Созерцание | Masajista.ru

Созерцание

Значение слова &laquoсозерцание»

1. Действие по знач. глаг. созерцать. Я так увлекся созерцанием звездного неба, что совершенно забыл о том, где я нахожусь. Арсеньев, Дерсу Узала. В часы углубленного созерцания своих деяний Прохор много передумал. Шишков, Угрюм-река.

2. Углубление в свой внутренний духовный мир. Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор —, заботы жизни требовали ее участия. Л. Толстой, Война и мир.

3. Филос. Процесс непосредственного восприятия действительности. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Ленин, Философские тетради.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. Термин получил категориальный статус в кантианстве, где его прототипом послужило слово нем. Anschauung, то есть «наглядное представление» (корень нем. schau: шау), неопосредованный мышлением акт познания.

СОЗЕРЦА’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. созерцать (книжн.). С. природы. Погрузиться в с. чего-н. 2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию. 3. То же, что интуиция в 1 знач. (филос.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

созерцание

1. книжн. действие по значению гл. созерцать

2. пассивная погружённость в свой внутренний мир; мечтательность

3. филос. начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: долетать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Слово созерцание

Слово состоит из 10 букв: первая с, вторая о, третья з, четвёртая е, пятая р, шестая ц, седьмая а, восьмая н, девятая и, последняя е,

Слово созерцание английскими буквами(транслитом) — sozertsanie

  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква ц встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ц
  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква е встречается 2 раза. Слова с 2 буквами е
  • Буква з встречается 1 раз. Слова с 1 буквой з
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о

Значения слова созерцание. Что такое созерцание?

СОЗЕРЦАНИЕ чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистич. филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции.

СОЗЕРЦАНИЕ — прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл.

СОЗЕРЦАНИЕ — чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его понимания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках — лат. Intuitio, нем. Anschauung).

Новая философская энциклопедия. — 2003

СОЗЕРЦАНИЕ — в платонизме: прямое видение разумом идей в вечном и неизменном горнем мире, источник истинного знания. По Аристотелю,»метафизическое созерцание позволяет нам изредка пережить то, что Бог переживает всегда»…

Краткий религиозно-философский словарь. — 1996

СОЗЕРЦАНИЕ — внимательное наблюдение. Любое созерцание предполагает определенную долю радости, связанную, прежде всего, с глубоким опытом покоя: первой формой созерцания было у древних созерцание звездного неба.

Жюлиа Д. Философский словарь. — М., 2000

Созерцание В философии Святых Отцов слово » созерцание» – θεωρία (феория) – имеет онтологический и гносеологический смысл. Оно означает: молитвенно-благодатное сосредоточение души на надумных тайнах, которыми изобилует не только Троическое Божество…

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Созерцание Привычка находить удовольствие не столько в действии, сколько в мысли предохраняет от глупости и излишней любви к власти; она помогает сохранить спокойствие в несчастьи и мир в душе среди забот.

Философский словарь разума, материи, морали

Созерцание формы — созерцание пространства и времени, в котором упорядочиваются ощущения; суть данные рассудка, готовые формы чувственного созерцания, непосредственно постигаемого, в отличие от опосредованного познания…

Начала современного естествознания. — 2006

СОЗЕРЦАНИЕ ФОРМЫ – в кантовском смысле пространство и время, в которых упорядочиваются ощущения; они суть данные рассудка, готовые формы чувственного соэерцания, а рйог$, независимые от опьтга, а скорее лишь создающие для него возможность.

Евразийская мудрость от А до Я

СОЗЕРЦАНИЯ ФОРМЫ — в кантовском смысле пространство и время, в которых упорядочиваются ощущения; они суть данные рассудка, готовые формы чувственного созерцания, a priori, независимые от опыта, а скорее лишь создающие для него возможность.

СУЩНОСТИ СОЗЕРЦАНИЕ, созерцание идеи, значения – духовный акт, с помощью которого человек постигает идею вещи, значение сущности или непосредственно, или опосредованно через восприятие соответствующей вещи.

СОЗЕРЦАНИЕ (СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ) – непосредственный, пассивный способ осознания объекта. При этом объекты, внешний мир действуют на органы чувств человека (ощущения, восприятия), а последний выполняет лишь роль их наблюдателя…

Умственное созерцание или умственное воззрение (intellectuelle Anschauung) — предполагаемая некоторыми мыслителями способность познавать сверхчувственное не только дискурсивно, в понятиях, но интуитивно, через непосредственное его восприятие.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Созерцание. Теория и праксис в античности

Созерцание. Теория и праксис в античности Итак, если знание имеет дело с тем, что иначе быть не может, то оно выявляет бытие и сущее, а значит, и философия призвана не порождать, но показывать то, что есть само по себе…

История философии Запад-Россия-Восток. Кн. 1

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова созерцание

Такие вещи надо хранить в тех местах, где их созерцание доступно многим.

Но Соединенные Штаты, где всего два телескопа вполне успешно отслеживают все потенциально опасные небесные тела, посчитали дополнительные расходы на созерцание неба излишними.

Созерцание

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «СОЗЕРЦАНИЕ» в других словарях:

созерцание — См … Словарь синонимов

СОЗЕРЦАНИЕ — СОЗЕРЦАНИЕ, созерцания, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. созерцать (книжн.). Созерцание природы. Погрузиться в созерцание чего нибудь. 2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию. 3. То же, что интуиция в 1 … Толковый словарь Ушакова

Созерцание — Созерцание ♦ Contemplation Внимательный и бескорыстный взгляд. Метафорически созерцание означает способность сознания познавать, не стремясь к обладанию, использованию или вынесению суждения о познаваемом. Созерцание есть вершина духовной… … Философский словарь Спонвиля

СОЗЕРЦАНИЕ — в философии процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией … Большой Энциклопедический словарь

СОЗЕРЦАНИЕ — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. В западно европейской философской традиции выделяют два основных понимания С. Первое из них восходит к Платону. У него С. представляет собой… … Новейший философский словарь

