Как относится православным к йоге? | Masajista.ru

Как относится православным к йоге?

Православие о йоге

Как православному относиться к йоге

Йога ― это техника, направленная на исцеление телесной оболочки человека и питание духа. Йогины, практикующие ее десятилетиями, уверены, что благодаря ей можно предотвратить развитие заболеваний и избавиться от уже имеющихся.

Людей, в том числе православных и воцерквленных, чаще привлекает внешняя сторона йоги. Им нравится выполнять асаны, расслабляться, практиковать прием холодных ванн, процедуры для очищения, учиться правильно дышать. В результате внутренние системы работают слаженно, улучшается пищеварение, потенция, память, настроение. Многие считают, что достаточно вооружиться практическими упражнениями, а мировоззрение, на котором йога зиждется, игнорируют.

Но индусская гимнастика ― не просто комплекс упражнений. Она содержит элементы направлений, связанных с так называемыми трансцендентальными медитациями и мистическим даосизмом. Часть из них имеет точки соприкосновения с буддизмом Тибета и его идеологией.

С точки зрения православия, йога ― это набор приемов, с помощью которых каждый человек сможет управлять происходящими в нем физиологическими и психологическими процессами. В нее входят и методы, которые помогают достичь определенного состояния духа. Любые физические тренировки становятся в первую очередь обрядами, а также оккультными медитациями, позволяющими проникнуться восточной философией. А асаны, которым человек учится в процессе занятий, отождествляют его с животными, а иногда даже с предметами. Принимая некоторые позы, человек влияет на сексуальные центры в теле, пробуждая энергию секса.

Православие придерживается мнения, что невозможно отделить веру, нравственность и исполнение внешних обрядов от физических упражнений. В йоге даже самые простые движения вбирают в себя знаковую систему, через которую телу и душе передается определенная информация. С помощью таких психотехнических приемов люди добиваются расширения сознания и раскрытия в них самих божественности. Это противоречит христианской вере, поэтому духовные наставники склонны запрещать своим ученикам йогу.

Многие думают, что ценности в буддизме и христианстве – одинаковые: преодоление мирских страстей, избегание грехов, любовь к живому и жертвенность. Но человек, проповедующий буддизм, должен отречься от привязанностей и желаний, что подразумевает и отказ от Христа. Разница заключается в том, что буддисты стремятся достичь того состояния, когда они ни к чему не привязаны, а душа чиста и не наполнена. Христианство же воспринимает жертвы, помощь и радость только сквозь призму живущей в душе любви. Отношение православной церкви к йоге неоднозначное, но чаще ― негативное.

Йога и христианская вера

Особенность йоги в том, что выполнение упражнений, или асан, а также дыхательная гимнастика являются подготовкой тела к переживаниям души. Цель техники ― не подтянуть или сделать более гибким тело. У нее религиозно-аскетическая основа. Искушенные йогины достигают самадхи, когда им подвластны все психические состояния и они могут свободно сосредотачивать разум на чем угодно. Тогда они освобождаются от телесной оболочки и выходят из круга реинкарнаций.

Христианское учение подразумевает противоположное. Когда душа соединяется с божественным началом, человек раскрывает все свои таланты и лучшие черты. Не требуется избавляться от личностных качеств, терять самого себя. Христианин не должен стараться изжить из сердца радость, любовь и прочие чувства, потому что только с их присутствием жизнь становится по-настоящему наполненной.

Нельзя забывать и про медитативные техники, применяемые в йоге. Во время медитации человек стремится сосредоточить мысли на одной идее. Происходит полное отрешение от объектов внешнего мира, достигается определенное состояние психики. Медитирующий словно общается с самим собой, погружается во внутренний мир, занимается самогипнозом.

Молитвы же, принятые в православии, направлены не внутрь, а вовне ― к Богу. Это разговор с Богом. Источник сил, вдохновения, духовного совершенства в этих двух случаях совершенно противоположный: в буддизме ― человеческая душа, в христианстве ― Бог.

Являясь, с точки зрения религии, религиозно-мистической практикой, медитация заставляет человека находиться вне Христа. Развивая свои способности, человек начинает думать, что проводник высших сил, света и откровений ― он сам, обладатель высшей миссии. Это причина, по которой церковный мир не приемлет йогу.

Неверно говорить, что йога не позволяет добиться значимых результатов. С ее помощью можно достичь внутренней уравновешенности, состояния покоя вне зависимости от внешних обстоятельств, привести в порядок нервную систему. Каждое упражнение позволяет развить какую-то способность. Но позиция христианства такова, что душу нельзя насильно успокаивать, она должна постоянно «болеть». Только тогда душа освободится от грехов посредством исповеди.

Воцерквленные православные люди убеждены, что ради сохранения бодрости и крепости духа можно прибегнуть и к обычной физкультуре. Гимнастика ― отличный способ поддерживать форму. Они опасаются проблем, которые возникают у тех, кто чересчур рьяно придерживается правил йоги. Так, прочищение носоглотки и кишечника со временем приведет к повреждению слизистых оболочек, а из-за неправильно составленной программы могут случиться вывихи, артриты и артрозы.

Можно ли православным практиковать йогу

В наши дни соблюдение здорового образа жизни превращается в настоящий культ. Йога распространяется повсеместно, приходя в первую очередь в крупные города. Но, становясь ее адептом, православные должны помнить о том, что это не вид спорта, а ответвление от религиозной традиции Востока.

Цель этой практики ― научить людей управлять не только телом, но и психикой. Делается это для достижения высшего состояния души и тела. Невозможно заниматься йогой только для развития тела. Посещая тренировки, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что он принимает духовные цели йоги и всю систему буддистского духовного воззрения. По этому поводу есть мудрое высказывание иеромонаха Серафима, даже занимаясь йогой исключительно для поддержания здоровья тела, человек неосознанно готовит себя к перемене духовных ориентиров и новым духовным переживаниям.

Церковь не рекомендует православным людям прибегать к этой практике. Она поясняет: йога считает положительным всякий духовный опыт, в том числе случающийся во время медитативных занятий. Православные же люди должны учиться различать духов, а также понимать, что прилив энергии и тепло во время молитвы в любых частях тела, располагающихся под уровнем сердца, опасны и должны отвергаться. А занятия йогой предполагают, что прорабатываются различные чакры и центры в теле человека, наполняются теплом и энергетическими потоками.

Йога и православие ― понятия несовместимые, особенно для тех, кто не приемлет поверхностности и стремится погрузиться в то, чем занимается и во что верит. Поэтому каждый человек должен самостоятельно сделать свой выбор духовных ориентиров.

Мой путь от йоги к храму

11 лет назад, когда йога еще не была так популярна, я случайно наткнулась в магазине на книжку «Йога для начинающих». Все началось с простых упражнений, и вскоре моя жизнь заиграла новыми красками. Мне показалось, что я нашла новый путь своего духовного и физического развития, и вдобавок то, чего мне «недоставало» в Православии. А «недоставало» мне… физкультуры. Еще не воцерковившись, не познав глубины Православной веры и соответствующего ей образа жизни, я считала, что Церковь заботится лишь о спасении душ. А сосуд души — наше бренное тело — надо тоже спасать от нездорового влияния окружающей среды, развивать и питать энергией. И вот открытие — йога — способ духовно-физического совершенствования, венцом которого является постижение божественного и даже слияние с ним (самадхи).

Итак, процесс пошел довольно быстро, поскольку я всю жизнь занималась спортом и мое тело было готово к новым экспериментам. А отношусь я ко всему очень серьезно. Я стала искать в Москве лучшие центры хатха-йоги и лучших наставников — и, конечно, нашла. Занятия состояли из выполнения асан и пранаямы — дыхательных техник. В философию я пока не вдавалась, но мой образ жизни заметно изменился. Я развивалась физически, стала вегетарианкой, научилась концентрации внимания, контролю над собой и расслаблению (это самое трудное). Появилась странная зависимость: без набора привычных асан жить становилось некомфортно. Я брала повсюду свой коврик и занималась с упоением везде, куда бы ни поехала. При этом я иногда ходила в церковь, постилась и причащалась перед Пасхой, молилась перед сном и была удовлетворена тем, что мои занятия йогой вроде бы не мешают Православию.

И тут бы мне остановиться! Но… не привыкла я останавливаться на достигнутом. Хотелось большего: разобраться в философии йоги, пообщаться с настоящими йогами, познать смысл мантр, погрузиться в медитацию. Для этого я стала читать специфическую литературу, ездить на семинары, общаться с людьми, давно практикующими йогу, и т.д.

Со временем моя Православная вера начала сдавать позиции. Появилось много сомнений. Зачем молитвы и покаяние, если я с каждым днем становлюсь все совершеннее? Зачем утомительные церковные службы, если можно вместо них заняться собой? Собой — такой неординарной! Ведь принцип йоги — познай себя, и ты поймешь весь мир. Да, йога — это путь внутрь себя, глубокое погружение в себя, развитие себя и доведение себя до абсолюта. Полная зацикленность на себе и безсмысленная безконечная огранка себя-бриллианта. В йоге много внимания уделяется криям — техникам очищения тела и энергетических каналов, а душа в этом процессе не участвует. Ее в йоге как будто и нет.

Йога состоит из восьми ступеней, среди них хатха-йога — начальная, ее цель — подготовка тела к медитации. Попутно хатха-йога укрепляет здоровье, исцеляет некоторые болезни, учит владению собой, оказывает психотерапевтическое воздействие. Поэтому хатха-йога в качестве фитнеса очень полезна. Но мало-помалу я стала замечать, что йогический образ жизни несовместим с Православным укладом . Принципиально идейно отличаются по смыслу Православные посты от вегетарианства, молитвы от медитации, смыслы жизни христианина и йога, и т.д. Любой думающий человек, для которого важна цель всего, что он делает, рано или поздно должен сделать выбор в пользу какой-то одной идеологии. Очевидно, «православный йог» — это такая же нелепость, как «верующий атеист» или «воин-пацифист».

Думаю, что настоящие йоги, живущие в монастырях или в отшельничестве, все-таки верующие люди. Но про них вообще мало известно. А в нашем обществе йога, по-моему, это все-таки религия. Но религия агностиков. Туда попадают люди интеллигентные, стремящиеся к развитию, ищущие смысла бытия, но не имеющие духовной опоры. Вместо духовности в йоге можно найти лишь иллюзию просветления. По сути — это путь в никуда, пустышка для жаждущей спасения души и нелепый самообман.

А я? Господь вразумил меня красиво. Я нежданно поехала в паломничество на Святую Землю, туда, где прошли стопы Его, и где все в моей бедной голове перевернулось обратно с головы на ноги. Я там самое главное в жизни поняла. А заодно окрепла в вере, переосмыслила свои эзотерические занятия/понятия и вернулась домой совершенно другим человеком — крепко верующей Православной христианкой.

Татьяна Паршина, 38 лет, г. Москва

Мы попросили прокомментировать это письмо настоятеля храма во имя Архангела Михаила села Владимировка Елховского района Самарской области протоиерея Валерия Бахтина, врача-педиатра по светской специальности:

— Йога не может быть полезна нам даже и как сумма физических упражнений. Ни на каком этапе нельзя заниматься этим без риска повредить своей душе. И такое типичное оправдание, что, мол, человек не собирается в это все очень уж углубляться, а только хочет укрепить здоровье, оно очень опасно… Ведь в основе всего дух! И нам сказано: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19). Йога же все равно рано или поздно приведет к пленению не только тела, но и души иной духовностью, далекой от Христианства. И те, кто лишь хочет «взять» у йогов какие-то азы, начатки физической культуры, играют с огнем. Господь, по слову Апостола и Евангелиста Иоанна, исцелил ВСЕГО человека (Ин. 7:23), и нельзя нам искать здоровья для тела в отрыве от здоровья души… А современную йогу породила совсем иная религиозность, с Христианством не имеющая ничего общего.

Я встречался с людьми, практикующими йогу. И обратил внимание на такую закономерность: нам не о чем было говорить… За их речами, за их суждениями ощущалась все время какая-то пустота. Наверное, и йогам неинтересно говорить с Православными, уж не знаю… В этом случае, рассказанном в письме, все кончилось хорошо и благополучно: Сам Господь пришел на помощь человеку и оградил от этого тяжелого искушения. Но путь этот опасный, и не все могут вот так же благополучно преодолеть соблазн.

Неполезна нам не только йога, но и, как я считаю, некоторые другие системы оздоровления, например система дыхания по широко известному методу Бутейко , прямо с йогой не связанная. А тем, кто уж очень обезпокоен своим физическим развитием, я посоветовал бы делать обычную гимнастику. Есть замечательные упражнения и дыхательные, и на укрепление позвоночника, и на укрепление всех групп мышц… При разумном подходе здесь вреда никакого не будет. Не будет и соприкосновения с чуждой духовностью. А польза для здоровья будет несомненно. И я уверен, что достичь результата — здоровья тела — на этом проверенном пути, не связанном ни с какими религиозными практиками, можно быстрее и легче, чем занимаясь йогой, которая несомненно связана с определенным мировоззрением. Хотя по мне так самое лучшее — это просто бить поклоны перед иконами… И душа очищается, и тело укрепляется. Вместо того чтобы штудировать тома всяких теоретиков йоги, лучше прочитать житие нашего Православного святого Никиты Столпника . Вот где, можно сказать, предел человеческих сил, в том числе и физических! Как он подставлял свое тело под комариные укусы, как «томил томящего его…». Но делал это Никита Столпник, конечно же, не ради здоровья, а ради спасения души. Для того и накладываем мы на тело пост, чтобы дух укреплялся… Как бы мы ни любили, ни холили свое тело, нужно помнить — оно лишь средство для спасения. И укреплять тело, жертвуя своей душой, ни в коем случае нельзя.

Источник: Православная газета «Благовестъ»

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Можно ли йогой заниматься православному человеку

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В последние годы все больше людей начинают вести правильный и здоровый образ жизни, который заключается в правильном питании, занятии восточных практик или каким-либо видом спорта. Особенно популярен здоровый образ жизни среди населения больших стран. В связи с этим обрела популярность такая практика как йога. Она относится к восточным практикам, которые вышли из религиозной традиции. Нужно также отметить, что йога очень твердо осела на Западе.

В связи с такой большой популярностью многие люди начинают выполнять различные упражнения йоги и изучать ее теорию даже не задумываясь о том можно ли православным заниматься йогой. Ведь если задуматься, то она относится совершенно к другой религии.

Как относится православная церковь к йоге

Отношение православной церкви к йоге не однозначно. Дело в том, что многие воспринимают ее как некоторый комплекс физических упражнений. Но на самом деле она не только связанна с упражнениями. За такими занятиями стоит практика религиозно-философской системы. Она насчитывает более тысячи лет.

Недавно сам отец Кирилл патриарх Московский прокомментировал такое увлечение православных верян во многих странах. Патриарх вместе с другими священнослужителями не считает данную практику безобидной, так как она относится к языческой сфере.

Если более глубоко копнутся в этом вопросе, то следует отметить, что занятия йогой представляют собой медитации. В процессе их проведения используется медитация, во время проведения которой ум человека отрешается от земного мира и начинает обретает покой.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Священнослужители утверждают, что занятия восточной практикой ведет верующего христианина на путь заблуждения, которые в свою очередь приводят к ощущениям, которые сопровождаются различными феноменами. Поэтому каждому православному верянину в первую очередь нужно понимать и знать, что йога не является физкультурой.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Подведя итог из вышесказанного нужно отметить что православным верующим нельзя заниматься йогой:

  • Эта практика является традицией другой веры. Она значительно отличается от традиций православных христиан.
  • В этой практике нет покаяния, которое присутствует в христианской вере. Как известно источником всех болезней является грех, а искупление даже 10 смертных грехов в православии человека происходит исключительно через покаяние.

Именно поэтому практикой не рекомендуется заниматься православным христианам.

Как православие относится к йоге?

Как православие относится к йоге?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Предлагаем Вашему вниманию ответ православного священника на вопрос о том, как верующие православные христиане должны относиться к йоге?

«Любой вид йоги является восточной религиозно-медитативной практикой: признает это человек, или нет, воспринимает он йогу в контексте мистических установок, или в качестве внерелигиозной оздоровительной практики – ничего не меняется.

Невозможно работать двум господам – невозможно православному христианину использовать нехристианские духовные практики.

Почему? Как заметил один современный богослов, «тело есть продолжение души» — если мы не приемлем йогу в ее мистическом аспекте, то логически отрицаем и в практическом!

Если же есть желание развивать или укреплять тело, то, кроме здорового христианского образа жизни («во всяком благочестии и чистоте»), можно умеренно заниматься теми видами спорта, которые не имеют столь сомнительных корней».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожий материал:

Чем опасна гимнастическая составляющая йоги? Я не углублялась в то, что называется «медитациями», но пробовала делать в домашних условиях физические упражнения, полезные для кровообращения. В момент их выполнения думала, как правило, просто о работе или о чем-то таком бытовом, то есть по сути это была укрепляющая гимнастика. На состоянии здоровья отразилось хорошо (помогло решить очень конкретную проблему), духовно это ничего не изменило. Максимум — узнала чуть больше о взаимосвязи процессов в организме. Увлечения востоковедением не последовало. Где же здесь столь тяжелая ошибка?

Нельзя ничего взять только частично.
Йога, это опасное восточное течение. Православная Церковь нас об этом предупреждает. Поэтому нам не нужно искать каких-то исключений.
Мы уже довольно давно планировали опубликовать статью на тему «восточных практик», которую опубликуем завтра.
Надеемся, что Вы почерпнете для себя ответ на Ваш вопрос.

Михаил, спасибо за ответ, безусловно, то, что Вы говорите о духовных практиках, сомнению не подлежит.

Но, пожалуйста, если Вы знаете ответ на мой вопрос, попробуйте прочесть его детально.

В детстве я занималась общеукреплящей гимнастикой в обычной спортивной школе СССР, у нас были разные упражнения для растяжки мышц, в том числе и «йоговский мостик», а в силу того, что на все виды религий тогда еще распространялись отголоски табу, йоговским он был только по форме. Если бы тренер назвала это упражнение другим словом, мы бы даже никогда не узнали, что оно имеет какое-то отношение к другим народам и их религиям.

Соответственно, возникает еще ряд вопросов — почему мы имеем право заимствовать у других народов с другим вероисповеданием рецепты пищи, фасоны одежды и достижения фармацевтики и не считаем это грехом, а вот растяжку мышц уже считаем «страшным приключением», от которого нас предостерегают?

В конце концов, классическая атлетика тоже возникла при доминировании Зевса у народа Греции, но анафему атлетам вроде бы никто не объявляет сегодня ( при том, разумеется, что они занимаются развитием физических возможностей и могут даже не знать, кто такой Зевс). Разве наши спортcмены, многие из которых являются Православными — еретики?

И где логика в том, что к одним нехристианским явлениям мы, христиане, проявляем откровенное неприятие и осуждение ( и даже страх), а другие воспринимаем как нечто светское и нейтральное?

Теряется последовательность в данной логике. Православная Церковь ( для многих людей, в т.ч. и для меня) — мудрая, совершенная, истинная, с таким уровнем духовности просто не может проявлять так называемые «двойные стандарты», от которых сегодня весь мир итак страдает. Наша прерогатива — чистота и единство, так может быть тогда либо объявить тотальную ксенофобию, либо, наоборот, относиться с познавательским интересам ко всему «чужому», черпая оттуда самое полезное, НО с обязательным условием, что духовная жизнь христианина никаких «ксено-» не пустит ни при каких условиях?

Очень жду Вашу завтрашнюю работу и хочу найти в ней ответы на вопросы, которые интересуют многих людей, а не просто осуждение неверных, ведь просто осуждение — удел менее правильных религий, чем Православие.

Здравствуйте! Я хотела с Вами посоветоваться. Слышала, что церковь не приветствует занятия йогой православных крестьян. Меня подруга зовёт на йогу, а я не хочу и совсем нет желания. Мне больше не с кем посоветоваться. Заранее Вам очень благодарна.

Светлана, здравствуйте!
Ни в коем случае не ходите на занятие йогой — это совершенно чуждое и опасное течение для православного человека. Более того, занятие йогой считается грехом.
Советую вам чаще ходить в храм, где Вы можете не только вступить на истинный путь жизни, но и найти хороших подруг.
Мир вам и Божие благословение!

Йога и православие или отношение других религий к восточным практикам

Все большее распространение получает здоровый стиль существования человека. Его постоянно и повсюду рекламируют, открываются спортивные залы, люди учатся на тренеров, чтобы помогать приобрести идеальное тело своим ученикам. Одновременно с традиционными физическими нагрузками, становятся популярными альтернативные направления. Хотя здесь возникают сомнения, поскольку некоторые из них требуют от человека духовных практик религиозного направления. Как соотносится йога и православие, может ли истинный христианин заниматься изучением этой восточной философии, разберемся подробнее.

Восточные философии

Поговорим о йоге и прочих направлениях восточных практик. Подлинная цель восточной философии – религиозно-аскетическая. Дыхательные с физическими упражнениями подготавливают человека к определенным переживаниям духовного плана.

Приверженцы восточной науки, к которым относится и буддизм, уверены, что достигнув высших ступеней, они приближают душу к Богу. Этим схожи направления йоги и православие, поскольку в христианстве личность также преображается, получает высшее самовыражение при приобщении к Богу. Это характерно и мусульманам.

Практика для православных

Рассмотрим, как православие относится к йогам и почему христианство не запрещает прибегать верующим к восточной философии. Это основывается на таких причинах:

  • Практика йогов является традицией, которая совершенно не противоречит основам духовной жизни христианства.
  • Философия не предусматривает отрицания покаяния. Источником болезней становится грех, искупление от которого происходит исключительно путем искреннего покаяния верующего.

Именно поэтому православному христианину и мусульманам не запрещено заниматься восточными религиями, особенно занятиями йогой.

Как поступать христианину?

Поскольку отношение православной церкви к йоге достаточно терпимое, восточная философия быстро распространяется. Когда человек начинает ощущать ее эффективность, улучшает свое здоровье, значительно повышает тонус – ему трудно отказаться от продолжения занятий. Как поступать людям, систематически посещающим службы в храмах?

Каждый верующий обязан трезво взвесить все нюансы, принимая решение самостоятельно, руководствуясь собственной точкой зрения. Современный христианин, способный анализировать, способен так охарактеризовать собственное желание начать практику:

  • упражнения прекрасно изменяют мое самочувствие и состояние здоровья;
  • занимаясь практикой, я получаю гармонию со своей личностью, заметно стабилизируется равновесие между физическим и психическим состоянием;
  • я не отказываюсь от православия, выполняю тренировки осознано.

Православие с восточной философией имеют и объединяющие факторы. Они касаются многих аспектов, включая и питание. Оба учения настоятельно рекомендуют отказаться употреблять жирную и тяжелую пищу, рекомендуя меню, в котором преобладают продукты исключительно растительного происхождения. Православие даже отнесло чревоугодие к греху, что характерно и мусульманам. Настоящий приверженец восточной философии также никогда не переедает, отказываясь поглощать продукты лишь с целью удовлетворить телесную оболочку.

Отношение православия к медитациям

Рассматривая вопрос медитаций и отношения православия к йоге, отметим, что медитация основана на самопознании, она уводит человека в красочный мир образов, отвлекая его от мирской суеты. При медитации практик можно ощутить полноту мира, а сама йога направляет людей на познание божественной сущности.

Йога относится к индуизму. Мантры философии являются молитвой, при которой верующий обращается к Богу. Йога совершенно не обезличивает людей, не стирает осознание присутствия Бога. Поэтому православным не следует отказываться от практики. Человек, занимающийся йогой, не перестает молиться, пытается найти покой, нарисованный сознанием. Медитация вынуждает его принять истину о единстве Бога и Святого духа. Люди, постоянно практикующие восточную философию, способны еще больше приблизить свою грешную душу к Богу.

Практика пропагандирует мир и покой, но спокойствие предлагает человеку и Господь – через покорность и смирение. Православному не приходится отказываться от этого, обращаясь к йоге. Каждый постулат восточной философии звучит заманчиво, обеспечивая внутреннюю гармонию личности, приобщение к Богу. Приверженцу йоги можно достичь совершенства и покоя, не отворачиваясь от церкви, поклоняясь вере.

Отношение к буддизму

Поскольку йога и буддизм – родственные традиции, эволюционирующие в общей древнеиндийской духовной культуре, у них одинаковые термины, схожие практики и принципы. Закономерно, когда особь, рожденная в традициях западной культуры, первоначально выполнившая ознакомление с этими учениями, признает их практически идентичным. Нередко нам даже хочется комбинировать подобные практики, поскольку незаметна сразу реальная разница между ними.

Различия присутствуют, но они менее очевидны, нежели сходства. Нередко человек, изучающий любую из традиций, склонен обвинять иную в заимствовании понятий. Буддийская религия подозревает мощное влияние своего вероисповедания на йогу, а противники Будды

обнаруживают кардинально обратное явление.

Отношение к православию

Так можно ли заниматься йогой православному человеку, когда восточная философия стала настолько популярной, что рождает вокруг себя множество спекуляций. Этот вопрос уже не затрагивает тему религии, речь идет о псевдо вере. Часто о практике говорят противоположное тому, что она собой представляет. Из-за этого православные наставники в разных странах редко говорят в отношении йоги именно действительные факты.

Популярность философии привнесла в христианские церкви некоторые свои особенности. Появлялись постепенно христианские методики, основанные на постулатах классической восточной философии. Позже даже возникло понятие христианской йоги. Ее создала американка Лоретт Уиллис, назвав свое детище сложным термином Борденкирхен. При такой практике ученики выполняют асаны, повторяя одновременно молитвы. Лоретт пыталась убедить верующих, что здоровье не менее важно человеку, чем вера. Потому она пропагандировала восточную философию, как вариант совершенствования тела человека при попытках отвлечения от обыденных проблем для воссоединения с Богом.

Заключение

Резюмируя сказанное, следует уверенно сказать одно – православному человеку не стоит отказываться от практик восточной философии, хотя необходимо взвешенно подходить к вопросам изучения древнейшей науки. В такой ситуации разрешается использовать практики для похудения, поддержания здоровья. Когда в душе сохраняется вера в Бога, никакие иные религии ее низвергнуть не способны.

Совместимы ли православие и йога

С каждым годом количество поклонников йоги неустанно растёт. Её любят не только за оздоровительные асаны, но и за философию, которая помогает взглянуть на мир под новым углом. Есть люди, которые задаются вопросом о том, совместима ли йога и православие, или это две параллельные сферы, которые противоречат друг другу.

Отношение православия к йоге

Невозможно определённо сказать о том, как церковь относится к подобным практикам, поэтому у каждого патриархата и даже священника может быть своё мнение на этот счёт. Чаще всего представители православной веры относятся к этим восточным практикам негативно, аргументируя это связью с язычеством.

С точки зрения священнослужителей, они могут толкнуть человека на путь заблуждения и стать причиной потери связи с Богом. Больше всего претензий касается медитаций, которые имеют всё же индуистскую направленность, а это уже совсем другая вера.

Выясняя, как относится православие к восточным практикам, нельзя оставить без внимания и другое отличное мнение. Есть священнослужители, которые утверждают, что эти сферы могут взаимодополнять друг друга в определённых направлениях.

Это больше касается церкви нового поколения, которая идёт в ногу со временем и не отрекается от чего-то нового и популярного.

Уделить внимание следует и такому течению, как кундалини-йога, которая становится очень популярной. Она подразумевает использование разных методов, направленных на раскрытие энергии кундалини, которая концентрируется у основания позвоночника.

По мнению православной церкви, если человек во время молитвы ощущает что-то ниже сердца, то это следует отвергать, поскольку это от Сатаны.

Разница между православием и восточными религиями

По поводу схожести или отличия религии и восточных практик можно спорить очень долго. К отличиям в большей степени относят то, что во время медитаций человек не стремится к Богу, как во время молитвы. Его силы будут направлены на самопознание, а не на Высшие силы. При этом, если углубиться в вопрос о том, совместимы ли православие и йога, можно найти несколько схожих черт. Например, основная цель религии — развить духовность человека, это же лежит и в основе классической йоги, просто методы для этого используются разные.

Существует много восточных практик, которые в большей или в меньшей степени проявляются в основных религиозных направлениях: так, в православии делается упор на бхакти-йогу (богослужения и молитву), а ещё проявляется в ней и карма-йога (труженики и послушники).

Ещё один момент, на котором стоит остановить своё внимание, — используемые заповеди.

  1. Православие. В этой религии есть десять заповедей, которые являются регуляторами жизни верующих людей. Хоть они и являются доступными, соблюдать их очень сложно. Христианство запрещает не верить в Бога, создавать себе кумиров и напрасно произносить имя Господа, а ещё нужно помнить о выходном дне и почитать родителей своих. Кроме этого, к заповедям относят запрет на воровство, ложь, зависть, прелюбодеяние и убийство.
  2. Йога. Как и в случае с православием, восточная практика имеет свои десять правил, среди которых пять запретных и столько же предписывающих. Их необходимо соблюдать, чтобы предотвратить «утечку» энергии.

Если проанализировать заповеди йоги, то можно найти много схожих черт: так, запрещено причинять вред другим, говорить неправду, быть корыстолюбивым и привязывать к себе что-либо. Ещё практикующий должен контролировать себя, придерживаться сердечной чистоты, принимать всё, что даётся свыше, контролировать свои желания, быть набожным и проводить самоанализ.

Причины неприятия

Существует некий перечень причин, объясняющих, почему грех заниматься йогой православным людям:

  1. Практики являются традицией другой веры, которая отличается от правил православной веры.
  2. В йоге не используется покаяние, которое имеет большое значение для православных верующих, поскольку только через него происходит искупление грехов.
  3. Восточные практики являются эгоистичными, поскольку направлены на самопознание, а не на познание Господа.

Священнослужители уверены, что регулярные медитации могут стать причиной того, что человек отвернётся от Бога, концентрируясь больше на собственной натуре.

Что делать христианину

Восточные практики быстро распространяются по миру, завлекая к себе всё больше людей. Решение по поводу начала тренировок человек должен принимать самостоятельно, оценив существующие плюсы и минусы.

Важно учитывать, что занятия имеют ряд преимуществ, например, они улучшают здоровье, увеличивают жизненный тонус и помогают бороться с негативными эмоциями и стрессами. Есть много современных православных верующих, которые занимаются йогой, и это никак не мешает им верить и любить Бога. Учтите, что противоречия существуют ровно до того времени, пока человек сам их создаёт в своей голове.

Если мучают серьёзные противоречия, то можно пообщаться со священнослужителями, задав им интересующие вопросы. Людям, которые имеют некий внутренний страх, лучше воздержаться от подобных практик и выбрать для себя другой вариант физических нагрузок, которые не имеют духовного подтекста.

Практически все вопросы, связанные с религией, являются неоднозначными и вызывают много споров. К ним можно отнести сравнение восточных практик и православия. Есть те, кто считает, что это противоречащие друг другу сферы, а есть и те, кто уверяет, что в основе православия лежит йога в изначальном её смысле.

Как не предать Христа. Православие против йоги

Любое занятие йогой погружает человека в восточную нехристианскую религиозность. Такая мысль прозвучала на встрече в миссионерском апологетическом центре «Ихтис» при Успенском храме Архангельска. Участники беседы поговорили, можно ли совмещать веру во Христа и увлечение восточными практиками. Одна из гостей встречи поделилась личной историей духовных поисков — она заинтересовалась христианством после того, как стала вникать в йогу. Сейчас женщина хочет понять, как относится Православная Церковь к этим занятиям.

«В индуизме есть разные стадии посвящения, — отметил один из гостей встречи, сектовед Денис Данилов. — Любой опыт йоги — это уже некая степень посвящения. Не секрет, что определенными техниками дыхания можно достичь состояния, когда критическое мышление пропадает, сознание расширяется и человек теряет способность сосредотачиваться на чем-либо. В этот момент его можно переформатировать — вложить против воли определенные религиозные убеждения, которые он изначально не хотел принимать».

Общественник отметил, что границу между физическими упражнениями и духовными практиками в йоге провести невозможно, потому что это учение пантеистическое. Оно предполагает единый путь изменения человека. Физические упражнения имеют религиозный смысл, они служат ступенями более широкого и общего духовного восхождения.

Эту мысль поддержал модератор встречи, руководитель «Ихтиса» священник Кирилл Кочнев: «Человек в йоге ищет духовности, поэтому выбирает именно эти занятия, а не лечебную физкультуру. Я консультировался с одной женщиной, которая сама прошла через разные восточные практики. Она общалась с сертифицированными инструкторами йоги. Все они говорят, что любой человек, занимающийся йогой, проходит духовные практики, а не только делает физические упражнения».

По словам отца Кирилла, заниматься йогой православный христианин не может: «Это равносильно отречению от Спасителя. Вспомним первые века после Рождества Христова. Десятки тысяч мучеников пострадали за то, что не хотели уважать языческих богов. А ведь требовалось лишь формально признать римский пантеон, который запросто мог вбирать в себя даже Христа наравне с идолами. Нет! Мученики стояли до конца, они не признавали никого, кроме Христа, не желали совершать никаких действий по отношению к богам пантеона, даже формальных. Мученики отдавали себя на растерзание львам, на распятия и сожжения, лишь бы не предать Господа!»

Отец Кирилл напомнил, что Сам Спаситель говорил о невозможности поклонения одновременно двум господам, Богу и мамоне: «Мамона — это не только богатство, но и вообще поклонение земному. Здоровье относится к этому же. Если ты готов ради здоровья приступить духовные принципы — ты отказываешься от веры во Христа. Какая связь между Богом и велиаром?»

Священник привел в пример опыт архимандрита Софрония (Сахарова), который в молодости семь лет занимался йогой. И не просто физическими упражнениями, но и глубокой медитацией. Впоследствии он покаялся в этом и уверовал во Христа, а со временем стал монахом на Святой Горе, учеником преподобного Силуана Афонского.

Читайте также по теме:

Люди зачастую ищут в йоге то, что можно найти в других увлечениях, продолжил дискуссию Денис Данилов: «Есть те, кто ищет здоровья и красоты, а есть экспериментаторы, «сталкеры». Они ищут форму нестандартного поведения в обществе. Для таких людей я бы предложил взять соску в рот и пройтись по Троицкому проспекту. Или встать напротив памятника Козьмы Пруткова и начать декламировать его же тексты. Внешнего эффекта от этого будет гораздо больше. Возьмите Евангелие от Марка — вы увидите такой образец нестандартного поведения, что дальше идти не надо. Христос вам все это покажет! И вы поймете, что здоровье и красота вещи относительные. Когда я преподавал единоборства, то говорил ребятам, что через год или два можно потерять все навыки, рано или поздно мы придем к возрасту, когда эти умения будут утрачены в силу нашей природы. Но останется навсегда терпение, внимание, уважение и любовь друг к другу. Эти добродетели перейдут вместе с нами в Царство Небесное. Йога таит в себе искушение, работа с безличной энергией фокусирует человека на себе, ограничивает его лишь собственными потребностями».

По словам Дениса Данилова, за вывеской «восточных практик» могут скрываться страшные вещи. В 2007-2008 годуах в Архангельске тоталитарная секта «Ашрам Шамбалы» вербовала десятки молодых девушек через занятия йогой. Четыре девушки разорвали связи со своими родными и уехали из Архангельска неизвестно куда. Организатор секты Константин Руднев был посажен на 11 лет за распространение наркотиков и изнасилования. Благодаря усилиям нескольких сектоведов и журналистов деятельность секты в Архангельске была остановлена.

Почему православная церковь выступает против занятий йогой?

Не раз приходилось слышать мнение, что православные священники говорят своим прихожанам о греховности занятий йогой. Люди, не знакомые с йогой и йоговскими практиками, и здесь на БВ рекомендуют бросить это занятие и идти в церковь замаливать грехи. Почему сложилось такое мнение? Порой создается впечатление, что священники и церковь стараются держать своих прихожан в неведении и почти как в Средневековье объявляют грехом и ересью вещи, которые таковыми не являются. Почему так происходит?

Ну, тут все понятно. Во-первых, борьба за паству, за электорат. Будет ходить на йогу, того и гляди философией Востока заразиться и бросит православие. Во-вторых, банальное невежество. Это ксенофобия. Все что чуждо, незнакомо — зло. В данном случае йога — это традиция чужого народа, индийского, учение пришедшее с далекого востока, а в Библии про неё ничего не сказано, и вообще такой традиции не знали апостолы и сам Христос. С точки зрения многих верующих все, чего нет в Библии — зло. Дескать закон божий вмещает все нужное для жизни, все остальное можно отмести. Вот такое дикое, первобытное, беспросветное невежество. А вообще скажу я вам, церковь оказывает на человека негативное воздействие. Церковь и большинство традиционных религий против бога, особенно жречестводуховенство, которое в них коверкает сокровенные истины. Если хочешь развивать в духовном плане на самом деле, то нужно не вступать ни в какие религии и обетов не давать.

Многие ошибочно считают, что это обычное занятие физкультурой. Но это не так. Эта система в первую очередь формирует личность человека, показывает, что человек самостоятельно может совершенствовать свое тело и дух. Но для достижения совершенства нужно много и постоянно работать, воспитывать в себе самодисциплину, уважение к окружающим, умение найти свое место в обществе. Важно, что человек учится у другого человека, добивается счастья в жизни, со временем может сам стать учителем. А в православии человек должен слепо следовать божьим указаниям, каяться, ждать смерти и надеяться на счастье в раю. Такими людьми проще управлять, что и нужно церковным иерархам. Религия не терпит человеческой самостоятельности.

Есфирь! Мой ответ на этот вопрос прежде всего предназначен именно Вам, хотя изначально даже не предполагала, что буду давать на него какие либо ответы.

Я сама не могу назвать себя атеисткой, я верю в Бога. Хожу в православную церковь и занимаюсь йогой. И только после прочтения определенных текстов: православных, ведических и классиков русской литературы; кажется я начала понимать, что означает быть истинным христианином. По духу, а не тем, кто буквально следует каждому библейскому слову.

Профессиональный и не очень чистоплотный юрист сможет вывернуть любой закон в пользу самого страшного преступника.

Профессиональный богослов любое библейское слово сможет трактовать по разному.

Иеремия 10:2. Йога и знамения небесные. Скорее малообразованные бабушки будут страшится знамений небесных. А кто утверждает, что йога — это язычество, лишний раз показывает степень своей неосведомленности в этом вопросе.

Бытие 35:2-5. Это скорее призыв к еврейским старозаветным племенам. В таком случае лучше нам, русским, поклоняться славянским богам. А вот это уже язычество.

Второзаконие 28:1-4. Божьи благословения, если Израиль будет соблюдать заповеди. Где Израиль, где Россия? Как они всё это время жили, кого Господь благословил больше?

Если заниматься йогой действительно большой грех, почему мне никто не может объяснить — в чём этот грех заключается? Всё, что я слышу по этому поводу, жалкие отговорки и притянутые за уши аргументы.

Когда сижу на БВ и задаю вопросы и даю ответы, я обычно сижу в позе бабочки (йоговская асана Баддха Конасана). Такое положение ног очень полезно для женского организма. Получается, что таким образом я грешу и поклоняюсь чужим языческим богам?

Занимаясь йогой, никогда не поклонялась, не молилась никаким языческим богам и идолам. Читая разные источники, всё больше понимаю, что Бог един и только сами люди всё разделяют на православие, католицизм, ислам и так далее. И сочиняют себе разные страшилки.

Простите, если оскорбила Ваши религиозные чувства! Видит Бог, я этого не хотела.:))

Церковь всегда осуждало всё то, что ей было чуждо, что пришло из других религий и течений жизни. Йога пришла к нам из буддистстких стран, а буддизм православная церковь почитает за язычество. Ну и понятно дело во всю старается отвратить людей от всего того, что сама церковь считает не верным. Ну и так же побаиваются святые отцы, что часть тех, кто начнёт заниматься йогой, со временем может и в буддизм податься, а это не только потеря своей паствы, как сказано в предыдущем ответе, но и возможные финансовые потери. А святые отцы привыкли жить хорошо, сладко есть, мягко спать! А сейчас ещё и на мерседесах и яхтах кататься и особняки на Рублёвке иметь!

Не только православная церковь считает йогу оккультной наукой, но и все истинные христиане всего мира, всех деноминаций и всех направлений.

Вот этот товарищ очень серьезно йогой занимался, посмотрите к чему это привело.

Потому что йога не приводит к Богу.

Полагаю, что на Ваш вопрос ответила сполна.

Церковь выступает против много чего. Но, я бы для себя вопрос ставил немного иначе, говоря не о церкви и библии, а об отдельных взятых священников. Тех священников, которые, как уже здесь заметили ездят на иномарках в стоимости по 3 — 5 миллионов рубликов, а то и более. Те, которые красиво излагая заученные фразы, в то же время одеты в джинсы и кроссовки прикрытые рясой и случайно засвеченными в ходе беседы; те священники, которые считают научные открытия и достижения в разных областях жизни ересью и дьявольским проявлением, например, интернет, телевидение и радио (в прошлом, а многие и сейчас так считают), да в принципе весь технический прогресс для них есть чертовщина. Хотя сами при этом пользуются и интернетом, и смотрят телевизор, и слушают радио, и вместо свечей дома у себя используют электрическое освещение, не брезгуя роскошной мебелью и всего домашнего интерьера в стоимостью не меньше чем их иномарки. А многие из них, которые своим прихожанам говорят что им можно, а чего нельзя делать, как раз таки занимаются сами тем, чего нельзя по их же словам. И, не удивлюсь тому, что если обнаружится и тот факт, что те-же священники, которые выступают против занятий Йогой сами в тайне наслаждаясь занимаются этой самой Йогой. И не думаю, что они ничего не понимают, и до того невежественны, все они хорошо понимают, а ведут себя так потому, что наверняка считают, что их служба в церкви есть для них просто обычная работа по материальному заработку и удобному положению. Как например, для некоторых врачей «клятва Гиппократа» — пустой звук, но несмотря на это они продолжают выполнять свою работу. Да и людям нуждающимся в лечение, это не причина и не повод не посещать больницу. Так и верующим людям, какие либо запреты батюшек не есть рекомендации к построению своей личной жизни и самой веры

йога и православие

Православие о йоге

Автор Александр Буланов задал вопрос в разделе Занятия спортом

Как Православие относится к йоге? и получил лучший ответ

Ответ от ОВЕРОН[гуру]
Йога восходит как к ведическим, так и к местным практикам, существовавшим до завоевания Индостана ариями и сохранившимися в среде низших каст. Существует несколько видов йоги, которые в большей или меньшей степени практикуются всеми индуистскими, неоиндуистскими и псевдоиндуистскими направлениями и сектами, хотя основатели последних часто сочиняют свои, обычно эклектичные и сильно упрощенные, «попосовые» варианты йоги, комбинируя элементы традиционных йогических систем и западных методик психотерапии. Большинство современных учителей йоги подают ее как внерелигиозную (или всерелигиозную) систему упражнений, ведущую к оздоровлению, самосовершенствованию, самое большее — к некоему абстрактному «просветлению» . Но в действительности йога — это аскетическая практика, преследующая не оздоровительные, а сугубо религиозные цели. Йога — это некий способ достижения высших духовных состояний с помощью аскетических упражнений. В определенном смысле можно провести параллель с православным исихазмом, что нередко и делают адепты йоги, доказывая духовную легитимность своей практики и ее близость восточно-христианской аскетике. Однако в исихазме конечная цель — стать настоящим храмом Бога Живаго, обрести в себе присутствие Бога, которое выражается в такой Божественной энергии (это по-гречески, по-славянски — «действование») , как свет. Именно особый, нетварный, божественный свет исходил от Господа Иисуса Христа на горе Фавор при Его преображении: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». В индуизме с помощью йоги пытаются раскрыть в себе якобы свою собственную «божественную» сущность, то есть, это восхождение к своей собственности «божественности» , самообожение, растворение в Божестве, которым ты сам и являешься. Повторю, что йога — это монашеская практика, которая подразумевает вначале отказ от противоестественных желаний (то есть от греховных, порочных желаний) , затем — от естественных желаний (брака, богатства и проч.) , потом — вообще от всех желаний. При этом следует практически не пить и не есть, мало спать и дышать, быть равнодушным к похвалам и оскорблениям, ничего не чувствовать, остановить поток своих мыслей, полностью сконцентрироваться в себе в некую точку, войти в состояние транса. И вот тогда в твою внутреннюю пустоту и безмолвие должен войти свет, который воспринимается йогином как свет собственной «божественности» . Сейчас получила распространение так называемая фитнес-йога — это элементы йогических упражнений для похудания, подтягивания и укрепления мышц, растяжения связок и, вообще, приобретения хорошего телесного тонуса. От занятий фитнес-йогой серьезных духовных последствий нет, впрочем, как правило, фитнесом занимаются люди, которые вообще не живут никакой духовной жизнью. Для чего нужные таким людям «подтянутые» телесные формы? Для карьерной «эффективности» , тщеславия и того чтобы нравиться противоположному полу. По моему мнению, правильнее сказать любой фитнес, не только с элементами йоги, сам по себе не душеполезен. Люди, которые слишком заботятся о своем внешнем виде и здоровье тем самым свидетельствуют, что они не живут духовной жизнью.
Кстати, питье мочи и клизмы пришли к нам из йоги (и не в последнюю очередь усилиями Геннадия Малахова — на мой взгляд, шарлатана, уже длительное время ведущего передачу о «здоровом образе жизни» на Первом канале) . Пить мочу, только коровью, принято в шиваизме, при этом шиваиты еще употребляют и коровий навоз.

Отношение и позиция Церкви к Йоге

Отношение РПЦ (Русской православной Церкви) к йоге и её последователям в России является крайне своеобразным. Упорные попытки поместить йогу на одну доску с оккультизмом, теософией, «живой этикой», сектантством и прочим «духовным» мусором современности, безусловно, умышлены либо проистекают от незнания сущности предмета.

Йога – вещь прикладная, не пересекающаяся с религиозными убеждениями, зато она необычайно полезна для обеспечения качества жизни. Некоторые деятели РПЦ пытаются представить её как ересь, противную духу православия, но это не соответствует действительности, оздоровление тела и души – дело несомненно богоугодное.

Виджнянабхикшу утверждал: « Из всех видов созерцания, созерцание высшего Божества считается наиважнейшим », так считали и христианские подвижники.

Сущность религии состоит в утверждении связи каждого индивида с метафизическим фактором внеземного происхождения. Вопрос наличия либо отсутствия Бога будет всегда смущать разум, и необходимо научиться жить, не имея на него однозначного ответа. Либо находить свои варианты ответа, позволяющие сохранять душевный покой.

Что такое вера? Верить можно лишь в то, что логически недоказуемо: « И Сын Божий умер – это достойно веры, ибо абсурдно. И погребенный, он воскрес, это не подлежит сомнению, ибо это невозможно » (Тертуллиан).

Известный деятель РПЦ (Русской православной Церкви) дьякон А.Кураев крайне непоследователен в своих высказываниях в адрес йоги, например: « Йогическое «тат твам аси» адекватно реальному опыту любого (значит, и христианского в том числе!) созерцательного подвижничества ».

Но в то же время внутренний свет, который видит созерцатель, есть «тварное свечение ума», а православие, утверждает Кураев, априори отличает неистинный свет от нетварного света Божества.

    Еще цитаты из издания А. Кураева «Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и православии)»:
  • Свет, который созерцают йоги и оккультисты, не есть Божественный (стр. 259).
  • Йогический путь антропологически, архетипически чужд нашей средиземноморской культуре (стр.205).
  • Единственная известная мне сегодня современная богословская работа, посвящённая критическому сопоставлению теософии и христианства, принадлежит как раз священнослужителю Армянской Апостольской Церкви архимандриту Паркеву Мартиросяну. Он сам в молодости практиковал теософию и йогу (стр. 118).

Итак, согласно Кураеву «тат твам аси» йоги адекватно опыту любого созерцательного подвижничества. Следовательно – и христианского. Значит, «свечение» наблюдается и в йогическом и в христианском опыте. Но православие, в отличие от йоги, автоматически отличает свет Божества от духовного, но всё же тварного свечения ума. Языческая мистика считает этот свет конечной инстанцией, тогда как православие – промежуточной.

Следовательно, мистик-христианин способен видеть свет как истинный, так и неистинный, и автоматически может отличить первый от второго. А мистик-йог если и видит свет, то исключительно ложный. Это уже пахнет расизмом, почему христианин способен видеть подлинный духовный свет; а йог – нет? Уж не потому ли что истину вообще способны воспринимать одни только православные? Удивляет и то, что Кураев упорно помещает на одну доску йогу и оккультизм, хотя, подробно препарируя «живую этику», он не может не видеть, что Рерихи имеют такое же отношение к традиционной йоге, как он сам – к Рерихам.

Сегодня РПЦ берёт реванш за свою длительную униженность, Георгийно поскольку люди в её структурах остались прежние, то и методы решения проблем из прошлого переносятся в настоящее. И вот уже в Севастополе некий отец , лучший друг (что отнюдь не секрет) местной мафии, в своих проповедях клеймит йогу, которая «от сатаны». А мантра «Ом», как заявила настоятельница одного женского монастыря – «молитва для призыва лунного беса». Всё это ерунда, йога не претендует на души, занимаясь исключительно здоровьем во всех его мыслимых аспектах.

Известны деятели русского богословия, которые конструктивно относились к йоге. Вот выдержка из книги старообрядческого епископа Михаила Семёнова (1874-1916):

Йога, её часть хатха-йога, есть учение о здоровом человеке. Йоги верят, что сущность человека не в теле. Они признают, что его бессмертное «я», которое всякое человеческое существо более или менее сознаёт, не есть его тело, которое оно только занимает и которым пользуется. Они признают, что тело только одежда, в которую облекается дух. Они знают, что такое тело, и не обманываются мыслью, что оно является сущностью человека. Но, зная это, они знают также, что тело есть инструмент, которым дух пользуется для своего проявления и работы.

Они знают, что телесная оболочка необходима для проявления и роста человека в настоящей стадии его развития. Они знают, что тело является храмом духа. И соответственно этому они верят, что заботы о развитии тела заслуживают такого же внимания, как и развитие некоторых высших сторон человека, потому что, имея нездоровое и недостаточно развитое материальное тело, мысль не может функционировать, как следует, и весь этот инструмент не может быть наивыгоднейше использован его хозяином – духом.

Они верят, что дух – руководитель наш и в физической жизни, что он проявляется и через жизнь тела. В присутствии духа с духом можно и есть, и пить, и думать. Всё может быть и должно быть духовно. И, не входя в обсуждение религиозных основ учения йогов, можно сказать, что их учение о теле носит черты истинно религиозного мировоззрения.

Йога в той части, которая называется «хатха-йога», предлагает целый курс технически-морального воспитания тела и этики питания и дыхания. Кто желает, может обратиться к их теориям, сомнительным в философской части, но не бесполезным практически. Может быть, и не лишние их советы о дыхании, может быть, в самом деле, можно научиться приказывать клеточкам тела, можно управлять кровообращением, давать отдых уставшим частям тела. Избранные статьи, «Китеж», 1998

Отмечая достойную сожаления предвзятость РПЦ по отношению к традиционной йоге, и надеясь на победу здравого смысла, напомню слова апостола « Всё испытывай, лучшего придерживайся ».

Авторская колонка

Виктор Сергеевич Бойко

Советский и российский исследователь йоги, терапевт. Реставратор оригинальной технологии йоги Патанджали, автор книги Йога: искусство коммуникации , создатель Школы йоги Виктора Бойко.

Доказал, что в практике йоги необходимо соблюдать принципы, изложенные в её первоисточнике, Йога-сутрах Патанджали: неподвижность, удобство, расслабление, создание условий для остановки мыслительной деятельности и — базисный — непричинение вреда: отсутствие отрицательных ощущений, как во время занятия, так и вследствие него.

Доказал полную независимость прикладной технологии йоги от идеологических и религиозных учений. Сторонник принципа йога для жизни, а не жизнь для йоги . Много работает над обучением людей пожилого возраста, а также обладателей различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и нервной системы. Выступает против принесения в жертву отечественной культуры ради модных веяний из-за рубежа.

По материалам книги Виктора Бойко «Йога. Искусство коммуникации.«.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector