Зачем русскому «индийская» йога? | Masajista.ru

Зачем русскому «индийская» йога?

Здоровье и йога

Классически принято считать, что йога, как система много векторного развития человека сформировалась в Индии. Индийские йоги в результате многочисленных экспериментов и наблюдений создали поистине потрясающую систему, помогающую человеческому существу раскрыть свой безграничный потенциал.

Однако существует один маленький, но принципиально важный нюанс.

Индийская йога, как целостная наука и система мировоззрения, формировалась в определенной культурной, социальной, информационной среде. И её различные техники, вместе с понятийным аппаратом создавались и адаптировались в первую очередь для индусов, которые в силу своей ментальности и физиологии часто достаточно заметно отличаются от среднего статистического человека, проживающего на территориях России, Украины, Белоруссии, а также соседних государств.

Вашему вниманию представляется достаточно интересная статья Андрея Лобанова, в которой сравниваются индийские йоги и западные последователи индийской йоги.

Приятного Вам прочтения. Будет достаточно любопытно, если Вы выскажите свои мысли относительно данной статьи в комментариях.

Источник статьи miraya.ru

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

Авторская одежда для йоги из Индии ॐ

6 thoughts on “ Индийские йоги. Почему индийская йога не подходит для нас. ”

Вера, пишущие подобное и думающие подобное – нас самом деле глубоко не верующие и не знающие. С точки зрения религиозного подхода, знание уже заложено в нас творцом, и задача – раскрыть его, встретившись с ним напрямую и пережив его через соединение с ним (йога). И все священные тексты говорят об этом. Почему же вы не верите в это? В создателя, который по образу и подобию вложил в структуру созданной им системы творческую энергию, разум, и все инструменты, чтобы человек мог открыть это знание в себе и реализовать его.

Священные тексты писались людьми, в надежде, что разумный человек ими правильно воспользуется, то есть обратится внутрь себя, где у него уже все есть, и начнет проявлять скрытое невежеством творческое начало, вместо того, чтобы поклоняться и обожествлять тексты и делать из них религиозные атрибуты.

Вы не верите по-настоящему в то, что пишете. Это поверхностное, умственно принятое на веру и эмоционально приправленное состояние, которое недолговечно. И через некоторые время вы измените ему, увлекшись чем-то другим, и также рьяно будете отстаивать это «другое». Как вы уже делали раньше, до этого увлечения, что, собственно говоря, в природе человека. Об этом я достаточно подробно писал в комментариях к этому посту: http://miraya.ru/blog-andreya-lobanova/entry/o-natsionalnosti-jogi-antijogovskom-zagovore-i-nauchnom-podkhode-k-joge

Истина не в Ведах, а в вас. А вы в это не верите, и не знаете, и не узнаете, пока не прекратите скользить по поверхности с помощью функционального ума и цитировать различные тексты, имея своё и именно свое интеллектуальное прочтение и представление о том, что там написано.

Туманные представления о высшем, потустороннем – это построения детского ума, мечтающие о волшебстве, феях и помощи свыше от добрых светлых сил.

В йоге Патанджали не используется слово «бог» и цель этой йоги – не постижение его, а «кайвалья» – освобождения от всех форм ограничений, которые скрывают от человека действительность.

Александр, отличный комментарий:)

Автор статьи обещал в ближайшее время ответить на некоторые комментарии.

Зачем йоги хотят быть похожими на индусов

Содержание статьи [скрыть]

Конечно же, йога как система саморазвития неотделима от индийских традиций и менталитета этой страны. Но обретая популярность и на Западе, и в странах бывшего СССР система йоги все больше ассимилируется, адаптируется под нужды и мироощущение практикующих ее людей. По поводу этого явления есть две противоположные точки зрения.

1. Йога у каждого человека своя. Индийское наследие, безусловно, стоит принимать во внимание, но не нужно слепо следовать прочитанному в древних текстах или бездумно копировать чужие обычаи.

2. Истинная йога — это следование заветам древних индийских манускриптов. Нужно пройти обряд посвящения в ту или иную традицию, найти на родине йоги своего личного гуру и регулярно посещать Индию для общения с ним, неукоснительно выполнять его советы и соблюдать все этнические обычаи в еде, одежде, быту и т. д.

Йога как вид физической нагрузки

Люди, которые придерживаются первой точки зрения, имеют вполне европейский вид и привычки. Вместо ежегодных поездок исключительно в Индию путешествуют по разным странам. Зачастую предпочтут привычную картошку острому индийскому блюду. Вряд ли согласятся ежедневно подниматься с рассветом, чтобы практиковать в самый энергетически сильный час, и часто сочетают йогу с различными видами физической активности — как с другими восточными практиками, так и с фитнесом.

Истинная йога

Те, кто придерживаются другого мнения, обычно выглядят с точки зрения российского обывателя весьма экзотично. Они удивляют окружающих белыми брюками и длинными белыми рубашками (как, например, адепты кундалини-йоги), мужчины — длинными бородами и тюрбанами, женщины — точками на лбу и красочными сари. Для них характерно вегетарианство и преобладание в ежедневном меню индийских блюд, ревностное изучение и претворение в жизнь древних заветов, ежедневные медитации по настоянию личного гуру, использование энергетических амулетов — например, четок из зерен рудракши.

Принадлежащие к этим двум группам люди часто относятся друг к другу достаточно негативно. «Европейские» йоги считают «псевдоиндусов» фанатиками и сектантами. А последние, в свою очередь, полагают, что йога на западный манер — это попса, а уж сочетание йоги с фитнесом или восприятие йоги в качестве фитнеса — и вовсе пустая трата энергии.

Истина посередине

На мой взгляд, истина где-то посередине. Серьезная практика йоги вряд ли возможна без ознакомления с ее основами — например, с принципами ямы и ниямы — и хотя бы шапочного знакомства с философией йоги. Если не хватает терпения самому вникнуть в «Йога-сутры» Патанджали, то можно посетить несколько лекций по основам философии йоги, которые сейчас предлагает большинство йога-центров.

Другое дело, что в начале практики людей нечасто интересует теория, и это абсолютно нормально. Даже если человек решил заняться йогой, чтобы похудеть, — это отнюдь не повод осуждать его. Даже при таком подходе йога часто становится со временем серьезным увлечением и меняет образ жизни и систему ценностей человека. При этом порой люди, пришедшие к йоге через теорию, прочитавшие множество книг, но не уделяющие должного внимания искренней практике, зачастую оказываются ограниченны своими представлениями о том, как все должно быть. И это в итоге может помешать полноценно проживать настоящий момент жизни и практики и препятствовать внутренней трансформации. А получение посвящения у индийского мастера за компанию с единомышленниками во время первой поездки в Индию отнюдь не приближает к просветлению, хотя и дает многим повод собой гордиться.

Что касается внешней атрибутики, пристрастий в еде и в быту, то, по-моему, не стоит на этом излишне зацикливаться. Если вам по душе индийская кухня, готовьте кичри, но не отказывайтесь навсегда от любимых блинчиков со сгущенкой. Ношение тюрбана, точка на лбу, перебирание индийских четок само по себе не сделает из вас продвинутого йога. А вот если эти атрибуты действительно помогают вам настроиться на нужную волну, то почему бы и нет? Только не смотрите свысока на тех соседей по йога-классу, у кого нет «оригинальной» атрибутики.

Йога, появившаяся много веков назад, оказалась очень гибкой практикой. Насколько вы будете с ней сживаться, зависит от вашей фантазии, свободы ума и признания вами ваших же индивидуальных особенностей и потребностей. В моем понимании — как нет двух одинаковых асан, так нет и двух одинаковых живых существ. Йога дает нам возможность и отметить наше сходство, и осознать различия!

Хотите заниматься йогой дома онлайн?

В фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!» вы найдете видеозанятия «Дыхание йоги» и «Йога для начинающих» с Инной Видгоф.

Для чего вообще нужна эта «индийская гимнастика»?

Андрей Сидерский

И именно из-за этой ошибки, я сейчас ее назову, очень многие, кто начинает заниматься, зарабатывают травмы. Человек приходит в фитнес-центр и говорит: а йога – это что, это растяжка, да? Вот. И здесь заключается самая главная ошибка. Йога и растяжка не имеют ничего общего между собой. Практика хатха-йоги и хорошая растяжка – это вещи, если не взаимоисключающие, то по крайней мере, хорошая растяжка очень мешает получить от йоги тот эффект, который она может дать. Сейчас объясню.

Если мы попробуем отыскать самое первое определение йоги, то где-то в Ведах мы на него наткнемся. Веды – это очень старые книги, прибитые пылью времени, сейчас эти тексты не применимы в нынешней обстановке, они безнадежно устарели, но, тем не менее, какая-то базовая информация, которая там есть, проходит сквозь века и тысячелетия, потому что она касается устройства вселенной. Скорее, каких-то аспектов вселенной — они не очень сильно изменяются, изменяется картина применения информации в социуме, вносятся поправки.

Потом это самое первое определение йоги всплывает в Упанишадах. Там некто Яма – бог смерти, говорит человеку, возжаждавшему приобщиться, что есть йога. Он говорит, что йога – это умение владеть всеми своими эмоциями. На тот момент, это сколько-то тысяч лет назад, владение собой ограничивалось владением эмоциями, потому что человек в большей степени был движим инстинктивным разумом, и неконтролируемые эмоции – это был самый серьезный камень преткновения. И до более тонкого управления дело не доходило, нужно было сначала справиться со своими звериными, животными проявлениями. В те времена о значении слова йога как одной из шести ортодоксальных систем индийской философии — углубленном созерцании, единении со всевышним и т.д. вообще никто понятия не имел. Потому что это значение слова появились уже в результате практического развития системы, в результате развития методов уже после Христа, после Патанджали, а тогда его употребляли в его первом значении. А первое значение – это узда, упряжь, обуздание, т.е. если перевести на современную терминологию – это контроль. Итак, первое определение йоги, имеем что – контроль есть способность владеть всеми своими эмоциями. Потом по мере развития социума и человека, и способностей человека отдавать себе отчет в том, что он делает, это определение претерпело некоторое изменение. И Патанджали во втором столетии до рождества Христова уже его несколько расширил и сказал, что йога – есть устранение суеты ума. Т.е. контроль – есть устранение суеты ума или прекращение суеты ума. Речь шла уже не только о контроле над эмоциями, но уже и об умении применять мыслительный аппарат, об умении работать с образами, управлять сферой генерирования образов, идей, намерений — это уже более глубокая штука.

Но, что оказывается: человек садится, складывает ножки в лотос, сидит 4, 5, 10 часов, управляя своим умом, и его мозг начинает перестраивать режим работы. Действительно, если человек сосредотачивается на крышке черепа, у него процесс креативного мышления или процесс контролируемого движения осознания распределяется по коре головного мозга и туда устремляется мощный поток энергии, потому что мозг этого требует. По позвоночнику со всех источников, какие только могут, собирается энергия – вся, какая есть в организме, и тянется в мозг. Вот это и называется пробуждением Кундалини. Но энергия из ниоткуда не берется, она должна быть обеспечена обменными процессами в органах, а органы обычного человека привыкли к обычному нормальному мерцающему вяло текущему процессу. Когда происходит переключение в новый режим работы, то этот процесс требует возрастания потребления энергии. Это законы физики, они для всех систем одни — мы знаем, что всегда критические расчеты любой системы ориентируются на максимальный уровень нагрузки, т.е. максимальные потоки, максимальные токи, напряжение, максимальные перепады. И вот этот процесс включения – процесс Кундалини – это и есть мощнейший переходный процесс во всей системе. И если органы не могут его поддержать, не способны, у них нет ресурса, что тогда происходит — они начинают ослабляться и разрушаться. И если где-то есть бактерия или вирус или еще что-то, он быстро вгрызается и по полной программе разваливает организм.

Что получается? Если мы сразу начинаем пытаться контролировать ум, но наше тело не способно поддержать эти попытки, то либо нам ничего не удается, либо мы разрушаем себя. Йогины древности столкнулись с этой проблемой, они поняли, что для того, чтобы успешно практиковать раджа-йогу, т.е. прямое управление сознанием, нужно иметь подготовленный материальный ресурс, нужно что-то сделать с телом и с его способностью усиливать обменные процессы, генерировать определенное количество энергии. Дать телу возможность более легко адаптироваться к повышенным нагрузкам и повысить иммунный барьер, чтобы в условиях повышенных нагрузок вирусы, бактерии и т.д. не сгрызали тело. Они долго искали способ, как этого добиться, и, в конце концов, имперически вышли на гимнастическую систему, построенную на вытягивании соединительной ткани. Что такое асана? Асана – это форма тела, которую мы придаем для того, чтобы растянуть сухожильно-мышечные жгуты, причем, чем более мощные жгуты, чем больше их, тем более эффективна асана с точки зрения именно повышения иммунитета и повышения адаптивных способностей организма. Йогины древности и средних веков вышли на это имперически, академик Богомолец в 20-30-х годах на клинических экспериментах четко доказал взаимозависимость состояния соединительной ткани и иммунитета человека. Состояние соединительной ткани (сухожилия, соединительно-тканные мешки, в которых находятся мышцы, суставные сумки, внутрисуставные связки, соединительно-тканные оболочки органов и т.д.) напрямую определяет уровень иммунитета и уровень адаптивных способностей организма. Асана – это способ тянуть соединительные ткани так, чтобы они давали нам прирост способностей организма выдерживать перегрузки, возникающие при попытке внедриться в управления режимами работы мозга. Все. Все очень просто. Просто до примитива.

А теперь давайте рассмотрим пример — хорошо растянутый человек начинает заниматься йогой. Он тянется, но для того, чтобы система сработала, нужно, во-первых, предельное растягивание – только тогда организм начинает меняться — ткань начинает изменяться, когда организм понимает, что у него не хватает способностей, ему нужно развиться. Возникает вопрос: кто легче и быстрее и с более простыми формами доберется до этого режима глубокого вытягивания — человек, который хорошо растянут или человек, который не растянут? Конечно, человек, который не растянут. Ему стоит чуть-чуть начать гнуться – и все, у него уже все работает. Это типичный пример, когда человек, плохо растянутый начинает заниматься йогой, у него очень быстро происходит изменение в мозге, сознании, в состоянии организма в целом — он быстрее въезжает в тему. А человек хорошо растянутый тянется, гнется, но он так и остается хорошо растянутым человеком, он остается таким же эмоциональным придурком, которым он был и раньше. Я очень много таких знаю, особенно мужчин, хорошо растянутых, они все из себя клевые, у них все хорошо получается. Но это не асаны, а просто пустая гимнастическая форма, она не работает, потому что для того, чтобы сделать асану, хорошо растянутому человеку приходится изощряться и выдумывать все более и более глубокие вещи. Проблема в чем? Проблема в том, что когда человек повторяет изо дня в день асаны и начинает управлять мозгом, тело отрабатывает и по принципу обратной связи становится более растянутым, тогда приходится находить более сложные формы. Сложные асаны выдуманы именно потому, что на каком-то этапе простые перестают работать. А задача практики асан в том, чтобы придать телу комплекс форм, который бы пробежался глубоким вытягиванием по всем сухожильно-мышечным жгутам, причем, в каждой асане нужно зафиксировать эту картину. Но если мы будем просто тянуть, мы, в конце концов, просто разболтаем эту систему. Обязательно нужна обратная компенсация. Как мы подвергаем вытягиванию сухожильно-мышечные жгуты, точно также мы должны по максимуму задействовать статические изометрические напряжения мускулатуры. Почему я всегда настаиваю на выполнении нижних стоек на руках — потому что они относятся к категории наиболее напряженных упражнений, и они компенсируют вытягивающие асаны. Если делать вытягивание и не делать силовые асаны, система разбалтывается и через некоторое время хатха-йога, асана как таковая перестает работать. Остается чисто гимнастическая форма. И статика вытягивания и статика напряжения должны быть довольно длинными. Естественно нужны и дополнительные динамические процессы, чтобы толкать физиологические жидкости, для того, чтобы в суставах как-то циркулировала смазка, чтобы позвоночник не заклинивало. Для этого в переходах между асанами используют динамические элементы. Они должны быть обязательно. Пусть это будут гимнастикообразные элементы или цигунообразные. Цигунообразные элементы предпочтительнее с точки зрения распределения плотности энергии в системе.

Вот таким образом мы выходим на практику асан, в которой, естественно есть свои законы построения форм. Если асаны делаются правильно, то за минимальный промежуток времени мы достигаем максимального эффекта в плане подхлестывания иммунитета, повышения адаптивных способностей организма. Если асаны делаются неправильно, то возникают, во-первых — перекосы, во-вторых — травмы.

Мяч для большого тенниса можно использовать для самомассажа с целью снятия спазмов и напряжений в мышцах и улучшения циркуляции крови в массируемых областях.

Что такое йога и зачем она нам?

В последнее время очень часто говорят и пишут о йоге, в этом потоке информации много интересного, заслуживающего внимания, но много и абсурдного. Попробуем разобраться, что представляет собой данное искусство.

Задолго до нашей эры индусы стали задумываться о предназначении человечества. Человек является частью мироздания, его тело состоит из таких же атомов, из каких построена Вселенная, его существование подчиняется тем же законам, что и окружающие его вещи. Что же надо сделать, чтобы усовершенствовать его сознание, освободить его дух, преодолеть зависимость от окружающей среды, сделать способным познать жизнь, освободить его от жалкой необходимости тратить все свои силы на выживание?

Постепенно индийская наука пришла к мысли, что первое усилие на этом пути должно заключаться в порыве к освобождению души, умственные способности человека должны беспрепятственно развиваться. Чтобы обрести полную власть над своими душевными способностями, необходимо, прежде всего, познать их, а затем научиться управлять ими по своему желанию. Для этого человек должен изучить свои умственные и душевные возможности, научиться мыслить не фрагментарно, а непрерывно, перестроить свое сознание так, чтобы оно могло отражать Вселенную не раздробленно, как зеркало, составленное из множества осколков, а полностью, четко и ясно, как беспорочное зеркало.

Другими словами, необходимо собрать воедино наши обрывочные знания, бороться с наихудшей из человеческих слабостей — рассеянностью. Таким образом, в течение многих веков были выработаны различные методы, во многом отличающиеся один от другого, но имеющие одну общую цель — сплачивание людей. Это и есть йога.

Все эти методы были поставлены на службу религии, они обрели мистическую окраску, соответствующую атавистическим традициям индуизма, но не потеряли своей цели.

Хатха-йога стоит в стороне от других дисциплин, но почти всегда служит им базой. Для правильной координации мыслей, их фиксации в одной определенной точке, для лечения рассеянности, препятствующей размышлениям, хатха-йога предлагает физические средства — определенные положения тела, или асаны. Асана — это неподвижная поза, благодаря которой достигается полная отрешенность от собственного тела; отрешенность, которая лежит в основе душевной устойчивости.

Именно хатха-йога с ее асанами приобрела такую широкую популярность в современном мире. Из всей совокупности дисциплин мы выбираем ту, которая по-настоящему соответствует нашим реальным потребностям. Однако не следует забывать о ее первоначальном назначении. Хатха-йога — это, прежде всего, поиск равновесия внутри человека, а затем равновесия между человеком и окружающей средой.

Мы, люди XXI века, владеющие неисчислимым духовным наследством, приобщаемся к новому учению о внутреннем самоусовершенствовании, воплощенном в позах. Уважение к этому учению и правильное его применение могут значительно повысить эффект его воздействия на нашу личность и на наш организм.

Проголосовали 48 человек

39
4
3
0
2

Комментарии (4):

Войти через социальные сети:

1) Статья хорошая. Познавательная. Легко читается.

2) Зачем такие комментарии-то писать?! Ну взяли бы и сделали отдельную статью, г-н Дмитрий Солнцев!

«Такие комментарии», собственно, можно считать статьей ))

Кстати, про виды йоги. Из книги из книги Ю.Л.каптена «Основы Медитаций» (Хоть какая-то польза от статьи будет, если заинтересуется человек, то хоть будет знать, что читать):

Название Йоги ——- Основная работа над:

1. Крама-Йога ——- этикой поведения, постижением принципов Ямы и Ниямы

2. Крийя-Йога ——- религиозным действием

3. Гхатастха-Йога ——- телесной тренировкой

4. Санньяса-Йога ——- выработкой способности к отречению от мира; преодолением мирских соблазнов

5.Кунта-Йога ——- специальными знаками

6. Нада-Йога ——- внутренними каналами-меридианами энергии

7.Свара-Йога ——- тонкими проявлениями звуковых вибраций и управлением внутренними энергетическими каналами – Йдой и Пингалой

8. Удварета-Йога ——- силами сексуальной энергии путем разных способов перевода ее в духовную энергию

9.Адхьятма-Йога ——- познанием проявлений высшего «Я» в себе и в людях

10. Агни-Йога ——- управлением психической энергией

11. Абхасья-Йога ——- высшей духовной практикой; трансом

12. Аштанга-Йога ——- последовательным прохождением восьмеричного пути Йоги и совершенствованием каждого этапа

13. Брахма-Йога ——- сосредоточением на Брахмане

14. Буддхи-Йога ——- совершенствованием духовного разума-развитием Божественного сознания.

(Не знаю, не сочтут ли за оффтоп, но картинка красивая очень. Жаль, что маленькая. )

Бог его знает, даже затрудняюсь предположить, человека, который про йогу слышит впервые, эта статья больше просвещает или вводит в заблуждение.

«Таким образом, в течение многих веков были выработаны различные методы, во многом отличающиеся один от другого, но имеющие одну общую цель – сплачивание людей. Это и есть йога.»

Это реально самое экзотическое определение йоги, которое мне когда-либо доводилось слышать!
Определений этих очень много, согласен, но это что-то из ряда вон выходящее.

Может быть это просто опечатка. Если нет, то Вам и Вашим читателям должно быть небезынтересно будет узнать, что употребляемое в упанишадах слово «yoga» употребляется с разными смысловыми оттенками, по мнению многих специалистов, да, часто в смысле «единение» («спалчивание» как символ «единения»), но это «единение» не имеет ничего общего с сплачиванием людей. Откуда Вы вообще взяли это?! Суть йоги это достижение целостности человека на всех уровнях бытия. Ведантийское понимание Йоги, целиком сохранённое «Бхагавадгитой», это единение с Высшим, с Атманом.

Не совсем понятно, почему к «наиболее известным» вы отнесли именно те виды, которые отнесли. Видов йоги очень много. Но в чистом исполнении не существует, кажется, ни одна. Возможно только ХатХа.

Опять же не понятно, что должен понимать неискушенный человек под «дисциплинами йоги». Я бы, например, понял это как подразделы одного общего учения. Хотя это не столько подразделы, сколько, именно разные виды одного учения. Это можно сравнить с ответвлениями христианства внутри христианства. Протестантизм, Католицизм, Православие ну и т.д. далее по сути одно учение, но каждая ветвь ставит свои (правильные, по ее мнению) акценты. Так же и здесь.

Когда я читал в годах 80-х, будучи еще ребенком, про йогу в журнале «Здоровье» я на полном серьезе считал, что это такой вид физкультуры. В принципе, это правильное, но самое узкое, какое только возможно предположить, представление о йоге. Если бы я прочитал тогда Вашу статью, то я вообще не знаю, какое бы сложилось у меня впечатление.

«..индийская наука пришла к мысли..», «…человек должен изучить свои умственные и душевные возможности…», «Другими словами, необходимо собрать воедино наши обрывочные знания, бороться с наихудшей из человеческих слабостей – рассеянностью.», «Таким образом, в течение многих веков были выработаны различные методы, во многом отличающиеся один от другого, но имеющие одну общую цель – сплачивание людей. Это и есть йога.» Извините меня, но это есть какой-то ужас.

Вы бы хоть написали о том, что говорит по поводу происхождения йоги та самая «индийская наука». А говорит она приблизительно следующее, что бог Шива открыл и дал человеку позы тела, предназначенные для сохранения здоровья и достижения высшего уровня сознания. Между прочим, эта легенда кажется более правдоподобной, чемто, что люди, которые считали, что земля плоская задумывались над вещами, которые только-только начинает объяснять современная наука.

Русская Индия

Занятия йогой

Через неделю будет два месяца, как я хожу на занятия йогой и сегодня мне есть чем гордиться!

Занятия йогой в Индии, как и следовало ожидать, довольно популярны, но знаете, в чем проблема? Даже тут трудно найти хорошего инструктора или учителя, но мне повезло!

Буквально в километре от нас, на небольшой парковке под частным домом, в общем-то за копейки преподает йогу женщина, к которой люди ходят уже аж по 7 с лишним лет, а вот теперь и я среди них!

Мой опыт занятий йогой был разный..

В России я занималась в группе мужчины, не один год прожившего в Индии, изучавшего йогу в специальных школах, в ашрамах, но он всего лишь тупо гонял нас по какой-то советской книжке и не мог толком объяснить чем мы собственно занимаемся.

В Индии занятия йогой, сразу после моего приезда и прямо в нашем доме, организовала моя свекровь, но в группе кроме меня были только ее подружки пенсионного возраста и поэтому лично для меня нагрузка была практически никакой..

Потом была попытка заняться йогой в нашем жилом комплексе, куда пригласили женщину из какого-то ашрама.. Занятия были бесплатными, но нам больше «промывали мозги» и в итоге я оттуда ушла.

В общем, впечатления от занятий йогой у меня были не самые понятные, пока меня не уговорили еще раз попробовать..

За какие-то 300 рупий в месяц (150 рублей), я четырежды в неделю занимаюсь йогой и каждый раз это как приключение! Упражнения практически не повторяются, мы никогда не знаем чего ждать: будем, извиняюсь, потеть, медитацией заниматься, дышать, растягиваться или хохотать все занятие в самых немыслимых позах )) Нам ничего не внушают, зато объясняют каждое упражнение, присутствует индивидуальный подход (по состоянию здоровья), плюс всегда можно получить дополнительную консультацию, в общем, я в восторге!

Придя на йогу, я конечно могла согнуться-разогнуться, но гибкости практически не было, у меня часто болела спина, присутствовало подавленное настроение, а теперь я частенько пою! С удовольствием растягиваюсь, радуюсь любой силовой нагрузке, сладко сплю на кровати без матраса и чуть ли не вприпрыжку бегу на каждое следующее занятие )) В тренажерный зал, о котором я рассказывала и где я провела последние 1,5 года, меня теперь даже пряниками не заманишь, мне нужна только йога!

А еще, сегодня, неожиданно для самой себя и половины группы я, главный тяжеловес, встала в позу «Саламба Сарвангасана» или в позу «Свеча», что на заглавном фото!

Сперва, конечно, я прошла через два других этапа, они на рисунке ниже, но главной моей целью была все же «свечка».

Поза «Саламба Сарвангасана» («Свеча») — одна из самых главных в йоге. Благодаря ей улучшается кровоснабжение мозга, кожи лица и глаз, дается отдых сердцу, расслабляет и омолаживает нервы. В общем, как нам вчера сказали: «Хотите быть молодыми и красивыми — стойте вверх тормашками ежедневно!» и, будьте уверены, теперь я постою

Йога:
мифы,
маркетинг
и правда

Современная йога лишь отдаленно напоминает древнюю оригинальную практику.

Когда появилась йога? Этот вопрос я задал нескольким учителям йоги, ответы меня очень удивили. Один из них сказал, что йоге 5 тысяч лет, другой – 10 тысяч лет, еще один – 15 тысяч лет. Казалось, они просто называют первое понравившееся число. Услышав такой разброс ответов, невольно задаешься вопросом, сколько из этих учителей действительно изучали происхождение йоги. В одном можно быть уверенным; большинство практикующих йогу считает, что это древняя индийская система, которой тысячи лет, — по крайней мере, именно так это преподносится. Но где же правда?

На самом деле йога возникла действительно достаточно давно, мы находим упоминания йоги и йогических практик в «Ведах» (приблизительно 1500-1200 гг. до н.э.) и текстах «Тантра Агама», часть которых считают более древними, чем «Веды». Изображения людей в йогических позах можно найти не только в наследии индийской цивилизации, но и в Южной Америке и даже в цивилизациях северных стран. Мои учителя говорят, что в древние времена существовала глобальная культура Тантры и Йоги, однако большая ее часть была утеряна, и до нас дошли лишь редкие артефакты. В Индии же благодаря существованию относительно развитых, процветающих и мирных цивилизаций это учение удалось сохранить. Однако то, что мы называем йогой сейчас, значительно отличается от древних практик.

«То, что я преподаю, – не йога. Я просто называю это йогой, потому что так ко мне приходит больше людей», – сказал тренер по гимнастике в небольшом городе в Дании – Свами Джанакананда Сарасвати, журнал «Бинду».

По распространенному мифу, то, что мы практикуем в йога-студиях – древняя система, которая преподавалась на протяжении многих лет. В реальности же то, как йога практикуется в современном мире, настолько отличается от традиции, что даже называть это йогой довольно сложно. Изначальная форма претерпела столько изменений, что теперь лишь отдаленно напоминает древнюю оригинальную практику. Давайте посмотрим на эти изменения.

Если вам повезет провести время с настоящим гималайским йогом, вы обнаружите, что его или ее практика асан ограничивается 7-9 позами (чаще – и того меньше), он или она никогда не будет принимать 30-40 позиций, как мы это делаем на занятиях йоги. Нужно понимать, что классические позы йоги предназначались для создания ощутимых изменений в потоках энергии и потому должны были выполняться медленно. Обычно чтобы запустить внутренние энергетические процессы, йоги удерживают позу минимум 5-7 минут (часто – намного дольше). Если вы в асане меньше 90 секунд, более глубокие энергетические процессы даже не успевают запуститься, и вы получаете только физический эффект.

В «садхане» (практике) йогические позы занимают только 20-25%; остальное время посвящено более важным составляющим пранаямы и медитации. Как вы могли заметить, на современных занятиях йоги происходит ровно наоборот: чаще всего пранаяме и медитации либо практически не уделяют внимания, либо не преподают вообще. Часто они преподаются как отдельные курсы/семинары, не связанные друг с другом. Асаны, пранаяма, мудра-бандха, шавасана и медитация – не отдельные компоненты, а, скорее, разные нити в ткани Йоги. Они подобны разным органам тела; без их слаженной работы нельзя говорить о живой практике.

Практика йоги и познание себя подобны тому, как человек, войдя в большую темную комнату, зажигает свет в каждом уголке по очереди. Люди хотят мгновенной трансформации. Йога им не подходит. Йога для людей, которые терпеливы и готовы усиленно работать, чтобы преодолеть свои ограничения. – Свами Ниранджананда Сарасвати

Другой интересный факт состоит в том, что многие известные позиции, такие как «поза воина» (или «поза героя», вирабхадрасана), поза собаки мордой вниз (адхо мукха шванасана), поза планки (чатуранга дандасана), поза стула (уткатасана), стойка на руках (адхо мукха врикшасана), поза ворона (паршва бакасана) и многие другие появились в последние 150-200 лет, до этого времени они не упоминается в йогических текстах. В классических текстах, мы в основном найдем позы сидя, лежа на спине, лежа на животе, несколько перевернутых поз и очень мало стоячих поз. Наиболее авторитетные тексты («Хатха-йога-прадипика», «Геранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-самхита») упоминают только порядка 20-35 позиций, большая их часть посвящена глубоким пранаямам (дыхательные практики), мудрам (практики, усиливающие и направляющие энергию) и медитациям (которые включают активацию энергетических центров и каналов). Причина в том, что эти практики были созданы в основном для гармонизации и стимулирования потоков энергии, а не для фитнеса или лечения.

В современном мире Йога преподносится как древняя индийская система упражнений, которая ведет к физическому и духовному здоровью (преимущественно, физическому). Этот акцент на физической составляющей йоги – сравнительно новое явление; по традиции практики больше фокусируются на тонком (энергетическом) теле. Эти практики были созданы для построения «сильного» тонкого тела, посредством которого можно получить доступ к более глубоким медитативным состояниям, открывающим путь к внутренней свободе и радости (мокша), улучшение физического здоровья изначально воспринималось скорее как побочный эффект. Так что йога изначально не была терапевтической системой заботы о здоровье, скорее это духовная дисциплина. Так, молитва может быть духовным процессом, через который человек может просить о здоровье и исцелении.

Тело йога легкое и свободное; само понятие йоги для «кубиков» пресса выглядит как забавное недоразумение. Даже использование йоги в терапевтических целях – сравнительно новое явление. Предписывание определенных позиций для лечения определенных болезней — это идея, пришедшая из западного подхода к медицине, ориентированного на решение проблем. Восточный подход к здоровью более холистический (целостный), и подразумевает, что мы лечим не определенную болезнь, а человека в целом. Когда человек сбалансирован, все его системы автоматически приходят в равновесие.

Однако важно понимать, что если что-то не является древним, это не значит, что оно не может быть полезным. Тысячи людей получили пользу от этой современной интерпретации йоги как лечебной и наполняющей жизнью практики. Во многом йога в том виде, как она практикуется сейчас, сформировалась стараниями первопроходцев в начале 1900-х годов: Шри Кришнамачарья и его ученики (Б.К.С. Айенгар, Паттаби Джойс, Десикачарья), Шри Йогендра (основатель Института Йоги), Свами Кувалаянда (основатель Кайвалядхама) и другими. Эти уникальные учителя оживили интерес к йоге в обществе через фокусирование на терапевтических и лечебных аспектах традиции. Позже многие западные последователи этих учителей этих учителей привнесли свои нововведения.

Представьте, что у вас есть самолет, но вы не знаете, что это такое – до этого вы видели только машины. У самолета есть эти две ужасные штуки, которые задевают здания и фонарные столбы, поэтому вы решаете отрезать самолету крылья и счастливо ездите на нем по улицам. Точно так же, вы радуетесь, если вам удалось вылечить спину или решить проблему с щитовидной железой. Но человек, который когда-либо летал, заплачет, увидев самолет с отрезанными крыльями. Когда я вижу, как используется йога сегодня, особенно, как она используется на Западе, мне хочется плакать. Какая потрясающая возможность, которая может быть дорогой к божественному, используется в таком усеченном виде. – Садгуру Джагги Васудев

Можно представить йогу как образовательную систему, которая состоит из детского сада, школы и университета. Современные исследования йоги подобны сложно устроенному детскому саду со скудными возможностями для дальнейшего развития. Йогические науки предлагают нам инструменты и знания для глубокого физического, психологического и духовного развития, которое начинается с физического здоровья и заканчивается совершенствованием ума, эмоций и энергии. Почему же тогда современные практики йоги ограничиваются телом, когда нам доступно множество удивительных инструментов развития здоровья, счастья и достижения успеха.

Именно сочетание древних практик и современности может обогатить нашу жизнь, — не в единении ли подлинное значение Йоги? Так почему бы не объединить старое и новое?

Йога – это не древний миф, преданный забвению. Это самое ценное наследие настоящего. Это существенная потребность сегодня и культура завтрашнего дня. – Парамахамса Сатьянанда Сарасвати

Хотите познакомиться с Садашивой лично? Приходите на 10-ую Международную Конференцию Yoga Journal!

15-16 октября в Москва-Сити, более 30 часов практики с самыми яркими преподавателями со всего мира.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления Дживамукти-йоги.

На Конференции состоится российская премьера документального фильма «What is Real» («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие.

ru_india

Любители Индии

Йога в Индии vs. Йога в России

Будучи давней поклонницей йоги, я приехала в Индию, наполненная радостным предвкушением. Вот он рай — думала я — теперь-то я узнаю, что такое настоящая индийская йога! И узнала.. Не могу сказать, что мои ожидания соответствовали действительности.

Расписание занятий.
Рассвет или закат.
Это, конечно, обуславливается тем, что йогой предпочтительно заниматься в гармонии с солнечной активностью. Но! Первый вариант означает, что надо встать в 5:30 утра. Второй же просто не всегда доступен из-за дел насущных. После московского обилия вариантов, две опции кажутся серьезным ограничением прав йогующихся)

Учителя.
Вот как вы представляете себе преподавателя йоги? В Индии? Правильно — сухощавый мужчина с впечатляющим мышечным рельефом и не поддающимися объяснению способностями к заворачиванию себя в букву зю. А что вы скажете, если придете на занятие, а инструктор — семидесятилетняя.. ммм.. дама далеко не анорексичной комплекции. Или ее дочь средних лет с поистине рембрандтовскими очертаниями. Сразу начинаешь понимать, что йога — она не про фигуру) она про здоровое тело и душу. Но когнитивный диссонанс подпитывется изнутри вопросами типа «разве инструктор по йоге не должен быть примером для подражания для своих студентов?» И «как может преподавать йогу человек, который из-за своей комплекции физически не способен выполнить массу асан?» Как. Ну правда!

Вот еще пример (больная тема, простите =) )
Пришли мы тут на йогу к новому преподавателю. Он в годах, но пока больше всех других походит на настоящего йога) И вот, на третий день занятий вместо него ЕГО пришла заменять дама, которая делала некоторые балансы у стеночки и не могла на одной высоте держать вытянутые в стороны руки. Во всех школах йоги, где я бывала, это было бы позором для любого начинающего инструктора.

Студенты.
В России, благодаря появившейся в последние годы моде на йогу, на занятия по большей части приходят молодые и здоровые. Немолодые и нездоровые тоже приходят, но их пока не так много (к сожалению), и зачастую для них открыты отдельные группы.
В Индии же йога воспринимается как у нас лечебная физкультура в поликлинике. Это обусловлено тем, что йогические асаны входят в базовый набор школьных упражнений, и выросшие школьники не видят ничего трендового в том, чтобы практиковать их после выпуска. Напротив, они идут в тренажерный зал и «по-взрослому» качают там бицуху, ну или внутреннюю поверхность бедра, если дело касается женского пола))
Все вышесказанное приводит к тому, что о йоге люди начинают задумываться, лишь когда у них возникают серьезные проблемы со здоровьем, а это, в свою очередь, обуславливает контингент, представленный на занятиях. В основном, это люди либо ослабленные, либо пожилые, разбавленные лишь парой-тройкой участников из более молодых и сознательных.

Интенсивность занятий..
.. плавно вытекает из предыдущего пункта. Кто был на йоге, тот знает, что самый кайф — отзаниматься так, чтобы сошло три пота, расслабиться в шавасане, спеть Оммм и почувствовать себя усовершенствованной и более гармоничной версией себя до занятия. Что касается местной йоги, я даже еще ни разу не устала во время занятия.. Поэтому и шавасана не нужна (ее здесь почему-то дают крайне редко). Хорошо хоть Ом никуда не делся)
Кстати, причина этого явления еще и в том, что индийцы не очень-то любят напрягаться. Некоторые преподаватели говорили мне, что если они будут давать более интенсивную программу, люди просто перестанут приходить на занятия. Не поймите меня неправильно — занимаясь йогой в обычной индийской группе можно развить и силу, и гибкость, и баланс. Но гораааааздо медленнее, чем это могло бы произойти в России.

И еще небольшое пояснение — я не говорю сейчас о йогических семинарах и тичерс-тренингах. Или о каких-нибудь серьезных практиках, существующих при разнообразных индийских ашрамах. Я говорю о группах для обычных людей, которые хотят держать тело здоровым, а ум — спокойным. Кстати по поводу последнего все очень хорошо — на каждом занятии достаточно внимания уделяется дыханию (пранаяме), медитации и пению мантр, что в совокупности очень позитивно влияет на душевное равновесие и эмоциональный настрой человека.

Олег Чернэ

Йоги — кто они

Йога как система претерпела столько изменений, имеет такую массу вариаций и при этом несет в сознании всех, кто ей занимается, такую идею духовного развития, что воистину можно только преклониться перед этим чудом XX-го века.

Именно в XX веке йога стала тем, что можно назвать «культурой йоги». Удивительно, как люди, находясь совсем в ином осознании бытия, живя совсем в иных сезонных состояниях (по отношению к тем, где эта йога была зарождена) пытаются прилепить к своему воображению какую-то традицию или опереться на некие доказательства тысячелетней давности.

Возможно, жители Индской (Хараппской) цивилизации (древняя культура на территории Индии, существовавшая за 3000 лет до н. э.) действительно занимались йогой, но может ли это стать серьезным обоснованием для тех, кто изучает йогу сегодня? Единение души с некой трансцендентальной истиной одурманивает на грани наркотического транса такое количество людей, что они готовы лишить себя интеллекта, скрываясь от «предрассудков» современности. Более продвинутые йоги опираются на учение йога Патанджали, описавшего 8 ступеней йоги:

1. Яма — система ограничений, которая предписывается людям, обладающим статическим сознанием. Характерна для людей определенной веры и образа жизни в определенных климатических условиях, что и характеризует жителей Индии.

2. Нияма — предписания для тех, кто безоговорочно следует, и не в состоянии осмыслять, размышлять, анализировать. Основаны на умерщвлении человеческих, т. е. «отвлекающих» форм переживаний.

3. Асана — борьба за освобождение от зависимости от своего тела и сознания для опоры на сверхсознание, освобождение от физической зависимости. Тело не рассматривается как источник развития, и задача работы с ним — уменьшить свою зависимость от него. Здесь присутствует и физиологический аспект, связанный с тем, что в Индии тело человека не проживает все сезоны и поэтому некоторые его системы (например, мышцы) мешают развивать все то же тело.

4. Пранаяма — дыхательные упражнения, необходимые для жителей, у которых кожная и дыхательная системы не активизированы по природе, то есть для индусов. Иначе происходит пережигание энергии и достижение состояния дыхательного аффекта, в котором возникает ощущение пребывания энергии. Впрочем, здесь все зависит от умения преподавать эту систему, от места, где это происходит, и от подготовки легочной диафрагмы практикующего.

5. Пратьяхара — контроль синхронизированного состояния сознания, что абсолютно не может быть понято европейским сознанием. И это надо развивать десятилетия, в противном случае происходит, наоборот, обеднение, я бы даже сказал, оглупление йога.

6. Дхарана — погружение в сверхсознание, которое многие называют концентрацией. Йог не развивает концентрацию, так как это условие человеческого состояния. Он развивает осознание и переживание сверхсознания без определения этого переживания, что и приводит его к неопределяемому состоянию.

7. Дхьяна — неопределяемое состояние, которое характеризуется состоянием медитации. Оно опирается исключительно на личностные качества проживания, и не может быть подвергнуто определению или чьему-то суждению.

8. Самадхи — экстатическое состояние переживания сверхсознания.

Вот, собственно, и есть тот восьмеричный путь йоги. Это абсолютно не социальный путь развития, и при этом он не может быть реализован в других сезонных или климатических форматах.

Это и создало различные формы интерпретации йоги в зависимости от личности каждого гуру, который, в результате, поставил себя выше йоги и нарушил основной закон познания: знание должно быть выше нас. А руководствоваться мы должны методом. Но как же здесь выстроить метод, если он опирается на медицину, а не на физиологию?

Здоровье определяется развитием сознания, а это самое уязвимое место у йогов, так как оно им не нужно… Так что даже с позиции здоровья тут есть масса вопросов.

Вопросы и ответы

Знакомы ли Вы с учениями «АГНИ ЙОГИ»? Если да — то находите ли Вы их интересными? или бесполезными? Стоит ли их читать? Спрашиваю, потому что не смог найти однозначного ответа в интернете, хотел посоветоваться с Вами.
У меня нет позиции «хорошее» или «плохое». У меня позиция «нужное» или «ненужное». К тому же, в современном мире все зависит от того, кто преподает. Но очень важно понимать метод и в чем опора. Метода и системы я не вижу. Опора же на сверхсознание меня не устраивает. Она лишает возможности разбираться и пережить преимущества и недостатки человеческой природы. Складывается впечатление, что Агни Йога — это один из способов скрыть недоразвитость пути. Когда нету ясности и четкости — то приходится руководствоваться мутью. И если эта муть даже сверхбожественная — как же ее использовать тому, у кого даже с внимательностью проблемы?

Почему Вы выбрали Даосское направление? В чём его отличие от Индийской йоги? Что лучше? Можно практиковать и то и то или выбрать что-то одно?
Потому что для меня важна адекватность знания. Нигде, кроме как в даосской традиции, нет такой четкости, если хотите — математичности. Мне важно развивать мозг, а не быть духовно прошибленным.

Насколько я знаю, Вы изучили многие культуры, практики.
Интересно, почему в Вашей деятельности отсутствует направление традиционной индийской йоги? Разве она не пригодна для того, чтобы выстроить симметрию, восстановить нормальную циркуляцию энергии в организме, почувствовать ось и т.д.? (в сравнении с даосской йогой, тайцзи) Общался с одним из Ваших учеников, она сказала, что индийская йога не учитывает «сезонность» практики, и что проживая в России, где холодная зима, практики йоги в холодное время года могут быть чреваты для практикующего.
Практика для меня — это определенный код, матрица, где реализуются условия ментального, энергетического и физического, в определенной схеме. То, что люди сегодня называют йогой — в лучшем случае, занятия, зависящие не от знаний, а от тех, кто их ведет. Но по большому счету, все делают те или иные наборы упражнений. Не знаю, с какими моими учениками вы общались, но нужно понимать смысл того, что и зачем делается. Индийская йога — это прямой путь к сверхсознанию. Далее нужно объяснять и понять сказанное, где сезонность — это лишь один из пунктов. Проблема в том, что одно и то же название мы понимаем по-разному. Йога непригодна для симметрии или оси в движении. Ни один йог не может нормально двигаться из-за перетянутых сухожилий, но чтобы понять это, требуется время и терпение, а не реакция. Впрочем, отвлеченность йогов от процесса — это заложенная в задачах йоги функция, которую еще нужно зафиксировать.

Разрешите дилемму: почему даосы во время Шен (с 1 до 3) рекомендуют «спать» для трансформации, а йоги наоборот бодрствовать: медитировать, т.е. как некое противоречие между ними или это разный подход к вопросу бессмертия?
Йоги не занимаются бессмертием, они занимаются освобождением.

Психолог Сергей Ключников

Консультация психолога, психологическая помощь,

коучинг и тренинги в Москве, саморазвитие.

+7 (916) 525-6405,
+7 (499) 267-7309
Skype: kluchnikov07

Зачем мы едем в Индию?

Чтобы понять, зачем люди едут в Индию, полезно посмотреть на то, как мы сегодня живем и куда идем.

Мы живем в очень шумной, суетливой, во многом однотипной цивилизации, которая очень сильно утомляет обычного человека.

Вспомним свое состояние к Новому Году или к летнему отпуску.

Почти каждый работающий и живущий в большом городе человек вне зависимости от возраста ощущает себя как выжатый лимон.

Но дело не только в усталости. В конце концов можно выспаться и в городе, или на даче.

Мы устаем от скудности наших впечатлений, даже если мы живем в самом активном мегаполисе России.

Мы идем к усталости и скуке.

Западный образ жизни в российском исполнении (работа-дом-дом — работа+ иногда короткие развлечения и даже выезды в комфортные европейские страны) не дает ярких впечатлений.

Все понятно, просчитано, предсказуемо.

И даже если мы поедем в куда-нибудь на Кавказ или в Саяны с рюкзаком, впечатлений будет много, но они будут в рамках обычного.

Но иногда хочется съездить куда-нибудь на неизвестную планету.

Так зачем мы едем в Индию?

Поездка в Индию, причем в Индию не туристическую, а сакральную, горную, относящуюся не к Гоа, а к Гималаям как раз относится к таким путешествиям.

Если говорить об экзотике, то Индия – одна из самых экзотических стран мира, если не самая экзотическая.

Она резко отличается от других стран и своей разнообразной богатейшей природой, и своей яркой этнографией, и собственной духовной культурой, и своей необычной цивилизацией.

Начнем с цивилизации. У многих до сих пор в головах странное представление, что это какая-то отсталая страна, где половина населения – это нищие и бомжи, просящие милостыню.

А на самом деле Индия по валовому национальному продукту – это третья страна мира (после Америки и Китая), обогнавшая даже Японию и далеко опережающая нас.

Ее достижения связаны прежде всего с новыми технологиями и компьютеризацией страны, с наукой, мощными центрами образования, сильнейшими вузами, с креативностью сознания народа.

И при этом Индия является страной, которую в гораздо меньшей степени, нежели другие страны ( речь идет в данном случае о странах Азии) затронула глобализация.

Она сумела сохранить национальные обычаи, культуру, традиции, праздники в почти нетронутом виде.

Каждый, кто попадает туда с удивлением обнаруживает огромное количество потрясающих древних храмов, центров и духовных школ самых различных традиций, сотни тысяч людей в потрясающих одеждах, которые не встретишь больше нигде.

А индийские песни и танцы, а национальные праздники, а религиозные службы с их высоким накалом духовных поисков и красотой солнечных, очень радостных обрядов и литургий!

А сотни тысяч паломников, совершающих обряды омовения в Ганге и других священных реках!

А индийские мудрецы разных конфессий, одетые в разнообразные одежды и отправляющие самые экзотические культы!

Статистика утверждает, что в Индии есть 100 000 реализованных кундалини-йогов, поднявших энергию к высшим центрам и потому достигших просветления.

В России таких людей думаю меньше десятка человек. А там подобная мудрость, приобретаемая в результате подобной духовной работы – в порядке вещей, почти обыденное явление.

И мы во время нашего тура постараемся встретить таких учителей и посетить подобные ашрамы.

Самое интересное, что эти духовные центры вовсе не скопление священных камней Европы и Азии, не покинутые жрецами пирамиды Египта, не археологические артефакты, а живые средоточия традиции, которая не прерываясь словно река течет через тысячелетия и добралась до нас.

Не менее впечатляющи индийские города и городки.

Некоторые из них насчитывают более 5000 лет- древность эта превосходит и библейскую, и египетскую древность.

Одним из самых потрясающих открытий, с которыми нам придется столкнуться – это волшебство индийской природы- холмы и равнины, реки и озера, горы и саванна, и деревья и цветы!

Только представьте всю южную пышность, с которой проявит себя эта природа в первой половине марта.

По яркости и необычности этих впечатлений ни одна страна мира не может дать даже приблизительной картины.

Индия несопоставимо ярче всего этого, и она глубже других традиций Запада и Востока.

И, конечно, многие люди, устав от тусклого света современной неоново-электронной цивилизации едут в Индию затем, чтобы получить эту яркость.

Разумеется я говорю свое личное мнение и если кому-то кажется, что Калифорния или Силиконовая Долина ярче и круче Индии я не буду разубеждать в этом никого.

Как говорится, о вкусах не спорят.

Но главное зачем мы едем в Индию на такие тренинги-туры – это за познанием себя, за тем, чтобы на какое-то время остановиться в той гонке, в которую мы попали и которая уводит от себя.

Мы ездим в Индию, чтобы познать себя, ощутить свое предназначение и вернуться к себе.

Речь не о том, чтобы уйти в другую этнокультурную идентичность и вместо того, чтобы оставаться русским, сделаться каким-нибудь кришнаитом, разорвавшим со своей национальной традицией.

Так пугают Индией ложные традиционалисты, живущие в России и в своих бытовых привычках и вкусах гораздо больше напоминающие западников, американцев, но почему-то не боящихся этого и не замечающих произошедшей с ними мутации.

Если вы поедите в США или Европу они, претендующие на то, чтобы быть истинно русскими не станут вас отговаривать от такой поездки, но напротив, скажут одобрительные слова.

Так зачем мы поедем в Индию?

В самом деле, зачем?

Каждый поедет, конечно, за своими целями.

Кому-то захочется посмотреть экзотику, которая манит нас во всех индийских цветных фотографиях.

Кто-то захочет отдохнуть и развеяться.

Кому-то нравятся Гималаи и индийская богатейшая природа.

Кто-то захочет продвинуться в духовных практиках и лучше научиться медитировать.

Кто-то захочет понять пути развития индийской цивилизации, совершившей в XX – XXI веках головокружительный скачок.

Думаю, что мы поедем в Индию за глубинными переживаниями наших общих корней, которые живую в глубинах наших сердец и душ.

Речь идет о том, чтобы прикоснувшись к индийским духовным исканиям и увидев их глубину и серьезность, потом вернуться к себе.

Индия на глубинном уровне очень близка России – ведь когда-то мы имели общих предков – ариев, живших в Причерноморье, но под влиянием Великого оледенения двинувшихся на Юго-Восток и поселившихся на земле, которую они так и назвали – Ариаварта (страна ариев).

Ведь дух Гималаев, с которым нам придется столкнуться – это такая сила, которая может произвести с нами подобную трансформацию.

В свое время мой отец- поэт, философ и путешественник Юрий Ключников совершивший шесть поездок по Индии и проведший там более полугода написал книгу «Я в Индии искал Россию».

Ее название очень точно выражает то, что я хотел сказать.

Хотя бы иногда нужно уезжать за тридевять земель (на самолете от Москвы это 7, 5 часов лету), чтобы найти там что очень родное и близкое.

Вот зачем мы едим в Индию и вот зачем мы поедем туда на этот раз.

До поездки, которая состоится у нас с 1 по марта я выложу на сайте и на своих страничках Вконтакте и на Фейсбуке немалое количество самых разных материалов, посвященных этой чудесной стране — Индии.

Йога в Индии.

Само по себе значение йоги очень широкое, но основное ее понятие связано с индийской культурой. Йога означает совокупность духовных, психических и физических практик, которые нашли свое отражение в индуизме и буддизме. Считается, что с помощью йоги можно управлять психо-физиологическими функциями в организме человека, для того, чтобы он смог достичь наивысшего состояния души и тела.

Если рассматривать понятие йоги в узком смысле, то это ортодоксальная школа философии индуизма. Целью йоги считается изменение онтологического статуса человека. Она может быть достигнута через комплекс физических упражнений, работы над сознанием и освобождения от своих желаний. Главные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога.
Говоря о йоге в Индии, то стоит упомянуть, что она является непременным элементом культуры хинди и практикуется, чтобы освободить свое сознание, ум и тело. Именно индийская йога достойна звания «первородная». В настоящее время в Индии находится множество специализированных оздоровительных центров, где можно изучить йогу поверхностно и окунуться в ее глубины целиком.

Где можно заниматься йогой в Индии?

В этой стране есть много серьезных институтов, где можно изучать йогу. Одним из них считается Заведение Йоги Рамамами Айенгара. Любители йоги ценят это заведение, потому что здесь им предлагают подготовку различных уровней: от самой начальной ступени, предназначенной для новичков, до занятий с самыми настоящими профессионалами. Здесь можно получить ответы на все вопросы, познать мир и все его чудеса, пройти обучение космоэнергетике, пройти весь сложный путь саморазвития и духовного роста.
К тому же здесь могут изучать йогу люди с ограниченными возможностями, женщины в положении и дети. Находится Заведение Йоги в Пуне, курс обучения рассчитан на месяц, за который можно посетить от одного до шести класса. Единственный минус – отсутствие жилья на время обучения.

Другое место, призванное обучать йоге – это институт Аштанга, расположенный в Мисоре. Его история начинается с 30-х годов XX века. Здесь йога изучается в динамике и очень важным является ее темп. Занятия можно посещать весь год, но, в основном, их посещают люди с начальной подготовкой. Рядом с институтом можно арендовать жилье за умеренную плату.
Многие осваивают йогу в Пармат Никетам, так называется ашрам в горах, где расположено почти тысяча комнат. Сюда приходят и неподготовленные люди, ничего не знающие о йоге.
Институт Шиванда Веданта Центр, располагающийся в Тривандруме в штате Керала, предлагает изучать йогу под руководством основателя института, названного в честь его имени. Шиванда обладает глубокими знаниями медицины, является автором множества книг по йоге, которые вышли миллионным тиражом и продавались по всему миру. Здесь предлагают изучить несколько асан, начиная от простейших и заканчивая самыми трудными, познать способы глубокой релаксации и медитации. Желающие могут пройти курс по особому диетическому питанию.
Многие ассоциации и различные фитнесс-центры предлагают семинары по йоге в Индии, которые проводятся местными учителями. Стоимость таких семинаров без проживания и питания может варьироваться от 700 долларов и выше. К тому же, большинство туристических агентств организуют специальные туры в Индию для изучения теории и практики йоги. Такие туры обойдутся дороже – около 1000 евро за поездку, но включающую в себя и проживание, и питание.

Мифы об индийской йоге.

1.Мифом является то, что все индийцы занимаются йогой. Хотя, глядя на их осанку и грацию, многие утверждают обратное. Жители Индии довольно ленивы, к тому же, им не хватает на это времени. Йогой, в основном, занимаются приезжие туристы.

2.Не правда и то, что в Индии в каждом здании занимаются йогой. Объявления о занятиях можно найти на каждом столбе, но вот настоящую йогу практикуют в специализированных центрах, о которых известно большинству любителей этого учения.

3.Не всегда преподаватели йоги в Индии являются истинными профессионалами. Это могут быть люди, которые окончили курсы и знают немного больше о йоге, чем их ученики. Такой йогой занимаются туристы, которые имеют о ней малейшее представление и хотят просто попробовать, что это такое.

Стоит отметить, что йога практикуется не только в упомянутых индийских городах и йога-центрах. В любом крупном городе этой страны можно найти инструктора йоги или ашрам, где можно заняться просвещением и самопознанием, однако не все они принимают иностранных последователей. Учителя можно найти и самостоятельно, но для этого стоит заручиться рекомендациями уже опытных людей, прошедших курс обучения йоги, ведь, несмотря на то, что Индия – это родина йоги, здесь достаточно непрофессионалов, выдающих себя за специалистов по преподаванию йоги желающим.

Ссылка на основную публикацию