Рекомендации начинающим преподавателям йоги | Masajista.ru

Рекомендации начинающим преподавателям йоги

Йога для начинающих и практикующих: рекомендации

Вводные курсы по йоге кпп:

Вводный курс, рассчитанный на 6 или 8 занятий, предполагает ознакомительные необходимые практические навыки для начинающих практиков, которые хотят вернуть свое тело в желаемую форму, и при помощи упражнений поддерживать это состояние в дальнейшем. Рекомендуется людям, которым хочется разобраться детальнее в видах физической нагрузки, в опасных и безопасных способах работы с телом.

На вводном курсе разбираются следующие темы :

— Хатха йога – определение самой дисциплины, как одного из Учений. Корректный подход к позвоночнику в практике асан (положений тела) и в жизни (положения позвоночника при длительном сидении, во время сна, во время ходьбы, при поднятии тяжестей).

— Отстройка базовых асан, рук и ног, как рычагов, воздействующих на состояние позвоночника при выполнении асан. Полезные, опасные и полезно – опасные направления подвижности.

— Особенности практики для женщин (отличие строения крестцово–копчикового отдела, тазового дна, практика во время цикла, возрастных рубежей и т.д.).

— Полное йоговское дыхание. Брюшное дыхание. Задержки дыхания (кумбхаки).

— Шаткармы (шесть очистительных практик Хатха йоги). Регулярность, необходимость и периодичность выполнений.

— Бандхи («энергетические замки»; эффект массажа для внутренних органов). Как правильно удерживать напряжение внутренних мышц тела, и контролировать дыхание.

— Визуализация, работа с вниманием (вербализация и другие простые упражнение для концентрации внимания, практика внутренней улыбки).

Порядок подачи материала предоставляется на усмотрение инструктора.

Рекомендации практикующим:

1. Заниматься асанами предпочтительно на пустой желудок. Если это трудно, можно выпить до занятий чашку чая, сока или молока. После совсем легкой еды до занятий должно пройти не менее часа, после плотной еды – не менее четырех часов. Спустя полчаса после окончания упражнений можно поесть. Следует усвоить сразу — переедание это первая причина разрушающая практику йоги.

2. Наиболее удобно заниматься босиком на коврике для йоги.

3. Для занятий подойдет любая удобная одежда, не стесняющая движения. Лучше заниматься в одежде из натурального волокна (х/б).

4. Прежде всего проявляйте терпение к себе.

Ахимса — ненасилие, это первый принцип йоги. Не нужно совершать насилие над телом и пытаться свернуться в асану (особенно если Вы просто «видели ее в одной книжке» или «так делала девушка на обложке журнала о йоге»), которая пока недоступна (возможно и вовсе не подходящая) Вашему телу. Что бы принять ту или иную асану тело и ум должны приобрести определенные качества. Осваивать практику надо постепенно, особенно это касается асан. Можно просто вспомнить о том, что сразу мы не рождаемся дипломированными специалистами или никто из нас после появления на свет не встал на ножки и не побежал:-). Как говорится «тише едем- дальше будем». А до «Счастья» или состояния спокойного ума Путь не для всех близкий.

Выполнять асану самостоятельно дома можно лишь после того, как Вы хорошо знаете правила построения элементов данной асаны, знаете в каком положении должен быть позвоночник и конечности.

5. Хатха йога начинается с Шаткарм (шесть очищающих действий с телом хатха йоги) и асан. Шаткармы описаны на сайте, асаны изучаем на практических занятиях. К сожалению технические условия не позволяют осваивать все шаткармы на занятиях, поэтому нужна домашняя практика. Прежде чем осваивать какую-либо крийю тщательно прочитайте, проконсультируйтесь с инструктором. Посещайте семинары.

6. Шаткарма. Практика шаткармы должна быть каждый день: Наули, капалабхати, нети (зимой особо не увлекаться и лучше выполнять на ночь ОСОБЕННО ЗИМОЙ. ). Басти при необходимости (в зависимости от соотношения дош) может быть раз в неделю — полное, и/или частичное с промыванием нижних отделов кишечника каждый день. Если выделительная функция кишечника стабильна — можно ограничится раз-два в неделю. При освоении басти — можно делать каждый день в течении нескольких недель, но полную промывку (прямую кишку, сигмовидный, восходящий, поперечно-ободовый и нисходящий отдел) не чаще двух раз в неделю. Тратаку можно раза два в неделю, можно раз. Дхаути можно 1-2 раза два в неделю, можно раз в две недели. С преобладанием ВАТА-доши не чаще раза в месяц.

7. Асаны. Оптимальный вариант практики — через день. Если вы занимаетесь в группе — этого достаточно. Не рекомендуется в первый год практиковать асаны самостоятельно помимо группы. Если уж очень хочется — можно ограничиться динамическими практиками (сурьянамаскар) — при условии, что усвоены правила выполнения асан. Мудры — как и асаны практикуйте через день. Пратиахара может практиковаться каждый день. И помните, после освоения правил выполнения, во время асан самое главное — это сосредоточенность ума, а не «крутизна» формы. Избегайте стремления к гипермобильности опорно-двигательного аппарата.

8. Пранаяма практикуется самостоятельно только после трех лет стабильной практики асан. Пранаяму лучше исполнять после асан. Но можно отдельно.

9. Дхияна и йоганидра могут практиковаться каждый день.

10. Если у вас есть проблемы с позвоночником (сколиоз, кифоз, лордоз, или просто неприятные ощущения в спине — сообщите инструктору) и тогда будет выработан правильный, индивидуальный подход к практике асан. Инструктор сообщит, что в ВАШЕМ случае нужно делать а чего делать НЕЛЬЗЯ.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
09:00
Гигиена тела:

11. Перед практикой асан или утром практикующий принимает водные процедуры. Это может быть душ, ванная, купание в естественном водоеме. Так как тренировки довольно интенсивные, обменные процессы усиливаются — выделение продуктов обмена через кожу также усиливается, поэтому раз в день в обязательном порядке нужно мыться. С преобладанием ВАТА-доши все тело достаточно мыть только водой, а с мылом мыть только область под плечами, область таза и ног. При необходимости ВАТА-типу рекомендуется нанесение масел на всю поверхность кожи раз в два дня, сразу после купания. Для ПИТТА и КАПХА типов можно мыть все тело мылом, и использование масел не рекомендуется.

12. После посещение туалета органы выделения моются водой, можно с мылом. Это полезно не только телу но и уму практикующего.

13. После каждого приема пищи йогин производит чистку полости рта, можно зубной щеткой. Раз в день также полезно производить массаж десен пальцами рук, можно во время утренней чистки зубной пастой.

Поведение в зале:

14. Зал для занятий является территорией Йоги. От Вас не требуется никаких особых ритуалов при входе в зал, но постарайтесь войти в зал в спокойном состоянии сознания, в идеальном варианте — с осознанием. При входе в зал, снимите обувь — это не только залог чистоты (перед каждым занятием проводится влажная уборка зала) но и проявление уважения к тем, кто уже находится в зале. Можно приносить с собой тапочки.

15. Перед занятием по возможности избегайте посторонних разговоров. Лучше проведите несколько минут в тишине, сидя с ровной спиной или лежа в шавасане. А если вы не в силах совладать с желанием поговорить с ближними своими, то делайте это негромко, дабы не мешать другим настраиваться на занятие.

16. В зале отключайте звук и вибрацию мобильных телефонов, КПК и других средств связи. Хотя мы культивируем бесконечное терпение ко всем, не стоит проверять, насколько ближние уже набрались терпения, будьте сознательными.

16. Если Вы опаздываете на занятие, не огорчайтесь, но заходите тихо, мысленно поприветствуйте всех находящихся в зале, при желании — поприветствуйте всех при входе сложив руки в намасте (витабхи-мудру)

17. Уходить с занятия по средине, или не дождавшись окончания занятия не совсем вежливо. Но если уж так складываются обстоятельства, то сделайте это максимально тихо, мысленно извинившись за свое поведение у всех присутствующих. Постарайтесь не ходить по залу во время последней части занятия (созерцание и йоганидра). Если требуется выйти в туалет, сделайте это во время практики асан, до созерцания и йоганидры.

18. Помещение для хранение ковриков предоставляется только для регулярно занимающихся практиков. Если Вы планируете сделать перерыв в практике более 1 месяца коврик следует забрать, иначе он будет удален. Хранить форму для занятий в раздевалках и местах хранения ковриков КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ, вся одежда оставленная в раздевалках — выбрасывается.

Об индивидуальных занятиях:

Персональное занятия предусматривают выявления индивидуальных особенностей тела и состояние здоровья практикующего, в связи с этим подразумевает более безопасную и точную расстановку рычагов (рук и ног) в асанах и определяет индивидуальную предельную степень физической нагрузки в общих группах. Персональное занятие – это самый эффективный способ прояснить все непонятные моменты в практике, обсуждение вопросов питания, вопросов работы над качествами своего характера диеты и разнообразных дополнительных видов физической активности. Рекомендуется всем желающим развиваться посредством практики йоги, брать хотя бы одно индивидуальное занятие в пол-года.

Имеются некоторые противопоказания для занятий в общих классах:

Теория и практика йоги

Опыт преподавания йоги. Личный сайт инструктора и йогатерапевта Натальи Блиновой

Как найти своего инструктора по йоге для начинающих?

Вы решили: пора заняться йогой! Как найти своего преподавателя йоги для начинающих? Опытного, грамотного, в меру строгого, и уважающего людей — хорошие качества, не правда ли?

Йога сейчас популярна, и спрос рождает предложение. Всё больше людей начинают преподавать йогу начинающим без должной квалификации. Размножаются курсы по подготовке преподавателей за несколько дней. Что они дают на своих занятиях, неизвестно, поскольку нет универсальных стандартов.

Как понять, что за преподаватель перед вами? Вот пять элементов для внимания от опытного тренера и практика.

Элемент 1

Преподаватель имеет квалификацию преподавателя: он закончил курсы инструктора по йоге с изучением

Кроме того, он имеет за спиной опыт личной практики не менее 3 лет. Об этом его можно спросить прямо. Оставьте робость: речь идёт о вашем здоровье!

Преподаватель говорит на вашем языке: вам понятны все его объяснения в каждый момент времени. Он может рассказать,

  • для чего вы делаете те или иные упражнения,
  • какой эффект они оказывают на ваше физическое тело, психику, нервную систему,
  • почему вы делаете их именно так и в таком порядке.

Элемент 3

Ваше самочувствие и ощущения после занятия. После класса вам должно быть комфортно в вашем теле. Если появилась боль или дискомфорт, на следующем занятии преподаватель дает рекомендации, как снизить нагрузку и адаптирует упражнение под ваше состояние.

У вашего преподавателя есть свой учитель, гуру, наставник. Преподаватель ведёт свою личную практику в какой-либо традиции и занимается духовным развитием. Об этом его можно смело спросить.

Элемент 5

Вы видите, что вам есть чему научиться у этого человека. Вас вдохновляют его личные качества, навыки, умения, способности. У вас есть к нему уважение. А у него есть уважение к вам.

Если все пять элементов присутствуют, пожалуй, это идеальные условия. Похоже, вы нашли своего инструктора по йоге. Успешной практики!

Kак стать инструктором йоги «с нуля»?

Для того, чтобы стать тренером йоги «с нуля», необходимо иметь огромное желание обучаться и передавать накопленные знания и опыт людям.

Йога – это не только совокупность упражнений, это особое миропонимание.

Некоторые обучающиеся готовы овладеть искусством йоги, непрерывно развиваться физически и расти духовно, такие практикующие имеют все шансы стать преподавателями в короткий промежуток времени. Это зависит от индивидуальных возможностей.

Как правило, желание преподавать приходит к людям после нескольких лет

посещения занятий йоги. Они понимают, что достигли определенного уровня

в этой области и хотят начать передавать свои знания другим.

✓ Непрерывное обучение йоге.

Если Ваша цель – стать лучшим тренером по йоге, Вам необходимо посетить уроки различных видов йоги для понимания, какой стиль подходит именно Вам. Разные типы йоги (Аштанга, Хатха, Виньяса, Аянгара и тд.) имеют свои особенности и отличия. Кроме этого, стиль обучения может варьироваться в зависимости от обучающего учреждения и тренера по йоге.

Вам следует обратить внимание на эти различия, чтобы найти тип обучения, который больше всего придется Вам по душе.

✓ Найдите своего наставника, тренера йогов.

Наставник поможет начинающим учителям узнать о различных методах обучения и стилях йоги. Кроме того, тренер йога поможет начинающему инструктору йоги решить, какая программа обучения подходит ему в большей степени.

✓ Чтобы стать тренером йоги необходимо прохождение курса преподавателей йоги.

Обучение учителей йоги обычно включает в себя курсовую работу по анатомии и физиологии, методику обучения и философию йоги. Как стать тренером по йоге? Необходимо освоить обучение, получить практический опыт, наблюдая за своими учителями и самостоятельно преподавая классы. Многие школы придерживаются рекомендаций, установленных Йога Альянсом для 200, 300 и 500-часовых программ подготовки учителей.

✓ Создать связь с учителями и сверстниками.

Взаимодействие с единомышленниками вдохновляет на обучение и усвоение новой информации. Вам необходимо поддерживать общение с одноклассниками и преподавателями даже после окончания школы, обмениваясь знаниями и опытом.

✓ Подобрать свою аудиторию.

Обучение учителей йоге не гарантирует работу. Важно найти свой рынок. Конкурс среди учителей йоги в некоторых областях велик. Будет полезно рассмотреть уникальный подход к обучению, чтобы выделить себя среди других тренеров по йоге. Например, в зависимости от рынка, учителя могут предложить йогу, адаптированную для игроков в гольф и других спортсменов.

✓ Чтобы стать тренером по йоге, необходимо зарегистрироваться в Йога Альянсе.

Студенты, которые заканчивают программы, соответствующие рекомендациям Йога Альянса (Yoga Alliance), могут подать заявку на регистрацию йога учителя (RYT). Такая регистрация является добровольной, следует учесть, что многие работодатели предпочитают дипломированных специалистов.

Большинство специалистов в этой области посещают семинары и практикумы, чтобы поддерживать и обновлять свои знания. Учителя, зарегистрированные в Йога Альянсе, каждые три года обязаны проходить 75-часовое обучение для восстановления своих знаний. Это включает в себя обучение йоге в течение 45 часов и посещение дополнительных занятий в течение 30 часов. Регистрация йога учителя (RYT) отвечает определенным требованиям к опыту и образованию, что может расширить собственную компетенцию.

Чтобы стать истинным инструктором по йоге «с нуля», вы должны быть осведомлены и способны продолжать обучаться йоге после завершения официального учебного курса и чувствовать потребности ваших студентов.

5 признаков грамотного тренера по йоге

Выбрать инструктора/тренера/учителя/гуру йоги вам поможет наш список-детектор.

Когда мы рассуждаем о травмобезопасности в йоге, то чаще всего говорим о необходимости правильно отстраивать асаны и вдумчиво выбирать комплексы для занятий дома. Занятия в студии же априори считаются безопасными: там ведь есть опытный инструктор, который всегда подскажет, поможет и поправит. В целом это, конечно, так. Грамотный тренер – это залог того, что во время практики вы сведёте к минимуму риск травм и приблизите к максимуму полученную пользу. Однако найти опытного инструктора – дело нелёгкое. Особенно новичку, который не знает на что нужно обращать внимание и по каким критериям выбирать тренера.

Так как выбрать учителя по йоге?

Существует несколько критериев, которыми стоит руководствоваться при поиске преподавателя. Зная их, вы значительно облегчите процесс выбора инструктора. Давайте же разберёмся, какими качествами и навыками должен обладать инструктор, чтобы быть удостоенным звания Гуру, а от каких горе-инструкторов стоит бежать как от огня.

Каким должен быть тренер по йоге?

1. Тренер должен нравится вам как человек.

Казалось бы это очевидный пункт, не заслуживающий отдельного внимания. Однако, на самом деле, привлекательность инструктора – это один из основных моментов.

Тренер, а можно мне остаться после занятия и обсудить с Вами психокинетический потенциал праны в условиях тотальной концентрации?

Только если вам приятно находится в обществе этого человека, если вам интересна его манера ведения тренировки, если вам хочется задать интересующий вопрос о йоге ему, а не «Гуглу» — только тогда ваши занятия будут носить не временный характер, а станут образом жизни, способным принести массу положительных эмоций.

Инструктор, Ваша мудрость безгранична!

Положитесь на вашу интуицию. Зачастую она отлично срабатывает в вопросе: подходит нам человек или нет. Поэтому в том случае, если инструктор вызывает у вас отторжение (пусть даже ничем не объяснимое), не стоит тратить время на занятия с ним. Помните, что ваше окружение оказывает на вас влияние. Задайте себе вопрос: «Хочу ли я стать похожим на этого человека?». Если ответ утвердительный, то вы можете заниматься с ним. Конечно, перед этим «пройдясь» по другим пунктам этой статьи, чтобы проанализировать профессионализм, знания и навыки этого преподавателя.

2. Тренер не должен поражать сложными асанами в группах для начинающих.

Многие могут удивиться: а как же тогда понять, что это действительно профессионал в своём деле? Профессионал не будет мотивировать новичков на выполнение того, к чему они не готовы. Он не будет показывать сложные позы, которые в группе из сорока человек кое-как выполнят двое. Наоборот, в занятии для начинающих грамотный тренер больше времени уделит простым асанам и их технике выполнения. Ведь именно на их основе потом и будут строится все сложные элементы. И эти элементы обязательно появятся. Но только на тренировках основного или продвинутого уровня.

Нога за головой? Поразительно!

Поэтому старайтесь найти инструктора, цель которого будет не самоутвердится за счёт восхищённых взглядов начинающих учеников, а грамотно построить тренировочный процесс.

3. Тренер по йоге должен отличаться от тренера фитнес-направлений.

И без того тесная ассоциация йоги и фитнеса становится сильнее с каждым днём. Дело здесь и в активном развитии йоги, которая теперь встречается в сетке расписания каждого фитнес-центра; и в создании новых методик: фитнес-йога, yoga fit, йогалатес, йога+стрейчинг. Однако не стоит забывать, что йога – это особое направление самосовершенствования, в котором будут неуместны многие «фишки» из фитнеса.

Йоги не любят фитнес. У них от фитнеса чакры болят.

Здесь не подойдёт громкая, агрессивная музыка: музыкальный фон на йоге должен успокаивать, а не возбуждать. Не подойдёт требовательная манера ведения тренировка: «быстрее, выше, сильнее» – это не о йоге. Не подойдёт грубая правка силой: йога – это не гимнастика, где главной целью является достижение невероятной гибкости и умения выполнять сложные балансы. Любая правка в йоге должна быть корректной и без применения излишней силы.

Выбирайте учителя, который будет уважительно относится к возможностям вашего тела. В йога-классе нет место соревновательности, там должна царить атмосфера гармония и умиротворение.

4. Грамотный тренер не будет «зацикливать» вас на физических аспектах практики.

В йоге практика асан – это не основная цель, а основа . Поэтому настоящий учитель не станет акцентировать ваше внимание только на физическом аспекте практики.

Хороший тренер всегда обратит внимание на нечто большее, чем просто упражнения.

Конечно проще поддержать интерес к регулярным тренировкам, если постоянно напоминать о том, что до достижения сложновыполнимой, но такой желанной позы, осталось совсем чуть-чуть. Однако грамотный учитель сможет объяснить, что главное в занятиях – это не достижение внешней формы, а работа со своими внутренними процессами. И сможет поддержать интерес ученика не обещая ему гибкости Алины Кабаевой и Ван Дама, а рассказывая о других, более тонких, но не менее интересных аспектах.

5. Тренер должен знать противопоказания к асанам и их пользу.

Одна и та же асана одному может принести пользу, а другому вред. Зная это, грамотный инструктор будет проговаривать основные противопоказания к той или иной асане во время группового класса. Если же у вас есть какие-либо «редкие» заболевания, обязательно сообщите об этом до начала занятия. Грамотный инструктор обозначит запрещенные для вас упражнения и, по возможности, подберёт к ним адаптивные варианты.

Стойка на голове – далеко не лучшая идея для йоги вообще

Кстати, верно составленный комплекс асан способен решить многие проблемы со здоровьем, а индивидуально подобранные пранаямы и медитации принесут ощутимую пользу на ментальном уровне. Поэтому плюсом в копилку тренера будет его умение посоветовать вам пару-тройку упражнений для домашней практики.

Подводим итоги

И завершении хотелось бы ещё раз вас уберечь: не тратьте время на занятия с человеком, в профессионализме которого у вас есть сомнения. Не занимайтесь с человеком, в обществе которого вам неприятно и не хочется находится. Соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам получить удовольствие от занятий и принесёт пользу не только на физическом, но и на ментальном уровне.

А вообще, для того, чтобы занятия принесли вам желаемую пользу, будьте внимательны к своему телу, вникайте в происходящее, не форсируйте результат и следуйте здравому смыслу !

25 рекомендаций к занятиям Йогой

Наименование статьи Автор
25 рекомендаций к занятиям Йогой 12843
Аюрведа и Йога — определите ваш тип Йоги 8341
35 поводов заняться йогой 5699
Классификация поз 5615
Как организовать домашнюю практику йоги? Марианна Горошетченко 5490
Структура, стадии и типы пранаямы Виктор Сергеевич Бойко 4331
Пранаяма — энергия дыхания 4171
Лучшее время для медитации Шри Чинмой 4013
Медитация для начинающих Шри Чинмой 3934
Упражнения Йоги — Мантры, Бандхи и Мудры 3837
Йога, вопросы и ответы, Часть III Вадим Запорожцев 3740
Йога, вопросы и ответы, Часть I Вадим Запорожцев 3341
Режимы практики в Хатха-Йоге Андрей Сидерский 3340
Введение в занятия йогой для начинающих Марианна Горошетченко 3127
Практика мудр в Йоге Татьяна Громаковская 2452
Достижение состояния медитации через Йогу Свами Сатьянанда Сарасвати 2230
Мантры – священная музыка Йоги 2182
Йога, вопросы и ответы, Часть II Вадим Запорожцев 1739
Чем является Медитация? Васант Лад 1492
Мантра как средство самореализации Елена Лусникова 761

Не относитесь к занятиям физической Йогой как к спорту. Спорт представляет собой идею достижения физиологических результатов, основанных на предельных возможностях Вашего тела, а Йога не требует от Вас побития личных рекордов и в отличие от разума телу не нужны спортивные достижения. Ваше отношение к физической Йоге должно быть больше приближено к понятию активного отдыха в движении, получение энергии через открытие каналов тела.

Надо бы собраться и попробовать наконец эту йогу. Что-то подобное крутится у вас в голове уже не первый год? Перечисленные в этой статье достоинства йоги помогут вам решиться на активные действия! Йога способствует гармоничному развитию мышц. Занятия йогой – это лучшая разминка для суставов. Йога приучает нас расслабляться, дышать спокойнее и пребывать в настоящем моменте.

Аюрведа, как и Йога, является древней индийской дисциплиной, ведущей свое происхождение от Вед. Аюрведа — это древняя индийская медицина, на санскрите обозначающая «знание жизни», «искусство долголетия». Лечение в аюрведе основывается на комплексном изучении природы человека в целом, его особенностей и взаимосвязи с окружающим миром. Человек, согласно аюрведе, — это уникальное создание, неотделимое по своей сути от вселенной. Все, что есть в человеке, существует и в макромире вокруг него.

Основной элемент хатха-йоги – асана. Асана есть неподвижная и удобная поза. Эти два условия являются обязательными. Любая поза йоги, как бы сложна и экзотична она ни была, должна быть удобной и фиксироваться достаточно продолжительное время. В противном случае, все ваше внимание будет направлено на ощутимые неудобства, и ни о какой более тонкой работе сознания на занятии йогой не может быть и речи.

Состояние медитации позволяет практикующему более эффективно использовать практики Йоги. Методы достижения этого состояния различны, но добиться его без понимания процессов Сосредоточения, Расслабления и Осознания затруднительно. Большинство людей слышали о медитации, но лишь очень немногие действительно испытали её. Поэтапное понимание работы человеческого ума и применение методов Йоги, создадут необходимые условия для медитации.

Некоторые вопросы из статьи:
Что такое йога?
Все ли системы самопознания являются йогой?
Какие упражнения являются упражнениями йоги, а какие нет?
Кто придумал йогу?
Откуда территориально пришла к нам йога?

Некоторые вопросы из статьи:
Сколько разных видов йоги существует на свете?
Сколько стоит йога? Сколько надо денег чтобы меня научили йоге?
Мне очень нравиться йога. Как я могу помочь делу развития йоги?
Что такое школа йоги?
Продлевает ли йога жизнь?

Некоторые вопросы из статьи:
Кто может заниматься йогой, для каких людей она подходит?
Является ли йога религией?
Какие болезни лечит йога?
Можно ли занятия йогой сочетать с занятиями спортом, или они не совместимы?
Занимаясь йогой, обязательно ли нужно быть вегетарианцем?

Заниматься йогой необходимо регулярно — так же, как регулярно нужно спать, есть, принимать лекарства. Если занятия йогой проходят только раз или два в неделю в группе, то этого недостаточно, чтобы йога проявила весь свой целебный эффект. Вероятно, вы будете чувствовать некоторое улучшение самочувствия и настроения после практики — но устойчивым оно не станет.

В широком смысле позы в положении стоя динамичны и вселяют радость. Они одновременно освежают тело и разум, снимая напряжение, неприятные ощущения и боль. Позы в положении стоя являются основой для всех остальных поз, и через них ученик начинает осмысленно относиться к различным частям своего тела, к мышцам и суставам.

Рекомендации по йоге для начинающих

Выполняйте упражнения регулярно

В любых упражнениях, независимо от того, физические они или носят психологический характер, регулярность имеет очень большое значение. Если есть мотивация, заставить себя заниматься регулярно гораздо проще. Если мотивации недостаточно, нужно найти стимул. За выполненное вовремя упражнение должно быть какое-то поощрение и благодарность себе, своему телу.

Забывчивость — одна из причин нарушения графика. Нужно как-то напоминать себе о том, что в определенное время необходимо приступить к занятиям. Если это поможет, дайте клятву. В первое время особенно сложно выполнять асаны регулярно. Но если всячески стараться, этого можно добиться. Даже одно пропущенное занятие может повлиять на результат. А тем более, что большинство людей думают, что в результате пропуска одного занятия ничего страшного не случится, потом пропускают второе, третье и это повторяется раз за разом.
Есть только одна серьезная причина, позволяющая пропустить занятия – болезнь. Практиковать йогу во время гриппа, когда организм борется с вирусом, нельзя. Критические дни — также веский повод отказаться от занятий. Но если Вы хорошо себя чувствуете, то занимайтесь, но делайте асаны в их более простом варианте.

Асаны нужно делать минимум дважды в неделю. Никаких пропусков, строго придерживаетесь программы. Если уж вы решили заниматься – делайте это регулярно. Никаких отговорок, типа усталости, большого количества дел, быть не должно. Спустя несколько месяцев, вы оцените те результаты, которые принесет йога и осознаете, что занятия стоили того, чтобы тратить на них время. Если вы будете практиковать йогу строго в назначенное время, вы быстро втянетесь в установленный график, и результаты обязательно придут. С хорошим инструктором вам удастся войти в ритм и не прерывать занятия без серьезных на то причин.

Контролируйте дыхание

Многие думают, что в правильном дыхании нет ничего сложного. Даже инструкторы по йоге не всегда уделяют этому должное внимание, что уж говорить о тех, кто только начинает практиковать йогу. Контролировать свое дыхание во время выполнения асан не менее важно, чем выполнять упражнения регулярно. Чтобы добиться успеха, нужно учесть все нюансы, а дыхание — это основа правильного выполнения асан.

В процессе движений, вдохи и выдохи нужно координировать, согласовывать. Вдыхая и выдыхая, вы оказываете сильное влияние на психику. Может это и звучит странно, но на практике очень действенно. При помощи дыхания, вы повелеваете своим психологическим настроем. На начальном этапе занятий, просто созерцайте свое дыхание, наблюдая за ним как бы со стороны. Так нужно поступать в процессе выполнения всех упражнений. Независимо от того, насколько хорошо вы делаете упражнение, простое оно или сложное – наблюдайте за дыханием.

Со временем все будет происходить само собой, без каких-либо усилий с вашей стороны. Правильное дыхание придет само, войдет в привычку. Делайте вдохи и выдохи медленно, максимально наполняя воздухом легкие. Инструктор может дать какие-то дополнительные указания по технике дыхания, если в этом возникнет необходимость (при выполнении специфического упражнения). Глубокое медленное дыхание позволяет расслабиться. Такой тип дыхания идеально подходит для статичных поз.

Тот, кто дышит правильно, гораздо быстрее добивается успеха в йоге, чем, те, кто не придает этому значения. Правильное дыхание помогает успокоиться и осмыслить происходящее без лишних эмоций. Делая наклоны – выдыхайте, а в раскрывающихся позах – вдыхайте. Дышите медленно, не задерживайте дыхание, если об этом не скажет инструктор. Следите, чтобы на вдохе живот надувался, грудная клетка расширялась, а на выдохе наоборот – живот втягивался, грудная клетка сжималась (подобно мячу, который надувают, затем сдувают).

Научитесь расслабляться, выполняя асаны

Казалось бы, в том, чтобы расслабиться нет ничего сложного, но на практике выясняется, что это совсем не так. Современный человек постоянно куда-то спешит. Его одолевают бесконечные проблемы. Тревожные мысли трудно выбросить из головы. А в занятиях йогой важно уметь абстрагироваться от всего. К расслаблению нужен системный подход. Очень просто расслабиться под воздействием, например, спиртного, а вот сделать это просто так не у всех получается. А практика йоги это и есть расслабление. Асаны снимают зажатость, расслабляют тело, успокаивают и очищают ум.

Главное правило, чтобы расслабиться, необходимо все выполнять медленно. Дыхание, движения, слова – все только медленно. Крийи и любые динамичные упражнения в йоге выполняются без суеты, в сочетании с дыханием. Это позволит прогнать беспокойство. Со временем вы прочувствуете эффект от медитативных упражнений. Осознавайте то, что делаете, если у вас мало времени, лучше выполнить половину упражнений из комплекса, чем все, но быстро. Давайте своему тело отдохнуть, после каждого упражнения. Таким образом, вы укрепляете свое тело и ощущаете ум от тревожных мыслей. Только так, можно добиться успеха, занимаясь йогой.

В процессе выполнения асан в группе не смотрите на других

Делая упражнения, не отвлекайтесь на тех, кто занимается рядом с вами. Сконцентрируйтесь на собственных ощущениях. Представьте, что вы одни и рядом больше никого нет. Те, кто практикует йогу вместе с вами, могут попросту неправильно делать асаны, так что не стоит им подражать. Йога — это, прежде всего концентрация на собственных движениях, эмоциях и ощущениях.

Выполняйте упражнения по мере возможности

Делайте все по мере своих возможностей. Не стоит пытаться охватить необъятное и выполнить как можно большее количество упражнений, в противном случае вы просто перенапряжёте свой организм, и ничего хорошего из этого не выйдет.

Выносливость и гибкость приходят постепенно, не забывайте о том, что во всем нужна мера, и занятия йогой — не исключение.

Йога: частые ошибки начинающих и рекомендации к практике (часть 3)

Главная » Здоровье » Организм » Йога для начинающих, ошибки новичков, рекомендации

Подавляющее большинство новичков в Аштанга-йоге (и не только) посетив первых два занятия, задумываются: это совсем не то, что ожидалось. На фото и видео инструкторов все выглядит так легко, воздушно и разнообразно, а на самом деле приходится подолгу корпеть над одними и теми же ненавистными позами, обливаясь потом, покрываясь синяками от неудачных балансов и претерпевая ежедневную хроническую боль от уставших мышц, тихо завидуя гибкому соседу по коврику и не наблюдая никакого прогресса у себя. Все эти факторы указывают на неправильное отношение начинающий йогов к практике, и к йоге в целом.

Все йоги с чего-то начинали, но не все сдались. Девушка выполняет асану Astavakrasana

НЕ-привязанность к результату

Апариграха – один из пунктов Ямы (моральных принципов в йоге), который зачастую игнорируется практикующими. Им хочется быстрых и ощутимых результатов, несмотря на то, что тело длительное время подвергалось неадекватному воздействию в процессе жизни и за два месяца просто невозможно все вернуть на старт (т.е. здоровье, молодость суставов и гибкость). За каждый год бездействия придется заплатить двумя годами активных манипуляций со своим телом, чтобы вернуть ему утраченное.

Йога это не только одна физика, упражнения. За этим словом кроется многое..

Йога – это долгосрочное вложение, которое трансформирует человека сначала изнутри, а не снаружи (как это делают большинство фитнес-программ). Изменяются именно тонкие структуры, которые впоследствии воздействуют на физическое тело в зримом эквиваленте, даруя здоровье, а не просто красивые кубики пресса (которые абсолютно бесполезны). Но при этом такое изменение возможно только при соблюдении регулярности и настойчивости в практике, в осознанных действиях, а не просто слепых подражаниях известных йога-тичеров. Йога – это не красивые фото в Инстаграме, не кич – я веду ЗОЖ, а истинное желание сделать себя лучше чем вчера и сравнивать необходимо именно с собой, а не соседом по коврику (у которого цели в йоге могут быть диаметрально противоположными вашим).

Начинающему йогу надлежит знать, что изначально необходимо настроить себя на регулярную практику, ведь занятия от случая к случаю не эффективны. Уж лучше вообще не начинать, чем заниматься раз в 10 дней.

Психологический настрой

Многих желающих прийти на первое занятие по йоге сдерживает внутренний страх и тотальная неуверенность в себе, наряду с комплексами по поводу вида тела и его способностей. Классические фразы: «На меня все будут смотреть и смеяться», «я вообще не гибкая» — звучат из уст 95% новичков. И только несколько раз посетив занятие по йоге они понимают – никто на них, кроме учителя не смотрит, и уж точно не смеется и не обсуждает. Просто потому, что каждый занят своим телом, ощущениями и битвой с умом. А если это практика Аштанга-йоги – то в ней вообще некогда смотреть по сторонам, успевай только считать виньясы на Дришти перемещать.

Очень важный момент: йога – это не соревнования кто гибче или сильнее, и нога за ухом – это еще не показатель того, что вы продвинутый йогин. Все люди и их тела разные, у них разные свойства суставов, мышечные блоки и спазмы, поэтому делать как сосед по коврику, ломая свое тело и психику – просто бессмысленно. Йога – это умение принимать себя какой есть, не сравнивая с другими, это умение держать свои чувства в узде, а ум – в стабильности и спокойствии.

Этот йог уже ни в чем не сомневается, он возвысился над своим ЭГО.

Как пребывать в асане?

Еще одна распространенная ошибка начинающих – это упорные попытки сделать асану сразу в продвинутом варианте, не заботясь о возможностях тела и правильном дыхании. Это не йога, а физкультура. Помня за принцип не-привязанности к результату следует корректно отстраивать свое тело так, чтобы чувствовалось необходимое вытяжение позвоночника или работа необходимых в данной позе группы мышц.

Этот йог уже ни в чем не сомневается, он возвысился над своим ЭГО, здоров и счастлив. Но когда-то начинал с простой асаны.

Дыхание также отличный показатель доступности асаны: если дышать глубоко и ровно не получается – значит вы перестарались и замахнулись туда, куда пока рановато. В среднем на вдох и выдох дается по три секунды (это минимум): если сложно – делайте вариант попроще и наблюдайте за тем, какой участок тела не дает идти дальше, ориентируясь на ощущения. Важно различать реальную боль и чувство сильного сухожильного натяжения, дискомфорт в суставе или мышце, реакцию ума на тяжелую асану и эмоциональный фон в момент пребывания в ней – все это показатели осознанной практики. А осознанность – это ключевой момент, который и дает «зеленый свет» всем изменениям, так нами желаемым.

Зависимость от Эго и препятствие переменам

Полное доверие и смирение перед Учителем – это тоже необходимый пункт в вашей практике, ведь его объективный и не омраченный границами принципов взгляд на вашу практику будет направлять к необходимым вам изменениям, даже если все внутри вас судорожно сжалось от страха или нежелания. У обычного человека все его действия и поступки продиктованы стереотипным мышлением и если позволить ему вами руководить, то об трансформации и достижения цели можно забыть.

Страх перед Чакрасаной продиктован нежеланием повредить шею, но, если Учитель видит, что ваше тело готово – доверьтесь его мнению. Если все внутри кричит «ты никогда не сделаешь Бакасану» — так и будет, ведь сила мысли – это ведущая сила во Вселенной. Но если учитель в вас верит – значит ему виднее, и он точно знает, что вам под силу эта асана и единственное препятствие – ваш ограниченный страхом ум.

Шива — разрушитель эго… и йог-учитель поменьше

Есть обратная сторона таких ситуаций, когда раздутое Эго толкает человека на штурм недоступной на данный момент позы, но человек слеп в своих суждениях, не слышит рекомендаций преподавателя и раз за разом получает урок в виде травмы. По истечении некоторого периода времени, начинающий разочаровавшись решит, что йога только во вред, или учитель плох и бросит практику, толком даже не начав её. Но ведь причина была в нем, в неумении смотреть ясно и трезво оценивать происходящее.

Важный аспект: прежде чем установятся такие доверительные отношения между учеником и учителем, вы должны на 100% быть уверены в его компетентности, опыте и имеющихся знаниях, иначе вы рискуете заработать себе еще больше проблем (физических и психологических), чем до начала практики.

Это особая тема у «аштангистов». В первых три -пять лет практики боль будет следовать за вами по пятам, если вы пришли в йогу не от хорошей жизни (остеохондроз, сутулость и зажатая грудная клетка, тугие бедра и боли в крестце). Когда тело начинает трансформацию – это всегда малоприятно: рожавшие женщины знают: чтобы появился новый человек – нужно претерпеть много мук, чтобы разработать переломанную конечность нужно потрудиться. Так и в практике Аштанга-йоги: она настолько мощно воздействует на тело, что иногда приходится сцепить зубы и заставить себя пойти на последующее занятие, игнорируя мышечную усталость и ломоту в суставах.

Одна из самых известных поговорок Гуруджи: «Без боли — нету доли» очень точно характеризует принцип Аштанги: потерпи, и тебе воздастся. Конечно это не значит вывернуть себе ноги и ли плечи в попытке принять желаемую асану (см. пункт о Эго) или игнорировать шейную грыжу, запрыгивая в Халасану. Это скорее смирение перед тяготами, которое впоследствии будет проецироваться в повседневную жизнь, даря умение спокойно пребывать в тягостных очередях, не реагировать на грубости и с улыбкой относится к лишениям или проблемам разного характера. Аштанга-йога формирует внутри человека мощный стержень, который если уже проявился- то уже не будет сломлен.

Видео пособие для начинающих


Духовный рост преподавателя йоги

«Глубокое погружение в поток практики Йоги приносит ценные дары постижения природы собственного сознания и энергии, развитие мудрости и духовной силы»

С проблемой необходимости передавать ученикам более глубокие знания сталкиваются все серьезные инструктора, которые ответственно относятся к преподаванию йоги. Порой эта потребность вступает в конфликт с имеющимся опытом и чувствуется, что явно недостает знаний, личной зрелости. Это понимание усиливается особенно если группа или отдельные практикующие уже готовы воспринимать духовные вещи.

В таком случае, для инструктора будет неправильным впадать в депрессию, и заниматься самобичеванием, так как реально все намного проще, чем видится. Возможны следующие варианты действий:
— Ученики могут идти дальше, самостоятельно утоляя свой духовный голод. Их надо к этому направлять, советовать читать духовные тексты;
— Кто-то может искать другого, более опытного в духовном аспекте преподавателя, и не надо таких искателей удерживать около себя, а напротив, следует побуждать к поиску более опытного учителя;
— Инструктор йоги понимает, что надо духовно расти и это служит для него стимулом к личной работе, изучению теории и более глубокой личной практике;
— Преподаватель йоги должен сознавать, что он не может знать все, дать ответы на все вопросы, это нормально. И если помочь ученику советом нельзя, это не означает, что решения вопроса нет.

В любом случае, преподаватель может быть стартовым этапом для духовного полета людей или же стать сопровождающим, духовным наставником для некоторых, все зависит от конкретной ситуации.
Конечно, с единомышленниками и духовно близкими людьми не хочется расставаться, а потому, лучше всего продолжать самосовершенствоваться, изучать духовную литературу, размышлять, углубляться, посещать продвинутые семинары и лекции — не стоять на месте!

В этот период надо с большим рвением погрузиться в изучение духовной литературы и читать жизнеописания святых, мудрецов и йогов. Читать высоко-духовные тексты и наставления подвижников, изучать теорию йоги и т.п., накапливать базу знаний и активизировать дальнейшее развитие.

Зрелость души, опытность и мудрость преподавателя йоги, который серьезно относится к своей миссии и не впадает «в застой» — будут неуклонно прирастать, для этого надо прикладывать все усилия.

Духовный прогресс инструктора йоги происходит значительно быстрее, чем, если бы он занимался только собой, был самостоятельным практикующим. Так как ответственность перед учениками, другими людьми, — мощный стимул к саморазвитию. Анализ сложных ситуаций своих учеников, искреннее стремление им помочь, необходимость владения широким спектром знаний и опыта — быстро приводят преподавателя йоги к духовному прогрессу, при условии, что он следует всем предписаниям йогической традиции.

Рекомендации начинающим практиковать йогу

Рекомендации начинающим практиковать йогу

(Выдержка из книги А. Пахомова «Хатха-йога. Корректный подход к позвоночнику)

1. Заниматься асанами предпочтительно на пустой желудок. Если это трудно, можно выпить до занятий чашку чая, сока или молока. После совсем легкой еды до занятий должно пройти не менее часа, после плотной еды – не менее четырех часов. Спустя полчаса после окончания упражнений можно поесть. Следует усвоить сразу — переедание это первая причина разрушающая практику йоги. Если вы занимаетесь на вечерних классах, то следует понимать, что, принимая пищу вечером, после занятия — вы будете поправляться. И наоборот, если вы хотите похудеть — вам следует не есть после тренировок, тогда результат появиться очень быстро.

2. Наиболее удобно заниматься босиком на коврике для йоги.

3. Для занятий подойдет любая удобная одежда, не стесняющая движения. Лучше заниматься в одежде для йоги из натуральных тканей

4. Прежде всего проявляйте терпение к себе. Ахимса — ненасилие, это первый принцип йоги. Не нужно совершать насилие над телом и пытаться свернуться в асану (особенно если Вы просто «видели ее в одной книжке»), которая пока недоступна Вашему телу. Что бы принять ту или иную асану тело и ум должны приобрести определенные качества. Осваивать практику надо постепенно, особенно это касается асан. Выполнять асану самостоятельно дома можно лишь после того, как Вы хорошо знаете правила построения элементов данной асаны, знаете в каком положении должен быть позвоночник и конечности в этом упражнении. Асанам следует обучаться у человека сведущего, опытного, обладающего пониманием физиологии, биомеханики и анатомии человека, понимающего механизм воздействия упражнений на позвоночник и на тело в целом.
Проявляйте терпение к своему телу.

5. Хатха йога начинается с Шаткарм и асан. Шаткарму следует осваивать параллельно с асанами или даже прежде асан.

6. Шаткарма. Практика шаткармы должна быть каждый день: Наули, капалабхати, нети (зимой особо не форсировать и лучше выполнять на ночь ОСОБЕННО ЗИМОЙ. ). Басти при необходимости (в зависимости от соотношения дош) может быть раз в неделю — полное, и/или частичное с промыванием нижних отделов кишечника каждый день. Если выделительная функция кишечника стабильна — можно ограничится раз-два в неделю. При освоении басти — можно делать каждый день в течении нескольких недель, но полную промывку не чаще двух раз в неделю. Тратаку можно раза два в неделю, можно раз. Дхаути можно 1-2 раза два в неделю, можно раз в две недели. С преобладанием ВАТА-доши не чаще раза в месяц.

7. Асаны. Оптимальный вариант практики — через день. Если вы занимаетесь в группе — этого достаточно. Не рекомендуется в первый год практиковать асаны самостоятельно помимо группы. Если уж очень хочется — можно ограничиться динамическими практиками (сурьянамаскар) — при условии, что усвоены правила выполнения асан. Мудры — как и асаны практикуйте через день. Пратиахара может практиковаться каждый день. И помните, после освоения правил выполнения, во время асан самое главное — это сосредоточенность ума, а не «крутизна» формы. Избегайте стремления к гипермобильности опорно-двигательного аппарата.

8. Пранаяма практикуется самостоятельно только после трех лет стабильной практики асан. Пранаяму лучше исполнять после асан. Но можно отдельно.

9. Дхияна и йоганидра могут практиковаться каждый день.

10. Если у вас есть проблемы с позвоночником (сколиоз, кифоз, лордоз, или просто неприятные ощущения в спине — сообщите инструктору) и тогда будет выработан правильный, индивидуальный подход к практике асан. Инструктор сообщит, что в ВАШЕМ случае нужно делать а чего делать НЕЛЬЗЯ.

11. Перед практикой асан или утром практикующий принимает водные процедуры. Это может быть душ, ванная, купание в естественном водоеме. Так как тренировки довольно интенсивные, обменные процессы усиливаются — выделение продуктов обмена через кожу также усиливается, поэтому раз в день в обязательном порядке нужно мыться. С преобладанием ВАТА-доши все тело достаточно мыть только водой, а с мылом мыть только область под плечами, область таза и ног. При необходимости ВАТА-типу рекомендуется нанесение масел на всю поверхность кожи раз в два дня, сразу после купания. Для ПИТТА и КАПХА типов можно мыть все тело мылом, и использование масел не рекомендуется.

12. После посещение туалета органы выделения моются водой, можно с мылом. Это полезно не только телу но и уму практикующего.

13. После каждого приема пищи йогин производит чистку полости рта, можно зубной щеткой. Раз в день также полезно производить массаж десен пальцами рук, можно во время утренней чистки зубной пастой.

Поведение в зале:

14. Зал для занятий является территорией Йоги. От Вас не требуется никаких особых ритуалов при входе в зал, но постарайтесь войти в зал в спокойном состоянии сознания, в идеальном варианте — с осознанием. При входе в зал, снимите обувь — это не только залог чистоты (перед каждым занятием проводится влажная уборка зала) но и проявление уважения к тем, кто уже находится в зале. Можно приносить с собой тапочки.

15. Перед занятием по возможности избегайте посторонних разговоров. Лучше проведите несколько минут в тишине, сидя с ровной спиной или лежа в шавасане. А если вы не в силах совладать с желанием поговорить с ближними своими, то делайте это негромко, дабы не мешать другим настраиваться на занятие.

16. В зале отключайте звук и вибрацию мобильных телефонов, КПК и других средств связи. Хотя мы культивируем бесконечное терпение ко всем, не стоит проверять, насколько ближние уже набрались терпения, будьте сознательными.

17. Если Вы опаздываете на занятие, не огорчайтесь, но заходите тихо, мысленно поприветствуйте всех находящихся в зале, при желании — поприветствуйте всех при входе сложив руки в намасте (витабхи-мудру)

18. Уходить с занятия по средине, или не дождавшись окончания занятия не совсем вежливо. Но если уж так складываются обстоятельства, то сделайте это максимально тихо, мысленно извинившись за свое поведение у всех присутствующих. Постарайтесь не ходить по залу во время последней части занятия (созерцание и йоганидра). Если требуется выйти в туалет, сделайте это во время практики асан, до созерцания и йоганидры.

Журнал Педагог

Автор: Борченко Нина Кузьминична
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГАПОУ»Ракитянский агротехнологический техникум »
Населённый пункт: п.Ракитное,Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации начинающим преподавателям
Дата публикации: 21.11.2016
Раздел: среднее профессиональное

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

государственное автономное государственное образовательное учреждение среднего

«Ракитянский агротехнологическмй техникум»

Рекомендации начинающим преподавателям

Ракитное 2016 г.

Новый коллектив
В начале учебного года перед начинающим преподавателем стоят две главных задачи: знакомство с коллективом техникума и вхождение в этот коллектив, а также глубокое изучение той дисциплины, которую ему придется впервые преподавать. Обе эти задачи решаются в период, когда начинающий преподаватель не имеет своей индивидуальности ни как полноправный член коллектива, ни как педагог. Дать подробные рекомендации, как вести себя в коллективе, довольно тяжело, так как много здесь зависит от микроклимата, в котором находится педколлектив, и личных особенностей человека. Во всех случаях процесс вхождения в коллектив должен происходить естественно. Его не следует ни форсировать, ни замедлять. Вместе с тем хочется подчеркнуть, что имеются такие элементы в поведении, которые всегда дадут положительный эффект. Это прежде всего – трудолюбие. Каждая минута служебного, а часто и внеслужебного времени, должна быть направлена на изучение материала и усвоения методики преподавания. Такое трудолюбие само по себе вызовет уважение. Вторым элементом является правильный тон, выбранный для общения с членами педагогического коллектива. Начинающий преподаватель должен четко понимать, для приобретения педагогического мастерства ему нужен не один год напряженной работы. При общении с преподавателями на начальном этапе нужны отсутствие суетливости, высокая степень такта и сбалансированности своего поведения. Навязывание своей дружбы, систематическое обращение с разнообразными, часто мелкими, вопросами, даже небольшая развязность в поведении – все это не может не вызвать у отдельных преподавателей, а следовательно, и у коллектива в целом, отрицательного отношения. Вместе с тем, отсутствие общения, замкнутость в поведении, стремления решать вопроса без учета мнения других преподавателей, также вызывают определенное отрицательное отношение. По всей видимости, правильным будет сделать упор на активную самостоятельную работу с небольшим количеством консультаций у старших товарищей, контакт необходим с опытными преподавателями,. К их советам и рекомендациям необходимо внимательно прислушиваться и учитывать их в своей работе. Все сказанное выше не является какой-то догмой: необходимо ориентироваться, учитывая конкретные обстоятельства, которые складываются.
Подготовка к занятиям
. Вторая главная задача, как уже отмечалось, состоит в глубоком освоении учебного материала. Учебники, учебные пособия, конспекты занятий, другие методические материалы относящиеся к учебным дисциплинам, которые надо будет 2
преподавать, должны быть в полном объеме и основательно отработаны. Нужно знать, какие технические средства обучения могут быть применены на занятиях, как обстоит дело с компьютеризацией обучения и т.п. К сожалению, времени на полное и глубокое изучения весьма объемного материала, чаще всего не хватает. Поэтому на первом этапе можно рекомендовать принять за основу один из учебников или одно из учебных пособий, получить представление об учебной дисциплине в целом. Это даст возможность оценить объем материала, его особенности, связь с другими дисциплинами, выделить наиболее важные и трудные для понимания разделы. Подготовительную работу к началу занятий необходимо сделать обязательно. Это даст возможность рационально распределить свои усилия в дальнейшем. Большую помощь в работе поможет изучение программы и тематического плана, в которых раскрывается суть данной учебной дисциплины (требования к знаниям и умениям; взаимосвязь отдельных тем и занятий; время, которое отводится на освоение материала; литература, которая рекомендуется). Изучение этих основных материалов даст полное и глубокое представление о задачах, которые надо будет решать в текущем учебном году. Освоив содержание дисциплины в целом, можно готовиться к проведению отдельных занятий. Полезно при этом условно поставить себя на место обучающихся с учетом конкретного уровня их знаний и умений и с этих позиций оценить важность и трудность изучаемого материала и его составных частей. Такой подход весьма важен с точки зрения выработки у себя первичных методических умений и навыков. Именно в этот период рождаются методические идеи, формируются взгляды на то, как подать материал, возникает глубокое понимание своей роли в процессе проведения занятия. Каждое занятие должно быть детально продумано, задачи, которые будут предложены студентам, выполнены лично со всеми подробностями. Если та или другая задача может быть решена разными способами, то каждый вариант необходимо хорошо осмыслить, оценить его положительные и отрицательные стороны. Только в этом случае преподаватель будет гарантирован от неожиданностей на занятии. Итак, каждая методическая разработка должна быть подготовлена с высокой степенью добросовестности. Жизнь убедительно подтверждает, что в процессе проведения занятия у обучающихся, могут возникнуть такие вопросы, о которых преподаватель даже не подозревает. Именно поэтому не лишним будет на первых порах расспросить опытных педагогов об особенностях, которые возникают в процессе изучения нового материала, типичных ошибках, которые допускаются студентами, о целесообразном распределении времени и т.п. Уже на этапе подготовки к занятиям начинающий преподаватель должен познакомиться с основами психологических знаний и осознать сущность 3
главных психологических понятий. В первую очередь нужно понимать, в чем состоит моральное воспитание и умственное развитие. Всегда следует помнить, что кроме непосредственного обучения, задача преподавателя состоит в том, чтобы выработать у студентов соответствующие психологические качества, такие, как трудолюбие, добросовестность, стремления постигнуть новое, любознательность и целый ряд других качеств. Подготавливая необходимые методические материалы, преподавателю следует не забывать, какие конкретные качества будут вырабатываться у студентов в процессе проведенных им занятий. Хорошо известно, что преподаватель в значительной мере действует на психику обучающихся личным примером. Нужно поэтому критически оценить свои личные психические качества и принять меры к развитию положительных качеств и искоренению отрицательных. Вторая сторона подготовки к занятиям состоит в знакомстве с обучающимися. Начинающему преподавателю следует условно поставить себя на место обучающихся, что уменьшит количество методических ошибок. В конце концов, крайне необходимы посещения занятий у ведущих педагогов . Посещая занятия опытных преподавателей, начинающий преподаватель вольно или невольно впитывает его методический опыт. Начинающим преподавателям при посещении занятий своих коллег,необходимо обращать внимание на такие вопросы как: содержание учебного материала, распределение учебного времени на отдельные вопросы, средства контроля знаний обучающихся и проверки задачи заданной на самоподготовку, порядок работы обучающихся возле доски, методика подведения итогов занятия и т.п.
Что необходимо молодому педагогу?
1. Заранее убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия.Звонок. Входите в кабинет последним. Добивайтесь, чтобы все обучающие приветствовали Вас организованно. Старайтесь показать обучающимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени. 2. Не тратьте время на поиски страницы Вашего предмета в журнале, ее можно приготовить на перемене. . 3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? — это приучает обучающихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы 4
каждый студент постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины. 4. Увлекайте обучающихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок. 5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем студентам, которые могут заниматься на уроке посторонними делами. 6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите студенту над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку. 7. Заканчивайте урок общей оценкой группы и отдельных студентов. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия. 8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного. 9. Удерживайтесь от излишних замечаний. 10. При недисциплинированности студентов старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к группе. 5

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector