Патанджали йога и ее восемь ступеней | Masajista.ru

Патанджали йога и ее восемь ступеней

Ступени йоги

0 Comments

Ступени йоги — 8 основополагающих принципов, которые дал нам великий йог Патанджали. Чтобы быстро и уверенно достигнуть какой-либо цели, нужно позаботиться не только о конечном результате и о плодах достижения. Так же нужно принять во внимание и средства достижения поставленной задачи, потому что благодаря средствам она достигается. Патанджали выделяет средства, которые он называет восемью ступенями йоги, ведущими по пути духовного совершенствования.

Они следующие:

1. Яма (моральные законы общего характера)

2. Нияма (контроль над речью, телом, умом и поведением в целом)

4. Пранаяма (контроль и накопление энергии в теле посредством дыхательных упражнений)

5. Пратьяхара (ступень йоги освобождение сознания от желаний и чувственных удовольствий)

6. Дхарана (концентрация)

7. Дхьяна (медитация)

8. Самадхи (определенное состояние сознания, которое наступает благодаря глубокой концентрации и медитации на объекте, когда индивидуальное сознание человека сливается с объектом медитации).

Две первые Ступени йоги ( Яма и Нияма) направляют ум на контроль эмоций и страстей, способствуют жизни в гармонии с окружающими, вести себя гибко и адекватно в любой ситуации.

К ступени йоги Яма относятся следующие принципы:

К ступени йоги Нияма относятся следующие принципы:

Ступень йоги Асана направлена на развитие тела, обретение контроля над низшей природой (тамас) и развитие божественной (саттва). Обретя контроль над телом, человек обретает контроль над энергиями в нем; это дает возможность выполнять более сложные и продвинутые практики, при выполнении которых, взятое под контроль тело становиться помощником, а не помехой. Со временем тело должно стать храмом, в котором обитает душа. Яма, Нияма и Асана являются внешними ступенями (балиранга садхана).

Следующие Ступени йоги, Пранаяма и Пратьяхара, помогают регулировать дыхание и контролировать ум. Способность накопления праны и ее последующий контроль способствуют завершению духовного поиска и обретению освобождения от сансары. Они именуются духовным поиском (антаратма сахдана).

Правильная Дхарана и наступающая за ней Дхьяна — данные Ступени йоги приводят ищущего к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцание, созерцающий и созерцаемое нераздельны и не существуют одно без другого. В процессе практики йогин сливается с Творцом, обретая свою естественную природу. Это именуется Самадхи.

Подробнее: Яма, Нияма, Пратьяхара

Яма – символической нагрузкой данной ступени йоги Патанджали является имя бога смерти в индийской мифологии – Ямы . Говорится именно о нанесении смертельного удара порокам, позаимствованным из социума (курение, брань, алкоголь, наркотики, поведение, неправильное мышление). Данная ступень подразумевает установление гармонии с внешним миром, так как социум играет основную влиятельную роль воздействия на человека.

Для того, чтобы освободится от всяческого влияния извне, следует начать с принятия себя и всего окружающего. Благодаря избеганию психологических срывов, эмоционально-отрицательных ситуаций, практикующий постепенно устанавливает необходимую ему «связь». Он, со временем, откидывает все приобретенные ранее комплексы, не стыдливо переносит сделанные им поступки, освобождается от «служения» вредным привычкам. Тело и сознание ученика пребывают в равновесии.

Данная Яма-ступень подразделяется на 5 этапов:

— Ахимса – никого не обижая (слова, дела, мысли), Вы должны избегать проявления злости и ненависти. Относитесь ко всем так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам. Проявляйте Любовь всему миру, препятствуя лишь проявлению зла внутри человека, не борясь именно с ним.

— Сатья — Соблюдение искренности во всем – в делах, словах, возникающих мыслях. Исходящие от человека ложь, оскорбление, клевета способны искажать реальность, не давая ученику полностью осознавать происходящее. Не обманывайте – поступайте правильно и именно поступками «говорите» о возможности разрешения того или иного вопроса.

— Астейя – нестяжательство. Искоренение алчности, уход от соблазнов, прекращение «дружбы» с завистью – огромный положительный эффект. Необходимо навсегда избавиться от мыслей (слов, дел) о воровстве – присвоении чего либо.

— Брахмачарья – сдержанность, отказ, умеренность в каждом проявлении (мысль, слово, дело). Достижение гармонии возможно лишь при освобождении от служения собственным чувствам-эмоциям.

— Апариграха – отказ от дара, в котором вы не нуждаетесь. Не следует принимать, хотеть чего-либо, в чем нет необходимости. Принимая незаслуженные подарки (поощрение, похвала,…) мы становимся зависимыми от предлагающего их человека.

Несоблюдение данных описанных истин несет за собой порождение воровства, лживости, насилия, жадности, привнося лишь разрушительный хаос.

Нияма – пути (качества), по которым необходимо, с максимальной продуктивностью, плодотворно продвигаться.

После освоения первой ступени (опустошенное сознание), ученик начинает познавать Нияму – пять ее основных принципов: Шаучу – чистоплотность, Сантошу – довольствие, Тапасью – самоограничение, Свадшаучухьяю – интроспекцию, Ишвара пранидхану — набожность.

Существуют также и семь » вспомогающих » уровней Ниямы:

— Мантра-вид – обознанность в области заклинаний;

— Дамсанавант – обладание неземной силой;

— Нишпратидвандва – неимение врагов;

Основные принципы Ниямы:

Соблюдение чистоты в уме, теле и окружении дает возможность говорит о гармонизации энергии ученика. Свами Читананда посещая Ананду, увидев лейку с ржавчиной, сказал: «Вам необходимо покрасить ее. Низшим сущностям свойственно притягиваться к мусору». Достижение безупречной чистоплотности говорит о приобретении качества безразличия к материальным вещам.

Второй принцип Ниямы — Сантоша

Принимая вещи такими, какими они есть, довольствоваться этим – Вы обретаете силу высшей степени блаженства (безупречное довольствие).

Третий принцип Ниямы — Тапасья

Необходимо взять контроль над постоянно-возникающими «хочу — не хочу» или «буду — не буду», а также – всегда заканчивать все свои начинания. Данный этап предназначен для развития способности самосовершенствования.

Четвертый принцип Ниямы — Свадхъяя

Постоянная, повседневная интроспекция даст возможность разглядеть, принять Бога в самом себе. Не следует подвергаться осуждению своих чувств и поступков, нужно лишь быть осознанным в каждом действии. Интроспекция должна присутствовать ежедневно, ей необходимо уделять около 15 минут.

Пятый принцип Ниямы — Ишвара Пранидхана

Путь к Богу – набожность. Благодаря достаточно сильной вере в Бога, возможен вариант достижения цели не прибегая к определенной технике. При безупречно «развитом» пятом принципе мы говорим о состоянии самадхи.

Пратьяхара, на санскрите, образуется из двух слов: прати (противоположность) и ахара (возвращать). Учитывая данный перевод, значение Пратьяхары будет следующим: отказ восприятия внешних проявлений посредством органов чувств (зрение, обоняние, вкус, прикосновение, слух). Они способны дестабилизировать уравновешенное состояние ума, вызывая ненужное волнение практикующего.

Изначальной сутью пратьяхары является контроль с последующим отказом от принятия извне поступающих чувственных данных. Чувственное восприятие, таким образом, остается без всякого рода «подпитки» – «отключение чувств».

Практически все время наш ум и восприятие заняты анализом–реагированием на поступающую «чувственную» информацию (раздражитель) посредством соответствующих органов. При достижении йогом пратьяхары, его восприятие «уходит» внутрь ума, что дает возможность практикующему воспринимать ум на разных уровнях. При пратьяхае отключения внешнего восприятия йог овладевает первой стадией антар мауны (дословно: молчание внутри).

Смысл пратьяхары не заключается лишь в уходе от внешнего чувственного восприятия. Всеобъемлющей сутью данной ступени выступает состояние полного отсоединения восприятия от мыслительных процессов. Достижение совершенства на «пятом» этапе говорит о превосхождении над процессами мышления и чувственным восприятием. После достижения выше описываемого, практикующий переходит к следующей ступени – дхаране (концентрация).

Овладение пратьяхарой даст возможность говорить о дальнейшем продвижении на пути – готовности к медитации. Без прохождения пратьяхары, что довольно трудоемко, не возможен и переход к медитативной практике. Используя неверные методы, приемы Вам будет довольно сложно погрузиться в процесс медитации. Антар мауна – комплекс, позволяющий систематично заниматься и «укрощать» Ваш ум.

Для этого следует лишь обратиться к «запоминающей» функции вашего мозга и дать ей команду внести в «архив» данную последовательность: пратьяхара дхарана-дхьяна. Доводя каждую из восьми ступеней йоги до совершенства, Вы будете направляться по верному, приносящему результат, пути!

8 ступеней йоги – ваш путь к освобождению

Быстрая экскурсия по 8-ми ступеням йоги Патанджали.

Что такое настоящая йога? Для тех, кто недавно приобщился к йоге, возможно, будет интересно узнать, что йога не ограничивается рамками коврика и во всей красе расцветает в нашей повседневной жизни, выражаясь в соблюдении особых йогических принципов.

Эти принципы составляют уникальную философию «восьмеричного пути» или 8-ми ступеней йоги, сформулированных индийским мудрецом по имени Патанджали в труде «Йога-сутра». В соответствии с его концепцией, йога состоит из 8 этапов, которые следует поочередно осваивать для становления гармоничной личности, достижения состояния просветления. То есть это своеобразное руководство по истинной йоге: от практики асан до абсолютного единения со Вселенной.

Мы решили сделать общую выжимку по Йога-сутрам Патанджали для тех, кто еще не успел познакомиться с этим творением, а также для тех, кто решил освежить знания.

Первое, с чего следует начинать свое восхождение на вершины просветленного существования – это первая ступень или «Яма». На этом этапе человек стремится обрести здоровое тело, разум, баланс, которые достигаются путем соблюдения определенных правил воздержания: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), отказ от воровства (астея), умеренность в потребностях (апариграха), целомудрие (брахмачарья).

Не освоив первую степень, не рекомендуется переходить на следующую. К тому же жить в соответствии с этими принципами в обычной жизни не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Старайтесь взращивать в себе каждый день сострадание к себе и окружающим существам, будьте честны – особенно с собой, ищите радость в мелочах, не тратьте энергию попусту, чувствуйте себя, а не играйте социальные роли.

Научившись жить в ладу с внешним миром и очистившись от пороков, человек поднимается на вторую ступень, Нияму, на которой он стремится к гармоничному взаимодействию со своим внутренним миром. Здесь главенствуют следующие 5 ниям: чистота разума, речи и внешнего вида (шауча), удовлетворенность (сантоша), дисциплина (тапас), самопознание (свадхъяя), вера в Божественное присутствие (ишвара-пранидхана).

В течение дня носите чистую одежду, чистые мысли, чистые слова. Будьте благодарны за то, что имеете. Тренируйте дисциплину, устремляйте внимание внутрь себя, наблюдайте себя. Узнайте разницу между отчаянием и смирением и практикуйте последнее.

Человек, который говорит, что он собирается на йогу, подразумевает, что он будет уделять внимание третьей ступени – Асанам. Это одна из самых противоречивых граней йоги: одни могут причислять ее к разновидности примитивной физкультуры, другие считают, что вся йога происходит в рамках йога-класса. Чтобы пролить свет на эту дилемму, будет уместно уточнить, что физическая работа очень важна: мы снимаем различные ментальные блоки, запускаем энергетические процессы и приносим невообразимую пользу своему организму. Однако йогические позы – не цель, а средство, которое помогает достичь духовного развития. Поэтому практика асан – лишь 1/8-я часть йоги, и если человек может стоять 10 минут на голове и выполнять акробатические номера, но не способен соблюдать остальные принципы, соответственно, он на столько и йог, то есть даже меньше, чем наполовину.

Четвертая ступень принадлежит Пранаямам, суть которых состоит в особых дыхательных техниках, позволяющих накапливать энергию и контролировать дыхание. Учитывая то, что наша жизнь на сто процентов состоит из вдохов-выдохов, пранаямы становятся одним из ключевых и могущественных аспектов йоги, которые нежелательно обделять вниманием.

Пратьяхара – пятая ступень, с которой начинается Раджа Йога. Фактически, это состояние нахождения в своем внутреннем мире, а не во внешнем. Но, чтобы не пугать общественность таким странным определением, легче объяснить это понятие на примере: когда мы практикуем йогу в классе, инструктор всегда напоминает нам концентрироваться на собственных ощущениях, а не глазеть по сторонам, сравнивая себя с другими – вот, это и есть пратьяхара! Также можно объяснить ее, как безусловный контроль ума.

Приручив ум, человек продвигается дальше, оказавшись на шестой ступени Дхараны – или стадии абсолютной концентрации. Здесь он собирает все свои навыки контроля ума и направляет на конкретное направление – так он приближается к своей истинной природе, а значит, постепенно и к главной цели йоги.

После Дхараны наступает Дхаяна, в которой человек ощущает только то, что является предметом его медитации. Это словно Дхарана во второй степени.

И наконец, финальная ступень йоги – Самадхи. Здесь человек постигает состояние сверхсознания, исчезают временные и пространственные рамки, в глубокой медитации он постигает Божественное.

Итак, если вы еще не вознеслись в абсолютный мир и не постигли Дзен, и все-таки успели дочитать нашу статью до конца, то теперь вы знаете наверняка, в чем истинная суть йоги, и к чему можно стремиться в ближайшие сто лет. Будьте терпеливы и регулярно практикуйте. Успехов!

Подробнее о 8-ми ступенях читайте здесь.

Восемь шагов к совершенству — ступени йоги

В современном широком сознании йога ассоциируется с медитацией и физическими упражнениями, а то и просто с похудением. Однако, работа над телом, точнее познание своего тела, — лишь одна восьмая часть многогранного и разностороннего учения.

Про 8 ступеней йоги мир узнал из древних трудов индийского философа Патанджали под названием «Йога — сутра».

Из чего состоит йога

Патанджали в свое время (примерно за 200-400 лет до нашей эры) собрал по крупицам и привел к единому порядку весь опыт предыдущих поколений, в котором смешались религия, наука и философия, став основателем целостной системы оздоровления организма.

Согласно древнего трактата, для достижения просветления и гармонии нужно пройти 8 ступеней.

«Яма» — самая первая ступень, которую нужно осознать и принять в первую очередь. В нее входя пять «ям», своего рода заповедей, ограничений в отношениях с окружающим миром (йог должен быть правдивым, не причинять зла и не воровать, блюсти целомудрие, не принимать дары).

«Нияма» учит частично просветленного человека жить в гармонии с собой. Ступень состоит из 12 принципов (5 записал Патанджали, остальные добавили позже) и учит самодисциплине, скромности, стремлению к познанию мира, скромности и т.д.

«Асаны» — это удобные позы, в которых можно подолгу находиться во время медитации.

«Пранаяма». Тело человека пронизано каналами — меридианами, в которых циркулирует жизненная сила, энергия. Правильное дыхание — один из методов ее получения. Техника не сложная: вдох с задержкой дыхания и выдох с задержкой дыхания. Научившись дышать, человек обретает спокойный ум.

«Пратьяхара» — ступень перехода с внешнего совершенствования к внутреннему, подготовка к медитации. Человек учится отключаться от раздражителей внешнего мира и полностью погружаться в себя.

«Дхарана» — учит концентрации. Сложная ступень, обучающая сосредотачиваться на одном объекте, направлять все мысли в одну сторону.

«Дхьяна». Человек впадает в состояние глубокой медитации. Его мысли целиком сосредоточены на одном объекте, сознание объединяется с ним. Эта ступень упорядочивает мысли и сознание. В итоге можно развить гибкость ума, внимание, интуицию.

«Самадхи» означает слияние. Созерцатель в состоянии медитации соединяется со своим объектом, достигая сверхсознания, теряет чувство времени и пространства, уходит от физического мира. Обретая Божественное, он постигает Вселенную.

Восьмую ступень нельзя описать, ее можно лишь увидеть самому. Через потерю своей особенности, индивидуальности, человек находит свое высшее Я.

Очень мало людей в мире постигли последнюю ступень, но описывают ее, как самый значимый и яркий момент жизни.

Как познать себя

«Йога Сутра» — не единственный и даже не самый древний трактат по йоге, но она стала главной инструкцией для желающих познать Дзен.

Патанджали, чье имя обросло легендами о его божественном происхождении и великой мудрости, сформулировал и записал 196 ключевых фраз (сутр). Для стремящихся познать себя они стали как Библия.

Человек живет бессознательно, не понимая своего предназначения, зачастую не видя смысла. Для обретения понимания жизни, нужно научиться наблюдать. Медитация способна обострить чувства, помочь увидеть прекрасное, принести покой. Научиться медитировать может каждый, было бы время, желание и немного терпения.

Восемь ступеней классической йоги

О пользе йоги для человеческого организма известно немало. Но чтобы не навредить себе, стоит выполнять только «правильные» упражнения, желательно заранее ознакомившись со всеми возможными направлениями индийских учений. Среди прочих известных техник и практик стоит выделить йогу Патанджали, которая, к слову, является одной из наиболее востребованных.

Кто такой Патанджали

Имя Патанджали наверняка знакомо многим ценителям восточных философских учений — особенно тем, кто уже практиковал йогу. Мудрец проповедовал важность практики асаны ещё во II веке до н.э., она до сих пор имеет немало последователей.

Именно он считается основоположником школы Даршаны, поскольку посвятил свою жизнь поискам пути воссоединения с божественным началом (состоянию «Маха Самадхи») и расширению граней разума.

Только благодаря усердной работе и продолжительному одиночеству Патанджали смог получить такие высокие результаты в личной практике и в преподавании йоги (правда, до сих пор неизвестно, где он выполнял асаны, и когда именно с их помощью достиг «просветления»). Можно сказать, что образ этого индийского мудреца и философа до сих пор полностью не изучен.

Восемь ступеней

В своей работе «Йога-сутра» Патанджали определяет йогу как «аштангу» — «йогу восьми ступеней». В целом это полное руководство для качественной и полноценной жизни с соблюдением нравственных предписаний, а также выполнением всех наставлений для поддержки здоровья во всех его проявлениях. На первом этапе (это первые 4 ступени) человек должен усовершенствовать себя и научиться полностью контролировать своё тело, чтобы на втором этапе (следующих четырёх ступенях) легко окунуться в себя и отправиться во внутреннее путешествие, знакомясь со своими чувствами, умом, и как результат — открыть наивысшие грани самопознания и познания мира.

Прежде чем достичь глубин своего сознания, необходимо избавиться от всего, что мешает этому процессу. Поэтому первая ступень предусматривает соблюдение этических правил поведения в обществе, которые должны помочь улучшить взаимоотношения с другими людьми и снизить стресс.

К таким правилам, прежде всего, относят:

  • исключение любого насилия (ахимсу);
  • правдивость всех высказываний (сатью);
  • отказ от воровства (астею);
  • соблюдение целомудрия (брахмачарью);
  • нестяжательство (апариграху).

Яму можно назвать универсальным жизненным законом, который основывается на соблюдении золотого правила: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». Не справившись с этими требованиями, переходить к следующему этапу йоги просто бесполезно.

Жить с указанными принципами в реальной современной жизни не настолько сложно, как кажется. Просто стоит быть честным с собой, проявлять милосердие к окружающим живым существам и радоваться даже мелочам.

Первая ступень йоги: видео

Гармонизировав свои отношения с внешним миром и избавившись от основных человеческих пороков, человек может подняться на вторую ступень — Нияму. Её можно охарактеризовать как самодисциплину с целью выстраивания гармоничных отношений с внутренним «я».

Как и на предыдущей ступени, тут выделяют пять основных шагов (ниям):

  • чистоту во всех её проявлениях (речи, внешнего вида и разума) — шаучу;
  • дисциплину — тапас;
  • удовлетворённость — сантошу;
  • самопознание — свадхъяю;
  • веру в присутствие Божественной сущности — ишвара-пранидхану.

Для достижения поставленной цели на этом этапе от человека требуются ношение чистой одежды, посещение храма, выполнение личных медитационных техник и самое главное — полная очистка сознания, помыслов и речи от скверны. Нужно благодарить высшие силы за всё, что имеете, устремляя внимание «внутрь себя» и практикуя смирение.

Вторая ступень в йоге: видео

Асаны — специальные позы в йоге, которые не менее важны, нежели эмоциональный и психологический настрой. Тело человека считается «храмом» его души, поэтому и уход за ним будет неотъемлемой составляющей духовного роста.

Практикуя асаны, люди становятся более дисциплинированными, лучше концентрируют внимание на деталях, без чего невозможна полноценная медитация.

Эта ступень призвана расширить границы самопознания человека путём контроля его дыхания. Поскольку наша жизнь полностью состоит из вдохов и выдохов, то можно предположить их прямое влияние на умственную и эмоциональную часть жизнедеятельности человека.

Освоив определённые дыхательные техники, йогины накапливают жизненную энергию, тем самым омолаживая свой организм и продлевая жизнь.

В некоторых случаях пранаяма практикуется в виде отдельной техники (в сидячем положении выполняются дыхательные движения), но чаще она есть составляющая часть регулярной программы.

Пранаяма: видео

Пратьяхара

С этого этапа начинается Раджа Йога. Так называют состояние углубления в свой внутренний мир без отвлечения на внешние раздражители. Проще говоря, пратьяхара предусматривает концентрацию на собственных ощущениях и переживаниях, а не на рассматривании окружающего мира или сравнивании себя с другими людьми.

Как только чувства перестанут перемещаться от одного объекта к другому, йогин сможет пристальнее взглянуть на собственные переживания и пересмотреть свои внутренние установки, которые, возможно, мешают его личному внутреннему росту.

Пратьяхара: видео

Успешное прохождение предыдущих ступеней гарантирует успех и на шестой — дхаране, или «концентрации». Эта практика призвана научить йогана замедлять мыслительные процессы путём фиксации внимания на одном ментальном объекте (например, на звуке или образе).

Если все предыдущие требования были выполнены, то концентрация не станет проблемой. Главное — предотвратить попытки «блуждания» разума при выполнении асан или дыхательных техник.

Если на стадии пратьяхары основной задачей йогина является созерцание самого себя, то в дхаране всё внимание должно быть уделено одной точке. Длительные периоды концентрации неизбежно приведут к медитации.

Эта ступень является продолжением предыдущей и предполагает непрерывный поток концентрации. Однако если дхарана — это внимание только в одном направлении, то дхьяна — состояние полной осознанности с отсутствием необходимой на предыдущем этапе фокусировки.

На этом этапе йоги Патанджали ум полностью спокоен, любые мысли отсутствуют. Правда, чтобы достичь подобного состояния, нужны немалые силы и выносливость.

Если даже при правильном выполнении требований всех предыдущих этапов желаемого результата от дхьяны получить так и не удалось, не стоит отчаиваться, ведь каждый шаг в йоге уже сам по себе несет немалую ценность.

Седьмая ступень йоги: видео

Эта завершающая часть аштанги расценивается как достижение абсолютного блаженства путём слияния с выбранным объектом и выходом своего сознания за все установленные рамки.

Медитирующему приходит осознание тесной связи с божественным существом. Мысль о том, что всё живое на Земле взаимосвязано, не покидает йогина.

Как достичь самадхи: видео Если на начальных ступенях йоги Патанджали всё кажется слишком сложным и недостижимым, то ближе к концу почти всегда появляется определённая осознанность, и прежние переживания кажутся не такими весомыми. Однако чтобы достичь истины и испытать настоящее блаженство, нужно быть бесконечно преданным практике и чётко выполнять все предписания.

Приложение 4. Принципы Йамы-Нийамы и восемь ступеней совершенства в Йоге

Приложение 4. Принципы Йамы-Нийамы и восемь ступеней совершенства в Йоге

В приведенной выше (см. раздел 2.1) таблице йог Аштанга-йога занимает особое положение. Она базируется на знаменитой Йога-сутре Патанджали [632;631], который всесторонне систематизировал разнообразные аспекты йогической практики. В значительной степени именно эта Аштанга-йога является в практическом плане звеном, объединяющим все разнообразие путей Йоги.

Ценнейшее свойство этой системы — систематизация разнообразного йогического опыта, огромного числа эмпирических свойств и всевозможных деталей практики в цепочку из восьми этапов, которые естественно следуют один за другим, где каждый, являясь результатом предшествующего, обусловливает последующий: йама — нийама — асана — пранайама — пратйахара — дхарана — дхйана — самадхи.

Этот восьмеричный путь йоги Патанджали (не-тождественный буддийскому «восьмеричному пути»!), описывается вкратце следующей схемой [631–632;427;136;144;488;491–498;629;430–431;268;256;598;595;222;234]:

1. ЯМА (ЙАМА) — воздержание, ограничение, контроль межличностных отношений. Определяется и состоит из принципов:

— АХИМСА — воздержание от нанесение вреда любому живому существу на деле или в мыслях;

— САТЬЯ — правдивость в словах и мыслях;

— АСТЕЙА (АСТЕЯМ) — не требование чужого добра,»не укради»;

— БРАХМАЧАРЬЯ — контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностью;

— АПАРИГРАХА — отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, нестяжательство;

2. НИЯМА (НИЙАМА) — культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль. Определяется и состоит из следующих принципов:

— ШАУЧА (ШАОЧА) — очищение, включающее в себя

а) БАХЬЯ — внешнее очищение и

б) АБХЬЯНТАРА — внутреннее очищение (очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств [таких как дружелюбие, доброжелательность, бодрость] ради того, чтобы сделать добро другим людям);

— САНТОША — удовлетворенность, привычка довольствоваться тем, что приходит без излишних усилий, нетребовательность к материальным благам;

— ТАПАС — аскетический образ жизни, умерщвление плоти, состоящее в выработке привычек переносить холод, голод и т. д.;

— СВАДХЬЯЯ — регулярное чтение духовной литературы, изучение основ учения, постижение высших духовных истин;

— ИШВАРА-ПРАНИДХАНА (ИШВАРА-ПРАНИДХА) — размышления о Боге, других высших силах, смирение перед объективностью законов бытия.

3. АСАНА — практика «правильных положений тела»,которая осуществляется согласно учению Хатха-йоги.

4. ПРАНАЯМА (ПРАНАЙАМА) — зарядка энергией благодаря контолю за дыханием; выполнение дыхательных упражнений Хатха-йоги.

5. ПРАТЬЯХАРА — выключение чувств, уведение чувств под контроль бодрствующего сознания, несвязывание мыслей с внешним миром, отрешенность.

6. ДХАРАНА — концентрация, внимание, искусство сосредотачивать мысли и силы.

7. ДХЬЯНА — медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или самой истине; лучший объект для дхьяны — Господь в разных Его формах и проявлениях.

8. САМАДХИ — созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.

Эти восемь этапов называются также лестницей йоганг («средств достижения»). Последовательная практика всех восьми ступеней называется Йогангонуштханой, причем бахиранга-садхана (внешнее стремление) сменяется затем антаранга-садханой (внутренним стремлением) и вершиной здесь является, далее, антаратма-садхана (сокровенное внутреннее стремление) [Айенг-все].

Почему мы подчеркнули выше, что эта последовательность йогангестественная последовательность этапов любой практики? — Да потому, что логическая завершенность одного из них неизбежно ведет к следующему. Попробуйте, например, совершенствовать Йаму, — и вы неизбежно увидите, что еще большее поле для деятельности состоит в Нийаме, а от Асаны — логически следует перейти к Пранайаме. Далее, отрешенность от временных мирских объектов (Пратьяхара) позволяет полноценно осуществлять Дхйану, или медитацию, а та, неизбежным образом, переходит в Самадхи, когда практикующий выходит за пределы пространственно-временных ограничений, сливаясь с Вечностью.

Последние три йоганги составляют вместе так называему Самайаму (Самъяму, в ином написании), т. е. собственно духовно-медитативное прозрение той или иной проблемы.

Однако: 1. Говоря об Аштанга-йоге как воистину универсальной схеме или модели развития человека, следует отметить один важный момент. Если сам Патанджали (Йога-сутра 1:2) определяет йогу как «читта-вритти-ниродху»(т. е. «удержание мыслительной субстанции от возмущений, или видоизменений, внешними или внутренними факторами») [631–632], это положение нельзя рассматривать как конечную цель Йоги, но лишь как отправной момент, или исходную точку развития. На это одинаково указывали многие авторитеты [631;136;144;671;488;261–264;616]: не остановка ума является целью, но преобразование ума и всех тонких тел человека, их просветление. В православии удержание Ментального тела в равновесном состоянии/ называется «умным деланием», «трезвением» и т. д. [41;128–129;47а;47б;211;214].

2. Данная последовательность йоганг никак не может рассматриваться как единственная адекватной схема для описания многомерного процесса духовного развития. Например, существуют и иные критерии — полнота реализации жизни Христовой (если говорить в христианских терминах) [см.3;415;129;242а;242б;242в]; подход с позиций степени реализации благодати или Духа Святого [41;230;573]; и т. д.

На вопрос об обязательности прохождения восьми йоганг, Бхагаван Шри Сатья-Саи-Баба ответил так [144,с.186]:

«Все они, как и Хатха-йога и тому подобное, похожи на экзамены. Вы обучаетесь и сдаете экзамены, а затем вы чувствуете себя уверенными и гордыми. Это похоже на учебу в колледже. Есть 8 основных ступеней, и вы трудитесь и достигаете каждой из них. Но они нужны лишь в том случае, если вы посещаете колледж. Для того, кто полностью предал себя Богу и чье средце наполнено любовью к Богу, эти занятия в колледже не нужны. Они не имеют никакого значения и не являются необходимыми…»

Восемь ступеней йоги

Классическая йога (Аштанга йога) — это духовная и телесная практика, которой должен овладеть человек, желающий постичь максимум своих способностей и в конце стать частью Божественной сущности. Данный путь состоит из восьми ступеней: Яма-Нияма-Асана-Пранаяма-Пратьяхара-Дхарана-Дхьяна. Аштанга

Мудрец Патанджали, живший в Индии во II в. д.н.э. проповедовал, что в процессе изучения каждой из ступеней очищается тело и разум. Занятия Аштанга йогой все больше и больше разжигают огонь знания, попутно пробуждая проницательность. Патанджали в своем трактате «Йога сутры» называл йогу Аштангой, потому что в переводе с санскрита это означает йога восьми ступеней (ашта – восемь, анга – конечность, ветвь, ступень).

Как следует из предания этот мудрец явился к своей матери с неба в обличии змеи. Его задача на Земле заключалось в том, чтобы поведать людскому роду о выше обозначенной практике для того, чтобы люди смогли отречься от страданий и найти гармонию с самими собой.

Авторство Аштанга йоги приписывают именно ему. О том, как практиковать Аштанга Йогу Патанджали подробно рассказал в Йога-сутре. К слову, в традиционной индийской философии данной практике дан статус одной из Даршан.

В своем труде, который по праву носит название «ступени для поиска души», Патанджали удалось собрать знания, которые индийский народ накапливал веками. В трактате он призывает привести человека, занимающегося практикой, к познанию своей истиной природы, а также достичь предела возможности телесного и умственного развития.

Система аштанга-йога устроена таким образом, что каждая пройденная ступень способствует более гармоничному усвоение всей практики. Конечная цель — это вхождение в так называемое самахи, то есть состояние просветления. Сам Патанджали определяет самахи как сознание Бога.

На протяжении первых двух ступеней ученик усваивает этические законы. «Яма» и «Нияма» — это своего рода свод моральных норм, которые должен соблюдать практикующий йог. Также эти две ступени тренируют чистоту помыслов.

Ступень яма состоит из пяти принципов, называемые: Ахимса, Сатья, Астея, Апираграха и Брахмачарья. Все они нацелены на разъяснение этичного поведение, например: ненасилия над живыми существами или неворовства.

Нияма уже нацелена не на добродетельность по отношению к другим, а освобождение самого себя от пороков. Данная ступень также включает пять принципов: Шауча, Сантоша, Тапас, Свадхъяя и Ишвара-Пранидхана. Каждый из них учит чистоплотности, призывает к самолишениям и набожности.

Следующее — это Асаны. Она предполагает практику специфических физических упражнений. Их цель — это обучение управлению энергией и различными процессами, происходящими в теле.

Четвертая ступень — Пранаяма. Ее задача заключается в том, чтобы научить человека управлять праной, то есть первичной энергией вселенной. Здесь при помощи специальной дыхательной гимнастики ученик овладевает навыком контроля на собственным дыханием, что позволяет накапливать необходимую для жизни энергию.

Пратьяхара обучает контролю ума. Усвоение пятой ступени необходимо для того, чтобы научиться не замечать звуки и не видеть вещи. После того, как человек овладеет Пратьяхарой он сможет отрешиться не только от внешнего мира, но и своего физиеского внутреннего для того, чтобы всецело сконцентрироваться на собственном сознании.

Дхарана обучает глубокой медитации. Если ученику удастся овладеть этой ступенью, то он сможет неподвижно концентрировать свой разум на какой-то одной вещи. Дхарана нужна для того, чтобы человек умел останавливать поток ненужных мыслей.

В Дхьяне практикующий окончательно отрешается от всего мирского и остается один на один с объектом своей медитации.

Последняя ступень — Самадхи. Если человек пройдет все семь предыдущих путей и познает Самадхи, то он сможет не только надолго концентрироваться на каком-то одном объекте, но и целиком сливаться с ним для того, чтобы лучше понять его сущность.

8 ступеней Аштанга йоги от индийского философа Патанджали

Аштанга-йога является частью распространенной по всему миру индийской философии. Первое описание этого направления было составлено в «Йога-сутре» мастером Патанджали.

Что это такое?

Название «аштанга» на санскрите означает «восемь ступеней», из которых состоит данное направление. «Начальным разделом» считаются первые 4 ступени, которые развивают контроль над своим телом и чувствами, делают жизнь более гармоничной и способствуют пониманию происходящих событий. Для простого человека начального этапа бывает достаточно, если он не стремится достичь наивысшей цели.

Ступени Аштанга-йоги признаны мастерами в качестве руководства к проживанию полноценной, благополучной жизни. Именно поэтому в йоге часто встречаются рекомендации нравственно-этического содержания, соблюдая которые ученик сможет достичь духовного просветления.

Начальные ступени помогают усовершенствовать личностные качества и научиться контролировать свое тело. Достижение высоких результатов на этом этапе позволяет человеку достичь более высокого уровня сознания.

8 ступеней

Классическая йога Патанджали – это 8 ступеней.
Нравственные принципы

Яма включает в себя пять основных принципов, которые помогают контролировать деятельность человека на протяжении жизни:

В тексте «Хатха-йога-прадипика», датированном XV веком нашей эры, содержится информация о дополнительных принципах:

  • всепрощение и добросердечность (кшама);
  • мужественность и стойкость духа (дхрити);
  • сочувствие в действии: помощь или утешение (дайя);
  • усмирение своего эго (аарьяв);
  • ограниченное питание в определенные дни (мтахара).
  1. Нияма

Соблюдение правильного образа жизни.

Патанджали в «Йога-сутре» определил пять главных требований к ученику.

  • чистота тела, ума, слов (шауча);
  • удовлетворение от настоящего момента независимо от окружающей действительности (сантоша);
  • дисциплинированность, умение преодолевать сложности (тапас);
  • смообразование на основе духовных и светских книг, а также восхваление Всевышнего через произнесение его священных имен (джапа);
  • признание Всевышнего и его силы, находящейся за пределами человеческого понимания (ишвара-пранидхана).

В некоторых учениях содержатся дополнительные правила:

  • абсолютная вера (астикья);
  • чистосердечное пожертвование, благотворительность (дана);
  • регулярное обучение высшим духовным знаниям (сиддханта-шравана);
  • духовный рост (мати);
  • контролирование своей стыдливости (лайджа).

Внимание! У начинающих часто возникает вопрос: нужно ли строго придерживаться правил ямы или ниямы. Важно понимать, что без соблюдения этих основ нельзя достичь высоких результатов в духовном и физическом развитии.

На этой ступени обучающийся йоге начинает освоение специальных упражнений.

Легендарный курс по медитации бесплатно
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

  1. Пранаяма

Уделяется особое внимание соблюдению дыхательных циклов для лучшего понимания аштанга-йоги.

Познание своего духовного начала и взаимодействия с окружающей действительностью.

Концентрация внимания и сохранение его на должном уровне для слияния с Всевышним.

Дарует ощущения единства со Вселенной через медитацию.

Просветленное состояние, чувство благости, единения с высшими силами. Достижение самадхи является главной целью учения йоги, оно необходимо для погружения в состояние нирваны.

В результате правильно выполненных медитативных и практических занятий человек обретает мир, выходящий за рамки осознания умом. Наступает состояние блаженства и единства со всем сущим.

Это и есть все ступени, которые объединены в название Аштанга-йога.

Есть также такое направление Аштанга-виньяса йога, которая предлагает комплексы и серии последовательностей асан.

Полезное видео

Посмотрите это видео по теме Восьмиступенчатой йоги:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

“Йога-сутры” Патанджали: восемь ступеней йоги

За века существования йоги сформировалось немало определений этому учению. В переводе с санскрита, йога – это «соединение», «единство», «связывание нитей ума», «сосредоточение», «единение с божественным началом». Если смотреть на это слово в контексте традиции, в которой оно использовалось, то йога подразумевает довольно глубокие понятия, такие как дисциплина, духовный путь, духовные трансформации, восстановление связи с источником бытия.

Йога – это одна из систем древне-индийской философии, основоположником которой является Патанджали, автор «Йога-Сутр» (примерно 2 век до н.э.). Патанджали определяет йогу, как «читта-вритти-ниродха» – состояние, в котором ум абсолютно однонаправлен. То есть, это способность йогина направлять свой ум на один объект, ни на что не отвлекаясь. Согласно Патанджали, в результате такой фиксации внимания мы достигаем правильного и полного понимания объекта. Беспокойному уму сложно придерживаться одному направлению, понимание предмета становится ошибочным, происходит погружение в заблуждения. Счастлив лишь тот, кто отличает заблуждение от истины.

Для многих людей йога стала методом изучения самого себя, своего сознания. Внутри своего собственного сознания мы находим скрытое от объективной оценки знание и понимание мира. В ходе самоисследования мы приходим к спокойному состоянию ума и научаемся жить в полном согласии с миром. Можно сказать, что йога – это путь к себе, к своей божественной сущности, возврат к своему первоначальному состоянию – состоянию спокойного ума.

Подчинить себе свой ум – весьма нелегкая задача. В своем труде «Йога-Сутры», Патанджали перечисляет способы и вспомогательные средства йоги для контроля над своим умом.

Начинать Патанджали предлагает с практики асаны и пранаямы. Асана и пранаяма помогают почувствовать, понять, исследовать свое тело, научиться пользоваться телом и дыханием. С асаны и пранаямы начинать проще, чем с изменения своих взглядов, образа жизни, принципов.

Асана практикуется осознанно, не через напряжение, а через расслабление, но без вялости. С практикой асаны, человек улучшает свое самочувствие, устраняются последствия неправильного образа жизни. В процессе практики наблюдаем за ощущениями в теле, дыханием. Если делать это осознанно, то практикующий учится контролировать свое тело и дыхание. Патанджали указывает, что важным моментом здесь является регулярность практик. Регулярная практика асан йоги делают тело сильным, а ум гибким и уравновешенным.

После достаточно хорошего овладения асанами, следующим шагом является освоение пранаямы. Пранаяму практикуют в сидячей позе с прямой спиной. Поэтому первым шагом в йоге является освоение асаны и ее правильная отстройка. Начинающим практиковать йогу очень трудно долгое время находиться в позе сидя с прямой спиной. Регулярно практикуя асану, мы подготавливаем свое тело к следующей ступени на пути освоения йоги.

Пранаяма это осознанное дыхание, это регулирование длительности вдоха, выдоха и задержки дыхания. Пранаяма позволяет накапливать и управлять жизненной энергией. Регулярно практикую пранаяму, мы очищаемся от загрязнения сознания, устраняем то, что препятствует чистому и ясному восприятию и подготавливаем свой ум к концентрации.

Регулярно практикую асану и пранаяму, мы расширяем свое сознание, открываем в себе своего внутреннего гуру, внутренний свет. Регулярная практика частично освобождает наши чувства от порабощённости страстями, желаниями, ум перестает метаться. На данном этапе, практикующий йогу подходит к следующей ступени йоги – Пратьяхара – это освобождение ума от власти чувств и отвлечений на внешние объекты. Наш жизненный выбор становится более осознанным. Осознанным становится и образ жизни и питание. На данном этапе практикующий йогу зачастую приходит к вегетарианскому питанию, заметно сужает круг своего общения, начинает читать духовную литературу, первоисточники по йоге, знакомится с морально-этическим сводом законов йога. Яма и Нияма – это первые две ступени йоги, с которых в традиционных школах и начинают практику йоги, но в современном мире, где жизнь вращается вокруг желаний, потребностей, удовольствий, эти ступени зачастую теряются. Регулярно практикующие асану и пранаяму значительно позже приходят к изучению Ямы и Ниямы и привносят эти принципы в свою жизнь.

Следующей ступенью на пути к постижению йоги является концентрация (Дхарана) – осознанная направленность ума на один объект. На данном этапе происходит полное обуздание чувств, и они не реагируют на внешние раздражители. Ум подчиняется и следует в одном направлении, на объект концентрации. Объектом концентрации может выступать дыхание, внутренние процессы или внешний объект. Концентрируясь на каком-то одном объекте, мы обретаем знания о нем.

Когда практикующий научился фиксировать ум в одном направлении, он переходит к овладению медитацией (Дхьяна). Медитация это однородное течение содержания сознания, четкая сфокусированность на одном выбранном объекте. Регулярно практикуя медитацию, йогин открывает в себе своего внутреннего гуру, божественный свет, находит внутри себя неисчерпаемый источник мудрости и знаний и все меньше отвлекается на внешние объекты.

В «Йога-Сутрах» восьмой ступенью йоги Патанджали называет Самадхи – состояние сознания, которое наступает в очень глубокой медитации, когда йогин полностью сливается с объектом созерцания. Практикующий теряет свою собственную форму и полностью сливается с объектом медитации. Это и есть цель йоги – победить свой ум и сделать его поток однонаправленным. Йогин излучает внутренний свет, состояние покоя, умиротворенности, безусловной любви, и сам является источником знаний. Йогин больше не ищет Бога вовне, он находит Бога внутри себя.

Работа студентки Московского Университета Йоги Воякиной Елены

Всё о йоге

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector