Три гуны: саттва, раджас, тамас | Masajista.ru

Три гуны: саттва, раджас, тамас

Три гуны — саттва, раджас и тамас.

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

Конечно никакое, даже краткое, описание самого главного, что имеется в багаже йогических знаний нельзя представить без рассмотрения темы о трёх качествах Природы — трёх гунах: саттве, раджасе и тамасе.

Вот их-то в этой статье и рассмотрим.

Всех, подверженных ограничениям формы, сбивают с толку модусы Природы: саттва (чистота), раджас (страсть) и тамас (инертность). Отразившись в неспокойных водах человеческой жизни, возмущенных качествами Космической Пракрити (благим, активизирующим и дурным), совершенная душа принимает вид искаженного эго.

Пракрити (Космическая Природа) состоит из трёх гун. Поэтому даже высшая гуна (саттва) является частью майи — сил иллюзии мира.

Бхагавад Гита с Комментариями Парамахансы Йогананды

Зачем существуют гуны Природы.

Дух, чтобы создать вселенную, должен был сохранить стремящуюся во вне силу проявления. Эта сила была сбалансирована другой, противоположной силой, стягивающей всё обратно к Себе.

Так как двойственность должна существовать для того, чтобы Дух смог проявить себя, то должны иметься обе эти силы двигающая вовне и внутрь, они уравновешивают друг друга.

Три качества, описывают часть этого процесса движущейся во вне силы. В состоянии единства с Высшим Духом, эти качества, или гуны исчезают. Как говориться на санскрите, те, кто достигают этого состояния становятся тригуна рахитам – поднимается над всеми тремя гунами.

Гуны также присутствуют всюду; всё в этом мире – смесь трёх гун. Без этой реальности, Творение не смогло бы существовать.

Парамаханса Йогананда сравнивал гуны с волнами на поверхности океана. Дуальность объясняет их подъем и падение. Но волны сами, толкающие себя вверх из океанской глубины, проходят три стадии: стадия ближайшая к океану (саттва); энергия толкающая волны вверх и представляющая среднюю часть (раджас); и гребень волны, самая дальняя стадия от основания океана, и сильнее всего скрывающий просторы океана (тамас).

Влияние гун Природы на людей

Все действия людей, их характер, мировозрение, эмоции, чувства мышления так же в очень большой степени находятся под влиянием трёх гун Природы. Вот что на эту тему написал Свами Криянанда:

Так, люди, которые отдаляются в своем сознании от их собственного центра в Духе, становятся ленивыми, вялыми и глупыми. Они полностью отождествляются с чувствами, и такое качество, называемое тамас; они сами становятся тамасичными.

Те, кто возбуждают себя активной деятельностью, находятся под властью раджаса. Такие люди беспокойны, вовлечены во внешнюю деятельность и постоянно активны.

И те, чья энергия направляется вверх, к духовному, проявляют саттва гуну; они сами становятся сатвичными.

Беспокойная активность раджасичных людей может быть направлена как на понижающее, так и на возвышающее. Когда энергия движется вниз, то становится смешенной из раджаса и тамаса. Когда раджасичныая энергия движется вверх она становится раджасично-саттвичной. Активность направленная ни на что, является просто раджа гуной.

Люди, которые использую их побуждения к активности, осуществляя месть; вредя другим; желая стать богаче, не думая о других; желая помыкать другими, безразличные к их интересам и благополучию: такие люди проявляют раджасично-тамасичную энергию.

Люди, которые активны только для осуществления активности, выражаю чистый раджас.

И наконец, те кто активен, служа другим или Богу; кто использует свои деньги помогая другим; те кто стараются исцелить боль других; кто дает другим в долг ради их благополучия; кто смеется с другими, а не над другими: все эти люди проявляют раджасично-саттвичную энергию.

Те, кто всюду ищут Бога; кто излучает Божественную любовь и радость для других; кто естественно добр; естественно скромен и во всём что делает, видит Бога как деятеля; кто сонастраивается со страданиями других, и делает то, что может сделать, чтобы помочь им найти решение всех их проблем в Боге: такой человек проявляет саттва гуну.

Процесс духовного роста похож на очищение лука. Кожица представляет различные уровни приверженности эго-сознанию, внешние составляющие толстые и тяжелые, когда последний внутренний уровень пройден, ничего не остается, весь лук состоит только из долек кожицы!

Как освободиться от трёх гун.

Очевидно, что тамасичное состояние является самым далёким от нашей же истинной природы блаженного духа, а сатиричное состояние самым приближенным к нему. Поэтому самый верный и быстрый способ выйти из состояния тамаса (лени, депрессии, ненависти) — это начать трудиться — телом, чувствами, умом — это уже кто к чему склонен, главное — не бездельничать и не погружаться в тамасичное состояние ещё глубже.

Как гласит английская пословица:

Праздный ум — мастерская дьявола.

Если человек потакает дарованной Богом свободой воли, отказывается заниматься нормальной конструктивной деятельностью, то он деградирует, потому что ведёт безбожный образ жизни, потакая своей чувственности, лени, гордости и сонливости. Постоянная внутренняя и внешняя праздность, поиск забвения в алкоголе и наркотиках низводят его до уровня животного.

Жизнь дана людям для вхождения к Богу, а не для того, чтобы спуститься по лестнице эволюции в животное царство. Стремящемуся к освобождению следует избегать излишеств любого рода и исполнять свои мирские обязанности (например, обеспечивать потребности семьи), будучи непривязанным к ним и не забывая о своем высшем долге — обрести свободу и помочь освободиться другим.

Преобразуя свои эгоистичные действия в благородные альтвруистические поступки, ученик становится саттвичным существом. привязанность к благу обращает ум к Богу. Так заканчивается стадия очищения и начинается процесс освобождения.

То есть выход из колеса перерождений в любом случае идёт через саттвичную деятельность, как говорил Парамаханса Йогананда:

Вы должны стать очень деятельными, прежде чем сможете оставить всякую деятельность.

И всегда следует помнить, что:

Хотя оковы саттвы сияют они не перестают от этого быть оковами. Золотой проволокой можно связать человека не менее прочно, чем серебряной или стальной. Подобно тамасу (неведению) и раджасу (эгоистичной активности), саттва привязывает душу к телу и земному миру.

Будучи атрибутом не души, а Природы саттва не в силах освободить человека от коренной причины перевоплощений — эгоизма. Сами по себе качества саттвы чисты, не осквернены иллюзией. Однако, когда человек ставит своё счастье и мудрость в зависимость от физического тела и ума, душа отождествляется с человеческим эго. Эмоции даже почтенных людей, рассматривающих счастье и знание в связи со своим «я» («я счастлив; я мудр»), скорее эгоистичны, чем бескорыстны.

Блаженство и мудрость принадлежат душе, но из-за иллюзии эго связывает их с плотскими удовольствиями и интеллектуальными знаниями. Считая счастье и знание своими качествами, эго по невежеству приковывает душу к телу и круговороту сансары. В результате оно получает ничтожно кратковременные удовольствия и скудные знания — вместо того чтобы обрести беспримерное бесконечное блаженство и мудрость души.

Благотворительная деятельность не должна мотивироваться обретением славы, известности или удовлетворения эго. Наоборот, все действия нужно совершать, лишь чтобы порадовать Бога.

Бхагавад Гита с Комментариями Парамахансы Йогананды

На тему трёх гун я очень советую почитать 14-ю главу Бхагавад Гиты с комментариями Йогананды, здесь я привела только маленькую часть информарции из неё, а для истинных йогов она незаменима.

И ещё есть довольно интересная и практичная книга ведического психолога Рами Блекта «Три энергии».

Тема трёх гун очень тесно связана с темой перевоплощений, о написано здесь — Реинкарнация — временные перерождения вечной души.

А пока что, мои дорогие читатели, ради своего собственного и ради блага всех окружающих, давайте все наши действия, слова и мысли сделаем, как можно более саттвичными.

Три гуны: саттва, раджас, тамас

С лово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.

Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.

Также гуны — это одно из главных понятий в Аюрведе, описывающeе основные качества Природы.

  1. Саттва – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила;
  2. Раджас – страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие;
  3. Тамас – бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству.

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов:

А наш разум характеризуется 3-мя Гунами:

  1. Саттва – знания, чистота, непорочность
  2. Раджас – действие, страсть
  3. Тамас – инерция, невежество

Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.

Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.

Далее приводятся признаки каждой из гун.

1. Саттва-гуна

  • Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо.
  • Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.
  • Гуна благости порождает истинное знание.

Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, — относится к гуне благости.

  • Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости.
  • Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.
  • Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости.
  • Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости.
  • Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.
  • Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.

Три гуны материальной природы

Слово «Гуна» с санскрита переводится как «стихия» или «веревка». Тремя гунами материальной природы являются три энергии: страсть, невежество и благость. В нашем мире всё выражается этими энергиями, ими пронизывается вся природа вещей. Они влияют на всё: людей, общение, еду, работу, учебу, религию, воспитание детей, науку и прочее.

Тамас (гуна невежества) – обозначает тьму, развал. Деятельность, связанная с Тамас, служит источником гнева, насилия, скорби. Счастье в этой гуне понимается как хорошо для меня и плохо для других. В этой гуне совсем нет счастья, и не будет.

Раджас (гуна страсти) – обозначает энергическую деятельность для достижения результатов, соревнование. Счастье в этой гуне есть только тогда, когда мне и моему окружению хорошо, а всё, что творится в мире – не имеет значения. Счастье здесь только временное явление, а дальше нужно уже что-то новое.

Саттва (гуна благости) – значит чистоту, прозрение. Здесь есть счастье, люди счастливы, и желают его всем существам на земле.

Если гуны страсти и невежества сопровождают нашу жизнь, то саттву (гуну благости) надо вырабатывать и прибавлять в своей жизни.

По Аюрведе все трудности в психологическом и ментальном плане случаются из-за того, что Раджас и Тамас очень активны. Если выбрать гуну благости, то это даст возможность преуспеть во всем, и быть счастливым.

Взаимодействие и влияние гун

Гуны действуют только вместе, обычно они находятся в той или иной вещи, событии или человеке. Главным при этом является преобладание той или другой гуны, что циклично меняется.

Современные люди, которые стремятся жить гармонично, должны сбалансировать Саттву, Раджас и Тамас, потому что если это не случится, они будут чувствовать себя угнетёнными, обессиленными и слишком возбужденными. Со временем это возможно приведет к болезням и депрессиям.

Многое значит наш образ жизни и окружающие нас люди. Каждый человек может определить, какая гуна у него преобладает. Для этого нужно прислушаться к себе, понаблюдать за поведением и реакцией на жизнь.

В материальном мире преобладают три гунны материальной природы, а в духовном мире Вайкунтхе, есть лишь вишуддха-саттва – гуна благости, в которой нет страсти и невежества. В материальном мире те, кто пребывают в гуне благости, иногда могут чувствовать действия гун страсти и невежества. Но в мире Вайкунтхи, саттва имеет чистый вид.

Продукты трех гун

Направлять действия гун может не только физическая активность и направление мыслей, но ещё очень важен выбор вашей пищи.

Продукты гуны благости, такие как: злаковые, бобовые, орехи, мед, крупы, фрукты, молочные продукты – это саттвическая еда. Она способствует легкому и творческому состоянию, по этой причине ее нужно употреблять при занятии йогой, медитациями или умственной деятельностью.

Пища Раджаса – это всё горькое, соленое, кислое, острое или приторное, что кушается без меры, также кофе, чай, мясо, соль, сахар и большинство специй. Эта пища дает уверенность в себе, поэтому ее можно включить в свой рацион, если нужно ярче показать себя.

Пища Тамаса очень вредная. Это пища жирная, несвежая, плохо усвояемая организмом, в частности, алкоголь, табак, кондитерские изделия, лекарства. Это пища вызывает лень и вялость, способствует увеличению массы тела и нереализованной физической энергии. Аюрведа советует отказаться от этой пищи активным и целеустремленным людям.

Три гуны и наше питание

Три Гуны — это качества пищи (и все материальные вещи в этом отношении), которые влияют на разум и тело. Три гуны — это САТТВА, РАДЖАС и ТАМАС , универсальные энергии, которые всегда присутствуют и находятся в движении. В целом, Аюрведа предлагает питаться в основном пищей, обладающей качествами САТТВА и дополнять ее пищей с качествами РАДЖАС, если требуется дополнительная энергия, тогда как пища, обладающая качествами ТАМАСА должна быть сведена к минимуму. Наша культура в значительной степени зависит от массового производства замороженных фаст-фудов в качестве быстрого решения для нашего напряженного образа жизни. Наши вкусы приспособились к ним, и мы едим очень мало свежих продуктов, чтобы компенсировать это, хотя здравый смысл говорит нам, что это не может быть полезно для здоровья. В Аюрведе вся пища классифицируется по следующим основным признакам:

  • Пять Великих элементов – ЭФИР, ВОЗДУХ, ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ
  • Три доши – ВАТА, ПИТТА, КАПХА
  • Шесть вкусов – СЛАДКИЙ, КИСЛЫЙ, СОЛЕНЫЙ, ОСТРЫЙ, ГОРЬКИЙ, ВЯЖУЩИЙ
  • Три гуны – САТТВА, РАДЖАС, ТАМАС

САТТВА – «Гуна благости» — это нейтральная, балансирующая сила. Вся свежая, сочная, питательная пища, не содержащая вредных добавок и консервантов, приготовленная с любовью будет обладать качествами Саттвы, например, овощи, фрукты, топленое масло (Гхи), парное молоко. Такая пища будет способствовать самым лучшим проявлениям ума – счастье, спокойствие, гармоничное взаимодействие с внешним миром.

РАДЖАС – «Гуна страсти» — это движение, импульс. Раджас можно сравнить с мужской энергией Янь в Традиционной китайской медицине. Пища, которая обладает качествами Раджаса обычно поддерживает физическую выносливость организма и решительное, действенное состояние ума, например, чеснок, перец чили, яйца, мясо, кофе, чай, шоколад, алкоголь, ферментированные и консервированные продукты. Пища, приготовленная в гневе, жареная или жирная пища, также обладает раджастическими качества. Разум в состоянии Раджаса готов к борьбе, активному действию, но может быть легко разочарован, если цель не достигнута.

ТАМАС – «Гуна невежества» — означает «тьму» и представляет инерцию, застой, энергию, которая удерживает все вещи вместе с течением времени. Тамас похож на женскую энергию Инь в Традиционной китайской медицине. Тамасические продукты, как правило, тяжелые, маслянистые, плотные по своей структуре – мясо, сыр, картофель, макароны лук, грибы, а также остатки, приготовленные в микроволновке и замороженные продукты. Ум в тамасическом состоянии проявляет самые отрицательные черты – депрессия, ненависть, грусть.

САТТВА

РАДЖАС

ТАМАС

· Фрукты и ягоды с преобладанием сладкого вскуса: манго, гранаты, сливы, вишня, виноград, груши, финики, инжир, изюм, кокос, персики, малина

· Приготовленные овощи: цуккини, белокочанная капуста, кабачки, брюссельская капуста

· Свежие овощные соки и салаты

· Крупы и бобовые: рис, овес, ячмень, полба, мунг дал

· Орехи и семечки: миндаль, кешью, кунжут, тыквенные семечки, фундук

· Травы и специи: фенхель, анис, тмин, солодка, шафран, петрушка, базилик, зверобой, брахми, шафран, ромашка, хмель, лаванда, ваниль · Фрукты и ягоды с преобладанием кислого вкуса: киви, ананас, ревень, абрикос, апельсины

· Овощи, преимущественно семейства пасленовых: помидоры, баклажаны, картофель, редька, сельдерей, лук-порей, перец чили, краснокачанная капуста

· Крупы и бобовые: красная фасоль, чечевица, кукуруза, просо, гречка

· Тростниковый и рафин6ированный сахар

· Кисло-молочные продукты: мягкий сыр, творог, йогурт

· Мясо и морепродукты: курица, индейка, креветки, мидии

· Пряные травы и специи: соль, перец, имбирь, хрен, семена горчицы, зеленый лук, асафетида, куркума

· Авокадо, грибы, чеснок, лук

· Твердый сыр, например, пармезан

· Мука высшего сорта

· Мясо: свинина и говядина

· Замороженная пища, полуфабрикаты, консервы

· Пища, приготовленная в микроволновке

· Алкоголь, никотин, наркотики

В процессе приготовления качества пищи могут меняться, свежеприготовленные овощи — Саттва, при добавлении острых специй будут обладать качествами Раджаса, а при длительном хранении – Тамаса.

ЖАРЕННЫЕ В БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ МАСЛА С ПЕРЦЕМ ЧИЛИ (РАДЖАС)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЗАМАРОЖЕННЫЕ КАБАЧКИ (ТАМАС)

Следуйте некоторым общим правилам, которые также могут привести вас к саттвическому состоянию ума, где разум и тело чувствуют себя одновременно насыщенными и легкими.

Общие рекомендации по увеличению САТТВА ГУНА
  • Ешьте больше свежих продуктов, созревших естественным путем, насколько это возможно; предпочтение отдавайте продуктам местного производства , поскольку в них содержатся качества, наиболее подходящие для вашего географического положения и времени года
  • Выбирайте цельные продукты, а не рафинированные или обработанные; в частности, избегайте чрезмерного количества простых углеводов, которые создают энергетические и эмоциональные раздражители, повышают ферментацию в кишечнике, снижают иммунитет, замените их на более сложные углеводы, которые содержатся в фруктах, злаках, зернах
  • Сократите или исключите тяжелое красное мясо, которое требует очень много времени для правильного переваривания, и уменьшите количество молочных продуктов, которые могут вызывать избыточную слизь
  • Никогда не принимайте холодные продукты или напитки прямо из холодильника, так как они ухудшают пищеварение; принимайте прохладные напитки только тогда, когда вам очень жарко
  • Сократите или, в идеале, исключите кофеин из вашего рациона, так как это возбуждает вашу нервную систему и ум, если вы, конечно, не Капха и вам просто необходима чашечка утреннего кофе чтобы проснуться. Употребление кофе с небольшим количеством кардамона поможет свести на нет его негативные последствия
  • Заканчивайте трапезу, пока вы все еще чувствуете себя немного голодным. Если перевести на язык математики со шкалой от 0 (очень голоден) до 10 (полное насыщение), то вставайте из-за стола, когда ваше насыщение достигнет 7 баллов
  • Придерживайтесь интервала 3-4 часа между приемами пищи, и старайтесь не есть за 3 часа до сна
  • Пережевывайте тщательно пищу и всегда ешьте в приятной компании, избегая приема пищи при эмоциональном расстройстве
  • Выпивайте несколько глотков воды комнатной температуры во время еды
  • Имейте достаточное количество сна в соответствии с вашей конституцией (Пракрити)
  • Регулярно делайте упражнения, которые будут соответствовать вашему возрасту и конституции (Пракрити)
  • Выделите время для заботы о себе, что может включать в себя регулярный массаж, встречи с друзьями или прогулки на природе, чтение книг.

Конечно, это общие принципы, которые справедливы для всех нас, но, разумеется, Аюрведа работает индивидуально, когда каждый из нас должен в конечном итоге выбрать тот образ жизни, который подходит именно его врожденной конституции (Пракрити) и текущему состоянию (Викрити).

Три гуны материальной природы

Три гуны материальной природы: Саттва, Раджас, Тамас

Гу́на (санскр. गुण, guṇa IAST) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Описание трех гун материальной природы:

  • Саттва-гуна («гуна благости»)
  • Раджо-гуна («гуна страсти»)
  • Тамо-гуна («гуна невежества»)

В Ведах говорится, что всё материальное мироздание и все живые существа находятся во власти трех состояний — благости, страсти и невежества. Эти состояния называются гунами. Гуна — это энергия, которая «окрашивает» духовное живое существо в разнообразные качества материи. Материальная природа имеет всего три качества, или три гуны. Поэтому одна и та же душа, попадая под влияние различных гун, проявляет себя по-разному.

Гуны определяют всё в нашем мире, пронизывают всю природу вещей. Весь мир является порождением этих трёх гун, которые смешиваясь, порождают огромный спектр сочетаний и многообразия этого мира.

Гуны влияют на сознание всех живых существ — на наши интересы, поведение в обществе, цели, настроения, предпочтения… Всё находится под их влиянием — люди, общение, еда, работа, воспитание детей, учеба, религия, наука, жильё и так далее.

Здесь все опутаны верёвками материальной природы — гунами, которые для большей силы сплетены между собой. Чтобы распознавать влияние гун, важно знать их признаки.

Гуна благости (Саттва)

Гуна благости, которая чище других гун, просветляет живое существо и освобождает его от последствий всех грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.
Бхагавад-гита, 14.6

Cаттва-гуна отвечает за поддержание жизни и ей свойственно качество знания. Характеризуется чувством просветления и счастья. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность, свежесть чувств, спокойствие, аскетизм, терпение, честность, мудрость, религиозность, сила, здоровье, решимость и энтузиазм в исполнении долга, в том числе при неудачах, свобода от привязанностей, ясное сознание даже во сне, милосердие, управление чувствами и умом, понимание души, удовлетворенность, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, благотворительность по отношению к достойной личности, сопровождающаяся чувством долга.

Жизнь в саттве предполагает счастье само по себе: человек обладает внутренним счастьем (независимо от обстоятельств), действует согласно своему предназначению и желает счастья всем живым существам. Человек в благости ведёт чистый образ жизни, обретает знание и ощущает счастье, освобождаясь от греха.

Гуна страсти (Раджас)

Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
Бхагавад-гита, 14.7

Раджа-гуна отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Проявляет в человеке жадность, похоть, привязанность, сепаратизм, желание борьбы, переживания за престиж и удачу, героизм, доблесть, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить, периодические страдания, потеря духовного знания, ослепление личными желаниями, жизнь в городе, неудовлетворенность даже при успехе, ложная гордость, ложное эго, желание большего успеха, чем у других, оправдание своих поступков силой, желание слушать прославления в свой адрес, осмеяние других, полное нежелание давать пожертвования, благотворительность в расчёте на возмещение или ради престижа.

Наш современный мир преимущественно находится в гуне страсти: вся деятельность связана с соперничеством, достижением и удержанием материальных благ. Понимание счастья здесь таково, что пусть будет хорошо мне и моим близким, и не особо важно, что происходит в мире. Состояние счастья обычно временное, например, купил новую машину и рад целый месяц, а потом снова хочется чего-то нового.

Алчность и жадность вовлекают человека в бурную деятельность и он привязывается к деятельности и к плодам деятельности.

В итоге алчность заставляет стремиться всё к новым вершинам в постоянной погоне, и связанный гуной страсти, человек начинает больше работать, его ум становится беспокойным, накапливается усталость и, желая отвлечься, он отупляет себя с помощью алкоголя и других веществ, проводит ночи в клубах и т.п. Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.

Гуна невежества (Тамас)

Гуна тьмы, порождённая невежеством, держит всех воплощённых живых существ в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу.
Бхагавад-гита, 14.8

Тамас — гуна порождает разрушение и уничтожение. Характеризуется такими качествами, как пассивность, лень, всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь, глупость, долгий сон, безумие, поклонение призракам и духам, упрямство, лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о её последствиях, самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище, интоксикации алкоголем и табаком и др.

Вся деятельность, связанная с гуной невежества, обычно сопровождается гневом, насилием, скорбью. Например, люди, принимающие интоксикации (алкоголь в больших количествах, наркотики), живут в гуне невежества. Понимание счастья в этой гуне такое, что пусть всем будет плохо, и только мне хорошо. Но истинного счастья здесь нет и быть не может. Гуна невежества опускает человека на дно жизни, лишая рассудка. В результате он всё больше деградирует и опускается до животных форм существования.

Если человек не прилагает усилий, чтобы возвышать своё сознание, и «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже и ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.

Если гуна невежества и страсти обычно сами по себе присутствуют в нашей жизни, то гуну благости необходимо осознанно развивать и вносить в свою жизнь.

Как проявляются гуны?

Гуна благости:

  • ценятся качества характера
  • чистота, опрятность
  • в несчастьях человек считает виновным себя
  • речь простая и деликатная
  • жизнь начинается утром
  • счастье находится в настоящем (я счастлив здесь и сейчас от того что я делаю, от круга общения и т. д.)

Гуна страсти:

  • попытка всё использовать для своей выгоды (людей, обстоятельства и т.д.)
  • оценивается внешний вид, одежда, аксессуары
  • резких запах, чрезмерное испльзование парфюма
  • человек винит в своих несчастьях жизнь, судьбу, других
  • в речи много научных слов, терминов, изысканных выражений (заносчивость)
  • жизнь начинается днем
  • счастье находится в будущем (счастье будет потом, сначала мне нужно сделать то-то или дождаться того-то)

Гуна невежества:

  • человек ни с чем и ни с кем не считается и хочет жить для себя
  • неряшливость, нечистоплотность
  • нечистый запах, запах алкоголя, сигарет и т.п.
  • всегда виновны другие
  • речь грубая, в том числе нецензурные выражения
  • жизнь начинается вечером
  • счастье находится в прошлом (воспоминания о том, что вот тогда-то было хорошо)

Гуны материальной природы пронизывают всё наше существование и принуждают сполна «насладиться» тем счастьем, которое мы заслужили. А теперь определите, какая гуна в вас преобладает и какой вид счастья вы имеете сейчас и ожидаете в будущем.

Три гуны: саттва, раджас, тамас

Гуны — это одно из основных понятий Ведъ описывающее качества материальной природы. В переводе с санскрита «гуна» — значит «качество». Так же этим словом обозначается «верёвка». Качество верёвки — связывать. Таким образом понятие гуны характерезует, наделяет какой либо объект (например человека) связывающим, сковывающим этот объект качеством. И если (например, забегая вперёд) говорить о таком качестве как тамас, то это становится серьёзной помехой, почти непреодолимым препятствием, не позволяющим человеку полностью проявить, или даже осознать своё предназначение.

Гуны являются атрибутом исключительно материального мира. По причине того, что в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу.

Три гуны материальной природы

Саттва – одухотворяющая сила: уравновешивает, гармонизирует;
Раджас – побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие: страсть, возбуждение, деятельность;
Тамас – тормозящая сила, которая тянет вниз к невежеству: лень и прочии виды негативной бездеятельности.

Все эти качества необходимы для созидания материального мира (МИР — Матрица Информационного Развития). Понятие гун применимо к любой сфере материального мира (к жизни во Вселенной в целом) и имеет весьма широкое значение. Всякое явление в природе, мире вообще, имеет своё преобладающее качество, с небольшими отличиями, вариантами преобладания одной над другой, в процентном соотношении, трёх известных гун.

Без понимания гун материальной природы, без осознанной манипуляции гунами, не возможен духовный прогресс личности. Так как все три гуны обязательно присутствуют, в тех или иных пропорциях, как в нас, так и вокруг нас. Это процентное соотношение качеств меняется под влиянием многих факторов, но главный фактор на который нам следует обращать внимание — это то, что мы едим, ведь подсредством исключения из своего рациона тамосичной пищи, на 98% можно гарантировать и изменения в (поведении, мировозрении) качестве жизни, так как гуна пищи переходит в организм и становится гуной состояния. Второй по значимости влияния на нас фактор — это наше физическое окружение, оно так же влияет на нас, на наше ментальное состояние.

Для полного понимания влияния гун на вашу жизнь рекомендую прочесть 14 главу из Бхагавад-гиты «Три гуны природы» (см. ниже), она вполной мере раскрывает всю важность влияния гун на вашу жизнь. Понимая природу материального мира вы сможете корректировать свою судьбу меняя качества своей личности!

Бхагавад-гита. Глава 14. ТРИ ГУНЫ ПРИРОДЫ

Благословенный Господь сказал:
14.1. Я снова возвещу тебе наивысшее из знаний, познав которое все мудрецы достигали высочайшего совершенства.
14.2. Посвятив себя этому знанию и став подобным Мне, они не возрождаются во время сотворения и не исчезают во время уничтожения мира.
14.3. Мое лоно – изначальная материя, в нее Я вкладываю семя, так возникают все существа, о Бхарата.
14.4. Для всех видов жизни, появляющихся из различных лон, изначальная материя является лоном, а Я – Отец, дающий семя.
14.5. О могучерукий, гуны – благость, страсть и невежество – возникли из материи; они связывают вечное существо, когда оно попадает в тело.
14.6. Из них гуна благости, будучи самой чистой, ведет к просветлению и очищению. И она связывает, о безгрешный, привязанностью к счастью и привязанностью к знанию.
14.7. Знай, гуна страсти, рожденная влечением, источник вожделения и привязанности; о сын Кунти, она связывает воплощенного привязанностью к деяниям ради плодов.
14.8. Знай, гуна темноты, рожденная невежеством, ввергает в заблуждение всех воплощенных; она связывает, о Бхарата, тупостью, ленью и сном.
14.9. Гуна благости привязывает к счастью, гуна страсти – к действию ради плодов, а гуна невежества, окутав знание, привязывает к тупости.
14.10. Гуна благости проявляется, когда преодолены страсть и невежество; иногда гуна страсти преобладает над благостью и невежеством или гуна невежества – над благостью и страстью.
14.11. Когда свет знания излучается из всех врат тела, то следует знать, что преобладает благость.
14.12. Когда возрастает влияние гуны страсти, о лучший из Бхарат, то возникают жадность, внешняя активность, привязанность к плодам дел, беспокойство и вожделение.
14.13. Когда преобладает гуна невежества, о сын Куру, порождаются затмение, пассивность, тупость и заблуждение.
14.14. Если воплощенный встречает смерть во время преобладания гуны благости, тогда он достигает чистых миров великих мудpецов.
14.15. Если человек умирает в гуне страсти, он рождается среди привязанных к действию ради плодов, а умирая в гуне невежества, он рождается в лоне заблудших.
14.16. Плод добродетельной деятельности чист; он, говорят, в гуне благости; плод гуны страсти – страдание; а плод гуны невежества – неведение.
14.17. От гуны благости возникает познание, от гуны страсти – жадность, а от гуны невежества – тупость, заблуждение и неведение.
14.18. Пребывающие в гуне благости идут вверх, пребывающие в гуне страсти остаются в середине, а пребывающие в низшей гуне идут вниз.
14.19. Если созерцающий видит, что нет исполнителя действий, кроме гун, и знает того, кто выше гун, то он достигает Моей природы.
14.20. Когда воплощенный выходит за пределы этих трех гун, из которых возникло тело, он освобождается от рождения, смерти, старости и страданий и достигает бессмертия.

Арджуна сказал:
14.21. Каковы признаки превзошедшего три гуны, о Господь? Каково его поведение и как он поднимается над гунами?

Благословенный Господь сказал:
14.22. Кто, о Пандава, не ненавидит озарение, деятельность и заблуждение, когда они приходят, и не стремится к ним, когда они уходят;
14.23. Кто, оставаясь безучастным, не поддается влиянию гун; кто, зная, что лишь гуны действуют, остается непоколебимым и стойким;
14.24. Кто одинаков в счастье и несчастье, пребывает в себе и одинаково взирает на ком земли, камень и золото, приятное и неприятное, стойкий, равный к порицанию и похвале;
14.25. Равный к почестям и поруганию, одинаково относящийся к другу и врагу, отрешившийся от всех начинаний – о таком говорится, что он поднялся над гунами.
14.26. А кто служит Мне с неизменной преданностью и любовью, тот, превзойдя эти гуны, достигает уровня Брахмана.
14.27. Ибо Я – обитель Брахмана, бессмертного и нетленного, вечной религии и абсолютного блаженства.

Гуны материальной природы: саттва (благость), раджас (страсть), тамас (невежество) — что это значит?

Сегодня мы расскажем о гунах или качествах материальной природы, с чего соткана наша Вселенная.

Так же как в световом спектре есть основные цвета RGB (red, green, blue) или по-русски — красный, зеленый, синий — и сочетаясь между собой они дают ту невероятную палитру красок, которую мы каждый день наблюдаем вокруг. Точно так же три гуны материальной природы смешиваясь дают разнообразнейшую палитру качеств.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе более детально.

Гуна: Саттва, Раджас, Тамас

Одно из значений слова «гуна» в переводе с санскрита — это «качество«.
Этих качеств есть три: саттва (благость), раджас (страсть), тамас (невежество). Эти гуны присутствуют везде: в циклах дня, в эмоциях, в делах, в месте жительства, в продуктах и многом другом.

Тама гуна или качество Невежества

Тама гуна или качество невежества характеризуется как инерция.

Проявление тама гуны:
• в сутках — это вечер и ночь;
• территориально это районы ближе к полюсам;
• это несвежая еда, продукты насилия;
• употребление алкоголя, сигарет, наркотиков;
• лень;
• ночное бодрствование и дневной сон;
• изорванная одежда;
• грязь, бардак;
• нецензурная речь, ложь;
• и т.д.

Раджа гуна или качество Страсти

Раджа гуна или качество страсти характеризуется как действие.

Проявление раджа гуны:
• в сутках — это день;
• территориально — это умеренные климатические зоны;
• это чрезмерно острая, соленая, кислая и пережаренная еда;
• чрезмерные желания, алчность;
• чрезмерные усилия для зарабатывания денег;
• счастье от постоянного наслаждения своих чувств, которое заканчивается разочарованием;
• экстремальные виды спорта;
• кричащих цветов одежда, вызывающий вид;
• желание всегда доказать свою правоту.

Саттва гуна или качество Благости

Саттва гуна или качество благости характеризуется как знание, чистота, непорочность.

Проявление саттва гуны:
• в сутках — это раннее утро;
• территориально — это тропики;
• это здоровая вкусная вегетарианская пища;
• отказ от наркотических средств и алкоголя;
• красивая правдивая речь;
• упорядоченная деятельность, график;
• непривязанность к плодам своей деятельности;
• чистая целомудренная одежда;
• умение контролировать свои желания;
• занятия спортом.

Думаю, что все мы встречали ярких представителей той или иной гуны. Но стоит помнить, что в чистом виде они почти не встречаются. В каждом человеке, каждой вещи, территории или ситуации всегда присутствуют все три гуны, но в разных пропорциях. И каждый сам для себя принимает решение в какой гуне ему комфортнее всего находиться.

Пример благотворительности и гун

Вроде с базой всё понятно. Поэтому предлагаем немного углубиться в тему. Задайте себе вопрос: «благотворительность к какой из трёх гун относится?»
Подумайте внимательно. Сравните все «за» и «против».
Дали себе ответ?

Оказывается, что благотворительность, как действие, может быть в трёх гунах материальной природы и нести три разных кармических последствия.

Благотворительность в гуне Невежства — это когда мы жертвуем алкоголику деньги, а он идёт покупает спиртное на них. Таким образом мы помогаем ему деградировать и это вернётся к нам в виде страданий.
Или же когда нас жаба давит пожертвовать какую-то сумму.

Благотворительность в гуне Страсти — это когда мы жертвуем какую-то сумму и при этом выставляем своё достижение напоказ.
Или второй вариант — мы пожертвовали и ждём выгоду. В таком случае к нам вернётся ровно столько, сколько мы потратили в форме денег или в форме славы.

Благотворительность в гуне Благости — это когда мы жертвуем на операции или в дома престарелых, но при этом не надеемся на результат и делаем это анонимно. Только в этом случае к нам возвращается в несколько раз больше, чем мы пожертвовали.

Стоит учесть подводные камни благотворительности — когда нечестные люди собирают на лечение, а потом присваивают себе деньги. Даже если мы об этом не знаем и не догадываемся, то всё равно понесём ответственность как соучастники. Поэтому важно жертвовать только проверенным людям или же самому заниматься закупкой нужных вещей.

Надеемся, что удалось хоть немного прояснить некоторые моменты гун материальной природы. На самом деле их влияние настолько обширно, что на изучение базовых моментов по гунам тратится обычно около 3-х часов лекции. Так что в любом случае многое осталось за кадром. Если вам хочется узнать о гунах побольше — обратитесь в любой вайшнавский храм.

Вот такой небольшой экскурс в ведическую культуру.
Больше статей на данную тему можно найти в разделе Вайшнавский этикет.

Напоминаем, что контент предназначен для ознакомления новичков с общими моментами, но никак не претендует на научную работу с цитатами и ссылками.

2 Comments

Благотворительность в благости это когда мы жертвуем настоящему брахману или вайшнаву.
пожертвовать невежественному человеку на операцию чтоб он прожил подольше и съел больше мяса за годы своей жизни это как раз благотворительность в невежестве. Читайте Гиту внимательнее.

когда давит жаба жертвовать это страсть.
человек в благости не занимается спортом — великие йоги и вайшнавы живущие в отречении или проповедующие не занимаются спортом. спорт — удел страстных людей.

Спасибо за Ваше мнение, прабху! Конечно, Ваши дополнения имеют место быть, эта тема чересчур объёмная, чтоб раскрыть её полностью в нескольких минутах видео.
Как сказано в статье и в видео: «Надеемся, что удалось хоть немного прояснить некоторые моменты гун материальной природы. На самом деле их влияние настолько обширно, что на изучение базовых моментов по гунам тратится обычно около 3-х часов лекции. Так что в любом случае многое осталось за кадром. Если вам хочется узнать о гунах побольше — обратитесь в любой вайшнавский храм.»
Так же напоминаем, что контент предназначен для ознакомления новичков с общими моментами, но никак не претендует на научную работу с цитатами и ссылками.
На счёт спорта: надо понять, что имеется в виду под этим словом. Данную тему, как никто другой, знает Аударья Дхама прабху (Торсунов О.Г.), лекции которого есть в общем доступе.

«Три гуны материальной природы»

Основной смысл «веревок» — это обусловленность жизни человека, т.е. души в материальном теле. Гунами душа человека как бы привязана к материальному миру, где он обусловлен в невежестве – ленью и сном, в страсти – удовлетворением желаний, в благости – иллюзиями и страданиями, связанными с рождением и смертью.

Каждый человек живет в том или ином состоянии, ставя перед собой цели в соответствии с влиянием гун. Например, люди саттвической природы ищут Бога и смысла, раджастической – активной деятельности, материального благополучия и богатств, тамастической – удовлетворения своих потребностей. Людей саттвы называют счастливыми, раджаса – деятельными, тамаса — беспомощными.

В гороскопе (натальной карте) каждого человека все планеты и энергии, их олицетворяющие, могут быть представлены в этих трех состояниях. То есть в зависимости от уровня развития человека, его натальная карта может «заиграть» совершенно по-разному в этих трех аспектах.

Так, например, Венера, в саттвическом аспекте дающая человеку любовь, красоту, тягу к искусству и внешнюю привлекательность, в тамасе способствует похоти, неврозу обладания «любимым» объектом, маниакальную зависимость от партнера. Или Юпитер, в благости наделяющий человека духовностью, высоким уровнем осознания, в раджасе заставляет человека биться за свою правоту, а в тамасе – критиковать всех и вся, представляя свое мнение как истину в последней инстанции.

На уровне трех гун можно рассматривать любое проявление материального мира: от пищи, камней и растений – до состояний, в которых может пребывать человек. Например, брак и семья в трех гунах, беременность и рождение детей, образование – все что угодно.

Каждое духовное учение, философия или религия в той или иной степени пропагандируют духовный рост человека, его взросление, отделение от мира материального в сторону Божественного. Так, согласно Ведам, задача человек – развивать свою божественную природу, т.к. именно саттвический аспект лежит в основе души человека. Но каждому это удается в меру своих сил и возможностей.

Если сопоставить эту тему с эзотерическими «уровнями духовного развития» (из программы тренинга «Магия женственности»), то становится ясно, что нижним двум уровням, красному и оранжевому, будет очень сложно развивать в себе благость, так же и желтому – преодолеть раджас. Желания человека материальны, поскольку являются результатом отождествления с материальным телом, однако именно от этих желаний и их осознания зависит способ действия, его природа.

Низшая гуна материальной природы. Ее характеризуют такие понятия как темнота, разрушение, деградация, лень, смерть, невежество, безразличие, безумие, грубость, инертность. В ней отсутствует энергия (раджас) и чистота (саттва). Стихия – Земля, холодная и неподвижная.

Человека в состоянии тамаса легко узнать: это ленивый, тяжелый на подъем, пессимистично настроенный человек, который не желает ничего делать, и тем более как-то себя менять. Человек тамаса спит больше, чем это необходимо (по 10-12 часов в сутки), привязан к интоксикациям (курение, алкоголь, наркотики), чрезвычайно ленив и бездеятелен.

Он либо не движется вообще, либо постепенно деградирует, погружаясь во тьму. Такие люди часто могут мечтать о волшебном переходе в саттву – но это невозможно не пройдя промежуточного состояния – раджаса.

Гуна страсти или гуна деятельности. Типичная гуна нашего времени, когда большинство людей куда-то спешат, развивают бурную деятельность и ставят амбициозные цели. Характерные проявления раджаса: активность, деятельность, страсть, возбуждение, желание, рождение, создание чего-то нового, поиск наслаждений.

Человек раджаса активен, деятелен, он делает карьеру, зарабатывает деньги и добивается статуса в социуме. Он служит на удовлетворение своих потребностей и далек от духовных поисков. Это человек стихии огня.

Несмотря на то, что ставя раджастические цели, человек на какое-то время получает долю удовлетворения, гуна страсти в конечном итоге также приводит к страданию. Раджо-гуна создает иллюзию, что смысл жизни – в наслаждении материальным, в достижении поставленных целей. Однако чем ближе человек к трансформации, смерти – тем больше он осознает всю иллюзорность раджастичной жизни. Считается, что каждый человек осознает это в последние минуты жизни, если не осознал раньше.

Гуна благости и чистоты. Самое возвышенное состояние материальной природы. Ее характеристики: свет, чистота, равновесие, возвышенность, духовность, мир, любовь, благость, отдавание, служение, просветление. В индуизме к саттвическим элементам относят цветы (особенно роза и лотос), фрукты, вегетарианская еда, дерево ниим и туласи, корова и коровье молоко.

В ведах считается, что только достигнув состояния саттвы, человек может испытывать земное счастье. В то время как в раджасе его часто путают с удовлетворением потребностей. Саттвические люди наделены мудростью и гораздо меньше зависимы от материального.

Человек саттвы легко узнаваем по образу жизни: его действия направлены на благо вселенной, других людей. Он живет просто и целомудренно. Он занят духовной практикой и поиском духовных знаний. Это гармоничный человек, мало ест, вегетарианец. Саттвические люди – это мудрецы, святые, монахи.

Гуны (саттва, раджас и тамас) в аюрведе

Гуны (в переводе с санскрита «качества») – это главные характеристики природы (пракрити), это тонкие силы пронизывающие весь материальный мир. Именно они отвечают за процессы творения, развития и уничтожения. Выделяют три гуны материальной природы:

  • саттва — принцип ясности, света, восприятия, интеллекта и гармонии;
  • раджас — принцип энергии, активности, эмоций и беспокойства;
  • тамас — принцип инертности, мрака, уныния, безжизненности и сопротивления.

Чтобы жизнь проявилась в физической форме, природа использует саттва-гуну (творческое качество). В первой фазе любого цикла развития преобладает эта гуна. Затем природа включает раджо-гуну (активное и организующее качество), чтобы наращивать и поддерживать проявленное в первой фазе. Когда пройдены первые две фазы цикла и достигнута их цель, природа задействует тамо-гуну (разрушительное качество), чтобы завершить цикл развития.

Абсолютно все во Вселенной находится под влиянием трех гун, их действие универсально и вездесуще.

В деятельности ума (сознания) три гуны проявляются самым непосредственным образом. Они его контролируют. Саттва вызывает стремление к познанию, а также наделяет способностью к творчеству, мышлению и воображению. Она проявляется в виде любопытства, тяги и вдохновения. Раджас вызывает действие, инициативу и мотивацию и проявляет себя как способность к организации и реализации чего-либо на физическом плане. Тамас дает способность к завершению всего, что было задумано под влиянием саттвы и реализовано с помощью раджаса.

Хотя каждая гуна является необходимым элементом природы, чтобы поддерживать все жизненные процессы и обеспечивать эволюцию, тем не менее, саттва представляет собой адекватное качество ума (сознания). Раджас и тамас — наоборот, являются чуждыми, «загрязняющими» элементами ума (сознания), они снижают нашу способность к восприятию.

Саттва, раджас и тамас описание

Ум как таковой называется саттвой — ясностью, так как именно ясность является тем основным свойством ума, благодаря которому в принципе возможно восприятие. В буквальном переводе слово «саттва» означает нечто, обладающее той же природой, что истина или реальность (сат). Ум по своей природе ясный и чистый, но его могут затемнять негативные мысли и эмоции. Когда ум чист, это приводит к просветлению и самореализации. Саттва — это божественная природа. Она обращает ум и сознание к внутреннему миру, восстанавливает гармонию ума и сердца. Люди с преобладанием саттвы наделены правдивостью, честностью, скромностью и стремлением к общему благу.

Раджас — это рассеянность или беспокойство ума, то, что направляет наше внимание вовне и заставляет нас искать удовлетворения во внешнем мире. Это ум, возбужденный желанием. В буквальном переводе «раджас» означает «пятно» или «дым». Это взбудораженные мысли и фантазии, а также гнев, упрямство, желание управлять другими людьми и эгоизм. Раджас включает в себя стремление к власти, возбуждению и развлечениям. Избыток раджаса порождает демонические натуры.

Тамас — это тупость, темнота и неспособность к восприятию. Это ум, затуманенный невежеством и страхом, это тяжесть и летаргия. Тамас порождает лень, сонливость, ослабленное внимание, приводит к снижению чувствительности и умственной активности, подчиняя ум внешним или подсознательным силам. Люди, у которых преобладает тамас, оказываются в плену чувства страха, раболепия, невежества и сил, ведущих к распаду.

Очевидно, что нужно стремиться к саттвическому стилю жизни. Поскольку гуны пронизывают всю природу, важно питаться саттвической пищей (подробнее об этом читайте в этой статье) и использовать саттвические травы для лечения болезней. Однако растения раджастического типа могут применяться в целях коррекции тамастических состояний, и наоборот.

Аюрведические рекомендации по питанию, распорядку дня, включающему в себя ежедневные упражнения асаны йоги, медитацию и пранаяму, способствуют увеличению саттвы исвязи души со всеми аспектами жизни.

Три гуны материальной природы и наше здоровье

Что означают гуны

Согласно Аюрведе, материальная природа состоит из трех составляющих или трех качеств, которые присутствуют в определенных отношениях во всем, что нас окружает. Три способа материальной природы называются сатва, раджас и тамас. В этой статье вы узнаете больше о них, о том, как они влияют на нас, и как мы можем использовать знания о них для лечения.

Сатва-гуна характеристика

Основными принципами сатва-гуны являются чистота, свет, свежесть, доброта, честность, хорошее здоровье. Когда человек находится под влиянием этого состояния, он спокойный; в нем нет мыслей и желаний; в его уме есть свет и открытость. Это состояние присуще очень продвинутым людям.

Соответствующие продукты – это все свежие, хорошо созревшие фрукты и овощи, зерновые и бобовые продукты, молоко, творог, масло. Некоторые из самых лучших аюрведических продуктов – это очищенное масло гхи и свежий сыр. Блюда сочные, тушеные, горячие, свежие.

Когда мы потребляем такие продукты, мы усиливаем энергию добра, становимся более расслабленными и уравновешенными, мы начинаем ясно видеть истину. Люди с преобладающим сатвическим сознанием благодарны за все, что с ними происходит, а чувство позади от них мягкое и вдохновляющее.

Сатва начинает преобладать в нас, когда мы делаем здоровые и постоянные усилия. Например, регулярные физические упражнения, изо дня в день, ранний подъем, медитация и другие практики помогают нам развить эту гуну внутри себя.

Раджас гуна – характеристика

Раджас гуна приносит с собой энергию страсти и динамики. Продукты Раджаса – пряные, кислые и соленые, с ярким вкусом. Одним из самых распространенных блюд в этой категории является жареная пища, тосты, которые очень приправлены. Когда мы едим продукты раджаса, мы приносим напряжение в организм. Это стимулирует нашу нервную систему, делает нас активными.

Часто люди, которые находятся под влиянием раджаса, чрезмерно амбициозны и ориентированы на прогресс. Они обманываются тем, что реально, а что нет, потому что они находятся под влиянием своих собственных чувств. Когда раджас имеет приоритет, мы начинаем становиться сварливыми и даже жестокими к другим.

Если мы пытаемся жестоко доказать свою правду кому-то, это означает, что мы находимся под влиянием Раджа. Таким образом, пытаясь навязать наше право, мы начинаем разрушать наши отношения с другими из-за отсутствия толерантности. В то время как саттва связана с постоянными усилиями, которые нам полезны, раджас заставляет нас хотеть радости время от времени, конечно, мы страдаем от неприятных последствий. То, что приносит мгновенное наслаждение, очень вредно для нас в будущем. Если мы не приложим усилий, очень легко перейти на уровень раджас.

Раджас и запад

Наше западное общество чрезвычайно подвержено влиянию раджаса – мы находимся в постоянном движении, мы торопимся, не останавливаясь, мы постоянно испытываем напряжение. Самое ценное – это превосходство и амбиция, будь даже за счет честности и хороших отношений. Разрывать связи с семьей становится все легче, мы не знаем, что такое правильное отношение к нашим родителям и нашим детям, а также наша дисциплина и забота об общем благе – все меньше и меньше.

Тамас гуна – характеристика

Тамас – это энергия тьмы и невежества. Тамас происходит от «тама», что означает темноту, ночь. Это сила инертности, онемения, застоя, апатии, потери и бессознательности.

Продукты, которые подпадают под классификацию тамаса, – это перезрелые, гнилые и устаревшие продукты, а ферментированные – голубой сыр, желтый сыр, соленые огурцы. Мясо также включено в пищу, которая снижает сознание человека и мешает ему понять истинный смысл его жизни. Продукты тамас включают консервированные и замороженные продукты. Грибы также тамасичны, потому что они играют роль естественного фильтра в природе и собирают в себе различные плохие энергии. Алкоголь также попадает в эту категорию – он размывает наши умы и заставляет нас действовать деструктивно, а не в нормальном состоянии нашего сознания.

Тамасические продукты не только вредны для нашего здоровья, но их использование также влияет, помогая вызывать различные заболевания даже в более тонких структурах нашего организма. Эффект потребления тамасических продуктов – видеть вещи такими, какими они не являются – например, полагать, что что-то вредное для вас хорошо. Другим эффектом является депрессия и чувство отсутствия направления и смысла в жизни.

Когда мы развиваем такое сознание в себе, мы попадаем в состояние, в котором мы теряем из виду то, что правильно, а что нет. Мы можем видеть, какие ошибки происходят рядом с нами или как кто-то страдает, но мы просто не заинтересованы. Поэтому Аюрведа рекомендует избегать продуктов с тамасическим качеством.

Признаки тамаса

Одним из признаков того, что мы находимся под влиянием тамаса, является то, что мы не хотим вставать утром с кровати. Как мы это преодолеем? Инерция тамаса преодолевается раджасом, деятельностью, например, физическими упражнениями. Раджас может быть лифтом, который перемещает нас либо к высшей, либо к более низкой энергии. Это единственный динамический концерт.

Тамас и Саттва – это статические факторы, но совершенно по-другому. В тамасе неподвижность исходит из оцепенения и тупости. Сатва происходит от внутреннего баланса и четкого понимания вещей. Мы можем понять это, представив двух людей, которые сидят рядом друг с другом, но один глубоко спит, а другой глубоко в медитации.

Выберите здоровье

Живя в динамичном мире, мы все меньше и меньше получаем насыщенные продукты, и вместо этого мы потребляем продукты с качествами раджаса и тамаса. Но мы должны помнить, что энергия пищи начинает влиять на нас на тонком уровне нашего сознания, а затем проявляется в нашем физическом теле. Тамасические продукты постепенно приводят к нездоровому сознанию, и это рано или поздно проявляется как болезненное состояние. Поэтому здоровым выбором является выбор продуктов с полезными качествами.

И последняя рекомендация принести больше сатвы в рацион – начните с молитвы, с благодарностью за жизнь, что эта еда за вашим столом. Еда может быть великолепной медитацией и таинством.

Насколько полезной была эта статья?

Нажмите на звезду, чтобы оценить это!

Средний рейтинг / 5. Подсчет голосов:

Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector