Школа йоги — путь к здоровью вместе с Бойко | Masajista.ru

Школа йоги — путь к здоровью вместе с Бойко

Регулярные занятия. Йогатерапия по методу Виктора Бойко с Владимиром Малининым (ср 9:00-11:00)

Особенности йогатерапевтического подхода Бойко заключается в том, что статическая практика выполнения асан и пранаям в состоянии глубокой релаксации ведёт к очищению и регенерации психосоматики в целом, укрепляет гомеостаз. Кроме того происходит сброс вытесненного негативного материала, и если процесс построен грамотно, то по его завершении меняется мировосприятие. Исчезают внутрипсихические деформации и человек становится таким, каким ему свойственно быть от рождения — если бы не отрицательный климат семьи, неудачи, ошибки, жестокие случайности, стрессы, катастрофы тела и сознания. Практика йоги позитивно воздействует на широчайший спектр функциональных расстройств, восстанавливая здоровье и душевный покой.

Класс индивидуальной работы

Все классы йоги Бойко в нашем центре — это «классы индивидуальной работы», которые являются групповыми занятиями по индивидуальным программам (исключение — детская группа). Занятия проходят не коллективно (когда вся группа выполняет одни и те же упражнения), а по индивидуальным комплексам. Эти комплексы составляются преподавателями, исходя из состояния здоровья каждого отдельного ученика, его физической подготовки, возраста, опыта практики йоги и прочих критериев.

Каждый ученик имеет такую программу и выполняет её 1 раз в неделю в группе независимо от остальных занимающихся и самостоятельно дома (в идеале — почти каждый день). Преподаватель во время занятия объясняет и корректирует выполнение упражнений йоги, а также регулярно беседует с каждым учеником, следя за успехами и отвечая на вопросы.

Такой подход возможен, только если группа немногочисленна. Поэтому вы не увидите у нас 30–40 человек в зале, как это возможно в других центрах йоги. Максимальное количество учеников на наших занятиях — 13 человек.

В нашем центре нет специальных классов йоги для начинающих, но начинающие посещают классы йоги вместе с опытными учениками. Это возможно, потому что к каждому ученику в школе мы применяем индивидуальный подход.

Если вы — начинающий практик или даже не имеете никакого опыта занятий, если ваша физическая форма далека от идеала, если у вас есть проблемы со здоровьем — не волнуйтесь и смело приходите на занятие. Преподаватель подберёт для вас индивидуальную программу йоги для начинающих, состоящую из несложных упражнений, объяснит необходимую теорию и будет следить за вашими успехами на каждом занятии. Обязательно сообщайте преподавателю, если во время занятия йогой вы испытываете какой-либо дискомфорт. Йога и боль — вещи взаимоисключающие. Не стесняйтесь задавать на занятии вопросы. Чем больше вы будете общаться с преподавателем — тем быстрее освоитесь с практикой.

Йога по методу В. Бойко

Занятия йогой по методике Виктора Бойко отлично подойдут тем людям, которые ищут практику, способную избавить их от душевных терзаний и физиологических проблем. Спустя некоторое после время начала занятий человек, следующий этому учению, замечает за собой, что теперь он более осознанно совершает те или иные действия, а также намного острее воспринимает окружающий и свой внутренний мир.

Сразу же следует отметить, что данная методика не рассчитана на тех, кто желает подкорректировать свою фигуру. Йога по методике Виктора Бойко больше нацелена именно на обретение душевного благополучия, а не, например, избавление от лишнего веса. В связи с этим, если вы преследуете цель похудеть, то лучше всего выбрать какое-нибудь другое направление.

В 1971 году Виктору Бойко на глаза попалась книга Айенгара под названием «Йога дипика», которая и стала главным источником его знаний. Сам Бойко имел достаточно гибкое тело от рождения, однако он хотел улучшить свои физические возможности, и надеялся на то, что упомянутый выше трактат поможет ему в этом. Однако после нескольких лет тренировок он не заметил никаких особых изменений, и решил не ограничиваться только одной книгой, и целиком погрузился в философию йоги. Спустя некоторое время он изучил все основные аспекты йога практик, которые подробно изложены в сутрах.

Теперь он мог скорректировал занятия под себя, благодаря, собственно, чему ему и удалось достичь тех результатов, которыми он был полностью удовлетворен.

На этом этапе Виктор понял, что у него есть потребность поделиться своей методикой с другими людьми, и начал заниматься преподаванием. Изначально его занятия были рассчитана исключительно на людей, которые имели определенные проблемы со здоровьем, однако после он стал заниматься и с другими учениками. Так, через некоторое время его увлечение йогой вылилось в новое полноценное течение, с которым в соответствующих кругах многие знакомы.

Следует отметить, что йога Виктора Бойко является самой первой отечественной практикой, основанной на индийской философии.

В 2000 году Виктор официально зарегистрировал свою школу йоги, которая так и называлась «Школа йоги Виктора Бойко». За годы существования, данное направление оно обрело достаточно большую популярность, и как результат,- филиалы этой школы сейчас имеются во многих городах России.

Направление йоги Виктора Бойко основано на классической практике Патанджали, жившего в Индии во втором веке до нашей эры. В связи с этим, данное учение соответствует оригинальной, восточной философии и полностью отвергает западное направление учения.

В процессе занятий практикующие очень большое внимание уделяют различным техникам, направленным на расслабление, а также выполняют классические асаны.

Школа Виктора Бойко подразумевает персональный подход к каждому ученику. В связи с этим, занятия проходят в небольших группах, количество людей в которых обычно не превышает двенадцати человек. Когда новичок впервые приходит в школу для него составляется уникальный план, по которому он впоследствии будет заниматься. При составлении методики учитывается множество различных факторов, таких как возраст, состояние здоровья, цели, которых человек хочет достичь и т.д. Следует отметить, что в отличии от других йогических школ, где занятия также проводятся согласно индивидуально составленной программе, здесь план может быть подкорректирован уже в процессе обучения, что делает данную практику индивидуально направленной.

Кроме занятий в группах настоятельно рекомендуется заниматься и за пределами школы. Поэтому мастера регулярно проводят беседы со своими учениками и дают им различные рекомендации относительно выполнения «домашних заданий».

Как проводят занятия?

Когда человек приходит на занятия в первый раз, то он проходит своего рода тест, в процессе которого опытные мастера оценивают общее физическое состояние новичка. Для этого ему предстоит выполнить несколько несложных упражнений, по результатам которых впоследствии будет составляться индивидуальная программа занятий.

Когда подходящая методика подобрана, ученик начинает учиться выполнять предписанные упражнения, еженедельно приходя в группу, где он он сможет показать то, чему смог научиться в домашних условиях.

Несмотря на тот факт, что в специально оборудованном зале занятия проводятся всего раз в неделю, дома ученик должен заниматься йогой каждый день. В связи с этим, данное направление можно причислить к практикам с довольно интенсивной программой тренировок.

Весь курс подразделяется на классы, задача которых заключается в том, чтобы занимающийся овладел всеми необходимыми техниками. Последняя ступень — это сон в так называемой позе мертвеца (шавасана), практикуя который человек учится максимально расслаблять свое тело и ум.

Эффект от занятий по этой методике Виктора Бойко

Благодаря тому, что тренировки по методу Бойко проводятся ежедневно, терапевтического эффекта удается добиться достаточно быстро. В результате этих занятий у учеников наблюдается снижение уровня стресса, а также улучшается физическое состояние.

Адепты этого направления йоги говорят, что занятия помогли им избавиться от множества проблем, которые изнуряли их тело и дух очень долгое время. Довольно сложно найти такого человека, который посещая эти уроки, регулярно выполняя все упражнения согласно предписаниями, пожалел бы о потраченном времени. Именно поэтому методика Виктора Бойко смогла обрести такую широкую популярность не только среди наших соотечественников, но и в других странах. С недавних пор ее практикуют даже на родине йоги в Индии.

Виктор Бойко

Виктор Сергеевич Бойко — йога-практик, учитель и йога-терапевт. Школа йоги Виктора Бойко широко известна в России и за рубежом благодаря эффективной программе оздоровления и саморазвития, разработанной ее автором.

Виктор Бойко родился 1 апреля 1948 г. в поселке Ички Крымской области, в обычной советской семье. Он ничего не знал о йоге до 16 лет, когда прочел «Лезвие Бритвы» Ивана Ефремова. Тогда он не мог и подумать, что эта тема вскоре из «волнующей», преобразится в главную тему его жизни…

Окончив среднюю школу и железнодорожный техникум, отслужив два года в ракетных войсках, Виктор Бойко поступил в Севастопольский приборостроительный институт. В студенческое время ему посчастливилось найти «Йога-дипику» Айенгара, по которой он стал заниматься самостоятельно. Несмотря на упорство, первые годы практики не дали результата — не удалось добиться ни особенной гибкости, ни хорошей ратяжки. Эта неудача, по признанию Виктора, заставила его по-настоящему вдуматься в текст «Йога-Дипики» и углубиться в изучение основ йоги. Десять лет поиска сведений о техниках йоги, философии Востока, о принципах биомеханики и физиологии движения, а также постоянные эксперименты над собственным телом привели Виктора к пониманию самого принципа хатха-йоги. Это помогло выстроить собственную практику и получить результаты куда большие, чем просто «гибкость» и «выносливость». Йоги в корне перестраивала принцип мышления, и даже саму жизнь. Параллельно «сами собой» вокруг стали появляться люди, которым было необходимо поправить здоровье, и приобретенный опыт стал находить все более широкое применение.

С 1987 года Виктор Бойко переехал в Москву, и его специализация все больше стала перемещаться от «инженерии» в сторону «йога-терапии». Заниматься с людьми приходилось нелегально, поскольку с начала 80-х йога в Союзе был официально запрещена. Тем не менее, зная об успехах Бойко в терапевтической практике, его приглашали к сотрудничеству медицинские институты. Центр вегетативной патологии исследовал его в процессе практики асан и пранаям при помощи специальной аппаратуры, чтобы изучить благотворное влияние гимнастика йогов на нервную систему и применять ее при лечении различного типа неврозов.

В 1989 году, когда йогу «выпустили» из подполья, в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по йоге, которую посетил сам Б.К.С. Айенгар. Среди трех сотен участников семинара, знаменитый учитель заметил «продвинутого» практика, вывел его из ряда занимающихся и на нем стал показывать технические нюансы выполнения асан. После семинара Айенгар подарил «заочному» ученику оригинал «Йога Дипики» и пригласил посетить свой институт в Пуне (обычно, чтобы попасть туда, приходится два-три года ждать в очереди). Однако Виктору Бойко Пуна уже была не к чему. К тому времени он выстроил собственную методику занятий йогой, отличную от метода Айенгара. Впрочем, это не означало «конец обучения». В том же году Виктор Бойко попал на занятия первого индийского учителя йоги в России Лакшмана Кумара, преподававшего при посольстве Индии. В 1991 году из группы занимающихся были отобраны 11 лучших йога-практиков (среди них был Виктор Бойкро, Андрей Лаппа, Роман Амелин, Константин Данильченко, Владимир Фентисов и другие). Для них был проведен усиленный курс, после чего все 11 получили уникальные документы — сертификаты на право преподавания йоги в России, подписанные индийским послом! Одновременно вместе с друзьями из той же группы Виктор Бойко организовал свой первый йога-центр под названием «Классическая йога», который проводил множество выездных семинаров сначала в Подмосковье, а затем по всей России от Севастополя до Новосибирска.

«Школа йоги Виктора Бойко» была организована в 2000 году и сегодня имеет немало филиалов в России и СНГ. Здесь новичков предупреждают: «Йога — это не спорт. Если вы пришли «подтянуть фигуру», вам не сюда». Занятия в школе йоги Виктора Бойко преследуют цель саморазвития через обретение физического здоровья и душевного спокойствия. Одна из отличительных особенностей системы Бойко — индивидуальная работа с каждым учеником, поэтому занятия проводятся только в небольших группах (8-12 человек). При помощи преподавателей каждый ученик осваивает йогу в том режиме, который подходит только ему и именно сейчас. Это делает практику йоги «заточенной» на решение определенных задач конкретного человека. В сочетании с «мягкой» техникой освоения асан, это позволяет в краткие сроки восстановить здоровье и прочувствовать основной эффект йоги, ведущий к «пробуждению» — состояние «пустоты ума», или как говорится в йога-сутрах Патанджали, «Йога читта вритти ниродхах».

Эффективные занятия йогой нидрой с В. Бойко

Йога-нидра значительно отличается от того, что представляет себе среднестатистический человек, слыша слово «йога». По своей сути – это техника расслабления, но расслабления не только тела, но и сознания. Второе название этого вида йоги – йога психического сна, однако техника йога-нидра имеет совершенно другую природу и имеет другие цели.

Применение такой техники йоги заключается в обращении сознания внутрь самого себя и отвлечения от внешних раздражителей, приводя организм в состояние полного расслабления. Тренируя свое сознание таким образом, можно добиться множества положительных эффектов: укрепить память, повысить творческие способности, эта методика даже приводит к преобразованию личности.

Основателем этого вида йоги является Свами Сатьянанда Сарасвати. Он разработал эту методику в середине прошлого века, исследовав физиологии мозга и древние йогические практики. По его словам, он осознал, что засыпая, находится не в бессознательном состоянии, а в состоянии потенциальной осознанности, которая доступна любому. Только чтобы использовать его, нужны плодотворные тренировки. В выборе тренировок Сатьянанда остановился на технике ньясы.

Особенности практики

Слово «ньяса» в переводе с санскрита означает приложение или прикладывание. Она является частью тантры, в которой внимание направлено поочередно на отдельные части тела. Восприятие при этом идет по всем направлениям: аудиально, визуально и кинестически. Ньяса бывает внешняя, при которой осуществляются прикосновения пальцами рук, которые сформированы в определенную мудру, характерную для определенной части тела, и внутренняя, когда тело изучается только через сознание. Для каждой части тела есть свои мантры.

В действительности это происходит следующим образом: инструктор называет части тела, действия и рецитирует мантры, а ученик направляет свое внимание поочередно на разные части своего тела, расслабляется и анализирует ощущения от происходящего. Последовательность произношения частей тела и действий может быть различной, есть разные схемы и закономерности.

Неотъемлемая часть практики йога-нидра – это самкальпа – намерение трансформации себя. По словам самого Свами Сатьянанды, самкальпа – это средство преобразования самого человека. Не стоит считать самкальпу исполнением желаний или силой воли.

Выбор самкальпы зависит от настоящих потребностей в здоровье, успехе, ликвидации вредных привычек, и др. Однако при выборе следует соблюдать основные принципы, которым должна соответствовать формулировка:

  • содержать только утвердительные формы (категорически нельзя использовать отрицания);
  • быть только в настоящем времени;
  • в форме первого лица.

Рекомендации к занятиям

Йога-нидра показана в первую очередь тем, кто чувствует свое физическое или умственное истощение, кто устал от жизни, от ее привычного пассивного образа. Она способна омолаживать и возрождать личность, ее рекомендуют духовно ищущим людям, страдающим от дисгармоний (злобы или страха). Также ее используют люди, желающие развить ментальную чистоту и осознанность.

Основной особенностью йога-нидра является то, что на ее занятиях не выполняются активные движения, такие как асаны, вьяямы, виньясы и другие. Все занятия проводятся в положении лежа. Средняя продолжительность одной практики составляет около часа. Для занятий рекомендуется использовать удобную одежду, для таких занятий она может быть не специально спортивной, но удобной она должна быть. Также можно использовать для практик дополнительные коврики или одеяло.

Во время практики не надо погружаться в сон, нужно просто быть максимально расслабленным, однако если новичок все-таки заснул, в этом нет ничего критичного. Не нужно напрягаться, дыхание должно быть ровным и спокойным, замедлять или ускорять его искусственно не нужно. Главное – это быть спокойным и слушать голос инструктора, следовать его указаниям, перемещать сознание. Это классический подход к практике.

Школа Виктора Бойко

В России понятие йога-нидра тесно связана с Виктором Сергеевичем Бойко и его школой йоги. В школе Бойко, которая была открыта в 2000 году, основные направления – это йога-терапия и техники глубокого расслабления. Терапевтический эффект от занятий в школе Бойко в основном и достигается за счет техник глубокого расслабления, в числе которых широко используемая йога-нидра.

В среднем спустя полгода практики в школе Бойко, новичкам удается достигнуть душевного равновесия и спокойствия, то есть практики дают достаточно быстрый результат. Это немаловажная заслуга того, что программа занятий в школе Бойко разрабатывается для каждого ученика индивидуально. При составлении программы проявляется большое искусство учителя, который учитывает все особенности здоровья, возраст ученика и его комплекция. Плюс к этому в программу постоянно вносятся коррективы.

Отзывы на сайте школы йоги подтверждают вышесказанное, многие излечились от своих недугов. Занятия йогой по методу Виктора Бойко подойдут тем, кто хочет найти в себе внутреннее равновесие, кто хочет избавиться от проблем со здоровьем путем расслабления. Однако любителям динамичной йоги практики по методу Бойко скорее всего не подойдут.

Как проходят занятия

Для практики йога-нидра, практикующему необходимо принять позу мертвеца (шавасану) – ноги разведены под небольшим углом, руки параллельно телу ладонями вверх. В этой позе нужно устроиться поудобнее, чтобы во время занятия не двигаться совсем. Глаза должны быть закрыты и не открываться на протяжении всего занятия. Йога-нидра это не сон, все время нужно находиться в сознании, новички могут мысленно повторять фразу «я не сплю».

Начните с глубокого вдоха, почувствуйте спокойствие во всем теле, во время выдоха полностью расслабьтесь. Находясь в полной тишине на полу, осознайте полностью ваше тело, и позвольте расслабиться каждой его части. Нельзя чтобы где-то осталось напряжение.

Осознайте части своего тела, которые находятся в контакте с полом: руки, ладони, локти, ноги, лопатки, икры, пятки, заднюю поверхность бедра, осознайте их соприкосновение с полом. Осознайте контакт головы и пола, осознайте все тело.

Пробудите чувство тяжести во всем теле, все ваше тело становится тяжелым, оно почти утопает в пол. После этого пробудите чувство легкости, почувствуйте, что вы почти парите над полом. Осознайте невесомость.

Повторите трижды санкальпу, которую вы выбрали. Повторяйте ее уверенно и с выражением, помните, что любое решение в йога-нидра воплощается в жизнь.

Перемещайте ваше сознание от одной части тела к другой, осознавайте их по мере их называния. Сознание должно переходить между частями тела без физических движений. Происходить это должно максимально быстро.

Пробудите в вашем теле поочередно чувство холода и ощущение тепла. Представьте, что тело замерзает, ощутите чувство холода. Затем вспомните чувство тепла, которое испытываете летом, осознайте его.

Попробуйте воссоздать чувство боли, любой по природе. Попробуйте возбудить это чувство. Сразу после этого воссоздайте чувство удовольствия, также любой природы. Постарайтесь прочувствовать удовольствие в полной мере.

Переключите внимание на дыхание, отслеживайте его и осознавайте. Считайте все ваши вдохи и выдохи, следуя от 54 до 0. Удостоверьтесь, что осознаете все происходящее и не спите.

Представьте себя в лесу, прочувствуйте гармонию вокруг вас. Вас окружают деревья, цветы, птицы и животные, вы слышите звуки и ароматы. Прочувствуйте гармонию и умиротворение под звуки мантры ОМ.

Осознайте ваше естественное дыхание и прислушайтесь к звукам из внешнего мира. Не пытайтесь понять их природу, просто переходите от звука к звуку, от звуков из внешнего мира к звукам в вашей комнате.

Трижды произнесите санкальпу также как в начале занятия, с чувством решительности и уверенности. Осознайте все ваше тело.

Представьте, что вы смотрите на свое тело сверху, вы видите, в чем вы одеты и какое выражение на вашем лице. Осознайте полностью ваше тело и точки соприкосновения его с полом. Не открывая глаза, попробуйте представить себе ваше окружение. После этого подвигайте пальцами рук и ног, и, не открывая глаз, принимайте позу со скрещенными ногами, удобную для вас. Повторите мантру ОМ три раза и когда сможете осознать окружение, открывайте глаза.

Путь к здоровью — Программа из 7 уроков для Начинающих от Елены Маловой

Программа « Путь к здоровью » подойдет для начинающих, кто желает познакомиться с йогой, начать регулярные практики, укрепить все тело и сделать его гибким, научиться глубоко и осознанно дышать, научиться расслаблять тело и сознание, обрести спокойствие и гармонию.

В программу входят 7 полноценных уроков + 2 короткие бонусные практики:

Урок 1 — Детокс. Активация лимфатической системы 3 минуты. Практика на все тело с асанами скутками в положениях стоя, сидя и лежа, медитация «Энергетический душ» 8 минут, шавасана 5 минут. Продолжительность практики 1 час ( посмотреть превью )

Урок 2 — Практика на все тело. Полное йоговское дыхание 6 минут, практика асан на все тело: баланс, вытяжение задней поверхности бедра, укрепление рук и пресса, ягодиц. Шавасана 8 минут, медитация «Наблюдение за дыханием» 8 минут. Продолжительность практики 1 час ( посмотреть превью )

Урок 3 — Балансы, асаны стоя. Дыхание с уддияна бандхой 4 минут. Практика асан на все тело, включает баланса на одной ноге, укрепление ног, асана на укрепление пресса и спины. Шавасана 8 минут, медитация «Дыхание спокойствия» 7 минут. Продолжительность практики 1 час 05 мин ( посмотреть превью )

Урок 4 — Укрепление плечевого пояса и пресса. Дыхание уджайи 6 минут, практика асан для укрепления плечевого пояса, освоение адхо мукха шванасаны, гибкость плечевых суствов, укрепление пресса в планках и в положении лежа. Расслабление с медитацией «Энергетическая сфера» 14 минут. Продолжительность практики 1 час 02 мин ( посмотреть превью )

Урок 5 — Тазобедренные суставы. Дыхание Капалабхати 4 минуты, практика асан на раскрытие тазобедренных суставов в позах стоя (вркшасана, вирабхадрасана II) и сидя (джану ширшасана, супта баддха конасана). Шавасана 4 минуты, медитация «Дыхание сердцем» 8 минут. Продолжительность практики 1 час 08 мин ( посмотреть превью )

Урок 6 — Прогибы, грудной отдел. Полное йоговское дыхание под счет 8 минут, практика на развитие гибкости спины, раскрытие грудного отдела, прогибы, укрепление всего тела. Медитация «Раскрытие сердца» 11 минут, шавасана 4 минуты. Продолжительность практики 1 час 07 мин ( посмотреть превью )

Урок 7 — Укрепление ног. Практика Нади Шодхана 6 минут. Практика на укрепление ног, асаны стоя триконасана, паршва конасана, раскрытие тазобедренных в упавишта конасана. Шавасана 7 минут, телесная практика «Благодарность телу» 9 минут. Продолжительность практики 1 час ( посмотреть превью )

Урок 8 (бонусный) — Утренняя разминка 11 минут

Урок 9 (бонусный) — Вечерняя практика 10 минут

Рекомендуем посмотреть следующие видео перед тем, как приступить к программе:

*Все уроки находятся на ютюб в закрытом плейлисте, при покупке вы получаете доступ сразу ко всей программе, для занятий необходим интернет для просмотра уроков с ютюб. Доступ к урокам неограничен. Вы можете ознакомиться с каждым уроком до приобретения программы просмотрев описание и превью к каждому видео, которые указаны выше.

**Занимаясь дома уделяйте особое внимае своим ощущениям, с осторожностью выполняйте асаны. Перед занятиями проконсультируйтесь с врачом, при любых болях или неприятных ощущениях прекратите занятия. Комплекс рассчитан на здорового человека не имеющего противопоказаний к занятиям спортом/йогой. Автор видео и его участники не несут ответственности за человека, практикующего в домашних условиях без наблюдения опытного инструктора.

Йога школы Виктора Бойко (Словарь Йоги)

Школа йоги Виктора Бойко была открыта в 2000 году. Ее основатель — Виктор Сергеевич Бойко, инженер по образованию, практиковал хатха-йогу с двадцатилетнего возраста, параллельно делился приобретаемым опытом с людьми, которым было необходимо поправить здоровье. Со временем постоянная практика и преподавание вылились в авторскую эффективную систему оздоровления и саморазвития. Основные направления занятий в школе — йога-терапия и техники глубокого расслабления.

Асаны в школе Виктора Бойко практикуются в «мягком» стиле, в статике. Каждая поза тщательно отстраивается. Большое внимание уделяется технике расслабления, благодаря которой достигается основной терапевтический эффект. Широко применяется техника йогического сна «Йога Нидра», изученная и распространенная знаменитым индийским учителем йоги Свами Сатьянандой Сарасвати.

Регулярная практика заряжает энергией и дает быстрый терапевтический эффект, поскольку в каждом случае адаптирована к конкретным особенностям каждого ученика. Спокойствие и душевное равновесие достигается в среднем за полгода практики. Отзывы на сайте школы йоги Виктора Бойко и ее филиалов говорят об успешном излечении различных заболеваний.

Практика йоги по методике Виктора Бойко подходит людям, ищущим гармонию и внутреннее равновесие, людям, которые готовы отыскать в себе причины своих проблем (в первую очередь, проблем со здоровьем) и справиться с ними не путем «подавления», а, напротив, при помощи расслабления, с формировав при этом осознанное отношение к жизни. Практика может оказаться не по душе любителям жесткой динамической йоги.

Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.

Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.

На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.

Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые «Сутры» Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); «Бхагавад-Гита» — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как «Хатха-йога Прадипика», «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита» и другие тексты «Упанишад» — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.

На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.

Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.

Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: «Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!» Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.

Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.

Йога: найти свой путь

Йога ассоциируется у нас с необыкновенными физическими возможностями, замысловатыми положениями тела, особой системой дыхания. На деле эта телесная составляющая представляет собой лишь небольшую ее часть.

Как и аюрведа, йога в Индии – это полноценная дисциплина, которой обучаются в высших учебных заведениях, финансируемых государством и выдающих государственный диплом. Как рассказывает Василий Орехов, обучавшийся в Государственном университете йоги в Пури, «индийцы уделяют огромное внимание изучению истории йоги и ее первоисточников, священных текстов. По теории йоги существуют четыре ее основных направления. Аштанга-йога включает в себя развитие тела и личности, то есть более или менее известную на Западе хатха-йогу, медитацию и концентрацию. Карма-йога – это йогическая традиция, в которой ученик пытается улучшить свою карму с помощью бескорыстного служения людям. Ян-йога – «йога знания», изучает первоисточники йоги, философские трактаты и труды великих учителей. Бхакти-йога – это собственно служение Богу. Таким образом, изучая эти четыре ступени, человек постепенно продвигается от асан, дисциплины тела, через знания и дисциплину ума – к совершенству, к слиянию с божественным».

Классическая школа хатха-йоги «Тело в гармонии с внутренним миром»

Осознанность и расслабление – ключевые принципы хатха-йоги. Каждое движение должно быть осознано – так йога через тело включает в работу наше сознание. Но практика не должна содержать в себе насилия над телом, иначе она способна привести к травме. Вот как комментирует это руководитель московского центра «Классическая йога» Виктор Бойко: «В йоге должен работать принцип действия недействием, который в Древнем Китае назывался «у-вэй». Сущность его в том, чтобы действия йоги были согласованы с природой человека. Асаны выполняются с сохранением мышечной, а затем и ментальной релаксации, освоить ее для человека западного склада – задача чрезвычайно трудная. Но, когда новичок научится выполнять асаны без дискомфорта и боли, тормозить привычную активность мышления, добиваясь «молчания ума», – начинаются чудеса». Источник, на который опираются практики классической школы, – древние йога-сутры Патанджали. Задача «классиков» – укрепить тело и прийти к гармоничному существованию в социуме.

Виктор Бойко, руководитель московского центра «Классическая йога»

Аштанга-виньяса-йога «Стремление к безграничной свободе»

Это самый атлетичный стиль хатха-йоги, требующий особой подготовленности тела. Первым учителем этого направления считают великого йога ХХ века Шри Кришнамачарьи. Продолжил традицию его ученик – К. Паттабхи Джойс. В аштанга-виньяса-йоге асаны выполняются динамично, «в потоке», то есть одна за другой. Одновременно с движениями практикуется специальный вид дыхания – уджайи. Это направление йоги использует также мула- и уддиана-бандхи, «энергетические замки», перераспределяющие энергию в теле, чтобы пробудить кундалини. Каждой асане здесь соответствует определенное направление взгляда, или драшти.

Михаил Константинов, директор и преподаватель Аштанга-йоги центра

Но для западного человека понятие «йога» связано прежде всего с упражнениями и дыхательными практиками, то есть с хатха-йогой. Основные категории хатха-йоги: асана, пранаяма, яма и нияма. Асаны – это физические упражнения или определенные положения тела, пранаяма – контроль над дыханием. А яма и нияма – это начала йоговской этики и духовного пути. Термин «яма» можно перевести как «смирение». Составляющих ямы пять: непричинение вреда, правдивость, нестяжательство, воздержание и щедрость. Нияма есть ограничение или самоограничение, включающее практики чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения себя и преданности высшему. Принципы работы с телом, используемые в хатха-йоге, применяются в большинстве самых популярных в Европе и Америке течений йоги, отсюда же были позаимствованы основные элементы фитнес-йоги. Многие индийские гуру согласны с тем, что начинать нужно именно с тела, ведь для того, чтобы сосуд – наше тело – смог наполниться неким содержанием, его нужно сначала обжечь и закалить. Рассказать, в чем специфика самых популярных направлений йоги, мы попросили наших экспертов, представляющих четыре школы хатха-йоги.

Школа Айенгара «Сад, который нужно возделывать каждый день»

В начале своего пути Айенгар придерживался принципов своего учителя – гуру Шри Кришнамачарьи, требующих от практикующего воли, дисциплины и хороших физических данных. Со временем к нему пришло понимание того, что в йогу важно привлечь всех, кто нуждается в ее чудодейственной силе, вне зависимости от возраста и состояния здоровья. Он пришел к выводу, что даже при очень медленном выполнении асан в каждом из этих положений тела происходит активная внутренняя работа. Йога Айенгара считается одной из самых мягких, здесь используется масса приспособлений: подушки, валики, одеяла, которые подкладываются под спину, бедра, голову, ноги, чтобы практика была максимально комфортной. «Йога Айенгара подходит людям, желающим улучшить себя и жизнь вокруг, пытающимся понять причинно-следственные связи происходящего, – говорит Елена Ульмасбаева, практикующая йогу Айенгара. – Люди с такими устремлениями способны заниматься регулярно, идти от простого к сложному, совершать усилия, чтобы стать лучше».

Преподаватель йоги и йогатерапевт

Вот как отзывается о своем учителе инструктор Школы йоги Виктора Бойко его ученица Марианна Горошетченко:

«Виктор, без сомнения, один из самых талантливых учителей йоги, которых я встречала. Его удивительная прозорливость, порой доходящая до способности читать в человеческих душах, как в отрытой книге, его глубочайшая ответственность за каждого, приходящего к нему на занятия, огромный преподавательский опыт и способность к его систематизации и обобщению – все это делает из него непревзойденного учителя и, в особенности, йогатерапевта, которому многие люди обязаны возвращенным здоровьем и душевным благополучием. А его книги — «Йога: скрытые аспекты практики» и «Йога: искусство коммуникации», в которой методика получила дальнейшее развитие, я считаю лучшим на сегодняшний день русскоязычным пособием по хатха-йоге и йогатерапии».

В. Бойко о себе:

Я, Бойко Виктор Сергеевич, русский, родился 1 апреля 1948 года в поселке Ички (Советское) Крымской области. По специальности — инженер-строитель. С 1978 проживаю в Москве. С 1991 по 1999 руководитель МП Центр «Классическая йога». В 2000 была зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) «Школа классической йоги В.Бойко». В 2005 она стала просто «Школой йоги В.Бойко».

О йоге я впервые узнал из романа И.А.Ефремова «Лезвие бритвы» (1964). Личная же практика началась в 1971 по книге Б.К.С.Айенгара «Йога дипика». В течение первых нескольких лет регулярные занятия асанами продолжались параллельно поиску и штудированию доступной литературы, а также общению с многочисленными энтузиастами йоги Крыма и Украины. Будучи плотной от природы комплекции я с детства имел откровенно плохую гибкость, и потому, несмотря на железную систематичность за пять лет института так и не достиг гипермобильности хотя бы отчасти похожей на айенгаровскую, более того, понял что для меня она недостижима в принципе. Неудача заставила с одной стороны тщательно проанализировать свои действия, с другой – вникнуть в текст первоисточника. Кроме того пришлось обратиться к теории функциональных систем П.К.Анохина, обратной связи, к биомеханике и физиологии движений, истории спорта высших достижений, восточным философским системам, их прикладным аспектам и т.д.

Постепенно с приростом опыта сложилось понимание сути Хатха-йоги в русле информации, содержащейся в «Сутрах».

Скорректировав подход к занятиям, я получил результаты гораздо более интересные, нежели способна дать тривиальная акробатика, и когда качество практики достигло определенного уровня, в моём окружении начали появляться люди с проблемами здоровья. Почему это произошло – не ясно, быть может толчком к такому развитию событий послужил первый опыт, полученный с 1972 по 1975, когда мы начинали садхану вместе с однокурсником Борисом Югановым. С хроническим холициститом в свои 19 лет Борис был тощим, желтым и мнительным парнем, но после трех лет занятий йогой и окончания института на «ура» прошел медкомиссию, был признан годным без ограничений, отслужил «срочную» в Каракумах и забыл о своей печени навсегда. А моей специализацией как-то само собой стала преимущественно терапия.

Обосновавшись в Москве, я попытался отыскать людей и места, гда бы серьезно изучали йогу, но поиски оказались напрасными. В Институте медико-биологических проблем им. О.Газенко (ИМБП) после тестирования сказали, что могут взять испытателем, но с моей точки зрения торговля здоровьем была глупостью, а в Главкосмос пробиться не удалось. В процессе знакомства с йогическими кругами Москвы я попал в лабораторию «на Фурманном», где был представлен господину Спиркину. Позже достаточно долго общался с Г.С.Шаталовой и Я.И.Колтуновым, главой неформального объединения «Космос». В одном из школьных спортзалов на метро «Фили» дважды посетил занятия под руководством средних лет брюнета с цепким взглядом – это был Стаценко, будущий «гуру» Ар Сатэм.

К началу восьмидесятых годов ХХ века йога в СССР по идеологическим соображениям была запрещена, я работал с людьми нелегально, в свое удовольствие и ради чистого интереса, не помышляя о том что когда-нибудь могут появиться иные возможности.

В 1985 меня сняли в короткометражном фильме «Жгучие тайны века», который показывали потом в качестве киножурнала. Я учил йоге композитора Алексея Рыбникова и родственников Окуджавы, профессиональных спортсменов и представителей партноменклатуры, при этом все так же оставаясь в своем НИИ и распределяя свободное время между семьей и йогой.

В 1989 в Москве прошла Первая Всесоюзная конференция по йоге, среди приглашенных был Б.К.С.Айенгар, так через 18 лет довелось встретиться со своим кумиром и первым заочным учителем. Тогда мне уже исполнился 41 год, но, видимо, какой-то результат практики был налицо, поскольку в процессе показательных занятий Гуруджи извлек меня из трех сотен человек для демонстрации техники выполнения асан. Затем Айенгар побывал в моем доме и подарил оригинал той самой книги, по которой мы приобщались к йоге в 1971. Дарственная надпись на ней гласит: «Желаю вам иметь свой ашрам».

Позже он прислал Елене Федотовой и мне приглашения на месячный курс в Пуну (институт Рамамани Айенгар), но для меня уже это было ни к чему, поскольку понимание технологии полностью оформилось и я видел, насколько она отлична от Айенгар-йоги.

С 1989 была открыта секция йоги при культурном Центре им. Д.Неру (посольство республики Индия). Вел ее первый индийский учитель йоги в России Лакшман Кумар. В 1991 по инициативе Секретаря посольства господина Гангули из группы были отобраны одиннадцать наиболее успешных учеников и после интенсивного месячного курса им выдали сертификаты на право преподавания йоги за подписью господина Гонсалвеса (посла Индии в СССР). Этот случай остался беспрецедентным. В числе этих одиннадцати были А.Лаппа, Р.Амелин, К.Данильченко, В.Фентисов, Б.Арион и автор этих строк. Случилось это 31 июля 1991 года.

По забавному совпадению в этот же самый день Кировский исполком Совета народных депутатов зарегистрировал малое предприятие (МП) Центр «Классическая йога» с четырьмя учредителями: Бойко Виктор – директор, Мартынов Борис – переводчик с санскрита и главбух, Роман Амелин — музыкант и знаток английского языка, а также программист Константин Данильченко. Базировались мы во ВНИИФКЕ. Это была первая официальная организация СССР, в название которой вошло слово «йога».

Центр развил активную деятельность — семинары в Подмосковье («Аксаково», «Березовая Роща»), была издана серия выпусков (см. библиотеку сайта) по прикладным аспектам практики. Были и выездные семинары — Иркутск, Екатеринбург, Кустанай, Ярославль, Чернигов, Севастополь, Новосибирск, Челябинск и т.д.

За это время я познакомился с профессором В.В.Бродовым, Е.Федотовой, Е. Ульмасбаевой, Ю.Белоусом, Очаповским, Свендровским, Полковниковым, Голембо и многими другими, кто так или иначе имел отношение к йоге.

В 1993 нас покинул Роман Амелин и к 1996 Центр фактически перестал действовать, поскольку К.Данильченко уклонился в суфизм, а Б.Мартынов начал реализацию собственной издательской программы (которую завершил в основном к 2006).

В 1998-99 мне довелось обучать йоге (терапия) Сьюзан Вагнер — Второго секретаря посольства США в Москве. В 1994 и 1996 я был приглашен для проведения курсов йогатерапии в Сан-Франциско, в 2003 — в Лондон. В 1998 году вышла в свет книга «Йога: скрытые аспекты практики», в 2001 – «Йога. Искусство коммуникации» (первое издание), затем «Йога в вопросах и ответах (изд-во «Старклайт», 2002) и «Йога. Искусство коммуникации» (изд-е второе, Москва, 2005).

Практически любому эта древняя практика дает возможность самопрофилактики, физического и духовного оздоровления. На портале www.realyoga.ru вы можете получить представление об основополагающих принципах технологии классической йоги, а также документальные сведения по истории ее развития в России, СССР и СНГ.

По материалам: http://www.realyoga.ru

С глубокой горечью В. Бойко воспринял весть об уходе Ю. Гурьянова:

Мне не хочется верить в то, что его больше нет, и могу только повторить слова Эмили Дикинсон»:

Я знаю, что он жив,
Что жизнь свою он спрятал
От наших грубых глаз
В какой-то светлый атом.
Он хочет поиграть
Со всеми нами в прятки,
Чтоб после радость дать
Разгаданной загадки!
Но так шутить нельзя
Мучительно-серьёзно,
И в мёртвые глаза
Смотреть веселью поздно.
Не правда ль, слишком зла
Для нашего рассудка, —
Так далеко зашла
Вся эта шутка?

Путь йоги. Какой он?

Йога — начало пути

С ложно найти тех, кто ни разу не слышал о йоге. Множество студий, центров, преподавателей, различных мероприятий сегодня предлагают нам пройти в мир йоги и познакомиться с этой древней системой развития человека. И, конечно, у каждого путь йоги будет свой.

Начало пути йоги у кого-то может быть, например, таким. Всё начинается с похода за здоровьем в фитнес-центр на йога-класс. Умирая там от скуки, человек ещё долго не понимает, что хорошего в «этой йоге»… Но какая-то неведомая сила заставляет сталкиваться с йогой вновь и вновь.

И вот он уже отказался от мяса, мысленно повторяет: «аскеза – наше всё», берёт очередной обет, круг друзей и товарищей стремительно меняется, а проводить время на праздных вечеринках, принимать алкоголь и чувствовать запах сигарет в радиусе десяти метров становится просто невыносимым…

Йога пришла в нашу жизнь. Примеров того, как мы с ней столкнулись, на самом деле, столько же, сколько судеб, обусловленных кармой каждого из нас.

Да, каждый по своим личным причинам начинает искать инструмент для изменения себя.

Йога – путь к здоровью?

Чаще всего современный западный человек считает, что так и есть.

А немного позанимавшись на коврике, может ощутить прилив сил, улучшение физического здоровья, почувствовать спокойствие и умиротворенность от практик, которые так хочется сохранить и привнести в повседневную жизнь.

Практика йоги даёт больше энергии, и мы можем направить её на более эффективную реализацию своих непосредственных обязанностей, стремимся к большей осознанности в каждый момент нашей жизни.

На вопрос – что же такое йога? – можно ответить: йога – это путь к совершенству. Многие современники понимают йогу как путь к физическому совершенству и более ничего. Стремясь наиболее интенсивно закрутиться в ту или иную асану, развить нечеловеческую гибкость и выносливость, считают, что в таком контексте йога – путь к успеху.

Какой же он, классический путь йоги?

Нам доступны многие древние писания, раскрывающие путь к познанию себя через практики. Наиболее авторитетным считается восьмеричный путь йоги, описанный в труде Патанджали «Йога-сутры Патанджали». Это классический путь йоги. Если проходить его именно в таком порядке, то высока вероятность достичь высот в йоге и сделать это весьма эффективно.

В былые времена практике йоги передавались только под присмотром учителя. Поэтому наличие более компетентных людей для прохождения пути йоги и достижения в нём высот – это залог успеха.

Давайте всё же попробуем разобраться:

Путь йоги – это гимнастические упражнения или индивидуальный путь спасения?

Восьмеричный путь Патанджали включает в себя Яму, Нияму, Асану, Пранаяму, Пратьяхару, Дхарану, Дхьяну и Самадхи.

Яма и Нияма – набор морально-нравственных качеств, таких как ненасилие, правдивость, не присвоение чужого, не накопительство, воздержание от чувственных наслаждений, чистота, самодисциплина и аскетизм, скромность и оптимистичный настрой, самообразование, посвящение своей деятельности высшим целям, развитие альтруизма. На этих двух начальных ступенях практику предписано развить в себе данные качества и лишь после этого идти дальше.

Следующая ступень – асана. В современном западном обществе чаще всего с йогой ассоциируют только асану. В «Йога-сутрах Патанджали» упоминается об асане лишь в одном месте и говорится следующее: «Асана – удобное, устойчивое положение тела».

В другом авторитетном и глубоком трактате «Хатха-йога Прадипике» есть немного иной взгляд на путь йоги, и асанам уделяется значительно больше внимания.

Там говорится, что посредством регулярной практики асан возможно обрести контроль над своим телом, изменить, очистить энергию и получить контроль над умом. Также работа с физическим телом позволяет подготовить тело для долгого сидения в медитативных асанах.

Следующим шагом на пути йоги является Пранаяма. Пранаяма — это путь к тайнам йоги. Прана – это универсальная энергия, которой пронизано всё мироздание, за счёт частиц праны мы можем осуществлять жизнедеятельность.

На этапе знакомства с пранаямой предстоит овладеть дыхательными техниками, способствующими очищению нашего тонкого и физического тела, насыщению его праной. И уже на этом этапе нам будет крайне важным иметь тело, готовое находиться в статичном положении с прямой спиной и скрещенными ногами. Таким образом, переход на ступень пранаямы должен выполняться после качественной очистки тела физическим воздействием на предыдущей ступени посредством асан, бандх, крий.

Хатха-йогой считаются первые четыре ступени из восьмеричного пути Патанджали, то есть яма, нияма, асана и пранаяма.

В «Хатха-йоге Прадипике» написано: «Две силы – ум и прана – поддерживают ритм жизни и сознания. Методами йоги тело можно привнести в состояние такой тонкости и чистоты, что оно трансформируется в йогическое тело, не подверженное старению и болезням.»

Чтобы идти к следующим ступеням йоги, необходимо усвоить следующие важные понятия: карма, реинкарнация, аскеза и тапас.

Карма означает действие. Всё, что с нами происходит, имеет причины, и все наши действия будут иметь последствия.

Реинкарнация или перерождение.

Практику йоги важно понимать, что результаты предыдущих жизней мы можем получать в виде определенных событий в этой жизни, а следующие рождения понесут отпечатки наших сегодняшних поступков.

Аскеза – это состояние, при котором мы испытываем дискомфорт и причиняем его себе осознанно.

Тапас – это огонь практики. Есть такое сравнение: если карма – это семена наших предыдущих деяний, которым суждено прорасти, то тапас – это сковородка, на которой мы сможем поджарить эти семена и не дать им взойти. Таким образом, энергия практик позволяет нам трансформировать и перерабатывать семена наших деяний и облегчать их последствия.

Следующая ступень йоги – пратьяхара. Это первая ступень на пути йоги, которую можно отнести к внутренним практикам.

Пратьяхара — это практика контроля над чувствами, позволяющая им не входить в контакт со своими объектами.

На этом этапе практикующему необходимо развить осознанность по отношению к проявлениям каждого из пяти органов чувств и найти подходы к их контролю. Пратьяхара крайне важна как для тех, кто планирует идти на следующие ступени пути йоги, так и для обычных людей. Ведь умея контролировать свои органы чувств, мы можем гораздо эффективнее взаимодействовать с внешним миром и контактировать с другими людьми.

Следующие три ступени на пути йоги – дхарана, дхьяна и самадхи. Это концентрация, медитация и совершенство. Для восхождения по этим ступеням необходима помощь, энергия и наставления более опытных практиков или учителей.

Здесь хочется вспомнить слова Паттабхи Джойса: Йога – это 99% практики и лишь 1% теории». В случае с развитием концентрации и медитации важно об этом помнить, ведь сколько бы книг, лекций и наставлений гуру Вы не получали, если время Вашей практики будет стремиться к нулю, то таков будет и результат.

Медитация

«Самадхи – это вершина восьмеричного пути. Это результат тотальной однонаправленности ума и расширения сознания от мирского восприятия до восприятия космического сознания. Это вневременное состояние за пределами рождения, смерти, начала, конца.»

Однако важно понимать, что самадхи – это не конец. Если человек, достигнув самадхи, не встал на путь бескорыстного служения развитию живых существ, то все страсти к нему рано или поздно вернутся. Выход – это путь Бодхисаттвы, состояние, в котором человек живет не для себя, а для служения идеалам духовных ценностей в обществе. Лучшая из форм служения – это распространение знаний.

Таким образом, важно понимать, что путь йоги, имеющий конечной целью самадхи, – это путь эгоистичный, нарушающий основные космические законы и приводящий в конечном счете к накоплению негативной кармы.

И только путь безкорыстного служения на благо других (путь Бодхисаттвы) есть наиболее эффективный способ продвигаться по пути йоги, достигнув в ней высот, иметь шанс на дальнейшее развитие и адекватное существование, в том числе и в будущих жизнях.

В заключении хотелось бы напомнить, что йога – это, прежде всего, практика. Будда говорил: «Нет пути к счастью, счастье и есть путь». Так и с йогой. Йога — это путь и философия жизни, путь познания себя и этого мира через работу над собой.

Будьте усердны и полны вдохновения, успехов Вам на пути йоги!

Виктор Бойко: йога начинается с расслабления

В йоге существует множество духовных, психических и физических практик. Различные йогические школы акцентируют внимание на тех или иных гранях этой традиции. Направление классической йоги, делающее упор на глубоком ментальном расслаблении, медитации, а также оздоровлении организма, практикуется в школе Виктора Бойко.

Биография Виктора Сергеевича Бойко

Виктор Сергеевич Бойко родился в поселке Ички (Советское), который находится в Крыму. По образованию он инженер-строитель, окончил Севастопольский приборостроительный институт. Первые сведения о йоге получил из фантастического романа Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Практиковать эту традицию Бойко начал еще в 1971 году, используя для обучения классический труд йогина Айенгара «Йога дипика».

Сила метода в искусстве коммуникации

В своей книге «Йога. Искусство коммуникации» Виктор Сергеевич Бойко отмечает, что целью этой древней практики является налаживание контакта, коммуникации сначала с собственным телом, а затем — со своей психикой или бессознательным. Это медленная и скрупулезная работа, дающая в конечном итоге прекрасные результаты. Школа Бойко практикует, в основном, медитативные аспекты древней традиции, которые дают мощный терапевтический эффект.

На собственном примере

Начав заниматься йогой и прозанимавшись несколько лет, Виктор Сергеевич Бойко пришел к пониманию, что для него, из-за плотной комплекции, в принципе недостижима гипермобильность, которой он хотел достичь. Это подвигло его параллельно ознакомиться с различными восточными практиками, биомеханикой, физиологией движения и т.д. Благодаря дополнительным знаниям и непрекращающимся занятиям йогой, у него сложилось понимание классической «Сутры» Патанджали.

Индийская философия йоги

Хотя Бойко практикует аспекты традиции, полностью базирующиеся на наследии Патанджали, считающегося основателем классической йоги, в том числе ее философско-религиозной стороны, его не интересует метафизика данной традиции. По его словам, философия данной традиции не может быть сегодня руководством к действию.

Йога Нидра — замечательное искусство

Одной из ключевых техник, применяемых Бойко и его последователями в процессе занятий, является йога Нидра, называемая еще йогой сна или же йогическим сном. Данная психотехника была создана в середине XX века известным йогином Свами Сатьянанда Сарасвати на основе древних техник и научных исследований по физиологии мозга. Если описывать кратко, то данная техника выполняется следующим образом: адепт принимает Шавасану (позу мертвеца), закрывает глаза и расслабляется. Инструктор называет определенные части тела, дает указания мысленно выполнять определенные действия.

Скрытые аспекты практики, гармония и внутренний баланс

В книге Виктора Сергеевича Бойко «Йога: скрытые аспекты практики» рассматриваются проблемы этой традиции и некоторые практические рекомендации по ее освоению. Там утверждается, что при надлежащем уровне овладения этой традицией, адепт получает ясность восприятия мира, чувство счастья и познание самого себя. Вместе с тем, автор останавливается на «скрытых аспектах», он обращает внимание на опасность занятия такими техниками, как медитация, пранаяма и самьяма без соответствующей подготовки и опытного наставника. Бойко отмечает следующие преимущества данной практики:

  • отсутствие необходимости в специальных приспособлениях или особых помещениях;
  • благотворное воздействие практики не только на тело, но и на психику;
  • тысячелетия существования данной традиции, что позволило методом проб и ошибок выработать безопасные и эффективные техники;
  • способность глубоко расслаблять тело и сознание адепта.

Школа йоги Виктора Бойко — Реал йога

Центр классической йоги и йогатерапии или Школа йоги Виктора Бойко находится в Москве. Имеется ряд филиалов в следующих городах: Брянск, Владивосток, Донецк, Екатеринбург, Калуга, Киев, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Обнинск, Одесса, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург, Томск, Уссурийск, Челябинск, Хабаровск, Ярославль. Есть филиалы и в Израиле. В интернете школа представлена порталом RealYoga. Там имеются контактные данные, как самой школы, так и ее филиалов. Иногда по названию портала школу Виктора Бойко неофициально называют «Реал йога». Школа не декларирует какие-то узкие направления деятельности, как-то «помогаем восстановить фигуру после родов». Ее цель — помочь адепту обрести новое качество жизни, открыть дополнительные возможности физического и духовного оздоровления. В школе Бойко особо подчеркивают, что придерживаются исключительно классической традиции и не практикуют такие модные ныне направления как акройога, йогабит или йогалатес. Ключевые практики — классические асаны и релаксационные медитативные техники.

Как проходят занятия

Отличием школы Виктора Бойко от многих других является индивидуальный подход к адептам. Если на ознакомительном занятии может присутствовать несколько десятков человек, то на обычных занятиях — не более тринадцати. При этом занятия не являются коллективными, т.е. ученики не совершают одновременно одни и те же действия по указаниям инструктора, а занимаются по индивидуальной программе (исключением являются занятия в детских группах).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector