Наставления Падмасамбхавы для тибетских йогинов | Masajista.ru

Наставления Падмасамбхавы для тибетских йогинов

Наставления Падмасамбхавы для тибетских йогинов

Т огда Трулшиг из рода Нянг и другие тибетские йогины попросили:» Учитель, раз ты вознамерился отбыть в Индию и больше не останешься здесь, скажи, как надлежит поступать тибетским йогинам грядущих поколений».

Гуру Падма ответил:

Внемлите, тибетские йогины,
обладающие уверенностью в воззрении и медитации!
Истинный йогин — ваша безыскусная исконная природа.
«Йогин» — значит постигший мудрость чистого ригпа;
Вот за что на самом деле получают звание йогина.
В воззрении будьте свободны от самоуверенности,
не позволяйте себе пристрастности.
В медитации будьте свободны от опоры,
не позволяйте себе сосредотачивать ум.
В поведении будьте свободны от принятия и отказа,
не позволяйте себе привязанности к «я».
В плоде будьте свободны от оставления и обретения,
не позволяйте себе держаться за вещи, будто они реальны.
В соблюдении самай будьте свободны от ограничений,
не позволяйте себе обманывать и притворяться.
В отношении к учению Будды будьте свободны от предвзятости,
не позволяйте себе впадать в узкое сектанство.
Видимости — заблуждение, не позволяйте себе скатиться в обыденность.
Съестное нужно лишь для поддержания жизненной силы,
Не позволяйте себе пресмыкаться ради пищи.

Богатство иллюзорно, не позволяйте себе быть алчными.
Одежда нужна для защиты от холода,
не позволяйте себе гоняться за модой.
Равность недвойственна,
не позволяйте себе заводить близких друзей.
Будьте свободны от предпочтений к той или иной стране,
не позволяйте себе привыкать к родным местам.
Пусть вашим жилищем будет пустая пещера,
не позволяйте себе жить в монастырях.
Занимайтесь практикой в уединении,
не позволяйте себе участвовать в людных сборищах.
Будьте независимы и свободны от желания,
не позволяйте себе привязанности.
Будьте йогином, достигшим самоосвобождения,
не позволяйте себе заниматься надувательством.

Теперь я, Падмакара, покидаю вас.

Живёте ли вы теперь или родитесь в будущем, Храните это в сердцах, Тибетские йогины грядущих поколений.

Такие наставления он дал.

То была тридцатая глава безупречного жизнеописания Лотосорождённого Гуру, повествующая о том, как Гуру Падма дал последний завет тибетским йогинам.

Падмасамбхава. Книги онлайн

Падма-самбха́ва (Padmasambhava) — индийский учитель буддийской тантры VIII века, внёсший значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма. В Бутане и в Тибете он также известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель). Буддийская школа Ньингма почитает его как второго Будду. Падмасамбхава создал линию устной передачи известную как Кама, которая переходит от учителя к ученику, а также цикл скрытых учений (терма). Большое значение в школе Ньингма имеют также две его жены — Мандарава и Еше Цогьял. По словам последней, Падмасамбхава — «Кормчий, переправляющий в Нирвану всех существ Сансары».

Падмасамбхава чудесно материализовался 8-летним мальчиком в цветке лотоса (падма) на острове в озере Данакоша в стране Уддияна (северо-западная Индия). Считалось, что он является эманацией Амитабхи. Его нашел и усыновил бездетный царь той страны Индрабодхи, который путешествовал со своим министром Кришнадхарой. Ребёнку дали имя Падмакара, поскольку он был найден в лотосе. Воспитанный как принц он достиг совершеннолетия и женился на Прабхадхари. Ему пришло осознание великой миссии, ради которой он должен был удалиться от своих мирских дел. Однако отчим не пошёл ему навстречу. Тогда Падмасамбхава пошёл на преступление, убив сына одного из вельмож. В наказание он был изгнан из страны. Во время медитаций на кладбищах и в недоступных пещерах он получает тайные тантрические посвящения от двух дакини и становится великим йогином и чудотворцем. Так он возвратился в страну Уддияна и обрёл авторитет у дакини и нагов. Однако со стороны людей он встречал зависть и поношение. Тогда он изучил почти всю мудрость в Индии у различных учителей. Женился на Мандараве. Однако местный владыка арестовал его и попытался сжечь на костре, из которого Падмасамбхава чудесно спасся. После этого он стал носить ожерелье из черепов, символизирующее освобождение существ из сансары. Затем он был приближен ко двору в стране Уддияна и получил титул Падмараджа. Мистическим образом он стал наставником Ашоки, а также участвовал в диспутах с врагами Дхармы.

В Тибете царь Тисонг Децэн безуспешно пытался утвердить буддизм при поддержке учёного Шантаракшиты.

Прибыв в Тибет, Падмасамбхава приступил к проповеди буддизма и демонстрации тибетцам своих магических способностей. Он заложил монастырь Самье, положил начало переводам буддийских текстов на тибетский язык и посвятил первых семь тибетских монахов.

Завершив тибетскую миссию, которая длилась 55 лет, Падмасамбхава отправился на границу с Непалом и оттуда вознёсся на небо на коне Махабала.

Воспитание ума в Ваджраяне
Жизнеописание
Направив посох на старика
Отсутствие противоречий между большой и малой колесницами
Учение о том, как восходить в поведении

Уникальный текст великого Гуру Падмасамбхавы — основоположника тибетского буддизма, — записанный его духовной супругой Йеше Цогьял, содержит редчайшие учения о том, как в любое мгновение обрести неподдельное естественное освобождение. В жизни и в смерти, в медитации и в сновидениях есть возможность преодолеть ограничения, разочарования и страхи. Из приведенных здесь практических наставлений вы узнаете, как объединить это глубокое и спонтанное состояние свободы со всеми своими действиями.

Коренной текст-терма сопровождается комментарием Гьятрула Ринпоче, современного учителя тибетского буддизма.

«Самоосвобождение благодаря видению обнаженной осознанностью», классический текст, автором которого является великий тибетский святой и подвижник Падмасамбхава, снискал на Западе широкую известность еще в начале XX века под названием «Тибетская книга великого освобождения».

В новом переводе, выполненном известным тибетологом Дж.М. Рейнольдсом, впервые ясно раскрывается истинный смысл данного произведения, ускользнувший от понимания переводчиков-теософов. В подробном комментарии освещаются многочисленные принципиальные искажения подлинных учений тибетского буддизма, присутствующие в переводах У.Й. Эванса-Вентца и основанных на них интерпретациях К.Г. Юнга.

Книга представляет интерес для ученых- религиоведов, а также для всех, кто интересуется культурой Тибета, теорией и практикой тибетского буддизма.

В первом томе «Света мудрости» содержится знаменитый текст Падмасамбхавы Ламрим Еше Нингпо, а также написанный Джамгон Конгтрулом комментарий к нему, озаглавленный «Свет мудрости», и примечания к комментарию Джамьянга Драгпа.

В книге содержатся глубокие объяснения буддийской Ваджраяны, начиная с природы основы, то есть присущей всем природы будды затем освещаются учения, общие для всех колесниц, и в заключение — Махаяна и связь с Ваджраяной.

Во втором томе «Света мудрости» содержится знаменитый текст Падмасамбхавы Ламрим Еше Нингпо, а также написанный Джамгон Конгтрулом комментарий к нему, озаглавленный «Свет мудрости», и примечания к комментарию Джамьянга Драгпа.

В книге содержатся глубокие объяснения буддийской Ваджраяны, начиная с сущности посвящения и тантрийских обязательств и заканчивая объяснением стадии зарождения.

Книга является собранием уникальных учений Падмасамбхавы — основателя традиции Ваджраяны в тибетском буддизме. Учения были даны им ближайшим ученикам в виде устных наставлений по практике, записаны и сокрыты в виде кладов—тэрма для будущих поколений буддистов.

Заново открытые и расшифрованные тэртонами, учения донесли до наших современников живой язык и непосредственное присутствие Просветлённого, прямую передачу его учения о быстром достижении Освобождения.

В книге «Учения дакини» собраны практические наставления, которые великий Гуру Падмасамбхава (VIII век н. э.), почитаемый в Тибете как второй Будда, дал своей ближайшей ученице и супруге царевне Еше Цогял.

Составляющие данную книгу священные тексты относятся к категории тэрма (сокровищ), которые были первоначально записаны тайным языком, именуемым письменами дакини, и сокрыты от людей, дабы учение в первозданной чистоте сохранилось для грядущих поколений. Благодаря необычайным способностям живших в XII-XIV веках открывателей этих духовных сокровищ, которые сумели их найти и расшифровать, а также упорному труду Эрика Пэма Кунсанга, автора их перевода на английский язык, мы получили счастливую возможность соприкоснуться с мудростью изначальных учителей, ощутив живое дыхание минувшей эпохи.

Падмасамбхава

Гуру Падмасамбхава (санск.), Пема Джунгне (тиб.) («Лотосовая Сущность», «Родившийся в Лотосе Будды Амитабхи») – тантрический йогин, один из основателей буддизма в Тибете, махасиддха, основоположник тибетской Ваджраяны. К его учению восходит традиция тибетского тантрического буддизма Ньингма и Дзогчен. Согласно тибетскому житию, Падмасамбхава был проявлением (Нирманакая) Будды Амитабхи; он родился из цветка лотоса, почему и получил свое имя.

Второй Будда нашего времени

С огласно сутрам, это «Второй Будда нашего времени», излучение Будды Амитабхи, чудесным образом появившийся в цветке лотоса в стране Уддияна в конце V начале — IV века до н.э. Будда Шакьямуни в «Сутре великой Нирваны» так предсказал его появление: «Через восемь лет после моей Паринирваны в центре лотоса появится изумительное существо по имени Падмасамбхава и, открыв высочайшие учения об абсолютном состоянии истинной природы, принесёт великое благо всем существам». Будучи, подобно Будде Шакьямуни, принцем, Падмасамбхава опять-таки, как и Будда, покидает дворец и становится отшельником. Во время медитаций на кладбищах и в недоступных пещерах он получает тайные тантрические посвящения от дакини и становится великим йогином и чудотворцем. Падмасамбхава долгие годы обучался в Индии у лучших тантрических мастеров, после чего сам достиг вершин практики, став великим йогином, обладавшим самыми невероятными способностями. Так говорится, что он обрёл сверхъестественные способности бессмертия, власти над элементами, способности проявляться в различных формах и прочие совершенные качества просветлённого существа. За время своего почти тысячелетнего пребывания в Индии он достиг совершенства в изучении буддийских наук. Он был держателем высочайших посвящений тантрического буддизма и принес в Тибет знание об абсолютном Просветлении за рамками эго, а также многочисленные методы Ваджраяны для обретения этого состояния [Сокровище Тибета 2004: 60-61]. Собственно биографией Падмасамбхавы ученые не располагают, а тибетское житие (тиб. намтар) этого йогина настолько изобилует всевозможными удивительными подробностями, что реконструировать по нему реальную биографию в настоящий момент представляется невозможным [Торчинов 2005: 213-214]. По существу, наука даже не знает точно, где находилась та страна — Уддияна, которая считается его родиной (разброс мнений специалистов тут очень велик — от Ориссы в Индии до Центральной Азии).

Роль Падмасамбхавы в истории тибетского буддизма

В истории тибетского буддизма известен факт, что в середине VIII века правитель Трисонгдэцен пригласил в Тибет одного из крупнейших буддийский ученых и философов того времени Шантаракшиту, который начал первым проповедовать буддизм в Тибете, однако в тибетском языке не существовало слов для точного перевода санскритских буддийских терминов и понимание Учения посредством слов было затруднено языковым барьером и отсутствием опытных переводчиков. Поэтому Шантаракшита предложил пригласить в Тибет тантрического йогина – махасиддху Падмасамбхаву (санск. «Рожденный в лотосе») из Уддияны. Где находилась эта страна до сих пор вопрос спорный, по одной из версий она была расположена в Центральной Азии, на территории современного Афганистана. Торчинов А.Е: «Прибыв в Тибет по приглашению безуспешно проповедовавшего там выдающегося мыслителя Шантаракшиты, Падмасамбхава приступил к проповеди буддизма и демонстрации тибетцам своих магических способностей. По-видимому, могущество, даруемое тантрической йогой, произвело на тибетцев большее впечатление, чем проповедь пути бодхисаттвы, которую вел Шантаракшита. Возможно также, что тантрический буддизм Падма-самбхавы чем-то (по крайней мере, внешне) показался тибетцам похожим на привычный для них шаманизм (религия бон). Как сообщает житие, Падмасамбхава посрамил бонских жрецов и колдунов, превзойдя их магическое искусство, и подчинил демонов и злых духов Тибета, обратив их в буддизм и сделав дхармапалами — божествами, защищающими Дхарму». Падмасамбхава сыграл столь важную роль в распространении буддизма в Тибете, что его почитают там наравне с Буддой, особенно среди последователей так называемых старых традиций: «нереформированных» или «красношапочных» школ, на которые не распространялась религиозная реформа Цзонкхапы, затронувшая главным образом традицию Кадам [Торчинов 2005: 213].. Невозможно переоценить значение Гуру Ринпоче. Он придал форму и структуру тем буддийским поучениям, которые периодически достигали Тибета на протяжении сотен лет [ Андросов, Леонтьева 2010, с.10].

Вместе с великим учёным Шантаракшитой Падмасамбхава основал в Тибете первый монастырь Самье, распространил и упрочил многие линии передачи учений Ваджраяны. Его 25 главных учеников продолжили традицию, впоследствии названную Ньингма (тиб. rnying ma, “Древняя”), которая процветает и в наше время.

Считается, что одним из этих 25 главных учеников Гуру Ринпоче по имени Тачог Херука был прошлым воплощением Кармапы. Впоследствии Кармапа III, Кармапа XI, Кармапа XV оказывались держателями ряда учений традиции Ньингма.

Гуру Ринпоче пробыл в Тибете около 50 лет (официально – всего четыре), интенсивно путешествуя по самым отдалённым уголкам страны и делая местность пригодной для упрочения буддизма. Кроме того, вместе со своими главными супругами-йогинями тибетской принцессой Еше Цогьял и индийской принцессой Мандаравой он скрыл огромное число терма, Сокровищ Учения, – ради того, чтобы будущие поколения практикующих обретали подходящие для их времени освобождающие методы [Сокровище Тибета 2004:61]. Еше Цогьял олицетворяет собой мудрость постижения природы реальности, а Мандарава является олицетворением жизненных сил, здоровья и долголетия. Вместе они содержат в себе полноту свойств, присущих женскому началу как таковому. Обе они часто присутствуют в изображениях Гуру Падмасамбхавы: Еше Цогьял справа, а Мандарава слева от него.

Терма

Покинул Тибет Падмасамбхава не обычным способом: обретя волшебное иллюзорное тело, он взошел на небо по арке из радуги, сидя верхом на коне. В Тибете он доверил свое наследие одной из своих главных жен Еше Цогьял, но вскоре после его ухода буддизм по всей стране был уничтожен во время правления Лангдармы, и лишь через 250 лет, в XI веке в Тибете началась вторая волна распространения буддизма. И в этот период есть упоминания о Падмасамбхаве. Так в «Жизнеописании Еше Цогьял» содержится предсказание, сделанное самим Падмасамхавой, о том, что Еше переродится под именем Мачиг Лабдрон (XII век, Тибет), а ее тантрический партнер Атсара Сале станет Топабхадрой, мужем Мачиг, другая супруга Падмасамбхавы — Таши Кйидрен — станет единственной дочерью Мачиг и .т.д. Все важднейшие спутники жизни Еше Цогьял встречаются и в жизни Мачиг Лабдрон, включая самого Падмасамбхаву, который становится Падампой Сангье.

Со времен пребывания Падмасамбхавы в Тибете его поучения обнаруживают в виде различных «скрытых сокровищ» — терма. Их добывают тертоны – особые ламы-немонахи (тиб. нагпа), и эти поучения всегда обнаруживаются, когда они полезны для духа времени» [Нидал 2001:134; Блистательное величие 2007]. В терма он включил и множество предсказаний о будущем нашего мира. Некоторые предсказания касаются только Тибета, а некоторые — других областей мира. Он предсказал, что будет происходить от поколения к поколению и сколько проблем можно решить.

На протяжении многих столетий эти учения принесли огромную пользу, потому что его предсказания очень точные. Одно из его самых ясных предсказаний о приходе буддизма в страны Запада: «Когда полетят железные птицы и поедут лошади на колесах, дхарма придет в землю красного человека.» [Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «Свет трех драгоценностей»].

Литература:

1. Андросов, Валерий Павлович, Леонтьева Е.В. Марпа и история Карма Кагью: жизнеописание Марпы-переводчика в историческом котексте школы Кагью. М., 2010

2. Алексеев-Апрексин А.М., Ерохин Б.Р. Сокровище Тибета: буддийские методы в искусстве. Спб, 2004.

3. Блистательное величие: воспоминания йогина дзогчен Тулку Ургьена Ринпоче// составители: Эрик Пема Кунсанг, Марсия Бендер Шмидт. М., 2007

4. Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче «Свет трех драгоценностей»

5. Торчинов, Евгений Алексеевич. Введение в буддизм: Курс лекций. СПб., 2005.

Еше Цогьял — история жизни великой дакини

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы хотим познакомить вас с удивительной женщиной, которая внесла огромный вклад в развитие буддийской мысли – Еше Цогьял. Статья ниже поведает, кем она была, по каким тропам шел ее жизненный путь, почему ее помнят и почитают в буддизме. Будет интересно, а главное – познавательно.

Еше Цогьял – принцесса, жившая в Тибете во второй половине восьмого столетия. Она одна из двух жен и духовных помощниц Падмасамбхавы – основоположника учения тантры тибетского буддизма. В буддистской школе ньингма он известен также под именем Гуру Ринпоче и почитается почти так же, как Будда.

Еше Цогьял как дакиня, несущая учение, достигшая просветления, тоже имеет огромную любовь тибетцев. Она считается тибетской Сарасвати, которая является главной богиней в индуизме и ведической культуре, символом мудрости, творчества, знания, искусства, супругой Брахмы.

Падмасамбхава с женами — Еше Цогьял и Мандаравой

За Еше Цогьял говорит ее имя – оно переводится как «Океан первичной мудрости, несущий победу». Вместе с супругом дакиня несла тибетскому народу основы буддийского учения.

Еше Цогьял стала символом мудрости, а другая жена Падмасамбхавы по имени Мандарава – физического здоровья, активности, долгих лет. Вдвоем они полностью воплощают представления о женском начале. Нередко на тханках они изображаются втроем: в центре Падмасамбхава, по правую руку – Еше Цогьял, по левую – Мандарава.

История жизни

Когда родилась Еше Цогьял, Тибет переживал спокойные времена: у власти находился император Трисонг Дэцен, государство было сильным, а буддийская философия уже начала распространяться повсеместно и крепнуть в умах тибетцев. Правитель позвал в свою страну гуру тантры Падмасамбхаву, в каждом жизнеописании которого впоследствии фигурировала Еше Цогьял. Но обо всем по порядку.

В одном провинциальном тибетском городке властвовал Карчен Шоннуп. Его 15-летнего сына Карчена Пелгьи Вонкчука сосватали с девушкой Гетцо Нуб из благородного рода. В 757-м году, сопровождаемая добрыми знаками, у молодых людей родилась дочь.

Девочка росла не по дням, а по часам – спустя месяц она была похожа на ребенка восьми лет. Долгие годы молодые родители прятали дочурку от чужих взоров. После заточения десятилетняя Еше выглядела как взрослая девушка, и отовсюду начали стекаться желающие завоевать ее сердце.

Еше Цогьял

Против воли родители решили отдать дочь в жены Зуркхарпе – одному из принцев Тибета. Еше не нравился их выбор, поэтому, когда новоиспеченные молодожены путешествовали, девушка совершила побег. Она скрывалась в местности Вомпу Такцанг, ела фрукты и овощи, ткала одежду из хлопка.

Однако спустя время по приказу супруга девушку нашли триста его подчиненных-воинов. Ситуация была на грани конфликта, поэтому император Трисонг Дэцэен разрешил спор, сам женившись на тринадцатилетней Еше.

Спустя три года в гости к императору пожаловал Падмасамбхава и принес правителю тантрические истины, духовные тайны, которые имели огромную ценность. В качестве благодарности император одарил Гуру Ринпоче драгоценностями, золотой мандалой и главное – выдал за него Еше Цогьял.

Так девушка стала супругой учителю Падмасамбхаве и верной соратницей. Он провел процедуру ее посвящения, а затем они вместе поехали осваивать тайную йогическую практику в горы Чимпу.

Там девушка времени не теряла и с помощью Гуру Ринпоче постигла важнейшие буддийские знания:

  • 4 благородные истины;
  • священный текст Трипитака;
  • знания о главных направлениях буддизма;
  • знания о божествах, их мантрах, мандалах, мудрах;
  • медитативные практики, направленные вглубь себя, на познание внутренней природы;
  • знания об обетах речи, тела и ума Будды.

Еше Цогьял дала все эти обеты. В числе прочих оказались 25 побочных обетов:

  • 5 действий;
  • 5 веществ;
  • 5 достижений;
  • 5 чувств;
  • 5 видов знания.

После этого Падмасамбхава подарил супруге, которой исполнилось двадцать лет, высшее посвящение. Они стали единым целым, слились. Вместе они долгие годы много путешествовали, распространяли учение, практиковали в пещерах, старались жить аскетично, читали молитвы с многочисленными учениками.

Великая дакиня умерла в 817 году, хотя сама Еше Цогьял в автобиографии, переданной тысячей лет позднее, утвердала, что прожила 211 лет. В один погожий день она приняла образ ваджрайогини, завещала ученикам последние наставления, после чего засияла радугой, слилась с крошечной капелькой синего цвета и пропала.

Значение в буддизме

Еше Цогьял была соединена с супругом – Падмасамбхавой, благодаря которому узнала мандалу божеств тантры, прошла внутреннее, внешнее, тайное, великое посвящение. Она познала учение тантры и щедро делилась им со всеми желающими, распространяя по тибетской земле.

Падмасамбхава и Еше Цогьял

В 18-м столетии йогином Такшамом Нуден Дордже была написана терма – именно так называют тантрические священные тексты – «Тайное жизнеописание и гимны Еше Цогьял».

Вообще, Еше обладала уникальной способностью, дарованной ей самой Сарасвати – она могла дословно запомнить все слова Гуру. Вместе они написали тысячи терм, многие из которых имеют вопросно-ответную форму. Дакиня задает Гуру Ринпоче определенные вопросы, касающиеся учения, а тот разъясняет его, отвечает подробно.

С Еше Цогьял связан также известный диспут в монастыре Самья, где в качестве оппонентов выступали тибетские ламы и разного рода шаманы – представители древней религии Тибета бон. Тогда она одержала победу в диспуте йогов.

Эта победа привела к еще большему укреплению буддистской философии, бонская литература же была спрятана или сожжена, а шаманов отправили в отдаленные районы Тибета или в Монголию.

На изображениях, например в скульптурах или тханках, дакиня сидит справа относительно Падмасамбхавы. Ее левая рука сжимает капалу, то есть сосуд из черепа, а правая сложена в мудре благословения и устремлена вверх.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья о великой дакине тибетского буддизма оказалось полезной для вас. Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

ТАРТАНГ ТУЛКУ РИНПОЧЭ ГУРУ-ЙОГА ПАДМАСАМБХАВЫ

ТАРТАНГ ТУЛКУ РИНПОЧЭ

Сразу же после пробуждения ранним утром надо немедленно определить, где и на чем сосредоточено твое сознание, а затем очистить тело от застоялого воздуха.

Надо принять удобную позу, с выпрямленной спиной и без опоры на что-либо (поза сиддхасаны пли т. п.). Затем, после медленного плавного вдоха через обе ноздри, надо закрыть левую ноздрю левым указательным пальцем и выдохнуть очень медленно через правую ноздрю. Это выполнить трижды. Затем закрыть правую ноздрю правым указательным пальцем и выдохнуть очень медленно через левую ноздрю. Итого шесть раз (три раза через правую, три через левую). Затем выдохнуть еще три выдоха ртом. Каждый вдох-выдох должен быть очень глубоким, т. е. надо постараться выдыхать из тела весь застоявшийся воздух, особенно из желудка. Выдыхая через правую ноздрю, надо увидеть, что из ноздри истекает темно-красная струя — символ страсти (с. — рога) и привязанности (с. — рага). Выдыхая через левую ноздрю, надо увидеть, что истекает тусклый серо-синий туман — это символ препятствий (в основном— умственных омрачений) и гнева (с. — двеша). Выдыхая через обе ноздри и через рот, надо увидеть, что освобождаешься от пурпурно окрашенного тумана, который символизирует лень, зублуждение, сумбурность (с. — моха). Повторить по три раза через ноздри и три раза через рот.

Итак, ты очистился. Теперь начни созерцать Гуру Падмасамбхаву, созерцать физически, т. е. надо пристально, внимательно, вплоть до малейших деталей рассматривать скульптурное или рисованное изображение Гуру Падмасамбхавы. Плоскостное изображение лишено трехмерности, но надо созерцать Учителя в трехмерном пространстве, однако, особым образом. Не следует думать, что Он подобен тебе, т. е. со всеми обычными анатомическими и физиологическими признаками и качествами. Он — как радуга, чист, блистателен, неуловимо тонок и ясен. Он всеведущ. Даже мельчайшая часть Его ведает все. Будды прошлого, настоящего и будущего выблескивают из каждой поры Его тела. Скульптуру и икону с образом Гуру Падмасамбхавы надо поместить перед собой на высоте в полтора локгя над уровнем головы. Представь, что Он взирает именно на тебя с неописуемым милосердием. Он лучезарен, Его кожа блистательна, лоснится как бы небесным сиянием. Его следует созерцать в облике восьми или шестнадцатилетнего юноши. Он — воплощение всех Джнянендра (букв. — Владык Знания; т. — Йе-шес-па дбаиг- по). Он являет собой Трикайю. Ты должен всецело отдаться Ему, и эта самоотдача пронизывает все твое существо чувством благоговения. Но не надейся, что Он ниспошлет тебе какие-либо качества или вещи. Просто «сдайся» Ему. Если твои вера и любовь к Гуру Падмасамбхаве искренни, то вскоре заметишь, что твои глаза увлажнились слезами благоговения. И еще одно — это созерцание Гуру Падмасамбхавы есть по сути одновременно и созерцание твоего конкретного Гуру.

Одновременно надо созерцать, что в центре межбровья Гуру Падмасамбхавы сияет белый ОМ, в Его гортани— красный АХ, в центре Его сердца — синий ХУМ. Но эти биджи нельзя представлять как бы лежащими поверх Его тела, их надо видеть неотъемлемо присущими, влитыми в Его радугоподобную фигуру. После достижения указанного устойчивого созерцания, начни читать соответствующую мантру, и по ходу ее чтения (или после прочтения должное число раз) надо увидеть, как из белого ОМ из центра в межбровьи Гуру Падмасамбхвы излучается чистейший белый луч Света и падает в центр твоего межбровья. Этот Свет уничтожает все твои телесные пороки и наделяет тебя всеми качествами «тела» (с. — кайя, т. — ску)[118] Падмасамбхавы. Из центра Его Речи красный АХ излучает красный луч Света, и тот протягивается к твоему центру речи и, проникнув, уничтожает все пороки речи, все неверно сказаннное, а взамен несет качества Речи (с. — вак, т.— гсунгс) Гуру Падмасамбхавы. Из Его сердечного центра хрустально синий ХУМ излучает в центр твоего сердца синий луч Света, который разрушает неведение-моха, все содеянное по неведению, все придуманное по невежеству, а переносит взамен все качества Разума (с.— читта, т.“тхугс) Гуру Падмасамбхавы. Затем многоцветные лучи начинают истекать из каждой поры Тела Гуру Падмасамбхавы и пронизывают соответствующие части твоего тела. Надо всецело прочувствовать и узреть это потрясающее явление.

Затем созерцание продолжается видением того, как облик Гуру Падмасамбхавы начинает стягиваться, пропорционально уменьшаться со всех сторон, с боков, с головы, с ног, пока полностью не преобразится в форму биджи ХУМ в месте сердечного центра. И вот этот ХУМ начинает выбрировать и, — о чудо! — внезапной вспышкой «выстреливается» в твой сердечный центр, как падающая звезда. Воды двух «сосудов» слились воедино. Никакой двойственности! (В этом удивительном, неописуемом состоянии можно пребывать некоторое время, минут двадцать, не больше).

Это созерцание надо выполнять по меньшей мере трижды на день. При любых обстоятельствах, даже если умираешь, надо трижды в день творить эту практику. Но если ее вершишь триста раз на день—и того лучше. Однако, ни в коем случае нельзя помышлять, что практикуешь ради собственного блага. Твори это только ради счастья всего живого, особенно ради родителей, бедняков, престарелых, больных. Внутренняя установка должна быть на раздавание этого возникшего неописуемого блаженства, а не на личное удовлетворение, не ради своего кайфа. С самого начала надо глубоко усвоить, что занимаешься этой практикой только ради других, и все, что было тобою добыто в ходе садханы, надо отдать другим, ибо то принадлежит им, а не тебе. Никогда нельзя «зажимать» добытое на этом Пути, пользоваться им эгоистично. Созерцая Гуру Падмасамбхаву, следует полностью себя контролировать. Никаких колебаний, сомнений, неуверенности! Когда эта медитация завершена, любая форма, попадающаяся тебе на глаза, будет Телом Гуру Падмасамбхавы, любой звук, который ты услышишь, зазвучит как Речение Гуру Падмасамбхавы, и все действия представятся как движение Разума Гуру Падмасамбхавы.

/Европейский перевод этого нйингмапинского текста выполнил Достопочтенный Тартанг Тулку Ринпочэ для наставления своих учеников в период своего пребывания в Сарнатхе, Индия./

Читать онлайн «РОЖДЕННЫЙ ИЗ ЛОТОСА. Жизнеописание Падмасамбхавы» автора Цогял Еше — RuLit — Страница 53

Тибетские гомчены, чья главная практика ― самадхи!

Дабы определиться в воззрении, спрашивайте тех,

кто достиг свершения.

Дабы практиковать медитацию, слушайте тех, кто

имеет опыт и понимание.

Дабы освоить поведение, соединяйте медитацию

с периодом после медитации.

Поймите, что плод трех кай ― это ваше собственное ригпа.

В качестве напоминания читайте слова Будды,

тантры, агамы и упадеши.

Не будьте зачарованы словами, но изучайте их смысл.

Следуйте выдающемуся учителю, владеющему устными наставлениями.

Гомчен, обладающий обширной ученостью,

не собьется с пути.

Не имея истинной уверенности, не прикидывайтесь

Дабы пресечь сомнение, положитесь на совершенных учителей.

Не имея знаний, не ведите себя лицемерно.

Пребывая в равности дхарматы, не поддавайтесь

изъянам ― вялости и возбужденности.

День и ночь напролет медитируйте в состоянии пустоты, способной познавать.

Когда в вашей жизни проявится видение природы

Превратите все удовольствие и страдание

В опору для духовной практики.

Какой бы любящей не была супруга, гомчен не

должен брать ее в помощницы.

Пусть ученицы предлагают приятные услуги

и выказывают сильную преданность,

Они тоже могут стать причиной позора.

Последователи и спутники могут вам хорошо

служить, но держите их от себя подальше.

Дела и благие поступки ― серьезные препятствия.

Возьмите в свидетели собственный ум и старайтесь

Гомчен, который следует этому совету, ―

Сердце Победоносных, принявших человеческий облик.

Теперь я, Падмакара, покидаю вас.

Живете ли вы теперь или родитесь в будущем,

Храните это в сердцах,

Тибетские гомчены грядущих поколений.

Такие наставления он дал.

То была двадцать девятая глава безупречного жизнеописания Лотосорожденного Гуру, повествующая о том, как Гуру Падма дал последний завет тибетским гомченам.

Гуру Падма дает последний завет тибетским йогинам

Тогда Трулшиг из рода Нянг и другие тибетские йогины попросили: «Учитель, раз ты вознамерился отбыть в Индию и больше не останешься здесь, скажи, как надлежит поступать тибетским йогинам грядущих поколений».

Гуру Падма ответил:

Внемлите, тибетские йогины, обладающие

уверенностью в воззрении и медитации!

Истинный йогин ― ваша безыскусная исконная природа.

«Йогин» ― значит постигший мудрость чистого ригпа;

Вот за что на самом деле получают звания йогина.

В воззрении будьте свободы от самоуверенности,

не позволяйте себе пристрастности.

В медитации будьте свободны от опоры,

не позволяйте себе сосредоточивать ум.

В поведении будьте свободны от принятия и отказа,

не позволяйте себе привязанности к «я».

В плоде будьте свободны от оставления и обретения,

не позволяйте себе держаться за вещи, будто они реальны.

В соблюдении самай будьте свободны от ограничений,

не позволяйте себе обманывать и притворяться.

В отношении к учению Будды будьте свободны от предвзятости,

не позволяйте себе впадать в узкое сектантство.

не позволяйте себе скатиться в обыденность.

Съестное нужно лишь для поддержания жизненной

силы, не позволяйте себе пресмыкаться ради пищи.

Богатство иллюзорно, не позволяйте себе быть алчными.

Одежда нужна для защиты от холода,

не позволяйте себе гоняться за модой.

Равность недвойственна, не позволяйте себе

заводить близких друзей.

Будьте свободны от предпочтений к той или иной

стране, не позволяйте себе привыкать к родным местам.

Пусть вашим жилищем будет пустая пещера,

не позволяйте себе жить в монастырях.

Занимайтесь практикой в уединении,

не позволяйте себе участвовать в людных сборищах.

Будьте независимы и свободны от желания,

не позволяйте себе привязанности.

Будьте йогином, достигшим самоосвобождения,

не позволяйте себе заниматься надувательством.

Теперь я, Падмакара, покидаю вас.

Живете ли вы теперь или родитесь в будущем,

nandzed

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Вот как описывается получение посвящений Падмасамбхавой от дакини Сукхачакры, с которой он встретился на кладбищенской земле Ситавана: дакини одним своим взглядом превратила Падмасамбхаву в слог ХУМ, который она затем втянула в свою ноздрю. Оставаясь в течение одной ночи в голове дакини и ощущая великое блаженство, Гуру Ринпоче получал “посвящение вазы”, благодаря которому его телесные загрязнения были очищены и он достиг совершенства Тела. В течение последующих четырех ночей он пребывал в горле, в сердце, в чреве и в тайном месте дакини, где он соответственно получал “тайное посвящение”, “посвящение мудрости” и “посвящение слова”, очищая и совершенствуя таким образом свои центры Речи, Ума, Качеств и Активности. В результате этой трансформации Падмасамбхава достиг уровня полного совершенства, соответствующего Состоянию будды.

Ещё о чистом видении посвящений и передач в ваджраяне:

«Когда великий индийский йогин Кумараджа произносил шестислоговую мантру Авалокитешвары (ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУМ), он увидел улыбающееся лицо Великого Сострадательного, как бы находящееся в хрустальном зале, и после этого стал получать от него различные сокровенные учения».(http://www.imperia-duha.ru/article_462.h tml)

Когда я читаю о чистом вИдении, сразу вспоминаю видения 5-го Далай-ламы. Их собрание было зарисовано, и с тех пор передаётся как цикл учений:

«Когда великий тибетский святой Джигме Лингпа достиг совершенства в йоге внутренних энергетических каналов (нади), потоков (пран) и семенных капель (бинду), его каналы центра высшего блаженства (чакра), находящегося в горле, растворились в массе сияющих слогов. С этого момента он стал воспринимать все внешние проявления как книги и великие сокровищницы учений, совершенные по форме и по смыслу и раскрывающиеся в виде песен нерушимой реальности».

Тханка Джамгона Конгтрула с отпечатками
его стоп и ладоней. Считается, что от такой тханки
можно получать разрешение на практику метода.

Так сказано в «Горной Дхарме» Карма Араги в главе
о самопосвящениях.

«Великий тибетский ученый Джамгон Конгтрул утверждал, что особые виды передачи сокровенных знаний необходимы именно в этот “темный век”, когда слишком мало квалифицированных и достойных наставников. Ведь они не загрязнены пороками нерадивых практикующих, а их смысл, в отличие от учений, передаваемых изустно и переписываемых, не затемнен ошибками невнимательных переписчиков и несведущих толкователей. Эти “новые сокровища” все еще обладают свежестью “теплого дыхания” его хранительниц – дакинь».

Свет трех драгоценностей. Гуру Падмасамбхава — Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Свет трех драгоценностей. Гуру Падмасамбхава

Некоторые верят, что я появился в цветке лотоса, среди пыльцы в озере Дханакоша в Уддияне, некоторые верят, что я родился принцем в тех краях. Другие верят, что я пришел со вспышкой молнии на вершине горы Намчак. Многообразны их убеждения ибо я появлялся во множестве форм. Через двадцать четыре года после паринирваны Будды Шакьямуни, Амитаба, Ади — будда Бесконечного Света, преисполненный Бодхичитты, помыслил о Просветлении и из сердца Махакаруны, в форме Махакаруны, я, Падмасамбхава, лотосорожденный гуру, возник как слог «шри». Я пришел, как приходит в мир дождь, в бессчетных формах для тех, кто готов принять меня. Деяния Просветленных непонятны. Кто определит меру для них?
(Терма Йеше Цогъял)

Падмасамбхава был великим святым Тибета, первым учителем тантрической традиции в Тибете. Вокруг жизни Падмасамбхавы создано очень много легенд. Он не был составителем ни текстов доктрины, ни комментариев, а его подвиги, связанные с подчинением местных божеств Тибета были прославлены в сказаниях и при каждом пересказывании становились все краше.

В одной из легенд говорится, что Гуру Падмасамбхава появился в лотосе в виде восьмилетнего мальчика. Царь Индрабхути пришел посмотреть на него и задал ему пять вопросов: «Откуда ты появился? Кто твой отец? Кто твоя мать? Что ты ешь? Что ты делаешь?» Гуру Падмасамбхава ответил: «Я появился из нерожденного состояния, дхармадхату. Имя моего отца — Самантабхадра, а имя моей матери — Самантабхадри. Моя пища — двойственные мысли, а работа — труд на благо всех живых существ.» Когда король услышал эти ответы, он очень обрадовался и попросил Гуру Падмасамбхаву отправиться с ним во дворец и жить там в качестве его сына. Гуру Падмасамбхава отправился во дворец и жил там много лет.

Оставив дворец, он исполнил пророчество Будды Ваджрасаттвы: он путешествовал по различным местам в Индии, жил на кладбищах и выполнял различные формы медитации. Он уже был просветленным, но выполнял эти практики, чтобы продемонстрировать, что медитация приводит к просветлению.

Гуру Падмасамбхава прославился восемью великими манифестациями, такими как Дордже Тролло и Санге Драдок. Некоторые индийские цари и министры завидовали его способностям и пытались убить его. Когда они попытались утопить его в реке, он выпрыгнул оттуда и стал танцевать в небе. Однажды царь из северной Индии бросил Падмасамбхаву в огромный костер. Через три дня костер превратился в озеро, а Падмасамбхава сидел в лотосе посередине этого озера. Эта область стала прославленным местом паломничества в северной Индии; оно называется Цо Падма или Лотосовое Озеро. Чудеса Падмасамбхавы повлияли на многих существ, и те открыли свои сердца дхарме.

Другой индийский царь, общавшийся с Падмасамбхавой, — это царь Ашока, у которого некогда была огромная империя в Азии. Прежде всю свою жизнь он был очень жестоким и убил тысячи живых существ. Когда он встретил манифестацию Гуру Падмасамбхавы, его сердце полностью изменилось и он пообещал, что никогда больше не притронется к мечу. Он начал трудиться на благо дхармы, делая постоянные подношения учителям и утверждая буддийскую дхарму по всей южной Азии. Сказано, что Ашока построил миллион буддийских ступ в разных частях своего царства.

В середине восьмого века Гуру Падмасамбхава прибыл в Тибет по приглашению царя Трисонг Децена, самого могущественного азиатского властителя того времени. Трисонг Децен посвятил свою жизнь утверждению дхармы в Тибете, и попросил Падмасамбхаву о помощи. Гуру Падмасамбхава подчинил все негативные силы и благословил всю тибетскую землю. Он освятил землю монастыря Самье, первого тибетского монастыря и следил за его строительством. Он давал учения ваджраяны своим ученикам в соответствии с их индивидуальными нуждами и способностями, и, благодаря его учениям и передачам, многие тибетцы достигли просветления. Среди его самых знаменитых учеников были двадцать пять близких учеников, девятерых из которых называли его сердечными учениками и восемь великих сиддхов.

Существуют разные истории о том, сколько Гуру Падмасамбхава пробыл в Тибете. В большинстве историй говорится, что он пробыл в Тибете сто одиннадцать лет. Каждое возрастание и убывание луны считается тут отдельным месяцем, а это значит, что он пробыл в Тибете пятьдесят пять лет и шесть месяцев. В других историях говорится, что он пробыл в Тибете всего шесть месяцев, одиннадцать месяцев или несколько лет. Некоторые люди говорят, что он был в Лхасе всего несколько месяцев, а остальное время провел в горах и пещерах вдали от городов. Разные истории появляются оттого, что действия безумной мудрости Падмасамбхавы не всегда согласуются с нашими обычными представлениями. Эти события произошли более тысячи лет назад, а ведь ученые не могут придти к единому мнению даже относительно недавних исторических событий и пишут различные версии того, что произошло.

Есть особая причина утверждать, что Гуру Ринпоче оставался в Тибете пятьдесят пять с половиной лет. После того, как было закончено строительство монастыря Самье, Падмасамбхава и Кхенпо Шантаракшита сказали, что готовы вернуться в Индию. Царь Трисонг Децен попросил их ради тибетского народа остаться, пока он не умрет. Оба учителя согласились, и Падмасамбхава пробыл в Тибете после смерти Трисонг Децена еще пять лет, чтобы помочь сыновьям царя продолжить буддийскую традицию.

В тот день, когда Падмасамбхава покидал Тибет, его ученики, правящий царь и придворные отправились с ним на горный перевал под названием Гунгтанг Латхог, который находится на границе Тибета и Непала. Он остановился на горном перевале и сказал, что никто не должен идти за ним дальше. Все очень разволновались, а он, начав давать свое последнее учение, поднялся в воздух и продолжил учить с неба. В воздухе появился конь, и он сел верхом на этого коня и ускакал на запад. Гуру Падмасамбхава не умер в том смысле, в котором мы обычно думаем о смерти, он был способен преобразовать все грубые элементы своего тела в свет мудрости. Это называется обретением радужного тела, это состояние мудрости за пределами рождения и смерти.


Гуру Падмасамбхава в радужном свете

Уходя, Падмасамбхава сказал, что оправляется в страну, полную людоедов, которых он научит быть бодхисаттвами. Позже Йеше Цогьял сообщила, что он туда добрался. Многие великие практики сообщали, что посещали его в стране под названием Славная Гора Цвета Меди. Мы не можем указать точное географическое местоположение этой страны; этим она похожа на царство Шамбала. Согласно буддийской космологии, существует четыре основных континента и восемь субконтинентов. Гора Цвета Меди — это один из субконтинентов. Истории повествуют, что он много раз возвращался в Тибет повидать Йеше Цогьял и дать учения последующим великим мастерам. Все великие тертоны встречались с Гуру Падмасамбхавой во сне, в видениях или наяву. В своих биографиях они сообщают. что по меньшей мере один раз были на Горе Цвета Меди, где получали наставления, а, вернувшись, открывали полученные учения другим.

Гуру Падмасамбхава спрятал множество терма или учений-сокровищ в разных частях Тибета ради будущих поколений. В терма он включил и множество предсказаний о будущем нашего мира. Некоторые предсказания касаются только Тибета, а некоторые — других областей мира. Он предсказал, что будет происходить от поколения к поколению и сколько проблем можно решить. На протяжении многих столетий эти учения принесли огромную пользу, потому что его предсказания очень точные. Некоторые люди на Западе слышали одно из его самых ясных предсказаний: «Когда полетят железные птицы и поедут лошади на колесах, дхарма придет в землю красного человека.»

Не все тексты, составленные Гуру Падмасамбхавой, — это терма. Некоторые из них — это кама, устные наставления, систематизированные и записанные в виде книг. Вот некоторые из его текстов кама: Гирлянда сущностных наставлений о воззрении, комментарий на Гухьягарбха Тантру под названием Сверкающий свет Солнца и Луны и еще один тантрический комментарий, Украшение Кладбищенской Кукушки. Еще один текст, в котором говорится о том, как работать с дикими женскими духами, — Как уравновесить действия мамо.

Гуру Падмасамбхава занимает особое место среди тибетских буддийских школ, большинство из которых ведут линию своих передач и благословений прямо от него. Он — воплощение всех просветленных существ. Конечно, все будды трудятся на благо живых существ, но, поскольку Гуру Падмасамбхава сделал учения ваджраяны доступными для нас, он считается особым буддой нашей эпохи.

Наставления Падмасамбхавы для тибетских йогинов

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 824
  • КНИГИ 582 664
  • СЕРИИ 21 623
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 477

В далекой стране Уддияне, затерянной в горах к северу-западу от Гималаев, было озеро. Называлось оно Данакоша. Вся поверхность этого озера была усыпана листьями и лепестками лотоса, а посреди него рос цветок, выделявшийся своим необычным размером. Говорили, что появился он в начале года. Прошли весна, лето, осень, а он все рос и рос, так ни разу и не раскрывшись. И вдруг в одно утро, когда первые лучи солнца, скользнув по покрытым деревьями склонам гор, засверкали в озерной глади, лепестки распустились, и внутри оказался изумительной красоты мальчик лет восьми. Лицо его покрывали прозрачные капельки пота, и оно испускало сияние. Воздух был наполнен звуками чарующей музыки и пьянящими запахами. Казалось, сама природа приветствовала появление удивительного ребенка. В ту пору рядом оказался министр Уддияны. После долгих колебаний он решился доложить царю об увиденном, и бездетный владыка велел доставить ребенка во дворец, сделав его принцем и назвав Падмасамбхавой, что означает «лотосорожденный».

Так в старинных сказаниях повествуется о рождении прославленного буддийского святого Падмасамбхавы, принесшего в VIII веке буддизм в Тибет и почитающегося всеми тибетскими буддистами как Драгоценный Учитель, или Гуру Ринпоче, и даже как второй Будда.

Современному человеку трудно поверить в чудесное рождение Гуру Ринпоче из лотоса. В некоторых из дошедших до нас жизнеописаний говорится, что Падмасамбхава родился обычным способом в царской семье. Комментируя этот момент, сами тибетские авторы указывали, что причина этого противоречия заключается в многогранности человеческого восприятия. Даже обычные явления один человек видит отлично от другого, в зависимости от своих интеллектуальных и духовных способностей. Неудивительно, что рождение великого учителя описывается по-разному. Некоторые относятся к этому факту просто как к историческому событию. Другие же, обладающие духовным зрением, видят в этом событие, лежащее за пределами материального мира, пронизанное глубинным смыслом, подчас не поддающимся буквальному толкованию.

Кем же на самом деле является Великий буддийский Учитель Падмасамбхава?

Согласно традиции буддизма, в наш мир могут приходить просветленные существа, с тем, чтобы передавать нам знания о духовной природе реальности. Такое их появление вызвано не кармической неизбежностью, как в случае обычных людей, а лишь силой их собственного сострадания и желанием помочь другим живым существам избавиться от страданий. В буддийских писаниях говорится, что в Благую Кальпу в нашей мировой системе появится тысяча будд, а вслед за ними придут их эманации (проявления определенного аспекта просветленного существа), которые продолжат начатую ими деятельность. В этом смысле Гуру Падмасамбхава является эманацией Будды Шакьямуни, основавшего в VI веке до н.э. учение, известное нам сегодня как буддизм. Его приход был предсказан самим Буддой:

В то время как Будда Шакьямуни излагал главным образом учения сутр, то есть основы буддийской философии и нравственного самосовершенствования (и гораздо реже учения тантр), и воплотил в себе принцип будды, то есть просветленности, Гуру Ринпоче пришел, чтобы продемонстрировать путь достижения состояния будды в течение одной жизни. Необходимость этого знания была обусловлена тем, что в наш «темный век» (калиюгу) продолжительность человеческой жизни сокращается, а сила страстей и неведения растет. Это затрудняет практику тех, кто, ступив на путь любви и сострадания, стремится достичь состояния просветления ради блага всех живых существ. Именно поэтому Гуру Ринпоче начал учить своих учеников тантре – «быстрому пути», который при этом требовал наличия искренней и неэгоистической мотивации и знания основ пути, то есть сутры, а также наличия живого Учителя, помогающего ученику распознать свою собственную природу

Вся жизнь Падмасамбхавы, начиная с самого начала, полна удивительных и обладающих глубинным смыслом событий, которые при их изучении обучают нас на всех уровнях, начиная от интеллектуального понимания до практического воплощения основных принципов его учения в своей жизни. Само его рождение из лотоса, произрастающего из болотной жижи и превращающегося в прекрасный цветок, напоминает нам о том, что мы изначально обладаем чистой природой будды и способны ее в себе реализовать.

Будучи принят в царскую семью, через пять лет Падмасамбхава решил покинуть дворец для того, чтобы исполнить свою миссию. Однако царь, не имевший детей, не захотел его отпускать. Тогда Падмасамбхава притворился сумасшедшим и, танцуя на крыше дворца, выронил трезубец, который попал в сына одного из министров и убил его. По закону этой страны Падмасамбхава был изгнан.

На первый взгляд это событие из жизни Гуру Ринпоче вряд ли может говорить о его «святости». Однако оно же является первым в череде прочих, характеризующих его как мастера «безумной мудрости». Просветленный мастер руководствуется в своих поступках не правилами, претендующими на универсальность, и не мнением окружающих, но истинным видением реальности. Такое истинное видение реальности рождается, как говорил знаменитый тибетский мастер Чогьям Трунгпа, из энергии, возникающей между вопросом «Кто я?» и тем ответом, который мы на это даем. На логическом уровне этот ответ может быть либо правильным, либо неправильным, однако это не имеет значения, потому что истина может оказаться ложной, а ложность истинной. Поскольку здесь незначимы проблемы логической истинности или ложности, связанное с этим состояние сознания и называется «безумной мудростью». Убив сына министра, Падмасамбхава избавился от царского надзора и смог продолжить свой путь. Более того, благодаря дару всеведения ему было известно, что этот мальчик из-за тяжких грехов, совершенных в прошлых жизнях, должен был вскоре умереть и переродиться в аду. Благодаря своему поступку, Падмасамбхава освободил мальчика для перерождения в чистой земле Будд.

Несмотря на то, что Падмасамбхава был просветленным от рождения, и все знания спонтанно возникали в его уме, он принял монашеское посвящение и обучался у многих буддийских Учителей, в том числе и у ближайшего ученика Будды Шакьямуни – Ананды. Такого рода демонстрация была ему необходима, поскольку обладающий высокой реализацией Учитель сам обучается для того, чтобы подтвердить свою преемственность, связь с линией духовной передачи Будды. Кроме того, он получал прямые наставления от Мастеров, обитающих не на материальном, а на тонких планах реальности.

Путь учительства, продемонстрированный Гуру Падмасамбхавой, был крайне необычен. Обычно он просто создавал ситуации, которые в ходе своего развития чему-то обучали его учеников. Более того, он допускал возможность совершения учениками ошибки. Будучи сам просветленным и имея дело с загрязненным умом, Падмасамбхава позволял заблуждениям одерживать вверх, чтобы впоследствии они стали очевидными и исчезли сами по себе. Он считал, что с помощью обычной линейной логики и слов в мире явлений, обладающем собственной логикой развития событий, трудно что-то реально изменить. И поэтому он обучал учеников наглядно, на собственном примере, часто демонстрируя так называемые чудеса, на самом деле доказывающие то, что человек, обладающий совершенным контролем над собственным умом, способен воздействовать и на окружающий его мир.

Так, однажды Падмасамбхава посетил женский монастырь. В нем жила принцесса Мандарава, дочь царя Сахора, лишь недавно ставшая монахиней. Девушка содержалась в большой строгости, и ее охраняли пятьсот женщин, следивших за тем, чтобы она соблюдала свои обеты. Мандарава стала ученицей Гуру Ринпоче. Узнав об этом, царь, у которого были очень жесткие представления о религиозном рвении, разгневался и велел бросить Мандараву в яму, а Падмасамбхаву сжечь заживо. Падмасамбхава никак не воспрепятствовал этому, умолчав о том, что он Великий Учитель. Костер полыхал семь дней вместо обычных двух. Царь, заподозрив неладное, отправил служителей на место казни посмотреть, что происходит. И они обнаружили вместо пепелища прекрасное озеро, посреди которого на цветке лотоса сидел Падмасамбхава. Продемонстрировав свои чудесные способности и превратив огонь в воду, Падмасамбхава заставил царя признать свою ошибку. Тот пригласил его во дворец, освободил Мандараву из ямы и принял вместе со своими подданными буддизм.

Падмасамбхава

Падмасамбхава

Падмасамбхава ( санскр. «Саморожденный в лотосе»), также известный как Падмакара (санскр. «Лотосорожденный»), в Бутане и Тибете – как Гуру Ринпоче, т.е. «Драгоценный Учитель» ( тиб. Пема Джуне, Пэма Кье, кит. Ляньхуа шэн шан ши, монг. Бадамжунай) – легендарный буддийский тантрический гуру и великий махасиддха, сыгравший огромную роль в распространении буддизма, в особенности учения ваджраяны, в Тибете (VIII век н.э.).

В тибетском буддизме он является родоначальником традиции тертонов и цикла терма, т.е. тайных сокровищ, сокрытых самим Гуру Ринпоче в виде различных артефактов: священных текстов учения, манускриптов и ритуальных предметов. В старейшей тибетской школе ньингма он признаётся в качестве второго Будды. Также в традиции существуют многочисленные манифестации и воплощения Падмасамбхавы, обычно насчитывают восемь таких форм.

Очень сложно отделить многочисленные легендарные сюжеты из жизни Падмасамбхавы от реальных исторических фактов. Согласно тексту «Махапаринирвана-сутра», сам Будда Шакьямуни незадолго до ухода в паранирвану предсказал его рождение в качестве величайшего махасиддха и особого воплощения Будды Амитабхи. Падмакара был рожден в стране Уддияна (в тиб. источниках Ургьен) в цветке лотоса посредине озера Дханакоша, где ребенком был найден и усыновлён царём Индрабхути. В других версиях о рождении сказано, что он появился из вспышки молнии на вершине горы Намчак.

Ещё в молодости он был изгнан за убийство придворного сановника, смерть которого была неминуема и предвидена Падмасамбхавой. Для наследного принца это была единственной возможностью стать странствующим садху, поскольку царь Индрабхути отказывал Падмасамбхаве в его просьбах принять отречение. Покинув дворец, он стал скитаться по многочисленным кладбищам, практикуя тантрические формы йоги, а также покоряя всевозможных мужских и женских духов, впоследствии обретя могущественные сиддхи. Падмасамбхава был благославленен дакинями мудрости, получив наставления по тайным учениям. Также он изучал йога-шастры у Ачарья Прабхахасти, винаю у Ананды, и учения тантры, включая Дзогчен у Прахеваджры (тиб. Гараб Дордже), Шрисингхи, Нагарджуны, Хумкары, Вималамитры и Буддхагухьи.

В середине 8 века Падмакара прибыл в Тибет, по приглашению тибетского царя Трисонг Децэна, который намеревался распространить новую религию, однако ему мешали в этом жрецы культа бон, традиционной для Тибета религии, а также чинившие препятствия в строительстве храмов местные божества и демоны. При помощи мощных тантрических ритуалов Падмасамбхава подчинил себе всевозможные вредоносные силы, связав божеств местности обязательством охранять учение дхармы.

Он также победил в соревнованиях жрецов бонпо демонстрацией различных чудес, которые они не в силах были повторить. Таким образом, могущество тантрической йоги произвело на тибетцев большое впечатление, что способствовало более быстрому распространению буддизма, а местные верования, божества и ритуалы легко интегрировались новой доктриной. Благодаря совместным усилиям Падмасамбхавы и буддийского ученого Шантаракшиты в Тибете был воздвигнут первый буддийски храм Самье.

В различных агиографиях даются разные сведения о последующей судьбе Гуру Ринпоче, по одним источникам он остался в Тибете еще на 55 и 6 месяцев, по другим через некоторое время растворился в радужном свете и теперь обитает в сферах ракшасов, где проповедует дхарму. Известно также, что он оставил после себя 25 тибетских учеников, в их числе его супруга царица Еще Цогьял и тибетский царь Трисонг Децэн.

Существует интересная гипотеза, согласно которой Падмасамбхава тесным образом связан с учением натхов непосредственно через Гуру Горакшанатха. Тибетский средневековый историк Таранатха упоминает о том, что у некоего буддийского сиддха-йогина Анангаваджры, известного также как Горакшанатх, был ученик, которого звали Падмаваджра Сароруха. В своих трудах д-р Шахидулах пишет, что это не кто иной, как сам Падмасамбхава, принесший учение дзогчен (ати-йога) в Тибет. Шахидулах отождествляет Сароруху и Падмасамбхаву, основавшего 775 монастырей Самье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector