Мудры и Бандхи | Masajista.ru

Мудры и Бандхи

Бандхи и мудры

Энциклопедия Йоги. Йога — способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Бандхи и мудры

Что такое бандхи и зачем они нужны

Слово бандха означает «плотно удерживать» или «сжимать», и это точное описание физического действия, необходимого для выполнения этих практик. Специфические части тела мягко, но мощно напрягаются и удерживаются в этом состоянии. Это имеет огромные последствия. Прежде всего, это позволяет контролировать все разнообразные части физического тела. Органы, мышцы, нервы и физические процессы подвергаются массажу, стимуляции и подчиняются воле практикующего. Физическое сокращение или напряжение, в свою очередь, оказывает значительное влияние на праническое тело. Происходит перенаправление потоков праны, что непосредственно воздействует на ум. Все тело и ум приходят в состояние покоя и делаются восприимчивыми к более высоким состояниям осознания.

Ашвини-мудра. Польза и техника выполнения

Неотъемлемую часть методов крийя-йоги составляет практика мула бандхи. Для того чтобы правильно выполнять эту бандху, необходимо обладать чувствительностью в области ануса и промежности (участка между анальным отверстием и половыми органами). Прекрасная техника для развития такой чувствительности носит название ашвини мудра. Большинству людей бывает очень трудно правильно выполнять мула бандху без предварительного освоения ашвини мудры. Вот почему мы знакомим вас с ашвини мудрой на этом этапе. Как мы вскоре объясним, ашвини мудра и сама обладает многими полезными свойствами.

Мула бандха, зачем она нужна и как ее выполнять

Выполнение практики мула бандхи является хорошим методом для нахождения физического местоположения активирующей точки муладхара-чакры. На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха — «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища — промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

Джаландхара бандха

Слово джалан на санскрите означает «сеть». Слово дхараозначает «поток, масса текущей жидкости». Это позволяет давать разные истолкования слова джаландхара. Скорее всего, оно означает «сеть или скопление нади или проводящих путей». Следовательно, джаландхара — это практика или физический ключ для управления сетью или сплетением нади в шее. Эти нади могут быть кровеносными сосудами, нервами или праническими каналами. Понятие «жидкости» или потока может распространяться на все эти различные уровни тонкости, поскольку джаландхара влияет на все эти уровни.

Существует и еще одно истолкование этого названия. В теле имеется шестнадцать особых центров, именуемых адхарами. Слово адхара означает «основу» или «субстрат». Это относится к чакрам, которые расположены в следующих шестнадцати областях тела: пальцах ног, лодыжках, коленях, бедрах, промежности, копчике, пупке, сердце, шее, миндалинах, языке, носе, межбровном центре, глазах, затылке и макушке головы. В различных практиках осознание поочередно направляют на эти центры. Прана течет через эти области в праническом теле. Поэтому джаландхару можно также определить как практику, которая запирает праническую сеть в шее. Это препятствует протеканию праны между этими центрами и направляет прану в сушумна нади.

Уддияна бандха

Уддияна бандха является базовой техникой Хатха Йоги. Противопоказанием к выполнению уддияны бандхи являются острые заболевания брюшной полости, а также хронические – в период обострения, период месячных у женщин и период беременности.

Уддияна бандха («взлетающая вверх», или «брюшной замок»). В практике уддияна-бандхи органы в области живота втягиваются вверх и внутрь, создавая естественный поток энергии вверх; поэтому это слово часто переводится также как «подъем живота».

Уддияна-бандха должна выполняться на пустой желудок. После выдоха задерживается дыхание, перекрывается дыхательное горло, раскрывается грудная клетка, диафрагма поднимается вверх, а брюшная стенка подтягиваются к позвоночнику. Но не за счет мышечного напряжения, а за счет создания вакуума в брюшной полости. Это упражнение еще называют «вакуумная удияна». Кроме того, следует упомянуть, что во время некоторых пранаям (дыхательных упражнений) может использоваться уддияна на вдохе. Но в данном случае, нас интересует простой вариант, и в нем уддияна выполняется на задержке дыхания после выдоха.

Наули — техника выполнения

Укрепляет и омолаживает нервы желудочно-кишечного тракта. Усиливает перистальтику. Способствует выделению токсинов из пищеварительного тракта и очищению прямой кишки. Делает самый лучший вакуумный массаж внутренних органов. Укрепляет и омолаживает все железы внутренней секреции (эндокринная система) брюшной полости. Укрепляет глубоко лежащие мышцы спины. Тренирует подвеску внутренних органов. Укрепляет прямые мышцы живота.

Агнисара дхаути крийя

Агни-сара-дхаути-крийя – очищение внутренним огнем – это комплексное упражнение взятое из индийской йоги. Эффективность воздействия этого упражнения на организм очень велика, оно сильно повышает общий энергетический потенциал человека.На уровне энергетического тела упражнение взаимодействует с нижним энергетическим центром человека, который в свою очередь является частью базовой энергоструктуры человека. Для физического тела упражнение является прекрасной техникой развития мышц брюшного пресса.

Советуем посмотреть

Осваиваем падмасану (лотос)

Даже гибкие ученики часто сталкиваются с некоторыми трудностями при выполнении Падмасаны. Их Лотос больше похож на бантик, который вот-вот развалится, не хватает сил в перевернутом положении держать позу долго и создавать правильную работу. Так что же лучше? Сила или гибкость? Как всегда лучше тандем этих двух противоположных качеств

Триконасана

Аштавакрасана — подготовительный комплекс

Аштавакрасана (поза Восьми углов) отпугивает многих учеников. Только представьте: таз приподнят, ноги оплетают руку, корпус параллелен полу, а вся эта конструкция удерживается одними ладонями. Мысль о том, что, балансируя в таком положении, вы можете выглядеть изящно и чувствовать себя легко, кажется невероятной. Однако пугаться не стоит: если обрести силу рук и мышц, которые поддерживают корпус в вертикальном положении (центральные мышцы корпуса), со временем вы прочувствуете на себе укрепляющее и бодрящее воздействие Аштавакрасаны.

Мудры и бандхи

Сейчас многие воспринимают мудры и бандхи только как физические техники, приносящие определенную оздоровительную пользу. Однако мало кто разбирается в их внутренней сути. Из-за этого в большинстве случаев применение бандх и мудр не приносит полноценного эффекта, а часто бывает просто бессмысленным. Не вдаваясь в технические описания их выполнения, рассмотрим эти весьма похожие практики с другой стороны.

Бандха означает замыкание или связывание. В контексте йогической практики это означает замыкание всей энергетической системы таким образом, что не происходит ее деформации, а значит и потерь энергии. Согласно многим йогическим текстам, задача бандх — направление праны в центральный канал сушумна, что способствует пробуждению Кундалини.

Однако прана не может быть направлена в сушумну только с помощью мышц; при сокращении мышц наш ум автоматически концентрируется на определенных участках тела. Соответственно, при рассеянном состоянии ума (викшепа) и недостаточно свободном движении энергии по каналам тела концентрация праны и ума на областях грантх и сушумны происходит очень фрагментарно.

Кроме этого, бандхи используются по назначению только тогда, когда есть определенный энергетический потенциал, который может быть задействован для активации сушумны. А такой необходимый потенциал образуется в том случае, когда помимо физического тела (стхула-шарира) у человека достаточно развито еще и тонкое тело (сукшма-шарира), а также причинное (карана-шарира). Тогда бандхи моментально будут направлять прану в центр. Состояние бандхи связано с остановкой праны, когда все праны выравниваются и уравновешиваются. Это состояние пробужденной сушумны. Таким образом, бандха должна приводить к интеграции всех пран в сушумне.

Как известно, существует 3 основные бандхи:
Мула-бандха концентрирует энергию в области канды, трансформирует ее для поднятия по сушумне. Направляет апану вверх.
Джаландхара-бандха контролирует сеть каналов нади и 16 адхар. Она направляет прану вниз.
Уддияна-бандха способствует поднятию энергии вверх по сушумне, к верхним центрам.

Слово мудра в одном из контекстов означает «печать», «оттиск» или «штамп». В йоге этот термин используют, подразумевая процесс отражения Высшего сознания или света (Пракаши) в какой-либо проявленной форме. То есть мудра — это союз света и формы, Шивы и Шакти, своего рода точка соединения, ведущая к полной интеграции праны. Интеграция приводит к состоянию счастья и радости, поэтому она также называется мудрой («муд» – радость, «ра» – дарение, обретение радости). В соответствии с этим, мудрами могут являться не только положение кистей рук или тела, но и различные техники дхараны и дхьяны, работа с сознанием. По сути, мудры — это следствие процесса нивритти (слияние индивидуального сознания со сверхсознанием).

Таким образом, все мудры и бандхи ведут к одному процессу — процессу трансформации праны и сознания.

Например, маха-мудра есть не что иное, как интеграция всех пран и всего тела, которое становится формой пустоты — «шунья-рупа»;
кхечари-мудра — способ сделать сознание раскрытым посредством созерцания процессов феноменальных изменений в пустоте своего сознания;
шамбхави-мудра — это точка, где соединяется темнота и свет, садхака осознает себя как Шиву посредством трех видов видения (три глаза Шивы — солнце, луна и огонь; джняна, иччха и крийя);
в випарита-карани мудре происходит «смена солнца и луны местами», что есть растворение ума в сверхсознании «парасамвит», а праны — в махапране.

Маха-мудра и другие мудры и бандхи по сути активизируют тот же самый процесс, что и кхечари, а именно — пробуждение Кундалини-шакти. Физические же техники — заведение языка за небо (кхечари-мудра), втягивание живота (уддияна-бандха), сокращение мышц шеи (джаландхара-бандха), давление пяткой в область ануса (мула-бандха) и т.п. — лишь вспомогательные внешние средства, связанные с адхарами (опоры для сознания; 16 точек, расположенных преимущественно вдоль сушумны).

В связи с тем, что натхи не делают жестких границ между материальным и духовным, мудры и бандхи как раз могут считаться той самой частью садханы, которая соединяет хатха-йогу и раджа-йогу.

В данном видеоролике Гуру Йоги Матсьендранатх объясняет, как выполнять маха-мудру, маха-бандху и маха-ведху:

Мудры и бандхи

Агочари мудра, кн. I, стр. 473

Ашвини мудра, кн. II, стр. 279

Бхайрава мудра, кн. II, стр. 49

Бхучари мудра, кн. I, стр. 592

Ваджроли мудра, кн. III, стр. 317

Джняна мудра, кн. I, стр. 460

Джаландхара бандха, кн. II, стр. 159

Йони мудра, кн. II, стр. 377

Каки мудра, кн. III, стр. 369

Кхечари мудра, кн. I, стр. 347

Маха бандха, кн. II, стр. 579

Махайони мудра, кн. II, стр. 50

Мула бандха, кн. II, стр. 421

Набхо мудра, кн. I, стр. 347

Насикагра дришти, кн. I, стр. 174

Насикагра мудра, кн. I, стр. 174

Уддияна бандха, кн. II, стр. 365

Унмани мудра, кн. III, стр. 79

Чин мудра, кн. I, стр. 462

Чинмайя мудра, кн. I, стр. 462

Шамбхави мудра, кн. I, стр. 533

Шанкха мудра, кн. II, стр. 48

Шанмукхи мудра, кн. II, стр. 377

Шунья мудра, кн. II, стр. 50

Похожие главы из других книг

5.2.2. Бандхи

Тема 3 Мудры. Ручные мудры

Тема 3 Мудры. Ручные мудры Ниже описаны четыре мудры, которые представляют собой традиционные ручные мудры. Есть множество, по существу, сотни других мудр, три из которых мы уже описали – джняна, чин и чинмайя мудры(1). Мы не собираемся слишком подробно объяснять эти мудры,

Тема 3 Бандхи. Джаландхара бандха

Тема 3 Бандхи. Джаландхара бандха Бандхи – это небольшая, но очень важная группа практик йоги. Они составляют неотъемлемую часть крийя-йоги, сочетаясь с различными другими техниками. Поэтому читателю необходимо освоить каждую из них, прежде чем приступать к крийя-йоге.

Тема 3 Бандхи. Уддияна бандха

Тема 3 Бандхи. Уддияна бандха Уддияна бандха — очень полезная практика, составляющая неотъемлемую часть крийя-йоги. Поэтому ее необходимо довести до совершенства, прежде чем приступать к более продвинутой практике крийя-йоги.Уддияна бандха выглядит трудной, особенно

Тема 4 Бандхи. Мула бандха

Тема 4 Бандхи. Мула бандха В этом уроке мы познакомили вас с первой из человеческих чакр – муладхарой(1). В крийя-йоге необходимо уметь легко и точно находить физическое местоположение активирующей точки этой чакры. Хорошим методом для этого может служить выполнение

Три бандхи

БАНДХИ Бандхи – это произвольное сокращение мышц влагалища, солнечного сплетения и гортани. Считается, что именно эти манипуляции закрепляют терапевтический эффект упражнений йоги, так как помогают произвольно напрягать и полностью расслаблять мышцы важнейших

Глава 1. Три бандхи

Глава 1. Три бандхи «Джаландхара-бандха, уддияна-бандха и мула-бандха выполняются с помощью мышц горла, живота и промежности. Если их длительность можно увеличивать, то где же страх смерти? Выполнение этих трех бандх пробуждает спящую кундалини и направляет ее в сушумну.

Асаны шакта-бандхи (упражнения, устраняющие энергетические блоки)

Асаны шакта-бандхи (упражнения, устраняющие энергетические блоки) Многим людям очень трудно выполнять классические асаны вследствие закрепощенности суставов и мышц. И хотя полная серия упражнений паванмуктасаны достаточно эффективна в расслаблении тела, все же

Бандхи Введение Бандхи – это небольшая, но чрезвычайно важная группа йоговских упражнений. Эти техники позволяют исполнителю управлять различными органами и нервами тела. Слово «бандха» означает «держать, удерживать, привязывать». Оно очень точно описывает физические

Бандхи в сочетании с другими техниками йоги

Бандхи в сочетании с другими техниками йоги Во время изучения и совершенствования, бандхи могут выполняться как отдельные практики. Однако, со временем практикующий должен ввести бандхи в практики мудр и пранаям (как это будет описано далее). Только таким образом польза,

Мудры Пользу зрению могут принести также мудры – упражнения для пальцев из хатха-йоги. «Мудра» в переводе с санскрита означает «печать, замыкание». Основа мудр – активизация энергетических каналов нашего тела, окончания которых расположены на пальцах рук. Соединяя

Бандхи В переводе с санскрита слово «бандха» означает «соединение вместе», «зажим». Фактически бандха представляет собой разнообразные мышечные замки, выполнение которых влияет на работу нервной системы, эндокринных желез, органов кровообращения. Бандхи, как правило,

Мудры Уважаемые читатели, я допускаю, что вы скептически относитесь к мудрам как к ритуальному языку жестов, йоге пальцев и сомневаетесь в их лечебных возможностях при каком-то недуге, включая и головную боль. Поэтому я предлагаю вашему вниманию всего лишь одну мудру,

Асаны, мудры и бандхи – практика поз для физической дисциплины

Асаны, мудры и бандхи – практика поз для физической дисциплины Без лишних движений и вредных затрат энергии – таков принцип подхода и к асанам, и к мудрам, и к бандхам.В ведических текстах асаны представлены как «стабильные и приятные» позы. А для этого нужно следующее:

Мудры и Бандхи

Свами Сатьянанда Сарасвати

АСАНА ПРАНАЯМА МУДРА БАНДХА

Свами Сатьянанда Сарасвати родился 26 июля 1923 года в небольшом городке у подножия Гималаев, неподалеку от Алморы. Еще будучи ребенком, он демонстрировал экстраординарные способности, а первое духовное переживание случилось у него в шестилетнем возрасте.

Он получил благословение многих святых и садху, проходивших мимо его дома по пути в высокогорные районы Гималаев. Они пробудили в нем необыкновенно сильное стремление (чрезвычайно редкое в столь юном возрасте) к духовной самореализации.

В девятнадцать лет Свами Сатьянанда окончил среднее педагогическое училище и, покинув дом, отправился на поиски своего гуру. В Ришикеше он встретился со Свами Шиванандой, который и стал его духовным учителем.

В течение 12 лет, проведенных Свами Сатьянандой в ашраме своего гуру, он проявлял такую невероятную активность в карма-йоге, что Свами Шивананда говорил о нем: «Этот чела (ученик) делает работу четверых». Свами Сатьянанда трудился как образцовый ученик – с раннего утра и до поздней ночи, – не гнушаясь никакой работы, будь то заготовка воды или исполнение обязанностей управляющего ашрамом. Служение своему гуру было его страстью и его радостью.

Хотя Свами Сатьянанда обладал необыкновенно острым интеллектом и был, по словам Свами Шивананды, разносторонним гением, его познания не были результатом наставлений и инструкций или прилежного посещения уроков в ашраме – они добывались напряженным трудом, постоянной и упорной работой над собой. В период своего ученичества он всегда следовал указанию, сделанному однажды его гуру: «Работай упорно – и ты очистишься. Не пытайся привнести свет извне; однажды он возгорится внутри тебя». Именно так и случилось: Свами Сатьянанда достиг просветления сознания, постиг великие тайны духовной жизни и сам стал великим авторитетом в области тантры, хатха-йоги, кундалини-йоги и крийя-йоги.

Покинув ашрам своего гуру, Свами Сатьянанда принял жизнь паривраджаки (странника) и в течение последующих восьми лет обошел всю Индию, Афганистан, Бирму, Непал и побывал на Цейлоне. В этот период своей жизни он встречался со многими великими святыми и йогами, посвящая все свое время формулированию и совершенствованию техник йоги, которые могли бы облегчить страдания человечества.

В 1963 году его планы получили зримые очертания: в этот год он основал Бихарскую Школу Йоги с целью помочь как можно большему количеству людей на пути духовного развития. Но задолго до этого события желающие изучать йогу прибывали в Мунгер со всех концов Индии и из-за границы.

В 1968 году Свами Сатьянанда предпринял большое путешествие по разным странам с целью популяризации древнего учения йоги и ее практических методов среди людей разных каст, верований, религий и национальностей. После этого он стал хорошо известен на всех континентах как выдающийся мастер йоги и тантры, наставник многочисленных духовных искателей, вдохновитель многих ашрамов и центров йоги как в самой Индии, так и во многих других странах.

Многие просветленные души не обладают способностью действовать эффективно на материальном плане – в миру. Свами Сатьянанда не относится к ним: он с одинаковым успехом действует как в духовной сфере, так и в быту. Свою миссию он видит в том, чтобы сеять по всему миру семена духовности. Это основная цель его жизни, и поэтому Свами Сатьянанда так активно участвует в руководстве ашрамами и обучении учеников всевозможных рас и наций.

И хотя Свами Сатьянанда уже достиг космического сознания, он охотно обсуждает любые темы как обычный человек. Он обладает тонким пониманием древних текстов и имеет глубокие познания в современной науке, но не относится к тем мастерам, которые обучают своих учеников посредством формальных методик и инструкций. Его метод обучения – прямая передача знаний и непосредственный контакт. В точности как когда-то он сам был исполнен мудрости своего гуру, Свами Сатьянанда готов передавать полученные им вселенские знания тем ученикам, которые в достаточной степени очистили свой разум, чтобы воспринять их.

Бихарская Школа Йоги

Бихарская Школа Йоги в Мунгере является домом Свами Сатьянанды Сарасвати. Она была основана в 1964 году с целью предоставить возможность как мирянам, так и саньясинам практиковать техники йоги под руководством квалифицированных инструкторов. Это уникальное учреждение с момента своего основания стало центром притяжения для огромного количества людей, заинтересованных в постижении древних писаний, содержащих учение йоги. В 1968 году в Школе были организованы специальные курсы инструкторов йоги для слушателей-европейцев. Таким образом, Школа превратилась во всемирно известный международный учебный центр с большим количеством филиалов.

Ныне Бихарская Школа Йоги включает в себя ашрам Шивананды, являющийся ее колыбелью, и новый учебный комплекс, носящий имя «Ганга Даршана». Он построен на высоком холме с прекрасным видом на Ганг. Здесь, в живописной местности, среди роскошных садов и зеленых пятен чеков [1] , в центре величественной панорамы Ганга, учение йоги получило свое дальнейшее развитие. Техники интегральной йоги, преподаваемые в Школе, являются синтезом всего того, что требуется для развития человека как личности, имеющиеся в Школе краткие и длительные курсы базируются на индивидуальном подходе к каждому ученику, независимо от того, является ли он студентом многолетнего курса или прибыл сюда лишь на несколько дней. В Школе существуют отдельные курсы по крийя-йоге. Йога-терапию преподают свами, имеющие достаточную квалификацию в медицине.

Важной частью учебного плана Школы являются курсы подготовки инструкторов йоги. Регулярно проводятся одномесячные курсы для всех желающих, позволяющие прослушавшим их студентам обучать простейшим практикам йоги членов своих семей или общин. Существуют и курсы большей длительности и сложности.

Бихарская Школа Йоги славится своей великолепной программой обучения саньясинов. Она была одним из первых заведений такого рода-посвящавших в саньясу и обучавших саньясинов. В Школе существует также и программа обучения детей, проводятся специализированные занятия для мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 18 лет.

Школа располагает Координационным Исследовательским Центром с большой библиотекой, в которой собраны книги и другие информационные материалы, содержащие большое количество публикаций по йога-терапии и компиляции исследований в области медицины. Учреждения Центра расположены в отдельных зданиях.

В Школе есть своя типография, укомплектованная современным оборудованием. Здесь печатаются все публикации Школы. Весь штат сотрудников типографии полностью состоит из саньясинов и обитателей ашрама. Эти люди выполняют все издательские работы – от набора текста до рассылки готовых изданий.

Съезды, семинары, а также выездные циклы лекций, проводимые Школой, помогают распространять учение йоги как внутри Индии, так и за ее пределами. Бихарская Школа Йоги ежегодно организовывает многочисленные национальные и международные конференции и симпозиумы, которыми руководит Свами Сатьянанда. Кроме того, специально подготовленные саньясины Школы проводят семинары и лекции в различных уголках как самой Индии, так и всего земного шара.

Дочерние ашрамы, управляемые подготовленными Свами Сатьянандой саньясинами, обслуживают группы индийских и иностранных слушателей. Эти ашрамы специализируются в йога-терапии и регулярно проводят лекции и практические занятия. Большинство дочерних ашрамов имеют все необходимые жилищные удобства и принимают студентов не только на краткосрочные, но и на долгосрочные курсы обучения. В ашрамах распространяется литература, издаваемая Бихарской Школой Йоги (некоторые из них имеют собственные типографии).

Вопрос 3. Бандхи, Мудры и Дришти – универсальные методы энергоуправления. Разновидности и группы Бандх, Мудр и Дришти

Бандхи — это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы спрессованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо.

-мула (корневой замок)

-джаландара (горловой замок)

-кхечари (языковой замок)

Набхи-бандха или Кхечари бандхаТехника выполнения набхи-бандхи очень простая – вы просто касаетесь неба кончиком языка. В трактатах по йоге говорится, что йогин все время удерживает эту бандху, кроме тех случаев, когда он ест или говорит.

Джаландхара бандха. Джаландхара бандха — это «подбородочный замок», используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.

Уддияна бандха. Втягивание живота внутрь и поднятие пупка называется уддияна бандхой.

Уддияна бандха включает в себя втягивание внутрь и подтягивание вверх живота и желудка. Она может выполняться сидя, стоя или лежа на спине. Первоначально она должна практиковаться стоя. Она всегда должна выполняться на совершенно пустой желудок, причем желательно также перед занятием опрожнить кишечник.

«Мула бандха» означает «корневой замок». Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула бандха стимулирует работу Муладхара чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини.

Мула бандха разделяется на три части (зоны)

·Ашвини мудра –«Лошадиный анус» –анальный сфинктер

Йони мудра (Муладхара-мудра) — «Влагалище»- у женщин и передняя часть пениса у мужчин

Ваджроли мудра-«Молния» – мочеиспускательный канал и зона клитора у женщин и зона пениса у мужчин

Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний мочеполовой системы организма.

Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области и, как результат, — нормализации работы внутренних органов.

Шакти“-психоэмоциональная энергия „Чола“-ученик „Мудра“- состояние

Выполнение:Запрокидывание головы назад и напряжение задней и передней стороны шеи до дрожания головы

Этим достигается контроль психоэмоциональной энергии.

Маха бандха (или большой замок).

Маха бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула бандхи, Джаландхара бандхи, уддияна бандхи и бахир кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).

Выполняется после задержки дыхания на выдохе поочередно втягивая бандхи(как волна)снизу вверх,а расслабление (легкое отпускание бандх)сверху вниз,далее выполняется вдох

Техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интравертный, что приближает к медитации.

Чтобы осознать внутренне тело, человек с помощью йоги должен научиться контролировать все внешние оболочки (ментальное, физическое и витальное тела), которые скрывают то, что находится за ними и незримо их поддерживает.

Существуют многочисленные методы, их цель – связать внешнее сознание (ум и чувства) с внутренним телом. Высвободить потенциал сознания, сформированный внешними действиями.

Для этого применяются методы, использующие концентрацию на разных объектах. Наиболее распространённым способом такой концентрации является тратака или дришти.

Эта техника применяется для удержания сознания на отражённом от объекта свете. Суть в том, чтобы непрерывно созерцать отражённый свет, удерживая ум в постоянной концентрации.

Дришти – это средство предназначеннше для того, чтобы не отвлекаясь на внешний мир, сосредоточится на своей практике. Другими словами дришти – это средство предназначенное сбалансировать нашу внешнюю и внутренюю практики.

Дришти или направление внимания, концентрация на определенной точке, помогает не отвлекаться, сохранять концентрацию. Это способствует прогрессу в практике и приближает практикующего к состоянию Дхараны. Для фиксации дришти не всегда нужно направлять взгляд в точку дришти, достаточно изнутри направить туда внимание, визуализировать поток энергии через нее.

В Аштанга-виньяса йоге используются следующие дришти:

Насагра – кончик носа

Бхру-мадхья – точка межбровья, проекция Аджня чакры на лоб(третий глаз)

Хастагра – пальцы рук, рука

Падхайорагра – большие пальцы ног

Паршва – (вбок, сторона) далеко вправо, далеко влево

Ангушта-мадхья – на ладони (большие пальцы рук)

Урдхва (Антара) – вверх, в небо

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8368 — | 7999 — или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Курс Йоги 130. Мудры и Бандхи (3 стр.)

Согласно аксиоматике йоги, энергия нашего сознания расположена у основания нашего тела, сознание же мы ощущаем в верхней части головы. Наше сознание и энергия разъединены, сознание хочет что-то одно, а энергия не может подстроиться, или наоборот, энергия проявляется, а сознание не успевает среагировать, поэтому устройство нашего организма представляет собой такую своеобразную систему взаимодействия сознания и энергии. Есть такая система капель бинду, это некие точки сознания, которые стекают из области сознания в область энергии, тем самым, позволяя сознанию и энергии как-то взаимодействовать. Это критические точки, тончайшая энергия, пропитанная в большем объеме сознанием, они управляют нашим телом, не дают ему развалиться.

Эти точки сознания спускаются в область энергии и там взаимодействуют, но, когда мы делаем кхечари мудру, мы не даем этим точкам сознания, грубо говоря, тратиться. Из этих точек сознания потом формируется наша сексуальная энергия, часть из них поглощается энергией пищеварения, это та часть сознания, которая тратится на поддержание нашего тела. Если мы делаем кхечари мудру, то, воздействуя на наш язык, мы воздействуем на тонкие каналы, по котором эти капли сознания путешествуют по нашему телу, и заставляем их, грубо говоря, циркулировать по другим траекториям и не тратиться. Собственно, этим и вызываются те чудесные проявления кхечари мудры, которые мы описывали, в том числе и летать по воздуху, потому что, используя силу сознания, вы заставляете свою собственную энергию противостоять гравитации.

У нас есть система чакр, и каждая из них отвечает за определенный принцип, в частности, горло отвечает за пространство, контроль над горлом — это контроль над пространством, грубо говоря, вы можете делать с пространством все, что вам захочется. Можно делать кхечари мудру с хатха йогой, крия йогой, пранаяма йогой, медитацией и т.д. Если мы будем во всех этих йогах добавлять кхечари мудру, мы начнем использовать эту сшивку между нашими телами на уровне пространства или на уровне тонких структур энергии и тонких структур сознания.

йога мудра

Следующая мудра, одна из самых серьезных, это йога мудра. Существует несколько вариантов ее выполнения. Ноги могут быть в позе лотоса, просто скрещены, либо вы можете сидеть на согнутых коленях. Иногда йога мудра переводится как символ йоги. Имеется ввиду символ отречения от страдания, то есть когда вы делаете такую позу чисто физиологически вы испытываете такие ощущения в теле, которые приводят вас к соответствующему эмоциональному состоянию, и в этой мудре проще всего достичь, как считается, состояния отрешенности. У нас есть проблемы в жизни, их много, они самые разные, и мы как бы в них вовлечены, мы их поддерживаем своей собственной энергией. До тех пор пока энергия туда уходит, мы становимся заложниками этих обстоятельств. Йога нас призывает отказаться от страданий. В йоге есть принцип отречения в том плане, что мы заведомо отрекаемся от всего того, что нас будет приводить к страданию. А как это сделать? Эта мудра позволяет нам настроить свой разум и свои чувства в таком ключе, что мы начинаем вытаскивать свое сознание и свою энергию из окружающего мира, из всех тех мыслей, ощущений, которые нас постоянно преследуют. Мы как бы отрекаемся от всего того, что доставляет нам страдание.

Есть Майя, иллюзия этого мира, есть ассоциативные связи, которые используют нашу же собственную энергию против нас самих, мы, грубо говоря, сами финансируем свои проблемы, и проблемы разрастаются, как большое дерево, и можно сражаться с ветвями, а можно подпилить корни. Когда мы делаем йога мудру, мы с выдохом выталкиваем все проблемы, все, что нас беспокоит, как если бы ушли в свое собственное Я, отреклись, а без нашей энергии и сознания, все, что нам мешало, начинает разрушаться. Это следует из аксиоматики йоги. Каждый из нас творит свою собственную Вселенную и все, что вы сейчас видите, имеете, это то, что вы построили своей энергией и сознанием в предыдущих жизнях. Так как у нас карма схожая, мы где-то совместно построили тот мир, который сейчас есть, но если нам не нравится этот мир, мы начинаем его перестраивать.

Йога мудрой мы учимся переключать свое сознание в сторону отрешенности, мы отрекаемся от всего того, что причиняет нам страдания, мы вытягиваем энергию и сознание из всех мыслей, ситуаций, явлений и направляем ее на свое собственное Я. Без наших мыслей, без нашей поддержки, без нашей энергии все беспокоящие мысли исчезают. Это манипуляции с очень тонкими состояниями нашего бытия, которые определяются даже не сколько мыслями, а более глубинной структурой, это глубинное ядро очень опасно в том плане, что мы его не контролируем. Если вы хотите контролировать сексуальную энергию, вы должны научиться контролировать процессы раздражения. Люди, которые умеют вытаскивать сознание и энергию, отрекаться, они в большей степени управляют самими собой и природа дает им большее могущество. Этому надо учиться, и йога мудра — совершенно замечательное упражнение, которое крайне желательно делать регулярно, чтобы потом в момент, когда нужно его применить, вы даже не задумывались.

випарита карани

Следующее упражнение. Ложимся на спину, поднимаем ноги, поддерживая таз руками. Поза випарита карани или випарита карани мудра. Это следующее положение, которое сразу же пронизывает грубое, тонкое и причинное тело. Одна из самых таинственных и мистических поз, перевернутая поза. В йоге считается, что когда мы ее делаем начинает перетекать кровь с ног к нашей голове, вслед за этими ощущениями начинают идти тонкие потоки энергии и, наконец, тончайшие потоки энергии, которые заставляют функционировать наши тела несколько по-другому, в частности, останавливают процессы старения. Считается, что если йогин пребывает в этой позе, то он молодеет, его внутреннее время обращается вспять.

Согласно аксиоматике йоги, процессы старения и смерти — это тот механизм, который мы выработали сами. Когда степень страдания превышает определенный уровень, а степень управляемости не достаточна для изменения ситуации к лучшему, то мы сбрасываем с себя тело, а потом начинаем все с чистого листа. Процессы старения мы также придумали сами для себя, это было оправдано, но никто не мешает построить нам другую личную Вселенную, но для этого надо изменить этот алгоритм, который как-то записан в нашу структуру. Процессы старения можно останавливать и выключать, как программу. Випарита карани считается как раз одним из таких упражнений, которые в состоянии это делать. Чтобы грубое тело старело надо, чтобы тонкое тело изменялось, а грубое начинает подстраиваться под тонкое, количество праны сокращается, количество ошибок накапливается, и мы увядаем.

В йоге это считается не всегда оправданным, хотя в йоге не стремятся к бессмертию, для йогина представление о бессмертии это представление о вечном аде, поэтому они могли продлевать себе годы жизни очень на много, но никто из них не стремился к бессмертию в физическом теле. Есть еще несколько моментов, связанных с выполнением этой позы. У вас резко начинает ускоряться метаболизм, усваивание пищи, считается, что если вы выполняете эту позу больше сорока минут в день, вам надо очень усиленно питаться, иначе можно получить язву желудка. Но самое главное, это ощущение гармонии, если оно есть, эта поза действительно будет давать эффект омоложения, а если нет этого резонанса между грубым и тонким, то все теряется, поэтому позу эту надо постепенно делать, увеличивать во времени и, самое главное, гармонично войти в нее, гармонично сделать и гармонично выйти.

Когда вы начнете делать випарита карани мудру, вы утончитесь, и в этом есть свой негатив, правда, в долгосрочной перспективе, это позитив, он даст вам раджас, и вы с большим энтузиазмом, рвением возьметесь за работу, учебу, за занятия йогой, это ускорит вашу эволюцию, это метод кнута. После выполнения випарита карани следует полежать и резко не вскакивать, распределить ощущения, все должно быть естественно. После напряжения отдых в йоге приносит очень хороший результат, все ваши раны на тонком теле начинают зарастать.

мула бандха

Мы подошли к тому, что на санскрите называется мула бандха или корневая бандха. В нашем организме идут процессы жизнедеятельности, что-то мы привлекаем, что-то мы из себя выводим, и механизм этот у нас отточен и идет в своем русле. Если мы начинаем сознательно использовать эти моменты от обратного, мы напрягаем мышцы промежности и, тем самым, заставляем некий вид энергии высвободиться в излишнем объеме, который идет на перестройку нашего организма.

Один из основных таких механизмов связан примерно со следующим, что согласно учению йоги, прана, которая входит в наш организм от нашего Я, тем самым оживляя наше тело, тело живо пока есть эта река праны, которая делится на разные виды энергии, пяти больших и пяти малых ручейков. Одна часть ответственна за вдохи и выдохи, другая часть – за процессы вывода из организма, третья – за распределение праны в организме, другая – за переключение состояний бодрствования и сновидений, то есть существует пять таких подразделов единой энергии, каждый из которых отвечает за себя.

Подробная техника выполнения Ваджроли мудры

Ваджроли-мудра оказывает воздействие на мышцы, которые используются организмом для остановки мочеиспускания. Рекомендуется до начала занятий приступить к тренировке этих мышц прерывистым мочеиспусканием.

Каким образом можно выполнить упрощенный вариант этой мудры рассказано ниже.

Техника выполнения для мужчин

Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

  1. Сесть на коврик. Спина прямая. Кисти рук расслабленно лежат на бедрах.
  2. Сконцентрироваться на мочеиспускательном канале в основании полового органа.
  3. Выполнить вдох, заполнив легкие на 50-70%.
  4. Проглотить слюну и перестать дышать.
  5. Сжать уретру там, где происходит самопроизвольная остановка мочи.
  6. Втянуть половой орган в себя, к области таза. Можно втягивать и нижнюю часть живота, делая Мула-бандхи.
  7. Расслабиться и приступить к повторному выполнению упражнения (несколько заходов на протяжении одной задержки дыхания).
  8. Расслабить мышцы живота, сделать неглубокий вдох и продолжительный выдох (без перенапряжения).
  9. К следующему циклу упражнения можно встать. Так будет лучше чувствоваться реакция полового органа. Он будет немного вздрагивать и приподниматься во время сокращения.

Для женщин

  • необходимо следовать рекомендациям по этому упражнению для мужчин, только сконцентрироваться на мышцах уретры, расположенных в области клитора;
  • усложнить процесс можно введением во влагалище одного или двух пальцев;
  • приступить к сокращению уретры, втягивая ее внутрь;
  • при правильном выполнении упражнения можно почувствовать, как мышцы влагалища сожмут пальцы;
  • до начала занятий рекомендуется выполнить втягивание нижней части живота в сочетании с Мула-бандхой;
  • повторять упражнение следует не менее десяти раз в обоих вариантах;
  • для повышения эффективности необходимо постепенно увеличивать число повторений на пять раз до тех пор, пока не будет достигнуто 60.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

ВЕСПЕР

МАГИЯ. ПРИВОРОТ. ЧЕРНОКНИЖИЕ. РУНЫ.

Тема ПОРЧИ закрыта для гостевого просмотра.

УВАЖАЕМЫЕ! Я БЛАГОДАРНА ВАМ ЗА ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ В ФОНД ФОРУМА, НО.
ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ ПОТРАТИТЬ НЕМНОГО ДЕНЕГ НА ДОБРОЕ ДЕЛО — ПЕРЕВОДИТЕ ИХ В ПРИЮТ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ.
ДАЖЕ МАЛАЯ КОПЕЕЧКА ИМ ПОМОЖЕТ. ВСЕ РЕКВИЗИТЫ ЗДЕСЬ — http://kaura2.ya.ru/#y5__id46

Внимание участников форума!
Поступила информация, что с нашего форума рассылается приглашение/реклама
о поступлении/обучении в какой-то там школе.
НИЧЕГО об этом не знаю!
Ни в какое дистанционное обучение НЕ ВЕРЮ, не бывает такого.
Будьте внимательны, относитесь со здоровым скептицизмом.
Разных разводчиков и «родовых ведьм» полный интернет.

Информация о пользователе

Вы здесь » Веспер » Мудры и Бандхи » Мудры и Бандхи. Общие сведения.

Мудры и Бандхи. Общие сведения.

Сообщений 1 страница 1 из 1

Поделиться12015-05-08 15:21:20

  • Автор: Spell
  • Администратор
  • Зарегистрирован: 2010-05-11
  • Приглашений: 1
  • Сообщений: 2094
  • Уважение: +1049
  • Позитив: +146
  • Провел на форуме:
    2 месяца 17 дней
  • Последний визит:
    Сегодня 05:13:09

Мудры

Мудра (санскр. मुद्रा, mudrā — «печать, знак») — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.

Обычно слово Мудра ассоциируется со сложным жестом, с мистическим положением пальцев рук. Однако имеются специальные положения глаз, тела и даже техники дыхания, которые тоже называются Мудры.

Все мудры — символические положение пальцев, глаз или тела — образно представляют определенные состояния и процессы сознания или подсознания. И эти же положения могут вести к состояниям сознания или подсознания, которые они символизируют. Как выражается это конкретно? Кто делает, к примеру, часто и усердно «жест бесстрашия», который часто используется при изображении индийских божеств, освобождается со временем от своей боязливости. Мудры обращаются к определенным областям нашего мозга (или нашей души), и оказывают соответствующее влияние на тело и дух. Также они действуют и на физическом уровне.

В Хатха-йоге*, кроме Асан и Бандх используется 25 Мудр, к которым принадлежат и специальные положения глаз, и положения тела.
Особенное значение Мудрам для рук придается в Кундалине-Йоге, там они служат для усиления действий специфических положений тела.

В современной трактовке Мудра – это закрытая энергетическая система, направленная на совершенствование внутренних функций (позволяющая восстанавливать внутренние программы работы организма) и работу с подсознанием.
Мудры:
— дают возможность работать с различными энергетическими каналами;
— подсознательно включают системы организма через программы, заложенные в подсознании;
замыкают определенные каналы, обеспечивают автоматическую работу организма без учета сознания.
— имеют терапевтический эффект: улучшают обмен веществ в организме; восстанавливают эндокринную и центральную нервную системы.

Некоторые мудры по технике выполнения имеют мужской и женский варианты. Поскольку у мужчин дающая правая рука, а у женщин – левая.

Бандхи

Бандхи — это небольшая, но чрезвычайно важная группа йоговских упражнений. Эти техники позволяют исполнителю управлять различными органами и нервами тела.

Слово «бандха» означает «держать, удерживать, привязывать». Оно очень точно описывает физические действия, необходимые для выполнения этих упражнений. Различные части тела мягко, но мощно сокращаются и напрягаются, что оказывает массирующий эффект на внутренние органы, удаляет застоявшуюся в них кровь, стимулирует и регулирует функционирование нервных тканей, иннервирующих эти органы; улучшает функционирование и здоровье тела в целом.

Несмотря на то что бандхи являются физическими действиями, они оказывают тонкое воздействие на чакры, усиливая психические вибрации практикующего. Они помогают «развязать» грантхи (психические узлы), и таким образом высвобождают духовные силы индивидуума.

Бандхи могут выполняться как отдельные практики. Однако со временем практикующий должен ввести бандхи в практики мудр и пранаям (как это будет описано далее). Только таким образом польза, приносимая бандхами, будет максимальной. Практика пранаямы стимулирует поток праны, а бандхи направляют его в нужные области тела, предотвращая рассеяние.
Традиционно учитель раскрывал ученику секрет бандх лишь после того, как ученик осваивал многие асаны, пранаямы и мудры. Это наглядно показывает, каким огромным уважением пользовались бандхи среди йогинов.

Три главные бандхи :

— джаландхара-бандха (горловой замок),

— уддияна-бандха (брюшной замок),

— мула –бандха (корневой замок),

Четвертая — маха-бандха — является комбинацией предыдущих трех.

На физическом уровне джаландхара-бандха – это осознанное волевое сокращение мышц горла, мула-бандха — мышц промежности и уддияна-бандха — мышц живота.

Сокращение этих мышц воздействует на системы кровообращения, нервную, дыхательную и эндокринную. Напряженная мышца посылает в головной мозг импульсы, которые возбуждают различные нейронные цепи и нервные центры. Это, в свою очередь, воздействует на состояние нашего сознания. В ответ на поступившие сигналы головной мозг формирует ответные импульсы.
У практикующего нормализуется работа эндокринной системы.
Джаландхара-бандха напрямую воздействует на гипофиз, эпифиз, щитовидную и паращитовидную железы, тимус.
Мула-бандха воздействует на половые железы и простату/шейку матки.
Уддияна-бандха влияет на надпочечники и поджелудочную железу.

Как результат прямого влияния бандх на эндокринные железы, происходит нормализация ритмов всех биологических процессов, происходящих в теле.

toxica666

Nuk pu NETER. Nuk ast au neheh ertai-nef tetta.

Намо-бандха / набхи-мудра

Набхи-мудра переводится с санскрита как символ неба. Часто её ещё называют Набхи-бандхой или Намо-мудрой. Она представляет собой касание кончика языка определенного участка мягкого или твердого неба. Этот прием необходим для замыкания определенных каналов перемещения праны в системе энергетических каналов, расположенных в тонком теле и выполняется на протяжении всей практики любых осуществляемых упражнений.

3 основных варианта набхи мудры:

Вайю-набхи-мудра (касание кончиком языка участка на твердом небе сразу над верхней десной). Чаще всего это замыкание используется во время практики любых йогических упражнений, кроме случаев, когда необходимо другое положение языка. Данным путем в тонком теле замыкается контур циркуляции вайю праны – силы воздуха, имеющей ключевое значение для общего управления процессами, происходящими в тонком теле. Свами Шивананда утверждал, что такую технику следует держать постоянно при выполнении всех упражнений комплекса, либо делать сразу после выхода из очередной асаны или завершения комплекса асан (сидя с ровной спиной, в медитативной позе)*. Вайю-набхи-мудра делается, прикасаясь кончиком языка сразу за верхней десной — это самое «переднее» положение из трех. Иногда это ощущается как чесотка или дрожь в основании позвоночника.

Агни-набхи-мудра (касание языком точки перехода твердого неба на мягкое). Данный вариант используется для практики пранаям и мудр, когда необходимо воздействие нисходящего потока огня. Это нисходящий поток, который полезен при практике мудр и пранаям, с целью оздоровления всего тела, «напитывания» его праной — ведь самая плотная, грубая функция праны — это восстановление идеального здоровья в каждой клеточке тела. Для выполнения «огненного» жеста неба, надо протолкнуть язык чуть дальше, чем в предыдущей технике, и коснуться кончиком языка той точки, где твердое небо переходит в мягкое (на стыке неба и глотки). Замыкание этой точки запускает своего рода «душ» или «дождь» нисходящего потока праны (энергии) по всему телу, что могут почувствовать люди, чувствительные к тонким процессам.

Джала- или Сомадхара-набхи-мудра (касание кончиком языка мягкого неба в максимально близко расположенной к глотке точке). Используется при практике созерцательных техник и пранаям, когда нужно воздействие нисходящего потока силы воды или сомы. Она же называется Кхечари-мудра («жест летящего в небесах»). Подразумевает проталкивание языка как можно глубже в ротоглотку, в направлении гортани. В основном этот жест применяется перед и во время медитации, для пробуждения охлаждающего и омолаживающего тело потока «сомы» — «нектара», т.е. «сладкого» потока или импульса от Бинду-чакры, расположенной позади затылочного «родничка» (между макушкой и затылком)

Часто бывает так, что положение точек не всегда соответствует классически описанному варианту, и для точного обнаружения «нужной» точки нужно провести кончиком языка по центральной лини мягкого и твердого неба. При достижении нужной позиции тело должно ощутить специфическое ощущение (у каждого это будет свое): волну мурашек, пробегающих по телу, повышение плотности внимания в области лба или другого участка тела, вибрации или тепловые переживания.

Рекомендуется после выполнения каждой асаны или последовательности асан некоторое время находится с вертикально расположенным позвоночным столбом и дождаться прохождения пранического импульса по телу. Если данное ощущение не вызывается, то необходимо провести кончиком языка по небу, выполнив все описанные варианты набхи мудры, один из которых обязательно должен активироваться, указав на то, поток какой характеристики выбирает тело для осуществления процессов саморегуляции.

Регулярная практика набхи мудры естественным образом помогает практикующему начать реально ощущать потоки праны в тонком теле, устранить утечки энергии из энергетической системы и повысить степень фокусировки внимания для осуществления любых действий.

Техника медитации на Кхечари-мудру (как отдельная медитация)

1. Садимся в любую доступную медитативную позу (лучше всего — Падмасану или Сиддхасану). Выполняем Чин или Джняна-мудру (соединяя подушечки указательного и большого пальцев, руки располагаем на коленях ладонями вверх — Чин-мудра, или вниз — Джняна-мудра).
2. Закрываем глаза, расслабляем лицом, ладони, плечи и все тело.
3. Проталкиваем кончик языка по задней поверхности неба как можно дальше, стараясь избегать напряжения.
4. Практикуем Уджайи-пранаяму — «психическое дыхание йогов», оно же «дыхание победителя», слегка напрягая глотку, горло — так, чтобы у дыхания появился легкий шипяще-свистящий призвук. Дыхание должно быть глубоким и медленным, избегаем появления головокружения (которое может появиться, если дышать слишком интенсивно).
5. Удерживаем такое же положение языка пока это комфортно.
6. Когда язык устает — отдыхаем, затем по возможности повторяем. Для начала достаточно 5-10 минут, при достаточной практике язык можно удерживать в таком положении довольно долго. Дискомфорта при этом быть не должно.

Такая техника обладает успокаивающим эффектом, помогает обратить ум «внутрь», для медитации, поэтому может использоваться как практика, предваряющая другие виды медитации (или визуализации). Но может использоваться и самостоятельно, в сочетании с Уджайи-пранаямой и иногда с Кхечари-мудрой (пристальным взглядом в точку межбровья) или Насикагра-мудрой (пристальным взглядом на кончик носа). Как самостоятельная техника может комфортно делаться в течение 5-20 минут, постепенно и дольше. В таком варианте это утонченная медитативная практика (личная садхана), эффекты и опыты которой должны держаться в секрете.

Для адептов йоги

Опытные практикующие работают также над замедлением дыхания во время выполнения Кхечари-мудры: до 5-6 циклов дыхания в минуту и дальше. Дальнейшее замедление ритма дыхания рекомендуется только под непосредственным руководством знающего йога, эксперта в подобных практиках (т.к. может сильно уводить внимание в подсознание, со всеми его сюрпризами). Во время практики также можно удерживать визуализацию Вишуддха-чакры (горлового энергетического центра). Кхечари-мудра «чистит» Вишуддхи-чакру, усиливает этот центр.

— горький вкус во рту во время практики. Это показывает, что организм сильно зашлакован, и надо предварительно пройти курс Шаткарм или Панчакарму. Вкус во рту должен быть сладким, либо нейтральным;
— заболевания полости рта (до полного выздоровления).

7 основных мудр йоги

Наука йоги существует очень давно, свыше 5 тысяч лет. Величие индийские учителя-риши скопили в ее тайниках множество методик, которые могут помочь достигнуть гармонического состояния не только для души, но и для тела. Мудры тоже относятся к их числу.

Содержание

В классической йоге это понятие трактуется как особое положение тела или его частей (рук, языка, глаз), которое способствует изменению и увеличению течения потока внутренней энергии в теле человека. Они отличаются от асан – базисных положений Хатха йоги, тем, что имеют более сильное влияние и напрямую воздействуют на эндокринную систему, поэтому рекомендуется осваивать их исполнение под руководством опытного мастера.

Основные хатха-йога мудры

С древнего санскрита это слово можно перевести как «печать» или «знак», но также распространена такая ее трактовка, как «дающая радость».

В классической Хатха йоге насчитывается свыше 25 мудр, среди которых можно выделить основные семь.

Краткое описание выполнения каждой позиции можно увидеть далее. Они несложные, их можно выполнять одновременно с асанами в ходе повседневной практики, проводимой дома.

Поза Йога Мудра

Прекрасно растягивает позвоночник, хорошо воздействует на одну из самых важных чакр – Манипуру. Порядок исполнения упражнения Йога Мудра таков:

  1. Сесть в Падмасану (лотос), те, кто еще не могут проделать это, садятся в Ваджрасану (алмаз), дыхание нормальное;
  2. Руки завести за спину и обхватить одной рукой кисть другой;
  3. Глубоко вдохнуть, выдохнуть, на выдохе наклониться вперед, коснуться пола лбом;
  4. Не дыша, оставаться в этом положении несколько минут, сконцентрировать мысли на солнечном сплетении;
  5. Вдыхая, медленно выпрямиться, выдохнуть.

Это упражнение позволяет убрать лишний жир в области талии, а также помогает обретению уверенности в себе.

Випарита Карани

Одна из «перевернутых» поз, позволяет потокам энергии течь в обратном направлении, способствует омоложению и улучшению цвета лица.

  1. Лечь на спину (Шавасана), расслабиться, дышать спокойно;
  2. Глубоко вдохнуть, в медленном темпе поднимая ноги, затем, упираясь руками в пол, поднять таз и туловище, ноги продолжают движение в направлении «на себя»;
  3. Локти поставить на пол и подхватить руками поясницу;
  4. Удерживая туловище на руках, вытянуть ноги вверх, немного под углом;
  5. Держать 0,5 – 1 минуту;
  6. Ноги наклонить к голове, руки положить на пол, осторожно опустить туловище на пол, расслабиться.

Тем, кто практикует Випарита Карани, следует хорошо питаться. Помогает лечению варикоза.

Шакти Чалана

В различных традициях данное упражнение описано по-разному. Вот техника для новичков:

  1. Сидя в любом удобном положении или лежа на спине, вдохнуть, не дыша выполнить Мула Бандху;
  2. Произвести движение мышц вверх и вниз, как бы направляя органы брюшной полости вверх-вниз.

Эта техника ведет к пробуждению Кундалини.

Небольшое отступление про бандхи и мудры в йоге

Выполнение многих мудр напрямую связано с бандхами – «замками», ограничивающими движение энергии. Всего таких распространенных бандх три:

  • Мула Бандха – сжимаются анальные мышцы;
  • Уддияна Бандха – втягивается живот;
  • Джаландхара Бандха – подбородок наклоняется и прижимается к груди.

Бандхи используются как поодиночке, так и в сочетании друг с другом, в зависимости от техники исполнения.

Эта поза помогает справиться с физической и умственной усталостью, приобрести контроль над собственными мыслями.

  1. Выполнять ее можно в Падмасане, Сидхасане или Ваджрасане;
  2. Следует сконцентрироваться на третьем глазе и ритмически дышать 1-15 минут;
  3. Прекратить при первых признаках дискомфорта.

Лучше практиковать ее ранним утром или перед сном.

Набхи Мудра

Используется для замыкания движения энергии в тонком теле. Существуют три варианта ее исполнения:

  • Вайю Набхи – язык касается неба непосредственно за зубами;
  • Агни Набхи – язык располагается в точке примыкания твердого и мягкого неба;
  • Джала Дхара Набхи – в этом случае язык касается мягкого неба близко от глотки.

Маха Мудра

Избавляет от болезней пищеварительного тракта, помогает при увеличенной предстательной железе.

  1. Сесть на пол, ноги развести;
  2. Пятка левой ноги помещается в промежность, при этом ступня должна располагаться вдоль правого бедра;
  3. На выдохе наклониться, обе руки держат большой палец правой ноги;
  4. На 15 секунд задержать дыхание, возврат в исходное положение, смена положения ног, и все проделывается в обратном порядке.

Усиливает кровообращение в малом тазу, активизирует мускулы промежности.

  1. Усесться на корточки;
  2. Медленно выдохнуть и несколько раз плавно сократить анус;
  3. Задержать дыхание, потом вдохнуть и расслабиться.

Йога для рук мудры

Так как известно, что на руках есть множество акупунктурных точек, то широкую известность приобрела так называемая «йога пальцев», главные мудры которой помогают даже при серьезных расстройствах здоровья.

«Знание» – подушечки указательного и большого пальцев соединены вместе. Способствует успокоению.

«Ветер» – указательные пальцы согнуты, прижаты к большим, остальные выпрямлены. Лечит расстройства дыхания и пищеварения.

«Земля» – подушечки безымянного и большого соединены, остальные прямые. Используется при свехнагрузках.

«Огонь» – безымянный палец согнут и прижат к основанию большого, остальные выпрямлены. Способствует снижению веса.

«Небо» – выполняется так же, как и предыдущая позиция, но вместо безымянного – средний. Успокаивает нервную систему.

«Жизнь» – выпрямленные указательный и средний, остальные соединены между собой подушечками. Улучшает зрение, помогает при усталости.

«Вода» – средний, безымянный и большой пальцы прикасаются друг к другу, остальные прямые. Способствует повышению иммунитета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector