Методика Агнисары Дхаути | Masajista.ru

Методика Агнисары Дхаути

Методика Агнисары Дхаути

Жизнь человека начинается с первого вдоха. Учение йоги говорит, что во время дыхания мы обмениваемся энергией с Вселенной. В йоге разработаны специальные практики очищающего дыхания. Одной из таких является Агнисара Дхаути.

Что означает практика Агнисары Дхаути?

Методика Агнисары дхаути (Агнисара крии) обособляет в себе массаж внутренних органов методом втягивания и расширения живота или усилением скорости и амплитуды движения диафрагмы и прямых мышц брюшной полости. С помощью данной техники стабилизируются обменные процессы организма, уходят многие заболевания.

Она усиливает манипуру чакру, являющейся энергетическим центром человека. В физиологическом плане – это усиление работы надпочечников.

Практика Агнисара – это внутреннее очищение огнем. В переводе Ангисара Дхаути Крия означает разжигание огня внутри. Тело наполняется праной.

Варианты выполнения

Выполнять Агнисару Дхаути можно в нескольких вариантах.

1-й вариант

  1. Стать прямо, поставив стопы врозь и параллельно друг к другу.
  2. Сделать глубокий вдох.
  3. На выдох — наклониться вперед, руки поставить на пояс, развернув большие пальцы назад, а остальные разместить на животе.
  4. Вдохнуть и на выдох больше наклониться вперед, сжимая мышцы в области промежности.
  5. Подбородок опускается к груди.
  6. Задержать дыхание и вдавливать внутрь живот большими пальцами. Сделать так несколько раз, но при появлении дискомфорта подняться и сделать вдох.
  7. Делать упражнение до момента полного расслабления, спокойно делая 108 движений пальцами во время задержки дыхания.

Делать упражнение можно 2-3 раз в не делю, не чаще.

  1. Развести ноги в стороны и согнуть их в коленях.
  2. Сделать упор руками в бедро.
  3. Глубокий вдох
  4. Выдох медленный, хорошо втягивая живот. Вдыхать до распирания, подтягивая мышцы в области промежности, опуская подбородок.
  5. Медленно выдохнуть.

Проделать упражнение от 9 до 12 раз, постепенно довести до 36, а потом до 108 раз.

  1. Стать в стойку варианта 2;
  2. Сделать глубокий вдох;
  3. На выдохе полностью выгнать воздух из легких.
  4. Задержать дыхание, и втянуть живот. Напрячь мышцы в области промежности, опуская подбородок книзу.
  5. Во время задержки дыхания, стараться выпячивать живот вперед и снова втягивать. Стенка брюшной полости в расслабленном состоянии и двигается быстро по-максимуму (наружу-внутрь), до появления дискомфорта.
  6. Успокоить дыхание.

Стараться довести до 18 втягиваний, задерживая дыхание.

Стать и развести ноги на расстояние приблизительно 50 см., ладони поставить на колени, руки выпрямить, колени немножко согнуть. Взгляд сконцентрировать на животе. Делая непроизвольно вдохи и выдохи, живот соответственно втягивать и выпячивать. Чувствовать движение живота. В таком положении человек напоминает уставшую собаку с тяжелым дыханием без напряга. Движения живота должны быть волнообразны и ритмичны (выпячивание – провал). Делать до наступления легкой усталости. После этого отдохнуть и повторить Агнисара Дхауту. Для начинающих достаточно от 5 до 10 подходов.

Можно это же упражнение выполнять в положении сидя с широко разведенными коленями, но большие пальцы ног соединены.

Рекомендации

Для того, чтобы получить нужный результат от Агнисары Дхаути, важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Делать практику ежедневно и натощак (через 3 часа после еды). Через месяц ежедневных тренировок почувствуется положительный эффект.
  • Идеальный вариант выполнения упражнения – утром.
  • Если делать более чем 100 втягиваний живота, может пробудиться сильный аппетит (усиливается «огонь пищеварения»). Не следует переедать после практики.
  • Чтобы очиститься от шлаков и токсинов, стараться не увеличивать рацион, а при сильном голоде пить больше воды. Со временем аппетит придет в норму.
  • Не посещать сауну до выполнения упражнения и после.
  • Не делать упражнение на солнце.
  • Нельзя делать Дхаути через силу.

Польза практики

Агнисара крия прекрасно воздействует на организм и является защитой пищеварительной системы от болезней:

  • приходит в тонус брюшная полость, усиливается перистальтика кишечника, кровообращение;
  • усиливается «огонь пищеварения»;
  • проходит несварение, газы, запоры;
  • улучшается функционирования органов малого таза;
  • нормализуется кислотный баланс организма;
  • происходит омоложение организма;
  • сжигаются жировые отложения на животе;
  • улучшается аппетит;
  • усиливается работа печени и почек;
  • организм «заряжается оптимизмом», уходит депрессия.

Противопоказания

Имея множество достоинств, следует отметить, что не всем можно выполнять практику разжигания огня внутри. Противопоказано упражнение людям с такими проблемами:

  • женщинам в период критических дней;
  • в период беременности;
  • при пупковой грыже, язве желудка, двенадцатиперстной кишки;
  • при сердечно-сосудистых проблемах;
  • повышенной функции щитовидной железы;
  • гипертония;
  • послеоперационный период;
  • во время инфекционных болезней, высокой температуре;
  • при приеме антибиотиков.

Другие очистительные практики

Кроме Агнисары дхаути есть еще и другие действенные очистительные практики.

Капалабхати

Капалабхати, что в переводе с санскрита означает «просветление черепа». Это методика очищения проделывается каждое утро натощак. Суть ее заключается в энергетическом и частом сокращении брюшных мышц и активных выдохах.

С помощью практики Капалабхати очищаются каналы праны в голове, снижается количество токсинов в крови и способность выведения их через легкие. Активизируется работа мозга, появляется энергия, улучшается настроение. Методика действует как чашечка бодрящего кофе.

Кроме всего дыхание Капалабхати укрепляет мышцы живота, улучшает работу пищеварительной системы.

В итоге улучшается кровообращение, происходит устранение продуктов обмена с малым расходом энергии.

Если перевести с санскрита слово «бхастрика» — это «кузнечные меха». Ее методика заключается в активном и мощном дыхании. Чтобы выполнить Бхастрику, нужно с силой выдыхать воздух и также с силой вдыхать. Данная практика увеличивает «внутренний огонь», что очень полезно для человека.

Ватскар Дхоути Крийя

Это была секретная крия Кундалини йоги, которую преподавали только избранным людям. Ватскар Дхоути стимулирует работу пищеварительного тракта и выделительной системы, а также способствует увеличению объема щелочи в организме. Практика очень проста в выполнении, но делать ее нужно каждый день без пропусков.

Для выполнения Ватскар Дхоути, нужно принять положение с прямым позвоночником. Сделать вдох ртом маленькими подвдохами, как будто пьется вода, через рот, губы буквой «О». Задержать дыхание, закрыть рот и вращать животом влево, потом вправо. Когда уже не будет возможности удержать дыхание, вернуться в центральное положение и мягко, одним дыханием, выдохнуть носом.

Повторить упражнение три раза и выполнять его допускается не более двух раз за день.

Лучшее время для выполнения – утром и перед сном.

Агнисара Дхаути Крийя: техника выполнения

А гнисара Крийя (Агнисара Дхаути) – это одна из разновидностей шаткармы Антар Дхаути (техники внутреннего очищения), которая представляет собой движение мышц и органов брюшной полости. «Агни» означает «огонь», «сар» — «сущность». «Сущность огня» — это зона пупка. Как видно из названия, данная практика нацелена на разжигание внутреннего огня. Происходит это за счёт активного движения области вокруг пупка: притягивания его к позвоночнику и последующего расслабления.

Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это – Агнисара Дхаути, которая приносит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения» (с) «Гхеранда-Самхита», 1.20

Польза Агнисара Крийи

  • Улучшение пищеварения: избавление от газов, запора, вялости печени.
  • Тонизирование органов брюшной полости.
  • Улучшение аппетита.
  • Это отличная подготовка для Уддияна Бандхи, Наули Крии, Капалабхати и Бхастрики.

Техника выполнения Агнисара Крии

Для Агнисара Крии существует два варианта исходного положения: стоя или сидя в ваджрасане.

Исходное положение 1:

Ноги на ширине 40 см., колени немного согнуты, спина прямая, корпус слегка наклонён вперёд. Ладони положить чуть выше коленей, руки прямые. Большие пальцы рук направлены внутрь, остальные пальцы – наружу.

Исходное положение 2:

Ваджрасана. Пальцы ног вместе, колени разведены в стороны. Ладони лежат на коленях, руки прямые. Большие пальцы направлены внутрь, остальные – наружу. Спина прямая, корпус слегка уведён вперёд.

Упражнение Агнисара Крийя упрощённая форма:

  1. Приоткройте рот и высуньте язык. Мышцы лица расслаблены.
  2. Делайте быстрые вдохи и выдохи животом: то подтягивая пупок к позвоночнику, то расслабляя живот. Дыхание происходит максимально естественно, без излишнего напряжение. Такое дыхание подобно тому, как дышит запыхавшаяся собака.
  3. Выполните 25 циклов такого дыхания. Допускается разделить это количество дыхательных циклов на 2 подхода, делая между ними небольшой отдых (по продолжительности минута или меньше) для восстановления дыхания.

Упражнение Агнисара Крийя усложнённая форма:

  1. Сделайте глубокий вдох.
  2. На задержке дыхания выполните Джаландхара бандху.
  3. Во время задержки дыхания активно втягивайте живот внутрь и выталкивайте его наружу. В первые разы достаточно выполнить 10 таких движений, далее можно увеличить их количество до 30. Опытные практики выполняют до 100 таких «взбалтываний животом».
  4. Когда почувствуете желание сделать вдох, сначала расслабьте живот, после этого отпустите Джаландхара бандху и только после этого сделайте вдох.
  5. Вдох должен быть естественным и спокойным.
  6. Восстановите дыхание. После отдыха можно выполнить еще 1-2 таких цикла.

Видео Агнисара Крийя

Советы для начинающих

  • Не передерживайте задержку дыхания, она должна быть комфортной. Помните, что чрезмерная задержка дыхания не принесёт пользу организму.
  • Не выполняйте эту практику раньше, чем спустя 4 часа после еды. В идеале выполнять её утром, на пустой желудок.
  • Не переходите к усложненной форме Агнисара Крийи, если вами ещё не освоен упрощенный вариант.
  • Выбирайте комфортный для себя темп движения животом. Со временем, по ходу освоения практики, темп естественным образом будет увеличиваться.

Лайфхак
Как понять, что вы выбрали правильное время задержки дыхания? Если после задержки вам хочется сделать судорожный вхох, подобно выброшенной на берег рыбе — это сигнал, что вы удерживали задержку дольше, чем следует.

Противопоказания

  • Язва желудка или двенадцатиперстной кишки.
  • Заболевания сердца.
  • Высокое кровяное давление.
  • Беременность и 2 месяца после неё.
  • Первый год после операций на брюшную полость.
  • Инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой и диареей.

Следует предельно осторожно выполнять данную практику при пупочной грыже и гиперфункции щитовидной железы.

Подводя итог

Агнисара Крия – это не просто эффективная техника, тонизирующая органы брюшной полости и улучшающая пищеварение. Это ещё и отличное подготовительное упражнение к пранаямам Капалабхати и Бхастрика, и «йоговскому замку» Уддияна бандхе. Умение выполнять Агнисара Крийю значительно облегчает освоение такой непростой шаткармы как Наули Крийя.

Несмотря на все её преимущества, не следует выполнять Агнисара Крию при некоторых заболеваниях сердца и брюшной полости: в этом случае она не принесёт обещанной пользы, а наоборот может навредить организму.

У вас остались вопросы об этой технике? Задавайте их в комментариях. Мы испытали на себе все сложности, подстерегающие новичков в освоении техник йоги. Поэтому ответим на ваши вопросы максимально полно и доступно.

Научитесь и выполняйте эту мощную очищающую шаткарму – Агнисара Дхаути

Агнисара Дхаути (или Агнисара Крийя) – это разновидность одной из техник внутреннего очищения (шаткармы), когда в работе задействованы органы и мышцы живота. «Агни» и «сара» переводятся как «огонь» и «сущность». Область пупка – это «сущность огня». Эта практика разжигает внутренний огонь, так как происходит активное движение околопупочной зоны: пупок притягивается к позвоночнику и снова расслабляется.

Техника выполнения

Есть разные вариации исполнения практики, которые объединяет одно характерное правило – необходимо максимально быстро двигать мышцами живота, втягивать и выталкивать пупок. При выполнении разрешается стоять или сидеть, с задержкой дыхания или без.

Способы исполнения Агнисара Крийи:

  1. В положении стоя, дыхание свободное. Ноги на ширине плеч (или меньше), немного согнуты в коленях, корпус наклонен вперед. Прямые руки упираются на ноги немного выше коленей, большие пальцы рук направляются на корпус. Рот открыт, язык высунут наружу. Дыхание быстрое, через рот, обязательно животом. В таком положении можно начинать занятия, т. к. этот вариант наиболее легкий.
  2. Дыхание свободное, положение сидя в любой удобной позе (лотоса – Падмасане, полулотоса – Ардха Падмасане, ученика – Ваджрасане). Бихарская йогическая школа советует позу милосердия (благоприятную позу) – Бхадрасану. Выполнить упражнения, как в первом пункте.
  3. Дыхание задержано, положение стоя (аналогично пункту 2). Выдохнуть максимально (разрешается наклонить корпус вперед для лучшего эффекта, а затем вернуться в необходимое положение). Задержать дыхание, зажать Джаландхара бандху (горловой замок), подбородок прижать к груди, а именно, к впадине промеж ключиц. Приступить к быстрым манипуляциям живота, прижав и вытолкнув от позвоночника. Если требуется сделать вдох, необходимо, в первую очередь, разомкнуть горловой замок, дополнительно выдохнуть и сделать спокойный вдох.
  4. Дыхание задержано, положение сидя в любой позе из второго пункта. Выполнить упражнение идентично пункту 3, исключая стойку.

Рекомендации для начинающих

  • важно не допускать передержку дыхания, а подобрать максимально комфортный темп, иначе полезного эффекта не получится достигнуть;
  • практика выполняется только по истечении 4 и более часов после еды; рекомендуются утренние часы, сразу после пробуждения;
  • переходить к сложным формам практики лучше только после освоения первого упрощенного варианта;
  • манипуляции животом необходимо подобрать из собственных ощущений комфорта, со временем темп будет увеличиваться.

Совет! Чтобы определить, правильно подобран темп дыхания или нет, есть простой способ – когда после задержки дыхания возникает сильное желание сделать резкий вдох, значит нужно уменьшить время задержки.

Видео-обучение

Польза и противопоказания

Агнисара Дхаути – это одна из самых действенных практик по расчистке всего организма. Её польза заключается в:

Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

  • очищении от токсинов и зашлакованности;
  • улучшении пищеварения;
  • устранении ядовитых веществ из организма;
  • разжижении крови;
  • укреплении иммунитета;
  • быстром очищении кишечника;
  • эффективном сжигании жиров.

Эта методика способствует улучшению работы репродуктивной и нервной систем, помогает настроиться на гармонию, уравновешивает деятельность срединных чакр, а также сознание и разум.

С точки зрения движения энергетических потоков, Агнисара-крийя снижает энергию низких частот (апана вайю) и поднимает ее на высокие вибрации. Очищаются и гармонизируются Манипура-, Муладхара-, Свадхистана-чакры: развивается воля, терпеливость, эмоции начинают балансировать. Если занятия проходят в прохладных условиях (утром на улице или в холодном помещении), практика поможет разогреть организм.

Справка! Агнисара Дхаути отлично подходит для подготовки к пранямам (Капалабхати или Бхастрике), Уддияна бандхи и Наули крийе.

Противопоказано выполнять данную практику при:

  • заболеваниях сердца;
  • язве желудка и 12-перстной кишки;
  • высоком кровяном давлении;
  • беременности (на всем сроке и два месяца после родов);
  • восстановлении после операции на брюшную полость (в течение первого года);
  • инфекционных заболеваниях с сопровождением таких симптомов, как повышенная температура и диарея.

Очень осторожно можно практиковать Агнисару с диагнозами – пупочная грыжа и гиперфункция щитовидной железы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Агнисара-дхаути: «огненное дыхание» для отличного здоровья

Продолжаем серию публикаций про Шаткармы – йогические чистки! На очереди у нас очень важная Шаткарма, которую действительно стоит делать каждый день, независимо от сезона и графика тренировок. Агнисара-дхаути (ее же часто называют «Агнисара-крия») – «дыхание огня» – одна из самых действенных очистительных практик. Это упражнение, которое можно отнести как к Шаткармам (т.к. это чистка), так и к пранаямам (т.к. это дыхание).

Наряду с Наули и Капалабхати ее надо делать ежедневно, натощак (через 3-5 часов после приема пищи, т.е. лучше всего утром до завтрака). «Просто делай это» – правило, которое отлично отражает логику выполнения Агнисара-дхаути. Как чистка зубов защищает зубы от кариеса, так и Агнисара-крия защищает нашу систему пищеварения от болезней и слабости. Положительный эффект от регулярной практики должен проявиться уже в течение 1 месяца.

«Агнисару» недаром называют «дыханием огня»: эта Шаткарма заметно усиливает «огонь пищеварения». Если вы сделаете 100-140 взбалтываний живота за практику, в этот день у вас может проснуться «зверский» аппетит! Те из вас, кто заботится о фигуре (или худеет), обратите на это внимание, и не переедайте после выполнения этой техники. Здоровый аппетит – это чудесно, но чтобы практика действительно «сожгла» все шлаки и токсины, лучше не прибавлять к своему рациону, а кушать как обычно, а если наблюдается нестерпимый «волчий голод» – «запить» водой. Постепенно аппетит нормализуется, и организм войдет в ритм.

Польза для здоровья. Агнисара-крия тонизирует органы брюшной полости, усиливая пищеварительный огонь, избавляет от несварения, газов, запоров, повышенной или пониженной кислотности, улучшает аппетит. Положительно влияет на функции печени и почек. Помогает бороться с депрессией («заряжает оптимизмом», т.к. способствует набору праны).

Последовательность освоения. Агнисара-дхаути является в некотором смысле подготовкой к выполнению Наули («Волны»), при этом в случае мастерского освоения Наули надобность делать Агнисара-дхаути отпадает вовсе. В свою очередь, для правильного выполнения Агнисара-дхаути полезно (но не обязательно) уже уметь делать Уддияна-бандху (брюшной замок): практика Агнисары немного сложнее и более трудоемка, чем Уддияна-бандха, а техника та же.

Избыточный «внутренний огонь». Считается, что после выполнения Агнисара-дхаути, особенно в жаркое время года или если вы делаете по 100 и больше циклов дыхания, следует после завершения (т.к. Агнисара сильно повышает внутреннее тепло) сделать для баланса «охлаждающую» пранаяму: Ситали или Ситкари. Однако в Средней полосе России фактически серьезная жара (которая вполне типична для Индии летом, и поэтому ее эффекты принимаются в расчет во всех аутентичных текстах) бывает лишь в отдельные годы, а выполнение 100 и более циклов не назовешь базовым для большинства практикующих (на деле по 100 циклов делают единицы – преподаватели и т.п. серьезные практикующие). Поэтому представляется правильным поступать в этом случае по ощущениям: если тело сильно разогрелось – можно сделать «охлаждение», а если нет, то не обязательно. А вот в сауну до и после этой техники точно лучше не ходить (что актуально в фитнес-центрах), т.к. это будет уже точно «перегрев». Кроме того, Агнисара-крия не выполняется сидя на солнце (что в целом актуально для всех практик йоги, если по-другому не указано Гуру). На деле, для россиян избыток тонкого «огня» обычно не является проблемой, чаще наблюдается его нехватка. Так что практика Агнисара-дхаути вдвойне ценна.

Противопоказания: Агнисара-крия не выполняется женщинами во время месячных и после второго месяца беременности (некоторые преподаватели не рекомендуют эту практику при беременности вообще); и по болезням: при пупочной грыже, болезнях сердца, гиперфункции щитовидной железы, повышенном давлении (гипертония), язве (желудка или двенадцатиперстной кишки). Не применяется эта практики при диарее и других серьезных состояниях кишечника (что верно для всех Шаткарм!). Также не изучены эффекты при многодневном голодании (т.к. в классической йоге Патанджали длительные голодовки вообще не практикуются). Также практика не делается в течение 1 года после перенесения операции на брюшной полости (грыжа, аппендицит и т.п.), после беременности можно постепенно начинать делать уже через 2 месяца. Агнисара-крию не надо делать при болезни с высокой температурой (опять же, «внутренний» огонь), а также при инфекционных заболеваниях, и во время приема антибиотиков. Даже здоровые люди должны делать ее сообразно ощущениям, не «через силу».

Время выполнения: практика Агнисара-дхаути (как и другие Шаткармы) делается натощак. Практиковать эту крию на полный желудок вредно для пищеварения (оно ослабляется!). Считается, что после последнего приема пищи должно пройти не менее 4 часов, но еще лучше вообще делать Агнисару утром, до завтрака, причем после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, и принятия душа (или утренней ванны). Традиционно дыхательные упражнения, к которым, как мы уже говорили, Агнисара-крия относится, делаются после комплекса асан, но до медитации. Таким образом, вы делаете асаны, Шавасану, потом Агнисара-крию и другие пранаямы; потом желательно отдохнуть минут 30 перед завтраком.

Техника выполнения:

Подготовительная техника («дыхание запыхавшейся собаки»):

  1. Садимся в Ваджрасану («позу молнии», она же «поза алмазной твердости»: сидя на пятках или между пяток). Ладони покоятся на коленях. Глаза закрыты.
  2. В течение 1-3 минут расслабляем все тело, особенно живот – делаем его мягким.
  3. Выпрямляем локти, немного наклонившись корпусом вперед, чтобы еще больше освободить живот (голову сильно не опускаем).
  4. Открываем рот, высовываем язык (лицо расслаблено).
  5. Начинаем попеременно быстро напрягать и расслаблять живот (втягивать-расслаблять), наблюдая, как это действие приводит к появлению такого дыхания, словно мы запыхались. Внимание: не надо форсировать дыхание, «специально дышать» — дыхание будет происходить само, если достаточно активно двигать животом (за счет работы диафрагмы). Такое дыхание похоже на то, как дышат собаки после быстрого бега.
  6. Достаточно сделать 10-20 циклов дыхания за один подход. Не допускайте появления сильного головокружения и вообще не применяйте чрезмерных усилий. После передышки (15-60 сек) можно сделать еще 1-2 подхода.
  7. Такую облегченную подготовительную практику желательно освоить до выполнения с легкостью, прежде чем приступать к основной технике (см. ниже).

Основная (полноценная) техника (выполняется после освоения подготовительной):

  1. Сидим в Ваджрасане или Падмасане (позе лотоса). Ладони на коленях, глаза закрыты.
  2. Делаем глубокий вдох и полный выдох (можно через губы трубочкой или носом), одновременно выпрямляя локти и упираясь руками в колени.
  3. Без напряжения вытягиваем (удлиняем) шею, и делаем легкую Джаландхара-бандху — горловой замок, прижимая подбородок к грудине (подбородок не обязательно непосредственно касается грудины: для людей с длинной или малоподвижной шеей это может быть неудобно — но мы его туда направляем, насколько комфортно). Начинаем попеременно быстро напрягать и расслаблять живот, так долго, как это комфортно: стараемся сделать 10 (для начинающих)-30 (средний уровень) или больше «взбалтываний» (вжимаем живот внутрь и вверх – и расслабляем; вдох пассивный, за счет расслабления живота).
  4. Когда задержка начинает становиться некомфортной, не спеша поднимаем голову, освобождая Джаландхара-бандху. Полностью подняв голову, делаем медленный вдох, очень легкий, без напряжения: не надо раздуваться. Фактически, воздух «сам входит» в легкие.
  5. Наблюдаем, как восстанавливается нормальное дыхание. Отдыхаем 30-60 сек, затем делаем еще 2 подхода.

Мастерство в выполнении:

  • Вы можете выполнить до 100 и больше взбалтываний живота за 1 подход, на комфортной задержке. На практике для достижения желаемого эффекта бывает достаточно выполнять 3 цикла по 40-50 взбалтываний. Не забывайте отдыхать между подходами.
  • Вы можете комфортно выполнять технику в Падмасане, даже не опираясь руками в колени; спина при этом прямая; некоторые мастера при этом не делают Джаландхару.
  • У вас не возникает никакого дискомфорта и головокружения; лицо и плечи не напрягаются; задержка комфортная, и дыхание после выхода из нее не сбивается.
  • Когда выполнение упражнения становится привычным, можно добавить медитацию на Манипура-чакру (пупочный центр), визуализируя изображение чакры в животе и т.о. получая больший эффект.
  • Практикующие йогу отмечают быстрое увеличение «личной силы», т.е. среднего количества энергии, при регулярном выполнении. Агнисара-крия дает силу и энтузиазм.

Агнисара дхаути крийя

А гнисара крийя относится к одной из шаткарм под названием «дхаути». «Дхаути» означает ‘внутреннее очищение’, «агнисара» — ‘сущность огня’ («Агни» — ‘огонь’, «Сар» — ‘сущность’), «крийя» можно перевести как ‘осознанное действие’. В «Хатха-йога Прадипике» описывается только одна практика дхаути, вастра дхаути, в основе которой лежит внутреннее очищение путём заглатывания материи. Агнисара дхаути же стоит искать в «Гхеранда-самхите», где описаны и другие техники внутреннего очищения. В данном тексте эта практика описывается так: «Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это — Агнисара Дхаути, которая приносит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения». Итак, рассмотрим всё по порядку.

Эффект от выполнения агнисара крийи

Агнисара дхаути крийя — весьма полезная техника. Во-первых, не стоит забывать, что она является одним из очистительных упражнений, т. е. приводит к улучшению вывода накопившихся ядов из организма, разгоняет застоявшуюся кровь, улучшает перистальтику кишечника и способствует полному очищению желудка и кишечника. Агнисара крийя разжигает пищеварительный огонь, улучшая процесс пищеварения и метаболизм, стимулирует мышцы живота, способствует сжиганию жира в этой области, оздоровляет работу печени, селезёнки и почек, регулирует кислотно-щелочное равновесие. Также данная техника нормализует работу репродуктивной системы, поскольку способствует оттоку застоявшейся венозной крови из области малого таза.

Если говорить об энергетических аспектах, то агнисара дхаути уменьшает апана вайю, нисходящую энергию, что позволяет поднять энергию на высшие центры. Помимо этого происходит очищение и гармонизация муладхара-, свадхистана- и манипура-чакр; это выражается в развитии таких качеств, как терпение, воля, эмоциональный баланс. А также агнисара позволяет быстро согреться, что бывает актуальным при занятиях в холодных помещениях или на улице в утренние часы.

Агнисара крийя является прекрасной подготовкой к выполнению наули крийи, уддияна бандхи и таких пранаям, как капалабхати и бхастрика.

Агнисара дхаути крийя: техника выполнения

Существует несколько способов выполнения агнисара крийи; основное, что должно соблюдаться в любом из вариантов, это быстрые движения животом, максимальное втягивание и выталкивание пупка. Упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя, как на задержке дыхания, так и без неё.

Варианты выполнения агнисара дхаути крийи

  1. Стоя без задержки дыхания. Поставьте ноги на небольшом расстоянии друг от друга (не шире плеч) и слегка их присогните, наклоните корпус вперёд и упритесь руками чуть выше коленей так, чтобы большие пальцы смотрели на корпус. Руки прямые. Откройте рот, высуньте язык, быстро дышите через рот, словно собака, и двигайте животом в ритм дыханию. Это упрощённый вариант, с которого можно начать.
  2. Сидя без задержки дыхания. Сядьте в одну из удобных для вас поз, это может быть поза ученика (ваджрасана), лотос (падмасана), полулотос (ардхападмасана), благоприятная поза или поза милосердия (бхадрасана, её рекомендуют в бихарской школе йоги). Далее выполняем всё, как в прошлом варианте.
  3. Стоя с задержкой дыхания. Стойка аналогична описанной в первом варианте. Сделайте полный выдох (можно согнуться вперёд, чтобы выдох был максимальным, и вернуть корпус, уперев руки выше коленей). Задержите дыхание. Зажмите горловой замок (джаландхара бандха), прижав подбородок к груди ближе к ямке между ключицами. Затем начинайте делать быстрые манипуляции животом, прижимая пупок к позвоночнику и выталкивая его в обратном направлении. Когда захочется вдохнуть, нужно сначала разжать горловой замок, затем желательно сделать довыдох и только после этого спокойно сделать вдох.
  4. Сидя с задержкой дыхания. Выбираем одну из сидячих поз, описанных во втором варианте, и выполняем всё, как в предыдущем пункте (за исключением стойки).

При выполнении агнисара крийи следует соблюдать некоторые правила:

  • Данная техника выполняется на голодный желудок или не ранее четырёх часов после приёма пищи;
  • Не обязательно выполнять упражнение 100 раз в один подход, можно выполнять по несколько подходов, например, по 15 раз на задержку, 30 или 50;
  • Задержка дыхания не должна вызывать сильного дискомфорта. Если после выполнения упражнения не хватает сил сделать довыдох и спокойный вдох, а происходит резкий самопроизвольный вдох, то интервал задержки нужно сократить.

Противопоказания к агнисара дхаути крийи

  • беременность и два месяца после неё;
  • гипертония;
  • нарушения нормального функционирования сердца;
  • болезни желудка в периоды обострения;
  • язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки;
  • год после операций на брюшную полость;
  • инфекционные заболевания, выраженные высокой температурой и диареей;
  • любые злокачественные опухоли;
  • очистительные дни у женщин.

Как мы видим из всего вышесказанного, агнисара дхаути крийя является очень полезной практикой. Её регулярное выполнение улучшает самочувствие, поднимает бодрость тела и духа, предотвращает застои как на физическом, так и на энергетическом плане в теле человека. Постепенное включение агнисара дхаути в ежедневную практику позволяет существенно продвинуться в выполнении асан и в йоге в целом. Постепенно повышая уровень выполнения агнисара крийи, её можно комбинировать с другими практиками, например, с капалабхати пранаямой, что усилит эффект и от пранаямы, и от крийи.

Как ни странно, но в наше время не все люди чувствуют своё тело, и многие сперва даже не понимают, как управлять мышцами живота, поскольку привыкли либо постоянно держать их в тонусе, демонстрируя плоский живот, либо, наоборот, никогда их не напрягают. И когда мы начинаем практиковать агнисара крийю, мы расширяем восприятие своего тела и, как следствие, окружающего мира, у нас появляются новые нейронные связи, и это позволяет нам иначе взглянуть не только на себя, но и на многие вещи.

Агни-сара-дхаути-крийя – очищение внутренним огнем

Агни-сара-дхаути-крийя – очищение внутренним огнем

Эта крийя состоит из трех частей.

Сахаджа-агни-сара-дхаути

Первая часть дхаути.

Положить кисти рук на талию – большой палец сзади, остальные – на животе. Глубоко вдохнуть и сделать выдох. Задержать дыхание и мягко надавить пальцами на живот, стараясь прижать область пупка к позвоночнику. Отпустить. Повторить, пока продолжается задержка. Отпустить пальцы, сделать глубокий вдох и, выдыхая, надавить пальцами на живот. Задержать дыхание и снова нажимать пальцами, пока хватит дыхания. Повторять массаж, пока общее количество нажатий не достигнет ста восьми раз.

Уддияна-бандха на вдохе

Вторая часть дхаути.

Встать прямо. Положить руки на талию. Кисти расслабить. Выдохнуть, выполнить Джаландхару-бандху (подбородочный замок). Вдыхая, подтягивать переднюю стенку живота к позвоночнику за счет напряжения ее мускулатуры. После завершения полного – до ощущения распирания – вдоха расслабиться и медленно, очень плавно выдохнуть, расслабить живот и отпустить «замок». Повторить не менее 9–12 раз.

Уддияна-бандха на выдохе

Третья фаза дхаути – быстрое чередование глубокой вакуумной Уддияны-бандхи с расслабленным выпячиванием живота за счет нисходящих толчков диафрагмой.

Встать прямо, положить руки на талию. Сделать глубокий вдох и полностью выдохнуть. Наклонить прямое туловище вперед до горизонтального положения. Выполнить Джаландхару-бандху. Подтянуть переднюю стенку живота к позвоночнику и на 3–5 секунд зафиксировать это положение. Расслабить живот и толчком выпятить его насколько возможно. Быстро чередуя втягивание и выпячивание живота, повторять столько раз, насколько хватит задержки дыхания. Затем на вдохе выпрямиться и убрать Джаландхару-бандху. Если нужно – отдышаться. Желательно довести общее количество толчков в одной серии до 10–12. Повторить все с самого начала, но уже без Джаландхары-бандхи. Повторить обе стадии (с Джаландхарой-бандхой и без нее), держа туловище под углом 45 градусов. Затем еще раз все повторить – стоя прямо.

Это совершенно уникальный по своей эффективности метод, который повышает жизненную силу всего организма в целом и является незаменимым при лечении любых недугов, в особенности – заболеваний органов пищеварения. Действие этой крийи проявляется очень быстро.

Противопоказания

В острых стадиях заболевания, в частности язвенной болезни, и при тяжелых инфекциях (дизентерия, брюшной тиф и т. п.), при применении этой крийи необходимо проявлять исключительную осторожность. Противопоказана при заболеваниях сердца, а также детям до 12 лет и женщинам в период беременности и во время менструаций.

Йога в деталях

Агни Сара Дхаути

Агнисара крийя — выпячивание и впячивание мышц живота.

Ослабление мышц живота — одна из важнейших причин многих нарушений и болезней дыхательной, пищеварительной и воспроизводительной систем человеческого тела.

Среди мышц брюшной области, пожалуй, наибольшая по площади и важнейшая, хотя до недавнего времени странно недооцениваемая медиками, — диафрагма. В здоровом организме диафрагма совершает в одну минуту 18 колебаний. Она перемещается на 4 см вверх и на 4 вниз. Амплитуда движений диафрагмы в среднем составляет 8 см. 18 колебаний в минуту, значит 1000 в час и 24000 за 24 часа! Теперь подумайте о работе, выполняемой этой мышцей, самой мощной в нашем теле, и о внушительной площади, которая опускается как совершенный нагнетательный насос, сжимая печень, селезенку, кишки, оживляя все портальное и брюшное кровообращение.
Сжимая все кровеносные и лимфатические сосуды живота, диафрагма опорожняет его венозную систему и проталкивает кровь вперед, к грудной клетке. Это второе венозное сердце.
Число движений диафрагмы в минуту составляет четверть числа движений сердца. Но ее гемодинамический напор гораздо сильнее, чем сокращения сердца, потому что поверхность этого насоса гораздо больше, и кровь он проталкивает гораздо сильнее, чем сердце.

… Систематически сжимая печень, диафрагма облегчает, а может быть, и направляет поток желчи, обеспечивает кровообращение печени и косвенно воздействует на все ее функции: гликогенную, мочевино-образующую и антитоксическую, липопексическую, протеопексическую и т.д…
Улучшая функционирование диафрагмы, восстанавливают всегда также и функции печени, несмотря ни на какие, даже катастрофические, показания».
Возможно, диафрагма играет ведущую роль при проталкивании лимфы в грудной проток и «в систематическом сокращении кишечных ворсинок — единственного места общего метаболизма, — где происходит таинственное превращение не усваиваемых пищевых веществ в усваимые питательные вещества, предназначенные тканям и клеткам.

Достаточно один раз представить себе поверхность диафрагмы, чтобы согласиться с фактом, что, обладая этой мышцей, мы обладаем, по крайней мере, вторым сердцем, а может быть, и чем-то несколько большим»
Усиление амплитуды движения диафрагмы и массаж внутренних органов втягиванием и расширением живота, которые могут устранить многие из нарушений и болезней тела, производятся довольно простым, но действенным приемом — агнисара крийей, букв. «огнедвижущее действие». Это название связано с тем, что упражнение возжигает и усиливает пищеварительный, или чревный, огонь, сжигающий нечистоты в теле.

Кроме того, для разнообразных упражнений йоги (наули, уддияна) требуется умение осознавать мышцы живота и управлять ими. Агнисара крийя является необходимым подготовительным упражнением к этим приемам. Из-за простоты даже при описании шаткарм его часто пропускают, а зря.

Польза.
Агнисара крийя укрепляет мышцы живота, возбуждает связанные с ним нервы, массирует органы брюшной полости, что повышает бодрость и оптимизм человека. Она способствует правильной секреции желудочных соков и тем самым приводит в соответствие количество пищи и ее усвоение. Она предотвращает запор и избавляет от несварения, повышенной кислотности, метеоризма, вялости печени и пр. Тучным людям, имеющим большой живот, агнисара крийя поможет сбросить вес и сделать живот более подтянутым, а его владельцев — моложавей.

Противопоказания.
Те же, что и при кунджала крийе: ВЫСОКОЕ КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ, СЕРДЕЧНЫЕ БОЛЕЗНИ, ЯЗВЫ И ГРЫЖА ЖИВОТА. ТЕХНИКА ПРОТИВОПОКАЗАНА ТАКЖЕ ЖЕНЩИНАМ ВО ВРЕМЯ МЕСЯЧНЫХ И ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ, но уже через полтора месяца после родов рекомендуется ее возобновить для того, чтобы привести растянутые мышцы живота к норме.
НЕЛЬЗЯ ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ДЛИТЕЛЬНОГО ГОЛОДАНИЯ И СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ НЕГО.
Упражнение можно выполнять стоя, сидя на пятках (в ваджрасане) и в позе «лотоса» (падмасане), однако предпочтительней сидячие позы, а из них — лотосная.
Выполнять можно в любое время, но не на полный желудок. Особенно хорошо это проделывать утром.

Техника стоя.
Встать, раздвинув ноги примерно на пол-метра. Наклониться вперед и положить ладони на колени. Руки при этом должны быть прямыми. Слегка подогнуть колени. Смотреть на живот. Закрыть глаза. Открыть рот и высунуть язык. Втягивать и выпячивать живот насколько возможно в соответствии с вдохом и выдохом. Дыхание непроизвольное: оно происходит только из-за движения живота. При этом вы чем-то похожи на уставшую собаку, которая, даже когда дышит тяжело, не напрягается. Желательно, чтобы движения живота были волнообразны и, как волны, ритмичны: вал — провал, и быстрота втягивания и выпячивания живота должны быть, по возможности, наибольшими. Но слишком большая амплитуда замедляет скорость, а убыстрение скорости делает движения живота мелкими, поверхностными. Втягивать и выпячивать живот до тех пор, пока не наступит легкая усталость. Затем отдохнуть, а когда дыхание вернется к обычному, повторить упражнение. Начинающим достаточно три подхода по 5 – 10 раз.
Та же техника — в сидячих положениях. Но в ваджрасане колени должны быть широко разведены, а большие пальцы ног соприкасаться (эту позу также называют бхадрасаной).

Более действенная и полезная техника — с задержкой дыхания. Вдохнуть глубоко, затем выдохнуть, опустошив легкие сильным движением диафрагмы. Потом, не вдыхая, надо выпятить живот и снова втянуть. Повторять до усталости, но не напрягаться, слишком задерживая дыхание. Затем — вдох. Таков один подход. Повторить, когда дыхание вернется к естественному. Время задержки дыхания увеличивать постепенно.
Агнисара крийу можно выполнять ежедневно.

Агнисара – практика йоги для разжигания внутреннего огня

В йоге существует множество различных техник внутреннего очищения, среди которых выделяется одна простая и довольно популярная. Она называется Агнисара крийя или Агнисара дхаути. Выполнять ее могут не только профессиональные йоги, но и обычные люди. Давайте разберемся, что представляет собой эта техника, для чего применяется и какую пользу приносит.

Что такое Агнисара дхаути?

Практика йоги включает в себя различные дыхательные упражнения. Дыхание – это важнейшая функция организма, без которой невозможно его существование. Все люди дышат спонтанно, даже не задумываясь о том, как протекает этот процесс. А йоги уделяют дыханию особое внимание, ведь правильное дыхание – это основа здоровья. Оно наполняет организм праной (жизненной энергией), омолаживает его и исцеляет многие заболевания.

Агнисара представляет собой одну из шаткарм Антар Дхаути. Название техники в переводе с санскрита означает «Дыхание огня». Эта техника – своеобразный массаж внутренних органов, который осуществляется при помощи втягивания и расширения мышц брюшной полости. Как говорят йоги, это упражнение разжигает внутренний огонь в организме и наполняет тело праной.

Польза Агнисара дхаути

Благодаря этой технике осуществляется самомассаж органов брюшной полости, укрепляются мышцы живота, сжигаются жировые отложения. Упражнение улучшает процессы пищеварения, способствует излечению болезней желудочно-кишечного тракта. Оно полезно при таких болезнях, как гастрит с повышенной или пониженной кислотностью, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, несварениях, расстройствах желудка, запорах, метеоризме и других недугах.

В процессе тренировки стенки брюшной полости приходят в тонус, активизируется перистальтика кишечника, за счет чего пища переваривается легко и не задерживается в кишечнике дольше положенного времени. Витамины, минералы, различные питательные вещества усваиваются лучше.

Агнисара дхаути положительно влияет не только на пищеварительную систему, но и на весь организм в целом. Регулярное выполнение техники улучшает работу органов малого таза, увеличивает объем легких, приводит в норму кислотно-щелочной баланс организма, активизирует кровообращение, улучшает аппетит, нормализует работу печени и почек. Организм наполняется энергией, бодростью, улучшается настроение. Техника избавляет от слабости и депрессии, помогает лучше управлять эмоциями.

Рекомендации по выполнению техники

Новичкам, как правило, сложно выполнять упражнение, они жалуются на то, что оно вызывает дискомфорт. Само по себе упражнение не вызывает неприятных ощущений, дискомфорт возникает от не тренированности мышц живота. Если укрепить мышцы живота и выполнять технику правильно, никаких дискомфортных ощущений не будет.

Чтобы получит максимальный эффект от занятий и не навредить своему организму, руководствуйтесь следующими рекомендациями:

  • Задержка дыхания не должна вызывать дискомфорта. Для этого старайтесь не задерживать дыхание надолго. Это не только неприятно, но и вредно.
  • Лучше всего заниматься утром, после пробуждения, на голодный желудок. Если нет возможности уделить время практике с утра, можно делать это в любое другое время, то только не раньше, чем через 4 часа после приема пищи.
  • Существует несколько вариантов упражнения. Начинайте с наиболее легкого варианта и только, когда хорошо освоите его, переходите к сложному варианту.
  • Во время выполнения упражнения не торопитесь, выберите для себя наиболее комфортный темп. Со временем ваш организм подскажет, с какой скоростью лучше всего выполнять технику.
  • Упражнение пробуждает аппетит, особенно если сделать много повторов. Постарайтесь не переедать после тренировки, чтобы не свести на нет всю пользу.
  • Не занимайтесь под открытым солнцем или в очень жарком помещении.
  • Избегаете посещения бани или сауны до и после занятия.
  • Не занимайтесь, если испытываете усталость или у вас плохое самочувствие.

Техника выполнения Агнисара крийи

Существует два варианта упражнения – простой и усложненный. Упражнение можно выполнять в двух положениях – стоя или сидя в позе ваджрасана. Сначала рассмотрим оба исходных положения, а затем простой и сложной вариант упражнения.

  1. Встаньте прямо, расположите ноги на ширине плеч. Слегка согните ноги в коленях, наклоните туловище вперед, сохраняя спину прямой. Положите ладони на пару сантиметров выше колен так, чтобы большие пальцы смотрели внутрь, а все остальные – наружу.
  2. Примите позу ваджрасана. Для этого встаньте на колени, затем опуститесь на голени. При этом пальцы ног соедините вместе, а колени разведите в стороны. Положите ладони на колени, при этом руки должны быть прямыми. Пальцы рук расположите так же, как и в первом варианте. Слегка наклоните туловище вперед, а спину держите прямо.

Займите любое из этих двух исходных положений и приступайте непосредственно к выполнению упражнения.

Агнисара крийя: простой вариант

  1. Находясь в исходном положении, немного приоткройте рот, высунув язык. Не напрягайте лицевые мышцы.
  2. Начинайте быстро вдыхать и выдыхать животом. Во время вдоха старайтесь максимально втянуть пупок, во время выхода – расслабляйте живот. Дышите без напряжения.
  3. Сделайте 25 дыхательных циклов. Поначалу вам, скорее всего, будет сложно выполнить все 25 циклов за один прием. Чтобы облегчить упражнение, разделите их на 2 цикла с минутным отдыхом.

Агнисара крийя: сложный вариант

  1. Займите исходное положение и глубоко вдохните.
  2. Задержите дыхание и сделайте Джаланжхара бандху – так называемый горловой замок, который перекрывает дыхательные пути. Для этого опустите подбородок, прижав его к груди. Спина при этом должна оставаться прямой.
  3. Сильно втягивайте, а затем выталкивайте живот, делая им «взбалтывающие» движения. Задержка дыхания сохраняется. На начальном этапе достаточно сделать 10 таких движений. Постепенно увеличивайте их количество до 30. Профессионалы выполняют до 100 движений.
  4. Почувствовав, что вам не хватает воздуха, расслабьте мышцы живота, а затем отпустите горловой замок, подняв подбородок и сделав вдох.
  5. Спокойно подышите несколько минут, пока дыхание не придет в норму, а затем повторите упражнение еще 2–3 раза.

Кому противопоказана Агнисара дхаути

Несмотря на всю пользу, упражнение нельзя выполнять людям, страдающим такими недугами:

  • сердечно-сосудистые болезни, в частности, гипертония;
  • язва желудка или двенадцатиперстной кишки;
  • пупочная грыжа;
  • заболевания щитовидной железы;
  • инфекционные болезни, лихорадка;
  • беременность;
  • менструация;
  • послеоперационный период (в течение года).

Если вы хотите выполнять упражнение, но имеете проблемы со здоровьем, перед началом занятий проконсультируйтесь с врачом.

Методика Агнисары Дхаути

58. Агни-сара-дхаути-крийя — очищение внутренним огнем

Эта крийя состоит из трех частей. Первая известна также как Сахаджа-агни-сара-дхаути.

Эта техника была разработана Шри Свами Шиванандой.

Однажды, работая с больным дизентерией, он потерпел неудачу, применив классический вариант Агни-сара-дхаути-крийи, и дополнил эту технику еще одной фазой. Эффект превзошел все ожидания даже самого Шри Свами Шивананды.

Техника выполнения. Положить кисти рук на талию — большой палец сзади, остальные четыре — на животе.

Вдохнуть. Сделать выдох. Задержать дыхание и мягко надавить растопыренными пальцами на живот, стараясь прижать область пупка к позвоночнику. Отпустить. Повторять, пока продолжается задержка. Вдохнуть. Выдохнуть. Задержать дыхание и повторить массаж. Повторять до тех пор, пока общее количество нажатий не достигнет ста восьми раз.

Эта фаза Агни-сара-дхаути выполняется не чаще двух-трех раз в неделю.

Вторая часть Агни-сара-дхаути-крийи — это Уддияна-бандха на вдохе.

Встать прямо. Положить руки на талию. Кисти расслабить. Выдохнуть, выполнить Джаландхара-бандху.

Вдыхая, подтягивать переднюю стенку живота к позвоночнику за счет напряжения ее мускулатуры. После завершения полного — до ощущения распирания — вдоха расслабиться и выдохнуть неспешно. Повторить не менее девяти-двенадцати раз. Тридцати шести раз будет вполне достаточно, хотя классическое число повторений для практикующего йогина — сто восемь ( то есть человека более чем просто здорового).

Третья фаза Агни-сара-дхаути-крийи — быстрое чередование глубокой вакуумной Уддияна-бандхи с расслабленным выпячиванием живота за счет нисходящего толчка диафрагмой.

Встать прямо, положить руки на талию. Сделать глубокий вдох и полностью выдохнуть. Наклонить прямое туловище вперед до горизонтального положения. Выполнить Джаландхара-бандху. Глубокой Уддияна-бандхой подтянуть переднюю стенку живота к позвоночнику и на три-пять секунд зафиксировать это положение. Расслабить живот и толчком выпятить его насколько возможно. Быстро чередуя втягивание и выпячивание живота, повторять столько раз, на сколько хватит задержки дыхания. Выпрямиться, убрать Джаландхара-бандху и вдохнуть.

Если нужно — отдышаться. Желательно постепенно довести общее количество втягиваний-выпячиваний в одной серии до восемнадцати с удержанием каждой Уддияна-бандхи в течение десяти секунд.

Повторить все с самого начала, но уже без Джаландхара-бандхи.

Повторить обе стадии — с Джаландхара-бандхой и без нее, — держа туловище под углом в сорок пять градусов, затем еще раз повторить все — стоя прямо. В пределе общее количество повторений составляет сто восемь — шесть серий по восемнадцать.

ВНИМАНИЕ! При освоении Агни-сара-дхаути-крийи необходима осторожность. Чрезмерное усердие дает побочные эффекты, которые неблагоприятно влияют на состояние сердца.

Действие. Агни-сара-дхаути-крийя — совершенно уникальный по своей эффективности метод развития Агни-грантхи.

(В даосской Йоге аналогом Агни-сара-дхаути-крийи является массажная практика Ци-Нэй-Цзан в сочетании с огненным дыханием, разогревающим нижний котел, — аналогом классической Бхастрика-пранаямы, выполняемым в варианте нижнего (брюшного) дыхания.

Даосские мастера утверждают, что Ци-Нэй-Цзан является самой эффективной из омолаживающих физическое тело практик. Это обусловлено психознергетическим действием этого типа практик. Не только в тибетских системах психофизического тренинга, но также в классической и в даосской Йоге целый ряд базовых техник имеет своей целью «обращение направления вращения главного вихря Изначальной Силы».

Символически это изображается обратной свастикой и обратным символом Тай-цзи — Великого Предела. Один из возможных вариантов происхождения этих символов был предложен, как мы помним, в части первой данной книги. «Когда же вихрь прямой уступит место обращенному, Солнце и Луна поменяются местами, и вспять потекут реки огня, время же внутри тела изменит бег свой из вечности в вечность, от старости направив поток обратно в сторону юности»( «Дхара-Даршана»).

Практики типа Агни-сара-дхаути «разогревают нижний котел», то есть снабжают центральный узел вихря Изначальной силы дополнительной энергией, как бы придавая его вращения «больший момент инерции». В результате обратное направление вращения вихря Изначальной силы сохраняется достаточно долго после окончания тренировки. Средняя скорость течения потока личного времени при этом замедляется).

Он немыслимо повышает жизненную силу всего организма в целом и незаменим при лечении любых недугов, в особенности — заболеваний органов пищеварения. Действие этой крийи проявляется очень быстро.

ВНИМАНИЕ! В острых стадиях заболеваний, в частности язвенной болезни и при тяжелых инфекциях (дизентерия, брюшной тиф, холера, чума и т. п.), при применении Агни-сара-дхаути-крийи необходимо проявлять исключительную осторожность и осмотрительность! В любом случае спешка при освоении этого метода ОПАСНА и может, кроме всего прочего, весьма неблагоприятно сказаться на работе сердца ( В выигрыше, как всегда, тот, кому нечего больше терять).

При любых болевых ощущениях нагрузку необходимо уменьшить.

ВНИМАНИЕ! Детям в возрасте до 12 лет, а также женщинам в период беременности и во время менструаций практика первой фазы Агни-сара-дхаути-крийи—Сахаджа-агни-сара-дхаути — противопоказана.

Методика Агнисары Дхаути

Практика умственного и физического совершенствования

Данная книга является беспрецедентной и уникальной в том смысле, что в ней указывается цель, к которой направлено развитие каждой личности, и из многих путей к этой цели предлагается один, уже апробированный рядом великих людей. Это путь достижения физического здоровья, развитого сознания, этического и духовного совершенства. Автор утверждает, что этот путь Может быть пройден каждым желающим самостоятельно, без помощи каких-либо обществ, врачей и лекарств.

В книге дается множество конкретных практических рекомендаций и методик по очищению организма, питанию и лечению. Сообщаются указанные в Аюрведе причины наиболее распространенных болезней, нередко существенно отличающиеся от причин, «установленных» западной медициной. Приводятся аюрведические нелекарственные методы самостоятельного лечения с использованием асан, пранаямы, акупрессуры и ряда других средств. Их применение, как гарантирует автор, позволяет избавиться даже от очень тяжелых неизлечимых до конца европейскими методами заболеваний не более чем за два-три года.

В результате жизнь может быть значительно продлена. Рассматриваются также методики очень сильного воздействия на организм, допустимые только для здоровых людей, стремящихся к развитию своего сознания. И те, и другие рекомендации и методики, а также другие сведения собраны автором из нескольких сотен источников (и во многом им апробированы). В книге излагаются наиболее значимые идеи Шивананды, Раджниша, Е.П. Блаватской и многих других выдающихся личностей. Она является завершением двадцатилетних теоретических и экспериментальных исследований автора по нравственным, медицинским и религиозно-мистическим проблемам.

Книга имеет огромное мировоззренческое значение не только в силу вышесказанного, но и потому, что объясняет роль Природы или Высшего Разума, суть всех религий (и в частности, христианства), «тонкую» природу человека и Пространств, смену человеческих цивилизаций, роль некоторых эзотерических групп и многое другое. Показываются преимущества пути этического и духовного совершенствования человечества перед путем современного технического прогресса, ведущего через кризисы (политические, экономические и экологические) к краху. Указывается и на тупиковость пути развития науки, неразрывно связанного с техническим «прогрессом.

В книге содержится много нового материал, в частности о необычных явлениях, не объясняемых современным естествознанием. Приводятся результаты некоторых личных «Мистических» экспериментов автора, не имеющие описанных в литературе аналогов. В связи с этим нельзя назвать книгу научной в обычном понимании. Не назовешь ее и научно-популярной или учебником. Автор как бы спонтанно отвечает на возникающие вопросы, иногда попутно дает дополнительную информацию, не всегда объясняемую;

Хотя попытка привести в систему колоссальный разноплановый материал автором не завершена, книга делает огромное доброе дело и принесет читателю тем большую пользу, чем серьезнее будет отношение к чтению. Книга предназначена всем, кому важно здоровье и кто созрел до серьезного интереса к непознанным явлениям психики и Природы. Мало кого она оставит равнодушным, многим поможет поправить здоровье и задуматься о заложенных в них еще не раскрывшихся способностях и о других Мирах.

«Бесконечен поиск истины! Будем любить ее и стремиться к ней ради нее самой, но не ради славы или выгоды, которые малейшая доля откровения ее может принести нам».

Все в нашем Мире двойственно: все существует во взаимно противоположных парах. Некорректно говорить, что вот это хорошо, а вот это плохо, если не знаешь всей глубины рассматриваемых явлений. В связи с этим по существу аморальны любые раз и навсегда предписанные моральные кодексы. То, что минуту назад или в данной ситуации можно было назвать добром, через минуту или в другой интуиции может оказаться большим злом. Истинно моралистической оценкой любой ситуации может быть только оценка ее в алертном, осознанном состоянии. Причем осознанная оценка этой ситуации, если бы она была сделана независимо большим числом людей, было бы одной и той же. Вся беда лишь в том, что почти никто на Земле не может быть вполне алертным и находится в состоянии самоосознавания.

В этой книге мы мало касаемся природы человеческой морали), основной упор делая на самостоятельном достижении здоровья. Почему именно самостоятельном и почему в первую очередь здоровья? Потому что без здоровья слишком мало шансов достичь успехов в любой практике, и потому, что полностью излечиться с помощью врачей, экстрасенсов в колдунов в действительности никто никогда не смог. И хотя тысячи оппонентов поспешат указать нам каждый множество примеров излечения, они будут неправы, поскольку все эти случаи, без исключений, означают лишь освобождение от той или иной болезни, временное или иногда на всю оставшуюся жизнь, но с переносом последствий воздействия породивших ее кармических корней на будущее, исключая случай, когда породившая болезнь Карма к моменту излечения была исчерпана.

Если отбросить небольшой процент излечившихся в рамках указанною исключения, то можно сказать, что все лекарственные методы лишь устраняют возможности проявления в организме данной болезни в настоящее время, открывая, однако, вследствие отравления организма лекарствами и сохранения Кармы, приведшей к ее возникновению, двери для другой болезни, через которую и проявится действие этой Кармы. Что же касается лечебного воздействия на людей пранических целителей типа Ванги и Кашировского, Лонго и Чумака и им подобных, то вызываемое ими излечение приводит к еще большей кармической расплате в будущем, чем в случае излечения лекарственными препаратами.

Даже в тех методах, которые непосредственно ориентированы на устранение не самих болезней, а породившей их причины — Кармы, как, например, в дианетике Хаббарда или в кинезиологий, Карма обычно не уничтожается и проявится если не в этой жизни, то в «загробной» и в последующих. Человек создан Природой так, что для него нет ничего недостижимого. Все, что есть в Мире, заложено в нем. И любую болезнь он в состоянии вылечить без; каких-либо внешних посредников с наименьшими кармическими последствиями по сравнению с любыми другими способами лечения.

Светлой памяти Раджниша посвящается

Как продемонстрировал в общей теории систем Л.Берталанфи, массовые явления и процессы подчиняются закону экспоненциального развития, характерным для которого являете медленный рост до некоторого выбранного нуля отсчета (времени) и очень быстрый рост в последующем. Для технической цивилизации нашей эпохи таким нулем, вероятно, стал XIX век. Начиная с XIX века, кривая технического прогресса резко поползла вверх. Электричество и магнетизм, законы движения и сохранения, химическое и ядерное строение материи, относительность времени и пространства, гены и ДНК, авиация и космонавтика, лазеры, кварки и сверхпроводимость — все это обрушилось на сознание людей за столь короткое историческое время, что, с одной стороны, понизило способность удивляться, а с другой — сформировало у большинства своего рода «техническое мышление», замкнувшись в котором, люди глубоко уверились, что любые серьезные открытия делаются только с помощью более совершенных приборов, создаваемых человеком, и как-то уж совсем исключили возможность того, что сам человек может быть бесконечно сложным прибором, через который возможно познать сколь угодно глубокие тайны мироздания. Это привело к тому, что существование или несуществование тех или иных явлений стали увязывать исключительно с возможностями подтверждения их какими-либо техническими средствами, причем даже выработался некий «технический» нигилизм: если явление не подтверждается уже существующими приборами или слишком далеко лежит за сложившимися рамками понятия «здравого смысла», значит, оно не существует. Здесь уместно вспомнить, что до конца XIX века ученый мир даже не догадывался о том, что все пространство нашей Вселенной буквально насыщено различными излучениями, лежащими вне видимого спектра электромагнитных волн. Узнать об этом помогла фотопластинка, забытая А.Беккерелем (в 1896 г.) рядом с куском соли урана.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector