Паривритта Ардха Сукха Краунчасана | Masajista.ru

Паривритта Ардха Сукха Краунчасана

Крутое утро!

Подготовка: Успокойте дыхание. Начните с варианта Баласаны (позы Ребенка), где ноги соединены вместе, а кулачки находятся в нижней части живота (под пупком). Направьте дыхание в заднюю часть тела, расслабьте мышцы и внутренние органы. Далее сядьте, скрестив ноги, наклонитесь вперед и постепенно вытягивайте руки как можно дальше вперед, пока не почувствуете сопротивление. Оставайтесь в каждой из этих поз по 1-2 минуты.

Завершение: Делайте Адхо Мукха Шванасану (позу Собаки мордой вниз) в течение пяти медленных осмысленных дыханий, затем перейдите в позу Ребенка — вытяните руки по обеим сторонам от тела. Оставайтесь в позе 2-3 минуты. Почувствуйте тепло и расслабление в области сердца.

В холодное время года мы меньше двигаемся — на улице неприятно, и высовывать туда нос не очень-то хочется! И поскольку активности не хватает и мышцы не работают, тело может сковываться. Вслед за вялым мышечным тонусом также замедляется и пищеварение.

Инструктор йоги Питер Стериоз создал специальный комплекс для утреннего разжигания пищеварительного огня. «Если ваш желудок и кишечник работают вяло, то специальная практика поможет значительно ускорить и улучшить их работу», — обещает Стериоз. Практикуя позы стоя, в которых попеременно сжимается и расслабляется область живота, вы способны значительно улучшить моторику кишечника и стимулировать пищеварение.

Многолетний опыт преподавания и практики йоги убедил Питера, что сочетание балансов и скручиваний в данном комплексе асан — это как раз то, что нужно для поддержания здоровья желудочно-кишечного тракта.

Как получить от практики максимальную пользу?

Просто направляйте вдох в заднюю часть тела и расслабляйте живот — так вы научитесь лучше чувствовать тонкие движения абдоминальной мускулатуры.

Делайте в каждой позе два-три медленных, осознанных вдоха и выдоха и чувствуйте, как уходит физическое и психологическое напряжение. «Чем мягче вы будете входить в практику, тем лучше задействуются процессы метаболизма». Это звучит парадоксально, но к концу практики, в Уттхита Триконасане, (позе Треугольника), вы будете чувствовать себя как в Шавасане (позе Мертвеца). «Когда вы закончите выполнение этой последовательности, придет чувство гармонии и полноты жизни, появится много сил и энергии, — а разве это не то, к чему мы стремимся, занимаясь йогой?»

ВНИМАНИЕ: После Уттхита Триконасаны повторите позы 4-9 в противоположную сторону.

Паривритта Ардха Сукха Краунчасана

  • паривритта – «перевёрнутый»
  • ардха – «половина»
  • сукха – «удобный»
  • краунча – «цапля»

Техника выполнения

  • сядьте на коврик
  • правую ногу поставьте в нижнюю ручку гамака
  • левую ногу согните в колене и придвиньте пятку к паховой области
  • правую руку, согнутую в локте, отведите в сторону и поставьте ладонь на пол, пальцами, направленными к себе
  • захватите себя левой рукой за стопу правой ноги и положите правое бедро на правое плечо
  • выпрямите правую ногу
  • взгляд направьте вверх через левое плечо
  • зафиксируйте крайнее положение и сделайте несколько вдохов и выдохов
  • аккуратно выйдите из асаны
  • повторите на другую сторону

Эффект

  • вытягивает внутренние и задние поверхности ног
  • растягивает боковые поверхности тела
  • тонизирует позвоночник
  • благотворно влияет на пищеварительную систему

Cамаконасана

· сама – «прямой, ровный»

Техника выполнения

  • поза с широко разведенными ногами
  • руками держимся за гамак
  • раздвигайте прямые ноги шире (ноги должны быть на одной линии с тазом)

Эффект

  • улучшает подвижность тазобедренных суставов
  • тонизирует мышцы ног

Ардха Триконасана

Техника выполнения

· левую ногу поставьте на колено, пальцы ног подвернуты

· правую ногу зафиксируйте в нижнюю ручку гамака

· с прямой спиной потянитесь к прямой правой ноге

· повторить на другую ногу

Эффект

  • стимулирует внутренние органы и мышцы
  • усиливает циркуляцию крови в ногах, бёдрах и тазовой области

Анантасана

· ананата – одно из имен вишну

Техника выполнения

· ложитесь в гамак, переворачивайтесь на правый бок

· левой рукой притягиваем левую ногу к себе, стараясь удержать ее ровно

· правой рукой держитесь за ручку гамака

· выполните асану в другую сторону

Эффект

· благотворно воздействует на область таза

· тонизирует подколенные сухожилия

· облегчает боли в спине

Паршвоттанасана

· паршва – » бок «

· уттана – » вытяжение «

Техника выполнения

· зафиксируйте гамак на тазобедренных суставах

· правой ногой подшагните вперед

· разверните стопы, таз и весь корпус вправо

· руками возьмитесь за нижние ручки гамака, держитесь так, чтобы раскрылась грудная клетка.

· вытягивайте позвоночник и, сгибаясь в тазобедренных суставах

· опустите корпус к правой ноге, животом тянитесь к бедру

· стопы плотно приживайте к полу

· подтяните коленные чашечки

· шея продолжает позвоночник, плечи дальше от ушей

Эффект

· вытягивает заднюю поверхность ног, делая ноги гибкими

· устраняет застойные явления в икроножных мышцах и мышцах бедер

Ардха Падма Паривритта Краунчасана

Поза Цапли с поворотом в полулотосе

  • Примите Дандасану – Позу Жезла.
  • Согните левую ногу в колене и поместите ее на левом бедре ближе к паху как в Ардха Падмасане.
  • На выдохе возьмитесь правой рукой за носок правой ноги. Выпрямите спину, правую ногу не сгибать, совершите пару циклов дыхания в этой позиции.
  • Поставьте левую руку возле правого колена. Упираясь левой рукой, поднимите правую ногу вверх, вместе с тем переведите центр тяжести на ягодицы, балансируйте.
  • Оторвите левую руку от пола и перехватитесь за правую пятку. Натяните как можно ближе к голове левую ногу, задержитесь в этой позиции на пару циклов дыхания, сохраняйте баланс.
  • Переведите правую руку внутрь на пол. Затем постарайтесь завести правое плече под колено правой ноги.
  • На вдохе выпрямите правую ногу. Оттягивайте ее левой рукой за спину, тем самым у вас появляется больше свободы для корпуса, чтобы раскрыть грудную клетку.
  • Переведите взгляд вверх, в сторону левой руки. Потяните подбородок вверх, левое плечо назад, раскрывайте грудь больше и сильнее оттягивайте правую ногу, старайтесь ее максимально выпрямить.
  • Задержитесь в этой позиции на 20-30 сек., дышите равномерно, расслабляйте мускулатуру ног. Затем вернитесь в Дандасану и совершите цикл асаны в другую сторону, вытягивая уже левую ногу.

Намасте, уважаемый практик!

Вашему вниманию представлен наиболее полный Каталог Асан и йогических упражнений. Асаны были разработаны древними Йогами как способ оздоровления тела и успокоения ума для подготовки к более продвинутым практикам. В переводе с санскрита Асана означает – устойчивое и удобное положение . Эти упражнения действуют на всех трех уровнях человека – на уровне тела, уровне ума и на уровне осознания. Поэтому правильный подход к практике асан сделает Вас лучше во многих аспектах Вашей жизнедеятельности. Также есть мобильная версия Каталога Асан.

    Каталог Асан разделен на следующие разделы:
  • Поиск по оригинальному, переведенному наименованию и тексту асаны;
  • Алфавитный указатель по оригинальному наименованиюасан;
  • Алфавитный указатель по переведенному наименованиюасан;
  • Алфавитный указатель динамических асан, связок из упражнений, коротких комплексов и крий;
  • Алфавитный указатель медитаций, дыхательных упражнений и пранаям;
  • Алфавитный указатель по оригинальному наименованию мудр;
  • Алфавитный указатель методик для терапевтических целей, объединенных под названием йогатеррапия;
  • Алфавитный указатель упражнений для разминки и растяжки.

Паривритта Ардха Чандрасана — поза развернутого полумесяца в практике асан йоги.

  1. Встаньте в Тадасану.
  2. Расставьте стопы прыжком на расстояние чуть больше метра и вытяните руки в стороны.
  3. Поверните стопы вправо, причем левую ногу сильно заверните внутрь, а правую разверните максимально наружу.
  4. Одним движением войдите в Паривритта Триконасану (позу скрученного треугольника).
  5. Опустите пальцы левой руки на пол у внутреннего края правой стопы, а правую руку вытяните к потолку. Вытянув центральную линию туловища параллельно правой стопе, разверните таз и корпус вправо. Хорошо заверните внутрь левое бедро. Подтяните коленные чашечки, прижмите стопы к полу.
  6. Согните правую ногу в колене, подтяните левую стопу ближе к правой и продвиньте правую руку вперед примерно на 30 сантиметров.
  7. Со вдохом войдите в Паривритта Ардха Чандрасану, выпрямив правую ногу, а левую вытянув назад параллельно полу.
  8. Смотрите прямо перед собой – это поможет балансировать в позе. Сохраняйте стопы сильными, пальцы ног расправленными, а коленные чашечки подтянутыми.
  9. Втягивайте головку бедренной кости правой ноги в сустав, втягивая внешнее правое бедро. Пяткой уводите левую ногу назад, держа мышцы бедер в тонусе. «Удлиняйте» копчик, слегка направляя его внутрь.
  10. Отталкивайтесь левой рукой от пола или кирпича, тянитесь правой рукой вверх и старайтесь не выпячивать ребра.
  11. Отведите плечи от головы и вытяните позвоночник, продвинув пятку левой ноги назад, а макушку вперед.
  12. Оставайтесь в позе не меньше тридцати секунд.
  13. С выдохом вернитесь в Паривритта Триконасану. Со вдохом поднимитесь. Разверните стопы, расположив их параллельно друг другу. Затем выполните позу в другую сторону.

Поза укрепляет нервную систему, придает телу и уму стабильность. Укрепляет позвоночник. Увеличивает подвижность плечевых и тазобедренных суставов. Как баланс она развивает чувство равновесия, подтягивает мышцы и придает телу легкость. И, наконец, благодаря элементу скручивания она стимулирует пищеварение и раскрывает область грудной клетки, что положительно воздействует на работу таких жизненно важных органов, как легкие и сердце.

  • менструация и беременность;
  • воспалительные процессы внутренних органов.

Дополнительно

Любое дело, за которое мы беремся, – это тоже в некотором смысле асана, которую мы пытаемся выполнить наилучшим образом, невзирая на внешние и внутренние препятствия. Опираясь на опыт, полученный благодаря практике йоги, мы обретаем способность выстоять в реальной жизни, не дать сбить себя с толку, не дать себя отвлечь и направить максимум усилий на решение задачи. А если удастся «вытянуться» и «развернуться», то есть добиться наилучшего результата, значит, вы не зря практиковали Паривритта Ардха Чандрасану.

Паривритта Ардха Сукха Краунчасана

Большинству людей, приходящих на занятия йогой, довольно сложно запомнить индийские названия асан.
Прежде, чем приступить к изучению слов, из которых состоят названия асан, попробуем научиться считать до десяти на санскрите, поскольку числительные встречаются в терминах йоги, пожалуй, чаще всего. Да и выучить их не так уж сложно – они где-то даже похожи на русские.
Эка – один (Эка Пада Ширшасана);
Дви – два (Дви Пада Каундинасана);
Три – три (Уттхита Триконасана);
Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана);
Панча – пять (Панча Карма);
Шат – шесть (Шат Карма);
Сапта – семь;
Ашта – восемь (Аштавакрасана);
Нава – девять;
Даша – десять.

Расшифровки названий асан, приведенные ниже, взяты из книги Б.К.С. Айенгара “Йога Дипика”. В скобках приводятся пример асаны, названия которой образованно посредством данного слова. Итак, начнем со слов, которые обычно используются в качестве приставок к основному названию асаны. Чаще всего они имеют отношение к частям тела человека и его ориентации в пространстве. Перечисляю в алфавитном порядке:

Адхо – вниз (Адхо Мукха Шванасана);
Ангуштха – большой палец (Падангуштха Дханурасана);
Ардха – половина (Ардха Матсиендрасана);
Баддха – связанный, схваченный (Баддха Конасана);
Бхуджа – рука, плечо (Бхуджа Пидасана);
Випарита – обратный, перевернутый (Випарита Шалабхасана);
Ганда – щека и вся боковая часть лица (Ганда Бхерундасана);
Джану – колено (Джану Ширшасана);
Джатхара – желудок (Джатхара Паривартанасана);
Карна – ухо (Акарна Дханурасана);
Мукха – лицо (Гомухасана, Адхо Мукха Шванасана);
Нирламба – без опоры (Нирламба Сарвангасана);
Паривритта – повёрнутый (Паривритта Триконасана);
Парипурна – завершенная (Парипурна Навасана);
Паршва – бок (Паршва Дханурасана);
Прасарита – расширенный (Прасарита Падоттанасана);
Пурна – полная (Пурна Матсиендрасана);
Саламба – с опорой (Саламба Сарвангасана);
Сету – мост (Сету Бандхасана);
Супта – лёжа (Супта Вирасана);
Упавиштха – сидящий (Упавиштха Конасана);
Урдхва – вверх (Урдхва Мукха Шванасана);
Уттхита – вытянутый (Уттхита Триконасана);
Хаста – рука, кисть (Эка Хаста Маюрасана).

Дальше в алфавитном порядке названия животных, растений и предметов, имена известных йогов и мудрецов древности, которые часто служат словообразующими компонентами для названий асан йоги.

Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша (Анантасана);
Анга – часть (Саламба Сарвангасана);
Аштавакра – мудрец, родившийся скрученным в 8-ми частях тела (Аштавакрасана);
Бака – журавль (Бакасана);
Викрама – шаг, поступь – в одном из воплощений Вишну за три шага обошел всю Землю (Супта Тривикрамасана);
Буддха – просвятленный (Буддхасана);
Бхайрава – страшный, грозный (Бхайравасана);
Бхарадваджа – легендарный мудрец, отец Дроны (Бхарадваджасана);
Бхека, мандука – лягушка (Бхекасана, Мандукасана);
Бхерунда – страшный, ужасный (Ганда Бхерундасана);
Бхуджанга – кобра, змея (Бхуджангасана);
Ваджра – молния (Ваджрасана);
Валакхилья – небесные духи размером с палец (Валакхиласана);
Вамадева – одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (Вамадевасана);
Васиштха – легендарный мудрец (Васиштхасана);
Ватаяна – лошадь (Ватаянасана);
Вира – герой (Вирасана, Супта Вирасана);
Вирабхадра – так называют Шиву, когда он в гневе (Вирабхадрасана);
Вишвамитра – мудрец, родившийся кшатрием и ставший брахманом благодаря аскезе (Вишвамитрасана);
Врикша – дерево (Врикшасана, Адхо Мукха Врикшасана);
Вришчика – скорпион (Вришчикасана);
Галава – мудрец, ученик Вишвамитры (Галавасана, Эка Пада Галавасана);
Гарбха – чрево (Гарбха Пиндасана);
Гаруда – орёл (Гарудасана);
Го – корова (Гомукхасана);
Горакша – имя великого мастера хатха йоги, переводится как пастух (Горакшасана);
Данда – посох, палка (Дандасана);
Дурваса – легендарный мудрец, аватар Шивы (Дурвасасана);
Дханур – боевой лук (Дханурасана);
Кака – ворон (Какасана);
Кала Бхайрава – одно из имён Шивы (Кала Бхайравасана);
Канда – корнеплод, узел (Кандасана);
Капинджала – куропатка (Капинджаласана);
Капота – голубь (Капотасана);
Каундинья – мурец из рода Васиштхи (Эка Пада Каундиниасана, Дви Пада Каундиниасана);
Кашьяпа – легендарный мудрец, сын Маричи прародитель девов и асуров (Кашьяпасана);
Кона – угол (Упавиштха Конасана);
Краунча – цапля (Краунчасана);
Кукута – петух (Кукутасана, Урдхва Кукутасана);
Курма – черепаха (Курмасана, Супта Курмасана);
Лола – дрожащий, колеблющийся, раскачивающийся (Лоласана);
Макара, Накра – крокодил (Макарасана, Накрасана);
Мала – бусина, гирлянда из бусин, четки (Маласана);
Мандала – круг (Мандаласана);
Мандука, бхека – лягушка (Мандукасана, Бхекасана);
Марджари – кот, кошка (Марджариасана);
Маричи – имя сына Брахмы (Маричасана);
Матсиа – рыба (Матсиасана);
Матсиендра – один из основателей хатха йоги (Ардха Матсиендрасана, Пурна Матсиендрасана);
Маха – великий;
Маюра – павлин (Маюрасана);
Мрита, шава – труп, мертвец;
Нава – лодка (Парипурна Навасана);
Накра, Макара – крокодил (Накрасана, Макарасана);
Ната – танец, танцор (Натараджасана);
Нидра – сон (Йога Нидрасана);
Пада – стопа (Падахастасана);
Падма – лотос (Падмасана, Урдхва Падмасана);
Парвата – гора (Парватасана);
Парианка – кровать, кушетка, софа (Парианкасана);
Паривартана – поворачиваться, крутиться (Джатхара Паривартанасана);
Паригха – перекладина, засов (Паригхасана);
Паша – петля (Пашасана);
Пашчима – запад (Пашчимоттанасана);
Пида – давление (Бхуджа Пидасана);
Пинда – эмбрион (Гарбха Пиндасана);
Пинча – хвост, перо (Пинчамаюрасана);
Пурва – восток (Пурвоттанасана);
Раджа – владыка, король (Натараджасана, Эка Пада Раджакапотасана);
Ручика – дед Парашурамы (Ручикасана);
Сама – ровный, прямой (Самаконасана);
Сарва – всё (Саламба Сарвангасана);
Сиддха – совершенный (Сиддхасана);
Симха – лев (Симхасана);
Сирша или ширша – голова (Сиршасана);
Сканда – имя бога войны, сына Шивы (Скандасана);
Стхити – стояние спокойно, неподвижность (Самастхити);
Сукха – простой, лекгий, приятный (Сукхасана);
Тада – скала (Тадасана);
Титибха – светлячок (Титибхасана);
Тола – весы (Толасана);
Утката – сильный (Уткатасана);
Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Пашчимоттанасана – вместо «у» слышим «о»);
Уштра – верблюд (Уштрасана);
Хала – плуг (Халасана);
Хамса – лебедь (Хамсасана);
Хануман – царь обезьян – сын Ваю (ветра) из эпоса Рамаяна (Хануманасана);
Чакора – сказочная птица, питающаяся солнечными лучами (Чакорасана);
Чакра – колесо (Чакрасана);
Чандра – луна (Ардха Чандрасана);
Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана);
Шалабха или Салабха – саранча (Шалабхасана);
Шашанка – заяц (Шашанкасана);
Швана – собака (Адхо Мукха Шванасана, Урдхва Мукха Шванасана);
Ширша или сирша – голова (Ширшасана)

НУ и ПРИМЕР АСАНЫ от ВЕРЫ ВЕТКИНОЙ
Паривритта Ардха Сукха Краунчасана

паривритта — «перевёрнутый»
ардха — «половина»
сукха — «удобный»
краунча — «цапля»
асана — «положение тела»

Эффект
вытягивает внутренние и задние поверхности ног
растягивает боковые поверхности тела
тонизирует позвоночник
благотворно влияет на пищеварительную систему

Противопоказания
травмы позвоночника
травмы коленей и стоп

Йога-словарь

Интересное о йоге

Согласно йога-сутрам Патанджали, 2 первые ступени Аштанга (8-ми ступенчатой) Йоги являются Яма и Нияма.

I. Яма, первая ступень, означает «ограничение», т.е. контроль над действиями по отношению к внутреннему и внешнему миру человека. Яма включает в себя 5 ограничений:

  1. Ахимса — непричинение вреда, отказ от насилия
  2. Сатья — правдивость, отказ от лжи
  3. Астея — неприсвоение чужого, неворовство
  4. Апариграха — нестяжательство, неприятие даров, отказ от накопительства, непривязанность
  5. Брахмачарья — воздержание, отказ от потакания своим страстям и слабостям

II. Нияма, вторая ступень, означает «предписания», которые следует соблюдать йогину. Нияма включает 5 предписаний:

  1. Шауча — чистота, как внешняя чистота тела и жилища, так и чистота сознания.
  2. Сантоша — удовлетворенность настоящим, оптимизм
  3. Тапас — самодисциплина и аскетизм
  4. Свадхьяя – самообразование, т.е. изучение писаний
  5. Ишварапранидхана — упование на Господа, преданность Богу и посвящение всех своих заслуг Всевышнему.

III. Асана – неподвижное, устойчивое и удобное положение тела в пространстве
IV. Пранаяма – управление дыханием
V. Пратьяхара – отстраненность, отвлечение органов чувств от их объектов
VI. Дхарана – концентрация, сосредоточение внимания
VII. Дхьяна – медитация, длительная фиксация сознание

VIII. Самадхи – созерцание, в результате чего стирается грань между воспринимающим и воспринимаемым.

Благодаря практике этих восьми ступеней можно достичь высших целей Йоги, т.е. соединения индивидуального «Я» с Высшим «Я».
Или как сказано в Йога-сутрах Патанджали «Йога читта вритти ниродха» — йога есть прекращение колебаний сознания.

Санскритские слова, используемые в названиях асан:

1. Названия части, целого, геометрические фигуры:

Сарва – всё (Саламба Сарвангасана).
Анга – часть (Саламба Сарвангасана).
Ардха – половина (Ардха Матсиендрасана).
Пурна – полная (Пурна Матсиендрасана).
Парипурна – завершённая (Парипурна Навасана).
Кона – угол (Упавиштха Конасана).
Мандала – окружность (Мандаласана).

2. Положение в пространстве:

Паривритта – повёрнутый (Паривритта Триконасана).
Паривартана – поворачиваться, крутиться (Джатхара Паривартанасана).
Випарита – обратный, перевёрнутый (Випарита Шалабхасана).
Сама – ровный, прямой (Самаконасана).
Супта – лёжа (Супта Вирасана).
Упавиштха – сидящий (Упавиштха Конасана).
Урдхва – вверх (Урдхва Мукха Шванасана).
Адхо – вниз (Адхо Мукха Шванасана).
Пашчима – запад (Пашчимоттанасана).
Пурва – восток (Пурвоттанасана).

3. Действия с телом:

Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Пашчимоттанасана; буква «у» меняется на «о»).
Уттхита – вытянутый (Уттхита Триконасана).
Прасарита – расширенный (Прасарита Падоттанасана).
Баддха – связанный, схваченный (Баддха Конасана).
Пида – давление (Бхуджа Пидасана).
Саламба – с опорой (Саламба Сарвангасана).
Нирламба – без опоры (Нирламба Сарвангасана).
Утката – сильный (Уткатасана).
Стхити – стоять спокойно, неподвижность (Самастхити).
Лола – дрожащий, колеблющийся, раскачивающийся подобно серьге (Лоласана).

Предметы, животные и растения

Многие асаны носят названия животных или растений, а также предметов, на которые они похожи. Поэтому сегодня мы разберем, именно их:

Ваджра – молния (Ваджрасана)
Данда – посох, палка (Йогадандасана)
Дханур – боевой лук (Дханурасана)
Мала – бусина, гирлянда из бусин, четки (Маласана)
Нава – лодка (Парипурна Навасана)
Парвата – гора (Парватасана – Падмасана с вытянутыми вверх руками)
Парианка – кровать, кушетка, софа (Парианкасана – Супта Вирасана с прогибом)
Паригха – перекладина, засов (Паригхасана)
Паша – петля (Пашасана)
Сету – мост (Сету Бандха Сарвангасана)
Тада – скала (Тадасана)
Тола – весы (Толасана)
Хала – плуг (Халасана)
Чакра – колесо (Чакрасана)
Чандра – луна (Ардха Чандрасана).

Бака – журавль (Бакасана)
Бхека, мандука – лягушка (Бхекасана, Ардха Бхекасана)
Бхуджанга – кобра, змея (Бхуджангасана)
Ватаяна – лошадь (Ватаянасана)
Вришчика – скорпион (Вричикасана)
Гаруда – орёл (Гарудасана)
Го – корова (Гомукхасана)
Кака – ворон (Какасана)
Капинджала – куропатка (Капинджаласана)
Капота – голубь (Капотасана, Эка Пада Раджа Капотасана)
Краунча – цапля (Краунчасана)
Кукута – петух (Кукутасана)
Курма – черепаха (Курмасана, Супта Курмасана)
Макара, накра – крокодил (Макарасана)
Марджари – кошка (Марджариасана)
Матсиа – рыба (Матсиасана)
Маюра – павлин (Маюрасана)
Пинча – хвост, перо (Пинча Маюрасана)
Симха – лев (Симхасана)
Титибха – светлячок (Титибхасана)
Уштра – верблюд (Уштрасана)
Хамса – лебедь (Хамсасана, Ардха Хамсасана)
Чакора – сказочная птица питающаяся солнечными лучами (Чакорасана)
Шалабха – саранча (Шалабхасана)
Шашанка – заяц (Шашанкасана)
Швана – собака (Адхо Мукха Шванасана, Урдхва Мукха Шванасана).

Врикша – дерево (Врикшасана)
Канда – корнеплод, узел (Кандасана)
Падма – лотос (Падмасана)

Буддха – просвятленный (Буддхасана)
Бхерунда – страшный, ужасный (Ганда Бхерундасана)
Бхайрава – страшный, грозный (Бхайравасана)
Вира – герой (Вирасана, Супта Вирасана)
Гарбха – чрево (Гарбха Пиндасана)
Маха – великий (Махамудра)
Нидра – сон (Йога Нидрасана)
Пинда – эмбрион (Гарбха Пиндасана)
Раджа – владыка, король (Натараджасана, Раджа Капотасана, Эка Пада Раджакапотасана)
Сиддха – совершенный (Сиддхасана)
Сукха – простой, лекгий, приятный (Сукхасана)
Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана).

Имена героев эпоса:

Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша (Анантасана)
Аштавакра – мудрец, родившийся скрученным в 8-ми частях тела (Аштавакрасана)
Бхарадваджа – легендарный мудрец, отец Дроны (Бхараваджасана)
Валакхилья – небесные духи размером с палец (Валакхилисана)
Вамадева – одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (Вамадевасана)
Васиштха – легендарный мудрец (Васиштхасана)
Вишвамитра – легендарный мудрец родившийся кшатрием и ставший брахманом благодаря аскезе (Вишвамитрасана)
Вирабхадра – имя демона рождённого от гнева Шивы (Вирабхадрасана 1, 2,3)
Галава – мудрец, ученик Вишвамитры (Галавасана, Эка Пада Галавасана)
Кала Бхайрава – одно из имён Шивы (Кала Бхайравасана)
Дурваса – легендарный мудрец, аватара Шивы (Дурвасасана)
Каундинья – мурец из рода Васиштхи (Эка Пада Каундиниасана, Дви Пада Каундиниасана)
Кашьяпа – легендарный мудрец, сын Маричи, прородитель девов и асуров (богов и демонов) (Кашьяпасана)
Горакша – имя великого мастера хатха йоги, переводится как пастух (Горакшасана)
Маричи – имя сына Брахмы (Маричасана 1, 2, 3, 4)
Матсиендра – один из основателей хатха йоги (Ардха Матсиедрасана, Пурна Матсиендрасана)
Ната – танец, танцор (Натараджасана)
Ручика – дед Парашурамы (Ручикасана)
Сканда – имя бога войны, сына Шивы (Скандасана)
Тривикрама – одно из имен Вишну (викрама – шаг,поступь; в одном из воплощений Вишну в теле карлика за три шага обошел всю Землю (Супта Тривикрамасана)
Хануман – великая обезьяна, сын Ваю (ветра) персонаж Рамаяны (Хануманасана)

Асаны йоги на руках

1. Данный курс разработан для среднего уровня сложности.

2. Эта программа направлена на освоение асан на руках, которые, кроме эффекта растягивания мышц, оказывают укрепляющее воздействие.

Суть тренировочного процесса заключается в том, что вначале осваиваются простые асаны на руках, и только после их свободного выполнения практикующий переходит к более сложным положениям. По мере освоения простых асан организм перестает получать должную нагрузку. Поэтому для более быстрого и глубокого воздействия на физическое тело практикуются сложные положения. Для укрепления рук в повседневные тренировки часто включаются такие положения, как чатуранга дандасана и бакасана. Эти асаны укрепляют следующие мышцы: большая грудная мышца, дельтовидная мышца, трапециевидная мышца, трицепс, мышцы, разгибающие позвоночник, прямая мышца живота и другие. Выполнение сложных асан на руках требует достаточную гибкость.

Если мы будем просто растягивать мышцы и сухожилия, то в конце концов разболтаем опорно-двигательную систему. Обязательно нужна обратная компенсация. Как мы подвергаем вытягиванию сухожильно-мышечные жгуты, точно также мы должны по максимуму задействовать статические изометрические напряжения мускулатуры. Поэтому необходимо выполнение нижних стоек на руках, так как они относятся к категории наиболее напряженных упражнений и компенсируют вытягивающие асаны. Если делать вытягивание и не делать силовые асаны, то через некоторое время хатха-йога, как укрепляющая система, перестает работать.

Например, если человек не может делать стойки на руках, то все упражнения «головой вниз», которые он использует в тренинге, являются вариациями стоек с опорой на руки. И как бы ни изощрялся практикующий в комбинировании этих доступных для него форм, пока его уровень тренированности и мощность психоэнергетической структуры не возрастут на порядок он не сможет перейти на следующий уровень и строить практику с доминированием входов в большинство асан из стоек на руках. Поэтому способность перейти от одной опоры к другой, как правило, определяет возможность перейти с одного уровня практики на другой. На продвинутых уровнях практики, где с целью обращения потока энергии используется множество перевернутых форм со стойками на руках, акцент переносится на развитие силы плечевого пояса и мышц торса, обеспечивающих баланс позвоночника в динамических переходах и статических формах.

Гибкость, статическая сила и выносливость развиваются исполнением предельных асан. При этом обретаются глубокий «внутренний» покой и равновесие в сознании, появляется способность мощно и долго концентрироваться на любой задаче в жизни и при этом не уставать.

Динамическая сила и выносливость развиваются регулярным исполнением всевозможных асан и динамических силовых упражнений. При этом в теле сгорают шлаки и лишний жир, улучшается здоровье и самочувствие, появляется довольство жизнью, повышается жизненный тонус, человек становится активным, «легким на подъем» и жизнерадостным.

Через комплексный тренинг дух обретает достойный инструмент и совершенный носитель — тело, обладающее всеми необходимыми способностями и качествами для полноценной реализации духовных идеалов в жизни. Игнорирование этого простого правила обычно приводит к ситуации, когда дух готов «летать», а немощное тело не способно.

Ха-упражнения (силовые) позволяют накапливать энергию гравитации на физическом уровне, а Тха-упражнения (растягивающие) «перегоняют» ее в более тонкую психоэнергетическую структуру, где она появляется как свободная. Последующие дыхательные упражнения упорядочивают ее и направляют к головному мозгу, который заряжается дополнительной энергией, расширяющей «полосу» диапазона восприятия, в результате чего становится возможным видение запредельного. Обретаемый при этом духовный опыт позволяет в пределах одной жизни «прожить жизнь нескольких «нормальных» людей», которые, проживая всю свою жизнь, порой так и не выходят за рамки «нормального» диапазона восприятия.

3. Разминка (сурья-намаскар).

4. Силовая асана представляет из себя удержание гибкой формы на руках, которую необходимо изначально освоить. Например, для освоения эка пада бакасаны 1 необходимо освоить паривритту краунчасану.

Паривритта Ардха Сукха Краунчасана

КАК ОБРАЗУЮТСЯ НАЗВАНИЯ АСАН НА САНСКРИТЕ

Хатха Йога зародилась в Индии, поэтому названия позам йоги изначально даны на санскрите — древнем индийском языке. Часто тем, кто только начинает заниматься йогой, сложно дается запоминание этих непривычных для русского уха названий. Поэтому инструктора в группах начального уровня часто называют асаны на русском языке. Не всегда это бывает точный перевод. Иногда используется вообще не перевод слова, а дается другое понятие. Рано или поздно практикующие сталкиваются с необходимостью запомнить санскритские названия асан. Например, на семинарах индийских или западный учителей йоги звучат названия поз йоги именно на этом древнем языке.

В книге Б.К.С. Айенгара «Йоги Дипика» можно найти описание большого количества асан с названиями на санскрите. Санскритские корни, используемые в каждой позе, были переведены Айенгаром на английский язык. Затем эту книгу перевели на русский. В этой статье представлены санскритские корни согласно книге «Йога Дипика». Возможно, на прямую с санскрита на русский их можно перевести и точнее.

В названии асан, описанных в книге Айенгара, встречаются числительные, названия частей тела, положение тела или его частей в пространстве, названия растений и животных, имена героев индийского эпоса. Рассмотрим по отдельности все эти группы.

1. Санскритские числительные:

Эка – один (Эка Пада Ширшасана).
Дви – два (Дви Пада Каундинасана).
Три – три (Уттхита Триконасана).
Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана).
Панча – пять (Панча Карма).
Шат – шесть (Шат Карма).
Сапта – семь.
Ашта – восемь (Аштавакрасана).
Нава – девять.
Даша – десять.

2. Названия частей тела

Пада – стопа (Падахастасана).
Хаста – рука, кисть (Эка Хасата Маюрасана).
Ангуштха – большой палец (Падангуштха Дханурасана).
Ширша – голова (Ширшасана).
Джану – колено (Джану Ширшасана).
Бхуджа – рука, плечо (Бхуджа Пидасана).
Паршва – бок (Паршва Дханурасана).
Мукха – лицо (Гомухасана).
Карна – ухо (Акарна Дханурасана).
Джатхара – желудок (Джатхара Паривартанасана)
Ганда – щека и вся боковая часть лица (Ганда Бхерундасана)
3. Названия части, целого, геометрические фигуры

Сарва – всё (Саламба Сарвангасана).
Анга – часть (Саламба Сарвангасана).
Ардха – половина (Ардха Матсиендрасана).
Пурна – полная (Пурна Матсиендрасана)
Парипурна – завершенная (Парипурна Навасана).
Кона – угол (Упавиштха Конасана).
Мандала – окружность (Мандаласана)
4. Положение в пространстве

Паривритта – повёрнутый (Правритта Триконасана).
Паривартана – поворачиваться, крутиться (Джатхара Паривартанасана)
Випарита – обратный, перевернутый (Випарита Шалабхасана)
Сама – ровный, прямой (Самаконасана).
Супта – лёжа (Супта Вирасана).
Упавиштха – сидящий (Упавиштха Конасана).
Урдхва – вверх (Урдхва Мукха Шванасана).
Адхо – вниз (Адхо Мукха Шванасана).
Пашчима – запад (Пашчимоттанасана).
Пурва – восток (Пурвоттанасана).

5. Действия с телом

Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Пашчимоттанасана; звук «у» меняется на «о»).
Уттхита – вытянутый (Уттхита Триконасана).
Прасарита – расширенный (Прасарита Падоттанасана).
Баддха – связанный, схваченный (Баддха Конасана).
Пида – давление (Бхуджа Пидасана).
Саламба – с опорой (Саламба Сарвангасана).
Нирламба – без опоры (Нирламба Сарвангасана).
Утката – сильный (Уткатасана).
Стхити – стояние спокойно, неподвижность (Самастхити)
Лола – дрожащий, колеблющийся, раскачивающийся, подобно серьге (Лоласана).
6. Предметы

Данда – посох, палка (Йогадандасана).
Дханур – боевой лук (Дханурасана).
Нава – лодка (Парипурна Навасана).
Хала – плуг (Халасана).
Мала – бусина, гирлянда из бусин, четки (Маласана).
Паша – петля (Пашасана).
Ваджра – молния (Ваджрасана).
Тада – скала (Тадасана)
Парвата – гора (Парватасана – Падмасана с вытянутыми вверх руками).
Чандра – луна (Ардха Чандрасана).
Паригха – перекладина, засов (Паригхасана).
Тола – весы (Толасана).
Чакра – колесо (Чакрасана — кувырок назад в АВЙ)
Сету – мост (Сету Бандха Сарвангасана)
Парианка – кровать, кушетка, софа (Парианкасана – Супта Вирасана с прогибом)

Уштра – верблюд (Уштрасана).
Гаруда – орёл (Гарудасана).
Ватаяна – лошадь (Ватаянасана).
Шалабха – саранча (Шалабхасана).
Макара, накра – крокодил (Макарасана).
Бхуджанга – кобра, змея (Бхуджангасана).
Швана – собака (Адхо Мукха Шванасана, Урдхва Мукха Шванасана).
Го – корова (Гомукхасана).
Бхека, мандука – лягушка (Бхекасана, Ардха Бхекасана).
Симха – лев (Симхасана).
Марджари – кот, кошка (Марджариасана)
Матсиа – рыба (Матсиасана).
Кукута – петух (Кукутасана, Урдхва Кукутасана).
Краунча – цапля (Краунчасана).
Маюра – павлин (Маюрасана).
Пинча – хвост, перо (Пинча Маюрасана).
Вришчика – скорпион (Вричикасана).
Курма – черепаха (Курмасана, Супта Курмасана).
Чакора – сказочная птица питающаяся солнечными лучами (Чакорасана – баланс на руках с ногой за головой).
Титибха – светлячок (Титибхасана).
Бака – журавль (Бакасана)
Кака – ворон (Какасана)
Капота – голубь (Капотасана, Эка Пада Раджа Капотасана)
Хамса – лебедь (Хамсасана, Ардха Хамсасана)
Шашанка – заяц (Шашанкасана)
Капинджала – разновидность куропатки (плечевой выворот в балансе на одной руке и ноге, как в Васиштхасане)

Врикша – дерево (Врикшасана, Адхо Мукха Врикшасана)
Канда – корнеплод, узел (Кандасана)
Падма – лотос (Падмасана, Урдхва Падмасана).
9. Человеческие состояния

Раджа – владыка, король (Натараджасана, Раджа Капотасана, Эка Пада Раджакапотасана)
Гарбха – чрево (Гарбха Пиндасана).
Пинда – эмбрион (Гарбха Пиндасана)
Вира – герой (Вирасана, Супта Вирасана).
Сиддха – совершенный (Сиддхасана).
Сукха – простой, лекгий, приятный (Сукхасана)
Нидра – сон (Йога Нидрасана).
Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана).
Бхайрава – страшный, грозный (Бхайравасана – положение на лежа на спине с ногой за головой)
Бхерунда – страшный, ужасный (Ганда Бхерундасана)
Маха – великий
Буддха – просвятленный (Буддхасана – нога за головой с захватом рук за спиной)
10. Имена героев индийского эпоса

Вирабхадра – имя демона рождённого от гнева Шивы (Врабхадрасана 1, 2,3).
Аштавакра – мудрец, родившийся скрученным в 8-ми частях тела (Аштавакрасана).
Каундинья – мурец из рода Васиштхи (Эка Пада Каундиниасана, Дви Пада Каундиниасана).
Васиштха – легендарный мудрец (Васиштхасана).
Вишвамитра – легендарный мудрец родившийся кшатрием и ставший брахманом благодаря аскезе (Вишвамитрасана).
Маричи – имя сына Брахмы (Маричасана 1, 2, 3, 4).
Матсиендра – один из основателей хатха йоги (Ардха Матсиедрасана, Пурна Матсиендрасана).
Бхарадваджа – легендарный мудрец, отец Дроны (Бхараваджасана – скрутка почти из Вирасаны, часто дают в школе Айенгара, второй вариант – скрутка с одной ногой в полу лотосе, другой в полу Вирасане).
Вамадева – одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (Вамадевасана).
Хануман – великая обезьяна, сын Ваю (ветра) персонж Рамаяны (Хануманасана).
Тривикрама – одно из имен Вишну (викрама – шаг, поступь; в одном из вопрощений Вишну в теле карлика за три шага обошел всю Землю (Супта Тривикрамасана)
Горакша – имя великого мастера хатха йоги, переводится как пастух (Горокшасана).
Галава – мудрец, ученик Вишвамитры (Галавасана, Эка Пада Галавасана).
Ручика – дед Парашурамы (Ручикасана – наклон с ногой за головой).
Дурваса – легендарный мудрец, аватара Шивы (Дурвасасана).
Кала Бхайрава – одно из имён Шивы (Кала Бхайравасана – баланс с ногой за головой, как в Вишвамитрасане)
Сканда – имя бога войны, сына Шивы (Скандасана – наклон с ногой за головой).
Кашьяпа – легендарный мудрец, сын Маричи прорадитель девов и асуров (богов и демонов) (Кашьяпасана – Вишвамитрасана с полу лотосом и захватом)
Ната – танец, танцор (Натараджасана).
Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша (Анантасана).
Валакхилья – небесные духи размером с палец (Валкхилисана – Эка Пада Раджа Капотасана с захватом за заднюю ногу)

11. Понятия, используемые в названиях Пранаямы

Пурака – вдох (наполнение)
Речака – выдох (опустошение)
Кумбхака – задержка (горшок)
Мудра – печать, знак
Бандха – оковы, замок
Мула – корень
Джала – сеть
Дхара – верхнее напряжение
Уддияна – взлет
Наули – волна
Нади – энергетические каналы
Пингала – правый канал
Ида – левый канал
Сушумна — центральный канал
Шодхана – очищать, чистить
Сурья – солнце
Чандра – луна
Бхедана – проникать, пронизывать
Ситали – прохладный
Ситкари – охлаждающая
Бхрамари – черная пчела
Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть)
Анулома – по направлению
Бхастрика – кузнечные меха
Капала – череп
Бхати – сияние, сияющий
Уд – вверх
Джайя – победа
Сутра – нить
Джала – вода
Нети – очищение
Онлайн-школа Аюрведы, Йоги и Тантры

Шри Б.К.С. Айенгар

Белур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар появился на свет 14 декабря далекого 1918 года. Он рос очень болезненным мальчиком. В шестнадцатилетнем возрасте Айенгар едет к сестре, живущей в Майсоре вместе с собственным мужем – знаменитым учителем йоги Т. Кришнамачарья.

На просьбу юного гостя преподать ему несколько уроков Кришнамачарья ответил отказом, ссылаясь на отсутствие у того благоприятной кармы. Но вскоре Айгенару неожиданно повезло. Гуру решил провести с ним несколько занятий после того, как лишился лучшего ученика, который сбежал от своего преподавателя в очень ответственный момент. Старания Айгенара по освоению асан были настолько велики, что он смог за очень короткий срок добиться серьезных успехов. Это позволило ему выступить вместо сбежавшего ученика на демонстрации и показать свои умения самому Махарадже Майсора.

Айгенар продолжил учиться у Кришнамачарья, а затем и сам стал преподавать в его школе. Ежедневно он накапливал опыт, добиваясь в выполнении асан всё большего совершенства. На это тратилось огромное количество времени, но старания не оказались напрасными. Знание английского языка позволило восемнадцатилетнему Айгенару отправиться преподавать йогу в Пуну.

В 1943 году состоялась свадьба двадцатипятилетнего Айгенара и шестнадцатилетней Рамамани, которая совершенно не обладала представлением о йоге. Замужество заметно изменило ее жизнь. Уже совсем скоро она стала помогать мужу в его практике и даже сама приступила к преподаванию йоги детям.

Учениками Айгенара были многие известные индусы. Знакомство со скрипачом Иегудди Менухиным, состоявшееся в 1952 году, привело впоследствии к тому, что у него появилось и большое количество учеников из зарубежья. Среди них была даже королева Бельгии. Сегодня открыто можно сказать о том, что именно Белур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар открыл йогу всему западному миру.

В связи с появлением огромного количества учеников, Айгенар уже не мог продолжать преподавать йогу в своем небольшом жилище. В 1968 году он приобретает землю и начинает строительство Института Йоги. Оно длилось целых семь лет. Открытие центра под названием «Рамамани Айенгар Мемориал Йога Институт» состоялось 19 января 1975 года. Здесь Айгенар и продолжил свою деятельность уже вместе со своей дочерью Гитой и сыном Прашантом, которые также стали преподавателями йоги. Айгенар объездил огромное количество стран, везде делясь своими знаниями. В 1989 году по приглашению ГосКомСпорта и Минздрава СССР он приезжал в Москву. После этого в нашей стране у него появилось большое количество последователей, многие из которых и сегодня обучают искусству йоги всех желающих.

Паривритта Ардха Сукха Краунчасана

Люди, начинающие изучать практики йоги — асаны, бандхи, мудры, кумбхаку и многое другое, сразу сталкиваются с трудностью запоминания такого количества новых названий.

Сделать это будет уже гораздо проще, если просто прочитать перевод с санскрита в словаре названий и терминов йоги. Нет никакой необходимости запоминать все незнакомые, как нам кажется, сочетания звуков, если разобраться в их происхождении, как и в происхождении самой йоги.

История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных при раскопках в долине реки Инд городов доиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы, возраст которых равен древности первых династий Египта (3300-1700 года до н. э.), изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Риг-веде». Наиболее раннее описание некоторых практик йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде» — одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными X−IX веком до н. э.

«Упанишады» ­­− буквально означает сидеть у ног учителя и получать наставления. Они появились приблизительно в X−VI веках до нашей эры и по форме представляли, как правило, диалог мудреца со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником.

Самое древнее дошедшее до нас перечисление и описание всех восьми ступеней йоги в сутрах Патанджали было записано на санскрите, древнейшем языке Богов.

Знание перевода с санскрита терминологии йоги облегчает понимание названий асан и других практик, их структурирование и запоминание.

В составе названий асан часто используются числительные:

Эка – один (Эка ПадаБакасана).

Дви – два (ДвиПадаКаундинасана).

Панча – пять (Па́нча-та́ттва (पञ्चतत्त्व) пять элементов).

Сапта – семь (Семь Мудрецов это: Маричи, Васиштха, Ангирас, Атри, Пуластья, Пулаха и Крату).

Ашта – восемь (Патанджали в йога-сутрах (инструкция йоги, правила), описывает восемь ступеней в йоге: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи).

Нава – девять (Нава-Дурга, или девять различных форм Дурги).

Даша – десять (Дашаватар – десять воплощений Вишну).

Также в названиях используются названия частей тела, предметов, животных, действий, состояний и т. д.

А — около (Акарна Дханурасана)

Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша (Анантасана).

Анга– часть (СаламбаСарвангасана).

Ангуштха – большой палец (ПадангуштхаДханурасана).

Антар – внутренний(Антар кумбхака — задержка дыхания, которая делается после вдоха).

Анулома – по направлению. (АнуломаВилома пранаяма)

Ардха – половина (АрдхаМатсиендрасана).

Ахи́мса ( अहिंसा ). Ненасилие, основа йоги, начало первая ступени.

Аштавакра – мудрец, родившийся скрученным в 8-ми частях тела (Аштавакрасана).

Баддха – связанный, схваченный (БаддхаКонасана).

Бандха – узел, соединение, объединение; мышечно-энергетический замок, перекрывающий поток праны.

Бахир — внешний, наружний (БахирКумбхака — задержка дыхания, которая делается после выдоха).

Бхайрава – страшный, грозный (БхайравАсана).

Бхарадваджа – легендарный мудрец, отец Дроны (БхарадваджАсана – скрутка почти из ВирАсаны, часто дают в школе Айенгара, второй вариант – скрутка с одной ногой в полу лотосе, другой в полу Вирасане).

Бхастрика – кузнечные меха.

Бхати – сияние, сияющий.

Бхедана – проникать, пронизывать.

Бхека, мандука – лягушка (Бхекасана).

Бхерунда – страшный, ужасный (ГандаБхерундасана).

Бхрамари – чёрная пчела.

Бхуджа – рука, плечо (БхуджаПидасана).

Буддха – просветленный (Буддхасана – нога за головой с захватом рук за спиной)

Ваджра – молния (Ваджрасана).

Вакра – искривленный, кривой (Аштавакрасана).

Валакхилья – небесные духи размером с палец (Валкхилисана – Эка Пада Раджа Капотасана с захватом за заднюю ногу).

Вамадева – одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (Вамадевасана).

Васиштха – легендарный мудрец (Васиштхасана).

Ватаяна – лошадь (Ватаянасана).

Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть).

Випарита – обратный, перевернутый (ВипаритаШалабхасана).

Вира – герой (Вирасана, СуптаВирасана).

Вирабхадра – имя героя, рождённого от гнева Шивы (Врабхадрасана).

Вишвами́тра (विश्वामित्र друг всех) — один из семи великих мудрецов. Ему принадлежит авторство бо́льшей части Ригведы, включая Гаятри мантру. (Вишвамитрасана).

Врикша – дерево (Врикшасана).

Вришчика – скорпион (Вричикасана).

Галава – мудрец, ученик Вишвамитры (Галавасана, Эка ПадаГалавасана).

Ганда – щека и вся боковая часть лица (ГандаБхерундасана)

Гарбха – чрево (ГарбхаПиндасана).

Горакша – имя великого мастера хатха-йоги, переводится как пастух (Горокшасана).

Данда – посох, палка (Йогадандасана).

Джатхара – желудок (ДжатхараПаривартанасана).

Дурваса – легендарный мудрец, аватара Шивы (Дурвасасана).

Дханур – боевой лук (Дханурасана).

Дхара – верхнее напряжение.

Ида – левый, лунный энергетический канал.

Кала Бхайрава – одно из имён Шивы (Кала Бхайравасана).

Кака – ворон (Какасана).

Канда – корнеплод, узел (Кандасана).

Капинджала – разновидность куропатки (Капинджаласана).

Капота – голубь (Капотасана).

Карна – ухо (АкарнаДханурасана).

Кашьяпа – легендарный мудрец, сын Маричи прорадитель девов и асуров (Кашьяпасана)

Кона – угол (УпавиштхаКонасана).

Краунча – цапля (Краунчасана).

Кукута – петух (Кукутасана).

Курма – черепаха (Курмасана).

Лола – дрожащий, колеблющийся, раскачивающийся, подобно серьге (Лоласана).

Макара – крокодил (Макарасана).

Мала – бусина, гирлянда из бусин, чётки (Маласана).

Мандала – окружность (Мандаласана).

Марджари – кот, кошка (Марджариасана).

Маричи – имя сына Брахмы (Маричасана).

Матсиа – рыба (Матсиасана).

Матсиендра – основатель традиции натхов, получил прямую преемственность йоги от Шивы (Матсиендрасана).

Маха – великий, главный.

Мудра – печать, знак.

Нава – лодка (Навасана).

Нади – энергетические каналы.

Ната – танец, танцор (Натараджасана).

Нидра – сон (Йога Нидра).

Нирламба – без опоры (НирламбаСарвангасана).

Пада – стопа (Падахастасана).

Парвата – гора (Парватасана).

Парианка – кровать, кушетка, софа (Парианкасана).

Паривартана – поворачиваться, крутиться (Паривартанасана).

Паригха – перекладина, засов (Паригхасана).

Парипурна – завершённая (ПарипурнаНавасана).

Паршва – бок (ПаршваДханурасана).

Паша – петля (Пашасана).

Пида – давление (КарнаПидасана).

Пингала – правый, солнечный энергетический канал.

Пинда – эмбрион (ГарбхаПиндасана).

Пинча – хвост, перо (ПинчаМаюрасана).

Питхам – стул, кресло, скамья (Чатуспадапитхам).

Пурака – вдох (наполнение).

Пурва – восток (Пурвоттанасана).

Пурна – полная (ПурнаМатсиендрасана).

Раджа – владыка, король (Натараджасана).

Речака – выдох (опустошение).

Ручика – дед Парашурамы (Ручикасана).

Саламба – с опорой (СаламбаСарвангасана).

Сама – ровный, прямой (Самаконасана).

Самавета – вместе (Самавета пранаяма)

Сарва – всё (Сарвангасана).

Сету – мост (Сету БандхаСарвангасана).

Симха – лев (Симхасана).

Сирша – голова (Сиршасана).

Сканда – имя бога войны, сына Шивы (Скандасана).

Стхити – стояние спокойно, неподвижность (Самастхити).

Сукха – простой, лёгкий, приятный (Сукхасана)

Супта – лёжа (СуптаВирасана).

Сушумна — центральный энергетический канал.

Тада – скала (Тадасана).

Тала – ладонь, плоскость.

Титибха – светлячок (Титибхасана).

Тола – весы (Толасана).

Тривикрама – одно из имён Вишну (викрама – шаг, поступь; в одном из воплощений Вишну в теле карлика за три шага обошёл всю Землю (СуптаТривикрамасана).

Хаста – рука, кисть (Эка ХасатаМаюрасана).

Упавиштха – сидящий (УпавиштхаКонасана).

Урдхва – вверх (УрдхваМукхаШванасана).

Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Пашчимоттанасана; звук «у» меняется на «о»).

Утката – сильный, яростный, неровный. (Уткатасана).

Уштра – верблюд (Уштрасана).

Хала – плуг (Халасана).

Хамса – лебедь (Хамсасана, АрдхаХамсасана).

Хануман – великая обезьяна, сын Ваю (ветра) персонаж Рамаяны (Хануманасана).

Чакра – колесо (Чакрасана).

Чакора – сказочная птица питающаяся солнечными лучами (Чакорасана).

Чандра – луна (Чандрасана).

Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана).

Шалабха – саранча (Шалабхасана).

Шодхана – очищать, чистить.

При копировании материалов — активная ссылка на сайт обязательна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector