Нияма — базовые основы в йоге

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

  • Удалить все
  • Отключить

YouTube Premium

Принципы йоги Яма и Нияма, базовые ступени йоги.

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось?

Не понравилось?

Текст видео

За свободную плату участвуйте в марафоне йоги и здоровья 60 дней https://HYLS.ru – дату старта следующего потока смотрите на странице.

Программа марафона:
— медитация,
— асаны – йогические упражнения,
— каошики – йога-танец,
— плавный переход на йоговское питание,
— 20 вкусных и полезных рецептов,
— привычки здорового образа жизни,
— питьё воды,
— питание без перекусов и переедания,
— чистка языка,
— физические упражнения,
— режим сна и подъёмов,
— психологические практики,
— по желанию детокс-программа (4 варианта прохождения),
— секреты долголетия йогов,
— 10 принципов гармоничной жизни Яма и Нияма,
— натуральные терапии для здоровья,
— и большое количество вдохновляющей информации,
— свободная оплата – участники сами устанавливают цену,
— личный онлайн-кабинет,
— поддержка кураторов (опытных практиков йоги) и врача.
Регистрация: https://HYLS.ru/

Яма (Джама) и Нияма — 2 базовые ступени йоги, состоящие из принципов, которые йог руководствуется в жизни. Всего 10 принципов.

5 принципов Ямы направлены на взаимодействие человека с внешним миром, 5 принципов Ниямы описывают отношения человека с самим собой.

Нравственность — основа духовного развития, однако это не конечная цель. Для кого-то эти принципы могут показаться чем-то сверх-естественным, но для йога это лишь что-то само собой разумеющееся.

Для духовного развития важно, чтобы разум был в балансе. Человек, не следующий нравственным принципам, становится беспокойным. Если же совесть чиста, то можно спокойно спать и медитировать 🙂

Йога делает человека сильным, но если человек не утвердился в базовых моральных принципах, он может направить эту энергию на вред себе или другим. Поэтому так важно осознанно обратить на них внимание и постоянно работать над их совершенствованием.

Если вы думаете «Я и так уже хороший человек, я и так не причиняю вред другим, не обманываю, не ворую, а приношу только добро другим», это не позволит вам развиваться дальше. Поверьте, каждый в той или иной степени нарушает эти принципы, по отношению к себе или по отношению к другим, в делах, словах или мыслях. Поэтому примите решение — я буду учиться, я буду стараться, насколько возможно, и становиться лучше.

Нияма — понятие ниямы в системе йоги

В системе йоги есть два основополагающих принципа — яма и нияма. Яма представляет собой этический кодекс йоги, позволяющий достичь гармонии с миром и с самой собой (см. Яма). Следующая после ямы важная ступень постижения йоги — нияма. Когда принципы ямы станут вашим жизненным кредо, тогда вам откроется нияма. Нияма — это путь, это те качества характера, которые должны открыться в вас по мере овладения техникой йоги, качества, которые необходимо развивать, чтобы в них потекла энергия вашей души. Йоги говорят, что пять принципов ямы освобождают сознание и душу от пороков, место коих занимают добродетели ниямы. Этих добродетелей тоже пять:

  1. шауча — чистоплотность, причем необходимо соблюдать не только чистоту тела, но и чистоту мыслей:
  2. сантоша — довольство. Это качество позволяет быть спокойным и принимать все таким, какое оно есть;
  3. тапасья — самоограничение, которое подразумевает постоянную работу над собой и упорное преодоление трудностей;
  4. свадхьяя — самоизучение, то есть постоянное самопознание, стремление повышать свой уровень осознания существующих законов;
  5. ишвара-пранидхана — поклонение Богу (набожность), которое подразумевает прежде всего смирение. Также эта добродетель дает осознание того, что в мире важна духовность.

Существуют также 7 дополнительных принципов пиямы:

  1. сауманасья — принцип благожелательности;
  2. ман-дхатар — принцип вдумчивости;
  3. нирага — принцип бесстрастности;
  4. аваса — принцип независимости;
  5. мантра-вид — принцип знания мантр;
  6. дамсанавант — принцип обладания необыкновоиной силой;
  7. нишпратидвамдва — принцип неимения противников.

Основные добродетели ниямы

Шауча. Неслучайно данное качество стоит первым в списке добродетелей ниямы: для йогов очень важна чистота. Это чистота и пространства, и тела, и мыслей чоловека. Она необходима для движения праны и установления гармонии. Рассказывают, что святой Свами Читананда увидел как-то в саду одного из храмов забытую ржавую лейку. Тогда он сказал служителям: «Пожалуйста, поднимите ее и покрасьте. Вся отрицательная энергия скапливается в мусоре».

Сантоша. Обладание этой добродетелью учит тому, что надо быть довольным и принимать вещи с хорошей их стороны, что не надо стремиться перекраивать мир на свой лад. Но это не значит, что вы должны стать ленивыми, С довольством приходит особое наслаждение жизнью.

Тапасья. Эта ступень учит властвовать собой, уметь контролировать свои эмоции, желания, слова, поступки, стремления, а также доводить начатое до логического завершения. Индийские йоги настаивают на том, что смысл этой ниямы — аскетизм, но в нашей реальной жизни эта добродетель оказывается борьбой с собственной глупостью. На высшем уровне эта нияма позволяет творить чудеса.

Свадхьяя. Изучение себя, своих помыслов и поступков открывает нам божественное в человеке. Йоги утверждают, что самоизучение позволяяет не осуждать себя и свой характер, а развивать то положительное, что уже есть. Одно из достоинств этой ступени — объективность и ясность ума. Самопознание — главное условие духовности, Обладание этой добродетелью позволяет познать единство человека и Бога.

Ишвара-пранидхана. Высшая ступень ниямы, соприкасающаяся с просветлением. Когда человек безупречно набожен, то он приобщается к Божественному блаженству.

В заключение необходимо сказать, что в Индии занятия йогой невозможны без выполнения заветов ямы и ниямы, которые ведут к преображению личности. Наверное, западному человеку трудно сразу изменить свое сознание и отречься от выработанных годами принципов. Не бойтесь того, что вам предстоит пройти, и не думайте, что у вас не получится. Универсальный закон психологии гласит: если один человек смог когда-то сделать что-то необычное, то это сможет сделать и другой. Поэтому, для чего бы ни использовалась хатха-йога — для избавления от лишних килограммов, оздоровления или изменения сознания, она будет вам только на пользу. Главное — получайте от неё удовольствие!

Нияма. Вторая ступень классической йоги.

В классической йоге «Ниямой» называют вторую ступень к достижению «Сознания бога». Патанджали, мудрец, живший и проповедовавший в Индии во 2 веке до нашей эры, не случайно очень большое значение приписывал именно первым двум уровням. Если Яма — это некий свод законов, рассказывающий о правильном отношении с окружающим миром, то Нияма преследует цель научить общению со своей душой, что наставляет на путь развития благородных качеств.

Освоение этих уровней обязательно необходимо, для того, чтобы практиковать Асаны, Пранаяму и все остальные этапы «Восьмиступенчатого пути». Именно Яма и Нияма выступают в качестве фундамента, на котором в дальнейшем выстраивается классическая йога.

Если вы хотите практиковать Нияму или только приступили к ней, то вам будет нужно полностью сфокусироваться на развитии самоконтроля. Следуйте основополагающему принципу — ненасилию, при выполнении Ниямы — это означает непричинение вреда самому себе. Идущий по пути освобождения не должен в процессе терять слишком много энергии. Учения йоги предписывают: все должно постигаться постепенно.

Шауча (первая Нияма)

Первая Нияма учит соблюдать безупречную чистоту. Человек, практикующий йогу обязательно должен соблюдать чистоту собственного тела, ведь оно — это храм духа, а свободная и избавленная от страданий душа может жить только в чистом окружении.

Тот, кто практикует Шаучу обязательно должен держать в чистоте не только свою физическую оболочку, но и пищу, которую он употребляет, и дом в котором живет.

Самое важное же при выполнении Шаучи — это чистота души. В связи с этим, если человек действительно всерьез настроен заниматься йогой, то ему в обязательном порядке следует избавить свой ум от зависти, злости, похоти и прочих негативных эмоций. Также ему требуется освободить свою речь от осуждения, сквернословия и пустословия.

Сантоша (вторая Нияма)

Сантоша предполагает умение находить удовлетворение от жизни, невзирая на все страдания и потери, которые преподносит судьба.

Задача второй Ниямы состоит в том, чтобы научить человека быть довольным, добродетельным к окружающим и благодарным за все то, что дарут ему Бог. Практика Сантоши предполагает непритязательность к тому, что происходит во внешнем мире. Ученик должен стремиться как можно больше развить себя духовно, при этом начав по другому относиться к материальным благам, считая что у него их больше, чем нужно

Тапас (Третья Нияма)

Третья Нияма требует от практикующего достаточно больших усилий. Так, Тапас предполагает полную отдачу в служении сделанномувыбору, аскетизм и внутренний огонь.Если вы будете практиковать Тапас, то сможете полностью овладеть своими страстями, и как следствие этого сумеете довести до конца абсолютно любое начатое дело, каким бы сложным оно не казалось.

Также третья Нияма позволяет преодолеть собственное невежество, в результате чего ученик будет стремиться выполнять все как можно качественнее.

Свадхьяя (четвертая Нияма)

В процессе практики четвертой Ниямы человек занимается постижением собственной сущности. Другими словами, Свадхьяя является добродеятелем, через который можно увидеть в себе Бога.

В связи с этим, в процессе освоения четвертой Ниямы нужно посвятить себя изучению йогических трактатов и различной религиозной литературы, а также регулярно осваивать новые мантры и практиковать их.

Ишвара-Пранидхана (пятая Нияма)

Цель последней Ниямы заключается в том, чтобы поселить в сердце ученика высшую степень набожности, через которую разум приходит к Самадхи. Именно поэтому все практикующие очень трепетно относятся к Ишвара-Пранидхана.

Пятая ступень учит тому, чтобы человек посвящал результаты своих стараний Богу, благодаря чему все материальное, что ценно для практикующего, превращается в чувство любви к Всевышнему.

Практика этих пяти этапов или уклонение от их выполнения ни как не должна зависеть от любых факторов внешнего мира. Лишь когда вы сумете полностью отрешиться от всего материального, то сможете найти покой в своей душе, а достижение этого результата стоит того, чтобы посвятить этим испытаниям свою жизнь.

Нияма — базовые основы в йоге

Базовые принципы ишвара йоги.

Подводя некоторые промежуточные итоги в своей практике хатха йоги и в преподавании, Анатолий Зенченко сформулировал десять принципов, которые и составляют основу методики.
Понимание принципов — не вопрос прочтения, к сожалению. Поэтому есть смысл сообщить о них здесь, на страницах моего сайта, но нет смысла их разъяснять.
К сожалению, слова неоднозначны. И здесь я смогу лишь выразить некоторыми словами свое понимание — отчего неизбежно возникнет некоторое искажение моего знания, вы же прочтете эти слова еще чуть иначе и ваше понимание в результате будет сильно отличаться от моего.
Принципы ишвара йоги следует преподавать, причем не на занятиях, а на семинарах. Там, где можно подробно останавливаться на объяснении каждого, пояснять все на примерах, давать упражнения, позволяющие прочувствовать каждое слово. Все же йога это не теория. Йога это практика, основанная на теории.
Но так или иначе, перечислить и очень коротко описать принципы ишвара йоги стоит.

1. Принцип целостности.
Движение тела в асану — это гармоничное взаимодействие вашего тела и вашего ума. Цель практики в этом случае — достижение состояния внутренней собранности в любой момент времени. Йога позволяет телу быть все время в равномерном тонусе, в состоянии чуть сжатой пружины, работающего на холостых оборотах механизма. Постоянно расслабленный и постоянно готовый взорваться действием. Немного похоже на кошку. Ну да, ту самую кошку, которую мы используем как образец главной базовой асаны моей собственной методики работы с новичками. Только йога позволяет сделать ваше тело и разум постоянно работающими, но чуть-чуть. Как электрическая сеть, подключенная к слабому источнику питания. В ней нет ни одной точки, в которой не тек бы слабый ток. Тонус постоянно распределен по всему телу, задействованы все связи и при необходимости вы можете прогнать по телу и уму максимально распределенное значительное усилие. Целостность тела и ума — это и средство и цель занятий одновременно.

2. Принцип работы из центра.
В ишвара йоге существует понимание того, что форма асаны не зависит от положение тела в пространстве. Работа тела не изменяется от этого. Потому что любая форма строится от центра. Собственно любая целостная система имеет центр. В нашем случае это . вот тут опять разночтения, потому что центр масс невозможно определить в единицах измерения. Можно только показать. Условно — это пупок. А вернее даже точка между гребнями подвздошных костей. То есть чуть ниже пупка. Именно относительно этой точки мы и строим форму асаны. И тогда можно отрабатывать движение в асану в любом положении тела. В зависимости от целесообразности. Та же тадасана требует одинаковой работы мускулатуры независимо от того, положили вас на пол, поставили на голову или прислонили к стеночке. Важное — это работа мышц относительно центра.

3. Позвоночник основа опорно-двигательного аппарата.
Все что мы делаем мы делаем с учетом обязательной безопасности во-первых головы (очень полезная вещь, еще мы в нее едим и на ней есть глаза и уши чтобы смотреть токшоу в телевизоре), а во-вторых позвоночника.
Спина должна находиться под постоянным контролем. Позвоночник должен быть постоянно защищен мышечным корсетом. Любое движение должно выполняться с учетом безопасности для позвоночника. Любая боль в спине это стоп-сигнал. И первое что мы делаем на базовом курсе — учимся удерживать прямую спину.

4. Бандхи.
Нигде нет такого внимательного и обдуманного отношения к бандхам. Эти специфические напряжения мышц в ишвара йоге носят фундаментальный характер. На бандхи постоянно обращается внимание учеников. Обучение выполнению бандх — важнейшая часть работы с новичками. Не может быть движения в асаны без привычки держать бандхи.
В моей системе я редко говорю о бандхах. Зачем? Ведь есть специальные упражнения, которые обучают их выполнению без всяких слов. Для меня главное — создать у ученика привычку делать правильно. А объяснения — это для семинаров.

5. Принцип собранности суставов.
И снова важнейшее отличие ишвара йоги от других методик.
Сустав должен быть постоянно собран, максимально стянут. Мы никогда не «раскрываем суставы» равно как никогда не растягиваем мышцы. Посмотрите на механизмы. Каждый шарнир, каждый подшипник, работает хорошо только тогда, когда полностью стянут. Разболтанный шарнир не может работать хорошо. Он заедает и разрушается. Суставы следует беречь куда тщательней чем детали механизмов. Они ведь незаменимы.
Принцип собранности суставов позволяет и оставлять их в безопасности и дает им возможность выбирать полностью всю предусмотренную устройством ОДА подвижность.
Разумеется все движения должны быть оправданы с точки зрения анатомии и физиологии. То есть любая подвижность суставов должна подчиняться строению человеческого тела.

6. Практика асаны всем телом.
Следует понимать, что двигая любой частью тела мы взаимодействуем со всем остальным организмом. Воздействие идет на все тело и все тело должно работать на выполнение единой задачи. Добившись целостности вы перестаете зависеть от опоры.

7. Принцип пустое-полное.
Следует добиваться равномерной загруженности всех мышц. Мы должны добиться расслабления спазмированных мышц, и равноценного напряжения перерасслабленных.

8. Взаимодействие с точкой опоры.
Или принцип восьмерки. Идея в том, чтобы уравновесить два движения — толкание и отталкивание. Вот тут мы очень плотно сталкиваемся с необходимостью показывать а не рассказывать. Слишком много слов. Однако, кажущаяся схожесть этих движений является, на мой взгляд, причиной совершенно неправильного понимания рекомендаций, к примеру, в йоге Айенгара. Так рекомендация «оттолкнуться пятками» часто воспринимается как требование стоять на пятках.

9. Отстройка асаны от точки опоры.
Важно, чтобы асана была устойчивой. А устойчивость создается правильным расположением центра масс относительно плоскости опоры. Впрочем, это физика за 6 класс. Проекция вашего центра должна приходиться на центр плоскости опоры. Все просто. В этом случае остается лишь контролировать внутреннюю собранность в центре масс тела. Хотя это проще сказать чем сделать.

10. Симметрия, баланс, равновесие.
Большинство асан асимметричны. Ваша задача уравновесить все напряжения связанные с этим, достигнув максимальной симметрии относительно центра, вертикальной и горизонтальной оси тела. Разумеется наша главная задача — симметричность спины. Позвоночник должен остаться прямым, без перекосов. Грудная клетка и таз — должны оставаться параллельными. Никаких точек излома в позвоночнике быть не должно. И достигается это — работой мускулатуры торса. Положение спины не должно зависеть от положения рук, ног, опоры.

Первые ступени на пути к совершенству – Яма и Нияма в йоге

Тем, кто решил серьезно заняться йогой, следует уделить внимание не только практике, но и теории. И для начала нужно ознакомиться с самыми первыми и важными ступенями.

Это Яма и Нияма в йоге, непосредственно предшествующие асанам. Именно они должны стать началом самосовершенствования каждого человека. Освоив эти две ступени йоги, можно смело двигаться дальше и переходить к изучению асан.

Базовые знания йоги

На сегодняшний день йога является одним из наиболее мощных инструментов на пути духовного и физического развития личности. Но далеко не все начинают ее изучение правильно, а иногда даже не знают, с чего начать. Опытные учителя обычно советуют изучить первоисточники и постараться раскрыть основы йоги самостоятельно.

Одним из наиболее важных источников является Сутра Патанджали, в коей подробно описываются основные ступени йоги – Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. И именно в таком порядке лучше всего осваивать йогу. Такой подход позволит быстрее пройти обучение и не совершить серьезных ошибок.

Изучая йогу, большинство людей стремится достичь внутреннего совершенства. И поступают правильно, начиная обучение с первой пары ступеней Патанджали. Яма и Нияма способны создать невероятно прочный фундамент, являются этической и нравственной основой, позволяющей успешно развиваться в любом направлении.

Именно Яма с Ниямой готовят ученика к будущим изменениям, укрепляют его волю и учат контролю над любыми физическими, психологическими и эмоциональными проявлениями.

И помогают не уйти в сторону от правильного процесса обучения, совершив множество ошибок. Поэтому очень важно уделить пристальное внимание именно этим ступеням.

Основы первой ступени

Изучая разнообразную информацию, далеко не всем удается разобрать в том, что такоеЯма. Но со временем полученные знания обретают смысл, и ступень помогает получить первые положительные результаты.

В традиционном понимании под Ямой представляют божество царства мертвых, встречающее души умерших людей в своем царстве и провожающее в заранее подготовленные места.

И именно этот бог является символом справедливости и обозначает контроль над действиями в отношении внешнего и внутреннего мира человека. Под Ямой йога подразумевает соблюдение ряда предостережений, позволяющих избежать неправильных действий и помогающих прожить долгую и счастливую жизнь.

Данные правила представлены аналогами смертных грехов, перечисленных в Библии, и заключаются в следующем:

  1. Ахимса.
    Подразумевает абсолютный отказ от причинения вреда любым живым существам. Убийства, жестокость, насилие полностью исключены. Необходимо понимать –все живое создает не человек, и потому он не имеет права причинять вред и отбирать жизнь у другого живого существа.
  2. Брахмачарья.
    Призывает к умеренности воздержанности в отношении всех проявлений жизни, особенно сексуальных.
  3. Астея.
    Правило, запрещающее присвоение чужого и воровство. Украденная вещь хранит энергию другого человека, и ее придется восполнить. Вор просто будет обязан отдать гораздо больше, чем взял.
  4. Сатья.
    Необходимость придерживаться искренности по отношению к окружающим и непосредственно к себе. Ложь способна породить другую реальность, которая будет приводить к постоянным ошибкам и самообману.
  5. Апариграха.
    Отказ от принятия даров и абсолютный запрет на обладание. Желание обладать отнимает массу энергии и сил, которые можно потратить на себя и близких.

Нет ничего сложного или невозможного в соблюдении перечисленных правил. Многим они кажутся понятными и простыми, не требующими особых усилий.

Но подчинив свою жизнь представленным ямам, любой человек способен круто изменить свою жизнь. И заметить, насколько отличается она от жизни прежней. А затем можно смело приступать к освоению следующих ступеней.

Нияма – вторая ступень классической йоги . Нияма в ключает в себя пять принципов — предписаний, которые направлены на приобретение определённых навыков и качеств, необходимых для собственного развития и продвижения по пути йоги.

Пять принципов Ниямы:

1. Шауча – чистота внешняя и внутренняя;

2. Сантоша — удовлетворенность;

3. Тапас – самоограничение, самодисциплина, самоконтроль;

4. Свадхьяя – постоянное обучение;

5. Ишвара пранидхана – посвящение всех своих дел Богу.

Краткое описание принципов Ниямы

Освоение принципов Ниямы базируется на отработанных принципах Ямы, является их логическим продолжением и развитием. Соблюдение этих принципов — необходимое условие для продвижения по пути йоги и при занятиях любой другой духовной практикой. Эти принципы необходимо соблюдать постоянно, до конца жизни.

Этот принцип Ниямы предполагает соблюдение чистоты внешней и внутренней. Чистота внешняя – это соблюдение правил личной гигиены, опрятность, чистоплотность. А также поддержание чистоты и порядка в окружающем пространстве – природе, жилище, рабочем место.

Чистота внутренняя – это чистота помыслов и эмоций. А также сюда относится здоровье, очистительные процедуры, питание (в том числе и способ приготовления пищи – посуда, обстановка, настроение).

Для того, чтобы соблюдать принцип шаучи в повседневной жизни требуется достаточно хорошо наработанный уровень сознания манипуры чакры .

Сантоша — принцип Ниямы, который означает удовлетворённость, приятие всего, что происходит в жизни. Принятие любой ситуации, любой обстановки — дома (в семье), на работе в окружающей природе (вьюги, дожди, жара, насекомые…). Удовлетворённость – это качество, которое появляется у человека при наработке уровня сознания свадхистаны чакры . Однако, реальная жизнь время от времени подводит человека к различным сложным (учебным) ситуациям, и чтобы сохранить это чувство удовлетворённости потребуется проявить решительность и волю. А это уже качества манипуры чакры.

Надо понимать, что все принципы Ниямы, в том числе и сантоша, относятся к наработке индивидуальных качеств и свойств личности. И эти качества должны проявляться вне зависимости от внешних факторов и обстоятельств. К проявлениям сантоши можно отнести оптимизм и непритязательность, скромность и спокойное созерцательное отношение к жизни.

Однако, сантоша не означает бездеятельность и безразличие. Человек должен исполнять свой долг и выполнять свои обязанности.

В некотором смысле сантоша – развитие одного из принципов Ямы — апариграхи.

Тапас – это принцип Ниямы, который подразумевает самоограничение, самодисциплину, самоконтроль.

Слово «тапас» буквально переводится как «тепло», «жар», «аскеза», «самоистязание» и имеет множество различных трактовок.

Тапас – это дальнейшее развитие одного из принципов Ямы — брахмачарьи. Отработка этого принципа потребует совершенного владения энергиями манипуры чакры – условие, необходимое для саморазвития и движения по Пути.

Дело в том, что предыдущий принцип Ниямы сантоша – удовлетворённость, хотя и совершенно необходим, однако действует таким образом, что человек расслабляется, сила его намерения добиться чего-то неизбежно угасает. Эта особенность, скрытая глубоко в подсознании, действует медленно и неотвратимо. Незаметно для самого себя человек перестаёт стремиться к чему-либо, останавливается в развитии. Что логически вполне понятно – а зачем? Если принцип сантоши отработан, значит человека всё устраивает, он всем удовлетворен. Нет смысла напрягаться.

Из этой ловушки есть только один выход – самодисциплина, самоконтроль. А, значит и сильная, уравновешенная манипура чакра. На этапе отработки тапаса человек должен в совершенстве освоить управление энергиями манипуры чакры. В самом представлении о тапасе, как о жаре или тепле, речь идёт именно об энергиях манипуры. Эта энергия используется практически во всех духовных традициях. Например, чакра манипура — это нижний Даньтянь в цигун и в даосской традиции.

Отработка тапаса (или укрепление и развитие чакры манипуры) является ключевым моментом в духовном развитии, в движении по Пути. Как только угасает или ослабляется манипура чакра – человек теряет стремление к развитию и устойчивость в жизни.

Свадхьяя – четвертый принцип Ниямы, который означает самопознание, самоизучение.

Слово «свадхьяя» состоит из двух слогов – «сва», который означает «свой, собственный» и «адхьяя», который означает «изучение».

В более широком смысле свадхьяя трактуется как самообразование, постоянное обучение. Имеется в виду не только расширение кругозора. Важным моментом является качество и глубина знаний, а также мастерство и практические навыки. Мудрецы говорят, что если человек, возвращаясь к старому, не видит ничего нового, то он не развивается.

Иногда под свадхьяей понимают чтение священных текстов – существенное условие для понимания законов Мироздания.

И всё-таки акцент здесь должен быть сделан на самопознание, на постижении своего внутреннего мира.

Ишвара пранидхана

Ишвара пранидхана это принцип Ниямы, который означает – посвящение всех своих трудов Богу.

Этот принцип трудный для выполнения и, как правило, труден для понимания. Обычно он трактуется неверно. Молитвы, хождение в церковь, соблюдение ритуалов, разговоры о Боге как-то настраивают на соответствующий лад, однако выполнить этот принцип можно только при одном условии – если человек достиг уровня сознания сахасрары чакры .

На этом уровне сознания естественно, само собой, происходит принятие Бога руководителем своей жизни. Здесь человек не имеет собственного мнения, он точно знает, что от него требуется Богу, и выполняет все его требования. И не потому, что у него нет собственной воли, а именно так проявляется его воля – добровольное служение Богу, посвящение Ему всех своих трудов (Ишвара пранидхана). Это добровольное служение основано на четком понимании того, что ничего лучшего просто не может быть.

Принципы Ниямы предназначены для того, чтобы сформировать у человека определённые качества личности и черты характера, необходимые для развития сознания и духовного развития. Соблюдение первых четырёх принципов Ниямы позволяет удерживать в сбалансированном состоянии нижние три чакры, что является необходимым условием сохранения физического и душевного здоровья.

Соблюдение пятого принципа Ниямы ишвары пранидханы побуждает сахасрару чакру и способствует раскрытию всех коллективных чакр от анахаты до сахасрары.

Напишите свой отзыв на эту статью.

Поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соц. сетях.

Первые ступени на пути к совершенству – Яма и Нияма в йоге

Это Яма и Нияма в йоге, непосредственно предшествующие асанам. Именно они должны стать началом самосовершенствования каждого человека. Освоив эти две ступени йоги, можно смело двигаться дальше и переходить к изучению асан.

Базовые знания йоги

На сегодняшний день йога является одним из наиболее мощных инструментов на пути духовного и физического развития личности. Но далеко не все начинают ее изучение правильно, а иногда даже не знают, с чего начать. Опытные учителя обычно советуют изучить первоисточники и постараться раскрыть основы йоги самостоятельно.

Одним из наиболее важных источников является Сутра Патанджали, в коей подробно описываются основные ступени йоги – Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. И именно в таком порядке лучше всего осваивать йогу. Такой подход позволит быстрее пройти обучение и не совершить серьезных ошибок.

Изучая йогу, большинство людей стремится достичь внутреннего совершенства. И поступают правильно, начиная обучение с первой пары ступеней Патанджали. Яма и Нияма способны создать невероятно прочный фундамент, являются этической и нравственной основой, позволяющей успешно развиваться в любом направлении.

Именно Яма с Ниямой готовят ученика к будущим изменениям, укрепляют его волю и учат контролю над любыми физическими, психологическими и эмоциональными проявлениями.

И помогают не уйти в сторону от правильного процесса обучения, совершив множество ошибок. Поэтому очень важно уделить пристальное внимание именно этим ступеням.

Основы первой ступени

Изучая разнообразную информацию, далеко не всем удается разобрать в том, что такоеЯма. Но со временем полученные знания обретают смысл, и ступень помогает получить первые положительные результаты.

В традиционном понимании под Ямой представляют божество царства мертвых, встречающее души умерших людей в своем царстве и провожающее в заранее подготовленные места.

И именно этот бог является символом справедливости и обозначает контроль над действиями в отношении внешнего и внутреннего мира человека. Под Ямой йога подразумевает соблюдение ряда предостережений, позволяющих избежать неправильных действий и помогающих прожить долгую и счастливую жизнь.

Данные правила представлены аналогами смертных грехов, перечисленных в Библии, и заключаются в следующем:

  1. Ахимса.
    Подразумевает абсолютный отказ от причинения вреда любым живым существам. Убийства, жестокость, насилие полностью исключены. Необходимо понимать –все живое создает не человек, и потому он не имеет права причинять вред и отбирать жизнь у другого живого существа.
  2. Брахмачарья.
    Призывает к умеренности воздержанности в отношении всех проявлений жизни, особенно сексуальных.
  3. Астея.
    Правило, запрещающее присвоение чужого и воровство. Украденная вещь хранит энергию другого человека, и ее придется восполнить. Вор просто будет обязан отдать гораздо больше, чем взял.
  4. Сатья.
    Необходимость придерживаться искренности по отношению к окружающим и непосредственно к себе. Ложь способна породить другую реальность, которая будет приводить к постоянным ошибкам и самообману.
  5. Апариграха.
    Отказ от принятия даров и абсолютный запрет на обладание. Желание обладать отнимает массу энергии и сил, которые можно потратить на себя и близких.

Нет ничего сложного или невозможного в соблюдении перечисленных правил. Многим они кажутся понятными и простыми, не требующими особых усилий.

Но подчинив свою жизнь представленным ямам, любой человек способен круто изменить свою жизнь. И заметить, насколько отличается она от жизни прежней. А затем можно смело приступать к освоению следующих ступеней.

Правила второй ступени

Второй ступенью йоги является Нияма, включающая определенный ряд указаний, которых следует придерживаться в повседневной жизни.

Данная ступень помогает выстроить собственную систему ценностей и заключается в следующих правилах:

  1. Шауча.
    Необходимость всегда соблюдать чистоту и внутри, и снаружи. Надо придерживаться ясности на духовном, энергетическом и физическом уровнях.
  2. Сантоша.
    Перекликается с правилом ненакопительства. Заключается в умении радоваться любым мелочам и получать истинное удовлетворение о того, что уже есть в жизни.
  3. Тапас.
    Подразумевает полную самодисциплину и накопление запасов внутренней энергии с последующим направлением к высшему божеству. Позволяет провести глубокую работу с сознанием и обрести истинный смысл в жизни.
  4. Свадхиайя.
    Потребность в новых знаниях и умениях, постоянное самообразование и развитие ума. В мире всегда есть движение, в нем нет места неподвижности. И потому человек просто обязан тоже двигаться вперед.
  5. Ишвара Пранидхана.
    Заключается в посвящении своих заслуг Всевышнему. Необходимо совершать различные поступки в жизни лишь во благо и с добрыми намерениями. И полностью отказаться от корыстных побуждений.

Перечисленные принципы йоги Яма и Нияма являются базовыми в изучении йоги. И большинство опытных учителей начинают обучать новичков именно с них. Но, к сожалению, большинство современных людей в изучении йоги не стремятся идти дальше освоения всего нескольких асан, дыхательных упражнений и медитаций.

Но широко известно, что изучение йоги требует внимательного и обоснованного подхода. И начинаться он должен с освоения Ямы и Ниямы, которые являются самыми первыми ступенями данного учения. Начав обучение с них, можно быть уверенным, что йога будет даваться легко и приносить невероятную пользу и удовольствие.

Два первых принципа йоги – ЯМА и НИЯМА

Есть ли смысл в занятиях йогой и преподавании йоги?
Вот такой странный вопрос крутится у меня в голове с начала этого года… и пока я не смог ответить самому себе на него убедительно… (ни Да, ни Нет)

Так сложилось, что в моём окружении почти все люди практикуют йогу или хотя бы знакомы с ней. Обычно люди приходят на занятие по йоге и начинают тренировку: либо это хатха-йога либо кундалини йога, либо ещё какая-то йога… Я написал тренировка , поскольку на классах йоги происходит работа с телом…
Однако если мы рассмотрим первый шаг человека, который решил изучать и практиковать йогу, то этот шаг – яма. Обычно все относятся к нему как к чему-то не столь существенному, ибо практика работы с телом считается важнее. Но, как я убедился и продолжаю убеждаться с начала этого года (благодаря ВВП, за что я ему очень признателен), если этот шаг не пройден, то все остальные шаги ни к чему полезному не приведут: да, студент окрепнет телом, разовьёт нужные мышцы (вытянет и укрепит), разовьёт гибкость и т. д., но в йоге, как таковой, не продвинется ни на йоту.

Итак, шаг первый – ЯМА

Согласно Патанджали яма включает пять основных принципов.
Принцип первый, ахимса, или ненасилие (в том числе вегетарианство).
Ненасилие означает не применение силы в любых ситуациях. Если вы смотрели фильм Ганди (если не смотрели, то обязательно посмотрите), то Ганди очень хорошо продемонстрировал всем нам, что такое принцип ненасилия. Вспомним эпизод, где он и его последователи пытались войти на фабрику, протестуя против произвола… а перед воротами фабрики стояли английские солдаты и били палкой по голове каждого пытающегося пройти на территорию фабрики. Получив удар по голове, человек падал, если мог отползти в сторону, то отползал, если нет, то его товарищи поднимали тело и относили в сторону. Среди них был и Ганди. Он тоже получил удар палкой. Все эти люди получали удары палкой по голове, очень сильные удары, но не поднимали руку на солдат, не шли на них с боем. Хотя протестующих было много и они могли (теоретически) снести весь кордон заграждения и растоптать всех этих английских солдат. Это яркий пример ненасилия, ахимсы. Ганди соблюдал этот принцип без каких либо трактовок и увёрток. Ненасилие – это не применение силы в решении каких-либо вопросов.

Принцип второй, сатья, или правдивость.
Этот принцип провозглашает, что человек должен всегда говорить правду. Слово ‘всегда’ означает именно всегда , т. е. при любых обстоятельствах.

Принцип третий, астея — неприсвоение чужого (неворовство).
Если что-то вам не принадлежит, значит это непозволительно брать без спроса (присваивать, отнимать).
Предположим есть два землевладельца, соседи. Это могут быть как люди, так и государства. И один из этих земельных собственников, пользуясь своей силой вдруг аннексирует у другого кусок территории, приводя 108 доводов в подтверждение того, что это справедливо и именно ему должен принадлежать этот кусок земли. На санскрите такой случай называется стея, или – воровство. Другие синонимы: отнятие, аннексия. Те кто поддерживает эту аннексию – такие же воры как и тот, кто отнял.

Принцип четвёртый, брахмачарья или воздержание (контроль похоти и сохранение целомудрия до вступления в брак); а также – внутренняя собранность, нераспущенность. Что касается махатмы Ганди, то он начал практиковать брахмачарью уже в зрелом возрасте, начал практиковать без каких-либо оговорок.

Принцип пятый, апариграха — нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.
Любая собственность создаёт привязанность к вещам. Чем большим количеством замечательных вещей обладает человек (красивая машина, хороший дом, модный телефон,…), тем больше он попадает в сети привязанности. Чем больше привязанность к материальному, тем сложнее думать о Боге. Наличие привязанностей препятствует медитации и концентрации, создавая ментальные затруднения.

Шаг второй – НИЯМА

Нияма также включает пять основных принципов, но я сегодня хочу остановиться на пятом принципе – Ишвара-пранидхана, т.е. принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, принятие Бога как единственного идеала в жизни.
На мой взгляд – это самый основополагающий принцип йоги, я бы поставил его сразу на первое место, отдельной, нулевой ступенью (шагом), до принципов ямы и ниямы. Если ученик не принимает принципа Ишвара-пранидхана, то любые занятия йогой становятся абсолютно бессмысленны. А учитель должен сказать такому ученику: «До свидания. Увидимся в следующей жизни, если мне не повезёт».
Если этот принцип не принимается садхаком, то все занятия йогой, как телесно ориентированной практикой (асаны, пранаямы, связки асан,… сидение в позе медитирующего и повторение мантр,…), абсолютно бесполезны с точки зрения йоги как духовной практики. Если этот принцип принимается садхаком, то яма и нияма происходит автоматически. Почему? Ответ на этот вопрос – в Бхагавад гите (существуют короткие версии Б-Г, без комментариев Прабхупады, очень советую всем, кто занимается йогой, прочитать эту книгу. Есть изложение Б-Г махатмой Ганди, краткое и очень толковое).
Если человек медитирует на имени Бога, то он медитирует и на качествах Бога. Медитируя на качествах Бога, йог (человек вставший на путь йоги), принимает эти качества как эталон для себя, а в своей повседневной жизни старается вести себя так, чтобы соответствовать своему высшему эталону – Богу.

Сегодня небольшой диспут в FB заставил меня размышлять над следующим вопросом. Каждый человек, живущий в социуме, относится к какой-либо группе. Это может быть маленькая группа, скажем общество, сформированное по интересам. Или более большая общественно-социальная прослойка, или даже социальный слой, например группа людей, говорящих на одном языке и проживающая на одной территории (именуемая национальностью). Так вот, предположим некая группа совершает действия, не соответствующие принципам яма-нияма. Некий человек (занимающийся йогой) из этой группы понимает, что основополагающие жизненные принципы основной частью группы нарушаются. Поделать с этим он ничего не может. В этом случае, imho, этот человек испытывает чувство стыда перед всеми другими людьми (людьми из других групп), стыда за то, что он принадлежит к этим нарушителям мировых законов; стыда за всю группу, к которой он принадлежит вольно или невольно. А если человек не испытывает чувство стыда, то это должно означать только одно, он оправдывает этих людей и он сам при определённом стечении обстоятельств может поступить точно также: нарушить принцип ямы и ниямы.
Это означает, что вся практика йоги такого человека абсолютно бесполезна. С тем же успехом можно заниматься физкультурой. Это означает, что человек не утвердился в принципах яма и нияма. И все его занятия йогой – это чистый фитнесс.

UPD [6 aug 2014]

(из моих комментариев в обсуждении статьи на в FB)
…наблюдая за людьми, практикующими йогу, я увидел, что практика йоги не помогает большинству людей открыть эти ценности в себе. Однако человек, достигший определённой гибкости тела, возбуждает своё эго настолько, что оно (эго), не будучи укрощено принципами ниямы (шауча, сантоша, свадхьяя и Ишвара-пранидхана) не позволяет достичь состояния йоги.
О печальном, опять же из моих наблюдений: среди людей, не практикующих йогу, личностей обладающих качеством различения, вивеки, столько же (пропорционально), сколько и среди российских йогов. И только сейчас до меня дошло, что практика йоги должна начинаться именно с изучения принципов Яма и Нияма, а иначе все эти йога-практики становятся просто фитнесом… Раньше я считал эти принципы настолько естественными, что не обращал на них особого внимания… но эти принципы (видимо) не укоренены в людях как высшие принципы, которые неизменны априори и потому видоизменению не подлежат никогда… наверное именно поэтому нашему СМИ удаётся убедить людей что чёрное – это белое, что война – это мир, что обычные граждане, не хотящие войны – фашисты и т. д…
Я не обнаружил, что практика кундалини йоги помогла раскрыть сознание и позволила развить вивеку большинству практикующих её (есть, конечно, исключения, но возможно они смогли бы прийти к этому и другими способами, например, через размышление и задавание себе вопросов), используя методологию вопрошания (см. книгу Йога Васиштхи).

Нияма — базовые основы в йоге

За свободную плату участвуйте в марафоне йоги и здоровья 60 дней HYLS.ru — дату старта следующего потока смотрите на странице.
Программа марафона:
— медитация,
— асаны — йогические упражнения,
— каошики — йога-танец,
— плавный переход на йоговское питание,
— 20 вкусных и полезных рецептов,
— привычки здорового образа жизни,
— питьё воды,
— питание без перекусов и переедания,
— чистка языка,
— физические упражнения,
— режим сна и подъёмов,
— психологические практики,
— по желанию детокс-программа (4 варианта прохождения),
— секреты долголетия йогов,
— 10 принципов гармоничной жизни Яма и Нияма,
— натуральные терапии для здоровья,
— и большое количество вдохновляющей информации,
— свободная оплата — участники сами устанавливают цену,
— личный онлайн-кабинет,
— поддержка кураторов (опытных практиков йоги) и врача.
Регистрация: HYLS.ru/
Яма (Джама) и Нияма — 2 базовые ступени йоги, состоящие из принципов, которые йог руководствуется в жизни. Всего 10 принципов.
5 принципов Ямы направлены на взаимодействие человека с внешним миром, 5 принципов Ниямы описывают отношения человека с самим собой.
Нравственность — основа духовного развития, однако это не конечная цель. Для кого-то эти принципы могут показаться чем-то сверх-естественным, но для йога это лишь что-то само собой разумеющееся.
Для духовного развития важно, чтобы разум был в балансе. Человек, не следующий нравственным принципам, становится беспокойным. Если же совесть чиста, то можно спокойно спать и медитировать 🙂
Йога делает человека сильным, но если человек не утвердился в базовых моральных принципах, он может направить эту энергию на вред себе или другим. Поэтому так важно осознанно обратить на них внимание и постоянно работать над их совершенствованием.
Если вы думаете «Я и так уже хороший человек, я и так не причиняю вред другим, не обманываю, не ворую, а приношу только добро другим», это не позволит вам развиваться дальше. Поверьте, каждый в той или иной степени нарушает эти принципы, по отношению к себе или по отношению к другим, в делах, словах или мыслях. Поэтому примите решение — я буду учиться, я буду стараться, насколько возможно, и становиться лучше.

HYLS.ru — участвуй в марафоне здорового йоговского образа жизни — 60 дней саморазвития.
Полезный контент на наших страницах:
facebook.com/HYLS.ru
vk.com/HYLS_ru
de-news.net/client-HYLS_ru
Поддержать проект: HYLS.ru/donate

KOMMENTARE

HYLS.ru — участвуй в марафоне здорового йоговского образа жизни — 60 дней саморазвития. Полезный контент на наших страницах: facebook.com/HYLS.ru instagram.com/HYLS.ru vk.com/HYLS_ru de-news.net/client-HYLS_ru Поддержать проект: HYLS.ru/donate

Намаскар! Владимир, благодарю за Ваши чудесные и ценные лекции. Очень понятно и солнечно. Счастья Вам и любви.

Хорошее видео, очень вдохновляющее.Приятна манера изложения всё доступно и ясно.👍🙏

Принципы йоги Яма и Нияма, базовые ступени йоги.

За свободную плату участвуйте в марафоне йоги и здоровья 60 дней HYLS.ru — дату старта следующего потока смотрите на странице.
Программа марафона:
— медитация,
— асаны — йогические упражнения,
— каошики — йога-танец,
— плавный переход на йоговское питание,
— 20 вкусных и полезных рецептов,
— привычки здорового образа жизни,
— питьё воды,
— питание без перекусов и переедания,
— чистка языка,
— физические упражнения,
— режим сна и подъёмов,
— психологические практики,
— по желанию детокс-программа (4 варианта прохождения),
— секреты долголетия йогов,
— 10 принципов гармоничной жизни Яма и Нияма,
— натуральные терапии для здоровья,
— и большое количество вдохновляющей информации,
— свободная оплата — участники сами устанавливают цену,
— личный онлайн-кабинет,
— поддержка кураторов (опытных практиков йоги) и врача.
Регистрация: HYLS.ru/
Яма (Джама) и Нияма — 2 базовые ступени йоги, состоящие из принципов, которые йог руководствуется в жизни. Всего 10 принципов.
5 принципов Ямы направлены на взаимодействие человека с внешним миром, 5 принципов Ниямы описывают отношения человека с самим собой.
Нравственность — основа духовного развития, однако это не конечная цель. Для кого-то эти принципы могут показаться чем-то сверх-естественным, но для йога это лишь что-то само собой разумеющееся.
Для духовного развития важно, чтобы разум был в балансе. Человек, не следующий нравственным принципам, становится беспокойным. Если же совесть чиста, то можно спокойно спать и медитировать 🙂
Йога делает человека сильным, но если человек не утвердился в базовых моральных принципах, он может направить эту энергию на вред себе или другим. Поэтому так важно осознанно обратить на них внимание и постоянно работать над их совершенствованием.
Если вы думаете «Я и так уже хороший человек, я и так не причиняю вред другим, не обманываю, не ворую, а приношу только добро другим», это не позволит вам развиваться дальше. Поверьте, каждый в той или иной степени нарушает эти принципы, по отношению к себе или по отношению к другим, в делах, словах или мыслях. Поэтому примите решение — я буду учиться, я буду стараться, насколько возможно, и становиться лучше.

HYLS.ru — участвуй в марафоне здорового йоговского образа жизни — 60 дней саморазвития.
Полезный контент на наших страницах:
facebook.com/HYLS.ru
vk.com/HYLS_ru
ru-tv.org/username-HYLS_ru
Поддержать проект: HYLS.ru/donate

Комментарии

HYLS.ru — участвуй в марафоне здорового йоговского образа жизни — 60 дней саморазвития. Полезный контент на наших страницах: facebook.com/HYLS.ru instagram.com/HYLS.ru vk.com/HYLS_ru ru-tv.org/username-HYLS_ru Поддержать проект: HYLS.ru/donate

Намаскар! Владимир, благодарю за Ваши чудесные и ценные лекции. Очень понятно и солнечно. Счастья Вам и любви.

Хорошее видео, очень вдохновляющее.Приятна манера изложения всё доступно и ясно.

почему старт 20-го?

Василиса Гринкевич, да

они параллельные с разными кураторами, но с одинаковой программой?

Ссылка на основную публикацию