает справиться и как развивает духовный мир ребёнка? Об этом мы поговорили с сертифицированным преподавателем детской и подростковой йоги, мастером спорта, инструктором ЛФК с опытом работы более 20 лет, Татьяной Грек.

«25 лет я проработала учителем физической культуры и знаю, что в школу приходит 90% первоклашек уже с нарушением здоровья. В основном, это различные нарушения опорно-двигательного аппарата, плоскостопие, проблемы со зрением, гиперактивность и т.д. Поэтому детей на йогу стоит отдавать в раннем возрасте в профилактических целях. Если нарушения здоровья уже имеются, то преподаватель йоги разрабатывает индивидуальные занятия исходя из имеющихся заболеваний. Так, например, для ребёнка, страдающего астматическими приступами, мало укрепить позвоночник, с ним нужно проработать именно его проблему».

По уставу Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Именно в комплексе, в тесной взаимосвязи физического тела и духа, рассматривали йогу её основатели. По их мнению, умственная работа и эмоциональное состояние напрямую зависят от состояния тела. Тело, тренированное определённым образом, представляет собой максимально плодотворную почву для работы нервной системы, эндокринных желёз — тех структур, которые осуществляют в организме интегративные функции. Регулярные занятия йогой влияют на психоэмоциональный фон, нервная система становится более крепкой, более устойчивой к стрессам, легче адаптирующейся к жизни.

Психика ребёнка очень ранима. Как же малышу помогают занятия йогой? На занятиях мы разговариваем на темы общечеловеческих ценностей, учимся реагировать на различные стрессовые ситуации, справляться с трудностями в общении, принимать себя, учимся снимать «агрессивные состояния». Регулярные занятия йогой развивают дисциплинированность, целеустремлённость. Применение техники правильного дыхания способствуют улучшению эмоционального фона, ослаблению стресса. Под влиянием йоги заметно повышается стрессоустойчивость. В итоге различные жизненные перипетии уже с трудом могут вывести из состояния душевного равновесия. А если такое и происходит, то ребёнок гораздо быстрее приходит в себя и с наименьшими потерями».

Есть ли противопоказания для занятия детской йогой?

«Я считаю, что противопоказаний к занятиям йогой нет. Но стоит вместе с ребёнком обсудить, какую пользу принесут ему эти занятия, или попросить инструктора рассказать об этом. Посетите первое занятие вместе с ребёнком (если ребёнок не против). И потом совместно решите, стоит ли заниматься. Разные инструкторы ведут занятия по-разному: одна методика может не вызвать восторга у малыша, а другая, наоборот, ему понравится.

Как правило, приводят на занятия детей прежде всего те родители, которые сами занимаются йогой. Следующая категория — по показаниям здоровья. Сейчас многие врачи рекомендуют заниматься йогой. К сожалению, многие родители и не знают, что такие занятия проводятся».

С какого возраста отдавать ребёнка на йогу?

«Мой учитель рекомендует самостоятельно заниматься детям с 6 лет. Это период, когда дети становятся более самостоятельными, начинают готовиться к школе, многие идут в 1 класс, нагрузки возрастают. Здорово, если дети более младшего возраста занимаются вместе с мамой, папой. Такие занятия не только физически укрепляют, но и помогают в общении, сближают.

Существует и беби-йога, она для малышей до 1 года. Это особый вид йоги, предназначенный для занятий родителей с детками с самого рождения. Упражнения ориентированы на развитие и общее благополучие ребёнка с момента рождения до года и чуть старше, а также на эмоциональное и физическое здоровье матери.

На занятиях йогой с малышами до 3 лет мы используем упражнения, которые помогут ребёнку сформировать образы: «потянись, как кошечка», «посиди, как лягушка», «постой, как дерево» и т.д. Мамы помогают малышам, используются игрушки, звуковые инструменты. Для детей с 3 до 6 лет уже используются целые комплексы упражнений, но также в игровой форме разыгрываются сказки, названия асан меняются. Применяются картинки «йога азбуки». Дети в этом возрасте уже занимаются самостоятельно, без родителей».

Можно ли совмещать йогу с другими видами спорта?

«Даже нужно! Это реальная профилактика серьёзных заболеваний, особенно для тех, кто занимается спортом профессионально. Много лет я сотрудничаю со школами бальных танцев. Большие физические нагрузки в данном виде спорта и перенапряжения гармонизируются занятиями йогой, повышая стрессоустойчивость, снимая напряжения, особенно перед выступлениями».

Йога в воспитании детей

Йога и дети

В наше время йога является не только популярным занятием, но и предметом полемики, так как многие считают, что заставлять детей выполнять сложные гимнастические элементы достаточно опасно и бессмысленно. Другие говорят о том, что детей следует приучать к йоге чуть ли не с рождения.

Сегодня мы разберёмся, что собой представляет детская йога, и полезна ли она для детей. Выясним, в каком возрасте организм ребёнка готов к выполнению простых элементов, и нужна ли предварительная подготовка.

Особенности: можно ли йогу детям

Для начала стоит разобраться, полезна ли йога для детей, и можно ли ею заниматься самым маленьким. Поговорим также о том, что собой представляет детская йога. По сути, детская йога является набором простых гимнастических упражнений, которые призваны помочь ребёнку размять тело, нормализовать дыхание, а также выплеснуть скопившуюся энергию.

Детский вариант (Йога и дети) отличается от взрослого тем, что он не способен травмировать ребёнка, а нагрузка на кости и мышцы сводится к минимуму, поэтому гимнастические упражнения подходят даже для слабых и больных детей. Многие родители задаются вопросом, можно ли заниматься йогой с детьми, ведь нужно не только знать упражнения, но и уметь правильно объяснить принцип выполнения.

Если вы новичок в этом деле, то заниматься на дому — не лучший вариант, так как минимальный шанс травмировать малыша всё же существует, тем более занятие предваряет подготовка, которую вы вряд ли сможете провести. Именно по этой причине лучше вести малыша к инструктору, который не только хорошо знает все асаны (упражнения), но и сможет подготовить малыша к занятию, позаботиться о правильном выполнении, а также сможет вовремя заметить проблемы со здоровьем, если таковые возникнут.

Чем полезна йога для детей

Любое занятие должно приносить какую-либо пользу, поэтому далее мы разберёмся, чем полезна йога для малышей, и какому чаду подобное времяпровождение будет особенно полезным. Сразу стоит сказать о том, что асаны направлены не только на улучшение состояние тела, поэтому ребёнок получает не только физическое, но и умственное развитие.

Регулярные занятия улучшают осанку, ускоряют кровообращение, а также положительно влияют на гибкость. Улучшается моторика суставов, конечности получают достаточное количество крови, наполненной кислородом, что предупреждает развитие заболеваний, вызванных сидячим образом жизни.

Малыш работает не только мышцами, но и головой. В процессе выполнения асан он тренирует память, так как запоминает последовательность движений. Также существует много игр, которые требуют от ребёнка «подключения» воображения, чтобы правильно выполнить асану.

Йога и воспитание детей

В наше время в воспитании детей слишком много времени уделяется внешнему. В погоне за развитием способностей мы перестаём обращать внимание на суть, на развитие внутренних качеств, которые делают человека человеком.⚡⚡

В общем, не всегда действия родителя «во благо» ребёнка могут гарантировать это благо. Но я не о том, что нужно всё бросить и ничего не делать. Моя роль как родителя — работать над собой. В моём случае ЙОГА — это идеальный путь развития себя, в том числе и как родителя. ‍ ‍

Речь не только о физических упражнениях. Изучение законов кармы и других аксиом устройства этого мира, дают иной взгляд на происходящее вокруг, другое отношение к событиям в твоей жизни и в жизни окружающих людей (в том числе детей).

Появляется иной взгляд на ребёнка. Это не чистый лист, который надо чем-то заполнить. Это не «цветок жизни», которым нужно наслаждаться. Это —личность, которая имеет свой накопленный опыт и пришла в этот мир с задачами, не зависящими от наших планов. И моя роль в воспитании, повторюсь, — работать над собой, вести здравый образ жизни. И тогда в будущем, столкнувшись с иной реальностью, ребёнок сможет сделать свой выбор. ✅✅

Мощным инструментом являются внутренние практики. Занимаясь по утрам, я чувствую, как меняется моё внутреннее состояние и как сильно это сказывается на здоровье и поведении в моем окружении.

ЯМА и НИЯМА. Прежде всего. С этих этически-нравственных принципов начинается йога. Изучить эти принципы достаточно легко, гораздо сложнее вводить их в свою жизнь и практиковать. Если говорить об этих понятиях с точки зрения родительства, то тут другая ответственность в отношении воспитания. Такой подход отнюдь не лёгкий, но, как мне кажется, он наиболее правильный. Ведь волшебных пилюль не бывает. Без личного примера странно надеяться, что дети вырастут такими, как мы хотим.

В заключение приведу здесь отрывок из размышлений Льва Николаевича Толстого, который очень созвучен моим мыслям.

«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя» (Письмо к Ф. А. Желтову. 18 декабря 1895).

#НатальяСат #йоганидра #крияйога #хатхайога #медитация #релаксйога#йогадляначинающих #йогаснуля #практикайоги #занятияйогой #релакс#расслабление #йогасорока

1.8. Что еще важно в воспитании детей (советы)

1.8. Что еще важно в воспитании детей (советы)

На своем веку я много встречал разных серьезных людей.

Я долго жил среди взрослых.

Я видел их совсем близко.

И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Антуан де Сент-Экзюпери

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Очень часто родители хотят, чтобы ребенок был таким, каким его хотят видеть они, не задумываясь над тем, что ему этого может совсем не хотеться. Каждый ребенок имеет право быть самим собой, хочется этого родителям или нет. Все попытки переделать ребенка по своей модели в конечном смете обречены на провал, ибо они сопряжены с насилием, а насилие может привести только к другому насилию: в данном случае насилие родителей приводит к тому, что ребенок совершает насилие над собой. Последствия такого насилия рано или поздно проявятся в виде невроза, подавленности, излишней скромности или, напротив, развязности и т. п. Тут следует оговориться, что принятие вовсе не означает одобрения, есть такие вещи, которые одобрить никак нельзя, к примеру, проявления жестокости, презрения к людям и т. д. Но только приняв подобные качества в своем ребенке, можно помочь ему от них избавиться (если, конечно, он сам этого захочет — а для того, чтобы он захотел, придется постараться).

2. Не считайте ребенка своей собственностью. Ни один человек не может быть собственностью другого, даже если это закреплено юридическими или социальными узами (институт рабовладения).

Думаю, что это понятно всем, но как много можно привести приме ров, когда родители ведут себя так, будто ребенок является их собственностью. Постарайтесь отслеживать у себя «собственнические отношения» к ребенку и, приняв их в себе (без этого избавиться от них невозможно), постепенно их устранять.

Росс Кэмпбелл пишет: «Конечно, в какой-то степени чувство собственности по отношению к своему ребенку развито у каждого родителя. Но мы должны быть начеку и 1) осознавать, что у нас есть чувство собственности; 2) отделять это чувство от подлинной заботы об общем благополучии ребенка; причем особенно это связано с необходимостью развивать независимость и умение полагаться на самого себя; 3) родители все время должны не только помнить, что у них может появиться такое чувство собственности, но и уметь в каждый момент поймать и погасить в себе этот собственнический инстинкт; 4) всячески сопротивляться его пагубному влиянию».

3. Использование самых лучших методик воспитания ничего не даст, если нет любви, честности, терпения и некоторых других качеств.

Если мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку или по отношению к другим людям), то скорее всего он заметит (сознательно или же подсознательно) несоответствие между нашими словами и делом.

Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует гораздо сильнее многочасовых чтений морали. В психологии есть такой термин: «незаметное воспитание» — это и есть воздействие на ребенка обстановки в семье, поведения родителей в той или иной ситуации, их отношения к ребенку, их эмоциональных и энергетических состояний. Подмечено, что «незаметное воспитание» влияет на ребенка больше, чем «заметное»- психологи заявляют: «Слова не воспитывают, дети становятся такими, как их родители, только еще хуже». Отсюда вывод: детям надо показывать, как жить, а не рассказывать и тем более не читать мораль.

4. Уважайте своего ребенка. Каждый человек, независимо от того, какие качества характера ему присущи, заслуживает уважения — ведь в каждом из нас есть частица Божественного. Уважая другого человека, мы уважаем именно эту Божественную частицу, а не какие-либо другие качества, которым мы симпатизируем или, напротив, «на дух не переносим». Дети заслуживают не меньшего уважения, чем взрослые, а может быть, даже большего, ведь взрослый человек более-менее психологически защищен от разного рода проявлений неуважения, чего нельзя сказать о детях.

Максим Максимов пишет[4] «… задача родителей понять: то, чем сейчас занимается их ребенок, необычайно важно, даже если им кажется, что это не так. Вот ваш сын подходит к вам и говорит: „Папа, давай поиграем“. А вы в это время заняты каким-то другим делом — читаете, смотрите телевизор. Естественно, если вы скажете: „Ты видишь, я сейчас занят, давай поиграем попозже“, — ребенку это будет неприятно, но он поймет вашу занятость и с уважением к ней отнесется. А теперь представьте себе, что ребенок занимается каким-либо совершенно бессмысленным, с вашей точки зрения, делом, например, берет игрушку, запихивает ее под кровать и вынимает опять. Этим делом он может заниматься несколько часов подряд. Подходит мама и говорит: „Бросай валять дурака, пора обедать“. Что будет, если ребенок ответит вам: „Ты видишь, я занят! Я приду попозже?“ А ведь то, чем он занят сейчас, самое важное в его жизни. Естественно, он ожидает от вас того же уважения к своему „я занят“, какое он испытывает к вашему „я занят“».

5. Не относитесь слишком серьезно к процессу воспитания и своей роли в нем. Пусть это будет вашей игрой — с самим собой, с миром, с детьми. Не должно быть воспитания только ради воспитания.

6. Одна крайность — это не обращать вообще внимания на воспитание своих детей. Другая — заниматься только этим и больше ничем. В идеале должна быть середина — уделять необходимое внимание воспитанию, но и не забывать и о себе, и о своей жизни.

7 Воспитание без чувства юмора, и особенно по отношению к себе, даже при использовании наилучших методик, может привести к печальным последствиям.

8. Старайтесь, объясняя что-либо ребенку, не «разжевывать» все до конца. Лучше немного недосказать, чтобы дать возможность ребенку самому сделать открытие. Пусть он сам «откроет Америку».

9. Предоставляя ребенку свободу в развитии, оставайтесь требовательными, но не к результату того, что делает ребенок, а к процессу (иначе в случае неудачи, за которую к тому же еще и ругают или наказывают, негативная реакция на это может остаться в подсознании на всю дальнейшую жизнь и хорошо еще, если не разовьется «комплекс неудачника»).

10. Помните об индивидуальном подходе. Нет и никогда не было двух одинаковых людей, а значит, любую методику воспитания необходимо применять с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

11. Индивидуальный подход к воспитанию ребенка невозможен без творческого отношения к процессу воспитания. Творчество в воспитании, естественно, не означает бездумный отказ от всего того, что есть в арсенале современной педагогики и детской психологии, однако критический подход в данном случае будет уместен, ибо, как уже было показано в главе 1.4. Общие принципы воспитания гармонично развитого ребенка, большинство методик воспитания построено на так называемых негативных принципах. Заменить негативные принципы на позитивные — вот довольно сложная, но, надеюсь, интересная творческая задача.

12. В подтверждение того, что не все в современной педагогике так уж плохо, отмечу, что все системы обучения и воспитания предполагают следование двум важнейшим принципам — последовательности и постепенности, иными словами, своевременности. Своевременно заняться чем-либо с ребенком или же так же своевременно ему что-либо объяснить не так уж и легко, как кажется, особенно если об этом не задумываться. Вот и получается порой, что что-то ребенок получает раньше времени (и не может применить), а что-то с опозданием (и ему это уже не интересно).

Детская йога: плюсы и особенности практики

Йога вошла в наш повседневный ритм жизни сравнительно недавно. Количество людей, желающих с максимальной пользой усовершенствовать тело и разум, неуклонно растет. Через некоторое время после начала практики йога-новички начинают отмечать поразительный терапевтический эффект: тело лучше слушается, мышцы просыпаются, нервная система укрепляется. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Не удивительно, что многие из практикующих йогу родителей задумываются о том, можно ли их детей приобщить к этому виду физической нагрузки. Современная педиатрия ответит на этот вопрос положительно, но с некоторыми оговорками. Давайте рассмотрим подробнее.

Плюсы детской йоги:

  • в отличие от многих других видов физической нагрузки, йога максимально бережно относится к растущему организму: минимизирован риск травм мышц, костей и суставов;
  • упражнения помогают развить координацию и гибкость;
  • немаловажно то, что йога способствует формированию правильной осанки, это особенно актуально для детей дошкольного и школьного возрастов;
  • йога помогает развить концентрацию и внимание. Гиперактивные дети со временем учатся самостоятельно успокаиваться, становятся более усидчивыми и сосредоточенными;
  • в психоэмоциональном плане йога помогает формировать адекватную оценку самого себя. Так излишне скромные, замкнутые и тревожные дети начинают лучше понимать свои возможности и становятся увереннее;
  • существует отдельная практика детской йоги с элементами нейрокоррекции, которая сконцентрирована на работе с различными неврологическими особенностями в развитии ребенка.

Особенности детских занятий

Поскольку детский организм активно растет и формируется, то есть ряд особенностей во время практики:

  • Детям до четырнадцати лет не рекомендуются перевернутые асаны и полностью исключаются стойки на голове, чтобы исключить риск травм неокрепшего позвоночника.
  • Нет упора на дыхательные практики, так как дети малого возраста еще не способны осознанно контролировать данный процесс.
  • Все занятия проводятся в игровой форме. Дети любят копировать животных, поэтому с удовольствием осваивают асану «лягушки» или «собаки мордой вниз» — это весело и дополнительно развивает воображение.

Как мы видим, занятия йогой только положительно скажутся на развитии вашего чада. Осталось понять: с какого возраста можно начинать? Во многом здесь стоит ориентироваться на самого ребенка. Если он внутренне готов к социализации (примерно возраст от 3 лет), у него нет острых болезненных состояний, в том числе ОРЗ и ОРВИ, то можно начинать. Конечно, нелишним будет дополнительно проконсультироваться с лечащим педиатром и неврологом.

Ссылка на основную публикацию