Классификация Вед. Йога в Ведах | Masajista.ru

Классификация Вед. Йога в Ведах

Введение в хатха-йогу

В наше время очень популярна хатха-йога, позволяющая овладеть некоторыми феноменальными способностями. С помощью особых физических упражнений йоги учатся управлять пятью воздушными потоками, которые окружают душу человека. Все это делается не ради какой-либо материальной выгоды, а только для того, чтобы освободить душу из материального плена.

В Ведах описываются йога-ягьи — особые действия, которые позволяют человеку возвышать свое сознание. Попробуем перечислить самые распространённые из них. Наиболее известен метод под названием Дравья-майя-ягья. Это всем нам хорошо известная благотворительность. Такие йоги отдают свою собственность, одежду, еду, деньги нуждающимся. Они открывают бесплатные столовые, приюты и школы.

ЙОГА – ЭТО ИСКУССТВО СТАНОВИТЬСЯ

БЛИЖЕ К БОГУ. ЭТО ГЛУБОКИЙ

ДУХОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ПОДРАЗУМЕВАЮЩИЙ

ПОЛНОЕ ОЧИЩЕНИЕ СЕРДЦА

ОТ ВСЕЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ СКВЕРНЫ

Другой способ называется Тапо-майя-ягьей. Это очищение сознания через пост и аскезу. Йог отказывается от определенных продуктов питания, принимает пищу только один раз в сутки, жертвует своими удобствами. Кто-то перестает бриться и стричь ногти, кто-то ест без помощи рук, а кто-то отказывается от соли и сахара. Одни дают обет несколько месяцев не выходить и дома, а другие часами сидят в неудобной позе.

Еще один метод — изучение ведических писаний, таких как Упанишады, «Веданта-сутра» и т.п. Это называется Свадхьяя-ягьей, или аскезой, состоящей из постоянного и внимательного чтения священных писаний. Такие аскеты учат огромные трактаты наизусть, слово в слово. Они могут цитировать с любой строчки любое духовное произведение. Одни йогические школы практикуют только этот вид аскезы, другие применяют его наравне с регулярными паломничествами по святым местам.

Но хатха-йога — это не популярная фитнес-система или восточная акробатика, как принято считать. Это сложнейшая духовная практика, способная настолько очистить душу человека, что ему представится возможность общения со Сверхдушой, Нараяной. Человеку, занимающемуся хатха-йогой, приходится выполнять различные физические упражнения, принимать особые позы, отвлекать, или втягивать, свои чувства внутрь своего «я», медитировать на определенные очищающие звуки и изображения и т.д. Йог должен научиться сидеть без движения долгое время в одной и той же позе, сосредоточив взгляд на кончике носа.

ХАТХА-ЙОГА – ЭТО НЕ ПОПУЛЯРНАЯ

ФИТНЕС-СИСТЕМА ИЛИ ВОСТОЧНАЯ АКРОБАТИКА.

ЭТО СЛОЖНЕЙШАЯ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА,

СПОСОБНАЯ НАСТОЛЬКО ОЧИСТИТЬ

ДУШУ ЧЕЛОВЕКА, ЧТО ЕМУ ПРЕДСТАВИТСЯ

ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЩЕНИЕ СО СВЕРХДУШОЙ

В хатха-йоге есть упражнения, которые позволяют управлять дыханием. Этими приемами пользуются для того, чтобы обуздать чувства и осознать свою духовную природу. Они дают возможность управлять воздушными потоками в теле, меняя направление их движения. Два главных потока в теле — это нисходящий и восходящий воздушные потоки. Йог учится направлять каждый из них в обратную сторону, пока они не придут в равновесие. Когда оба воздушных потока полностью прекращают движение, человек поднимается на ступень кумбхака-йоги.

Занятия кумбхака-йогой увеличивают продолжительность жизни, помогая человеку достичь духовного совершенства. Йог стремится достичь совершенства, войти в мистический транс в течение одной жизни, не дожидаясь следующей, и кумбхака-йога позволяет ему получить в распоряжение очень много времени.

Различают два вида духовного транса, самадхи: сампрагьята-самадхи и асампрагьята-самадхи. Сампрагьята-самадхи — это духовный транс, которого достигают путем философских рассуждений. Что касается асампрагьята-самадхи, то на этом уровне человек полностью отрешается от материальных удовольствий, ибо его больше не привлекает счастье, источником которого являются материальные чувства. Вот что говорят святые мудрецы:

«Достигнув трансцендентного положения, йог уже никогда не лишается его. Тот, кому не удалось подняться на этот уровень, не достиг цели йогической практики. Йог, который не отказался от половой жизни и одурманивающих средств, недостоин называться йогом. Даже тех, кто занимается йогой, стремясь обрести сиддхи (мистические способности), нельзя считать совершенными йогами. Люди, которые прельщаются побочными продуктами йоги, не смогут достичь совершенства. Поэтому те, кто стремится поразить воображение людей замысловатыми позами или мистическими фокусами, должны знать, что они потеряли из виду истинную цель йоги».

«ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРЕЛЬЩАЮТСЯ

ПОБОЧНЫМИ ПРОДУКТАМИ ЙОГИ, НЕ СМОГУТ

Йога — это искусство становиться ближе к Богу. Это глубокий духовный процесс, подразумевающий полное очищение сердца от всей материальной скверны. Это не имеет никакого отношения к упрощенному варианту популярной йоги, где человека учат просто правильно сидеть. В настоящей хатха-йоге множество правил и запретов. Альтернативой этой непростой практике служит бхакти-йога, метод поклонения Богу, рекомендованный для людей нашей эпохи.

В ведических писаниях говорится, что «тот, кто обладает непоколебимой верой в Бога, всегда следует Его указаниям и поклоняется Ему, — такой человек является лучшим из йогов». Настоящий йог всегда поглощен мыслями о Боге. И подлинной целью хатха-йоги, одно упражнение из которой приведено ниже, является умение полностью сосредоточить свое внимание на Личности Бога и всегда думать о Нем.

И если даже таких незамысловатых упражнений хватает, чтобы избавить человека от множества заболеваний и волнений, то можно только представить себе, какими возможностями обладает вся система йоги!

ХАСТА-УТТАНАСАНА, «потягивание с поднятыми руками»

Поднимите обе руки над головой ладонями вверх. Прогните спину и вытяните все тело. Попутно вдыхайте. Откиньте голову как можно дальше назад, сохраняя комфортность позы и переводя внимание на верхнюю часть спины.

Подняв руки вверх, следует потянуться, чтобы энергия плавно пошла по всему телу вверх, а затем совершить плавный наклон назад. Будьте осторожны, не торопитесь; если резко прогнуться назад без предварительного вытягивания вверх, то может закружиться голова.

Эта поза растягивает тело. Мышцы спины и шеи расслаблены, а мышцы передней части тела, грудной клетки и живота растянуты. Прогиб назад наполняет альвеолы легких свежим воздухом, богатым кислородом, что важно для здоровья, так как при повседневном дыхании не используются все отделения легких, и большая их часть остается сплюснутой и, возможно, заполненной застоявшимся воздухом. Глубокий вдох мягко массажирует живот и улучшает пищеварение. Вытяжение вверх дает позвоночнику импульс, помогающий поддерживать здоровье губчатых дисков между позвонками и настраивающий спинной мозг. Руки и плечи расслаблены.

При движении область гортани периодически сжимается и растягивается, стимулируя нормальную, сбалансированную секрецию щитовидной железы. Щитовидная железа контролирует темп метаболизма, скорость, с которой пища усваивается. Тело выздоравливает, растет и развивается также под регулирующим воздействием этой железы. Пониженная активность этой железы приводит к замедлению всех процессов в теле. В особых случаях это приводит к умственной заторможенности.

Противоположное состояние с повышенной активностью щитовидной железы характеризуется чрезмерным усилением всех функций. Человек ест больше, но остается худым и все время чувствует голод. Он становится нервным, легковозбудимым, страдает от повышенного кровяного давления, а в крайних случаях получает нервные расстройства с такими симптомами, как головокружение, спазмы, припадки и базедова болезнь. Многие люди страдают от расстройства щитовидной железы. Но порой они чувствуют скорее дискомфорт, чем болезнь.

Небольшое дополнение относительно болезней, связанных с позвоночником. В случае выпадения диска, ишиаса, дегенерации диска все наклоны вперед в других упражнениях будут усугублять проблему. Однако все позы с наклонами назад, как в хаста-уттанасане, безопасны.

Веды описывают разные категории друзей (Радха-Говинда дас)


Зачем нужна будет эта классификация? Для того чтобы знать, что ожидать других. Потому что зачастую у нас есть очень большие ожидания от людей. Поэтому для того, чтобы знать от кого, что ожидать, и кому, что я могу дать, в кого, что я могу вложить, Веды приводят классификацию друзей.

1. Митра. На санскрите «митра» означает просто знакомый. Как правило, это дружба людей, которые находятся на каком-то одном социальном или материальном уровне. И пока у людей одинаковый социальный статус они «дружат». Как в Америке, мне рассказывали. Люди социальных классов селятся в одинаковых районах.

Если у вас что-то не так по работе пошло, и вы сразу же упали на один социальный статус ниже, одну градацию ниже, то вы должны сразу же переехать в другой район. У вас сразу же другие друзья, у вас сразу же другая машина. Вы сразу же должны купить другой мобильный телефон, другие часы, другую одежду. Т.е. вы должны соответствовать марке, статусу. И ваши друзья, которых вы оставили в предыдущем районе — гудбай. И они тоже вам говорят: «Гудбай». Если вы богатейте, соответственно вы должны все эти аксессуары сразу же тоже поменять, и перейти в другой район, и жить в другой квартире, другую машину, другую жену поменять. Это дружба, которая строиться на основе одного такого материально-социального уровня.

2. Бандху. Это означает отношения, основанные на выгоде. И ради достижения какой-то цели мы можем завязать с кем-то дружеские отношения, которые часто бывают поверхностными. И то же самое. Пока есть взаимная выгода, пока мы помогаем, идет бизнес, выгода, то мы выстраиваем и поддерживаем отношения. Это еще называется: «Я почешу твою спинку, а ты почешешь мою спинку».

3. Сваджатийа. Сваджатийа по сути и является настоящей дружбой. Это дружба, основанная на схожей природе людей. По крайней мере, с этого уровня начинается настоящая дружба. Т.е. схожая природа, схожие характеры, схожие устремления в жизни. Таких друзей просто тянет друг к другу. Они очень быстро, они как магнит и железо, очень быстро притягивают друг друга. И их умонастроение, их качества очень похожи. И на санскрите это называется сваджатийа. Еще в Ведах про такого рода дружбу говорится: «Настоящая дружба подобно отношениям руки и глаза. Когда руке больно, глаз плачет. Когда глаз плачет, рука вытирает слезы».

4. Сухрит. Означает друг сердца. Само слово «хрит» означает сердце. Сухрит означает друг сердца. Это друг, который поможет вам оставлять тело, поможет вам умирать. В писаниях говорится: «Одна душа в двух телах». Настолько глубоко они глубоко друг друга понимают, настолько чувствуют. С полуслова или вообще без слов друг друга чувствуют, что живут как одна душа в двух телах.

И Веды говорят, что таких друзей у живого существа очень-очень мало. Как правило, очень мало. Говорится, что подобно тому, как длинные тени появляются к концу дня на закате солнца. Точно также такие вот друзья (сухрит) появляются, как правило, на закате жизни. И появляются после долгой жизни упорного труда над взаимоотношениями. Т.е. не нужно думать, что дружеские отношения сами собой появляются. Дружеские отношения — это отношения, в которые мы вкладываем очень много времени, очень много усилий.

Но «Бхагавад-гита» говорит, что в конечном итоге сухрит — это Верховный Господь, который находится в сердце всех живых существ. Сухридам сарва-бхутанам. И тут очень важный момент, который необходимо понять. Это ведический взгляд на дружбу. Мы всегда на этих уровнях можем почувствовать разочарование. И будет разочарование. И это плата за дружбу. Нужно быть готовыми платить эту монету. Но откуда у живого существа или где не будет разочарований? Это со стороны Бога. Если человек научился выстраивать с Богом дружеские взаимоотношения, это целая наука, бхакти-йога называется. То здесь он не будет никогда разочарован. Потому что Верховный Господь, как описывают Веды, в частности Бхагавад-гита, сухридам сарва бхутанам. Он является другом в сердце каждого живого существа. Именно поэтому Господь в форме Сверхдуши, Параматмы сопровождает душу из рождения в рождение.

➤ Радха Говинда Прабху — Веды об обретении друзей и развитии гармоничных взаимоотношений. (2013.06.14)
➤ Философский клуб

См. также другие материалы на нашем сайте:

Ведическое знание Аюрведа и Йога

Восхищаясь красотой и глубиной Аюрведы, не следует забывать, что она является лишь небольшой частью обширного ведического знания.

В течение многих веков мудрецы и простые жители Индии оглядывались на достижения просветленного Золотого века, именуемого также Ведическим веком. В то время страной правили цари, которые следовали воле мудрецов. Духовность пронизывала собой всю жизнь, средоточием которой были различные формы внутреннего и внешнего поклонения всевозможным проявлениям божественного. Вся жизнь была йогой.

Ведический век завершился ко времени Кришны, за несколько столетий до Будды, с которым связано начало современной истории Индии. Единое ведическое учение древности разделилось на несколько направлений, и возникли различные, нередко противоречащие друг другу, системы духовного знания. В большой степени ведический дух сохранили йога и Веданта. Благодаря им Веды продолжали оставаться путеводным светом для всей индийской культуры. Ведическое знание можно назвать йогическим знанием. Термин «йога» впервые встречается в ведических мантрах для обозначения контроля над умом, цель которого — достичь духовного просветления (Ригведа V, 80.1).

Из всех отраслей ведического знания, наверное, Аюрведа в наибольшей степени сохранила первоначальную ведическую терминологию (например Агни и Сома), хотя многие духовные оттенки этих слов оказались забытыми.

Сами же ведические первоисточники серьезно не изучались в Индии со времен Кришны, то есть свыше трех тысяч лет. Любознательность европейцев способствовала возрождению интереса к этим текстам на их родине; произошло это более ста лет назад. Появилась целая плеяда толкователей Вед и Веданты, среди которых самые выдающиеся — Свами Вивекананда, Свами Рама Тирта, Шри Ауробиндо, Гангадар Тилак и Свами Даянанда Сарасвати. Все они хорошо известны и глубоко почитаемы в Индии.

Ниже излагается суть холистической системы лечения, построенной на основе ведического знания и включающей в себя принципы йоги и Аюрведы. Исходя из собственного опыта изучения Вед я попытался здесь воплотить целостный подход.

Принципы холистической системы лечения, основанной на ведическом знании

В данной системе можно выделить четыре уровня, на каждом из которых существуют свои методы обретения целостности, то есть исцеления. Эти уровни соответствуют трем телам и истинному «Я» человека. Физическое тело состоит из материи, астральное — из мыслей и чувств, каузальное тело представляет собой перевоплощающееся тело, состоящее из идей и архетипов.

  • Аюрведа — наука физического исцеления: применение диеты, трав, физиотерапии.
  • Астрология — наука астрального исцеления: использование мантр, драгоценных камней, цветотерапии и различных ритуалов. Здесь находят применение и системы йоги в их более низких (оккультных) формах.
  • Йога — наука каузального исцеления: йога и медитация. Этот уровень включает в себя все основные системы йоги (джнана-йогу, хатха-йогу, раджа-йогу, карма-йогу, бхакти-йогу) в их высших формах, в том числе высший аспект тантры.
  • Самопознание — наука трансцендентного исцеления: самоисследование. Это высший аспект джнана-йоги (йоги знания), однако посвящение себя божественному, составляющее суть бхакти-йоги, тоже приводит ищущего к этой цели.

Пять оболочек и методы их исцеления

Согласно данной системе, человек состоит из трех тел и пяти оболочек, из которых витальная соединяет физическое тело с астральным, а интеллектуальная — астральное с каузальным.

  • Физическая оболочка — Диета, травы, асаны
  • Витальная оболочка — Травы, драгоценные камни, пранаяма
  • Ментальная оболочка — Мантры (пратьяхара)
  • Интеллектуальн оболочка — Медитация (дхарана, дхьяна)
  • Оболочка блаженства — Слияние, растворение (самадхи)

Йога и Аюрведа

Эти методы исцеления, связанные с пятью оболочками, соответствуют восьми разделам классической йоги. Первые два — яма и нияма — обеспечивают внутреннюю и внешнюю чистоту, включающую в себя правильное мировоззрение и наличие духовных ценностей в жизни, правильный образ жизни и определенный режим для каждой из пяти оболочек. Эти два раздела составляют основу йоги, без них йогическая практика может привести к нежелательным результатам.

Принципы ямы: отказ от насилия, правдивость, контроль над сексуальной энергией, недопустимость воровства, отсутствие привязанности.

Принципы ниямы: самопознание, чистота, удовлетворенность, самодисциплина и преданность божественному. Врачу, представлявшему аюрведическую традицию, надлежало жить, строго соблюдая эти этические нормы.

Следующие три раздела составляют внешний аспект йоги; они гармонизируют нашу внешнюю природу, позволяя раскрыться нашей истинной сущности.

Асаны — это особые позы, выравнивающие энергии физического тела. Они дают физический покой.

Пранаяма — это практика гармонизации и расширения жизненной силы. Она приносит эмоциональный покой и умиротворяет нашу витальную природу.

Пратьяхара — это преодоление рассеянности ума и направление внимания внутрь, что дает покой уму.

Последние три раздела образуют внутренний аспект йоги, квинтэссенцию всей системы. Это медитативные практики, которые могут выполняться с использованием формы (медитация на определенном объекте) или без нее (медитация на нашем собственном высшем «Я»). В последнем случае речь идет о высшей, истинной медитации, в то время как первый вид медитации ближе к внешнему аспекту йоги.

Дхарана — это внимание: сознание полностью концентрируется на том, на что мы его направляем.

Дхьяна — это медитация: сознание сливается с объектом нашего внимания. В обеих этих практиках еще принимает участие интеллект.

Самадхи — состояние растворения сознания в объекте медитации и слияние с ним. Это непосредственное восприятие истины, когда наблюдающий одновременно является и наблюдаемым.

Для того чтобы достичь успеха в практике необходимо обладать вивекой и вайрагьей. Вивека — это способность к различению, при помощи которой человек отличает реальное от нереального, истинное от ложного, вечное от преходящего, истинную радость от мимолетного удовольствия. Вайрагья — это отсутствие эгоистических эмоциональных реакций, затуманивающих наше восприятие. Из этих двух понятий вытекает принцип абхьясы — превращение всей повседневной жизни в практику. Именно абхьяса определяет наш успех в йоге.

Цель Аюрведы — помочь нам обрести физическое и психическое здоровье, чтобы мы могли следовать путем йоги. Аюрведические режимы основываются на йогических принципах ямы и ниямы и способствуют их соблюдению. Знание Аюрведы очень актуально в практике внешних разделов йоги — асан и пранаям, которым уделяется особое внимание в хатха-йоге, поскольку они, как и Аюрведа, нацелены на гармонизацию и очищение тела.

Данная система, объединяющая йогу и Аюрведу, отражает естественное стремление всего живого к восстановлению единства с божественным источником, а не какую-то религиозную догму, которой мы обязаны следовать. Она может сопутствовать любой религии или использоваться вне какой бы то ни было религии, ибо истинная религия — это само бытие.

Авторская колонка

Дэвид Фроули

Дэвид Фроули или Вамадева Шастри — американский писатель, аюрведический врач и ведический астролог, автор книг по индуизму, йоге и Аюрведе. Дэвид Фроули — основатель и руководитель Американского института ведических исследований в Санта-Фе, Нью-Мексико, в котором преподаются курсы философии йоги, Аюрведы и ведической астрологии. Он также является профессором ведической астрологии и Аюрведы в Международном ведическом индуистском университете.

По материалам книги Фроули Давида «Аюрведическая терапия«.

Веды — Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа

Веды представляют собой сборник священных древнеиндийских текстов, в светской науке они имеют важное культуро-философское значение, являясь памятником индийской культуры, изучение которого помогает составить представление о древнейших культурах. Этот сборник гимнов и легенд относится к области мифологизированного сакрального знания. В индийской культуре они являются шутри («услышанным»), молитвы содержащиеся в них являются неотъемлемым атрибутом ритуалов.

Первоначально Веды передавались из уст в уста, как корпус письменных текстов они были оформлены гораздо позже. В индуизме эти тексты имеют статус апаурушея («несотворенного», «вечного богооткровения»). С санскрита «веда» переводится как «мудрость».

В индийской традиции считается, что этот сборник создавался в течении 1000 лет. Исследователи считают, что Веды были написаны с середины II тыс. летия до н.э до VI в. до н.э. Самым древним текстом считаются «Ригведы».

Четыре веды: основной корпус сакральных текстов

Веды, являясь сборником мантр, разделены на четыре основные самхиты (сборника): Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарведа. Каждый предназначен для отдельной категории индийских служителей церкви: главный священник, адхварь (помощник), удгатри (песнопевцы), последняя часть – Атхарведа является сборником мантр. Кроме того, к каждой из четырех вед примыкает 3 сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Первые являются дополнением к магическим формулам, а араньяки и упанишады несут в себе философское содержание.

В индийской традиции правом чтения Вед обладали представители лишь трех каст: брахманы, кшатрии и вайшьи. Также запрет на чтение сакрального текста существовал и для женщин

Ригведа – древнейший памятник сакральных текстов

Ригведа является самой древней частью Вед, она состоит из 1028 гимнов, они разделены на 10 кругов.

Сегодня известно две разновидности текста: 1) самхита – текст не разделен на слова, важное значение при чтении приобретает ритм; 2) парапатха – текст имеет деление на слова, неудобен для чтения, т.к. при такой подаче теряется ритмика.

Основное содержание Ригведы – мифологическая система, рассказывающая о сотворении мира, вселенском Человеке – Пуруше, богах.

Основу божественного пантеона составляют Брахма, Шива и Вишну. Тексты представляют собой обращение к богам, их восхваление.

Яджурведа – правила жертвоприношений

Яджурведа дословно переводится с санскрита как «знание о правилах жертовоприношения», этот перевод вполне отражает содержание текстов. Большинство исследователей сходится на мнении о том, что эсамхита была написана в Железном веке. В текстах изложена концепция числовой бесконечности, есть первые упоминания чисел.

Яджур веда состоит из 2-х самхит: Шукла и Кришна.

Самаведа — ритуальные песнопения

Самаведа является вторым по святости текстом после Ригведы, она состоит из гимнов, которые должны произноситься во время жертвоприношений. Этот текст является собранием стихов из Ригведы, структурированных удобным для совершения религиозных церемоний порядком. При этом несколько утрачиваются «корни» гимнов, их контекстуальные смыслы.

Некоторые тексты могут содержать изменения. При чтении Самаведы рекомендуется использовать правила о паузах, повторениях и т.п., описанных в Ганами (Книге песен).

Атхарваведа – важный культурный памятник

В свете других частей Веды, Атхарваведа приобретает особое значение, поскольку она посвящена не мифологии, а нуждам и интересам людей того времени. В этом смысле она является важнейшим культурным памятником, который позволяет ученым восстанавливать традиции и быт древних жителей Индии.

В Атхарваведе рассказывается об общественной жизни, страхах и чаяниях людей. В ней можно почерпнуть самые разные сведения, начиная от того, как строить жилье, до правил проведения похорон и традиции помазания царя.

Четыре Веды

Четыре Веды известные как Риг, Яджур, Сама и Атхарва, эти четыре Веды обычно называют изначальными Ведическими писаниями.

Риг означает ритуал, и, в основном, эта Веда содержит гимны и молитвы (мантры) для поклонения вселенским силам, известным как полубоги.

Яджур значит церемония, и эта Веда, в основном, описывает, как совершать ритуалы.

Сама значит пение, и эта Веда содержит много других мантр и строгих правил, как повторять эти мантры в соответствии с мистическими вибрациями.

Атхарва значит священнослужитель, обладающий секретным знанием, и эта Веда описывает множество различных видов поклонения и заклинаний. В более широком смысле, Атхарва также включает в себя писания с материальным знанием, такие как Аюрведа (фармакология и здоровье).

Цель четырех Вед — убедить человека в том, что он не является независимым существом, но частицей вселенского организма, которая зависит от высших сил. Наиболее важным уроком, получаемым от четырех Вед, является принятие высшего авторитета. Соединяясь с божественными силами посредством ритуалов и понимания, человек выигрывает в материальном плане и достигает мира и гармонии.

Тантрические писания

Не каждый может строго следовать принципам Вед, которые требуют стойкости, чистоты, веры и терпения. Нетерпеливые, невежественные люди требуют немедленных результатов и они могут быть достигнуты посредством магии, поклонению духам и т.п. Давая такое знание, Веды пробуждают веру оккультистов, которые однажды в этой или в одной из следующих жизней заинтересуются высшими аспектами Вед. Такая деятельность проходит в модусах страсти и невежества.

Упанишады

Красной нитью в четырех Ведах являются философские беседы, называемые Араньяки и Брахманы. Наиболее примечательные из них — это Упанишады («сидеть вблизи», т.е. «знание, получаемое от духовного учителя»). Их тексты показывают, что все материальные формы — лишь временные проявления вечной энергии, находящейся над материальной двойственностью. Они показывают единство за многообразием, и вдохновляют всех увлеченных ритуалами Вед идти дальше их кратковременных целей.

Веданта-сутры

Предоставляя общую основу доказательств для всех философских школ, 560 емких афоризмов Веданта-сутры определяют Ведические истины в самых общих терминах. Поэтому комментарии к Веданта-сутрам как правило состоят из многих томов.

Итихасы

Это исторические работы, главные из которых «Рамайана» (история воплощения Рамы), 18 Пуран и 18 под-Пуран (вселенская история творения и разрушения, о воплощениях Бога и великих царях, святых и учителях) и «Махабхарата» (история древней Индии, или Бхараты, вплоть до явления Кришны пять тысяч лет назад). Эти писания существенны, поскольку они расширяют понимание Абсолюта за абстрактную безличную платформу. Абсолют в высшей степени совершенен и полон, что проявляется как в безличном, так и личностном аспектах. Однако личностный аспект является изначальным источником вторичного безличного существования Господа, поскольку безличная энергия не может быть источником личностей. Итихасы показывают эти личностные черты, постепенно представляя и определяя их, достигая кульминации в чисто монотеистических откровениях «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата Пурана»).

«Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам»

Ведические писания определяют эти священные тексты, как самые важные и существенные откровения. Они прямо объясняют природу, энергию и личность Бога, который является предвечным (в качестве Вишну) и трансцендентный (в качестве Кришны) источник всего сущего, причина всех причин, и проявляется в личностном и безличном аспектах. «Бхагавад-гита» («Песнь Бога») — это слова самого Бога, а «Шримад-Бхагаватам» («Божественное Откровение») — слова о Боге, рассказанные Его представителями.

Описанная здесь структура Ведических писаний проливает новый свет на саму Ведическую традицию и заслуживает внимательного исследования. Однако цель этих писаний состоит в том, чтобы привести людей к Всевышнему, и простого теоретического изучения их не достаточно. Писания подразумевает также практические следствия. Просто академическое изучение Ведических писаний может быть сравнимо с чтением кулинарной книги или музыкальных произведений. Пока мы не прийдем к приготовлению или игре, то мы упустим цель.

Ведические Писания

В индуизме существуют различные ведические писания, сохранившиеся на санскрите. Они включают в себя четыре раздела – Ригведу, Яджурведу, Самаведу и Атхарваведу. Все они в совокупности относятся к шрутам.

Содержание

В каждой Веде основной текст представлен в виде самхитов. Это комплекс мантр, ранее используемых араньяками, брахманами, а также упанишадами. Священные тексты состоят из комментариев к самхитам. Мантры являются молитвами, которые применяются в определенных видах ритуалов. Ниже вы можете ознакомиться с каждой разновидностью священных писаний.

Ригведа – это самый старый индийский текст, который был впервые написан. Он выступает в качестве основы для иных трех Вед, которые заимствуют часть материалов. Некоторые истории из ведических священных писаний для детей приводятся в качестве примеров в образовательной программе.

В общей сложности, Ригведа включает в себя 1028 гимнов на санскрите, а также более десяти тысяч различных текстов, для удобства чтения которых появилось 10 книг, именуемых мандалами. В гимнах очень часто фигурируют имена богов. Вы без проблем сможете встретить здесь такие имена, как Индра, Агни, Варуна и так далее.

По мнению специалистов, авторство текстов Ригведы принадлежит поэтам из разных поколений священников на протяжении пятисот лет. Также утверждается, что работа над Ригведой велась с 18-го по 10-й век до нашей эры. Другие эксперты предполагают, что составление текстов велось на протяжении более ранних или поздних периодов.

Между ранними иранскими Авестами и Ригведой имеется ряд культурных и прочих сходств. Наиболее древние колесницы с лошадями нашли на территории Урала – они, как предполагают историки, датированы началом второго тысячелетия до нашей эры.

Вопрос, связанный с происхождением и особенностями Яджурведы затрагивает книга света ведическое писание скачать которую можно на нашем сайте. Яджурведа включает в себя 1984 стихов, часть которых была позаимствована и адаптирована из Ригведы. Представлены в формате прозы. Их практической целью является следующее – каждая мантра используется на конкретных стадиях проведения жертвоприношения. Составление мантр Веды велось для любых ведийских обрядов.

Яджурведа представлена в виде двух разновидностей – Кришны Яджурведы и Шуклы Яджурведы.

Откуда они появились, какой посыл в себе несут – непонятно. Шукла Яджурведа состоит только из формул и священных текстов, используемых в рамках жертвоприношений. Толкование с философской точки зрения добавлено в специальный сборник – брахману Шатапатха. Здесь и заключается основное отличие от другой упомянутой выше редакции, где все толкования и пояснения выделены в базовом тексте.

В структуру входят 1875 стихов, большое количество которых также было взято из Ригведы. Рукописи были созданы с целью воспевания. Здесь, например, можно найти ведические писания о женской привлекательности. Примечательно, что ряд текстов могут повторяться, причем неоднократно.

Самаведа была создана специально для священников, участвовавших в литургиях. Гимны из текстов имели на то время важное значение. Причем все зависело от стилей воспевания. Определенный гимн воспевали в соответствии с конкретной мелодией. В этом и заключается причина, по которой Самаведу назвали именно так (саман переводят как мелодию для гимнов или восхваляющих песен).

Атхарваведа

Атхарваведа включает 760 гимнов. В пятой части имеет общие с Ригведой элементы текста. В большинстве случаев они являются метрическими. Лишь малая их часть представлена в прозаическом формате. Как утверждает большинство специалистов, составление Атхарваведы велось на протяжении десятого века до нашей эры, хотя определенные священные ведические писания датированы периодом Ригведы. Есть и рукописи старше Ригведы.

Атхарваведа имеет структуру, включающую не только гимны, но и различные знания, которые посвящаются не только религии, но и особенностям земледелия, создания и применения оружия, политической деятельности. Атхарваведа имеет более современный вариант названия – Атхарва-Ангираса, посвященный культовым магам и мудрецам данной линии.

Мантры Атхарваведы являются наиболее старыми примерами ведийских санскритов.

По сравнению с тремя остальными Ведами, приведенными выше, Атхарваведа использовалась во время проведения торжества жертвоприношения. В первой части присутствуют заклинания, посвященные защите от стихийных бед, демонов, заболеваний, достижению поставленных задач и так далее. Решив ведические писания читать, можно отметить, что вторая часть включает в себя ряд философских текстов. Последняя часть состоит из мантр, используемых в рамках проведения похоронных или свадебных церемоний.

Веды — знание из глубины веков

Трайвидья. Структура Вед

Пожалуй, в самом эпиграфе к статье, посвящённой Ведам, заключён весь смысл текста, который вы будете читать, т. к. это первая строка из Гаятри мантры («Ригведа»), в которой содержится вся суть Вед. Прежде чем мы приступим к описанию структуры самих Вед, нужно прокомментировать вышеприведённые строки из мантры, т. к. они и дадут нам ключ к пониманию как содержания Вед, так и их структуры.

Итак, ОМ — это Брахман, т. е. то, из чего произошло всё, или, вернее, то, что и есть Всё. Также ОМ — это звук Вселенной, суть мироздания, Творение и процесс Творения. БХУР — это Пракрити (Природа), Земля, Агни. Если мы говорим о Ведах, то БХУР также означает «речь» — передачу информации из уст в уста, и самое главное для темы нашей статьи, что этот слог символизирует или даже является «Ригведой», первой из трёх священных Вед. Почему Земля, или физический план, имеет прямое отношение к этой высшей из Вед, Веде гимнов? Всё потому, что нижний физический план труднее всего поддаётся трансформации, поэтому для его изменения требуется самое эффективное, самое мощное из средств — «Ригведа».

СВАХА — это третья Веда, «Самаведа», ментальный план, небесный, сурья. Он имеет прямое отношение к такому понятию, как манас, что означает Ум.
Таким образом, вкратце обозначив понятия, вернее, эти три мира, два из которых являются двумя половинами когда-то единого целого (БХУР и СВАХА), соединёнными средним планом (БХУВА), выраженным Праной, мы понимаем, почему в первой строке Гаятри мантры из «Ригведы» сконцентрировано всё знание Вед. Из этих трёх составляющих первой строки мантры мы узнаём не только о предполагаемом строении того мира, в котором мы находимся, но и о внутреннем психологическом мире человека, где физическая и ментальная составляющая соединены животворящей силой Праны.

Проанализировав эпиграф, мы можем наконец-то приступить к изучению структуры самих Вед и осознанию того, чем на самом деле они являются и какое значение играют в нашей жизни. Все знания ведической традиции можно разделить на две части: одну, которая имеет божественное происхождение, — шрути («услышанное»); и творение человеческой мысли — смрити («запомненное»). Считается, что смрити дополняют шрути. Из этого можно заключить, что шрути являются первейшим и наиважнейшим знанием, которое человечество когда-либо получало.

Почему мы говорим о полученном знании? Потому что считается, что всё «услышанное» — шрути — напрямую было передано людям как откровение. Но эти знания никогда не были записаны. Традиция их передачи новым поколениям изначально была устной, и это неслучайно, т. к. речь, само произнесение звуковой составляющей носило сакральный смысл, и в самом процессе запоминания и устного воспроизведения по сути воссоздавался мир Вед.

В течение многих веков строжайшим образом было запрещено записывать Веды. Классификации Вед мы обязаны Вьясадеве. Он также записал и комментарии к самхитам: брахманы, араньяки и упанишады. Три наиважнейшие книги Вед стали известны под названием Трайвидьи: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Позднее к священным текстам стали относить и «Архартваведу», но по стилю последняя значительно отличается от трёх Вед, входящих в Трайвидью.

Стиль Вед, их отличие от текстов смрити

Большинство текстов Вед представлены в стихах, а их метрический строй необычайно разнообразен. Так, например, то, что мы привыкли именовать Гаятри мантрой, не является единственной в своём роде мантрой и текстом. Стоит также принять во внимание, что «Гаятри» не обязательно обозначает одноимённую богиню, но ещё и форму (тройственную), в которой передаётся эта мантра.

Для того чтобы читателю стала окончательно понятна разница между текстами шрути и смрити, проиллюстрируем это следующим примером: к смрити относится всё, что не входит в состав четырёх вышеобозначенных Вед, а именно: шастры, различные сутры, даршаны, а также йога-сутры, «Рамаяна» и «Махабхарата», т. е. всего 36 Пуран, плюс исторические тексты.
Однако существует довольно интересная, так называемая пятая Веда — «Бхагавад-гита». Но нам известно, что она входит в состав «Махабхараты», поэтому её не стоит относить к шрути, или священному знанию. Какое бы глубокое послание мы не получили из «Бхагавад-гиты», философских диалогов между Арджуной и Кришной, тем не менее она является дополнением упанишад (составной части Вед, о которых мы поговорим позже) и творением человека.

Существенное отличие смрити («запомненного знания») от шрути («услышанного знания») заключается в том, что смрити передаётся в форме историй. Они более просты для восприятия. Поэтизированная форма передачи знаний во многих шрути в какой-то мере затрудняет их понимание, но именно благодаря поэтической природе «услышанного знания» оно и превосходит, становится выше тех слов, которые передаёт. Оно выходит за пределы словесной передачи информации, т. е. становится трансцендентальным. Нужно признать, что в поэзии всегда скрыто куда больше знаний, чем в прозаическом тексте. Поэтому часто, когда нам особенно нравится какой-то текст в прозе, мы называем его поэтичным. Не правда ли?

Теперь перейдём к внутренней структуре самих Вед. Каждая из книг Трайвидьи и «Атхартхаведа» состоят из четырёх разделов. Наиважнейший из них называют «самхита». Самхита — это сборник, антология Вед. Иначе можно было бы сказать, что «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхартваведа» — это и есть самхиты. Остальные три раздела — брахманы, араньяки и упанишады — являются комментариями к самхитам. Обычно главную часть, самхиту, объединяют с брахманами и называют «ритуальной частью» — карма-кандой. В то время как араньяки и упанишады — это философское осмысление самхит, джнана-канды. Араньяки и упанишады впоследствии послужили основой веданты, как последнего периода ведического знания.

Араньяки — это те знания, которые открыты в процессе медитации в лесу. «Упанишады» в переводе с санскрита означают ‘приди сюда’ (упани), ‘чтобы я разрушил тебя’ (шад). Казалось бы, для чего потребовалось подобное разрушение, но, как и само содержание упанишад, перевод термина стоит понимать в иносказательной форме. Разрушение не физической субстанции, а представлений, скорее, даже иллюзий, которые сложились в процессе жизни. Таким образом, иллюзии будут разрушены, чтобы взамен их мы получили чистое священное знание Вед.

«Бхагавад-гита» и ее значение для понимания Вед

«Бхагавад-гита», хотя и не является канонической и сакральной частью Вед, тем не менее представляет собой квинтэссенцию всех упанишад, т. е. философское осмысление всех самхит. Не зря в переводе «Бхагавад-гита» означает ‘божественная песнь’. 700 стихов «Бхагавад-гиты» через диалоги между Арджуной и Кришной повествуют о природе реальности и о том, как превратить теорию в практику. Соединение теоретического знания и трансформации его в практическое — это то, что отличает знания Вед от священных текстов других традиций, не говоря о том, что в Ведах также заключены необычайно глубокие научные знания, которые только в настоящее время могут быть осмыслены учёными современности.

Именно в Ведах и «Бхагавад-гите» мы встречаемся с такими формулировками, как воссоздание себя. Заметьте, не создание или поиск себя, а воссоздание и открытие себя заново, т. к. человеку нужно понять, что он и есть Атман — дух. Отсюда следует, что он тождественен Брахману, потому что Брахман есть всё и Брахман есть Атман, но Атману нужно осознать себя. В осознании своего равенства Брахману он, Атман, обретает настоящую природу. Поэтому не нужно ничего создавать или искать. Всё уже есть. Главное — это осознать своё бытие таким, каким оно является на самом деле.

Позднее йога (от слова «соединение») разовьёт мысль о слиянии с Богом и обретении себя заново, для чего она создаст новые методы достижения этого единства с божественным. Одни из них будут выражены через духовную практику, другие, такие, как хатха-йога, предложат методы, направленные на укрепление физических и умственных процессов, чтобы впоследствии опять же прийти к духовному единению с Высшим.

Пусть первоначально мантры Вед предназначались для того, чтобы священники их использовали в своих ритуалах огненных жертвоприношений, но впоследствии знания Вед оказали на нас другое влияние. Из прикладных и используемых преимущественно в церемониях и ритуалах они были переосмыслены благодаря джнана-кандам (араньяки и упанишады) и в наше время определённо послужили в качестве отправной точки для различных направлений психологии и философии.

Из огромного наследия Вед до нас дошло не более 5 % от того объёма, которым первоначально располагало человечество. Благодаря сохранившимся ведическим источникам у нас есть необычайно широкий спектр знаний, и пока лишь малая часть из дошедшего до нас наследия осознана и оценена современным обществом. О том, насколько новым и широким является это знание, говорит тот факт, что лучшие умы современности, такие как Р. Эмерсон, Г. Д. Торо, А. Эйнштейн, А. Шопенгауэр и другие тщательным образом изучали Веды, а Р. Оппенгеймер специально для чтения Вед в оригинале выучил санскрит.

Читать онлайн «Курс Йоги 300. Веды. Ведические Арийские Знания. Основа йоги» автора Бегунова Виктория — RuLit — Страница 1

Виктория Бегунова, Вадим Запорожцев

Курс Йоги 300. Веды. Ведические Арийские Знания. Основа йоги

Йога даёт рекомендации, но последнее слово остаётся за Вами

Старт

Курс йоги 300. Веды. Ведические Арийские Знания. Основа йоги.

Ориентировочное время прохождения курса: 72 часа чистого времени, за 12 дней.

О чем Курс. Краткое описание курса: На сегодняшний момент Веды самая древняя, дожившая до наших дней традиция, самое древнее философское учение, которое было привнесено в Индию так называемыми Ариями. Любой вид йоги – это вещь невыразимая, опирающаяся на знания Вед. Веды — это очень сильное, могущественное, сверхлогичное и гуманистическое знание! В «неправильных» руках это знание может превратиться в страшный яд, в «правильных» руках – это может быть спасение человечества. Долгое время эти знания находились под охраной жрецов Брахманов. Веды содержат в себе Великую Истину. Существует мнение, что веды это наследие древнейшей высокоразвитой цивилизации, которое дошло до наших дней.

Любая йога — это всего лишь практический метод того, как воплотить древнейшее знание, заключенное в Ведах. Основной смысл Вед – достижение человеком ничем не ограниченной свободы, гармонии, счастья. По сути дела Веды – это Жизнь. Древние мудрецы говорили — что суть Жизни – это в трех лицах одна и та же вещь: это то, к чему мы стремимся; это средство, с помощью которого мы достигаем этой цели; и в то же самое время это мы сами.

Существует какой-то неуловимый жизненный фактор. Жизнь – не есть только лишь материальное проявление биологических объектов, внутри нее скрыты более тонкие структуры. А эти структуры есть отражение еще более тонких структур, а те — чего-то еще более тонкого. Это самое-самое тонкое, практически неуловимое, то, что в йоге называется нашим Высшим Я, и есть суть жизни.

Все философии, учения, течения имеют смысл, только если продолжается Жизнь. Внутри нас есть такие механизмы, которые никогда не откроют нам знания Жизни, если мы идём против Жизни. Поэтому одна из основных идей Вед — это потомство. Фактор прихода детей в семью для людей, является чрезвычайно благотворным, конструктивным, сдерживающим и помогающим в овладении уже другой частью того потенциала, который заложен в сексе, а именно энергией наслаждения. Энергию наслаждения можно напрямую использовать для своих личных практик, пользуясь своей свободой, очень быстро трансформироваться и идти вверх. От самого факта наличия мужского и женского тела возникает канал в Запредельное, который даёт возможность соединить грубое материальное с самым наивысшим духовным или с самой сутью Жизни — тому, к чему стремятся Веды.

Здесь вы найдете ответы на вопросы: Что же из себя представляют веды? В чем заключается их сила и могущество? Почему это Великое знание держалось в тайне? Откуда изначально появилось это знание, кто написал веды? Почему непосвященный не должен был даже случайно услышать хотя бы какой-то фрагмент? Как шла передача вед? Кто такие Риши? Обычный и тайный язык. Гимны вед. Магия живого слова. Принцип космической гармонии, принцип космического танца — Рита. Как обрести гармонию со Вселенной, гармонию с самим собой? Изучив материал этого семинара, вы приблизитесь к пониманию, что в себе содержит таинственное и могущественное ВЕДИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ!

Желаем успеха в учебе! Вадим Запорожцев, 2010 г.

Название лекции: Выездной семинар. Веды. Часть 1. Что такое Веды?

Автор: Вадим Запорожцев

Дата чтения лекции: 23-24 октября 2010 г.

Краткое описание: Любой вид йоги – это вещь невыразимая, опирающаяся на знания Вед. На сегодняшний момент Веды самая древняя, дожившая до наших дней традиция, самое древнее философское учение, которое было привнесено в Индию Ариями. Веды — это очень сильное, могущественное, сверхлогичное и гуманистическое знание! В «неправильных» руках это знание может превратиться в страшный яд, в «правильных» руках – это может быть спасение человечества. Долгое время эти знания находились под охраной жрецов Брахманов. Веды содержат в себе Великую Истину. Существует мнение, что Веды это наследие древнейшей высокоразвитой цивилизации, которое дошло до наших дней.

Что же из себя представляют веды? В чем заключается их сила и могущество? Почему это Великое знание держалось в тайне? Откуда изначально появилось это знание, кто написал веды? Почему непосвященный не должен был даже случайно услышать хотя бы какой-то фрагмент? Как шла передача вед?

Древнерусская ведическая техника — ЙОГа

Если не все, то очень многие удивятся такому заголовку. Но это не рекламный ход, а реальное положение дел.

Со школьной скамьи русскому народу внушается униженное положение во всём, включая и родную русскую речь. А между тем, русские люди, изначальная генетическая основа практически всех людей Земли! И языки придуманных рас, созданы на основе древнерусского языка, а не мифического индоевропейского.
что человек состоит из биоскафандра — тела, управляемого саморазвивающейся программой управления, личностным — «Я» и Души — энергетической первосущности, созданной нашим Создателем, в виде нашего подсознания. Техника йоги, создана для слияния осознанной «Я», и не осознанной — «подсознательной», личностей, в единое целое — духовное Я! Существует два вида техники — «Хатха», овладение возможностями тела — Душой, путём тренировок(изначальная). И техник слияния Души и тела, со стороны личностного «Я» — программы управления телом.

Поскольку изначальная — Хатха, современному человеку не подходит, рассказ пойдёт от обратного, таких техник как — Кундалини, Тантра, Кама….

Для начала следует понять, что все «восточные» толкования и термины — бред!
Так, техника Кундалини, не имеет ни чего общего со змеёй, а ЧАКРА, ни куда не крутится и ни коем образом не «засоряется»!

Слово — Кундалини, в буквальном переводе с древнерусского языка — СОСУД С ЛИНИЯМИ! А ЧА-К-РА — СОСУД ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ К РА! В медицинской терминологии есть понятие — детерминантной точки, точки находящейся на одном участке тела, а воздействующей на другой! Так: чакра — это точка на теле, воздействующая на отдел спинного или головного мозга. Отсюда и название техники Кундалини(и).

Всего точек Чакра — семь! Это связанно с восьмеричностью системы — ЧЕЛОВЕК.
Так: кратковременная память, используемая в технике йоги, в состоянии удержать только семь блоков информации, и включить все семь отделов спинного и головного мозга, создав «перегрузку» и выведя сознание на восьмой — расширенный уровень восприятия! Это свойство — удержания семи элементов в кратковременной памяти, достаточно давно известно «учёным», только для них оно — как мартышке очки.
Впрочем, и другие, достаточно важные «открытия», «наука» попросту «кладёт под стекло», даже не догадываясь, с чем имеет дело.

Но… бог с ней, с наукой. Буква И, в русском языке изначально значила и значит — объединение, и то, и — другое. Апостроф над буквой, превращает её в Й — единство, как уже свершившийся факт. Слово ЙОГ, в переводе с древнерусского, значит: Единство разделённого образа. Под разделённостью образа, подразумевается отсутствие связи человека со своей душой и всем миром — утрата духовности. И техника йоги предназначена для восстановления этой связи.

Основана она на включении отделов спинного и головного мозга, воздействием на точки — ЧА-К-РА, определённого вида энергией, а именно — энергией любви. Но не той любви, не гормонального хоша…, а настоящей энергией любви!

Свами Веда Бхарати

2 Comments

Свами Веда Бхарати родился в Дерадуне, Индия в 1932 г. До принятия им посвящения в «Свами» (обет отречения) он был известен как д-р Уршабудх Арья. Он воспитывался в традиционной семье санскритоговорящих браминов. Известный философ, Свами Веда Бхарати прочел свою первую публичную лекцию по Йога-сутре Патанджали и Ведам в возрасте девяти лет. Затем в течение четырех лет он обращался к аудиториям до 20 000 человек и преподавал в колледжах и университетах. Он учит и читает лекции уже в течение 54 лет.

Свами Веда Бхарати проявлял столь необыкновенную ученость, что по достижении четырнадцати лет он удостоился нескольких хвалебных отзывов уважаемых пандитов, после чего его стали приглашать повсюду с лекциями. Без всякой подготовки он воспроизводил вдохновенную речь по поводу любой мантры из четырех вед.

На выступления Свами Веда Бхарати в университетах и колледжах Северной Индии собирались тысячи людей. С 1947 года он начал странствовать по всему миру, распространяя йогу и ведическое знание. В различной степени он владеет семнадцатью языками, причем итальянский выучил всего за одну ночь, проведенную в йога-нидре . К настоящему времени он побывал в тридцати странах, где ему нередко доводилось погружать многотысячные аудитории в состояние глубокой медитации в считанные минуты.

Всего за два года Свами Веда Бхарати получил все ученые степени вплоть до докторской в Лондоне и Голландии, а затем занимал должность профессора санскрита в американском университете. Наибольшую славу ему принес трактат по сравнению древнейших комментариев к «Йога-сутрам», и этот объемный труд считается одним из самых авторитетных в Индии.

Решающую роль в жизни Свами Веды сыграла встреча в 1969 году с учителем – Свами Рамой , прославленным автором «Жизни среди гималайских йогов» и других 45 книг, который посвятил его в тончайшие состояния медитации. В том же самом году Свами Веда Бхарати основал Центр медитации в США, а с 1981 года возглавил ашрам Садхана Мандир, основанный его гуру в Ришикеше. После ухода учителя в махасамадхи в 1996 году Свами Веда продолжил его дело, сочетая практику с наукой: он обучает медитации и проводит нейрофизиологические исследования йогических состояний сознания в современных лабораториях нескольких западных стран.

В 2002 году он основал Свами Рама Садхака Граму (поселение практикующих) в Ришикеше, рядом с ашрамом Свами Рамы, продолжая оставаться его президентом, а также несколько смежных организаций. Программы для проживающих рассчитаны на разный уровень подготовки, но предполагают полную погруженность в практику и изучение с пяти утра до девяти вечера. Кроме Свами Веды лекции читают многие заслуженные пандиты, тоже бывшие учениками Свами Рамы десятки лет. Но основной акцент делается имено на практике медитации, ибо так Свами Веда Бхарати понимает йогу в целом, обучая медитативным техникам в разных духовных традициях.

Гималайскую традицию йогической медитации, представляемую ныне Свами Ведой Бхарати, выделяет следующее. Это первая медитативная традиция, которая дает начало основным медитативным традициям мира и продолжает обогащать их всех, оставаясь наиболее целостной и всеобъемлющей. Она не требует приверженности системе верований, но помогает проверять метафизическую реальность в личном опыте.

Линия преемственности здесь сохраняется непрерывной благодаря передаче шакти при посвящении и медитации. Свами Рама из Гималаев представил традицию в научной форме в своих лекциях на Западе и инициировал достойных учеников для продолжения передачи, которая составляет главный момент Гималайской традиции. Квалифицированный учитель должен знать основные тексты йоги и практиковать все части йоги (такие как мантра-йога, кундалини-йога, шри-видья и т.д.) с той или иной степенью мастерства.

Свами Веда Бхарати необходимо обладать видением взаимосвязи между Гималайской традицией и всеми другими путями: суфийским, даосским, буддийским, тибетским, христианским и др. Он должен уметь определять тип личности ученика, чтобы подобрать для него верный путь и конкретные техники, и в то же время – уметь создавать общее поле ума при ведении групповой медитации.

Направления дальнейших научных исследований в разнообразных медитативных состояниях намечены Свами Веда Бхарати в книге «Йог в лаборатории», вышедшей в прошлом году. Они опираются на отчеты о ранее проделанных опытах, таких как операции без анестезии, сознательное изменение мозговых волн (дельта и гамма) и т.п. В частности, лабораторные исследования сознания проводились в Институте духовных наук, созданном астронавтом Эдгаром Митчелом после того, как на пути с Луны на Землю Свами Веда Бхарати получил в космосе опыт вневременного и внепространственного состояния сознания.

В 2004 году Свами Веда Бхарати получил приглашение для проведения исследований, во время которых он замедлял в длительной медитации дыхание до одного цикла в минуту и т.п. Точное измерение мозговых волн показало, что даже его обычное состояние глубоко медитативно, и подобный покой достижим средним человеком лишь в глубоком сне.

Очевидно и влияние на физиологическое состояние человека, находящегося на расстоянии: стоило ему сосредоточиться на фотографии незнакомца, как у того учащалось сердцебиение. Заключение ученых состояло в том, что Свами Веда действительно демонстрирует запредельные для обыкновенного человека способности, развитые посредством медитации.

Обратная связь физиологии с сознанием была проработана Свами Веда Бхаратой в книге «Философия хатха-йоги», первое издание которой вышло еще в 1977 году в США, и с тех пор она неоднократно переиздавалась. Основываясь на изучении санскритских источников по хатха-йоге , Свами Веда отмечает во введении, что изначально тело хатха-йогина приходило в особое состояние под воздействием медитации и подъема Кундалини, и лишь вторичным образом предписание определенных положений тела стало применяться для достижения соответствующих состояний сознания.

Отсюда следует, что занятия хатха-йогой без предварительной тренировки ума бесполезны: только ментальная практика превращает тело йогина в вибрационное поле, подобно тому как электрический ток пронизывает медную проволоку. Понимая хатха-йогу прежде всего как философию, или «наблюдение за умом, наблюдающим за телом», Свами Веда Бхарати последовательно рассматривает ритуальную, кармическую, знаковую и энергетическую составляющие практики хатха-йоги, постепенно вводящие йога в состояние осознанности его тонкого тела.

Представление современного человека о хатха-йоге как йоге вообще обусловлено прочным отождествлением с физическим телом, но именно хатха-йога и призвана запускать обратный процесс. 15 марта 1999 г. индийские свами присвоили ему титул Маха-мандалешвары, включив его в число ведущих свами Индии (их насчитывается около 30). Единственный титул выше Маха-мандалешвары – это титул Шанкарачарии.

Книги:

Вопрос к зашедшему йогину:

Смогли бы вы дать обет молчания? Насколько продолжительный?

Ссылка на основную публикацию