Зачем произносить Йога-Сутры Патанджали на санскрите

Зачем произносить Йога-Сутры Патанджали на санскрите

Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Зачем произносить Йога-Сутры Патанджали на санскрите

Йога-Сутры были составлены и записаны мудрецом Патанджали примерно 2000 лет назад изначально на санскрите. Санскрит ─ особый язык: язык, не имеющий своей письменности, но оставивший огромное наследие текстов, полных знания, мудрости и особого звучания. И именно звук, речь с древних времен имели большое значение. Долгое время существовала устная традиция передачи знаний от отца к сыну, от учителя к ученику. И очень долго люди не хотели записывать на бумагу то, что они знали, а стремились сохранить именно устную традицию передачи. Почему? И на это есть несколько причин:

Знание, превращённое в текст, становится более грубым. Оно уже не обладает тонкими аспектами, которые несёт звук и речь. Помимо самой информации о явлениях и объектах, передаваемой в процессе обучения, через звук происходит передача того опыта (по сути реализованного знания), который есть у учителя или человека, что-то объясняющего.

Записанная информация подвержена большему искажению. Ошибки, возникающие при записывании и переписывании текстов, а также внесение субъективной информации и нередко дополнений, способны исказить начальный текст до неузнаваемости.

Зачем произносить Йога-Сутры Патанджали на санскрите

Й ога-Сутры были составлены и записаны мудрецом Патанджали примерно 2000 лет назад изначально на санскрите. Санскрит ─ особый язык: язык, не имеющий своей письменности, но оставивший огромное наследие текстов, полных знания, мудрости и особого звучания. И именно звук, речь с древних времен имели большое значение. Долгое время существовала устная традиция передачи знаний от отца к сыну, от учителя к ученику. И очень долго люди не хотели записывать на бумагу то, что они знали, а стремились сохранить именно устную традицию передачи. Почему? И на это есть несколько причин:

  1. Знание, превращённое в текст, становится более грубым. Оно уже не обладает тонкими аспектами, которые несёт звук и речь. Помимо самой информации о явлениях и объектах, передаваемой в процессе обучения, через звук происходит передача того опыта (по сути реализованного знания), который есть у учителя или человека, что-то объясняющего.
  2. Записанная информация подвержена большему искажению. Ошибки, возникающие при записывании и переписывании текстов, а также внесение субъективной информации и нередко дополнений, способны исказить начальный текст до неузнаваемости.

Санскрит ─ один из самых древних языков: традиционно он считается прародителем всех языков, которые существуют сейчас на Земле. Санскрит как язык больше являлся средством не привычной нам коммуникации, а более тонкой передачи информации посредством вибрации. Поэтому, произнося тексты на санскрите, мы можем прочувствовать нечто большее, чем то, что мы можем понять при помощи ума, анализируя значение услышанного. За каждым звуком стоит образ, уже сформированный нами в процессе нашей жизни, а вибрация воздействует прямо на наши тело, ум и сознание и даёт возможность идти глубже и оставаться вне концепций ума.

Если почитать многочисленные комментарии к йога-сутрам, то можно удивиться, как сильно они отличаются друг от друга. Выходит так, что разные люди видят разное в одном и том же тексте. Так вот, чтобы решить, что такое Йога-сутры именно для вас, можно познакомиться с текстом напрямую: произнести его на том языке, на котором он был изначально записан. В мантра-йоге есть важное правило: мантра начнёт работать, если произнести её большое количество раз. Например, есть практики, где рекомендуется сделать не менее 100 тыс. повторов. Таким же образом необходимо настраиваться и в работе с Йога-сутрами: вибрация и звук должны войти в тело практика, стать едиными с ним, чтобы появилась возможность прочувствовать глубину знаний, стоящих за ними. Тогда сутры начнут говорить сами, может прийти своё видение и понимание смысла, заложенного в них. Как проявляются очертания деревьев в тумане по мере приближения к ним, так и сутры становятся более понятными, ─ знание текста начнёт проявляться, и может появиться осознание того, как эти знания работают в жизни, как их можно использовать каждый день. Они, как маяки, будут указывать Путь, поддерживать и направлять.

Вообще знания в древней традиции передавались таким образом: сначала ученик должен был максимально точно запомнить и повторить сутры, произнесённые Учителем. Лишь после их заучивания и многократного повторения Учитель передавал значение, разъяснял и толковал их.

Санскрит

Процесс заучивания сутр и других древних текстов на санскрите имеет ряд позитивных эффектов:

  1. Оттачивается использование органов чувств: развивается слух с точки зрения внимания (ведь нужно очень внимательно слушать, как Учитель произносит тексты) и с точки зрения слушания как процесса. Мы часто не можем выслушать собеседника, стремясь высказаться сами; этот процесс настраивает нас на слушание в целом. Ведь когда мы говорим, то мы не можем узнать что-то новое; только слушая, можно сделать это.
  2. Происходит координация органов чувств: мы должны произнести именно то, что мы услышали, чётко и без искажений. Это кажется лёгкой задачей, но на практике не всегда так происходит. Более того, нам иногда кажется, что мы повторяем правильно, а по факту что-то искажаем. Задача Учителя в этом процессе направлять ученика, развивать в нем самоконтроль и научить исправлять ошибки самому.
  3. Мы учимся концентрировать ум на чём-то одном ─ в практике изучения сутр задействованы и дыхание, и слух-зрение-произнесение, необходима постоянная координация органов восприятия. Таким образом, мы учимся направлять ум туда, куда нам нужно, а не идём у него на поводу .
  4. Разработка горлового центра. Посредством использования звука происходит развитие речи: становится легче формулировать мысли и выражать чувства, слова становятся весомее.
  5. Вибрационное воздействие санскрита на сознание в целом. Практика чтения древних текстов на санскрите похожа на медитацию: вибрации санскрита переносят сознание с грубых планов на более тонкие. Возникает состояние, похожее на глубокое расслабление и погружение вглубь себя, ум разворачивается внутрь; от привычного исследования внешних объектов мы направляем внимание внутрь себя, и это даёт понимание, что ум можно использовать иначе, ─ исследовать свой внутренний мир.
  6. Практика изучения текстов ─ Свадхьяя (самопознание, или самонаблюдение) ─ важный компонент крийя- йоги, который призван ослабить клеши (ограничения сознания) и, согласно Патанджали, ведёт нас к высшей точке восьмичастной йоги – самадхи.

Таким образом, рецитация Йога-сутр на санскрите сама по себе является мощным инструментом практики, который ведёт нас к цели йоги ─ самому полному раскрытию потенциала каждого человека для совершенного физического, интеллектуального и духовного существования, к познанию своей Истинной природы.

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Английский перевод с санскрита К.Свенссон

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Английский перевод с санскрита К.Свенссон

Из кн.: Путь Шивы. Антология древнеиндийских классических текстов. К.: «Экслибрис», 1994

Похожие главы из других книг

Свами Вивекананда АФОРИЗМЫ ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ

Свами Вивекананда АФОРИЗМЫ ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ «Йога-сутры» в изложении Вивекананды, перевод с английского Я.ПоповаВ кн.: С.Вивекананда. Ражда-Йога и афоризмы йога Патанджали. Сосница,

КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА («ЙОГА-СУТРЫ» ПАТАНДЖАЛИ И «ВЬЯСА-БХАШЬЯ»)

КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА («ЙОГА-СУТРЫ» ПАТАНДЖАЛИ И «ВЬЯСА-БХАШЬЯ») перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. РудогоМ.: Центр исследований традиционных идеологий Востока «Asiatica»,

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ перевод с санскрита, предисловие и комментарии Б.Загуменнова»Ступени» №1-3, 1991; №1,

Т.К.В.Десикачар ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ с комментариями Шри Кришнамачарьи

Т.К.В.Десикачар ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ с комментариями Шри Кришнамачарьи Текст позаимствован на сайте

Раммурти Мишра ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ новый перевод и толкование Йога-Сутр Патанджали

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ в пересказе Алисы Бейли

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ в пересказе Алисы Бейли Из кн.: Алиса А.Бейли. Свет души

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ В изложении Вивекананды, перевод с английского Я.Попова

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ В изложении Вивекананды, перевод с английского Я.Попова Из кн.: С.Вивекананда. Ражда-Йога и афоризмы йога Патанджали. Сосница,

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ В изложении Вивекананды, новый перевод с английского

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ В изложении Вивекананды, новый перевод с английского Текст позаимствован на сайте

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод Сэра Ганганатха Джха

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод Сэра Ганганатха Джха Текст позаимствован на сайте

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод Т.К.В.Десикачара

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод Т.К.В.Десикачара Текст позаимствован на сайте

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод Е.Островской и В.Рудого

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод Е.Островской и В.Рудого Из кн.: Классическая Йога. М.: Центр исследований традиционных идеологий Востока «Asiatica»,

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод А.Ригина (1987)

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод А.Ригина (1987) The Yoga-sutras of Patanjali. Sanskrit Text and English Translation by M.N.Dvivedi. Delhi: Sri Satguru Publication, 1983. — 136

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод А.Фалькова

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ Перевод А.Фалькова Глава первая ОСНОВЫ РАБОТЫ ДУХА О Йоге(1) Сейчас будет объяснен способ овладения природой посредством Йоги.(1) Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею различных видоизменений.(1) При этом созерцающий остается

Зачем произносить Йога-Сутры Патанджали на санскрите

«Йога-сутры» в изложении Вивекананды, перевод с английского Я.Попова

В кн.: С.Вивекананда. Ражда-Йога и афоризмы йога Патанджали. Сосница, 1906

Раньше чем приступить к изложению афоризмов Патанджали, рассмотрим один важный вопрос, на котором, по мнению йогов, основана вся теория религии. Все великие умы мира, кажется, сходятся в мнении, которое при том почти доказано и изысканиями, произведенными в области физической природы, что мы представляем собою продукт и проявление абсолютного начала, лежащего позади нашего настоящего относительного состояния, и что мы идем вперед, чтобы опять вернуться к тому же абсолютному. Раз это установлено, возникает вопрос: которое же состояние лучше, абсолютное или это настоящее?

Многие выдающиеся мыслители придерживаются мнения, что мы суть проявленные частицы недифференцированного существа и что это наше дифференцированное состояние выше абсолютного. Так как в абсолютном не может быть никаких качеств, то они представляют себе, что оно должно быть бесчувственным, оцепенелым, безжизненным, что только жизнь, какою мы ее знаем, способна доставить наслаждение и что поэтому мы должны дорожить именно ею.

Чтоб судить о правильности такого взгляда, необходимо познакомиться с другими решениями вопроса о жизни. Существует старое мнение, что человек после смерти остается тем же, чем был здесь, что все его хорошие стороны минус дурные остаются навсегда. Рассуждая логически, можно заключить, что назначение человека этот мир; тот же мир, но степенью выше и освобожденный от зла, называют небом. Эта теория в сущности вздор и ребячество, так как она утверждает невозможное. Не может быть добра без зла или зла без добра. Жить в мире, где все хорошо и нет ничего злого, значит то, что санскритские логики называют «грезить наяву».

В последнее время некоторые школы выставили другую теорию, а именно, что назначение человека все более и более совершенствоваться, постоянно стремиться вперед, никогда не достигая цели. Это положение, по-видимому, очень изящное, также нелепо, потому что нет такой вещи, как движение по прямой линии. Всякое движение происходит по кругу. Прямая линия, бесконечно продолженная, обращается в круг. Поэтому мысль, что назначение человека есть движение все вперед и вперед, никогда не останавливаясь, – абсурд.

Замечу, – хотя это и не относится к предмету, – что высказанная мною сейчас истина объясняет этическую теорию, согласно которой не следует ненавидеть, а должно любить, потому, что здесь совершенно то же, что и в случав электричества или всякой другой силы, относительно которых новейшая теория говорит, что сила выходит из динамо и завершает круг назад к динамо. То же и со всеми силами природы: они необходимо возвращаются к своему источнику. Поэтому не ненавидьте никого, так как та сила, та ненависть, которая исходит от нас, впоследствии неизбежно вернется к вам. Если вы любите, любовь вернется к вам, заканчивая круговое обращение. Несомненно, что всякая капля ненависти и всякое побуждение любви, исходящие из сердца человека, сполна возвращаются к нему, и ничто не в силах остановить их.

Теория вечного движения вперед не может быть принята и по другой практической причине, потому что разрушение есть удел всего земного. Все наши стремления и надежды, и страхи, и радости, к чему ведут они? Конец всех нас в смерти. Ничто так не верно, как это. Где же тогда это движение по прямой линии, это бесконечное совершенствование? Оно проходит только некоторое расстояние и опять возвращается к центру, от которого начало движение. Посмотрите, как из туманности образуются солнце, луна и звезды, затем разрушаются и обращаются опять в туманность. То же самое делается везде. Растение берет материал от земли, разлагается и отдает его назад. Всякая форма в этом мире образуется из окружающих атомов и обращается в те же атомы.

Не может быть, чтобы один и тот же закон действовал различно в разных сферах. Закон есть однообразие. Это безусловно верно. Если это закон природы, то он также и закон мысли: мысль разложится и вернется к тому, из чего произошла. Хотим мы или нет, мы должны вернуться к нашему началу, которое называется Богом, или Абсолютом. Мы все произошли от Бога, и все должны идти к Богу, каким бы именем этого Бога не называли; называйте его Богом, или Абсолютом, или природою, сотнею имен, которые вам нравятся, факт остается тем же. «От кого вся эта вселенная произошла, в ком все рожденное живет, к тому все и вернется». Это единственный верный факт. Природа действует по одному и тому же плану: что происходит в одной сфере; то же самое происходит в миллионах сфер. Что вы видите относительно планет, то же самое будет с землею, с людьми и со звездами. Огромная волна есть могучее соединение малых волн, может быть, миллионов; жизнь всего мира есть соединение миллионов малых жизней, и смерть всего мира есть соединение смертей этих миллионов малых существ.

Теперь возникает вопрос: возвращение к Богу есть ли высшее состояние или нет? Философы йоги категорически отвечают, что высшее. Они говорят, что настоящее состояние человека есть состояние вырождения; и нет на земле ни одной религии, которая говорила бы, что человек есть продукт совершенствования. Они считают, что начало человека совершенно и чисто, что он падает и будет падать до возможно крайнего предела; затем должно наступить время, когда он устремится опять вверх, чтобы закончить круг; круг должен быть завершен. Как бы низко ни спустился человек, в конце концов он должен повернуть опять вверх и идти к первоначальному источнику, который есть Бог. Вначале человек идет от Бога, в средине становится человеком и в конце идет назад к Богу. Это метод объяснения в дуалистической форме. В монистической форме вы говорите, что человек по своей сущности Бог и становится Им опять.

Если наше настоящее состояние есть высшее, тогда почему существует столько ужаса и бедствий, и почему оно так кончается? Если это высшее состояние, почему оно вообще кончается? То, что портится и вырождается, не может быть высшим состоянием. Почему оно такое неудовлетворительное, такое дьявольское? – Оно может быть оправдано лишь в том случае, если через него мы принимаем высшую обработку, если мы должны пройти через него, чтобы опять возродиться. Положите зерно в почву, и оно через некоторое время разлагается на составные части, растворяется, и из этого разложения выходит великолепное дерево. Всякая душа должна сначала выродиться, чтобы стать потом величественным деревом. Отсюда следует, что чем скорее мы выходим из этого состояния, которое мы называем «человеком», тем лучше для нас. Но тогда не выйти ли из него путем самоубийства? Ни в коем случае: это сделало бы наше состояние самым худшим. Умерщвление себя, или отрицание мира, не есть путь к выходу. Мы должны пройти через отчаяние и бездну, и чем скорее пройдем, тем лучше. Всегда надо понимать, что настоящее состояние не есть самое высшее.

Санскрит для йогов

Научитесь правильно произносить термины, мантры и читать первоисточники в оригинале

Эссе Кришнамачарьи о практике компонентов йоги

Эссе योगाचार्यस्य Шри Т Кришнамачарьи о योगाङ्गसाधनम् (практике компонентов йоги)

Оригинальное название: Essay of Yogācārya Sri T Krishnamacharya on Yoga-aṅga-sādhanam
Copyright: Krishnamacharya Yoga Mandiram

5 типов योग-अङ्ग-साधनस्य

योगाचार्यः Sri T Krishnamacharya

  • शरीर-आरोग्य-साधन (практика для телесного здоровья);
  • इन्द्रिय-बल-साधन (практика для укрепления органов(чувств));
  • मनस्-स्वास्थ्य-साधन (практика для благополучия ума);
  • प्राणवायु-साधन (практика работы с праной);
  • जीवात्म-परमात्म-साधन (практика слияния души с абсолютом).

Санскрит на Международном Фестивале Йоги FREE SPIRIT

VI Международный Фестиваль Йоги FREE SPIRIT 21-23 июля в этом году пройдет в уникальном месте — Welna Eco Spa Resort (г. Таруса)

FREE SPIRIT — это самый масштабный профессиональный Фестиваль йоги в России!

В этом году концепция Фестиваля — Практикуй, Обучайся и Отдыхай!

Нас ждет 3 дня ярких впечатлений: интересные семинары, лекции и концерты живой музыки на природе, а также СПА отдых у воды и танцы, кинопоказы и ночная гонг-пуджа. Читать далее →

25.07.2016 — День йоги в парке «Красная Пресня», площадка №2 «Санскрит»

Правильное произношение названий асан

Сегодня я хотел бы поделиться с вами моими бесплатными материалами,
которые помогут вам правильно произносить названия поз йоги.

Узнайте, почему вам стоит ради блага сердца и центральной нервной системы произносить мантры вслух, а не про себя

Оригинал статьи на английском: http://www.yogajournal.com/article/health/vocalize-your-mantra/

Священная сила слов настолько широко признана на Востоке, что считается очень неблагоприятным, если неправильно произносится хотя бы один санскритский слог. Помимо их буквального значения, мантры, как полагают, содержат силу вибраций, которая может поднять людей до более высоких духовных состояний. Согласно индуистской вере, сознание постепенно переходит в грубую материю, переходя от звука священного слога Ом к обыденному языку, а оттуда к проявлению всей Вселенной. Поэтому чтение мантр может привести людей к самому источнику Бытия. Читать далее →

Дискуссия: вести йогу с русскими или санскритскими названиями асан?

Это важная дискуссия на Западе: должны ли мы использовать санскритские названия асан, когда мы ведём занятия? Вы можете быть удивлены, узнав, сколько причин существует для этого.
Во время моей преподавательской подготовки один из самых распространенных вопросов состоял в том, называть ли позы их санскритскими названиями. Мои сокурсники хотели знать, должны ли они запоминать и использовать эти названия, или это элитарно и может оттолкнуть некоторых учеников. В то время я не понимала, что использование санскритских названий не должно быть невыполнимой задачей для учителей или для студентов. Теперь я знаю, что, вооружившись базовым пониманием того, как учатся разные ученики, большинство учителей могут легко включать эти названия в свою практику с хорошими результатами. Читать далее →

Виды воспеваний и рецитаций на санскрите

Разъяснение англоязычных и санскритских терминов

5 мантр для йоги

Перед или после практики во многих йога-классах исполняются мантры. Здесь вы узнаете текст, правильное произношение и перевод основных из них.

Ричард Роузен: что значит «аштанга»

Ответ Ричарда Роузена (Richard Rosen, практик йоги из Калифорнии с более чем 30-летним стажем, редактор Yoga Journal magazine, автор многих книг, на русский переведена одна: «Йога дыхания. Пранаяма«) на вопрос «Что значит аштанга?«.
Термин «аштанга» (अष्टाङ्ग(aṣṭāṅga)) происходит из Йогасутры Патанджали, в которой он относится к классическим восьми (अष्ट(aṣṭa)) составляющим (अङ्ग(aṅga)) практики. (Некоторые исследователи йоги, например Георг Фойерштейн, считают, что основным вкладом Патанджали в йогу была крия йога(क्रियायोग(kriyā yoga)), йога ритуальных действий, а восемь составляющих были заимствованы из другого источника.) Читать далее →

БКС Айенгар о своём выборе асан в качестве инструмента развития

Уникальные откровения БКС Айенгара

Йога – это обширная тема. Если вы прочтёте Йогасутру, то увидите, что Патанджали касается множества аспектов жизни. Когда Махатма Ганди решил добиться независимости с помощью двух принципов йоги: Ненасилия (अहिंसा(ahiṃsā)) и Правдивости (सत्य(satya)). Читать далее →

Подпишитесь, чтобы быть в курсе наших событий

Непонятные слова для йога-новичка

  • Намасте. Любимое всеми йогами слово. Это индийское и непальское приветствие и прощание, произошло от слов «намах» — поклон, «те» — тебе. Намасте как жест представляет собой соединение двух ладоней перед собой.
    В широком смысле означает: «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе» — то есть уважительное преклонение и прославление Всевышнего, божественной сущности мироздания, частичкой которого является человек, признание единства и вечной духовности всего сущего, согласно имеющимся традициям. Часто cловом «Намасте» открывают и заканчивают занятия по йоге. Возможен упрощенный вариант: «Я потрясающий. Ты потрясающий. Все эти остальные люди также потрясающие. Спасибо, всем за то, что вместе позанимались йогой! Спасибо всем живым существам…»

  • Oм. На уроке Вам преподаватель скажет, если Вы — новичок, что мантра «Ом» поется как АаааааУуууууМммм! Считается, что это звук, который издает вселенная, первичный, изначальный звук. Его поют в начале и в конце занятий по йоге. Изображение этого звука стало своего рода универсальным символом йоги – он украшает стены студий йоги, фигурирует в украшениях и татуировках йогов по всему миру. Но что же он на самом деле значит? Все мы часть вселенной — мы тоже всегда движемся, меняемся, дышим. И когда мы поем Ом, мы напоминаем себе об этом.

  • Шанти. Означает мир, покой. Когда мы поем «Омм Шанти Шанти», мы как бы взываем к спокойствию и умиротворению. В буддийской и индуистской традициях слово «шанти» повторяют три раза, что символизирует покой на уровне духа, души и тела.

  • Виньяса. Это так называемые «переходы». Виньяса нужна для того, чтобы логично связать одну асану с другой. Чтобы было красиво и удобно. Благодаря виньясе во время практики вы всегда будете заняты делом и не сделаете ни одной остановки. Активно используется в практиках аштанга-виньяса-йоги, дживамукти-йоги, редко – на йоге Айенгара.

  • Мантра. Если вы часто повторяете какое-то слово, еще не значит, что вы произносите мантру. Мантра – священна. Считается, что каждая мантра связана с определенным божеством и, распевая одну из них, вы кого-нибудь да призываете. Так что не пойте просто так – будьте избирательны и уважительны. Самые популярные мантры: Гаятри-мантра, Ом намах Шивая, Харе Кришна, мантра Ом.

  • Шавасана. Любимая асана йогов. Если вы увидели, что в классе все спят, это как раз она. Шавасану выполняют только в конце занятия, чтобы расслабиться и усвоить полученный опыт.

  • Пранаяма. Если вы начали заниматься йогой, вам придется научиться дышать. Да, именно научиться, потому что, так, как Вы дышали ранее, считайте, что и не дышали вовсе. Пранаяма усмиряет ум, успокаивает нервную систему, поднимает уровень энергии и ненавязчиво приводит к Просветлению.

  • Мудра. С санскрита «печать» или «знак». В индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. Мудр существует много, и каждая из них ответственна за особое состояние разума. Хотите развивать сострадание, храбрость, мудрость? Ваши руки и пальцы к вашим услугам!

  • Бандха. Энергетический замок. Главный из них – Мула-бандха — сокращение мышц ануса за счет волевого усилия, которую учителя советуют держать все время. Другие же замки нужно выполнять только во время занятия. По требованию преподавателя.

Читать онлайн «Йога-сутра Патанджали. Комментарии» автора Сарасвати Свами Сатьянанда — RuLit — Страница 2

Отдавая себе отчет в том, что любой перевод, так или иначе, отражает понимание предмета переводчиком, хотелось бы надеяться, что автору данного перевода в какой-то степени удалось свести к минимуму неизбежное искажение смысла. По крайней мере, стремление к этому было искренним. Главным было желание перевести текст как можно ближе к оригиналу (иногда даже в ущерб литературной привлекательности) и сохранить манеру автора излагать свои мысли. Хотя эстетическое чувство при этом может испытывать некоторый дискомфорт, упрощается так называемая настройка на автора, которая для понимания вещей, с трудом поддающихся описанию, играет важную роль.

Слова, вставленные в текст переводчиком для облегчения понимания, приводятся в квадратных скобках.

Все санскритские термины, содержащиеся в английском тексте, сохранены, но даются в русском написании. С одной стороны, это, конечно, не способствует правильному произношению слов, так как адекватные правила написания еще не сложились. Но, с другой стороны, значительно облегчается понимание, поскольку в русской речи существенную роль играют окончания слов. При этом в преодолении трудности, связанной с определением рода существительных, приходилось полагаться главным образом на интуицию и вкус. Для удобства читателей в глоссарии приведены оба написания: русское и латинское. В разделе «Свобода кратко» (текст сутр без комментариев) приведены сутры в русском переводе, в то время как в оригинале текст сутр дается на санскрите. В указателе терминов сохранены авторские ссылки.

Очень хочется надеяться, что книга не просто займет свое достойное место в личных библиотеках увлеченных йогой, а станет настоящей настольной книгой, руководством для тех, кто считает, что йога Патанджали ― это их личный путь. Для автора перевода это именно так.

В заключении не могу не выразить сердечную благодарность тому человеку, кто по сути и сделал всю работу, в которой переводчик был только инструментом. Это достопочтенный Свами Дживанмуктананда ― Генеральный секретарь Общества Божественной жизни Шивананды. Именно он придал работе импульс, озарил вдохновением и вселил веру в то, что с теми, кто искренне доверяется Ишваре и старается не привязываться к результату, а получать удовольствие от самого процесса, происходят настоящие чудеса.

Перевод выполнен с издания: For Chapters on Freedom (Commentary on Yoga Sutras of Patanjali) Lectures delivered by Swami Satyananda Saraswati. The 3rd Edition. Bihar, 1989.

С искренним пожеланием счастливого Пути,

12 января 2003 г.

Свами Сатьянанда Сарасвати

Свами Сатьянанда Сарасвати родился в маленьком городке Алмора в предгорьях Гималаев. Еще ребенком он проявлял необычные способности, и первый свой духовный опыт он приобрел в возрасте шести лет. Его благословляли многие мудрецы и садху, которые проходили мимо его дома на пути в более высокие районы Гималаев. Они вселили в него огромное желание достичь таких же духовных вершин и пробудили сильное чувство вайрагьи, которое было удивительно для столь молодого человека.

В возрасте девятнадцати лет он оставил семью и дом в поисках своего гуру. Через некоторое время он пришел в Ришикеш и встретил своего духовного мастера Свами Шивананду. Двенадцать лет он провел со своим гуру. Свами Сатьянанда до такой степени окунулся в карма йогу, что, по словам Свами Шивананды, выполнял работу за четверых. Как идеальный ученик Свами Сатьянанда работал с рассвета до поздней ночи, его увлекала всякая работа от уборки до управления ашрамом. Служение гуру было для него страстью и удовольствием.

Хотя у него был очень проницательный ум и гуру называл его «разносторонним гением», обучение Свами Сатьянанды не шло [обычным] путем получения наставлений и обучения в ашраме. Всецело веря своему гуру, он следовал всего одному его указанию: «Работай усердно и произойдет очищение. Не нужно привносить свет, он раскроется внутри тебя». Так и произошло. Он достиг просветленного понимания секретов духовной жизни и с тех пор является великим авторитетом Хатха йоги, Тантры и Кундалини йоги.

После двенадцати лет, проведенных со своим гуру, Свами Сатьянанда принял жизнь паривраджаки и в течение восьми лет много странствовал, путешествуя по всей Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону. В течение этого периода он повстречал много великий святых и йогинов; он проводил время в уединении, разрабатывая и совершенствуя техники йоги, предназначенные облегчить страдания человечества.

Йога сутры Патанджали – продвинутые техники

Восемь ступеней йоги, описанных Патанджали в труде “Йога сутры”, являются весьма продвинутыми техниками.
Предназначены они отнюдь не для обычного человека, но только для тех кто уже разрешил большинство своих ментальных проблем и конфликтов.
“Йога сутры” – продолжение других, более базисных трудов. Таких как, например, “Хатха йога прадипика”.

Без следования указаниям из “Хатха йоги” не будет прогресса на пути “Йога сутр”. Отчего так?
Одна из причин: “Йога сутры” говорят, что нужно сдерживать мысли.

Для большинства же людей, у которых ум постоянно растревожен, это скорее повредит нежели принесёт пользу.

Только когда волнения ума уменьшены, можно попытаться обуздать мозг.
Вот для примера, риторический вопрос: много ли волнений ума после прослушивания симфонической музыки? Или просмотра худ.фильма? Или прочтения занимательной книжки?

Совершенно точно не рекомендуется подавлять непреодолимые желания и мысли, каковые в огромном количестве присутствуют в мозгу обычного человека.
Например: если уж хочется съесть мяса, то лучше это сделать, чем сидеть в сиддхасане с перекрещенными на кончике носа глазами и думать о колбасе.
Или ещё пример: для большинства людей попытки практиковать брахмачарью (половое воздержание) обернутся банальным неврозом.

Потому то Путь из “Йога сутр” это путь не для начинающего.
Сначала необходимо практиковать хатха йогу, карма и бхакти йогу.
Тренировать “осознанность”, а потом уже приступать к техникам из “Йога сутр”.”

Также обсуждается – “Mожно ли читать без комментариев?”
Если вы только к этому приближаетесь, то по-началу лучше всего читать с комментариями.
Сутры – это такие короткие заметки Гуру на полях перед беседой с учениками. Расшифровать это мог только сам Гуру. Поэтому многие тексты даются с комментариями.
Та же Бхагавад Гита без комментариев не всегда понятна, а когда уже знаешь о чем речь – тогда и в стихотворной форме наслаждаешься.

И вот интересный комментарий «Ещё одна крупица знания...»:

Наконец-то до меня дошло, почему надо выдыхать и задерживать дыхание… а ведь читала уже сто раз – как говорится, глаза есть, смотри нет.
А ведь вот оно: “Очищение сознания [достигается] …. благодаря выдоху и задержке дыхания” И всё! А когда человек совершает последний выдох, он своё сознание вообще вместе с тем выдыхом выдыхает!

Ну а про 8 Ступеней Йоги вы, наверное, уже читали Здесь.

5 комментариев к «Йога сутры Патанджали – продвинутые техники»

Лина, недавно искала приветствие патанджали(слова) и на этом блоге в форуме прочитала спор. Яко бы переведя текст с хинди получается совсем не восхваление Патанджали. Я не поняла, если писалось все на санскрите, причем здесь хинди? Этот вопрос конечно не Вам нужно задавать, но всё же, помогите разобраться во всем этом.

nadya,
Как на подобных форумах так же и говорят “Слушайте больше, вам тут и не такое скажут” 🙂
“Тот кто знает, не говорит” (с). Ну, а вновьобращенные (зачастую) изощряются в словестности. В этих случаях полезно пользоваться советом о нахождении информации из поста “Я нашел в интернете информацию об аюрведе”

Почему на хинди, а не на санскрите? Патанждали жил во времена использования санскрита. Сейчас же на нем реально говорят около 14 тыс человек в мире (в основном переводчики-исследователи древних текстов. А на хинди говорит большая часть Индии.
И так как “Приветствие Патанджали” – это относительно “новое” введение, практикуемое в традиции йоги БКС Айенгара, который год назад покинул свое тело в возрасте 95 лет, то скорее всего, и написано на современном языке. Хотя – кто автор этого приветствия и как давно оно написано – “сие науке неизвестно” (с). По крайней мере я не нашла при неглубоком поиске на руссом и на английском.
Значит, считайте – сколько лет может быть этой традиции (если основатель школы и 100 лет не прожил)

Эту мантру поют перед занятиями в школах БКС Айенгара. А в других – не поют 🙂
Да и вообще, с религиозно-обрядовыми аспектами лучше не связываться, если вы не глубоко в теме. Может завести по неправильному пути.
.

А можно чуть чуть подробнее о неправильном пути. Я вообще крещёная православная христианка. Иногда меня бросает то в религию то в атеизм ( после литературы по психологии?) Недавно прочитала на одном сайте (искала информацию о Ведах) что христианские молитвы очень сильные. Там перечислялись разные религии, смысл такой, что не важно как называют твоего Бога, создатель- один. Я всегда понимала, что Бог это такая энергия сильная и добрая, справедливая, верю в то, что Господь не может наказывать ( как говорят многие люди), человек сам себя наказывает. Лина, что посоветуете прочесть, чтобы разобраться в себе и религиозном вопросе.У вас большой опыт. Заранее спасибо!

Обсуждать религиозные темы – только врагов наживать 🙂

“чуть подробнее о неправильном пути”
– нет ничего правильного, или неправильного, нет ни плохого, ни хорошего. Одни перемены. То, что идет на данный момент у данного человека – то и правильно для его ступени развития. Перешагнет на следующую ступень – сам решит, что предыдущий опыт был не то чтобы правильный/неправильный. Он просто был опытом. Все!

Что человеку подходит на данный момент – “христианские молитвы очень сильные” – то этим и надо пользоваться. Если веришь- поможет что угодно, Если не веришь – тебе не повредит, потому что для тебя этого не существует.

Где-то на сайте я рассказывала историю, теперь не найти, придется еще раз повторить:
По ТВ была передача о всякой мистике. Среди участников была белая женщина, много лет прожившая в Африке, там где очень верят во всякое сверхестественное. Все колдуют, в основном , по мелочам – служанка колдует, чтобы день прошел нормально и ей заплатили за день и не уволили. Водитель – чтобы колесо машины не спустило и он довез своего хозяина нормально, т.е.такие бытовые мелочи. Главный в деревне – колдун, который решает все споры и накладывает проклятье на провинившихся.

И вот история: кто-то у кого-то украл рубашку. Все пошли к колдуну, и потерпевшие и обвиняемые. Колдун и на тех и на других наложил проклятье. Через несколько дней они умерли. Эту белую женщину, рассказавшую эту историю, и спрашивают “Ну а вы-то как, не боялись жить в таком страшном месте, где от слова колдуна можно и умереть?” – “А мне-то что? Мы, белые люди, во все эти пляски с бубнами и проклятия не верим, и они на нас не действуют!”

“не важно как называют твоего Бога, создатель- один”
– Вера и церковность – разные вещи. Если уверен, что Создатель один, то почемиу в православном обществе такие гонения на другие религии? Потому что они по другому изображают этого Создателя или вообще никак не изображают, потому, что даже в Ветхом Завете написано “Не поклоняйтесь моему изображению”. За точность не ручаюсь, Библию не брала в руки давно, с тех пот, как перестала быть прилежной прихожанкой, так как не смогла в церкви получить ответы на волнующие меня вопросы.

“что посоветуете прочесть, чтобы разобраться в себе и религиозном вопросе”
– нет такой одной книги, или даже десятка книг, прочтя которые вы сможете “разобраться в себе и религиозном вопросе”.

Как говорят знающие люди (и на что тут же обижаются “ищущие”): “Религия – первая, самая низкая ступень в духовном развитии человека”. Многие на ней так и остаются. Те, кто начинает копать глубже, понимают, что “Вам ничего не надо делать, Христос за вас пострадал и этим искупил нашу вину” все это не дает никаких ответов на вопросы – “Кто я? Что мне делать? Как ЭТО все создалось и функцуионирует?”.

Религия хорошо обслуживала феодальное общество. А в капиталистическом обществе лучше всего все обьясняет наука квантовая механика. Когда хоть чуть-чуть понимаешь, о чем идет речь – какие иконы, какие церкви!:) Все это гораздо больше, в голове не укладывается, что наша Галактика (не только Земля) – один пузырек из взрывающихся в Безмерье каждое мгновение. И таких “Земель” – несчетное количество. И все ли это воля Бога? Какого? Если это физический процесс, то есть- ли Бог?

Повторю еше раз: “Обсуждать религиозные темы – только врагов наживать” 🙂

Спасибо моему мудрому мужу – это он меня во время нашиx прогулок просвещает, пересказывая “для блондинок” эту квантовую механику, теорию Большого Взрыва, теорию струн (очень популярную в последнее время, но не полностю доказаную).

Если “блондинки” захотят с этим познакомиться, то лучше всего это рассказали в “Луркоморье” (lurkmore) – неформальной энциклопедии интернет-субкультур (определения понятий и терминологии). Там настолько все “неформально”, что “тургеневским девушкам” туда лучше не ходить. Но всли отбросить их “крепкие словца”, то все обьяснено очень по делу. Это нам давно сказал наш приятель – молодой ученый – “там все посто и правильно, но с матом, sorry!“

В принципе, разбираться с “этим” не много желающих. Спокойне верить в то, что круглыми сутками несется со всех экранов, чайников и утюгов :).
.

“так как не смогла в церкви получить ответы на волнующие меня вопросы”
– Видимо поэтому меня и бросает от религии к атеизму.
Вопросы не разрешённые и душевного покоя в храме не нашла, дома- да! Внутри себя молюсь…

? спасибо! Если бы не задала ( написала) вопрос Вам и не узнала( увидела) ответ.

нЙЫЕМШ бОЗП: «чЕДЙЮЕУЛБС ДЕЛМБНБГЙС уБОУЛТЙФБ Й

чЕДЩ — ЬФП ЪБРЙУБООЩК Ч ЧЙДЕ ЪЧХЛБ РТПГЕУУ ФЧПТЕОЙС чУЕМЕООПК ЙЪ ФТБОУГЕОДЕОФОПК рХУФПФЩ, ЙМЙ, СЪЩЛПН ЖЙЪЙЛЙ, РТПГЕУУ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС НБФЕТЙЙ ЙЪ еДЙОПЗП РПМС. чЕДЩ — ЬФП УМЕРПЛ, ЪБРЙУШ ЪЧХЛБ ФЧПТЕОЙС.

дМС ОБУ ЬФП ПЪОБЮБЕФ, Ч ЮБУФОПУФЙ, ФП, ЮФП чЕДЩ — ОЕ МЙФЕТБФХТБ Ч ОБЫЕН РПОЙНБОЙЙ. йУФЙООЩК УНЩУМ чЕД — ОЕ Ч «УПДЕТЦБОЙЙ», ОЕ Ч ФПН, ЮФП НПЦОП РЕТЕЧЕУФЙ У ДТЕЧОЕЗП ЧЕДЙЮЕУЛПЗП УБОУЛТЙФБ ОБ ТХУУЛЙК. фПФ, ЛФП РЩФБМУС ЮЙФБФШ, ОБРТЙНЕТ, тЙЗ-ЧЕДХ Ч РЕТЕЧПДЕ, ОБЧЕТОСЛБ ХВЕДЙМУС, ЮФП ХМПЧЙФШ ФБН «УНЩУМ» ЧЕУШНБ ЪБФТХДОЙФЕМШОП, Й ЕЭЈ ФТХДОЕЕ РПОСФШ, ЛБЛ Й, ЗМБЧОПЕ, ЪБЮЕН ДЕУСФЛЙ РПЛПМЕОЙК ЧЕДЙЮЕУЛЙИ РБОДЙФПЧ РЕТЕДБЧБМЙ ПФ ПФГБ Л УЩОХ ЬФЙ ЗЙЗБОФУЛЙИ ПВЯЈНПЧ ФЕЛУФЩ — Ч ХУФОПК ЖПТНЕ!

уНЩУМ Й ЪОБЮЕОЙЕ чЕД — Ч ЙИ ЪЧХЛЕ, Й РТПЙЪОЕУЕОЙЕ ЬФПЗП ЪЧХЛБ ДПМЦОЩН ПВТБЪПН РПЪЧПМСЕФ ТБУЛТЩФШ ЙИ НПЭШ, «ЪБРХУФЙФШ» ЙИ Ч ДЕКУФЧЙЕ. чЕДХ УМЕДХЕФ ОЕ РЕТЕЧПДЙФШ, Б РТБЛФЙЛПЧБФШ. юФЕОЙЕ чЕД (ЧУМХИ) — ОЕ ОБХЮОПЕ ЪБОСФЙЕ Й ОЕ ДПУХЗ. ьФП НПЭОЕКЫБС ДХИПЧОБС РТБЛФЙЛБ, ДЕКУФЧХАЭБС ОБ УПЪОБОЙЕ Й ПТЗБОЙЪН. ьФП ЛБНЕТФПО, ЛПФПТЩК ОБУФТБЙЧБЕФ ЧУЕ ЧЙВТБГЙЙ ОБЫЕЗП ХНБ Й ФЕМБ, ПФ УБНЩИ ФПОЮБКЫЙИ ХТПЧОЕК ДП УБНЩИ ЗТХВЩИ, ДЕМБЕФ ЙИ ЛПЗЕТЕОФОЩНЙ (ХРПТСДПЮЕООЩНЙ), РТПВХЦДБЕФ фТБОУГЕОДЕОФОПЕ Ч РТПСЧМЕООПН. хУФБОПЧМЕОЙЕ ЦЕ фТБОУГЕОДЕОФОПЗП ОБ ЧУЕИ ХТПЧОСИ РТПСЧМЕООПЗП Ч ЮЕМПЧЕЛЕ Й ОБЪЩЧБЕФУС рТПУЧЕФМЕОЙЕН Й ЕЭЈ ФЩУСЮША ЧУСЮЕУЛЙИ УМПЧ.

п ТЕЪХМШФБФЕ ЬФПЗП ЧУЕЗП нБИБТЙЫЙ нБИЕЫ кПЗЙ ЗПЧПТЙФ, ОБРТЙНЕТ, ФБЛ: уПЧЕТЫЕООБС ХРПТСДПЮЕООПУФШ УБОУЛТЙФБ УПЪДБЈФ ЗБТНПОЙА Й ВБМБОУ Ч ЖЙЪЙПМПЗЙЙ НПЪЗБ, ТБУЫЙТСЕФ РБНСФШ Й ПЮЙЭБЕФ ПТЗБОЙЪН. лПЗДБ ДЕЛМБНЙТХЕФУС ЧЕДЙЮЕУЛЙК СЪЩЛ, НПЪЗ ЖХОЛГЙПОЙТХЕФ У ВПМЕЕ УРПЛПКОПЗП ХТПЧОС. ьФП ХУЙМЙЧБЕФ НЙТ Й ЗБТНПОЙА Ч УПЪОБОЙЙ Й УФБВЙМЙЪЙТХЕФ ВПМЕЕ ЗМХВПЛЙЕ ХТПЧОЙ УПЪОБОЙС Ч ОБЫЕН УПЪОБФЕМШОПН НЩЫМЕОЙЙ.

дПЛФПТ нЙЫЕМШ бОЗП (Michel Angot) — РТПЖЕУУПТ CБОУЛТЙФБ Ч рБТЙЦУЛПН ХОЙЧЕТУЙФЕФЕ. рПМХЮЙМ ЪЧБОЙЕ РТПЖЕУУПТБ чЕДЙЮЕУЛПК ДЕЛМБНБГЙЙ Ч уПТВПООЕ. хЮЙФЕМШ фТБОУГЕОДЕОФБМШОПК нЕДЙФБГЙЙ У 1970 ЗПДБ. бЧФПТ ЛОЙЗЙ «L’Inde classique». рЕТЕЧПДЮЙЛ юБТБЛБ-уБНИЙФЩ (ПДОПЗП ЙЪ ПУОПЧПРПМБЗБАЭЙИ ФЕЛУФПЧ РП бАТЧЕДЕ — ЧЕДЙЮЕУЛПК НЕДЙГЙОЕ), кПЗБ-уХФТ (РЕТЕЧПД У ЛПННЕОФБТЙСНЙ). пО — ПДЙО ЙЪ ОЕНОПЗЙИ ЕЧТПРЕКГЕЧ, ОЕ ФПМШЛП РПУЧСЭЈООЩИ Ч ЙУРПМОЕОЙЕ чЕД, ОП Й ОБДЕМЈООЩИ РТБЧПН РТЕРПДБЧБФШ ЙИ — ЛБЛ ЕЧТПРЕКГБН, ФБЛ Й ЙОДЙКГБН. фБЛЙИ МАДЕК Ч НЙТЕ ЕДЙОЙГЩ. ч ПФМЙЮЙЕ ПФ НОПЗЙИ РБОДЙФПЧ, РПТПК РЕТЕДБАЭЙИ ЙЪ РПЛПМЕОЙС Ч РПЛПМЕОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ъОБОЙЕ, ОП Й «ПУПВЕООПУФЙ» РТПЙЪОПЫЕОЙС (РТПЭЕ ЗПЧПТС, ОЕФПЮОПУФЙ), нЙЫЕМШ ЧМБДЕЕФ УБОУЛТЙФПН — ЛБЛ ЧЕДЙЮЕУЛЙН, ФБЛ Й ВПМЕЕ РПЪДОЙН — ВЕЪХРТЕЮОП.

нЙЫЕМШ — ХОЙЛБМШОБС МЙЮОПУФШ. рПНЙНП ФПЗП, ЮФП ПО ВХЛЧБМШОП ЙЪМХЮБЕФ ъОБОЙЕ, ПО ЕЭЈ ЪБТБЪЙФЕМШОП ЦЙЪОЕМАВЙЧ, ТБДПУФЕО Й ПВМБДБЕФ ОЕПФТБЪЙНЩН ПВБСОЙЕН. чУФТЕЮБ У ОЙН ЪБРПНЙОБЕФУС ТБЪ Й ОБ ЧУА ЦЙЪОШ.

лПЗДБ ЧЕДЙЮЕУЛЙК ФЕЛУФ РТПЙЪОПУЙФУС РТБЧЙМШОП Ч ДПМЦОПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ, ЬФП РПМОПУФША ПЦЙЧМСЕФ ЧУЕ ЬМЕНЕОФЩ ЖЙЪЙПМПЗЙЙ НПЪЗБ Й ДЕМБЕФ ЙИ ТБВПФХ ГЕМПУФОПК Й ЛПЗЕТЕОФОПК, ХРПТСДПЮЕООПК. ьФП ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ЧП ЧТЕНС ЧЕДЙЮЕУЛПК ДЕЛМБНБГЙЙ РПМОЩК РПФЕОГЙБМ рТЙТПДОПЗП ъБЛПОБ ПЦЙЧМЈО Ч НПЪЗХ.
— нБИБТЙЫЙ нБИЕЫ кПЗЙ

рПЧФПТЕОЙЕ кПЗБ-уХФТ рБФБОДЦБМЙ ОЕКФТБМЙЪХЕФ ОБТХЫЕОЙС Й ДЙУВБМБОУЩ Ч ПТЗБОЙЪНЕ. юФЕОЙЕ кПЗБ-уХФТ РТЙДБЈФ УЧЕЦЕУФЙ Й УЙМ. ьФП ХРТБЦОЕОЙЕ РПДДЕТЦЙЧБЕФ ЦЙЪОЕООХА УЙМХ УФТХЛФХТ Й ЖХОЛГЙК БУУПГЙБФЙЧОЩИ ЧПМПЛПО Й ЧЕДЈФ Л ЙОФЕЗТБГЙЙ ХНБ Й ФЕМБ, РПОЙНБОЙС Й ДЕКУФЧЙС. йОФЕЗТЙТПЧБООПЕ РПОЙНБОЙЕ, ЙОФЕЗТЙТПЧБООЩК РТПГЕУУ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК Й ЙОФЕЗТЙТПЧБООПЕ ДЕКУФЧЙЕ ПЪОБЮБАФ ДЕКУФЧЙЕ, УЧПВПДОПЕ ПФ ПЫЙВПЛ, ДЕКУФЧЙЕ Ч УПЗМБУЙЙ У рТЙТПДОЩН ъБЛПОПН.
— фПОЙ оБДЕТ тБН, БЧФПТ ЛОЙЗЙ «юЕМПЧЕЮЕУЛЙК ПТЗБОЙЪН — ЧЩТБЦЕОЙЕ чЕДЩ Й ЧЕДЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТЩ»

лПЗДБ нЙЫЕМШ бОЗП ПДОБЦДЩ УРТПУЙМ Х нБИБТЙЫЙ, ЛБЛПК ФЕЛУФ ЙЪ ЧУЕК ЧЕДЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТЩ ПО ТЕЛПНЕОДХЕФ ДМС ЙЪХЮЕОЙС, нБИБТЙЫЙ ПУФБЧЙМ ЧУА УЧПВПДХ ЧЩВПТБ ЪБ нЙЫЕМЕН, ОП ХРПНСОХМ, ЮФП ПДЙО ЙЪ ФЕЛУФПЧ, ЛПФПТЩЕ ЙЪХЮЙФШ ПЮЕОШ ЦЕМБФЕМШОП, — ЬФП кПЗБ-уХФТЩ.

ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ЛХТУПЧ ДЕЛМБНБГЙЙ («ТЕГЙФБГЙЙ»), ЛПФПТЩЕ УЖПЛХУЙТПЧБОЩ ОБ ЙЪХЮЕОЙЙ РТПЙЪОПЫЕОЙС, ЛХТУ кПЗБ-уХФТ рБФБОДЦБМЙ (ПУОПЧПРПМБЗБАЭЕЗП ФЕЛУФБ кПЗЙ) РПУЧСЭЈО ъОБОЙА. пО ЧЛМАЮБЕФ Ч УЕВС ОЕ ФПМШЛП ДЕЛМБНБГЙА кПЗБ-уХФТ рБФБОДЦБМЙ, ОП Й ЙИ ЙЪХЮЕОЙЕ, Б ФБЛЦЕ ЙЪХЮЕОЙЕ ЛПННЕОФБТЙЕЧ ЧЕМЙЛПЗП чЕДБ-чЯСУЩ (чЕДБ-чКБУЩ).

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Йога-сутра Патанджали Вьяса Бхашья 1:2-4

Четверг, 21 Мая 2009 г. 21:17 + в цитатник

yogasgcitta vrttinirodhah ||2||

Йога есть прекращение деятельности сознания.

Поскольку в сутре опущено слово «всякой», йога сознания также называется йогой.
Сознание ввиду своей предрасположенности к ясности, активности или инерционности — трехмодальное.
Саттва как модальность сознания, которая по своей природе есть ясность, будучи смешана с двумя другими модальностями, раджасом и тамасом, привязывается к господству и чувственным объектам.
Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, незнанию, неотрешенности и утрате силы.
Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сброшена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию, отрешенности и силе.
И она же, эта саттва сознания, когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, то есть в самой себе, будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей как энергией сознания, тяготеет к дхьяне — созерцанию, называемому «Облако дхармы». Такое состояние сознания созерцатели полагают Высшим различением.
Энергия сознания не трансформируется и не поглощается объектами, объекты сами показывают себя ей; она чиста и беспредельна.
Различающее постижение есть по своей сути саттва как модальность сознания и, следовательно, противоположно ей, этой энергии сознания Потому сознание, безразличное к нему, освобождается также и от этого постижения. В таком состоянии сознание сопровождается лишь санскарами, то есть бессознательными формирующими факторами Это и есть сосредоточение, «лишенное семян». В нем ничего не познается, оттого оно бессознательно.
Таким образом, эта йога, определенная как прекращение деятельности сознания, двух видов.
Раз у сознания в таком состоянии нет объекта, какова же собственная природа Пуруши, «Зрителя», сущность которого — постижение буддхи, то есть ментального опыта?

Йога-сутра Патанджали Вьяса Бхашья 1:3

tada drastub svarupe ‘vasthanam ||3||

Тогда Зритель пребывает в собственной форме.

В этом случае энергия сознания, или Пуруша, пребывает в своей собственной форме как в состоянии абсолютной обособленности. Однако при актуализированном сознании она не представляется таковой, хотя в действительности это так.
— Почему же тогда это происходит?
— В силу того, что объекты показывают себя Зрителю.

Йога-сутра Патанджали Вьяса Бхашья 1:4

Перевод:
В других случаях — сходство с деятельностью сознания.

Комментарий:
Пуруше в актуализированном состоянии свойственна деятельность, которая не отличается от деятельности сознания. Так, в сутре сказано: «Существует лишь одно проявление для обоих, и это проявление есть знание».
Сознание — словно магнит, действующий одним лишь фактом своей близости; благодаря свойству быть наблюдаемым оно становится собственностью Пуруши, своего господина. Поэтому безначальная связь Пуруши с сознанием и есть причина постижения им содержаний деятельности сознания.
Тем не менее эта деятельность сознания, будучи многообразной, должна быть прекращена.

Ссылка на основную публикацию