СОЗЕРЦАНИЕ — СОЗЕРЦАНИЕ, я, ср. 1. см. созерцать. 2. В философии: процесс непосредственного восприятия действительности, начальная, чувственная ступень познания. От живого созерцания к абстрактному мышлению. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

СОЗЕРЦАНИЕ — англ. contemplation/meditation; нем. Kontemplation. 1. Эмпирическая ступень познания, основу к рой составляет непосредственное чувственное отражение объекта. 2. Вдумчивое наблюдение, внимательное рассмотрение и изучение; медитация. 3. Духовный… … Энциклопедия социологии

Созерцание — Кантианство … Википедия

созерцание — я, только ед., с. 1) (чего) Рассматривание кого л. или чего л., наблюдение за кем л. или чем л. Созерцание природы. В детстве, до моей памяти об этом, я постоянно жил в удивлении и созерцании вещей мира, какими они в действительности существуют,… … Популярный словарь русского языка

СОЗЕРЦАНИЕ — внимательное наблюдение. Любое созерцание предполагает определенную долю радости, связанную, прежде всего, с глубоким опытом покоя: первой формой созерцания было у древних созерцание звездного неба. Греческие философы и вслед за ними мистики… … Философский словарь

Значение слова созерцание

созерцание в словаре кроссвордиста

созерцание

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

созерцания, мн. нет, ср.

Действие по глаг. созерцать (книжн.). Созерцание природы. Погрузиться в созерцание чего-н.

Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию.

То же, что интуиция в 1 знач. (филос.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

В философии: процесс непосредственного восприятия действительности, начальная, чувственная ступень познания. От живого созерцания — к абстрактному мышлению.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ср. Начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека (в философии).

Процесс действия по знач. глаг.: созерцать.

Пассивная самоуглубленность в свой внутренний мир; мечтательность.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

в философии — процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией.

Большая Советская Энциклопедия

чувственная ступень познания (см. Отражение , Теория познания ). В идеалистической философской традиции можно выделить два основных понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции . Первое из этих пониманий восходит к Платону , у которого С. выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе понимание развивалось И. Кантом , который противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида С. ≈ «эмпирическое» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»).

Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внешнего мира, действующего на органы чувств человека. «Главный недостаток всего предшествующего материализма ≈ включая и фейербаховский ≈ заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.

Лит. см. при ст. Теория познания .

Созерцание — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. Термин получил категориальный статус в кантианстве , где его прототипом послужило слово , то есть «наглядное представление» , неопосредованный мышлением акт познания.

  • Созерцание — чувственная ступень познания.
  • Умственное созерцание — предполагаемая философами способность познавать сверхчувственное не только дискурсивно, в понятиях, но интуитивно, через непосредственное его восприятие.

Также:

  • Созерцание — название одного из альбомов проекта «Биопсихоз».

Примеры употребления слова созерцание в литературе.

Когда Абба стоял здесь, вглядываясь в летнее небо и забываясь в созерцании облаков, похожих — на рыбачьи лодки, на стада овец, на огромные щетки или на слонов, он ощущал присутствие Бога, Его промысел и Его милосердие.

Одно из мучений Агра — чувство бессильного стыда и созерцание собственного убожества.

И божественный Амон, до которого не долетала с земли ни одна молитва, опустив руки на колени, все больше углублялся в созерцание собственной божественности, а в мире продолжали царить слепой произвол и случай.

Молитва расшалившегося мальчугана жаворонком взвилась к небу и, трепеща крылышками, поднималась все выше и выше, до самого престола, где предвечный Амон, сложив на коленях руки, углубился в созерцание своего всемогущества.

Она же глазиком блеснула И губки язычком лизнула Крысиным личком, как Лилит Прильнула к мне и говорит: Что, блядь, сука Пидер гнойный Говно недокушенное Вынь хуй изо рта А то картавишь что-то Тут необходимо авторское пояснение, что весь мат, объявляющийся на пределах текста не житейско-повседневного, представляет собой как-бы язык сакральный, ныне исчезнувший, изношенный в своей сакральности и обнаруживающийся как всплески неких чувств, неуправляемых обычным житейским жизнепроявлением, неразрешимых простым словоопределением, но и не складывающимся, по причине давней утраченности, затемненности первооснов, его породивших, в систему метафизической осмысленности, но лишь как изумление, ясное и недостижимо-несмываемое стояние перед лицом чуда, светящегося ликом женским, с набухшим теплым молоком мягкой груди, покрытой нежным, растянутой от внутреннего переполнения кожей, сквозь которую просвечивают чуть расплывачатые обрисовывающие мягкие изгибы форм, голубоватые прожилки, ключицы, кости плеч и предплечий смутно

Именно обращение к идее схематизма чистого созерцания позволяет Гильберту по-новому, в отличие от традиционной дилемы эмпиризма и рационализма, обосновать аподиктический характер математического знания.

И, поглощенный созерцанием леса, Асмодей не сразу обнаружил перемены в самой летательной лодке.

Это был свой интимный мир понимающих друг друга взглядов, нежных касаний, тихих разговоров, мир ощущений и созерцания, бездейственный и незащищенный, но правдивый.

Что касается джентльменов, то все они спокойно покуривали свои трубки и казались погруженными в созерцание синих и белых изразцов, которыми был облицован камин, с благочестиво изображенными на них сценами из священного писания.

Рождение в мире брахмалока достигается путем накопления добродетелей и достижением совершенства в созерцании.

Хотя Валтасар Клаас никогда не помнил о настоящем, все же, если он отрывался от таинственных своих созерцаний, если нежность и общительность оживляли его задумчивое лицо, если его пристальный взор, выражая сердечное чувство, терял свой суровый блеск, если он оглядывался вокруг себя, возвращаясь к жизни реальной и обыденной, трудно было тогда не воздать чести пленительной красоте его лица и отпечатлевшемуся на нем изяществу ума.

Погруженный тогда в созерцание ее лица, оливковая смуглость которого выступала на сером фоне, привлекая и радуя взгляд, Валтасар встал, взял жену на руки и отнес ее на диван.

От долгого созерцания этого шествия доктору захотелось вдруг взбрыкнуть на месте, как это делают ребятишки, и помчаться прочь с неистовым гиканьем, но бегать он уже давно не мог из-за одышки.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

На этой стадии соотнесенные друг с другом самосознающие субъекты возвысились, следовательно, через снятие их неодинаковой особенности единичности до сознания их реальной всеобщности — всем им присущей свободы — и тем самым до созерцания определенного тождества их друг с другом.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: sozertsanie
Задом наперед читается как: еинацрезос
Созерцание состоит из 10 букв

Созерцание

Чтение Священного Писания, молитва, общение с природой — все это разные формы созерцания.

Чтобы полностью понять суть происходящего в ваших занятиях, необходимо прочесть много книг о том, что мысль является фундаментом духовного самосовершенствования. Воспользуйтесь этой необходимостью для воспитания в себе способности к созерцанию. Подберите себе библиотечку книг, написанных теми, кто уже освободил свое осознание или достиг его высших стадий.

Цитаты из многих таких книг использованы в этом издании. Каждый день утром или вечером открывайте книгу наугад и читайте, пока не найдете предложение или параграф, над которыми стоит работать. В течение дня постарайтесь вспомнить прочитанное, рассматривая свою жизнь через его призму. Благодаря этому ваше восприятие окружающего мира со временем изменится, и вы научитесь лучше понимать суть действительности.

Созерцание может воплощаться и в свободной форме. Так, Торо писал:

«Иногда я садился у залитой солнцем входной двери; и сидел так от рассвета до полудня, полностью погрузившись в мир грез, среди сосен, гиккори и сумаха, в девственном покое и одиночестве; вокруг птицы пели и бесшумно летали над крышей дома.
Лишь лучи закатного солнца, вливавшиеся через западное окно, да поскрипывание повозки на дальней дороге возвращали мне чувство времени. В то время я рос, словно кукуруза летней ночью, и мне было так хорошо, как никогда не бывает даже от работы, выполненной своими руками. Нельзя сказать, что это время было вычеркнуто из моей жизни; скорее наоборот, я получал гораздо больше, чем мне было отведено. Я понял, что подразумевают восточные люди под созерцанием и отказом от работы.
Так что, крайне редко и я становлюсь в некоторой степени йогом».

Как раз теперь мир грез, о котором пишет Торо, понятен и нам. Наиболее близкий нам способ созерцания заключается в том, чтобы пустить разум в свободный полет вокруг определенной мысли или идеи, полностью расслабившись и одновременно сосредоточившись на ней. Такая форма созерцания почти ничем не отличается от практически бесформенной молитвы, сообщенной нам Сан-Хуан де Ла Крус. Сама молитва может варьировать от простейшего и молчаливого раскрытия души до весьма личного общения с Богом.

Собираясь уединиться для молитвы, освободи разум свой от всякой мысли о том, что только что делал или собирался делать. Отбрось любые мысли, как хорошие, так и плохие. В молитве своей не говори слов, если действительно не привык к этому, но если ты молишься вслух, то не обращай внимания, много ли в молитве слов или мало. Не думай ни о силе слов, ни об их значении. Не задумывайся о том, какую молитву произносишь, ни о том, молишься ли внутренне, с помощью мыслей, или произносишь молитву вслух, словами. Удостоверься, что в сознании твоем не осталось ничего, кроме неприкрытого стремления достигнуть Бога. Освободи это намерение от любой сугубой идеи о Боге (то есть как Он выглядит Сам и в Своих деяниях), оставь лишь простое осознание, что Он — это Он. Молю тебя, позволь Ему остаться таким и не принуждай Его быть другим. Не тщись проникнуть в Него глубже; встань на Его вере, яко на земной тверди. Это осознание, лишенное всяких идей и намеренно связанное с твоей верой, скрепленное с нею, оставит в пустоте твою мысль и твою привязанность; лишь сама мысль да ощущение самого себя останутся в тебе. И почувствуешь ты, как все твои желания возопят к Богу и скажут ему: Вот, приношу Тебе, Господи, то, что я есть, невзирая на то, кто Ты есть, но лишь потому, что Ты есть единый; и будет так, и ничего больше. Пусть эта молчаливая тьма станет тебе разумом и зеркалом, в котором узришь себя. Ибо хочу я, чтобы твои помыслы о тебе самом были столь же наги и просты, сколь мысль твоя о Боге, — и тогда ты духовно воссоединишься с Ним, не раздробив и не растеряв своего разума. Он есть ты, и ты в Нем такой, как ты есть, — не только потому, что Он есть причина и высшее воплощение всего сущего, но потому, что Он — причина твоя и ядро твоего бытия. Итак, созерцая, думай о самом себе и о Нем одинаково, просто осознавая, что Онтаков, как Он есть, и ты такой, какой ты есть. И тогда мысль твоя не разрушится и не пропадет, но соединится в Нем, ибо Он — это все сущее. Оставь свои мысли нагими и будь беспристрастен, принимай себя таким, как ты есть, — и тогда благодать коснется тебя, и войдет в тебя вместе с познанием Бога, каким Он есть на самом деле. Так подними очи к небесам, и возрадуйся, и обратись к Господу своему словами или мыслями: Вот, приношу тебе, Господи, то, что я есть, ибо Ты воплощение всему. Не иди дальше, но оставайся в нагом, ясном, первозданном осознании, что ты — это ты.

Сан-Хуан де Ла Крус Восхождение на гору Кармель

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

— Второзаконие 6, 4-9; Ветхий Завет

Где бы ты ни оказался, везде ты можешь с помощью молитвы восставить алтарь Господу в разуме своем. — Откровенные рассказы странника Как ты просишь Бога, так он тебе и отвечает.

Я почувствовала, что лучше говорить с Господом, чем о нем.

Ты молишься тому, что любишь; воистину, молитва есть не что иное, как любовь!

