Вритти: прамана, випарьяя и викальпа | Masajista.ru

Вритти: прамана, випарьяя и викальпа

Вритти — 5 типов проявления ума. Сатьянанда Сарасвати

Вритти — 5 типов проявления ума. Сатьянанда Сарасвати

Prama̱n̤a viparyaya vikalpa nidra smritayah

Prama̱n̤a — правильное знание;
Viparyaya — неправильное знание;
vikalpa — фантазия, воображение;
nidra — сон;
smritayah — память.

Пять типов проявлений ума — это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память. В последних трех сутрах мы говорим о слове «вритти».
Для ученика йоги важно правильно понять это слово. После продолжительного обдумывания вы осознаете, что окончательная цель йоги есть ничто иное, как тотальное разрушение шаблонов проявления сознания. Это иллюстрирует следующий пример. Различные фигурки или модели формы могут быть вылеплены из глины и, когда они разрушаются, то снова становятся глиной.
Точно так же золотых дел мастер делает из золота различные украшения, формы которых известны под различными именами, но, когда они разрушаются или плавятся, они снова становятся золотом.
Подобным образом в космическом природном процессе различные вещи и структуры проходят через ум и называются различными именами.
Ум, или сознание, должно быть лишено всех своих форм с тем, чтобы сознание оставалось безымянным и бесформенным, что является окончательной целью йоги.
Прекращение осознавания мира — это только часть йоги. Это не конечная цель, как это ошибочно понимают многие последователи.
Они закрывают свои глаза и уши, забывают обо всех внешних вещах и звуках, после чего у них появляются удивительные внутренние видения.
Они думают, что достигли конечную цель йоги, но даже это представление должно быть разрушено. Должно быть покончено со всем, что является природным проявлением ума.
Поэтому перед тем, как вы начнете практику йоги, вы должны получить ясное представление о том, что вы собираетесь делать, и в этом вам поможет Патанджали.

Иногда нам говорят «взять сознание назад», отвести свое сознание, но что такое сознание? Вы отводите сознание от внешних звуков, но можете ли вы отвести его от сна?
Нет, потому что вы даже не считаете, что глубокий сон ментально обусловлен, вы думаете, что глубокий сон не является ментальным состоянием.

Йога говорит, что глубокий сон — также ментальное состояние, и далее в сутрах Патанджали говорится, что даже самадхи есть ментальное состояние, которое должно быть отброшено. Савикальпа — самадхи начального уровня является также видоизменением ума и поэтому должно быть преодолено. К окончательной цели йоги ведет определенный очищающий процесс, и в его реализации Патанджали помогает нам. Пять типов классификации охватывает исключительно все вритти.

Все, что вы видите, слышите, испытываете на опыте, все, что реализуется как вритти посредством ума, через чувства, классифицируется в пять групп, которые называются правильное знание, неправильное знание, воображение, сон и память. Эти пять типовых проявлений образуют сознание ума. Из них формируются три измерения индивидуального сознания.
Они составляют «ментальную фабрику» человека. Любое ментальное состояние включается в пять типовых проявлений, видите ли вы сон или бодрствуете, смотрите или разговариваете, прикасаетесь, наносите удар или плачете; чувство это или эмоция, действие или настроение. Фактически эти пять групп включают в себя все.

Вритти (Словарь Йоги)

Буквально: «водоворот». Вритти (мысли) низшего ума (читты) разделяются, согласно Патанджали, на пять групп: (1) правильные идеи; (2) ложные идеи; (3) фантазии; (4) идеи, приходящие во время сна; (5) воспоминания.

В санскрите они носят названия прамана, випарьяя, викальпа, нидра и смрити соответственно. Когда перед разумом предстает какая-либо идея, очень важно немедленно определить тот из пяти классов, к которому она относится. Если бы такое распознавание прекратилось, человек стал бы безумным. Немедленная инстинктивная классификация мыслей и идей в этом отношении является признаком здоровья разума. Идеи как материал для размышления должны контролироваться. На самом деле, мышление является сортировкой, выстраиванием идей, которые сами по себе должны быть определенными и неизменяющимися. Дальнейшая классификация вритти разделяет каждый из пяти типов на приятные и неприятные мысли.

Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.

Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.

На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.

Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые «Сутры» Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); «Бхагавад-Гита» — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как «Хатха-йога Прадипика», «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита» и другие тексты «Упанишад» — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.

На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.

Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.

Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: «Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!» Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.

Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.

Вритти: прамана, випарьяя и викальпа

Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Разобравшись немного в категории «Драштар», мы можем вернуться к анализу категории «вритти».

Вспомним, что вритти есть нечто, с чем отождествляется человек и в чём растворяется его Внутренний Наблюдатель (Драштар), утрачивая при этом свою бытийность.

Кстати, эта категория придумана теософами для того, чтобы выразить данный мистический опыт. Другие Школы мистики и философии обозначали соответствующее переживание как ощущение «я есмь» (Рамана Махариши), «кристаллизацию сознания» (Гурджиев), калм (суфизм), dasein (Хайдеггер), «экзистенциальное Я», «экзистенциальная идентичность» (Д. Бьюдженталь) и т. д. Конечно, на первый взгляд, данные термины не похожи, будучи порождёнными разными дискурсами. Например, «калм» дословно означает ‘сердце’ (с оговоркой «духовное»), а «Дазайн» дословно переводится как ‘вот бытие’, ‘здесь бытие’. Однако очень похожи развёрнутые описания опыта, лежащего за каждым из этих слов. Отождествление Драштар с вритти есть утрата самоидентичности, точнее идентификация себя как познающего субъекта с точками зрения, ролями и представлениями о себе.

Попробуем понять, какой ещё смысл вкладывал Патанджали в приведённый список вритти и какие практические выводы вытекают из данной концепции.

Таковые: прамана, випарьяя, викальпа, нидра и смрити.

Классическая йога

12 янв. 2009 г.

список колебаний сознания (читта вритти) из пяти пунктов

А.Смит

В самом начале Йога-Сутр Патанджали приводится список колебаний сознания (читта вритти) из пяти пунктов:
Информация, заблуждения, фантазии, сонливость и память.
(Прамана, випарьяя, викальпа, нидра, смрити).

Любопытно, откуда Патанджали взял этот список. Если присмотреться к практике, то — из нее и взял!

Вот я сел в асану. Что не дает установиться равновесному ЧВН?

Во-первых, непосредственное восприятие (пратьякша) окружения: звуки, свет, ощущения, идущие от тела, реакции на них. Можно заторчать в этих реакциях и не уйти от них. Практика не пошла. Кроме того, сюда же может вмешиваться перебирание информации в виде логических цепочек (анумана) и мнений авторитетов (агама).

Во-вторых, сомнения (или ложная уверенность, что все правильно), всяческие предрассудки (а как правильно?), особенно на начальном этапе практики.

В-третьих, могут попереть фантазии, моделирование, прокручивание ситуаций (состоявшихся и возможных), что обычно является следствием перегрева сознания в силу мощной вовлеченности в жизнь социума. (У меня лично лезут соображения как будет проходить ближайшее занятие).

В-четвертых, это элементарная сонливость. Нужно высыпаться, а не делать практику посреди ночи (потому что надо!) или на ночь глядя.

В-пятых, память. И это наиболее интересно для практики, так как может быть связано с подъемом самскар (сплющенных впечатлений прошлого). Фактически это сброс, который надо переждать в режиме выполнения практики «сачкуя».

Пункты 2 и 4 исключаются элементарно.

Пункты 1 и 3 более интересны в плане организации дополнительной самскары (автомата), склевывающей зерна активных мыслей-импульсов. (Можно использовать такой образ: петух, высматривающий и склевывающий зерна.) Потом эта самскара-автомат за неимением пищи тоже отмирает.

Пункт 5 чрезвычайно интересен как свидетельство разгрузки подсознания. Это можно только созерцать (самапатти = пусть оно идет само-путем, своим путем).

Само собой, все эти колебания сознания совершенно необходимы для обычной жизни, вне практики. И отождествление с ними в обычной жизни есть хорошо и правильно.

Вритти: прамана, випарьяя и викальпа

«Йога-сутры» в изложении Вивекананды, перевод с английского Я.Попова

В кн.: С.Вивекананда. Ражда-Йога и афоризмы йога Патанджали. Сосница, 1906

Раньше чем приступить к изложению афоризмов Патанджали, рассмотрим один важный вопрос, на котором, по мнению йогов, основана вся теория религии. Все великие умы мира, кажется, сходятся в мнении, которое при том почти доказано и изысканиями, произведенными в области физической природы, что мы представляем собою продукт и проявление абсолютного начала, лежащего позади нашего настоящего относительного состояния, и что мы идем вперед, чтобы опять вернуться к тому же абсолютному. Раз это установлено, возникает вопрос: которое же состояние лучше, абсолютное или это настоящее?

Многие выдающиеся мыслители придерживаются мнения, что мы суть проявленные частицы недифференцированного существа и что это наше дифференцированное состояние выше абсолютного. Так как в абсолютном не может быть никаких качеств, то они представляют себе, что оно должно быть бесчувственным, оцепенелым, безжизненным, что только жизнь, какою мы ее знаем, способна доставить наслаждение и что поэтому мы должны дорожить именно ею.

Чтоб судить о правильности такого взгляда, необходимо познакомиться с другими решениями вопроса о жизни. Существует старое мнение, что человек после смерти остается тем же, чем был здесь, что все его хорошие стороны минус дурные остаются навсегда. Рассуждая логически, можно заключить, что назначение человека этот мир; тот же мир, но степенью выше и освобожденный от зла, называют небом. Эта теория в сущности вздор и ребячество, так как она утверждает невозможное. Не может быть добра без зла или зла без добра. Жить в мире, где все хорошо и нет ничего злого, значит то, что санскритские логики называют «грезить наяву».

В последнее время некоторые школы выставили другую теорию, а именно, что назначение человека все более и более совершенствоваться, постоянно стремиться вперед, никогда не достигая цели. Это положение, по-видимому, очень изящное, также нелепо, потому что нет такой вещи, как движение по прямой линии. Всякое движение происходит по кругу. Прямая линия, бесконечно продолженная, обращается в круг. Поэтому мысль, что назначение человека есть движение все вперед и вперед, никогда не останавливаясь, – абсурд.

Замечу, – хотя это и не относится к предмету, – что высказанная мною сейчас истина объясняет этическую теорию, согласно которой не следует ненавидеть, а должно любить, потому, что здесь совершенно то же, что и в случав электричества или всякой другой силы, относительно которых новейшая теория говорит, что сила выходит из динамо и завершает круг назад к динамо. То же и со всеми силами природы: они необходимо возвращаются к своему источнику. Поэтому не ненавидьте никого, так как та сила, та ненависть, которая исходит от нас, впоследствии неизбежно вернется к вам. Если вы любите, любовь вернется к вам, заканчивая круговое обращение. Несомненно, что всякая капля ненависти и всякое побуждение любви, исходящие из сердца человека, сполна возвращаются к нему, и ничто не в силах остановить их.

Теория вечного движения вперед не может быть принята и по другой практической причине, потому что разрушение есть удел всего земного. Все наши стремления и надежды, и страхи, и радости, к чему ведут они? Конец всех нас в смерти. Ничто так не верно, как это. Где же тогда это движение по прямой линии, это бесконечное совершенствование? Оно проходит только некоторое расстояние и опять возвращается к центру, от которого начало движение. Посмотрите, как из туманности образуются солнце, луна и звезды, затем разрушаются и обращаются опять в туманность. То же самое делается везде. Растение берет материал от земли, разлагается и отдает его назад. Всякая форма в этом мире образуется из окружающих атомов и обращается в те же атомы.

Не может быть, чтобы один и тот же закон действовал различно в разных сферах. Закон есть однообразие. Это безусловно верно. Если это закон природы, то он также и закон мысли: мысль разложится и вернется к тому, из чего произошла. Хотим мы или нет, мы должны вернуться к нашему началу, которое называется Богом, или Абсолютом. Мы все произошли от Бога, и все должны идти к Богу, каким бы именем этого Бога не называли; называйте его Богом, или Абсолютом, или природою, сотнею имен, которые вам нравятся, факт остается тем же. «От кого вся эта вселенная произошла, в ком все рожденное живет, к тому все и вернется». Это единственный верный факт. Природа действует по одному и тому же плану: что происходит в одной сфере; то же самое происходит в миллионах сфер. Что вы видите относительно планет, то же самое будет с землею, с людьми и со звездами. Огромная волна есть могучее соединение малых волн, может быть, миллионов; жизнь всего мира есть соединение миллионов малых жизней, и смерть всего мира есть соединение смертей этих миллионов малых существ.

Теперь возникает вопрос: возвращение к Богу есть ли высшее состояние или нет? Философы йоги категорически отвечают, что высшее. Они говорят, что настоящее состояние человека есть состояние вырождения; и нет на земле ни одной религии, которая говорила бы, что человек есть продукт совершенствования. Они считают, что начало человека совершенно и чисто, что он падает и будет падать до возможно крайнего предела; затем должно наступить время, когда он устремится опять вверх, чтобы закончить круг; круг должен быть завершен. Как бы низко ни спустился человек, в конце концов он должен повернуть опять вверх и идти к первоначальному источнику, который есть Бог. Вначале человек идет от Бога, в средине становится человеком и в конце идет назад к Богу. Это метод объяснения в дуалистической форме. В монистической форме вы говорите, что человек по своей сущности Бог и становится Им опять.

Если наше настоящее состояние есть высшее, тогда почему существует столько ужаса и бедствий, и почему оно так кончается? Если это высшее состояние, почему оно вообще кончается? То, что портится и вырождается, не может быть высшим состоянием. Почему оно такое неудовлетворительное, такое дьявольское? – Оно может быть оправдано лишь в том случае, если через него мы принимаем высшую обработку, если мы должны пройти через него, чтобы опять возродиться. Положите зерно в почву, и оно через некоторое время разлагается на составные части, растворяется, и из этого разложения выходит великолепное дерево. Всякая душа должна сначала выродиться, чтобы стать потом величественным деревом. Отсюда следует, что чем скорее мы выходим из этого состояния, которое мы называем «человеком», тем лучше для нас. Но тогда не выйти ли из него путем самоубийства? Ни в коем случае: это сделало бы наше состояние самым худшим. Умерщвление себя, или отрицание мира, не есть путь к выходу. Мы должны пройти через отчаяние и бездну, и чем скорее пройдем, тем лучше. Всегда надо понимать, что настоящее состояние не есть самое высшее.

dedushka_kumara

Светоискатель

Собирая по дороге звезды, упавшие вниз

Чтобы продолжить начатый разговор о значении термина «йога» (данный в основополагающем тексте «Йога-сутра» Патанджали) я хотел бы обратиться к богатейшей научной традиции, которая уже не одно десятилетие самым пристальным образом изучает эту тему. Накоплен большой переводческий материал, где каждый из ученых выступает одновременно в роли переводчика и толкователя учения йоги. И что удивительно, через переводы именно этого фрагмента текста можно смело судить о глубине проникновения человека не только в таинства древнеиндийской мысли, но и в свою собственную психику. Эта самая «yoga-cittavritti-nirodhah» работает как лакмусовая бумажка для определения развитости понятийно-смыслового аппарата и переводчика, и языка, на который он переводит.

Обратимся к трудам людей, которые достигли больших высот и в понимании своей собственной природы, и в понимании древнеиндийской философии.

Йога есть прекращение деятельности сознания. (Перевод Е.Островской и В.Рудого)
Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облачения в различные образы [Вритти]. (Свами Вивекананда)
Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею различных видоизменений. (Перевод А.Фалькова)
Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму. (Перевод К.Свенссон)
Йога есть подавление Вритти (состояний, видоизменений) в Читте (сознании). (Перевод А.Ригина)
Йога – это прекращение видоизменений сознания. (Перевод В.Данченко)
Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь. (Перевод Т.К.В.Десикачара)

По моему скромному мнению, самый точный и понятный перевод «yoga-cittavritti-nirodhah» (Йога-сутра, I, 2) сделан на русский язык. И принадлежит он выдающемуся советскому ученому Борису Леонидовичу Смирнову
«Йога есть удержание материи мысли (citta) от волнения (vrtti)«. (Бхагавадгита, комментарий на шлоку II, 48)
и второй вариант «Йога есть «удержание (nirodha) материи мысли (citta) от завихрений» (статья «Санкхья и Йога»)

Прочитаем комментарий Смирнова (на шлоку Бхагавад Гиты II, 48):
«Таким образом, школа Патанджали предписывает тормозить всякое внешнее и внутреннее движение, чтобы добиться полной остановки жизненного процесса вообще. Цель упражнений — достижение «кайвалья» — блаженства обособления от природы, миропроявления; покой отрешенного духа (пуруши).«

Я думаю, что это определение (точнее практическая рекомендация) очень важно и имеет высочайшее практическое значение для любого практикующего йогу человека.
Здесь имеется в виду ни некие абстакции психо-лингвистического толка, ни некие темные и бесполезные для современных людей опыты над собственной психикой, а совершенно понятная и (что важнее) очень нужная и действенная практика.
И первая ступень этой практики можно определить как известную практику «остановка внутреннего диалога» — это умиротворение того самого «белого шума», который так легко нами манипулирует и направляет корабли наших мыслей на рифы суеты и лукавого мудрствования ))))

Вритти: прамана, випарьяя и викальпа

Буквально: «водоворот». Вритти (мысли) низшего ума (читты) разделяются, согласно Патанджали, на пять групп: (1) правильные идеи; (2) ложные идеи; (3) фантазии; (4) идеи, приходящие во время сна; (5) воспоминания.

В санскрите они носят названия прамана, випарьяя, викальпа, нидра и смрити соответственно.

Когда перед разумом предстает какая-либо идея, очень важно немедленно определить тот из пяти классов, к которому она относится. Если бы такое распознавание прекратилось, человек стал бы безумным. Немедленная инстинктивная классификация мыслей и идей в этом отношении является признаком здоровья разума. Идеи как материал для размышления должны контролироваться. На самом деле, мышление является сортировкой, выстраиванием идей, которые сами по себе должны быть определенными и неизменяющимися. Дальнейшая классификация вритти разделяет каждый из пяти типов на приятные и неприятные мысли.

(санскрит) Кружение. Водоворот. Поворот. Неспокойствие. Возбуждение, волнение низшего ума (читта). Мысли, которые Патанджали разделил на правильные (прамана), ошибочные (випарьяя), фантазии (викальпа), сны (нидра), воспоминания (смрити). В буддизме термин «вритти» употребляется как синоним термина «духкха», означающего неспокойствие, волнение, вспышки дхарм, загрязненность сознания аффектами (клеша), которые следует подавлять. Аниврита? — спокойствие, отсутствие омраченности и дискурсивного мышления. Нивритти? — прекращение активности, выход из круговорота перерождений, новых рождений в круге сансары. Правритти?, наоборот, пребывание в мире, развитие.

КЛЕШИ (санскр. йеаа, букв. — мучения, отягощения) — в индийской мысли основные глубинные предрасположения сансарного сознания, обеспечивающие перевоплощения и страдание, на искоренение которых обращена стратегия йогической практики. В “Йога-еутрах” (11.3) клеши определяются через перечисление: как неведение (авидья), эгоцентризм (асмита), влечение (para), отвращение (двеша) и привязанность к жизни (абхинивеша). Единственное духовное начало, не затрагиваемое клешами в принципе, — это божество Ишвара

Соварь Йоги

Эрнест Вуд

Три способа, описываемые Патанджали как средства получения правильного знания (прамана). Последний из них часто интерпретируется как авторитетное подтверждение.

В духовной реализации результат приносит только прямое восприятие (пратьякша). Йог сначала прислушивается к свидетельствам священных текстов (шрути), затем использует свои суждения посредством размышления и умозаключений (анумана), и наконец достигает уровня прямого восприятия на собственном опыте.

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ (The Eightfold Path)

См. Благородный Восьмеричный Путь.

«Поза Дерева»: человек стоит на одной ноге; вторая нога сгибается в колене, и ступня лежит высоко на бедре.

Буквально: «водоворот». Вритти (мысли) низшего ума (читты) разделяются, согласно Патанджали, на пять групп: (1) правильные идеи; (2) ложные идеи; (3) фантазии; (4) идеи, приходящие во время сна; (5) воспоминания.

В санскрите они носят названия прамана, випарьяя, викальпа, нидра и смрити соответственно.

Когда перед разумом предстает какая-либо идея, очень важно немедленно определить тот из пяти классов, к которому она относится. Если бы такое распознавание прекратилось, человек стал бы безумным. Немедленная инстинктивная классификация мыслей и идей в этом отношении является признаком здоровья разума. Идеи как материал для размышления должны контролироваться. На самом деле, мышление является сортировкой, выстраиванием идей, которые сами по себе должны быть определенными и неизменяющимися. Дальнейшая классификация вритти разделяет каждый из пяти типов на приятные и неприятные мысли.

ВЫСШАЯ САНЬЯМА (Highest Use of Sanyama)

Полные и окончательные знания и способности, которых способен достичь человек, добываются путем фиксации разума (самьяма) на различиях чистого разума и истинного Я (пуруша). Это совершенное и тонкое различение, или распознание не относится ни к разнице между типами (например, корова и лев), ни к разнице между представителями одного типа (например, рыжая и черная коровы), ни к различности их местоположения (к примеру, корова в стойле и корова на лугу), ни к различию во времени (корова вчерашняя и корова сегодняшняя). В этом различении чистого бытия и ограниченного, относительного существованием не участвуют ни сравнения, ни причинные связи. Такое распознание подразумевает высшую интуицию (тарака, см.), действующую вне концепций субъекта и объекта. Это чистое сознание, непосредственно (апарокша или сакшаткара) осознающее чистое сознание. При этом становится ясно, что даже чистый разум еще не является истинным Я. Это понимание становится доступным только путем высшего различения (см. Вивека).

ВЫСШЕЕ БЛАГО (The Highest Good)

См. Добро, Истина и Красота, Парамартха.

ВЫСШЕЕ Я (The Higher Self)

Это современный, но очень удобный термин, ибо он напоминает, что целью жизни на уровне человека являются питание, тренировка и надлежащий отдых высшего Я, что позволяет ему в полной мере развиться. Закон, лежащий в основании этого, заключается в том, что мышление, любовь и сила воли развиваются путем упражнения мышления, любви и воли в практической жизни.

Задачами раджа-йоги являются (1) развить упомянутые выше три качества, в частности, путем концентрации, медитации и созерцания объектов в пределах опыта воплощения, и (2) войти в сферу сияющего Духа благодаря стремлению к знанию (джняна) и вере, преданности этому Духу (бхакти), памятуя о том, что Дух способен в определенной степени проявиться на любой стадии пути, не только в самом его конце. Через высшее Я Дух способен озарить своим сиянием даже работу низшего ума и вселить в любые его действия Добро, Истину и Красоту.

ВЫСШИЙ РАЗУМ (The Higher Mind)

Мыслящий, любящий, проявляющий волю и накапливающий знания, то есть активный разум. В понятиях йоги его можно разделить на манас, буддхи и аханкару (см.). Он всегда связан с определенной формой гармонии, ибо его можно рассматривать с двух позиций: (1) накапливая знания, он обнаруживает и осознает гармонию Природы; (2) планируя и изобретая новое, он располагает предметы и объекты в гармоничном взаимоположении; таким образом, он достигает объединенного результата. В этом заключается его отличие и противоположность низшему уму (см.).

Вайю (см.), жизненный ветер, который описывается как переносящий по всему телу нечто существенное для всех его каналов. Он связан особыми отношениями с чакрой между основанием корпуса и пупком (свадхиштхана чакра), которая соответствует простатическому сплетению. Это вполне логично, поскольку избыточная сексуальная активность и даже мысли о сексе, как считается, опустошают жизненные запасы всего тела; с другой стороны, сохранение сексуальной энергии придает всему телу и всем его функциям большую жизненность и энергичность. В этом отношении йога продвигается еще дальше и утверждает, что при воздержанности в мыслях и в действиях этот жизненный ветер поднимается вверх по позвоночному каналу и значительно пополняет запасы энергии высших центров, связанных с высшим разумом и духовной интуицией.

Цвет этого вайю красный, розовый, бледно-розовый или подобный цвету «луча света». Несомненно, это именно то, что часто называют общей аурой здоровья, наблюдаемой на некотором расстоянии от тела; когда она выглядит четкой, человек здоров, а слабая и вялая аура указывает на плохое здоровье. Свой вклад в этот процесс вносит также и обмен между аурами разных людей, поэтому контакт с другими людьми определенно способен влиять на нее в лучшую или худшую сторону. Кроме того, при излишках энергии она может намеренно передаваться другим, нуждающимся в подпитке.

Известный классик, комментатор «Йога Сутры» Патанджали.

Три вступительных слова, повторяющиеся вслед за Ом в гайятри мантре (см.). Они имеют мистическое значение, но помимо этого напоминают произносящему о трех локах (см.), или мирах, областях, в которых желателен одновременный эффект молитвы. Эти три слова: «бху», «бхува», «свар».

ГАЙЯТРИ МАНТРА (The Gayatri Mantra)

Одна из наиболее важных из всех мантр, в прежние времена используемая только брахминами, которая звучит следующим образом: «Ом, бхур, бхува, сва; тат савитур вареньям бхарго девасья дхимахи; дхийо йо на прачодайят. Ом.»

Значение основного текста мантры: «Мы медитируем на невыразимой лучезарности блистающего Солнца; пусть Оно направит наше понимание.» Интересно использование «мы» и «наше», демонстрирующее желание добра и другим, всем, кто разделяет подобное стремление. Солнце, разумеется, является символом божественного разума.

Обдращение к трем локам (см.), сферам, или мирам (бху и далее) в начале мантры является обычным, хотя иногда оно разворачивается и в нем упоминаются семь составляющих. Обыкновенно они соответствуют физической и эмоциональной областям и области низшего разума, на совершенствование которых направлена мантра. Это совершенство черпается из высших областей, то есть это не означает, что низшие составляющие должны проникать в высшие области.

Одна из трех Божественных Сил (двумя другими являются Единство и Многообразие). Лучшим примером гармонии является человеческое тело, в котором все органы и системы помогают друг другу. Гармонией разума является любовь, которая, оставляя практические вопросы интеллекту, способна привести род человеческий к раю на земле, ибо всеобщая жизнь могла бы стать гармоничной, если бы наполнилась вкладами способностей и благих действий каждого человека.

См. Расслабление Глаз.

См. Расслабление Головы.

ГОРОД ДЕВЯТИ ВРАТ (City of Nine Gates)

Образ, обозначающий физическое тело, которое имеет два глаза, два уха, две ноздри, рот и два нижних отверстия. См. также Физическое Тело; Символические Образы.

Буквально: «узлы». Существуют три грантхи: чакры в основании тела (муладхара чакра), в области сердца (анахата чакра) и в междубровье (аджня чакра). Утверждается, что в своем путешествии вверх по позвоночнику кундалини должна пробиться через эти узлы. Первый иногда называют узлом Брахмы, второй — узлом Вишну, и третий — узлом Шивы. Они указывают на три стадии, через которые должно пройти человеческое сознание для полного избавления от всех оков и достижения совершенного единения со своим подлинным Я. Первая стадия соответствует первым трем чакрам (связанным с физическими и эмоциональными проявлениями и функциями низшего ума). Вторая стадия соответствует следующим трем чакрам (связанным с разумом, буддхи и ахамкара, среди которых фокусом является буддхи как связанное с восприятием действительного сознания, в отличие от ощущений материального существования, которому сознание предается в низшей области первых трех областей). Третья стадия связана с подлинным Я, пребывающем вне действующего сознания. До тех пор, пока сознание рассматривает самое себя как действующее (мыслящее, любящее и проявляющее волю), оно находится в зависимости от этих действий, выполняя их и наслаждаясь ими; в этом проявлении его иногда называют высшим Я. Но оно должно пробиться сквозь эту преграду путем самого высшего различения (вивека), разрушающего последние остатки того неведения (авидья), по причине которого сознание ошибочно принимает высшее Я за подлинное Я. Йог становится ведантистом в тот момент, когда его мышление и понимание достигают окончательного восприятия и отдаются своей собственной власти, освобождая таким образом сознание, которое познает самое себя таковым, каково оно есть.

Вритти: прамана, випарьяя и викальпа

3. тада драштух сва-рупе’вастханам

тада – тогда (в самадхи)драштар – сознание видящего авастханам – утверждается сва-рупе – в своей форме

Тогда свидетель утверждается в своей собственной форме, в чистом сознании «Я», в «Я есмь».

Определение йоги состоит из двух частей:

ограничение и прекращение всех флуктуации и изменений субстанции разума (читты);

достижение соединения и отождествления с Вечным Бытием, Сознанием, Реальностью и Блаженством, Пурушей, Брахманом.

Когда посредством практики концентрации, созерцания и медитации искореняются все физические и психические расстройства, индивидуальное сознание перестает быть продуктом времени и пространства; во время самадхи оно пребывает в своем истинном состоянии, которое есть Чистое Сознание и Чистое Бытие.

Что происходит с Чистым Сознанием, когда оно действует в порабощенном состоянии, будучи ограниченным чувствами, телом и субстанцией разума?

4. вритти-сарупьям итаратра

вритти-сарупьям – (Сознание находится) в состоянии, соответствующем трансформациям субстанции разума итаратра – в другое время

В другое время, в состоянии порабощенности, Сознание, «Я», отождествляется с трансформациями субстанции ума.

В других состояниях имеет место отождествление «я» с телом и умом; таким образом, «я» порабощается временем и пространством и следует за движением и изменением субстанции разума (читты – ума, эго, буддхи).

Трансформации субстанции разума (читты).

5. вриттайя паньчатайя клишта аклишташ ча

вриттайя – модификации паньчатайя – пяти видов клишта – приносящие боль аклишта ча – и приносящие наслаждение

Модификации субстанции разума делятся на пять классов; они приносят боль или наслаждение соответственно времени, месту и личности.

Пять классов трансформаций.

прамана – (читта погружена в) источник достоверного знания випарьяя – (или) ошибочную интерпретацию, иллюзию викальпа – манию, галлюцинацию нидра – сон смрити – память

Это: прамана (источник достоверного знания), випарьяя (ложное знание), викальпа (воображение или беспочвенные рассуждения), нидра (сон), смрити (память).

Внимание или направляет свою энергию концентрации на поиск реального знания, получаемого из достоверных источников, или занято ошибочной интерпретацией, маниями, галлюцинациями, сновидениями, глубоким сном или воспоминаниями.

Эти пять изменений читты (субстанции ума) неизбежно приводят к изменениям в сознании, так как сознание есть не что иное, как отражение света Пуруши. Как отражение света в зеркале меняется, если происходят изменения с зеркалом, так меняется сознание в соответствии с изменениями читты. Последние приносят наслаждение, когда идут на благо порабощенного временем и пространством эго, и боль, когда они неблагоприятны.

Что такое прамана?

7. пратьякшануманагама праманани

пратьякша – прямое восприятие анумана – умозаключение, индукция, дедукция агама – авторитетные свидетельства праманани – (называются) праманами – источниками достоверного знания

Источниками достоверного знания являются прямое восприятие с помощью органов чувств, умозаключение и авторитетное свидетельство компетентного лица или Вед (священных писаний).

Что такое випарьяя?

8. випарьяйо митхья-джнянам атад-рупа-пратиштхам

випарьяя – ошибочная интерпретация митхья – (есть) ложное джнянам – знание атад-рупа-пратиштхам – не связанное с реальностью объекта (атат «не то» + рупа «форма, объект» + пратиштхам – «реального»)

Випарьяя есть ложное знание, ошибочное мышление, не соответствующее реальности.

Випарьяя (иллюзия) есть ошибочное принятие одной вещи за другую. Иллюзия – это ошибочное восприятие. Есть физические иллюзии – например, кажущийся излом палки, наполовину погруженной в воду. Психологические иллюзии возникают в сознании воспринимающего человека. При випарьяе всегда имеется какой-то объект; он неточно воспринимается и поэтому ошибочно интерпретируется.

Что такое викальпа?

9. шабда-джнянанупати васту-шунйо викальпа

шабда-джнянанупати – грамматически правильное высказывание васту-шунья – (но) без объекта викальпа – галлюцинация

Викальпа (галлюцинация) есть психологическое восприятие, не имеющее соответствующего объекта.

Викальпа – образ или представление ума, подобное воздушному замку. Несуществующий образ здесь описывается посредством слов, не наполненных реальным содержанием.

При иллюзии всегда имеется объект восприятия, но по психологическим причинам его восприятие является ошибочным, и поэтому он ошибочно интерпретируется. Веревка, принятая в полутьме за ядовитую змею, – пример випарьяи, иллюзии.

Галлюцинации (викальпы) суть впечатления ума, имеющие чувственную живость и яркость, но проявляющиеся без внешнего объекта. Они отличаются от иллюзий, которые являются сходными психическими явлениями, но зависят от ошибочного восприятия и ошибочной интерпретации внешнего объекта. Психологическая основа галлюцинации следующая: читта (особенно эго) отвергает желание, хотение; оно подавляется и вытесняется. С течением времени оно достигает дна озера подсознательной области субстанции разума. Если это подавление и вытеснение продолжает осуществляться в неведении и слепо, желание развивает свою независимую деятельность и прокладывает себе путь обратно в сознательное поле субстанции разума единственно доступным ему путем – в замаскированном виде. Так как эго его отвергает, то желание маскируется: оно проецируется перед сознанием, принимая форму внешнего объекта, и кажется пришедшим извне.

Иллюзии и галлюцинации могут быть физиогенными (обусловленными химическими, биологическими, биохимическими и эндокринными веществами) или психогенными (обусловленными психическими расстройствами). Галлюцинации бывают слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и эротические.

Расстройства мышления порождают заблуждения, которые затем переходят в уверенность. Мания величия, мания самообвинения, мания преследования, мания отношения, ипохондрические мании и т.д. – все это входит в состав викальпы. Расстройства восприятия создают иллюзию и галлюцинацию; расстройства мышления порождают заблуждение, манию.

Что такое нидра?

10. абхава-пратьяяаламбана вриттир нидра

абхава – несуществование, естественное отсутствие пратьяя – мыслей аламбана – опора на вритти – трансформация нидра – сон

Сон есть та трансформация субстанции разума, которая опирается на естественное отсутствие бодрствующего сознания.

Сон является результатом трансформации субстанции разума, в котором из-за неведения (тамогуны) отсутствует бодрствующее состояние. Он делится на два класса: сон со сновидениями и глубокий сон. Сон – это особое состояние читты, характеризующееся относительной бездеятельностью, редукцией сознания и редуцированным откликом на внешние стимулы.

Что такое память?

11. анубхута-вишаясампрамоша смрити

анубхута – опыт вишая – объект сампрамоша – точное представление смрити – (есть) память

Смрити (память) есть вызов прошлого опыта.

Опыт, плюс объект, плюс точное представление есть память. Память (смрити) – это функция субстанции разума, посредством которой запас данных, приобретенных и представленных сознанию посредством внимательного наблюдения, позднее вызывается и снова предстает перед сознанием.

Восприятие – это презентативное (представляемое) знание, потому что в нем объект знания представляется сознанию посредством чувств. Память – репрезентативное (воспроизводимое) знание, потому что посредством припоминания или заучивания, удерживания, вызывания вновь и повторного рассмотрения извлекается и помещается в сознание ранее полученный опыт.

Эти пять классов трансформаций субстанции разума включают в себя бесчисленные подклассы изменений, действий и противодействий. Все они порождают наслаждение, боль или страстное увлечение, в зависимости от времени, места и личности. Познание эмпирического мира никогда не осуществляется непосредственно. Внешние объекты предстают перед Сознанием, Пурушей, в виде модификаций читты.

От внешнего объекта супраэлектронные стимулы (танматрические импульсы) проходят к мозговым центрам посредством активизации сенсорной деятельности. Вначале они возбуждают чувства, а те представляют ощущения субстанции разума. Субстанция разума трансформируется – принимает форму внешнего объекта. В модифицированной в соответствии с внешним объектом читте отражается свет Пуруши, Брахмана, а модифицированная субстанция разума отражается в Пуруше. В результате этого отражения мы получаем эмпирическое знание. При эмпирическом восприятии мы никогда не видим объект непосредственно. То, что мы видим, есть форма субстанции разума. Точно так же, глядя на телевизионное изображение, мы не видим самого объекта; все, что мы видим, – это электронное изображение на экране. Могучая сила субстанции разума является супраэлектронной. Она достигает уровня Брахмана. Читта – высший и первый продукт пракрити, стоящий непосредственно за Пурушей, Брахманом.

Вритти: прамана, випарьяя и викальпа

Чистота ума, полное владение собой, отсутствие желаний и т. д. ― всего этого необходимо добиться перед тем, как будет получена способность достижения цели йоги, которой является кайвалья или самореализация. Слово «авастханам» указывает на восстановление своего исходного состояния, и это будет обсуждаться в четвертой главе.

Сутра 4: Что происходит с пурушей в противном случае

Vritti saru pyam itaratra

Vritti ― видоизменение, типовое проявление;

itaratra ― в другом состоянии.

Иначе ― отождествление с типовыми проявлениями читты.

Что происходит с пурушей ― самостью или душой, когда он не пребывает в своей сущностной природе, о которой здесь идет речь? Когда читта-врити не находится в состоянии ниродхи, тогда пуруша пребывает «под сильным впечатлением» от типовых проявлений читты или ее видоизменений.

Мы все знакомы с типом ошибочного отождествления. Когда мы смотрим кинофильм или театральную постановку, мы склонны отождествлять себя с тем, что происходит на экране или на сцене, и испытываем соответствующие эмоции: горе, радость, страх, влечение, отвращение и т.д. Хотя это всего лишь игра актеров, мы имеем склонность отождествляться с тем, что видим, и забывать, что мы просто зрители того, что происходит на сцене. Таким же образом пуруша, [хотя и] является только свидетелем сознания, забывает свою истинную природу и отождествляется с читтой и ее типовыми проявлениями или видоизменениями в такой степени, что очень трудно вывести себя из этого отождествления.

Наука йоги, как она представлена Патанджали, рекомендует различные техники, предназначенные для людей, имеющих различный темперамент, чтобы они могли привести материю ума или читту в состояние ниродхи. В этом состоянии пуруша становится сознательным к своей собственной природе.

Сутра 5: Вритти ― главная классификация

Vrittayah pachatayyah klistaklistah

Vrittayah ― проявления ума;

pachatayyah ― пяти типов;

klista― болезненный, буквально тяжелый, трудный;

aklistah― не болезненный.

Типовые проявления ума пяти видов; они болезненны или не болезненны.

Вся эта сутра составлена из четырех слов. Слово «вритти» вам уже известно, тем не менее оно все еще нуждается в дальнейшем пояснении. Далее, начиная с данной сутры, следует детальное объяснение [понятия] вритти. Сутра говорит, что вритти ума пятиричны, т. е. пяти видов. Пять видов ― это пять типовых проявлений, которые бывают болезненны, либо не болезненны. Это означает, что всего типовых проявлений ума десять: пять из них болезненны и пять ― не болезненны. Это нуждается в иллюстрации.

Ум видит цветок; с помощью глаз он принимает форму цветка, и цветок ему нравится. Это называется аклиштой ― приятным. Затем ваш ум видит раздавленное, расчлененное тело собаки, кото рая попала под колеса проезжающей повозки. Ваш ум смотрит через глаза, и воспринимаемое усваивается им, но оно ему не нравится. Это называется клиштой или болезненным. Итак, проявление ума определенного типа в случае с цветком было неболезненным или приятным; в случае же с раздавленной собакой ― болезненным или клиштой. Типовое проявление одно и то же ― восприятие через глаза; видение же двойственно: аклишта и клишта, не болезненное и болезненное.

Таким же образом ум имеет или принимает пять главных типовых видоизменений или проявлений. Каковы же эти пять вритти? Мы обсудим это в следующих сутрах, но перед тем, как перейти к этой теме, пожалуйста, поймите очень отчетливо, что Патанджали подразумевает под словом «всё». Это проявления ума в различных сферах жизни. Например, вы смотрите на дерево, вы смотрите на человека или природный ландшафт. Вы делаете это посредством глаз, и это одно из проявлений вашего ума. Вы слушаете музыку или лекцию. Это также одно из проявлений вашего ума. Затем вы закрываете глаза и думаете о прошлом, настоящем или будущем, о ваших отношениях, друзьях и врагах. Это также одно из видоизменений ума, одно из его образований, шаблонных проявлений. Когда вы взволнованы, обеспокоены или полны гнева, или страсти, горя, ревности, сострадания, любви к человеку, к Богу, это также одно из шаблонных проявлений вашего ума, и это особое проявление называется вритти.

В соответствии с системой йоги каждый вид знания, каждый вид мысли и каждая область сознания есть одна из вритти ума. В йоге даже состояние сна считается одной из обусловленностей ума. Это ментальное состояние, ментальная обусловленность. Подобным образом сомнение, иллюзия, ошибочное мнение, такое как ошибочное принятие веревки за змею, ― это все ментальные обусловленности, вритти.

В санскритских текстах и, в частности, в текстах йоги и веданты слово «вритти» встречается сплошь и рядом. Но понятие это такое неоднозначное, что иногда философы и мыслители оказываются не в состоянии объяснить его надлежащим образом. В семнадцатом веке был великий ученый, которого звали Гаудападачарья. Он был гуру у гуру великого Шанкарачарьи. Он написал подробный комментарий на маленькую упанишаду, называемую Мандукья упанишада. В своем комментарии великий ученый писал: «Мир в целом представляется ничем иным, как формой ментальных видоизменений высшего сознания».

Весь космос, не только Земля, но и космос в целом может быть нереальным; он может быть просто выражением вашего ментального мышления, ментального мышления высшего существа, космической силы мышления. Поэтому, когда мы используем термин «ментальное видоизменение», мы имеем в виду различные типовые проявления или персонификации ума, различные стадии, сферы или измерения личности. В театральной постановке один и тот же человек может выходить на сцену как нищий, король, разбойник, санньясин, мужчина или женщина и т. д. Таким же образом в человеке есть простая материя, называемая сознанием, которая появляется, чтобы проявиться в форме бодрствования, сновидения, глубокого сна, мышления, влечения и отвращения. Это одно сознание, которое мы видим играющим разные роли, и это различные вритти.

Сутра 6: Пять типов вритти

Pramana viparyaya vikalpa nidra smritayah

Pramana ― правильное знание;

Viparyaya ― неправильное знание;

vikalpa ― фантазия, воображение;

Пять типов проявлений ума ― это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память.

В последних трех сутрах мы говорим о слове «вритти». Для

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector