Путь йоги. Какой он? | Masajista.ru

Путь йоги. Какой он?

А теперь. обучение йоге или как начать духовный путь

Если вы пришли на свое первое занятие йогой, не значит, что вы к ней готовы.

Сейчас первые недели нового года. Много новых лиц на занятиях в йога-студии. Поэтому хотел поделиться именно этим.

Знаете, как звучит самый первый стих (сутра) Йога-сутр Патанджали, одного из авторитетнейших первоисточников йоги? Так же, как и название этой статьи:

«1.1 А ТЕПЕРЬ… обучение йоге».

Вроде бы все просто. Как если бы в учебнике истории 9 класса в самом начале было написано «Это учебник истории России для 9 класса».

На самом деле, не так. Все намного глубже. Эта сутра о нашем пути к йоге, о том, как мы к ней приходим, и в какой момент йога раскрывается для каждого из нас.

Хорошо помню свое первое занятие йогой, а также первый раз, когда Йога-сутры попали мне в руки. Не помню точно год, но ощущения от первого занятия запомнил очень хорошо.

2006 или 2007 год. Хорошая знакомая предложила сходить с ней на занятие йогой. Даже не помню, было ли тогда слово «йога» в моем словарном запасе. Просторный зал, преподаватель, большое количество очень гибких девушек и я.

Сказать, что было тяжело, было бы неправдой … Было очень тяжело. К тому времени за годы учебы и работы уже начал набирать вес, и полуторачасовое занятие виньясой далось с большим трудом. Помню полное разочарование после занятия. Ограниченность ума и решительное «йога — это не для парней. Кто вообще придумал этот вид спорта?»

Во время того первого знакомства с йогой части «а теперь» не случилось. То же самое произошло и при первом знакомстве с одним из первоисточников йоги.

Первый раз Йога-сутры попали мне в руки в 2011 году. С родным братом и близкими друзьями мы ходили в поход по Крыму. Брат всю дорогу просидел в стороне от всех, читая «Сердце йоги» Т. К. В. Дешикачара (перевод Йога-сутр там даётся в конце). Он был так поглощён книгой, что я попросил дать ее мне полистать. Помню, как я смотрел на фотографии Кришнамачарьи и его наставников, и мне все это казалось далеким и не имеющим никакого отношения ко мне миром. Книгу так и отложил, а части «а теперь» не случилось и тогда.

В Индии есть такое выражение: «Когда ученик готов, учитель приходит». Сейчас, спустя годы для меня это выражение значит, что человек прошёл достаточный жизненный путь для того, чтобы священные писания йоги (как и любые другие учения) для него могли начать раскрываться, а его ум уже готов для их принятия.

Если вы пришли на свое первое занятие йогой, не значит, что вы к ней готовы. Важно то, что случится после занятия.

Интересно, что Шри Паттабхи Джойс, один из учителей, подаривших нам современную аштанга-йогу, говорил, что йога приходит к человеку, только если он практиковал ее в своей прошлой жизни. Тогда человек притягивается к ней словно магнитом. Джойс мог посмотреть на ученика и сказать: «Ты. Йога. Уже много-много жизней».

Для меня магнит не сработал ни на самом первом занятии в йога-студии, ни в 2011 году, когда я первый раз в жизни держал Йога-сутры в своих руках. Ум был не готов. Тело еще не дало сигнал, что в жизни надо что-то кардинально менять. Он все ещё был полностью сконцентрирован на карьере, костюмах, ресторанах, ночной жизни Москвы и поездках на выходные в Европу.

Прошло несколько лет. Уже год или два я периодически занимался хатха-йогой, но большого интереса к первоисточникам йоги не проявлял. Помню, что в 2014 году по какой-то причине взял именно «Сердце йоги» на уединенный ретрит с шаманами в Священной долине в Перу. Одной из практик была практика молчания на протяжении всего ретрита (в йоге она называется «мауной»), и нам разрешалось читать какую-то одну книгу по саморазвитию. Поэтому на протяжении ретрита прочитал «Сердце йоги» и Йога-сутры от начало до конца несколько раз.

Признаюсь, какого-то относительно глубокого понимания Йога-сутр даже после многократного их прочтения не возникло. Но йога стала затягивать все больше и больше. По приезде начал внимательно слушать учителей, которые посвятили йоге десятилетия жизни, погружаться в комментарии. На полке стали выстраиваться книги по философии йоги. Не одна, не две, а десятки.

И в один из дней меня сильно зацепил совет, который я услышал от Стефани Снайдер, преподавателя йоги из Сан-Франциско. Она рассказывала, что каждое утро открывает Йога-сутры Патанджали, Бхагавадгиту или Упанишады, выбирает какую-то одну сутру или стих и старается их понять и прожить в течение всего дня. После этого начал делать также, но одного дня не хватало. Одну сутру мог обдумывать и проживать в течение целой недели.

С регулярными занятиями, с более интенсивным погружением в первоисточники начало приходить понимание, что буду именно служить йоге как чему-то свящённому и людям через йогу.

И именно в этот момент Йога-сутры и Бхагавадгита начали раскрываться через голос внутри, а мысли потоком выливаться на бумагу. Занятия йогой стали более осознанными, и большую часть времени начала занимать самостоятельная практика. Настоящее «А теперь, обучение йоге» начало потихоньку приходить в мою жизнь.

Поэтому всем, кто столкнулся с йогой на своем пути, в новом году я хотел бы искренне пожелать реализации именно этой сутры Йога-сутр Патанджали:

«1.1 А ТЕПЕРЬ… обучение йоге».

И надо быть готовым к тому, что это займет время. И скорее всего, большое количество времени.

Основные пути йоги

Состоянию йоги дано много названий в различных традициях и культурах. Они все указывают на глубочайшую способность человека, которая может очистить все страстные желания и страхи, и заменить их на глубокую удовлетворенность и спокойствие. Мы можем называть это состояние просветлением, озарением, поглощением, освобождением, спасением или йогой, но самое важное – это наш опыт.

Йога – прежде всего состояние сознания. В древнем трактате «Йога-сутры» риши Патанджали дает определение йоги, как «читта вритти ниродха», что согласно переводу Свами Сатьянанды Сарасвати означает: «Блокирование типовых проявлений сознания есть йога». В индуистской философии читта делится на три составляющие: ум (манас), разум (буддхи) и эго, или осознание себя (ахамкара). В «Бхагавад-Гите» йога описывается, как духовная практика для обретения контроля над умом, осознания высшей природы души и обретения связи с Абсолютом.

Все наши прошлые действия и опыт оставляют психосоматические отпечатки в нашем подсознании. Йога предоставляет путь обретения свободы от влияния подсознательного через активацию природной силы и чистоты ума и сознания. Эта активация приводит нас к непосредственному контакту с потоком жизни, сокращению расстояния между наблюдателем и наблюдаемым в динамической близости, внутри которой чувство себя и других растворяется. Процесс медитации начинается, когда мы полностью расслабимся и сфокусируем внимание на одном воспринимаемом объекте (пратьяе). Практика йоги вводит сознание в медитативное состояние, при котором в коре головного мозга преобладают альфа-волны с частотой от 8 до 14 Гц, называемое турия.

Ширина и глубина человеческого сознания редко осознается, и еще реже используется. Нам нужно ощутить пространство, время, причинно-следственные связи и себя в свете кристальной ясности сознания. Только когда мы полностью свободны от любого импульса к контролю, достижениям, и находимся в настоящем моменте, истинное озарение может произойти.

В йоге, как и в жизни, существует много разнообразных путей. Основные пути йоги: Хатха-йога (путь психофизических техник), Раджа-йога («царская йога», путь самопознания и самосовершенствования посредством медитации), Бхакти-йога (путь божественной любви и преданности), Джянана-йога (путь познания и размышления), Крия-йога (путь, основанный на медитативных техниках и пранаямах), Карма-йога (путь деятельности, лишенной корысти). В «Бхагавад-Гите» упоминаются три основные системы йоги: Карма-йога, Бхакти-йога и Джняна-йога. Патанджали в «Йога-сутрах» описывает восьмиступенчатую Аштанга-йогу, известную в наше время, как Хатха-йога, приводящая к Раджа-йоге. Йога Патанджали базируется на восьми столпах: яма (принципы отношения к внешнему миру), нияма (внутренняя дисциплина), асана (удобная и устойчивая поза), пранаяма (контроль над дыханием), пратьяхара (удаление ума от объектов чувственного опыта), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация), самадхи (состояние, когда есть только объект, появляющийся без осознавания собственной самости). Большинство методов и техник йоги преимущественно физические, эмоциональные, ментальные, познавательные или поведенческие, каждый из них может привести к освобождению или высшему состоянию йоги (кайвалье).

Важно помнить, что йога дает плоды только при систематической практике (абхьясе). Мы также получаем напутствия от высших сил, они дают нам знаки, их только нужно научиться видеть. Для этого нужно быть более осознанным, внимательным и чувствительным. Если Бог дает нам шанс развиваться, то нужно с благодарностью принимать и воплощать его, иначе следующий подобный шанс может быть нескоро, возможно, и в следующей жизни. Йога объединяет нас с Высшим «Я», Чистым Сознанием, Богом. Цель йоги одна, и она не зависит от путей достижения. Эта великая цель освобождения достигается на протяжении многих жизней человека. Йога – это свобода в любом уголке Земли при любых обстоятельствах, в любом месте мироздания. Путь йоги можно сравнить с путешествием Славы Курилова, который плыл один в безграничном океане к берегу Филиппин. Когда мы преодолеваем ограничения нашего тела, ума и сознания, избавляемся от страхов и шаблонов мышления, тогда мы прикасаемся к нектару йоги.

Практикуйте и будьте счастливы!

Работа студента Московского Университета Йоги Дмитрия Григоровича

Йога. Путь йоги

Слово «йога» сформировалось на основе санскрита. Его дословный перевод с этого древнего языка – «узда», «упряжка». Есть также целый ряд других (скорее всего, более поздних) значений: связь, союз, усилие, сосредоточение. Существует также огромное количество интерпретаций, связанных со словом йога, но именно определений, которые однозначно приняты всеми школами и направлениями в качестве фундамента известно всего два. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Первое определение слову «йога» можно найти в «Катха-Упанишаде»:

«Твердое владение чувствами — это называют йогой. . Таково знание, поведанное Смертью».

Стоит обратить внимание, что это текст, в котором очень чётко дано определение термину «йога», говорит о том, что родоначальником данного искусства является совсем не Кришна или Шива, которые по очереди принимали на себя роль «отца йоги» в более позднее время, скорее всего, не без влияния «руководителей развития социума». А авторство принадлежит Яме – лицу, ответственному за смерть.

Второе определение йоги, данное Патанджали в работе, ориентировочно датируемой 2-м столетием до Р. Х., известной как «Йога Сутры» или «Йога Даршана», звучит следующим образом:

Yogah chitta vritti nirodhah

Блокирование типовых проявлений сознания есть йога. Трактовка Свами Сатьянанда Сарасвати.

Йога — это прекращение движения сознания. Трактовка Б. К. С. Айенгара.

Поведение ума сдерживаем ое уздой. Трактовка А. Сидерского.

Таким образом, Патанджали пытался донести, что под контролем он подразумевал только лишь «управление деятельностью ума».

То есть йога – это «контроль» или «узда», или «управление» – определенное состояние сознания в процессе восприятия и переработки информации.

Каким же образом обычному человеку можно прийти к состоянию йоги?

Достижение данного состояние сознания реализуется путем регулярного и настойчивого использования различных технических инструментов – разнообразных практик, начиная с ямы и ниямы (нравственно-этических принципов), через асану (различные положение тела), пранаяму (искусство управления дыханием), пратьяхару (разворачиванию органов чувств от внешних объектов вовнутрь) к дхаране (концентрации), дхьяне (еще более глубокой концентрации на грани слияния с объектом восприятия) и самадхи (расширение границ своего сознания на всё бытиё).

Если человек не обладает самоконтролем (йогой), он попросту не способен адекватно воспринимать ни себя, ни окружающий мир. В сферу его восприятия попадает только лишь его собственная суета ума, базирующаяся на инстинктах и желаниях. Он созерцает лишь свои ассоциативные ряды, образы, мысли, эмоциональные реакции, шаблоны реагирования и т.д. И именно эту суету ума человек и принимает за самого себя. А в это время наше истинное «Я» находится качественно спрятанным за густым лесом всего этого хлама.

Йога позволяет произвести данное разотождествление, отведя уму почетное, но далеко не первое место как инструменту по принятию, обработке и выводу информации. Тогда наше истинное «Я» может выглянуть из-за частокола ума и наблюдать Реальность во всем её естестве.

Путь йоги не легок, он подразумевает ежесекундную работу над собой: над своими недостатками, слабостями, негативными чертами характера, привычными шаблонами реагирования на одни и те же ситуации, однако он наполнен до краев возможностью осознанного проживания собственной жизни, и наделяет практикующего человека приятными «побочными эффектами» в виде отменного здоровья, отличного самочувствия и настроения, ясности мышления и крепкой памяти, способности творчески мыслить и действовать, свободы от страхов, сомнений и заблуждений…

Индийская и Западная йога: два пути.

Индия — родина йоги, и именно здесь йога еще кое-где сохранилась в своем первоначальном виде. Хотя в последние десятилетия в Индии наметилась интересная «обратная» тенденция к принятию западной «йоги» как коммерчески более выгодной. К сожалению, то, что мы видим у нас, в России, и на Западе (в США и Европе) — а теперь и в крупных йога-центрах Индии в большой степени йогой не является. Это либо физкультура, либо секта — и то и другое далеко от оригинальной традиции йоги как пути гармоничного саморазвития и духовного совершенства. Поэтому обращая взгляд к истоку, сравнивая индийскую и западную йоги, можно понять, какой должна быть истинная йога — сегодня и завтра.

Первое, что бросается в глаза западным йогам, которые приезжают в Индию с Запада — то, как тесно здесь переплетена йога с религией. Несмотря на то, что индийские йоги понимают отличие йоги (как процесса личного преображения через практику) и религии (поклонения перед божествами, которое не всегда является методом конструктивного преображения), все-таки в Индии йога и религия — это одно. На деле, индуизм невозможно отделить от йоги, т.к. если философия йоги, зафиксированная в Упанишадах и др. йогических текстах, и стоит особняком от религии (ср. «Что не видно глазом, чем видны глаза — знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом (мире люди)» — Кена Упанишада), то термины йоги насквозь пропитаны индуизмом. Так, каждая чакра человеческого тела имеет не только янтру и мантру, но и Дэвату — «председательствующее» над ней божество, а три Грантхи («узла») которые надо развязать с помощью йоги, имеют имена божеств: Брахма, Вишну и Рудра. Даже пандит — ученый-философ от йоги — с трудом разберет, где в йоге начинается и заканчивается индуизм. Так, например, один человек может почитать Шиву как личностного бога, другой — как безличностное вселенское космическое сознание (совершенно не обожествляя его в религиозном смысле), а третий — как пример подвижничества, историческую личность: полулегендарного первого йогина, который дал изначальный толчок развитию этой науки, и поэтому называется Адинатх — «первый учитель». На практике, такое взаимопроникновение саморазвития и религии дает интересную картину: индийские учителя йоги поют на занятиях мантры, совершают пуджи перед или после урока по йоге, поощряют своих студентов совершать ритуалы поклонения в храмах и паломничества по святым местам индуизма — окончательно сбивая с толку своих западных учеников. Сложно сказать, чего больше приносит обращение западных йогов в индуизм — вреда или пользы, но можно сказать с уверенностью, что без обращения к первоисточникам именно по йоге (Упанишадам, Ведам, Тантрам) слепое принятие индуизма для человека западного склада ума, скорее всего, будет лишь пряным интеллектуальным развлечением, и мало что даст духовному развитию, т.к. способно лишь создавать секты и сектантов.

Второе важное отличие западной йоги от индийский в том, что западная йога — это физкультура для тела, а индийская — гимнастика для ума и кузница духа. Западные йоги отлично совмещают свою практику с фитнесом, бодибилдингом, даже иногда профессиональным спортом — а индийскому йогу все это просто не интересно. На деле, в древние времена йоги занимались самоистязанием, например, стояли по 10 и больше лет на одной ноге или держали одну руку поднятой вверх, что, понятно, не слишком полезно для физического здоровья. Дело в том, что индийские йоги совершенствуют свое тело не как самоцель, а как средство достижения внутреннего совершенства в практике медитации. Фактически, весь обширный арсенал асан йоги делают лишь для того, чтобы тело могло сидеть в медитации один или несколько часов в день без движения, не испытывая при этом дискомфорта.

В этом, пожалуй, самое коренное отличие: западный «йог» отождествляет себя с телом, индийский — с душой. Оба заботятся о теле, но с разной мотивацией, и поэтому, конечно же, достигают разных результатов.

Есть две причины такого различия: первая в том, что западные йоги в большинстве не дают себе труда ознакомиться с философией йоги (изложенной в обширной оригинальной литературе, масса которой, кстати, уже переведена и на английский, и даже на русский язык), и поэтому не имеют представления об истинных целях и методологии йоги. Западный йог в массе бездумно потребляет то, что ему предлагают на коммерческих занятиях — специфический фитнес. Индийский йог понимает цели и последовательность действий, которые составляют костяк йоги (Раджа Аштанга Йога, или «восьмиступенчатая» йога Патанджали — не путать с «Аштанга-виньяса-йогой»), поэтому асаны для него — лишь третья из восьми ступеней, а практике предшествует принятие принципа Ненасилия и других, как указано в кодексах Ямы и Ниямы (выполнение которых является ступенью йоги).

Наконец, третье важное отличие — это отношение к учителю и традиции. На Западе преподаватель йоги — это не Брахман (Учитель, наставник), а Шудра, т.е. обслуживающий персонал, человек, которого вы нанимаете себе в инструктора. В этой роли нельзя говорить ни об Учителе, ни о традиции (преемственности, Парампаре). Учителя йоги на Западе — никакие не «учителя», они просто инструктора, преподаватели, и не важно, с дипломом или без. Они не являются носителями какой-то определенной традиции, т.к. сами не имели ни Гуру, и поэтому практикуют синтез разных практик и философия их обычно эклектична, зачастую включает элементы индуизма, Агни-йоги, Кастанеды и др. Они зачастую не принадлежат к определенной традиционной (индийской) школе йоги, или же, наоборот, имеют десяток разных посвящений в индуизме, буддизме и оккультизме, что ставит под сомнение их серьезность. Поэтому западные инструктора йоги обычно не обладают благородными качествами характера, не имеют сами и не могут передавать посвящения в мантры, не владеют основами философии йоги и не представляют никакое направление традиционной йоги. Это люди, у которых в лучшем случае можно научиться лишь «гимнастике йогов» (по гениальному определению А. Сидерского). Но, кроме того, многие из них пришли в йогу из спорта или гимнастики, и даже их грубые физические наработки не являются результатом их практики йоги, так что авторитет их сомнителен.

С другой стороны, в наши дни стали появляться преподаватели йоги, получившие настоящие посвящения от индийских учителей, и которые действительно являются носителями той или иной духовной традиции. Из русских адептов стоит, пожалуй, выделить Йоги Матсиендранатха и Свами Вишнудевананда Гири, хотя, безусловно, есть и другие. В оригинальной йогическое литературе неоднократно подчеркивается необходимость найти традиционного Гуру для получения какого-либо серьезного прогресса в йоги как духовной дисциплине, поэтому надо отдать должное истинным традициям и школам. С другой стороны, на пространстве бывшего Союза изголодавшиеся по духовности люди зачастую ударяются в другую крайность — показную религиозность и сектантство, «творят себе кумира» из йогов и не совсем йогов, что опять же создает препятствия для истинного роста.

Подводя итог нашему мини-исследованию, хочу также сказать, что йога изначально никогда не была авторской дисциплиной, и в русле йоги традиция и передача знаний в неизмененной форме — это основа развития. В настоящей йоге действует правило «не меняй йогу, позволь йоге изменить тебя». Поэтому идеи «усовершенствования» йоги, которые весьма популярны на Западе, противоречат самому духу йоги. Отбросив шелуху коммерции и эгоизма тех, кто создает «авторские стили», для реального духовного роста надо практиковать так, как это делали реализованные учителя прошлого, достигшие в йоге совершенства.

Если рассуждать в этом ключе дальше, то вообще странно, как йога смогла прийти на Запад, с его идеями потребления и технического прогресса, однако приходится сделать вывод, что она фактически она и не пришла — то, что у нас здесь продается как разные йога-бренды, фактически на 90% йогой не является и к описанным в йогической литературе результатам (духовная реализация, Просветление, Нирвана) не приводит. Если это вызывает сомнения — достаточно посчитать, сколько на Западе духовно реализованных мастеров, и сколько из их западных учеников хотя бы пробудили Кундалини, не говоря уже о ее дальнейшем подъеме. Если для индийских йогов такие феномены, как Самадхи и Кундалини — инструменты ежедневного саморазвития, то для подавляющего большинства преподавателей и студентов йоги на Западе это пустой звук, что-то за гранью практического применения. Западная йога даже не то, что сошла с пути традиции, она изначально была основана не невежестве и ограниченной информации об истинных целях и методах йоги. Поэтому приходится сделать неутешительный вывод: фактически, в наши дни йога — это импортный индийский продукт, а до его локализации еще далеко.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Путь обычного героя

Классический путь трансформации на примере пути йоги — тут вы можете поставить ваш вариант: от пути осознанности до смены профессии, женитьбы, рождения ребёнка, развода, потери близкого и др., и сопутствующих. Написано Нелли Мартовой, цитирую без изменений.

«Читаю книгу Воглера «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино».

Прочла раздел об архетипах и удивилась, насколько же они узнаваемы в нашей собственной, реальной жизни. Видимо, секрет успеха произведений, отвечающих классической структуре сказки, именно в этом — они отражают самую суть нашей жизнь.

Удивительно легко вписывается в классическую структуру мифа путь человека в йогу.

Сказка про йога

Жил-был обычный человек. Ходил на работу, варил пельмени, встречался с друзьями пива попить, смотрел телек, ездил на море отдыхать. Однако чего-то ему в душе для полного счастья не хватало. И не хватало так сильно, что к нему начали приходить вестники и звать его в новый, неизведанный мир — мир йоги. То вдохновляющий пост в сети попадётся, то флаер на улице всучат, то друг зовёт вместе с ним позаниматься. В моём случае вестником была мой турагент, которая предложила мне походить на занятия недалеко от дома.

Герой приходит на первое занятие и сразу начинает сомневаться: «Какие-то здесь все странные», «говорят ерунду всякую», «а вдруг, это секта». В литературной теории это называется «отвержение зова». Если герой упорствует в своём желании остаться в обыденном мире, зов вестников становится всё настойчивее и настойчивее. К примеру, начинает болеть спина, и думаешь: «Надо бы всё-таки заняться хоть чем-то для здоровья!»

Но вдохновить героя по-настоящему может только наставник. Психологическая функция наставника в сказке — отражать связь героя с высшими силами, его собственное высшее Я. И ту же роль играет в йоге Мастер или Гуру. Учитель йоги — это как оператор на телефонной станции. У него всегда есть прямая связь с Богом, тебе нужно только снять трубку, набрать номер, и он соединит тебя. Когда ты приходишь на занятие к настоящему Учителю, ты сразу чувствуешь это сердцем, и у тебя не возникает вопросов, остаться тебе или нет.

Наставник вдохновляет героя на то, чтобы переступить порог и отправиться в странствие в неведомый мир. Как-то мой Учитель сказал мне, что если я буду продолжать заниматься, меня ждут кое-какие проблемы. Я спросила: «А оно того стоит?» И он ответил: «Это стоит того, чтобы сделать шаг, даже если стоишь на краю пропасти».

В сказках наставник обычно дарит герою волшебные предметы — ковёр-самолёт, шапку-невидимку или ещё какой гаджет. Учитель йоги даёт техники, которые позволяют справляться с определёнными ситуациями и поддерживать в жизни равновесие.

В ходе странствий героя на пути к сокрытой пещере с сокровищами ему встречаются все архетипы, которые перечисляет Воглер в своей книге.

Первыми в дело вступают привратники — проверяют решимость героя и пытаются его отговорить. Это, конечно, родственники, коллеги и друзья, которые с подозрением ворчат: «ты стал какой-то не такой», «без мяса ты отупеешь, заболеешь и умрёшь медленной мучительной смертью», «йога — это секта», «тебе там мозги промывают» и всё такое прочее. Как и в сказке, привратника можно победить, можно обойти, а можно и переманить на свою сторону. Это первый порог испытаний, которые должен пройти герой.

Почти сразу же проявляет себя тень. В йоге, конечно, нет прямого антагониста, им, скорее, выступает собственное эго и ленивый ум, который так и подначивает героя полежать на диване, пропустить занятие, съесть булочку и забыть о медитации.

В каждой группе, несомненно, рано или поздно появляется плут — это клоун, который всё обращает в шутку, задаёт дурацкие вопросы, возвращает всех с небес на землю, не даёт высоко задрать нос и заставляет взглянуть на себя со стороны.

Конечно же, у героя появляются верные союзники, которые отправляются в путь вместе с ним и скоро становятся родными, как настоящая крепкая семья. Они-то и не дадут герою залежаться на диване, вытащат из уютной квартиры и придумают что-нибудь йогическое и увлекательное, от чего невозможно отказаться.

Будут встречаться и оборотни — сразу и не поймёшь, что за роль играют эти люди в жизни героя и его развитии. Это те, кого поначалу терпеть не можешь, а потом вдруг начинаешь любить или хотя бы благодарить, а потом они снова проявляют себя не с лучшей стороны.

На очередном этапе пути героя ждёт главное испытание. Он отправляется в сокрытую пещеру — в Индию или ещё какое-нибудь священное место, на ретрит или многодневную практику, где ему предстоит сразиться со своими внутренними тенями — страхами и привязанностями, ложными убеждениями и застарелыми обидами. Может быть, ему придётся часами сидеть в молчании, может быть, ходить по углям или купаться зимой в проруби, может быть, пережить душевную бурю, попав в поле энергии Мастера. Преодолев второй порог и одержав победу, наш герой-йог получит награду — внутренний огонь, который станет для него точкой опоры и источником силы. Его сердце откроется, и ему уже не нужен будет посредник, чтобы сделать звонок Богу.

Теперь герою нужно вернуться со своими дарами в обыденный мир. На обратном пути он должен преодолеть третий и последний порог — умереть, чтобы родиться заново. Внутренние изменения влекут за собой изменения внешние. У многих, кто вступает на путь йоги, меняется не только круг друзей — люди теряют работу, иногда семью, иногда всю свою жизнь. И надо найти в себе силы, чтобы выстроить её заново.

Пройдя через последний круг испытаний, герой возвращается в обыденный мир. Он снова ходит на работу, встречается с друзьями и ездит отдыхать, но теперь у него есть бесценные сокровища: способность опираться на своё сердце, когда нужно сделать выбор, умение жить в настоящем и радоваться жизни и понимание того, что в мире нет ничего, кроме любви.

Вполне возможно, что потом герой начнёт делиться полученными знаниями и опытом, и уже сам станет наставником.

Вот так выглядит путь йога по Воглеру«.

Дата публикации 26 декабря 2013 . Опубликовано в Статьи по духовности

Слово «йога» происходит от санксрита. Его дословное значение — «упряжка»,»узда». Существуют также другие, скорее всего, позднейшие значения: сосредоточение, усилие, союз, связь. Также распространено большое число интерпретаций, имеющих связь со словом «йога», но собственно определений, которые считаются фундаментальными в традициях всех школ и направлений существует лишь два.

«Катха-Упанишада» предлагает нам первое определение понятия «йога»: «Твердое владение чувствами — это называют йогой. . Таково знание, поведанное Смертью»».

Заметьте, что этот источник, который весьма ясно дает определение термину «йога», излагает, что первородителем искусства йоги есть не Шива и не Кришна, неоднократно признаваемые покровителями ее в во времена более поздние, что скорее связано с влиянием личностей и сил, имевших влияние на развитие социума.

Автором позиционируется Яма-божество, ответственное за смерть.

Патанджали в работе, которая известна как «Йога Сутры» или «Йога Даршана» и написана около 2-го столетия до н.э, дал следующее определение: Поведение ума сдерживаемое уздой. Трактовка А. Сидерского.

То есть, попыткой Патанджали было донести, что под словом «контроль» подразумевается «управление деятельностью ума».

Отсюда вытекает, что йога– это «управление» или «узда», или «контроль» – некоторая форма сознания при восприятии и переработке поступающей информации.

Как же нормальный человек может постичь состояние йоги?

Такого состояние сознания возможно достичь лишь регулярно и неотступно практикуя разные элементы техники – практики, сперва яму и нияму (реализация нравственности и этики), потом асаны (положения тела), пранаямы (дисциплина дыхания), пратьяхару (отвлечение чувств от внешних раздражителей вовнутрь), продвигаясь к дхаране (концентрации), дхьяне (углубленное сосредоточение, почти сливаясь объектом восприятия) и самадхи (слияние сознания со всем бытием).

В случае, когда у человека отсутствует самоконтроль (йогой), он не в состоянии реально воспринимать ни себя, ни внешние обстоятельства. Его восприятие принимает лишь его собственное беспокойство ума, основанное на инстинктах и желаниях. Такой человек наблюдает лишь свои ассоциации, образы, размышления, реакции, идущие от эмоций, стандартные реакции и т.д. Как раз всю эту суету разума индивид воспринимает как свою натуру. А истинное «Я» в действительности скрыто за всеми вышеописанными «шумами» разума.

Йога дает возможность провести разделение в нашем осознании, определяя ум как инструмент по принятию, обработке и выводу информации. После этого истинное «Я» получает возможность взглянуть на Реальность через прорехи, открытые йогой в сплошном заборе ментального шума.

Практика йоги сложна, она требует безостановочной работы над собой: недочеты, слабости, отрицательные стороны натуры, отточенные стандарты в реакциях на одинаковые ситуации, но все же она дает возможность осознанно прожить нашу жизнь, и и дает, помимо того, практикующему пользу в виде крепкого здоровья, хорошего самочувствия и соответствующего настроения, незасоренного мышления и отличной памяти, творческих способностей, освобождает от страхов, колебаний и заблуждений.

Йога. Начало пути

Рассылка новостей

Йога: какой стиль выбрать?

С каждым днем все больше и больше людей, стремясь привнести максимум спорта в свою жизнь, отдают предпочтение йоге. И неудивительно – ведь йога сочетает в себе как силовые нагрузки, так и аэробные, как работу для мышц, так и для духа.

Тем не менее, для новичков, которые только приняли решения попробовать себя в занятиях йогой, часто актуальным является вопрос: как же разобраться во всем разнообразии стилей и направлений йоги, выбрав для себя наиболее оптимальные из них.

Представляем вашему вниманию основные направления йоги, которые представлены на территориях России, Украины и других стран ближнего зарубежья.

Хатха-йога

Хатха-йога является одной из самых популярных и распространенных. И этому есть объяснения. Основой этой йогической системы является очищение организма, что приводит, в свою очередь, к очищению ума, а, значит, и жизненной энергии человека. Сосредоточена хатха-йога на выполнении физических упражнений – асан, каждая из которых воздействует на определённую часть тела человека, его мышцы, суставы и внутренние органы. Значительное внимание в хатха-йоге уделяется также дыхательным упражнением (пранаямам). Если вы решили заняться хатха-йогой в обход занятий для начинающих, то, возможно, поначалу вам будет тяжело. Однако благотворное воздействие хатха-йоги на организм человека неоспоримо.

Кундалини-йога

Если хатха-йога представляет собой скорее работу тела, то кундалини-йога – это, в первую очередь, развитие духовное. Целью этого вида йоги является тренировка центров психической энергии на теле человека, иными словами, чакр. Благодаря определенным упражнениям тела, дыхательным упражнениям и распеванием мантр пробуждаются и развиваются все семь чакр – центров силы и сознания, расположенных в теле человека.

Айенгар-йога (Иенгар-йога)

Этот вид йоги является одним из подвидов хатха-йоги. Свое название он получил от имени своего основателя — Беллура Кришнамачара Сундарараджи Айенгара, одного из самых выдающихся современных мастеров йоги в мире. Именно благодаря ему и его книгам йога, как таковая, и приобрела такую большую популярность в западном мире.

Айенгар-йога направлена, в первую очередь, на выравнивание тела и на пребывание в одном и том же положении довольно длительное время. Значительное внимание уделяется также и умственной дисциплине, которая помогает практикующим получить от йоги максимальную пользу. Во избежание травм в айенгар-йоге используют ремни и опоры.

Тантра

Тантра-йога является исключительно духовным учением, и в чем-то даже мистическим. В этом стиле йоги используется энергия кундалини для достижения повышенного уровня внутреннего сознания. В результате практики тантрических техник практикующий начинает осознавать, что привычное ему состояние психики — лишь одно из многих других состояний, при которых сохраняется самосознание, однако меняется механизм интерпретации разумом сигналов органов чувств. При длительной практике тантры человек выходит за рамки собственной личности, начиная воспринимать себя с точки зрения вселенского всеобъемлющего сознания.

Аштанга-йога

Другое название аштанга-йоги – раджа-йога, или же классическая йога. Также ее называют «восьмиступенчатой йогой». Этот стиль йоги является настолько динамичным, что напоминает аэробику. Он ставит себе за цель развитие силы, гибкости и выносливости. Представляет же собой аштанга-йога интенсивное и практически беспрерывное выполнение физических упражнений в сочетании с соответствующими дыхательными практиками. Асаны быстро сменяют одна другую в определенной последовательности, и ни в одной из них практикующий не находится достаточно долго. При регулярных занятиях антанга-йогой улучшаются кровообращение и работа мозга, повышается гибкость, а мышцы становятся крепче.

Не важно, на каком из видов и направлений йоги вы, в конце концов, остановите свой выбор. Главное — чтобы он отвечал вашим внутренним требованием и стремлением. Йога должна объединять тело и душу в гармонии. Ну а путь для достижения этого, Вы должны найти для себя сами.

А какой стиль йоги предпочитаете Вы и почему? Пожалуйста поделитесь в комментариях здесь.

Смотрите также видео:

Хатха Йога — высший уровень мастерства.

Демонстрация асан под музыку. Я думаю, что в этом видео каждый найдет что-то для себя, новички смогут увидеть к чему нужно стремится, а продвинутые посмотрят технику выполнения асан.

И еще пара очень красивых видео для тех кому нравятся видео-медитации:

Медитация — исполнение желаний.

Хрустальная пещера – это медитативная техника поможет вам в исполнении желаний. Продолжительность 6 мин. 5 сек.

Медитация — привлечение любви.

Данная гипно-медитация предназначена для использования в вечернее время.
Ни в коем случае не слушайте эту медитацию во время вождения машины или любого другого требующего вашей концентрации действия.
Слушайте ее каждый день перед сном на протяжении как минимум 21 дня.
После медитации погружайтесь в сон. Продолжительность 45 мин.

P . S . В середине следующей недели, мы планируем выпустить новогодний, особенный выпуск, поэтому оставайтесь на связи. Будет интересно).

Федерация йоги России

Телефоны: 8 (495) 215-00-79 +7 (903) 766-94-26 +7 (985) 007-36-66 E-mail: yoga-rf ∂ mail.ru

С чего начинается йога

Один из читателей недавно прислал заметку о фундаментальном и очень важном вопросе йоги – о том, с чего она начинается. Сам приславший, к сожалению, как-то поспешно скрылся, но написал-то все правильно, а мы решили развернуть и дополнить.

Итак, важно понять, что любая мистическая сила, без чистоты сознания , скорее усугубит положение человека: усилит его привязанность к материи, амбициозность, гордыню, страсть наслаждений удовольствиями материального мира и эгоизм вплоть до его уверенности в том, что он Бог.

В трактатах, описывающих Путь Раджа йоги (Шандилья Упанишада, Йога-Сутры Патанджали) говорится, что он начинается не с асан и пранаям (не с различных поз и дыхания), а с Ямы и Ниямы – духовных и нравственных принципов.

Ямы и Ниямы должны практиковаться на всех трех уровнях проявления человеческой энергии: тела, ума и речи.

Объясняется, что принципы Ямы – это:

  1. Ахимса – принцип ненасилия;
  2. Брахмачарья – воздержание от любых страстей – трат энергии; в более широком смысле – это действия во благо всех живых существ;
  3. Астея – неприсвоение чужого;
  4. Апариграха – принцип не обладания, не стяжательства;
  5. Сатья – принцип правдивости и искренности по отношению как к другим людям, так и к себе.

А также принципы Ниямы:

  1. Шауча – чистота сознания и тела;
  2. Сантоша – спокойствие, удовлетворенность и принятие всего таким, какое оно есть;
  3. Тапас – самодисциплина, огонь (рвение) в практике, привнесение практики в свой внешний и внутренний миры и превращение всех событий (внутренних: ума) и (внешних: тела) в практику йоги;
  4. Свадхьяя – постоянное самообучение, самообразование, развитие ума, интеллекта, поиск новых знаний. Человеку нужно читать и усваивать смысл великих писаний и книг, написанных духовно продвинутыми людьми. Много читать без должного понимания – не значит следовать принципу Свадхьяйи. Этот принцип важен тем, что устанавливает контакт с великими людьми и вдохновляет нас продолжать усилия на пути самопознания;
  5. Ишвара Пранидхана – посвящение себя и всех своих дел Богу.

Это наиболее известные ямы/ниямы (согласно Патанджали). В Шандилье-Упанишаде (более раннем трактате) перечисляется 10 ям и 10 ниям.

Хатха йога была описана в более поздних средневековых трактатах (например, Хатха Йога Прадипика и Гхеранда-Самхита) как более доступный и постепенный Путь, который в конечном счете также должен вести к Раджа йоге. Он начинается с очищения физического тела. Шаткармы также очень благостно влияют на ум практикующего. «Нет Хатха йоги без Раджа йоги», поэтому после очищения и укрепления физического тела, следует практиковать следующие ступени согласно трактатам.

Именно с развития духовных принципов и принятия морально-этических норм Яма/Нияма как нравственной основы и начинается йога. Без них невозможно избавиться от “привязанностей” материального мира: желания приобретения и владения, материального накопления, т.е. тех страстей, которые уводят нас от духовного развития. Будда говорил, что «Желания – источник страданий». Жажда накопления и приобретения материальных благ направляет все наши усилия и энергию только на это и уводит нас от нематериальной сферы, делая нашу жизнь духовно беднее, не позволяя разорвать цепи кармических миров и получить «просветление», т.е. увидеть истинную суть вещей и окружающего нас мира.

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

  • Удалить все
  • Отключить

YouTube Premium

Основные отличия школ йоги. Кратко о видах йоги

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось?

Не понравилось?

Текст видео

В каждом человеке заложено стремление к счастью, но стоит согласиться с текстом из Катха Упанишады, что человек не может быть счастлив, пока живет в неведении и не осознает своей истинной природы.

Осознать свою истинную природу может человек занимающийся раджа-йогой, хатха-йогой, мантра йогой и человек который не занимается йогой вообще.

Каждый человек уникален и у каждого своя уникальная жизнь.

У всех нас есть встроенные качества, такие как: стремление к комфорту, сопереживание, совесть, способность радоваться или огорчаться и так далее.

Но на одни и те же события, реакция у каждого своя.
Поэтому получается, что у всех людей, стартовые точки находятся в разных местах и к йоге ведут разные пути.

Каждый человек живет по своему и только он сам может определить каким видом йоги он хочет заниматься, и какой путь для него является наиболее эффективным.

То что хорошо и полезно одному, другому возможно не подойдет. Поэтому каждый находит свой ключ, чтобы эффективно двигаться в разнообразной и неограниченной системе йоги. А маркером к тому, что все идет правильно и хорошо, является улучшение качества жизни, которое заметно, не только практикующему, но и окружающим.

Когда какой вид йоги появился и какое отношение каждый из них имеет к тому что называют ими сейчас, сказать уже сложно. Давайте рассмотрим основные отличия.

В одном виде йоги, большую часть времени сидят со скрещенными ногами и работают с концентрацией внимания, в другом больше внимания уделяется физическим упражнениям, в третьем больше поют мантры, а где-то основной акцент ставится на том, чтобы как можно больше мыслей направлять в сторону бога.

В линии передачи знаний йоги, каждый мастер учил и передавал свой и накопленный его предшественниками опыт следующим поколениям по своему, в силу своих знаний и способностей.

На сегодняшний день, насчитывается не одна сотня различных видов йоги.

Возможно вам знакомы такие названия как Аштанга йога, Айенгар йога, Гималайская йога, Бикрам йога, Шивананда йога, Бихарская школа йоги, Кундалини йога, Хатха йога, Янтра йога, интегральная йога и так далее.

Занимайтесь йогой вместе с нами, корректно и регулярно!
Успехов вам в практике!

Что такое йога?

Сегодня Вы узнаете, что такое йога: откуда она произошла, каковы её цели, пути йоги, какие появились школы йоги с момента происхождения, немного о философии йоги и какие есть сутры. Надеюсь эта статья окажется Вам полезной и интересной к прочтению.

Происхождение йоги

Слово Йога пришло от санскритского значения слова «Yuj» — связь, соединение или объединение. Оно подразумевает присоединение или интеграцию всех аспектов человека — тела с умом, и ума с душой — чтобы достигнуть счастливого, уравновешенного и духовного объединяя человека с высшим.

В Индии Йогу считают одной из шести отраслей классической философии,она всюду упоминается в Ведах — древних индийских священных писаниях и среди самых старых существующих текстов. «Upanishads» — также широко известные философские трактаты, которые датируются Ведами более поздним временем и имеют дело с природой «души» и вселенной.

Однако происхождение йоги, как полагают, значительно старше. Знание Йоги было передано от Гуру (духовный учитель) к Sisya (духовный студент) очень давно создателем Йоги «Rishis», который сначала начал расследование природы действительности и внутреннего мира человека.

По легенде, знание Йоги было сначала передано Шивой его жене Парвати, а она уже передавала знания мужчинам в течении жизни.

Согласно Сутрам Йоги «Patanjali», окончательная цель Йоги состоит в том, чтобы достигнуть «Kaivalya» (эмансипация или окончательная свобода). Это внутренний опыт, который Вы должны достигнуть в «душе» (Purusa). Тогда каждый становится свободным от цепей и следствий, что приносит нам судьба, которые связывают нас с непрерывным перевоплощением. В Kaivalya каждый, как говорят, существует в мире и спокойствии, достигнув абсолютного знания различия между духовным, которое бесконечно, неизменно и свободно от печалей и материальных благ.

Это считают желательным, поскольку жизнь анализируется как в конечном счете полная печалей и боли — даже удовольствие и радость отпуска боли и потери, когда они прошли, поскольку ничто в материальном мире не является постоянным.

Йога — это духовные поиски. Однако следуя пути йоги, путник также получает здоровье, счастье, спокойствие и знание, которые являются индикаторами прогресса и поддержки, чтобы продолжить их практику. Буддизм и другие Восточные духовные традиции используют много методов, полученных из Йоги.

4 главных пути йоги (Margas) говорят, согласно Бхагавад Гите, что можно достигнуть конечной цели Йоги — «Kaivalya». Есть путь Знания (Хнана Марга), в котором учатся различать между тем, что реально и что иллюзорно, путь самоотверженной работы (Судьба Магра), путь преданности (Бакти Марга) и путь контроля ума (Йога Марга), где все действия ума и сознания изучены и подчинены контролю. От них произошли различные пути йоги, которые до сих пор соблюдаются.

Йога Raja — включает мастерство ума и чувств в Samadhi; по существу продвинутые аспекты Пэйтанджали astanga йоги.
Хатха-йога — йога желания, которое включает энергию культивирования пробудить Kundalini прежде всего посредством асаны и pranayama.
Мантры йоги — включает рассказывающие священные слоги, чтобы достигнуть совершенства.
Йога Laya включает поглощение в бога, чтобы испытать окончательное счастье.
Йога Bhakti требует, чтобы абсолютная преданность богу достигла конечной цели.
Йога Карма достигает этого посредством самоотверженной работы без мысли о личном вознаграждении.
Йога Jnana — йога знания, развивающего дискриминацию между духовной действительностью и иллюзией материального мира.

Нужно понять, что нет никаких ясных границ между этими различными путями, и все привлекают методы и философию других.

Школы йоги

Различные школы йоги или стили Йоги выросли вокруг каждого из этих путей, которые подчеркивают различные аспекты или их комбинацию в практической методологии. Обычно эти школы основаны известными учителями или гуру и отражают свои методологии и способы практиковать, преподавая и после пути йоги. Некоторые самые известные современные школы или стили йоги включают: Iyengar, Astanga, Vini, Ananda, Anusara, Bikram, Integral, Kali Ray Tri, Kripalu, Kundalini and Sivananda. Интересно, 3 из самых популярных школ сегодня — Iyengar, Astanga и Vini Yoga — были все развиты студентами Шри Тирумалай Кришнамачарья (известный философ, индийский йогин, специалист по древним ведийским и йогическим текстам, индийской философии, аюрведе, астрологии и музыке. Он основал йогашал в Джаганмоханском дворце в Майсоре. Был учителем многих известных йогинов и философов).

Особые стили или методы можно считать более эффективными, чем основы , так как они могут удовлетворить характер человека лучше. Однако нужно всегда помнить, что все это просто различные методы достижения для той же самой конечной цели. Они — все аспекты полной философии Йоги.

Философия йоги

Философия Йоги прибывает из многих источников и была представлена многими способами с отличающимся акцентом в зависимости от понимания автора.

Vedas и Upanishads дают некоторые самые ранние ссылки на пути йоги. Эти священные писания формируют основание индийских религиозных методов, но содержат много различных ссылок на йогу и другие вещи.
Есть Puranas, также древние, которые имеют дело с природой вселенной.

Известные эпопеи, такие как Ramayana и Mahabarata содержат истории богов и лекций по моральным и философским предметам со ссылками на йогов и относящиеся к йоге методы.
Бхагхавад Гита — особенно известная часть Mahabarata, которая содержит подробную беседу о йоге Krisna с Arjuna.

Другие тексты, такие как Хатха-йога, Pradipika — больше «технические руководства» йоги, которые проникают в детали на технике в противоположность простой теории.
В целом все эти тексты обсуждают Йогу с особой точки зрения авторов и путей к Йоге, за которой они следовали. Во многих отношениях этот предмет может быть запутывающим из-за отсутствия четкого обзора. Этой потребности отвечают в Сутры Йоги Patanjali.

Сутры йоги Patanjali

Различные основные положения и методологии самой Йоги были ясно и систематически объединены и представлены мудрецом Пэйтанджали в его наборе 196 афоризмов, названных «Сутры Йоги«, написанные приблизительно 2200 лет назад. Сутры объединяют все различные берега теории и практики из всех источников йоги и представляют их в одном кратком, интегрированном и всестороннем тексте. Как все аспекты взаимосвязывают и являются частью целого тела йоги, ясно объяснены. Есть 8 дисциплин в йоге, как представлено Пэйтанджали (таким образом йога Astanga — 8 нога йоги), которые должны быть осуществлены и усовершенствованы, чтобы чувствовать истинное — конечную цель Йоги:

1. Yama — Универсальная этика: отказ от насилия, правдивость, некража, сексуальная сдержанность и нежадность.
2. Niyama — Принципы поведения: чистота, удовлетворенность, интенсивное посвящение или строгость, исследование и изучение священных писаний и самоотдача.
3. Asana — практика положений.
4. Pranayama — контроль за Дыханием.
5. Pratyahara — отказ и контроль чувств.
6. Dharana — концентрация.
7. Dhyana — размышление.
8. Samadhi — государство более высокого сознания, где самосознание (эго) распадается в объекте размышления и человека сам, существует в собственном чистом характере.

Ключевые элементы всех путей йоги представлены в сбалансированной точке зрения и легенда гласит, что Patanjali сам был реализован и писал по собственному опыту.

В четырех главах его сутр он объясняет уровни более высокого сознания (Samadhi), которые кандидат должен испытать прежде, чем достигнуть Kaivalya (эмансипация) и конец этого духовного преследования в мире. Вторая глава имеет дело с методологией, которая должна сопровождаться, чтобы достигнуть Samadhi и помех, с которыми можно столкнуться. Необычные полномочия, которые могут развиться, также описаны с предупреждением, что их приманки нужно избежать, последняя глава касается достижения Kaivalya, что описано подробно.

Эти Сутры были и все еще считаются самым глубоким и поучительным исследованием человеческой души. Пэйтанджали показывает, как через практику Йоги, мы можем преобразовать самих себя, мастерство выгоды по уму и эмоциям, преодоление препятствий к нашему духовному развитию и достигните цели йоги: освобождение от неволи мирских желаний. Написанный на санскрите, имеет много комментариев и переводов, написанных за века различными учеными и практиками; каждая интерпретация согласна их эре и пониманию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector