Йогин Тилопа (988-1069)

ТИЛОПА (988-1069) — песни Освобождения!

Тилопа (988-1069)Мастер Адвайты из Удияны, считается в Тибетском буддизме основателем линии Карма Кагью, хотя ни он ни его ученик Наропа в Тибете вроде и не были… Вот их ученик Марпа-переводчик и еще более известный прдолжатель ветви преемственности Миларепа были из Тибета…

На востоке Тилопа достиг Освобождений, когда толок семена кунжута.

Он спел такую песню:
Невежды не знают,
Что масло — суть семени кунжута;
Также, не зная ветвей взаимозависимости,
Они не могут вылушить их сущность.
Подобно этому, мудрость
Живет в сердце каждого живого существа,
Однако ее не дано осознать,
Если она не указана Ламой.
Давление на скорлупу кунжута
Высвобождает его сущность;
Так и смысл нашей сущности
Раскрывается в наставлениях Ламы.
Превращенный в одну природу,
Он неделимость всех предметов.
Кьехо!
Чудесно видеть ясно в такой момент
Глубину смысла,
До которого другие пути далеки,
Нет надобности в мудрости противоядия,
Нет пути или этапов, которые необходимо пройти;
Нет цели, которую нужно достичь.

А это для всех глубоких и вдумчивых.
«Доха-Сокровище»

Почтение славному Ваджрасаттве!
Почтение махамудре, неизменному самосознаванию!

Составляющие элементы и чувства восприятия
Возникают и растворяются в природе махамудры, —
Простоте, ни существующей, ни не-существующей.
Вне деятельности ума это не может быть разыскано —
Вне этой совершенно обманчивой природы,
Поскольку нет там ни начала, ни конца.

Что бы ни имело место в сфере активности ума,
Это не может быть названо истинной природой,
Это не может быть показано гуру и принято учеником.
Не думай об этом как об уме или не-уме.
Отказываясь от многого и понимая это как единственность,
Ты будешь пойман привязанностью к единственности в ловушку.

Я, Тило, не имею никаких учений.
Ни обитая в уединении, ни вне уединения,
Ни с широко открытыми глазами, ни с закрытыми,
С умом ни выдуманным, ни невыдуманным.
Через постижение того, что естественность — не ментальная
активность,
В простоте реальности какая бы мысль не испытывалась,
Когда ты распознаешь ее как обманчивую, — просто оставляй ее.
Там нечего разрушать или сохранять, приобретать или утрачивать.

Не пребывай в лесном аскетизме.
Блаженство не наступает вследствие купания и очищения.
Освобождение не приобретается преклонением.
Через осуществление ни принятия, ни отказа
Подлинное самоосознание вырастает как плод.

Достигнуто это — и нет нужды думать о пути.
Мирские дураки могут разыскивать это где-то еще,
Но через отделение от надежды и страха возникает блаженство.
Когда самоцепляние ума укрощено,
Дуалистические явления — в совершенном бездействии.

Не думай, не представляй, не исследуй,
Не медитируй, не действуй, не имей надежды и страха.
Когда такая ментальная активность самоосвобождена,
Первоначальная природа реальности постигается.

Содержание

Обучался в монастыре, но, получив указания от дакини, ушел и стал вести странствующий образ жизни. Сначала он зарабатывал себе на жизнь, занимаясь помолом семян кунжута (‘Тил’ на санскрите) для выжимки масла — это дало ему имя, под которым он сегодня известен. Как это всегда бывает, однажды он понял, что все в мире — тленно, и что единственное, существующее всегда и везде — только ум. Он решил отправиться к учителям, обладавшим подлинными передачами — реализовавшим себя тантрическим мастерам, получил поучения и сам стал держателем всех линий, возможно, единственным в то время.

Учение Будды Ваджрадхары


После того, как Тилопа сам стал тантрическим мастером, он медитировал в двух пещерах. Так как он хотел достичь реализации прежде всего на энергетическом уровне ума, он привязал себя тяжелой цепью, чтобы не опрокинуться во время длительной медитации. У красной ленты йогина, которую можно заметить на изображениях других великих мастеров, назначение то же. Тилопа упражнялся так много лет и встретил затем, как это традиционно описывается, ум всех Будд в форме Изначального Будды Ваджрадхары. В этот момент он слился с ним, все границы между внутренней и внешней истиной растворились, и его ум перестал быть ограниченным временем и пространством, Тилопа осуществил Пробуждение от сна неведения. Он получил прямую передачу Махамудры и других учений от Будды Ваджрадхары (тиб. Дордже Чанг), который стал его коренным гуру.

Тилопа и Наропа

Основополжник традиции Кагью

Львы Будды

Телопа делал кунжутное масло и торговал им в Салипутре, цены были на него высокие, и купец быстро богател и процветал как Кубера. Подобно царю, «он заказывал себе восемьдесят четыре сорта овощей и фруктов, двенадцать блюд горячего, не забывая про пять напитков».

Однажды Телопа встретил ученого Бахану, который поведал ему о страдании, заключенном в сансаре, и о средствах спасения. Телопа проникся доверием и просил дать ему наставления в Дхарме. Йогин понаблюдал за работой Телопы, выжимавшего масло, и сказал: «Случай все увеличивает твое богатство, но он не принесет свободы тебе самому». » А как же найти свободу, учитель ?» — спросил торговец. И йогин дал ему посвящение и наставления, как выработать свой независимый свет в окружающих сумерках и толчее:

Выжми масло своих привычек,
из ядер семян кунжута, своего собственного тела,
и наполни им сосуд ума.
Сделай фитиль из неразделимости опыта и пустоты,
как сворачивают его из двух шнуров.
Поднеси его к пламени знания,
и все обернется к тебе.
Освобождение — высшая радость,
и неразрушимое счастье.

В тексте «Львы Будды» говорится, что усердно медитируя и осуществив соединение стадий pазвития и завершения, торговец обрел сиддхи за шесть лет. Свет устремился из его тела и заполнил пространство вокруг. Это многие видели, и весть об этом дошла до царя. Тот был поражен, и увидев Телопу тоже пережил постоянную радость. Другие тоже почувствовали доверие к Дхарме. Купец же давал наставления, говоря об образе их жизни и о пустотной природе сущего. Спустя много лет, окруженный учениками, он ушел в ясный свет».

Изречения Тилопы

Не жди будущего – позволь ему наступить. Не усложняй – пусть происходит то, что происходит. »
Примечания:

Йога-лагерь Аура, часть 3. Гуру и Учителя.

Линия Кагью произошла от великого йогина Тилопы (988—1089), который жил в Северной Индии. Тилопа получил четыре особые тантрические передачи и в совершенстве овладел ими. Именно поэтому название Кагью иногда интерпретируется как сокращение от «кабаб жии гью па» — Линия Четырёх Передач.

Несмотря на то, что имеют место некоторые расхождения в исторических источниках относительно того, какие мастера связаны с той или иной из четырёх передач, большинство соглашаются с тем, что первая из четырёх исходила от Нагарджуны и состояла из двух тантр, «Сангва Дюпа Тантры» (Санскр: Гухьясамаджа) и «Денши Тантры». Она также включает в себя практики, называемые Иллюзорное Тело и Перенос Сознания – Пхова.

Вторая особая передача пришла от Накпопы и включала тантру под названием Гьюма Ченмо (Санскр: Махамая), а также практику Осознанного Сна.

Третья особая передача пришла от Лавапы. Она включает в себя Демчок Тантру (Санскр: Чакрасамвара) и практику Ясного Света.

Четвёртую передала Кхандро Калпа Зангмо, и она включает тантру, известную как Гьепа Дордже (Санскр: Хеваджра) и практику Внутреннего Тепла – Туммо.

Эти учения Тилопа передал Наропе (1016—1100), и они были систематизированы как Шесть Йог Наропы, которые считаются одним из центральных учений в Линии Кагью. Наропа передал свои знания Марпе (1012—1097), великому переводчику, который трижды приезжал из Тибета в Индию за наставлениями, и, вернувшись впоследствии в Тибет, распространил учения Дхармы там.

Его ученик, Миларепа (1052—1135), стал одним из величайших йогинов Тибета. Посредством настойчивости в практике Махамудры и Шести Йог Наропы, он обрёл глубокую реализацию абсолютной природы реальности.

Передачу Миларепы продолжил Гампопа (1079—1153), врач из Дагпо. Он проходил обучение в традиции Кадампа, которая является постепенным путём, включающим так называемые учения Лам Рим. Он также встретился с Миларепой и достиг реализации абсолютной реальности под его руководством. Он основывал монастыри, много учил и обрёл много учеников. Четверо из его учеников основали четыре основные школы Кагью.

Полную же передачу Махамудры от Гампопы получил именно первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа. Восемь меньших линий Кагью основали последователи Пхагдру Дордже Гьялпо (более известного как Пхагмодрупа) — другого ученика Гампопы.

В наше время распространены четыре линии Кагью: Карма Кагью, Таглунг Кагью, Друкпа Кагью и Дрикунг Кагью. Эти линии не считаются бо́льшими или меньшими с точки зрения содержащихся в них учений, в этом отношении они равны.

Йогин Тилопа (988-1069)

Мантры Белой Тары для здоровья и долгой жизни Кьябдже Гарчена Ринпоче

White Tara mantras for the long life of Kyabje Garchen Rinpoche

OM TARE TUTTARE TURE MAMA AYUR JNANA PUNYE PUSHTIM KURU SVAHA

Здесь можно заказать электронные копии текстов, изданных центром Дрикунг Кагью Ратна Шри Москва. Также в разделе находятся материалы для просмотра и скачивания. Все материалы предназначены только для личного пользования и не подлежат распространению. Права на материалы принадлежат Центру Дрикунг Кагью Ратна Шри, если не указано другое.

ЗАКАЗАТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ КОПИЮ ТЕКСТОВ

Для вашего удобства мы создали форму заказа. Все подробности находятся внутри формы. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила предоставления и использования электронных копий.

«37 ПРАКТИК БОДХИСАТТВ»

АЧАРЬЯ ГЬЯЛЦЕ НГУЛЧУ ТОГМЕ ЗАНГПО

Кьябдже Гарчен Триптрул Рипоче: — «Я очень рекомендую всем моим ученикам особенно тщательно изучать и осмысливать «37 Практик бодхисаттв». Этот текст – не что иное, как мой заместитель. Это основной сердечный совет, который я даю своим ученикам. Если вам удастся привести ваш образ действий в соответствие с учением «37 практик бодхисаттв» и никогда не отклоняться от него, то это принесёт огромную пользу вам лично и всем живым существам».

ЧИТАЕТ МИХАИЛ ГУРЬЯНОВ

«СЕМЬ СТРОФ ПРИНЯТИЯ ПРИБЕЖИЩА В ТАРЕ»
ВЛАДЫКА ДЖИГТЕН СУМГОН

«ГАНГА: СУЩНОСТНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПО МАХАМУДРЕ»

Этот текст, также известный как Махамудра Упадешам передал Махасиддха Тилопа (988-1069) Великому Пандиту Наропе (ок. 1012-1100). Позднее Наропа передал их и записал на санскрите вместе со своим учеником и держателем линии Марпой Чокьи Лодро, который перевёл их на тибетский язык. В настоящее время существует множество версий этого текста на тибетском, которые, в основном, состоят из тех же слов в различном расположении. Настоящее издание соответствует тибетскому тексту, переданному Дрикунг Кьябдже Гарченом Триптрулом Ринпоче. По его просьбе и с помощью его разъясняющих комментариев ученица Ари-ма перевела текст на английский язык без какого-либо обращения к индийскому оригиналу. © Перевод на русский язык. Центр Дрикунг Кагью Ратна Шри, 2015

ЧИТАЕТ МИХАИЛ ГУРЬЯНОВ

«МОЛИТВА О МИРЕ ВО ВСЁМ МИРЕ»

Молитва была составлена Джамгоном Конгтрулом Ринпоче для мира и благополучия Тибета. Для того, чтобы молитва соответствовала нынешним временам, Лама Тубтен Нима (Лама Гапе) изменил некоторые формулировки, например, упомянул весь мир, а не только Тибет. Эту молитву Гарчен Ринпоче рекомендует читать после каждой практики.

ЧИТАЕТ МИХАИЛ ГУРЬЯНОВ

«МОЛИТВА-УСТРЕМЛЕНИЕ САМАНТАБХАДРЫ»

Девятая глава из Тантры Великого Совершенства, которая показывает Проникающую Открытость Ума Самантабхадры (тиб. Дзогчен Кунзанг Гонгпа Зангтал), объясняющая, что установившись в этом великом устремлении, каждое существо не может не стать буддой. Эта молитва-устремление из девятой главы Проникающей Открытости Ума Самантабхадры входит в Терма Северных Сокровищ, открытых Ригдзином Годемом (1337—1408). Молитва была произнесена Буддой Самантабхадрой и сокрыта на благо будущих поколений.

ЧИТАЕТ МИХАИЛ ГУРЬЯНОВ

«ПРИЗНАНИЕ В 14 КОРЕННЫХ ТАНТРИЧЕСКИХ ПАДЕНИЯХ»

«МОЛИТВЫ ПОДНОШЕНИЯ ПИЩИ»

«ПОСВЯЩЕНИЕ ЗАСЛУГ ИЗ БОДХИЧАРЬЯ АВАТАРЫ ШАНТИДЕВЫ»

«МОЛИТВЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГРУППОВЫХ ПРАКТИК»

Включают в себя «Призывание любви и состарадания Ламы», гласные и согласные саскритского алфавита, мантру взаимозависимости, стослоговую мантру и дополнительные умножающие мантры

«МАНТРА ВАДЖРАКИЛЫ»

КЬЯБДЖЕ ГАРЧЕН РИНПОЧЕ И САНГХА

«МАНТРА ВЛАДЫКИ ДЖИГТЕНА СУМГОНА»

КЬЯБДЖЕ ГАРЧЕН РИНПОЧЕ

УСТНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАКТИКЕ ВАДЖРАКИЛЫ

Аудио-записи учений, которые Кьябдже Гарчен Триптрул Ринпоче даровал во время сангдрубов Ваджракилы в Москве в 2013, 2015 и 2018 годах.

ВАДЖРАКИЛА, МОСКВА 2013

Последовательный перевод: тибетский—английский—русский.

Перевод с тибетского на английский – Ари Ма. Перевод с английского на русский – Лама Дава Зангмо.

ВАДЖРАКИЛА, МОСКВА 2015

Последовательный перевод: тибетский—английский—русский.

Перевод с тибетского на английский – Ари Ма. Перевод с английского на русский – Виктория Паукова.

ВАДЖРАКИЛА, МОСКВА 2018

Последовательный перевод: тибетский—русский.

Перевод с тибетского на английский – Ина Билер. Перевод с английского на русский – Досточтимый Лобсанг Тенпа.

УСТНЫЕ КОММЕНТАРИИ ПО ПРАКТИКЕ БУДДЫ МЕДИЦИНЫ НА ОСНОВЕ САДХАНЫ «КАПЛЯ НЕКТАРА. МЕДИТАЦИЯ И НАЧИТЫВАНИЕ МАНТРЫ БУДДЫ МЕДИЦИНЫ»

Аудио-записи учений Друпона Церинга Ринпоче, дарованные во время ретрита Будды Медицины в Москве 1-4 мая 2018

Читать онлайн «Марпа и история Карма Кагью: «Жизнеописание Марпы-переводчика» в историческом контексте школы Кагью» автора Андросов Валерий Павлович — RuLit — Страница 126

Для источниковедения и науки вообще этот подход кажется противоречащим здравому смыслу, но тибетцы утверждают, что именно в нем-то и заключается самый что ни на есть здравый смысл. Почему? Все дело здесь в том, что буддийские поучения отличаются от обычной информации. Благодаря практике Учение становится уже не просто набором концепций, а способом восприятия мира и реагирования на него. Буддисты говорят, что в результате практики «Учение проникает с уровня головы на уровень сердца», т. е. с уровня интеллектуального понимания на уровень привычных автоматических реакций, — и в конце концов становится неотделимым от самого существа человека. Обычную информацию можно забыть, что-то случайно перепутать или намеренно исказить — но целостная практика приводит к тому, что буддист начинает во всем проявлять себя так, как описано в Учении. Тогда все, что он говорит, есть не просто слова, описывающие нечто внешнее, а его собственный опыт и ощущения, и это наиболее ценно и убедительно. Более того, он учит не словами, а всем своим поведением, всей жизнью. Потому в Кагью говорится, что в первую очередь нужно доверять опытному Учителю и уже затем — книге.

Во-вторых, наивысшие поучения являются «тайными сами по себе»: неподготовленному новичку или человеку «со стороны» тантра не откроет свой смысл, даже если он где-нибудь раздобудет и наизусть выучит ее коренной текст. Для понимания смысла необходимы посвящение, устные наставления, сосредоточенная медитация под руководством Учителя и определенный уровень опыта. Причина всей этой таинственности в том, что высшие средства учат очищать и использовать на Пути все свойства и стороны ума — в том числе скрытые в очень глубоких слоях сознания, — просвечивая их светом истины и преобразуя в мудрость [Торчинов 2005: 192].

Такая непосредственная работа с умом требует тщательной подготовки и надежной защиты от ошибок, которую обеспечивает руководство со стороны опытного Учителя. Применять эти средства без подготовки — все равно, что бежать кросс человеку со сломанной ногой: упражнение, обычно весьма полезное, будет только во вред. Таким образом, эта секретность и «зашифрованность» обусловлены исключительно заботой о правильном и безопасном развитии учеников.

Вторая традиция — Линия передачи шепотом час к) упоминается как Линия преемственности Дакинь. Согласно легенде [Магра 2003: 35—45], великий индийский йогин Тилопа (988—1069), который считается первым из «отцов-основателей» школы Кагью, побывал в Стране Дакинь и от самой царицы этой чудесной и опасной страны получил тринадцать тантрических поучений Линии передачи шепотом. Важнейшее из них — особая вариация «Чакра-самвары», которая содержит столь глубокий смысл, что ее практика способна привести к Просветлению немедленно. Кхенпо Кёнчог Гьялцен перечисляет и остальные поучения, полученные Тилопой в стране Дакинь[88].

На вопрос, что понимается под этой Страной, где она находится и как можно туда попасть, даются разные ответы. Буддийские авторы говорят о ней как об одной из особых «Чистых стран». Так называются не места на Земле или где-то вне ее, но фактически чистые и радостные состояния сознания, в которых пребывают йогины и Бодхисаттвы на очень высоких ступенях духовного развития. Их ум настолько свободен от ограничивающих концепций и предвзятости, что эти люди могут видеть Будд, слушать их поучения, и даже воспринимать весь обычный мир как совершенный и наполненный высшим смыслом. В Чистой стране Дакинь такой удачливый йогин встречает множество Бодхисаттв в женском облике. Некоторые из них обворожительно красивы, способны вдохновлять и очаровывать, другие выглядят устрашающе, но все являются воплощениями высшей мудрости.

Обычно Дакини вначале ведут себя весьма капризно и даже пытаются отпугнуть гостя, вторгнувшегося в их владения. От йогина требуется недюжинная сообразительность и мастерство высшего видения, чтобы добиться их расположения. В случае удачи ему достаются самые сокровенные поучения, «указывающие на сердцевину ума». Именно это и произошло с Тилопой [см. также Золотая гирлянда 1997: 7].

«Они также передали ему “Океан Самвары”, “Океан Ваджры”, “Океан Херуки”, “Океан Дакинь”, “Океан Действий” и “Океан Деятельности”, а так же “Тантру Джьорва Ши Кхагьор”, “Тантру Херуки Бхадра”, “Тантру Ньингпо”, “Тантру Ваджрадакини”, “Тантру Дечок Дордже Тенгва”, “Тантру Дакини Сангвэ Зо” и “Тантру Ваджрадхары Самопоявления”.».. [Gyaltsen 1990: 31]

Йогин Тилопа (988-1069)

Во-вторых, наивысшие поучения являются «тайными сами по себе»: неподготовленному новичку или человеку «со стороны» тантра не откроет свой смысл, даже если он где-нибудь раздобудет и наизусть выучит ее коренной текст. Для понимания смысла необходимы посвящение, устные наставления, сосредоточенная медитация под руководством Учителя и определенный уровень опыта. Причина всей этой таинственности в том, что высшие средства учат очищать и использовать на Пути все свойства и стороны ума — в том числе скрытые в очень глубоких слоях сознания, — просвечивая их светом истины и преобразуя в мудрость [Торчинов 2005: 192].

Такая непосредственная работа с умом требует тщательной подготовки и надежной защиты от ошибок, которую обеспечивает руководство со стороны опытного Учителя. Применять эти средства без подготовки — все равно, что бежать кросс человеку со сломанной ногой: упражнение, обычно весьма полезное, будет только во вред. Таким образом, эта секретность и «зашифрованность» обусловлены исключительно заботой о правильном и безопасном развитии учеников.

Вторая традиция — Линия передачи шепотом час к) упоминается как Линия преемственности Дакинь. Согласно легенде [Магра 2003: 35—45], великий индийский йогин Тилопа (988—1069), который считается первым из «отцов-основателей» школы Кагью, побывал в Стране Дакинь и от самой царицы этой чудесной и опасной страны получил тринадцать тантрических поучений Линии передачи шепотом. Важнейшее из них — особая вариация «Чакра-самвары», которая содержит столь глубокий смысл, что ее практика способна привести к Просветлению немедленно. Кхенпо Кёнчог Гьялцен перечисляет и остальные поучения, полученные Тилопой в стране Дакинь [88] .

На вопрос, что понимается под этой Страной, где она находится и как можно туда попасть, даются разные ответы. Буддийские авторы говорят о ней как об одной из особых «Чистых стран». Так называются не места на Земле или где-то вне ее, но фактически чистые и радостные состояния сознания, в которых пребывают йогины и Бодхисаттвы на очень высоких ступенях духовного развития. Их ум настолько свободен от ограничивающих концепций и предвзятости, что эти люди могут видеть Будд, слушать их поучения, и даже воспринимать весь обычный мир как совершенный и наполненный высшим смыслом. В Чистой стране Дакинь такой удачливый йогин встречает множество Бодхисаттв в женском облике. Некоторые из них обворожительно красивы, способны вдохновлять и очаровывать, другие выглядят устрашающе, но все являются воплощениями высшей мудрости.

Обычно Дакини вначале ведут себя весьма капризно и даже пытаются отпугнуть гостя, вторгнувшегося в их владения. От йогина требуется недюжинная сообразительность и мастерство высшего видения, чтобы добиться их расположения. В случае удачи ему достаются самые сокровенные поучения, «указывающие на сердцевину ума». Именно это и произошло с Тилопой [см. также Золотая гирлянда 1997: 7].

Те, кто хотел бы все-таки найти Страну Дакинь на Земле, иногда говорят об Удцияне — буддийском княжестве, которое, возможно, до прихода ислама располагалось на северо-западе Индостана (нынешняя провинция Сват в Пакистане). По некоторым свидетельствам, в конце первого тысячелетия там было сосредоточено много тайных общин женщин-тантристок. В частности, Миранда Шо высказывает предположение, что именно эти сообщества и то, что в них происходило, послужили основой для легенд об этой удивительной стране [Шо 2001: 150]. Как бы то ни было, многие сущностные поучения пришли в Кагью от просветленных женщин, которые «нашептали их на ухо» йогину Тилопе.

Не все исследователи, однако, ограничиваются таким переводом слова «Кагью», как «устная преемственность». Существует и другая версия, согласно которой этот термин происходит от длинной фразы, означающей «линия четырех устных поучений», или «линия четырех посвященных» [89] . Имеются в виду четыре передачи, которые получил Тилопа от индийских махасидцхов. Позднее эти поучения вошли в состав Шести йог Наропы (см. ниже). Одно из описаний их приводится в предисловии к «Истории шестнадцати Кармап Тибета» [Stott 1980: 23]:

1) передача тантры «Гухья-самаджа», а также йоги «тела-иллюзии» и «выброса и переноса сознания». Эти поучения пришли к Тилопе от Будды Ваджрадхары через махасидцхов Индрабхути, Йогиню [90] , Висукальпу, Сараху и Нагарджуну;

2) передача тантры «Маха-майя» и «йоги сновидений» от Будды Ваджрадхары через Джнянадакиню, Куккурипу и Чарьяпу;

3) передача «Чакра-самвары» и других Материнских тантр, а также «йоги ясного света» — от Будды Ваджрадхары через Ваджрапани, Домбипу, Виласа-ваджру [91] и Лавапу;

4) передача тантры «Хеваджра» и «йоги внутреннего тепла» от Будды Ваджрадхары через Ваджрапани, Камадеваваджру, Падмаваджру и Дакиню Кальпа Бхадре [92] .

Часто эти линии описываются в источниках несколько иначе. Краткий сравнительный анализ различных тибетских и других источников по этой теме можно найти в заметках к «Жизнеописанию махасиддхи Тилопы» авторства Марпы-переводчика [Torricelli 2003: 69].

Но самой важной все представители школы Кагью называют передачу, полученную Тилопой не от Учителя в человеческом теле, а от Будды Шакьямуни, который предстал перед ним в облике Ваджрадхары (Держателя Алмаза) и дал полное посвящение в тантру «Чакра-самвара», назвав Тилопу воплощением самого Чакрасамвары — Будды Высшего Блаженства. Именно эта встреча Тилопы с Ваджрадхарой чаще всего считается началом линии преемственности Кагью.

С исторической точки зрения такой встречи быть никак не могло. Но этим-то и отличается взгляд Ваджраяны: Будда здесь не только историческая личность, жившая в определенную эпоху и оставившая после себя богатое духовное наследие. В Махаяне и Ваджраяне понятие «Будда» лишается такого личностного содержания, перестает быть привязанным к какому-либо времени и месту. Просветленный здесь предстает в трех «кайях» [93] — телах, или состояниях.

Во-первых, Будда — это сама истинная реальность, «все сущее как оно есть», или интуитивное знание, пронизывающее все пространство и его содержимое светом Абсолютной истины. Это называется «Телом Истины» [94] . Такой Будда присутствует всегда и во всем, хотя и недоступен какому-либо чувственному восприятию. Потому Тело Истины называется «бесформенным» [95] , и сказано, что Просветленный обретает его «для себя».

Во-вторых, Будда может проявляться как Тело Радости (Наслаждения) [96] — это формы Йидамов, состоящие из света. Они могут быть разных ярких цветов, мирными или гневными на вид, с различным количеством рук и ног; они облачены в традиционные украшения и держат разные атрибуты своего влияния. Именно в таких световых телах Шакьямуни появлялся, чтобы учить тантре наиболее одаренных учеников, и при жизни, и после нее — в частности, явился Тилопе как Ваджрадхара, чтобы дать ему посвящение в «Чакра-самвару» и другие поучения.

Часто источники школы Кагью объясняют понятие Йидама следующим образом. Если представить Просветление, или просветленный ум, как алмаз, мы увидим много граней: интуитивная (или иная) мудрость, сострадание, совершенное действие, высшая радость и т. д. Каждая из этих граней просветленного ума символизируется определенным Йидамом. Медитируя на него и затем отождествляясь с ним во всех ситуациях жизни, практикующий развивает в себе именно это просветленное качество, «входит в Просветление через эту грань». Таким образом, Йидам является персонификацией совершенных качеств, изначально присущих человеку [Kongtrul 1995: 6—7].

Считается, что Тело Радости Будды недоступно восприятию обычного человека, но Бодхисаттвы и йогины на высоких ступенях развития могут видеть эти световые формы и общаться с ними. Благодаря этой способности Учителей, их проникновению в природу вещей, появились изображения Йидамов и Будд, что дает возможность практикующему буддисту знать, как они выглядят, и сосредотачиваться на них в медитации. Таким образом, в полном соответствии с воззрением о Трех телах, многие буддийские традиции заявляют, что ведут свою преемственность от Будды или просветленных Учителей в Теле Радости.

Наконец, третья из «кай» — Тело Излучения (Воплощения) [97] . Это сам исторический Будда Шакьямуни, а также многие другие просветленные Учители, которые, как считается, приходят в этот мир в человеческом теле, чтобы наставлять простых людей, помогать им на Пути и в обычной жизни. В «Сутре о цветке лотоса чудесной Дхармы» Шакьямуни предсказывает, что он будет появляться в разные исторические периоды в телах разных Учителей, чтобы передавать Дхарму [Лотосовая сутра 1998: 270]. Более того, Будды могут принимать не только человеческие тела, но тела любого из миров сансары, чтобы помогать там страдающим существам. Тела Радости и Излучения (вместе они называются рупа-кайя, или «кайя цветоформы» [98] ) обретаются Буддой ради блага других.

Йогин Тилопа (988-1069)

Тилопа ( тиб. te lo pa, til li pa) родился в Бенгалии в семье брахмана.

«Согласно Паво Цуклаку, когда Тилопа был еще ребенком, он имел видение дакини, сказавшей ему: «Я Ваджраварахи, твоя мать, Чакрасамвара – твой отец, а ты сам – Ваджрадхара». Лишь гораздо позже Тилопа стал способен понять значение этого видения.

Тилопа стал бхикшу ( санскр. bhikṣu – монах) в монастыре Сомапури ( санскр. somapurī) и принял имя Праджнябхадра ( санскр. Prajñābhadra, букв. «Возвышенная мудрость»). В течение нескольких лет он был занят изучением Махаяны, пока не вступил на путь Ваджраяны посредством другой неожиданной встречи с дакини, которая помогла ему преодолеть ограниченности чрезмерно интеллектуального подхода к Дхарме.

Однажды, когда Тилопа изучал текст, появилась дакини в форме безобразной женщины с синей кожей и потребовала, чтобы он рассказал ей о предмете своих занятий. Когда он ответил, что предмет – философия Махаяны, ведьма накинулась на него со словами: «В Махаяне много слов, и препятствий много; в Ваджраяне слов мало, и трудностей немного». Как только дакини произнесла эти слова, мандала Чакрасамвары появилась в небе перед Тилопой, и сами божества мандалы дали ему посвящение. Тилопа был настолько потрясен этим событием, что оставил монастырь и в последующие годы стал странствующим йогином, путешествующим по Индии. От многочисленных учителей он получал абхишеки ( санскр. abhiṣeka , пали abhiseka – посвящение, инициация), передачу текста и устные объяснения, включавшие в себе Четыре Линии Объяснений:

  1. Объяснение «Отцовской тантры», идущее через Сараху – Нагарджуну – Арьядеву – Чандракирти – Матанги к Тилопе;
  2. Объяснение Махамудры, идущее через Сараху – Луйипу – Тенги – Дарику – Дакини Шукрадхари к Тилопе;
  3. Объяснение сна и промежуточного состояния (бардо), идущее через Домби – Винапу – Лавапу – Индрабхути к Тилопе;
  4. Объяснение жара, идущее через Дакини Сумати – Танглопу – Шинглопу – Карнарипу – Джаландхари – Кришначарью к Тилопе.

После нескольких лет медитаций Тилопе было указание от Учителя Матанги ( санскр. Matanga, букв. «Слон») практиковать фазу «действия» ( прим : вероятно, Тилопе сказали практиковать карма-йогу. Суть этой йоги состоит в том, чтобы наблюдать карму во внешнем мире и понимать, какое действие живых существ приводит к тому или иному результату.). В течение следующих двенадцати лет он оставался в Бенгалии, зарабатывая на жизнь выжимкой кунжута ( пали и санскр. tila – кунжут, кунжутное семя; пали tela – кунжутное масло). От этого занятия он и получил имя «Тилопа» ( тиб. te lo pa, til li pa). В то же самое время ночью он работал как слуга проститутки. Когда прошел этот двенадцатилетний период, духовное развитие Тилопы достигло такого уровня, что компаньоны стали воспринимать его в различных формах. Один видел его как пылающую форму в центре двенадцати меньших огней, другой видел его как монаха, кто-то – как йогина, тогда как другие видели его окруженным толпой молодых женщин. Празднуя своё достижение, Тилопа пел:

Слушавшая это публика была немедленно перенесена в царство дакинь. Его реализация дала ему силы для работы с другими, и Тилопа снова начал путешествовать по Индии. На западе он победил небуддийского йогина Мати в соревновании по чародейству; тогда он скакал на льве и управлял движением солнца и луны, а также показал внутреннюю часть своего тела: там был космос. На юге он столкнулся с теистическим философом, который в дебатах победил многих буддийских ученых. Неспособный противостоять силе Тилопы, обратившийся в буддизм философ начал усердно практиковать методы и, в конце концов, стал сиддхой. На востоке Тилопа покорил могучего мага, который стал его учеником и во время смерти достиг радужного тела. В Центральной Индии Тилопа обратил трактирщика Сурьяпрабху, превратив вино в нектар. На севере он положил конец серии убийств, обратив преступников, которые стали его учениками. В Шринагаре он смирил гордого музыканта, после чего тот тоже стал его учеником. Вернувшись еще раз на юг, Тилопа победил философа-материалиста, объяснив тому, что такое карма.

Несколько позже дакини сообщила Тилопе, что он готов к путешествию в Страну Дакинь. Она сказала ему, что ему потребуются три вещи, чтобы обеспечить себе успех: стеклянная лестница, мост, сделанный из драгоценностей и ключ острой травы.

Тилопа без колебаний пошёл на их поиски. Вступив в самосущий дворец Чакрасамвары в стране Оддияна ( тиб. o rgyan, u rgyan – Страна Дакинь, Оддияна, Уддияна), он обнаружил там, что его путь преграждён группой плотоядных дакинь. Не устрашившись, он победил их, при помощи стеклянной лестницы взобравшись на железную стену, окружавшую дворец. Затем он пересек дворцовый ров с помощью драгоценного моста. В этот момент Тилопа встретил вторую группу дакинь, появившихся в облике женщин низких каст; в действительности они были министрами самой королевы. Преодолев их, Тилопа использовал ключ острой травы и вошел во дворец, где получил доступ к внутреннему святилищу королевы дакинь, Ваджрайогини, царицы Дхармакайи. Тилопа вошёл в мандалу королевы, и та немедленно провозгласила: «Ты – Чакрасамвара». Затем она дала ему абхишеки «вазы», «тайны», «мудрости» и «четвертую». Во время каждой абхишеки он получал инструкции по всем фазам практики. В дополнение к абхишекам Тилопа получил передачу учений Линии Нашёптывания.

У Тилопы было три главных ученика: Наропа, Ририпа и Кашорипа, но так как Марпе Лоцаве, тибетскому основателю традиции Кагью, передал учение Наропа, поэтому он (Наропа) является второй фигурой Близкой Линии».

Из текста Нгакпа Джампа Тхайе «Золотая гирлянда Кагью
от Господина Прибежища Ваджрадхары до Джецуна Гампопы»

Из духовных песен Тилопы

У облаков, которые плывут по небосклону,
Нет ни корней, ни дома,
Как нет их у мыслей, которые проплывают в сознании.
Стоит лишь обрести видение истинной природы «Я»,
Как сразу исчезают различия двойственности.
Пространство порождает формы и краски,
Но само оно не окрашивается ни в черный, ни в белый цвет.
Истинная природа «Я» порождает все объекты,
Но ни пороки, ни добродетели
Не оставляют на ней пятен.
Вековая тьма не может затмить сияющего солнца.
Долгие кальпы Сансары никогда не скроют
Лучезарного света Ума.
Пусть мы объясняем Пустоту с помощью слов,
Но выразить Пустоту, как таковую, невозможно.
Пусть мы и говорим: «Ум есть лучезарный свет»,
Но он вне слов и символов.
Пусть ум в сути своей есть Пустота,
Но он охватывает и содержит в себе всё.

Шаматха и махамудра

[34]Нагарджуна (прим. II-III вв.) — индийский мыслитель, один из 84 буддий­ских махасиддх.

[35]Наропа (1016-1100) — выдающийся йогин, один из основателей линии Кагью, бросивший настоятельство в монастыре Наланда после того, как понял тщетность «книжного» знания. До своей реализации перенёс двенадцать тя­желейших испытаний от своего Учителя — Тилопы, прославился невероят­ной преданностью.

[36]Падампа Сангье (ум. прибл. 1117) — великий индийский учитель, пять раз посещавший Тибет и оставивший последователям три линии учения Шидже. Учитель знаменитой йогини Мачиг Лабдрон (1055-1149 или 1031-1129), основа­тельницы линии Чод, считающейся воплощением Еше Цогьял, ваджрной супруги Падмасамбхавы.

[37]Тилопа (988-1069) — индийский махасиддха, воплощение Чакрасамвары, один из основателей линии Кагью.

[38]Речунгпа (1084-1161) — один из основных учеников Миларепы и выдаю­щихся представителей линии Кагью. Наставник Кармапы I, Дюсума Кхьенпы (1110-1193).

[39]Пилюли чудлен употребляются в так называемых практиках долгой жизни, таких как Ваджрная сущность жизни и т. п.

[40]Подробнее о практиках нёндро вы можете узнать из книги Геше Джампы Тинлея «Нёндро», Новосибирск, 2013.

[41]Традиционно каждая из четырёх практик нёндро выполняется минимум 111111 раз, или один бум (тиб.).

[42]Кхедруб Гелег Пальзанг (1385-1438) — один из «сердечных сыновей» ламы Цонкапы, получивший от него множество учений по Тайной мантре, упадеше (тайные наставления) и продолживший линию Энса нендгьют, включающую Гуру-йогу «Лама Чодпа» и учения по лоджонгу. В шестнадцать лет вышел победителем в ходе дебатов в Нгамринге, «львиным рыком» отстояв положения одного из трудов Сакья Пандиты. В конце своего духовного пути реализовал практики ясного света и иллюзорного тела.

[43]Хэшан (монашеское имя — Махаянадэва) — глава китайских буддистов в знаменитом диспуте в монастыре Самье (ок. 790 г.) с представителями Ваджраяны, возглавляемыми Камалашилой, учеником Шантаракшиты. Обе стороны противоречиво заявляли о своей победе (при этом ими одинаково утвержда­лось, что противники якобы покончили жизнь самоубийством); в Тибете приня­то считать, что победителем вышел Камалашила.

[44] Поскольку по отношению к этим объектам можно накопить как весомую не­гативную, так и весомую позитивную карму.

[47]Личные ритуальные предметы, используемые в тантрических практиках, а тем более — освящённые вашим Учителем: чётки (малу), ваджру, колокольчик (дильбу), пурбу, дригуг, дамару и т. п., вообще не рекомендуется демонстрировать публично, в особенности — людям, не имеющим отношения к Дхарме. Это же от­носится к «закрытым» текстам, содержащим тайные наставления по практикам Ваджраяны. В правильном отношении к этим вещам будет сказываться ваше уважение к учению и к учителям линии его передачи.

.


Буддийские учителя,
основатели школы кагью
Тилопа (988—1069)
Наропа (1016—1100)
Майтрипа (1007—1077)
Куккурипа
Марпа (1012—1097)
Миларепа (1052—1135)
Речунг (1084—1161)
Гампопа (1079—1153)
Линия Кармап

Содержание

Биографические сведения о Тилопе противоречивы и содержат много фантастических элементов. По некоторым источникам, он встречался с Нагарджуной

Тилопа родился в семье брахманов, по некоторым источникам — в царской семье, он бросил пребывание в монастыре, получив указания от дакини, и стал вести странствующий образ жизни. Тилопа поселился в Бенгалии, и выжимал масло из семени кунжута, откуда и получил своё прозвище — «Тилопа» («кунжутник»). Согласно традиции, Будда Ваджрадхара пришёл к нему во время медитации, и он получил прямую передачу учения Махамудры. Получив передачу, Тилопа перестал странствовать и стал обучать учеников. Наиболее примечательный из его учеников Наропа стал его последователем, обучившись практике, которая носит название Шесть йог Наропы

Тилопа считается автором изречения: «Проблема состоит не в наслаждениях, а в привязанности»

Последующие перерождения Тилопы

В тибетской традиции буддизма считается, что после достижения Пробуждения Тилопа не прекратил перерождаться, и по сей день существует в мире в качестве нирманакаи — Тэло Тулку. Первые шесть перерождений Тилопы, начиная с Джецюн Доринбы и Дулзэн Лодой Лэгсана, имели место в Тибете. Начиная же с седьмого, хубилганы Тилопы начали рождаться в Монголии. Восьмой и десятый хубилганы, Махурда и Раашпунцаг, родились во Внутренней Монголии а седьмой, девятый и одиннадцатый — Эрх-цорджи Наваанданзанжамц, Дамчааяринпэл и Жамсранжав — во Внешней. [1] Все монгольские хубилганы воспитывались в рамках школы гелуг

Дилова-хутухта XI Жамсранжав (1884—1965) выехал из Монгольской республики сначала в Китай, а затем в США. В качестве очередного воплощения Тилопы Далай-лама XIV определил калмыка американского происхождения Э. Б. Омбадыкова, избранного впоследствии Шаджин-ламой Калмыкии

Ссылка на основную публикацию