Наиболее пригодным для созерцания объектом является природа, так как окружающий мир способен вдохновить нас и подвести к пониманию единства всего сущего. Вот способы открыть для себя природу, описанные Сурья Сингер и Сома Кришной:

Солнечные блики на поверхности бурлящей воды вернули нас в детство и перенесли к подножию престола Господня. Вы видепи когда-нибудь, как младенец смотрит на лампу или луну? Новорожденные и маленькие дети естественным образом открывают для себя духовные техники: они задерживают дыхание, смотрят немигающим взглядом, стоят на голове, подражают животным, кувыркаются, сидят неподвижно и повторяют одни и те же фразы до тех пор, пока все окружающее не перестает для них существовать. Перестаньте задумываться о том, что медитация — это нечто особенное. Прекратите думать вообще. Взгляните на окружающий мир так, как будто вы только что прибыли на Планету Земля. Рассматривайте естественные очертания скал; деревья, которые корнями уходят в глубь земли, а кроной достигают неба; растения и животных, а также их взаимоотношения друг с другом. Взгляните на себя глазами пса, гуляющего по парку. Посмотрите на цветок через его сущность. Постарайтесь рассмотреть гору через ее необъятную массивность. Когда же мозг позволит всем объектам природы вокруг вас оставаться в своей первозданности, исчезнет и мозг, и сами объекты — останется лишь всеобщее единство, которое затаило дыхание.

Чтобы увидеть мир в песчинке, и Рай в диком цветке, опустите бесконечность на раскрытую ладонь и через час на вас снизойдет вечность.

— Уильям Влейк Предчувствия невинности Найдите медитацию, в которой вы сможете с помощью собственных органов чувств впитать природу внутрь себя. Вы можете попробовать некоторые способы из описанных ниже.

Сядьте, оперевшись спиной о ствол самого могучего дерева, какое только найдете; с каждым вдохом впитывайте позвоночником его силу. Постарайтесь почувствовать, что ствол дерева и ваша спина стали единым целым. Поблагодарите дерево.

Возложите себе на голову ветку вечнозеленого растения; почувствуйте, как его сила вливается внутрь вас, как бы заполняя пустой сосуд. Постепенно вы полностью окутаетесь зеленым туманом и ощутите обновление.

Возьмите в руку камень. Почувствуйте его структуру, тяжесть; затем попытайтесь мысленно восстановить его геологическую историю. Сколько ему лет? Откуда он взялся: из глубин земли, или некогда был частью космического метеорита? Вообразите, что превращаетесь в этот камень.

Вдыхая носом и ртом, наполните себя ароматом свежескошенного сена, луговых трав. Пусть этот запах пропитает ваше тело и дух.

Попробуйте на вкус ветер. Что вы ощущаете в нем? Может, он принес с собой соленые морские брызги? Или чистый настой сосновой хвои с зеленых склонов гор? Или горячий, морщинистый воздух пустыни? Попробуйте слизнуть с пальцев ветра снежинки или дождевые капли.

Лягте на прогретую солнцем землю и с благодарностью представьте, как его лучи щедро ласкают неторопливую жизнь почвы. Вообразив себя семечком, почувствуйте, как вы проклевываетесь в росток и тянетесь вверх, к свету.

Вслушайтесь в океанский прибой. Закройте глаза, ощущая, как мощный звук наполняет вашу голову и тело так, что вы начинаете синхронно вибрировать. Попытайтесь услышать, как за пределами прибоя грохочут волны первобытной энергии Вселенной.

Всмотритесь в течение реки. Снимите с себя груз забот и отрицательных эмоций, бросьте его в реку. Подышите глубоко, разрушая скопившиеся вокруг вашего сердца старые окаменевшие напряжения; почувствуйте, как течение слой за слоем снимает с вас корку давних обид и уносит ее в океан. Мысленным взором представьте, что океан ждет эти невзгоды, чтобы нейтрализовать их и вновь превратить в чистую энергию.

— Вернуться в оглавление раздела «Психиатрия.»

Созерцание — это. Практика созерцания. Значение слова «созерцание»

Созерцание – это древнейшая духовная практика. В учении дзен мистическое созерцание является той основой, на которой базируется все духовное развитие человека. Умение созерцать — это искусство, постичь которое под силу не каждому. Созерцание — не для начинающих, созерцать способен только опытный искатель.

Опытный искатель

Кто такой опытный искатель? Это тот человек, который уже отверг или близко подошел к тому, чтобы отвергнуть свое невежество – ночное время суток. Это тот, кто постоянно просит Бога о его бессонной улыбке. Опытный искатель формирует внутри себя беспрекословную любовь к Богу, отрекаясь перед его волей.

Философский смысл понятия «созерцание»

В философском смысле созерцание мира имеет много значений, которые иногда даже противоречат друг другу.

  1. Зрительное созерцание, имеющее специальное значение.
  2. Созерцание как общее восприятие мира.
  3. Нерациональное, непонятийное восприятие действительности.

Но есть и другая группа значений, в которой созерцание – это нечто непосредственное, не имеющее отношение к чувствам. Здесь созерцание предполагает восприятие мира нечувственными значениями, ценностями и прочим. К этой группе относится следующее:

  1. Созерцание как анализ значений математического или логического характера.
  2. Внутренний процесс непосредственного образования идей, то есть созерцание в духе Платона.
  3. Созерцание в кантовском смысле, как нравственное осознание норм и этических принципов.
  4. Созерцание как восприятие совершенного, самого Бога – интеллектуальная форма созерцания в стиле немецкого идеализма.

Практика созерцания

Созерцать — значит познавать мир и его красоту без слов. Человек, который постоянно практикует это учение, не становится более интеллектуально развитым или профессионально пригодным. Тем не менее, умение созерцать способно сделать человека более спокойным, научить его правильно применять те знания, которые он уже имеет. Духовные практики – это прямой путь к развитию и продвижению человека к тому, что называют духом. Практикуя созерцание, искатель ищет прямой путь, чтобы избавиться от эмоций прошлого и тревог о будущем.

Невозможно созерцать мир, не активизируя внутренний диалог, а для этого требуется достаточно много времени. Созерцание прекрасного — это направление внимания не только на внешние, но и на внутренние объекты. Это мастерство, которое доступно для освоения только узкому кругу лиц. Поэтому не следует ожидать, что у вас получится быстро освоить эту практику — она никому не дается сразу. Лишь регулярно занимаясь, можно освободиться от власти навязчивых мыслей и идей и достичь внутреннего равновесия и тишины.

С чего начинать практику

Формы созерцания

Осваивая духовные практики, в частности созерцание, нужно учитывать и форму, так как она тоже имеет значение. Как уже было сказано выше, есть внешняя и внутренняя формы созерцания. Однако любой мастер дзен знает, что понятия «внутри» и «снаружи» имеют чисто дискуссионное значение. При этом внутреннее созерцание требует большей практики и тренировки. Пример такого учения — випассана.

Нужно понимать, что человек — сложное существо, и развития одного внимания будет недостаточно для освоения практики созерцания. Придется менять восприятие и отношение к своей жизни в общем. В первую очередь нужно отказаться от курения, алкогольных напитков, наркотиков, придерживаться здорового питания и образа жизни. Так вы накопите огромное количество энергии, которая необходима для созерцания. Следует уделить внимание и своему психическому состоянию: избавиться от навязчивых мыслей и идей, которые будут мешать разуму правильно воспринимать процесс созерцания.

Созерцательная практика подразумевает непосредственно зрительное восприятие предметов, мир в общем или вообще, внутреннее образование форм, в которых проявляется все вещественное и осмысленное.

Созерцание формы и сущности

В кантовском смысле созерцание формы — это пространство и время, в котором анализируются ощущения. Именно они являются сутью данных разума. Это готовые формы внутреннего созерцания, которые не зависят от опыта, а только дают возможность его обрести. Созерцание идеи и сущности – это духовный процесс, при помощи которого человеку удается постичь идею предмета. По словам Платона, еще до своего переселения в тело душа созерцала идеи. То есть в данном случае созерцание сущности понимается как логическое значение, опосредованное восприятием.

Дзен-практика

Дзен-практику созерцания называют хваду. Буквально этот термин означает «голова речи». В данном случае «голова» — это вершина, на которой исчерпываются мысли и речь. Следовательно, созерцание – это приведение человека в состояние спокойствия и ясности ума, в котором утихает отвлекающая и омрачающая восприятие болтовня. В дзен основным фактором созерцания является поддержание постоянного чувства вопрошания.

Приступив к занятиям, старайтесь всегда поддерживать вопрошание: «Что видишь? Что слышишь?» И прежде чем потускнеет начальный интерес, нужно задать новый вопрос. Таким образом процесс вопрошания не будет прерываться, новый вопрос будет налагаться на предыдущий, и так постоянно. Кроме того, мы должны достичь того, чтобы наложение было регулярным и гладким, но совсем нет необходимости просто автоматически повторять вопрос. Это не мантра. Говорить себе круглосуточно «Что это такое?» бесполезно. Главная задача не в том, чтобы просто повторять слова, а в поддержании чувства вопрошания. Как только этот процесс будет налажен, ум станет спокойным.

Советы искателю

Созерцание – это сражение навязчивых мыслей и сонливости разума с одной стороны и хваду – с другой. В созерцании сосредоточенность и мудрость должны объединяться в одно целое. Без сосредоточенности будет сложно справляться с ложным восприятием, а без мудрости – возрастет неведение. Вы не первый и не последний, кто вступает на этот путь. Поэтому не останавливайтесь, даже если временами вам будет казаться, что эта практика слишком сложна. Все без исключения наставники — и древние, и современные — испытывали определенные трудности на этом пути.

Нужно каждое утро пробуждаться для ночи. Это намерение должно усиливаться с каждым днем, пока не станет неисчерпаемым. Старайтесь контролировать свое поведение, никогда не пренебрегайте моральными заповедями, на которых основана практика созерцания. Когда начнет созревать хваду, а ум станет острее, крайне важно не останавливаться и продолжать занятия. Ведь цель этого учения — полное погружение в хваду. Все остальное должно быть исключено.

Что такое созерцание?

Что такое созерцание?

Созерцание — это высшее выражение умственной и духовной жизни человека. Это духовная жизнь, трезвая, деятельная, вполне сознающая самоё себя. Это духовное чудо. Это непроизволь­ное благоговение перед святостью жизни. Это благодарность за жизнь, за сознание, за существование. Это живое сознание того, что наша жизнь берет начало из невидимого, трансцендентного и бесконечно щедрого Источника. Созерцание — это, прежде всего, осознание реальности этого Источника. Оно знает Источник, неясно, необъяснимо, но с уверенностью, превышающей разум и веру. Ибо созерцание — это своего рода духовное зрение, к которому, в сущности, стремятся и разум, и вера, т.к. без него они неизбежно остаются несовершенными. Однако созерцание это не зрение, потому что оно видит «не видя» и знает «не зная». Это глубочайшая вера, знание, слишком глубокое, чтобы его постичь в словах, образах или понятиях. На него можно намекнуть символами, но в тот момент, когда созерцающий пытается выразить, что он знает, он отрицает то, что утверждал, и отказывается от своих слов. Ибо в созерцании мы знаем, «не зная». Или, точнее, мы знаем, но по другую сторону знания или незнания.

У поэзии, музыки, искусства есть что-то общее с созерцательным опытом. Но созерцание идет дальше эстетической интуиции, дальше искусства, дальше поэзии. Оно идет дальше философии и умозрительного богословия. Оно превосходит, восполняет их, в то же самое время заменяя и отрицая. Созерцание всегда сверх и вне, за пределами нашего знания, наших систем, выше объяснений, рассуждений, выше нас самих. Чтобы войти в мир созерцания, надо в каком-то смысле умереть, но эта смерть оказывается выходом в высшую жизнь. Это смерть во имя той жизни, которая оставляет позади все, что мы знаем и ценим как нашу жизнь и мысль, наш опыт, наши радости.

Таким образом, созерцание вытесняет и отбрасывает все иные формы интуиции и опыта, будь то в искусстве, философии, богословии, в литургическом опыте, или на обычных уровнях любви и веры. Это отрицание, конечно, только мнимое. Созерцание совместимо со всем перечисленным, т.к. является завершением этого разнообразного опыта. Но в самом опыте созерцания все другое мгновенно исчезает. Оно «умирает» для того, что­бы снова родиться на более высоком уровне.

Другими словами, созерцание прикасается к знанию и даже опыту трансцендентного и невыразимого Бога. Оно познает Бога как бы коснувшись Его. Или вернее, как будто его невидимо коснулся Бог. Коснулся Тот, у Кого нет рук, но Кто — подлинная реальность и источник всего, что существует. Поэтому созерцание — это неожиданный дар пробуждения к подлинно реальному. Это ясное сознание бесконечного Существа как основы нашего ограниченного существования. Осознание нашей случайной реальности как получаемой в дар от Бога, как свободный дар любви. Это то экзистенциальное прикосновение, которые мы имеем в виду, когда говорим — метафорически — что нас коснулся Бог.

Созерцание это также ответ на призыв Того, Кто не имеет голоса, и тем не менее говорит во всём, что существует, и Кто говорит в глубине на­шего существа, ибо мы сами — Его слова. Но мы слова, которые должны Ему ответить, отозваться как эхо на Его призыв, и в каком-то смысле даже вместить и выразить Его. Созерцание именно такое эхо. Это отклик из самой глубины нашего духа, в которой сама наша жизнь теряет свой особый голос и отзывается величием и милостью Сокрытого и Живого. Через нас Он отвечает Самому Себе, и Его ответ это божественная жизнь, всеобновляющее божественное творчество. Мы сами становимся Его откликом и Его ответом. Как будто, творя нас, Бог вопрошал, а пробуждая нас к созерцанию, Он отвечает на этот вопрос, так что созерцающий оказывается одновременно и вопросом, и ответом.

Созерцательная жизнь подразумевает два уровня сознания: сознание вопроса и сознание ответа. Хотя это два разных и весьма отличных друг от друга уровня, они в то же время являются осознанием одного и того же. Сам вопрос является ответом, а мы сами — тем и другим. Но мы не можем осознать это, пока не перейдем на другой уровень сознания. Мы пробуждаемся и понимаем, что вопрос — свой же собственный ответ, а не что-то совершенно отличное. И это все можно суммировать в одном сознании — не посылке, а опыте — «Я есмь».

Созерцание, о котором идет речь, это не философия. Это не статическое сознание метафизических сущностей, воспринимаемых, как духовные объекты, неизменяемые и вечные. Это не созерцание абстрактных идей. Это религиозное восприятие Бога через жизнь в Боге или через «сыновство», как говорит Евангелие. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим 8,14.16). «Тем же, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1,12). Итак созерцание, о котором здесь речь, это не обыкновенный религиозный дар. Его нельзя добиться самому умственным усилием, усовершенствованием наших естественных сил. Это не самовнушение, появляющееся в результате сосредоточения на своем внутреннем духовном существе. Это не плод наших усилий, а дар Божий, дар Бога, Который в Своем милосердии завершает тайный и непостижимый акт творчества, просвещая наши ум и сердце, пробуждая в нас сознание, что мы — слова, произнесенные в Его Едином Слове, что Дух Животворящий живет в нас и мы — в Нем. Что мы «во Христе» и Христос в нас. Что наша естественная жизнь восполнена, возвышена, преображена и завершена во Христе Святым Духом. Созерцание — это понимание и осознание, даже в каком-то смысле опыт того, во что каждый христианин неясно верит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2,20).

Поэтому созерцание больше, чем рассмотрение абстрактных истин о Боге, больше, чем даже эмо­циональное размышление о том, во что мы верим. Это пробуждение, просвещение и удивительное интуитивное схватывание, путем которого лю­бовь получает уверенность в творческом и дина­мическом вмешательстве Бога в нашу повседнев­ную жизнь. Стало быть, созерцание не просто «на­ходит» ясную идею Бога и заключает Его в преде­лах этой идеи и держит Его там, как узника, к которому оно всегда может вернуться. Напротив, созерцание уносится в Его царство, в Его тайну и свободу. Это чистое и девственное знание, бедное понятиями, еще более бедное логическими умоза­ключениями, но способное именно благодаря этой бедности и чистоте следовать за Словом.

Созерцание как естественный способ медитации

Дети — самые естественные и непосредственные существа в мире! Они владеют различными духовными техниками и совершенно не задумываются над этим.

Вы видели, как они смотрят на увлекающий их объект? Пристально, на одном дыхании? Они с удовольствием подражают животным, не стыдятся стоять на голове, кувыркаться и произносить одни и те же слова.

Нет необходимости задумываться над тем, что медитация — это что-то невероятно сложное и делать поспешные выводы и суждения относительно нее. Посмотрите на мир глазами человека, который впервые видит этот мир. Рассматривайте особенности окружающего вас мира с любопытством и вниманием, следите за взаимоотношениями животных, растений и птиц. Попробуйте посмотреть на себя со стороны и всем объектам вас окружающим оставаться в первозданном и неизменном виде. Только в этом случае станут невидимыми они и ваше мышление, а будет присутствовать всеобщее единство.

Во время созерцания все ваши чувства и мыслительная деятельность сосредоточены только на определенном действии или объекте (картине, человеке, любви, счастье). Созерцание развивает Сознание и самого человека, позволяет верно определить свой предстоящий путь для самореализации. В результате практических упражнений по Созерцанию у человека исчезают жизненные проблемы, болезни, появляются новые возможности для сохранения и развития энергии, особые интуитивные способности.

Что даёт созерцание?

Созерцание дарит человеку все, что ему может потребоваться для полноценного духовного развития, по мере роста которого изменяется и сам процесс Созерцания. Данные перемены происходят совершенно естественно и незаметно, подстраиваясь под самого человека, практикующего практику Созерцания.

Практика пассивного Созерцания

Займите удобную позу: сядьте так, чтобы спина ваша была максимально расслаблена. Не должно быть дискомфорта и напряжения. Лучше всего сесть на стул, чтобы ступни касались пола, но следите за тем, чтобы ваши колени образовывали на сгибе прямой угол.

Можно проводить упражнения и на полу со скрещенными ногами (или в «позе лотоса»). Главное, чтобы в этом положении вы смогли провести не менее 30 минут без возникновения неприятных, дискомфортных ощущений.

Главный принцип упражнения — его пассивность. Разум при этом должен быть освобожден от всех проблем и мыслительной деятельности. В обычном бодрствующем состоянии разум человека находится в постоянной активности, реагируя на каждый раздражитель и автоматически обрабатывая его. Противоположное этому состоянию сон. Во сне все осознанные мыслительные процессы прекращаются и человек отдыхает.

При пассивном Созерцании возникает совершенно другое состояние — полная пассивность ума. Для этого процесса характерно отсутствие всякого мыслительного процесса, реакции на различные раздражители. Нет никакой аналитической работы. Такое состояние наблюдается в коротком промежутке между дремотой и погружением в сон. Длится оно всего лишь несколько секунд. Именно такое состояние и характерно для человека, находящегося в пассивном Созерцании. Также рекомендую обратить внимание на процесс перезагрузки «Обнуление».

Сначала трудно достигать этого состояния и еще труднее сохранять его. Это вполне естественно. Многие люди, начинающие практиковать подобное упражнение, даже засыпают, особенно, если при этом они еще и находятся в лежачем положении. Но постепенно, постоянно тренируясь и получая бесценный опыт в данной методике, Созерцание поддается освоению и становятся заметны уже первые его положительные результаты.

Постарайтесь перед началом тренировки максимально расслабиться и переключиться на положительные эмоции. Пусть все проблемы останутся позади. Закройте глаза и ни о чем не думайте. Просто отстранитесь от мыслей и переживаний.

Самое главное в тренировке — не поддаться желанию идти за собственными мыслями, развивать их и создавать новые.

Оставайтесь безучастным ко всем образующимся мыслям, способным сорвать тренировку и весь процесс медитации. Не реагируйте на постоянно возникающие раздражители.

Станьте на время обычным наблюдателем собственной жизни и мыслей, не проявляя к ним никакого интереса при этом. Будто бы вы просто наблюдаете за безмятежным, размеренным течением реки в безветренную погоду: она течет сама по себе, а вы просто смотрите на нее, не наблюдая и не следя за каким-то конкретным предметом. Вы знаете, что она течет, но вам это абсолютно безразлично.

Постепенно, практикуя регулярные тренировки, вы научитесь достигать этого «безмыслия». И вы почувствуете, как это прекрасно, когда мысли можно отставить в сторону и насладиться состоянием медитации, во время которого отсутствуют тревоги, переживания и необоснованные иллюзии. Есть только ощущение счастья и одухотворенности.

С любовью Мария Шакти

Способы усиления женской энергии

Как эффективно справиться с обидой?

Как полюбить себя и по-настоящему повысить свою самооценку?

Сложные отношения матери и дочери. Что можно исправить?

Что такое ревность на самом деле?

Что нужно, чтобы стать счастливым человеком?

Значение слова созерцание

Созерцание в словаре кроссвордиста

созерцание

Созерцание Созерца́ние — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. Термин получил категориальный статус в кантианстве, где его прототипом послужило слово , то есть «наглядное представление» (корень : шау), неопосредованный мышлением акт познания.

I ср.Начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека ( в философии ) . II ср.

1.процесс действия по гл. созерцать

2.Пассивная самоуглубленность в свой внутренний мир; мечтательность.

Большой современный толковый словарь русского языка

1. ср. Начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека (в философии).

2. ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: созерцать.
2) Пассивная самоуглубленность в свой внутренний мир; мечтательность.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

В филосифии: процесс непосредственного восприятия действительности, начальна я, чувственная ступень познания От живого созерцания — к абстрактному мышлению. созерцание Словарь русского языка Ожегова

в философии — процесс непосредственного восприятия действительности. В истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией.

Современный толковый словарь, БСЭ

1. ср. Начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека (в философии).

2. ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: созерцать.
2) Пассивная самоуглубленность в свой внутренний мир; мечтательность.

Толковый словарь Ефремовой

созерцания, мн. нет, ср.

1. Действие по глаг. созерцать (книжн.). Созерцание природы. Погрузиться в созерцание чего-н.

2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию.

3. То же, что интуиция в 1 знач. (филос.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

чувственная ступень познания (см. Отражение , Теория познания ). В идеалистической философской традиции можно выделить два основных понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции . Первое из этих пониманий восходит к Платону , у которого С. выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания ‘по истине’. Второе понимание развивалось И. Кантом , который противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида С. — ‘эмпирическое’ (сознание об индивидуальном предмете) и ‘эйдетическое’, предметом которого является сущность (‘эйдос’). Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внешнего мира, действующего на органы чувств человека. ‘Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно’ (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с.
1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.Лит . см. при ст. Теория познания .

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

пассивная погружённость в свой внутренний мир; мечтательность начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека

При этом, по мнению Гуссерля, наряду с «простым», эмпирическим созерцанием феномена может возникнуть и некое особое «сущностное созерцание », обладающее всеми чертами интуиции: «Каким бы ни было индивидуальное созерцание , адекватным или нет, оно может обра­титься в сущностное глядение.

Мы знаем, как дико зазвучат во многих ушах имена Гомера и Гоголя, поставленные рядом; но пусть прижимают, как котят, сказанное нами теперь твердым голосом; впрочем, мы хотим предупредить здесь одно недоразумение: только неблагонамеренные люди могут сказать, что мы «Мертвые души» называем «Илиадой»; мы не то говорим: мы видим разницу в содержании поэм; в «Илиаде» является Греция со своим миром, со своею эпохою и, следовательно, содержание само уже кладет здесь разницу;[2] конечно, «Илиада» именно, эпос, так исключительно некогда обнявший все, не может повториться; но эпическое созерцание , это говорим мы прямо, эпическое созерцание Гоголя — древнее, истинное, то же, какое и у Гомера; и только у одного Гоголя видим мы это созерцание , только он обладает им, только с Гоголем, у него, из-под его творческой руки восстает, наконец, древний, истинный эпос, надолго оставлявший мир, — самобытный, полный вечно свежей, спокойной жизни, без всякого излишества.

В «Маха Сатипаттхана сутте» Будда сказал: «Постоянно практикуйте созерцание тела, созерцание чувств, созерцание ума и объектов ума».

Мы знаем, как дико зазвучат во многих ушах имена Гомера и Гоголя, поставленные рядом; но пусть принимают, как хотят, сказанное нами теперь твердым голосом; впрочем, мы хотим предупредить здесь одно недоразумение: только неблагонамеренные люди могут сказать, что мы «Мертвые души» называем «Илиадой»; мы не то говорим: мы видим разницу в содержании поэм; в «Илиаде» является Греция со своим миром, со своею эпохою и, следовательно, содержание само уже кладет здесь разницу[2]; конечно, «Илиада» именно, эпос, так исключительно некогда обнявший все, не может повториться; но эпическое созерцание , это говорим мы прямо, эпическое созерцание Гоголя – древнее, истинное, то же, какое и у Гомера; и только у одного Гоголя видим мы это созерцание , только он обладает им, только с Гоголем, у него, из-под его творческой руки восстает, наконец, древний, истинный эпос, надолго оставлявший мир, – самобытный, полный вечно свежей, спокойной жизни, без всякого излишества.

Поэтому очень трудно пересказывать содержание повестей графа Соллогуба: в них важны не завязка с развязкою, не внешнее событие, а то внутреннее созерцание , которого сюжет служит только выражением и которое постигается и оценивается только созерцанием же.

Последние два стиха в пьесе прекрасны, но не вполне удовлетворительны по мысли: в них слишком много сделано уступки, вместо которой читатель самою пьесою настроен ожидать, что поэт определит и объяснит, почему неодушевленные явления природы производят на него впечатления живых индивидуальных существ, и в ярком образе, замыкающем стихотворение, примирит чисто поэтическое созерцание древних с нашим, на опыте и науке основанным, и все-таки поэтическим созерцанием природы.

В согласии с общим замечанием выше, они возникают на высшей стадии созерцания ; совокупность же главных стадий, или санъяма, здесь такова: концентрация, или фиксация сознания на внешнем объекте или телесном, возможно, внутреннем, локусе (последнему и отвечают «внутренние чувства») -сфокусированность сознания на созерцаемом, или собственно созерцание , дхьяна – наконец, йогическое сосредоточение, самадхи: «когда созерцание проявляется лишь как форма созерцаемого, будучи как бы лишенным своей собственной формы .

Ее высшая ступень, « созерцание по образу Преображения», есть созерцание-соединение с Божественной Личностью, Ипостасью; и, в отличие от соединения с Единым, такое соединение есть процесс личностного строительства, конституция личности: без утраты собственной идентичности, «залога личности», человек входит, включается и претворяется (хотя не сущностью своей, а энергиями) в бытие личности как таковой, Ипостаси, в «личное бытие-общение», по формуле современного православного богословия.

В русском для его обозначения была использована калька с немецкого «Weltanschauung» (буквально: «миросозерцание» или « созерцание мира»).

И в новом христианстве должно быть созерцание , ибо само созерцание есть сокровенное действие, преображение мира.

Что такое Созерцание

Созерцание – древнейшая духовная практика. В учении дзен мистическое созерцание является фундаментом, на котором строится всё духовное развитие человека. Что такое созерцание? На этот вопрос, насколько это в человеческих силах, постарается дать ответ данная статья.

Созерцание есть направление внимания на внешние и внутренние объекты, без дальнейшего возникновения мысли. Созерцание мира без активизации внутреннего диалога в течение длительного времени – величайшее мастерство, доступное очень узкому кругу лиц. Однако не стоит отчаиваться, практика созерцания никому не даётся сходу. Только регулярные занятия способны помочь человеку освободиться из под власти назойливых мыслей и прийти к внутренней тишине.

Созерцание – познание без слов. Человек, регулярно практикующий созерцание, не становится более эрудированным и не увеличивает свою профессиональную пригодность. Зато он становится более спокойным и легче ориентируется в тех знаниях, которые у него уже есть. Путь созерцания – прямой путь духовного развития, то есть продвижение человека к тому, что можно назвать духом (нечто безличное, существующие здесь и сейчас). Практикуя созерцание, человек избавляется от эмоционального прошлого и постоянных тревог о будущем.

Лучше всего начинать данную практику с созерцания природы. Не то чтобы природа имела какие-то духовные преимущества перед кирпичной стеной или шкафом с книгами. Главное достоинство природы заключается в том, что человеческий ум меньше всего стремится к её анализу. Когда человек смотрит на дерево, камень или реку, его ум молчит. В то же само время, находясь в социуме, мы привыкаем подмечать и анализировать детали, читая надписи, всматриваясь в лица людей и прислушиваясь к звукам. Для того чтобы начать практиковать созерцание, можно отправиться в поход по горам, живописные пейзажи будут отличным фоном. Но позже следует учиться созерцать и тот суетной мир, в котором мы живём.

Форма созерцания также имеет значение. О внешнем созерцании мы уже говорили. Кроме него различают ещё и внутреннее, хотя любой дзенский мастер скажет вам, что «внутри» и «снаружи» – понятия чисто дискуссионные. Внутреннее созерцание требует большей тренировки. Отличным примером такого созерцания является випассана.

Следует понимать, что человек – существо сложное, и внимание – это не единственное, что есть в нём. Если вы решили заняться созерцанием, то следует менять и остальную свою жизнь. Отказавшись от наркотиков, алкоголя и табака и выбрав здоровое питание, вы высвободите колоссальное количество энергии, так необходимой для созерцания. Кроме того, следует заняться своей психикой, в частности избавлением от навязчивых идей, способных увести ум от процесса созерцания.

Удачи вам на пути духовном! Чем больше тех, кто занимается созерцанием, тем меньше агрессии и больше добра в этом мире!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector