Самадхи | Masajista.ru

Самадхи

Самадхи устами тех, кто достиг…

Самадхи – это восстановление потерянного равновесия. Самадхи – это начало и конец. Самадхи – это смерть и рождение. Самадхи – это финальная точка медитации, за которой – бесконечность. Самадхи – это тотальная сдача Маленькой капли, которой является Индивидуальная Душа, Великому Океану Бытия.

Слово самадхи состоит из двух слов. «Сама» – состояние сознания, в котором человек абсолютно (от слова Абсолют) спокоен и уравновешен. Т.е. все его доши, пранические энергии и тонкие каналы настолько очищены, что ни одна мысль не попадает в поле ума человека. «Дхи» дословно можно перевести как состояние, в котором он бесстрастно воспринимает жару и холод, печаль и радость, страдание и наслаждение, клевету и похвалу. По собственному опыту могу сказать, тот, кто достигает этого уровня, понимает, что Он есть Один без другого. Т. е. состояние единства с миром и всеми живыми существами настолько велико, что он перестает себя отождествлять только с телом и умом и становится Целостным, Одним, Единым. Ему более не страшны никакие превратности судьбы. Там, где действительно есть Один, нет места ни единой мысли, тем более, сомнениям. Есть тотальное принятие и любовь.

Существует несколько стадий самадхи. В одной из них мы достигаем состояние ясного света, растворяясь в котором осознаем, что есть Ананда или Абсолютное блаженство. Проходя опыт Нового Рождения, причем в этот момент рожаешь сам себя, ты оказываешься в бескрайнем световом потоке. Помню, как не хочется из этого океана безусловной любви выплывать на поверхность этого бренного мира. Отдаленные звуки, в которых можно услышать: «А теперь на Землю! Работать!», кажутся неестественными и единственное, что хочется в этот момент – полностью игнорировать их. Но ум вернулся в мир и тебе необходимо также возвращаться сюда. Также вспоминаю Уттаркаши и другой опыт. Когда в состоянии Абсолютной Пустоты растворяется Ум и не остается ничего, кроме Ничего. Пребывая бездыханно какое-то время в подобном состоянии сознания, я помню отсутствие всякого самоотождествления с Я и наполненность Густой Пустотой, полное отсутствие Мысли. Но через несколько часов снова ум, наш великий ум, дергает за веревочку и шепчет: «Ой! Тут же ничего нет… и тебя тоже нет!»… И ты снова возвращаешься, осознавая сначала свое Я, а затем и все остальное. Так из мысли ты рождаешься вновь…

Хатха-йога Прадипика о самадхи

В «Йога-сутре» Патанджали описываются шесть стадий самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита. Все это названия очень тонких флуктуации, имеющих место перед высшим самадхи — нирвикальпой.

Самадхи — это не транс и не экстаз. Самадхи — это состояние сознания, в котором нет никаких флуктуации. Мысль есть флуктуация, осознавание объекта есть флуктуация, осознавание субъекта есть флуктуация. Сон есть флуктуация, духовное видение есть флуктуация, психические формы являются флуктуациями. Знание «я» в глубине медитации также является флуктуацией. Глубокая медитация, в которой вы перестаете осознавать что-либо, также является флуктуацией. Это носит название санкальпа/викальпа, то есть намерение и фантазия, осознавание и рассеянность.

В самых глубоких ментальных состояниях санкальпа/викальпа все еще существует, но когда санкальпа/викальпа умирает, тогда возникает состояние, называемое самадхи. Самадхи — это либо савикальпа, либо нирвикальпа. Савикальпа есть самадхи или состояние сверхсознания с викальпой, рассеянностью. Нирвикальпа есть самадхи без какой-либо викальпы, или рассеянности. В савикальпа самадхи существует высшее осознавание, но четыре основных типа викальпы остаются. Эти викальпы не похожи на страсть или страх, но они являются незначительными модификациями того, что Патанджали называл витарка, вичара, ананда и асмита.

Махайог Пайлот Бабаджи: «Самадхи – это океан, куда стекаются все реки»

Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть. Это и есть самадхи.

Самадхи – это океан, куда стекаются все реки. У каждой реки свое путешествие. Все они стараются стать больше, несмотря на то, что сталкиваются со многими препятствиями и проблемами по дороге. Вы можете себе представить, насколько трудным может быть путешествие реки, однако все реки смиряются перед другой, чтобы добраться до океана. И начинают они свое путешествие с соединения капель воды. Представьте, как все капли цветов и деревьев становятся ручьями, все ручьи становятся одной рекой. Вы можете наблюдать за рекой, за ее течением. Все это есть союз. Этот союз и есть йога. Йога – это наука естественного соединения, которое создало Вселенную. Так оно существует. Все, что проявилось, известно как Бытие. Это Бытие есть Небытие. Небытие есть cамадхи, которое есть Начало и Конец всего.

Самадхи – это наука о внутреннем мире. И тот, кто ведет свой поиск там, может стать большим ученым, ведь его ум работает так же, как у обычного ученого. Немногие люди знают, что идти по пути самадхи – значит быть ученым. В достижении самадхи тоже есть научность, так как самадхи – это наука о внутреннем мире.

Махайог Пайлот Бабаджи, мастер самадхи

Байк Баба: «Самадхи – это наркотик: укололся и тебе хорошо»

Самадхи? Вот вы уйдете в самадхи и что о вас скажут люди? О, эта девочка была в самадхи! И что дальше? Если вы не будете делать что-либо для людей, вы не реализуетесь. Безусловно, вы можете каждый день уходить в самадхи на 10-15-60 минут. Но, когда вы там, вы не можете помогать людям здесь. Самадхи – это эгоистично. Во время самадхи лишь один человек счастлив. Самадхи – это наркотик: укололся и тебе хорошо. Но я здесь, с вами, и готов вам помогать, утешать, успокаивать, исцелять. У всех есть проблемы, и люди приходят ко мне с ними и хотят, чтобы я им помог. Но, если я буду в это время в самадхи, к кому они придут? Поэтому гораздо лучше, если вы осознанно будете жить в миру с открытым сердцем и дарить любовь другим. Ведь жить для людей вы можете лишь в реальном мире. Чакры, кундалини, самадхи – все это ум! Не стоит концентрироваться на этом! Верьте в Бога и делайте добро людям. Отпустите все свои привязанности и станьте свободными! Если вы здесь, ваша Атма (Душа) ждет встречи с вами!

Самадхи совершенствует нашу карму. Раньше риши и йоги приходили в деревни, где были какие-то проблемы: чума, отсутствовал долгое время дождь и т.д., – и садились там в самадхи. Таким образом они собирали хорошую карму для всех жителей этой местности и негативная ситуация разрешалась. Но сегодня самадхи научились использовать даже для зарабатывания денег, устраивая прилюдное погружение во имя собственной рекламной кампании. Это плохая карма для того, кто так поступает. Никакой показухи и громких разговоров об этом не должно быть.

Закройтесь в комнате в каком-нибудь тихом месте и начните читать любую мантру. Не важно — мантру Бхайраве, Гаятри, мантру, которую передал вам Пайлот Баба или какой-то итальянский гуру, – просто начните ее повторять, не давая уму вовлекаться в различные истории, и самадхи рано или поздно случится!

Что такое самадхи и как достичь этого состояния?

Согласно учению йоги, самадхи внезапно возникает во время медитации.

В йоге самадхи – это последняя ступень восьмеричного пути Аштанга-йоги. Это особое созерцательное состояние, при котором исчезает идея собственной индивидуальности. По сути, и есть состояние просветления (нирвана). Оно достигается с помощью длительной медитации, в результате которой индивидуальное сознание сливается с абсолютным.

Пайлот Баба говорит: «Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть».

Как достичь самадхи?

Согласно учению йоги, самадхи внезапно возникает во время медитации – течение мыслей естественным образом прекращается. Запасы идей и переживаний истощаются, однако состояние концентрации при этом продолжается.

Согласно Патанджали, автору «Йога-сутр», самадхи нельзя достигнуть ни усилием воли, ни сильным желанием этого ощущения. Самадхи приходит и развивается только с опытом.

Существует два вида (этапа) Самадхи или экстаза.

1. Самадхи достигается при помощи объекта или идеи (фиксация мысли на точке или идее). Это экстаз с опорой, или дифференцированный – различающий – экстаз, название его на санскрите – сампраджнята самадхи. Такой вид Самадхи является сред­ством освобождения, так как делает возможным осо­знание истины и прекращает все виды страдания.

2. Самадхи достигается без какой-либо «связи» (внутренней или внешней), то есть йог достигает «единения» – полного осознания. Это недифференцированный – неразличающий – экстаз, на санскрите – асам­праджнята самадхи. Этот вид Самадхи разрушает «впечатления» (санскары) предыдущих ментальных действий и даже может остановить уже активизированные прошлыми поступками кармические силы.

Таким образом, мы имеем дело с двумя совершенно различными состояниями. Первое достигается по­средством йогической техники концентрации (дхарана) и медитации (дхьяна); второе состоит только из одного состояния – неспровоцированного экстаза – «прорыва». Несомненно, что асампраджнята самадхи достигается исключительно благодаря длительным усилиям йога. Оно не является подарком или милостью. И йог вряд ли сможет достичь его, если прежде он не испытал самадхи с опорой.

Здесь стоит отметить, что в Бхакти-йоге самадхи достигается преданным служением и поклонением Богу, а также постоянной направленностью ума на осознание Бога.

Кто может достичь?

Не стоит думать, что самадхи – это какое-то «чудо» или что-то, что кто-то может вам продать, подарить, или передать, и за чем нужно идти в секту или ехать в Гималаи. Самадхи – это не тайное интеллектуальное знание и не секретная техника, а состояние, которое приходит в результате правильной, упорной практики йоги.

Самадхи доступно любому, кто готов выйти за пределами физического и прикладного понимания йоги и навсегда изменить свою жизнь, встав на путь духовного совершенствования.

Для чего достигать Самадхи?

Считается, что с помощью Самадхи можно не только духовно развиваться, но и совершать научные открытия, создавать выдающиеся произведения искусства, предсказывать будущее, лечить – и практически все что угодно еще. Адепты такой точки зрения утверждают даже, что без достижения Самадхи я хотя бы на краткий миг ни создание гениального произведения искусства, ни совершение значимого выдающегося открытия – не возможны. В таком ключе, Самадхи может сделать гением любого человека, не говоря уже о том, что такое состояние излечивает все болезни. Ведь по логике йоги, болезни (как и все другие проблемы тела и ума) берут источник в наших глубинных подсознательных «кладовых» – в том, что называется «самскарами», ограничениями). Самадхи очищает все это, как вода смывает грязь.

Для улучшения этой статьи желательно ? :

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Самадхи» в других словарях:

САМАДХИ — (санскр., букв. сложение вместе, соединение), понятие инд. философии, означающее состояние высшей собранности и гармонии, специфич. сосредоточение (фиксацию) мысли на к. л. объекте, которое достигается путём созерцания (см. Дхъяна). В… … Философская энциклопедия

самадхи — единение Словарь русских синонимов. самадхи сущ., кол во синонимов: 1 • единение (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 201 … Словарь синонимов

САМАДХИ — в буддийской и индуистской религиозной практике высшая степень медитации … Большой Энциклопедический словарь

САМАДХИ — САМАДХИ, в буддийской и индуистской религиозной практике высшая степень медитации … Энциклопедический словарь

Самадхи — (Samadhi) Созерцание. Наиболее широко известно по ощущению того экстаза, когда исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Это объясняется тем, что в любом понимании… … Словарь йоги

Самадхи — совмещение, объединение или соединение с кем то; союз; завершение, заключение. Интенсивное применение, сосредоточение ума на ком то или чем то, концентрация мыслей, глубокая или отвлеченная медитация, состояние, достигаемое посредством этого … Словарь восточных терминов

САМАДХИ — (этимологически примерно сонакладывание, соналагание ) психическое сосредоточение; важнейший термин любых направлений йоги. Оттенки значения многообразны, но выделяются прежде всего понимания С. как: 1) функции, кач ва… … Словарь индуизма

Самадхи — Санскр., букв. сложение вместе, соединение понятие индийской философии, означающее состояние высшей собранности и гармонии, специфическое сосредоточение (фиксацию) мысли на конкретном объекте, которое достигается путём созерцания. В практике йоги … Религиозные термины

Самадхи — Санскр., букв. сложение вместе, соединение понятие индийской философии, означающее состояние высшей собранности и гармонии, специфическое сосредоточение (фиксацию) мысли на конкретном объекте, которое достигается путём созерцания. В практике йоги … Религиозные термины

самадхи — (санскр.) состояние просветления, достигаемое медитацией, выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутр. и внешним миром, слиянии индивидуального сознания (микрокосма) с космич. абсолютом (макрокосмом). С. последняя ступень… … Буддизм

Самадхи – цель йоги. Как достичь Самадхи?

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги. Сейчас поговорим на тему самого желанного для любого йога состояния, ради которого, он на этот путь собственно и встал. Поговорим о Самадхи и о том, как его достичь, что точно на любом духовном пути нужно будет пройти, какие испытания преодолеть и зачем оно вообще нужно?

Что такое Самадхи.

Состояние невообразимого блаженства, всепроникающей любви, бесконечного всеведения, всемогущества, абсолютного света… на санскрите такое состояние называется Самадхи.

Самадхи — это не что-то наносное, привнесённое из вне. Самадхи и все характеристики этого состояния являются нашей же Истинной Природой, являются свойствами Сат-Чит-Ананды (вечного Сознания, Вечного Существования, Вечно нового Блажества). Такими по сути мы и являемся, просто давно забыли об этом, как долго болеющий человек забыл о том, что значит быть здоровым.

В общем, перспектива очень радужная: наша истинная Сверхсознательная природа очень прекрасна и приятна, и все мы Её обязательно раскроем, просто некоторым хочется это сделать побыстрее (мне вот очень хочется). Если у вас тоже есть такой интерес, то идём дальше и сразу поговорим о том, что же нужно чтобы достичь Самадхи.

5 обязательных условий достижения Самадхи.

1. Если кто-то хочет подняться на очень высокую гору, где и вечные снега лежат, и уступы крайне крутые, и воздух сильно разряжен, и мороз нешуточный, то такой желающий обязательно должен найти себе проводника, подготовить тело и снаряжение для того, чтоб подобное восхождение выдержать. Самадхи — это вершина горы духовного пути внутри каждого из нас и подъем на эту вершину осуществить гораздо труднее, чем на любую из физических гор, поэтому необходимость в проводнике становится более чем существенной. Даже тешить вас мыслями, о том, что можно дойти по духовному пути до Самадхи без гуру не буду. Гуру нужен, очень нужен! Нужен. О том, кто такой гуру, зачем он нужен можно в этой статье почитать: Как найти своего гуру? Здесь скажу только, что гуру – это тот аспект нашей же Сверхсознательной Природы, который отвечает за то чтобы помочь нам осознать Себя Истинных, помочь нам добраться до Самадхи.

2. Есть ли у вас гуру или нет, вам так и так понадобиться очень хорошая интуиция. Она нужна и для того, чтобы найти гуру и для того, чтобы правильно понимать его советы, то есть на любой стадии духовного пути интуиция нужна. Более того, чем ближе к вершине подбираешься. Тем интуиция нужнее. Гуру не будет всё делать за нас, дойти до вершины должны мы сами, своими ногами. И если человек не достаточно мудр, недостаточно осторожен, его интуиция ещё слаба, то либо гуру его даже и не возьмёт, либо сочтёт, что такому ученику ещё надо побарахтаться в болотистых предгорьях пару воплощений (или пару десятков-сотен воплощений) пока не разовьёт интуицию.

Лучше всего интуицию развивает медитация. Так что обращайтесь😉

3. Самадхи является восьмой ступенью Восьмиступенчатой йоги Патанджали, для его достижения необходимо хорошо владеть всеми предыдущими ступенями. Важно уметь привлекать энергию, уметь её концентрировать, уметь направлять в нужные русла. Более всего прочего необходимо научиться перенаправлять, по привычке бегущую через чакры во внешний мир энергию, вовнутрь (в тонкий астральный позвоночник) и вверх (вверх по чакрам до аджна чакры – точки между бровями). Реализовать данную задачу возможно обладая хорошей концентрацией, и умением управлять энергией (в теле, чувствах, и мыслях). Всему этому медитация и техники концентрации в медитации так же способствуют). И для этих же целей великий йогин 20-го столетия Парамахасна Йогананда специально создал комплекс энергезирующих упражнений.

4. Как ни крути, а Ямы Ниямы не обойти! По какому бы духовному пути человек ни двигался, к какой бы религии ни принадлежал, ступени Патанджаи и Ямы Ниямы должны соблюдаться и быть проработанными. Почитайте о Ямах Ниямах, поразмышляйте над ними и как можно чаще вспоминайте о них. Повторение этих принципов и стремление их соблюдать очень поможет любому искреннему духовному искателю.

5. Когда человек находит гуру, гуру даёт ему садхану – ту практику, те техники, те каждодневные обязанности, которые тот должен будет соблюдать (цель садханы — помочь ученику побыстрее проработать Ямы Ниямы и освоить ступени Патанджали) Например главные пункты моей садханы: медитация два раза в день, практика в медитации Крийя йоги, выполнение энергезирующих два раза в день и всё остальное время стараться как можно больше настраиваться на Бога и гуру.

Регулярная каждодневная практика, в соответствии с принципами карма йоги (без ожиданий результата) — залог успеха, это кстати одна из Ниям – тапасья. Поэтмоу данную информацию можно отнести к четвертому пунту:)

И есть ещё кое что…то что для достижения Самадхи является самым главным, то что подталкивает человека искать гуру, разжигает в нём желание познавать свою Истинную Природу, свой безграничный потенциал – любовь к Богу, стремление к Богу, уверенность, что за гранью видимого мира есть что-то, что так хочется познать!

С него всё начинается, только обладая таким стремлением, и разжигая его по мере продвижения, человек сможет, с помощью гуру, обладая интуицией, перенаправляя энергию вовнутрь и вверх, выполняя Ямы Ниямы – добраться до вершины. И вот оно — Самадхи.

Кстатати, вышеприведённую поэму Парамахансы Йогананды Самадхи(здесь текстовый вариант), он советовал выучить наизусть и повторять каждый день. Ведь чем больше в подсознание проникнет образов истинного Сверхсознательного бытия, тем быстрее оно трансформируется. Кроме того, в подсознании сокрыты не только полученные в течение бесчисленных воплощений привычки и впечатления, там так же храниться память о Самадхи и Сат Чит Ананде. Такие воспоминания на санскрите называются — смрити. И когда человек обращает свое внимание на описание Сверхсознательного состояния, то смрити поднимаются из совсем далекой глубины, ближе к поверхности сознания. В один прекрасный момент такое воспоминание станет ясным и состояние Сверхсознательной осознанности уже никогда нас не покинет.

Очень красиво о пути к достижению Самадхи и о стадиях Самадхи написано в статье Йога суфиев на примере поэмы «Большая касыда»

О том, что самадхи может является последним испытанием на пути коротко написано здесь — Самадхи — последнее препятствие на духовном пути.

Напоследок же я хочу сказать – в это мире нет ничего более значимого, чем стремление осознать свою Истинную, Безграничную Природу абсолютного Блаженства. В жизни нет более правильной и достойной цели, чем обрести Самадхи. Все желания материального мира в конце концов либо наскучат, либо разочаруют и только вечно-новая Радость нашего Истинного Бытия будет сиять всё так же ярко, ведь она вечно-новая. Житие любого святого подтверждает это. Мудр тот, кто отказывается от всего лишь бы обрести Это. И глуп тот, кто пренебрегает своим внутренним духовным потенциалом, угождая чувствам и достижению внешних желаний.

Однако же, возможности нынешнего времени и обширные знания по йоге вполне позволяют жить внешне вполне достойной, успешной жизнью и при этом внутри желать только Единства со своим Высшим Я. Сегодня многие, с материальной точки зрения успешные люди, занимаются йогой и медитацией, более того, как правило все успешные люди обладают хорошей концентрацией – а это то, что в йоге просто необходимо, и в то же время йога способствует развитию концентрации, поэтому такие занятия помогают успешному человеку стать ещё успешнее во всех сферах жизни.

Как достичь Самадхи и зачем это нужно?

Все, кто занимался йогой или хотя бы читал йогическую литературу, так или иначе слышали про Самадхи – «цель йоги», своего рода глубокую медитацию. Считается, что достижение Самадхи излечивает тело от всех болезней, раскрывает умственный и психический потенциал человека, и кроме того, пробуждает т удивительную, «чудесную» духовную силу, которую демонстрировали святые и пророки человечества. Что же такое Самадхи, как его достичь и куда это может привести? Надо ли вообще трезвомыслящему, современному человеку достигать Самадхи?

Самадхи – цель любой медитации
В наше время многие занимаются медитацией: одни – чтобы избавиться от стресса, другие – как часть религиозной практики, третьи – в качестве йогической «садханы»: практики самоисследования с целью развить потенциал сознания. Все источники сходятся на одной идее: целью медитации является Самадхи, состояние «не-ума» – которое, однако, раскрывает все его потенциальные возможности. Мыслительный процесс в нем прекращается, и мыслей как таковых нет – но в то же время внимание, сфокусированное и направленное на любой объект, идею или вопрос, дает практикующему исчерпывающую информацию по этому вопросу. Самадхи считается состоянием «Сат-Чит-Ананда», т.е. неисчерпаемым источником чистоты и ясности, счастья и мудрости.

Как достичь Самадхи?
Первоисточники по йоге, как и современная авторитетная литература по йоге (например, книги известного Гуру йоги 20-го века, Свами Сатьянанды Сарасвати) довольно ясно очерчивают круг практик, необходимых для достижения Самадхи.
Если же обратиться к старине, то знаменитый аскет, йог, и систематизатор, поздний «классик» йоги Патанджали (жил около II в. до н.э.), предложил стройную систему из 8 ступеней (правильное ее название – «Аштанга Раджа Йога», «Восьмиступенчатый королевский путь постижения Единства»):

  • Яма (правила гармоничного поведения в социуме);
  • Нияма (правила личной гигиены и жизни йога);
  • Асана (выполнение статических поз йоги);
  • Пранаяма (дыхательные, энергетические упражнения йоги);
  • Пратьяхара (отключение чувств);
  • Дхарана (концентрация ума, которая невозможна без Пратьяхары);
  • Дхьяна (однонаправленная концентрация – дальнейшее углубление Дхараны);
  • Самадхи (полное «погружение» ума в выбранный для концентрации объект – фаза тотального познания объекта, как бы «слияния», идентичности с ним).

В то же время, другие классики йоги, придерживавшиеся более прагматичного, современного подхода, не требовали от адептов йоги следования морально-этическим правилам. Вместо этого, они подчеркивали важность очищения и укрепления тела особыми чистками и упражнениями в русле Хатха-йоги. В нашу эпоху такая система для многих привлекательнее и «проще», понятнее, следуя ей, современный житель Запада может не бояться, что его «утянут в секту». На высших уровнях идущие этим путем тоже приходят к осознанию важности и следованию этическому кодексу Ямы и Ниямы, но уже «с позиции знания», а не слепой веры.

Сватмарама и другие хатха-йоги предлагали такую схему занятий для достижения все той же цели, Самадхи:

  • Очищение организма методами Шаткармы (шести видов йогических чисток);
  • Практики Хатха-йоги (асаны, пранаямы, мудры, бандхи) для увеличения энергетической «проводимости» тела и утончения восприятия внутренних процессов;
  • Практика Карма-йоги (выполнение всех, даже банальных действий с полным осознанием своей Высшей природы: «Я есть То») и Бхакти-йоги (достижение состояния погруженности в Высшее, пробуждения в себе божественного начала, Высшего «Я») для получения состояния Вивеки (истинной мудрости). Вивека «автоматически» приводит к следованию Яме и Нияме, и очень помогает в освоении йоги;
  • Упорная практика нескольких последовательных ступеней все более глубокой медитации (это называется особым термином «Самьяма» и включает последовательное достижение все тех же состояний: Пратьяхары, Дхараны, Дхьяны и в итоге — Самадхи).

Для чего достигать Самадхи?
Считается, что с помощью Самадхи можно не только духовно развиваться, но и совершать научные открытия, создавать выдающиеся произведения искусства, предсказывать будущее, лечить – и практически все что угодно еще. Адепты такой точки зрения утверждают даже, что без достижения Самадхи я хотя бы на краткий миг ни создание гениального произведения искусства, ни совершение значимого выдающегося открытия – не возможны. В таком ключе, Самадхи может сделать гением любого человека, не говоря уже о том, что такое состояние излечивает все болезни. Ведь по логике йоги, болезни (как и все другие проблемы тела и ума) берут источник в наших глубинных подсознательных «кладовых» – в том, что называется «самскарами», ограничениями). Самадхи очищает все это, как вода смывает грязь.

Самадхи – цель или средство?
«Все секреты Вселенной кроются в нашем уме» – писал Свами Сатьянанда Сарасвати. Этот Мастер йоги, который ушел из жизни в 2009 году, неоднократно и подолгу испытывал состояние Самадхи, в результате многолетней практики йоги и медитации. Как он и подчеркнул, значение Самадхи велико для всех нас: и йогов, и «не-йогов», то есть людей с материалистическими целями в жизни. Однако какими бы не были наши цели, мы можем их достичь в результате практики Самадхи. На самом деле, Самадхи – не конечная цель йоги, а лишь очередная ступень развития любого человека, которую можно достичь раньше или позже. Как писал все тот же Свами Сатьянанда, «Дхьяна и Самадхи всегда надо рассматривать как что-то, что может быть достигнуто каждым». Поэтому не стоит думать, что Самадхи – это какое-то «чудо» или что-то, что кто-то может вам продать, подарить, или передать, и за чем нужно идти в секту или ехать в Гималаи. Самадхи – это не тайное интеллектуальное знание и не секретная техника, а состояние, которое доступно каждому – в результате правильной, упорной практики йоги. Но достичь его можете только вы сами.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Самадхи — это. Состояние просветления, медитативные практики

Множество людей принимает решение заниматься йогой совсем не ради духовного прозрения. Их цель – овладеть методикой ради получения возможностей, позволяющих возвыситься над остальными: читать мысли, ходить по воде, перемещаться по воздуху. Получить этот дар, по свидетельству просветленных йогов, невозможно без погружения в состояние Самадхи.

Известно несколько разновидностей Самадхи, между которыми, как говорят мудрецы, лежит неизведанная пропасть. Вот некоторые виды медитаций, используемых для достижения этого духовного состояния.

Савикальпа Самадхи

Состояние Савикальпа Самадхи – многоуровневое. Точно так же, как в школьном классе находятся одновременно более способные ученики и менее способные, так и в Савикальпа Самадхи: тот, кто уже достиг высших ступеней (состояние просветления), находится наверху, а менее способные, ещё не усвоившие урок, находятся внизу.

Понятия, правила и планы, существующие в Савикальпа Самадхи, никоим образом не могут повлиять на медитирующего. Человек, занятый медитацией, остаётся безмятежным, тогда как его внутренняя суть не стоит на месте, она уверенно и динамично развивается.

Нирвикальпа Самадхи

Люди, сумевшие выйти из этого состояния, рассказывают, что ощущали себя одним бескрайним сердцем. Таким огромным, что и мир людей, и целая Вселенная казались еле различимой точкой внутри этого сердца, размеры которого — огромны.

Блаженство – это то состояние, постигнуть и осознать которое дано далеко не каждому человеку. В Нирвикальпа Самадхи, утверждают эзотерики, медитирующий не только ощущает блаженство, но и сам становится блаженством.

Что ещё чувствует оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи? Огромную и ни с чем не сравнимую силу, мизерную часть которой можно забрать с собой, в земную жизнь.

Нирвикальпа Самадхи – это наивысшая форма Самадхи и доступна только самым сильным духовным наставникам. Пребывание в Нирвикальпа Самадхи может продолжаться несколько дней, а может – несколько часов, после чего человеку надлежит вернуться в свой мир.

Многие из тех, кто мало времени посвящал подобным практикам, но кому удалось вернуться из Нирвикальпа Самадхи, поначалу не могли ни говорить, ни думать, забывали своё имя и возраст. Способность возвращаться из Нирвикальпа Самадхи – результат продолжительной практической деятельности. Практически каждый, оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи ловил себя на мысли, что он не хочет возвращаться назад – в несовершенный физический мир.

Очень важно, — предупреждают просвещённые учителя, — успеть вернуться, так как душа, оставшаяся в Нирвикальпа Самадхи более чем на восемнадцать суток, никогда больше не сможет соединиться с физическим телом. Правда, известны случаи, когда высокоразвитые духовные Учителя, достигшие нирвакальпа Самадхи, не возвращались из этого состояния, потому что, достигнув наивысшего состояния Самадхи, считали неприемлемым для себя возвращаться к мирским делам. Человек, чей дух просветлён, не может взаимодействовать с обитателями этого мира, однако ему не дано решать, где ему должно находиться и если Всевышний сочтёт необходимым вернуть его обратно, его душа опустится на земной уровень.

Сахаджа Самадхи

Сердце человека, достигшего Сахаджа Самадхи, осенено божественным пониманием. Он может, когда пожелает, посетить высший мир, а затем вернуться на Землю и родиться вновь. Достигший состояния Сахаджа Самадхи неотделим от Всевышнего, он ежесекундно сознательно доказывает, что Бог присутствует везде.

Опыт Самадхи

Говорить об этом мистическом явлении, не прочувствовав его, это всё равно, что говорить о любви, ничего не зная об этом чувстве. Человек, не имеющий опыта Самадхи, не может дать определения этому состоянию, а тот, кто пережил такой опыт, вряд ли захочет об этом говорить. Самадхи находится по ту сторону слов, языковых барьеров и определений.

Самадхи – цель Йоги

Достичь Самадхи – задача Йоги всех ступеней. Являясь основной составляющей этого учения, Самадхи — далеко не последняя ступень развития. Просто от его качества, считают люди, практикующие йогу, многое зависит.

Что же должно происходить с человеком в Самадхи?

Человек постоянно что-то делает, говорит. полагая при этом, что все его мысли и действия – осознанны. Цель Самадхи – разрушить ограничения, блокирующие подсознание, сделать так, чтобы явления и события, произошедшие в настоящей и прошлых жизнях, не влияли на образ мышления. Большинство людей не задумывается о необходимости контролировать мыслеобразы, которые, спонтанно «рождаясь» в подсознании, побуждают их к действиям или разговорам. Мысли — всего лишь отражение желаний, страхов, обид, гнева и других проявлений, не избавившись от которых, человек не сможет положить конец войне между сознанием и подсознанием, и не сможет завершить своё духовное развитие.

Сасмита Самадхи

Человек, пребывая в Самадхи, постоянно практикуясь и становясь всё совершеннее и всеобъемлющее, перестаёт обращать внимание на элементы грубого и тонкого планов: «есть только эго, освобождённое от нечистот». Состояние Сасмита Самадхи эзотерики называют «медитацией с осязанием своего «Я». Человек, достигший Сасмита Самадхи , освобождается от грубой телесной оболочки и становится «погруженным в природу».

Тантра-Йога и колесо Сансары

В странах Востока тантризм считается неотъемлемой частью культа женского начала (Шакти), а Тантра-Йога — универсальным древним учением о мировой гармонии или гармоничного соединения мужского и женского начал.

У буддистов тантрическое учение практикуется в скрытых от посторонних глаз храмах под чутким руководством опытных наставников и ухмылка, появившаяся у западного читателя после ознакомления с этими строками – всего лишь свидетельство глубочайшего невежества. Ни один западный эзотерик не может практиковать Тантра-Йогу по простой причине: тантрические ритуалы проводятся тайно и передаются строго внутри семей посвящённых – от поколения к поколению.

Не совсем правильно жители западных стран понимают основные постулаты древнего учения, которое подарил людям Гаутама Будда («Благородный Восьмиричный путь»). В перечне способов, посредством которых человек сможет остановить движение колеса Сансары или цепочку реинкарнаций, есть упоминание о том, что жить необходимо на природе – в естественной среде обитания.

О резкой перемене образа жизни речи не идёт, ведь природа может окружать человека, живущего как в городе, так и в деревне, например, в качестве «живых заборов» и рукотворных водоёмов. Не всем дано достичь Нирваны, но каждый может создать свой Рай на Земле.

По сравнению с Самадхи, Нирвана — это Слияние с сознанием Бога, уподобление Святому Духу и забвение всего, что связано с собственностью, включая собственное «Я» (у йогов под термином «Нирвана» обозначается испепеление, ликвидация всего индивидуального).

Переход из одного состояния в другое состоит из следующих этапов:

  • тотальное уничтожение «раздутого», низшего (индивидуального) «я»;
  • замена индивидуального сознания коллективным;
  • трансформация коллективного «я» во всеобщее «Мы».

Музыка для медитации. Нужна ли она?

Сегодня каждый может решить сам, нужна ли ему музыка для медитации. Для выбора подходящей мелодии выстроена целая теория, основанная на особых звуковых и ритмических сочетаниях.

Невозможно объять необъятное

Невозможно в одной статье перечислить все состояния, которые могут быть доступны человеку, пребывающему в Самадхи. Однако есть вещи, о которых необходимо знать непосвящённым, принявшим решение достичь Самадхи.

Когда человек, медитируя, достигнет наивысшей ступени, сила его медитации разрушит его семя, сотрёт воспоминания, отнимет способность мыслить и остановит все действующие на него кармические законы. Приступая к любой изотерической практике, каждый должен спросить себя, готов ли он заплатить эту цену.

Самадхи — что это такое

С этим термином, занимающим почётное место среди ключевых понятий йоги и буддизма, как ни с каким другим, связано множество домыслов, легенд и заблуждений.

Описывая понятие такого масштаба, любой «теоретик от духовности» рискует оказаться в положении тех, к кому когда-то обращался Михаил Жванецкий: «Давайте не будем спорить о вкусе устриц с теми, кто их пробовал!» И всё же мы попытаемся это сделать, ибо неведение о конечной цели путешествия может ввести в заблуждение идущих и помешать им пройти весь положенный путь до конца…

Что такое самадхи?

Слово самадхи переводится с санскрита, как «совершенство», «завершение», «целостность». Самадхи является высшей (восьмой) ступенью и конечной целью практики йоги. По мере углубления этого состояния, индивидуальное сознание прекращает своё существование, сгорает эго и практикующий покидает пределы бесконечной цепи перерождений (сансары).

Самадхи представляет собой то самое пресловутое состояние просветления, достигаемое различными методами и способами, которое характеризуется слиянием сознания практикующего (микрокосма) с Божественным сознанием (макрокосмом); недвойственным видением вещей и явлений, окончательным прекращением разделения на внутреннее и внешнее, субъект и объект; тотальным переживанием покоя, радости и абсолютного блаженства. Но даже всё вышеперечисленное не может в полной мере характеризовать это состояние!

Как слепой может описать нежные оттенки моря на закате? Или глухой – осознать тонкие нюансы виртуозного исполнения музыки Моцарта? Считается, что самадхи, в принципе, неописуемо; каждый практикующий должен (и может!) интуитивно познать его и пережить на собственном опыте.

Различные религиозные и мистические течения, школы и традиции рекомендуют множество действенных методов достижения самадхи. Так, одна только тантра насчитывает их несколько сотен, немногим от неё отстаёт и дзен-буддизм; кроме того, существуют и разного рода альтернативные практики – например, медитации Ошо, или вовсе уж сомнительные методы, вроде приёма особых препаратов для достижения «химического самадхи». Впрочем, последние вряд ли можно отнести к «духовности» в традиционном её понимании, хотя последователи учения Карлоса Кастанеды могут со мной и не согласиться.

В рассматриваемой нами практике раджа-йоги (аштанга-йоги) самадхи становится доступным исключительно путём медитации, после уверенного овладения йогином предыдущих «ступеней» — дхарана и дхьяна. Практика этих трёх высших ступеней йогического мастерства также именуется «самьяма», что гораздо более корректно расплывчатого европейского термина «медитация», не отражающего самой сути этой практики.

Согласно традициям йоги, самадхи разделяется на два основных вида: савикальпа (сампраджнята или сабиджа)-самадхи и нирвикальпа (асампраджнята или нирбиджа)-самадхи. С точки зрения садхака, практикующего высшую йогу, между ними лежит разница величиной с пропасть: здесь савикальпа (со всеми её многочисленными стадиями и нюансами) считается низшим уровнем самадхи, а нирвикальпа – высшим. В чём их принципиальное различие?

Савикальпа-самадхи – во время практики сознание, хоть и строго однонаправленное, всё ещё сохраняется, кроме того, в нём сохраняется и трипути (триада): познающий, познаваемое и знание; йогин продолжает ощущать «Ахам Асми» (Я ЕСМЪ); деятельность сознания прекращается лишь частично. Переживание этого вида самадхи обычно сопровождается мыслями и идеями, осознаваемым ощущением блаженства. Впечатления (самскары) не «сгорают». Выход из савикальпа-самадхи, как правило, возвращает практикующего к обычной человеческой жизни с присущим ей стандартным (двойственным) мировосприятием.

Нирвикальпа-самадхи – в процессе практики исчезает трипути: познающий, познаваемое и знание становятся едины; достигается полное прекращение любой ментальной деятельности и состояние абсолютного осознания, самскары «сгорают»; йогин высвобождается из круга перерождений (самсары), обретает вечное блаженство и высочайшую трансцендентную мудрость. Гуны утрачивают своё влияние на него, время и пространство перестают для него существовать; он достигает Освобождения, высшей свободы (кайвальи) и сливается с Божественным.

Выход из нирвикальпа-самадхи и возвращение к обычному человеческому существованию может сопровождаться потерей памяти и нарушениями умственной деятельности, хотя, по свидетельству многочисленных авторитетных источников, для практикующих такого уровня не составляет проблем привести эти показатели к надлежащей норме. Но в большинстве случаев душа, соединившаяся со своим Источником, после долгой цепи перерождений нашедшая предвечный Дом, на грубый план человеческого существования больше не возвращается, полностью растворяясь в Божественном. Однако существуют и крайне редкие исключения, относящиеся к третьему виду, называемые сахаджа-самадхи.

Сахаджа-самадхи – возвращение души, постоянно удерживающей в себе все качества нирвикальпа-самадхи, на человеческий план, для альтруистического служения человечеству. Говорят, что все великие Учителя, от Будды и Христа до бессмертного йога Бабаджи и Саи Бабы из Ширди, пребывали именно в сахаджи-самадхи. Впрочем, я уверен, что они и поныне в нём пребывают. Ведь, как вы помните, для достигших кайвальи времени и пространства не существует…

Здоровье и йога

Величайший мыслитель своего времени Патанжали в своих «Йога-сутрах» определяет состояние самадхи следующим образом: «Когда объект медитации поглощает субъект – медитирующего, — последний утрачивает самоосознанность. Это самадхи.»

Если, озарившись внутренним светом, объект созерцания свободен от вторжения сознания, то дхьяна (медитация) естественным образом продолжается в самадхи.

«В момент, когда пять органов чувств вместе с умом находятся в состоянии покоя, когда даже прекращает функционировать интеллект, это, по словам мудрецов, есть высшее состояние»
/Катха упанишада 3,10/

Моменты полной погруженности может пережить даже не йогин. Фрагментарное состояние самадхи может возникнуть в минуты, когда изобретатель, совершая новое грандиозное открытие, полностью сливается с объектом своего изобретения и теряет сам себя; когда художник, создавая новый образ, становится игрой красок, теней, кисти; когда музыкант полностью отдается своему музыкальному творению и превращается в музыку.

Единственная разница этих состояний заключается в том, что у изобретателя, художника, музыканта состояние самадхи кратковременно и не контролируемое. Йогин же путем собственной практики достигает полного контроля и пребывает в самадхи по собственному желанию и без усилий.

Непрерывный поток внимания ( дхьяна ) стирает грань между созерцателем и зримым объектом. Сознание, становясь безмолвным, прекращает свою работу. Оно лишается опоры «я» и, находясь в состоянии глубокого спокойствия и невозмутимости, растворяется в самой сердцевине человеческого существа. Осознание места исчезает и человек утрачивает ощущение пространства и времени, полностью пребывая в НАСТОЯЩЕМ и воспринимая ВСЕ, что является началом истинной духовной жизни.

Основная классификация самадхи

Достижение состояния самадхи является целью практики йоги. Оно состоит ряда переходных состояний, которые обобщенно называют сабиджа самадхи (самадхи с семенем, с опорой) и нирбиджа самадхи (самадхи без семени, лишенное опоры). Сабиджа самадхи расценивается как подготовительный этап постижения нирбиджа самадхи.

В самадхи с семенем присутствует опора, на которой фиксируется ум. Она может являться как грубым элементом (например, свеча), так и тонким (например, ощущение вибрации в области межбровья). В качестве опоры (пратьяи) можно использовать всё что угодно (мантру, форму объекта, мудру, запах, звук, чакру.

Затем, когда даже отбрасывается опора для ума, наступает состояние самадхи, лишенное семени.

Следует отметить, что даже в переходных состояниях от одного вида самадхи к другому в сознании практикующего могут всплывать самскары (скрытые впечатления прошлого опыта), поэтому даже достигнув такого высокого уровня, можно сорваться обратно в суету ума. Единственным правильным подходом в данной ситуации является еще большая интенсификация своей практики. Именно сейчас нужно приложить все усилия, чтобы сделать уверенный шаг на новый уровень осознания себя и Вселенной

Суть йоги в неустанной практике. Будьте осознанны и гармоничны!

Рекомендуем к просмотру

Сверхсознание или Самадхи. Что это и как его достичь?

Уважаемы читатели моего блога. Сегодня я затрону тему особого психического состояния «Самадхи», которое на мой взгляд является очень важным и ценным для каждого человека, который исследует реальность и стремится к познанию себя, своей истинной природы и осознанию того, что называют Богом, Абсолютом, Всевышним и пр.

Речь пойдет о наивысшем психическом состоянии, которое можно условно назвать «Сверхсознание».

Самадхи в Йоге и Буддизме

В йогической терминологии это состояние именуют санскритским словом «Самадхи», которое состоит из двух корней «Сам» — самость, то есть Я. И «Ади» — изначальный. По сути значение слова «Самадхи» — «изначальный Я».

В Буддизме тоже есть термин «Нирвана», то есть то, что не рвется, не имеет двойственности. «Нирвана» — это цель каждого Буддиста, который годами медитирует, чтобы войти в это состояние.

Что дает самадхи?

Достигших состояние сверхсознания называют: «Просветленными», «Пробужденными», «Святыми».

Самадхи — дает ответы на все вопросы, оно переживается как неописуемое состояние счастья и единства со всевышним источником. По сути это высшее из достижений, которые мы можем обрести в этой жизни. Ни одно чувственное наслаждение не сравнится по силе блаженства с состоянием сверхсознания.

Изменение самоидентификации после самадхи

Самадхи полностью меняет самоидентификацию личности с «Я человек» на «Я есть Бог». Благодаря смене самоидентификации сознание пробуждается и обретает свободу от психических связанностей и зависимостей, что позволяет больше не перерождаться бесконтрольно в 6 мирах сансары и стать бессмертным существом, которое полностью контролирует свою реальность.

В общем то, можно много говорить о бонусах, которые получает человек достигший сверхсознательного состояния. Но наверное кто-то из вас подумает, что я все это фантазирую? В действительности я провел большое исследование, изучил множество священных писаний (об одном из них рассказывал в этой статье), встречался с достигшими и это вдохновило меня на то, чтобы написать об этом.

Я знаю людей, которые живут в самадхи непрерывно. Мне даже говорить, что это люди, кажется не корректно, поскольку эти существа иного плана. Да, они в человеческом теле и это единственное сходство с обычным человеком. Сознание у них совсем иное.

Виды самадхи

Существуют разные уровни погружения в состояние сверхсознания или самадхи:

  • савикальпа-самадхи;
  • нирвикальпа-самадхи;
  • сахаджа-самадхи;
  • сварупа-самадхи.

Я не буду подробно описывать эти четыре вида самадхи, но немного прокомментирую каждый из них.

При желании, вы сможете найти более подробную информации в других источниках в интернете или прочитать в моей книге, которую я планирую издать в феврале 2019 года. В этой книге я не только расскажу о самадхи более подробно, но еще и дам пошаговые методики, регулярно практикуя которые можно войти в это состояние.

Итак, давайте вернемся к видам самадхи.

Савикальпа-самадхи

Истинным моментом входа в савикальпа-самадхи считается остановка дыхания, замедление сердцебиения и пульса и потеря ощущения веса тела. Благодаря мастерству в савикальпа-самадхи практикующий может покидать свое тело по желанию, отправляясь путешествовать в другие миры.

Нирвикальпа-самадхи

Благодаря этому самадхи практикующий становится бессмертным на уровне сознания, то есть его сознание оказывается непрерывным и не теряет осознания своего источника, но в этом самадхи самоосознавание временное. Когда практикующий выходит из него, то снова теряет связь с источником.

Сахаджа-самадхи

«Сахаджа» означает «естественное». Для савикальпа-самадхи требуется усилие; нирвикальпа-самадхи прекращается, когда тело и ум выходят из транса; в сахаджа-самадхи могут совершаться действия, однако практикующий не покидает единства с источником. Это состояние просветленного мудреца, ложное эго которого окончательно уничтожено.

Сварупа-самадхи

Кульминацией духовного пути является переход из физического тела в Божественное тело. Элементы, составляющие тело, растворяются до уровня света, чистых элементов, и тело практика исчезает, преобразовываясь в бессмертное, световое, нематериальное тело из чистых элементов. Такое тело не ограничено ничем: ни временем, ни пространством, ни законом кармы. Оно может путешествовать по любым мирам вселенной без ограничения. Также это тело наделено мистическими силами, то есть оно совершенно. Такого тела достигли, например, Иисус Христос, Рамалинга Свамигал, Свами Брахмананда и другие святые.

Как достичь состояние «Самадхи»?

В действительности оно не достигается, а узнается как то, что всегда было, есть и будет, но из-за нашего омраченного ума погрязшего в иллюзиях оно не распознается здесь и сейчас. Методов вхождения в самадхи достаточно много, но в целом есть два пути. Первый путь через практику с сознанием, второй через практику с энергией. Есть и третий путь, когда объединяются и первый и второй.

Работа с сознанием или Раджа-йога

Работа с сознанием заключается в очищение ума и умении концентрировать внимание на одном объекте достаточно продолжительное время. Благодаря этому умелый практик останавливает поток мысленной активности и попадает в состояние за пределами ума, а это первый шаг к самадхи.

Всего существует 8 этапов погружения из обычного поверхностного состояния ума до глубокого сверхсознательного состояния. Эти этапы в Буддизме называются «Дхьяны». Более подробно эти этапы я описал в своей книге, которая будет доступна для чтения уже в феврале-марте 2019 года.

Работа с энергией или Кундалини-йога

Работа с энергией заключается в том, чтобы распрямить и очистить энергетические каналы, убрать из них блоки, перекрыть утечки и направить энергию в центральный канал, который находится в центре позвоночника. Когда энергия поступает в центральный канал за счет определенных методов и соответствующего образа жизни, энергия движется вдоль позвоночника и когда достигает макушки головы, практикующий входит в самадхи.

Отрывок из лекции просветленного мастера о самадхи ↓

Самадхи. Восьмая ступень классической йоги.

Гуру йоги Сватмарама характеризует Самадхи как слияние Атмана (духовной сущности) и ума, при этом сравнивая этот союз с крупинкой соли, которую растворили в воде.

Переживания, испытываемые в состоянии Самадхи, полностью отличаются от того, что ощущает человек, не занимающийся данной практикой. В обыденной жизни мы все привыкли мыслить образами, в свою очередь, постигнув данную ступень, человек настолько расширяет свое сознание, что у его мысли заняты совершенно другими, ранее неизвестными ему сущностями.

Из йогических трактатов следует, что Самадхи является высшей ступенью и целью йоги. После освоения этого мастерства человек всецело сливается с божественным сознанием, в результате чего обретает вселенский покой и гармонию.

На санскрите данный термин означает «целостное, завершенное». Как можно видеть, само название данного уровня говорит о том, что вхождение в это состояние является конечной целью практики. Самадхи стремиться постичь любой человек, который всерьез и долго занимается йогой.

При достижении Самадхи стираются абсолютно все границы между разумом человека, его телом и объектами внешнего мира. Любые противоречия в сознании рассеиваются, и как следствие этого душа практикующего обретает умиротворение.

Данное состояние не поддается описанию при помощи слов, также как и нельзя вербально выразить то, что представляет собой полное блаженство. Испытать это можно лишь на собственном опыте, но для этого придется долго и упорно идти к поставленной цели.

Некоторые ученики ошибочно полагают, что состояния Самадхи можно достигнуть самостоятельно, без наставлений опытного гуру, который уже приобщился к божественному сознанию. Такие люди, действительно, могут добиться некоторого прогресса в своей практике, вкушая в качестве плодов своих трудов насыщенные сны и приятные ощущения, которые они принимают за последнюю ступень Аштанга-йоги. Однако, это далеко не то, что называется божественным сознанием. У таких самоучек возникает гордыня, что они смогли добиться какого-то результата в своей практике, что не характерно и, мало того, абсолютно не приемлемо для Самадхи.

Какие формы принимает Самадхи?

Раджа-йога выделяет три формы Божественного сознания: Сахаджа Самадхи, Нирвикальпа Самадхи и Савикальпа Самадхи. Так, например, последняя предполагает, что практикующий может предаваться каким-либо размышлениям в процессе нее, а вторая предполагает чистый ум без какого-либо движения мыслей. Давайте рассмотрим каждую из форм поподробнее.

Савикальпа Самадхи

Самая низшая ступень постижения Божественного сознания — это Савикальпа Самадхи. При вхождении в данное состояние, в сознания йогина могут просачиваться какие-либо мысли, однако они уже ни как не влияют, ни на его поведение, ни на эмоции.

Мудрец Шри Чинмой в одном из свои трактатов описывает данное состояние следующим образом: ученик, который пребывает в состоянии Савикальпа Самадхи, на некоторое время полностью теряет связь с внешним миром, при этом он погружается настолько глубоко в свое подсознание, что попадает в совершенно другое пространство, где уже практически все завершено. Однако из этого транса человек быстро возвращается.

Нирвикальпа Самадхи

При погружении в Нирвикальпа Самадхи у человека пропадают абсолютно все мысли, а сознание становится кристально чистым. Однако достичь такого состояния, дано лишь единицам — тем, кто отдал всю свою энергию и все свои силы, а также от многого отказался для того, чтобы достичь данного результата. Находясь в Нирвикальпа Самадхи человек, ощущает, что его сердце стало по — настоящему бескрайним. Пребывать в таком состоянии йогин способен от нескольких часов до нескольких дней. Когда же он возвращается в физический мир, то может даже забыть, кто он такой, а выполнение обычных ежедневных обязанностей будет вызывать у него достаточно большие трудности. Однако через некоторое время, состояние разума приходит в норму и человек способен дальше жить мирской жизнью.

Сахаджа Самадхи

Вершиной восьмой ступени Аштанга-йоги является Сахаджа Самадхи. Достичь данного состояния удается очень малой горстке людей, которых создатель определил как наиболее достойных. Когда человек, постигает Сахаджа Самадхи, он испытывает то же самое, что и при Нирвикальпа Самадхи, однако вдобавок ко всему прочему он может вынести все ощущения из транса и жить с ними в реальном мире.

Махасамадхи

Есть и четвертая Самадхи, которая предполагает остановку всех физиологических процессов в организме. Так, самые мудрые гуру йоги могут самостоятельно войти в состояние Махасамадхи, и остановить биение собственного сердца. При этом уход из жизни будет для них не только спокойным, но и радостным.

Так, например, 7 марта 1957 года великий мудрец и наставник многих йогинов Парамаханса Йогананда вошел в состояние Махасамадхи и покинул этот мир.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector