Карма-йога | Masajista.ru

Карма-йога

Карма Йога

Карма означает буквально действие , поступок . Кармой считается любое действие, то есть событие, в котором присутствует намерение и цель. Когда плотник делает стул, мы говорим о его действиях, но когда знамя колышется на ветру, мы не называем это действием, но просто говорим, что оно движется. Таким образом, существует различие между словами действие и движение . Понятие кармы используется также для указания на закон кармы, согласно которому каждая личность получает награду или наказание в соответствии со своими благими и недобрыми усилиями и действиями.

Область Йоги, которая организует деятельность человека в соответствии с благотворными кармическими последствиями для него, именуется Карма Йогой.

Карма Йога учит правильному образу жизни, это йога деятельности. Она учит правильному отношению к людям и правильному действию во всех жизненных обстоятельствах. Карма Йога объясняет, как стать йогином в жизни, не удаляясь в пустыню и не вступая в школу йогинов. Эта часть Йоги есть необходимое дополнение ко всем другим йогам, так как с помощью Карма Йоги человек всегда помнит о своей цели и никогда не теряет её из виду.

Без Карма Йоги все другие йоги или становятся бесплодными, или вырождаются в свою противоположность:

  • Раджа Йога и Хатха Йога вырождаются в стремление к внешним чудесам, к таинственному и страшному, т.е. в псевдо-оккультизм.
  • Бхакти Йога вырождается в псевдомистику, в суеверия, в личное обожание или стремление к личному спасению.
  • Джняна Йога вырождается в схоластику или, в лучшем случае, в метафизику.

Карма Йога всегда связана со стремлением к внутреннему развитию, внутреннему улучшению. Она помогает человеку не погружаться во внутренний сон среди запутанных влияний внешней жизни, в особенности же противостоять гипнотизирующему влиянию деятельности. Она заставляет человека помнить, что всё внешнее не имеет значения, что необходимо действовать, не заботясь о результатах своих действий. Без Карма Йоги человека поглощают ближайшие видимые цели жизни, и он забывает о своей главной цели.

Карма Йога учит человека изменять свою судьбу, направлять её по своему желанию. Согласно основной идее Карма Йоги это достигается изменением внутреннего отношения к вещам и собственным действиям. Одно и то же действие можно выполнить по-разному, одно и то же событие можно пережить совершенно по-иному. Если человек изменит своё отношение к тому, что с ним случается, то с течением времени это неизбежно изменит характер событий, которые он встречает на своём пути.

Карма Йога учит человека понимать, что, когда ему кажется, будто действует он сам, на самом деле действует не он, а лишь проходящая через него сила. Карма Йога утверждает, что человек — совсем не то, что он о себе думает, она учит человека понимать, что лишь в крайне редких случаях он действует самостоятельно и независимо, а в большинстве случаев — как часть того или иного большого целого. Это оккультная сторона Карма Йоги, учение о силах и законах, управляющих человеком.

Человек, понимающий идеи Карма Йоги, постоянно чувствует, что он — всего лишь крошечный винтик или колёсико в огромной машине, что успех или неуспех того, что, по его мнению, он делает, очень мало зависит от его собственных действий. Действуя и чувствуя таким образом, человек никогда и ни в чём не встретится с неудачей, ибо величайшая его неудача, величайший неуспех могут впоследствии привести к успеху во внутренней работе, в его борьбе с самим собой, если только он найдёт правильный подход к своей неудаче. Жизнь, управляемая принципами Карма Йоги, значительно отличается от обыденной жизни. В обыденной жизни главная цель человека заключается в том, чтобы, по возможности, избежать всех неприятностей, трудностей и неудач. В жизни, управляемой принципами Карма Йоги, человек не старается избегать неприятностей и неудобств. Напротив, он приветствует их, ибо они предоставляют ему возможность их преодолеть. С точки зрения Карма Йоги, если жизнь не предлагает затруднений, надо создать их искусственно. Поэтому трудности, с которыми ученик встречается в жизни, рассматриваются не как нечто неприятное, чего следует избегать, но как очень полезные условия для целей внутренней работы и внутреннего развития. Когда человек понимает и постоянно чувствует это, сама жизнь становится его учителем.

Главный принцип Карма Йоги — непривязанность . Человек, следующий методам Карма Йоги, должен всегда и во всём проявлять непривязанность, непривязанность к плохому и хорошему, к удовольствию и страданию. Непривязанность не означает безразличия. Это особого рода отделение человека от того, что происходит, или от того, что он делает. Это не холодность, не желание отгородиться от жизни, а признание и постоянное осознание того факта, что всё совершается в соответствии с определёнными законами, что всё в мире имеет свою судьбу. С обычной точки зрения следование принципам Карма Йоги представляется фатализмом. Но это не фатализм в смысле принятия точного и неизменного предопределения всего происходящего без возможности каких-либо изменений. Напротив, Карма Йога учит тому, как изменить карму, как повлиять на неё. Но с точки зрения Карма Йоги такое влияние представляет собой исключительно внутренний процесс.

Карма Йога учит, что человек может изменить события и людей вокруг себя, изменяя своё отношение к ним. Эта идея совершенно ясна. Каждый человек с самого своего рождения окружён определённой кармой, определёнными людьми и определёнными событиями. И в соответствии со своими вкусами, привычками, своей природой и воспитанием он устанавливает к вещам, людям и событиям определённые отношения. Пока эти отношения остаются неизменными, люди, вещи и события также не меняются, т.е. остаются соответствующими его карме. Если же он не удовлетворен своей кармой, если желает чего-то нового и неизведанного, он должен изменить своё отношение к тому, что у него есть, и тогда придут новые события.

Карма Йога — это единственно возможный путь для тех людей, которые привязаны к жизни, которые не в состоянии освободиться от её внешних форм, для людей, которые в силу своего рождения или собственных способностей поставлены во главе человеческих сообществ и групп, для людей, которые связаны с прогрессом жизни всего человечества, для исторических персонажей, для тех, чья личная жизнь оказывается выражением жизни целой эпохи или целой нации. Эти люди не могут измениться видимым образом, они могут перемениться лишь внутренне, оставаясь внешне такими же, как и раньше, говоря то же самое, делая то же самое, — но без привязанности, как актёры на сцене. Сделавшись такими актёрами по отношению к собственной жизни, они стали йогинами среди самой разнообразной и напряжённой деятельности. В их душе пребывает мир, какие бы трудности их не встречали. Мысль их не знает препятствий, независимо от того, что её окружает. Карма Йога даёт свободу узнику в тюрьме и царю на троне, если только они почувствовали, в том что являются актёрами, играющими свою роль.

    Другие статьи на подобную тематику:
  • Узнайте подробно о понятии Кармы в статье: Что такое карма?

Здоровье и йога

Карма означает действие. Данное слово происходит от санскритского корня «кри», который дословно переводится «действовать». Закон кармы гласит, что когда мы выполняем любые действия, последствия не заставят себя ждать. Карма начинается с рождением тела, которое нужно кормить, умывать, и одевать. Пока есть тело, данные действия, никогда не будут полностью исчерпаны. Наша жизнь полна действий, из колеса которых мы не можем выбраться, как бы ни хотели мы некоторых из них избежать.

Древние тексты, советуют нам принять нашу судьбу, и выполнять действия, не упуская ни одной составляющей нашей многомерной и разнообразной жизни. Выполнение действий с отсутствием привязанности к их плодам является методом изживания нашей кармы.

В Бхагавад Гите Кришна наставлял Арджуну на активные действия на поле боя, потому что тот был воином, и его кармой являлась борьба за справедливость. Он говорил Арджуне, что карма йога – это действие ради действия, а не фокусировка на ожидании его плодов. Практика Карма йоги — это один из главных путей, изложенных в ведической традиции.

Результаты собственных действий

Карма — это не благословение или наказание, ниспосланное нам Всевышним. Закон кармы гласит, что если я выпил десять стаканов виски, то я буду страдать от похмелья и отсутствия ясности ума. В данном случае никто не заставлял меня страдать. У меня был выбор: выпить воду или виски.

Однако если мы рассматриваем закон кармы на поверхностном уровне, то логические объяснения еще работают, но как только мы начинаем углубляться в причины тех или иных реакций, понимание закона кармы становится более трудным процессом. Это происходит из-за того, что наши системы ценностей, морали и нравственности, понятия что такое хорошо и плохо не всегда соответствуют (а порой даже и близко не соответствуют) тем законам и правилам, по которым живёт Вселенная.

Согласно закону кармы, все, чего мы добились в настоящем — это результат усилий, предпринятых в прошлом. Дружба и вера будут окружать человека, который имеет хорошую карму. Такому человек не просто повезло, хорошая карма — это заслуженная воздаяние за правильный характер жизни, который резонирует с Мирозданием. Суть понятия кармы отражает всем известная пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Наше сегодняшнее состояние ума — это результат наших прошлых действий. Семя, посеянное в почву, всходит и превращается в могучее растение, конкурирующее с другими за питательные вещества и солнце. Таким же образом мы можем посеять семя в уме и подпитывать его положительными либо негативными эмоциями.

Существует много неясности и непонимания в отношении кармы в целом и карма йоги в частности.

Одни понимают дисциплину карма йоги только как физическую работу, игнорируя участие ума в данном процессе.

Другие путают понятия «карма» и «кама». «Кама» означает желание, а никак не действие. Следование своим желаниям — это дело выбора каждого. Однако, следуя по пути «камы» мы уподобляемся человеку, который развел костер и думает, что если он будет постоянно подбрасывать в него дрова, то в один прекрасный момент огонь насытится ими и исчерпает себя. Но все мы знаем, что этого не происходит, и с ростом пламени огонь требует всё большее количество дров…

Взаимодействия и реакции

Карма йога определяется как любое действие, осуществленное в медитативном состоянии сознания. Не только само действие должно быть полностью сознательным, но и отношение к действию. Практика карма йоги подразумевает соблюдение полностью не эгоцентричного подхода.

Конечно, если мы выйдем на пенсию и переедем жить в приятное место, вдали от посторонних глаз, навязчивых людей, уйдя от суеты современного мира, то можем сполна насладится размеренностью и спокойствием жизни и вполне возможно, что на некоторое время нам получится избежать реализации негативных самскар (скрытых впечатлений).

Уход в отшельничество издавна был известен как способ побега от страданий мира. В таких условиях вы можете легче придерживаться высоких духовных идеалов, забыть об обязанностях Вашей прошлой жизни. Вы можете практиковать медитацию и чтение святых книг, испытывать приятные впечатления тонкого опыта, но вряд ли у Вас получится полностью очистить свой ум от негативных самскар. Как только будут созданы необходимые условия для их проявления – Ваш ум сразу же превратится в неконтролируемого демона.

Именно поэтому путь карма йоги, путь служения в центре современного общества со всеми его страданиями, бедами и несовершенствами можно расценивать как совершенный вызов и возможность интенсивного духовного роста.

В той или иной степени практика карма йоги становится неотъемлемой частью каждого духовного искателя. Наша реакция на различные объекты, на различных людей, представляет увлекательную область исследования.

Основы практики карма йоги

Бхагавад Гита говорит о трех основных вещах в практике карма йоги:

1. Работать ради действий, а не для его плодов, сохранять ровное отношение к успеху и неудаче.

2. Работа с совершенством и эффективностью, максимально хорошо выполняя свою работу, но без излишней навязчивости.

3. Отказаться от привязанности к результатам своего труда. После того, как Вы закончили работу, оставить её и понять, что любой успех или неудача был сделан при помощи Всевышнего, а не благодаря Вашему эго.

Эти принципы являются классическими для практики карма йоги. Соблюдая их в течение длительного времени, мы постепенно открываем в себе ранее неизведанные глубинные участки собственного сознания.

Найти облегчение от бремени кармы, накопленной ранее, является желанием каждого духовного подвижника.

Парамахамса Сатьянанда говорил о том, что необходимо удалить колючки с шипами. Каким образом это сделать? Очень просто: путем выполнения бескорыстного служения другим. В результате таких действий эгоистичная карма истощается.

Постепенно избавляясь от оков привязанностей, садхака восходит к новой точке духовного роста.

Вершиной практики карма йоги является такой образ жизни, когда Вы даете другим людям то, что способствуют их росту, развитию и совершенствованию, делая их более счастливыми и гармоничными.
Это могут быть не только материальные предметы в виде еды, денег, одежды, но и вещи более тонкого порядка – мысли, идеи, убеждения.

Если Вы на протяжении многих лет будете придерживаться этого принципа и выработаете в себе беспристрастное отношение к плодам своего труда, то клубок Вашей кармы начнет очень интенсивно распутываться, предоставляя Вам большую степень свободы и радости.

В практике карма йоги есть одна ловушка, в которую попадают многие её последователи. Она преодолевается умением очень тонко ощущать окружающий мир и осуществлять действия только тогда, когда это действительно необходимо.

Может быт кто-то из Вас слышал историю о молодом человеке, который был так заинтересован в накоплении хороших поступков, что он настоял на том, чтобы помочь старушке перейти оживленный участок дороги, несмотря на просьбу не беспокоить её. Когда они достигли другой стороны дороги, она сказала ему: » Благодарю вас, молодой человек, но я на самом деле не хотела переходить дорогу»…

Удерживайте во внимании данные нюансы, и Ваша практика Карма йоги будет эффективной и гармоничной.

Карма-йога (санскр.) — карма — деятельность, йога — связь, деятельность в соответствии с предписаниями Вед.

Все живые существа постоянно заняты какой-либо деятельностью, находясь под влиянием трёх качеств материальной природы (гуны): благость (саттва), страсть (раджас), невежество (тамас). Даже йог, находясь неподвижно в медитации, действует.

В ведических писаниях, таких как «Бхагават-Гита«, «Шримад-Бхагаватам«, говорится о том, что каждое живое существо имеет право свободы выбора, но последствия поступков возлежат на самом живом существе. В соответствии с этим люди постоянно отрабатывают карму, как хорошую, так и плохую. Поскольку в течение жизни человек совершает многочисленные поступки, то отработать карму за одну жизнь не удаётся, а потому в течение своей жизни человек, как правило, отрабатывает карму предыдущих жизней.

Карма-йогу можно разделить на два типа:

  1. Действия, совершаемые для удовлетворения собственных чувств, действия из эгоистических мотивов.
  2. Действия совершаемые, как подношение Богу, без привязанности к плодам своего труда.

В первом случае люди обрекают себя пожинать плоды кармических реакций, как хороших, так и плохих. Свои действия они совершают под влиянием своего самого главного врага-вожделения, которое возникает под влиянием гуны страсти.

В 40 стихе 3 главы «Бхагават-Гиты. Как она есть» говорится:

«Оплотом вожделения являются чувства, ум и разум. С их помощью вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию».

Вожделение заставляет человека забыть его изначальную природу, изначальное положение. Он уже не помнит, что является душой, частицей Бога и впадает в иллюзию, отождествляя себя с телом, а потому наслаждает свои чувства, совершая греховные поступки. Убивая сегодня животное, чтобы отведать его плоти, он не задумывается над тем, что завтра сам может стать тем самым животным, а убитое им животное получит тело человека и в свою очередь убьёт его: сегодня ты меня, завтра я тебя.

Из-за вожделения человеку приходится рождаться, стареть, болеть, умирать, а затем рождаться вновь. Такой вид деятельности создаёт иллюзию счастья, но на самом деле приносит человеку постоянные страдания. Его счастье под влиянием страсти и невежества длится всего лишь миг, а потом приходят боль и разочарования. Постоянный страх, который испытывает при этом человек есть не что иное, как страх потери, поскольку вся его жизнь связана со временным проявлением, которое постоянно меняется, ускользает от него. Сначала нектар, потом яд.

В 7 стихе 3 главы «Бхагават-Гиты. Как она есть» говорится:

«Но искренний человек, который с помощью ума пытается обуздать чувства и, отказавшись от мирских привязанностей, начинает заниматься карма-йогой (в сознании Кришны), намного превосходит его».

В ведических писаниях говорится о том, что высшей целью жизни человека является познание Абсолютной Истины, Верховной Личности Бога. Занимаясь карма-йогой, человек может придти к этому.

С этой целью была создана система варнашрамы-дхармы(социальный уклад жизни), которая помогает человеку в этом. В настоящее время данная система сохранилась до некоторой степени только на территории Индии. Она призвана помочь человеку в постепенном духовном развитии. Считается, что варнашрама-дхарма дана Самим Богом и потому ещё настолько важна и совершенна. Она помогает человеку понять своё предназначение и учит, как следовать ему. Ее описание приведено в «Бхагават-Гите. Как она есть«, «Шримад-Бхагаватам» и других ведических произведениях.

Занимаясь карма-йогой, человек не должен привязываться к результату, так как он зависит только от Всевышнего. Он должен обуздать свой ум и чувства и все плоды своей деятельности посвящать Богу. Недаром на Руси сохранилось выражение «сделай ради Бога«. Это не означает, что человек должен все отдать, что получит. Он должен использовать полученное так, чтобы это способствовало его духовному развитию, начиная от поддержания своего тела, помощи родственникам, получении дополнительного духовного образования, до пожертвования в храм. Более подробно это изложено в «Бхагават-Гите. Как она есть» с комментариями Шрилы Прабхупады.

Такая деятельность приведёт человека к успеху в жизни, ему не придётся пожинать плоды кармических действий, так как он становится слугой Господа, а потому все реакции переходят на его Господина.

В 19 стихе 3 главы «Бхагават-Гиты. Как она есть» говорится:

«Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, — так он непременно придёт ко Мне».

Такой вид практики карма-йоги постепенно переходит в практику беспрерывного любовного преданного служения Богу — бхакти-йогу (буддхи-йога). На этом уровне человек действует под влиянием гуны благости, а потому, преодолев определённые трудности, связанные с развитием в себе положительных качеств, он испытывает постоянное счастье. Сначала яд, потом нектар. А самое главное, он вырывается из круговорота рождения и смертей и возвращается домой в Духовный мир.

карма-йога — сущ., кол во синонимов: 1 • йога (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

карма-йога — карма йога, кармы йоги … Орфографический словарь-справочник

Карма-Йога — (Karma Yoga) Йога действия; йога, проявляющаяся в действии. Действия и дела повседневного мира сами по себе не являются формой йоги, так как они могут иметь своими причинами эгоистические цели, стремления к комфорту, чувственному удовольствию или … Словарь йоги

карма-йога — к арма й ога, и … Русский орфографический словарь

карма-йога — мист. в древнеиндийских учениях достижение единства с Верховной Душой через собственные действия. Является одним из способов изменения кармы … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Йога-сутры — Йога сутры базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший, зачастую опосредованно, огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире. Их автором традиционно считается Патанджали, отождествляемый некоторыми… … Википедия

Йога-сутра — Йога сутры базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший, зачастую опосредованно, огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире. Их автором традиционно считается Патанджали, отождествляемый некоторыми исследователями с… … Википедия

Йога Сутры — базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший, зачастую опосредованно, огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире. Их автором традиционно считается Патанджали, отождествляемый некоторыми исследователями с известным… … Википедия

йога — (от санскр. yoga соединение, сосредоточение мыслей, созерцание) древнеиндийская религиозно философская система личностного совершенствования человека, связанная с системой психофизической тренировки, направленной на изменение психики за счет… … Большая психологическая энциклопедия

Йога-спорт — Йога спорт вид спорта на основе ритмической гимнастики и аэробики, в котором основными элементами являются асаны. Распространён в Индии и Южной Америке. Также йога спортом называется направление йоги, разработанное на основе Аштанга йоги,… … Википедия

Цели карма-йоги и раджа-йоги

Согласно основным трактатам по йоге, различают несколько путей достижения основной цели йоги – сознание человека соединить с источником (Богом):

5. гьяна (Джняна -йога)

В данном эссе рассматриваются два пути: раджа- и карма-йога.

Раджа-йога – царская йога (работа с умом, ум традиционной считается царем психо-физической структуры человека); иначе классическая йога, высший путь медитации и созерцания.

Цель раджа-йоги заключается в том, чтобы научиться сосредотачивать ум, открывать тайники нашего собственного разума, обобщать их содержимое и образовывать на их основе собственные заключения. В конечном итоге, практикуя раджа-йогу, мы стремимся открыть запредельную реальность вне мысли и образа, вне молитвы и ритуала.

Раджа-йога отчетливо представлена в йоги-сутрах Патанджали. У Патанджали различают восемь ступеней раджа-йоги:

1) яма (ненасилие);

2) нияма (самодисциплина);

4) пранаяма (дыхание);

5) пратьяхара (взгляд внутрь);

6) Дхарана (сосредоточенность ума);

7) дхьяна (медитация);

7) самадхи (высшее состояние).

Данные ступени можно понять следующим образом: для практики возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь более высоко уровня физического и психического здоровья. А именно, отказаться от вредных привычек, очистить тело, посвятить себя духовным практикам, сбалансировать дыхание, развить сосредоточенность, внимание направить внутрь; погрузиться в медитацию и затем уже приблизиться к высшему состоянию, в котором не будут существовать мысленные объекты сосредоточения.

Практики, которые позволяют человеку достичь контроля ума, могут относиться к раджа-йоге.

Карма-йога – йога действий или деятельности; осознание себя инструментом в руках Бога.

Смыслом карма-йоги является выполнение предписанных обязанностей (дхармы) без ожидания вознаграждения, то есть без привязки к плодам труда.

Функциями карма-йоги являются:

1. Снижение влияния эго;

2. Очищение места для заполнения энергией осознания.

Карма-йога основана на учении Бхагавадгиты- священного индуистского писания, состоящего из диалога Арджуны и Кришны, в котором Кришна отвечает на вопрос Арджуны с помощью разъяснения аспектов карма-йоги.

Практика Карма-йоги очищает ум и постепенно возвышает человека до духовного уровня, помогает осознать, что все плоды деятельности принадлежат Богу.

Практики, которые позволяют достичь высшего смысла сознания через выполнение действий (дхармы) без привязки к результату, могут относиться к Карма-йоге.

Например, если у человека по какой-то причине близкий родственник нуждается в постоянной помощи, и при этом человек оказывает эту помощь нейтрально, без присвоения себе результатов данной деятельности, он практикует карма-йогу.

Работа студентки Московского Университета Марии Билокур

Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги.

Делать, но не стремится. Основа карма-йоги.

Очень многие знакомы с законом причины и следствия. Любое действие, мысль или желание являются следствием определенной причины. И одновременно – причиной некого следствия. Это называется кармой – мы порождаем карму каждое мгновение своего существования и каждое мгновение пожинаем плоды того, что сами «засеяли» в прошлом. Наука карма-йога учит, что отказавшись от плодов своей деятельности, и полностью сконцентрировавшись на процессе делания, можно «выпасть» из этой непрекращающейся цепочки причины-следствия и очень быстро достичь целей йоги – самоосознания.

Первоисточники

Для того, чтобы хорошо понять суть пути карма-йоги, обязательно нужно ознакомиться с«Бхагавад Гитой». В этом тексте объяснены различные направления йоги, в том числе икарма-йога. Вот некоторые цитаты из Главы 3 – «Йога действия»:

(Шри Кришна, олицетворяющий Абсолют, поучает своего друга и ученика Арджуну):

«4. Неначинающий дел человек бездействия не достигает;
И не только отреченьем он совершенства достигнет.
5. Ведь никто, никогда даже мгновенья не может пребывать без действий,
Ибо все действия он производит невольно, в силу качеств, рождённых природой.
6. Кто сидит, обуздав стремления чувств, но сердцем привязан к предметам,
Заблудший, тот идущим по неверной дороге зовётся.
7. Кто же манасом чувства смирив, действия чувств направляет
На карма-йогу, того отрешённым зовут, Арджуна.
8. Необходимое дело свершай: лучше бездействия дело;
Бездействуя, даже отправлений тела тебе не удастся исполнить»…
«19. Итак, всегда совершай без привязанности должное дело;
Кто без привязанности принимается за дело – Высшего достигает,
20. Ибо делами достигли совершенства Джанака и другие;
И ты должен действовать ради целокупности мира.
21. Как поступает наилучший, так и другие люди;
Какой он выполняет устав, такой и народ выполняет.
22. Нет ничего в трёх мирах, что надлежало б Мне сделать, Партха,
Нет цели, которой бы Я не достиг, и всё ж Я дела совершаю.
23. Если бы Я не свершал непрестанно действий,
Моим путём пошли бы все люди, сын Притхи.
24. Не совершай Я дел — эти миры исчезли б,
Став причиной смешенья, Я все существа погубил бы».

Деятельность без привязки к ее плодам – наивысшее счастье.

Желание результата деятельности несет в себе семя страдания. И дело здесь не столько даже в том, что результат может не соответствовать ожиданиям. Но весь процесс деятельности превратиться в постоянное беспокойство и сомнения. «Получиться – не получиться? Сколько я на этом заработаю? Понравится ли мне самому?».. Эти и множество других мыслей лезут в голову, когда человек не действует по принципам карма-йоги.
Но если я ничего не жду от любой своей деятельности, то не только любой результат будет для меня радостью, но и сам процесс деятельности превратиться в удовольствие. Состояние совершенного карма-йогинаочень похоже на состояние ребенка в песочнице. Он строит восхитительный замок из песка и он полностью поглощен процессом строительства. Весь его мир в этот момент сосредоточен на возведении замка. Он вкладывает в каждую его деталь максимум своего зодческого таланта. Но когда замок достроен, ребенок без тени сожаления может разрушить его и приступить к постройке нового. Ведь процесс игры для него значительно важнее, чем ее результаты.

Весь рабочий день – медитация

Мотивации обычного человека сводятся к двум группам: кнут и пряник. Мы действуем или для того, чтобы получить что-то приятное (пряник), или чтобы избежать чего-то неприятного (кнут). Это лежит в основе всего, что мы делаем. И только когда мы задумываемся о том, чего бы нам хотелось делать ради процесса, а не ради результата, начинается карма-йога.
Тогда рабочий день перестает быть каторгой, на которую нужно ходить, чтобы иметь возможность купить еду, одежду и оплатить развлечения. Работа становится некой игровой площадкой, на которой человек может реализовать те или иные свои потенциалы. И работа станет мощнейшим инструментом йоговского процесса самопознания и самосовершенствования.
И тогда весь день превращается в нескончаемый процесс медитации. Карма-йогин постепенно учиться действовать и одновременно созерцать свои действия. Приходит осознание отдельности тела, мыслей и эмоций от истинной сути человека. Карма-йогин находится в положении стороннего наблюдателя, при этом не прекращая деятельность. То, что достигается упорными статичными практиками в раджа-йоге (читайте «Раджа-йога – путь медитации»), в карма-йоге приходит в процессе ежедневной деятельности.
Для практики карма-йоги не нужно выделять специального времени. Мощнейшую йоговскую практику можно совершать в течение рабочего дня, «без отрыва от производства». Это делает карма-йогу одним из самых доступных методов быстрого самоосознания для современного человека.

Все можно превратить в карма-йогу

Не стоит думать, что только ежедневное посещение работы может стать карма-йогой. Собственно, нет никакой разницы, какую деятельность совершать – обрабатывать документы в офисе, стричь газоны в парке или мыть посуду у себя на кухне. Важно не что делать, а как делать. Если деятельность совершается без привязки к результату, то это есть карма-йога.
Взять, к примеру, творчество. Если я пишу книгу, рисую картину или сочиняю музыку, но при этом не беспокоюсь о деньгах или похвале, которые мне могут перепасть, то тем самым я не только получаю максимум удовольствия от процесса творчества, но и совершаю практику карма-йоги.
Но не стоит обманываться, сужая понятие «результат». Здесь речь идет не только о конкретных материальных выгодах (большой красивый приз, например), но буквально о любом результате, который принесет деятельность. Деятельность без привязки даже к чувству удовлетворенности от проделанной работы – это есть идеал карма-йогина.

Ни к чему не стремиться, но иметь все что нужно

То, что карма-йогин не привязан к плодам своего труда, совсем не значит, что он от них отказывается. Он их принимает такими, какими они есть. Отказываться от зарплаты во благо фирмы – это скорее глупость, чем карма-йога.
Объекты материального мира приходят к тому, кто действует по методам карма-йоги, естественно и без излишнего напряжения. Карма-йогин имеет все, что ему необходимо, но он всегда помнит, что любые вещи, деньги или признание в обществе – лишь довесок к его деятельности, но не ее цель.

С чего начать?

Не всем получится «с завтрашнего дня» начать действовать по-новому. Мы настолько привыкли к кнуту и прянику, что без них уже попросту ничего не делаем. Но прелесть карма-йоги в том, что полное осознание ее силы и значения приходит в процессе практики. Практиковать карма-йогу – это значит учиться не привязываться к результатам своей деятельности. Все приходит с практикой, и как только это получится, человек сможет значительно приблизиться к переживанию своей истинной природы.
Пусть мысль о ценности и важности самого процесса делания присутствует всегда, когда совершается какая-то работа. Пусть то, что еще вчера делалось «для чего-то», будет сделано «просто так», ради самого процесса.
Путь йоги – это процесс внутреннего очищения. Привнесение в свою повседневную жизнь принципов карма-йоги – это очень быстрый и эффективный метод избавиться от всего того, что отделяет человека от осознания своей истинной сути и переживания беспредельного счастья.

Карма-йога — это один из видов йоги, причем один из основных видов йоги. Карма-йога называется также буддхи-йогой, или йогой деятельности.

Основой этого вида йоги является письменный источник — Бхагават-Гита (древнеиндийский философский и религиозный трактат, состоящий из 700 стихов и написанный на санскрите).

Карма — деяние, воздаяние, закон причины и следствия.

Суть теории кармы: деяния человека, как плохие, так и хорошие, определяют его дальнейшую жизнь и судьбу, и в том числе перевоплощения (сансара, или реинкарнация — круговорот рождения и смерти в тех мирах, где действует понятие кармы).

В идеале человек может освободиться от действия закона кармы, и после этого его деяния не будут приносить для него хороших или плохих последствий.

Освобождение от кармы возможно частично (если сильный учитель, действуя от имени Бога сделает это), или полностью (состояние мокша — освобождение от круговорота рождения и смерти, страданий и ограничений материального мира).

Суть карма-йоги

В учение карма-йоги опора идет на понятия кармы и реинкарнации (сансары).

Человек приходит в этот мир уже с кармой, заложенными обстоятельствами, как негативными, так и позитивными, которые переносятся с ним из прошлой жизни. Эта карма побуждает его к образу жизни, греховному или праведному. В результате перевоплощений, собственных выборов или вмешательства извне (например, учителя, освободившего его от части кармы), человек может освободиться от кармы, и станет свободным (состояние мокши).

Человек должен выполнять свои обязанности, и действовать в согласии со своим долгом. При этом нельзя руководствоваться личными желаниями, вкусами, эмоциями, или привязываться к результатам своих действий. Нужно контролировать все желания ума, контролировать стремление к удовольствиям.

В обычной жизни это означает, что нужно спокойно выполнять работу, иную деятельность, которую вы взяли на себя обязательства выполнять, медитировать на них, и находить в работе и медитациях способность управлять умом.

Упражнения карма-йоги

Упражнений, таких как мы привыкли, в карма-йоге нет. Здесь упражнением является сама работа, ваши ежедневные обязанности. Их нужно делать, и делать с правильным настроем.

Превратить работу в тренировку по карма-йоге несложно.

Сначала требуется перед каждым началом работы настраиваться, вспоминая суть карма-йоги. Возможно на это понадобится несколько месяцев. В результате вы станете более качественно выполнять работу, лучше к ней относится и меньше нервничать о результатах.

Второй этап — медитация над работой. Попробуйте медитировать над самим процессом работы. В большинстве случаев это добавит внимательности при выполнении работы, и повышение вашей эффективности. Также вы заметите, что важен становится не столько результат труда (например, шеф доволен, премию дали), сколько процесс.

Вот такие тренировки вы можете попробовать, чтобы приобщиться к древней философии карма-йоги.

Карма-йога: единение через действие

Наиболее известным источником указаний о том, как делать Карма-йогу в нашей стране является «Бхагават-гита», разошедшаяся многомиллионными экземплярами в переводе, который не является общепризнанным*. В этом преломлении термин Карма-йоги приобретает несвойственные ему смыслы: то служения другим людям (иногда — бедным и обездоленным), то богу в его личностно форме, в зависимости от намерения комментатора. Это может свести с толку любого йога, ведь оригинальные источники неоднократно заявляют, что йога не достигается ни хорошими поступками, ни религиозными действиями.

Карма-йогу делать, в общем-то, несложно, если понять, что Карма-йогой НЕ является (тут как раз главная загвоздка). Нет списка «одобренных» действий для Карма-йоги, и нет действий, которые гарантированно являются Карма-йогой.

Эффективность практики определяется:

  1. пониманием логики того, как работает эта техника (о сути Карма-йоги коротко изложено ниже),
  2. способностю действительно отбросить цель в начале, в течение и после завершения действия;
  3. сложностью выполняемых действий или количеством приложенных к ним усилий. На практике, если вы готовы посвящать Карма-йоге годы, то использовать можно любое действие (легендарное дзенское «носить воду и колоть дрова»).

Карма-йога хороша тем, что не требует от человека того, что ему обычно несвойственно:

  • статичности (как в асанах),
  • задержки дыхания (как в пранаяме),
  • однонаправленной концентрации (как в медитации).

Поэтому иногда считается, что Карма-йога легче других йог. Кто-то скажет: «Да, мне интересно было бы попробовать новый и явно популярный в мире тип йоги, но я совсем не хочу чистить сортиры?!» Ответ — это и необязательно.

Существует несколько пластов, или уровней, понимания Карма-йоги: для людей, соответственно, в Гунах невежества, страсти и благости:

  • Люди в состоянии преобладающего невежества ленивы, боязливы и малоподвижны. Поэтому, для устранения самых тяжелых омрачений, им предписывается трудоемкая, грязная и неприятная работа (те самые туалеты). Несложно догадаться, что если в ашраме вас приставили чистить туалет — то вас считают человеком в Гуне невежества (Тамаса). Это не обидно, т.к. большинство людей находится в этом модусе.
  • Люди в страсти — горды, интеллектуализированы, подвижны, возбудимы, ориентированы на результат, успех. Поэтому для них предписывается бесполезная, неспешная, «медитативная» и одновременно не интеллектуальная и не «престижная» работа. Их надо заставить испачкаться, выглядеть «неудачником» — но при этом не выделяя (иначе такой человек сразу кинется играть роль САМОГО грязного и т.п.). Например, подметать двор в ветреную погоду. Или копать и закапывать ямы. Или просто убираться в помещении, мыть посуду: неквалифицированный труд, который не принесет долговременной пользы. Известному тибетскому йогу Миларепе его Мастер несколько раз давал задание строить дом (в горах!). А потом заставлял разбирать по камешку и строить в другом месте.
  • Люди в Саттве (благости) и сами смутно понимают, для чего нужна вся эта «работа» по ашраму: ни для чего. Можно было бы нанять индусов из низшей касты за копейки быстро и качественно сделать все, что плохо и долго делают западные послушники. Дело не в результате. Единственный результат, который требуется — это «отпустить» результат, отчаяться в его достижении, «не думать о белой обезьяне». Когда цель пропадает, она достигнута. Йогам в благости можно давать работу любого типа, но обычно их ставят на кухню, в качестве проверки — не загордятся ли (ведь кормить людей — как бы «полезная» работа, вот тут и проверяется, глупец ты или способен готовить еду как будто чистишь туалет — без гордости за мнимую заслугу).

Карма-йога («соединение через действие») — это вообще любая — не обязательно «благородная» или «полезная», по мнению общества — деятельность, которая НЕ имеет целью достижение своего логичного результата. Явное или скрытое намерение изменить что-либо в самом себе, в мире или других людях с помощью данной деятельности говорит о том, что это — НЕ Карма-йога:

  • Если ваша работа в том, что вы полицейский, адвокат, учитель или ездите в горячие точки и с риском для жизни раздаете там гуманитарную помощь — это, конечно, полезно для социума, но это не Карма-йога.
  • Если вы жертвуете деньги в детский дом, нищему на паперти или «Гринпис» — это хорошо, но это не Карма-йога.
  • Если вы перевели старушку через дорогу — это не Карма-йога.
  • Если вы не дали просящему милостыню наркоману денег на «дозу», если усмирили хулигана, дали полезный совет или поддержку человеку в беде, даже спасли жизнь — это не Карма-йога.

Почему «Не»? Во всех вышеуказанных случаях действие совершалось с целью получения результата (помощь, спасение, обучение, сохранение лесов — какой бы «хорошей» цель не казалась, это цель. А в Карма-йоге цели нет и быть не может.

Карма-йогу не стоит путать с общественно-полезной деятельностью и пожертвованиями, которые тоже полезны, особенно для людей в Невежестве и Страсти: первым тяжело расстаться с «кровью и потом заработанным», а у вторых уже масса планов, как вложить эти деньги с большей пользой и выгодой для всех. Но деятельность в русле пожертвования: подать нищему, убрать двор — направлена на результат, а значит, это не Карма-йога — и может лишь дать толчок, сдвинуть с мертвой точки, создать условия для дальнейшей более глубокой практики.

Даже если человек не получает деньги за свои труды (по спасению мира или отдельно взятой старушки или зверюшки), у него могут быть другие мотивы:

  • выглядеть хорошо перед другим людьми, друзьями или самим собой,
  • «замолить грехи»,
  • избавиться от чувства обиды, пустоты в жизни, почувстовать собственную важность, значимость, полезность,

или что угодно другое. В таком случае мнимое проявление любви к ближнему является лишь изощренным актом пюбви с самому себе.

Выполняемая с такими нечистыми (с точки зрения йоги, а не закона или социума) намерениями, Карма-йога не принесет никаких результатов, кроме очевидных: бабуля безопасно перейдет через дорогу, а туалет будет чист еще полдня.

Выполнение любой деятельности ради какой-либо цели — действие, обусловленное кармой, законом кармы. Это еще одно звено в цепи причин и следствий, которые не дадут вам быть свободным от кармы. Таким образом, человек, который «выполняет» Карма-йогу как «служение» — не йог, а слуга, и не знает Карма-йогу, такое сознание будет костенеть. Накопление заслуг (благими действиями) не приводит к Освобождению, как известно из Вед.

Карма-йога не социальна и не асоциальна, она просто вне логики «полезно-вредное», которая принята в социуме. Йоги не пытаются спасти мир, зная, что это не нужно. Они могут помогать кому-то, или не помогать, или даже мешать — но все это без корысти, без цели в уме (живут без-умно). Поэтому йоги не причиняют много зла, в отличие от людей, которые стремятся научить других людей жить правильно.

У опытного Карма-йога, в результате практики, вся жизнь превращается в Карма-йогу: ведь большую часть действий (исключая какие-то необходимые для жизни тела и имеющие цель) он совершает без интенции.

Но даже действия, заведомо направленные на результат, можно совершать с более чистым сознанием. Знаменитый святой Рамана Махарши незадолго до ухода из жизни заявил своему ученику, что (примерно) «если вы будете есть как бы не для себя, то уже этого достаточно». Возможно, идея Мастера заключается в том, что даже по определению эгоистические действия можно совершать с умом, погруженным в сознание Единства, и бескорыстно — просто как ественное природное действие. МОжет ли корыстное действие быть простым, как природное явление: река течет, я ем? Проверим на практике Карма-йоги!

Все действия могут стать Карма-йогой, даже глупые, по мнению окружающих. С каждым шагом, с каждым действием (при этом неважно, насколько эффективно было его выполнение и насколько велик результат) Карма-йог еще больше очищает свое сознание от корысти и причинной-следственных пут. Ближайшим результатом этого будет освобождение от всех неврозов, явных и скрытых, от этих «ограничительных клапанов», подчас весьма радикально сокращающих «подачу» счастья, силы и мудрости в нашу жизнь. Карма-йога, как и Йога-нидра, фактически универсальный инструмент: она может и лечить болезни, и избавлять от роковых пристрастий, и укреплять характер, и конечно, ускорять йогический прогресс**.

Карма-йога — не замена регулярной практике других йог. Если ваша «Карма-йога» затрудняет обычную практику — безжалостно отбрасывайте ее, и «откатывайтесь» к «обычной» йоге, до поры, когда появится время возможность делать Карма-йогу в дополнение, а не в ущерб занятиям.

*«Бхагават-гита» и остается самым авторитетным источником по Карма-йоге. Дело лишь в том, чтобы внимательно изучить хотя бы 2 разных варианта перевода и комментариев, т.о. сведя к минимуму «человеческий фактор». Трактовка термина «Карма-йога» в разных переводах может быть разной.

**По всем этим направлениям работал известный врач, йогатерапевт, Гуру и учитель йоги С.С. Сарасвати, который в преклонные годы неоднократно подчеркивал важность использования Карма-йоги своим преемникам и ученикам.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Как изменить судьбу к лучшему с помощью карма-йоги

Понятие кармы пришло в йогу из более древних религий. Индусы испокон веков верят, что бессмертная душа в земных перерождениях несет груз ответственности за все деяния и помыслы, совершенные в каждой из своих физических оболочек. Практическая Карма-йога — способ понять эту причинно-следственную связь и изменить судьбу к лучшему.

Поступки и их последствия

Судьба — это то, что предначертано заранее, чего нельзя изменить. Значит карму нельзя назвать судьбой в общепринятом смысле. Ведь каждый новый поступок человека меняет грядущие последствия.

Это не возмездие за плохие дела или награда за хорошие, а естественная и логичная последовательность событий.

Человек очень мало знает о своей природе. Часто кажется, что вся жизнь — череда разумно выбранных событий и принятых решений. Но карма доказывает, что это не так. Все действия — итог неразумного физического начала человека, совершаемые под воздействием естественных страстей и желаний, жизненных импульсов. Накладывает отпечаток и социум, воспитание, окружение. И лишь в единичных случаях решения принимаются самостоятельно.

Карма — это действие. Все дела, совершенные с какой-то целью, влияют на карму. Действия без личного интереса карму не нарабатывают. Поэтому даже добрые дела, за которые ожидается поощрение, тоже повлекут за собой последствия. Все пожелания — «я хочу есть», «я хочу ребенка», «я мечтаю съездить на море», «я хочу, чтобы меня простил друг» — повлекут за собой карму.

Когда умирает физическое тело, а душа освобождается, в идеале не должно быть неисполненных желаний или сожалений о том, что человек не успел сделать. Если что-то омрачает разум, то и душа, не получив успокоения, снова возвратится на Землю в физическом обличии.

Так замыкается круг — колесо смертей и перерождений души.

Как разорвать круг

Йога имеет на этот счет свою теорию. Освобождение от иллюзий внешнего мира называется Мокша. Обрести это состояние можно еще при жизни. К нему можно начать идти неосознанно. Некоторых людей однажды перестает удовлетворять привычная жизнь, возникает чувство тревоги, ощущение, что чего-то не хватает. И поиск истины не дает ответа.

И рано или поздно придет осознание, что дело только в нем, самом человеке. Это и будет началом пути к свободе. Он не лишен страдания. Тяжело, когда рушатся все иллюзии этого мира, даже понимание о праведной жизни оказывается ложью. Но такова дорога к спокойствию и счастью.

Главное достижение — обретение состояния непривязанности. Это свобода от оков плотских страстей, мучительных раздумий и горьких разочарований.

Важно, чтобы это понимание пришло осознанно. Невозможно приказать себе перестать чего-то хотеть или кого-то любить просто усилием воли.

Вот лишь некоторые из истин, лежащих в основе освобождения:

  • отказ от результатов (хороший или плохой финал не должны приносить эмоций);
  • отказ от ожиданий (все будет так, как должно быть);
  • отречение от понятия «мое» (ведь даже физическое тело — это не собственность человека, оно дается на время);
  • всегда помнить о главной цели, не распыляя душевную энергию на тысячи повседневных мелочей;
  • страдание приносит не само действие и не его результат, а привязанность к нему (личный интерес, ожидание выгоды и т.д.);
  • работа не должны иметь целью личное благо — это делается во имя Бога и ради других людей.

Это не означает, что жизнь дана лишь для тяжкого труда. Свой привычный образ жизни можно изменить, только переменив отношение к нему. Например, учитель, идя на работу, думает не о зарплате, а о высшей цели — обучении детей.

Это значит, что одни и те же дела можно делать по-разному. Одно и то же чувство при другом восприятии переживается иначе. Пока сам человек не изменится, все вокруг него будет находиться также без изменений.

Как практиковать карма-йогу

Не существует специальных карма-йога упражнений. Это духовная работа, но она имеет много общего с практиками йоги.

Первый этап осознанного стремления к свободе — научиться понимать последовательность событий во всем. Например, 8 ступеней у Патанджали выстраиваются одна за одной в порядке прогрессии. Или отдельный набор упражнений выполняется с точной последовательностью (разминка, чтобы уберечь не разогретое тело от травм, затем выполнение асан с нарастающей сложностью).

Так и в жизни — каждый поступок будет иметь последствия.

То состояние, в котором сейчас находится человек, это результат его предыдущей жизни.

К карма-йога практикам можно отнести медитации, упражнения на концентрацию, балансы, особенно позу Шавасана (как способ погрузиться в себя и подумать). Различные комплексы приучат рассуждать размеренно и последовательно. Все это способствует развитию сосредоточенности, терпения, спокойствия, расслабленности.

Родственные темы

Ка́рма-йо́га (санскр. कर्म योग «йога деятельности») также известна как бу́ддхи-йога — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма.

Карма-йога основана на учении «Бхагавадгиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов с единственной целью удовлетворения Бога.

Содержание

Этимология

Слово «карма» происходит от санскритского глагола кри, что означает «делать»; в буквальном переводе, карма означает «действие», а йога можно перевести как «объединение» или «единение». Таким образом, дословный перевод термина «карма-йога» — «единение через действие».

Карма-йога в «Бхагавадгите»

В «Бхагавадгите» содержится сжатое описания процесса карма-йоги. «Бхагавадгита» представляет собой отрывок из другого литературного произведения — «Махабхараты». Это беседа между принцем Арджуной и его другом Кришной, который играет роль колесничего, управляя боевой колесницей Арджуны. Беседа происходит на поле боя, незадолго до начала кровопролитной Битвы на Курукшетре между армиями двух враждующих династий — Пандавов и Кауравов.

Причиной начала беседы является печаль и сомнения Арджуны перед началом решающего сражения, в котором его родственники и друзья присутствуют на обеих сторонах поля битвы. В ответ, Кришна объясняет ряд философских систем йоги, в том числе и карма-йогу, согласно которой Арджуна должен сражаться, выполняя свой долг воина и не беспокоясь о результате.

Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого человека без принятия во внимание личных эгоистических желаний и вкусов, как действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда.

В «Бхагавадгите», несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, Арджуна не хотел сражаться, он принял участие в битве ради исполнения своего долга воина и выполнения божественного плана Кришны. Кришна затем объясняет, что Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Всевышнему.

Кришна описывает, что выполнение предписанных обязанностей без ожидания результата и эгоистичной мотивации, очищает ум и постепенно возвышает человека до духовного уровня. Кришна также говорит, что для практики духовной жизни нет необходимости уединяться и прекращать всякую деятельность — состояние действия или бездействия является прежде всего состоянием сознания.

Для достижения совершенства жизни, Кришна подчёркивает важность контроля над всеми желаниями ума и над стремлением наслаждаться чувственными удовольствиями. Практика карма-йоги в повседневной жизни посредством выполнения предписанной деятельности и медитации позволяет человеку усилить свой разум, развить интуитивную способность познавать и научиться управлять умом, став трансцендентным к нему.

Карма-йога основывается на принятии и понимании законов кармы и реинкарнации (сансары). Говорится, что человек рождается с определёнными самскарами — как позитивными, так и негативными, которые переносятся индивидуумом из одной жизни в другую и в каждой конкретной жизни побуждают его к определённой благочестивой или греховной деятельности. Этот процесс продолжается до тех пор, пока индивидуум полностью не освобождается от бремени кармы и не достигает мокши.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector