Наули — необычная практика

Наули (Лаулики): техника выполнения

Обучение Наули видео

Польза практики

В чём польза Наули? В результате практики стимулируются органы брюшной полости. Благодаря этому:

  • Улучшается пищеварение, повышается усвояемость питательных веществ.
  • Устраняются запоры и поносы.
  • Устраняется повышенная кислотность.
  • Устраняется метеоризм.
  • Тонизируется кишечник.

Наули нормализует работу эндокринной и выделительной системы. Благодаря этому:

  • Стимулируются половые органы.
  • Нормализуется производство половых гормонов.
  • Исчезают гормональные и мочеполовые расстройства.

Считается, что Наули помогает бороться с депрессивными состояниями, позволяет побороть лень и повышает интерес к жизни.

Варианты Наули

Существует несколько стадий выполнения этой практики: три подготовительных варианта (Мадхьяма Наули, Вама Наули и Дакшина Наули) и один основной (круговое Наули, которое также делится на Вама Наули и Дакшина Наули). Мадхьяма Наули — это напряжение мышц живота при одновременном их выпячивании вперед. Вама Наули – это передвижение мышц живота в левую сторону, Дакшина Наули – в правую. Круговое Наули – это «взбалтывание» мышц живота, движения животом сначала по часовой стрелке (Вама Наули), а потом против часовой стрелки (Дакшина Наули).

Мадхьяма Наули, Вама Наули и Дакшина Наули

Подготовительный вариант Наули. Техника выполнения

Чтобы научиться Наули, начните с освоения подготовительного варианта этой техники.

Стадия 1

  1. Встаньте, расположив ноги на ширине примерно полуметра друг от друга. Ноги слегка согните в коленях, упритесь ладонями чуть выше колен. Большие пальцы направлены внутрь, остальные – наружу. Руки сохраняйте прямыми. Старайтесь не ронять голову вниз и сохранять глаза открытыми.
  2. Сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание. Выполните Джаландхара бандху..
  3. Втяните живот внутрь, выполняя Уддияна бандху.
  4. Приподнимите над коленом правую руку. Сохраняйте положение тела при помощи левой руки и ноги, но не отклоняйте корпус в левую сторону. Мышцы живота автоматически перенесутся в левую сторону. Это Вама Наули.
  5. Верните руку в исходное положение. Отпустите замки (бандхи): сначала Уддияна бандху, затем Джаландхара бандху. Выпрямитесь, примите комфортное положение стоя и только после этого сделайте вдох.
  6. Восстановите дыхание, совершая вдохи и выдохи через нос.

Повторите все этапы на другую сторону (Дакшина Наули). Когда вы почувствуете, что выполняете эту стадию достаточно уверенно, можно переходить к следующей стадии.

Стадия 2

  1. Встаньте, расположив ноги на ширине примерно полуметра друг от друга. Ноги слегка согните в коленях, упритесь ладонями чуть выше колен. Большие пальцы направлены внутрь, остальные – наружу. Руки сохраняйте прямыми. Старайтесь не ронять голову вниз и сохранять глаза открытыми.
  2. Сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание. Выполните Джаландхара бандху.
  3. Втяните живот внутрь, выполняя Уддияна бандху.
  4. Приподнимите над коленом правую руку. Сохраняйте положение тела при помощи левой руки и ноги, но не отклоняйте корпус в левую сторону. Мышцы живота при этом находятся в левой стороне.
  5. Перекатите мышцы живота до середины, возвращая руку над коленом. Обе руки прижаты к бёдрам, мышцы живота находятся в центре – это Мадхьяма Наули.
  6. Приподнимите над коленом левую руку. Сохраняйте положение тела при помощи правой руки и ноги, не отклоняя корпус в правую сторону. Мышцы живота на правой стороне.
  7. Перекатите мышцы живота до середины, возвращая руку над коленом. Обе руки прижаты к бёдрам, мышцы живота находятся в центре – это Мадхьяма Наули.
  8. Выполните такое количество перекатов, какое будет комфортно для вас.
  9. Из центрального положения (Мадхьяма Наули) отпустите сначала Уддияна бандху, затем Джаландхара бандху. Выпрямитесь, примите комфортное положение стоя. Только после этого сделайте вдох.
  10. Восстановите дыхание, совершая вдохи и выдохи через нос.

После того, как техника Наули будет освоена в совершенстве, переходите к следующей стадии.

Стадия 3

Здесь во время перекатов живота (Стадия 2, этапы с 3 по 7) необходимо оставлять руки на бёдрах. Сначала при выполнении Вама Наули и Дакшина Наули вы можете ослаблять давление руки (правой и левой соответственно) на ногу. Постепенно начинайте совершать движения животом без помощи рук.

Основной вариант упражнения Наули (Круговое Наули)

Выполняется после того, как в совершенстве освоены все стадии подготовительного варианта и вы уже знаете, как делать Наули.

  1. Встаньте, ноги поставьте на ширину примерно полметра друг от друга. Ноги слегка согнуты в коленях, ладонями упираются чуть выше колен. Большие пальцы рук направлены внутрь, остальные пальцы – наружу. Руки прямые. Старайтесь не ронять голову вниз и сохранять глаза открытыми.
  2. Сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание. Выполните Джаландхара бандху.
  3. Втяните живот внутрь, выполняя Уддияна бандху.
  4. Начните вращать мышцами живота слева направо, после чего верните их вправо – это один круг по часовой стрелке. Если возможно, выполните ещё два таких круга.
  5. Вернитесь в центральное положение, отпустите сначала Уддияна бандху, затем Джаландхара бандху. Выпрямитесь, примите комфортное положение стоя. Только после этого сделайте вдох.
  6. Восстановите дыхание, совершая вдохи и выдохи через нос.

Повторите всё тоже самое, совершая вращение против часовой стрелки.

Когда вы полностью освоите эту технику, не делайте отдых между кругами по часовой стрелке (Вама Наули) и против часовой стрелки (Дакшина Наули). Вместо этого совершите сначала круги в одну сторону и сразу после этого, без паузы, в другую. Сначала можно совершать по три цикла Вама Наули и Дакшина Наули после чего выполнять расслабление. После того, как эта техника будет достаточно освоена, увеличьте количество циклов волны Наули до 10 (вариант средней сложности) или 20 (вариант повышенной сложности).

Какие мышцы учувствуют в Наули?

Выполняется Наули животом, а точнее мышцами брюшного пресса. В основном в работе участвуют прямые мышцы живота. Но помимо них также задействованы косые и поперечные мышцы живота.

Наули и пищеварительная система

Наули Крийя тонизирует органы пищеварения и улучшает работу пищеварительной системы. Лаулики тонизирует кишечник и нормализует его работу. О том, какими ещё техниками йоги можно воздействовать на работу ЖКТ, вы можете узнать, посмотрев видео.

Советы для начинающих

  • На выполняйте практику раньше, чем через 4 часа после еды.
  • После задержки дыхания делайте вдох только после того, как отпустите все бандхи. Не дышите во время удержания бандх.
  • Не передерживайте задержку — чрезмерная задержка дыхания не принесёт пользу организму. Если после задержки вы можете совершить естественный и спокойный вдох – это сигнал, что вы выполняете её верно.
  • Перед тем, как начать выполнение этой практики, вами должны быть в совершенстве освоены Уддияна бандха и Агнисара Крия.
  • Желательно выполнять Наули под присмотром опытного инструктора.
  • Несмотря на то, что данную технику также можно выполнять сидя в сиддхасане или в сиддха йони асане, не спешите это делать. Исходное положение сидя подходит только для опытных практиков, так как совершать Наули в нём значительно сложнее, чем в исходном положением стоя.

Противопоказания

Противопоказано выполнять Наули в период восстановления после операций на брюшной полости. Её не выполняют во время беременности.

Наули не должны выполнять лица, которые страдают от сердечных заболеваний и заболеваний ЖКТ. Она противопоказана при:

  • Гипертонии.
  • Грыже.
  • Язве желудка.
  • Язве двенадцатиперстной кишки.

Подводя итоги

Наули Крия – это непростая для освоения, но весьма эффективная техника для стимуляции органов брюшной полости и нормализации работы эндокринной и выделительной системы. Чтобы облегчить процесс её изучения, желательно вначале освоить Уддияна бандху и Агнисара Крию.

Наули Крия обладает стимулирующим действием, позволяет бороться с ленью и возвращает интерес к жизни. Удалось ли вам ощутить этот на себе эффект? Добавились ли новые краски в вашу жизнь после её регулярной практики? Поделитесь вашими впечатлениями.

Наули – волшебная «Волна», смывающая слабость и болезни

Наули, или «волна», иначе – «взбалтывание живота» – одна из важнейших практик серии Шаткарм, и Хатха-йоги вообще, однако именно ей почему-то часто пренебрегают. Возможно потому, что мало у кого хватает энтузиазма и понимания важности этой техники, чтобы ей овладеть. На самом деле, научиться хорошо делать Наули совсем не сложно – если знать один небольшой секрет этой практики (об этом ниже).

«Наклонись вперед, выдави живот наружу и быстро вращай справа налево. Сиддхами это называется Наули» — так, очень лаконично, описывает технику Наули «Хатха-йога Прадипика» мудреца Сватмарамы. К сожалению, по такому описанию овладеть Наули очень проблематично, и многие просто пропускают эту технику – не помогает даже довольно веское описание преимуществ, которые дает эта практика: «Наули – важнейшая из практик Хатха-йоги. Она разжигает огонь пищеварения, убирает несварение, медленное пищеварение, и все дисбалансы Дош, и приносит счастье». Сватмарама приводит описание этих «бонусов» в следующей шлоке, словно прозрев, что практикой этой иначе будут пренебрегать! Давайте поэтому все же разберемся, как овладеть Наули, чтобы стать счастливыми и решить все проблемы с желудком.

Для начала, чтобы эффективно учиться Наули, надо освоить Уддияна-бандху, так чтобы она получалась легко. Это полпути к Наули.

Фактически, Наули – это сжатие мышц, которые медики называют rectusabdomini, и высвобождение других мышц живота. Контроль над нужными мышцами позволяет выделять из них плотный жгут посередине живота (Мадхьяма Наули), а также в дальнейшем вращать этот жгут слева направо (против часовой стрелки) – «Дакшина Наули», или справа налево (по часовой) – «Вама Наули». Мышцы, которые нам нужны – это две длинные вертикальные полоски на передней стенке живота – они идут от нижних ребер вниз практически до лобковой кости. Однако для выполнения упражнения понадобится использовать еще и косые, и поперечные мышцы живота.

· Помните, что эту практику надо делать на пустой желудок (должно пройти 5-6 часов после еды минимум, и даже воды много не пейте перед практикой). Лучше всего делать Наули утром, естественно до завтрака. Выполнение «Волны» на полный желудок (даже полный воды) не комфортно и не полезно – если не предписано Гуру для особых целей по показаниям.

· Имеются противопоказания к выполнению Наули: сердечные заболевания, пупочная грыжа, высокое давление, камни в желчном пузыре, язвенная болезнь, а также период 1-2 месяца после любой операции. Наули НЕ выполняется во время беременности на любом месяце (но эта практика рекомендуется через 4-6 месяцев ПОСЛЕ беременности, для укрепления мышц живота).

Мадхьяма Наули (центральный жгут):

  1. Встаем на коврик, ступни широко расставлены (45-100 см друг от друга). Чуть сгибаем ноги в коленях и стоим в полуприседе, упираясь руками на ноги чуть выше коленей (большими пальцами внутрь). Голову не опускаем, глаза открыты (можно смотреть на живот, подняв футболку и прижав ее подбородком). Выдох.
  2. Делаем медленный вдох через нос и быстрый мощный выдох через рот, вытянув губы трубочкой; выполняем Бахиранга Кумбхаку – задержку дыхания после выдоха – и закрываем Джаландхара-бандху (горловой замок).
  3. Теперь втягиваем живот (удерживая Бахиранга Кумбхаку!), выполняем Уддияна-бандху. Руки на коленях.
  4. Теперь мысленным усилием высвобождаем мышцы по центру живота (вокруг пупа), как бы расслабляя пупок. На животе проявляется вертикальный жгут мышц – это и есть Мадхьяма Наули – «центральная волна». Одновременно втягиваем живот с обоих боков (где талия). Чем плотнее жгут по центру, тем лучше. Удерживаем жгут как можно дольше (20-30 секунд, если удается с легкостью). Задержка дыхания на полминуты должна быть уже комфортной для гармоничного выполнения этой практики!
  5. Для завершения снимаем напряжение с живота, поднимаем голову и корпус. Делаем медленный, глубокий вдох (живот расширяется). Расслабляемся в нормальной стойке несколько циклов дыхания.

Вама и Дакшина Наули (перемещение жгута влево и вправо):

  1. Встаем на коврик, ступни на расстоянии примерно 50-100 сантиметров друг от друга. Чуть сгибаем ноги в коленях и стоим в полуприседе, упираясь руками на ноги чуть выше коленей (большими пальцами внутрь). Голову не опускаем, глаза открыты. Выдох.
  2. Делаем медленный вдох через нос и быстрый мощный выдох через рот, вытянув губы трубочкой; выполняем Бахиранга Кумбхаку – задержку дыхания после выдоха и закрываем Джаландхара-бандху (горловой замок).
  3. Теперь втягиваем живот (удерживая Бахиранга Кумбхаку!), выполняем Уддияна-бандху как обычно.
  4. Теперь – внимание, секрет! – чуть поднимаем правую ладонь (отрываем от колена), перенося вес корпуса на левую руку (и как бы колено), при этом стараемся не наклоняться влево. Такая хитрость позволяет «автоматически» (до известной степени) – т.е. без сознательных усилий с нашей стороны – выделить нужные мышцы и сместить «волну» влево.
  5. Для завершения практики – снимаем Уддияна-бандху, медленно поднимаем голову, выпрямляемся и медленно, контролируемо вдыхаем.
  6. Мы выполнили Вама-Наули.
  7. Для Дакшина-Наули начинаем как обычно, а в п. 4 делаем все наоборот: приподнимаем левую руку, мышцы смещаются вправо.
  8. Отдыхайте между подходами! Обязательно надо сделать несколько нормальных вдохов-выдохов перед тем, как приступать к следующему кругу.

Продвинутые техники (их выполняют, овладев в совершенстве вышеуказанными практиками, не вперемешку с ними):

1) Вы учитесь «взбалтывать» живот: выполняете поочередно Вама и Дакшина Наули без передышки. После начального освоения практика выполняется по схеме: вращение 3 раза Вама Наули, потом 3 раза Дакшина Наули – и снимаем сжатие. Постепенно можно начинать делать не по 3, а больше, до 20 вращений в каждую сторону.

2) Вы учитесь практиковать Наули сидя в Сиддхасане (для женщин – Сиддха Йоги асана), подложив небольшую подушку под седалищные кости.

Не стоит пытаться выполнять эти вариации, не освоив до легкости предыдущие (основную технику).

Польза от Наули большая: в плане здоровья эта практика снимает запоры, несварение желудка, функциональную (нервную) диарею, повышенную кислотность, вздутие живота, а также лечит от депрессии, гормональных дисбалансов, расстройств мочеполовой сферы (в т.ч. сексуальных), избавляет от апатии, лености, заряжает энергией и дает внутреннее спокойствие.

С точки зрения практики йоги Наули позволяет контролировать желание еды и секса (наряду с желанием спать – важнейшие желания человека по теории йоги). Регулярная практика Наули значительно укрепляет волю. Эта техника увеличивает тепло в организме, поэтому особо рекомендуется тем, кто мерзнет в холодное время года. Техника Наули увеличивает способность организма к оптимальному усвоению пищи. Довольствуясь небольшим количеством продуктов, йоги, которые делают Наули ежедневно, способны более эффективно избавляться от токсинов и шлаков в пище, при этом получая из нее максимум полезных веществ (поэтому в трактатах и говорится, что эта техника уменьшает количество выделений). По воздействию на тело, эта техника превосходит и асаны, и пранаямы, и фактически является само-массажем внутренних органов брюшной полости, во многом определяющих здоровье организма в целом.

Практика необычной Гуру-Йоги

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Сегодня вам очень повезло: вы начали получать комментарии по Гуру пудже. Гуру-пуджа, или, как этот текст называется по-тибетски, «Лама Чодпа», — это необычная практика Гуру-йоги, которую дал лама Цонкапа. Это уникальная и очень глубокая практика.

Получив полные наставления по Гуру-пудже, вы сможете достичь состояния будды, даже если будете делать только одну эту практику, поскольку она объединяет в себе все учения сутры и тантры. В ней заключены все практики нендро, медитации на Ламрим, практика шаматхи, шесть йог Наропы, практика Махамудры. В будущем, когда вы уйдете в ретрит, то вашей основной практикой должна стать Гуру-пуджа. Если вы будете практиковать Махамудру без Гуру-пуджи, то ваши шансы на реализацию будут крайне малы. В дальнейшем я расскажу вам, как выполнять различные практики через Гуру-пуджу. Например, предварительные практики нендро. Сто тысяч простираний через Гуру-пуджу — это очень мощная практика. Так же, как и чтение ста тысяч мантр Прибежища, ста тысяч мантр Мигцэма, и сто тысяч подношений мандалы. Без Гуру-пуджи все это будет не более чем физическими упражнениями или произнесением различных звуков. Основные практики нендро, которые следует выполнить через Гуру-пуджу — это 100 тысяч простираний, 100 тысяч мантр Прибежища, 100 тысяч мантр Мигцэма, 100 тысяч мантр Ваджрасаттвы.

Давая комментарии, в определенных местах я буду делать остановки и говорить: «Здесь следует делать такую-то практику». Допустим, если в данный момент ваша основная практика — это практика Прибежища, то на определенном этапе Гуру-пуджи там, где приведена мантра НАМО ГУРУБЭ, НАМО БУДДАЯ, НАМО ДХАРМАЯ, НАМО САНГХАЯ, вы остановитесь и начитаете как можно больше этой мантры, а остальную часть практики выполните в сжатом виде.

Либо, если вы занимаетесь практикой 100 тысяч простираний, то в том месте Гуру-пуджи, где им посвящена отдельная строфа, вы прерываетесь и делаете простирания. То же самое касается и практики Махамудры. Во время этой практики важно представлять, что ваше сознание неотделимо от сознания вашего духовного наставника. На этот счет существуют особые наставления, я дам их вам в другой раз.Тем не менее, именно через Гуру-пуджу многие ученики ламы Цонкапы медитировали на Махамудру и достигли высочайших реализаций. Линия преемственности практики Махамудры, которую сохранил лама Цонкапа, идет от Марпы Лоцавы. Практика Махамудры в традиции Гелуг и в традиции Кагью ничем не отличается. Если это подлинное учение Марпы и подлинное учение ламы Цонкапы, то различия между ними быть не должно. Если же какие-либо ученики ламы Цонкапы или ученики Марпы неправильно интерпретируют учение, то это их собственная ошибка, а не их учителей.

Сначала я расскажу вам, как возникла практика Гуру-пуджи. Во времена ламы Цонкапы в Тибете существовало великое множество разнообразных садхан по Гуру-йоге. Лама Цонкапа получил по всем наставления и собрал их воедино. А затем лама Цонкапа получил напрямую учение от Манджушри. Он спросил его, какая практика самая эффективная во времена упадка, когда люди накапливают мало заслуг и у них мало энтузиазма. И на это ему Манджушри ответил, что самая эффективная практика — это практика Гуру-йоги, и в особенности та, что сочетает в себе практики трех божеств Махаануттара-йогатантры— Ямантаки, Чакрасамвары и Гухьясамаджи. Манджушри дал ламе Цонкапе полные наставления по этой практике — Гуру-пудже. Предварительная ее часть выполняется в соответствии с тантрой Ямантаки. Другими словами, вы, являя себя в облике Ямантаки, благословляете внутреннее подношение, визуализируете охранный круг. Затем вы переходите к практике Чакрасамвары и делаете подношения. Именно в тантре Чакрасамвары содержатся уникальные наставления о том, как сделать обширные подношения и таким образом накопить большие заслуги. Основная же часть Гуру-пуджи связана с тантрой Гухьясамаджи, практикой дзогрим — тантрической стадии завершения. В тантре Гухьясамаджи излагается учение о пяти этапах стадии завершения. В тантре Гухьясамаджи даются очень подробные комментарии о том, как достичь полной реализации, пройдя пять этапов. Итак, все эти практики включены в Гуру-пуджу. Гуру-пуджу следует практиковать утром. Если же вы медитируете на Ламрим, то с нее нужно начинать каждую сессию. Когда вы получите наставления по Гуру-пудже, то у вас уже не будет потребности в духовном наставнике. Вы сможете медитировать в горах, вдали от общества. Но для того, чтобы получить полный комментарий, вам потребуется много времени: учение по Гуру-пудже очень обширно. Поэтому не торопитесь бежать в горы. Когда придет время, я сам скажу вам об этом. Те люди, которым будет необходимо медитировать в горах, не захотят туда идти. И, наоборот, те, кому там делать нечего, будут рваться в горы. Эмоции обманчивы, они вводят вас в заблуждение. Тем не менее, вдохновение — очень важно. Сейчас вы должны говорить себе: «Пусть в будущем я смогу медитировать в горах, как Миларепа, Атиша, лама Цонкапа, полностью отказавшись от дел этой жизни. Моя повседневная жизнь — это обман, погоня за радугой. Мирские дела подобны сбриванию бороды. Чем чаще ее бреешь, тем быстрее она отрастает. » Получая учение по Гуру-пудже, вы должны культивировать в себе подобный настрой ума. Вы должны понимать, что жизнь коротка, быстротечна, как сон. Большая ее часть уже прошла. Каким бы знаменитым вы ни были, какими бы богатствами ни обладали, все это не более, чем сон. Остаток вашей жизни пройдет еще быстрее. Вам повезло, что сейчас вы родились в человеческом облике. Более того, в настоящий момент вы обладаете драгоценной человеческой жизнью. У вас есть десять благих условий и восемь свобод для практики Дхармы. В будущем вам будет чрезвычайно трудно вновь обрести драгоценное человеческое рождение. Скажите себе: если я потрачу эту жизнь впустую, то в дальнейшем у меня будет один шанс на миллион родиться человеком. Несомненно, поток нашего ума переходит из одной жизни в другую. И для всех наших жизней ценность представляет лишь практика Дхармы. В Дхарме же самым драгоценным является учение по Гуру-пудже, объединяющее все учения сутры и тантры.

Вначале лама Цонкапа не давал практику Гуру-пуджи открыто. Он практиковал учение, полученное от Манджушри, самостоятельно и передавал эти наставления только самым близким ученикам. Записывать их не разрешалось. Эту традицию устной передачи унаследовал один из учеников ламы Цонкапы — Венцапа. Поэтому эта линия называется линией Венцапы. Благодаря практике Гуру-пуджи Венцапа достиг состояния будды за двенадцать лет. Мы, конечно, не можем надеяться на аналогичные результаты. Тем не менее, у вас должно быть очень сильное желание достичь состояния будды как можно скорее ради блага всех живых существ. Не определяйте никаких сроков, просто всем сердцем стремитесь к просветлению. Сроки только создают лишнее напряжение. Главное — это наличие искреннего желания. И тогда, может быть, вы и станете буддой за одну жизнь.

Итак, Венцапа, получив наставления, удалился в горы для медитации. Затем он передал это учение своим ученикам. И в течение многих поколений учение по Гуру-пудже в соответствии с традицией передавалось «из уст в ухо», пока Первый Панчен-лама не написал данный стихотворный текст. Он подумал: «Если я не изложу эту практику на бумаге, то линия Венцапы придет в упадок». Тем самым Панчен Ринпоче нарушил обет, поскольку комментарии на Гуру-пуджу не могут быть общедоступными. Но сделал он это из величайшего сострадания к живым существам, чтобы принести им благо. Ученик же Панчен-ламы, великий йогин Качен Еше, написал к тексту комментарий под названием «Бросание обещаний на ветер». Он также нарушил свой обет данным поступком. Этот текст очень редкий. Я получил его передачу, когда практиковал в горах. Но я пока не дам вам очень подробных наставлений. По мере того, как ваша практика будет становиться глубже, я буду давать все более и более углубленный комментарий. Этот текст и наставления по нему поистине уникальны. В них — все учение сутры и тантры. Вы должны не просто стать учеными интеллектуалами и накопить побольше информации. Вы должны практиковать буддизм профессионально. Тогда вам будет не нужно бояться смерти. Бардо? Прекрасно! Многие мастера достигали высокой реализации в состоянии бардо. Пусть в бардо у вас нет тела, зато у вас есть ум, тот же самый ум. Он обретает большую ясность, поскольку вы лишены грубого тела. В этом состоянии вы будете обладать небольшой степенью ясновидения, а также, возможно, у вас возникнут некоторые галлюцинации. Не бойтесь их! Мертвому уже ничто не может повредить. Что можно украсть из пустого дома? Делайте в бардо Гуру-пуджу. Все остальное — игрушки.

Итак, для людей, получивших комментарии по Гуру-пудже, смерть — это хорошая новость. На

Геше Джампа Тинлей — Практика необычной Гуру-Йоги

Геше Джампа Тинлей — Практика необычной Гуру-Йоги краткое содержание

Практика необычной Гуру-Йоги читать онлайн бесплатно

Сегодня вам очень повезло: вы начали получать комментарии по Гуру пудже. Гуру-пуджа, или, как этот текст называется по-тибетски, «Лама Чодпа», — это необычная практика Гуру-йоги, которую дал лама Цонкапа. Это уникальная и очень глубокая практика.

Получив полные наставления по Гуру-пудже, вы сможете достичь состояния будды, даже если будете делать только одну эту практику, поскольку она объединяет в себе все учения сутры и тантры. В ней заключены все практики нендро, медитации на Ламрим, практика шаматхи, шесть йог Наропы, практика Махамудры. В будущем, когда вы уйдете в ретрит, то вашей основной практикой должна стать Гуру-пуджа. Если вы будете практиковать Махамудру без Гуру-пуджи, то ваши шансы на реализацию будут крайне малы. В дальнейшем я расскажу вам, как выполнять различные практики через Гуру-пуджу. Например, предварительные практики нендро. Сто тысяч простираний через Гуру-пуджу — это очень мощная практика. Так же, как и чтение ста тысяч мантр Прибежища, ста тысяч мантр Мигцэма, и сто тысяч подношений мандалы. Без Гуру-пуджи все это будет не более чем физическими упражнениями или произнесением различных звуков. Основные практики нендро, которые следует выполнить через Гуру-пуджу — это 100 тысяч простираний, 100 тысяч мантр Прибежища, 100 тысяч мантр Мигцэма, 100 тысяч мантр Ваджрасаттвы.

Давая комментарии, в определенных местах я буду делать остановки и говорить: «Здесь следует делать такую-то практику». Допустим, если в данный момент ваша основная практика — это практика Прибежища, то на определенном этапе Гуру-пуджи там, где приведена мантра НАМО ГУРУБЭ, НАМО БУДДАЯ, НАМО ДХАРМАЯ, НАМО САНГХАЯ, вы остановитесь и начитаете как можно больше этой мантры, а остальную часть практики выполните в сжатом виде.

Либо, если вы занимаетесь практикой 100 тысяч простираний, то в том месте Гуру-пуджи, где им посвящена отдельная строфа, вы прерываетесь и делаете простирания. То же самое касается и практики Махамудры. Во время этой практики важно представлять, что ваше сознание неотделимо от сознания вашего духовного наставника. На этот счет существуют особые наставления, я дам их вам в другой раз.Тем не менее, именно через Гуру-пуджу многие ученики ламы Цонкапы медитировали на Махамудру и достигли высочайших реализаций. Линия преемственности практики Махамудры, которую сохранил лама Цонкапа, идет от Марпы Лоцавы. Практика Махамудры в традиции Гелуг и в традиции Кагью ничем не отличается. Если это подлинное учение Марпы и подлинное учение ламы Цонкапы, то различия между ними быть не должно. Если же какие-либо ученики ламы Цонкапы или ученики Марпы неправильно интерпретируют учение, то это их собственная ошибка, а не их учителей.

Сначала я расскажу вам, как возникла практика Гуру-пуджи. Во времена ламы Цонкапы в Тибете существовало великое множество разнообразных садхан по Гуру-йоге. Лама Цонкапа получил по всем наставления и собрал их воедино. А затем лама Цонкапа получил напрямую учение от Манджушри. Он спросил его, какая практика самая эффективная во времена упадка, когда люди накапливают мало заслуг и у них мало энтузиазма. И на это ему Манджушри ответил, что самая эффективная практика — это практика Гуру-йоги, и в особенности та, что сочетает в себе практики трех божеств Махаануттара-йогатантры— Ямантаки, Чакрасамвары и Гухьясамаджи. Манджушри дал ламе Цонкапе полные наставления по этой практике — Гуру-пудже. Предварительная ее часть выполняется в соответствии с тантрой Ямантаки. Другими словами, вы, являя себя в облике Ямантаки, благословляете внутреннее подношение, визуализируете охранный круг. Затем вы переходите к практике Чакрасамвары и делаете подношения. Именно в тантре Чакрасамвары содержатся уникальные наставления о том, как сделать обширные подношения и таким образом накопить большие заслуги. Основная же часть Гуру-пуджи связана с тантрой Гухьясамаджи, практикой дзогрим — тантрической стадии завершения. В тантре Гухьясамаджи излагается учение о пяти этапах стадии завершения. В тантре Гухьясамаджи даются очень подробные комментарии о том, как достичь полной реализации, пройдя пять этапов. Итак, все эти практики включены в Гуру-пуджу. Гуру-пуджу следует практиковать утром. Если же вы медитируете на Ламрим, то с нее нужно начинать каждую сессию. Когда вы получите наставления по Гуру-пудже, то у вас уже не будет потребности в духовном наставнике. Вы сможете медитировать в горах, вдали от общества. Но для того, чтобы получить полный комментарий, вам потребуется много времени: учение по Гуру-пудже очень обширно. Поэтому не торопитесь бежать в горы. Когда придет время, я сам скажу вам об этом. Те люди, которым будет необходимо медитировать в горах, не захотят туда идти. И, наоборот, те, кому там делать нечего, будут рваться в горы. Эмоции обманчивы, они вводят вас в заблуждение. Тем не менее, вдохновение — очень важно. Сейчас вы должны говорить себе: «Пусть в будущем я смогу медитировать в горах, как Миларепа, Атиша, лама Цонкапа, полностью отказавшись от дел этой жизни. Моя повседневная жизнь — это обман, погоня за радугой. Мирские дела подобны сбриванию бороды. Чем чаще ее бреешь, тем быстрее она отрастает. » Получая учение по Гуру-пудже, вы должны культивировать в себе подобный настрой ума. Вы должны понимать, что жизнь коротка, быстротечна, как сон. Большая ее часть уже прошла. Каким бы знаменитым вы ни были, какими бы богатствами ни обладали, все это не более, чем сон. Остаток вашей жизни пройдет еще быстрее. Вам повезло, что сейчас вы родились в человеческом облике. Более того, в настоящий момент вы обладаете драгоценной человеческой жизнью. У вас есть десять благих условий и восемь свобод для практики Дхармы. В будущем вам будет чрезвычайно трудно вновь обрести драгоценное человеческое рождение. Скажите себе: если я потрачу эту жизнь впустую, то в дальнейшем у меня будет один шанс на миллион родиться человеком. Несомненно, поток нашего ума переходит из одной жизни в другую. И для всех наших жизней ценность представляет лишь практика Дхармы. В Дхарме же самым драгоценным является учение по Гуру-пудже, объединяющее все учения сутры и тантры.

Вначале лама Цонкапа не давал практику Гуру-пуджи открыто. Он практиковал учение, полученное от Манджушри, самостоятельно и передавал эти наставления только самым близким ученикам. Записывать их не разрешалось. Эту традицию устной передачи унаследовал один из учеников ламы Цонкапы — Венцапа. Поэтому эта линия называется линией Венцапы. Благодаря практике Гуру-пуджи Венцапа достиг состояния будды за двенадцать лет. Мы, конечно, не можем надеяться на аналогичные результаты. Тем не менее, у вас должно быть очень сильное желание достичь состояния будды как можно скорее ради блага всех живых существ. Не определяйте никаких сроков, просто всем сердцем стремитесь к просветлению. Сроки только создают лишнее напряжение. Главное — это наличие искреннего желания. И тогда, может быть, вы и станете буддой за одну жизнь.

Итак, Венцапа, получив наставления, удалился в горы для медитации. Затем он передал это учение своим ученикам. И в течение многих поколений учение по Гуру-пудже в соответствии с традицией передавалось «из уст в ухо», пока Первый Панчен-лама не написал данный стихотворный текст. Он подумал: «Если я не изложу эту практику на бумаге, то линия Венцапы придет в упадок». Тем самым Панчен Ринпоче нарушил обет, поскольку комментарии на Гуру-пуджу не могут быть общедоступными. Но сделал он это из величайшего сострадания к живым существам, чтобы принести им благо. Ученик же Панчен-ламы, великий йогин Качен Еше, написал к тексту комментарий под названием «Бросание обещаний на ветер». Он также нарушил свой обет данным поступком. Этот текст очень редкий. Я получил его передачу, когда практиковал в горах. Но я пока не дам вам очень подробных наставлений. По мере того, как ваша практика будет становиться глубже, я буду давать все более и более углубленный комментарий. Этот текст и наставления по нему поистине уникальны. В них — все учение сутры и тантры. Вы должны не просто стать учеными интеллектуалами и накопить побольше информации. Вы должны практиковать буддизм профессионально. Тогда вам будет не нужно бояться смерти. Бардо? Прекрасно! Многие мастера достигали высокой реализации в состоянии бардо. Пусть в бардо у вас нет тела, зато у вас есть ум, тот же самый ум. Он обретает большую ясность, поскольку вы лишены грубого тела. В этом состоянии вы будете обладать небольшой степенью ясновидения, а также, возможно, у вас возникнут некоторые галлюцинации. Не бойтесь их! Мертвому уже ничто не может повредить. Что можно украсть из пустого дома? Делайте в бардо Гуру-пуджу. Все остальное — игрушки.

  • 11.04.2015
  • Теги: Оккультизм

Чод — необычная практика тибетской йоги

К разряду уникальных мистических методов тибетской йоги относится практика чод, которая является своеобразным синтезом магии и техники духовного совершенствования. Эта йогическая техника считается весьма опасной, поскольку если у йога отсутствует истинное намерение и у него мало психической силы, то он может сойти с ума или вообще умереть.

Значение термина

В переводе название практики тибетской йоги чод означает «отсекать», что указывает на ее направленность, а именно на то, что она призвана отсекать у адепта эгоистичные привязанности и кармические связи. В результате он обретает истинное видение вещей.

«Изобретатели» практики тибетской чод

Согласно одной из версий, «изобретателем» или основателем практики чод считается тибетская йогиня Мачиг Лабдрон (1055—1149). Ей удалось гармонично соединить элементы боннской шаманской традиции и буддийского учения дзогчен.

Существует и другая версия, приписывающая право «изобретения» чод мистику Тонгчжунг Тучене. Согласно легенде, он «открыл» ее во время выполнения методов йоги сновидений.

Покровители тибетской практики чод

Покровителями данной практики считается пара божеств Чичипати, которых также называют «живыми скелетами».

Легенды утверждают, что когда-то они были супругами, медитировавшими ночью на кладбище, где их застали голодные разбойники. Пользуясь тем, что йоги были погружены в глубокую медитацию, они стали ножами срезать с них мясо и есть его.

Когда же супруги закончили медитацию, то обнаружили, что от них остались лишь одни скелеты. Разбойники, конечно же, были наказаны законом кармы, а Чичипати стали покровителями практиков чод.

Суть тибетской практики чод

Если говорить кратко, то вся суть практики чод сводится к тому, что йог приносит себя в жертву, благодаря чему отсекает привязанность к тленной сторонне жизни и концентрируется на том, что действительно может быть вечным, что является истинной сутью мира — изначальным светом.

Практическая сторона чод осуществляется следующим образом. Йог уединяется в какой-либо местности, в темной роще, пещере, но чаще всего на кладбище, поскольку именно там находится больше всего злобных духов и других агрессивных существ. К тому же само место, волей-неволей, заставляет задумываться о бренности человеческого существования.

Затем с помощью специального ритуала йог вызывает гневных духов и предлагает им в качестве подношения собственное тело, олицетворяющее кармические и эгоистические привязанности.

Практика необычной Гуру Йоги (18 стр.)

На самом деле вы должны накапливать заслуги и мудрость в течение трех неисчислимых эонов прежде, чем станете буддой. Однако в тантре существует метод, благодаря которому заслуги можно накопить за очень короткий срок. Кроме того, делая подношения в практике Гуру-пуджи, вы должны не просто визуализировать себя в образе Ямантаки, а у вас должно быть бесчисленное количество тел Ямантаки, которые с сильной мотивацией бодхичитты подносят бесчисленное количество обширных даров бесчисленному количеству Полей Заслуг. Если вы будете делать практику в точности, как я говорю, то за час накопите заслуг больше, чем за три года обычной практики подношения мандалы. Именно поэтому наставления ламы Цонкапы столь драгоценны. Дело не в том, что они в высшей степени «высоки» — они практичны. Представьте, что вы решили купить магнитофон. Каждый продавец будет утверждать, что его магнитофон лучше, и, только оценив все магнитофоны в действии, изучив их технические характеристики, вы сможете сделать правильный выбор. Ясно?

Если бы дело обстояло по-другому, то каждый учитель мог бы сказать, что его учение самое драгоценное, и вы не смогли бы это проверить. Индуисты говорят, что их учение самое лучшее, и все тибетские школы утверждают то же самое. Вы должны самостоятельно и непредвзято исследовать данную ситуацию, а потом уже делать выводы, и тогда, пусть даже тысяча людей скажут вам, что вы не правы, они не смогут вас переубедить. Итак, как я вам уже сказал, вам очень повезло, что вы встретились с учением ламы Цонкапы. Я вам уже рассказывал, что Будда пророчествовал о приходе только двух учителей. Один из них — Нагарджуна, которому предстояло раскрыть конечное воззрение Будды. Во второй же сутре Будда обратился к Манджушри: «В будущем ты переродишься в Тибете, и имя твое будет Цонкапа. Ты возродишь мое учение в Тибете во всей его чистоте, и затем оно будет распространяться на север». Итак, из Тибета учение буддизма благодаря ламе Цонкапе перешло в Монголию, Бурятию и Туву. Такие важные вещи вы должны знать. Но когда я говорю, что Будда разговаривал с ламой Цонкапой, вы не должны думать, что они существуют отдельно друг от друга, так как Манджушри — это аспект мудрости Будды. На таком высоком уровне Будда способен являть себя во множестве различных форм. Представьте, что есть человек, чей ум очень трудно укротить. Именно ради него Будда являет себя в разных формах: одна из его форм дает учение, а остальные слушают. И тогда этот человек подумает: «Раз они слушают, то я тоже послушаю».

В действительности, Манджушри — это аспект мудрости Будды Шакьямуни, Авалокитешвара — аспект его сострадания, и Его Святейшество Далай-лама тоже Будда Шакьямуни, а именно, сострадательный аспект Будды Шакьямуни, принявший облик обычного человеческого существа. А Будда Шакьямуни, явивший себя в образе простого монаха, — это лама Цонкапа. Знать это очень важно, так как именно от Будды Шакьямуни мы получаем учение. Иногда люди становятся несколько фанатичными и начинают считать, что их духовный наставник или какие-либо божества главнее Будды Шакьямуни. Это большая ошибка, потому что они едины, хотя для эффективной практики вы должны думать, что ваш нынешний духовный наставник проявляет по отношению к вам еще большую доброту, чем Будда Шакьямуни.

Теперь вернемся к нашей основной теме. Я уже забыл, на чем мы остановились. Итак, подношение мандалы. Про него я уже сказал достаточно.

(33) На берегах океана исполнения желаний растут лотосы подношений, порожденных добродетелями сансары и нирваны, реальные и явленные, они чаруют все сердца. Все усыпано цветами мирского и высшего блага трех дверей, творимого мной и другими. Этот сад источает множество ароматов подношений Самантабхадры. На его деревьях — плоды трех практик, двух этапов и пяти путей. Подношу его на радость вам, благородные Учителя.

Читая строфу 33, вы должны представлять себе обширные подношения. Все существующие в мире блага, все добродетели, всю благую карму, в том числе, благие деяния ваших собственных тела, речи и ума, все достоинства сансары, а также все качества нирваны вы представляете в форме особого, усыпанного цветами и плодами, дерева. Цветы — это добродетели, а плоды — три практики (практики развития нравственности, сосредоточения и мудрости), два этапа тантрической практики, пять путей и т.д. Итак, вы подносите все сансарические и несансарические блага в форме прекрасного сада, деревьев, усыпанных цветами и плодами. Эти подношения обширны, подобно подношениям Самантабхадры, и символизируют духовную практику. Это самое лучшее подношение, которое вы можете сделать своему духовному наставнику. И если пока вы не способны на практику высокого уровня, то поднесите ему свое вдохновение, благодаря которому вы в будущем освоите все уровни практики. Вы делаете это подношение ламе Цонкапе, неотделимому от Будды Шакьямуни и Будды Ваджрадхары, а также всем учителям традиции, которых вы также визуализируете в форме ламы Цонкапы, Будды Шакьямуни и Будды Ваджрадхары. Я вам уже говорил, что центральной фигурой Поля Заслуг является лама Цонкапа, в сердце которого пребывает Будда Шакьямуни, в сердце которого, в свою очередь располагается Будда Ваджрадхара. Это форма ламы Цонкапы называется «Лама Лобсанг ТубвангДордже Чанг». Слово «Лама» означает то, что в действительности он является вашим духовным наставником, «Лобсанг» обозначает ламу Цонкапу, чье имя — Лобсанг Драгпа, «Тубванг» — Будду Шакьямуни, «Дордже Чанг» — Будду Ваджрадхару. Как видите, даже само имя имеет очень глубокий смысл).

(34) Подношу напиток китайского чая двета шафрана, благоухающего и насыщенного сотней вкусов. Пять крюков, пять светильников и прочее очищаются и превращаются в океан вздымающегося нектара.

Это внутреннее подношение. Обычно основой для него у монахов служит чай, так как, согласно обетам, им строго запрещено употреблять алкоголь. В действительности, внутреннее подношение — это пять видов мяса и пять нектаров. (Если вы уже благословили его во время практики Ямантаки, то второй раз этого делать не нужно. Вы уже трансформировали пять видов мяса и пять нектаров в нектар, так что теперь вы просто его подносите). Цель внутреннего подношения — «зацепить» все реализации и сидхи. Когда вы подносите нектар всем обитателям Поля Заслуг, и они вкушают его, то в них порождается великое блаженство.

(35) Я подношу даже иллюзорных супруг, блистающих юностью, стройных и опытных в шестидесяти четырех искусствах любви, множество рожденных в поле, рожденных мантрой и вместерожденных посланниц-дакинь.

Что касается подношений, то различают внешние, внутренние, тайные подношения и подношения таковости. Я уже объяснил вам, в чем заключается внешнее подношение, необходимое для накопления заслуг, а также, что такое внутреннее подношение. Тайное подношение — это подношение супруг Полю Заслуг ради порождения великого блаженства.

Итак, вы подносите прекраснейших супруг, искусных в шестидесяти четырех видах любви. Различают три вида духовных супруг: рожденные в поле, рожденные мантрой и вместерожденные. Что такое «супруги, рожденные в поле»? Это те супруги, которые уже имеют реализацию стадии порождения. «Рожденные мантрой» — это те, которые имеют реализацию этапа изоляции речи практики дзогрим. «Вместерожденные» — это достигшие реализации единства ясного света и иллюзорного тела. Эти супруги, имеющие различные степени реализации, исходят из вашего сердца (вы визуализируете себя в форме Ямантаки) в облике прекрасных шестнадцатилетних девушек, и вы подносите их Полю Заслуг.

(36) Я подношу вам великую, ничем не омраченную мудрость, вместерожденную с блаженством, сферу истинной, изначально чистой природы всех дхарм, непостижимую и невыразимую, спонтанную и нераздельную, высочайшую абсолютную бодхичитту.

Это подношение таковости. Вы подносите ясный свет, свободный от всех омрачений, таковость, являющуюся пустотой от самобытия всех феноменов. Эти два понятия неразделимы: ясный свет, свободный от всех омрачений, познает пустоту от самобытия, будучи сам пуст от самобытия. Но, хотя он пуст от самобытия, ясный свет спонтанно продолжает свое существование. Кроме того, он невыразим, непостижим и неописуем. Это значит, что прямое познание пустоты таким ясным светом ума является невыразимым. Однако не любое познание пустоты и не любой ясный свет невыразимы. Если бы это было так, то никто бы не смог учить о том, что такое пустота и ясный свет. В данном случае под «невыразимостью» понимается прямое постижение пустоты ясным светом ума. Подобный ясный свет ума, напрямую познающий пустоту, называется «абсолютной бодхичиттой», так как при этом в нем присутствует мотивация бодхичитты. Другими словами, этот ум побуждается желанием скорее стать буддой ради блага всех живых существ и с такой мотивацией познает напрямую пустоту. Когда архат познает пустоту, состояние его ума не является абсолютной бодхичиттой, так как у него отсутствует эта мотивация, именно поэтому не всякая мудрость, имеющая прямое познание пустоты, — абсолютная бодхичитта. Вы не можете пока познать абсолютную бодхичитту, но, имея некоторую реализацию бодхичитты и некоторое понимание пустоты, вы можете ее в некоторой степени ощутить, и именно такую «детскую» абсолютную бодхичитту вы подносите своему духовному наставнику.

(37) Я подношу разнообразные лекарства для излечения от болезней четырехсот омрачений, и на радость вам приношу себя в услужение, повелевайте мною, пока длится пространство.

Геше Джампа Тинлей — Практика необычной Гуру-Йоги

Геше Джампа Тинлей — Практика необычной Гуру-Йоги краткое содержание

Практика необычной Гуру-Йоги

Комментарии на текст «Лама Чодпа» Первого Панчен-ламы Панчена Лобсанга Чокьи Гьялцена

Автор: Геше Джампа Тинлей

Перевод: Майя Малыгина

Практика необычной Гуру-Йоги — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Сегодня вам очень повезло: вы начали получать комментарии по Гуру пудже. Гуру-пуджа, или, как этот текст называется по-тибетски, «Лама Чодпа», — это необычная практика Гуру-йоги, которую дал лама Цонкапа. Это уникальная и очень глубокая практика.

Получив полные наставления по Гуру-пудже, вы сможете достичь состояния будды, даже если будете делать только одну эту практику, поскольку она объединяет в себе все учения сутры и тантры. В ней заключены все практики нендро, медитации на Ламрим, практика шаматхи, шесть йог Наропы, практика Махамудры. В будущем, когда вы уйдете в ретрит, то вашей основной практикой должна стать Гуру-пуджа. Если вы будете практиковать Махамудру без Гуру-пуджи, то ваши шансы на реализацию будут крайне малы. В дальнейшем я расскажу вам, как выполнять различные практики через Гуру-пуджу. Например, предварительные практики нендро. Сто тысяч простираний через Гуру-пуджу — это очень мощная практика. Так же, как и чтение ста тысяч мантр Прибежища, ста тысяч мантр Мигцэма, и сто тысяч подношений мандалы. Без Гуру-пуджи все это будет не более чем физическими упражнениями или произнесением различных звуков. Основные практики нендро, которые следует выполнить через Гуру-пуджу — это 100 тысяч простираний, 100 тысяч мантр Прибежища, 100 тысяч мантр Мигцэма, 100 тысяч мантр Ваджрасаттвы.

Давая комментарии, в определенных местах я буду делать остановки и говорить: «Здесь следует делать такую-то практику». Допустим, если в данный момент ваша основная практика — это практика Прибежища, то на определенном этапе Гуру-пуджи там, где приведена мантра НАМО ГУРУБЭ, НАМО БУДДАЯ, НАМО ДХАРМАЯ, НАМО САНГХАЯ, вы остановитесь и начитаете как можно больше этой мантры, а остальную часть практики выполните в сжатом виде.

Либо, если вы занимаетесь практикой 100 тысяч простираний, то в том месте Гуру-пуджи, где им посвящена отдельная строфа, вы прерываетесь и делаете простирания. То же самое касается и практики Махамудры. Во время этой практики важно представлять, что ваше сознание неотделимо от сознания вашего духовного наставника. На этот счет существуют особые наставления, я дам их вам в другой раз.Тем не менее, именно через Гуру-пуджу многие ученики ламы Цонкапы медитировали на Махамудру и достигли высочайших реализаций. Линия преемственности практики Махамудры, которую сохранил лама Цонкапа, идет от Марпы Лоцавы. Практика Махамудры в традиции Гелуг и в традиции Кагью ничем не отличается. Если это подлинное учение Марпы и подлинное учение ламы Цонкапы, то различия между ними быть не должно. Если же какие-либо ученики ламы Цонкапы или ученики Марпы неправильно интерпретируют учение, то это их собственная ошибка, а не их учителей.

Сначала я расскажу вам, как возникла практика Гуру-пуджи. Во времена ламы Цонкапы в Тибете существовало великое множество разнообразных садхан по Гуру-йоге. Лама Цонкапа получил по всем наставления и собрал их воедино. А затем лама Цонкапа получил напрямую учение от Манджушри. Он спросил его, какая практика самая эффективная во времена упадка, когда люди накапливают мало заслуг и у них мало энтузиазма. И на это ему Манджушри ответил, что самая эффективная практика — это практика Гуру-йоги, и в особенности та, что сочетает в себе практики трех божеств Махаануттара-йогатантры— Ямантаки, Чакрасамвары и Гухьясамаджи. Манджушри дал ламе Цонкапе полные наставления по этой практике — Гуру-пудже. Предварительная ее часть выполняется в соответствии с тантрой Ямантаки. Другими словами, вы, являя себя в облике Ямантаки, благословляете внутреннее подношение, визуализируете охранный круг. Затем вы переходите к практике Чакрасамвары и делаете подношения. Именно в тантре Чакрасамвары содержатся уникальные наставления о том, как сделать обширные подношения и таким образом накопить большие заслуги. Основная же часть Гуру-пуджи связана с тантрой Гухьясамаджи, практикой дзогрим — тантрической стадии завершения. В тантре Гухьясамаджи излагается учение о пяти этапах стадии завершения. В тантре Гухьясамаджи даются очень подробные комментарии о том, как достичь полной реализации, пройдя пять этапов. Итак, все эти практики включены в Гуру-пуджу. Гуру-пуджу следует практиковать утром. Если же вы медитируете на Ламрим, то с нее нужно начинать каждую сессию. Когда вы получите наставления по Гуру-пудже, то у вас уже не будет потребности в духовном наставнике. Вы сможете медитировать в горах, вдали от общества. Но для того, чтобы получить полный комментарий, вам потребуется много времени: учение по Гуру-пудже очень обширно. Поэтому не торопитесь бежать в горы. Когда придет время, я сам скажу вам об этом. Те люди, которым будет необходимо медитировать в горах, не захотят туда идти. И, наоборот, те, кому там делать нечего, будут рваться в горы. Эмоции обманчивы, они вводят вас в заблуждение. Тем не менее, вдохновение — очень важно. Сейчас вы должны говорить себе: «Пусть в будущем я смогу медитировать в горах, как Миларепа, Атиша, лама Цонкапа, полностью отказавшись от дел этой жизни. Моя повседневная жизнь — это обман, погоня за радугой. Мирские дела подобны сбриванию бороды. Чем чаще ее бреешь, тем быстрее она отрастает. » Получая учение по Гуру-пудже, вы должны культивировать в себе подобный настрой ума. Вы должны понимать, что жизнь коротка, быстротечна, как сон. Большая ее часть уже прошла. Каким бы знаменитым вы ни были, какими бы богатствами ни обладали, все это не более, чем сон. Остаток вашей жизни пройдет еще быстрее. Вам повезло, что сейчас вы родились в человеческом облике. Более того, в настоящий момент вы обладаете драгоценной человеческой жизнью. У вас есть десять благих условий и восемь свобод для практики Дхармы. В будущем вам будет чрезвычайно трудно вновь обрести драгоценное человеческое рождение. Скажите себе: если я потрачу эту жизнь впустую, то в дальнейшем у меня будет один шанс на миллион родиться человеком. Несомненно, поток нашего ума переходит из одной жизни в другую. И для всех наших жизней ценность представляет лишь практика Дхармы. В Дхарме же самым драгоценным является учение по Гуру-пудже, объединяющее все учения сутры и тантры.

Вначале лама Цонкапа не давал практику Гуру-пуджи открыто. Он практиковал учение, полученное от Манджушри, самостоятельно и передавал эти наставления только самым близким ученикам. Записывать их не разрешалось. Эту традицию устной передачи унаследовал один из учеников ламы Цонкапы — Венцапа. Поэтому эта линия называется линией Венцапы. Благодаря практике Гуру-пуджи Венцапа достиг состояния будды за двенадцать лет. Мы, конечно, не можем надеяться на аналогичные результаты. Тем не менее, у вас должно быть очень сильное желание достичь состояния будды как можно скорее ради блага всех живых существ. Не определяйте никаких сроков, просто всем сердцем стремитесь к просветлению. Сроки только создают лишнее напряжение. Главное — это наличие искреннего желания. И тогда, может быть, вы и станете буддой за одну жизнь.

Геше Джампа Тинлей — Практика необычной Гуру-Йоги

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Практика необычной Гуру-Йоги»

Описание и краткое содержание «Практика необычной Гуру-Йоги» читать бесплатно онлайн.

Практика необычной Гуру-Йоги

Комментарии на текст «Лама Чодпа» Первого Панчен-ламы Панчена Лобсанга Чокьи Гьялцена

Автор: Геше Джампа Тинлей

Перевод: Майя Малыгина

Сегодня вам очень повезло: вы начали получать комментарии по Гуру пудже. Гуру-пуджа, или, как этот текст называется по-тибетски, «Лама Чодпа», — это необычная практика Гуру-йоги, которую дал лама Цонкапа. Это уникальная и очень глубокая практика.

Получив полные наставления по Гуру-пудже, вы сможете достичь состояния будды, даже если будете делать только одну эту практику, поскольку она объединяет в себе все учения сутры и тантры. В ней заключены все практики нендро, медитации на Ламрим, практика шаматхи, шесть йог Наропы, практика Махамудры. В будущем, когда вы уйдете в ретрит, то вашей основной практикой должна стать Гуру-пуджа. Если вы будете практиковать Махамудру без Гуру-пуджи, то ваши шансы на реализацию будут крайне малы. В дальнейшем я расскажу вам, как выполнять различные практики через Гуру-пуджу. Например, предварительные практики нендро. Сто тысяч простираний через Гуру-пуджу — это очень мощная практика. Так же, как и чтение ста тысяч мантр Прибежища, ста тысяч мантр Мигцэма, и сто тысяч подношений мандалы. Без Гуру-пуджи все это будет не более чем физическими упражнениями или произнесением различных звуков. Основные практики нендро, которые следует выполнить через Гуру-пуджу — это 100 тысяч простираний, 100 тысяч мантр Прибежища, 100 тысяч мантр Мигцэма, 100 тысяч мантр Ваджрасаттвы.

Давая комментарии, в определенных местах я буду делать остановки и говорить: «Здесь следует делать такую-то практику». Допустим, если в данный момент ваша основная практика — это практика Прибежища, то на определенном этапе Гуру-пуджи там, где приведена мантра НАМО ГУРУБЭ, НАМО БУДДАЯ, НАМО ДХАРМАЯ, НАМО САНГХАЯ, вы остановитесь и начитаете как можно больше этой мантры, а остальную часть практики выполните в сжатом виде.

Либо, если вы занимаетесь практикой 100 тысяч простираний, то в том месте Гуру-пуджи, где им посвящена отдельная строфа, вы прерываетесь и делаете простирания. То же самое касается и практики Махамудры. Во время этой практики важно представлять, что ваше сознание неотделимо от сознания вашего духовного наставника. На этот счет существуют особые наставления, я дам их вам в другой раз.Тем не менее, именно через Гуру-пуджу многие ученики ламы Цонкапы медитировали на Махамудру и достигли высочайших реализаций. Линия преемственности практики Махамудры, которую сохранил лама Цонкапа, идет от Марпы Лоцавы. Практика Махамудры в традиции Гелуг и в традиции Кагью ничем не отличается. Если это подлинное учение Марпы и подлинное учение ламы Цонкапы, то различия между ними быть не должно. Если же какие-либо ученики ламы Цонкапы или ученики Марпы неправильно интерпретируют учение, то это их собственная ошибка, а не их учителей.

Сначала я расскажу вам, как возникла практика Гуру-пуджи. Во времена ламы Цонкапы в Тибете существовало великое множество разнообразных садхан по Гуру-йоге. Лама Цонкапа получил по всем наставления и собрал их воедино. А затем лама Цонкапа получил напрямую учение от Манджушри. Он спросил его, какая практика самая эффективная во времена упадка, когда люди накапливают мало заслуг и у них мало энтузиазма. И на это ему Манджушри ответил, что самая эффективная практика — это практика Гуру-йоги, и в особенности та, что сочетает в себе практики трех божеств Махаануттара-йогатантры— Ямантаки, Чакрасамвары и Гухьясамаджи. Манджушри дал ламе Цонкапе полные наставления по этой практике — Гуру-пудже. Предварительная ее часть выполняется в соответствии с тантрой Ямантаки. Другими словами, вы, являя себя в облике Ямантаки, благословляете внутреннее подношение, визуализируете охранный круг. Затем вы переходите к практике Чакрасамвары и делаете подношения. Именно в тантре Чакрасамвары содержатся уникальные наставления о том, как сделать обширные подношения и таким образом накопить большие заслуги. Основная же часть Гуру-пуджи связана с тантрой Гухьясамаджи, практикой дзогрим — тантрической стадии завершения. В тантре Гухьясамаджи излагается учение о пяти этапах стадии завершения. В тантре Гухьясамаджи даются очень подробные комментарии о том, как достичь полной реализации, пройдя пять этапов. Итак, все эти практики включены в Гуру-пуджу. Гуру-пуджу следует практиковать утром. Если же вы медитируете на Ламрим, то с нее нужно начинать каждую сессию. Когда вы получите наставления по Гуру-пудже, то у вас уже не будет потребности в духовном наставнике. Вы сможете медитировать в горах, вдали от общества. Но для того, чтобы получить полный комментарий, вам потребуется много времени: учение по Гуру-пудже очень обширно. Поэтому не торопитесь бежать в горы. Когда придет время, я сам скажу вам об этом. Те люди, которым будет необходимо медитировать в горах, не захотят туда идти. И, наоборот, те, кому там делать нечего, будут рваться в горы. Эмоции обманчивы, они вводят вас в заблуждение. Тем не менее, вдохновение — очень важно. Сейчас вы должны говорить себе: «Пусть в будущем я смогу медитировать в горах, как Миларепа, Атиша, лама Цонкапа, полностью отказавшись от дел этой жизни. Моя повседневная жизнь — это обман, погоня за радугой. Мирские дела подобны сбриванию бороды. Чем чаще ее бреешь, тем быстрее она отрастает. » Получая учение по Гуру-пудже, вы должны культивировать в себе подобный настрой ума. Вы должны понимать, что жизнь коротка, быстротечна, как сон. Большая ее часть уже прошла. Каким бы знаменитым вы ни были, какими бы богатствами ни обладали, все это не более, чем сон. Остаток вашей жизни пройдет еще быстрее. Вам повезло, что сейчас вы родились в человеческом облике. Более того, в настоящий момент вы обладаете драгоценной человеческой жизнью. У вас есть десять благих условий и восемь свобод для практики Дхармы. В будущем вам будет чрезвычайно трудно вновь обрести драгоценное человеческое рождение. Скажите себе: если я потрачу эту жизнь впустую, то в дальнейшем у меня будет один шанс на миллион родиться человеком. Несомненно, поток нашего ума переходит из одной жизни в другую. И для всех наших жизней ценность представляет лишь практика Дхармы. В Дхарме же самым драгоценным является учение по Гуру-пудже, объединяющее все учения сутры и тантры.

Вначале лама Цонкапа не давал практику Гуру-пуджи открыто. Он практиковал учение, полученное от Манджушри, самостоятельно и передавал эти наставления только самым близким ученикам. Записывать их не разрешалось. Эту традицию устной передачи унаследовал один из учеников ламы Цонкапы — Венцапа. Поэтому эта линия называется линией Венцапы. Благодаря практике Гуру-пуджи Венцапа достиг состояния будды за двенадцать лет. Мы, конечно, не можем надеяться на аналогичные результаты. Тем не менее, у вас должно быть очень сильное желание достичь состояния будды как можно скорее ради блага всех живых существ. Не определяйте никаких сроков, просто всем сердцем стремитесь к просветлению. Сроки только создают лишнее напряжение. Главное — это наличие искреннего желания. И тогда, может быть, вы и станете буддой за одну жизнь.

Итак, Венцапа, получив наставления, удалился в горы для медитации. Затем он передал это учение своим ученикам. И в течение многих поколений учение по Гуру-пудже в соответствии с традицией передавалось «из уст в ухо», пока Первый Панчен-лама не написал данный стихотворный текст. Он подумал: «Если я не изложу эту практику на бумаге, то линия Венцапы придет в упадок». Тем самым Панчен Ринпоче нарушил обет, поскольку комментарии на Гуру-пуджу не могут быть общедоступными. Но сделал он это из величайшего сострадания к живым существам, чтобы принести им благо. Ученик же Панчен-ламы, великий йогин Качен Еше, написал к тексту комментарий под названием «Бросание обещаний на ветер». Он также нарушил свой обет данным поступком. Этот текст очень редкий. Я получил его передачу, когда практиковал в горах. Но я пока не дам вам очень подробных наставлений. По мере того, как ваша практика будет становиться глубже, я буду давать все более и более углубленный комментарий. Этот текст и наставления по нему поистине уникальны. В них — все учение сутры и тантры. Вы должны не просто стать учеными интеллектуалами и накопить побольше информации. Вы должны практиковать буддизм профессионально. Тогда вам будет не нужно бояться смерти. Бардо? Прекрасно! Многие мастера достигали высокой реализации в состоянии бардо. Пусть в бардо у вас нет тела, зато у вас есть ум, тот же самый ум. Он обретает большую ясность, поскольку вы лишены грубого тела. В этом состоянии вы будете обладать небольшой степенью ясновидения, а также, возможно, у вас возникнут некоторые галлюцинации. Не бойтесь их! Мертвому уже ничто не может повредить. Что можно украсть из пустого дома? Делайте в бардо Гуру-пуджу. Все остальное — игрушки.

Наули — необычная практика

Давно хотела научиться делать наули, но у меня никак не получалось.

Но вот, наконец-то, у меня нашлось время, а в сети — видео с отличным объяснением (спасибо dana_pro ).
Оказывается, это совсем не так сложно!

У меня проблемы были две: я не полностью выдыхала воздух, из-за этого у меня не получался «вакуум», и я не знала главную хитрость — перенос веса с одной руки на другую. И еще одна подсказка от Даны — за процессом удобно наблюдать в зеркало, положив его на пол. Мне, например, грудь мешает увидеть свой втянутый живот 🙂

Вчера я увидела, что у меня уже кое-что получается! Еще немного тренировок, и научусь делать волну 🙂

Наули — очень полезная штука, особенно для людей с моим типом конституции — с высокой капхой и недостатком огня. Только девушкам — осторожно, есть нюансы, см. под катом.

Оригинал взят у dana_pro в Наули с объяснением

Настолько подробно показано и рассказано, я даже не знаю, можно ли лучше. Я преподавала уже несколько лет и думала, что такие вещи, как наули, нети-крия (включая шнур в носу), глотание бинтов и прочие шаткармы все отлично знают. Что препод человеку нужен, чтобы асаны отстроить, а уж по части шаткарм и прочей йоги написано столько. Оказалось, нет. Не так давно одна моя ученица спросила: почему же вы никогда не говорили нам про наули. Я обнаружила для себя эту практику всего пару месяцев назад, начала практиковать — да я впервые в жизни поняла, что такое здоровое чувство голода!

В общем, наули — это то, что с первой минуты, во-первых, скажет вам о ваших проблемах с органами внутренней полости. Во-вторых, насколько хорошо вы питаетесь. В-третьих, это включение системы трех обогревателей, это немерзнущие лапки, это жар, исходящий из центра тела и распространяющийся до конца конечностей ))

Тем, кто никогда не делал ничего подобного, я бы рекомендовала начать с первой части, где Вера показывает глубокую бандху. Некоторые испытывают трудности уже на этом этапе, поэтому не грех заложить неделю на его освоение. И далее — пошагово. Осваивать постепенно, аккуратно. Если вы делаете бандху, и в животе локальная резкая боль. ну, перестаньте, отдохните. Если, сколько бы раз не начинали, всегда эта резкая боль, сходите к врачу. Если вы вчера заели полкило котлет парой шоколадок, то не паникуйте — боль вполне объяснима. Если же пробуете повторить и все вроде бы неплохо идет — поздравляю, мы с вами в одной лодке. Ибо нет в наули ничего мистического и запредельного, это довольна простая и полезная штука, прекрасно пробуждает с утра, дает заряд бодрости и метаболизм разгоняет.

В Индии считается средством предохранения, не буду вас призывать экспериментировать, но если делаете наули и не можете забеременеть, есть смысл бросить на время. Моя наставник в аштанге Нэнси Гилгофф смогла забеременеть в 32 года после прекращения практики наули, к примеру. Во время менструации, что очевидно, наули исключается. Есть минимальная опасность девушкам с хорошо осознаваемым телом умудриться сорвать яйцеклетну и вызвать кровотечение, но это надо ооооочень круто управлять своими мышцами. Я такое видела всего раз в жизни, и девушка там имела не просто кубики атлета, но еще и управляла ими, как вздумается.

Основной момент — перенос веса с одной руки на другую. С бандхой, разумеется. Нажимайте то на одно бедро, то на другое, с усилием. И мышцы все сделают за вас )

Как в любом новом деле, скорее всего вам понадобится время. Не бросайте, это действительно крутая для здоровья вещь. Особенно тем, у кого «холодный желудок», как говорят тибетские врачи. И да пребудет с вами сила! ))

Наули — упражнение для живота, взятое из йоги

Дата публикации: 24 декабря 2018 .

Наули — одна из внутренних техник хатха-йоги, которая долгое время относилась к категории секретных, предназначенных лишь для посвящённых

Какие мышцы работают?

Таким образом выглядит живот при выполнении упражнения

Эффективность некоторых упражнений из гимнастики йогов настолько велика, что их охотно включают в тренировочные комплексы спортсмены самых разных направлений. Йоги уверены: выполнение наули благотворно влияет на энергетику организма, работу сердца, сосудов, пищеварительного тракта и половой системы.

При этом естественным образом выполняется глубокий массаж всех внутренних органов, а также заметно укрепляются мышцы кора. Упражнение направлено на работу мышц живота, которые выглядят как два плотных мышечных жгута.

Прямые мышцы, которые на санскрите называются «нала», располагаются вдоль живота, защищая органы брюшной полости. Внизу мышцы соединяются с лобковой костью, а вверху сходятся на участке в центре грудной клетки.

Во время выполнения наули именно эти две мышцы выполняют волнообразные движения. По этой причине практика имеет и другое название – «лаулика» (слово «лола» с санскрита переводится как «взбалтывание», «вращение»). Правильная техника становится доступной только в результате достаточно длительной практики – даже при наличии сильного пресса и кубиков на животе быстро научиться выполнять волнообразные движения едва ли удастся.

Варианты выполнения

Разновидность наули
Особенности
Дакшина Движение мышц по направлению слева направо (либо напряжение исключительно правой прямой мышцы живота)
Вама Волнообразные вращения справа налево (по часовой стрелке), либо изолированное напряжение расположенной слева прямой мышцы
Мадхьяма или мадхьямика Разновидность статической практики, когда обе прямые мышцы собираются вдоль по центру тела («нити пупка») йогами
Динамический вариант Наиболее продвинутый вариант практики, волнообразные движения выполняются как бы поперёк живота

Техника выполнения

Подготовка

Первым шагом к выполнению наули йоги считают освоение уддияна-бандхи. Для этого нужно сесть в любое удобное положение, обязательно сохранив прямой спину. Делается глубокий вдох и быстрый выдох, после чего голова наклоняется вниз, живот втягивается, а желудок подтягивается вдоль позвоночника внутрь и вверх.

В этом положении нужно задержать дыхание минимум на 10-20 секунд, после чего живот расслабляется, голова поднимается и делается следующий вдох. Начинать желательно с трёх циклов задержки дыхания, между которыми должны быть перерывы длительностью в пару минут.

В начале практики возможно появление лёгкого головокружения

Когда задерживать дыхание в уддияна-бандхе удастся на 20 и более секунд, можно приступать к освоению техники наули. Важно учесть, что обе техники желательно выполнять утром до приёма пищи и только при условии отсутствия проблем в работе внутренних органов.

Осваиваем мадхъяма наули

Освоение практики проводите от самого легкого варианта к самому сложно. Делайте это постепенно, не перепрыгивая этапы

  • Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, корпус чуть наклонён вперёд, кисти упираются в центральную область бёдер.
  • Делается полный выдох, сопровождающийся активным втягиванием живота (уддияна-бандхой).
  • Надавливая ладонями на бёдра, напрягается область живота с тем, чтобы средний участок мышц пресса выделился вперёд. В результате в области пупка должен появиться твёрдая продольная выпуклость из напряжённых мышц.
  • Положение удерживается до момента, когда организму понадобится сделать следующий вдох.
  • Повторять технику можно через несколько минут, после стабилизации дыхания.

Выполняем Дакшина и Вама

После освоения прямой лаулики, можно приступать к выполнению её право- и левостороннего вариантов:

  • Займите удобное положение полуприсед, стопы должны располагаться на расстоянии 50-100 см. Руки уприте в ноги немного выше колен.
  • Вдохните не спеша через нос, мощно выдохните через рот, предварительно сомкнув губы трубочкой. Закройте горловой замок после того, как задержите дыхание.
  • Втяните живот, выполните уддияна-бандхи.
  • Перенесите вес корпуса на правую ногу и поднимите левую ладонь вверх. После этого ваше тело само вам подскажет, как сделать волну вправо (получится практически автоматически).
  • Размеренно снимите уддияна-бандхи, выпрямьтесь, поднимите голову и отрегулируйте дыхание.
  • Выполните тоже самое в другую сторону.

Динамический вариант

Когда статический вариант упражнения освоен, можно учиться перемещать волну по животу. Чтобы этого добиться, достаточно постепенно и поочерёдно усиливается давление на каждую руку.

Новичкам желательно выполнять не более трёх волн за один подход, обязательно завершая практику волной справа налево.

Рекомендации и частые ошибки

По мере освоения практики можно принимать более удобные положения – сидя на коленях с ягодицами на пятках или в положении со скрещенными ногами. При выполнении дыхания важно сохранять прямое положение спины, не отклоняя корпус в стороны.

Число волн в динамической наули можно постепенно увеличивать: опытные йоги за один дыхательный цикл могут выполнить 108 волновых движений. При выполнении динамического комплекса важно, чтобы число движений влево и вправо было одинаковым.

Противопоказания

Прежде всего, разберёмся, кому не рекомендуется использовать это упражнение:

  1. Детям до наступления половой зрелости.
  2. Женщинам во время месячных, при беременности и в течение нескольких месяцев после родов.
  3. Людям с острыми заболеваниями желудка и кишечника (язвами, раком, недавно перенесёнными операциями на брюшной полости и т.д.).
  4. Больным туберкулёзом.
  5. Гипертоникам и людям, имеющим проблемы с сердечной деятельностью.
  6. Наличие грыж позвоночника также может быть противопоказанием для выполнения практики.

Интересные факты

Регулярная практика поможет стать здоровее

В йоге наули считается мощнейшей очистительной техникой, которая усиливает эффективность любых других практик.

Благодаря вращательным движением мышц брюшного пресса выполняется мягкий массаж органов пищеварения, выделительной и половой системы.

Это позволяет справиться с расстройствами стула, повышенной кислотностью желудка, гормональными расстройствами и даже депрессиями.

Дополнительный бонус – улучшение работы поджелудочной железы, ввиду чего техника показана больным диабетом.

Считается, что регулярное выполнение наули позволяет укрепить волевые качества, устранить все внутренние беспорядки и стать счастливым.

Заключение

Грамотное выполнение наули позволит не только обеспечить укрепление мышц пресса, но и принести колоссальную пользу организму.

Основы освоения техники:

  1. Контроль за строго вертикальным положением спины.
  2. Обязательно ознакомьтесь с противопоказаниями.
  3. Последовательное освоение каждого из вариантов упражнения.
  4. Постепенное увеличение числа повторов и длительности задержки дыхания.
  5. Первый шаг на пути к успеху — это освоение уддияна-бандхи.
  6. Наули поможет избавиться от депрессии, жидкого стула, проблем с пищеварением.
  7. Практика принесет больше пользы, как физической, так и духовной, если вы поймете ее философию.
Ссылка на основную публикацию